Творческая деятельность достоевского. Жизненный и творческий путь Ф. Достоевского. Обстановка в семье будущего писателя

Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. Отцом его был отставной военный лекарь Михаил Андреевич (участник Отечественной войны 1812 года), а матерью – Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева). Первым ребёнком в семье был Михаил, а Фёдор – вторым.

Всю жизнь два старших брата оставались самыми близкими людьми.

Всего в семье было 8 детей.

Отец семейства был строгим человеком. Он установил дома порядок и требовал, чтобы все неукоснительно его соблюдали. Но была добрая и ласковая мама. Была ещё няня, взятая из московских мещанок по найму, звали которую Алёна Фролова. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну. Именно от неё он услышал первые сказки: про Жар-Птицу, Алёшу Поповича, Синюю Птицу. Часто по вечерам в семье Достоевских проходили семейные чтения.

Литературные интересы определились рано. Под влиянием Вальтера Скотта и А. Радклиф Федоров сочинял романы «из венецианской жизни». Журнал «Библиотека для чтения», выписанный для сыновей отцом, обеспечивал знакомство с новейшей иностранной литературой:

О. де Бальзаком, Э.Т.А. Гофманом.

Читались историк Карамзин, писатели и поэты Державин, Лажечников, Загостин, Жуковский и, конечно же, Пушкин. Младший брат Фёдора Михайловича Андрей Михайлович писал, что «брат Федя более читал сочинения исторические, серьёзные, а также попадавшиеся романы. Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи… но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, тогда чуть не всего знали наизусть…». Гибель Александра Сергеевича юным Федей была воспитана как личное горе.

Андрей Михайлович писал: «Брат Федя в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура (умерла мать – Мария Фёдоровна), то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину».

С 1834 года юных Фёдора и Михаила определяют в частный пансион Л.И. Чермака, один из лучших в Москве, где они учились до 1837 года. Пансион располагался на Басманной улице.

О Достоевском-пансионате рассказывал его соученик В.М.Каченовский: «…Это был серьёзный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками пансиона…».

Достоевский рос в семействе «русском и благочестивом», где знакомились с Евангелием «чуть не с первого детства».

«Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным», - вспоминал писатель.

Каждую пасху мать возила сыновей на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру.

Зимой 1837 года умерла мать Фёдора Михайловича, и этот период принято считать окончания детства писателя. А ровно через год он вместе с братом Михаилом едет в Санкт-Петербург поступает в Инженерное училище. Но Михаила не могут туда зачислить по состоянию здоровью, и он вынужден был поступить в инженерные юнкера в Ревене (ныне Таллинн).

Впервые Федор был надолго разлучен с братом. Однако связь между братьями не прерывалась благодаря оживлённой переписке, где обсуждалось творчество Гомера и Расина, Гёте и Бальзака. Гюго и Шиллера, которым юный Достоевский «бредил» и которого «вызубрил всего наизусть». В этих письмах высказаны мысли, определившие духовный поиск всей жизни:»Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

В начале лета 1839 года умер отец.

Будущий писатель очень тяжело перенёс эту трагедию, тем более что упорно ходили слухи о том, что Михаила Андреевича убили свои же крестьяне в селе Даровое (Тульская губерния), которое они купили в 1831 году и в котором маленький Федя проводил каждое лето.

И именно со смертью отца связан первый приступ эпилепсии, который преследовал Фёдора Михайловича до конца жизни.

Инженерное училище находилось в Михайловском замке, где был убит царь Павел 1. в будущем писателе зарождалось недоверие к «дивному граду», воспетому его кумиром А.С. Пушкиным. однако Петербург властно притягивал Достоевского к себе. Но это был Петербург Мещанских и Подьяческих улиц, где он и поселил своих будущих героев.

Один из счастливых моментов в первые годы жизни и учёбы Достоевского в Петербурге являлось общение с поэтом-романтиком И.Н. Шидловским.

Вот что он писал брату Михаилу: «…О, кокая откровенная, чистая душа!... О, ежели бы ты знал те стихотворения, которые написал он прошлою весною…».

Григорович, который учился вместе с ним: « Фёдор Михайлович уже тогда выказывал черты необщительности, сторонился не принимал участия в играх, сидел, углубившись в книгу, и искал уединённого места… В реакционное время его всегда можно было… найти… с книгой». И ещё: «Его начитанность изумляла меня».

Достоевский читал в то время Шиллера и Шекспира, Гёте и Бальзака. И именно в годы учёбы он научился понимать Гоголя, вернее, подмечать те жизненные ситуации, которые так умел воплощать на бумаге Гоголь. Ещё юнкером он сочинил не дошедшие до нас произведения «Бориса Годунова» и «Мария Стюард».

После окончания училища, в 1843 году, Достоевский был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год уволился, вместе с Д.В.Григоровичем (уже известным писателем) снял квартиру и занялся писательским трудом..

В мае 1845 года написаны «Бедные люди».

Достоевский прочитал роман «Бедные люди» Григоровичу, который в свою очередь показал его Н.А.Некрасову, а тот со словами «Новый Гоголь явился!» отнёс книгу В.Г.Белинскому.

Восхищённый В.Г.Белинский позвал к себе автора и сказал: «Да вы понимаете ли сами-то, …что вы такое написали! Но может быть, чтобы вы, в ваши двадцать лет, уже это понимали… Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным «ему» и будете великолепным писателем!».

Впоследствии Фёдор Михайлович вспоминал: «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни».

Восторг был всеобщим, и Достоевский стал один из участников так называемой 2натуральной школы». 15 января 1856 года его роман открылся «Петербургский сборник», второй по счету альманах натуральной школы, где были собраны произведения Некрасова, Тургенева, Панаева, Герцена, Соллогуба, Белинского.

Достоевский остался верен своему дару, но пути с Белинским у него разошлись.(См. критические статьи В...Белинского о творчестве Ф.М.Достоевского: о длиннотах, не одобряемом Белинским «фантастическом колорите» и пр.).

Однако в последствии Достоевский не раз вспоминал с благородностью великого критика.

«Бедные люди» открывают целый цикл произведений, показывающих жизнь различных слоёв общества. Достоевский пишет повести «Двойник», «Хозяйка», «Роман в десяти письмах», «Господин Прохарчин», «Ползунков» и, к радости многих, несколько повестей о «мечтателях». Появлению произведений о «мечтателях» предшествовала публикация Достоевским ряда фельетонов под общим названием «Петербургская летопись» (1847), в которых он объяснил причину появления «мечтателей» в жизни. Не чувствуя в себе сил для борьбы, они («мечтатели») уходят в свой вымышленный мир, фантазий и мечтаний.

Самым «главным» мечтателем у Достоевского был главный герой повести «Белые ночи».

Появление «мечтательства» у Достоевского совпадает с увлеченностью утопическим социализмом, участием в кружках бр. Бекетовых, М.В.Петрашевского, С.Ф.Дуров.

Главным авторитетом в кружке бр. Бекетовых был молодой критик В.Н.Майков, который выдвинул в качестве первой задачи современной ему литературы психологизм, изучение человеческой природы. Под влиянием его идей вокруг журнала «Отечественные записки» формируется т.н. «школа сентиментального натурализма», признанным главой которой стал Достоевский.

С весны 1847 года писатель становиться постоянным членом кружка петрашевцев. На собраниях обсуждались политические, социально-экономические, литературные и другие проблемы. Достоевский был сторонником отмены крепостного права и отмены цензуры над литературой. Но в отличие от остальных петрашевцев он был ярким противником настильного свержения существующей власти.

В кружке Петрашевского Достоевский сближается с Дуровым, Спешневым, Момбелли, они задумывают собственную типографию, но не успевают.

На одной из «пятниц» писатель читал знаменитое письмо Белинского к Гоголю с резкой критикой «Выбранных мест из переписки с друзьями». Чтение этого «преступного»» письма и стало одним из главных пунктов обвинения Достоевского.

Рано утром, в 4 часа 23 апреля 1849 года к Фёдору Михайловичу Достоевскому по личному приказу царя Николая 1 пришли жандармы, арестовали и заключи в Петропавловскую крепость. Вместе с ним было арестовано ещё несколько десятков петрашевцев.

По решению суд, Достоевский и десять других членов кружка были лишены дворянского титула, чинов и заключены в Петропавловскую крепость. Но этот арест никак не сломил его волю: «Вижу, что жизненности во мне сколько запасено, что и не вычерпаешь», - это строка из письма, написана из крепости брату.

Военный суд признал Достоевского «одним из важнейших преступников» и, обвинив в преступленных замыслах против правительства, приговорил к смертной казни.

Император Николай 1 приказа: «Объявить о помилование лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнение казни». Инсценировка смертной казни состоялась 22 декабря 1849 года. А через два дня Достоевского заковали в кандалы и отправили Омский острог, в котором он содержался до февраля 1854года.

Свою жизнь в сибирской тюрьме Фёдор Михайлович описал в произведении «Записки из мёртвого дома» (1860), где показал не романтических разбойников, а закономерную жизнь настоящих головорезов, потерявших всё человеческое; показал и тихих и кротких людей, не выдержавших мучений солдатской службы и убивших своего офицера. И вовсе невинных, обвиненных в преступлениях, которых не совершали.

В остроге Достоевский был одинок. Арестанты за частую не хотели с ним общаться, считая его человеком из другого мира. Там написана «Сибирская тетрадь», куда он вносил свои мысли, тюремные песни, пословицы и т.д. «Сибирская тетрадь» и стала основным материалом при создании «Записи мёртвого дома».

В феврале 1854 года Достоевского, по решению суда, определяют рядовым в Семипалатинский линейный батальон.

Достоевский уже известен и благодаря этому становиться другом областного прокурора Врангеля, которой присутствовал при инсценировке расстрела петрашевцев зимой 1849 года. Это давало Фёдору Михайловичу возможность бывать в высшем обществе (он познакомился и с Ч.Ч.Валихановым, видным казахским деятелем, с которым он поддерживал связь и после ссылки). Благодаря началу либерального правления Александра 2 рядовой Достоевский 1 октября 1856 года получил офицерский чин, а немногим ранее ему был возвращён дворянский титул.

В начале 1857 года Достоевский женится. Его первой женой становиться вдова отставного чиновника Мария Дмитриевна Исаева. Он влюбился в неё (ещё когда она была замужем) с первого взгляда. У Марии Дмитриевны был трудный характер, и поэтому брак оказался трудным.

Достоевского выручает литературная работа: он делает наброски к произведениям «Дядюшкин сон и «Село Степанчиково и его обитатели», которые были закончены уже после ссылки.

Семья поселяется в Семипалатинске, и спустя два года Достоевский всё-таки добивается отставки, уже в чине прапорщика. Ему не сразу разрешают жить в Санкт-Петербурге или в Москве, а поселяют в Твери (март 1859 года). Однако очень скоро Достоевский добивается переезда в северную столицу, и во второй половине декабря 1859 года, ровно 10 лет спустя после «казни» на Семёновском плацу, он снова оказался в Санкт-Петербурге.

По возвращению из Сибири Достоевский фактически начинает руководить политическим журналом «Время», который был основан братом Михаилом в 1861 году. Идеологическая платформа журнала – почвенничество: трагическую разорванность интеллигенции и народа – плод петровских реформ – необходимо преодолевать, опираюсь на самобытную национальную почву.

Православная идея братства позволит, по мнению Достоевского, русскому человеку осуществить в будущем свою национальную сверхзадачу – идею всечеловечности, то есть объединения и примирения всех народов мира в высшем синтезе. Почвеннические воззрения Достоевский развивал в течение всей жизни.

И первое крупное произведение, написанное после ссылке, было опубликовано именно в первых номерах «Времени» в начале 1861 года. Это был роман «Униженные и оскорблённые».

Почти в то же время выходит в свет «Записки из мёртвого дома», описывающие Сибирский острог. В 1863 году выпущен цикл очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» - о жизни в европейских странах, увиденной летом 1862 года.

В апреле 1863 года журнал «Время» был закрыт цензурой за статью «Роковой вопрос», написанную Н.Н.Страховым и посвящённую польскому восстанию.

В 1864 году Михаилу Михайловичу Достоевскому удалось получить лицензию на выпуск нового журнала – «Эпоха», в этом же году он пишет «Записки из подполья».

В 1864 году умерла жена Достоевского Мария Дмитриевна, а 22 июля того же года умер от болезни брат Михаил. Для Федора Михайловича это был тяжёлый удар, и к тому же все основные забыты, связанные с «Эпохой», свалились на его плечи, и в июне 1865 года редакция обанкротилась. Чтобы выйти из финансвого тупика, Достоевский заключает с издателем Стелловским договор о выпуске его собрания сочинения с обязательноством написать новый роман. Этим роман стал «Игрок».

Ещё до смерти первой жены (1862г) Достоевский познакомился с Аполлинарией Сусловой, которая очень тяготила ко всему революционному и сразу влюбилась в недавно отбывшего наказания по политическому делу Достоевского. Достоевский делает ей предложение, но она отклоняет его. Аполлинария – прототип Полины а романе «Игрок».

Роман «Игрок» - в некоторой степени автобиографичен, Достоевский сам был игроком и проиграл «до нитке». Роман был написан за 28 дней. Анна Григорьевна Снитникова, стенографировавшая роман, 15 февраля 1867 года стала второй женой писателя.

Анна Григорьевна вспоминала: «Фёдор Михайлович в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мной, завёл меня во двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухе вещи».

Работа над «Преступлением и наказанием» была начата в 1865 году, в Висбадане, в Германии, куда Достоевский выехал для лечения. В центре романе – преступление, идеологическое убийство.

«Молодой человек, исключённый из студентов университета, …живучий в крайности бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения» - убить и обобрать старуху-ростовщину, скверную «вошь», заедающую чужой век. На её деньги Раскольников мечтает сотворить тысячи добрых дел, а первую очередь спасти от позора и нищеты горячо любимых мать и сестру.

Второй брак писателя по-настоящему был счастливым.

С 1867 по 1871 год писатель вместе со своей женой, спасается от кредитов, проводит за границей, лишь изредка приезжает в Россию.

Они переменно жили в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве, и Флоренции. И лишь в конце 1871 года, после того как писателю удалось расплатится с долгами (часть из которых он наделал, играя часто в казино, часть осталось от брата), он смог вернутся в Петербург.

Во время этого путешествия Достоевский заканчивает писать роман «Идиот», который был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1868 год.

Вот что писал Достоевский о замыслов этого произведения: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только не брался изобразить положительно прекрасного, - всегда пасовал. Потому что эта задача безмерная».

В 1871 году Достоевский написал роман «Бесы».

В 1873 году князь Мещерский, владелец консервативного журнала «Гражданин», предлагает стать Достоевскому стать редактором его журнала. Фёдор Михайлович. соскучившись по общественной жизни, с радостью принимает его предложение.

На строницах этого журнала печатается «Дневник писателя». Рассказы, например «Кроткая», «Мальчик у Христа на ёлке». В апреле 1874 года Достоевский ушел из журнала.

С 1872 года семья Достоевских каждое лето (и даже зиму 1874-75 годов) проводит небольшом городке Старая Русса, что в Новгородской губернии.

Здесь Достоевский с семьёй отдыхал от суетной Петербургской жизни, а позже он здесь приобрел дом. Один столичной знакомый Достоевского был крайне удивлён тем, что известный писатель бродит по городу и ищет свою не вернувшуюся домой корову.

Именно здесь были написаны многие главы «Братьев Карамазовых», роман «Подросток».

Н.А.Некрасов предложил напечатать «Подросток» в «Отечественных записках», на что Достоевский согласился с удовольствием, тем более что это стало возобновлением отношений между двумя писателями спустя 30 лет.

27 декабря 1877 года Н.А.Некрасов умер. И Достоевский с глубоким сожалением говорил, что они всю жизнь прошли врозь. Очень много писал о великом поэте Достоевский в своем дневнике.

В 1870-е годы Достоевский находится на пике своего таланта. Его избирают членом-корреспондентов Академии наук по отделению русского языка и словесности

В 1877 году семья Достоевских переезжает в дом на углу Кузнечного переулка и улицы Ямская (которая ныне носит имя великого писателя) – Кузнечный переулок, 5. здесь были написаны «Братья Карамазовы», роман, который является итогом творческого пути Достоевского.

Л. Гроссман заметил, что в большинстве произведений Достоевского прослеживается «путь человеческой души, нисходящий в подземный мир греховных блужданий для возрождения к новой жизни, просветленной до конца пережитым страданиям» (Творчество Достоевского. – Одесса, 1921. – С. 108). Это дало право говорить в связи с Достоевским о романе-мистерии, построение в определенном смысле по образу античной средневековой религиозной драмы. При этом писатель учился « у всех романов: бульварного и психологического, плутовского и сентиментального, авантюрного и философского, эпистолярного и мемуарного»(Гроссман Л.П.поэтика Достоевского).

Ещё в конце 1879 года врачи, осматривавшие Достоевского, отметили у него прогрессирующую болезнь лёгких. Ему было рекомендовано избегать физических нагрузок и опасаться душевных волнений.

26 января 1881 года Достоевский, часто работавший по ночам, случайно уронил ручки на пол. Пытаясь достать её, он сдвинул с места тяжёлую этажерку с книгами. физическое напряжение вызвало кровотечение из горла. Это привело к резкому обострению болезни. Кровотечение то прекращались, то возобновлялись вновь. Утром 28 января Достоевский сказал жене: «…Я знаю, я должен сегодня умереть!». В 20 часов 38 минут того же дня Фёдор Михайлович Достоевский скончался. Проститься с великим писателем пришли тысячи людей.

время, он всех их затопчет в грязь. После сцены с Тургеневым случился полный разрыв между кружком и Достоевским; он больше к нему никогда не заглядывал. На него посыпались едкие эпиграммы, его обвиняли в огромном самолюбии. После ссоры с кругом Белинского Достоевский меняет круг знакомых и в конце 1846г. сходится с братьями Бекетова - Андреем Николаевичем - в будущем великим ученым-ботаником и Николаем Николаевичем - великим химиком.
Достоевский - мечтатель находится среди петрашевцев. Участие писателя в революционных кружках была абсолютно нормальной, и тот Достоевский, каким он был в конце сороковых годов непременно должен был рано или поздно оказаться среди петрашевцев. Власти задерживают всех петрашевцев - революционеров. Большинство из них были приговорены к смертной казни.
Достоевский был во второй тройке и жить ему оставалось не более минуты. Он вспомнил в эту последнюю минуту своей жизни брата, и только сейчас, на эшафоте, в ожидании смертной казни, понял, как он его любит.
17 декабря 1849г. генерал-аудиториат - высший военный суд - приговорил к расстрелу 21 петрашевца, в том числе и Достоевского. Но впоследствии Николай I решил их всех помиловать. Федор Михайлович был выслан на каторгу на 8 лет. Николай I наложил резолюцию: «На четыре года выслать на каторгу, а потом рядовым».
Находясь на каторге в Тобольске, произошло незабываемое событие, которое сыграло после эшафота очень важную роль в духовной биографии Достоевского. Жены декабристов Ж. А. Муравьева, П. М. Аннекова с дочерью и Н. Д. Фонвизина добились тайного свидания с петрашевцами на квартире смотрителя тюрьмы. В «Дневнике писателя» за 1873. Достоевский вспоминал: «Мы увидели ЭТИХ крупных страдалиц, добровольно последовавшей за своими мужьями в Сибирь. Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделилы Евангелием - единственная книга, позволеная в острог. Четыре года пролежала она под моей подушкой на каторге »
С огромным риском врачи Омского военного госпиталя штаб-врач И. И. Троицкий и старший фельдшер А. И. Иванов пытались помочь арестанту Достоевскому, нередко госпитализовуючы его как больного, остро нуждается в медицинской помощи. В некоторых источниках отмечалось, что к Федора Михайловича была применена физическая сила, что подорвало его здоровье.
15 февраля 1854. писатель навсегда покинул Омске губернию. Срок каторги иссяк. Достоевский был по этапу направлен в Семипалатинск.
Сначала писатель мало выходил в город. Соседом его был молодой солдат, крещеный еврей Н. Ф. Кац. В Каца был самовар, он угощал чаем своего молчаливого друга.

Введение

Все творчество Ф.М. Достоевского можно свести к двум "вечным вопросам": вопросу о существовании Бога и вопросу о бессмертии души. Безусловно, они составляют доминанту, которой подчинены все прочие творческие задачи писателя. По сути же, в двух этих вопросах заключена одна проблема. В самом деле: если есть Бог- душа бессмертна, если нет Бога- душа умрет. Герои Достоевского- и положительные, и отрицательные- олицетворение этой муки, воплощение этой главной духовной тайны. Их постоянная забота и неизбежное занятие - решение вопроса: есть ли Бог, есть ли бессмертие, или ничего подобного нет.

Анализ творчества Ф.М. Достоевского невозможен без анализа его религиозно-философского мировоззрения. Эта тема и рассматривается в данной курсовой работе.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В работе я выделила в отдельную главу подробное рассмотрение "Легенды о Великом Инквизиторе", как ключевую для понимания религиозных взглядов Ф.М. Достоевского.

Жизненный путь ф.м. Достоевского и особенности его творчества

Достоевский Федор Михайлович родился 30 октября (11 ноября н. с.) в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец, Михаил Андреевич, дворянин; мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода. Получил прекрасное образование в частном пансионе Л. Чермака, одном из лучших в Москве. В семье любили читать, выписывали журнал "Библиотека для чтения", который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Н. Карамзина, В. Жуковского, А. Пушкина. Мать, натура религиозная, с малого возраста познакомила детей с Евангелием, возила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру.

Тяжело пережив смерть матери (1837), Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище, одно из лучших учебных заведений того времени. Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь- внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим.

В 1839 неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок- предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность.

Закончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание - литература.

Первый роман Достоевского "Бедные люди" был написан в 1845 году, опубликован Н. Некрасовым в "Петербургском сборнике" (1846). Белинский провозгласил "появление... необыкновенного таланта... ". Повести "Двойник" (1846) и "Хозяйка" (1847) Белинский оценил ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика.

Позднее вышли "Белые ночи" (1848) и "Неточка Незванова" (1849), в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей "натуральной школы": углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.

Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма (Фурье, Сен-Симона). В 1849 году за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем четырьмя годами каторги и поселением в Сибири.

После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Ему возвращают дворянские права, и в отставку в 1859 году он выходит уже в чине подпоручика (в 1849 году, стоя у эшафота, услышал рескрипт: "... отставного поручика... в каторжную работу в крепостях на...4 года, а потом рядовым").

В 1859 году Достоевский получает разрешение жить в Твери, затем в Петербурге. В это время публикует повести "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели" (1859), роман "Униженные и оскорбленные" (1861). Почти десять лет физических и моральных страданий обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвует в общественной жизни России, выступает против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию "искусства для искусства", утверждая социальную ценность искусства. После каторги были написаны "Записки из мертвого дома". Летние месяцы 1862 и 1863 годов писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. страны. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789 года, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к "земному раю"- вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х.

В 1864 были написаны "Записки из подполья", важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865 году, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, начинает работу над романом "Преступление и наказание" (1866), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий.

В 1867 году Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом.

Вскоре они уезжают за границу: живут в Германии, Швейцарии, Италии (1867-1871). В эти годы писатель работает над романами "Идиот" (1868) и "Бесы" (1870-1871), который заканчивает уже в России. В мае 1872 Достоевские уезжают на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии покупают скромную дачу и живут здесь с двумя детьми даже зимой. В Старой Русе написаны почти целиком романы "Подросток" (1874-1875) и "Братья Карамазовы" (1878-1879).

С 1873 года писатель становится ответственным редактором журнала "Гражданин", на страницах которого начинает печатать "Дневник писателя", становится учителем жизни для тысяч русских людей.

В конце мая 1880 Достоевский едет в Москву на открытие памятника А. Пушкину (6 июня, в день рождения великого поэта), где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев, Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа И. Аксаковым "гениальной, историческим событием". К сожалению, вскоре здоровье писателя ухудшалось, и 28 января (9 февраля н. с) 1881 года в Петербурге Достоевский скончался.

Для определения сути и особенности творчества Достоевского приведем мнение М.М. Бахтина.

При обозрении обширной литературы о Достоевском создается впечатление, что дело идет не об одном авторе-художнике, писавшем романы и повести, а о целом ряде философских выступлений нескольких авторов-мыслителей - Раскольникова, Мышкина, Ставрогина, Ивана Карамазова, Великого Инквизитора и др. Для литературно-критической мысли творчество Достоевского распалось на ряд самостоятельных и противоречащих друг другу философем, представленных его героями. Среди них далеко не на первом месте фигурируют и философские воззрения самого автора. Голос самого Достоевского для одних сливается с голосами тех или иных из его героев, для других является своеобразным синтезом всех этих идеологических голосов, для третьих, наконец, он просто заглушается ими. С героями полемизируют, у героев учатся, их воззрения пытаются доразвить до законченной системы. Герой идеологически авторитетен и самостоятелен, он воспринимается как автор собственной полновесной идеологемы, а не как объект завершающего художественного видения Достоевского. Для сознания критиков прямая полновесная интенциональность слов героя размыкает монологическую плоскость романа и вызывает на непосредственный ответ, как если бы герой был не объектом авторского слова, а полноценным и полноправным носителем собственного слова.

Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознании, подлинная полифония полноценных, голосов, действительно, является основною особенностью романов Достоевского. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М.: Вехи, 2001. Не множество судеб и жизней в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его произведениях, но именно множественность равноправных сознании с их мирами сочетаются здесь, сохраняя свою неслиянность, в единство некоторого события. Главные герои Достоевского, действительно, в самом творческом замысле художника не только объекты авторского слова, но и субъекты собственного непосредственно значащего слова. Слово героя, поэтому вовсе не исчерпывается здесь обычными характеристическими и сюжетно-прагматическими функциями, но и не служит выражением собственной идеологической позиции автора (как у Байрона, например). Сознание героя дано как другое, чужое сознание, но в то же время оно не опредмечивается, не закрывается, не становится простым объектом авторского сознания.

Достоевский- творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа, а не голос его героя. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объектному образу героя, как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев.

Отсюда следует, что обычные сюжетно-прагматические связи предметного или психологического порядка в мире Достоевского недостаточны: ведь эти связи предполагают объектность, опредмеченность героев в авторском замысле, они связывают и сочетают образы людей в единстве монологически воспринятого и понятого мира, а не множественность равноправных сознании с их мирами. Обычная сюжетная прагматика в романах Достоевского играет второстепенную роль и несет особые, а не обычные функции. Последние же скрепы, созидающие единство его романного мира, иного рода; основное событие, раскрываемое его романом, не поддается сюжетно-прагматическому истолкованию.

Утверждение чужого сознания как полноправного субъекта, а не как объекта является этико-религиозным постулатом, определяющим содержание произведений Достоевского. Утверждение (и не утверждение) чужого "я" героем - основная тема его творчества.

Своеобразие Достоевского не в том, что он монологически провозглашал ценность личности (это делали до него и другие), а в том, что он умел ее объективно-художественно увидеть и показать как другую, чужую личность, не делая ее лирической,. не сливая с ней своего голоса и в то же время не низводя ее до опредмеченной психической действительности. Высокая оценка личности не впервые появилась в мировоззрении Достоевского, но художественный образ чужой личности впервые в полной мере осуществлен в его романах.

Сама эпоха сделала возможным полифонический роман. Достоевский был субъективно причастен этой противоречивой многопланности своего времени, он менял станы, переходил из одного в другой, и в этом отношении сосуществовавшие в объективной социальной жизни планы для него были этапами его жизненного пути и его духовного становления. Этот личный опыт был глубок, но Достоевский не дал ему непосредственного монологического выражения в своем творчестве. Этот опыт лишь помог ему глубже понять сосуществующие экстенсивно развернутые противоречия, противоречия между людьми, а не между идеями в одном сознании. Таким образом, объективные противоречия эпохи определили творчество Достоевского не в плоскости их личного изживания в истории его духа, а в плоскости их объективного видения как сосуществующих одновременно сил (правда, видения, углубленного личным переживанием).

Мир Достоевского - художественно организованное сосуществование и взаимодействие духовного многообразия, а не этапы становления единого духа. Поэтому и миры героев, планы романа, несмотря на их различную иерархическую акцентуацию, в самом построении романа лежат рядом в плоскости сосуществования (как и миры Данте) и взаимодействия (чего нет в формальной полифонии Данте), а не друг за другом как этапы становления. Но это не значит, конечно, что в мире Достоевского господствует дурная логическая безысходность, недодуманность и дурная субъективная противоречивость. Нет, мир Достоевского по-своему так же закончен и закруглен, как и дантовский мир. Но тщетно искать в нем системно-монологическую, хотя бы и диалектическую, философскую завершенность, и не потому, что она не удалась автору, но потому, что она не входила в его замыслы.

Жизненный

и творческий путь

Ф. М. Достоевского

(урок-исследование)

Усыпенко Е. А.

учитель мировой

литературы

Дьяковской гимназии

им. И. М. Стрельченко

ТЕМА. Жизненный и творческий путь Ф. М. Достоевского

Цель: используя метод проектов, провести исследовательскую работу, выделяя основные моменты жизни писателя; развивать самостоятельность, логику построения высказывания; учить самостоятельному подбору материала; воспитывать интерес к творчеству писателя

Оборудование : Иллюстрации, портреты, видеофильм.

Тип урока: урок – исследование.

ХОД УРОКА

«Скажем только, что это талант необыкновенный

и самобытный, который сразу, еще первым

произведением своим резко отделился от всей

толпы наших писателей, боле или менее

обязанных Гоголю направлением и характером,

а потому и успехом своего таланта…»

(В. Г. Белинский)

«Коли твори літератур європейських

Нам подобались, порушували наш смак

Естетичний і нашу фантазію, то твори

Росіян мучили нас, порушували наше сумління,

Будили в нас чоловіка, будили любов до

Бідних та покривджених»

(І. Франко)

1. Сообщение темы урока и восприятие материала

Учитель.

С большим вниманием относился к творчеству Достоевского И. Я. Франко. Ни один русский писатель не оставил в прозе Франко такого следа, как Достоевский. Это отразилось, например, в повестях «Основи суспільності », «Перехресні стежки», в которых особое внимание уделено образам людей с раздвоенным сознанием, а острая социальная критика сочетается с углубленным психологическим анализом. И другие выдающиеся деятели украинской литературы высоко ценили достижения Достоевского- реалиста и отмечали его влияние на мировую культуру. Ольга Кобылянская писала, что на нее наибольшее влияние оказали Тургенев и Достоевский. М, Коцюбинский называл Достоевского среди тех писателей, которые влияли на формирование его литературных вкусов. Подобно другим русским классикам, Достоевский проявлял интерес к Украине, ее народу, культуре. Произведения великого русского писателя еще при жизни его приобрели популярность на Украине.

Первые переводы произведений Достоевского на украинский язык появились еще в 70-е годы 19 в. В 1885 году Франко перевел повесть «Слабое сердце», роман «Преступление и наказание» был опубликован во Львове в 1887г. В переводе Подолинского. Достоевского переводили М. Коцюбинский, Т. Бордуляк, О.П. Косач (мать Леси Украинки). И мы сегодня в очередной раз вспомним имя великого русского писателя, прикоснемся к его творчеству, проникнем в тайны его души.

1 -я группа исследователей. Детство писателя

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, на Божедомке. Родители сначала жили в правом флигеле, а через 2 года, после рождения будущего писателя, заняли левый флигель, в котором теперь находится музей Достоевского. Импозантный, дворцового типа, двухэтажный, с высоким цоколем корпус с колоннами и огромными окнами живописно выделялся на фоне раскинувшегося парка, который сливался с зелеными кустами парков соседних – Александровского и Екатерининского. Перед фасадом – большой двор с клумбой, каменные въездные ворота.

Но внутреннее убранство небольшой казенной квартиры коллежского советника, штабс – лекаря, было очень скромным. Была ли семья бедной? Обычно бедность – основной мотив всех рассказов о жизни Достоевского в детстве. По – видимому, нехватка в средствах – понятие относительное. Отец дослужился до личного дворянства. Имел частную практику. Прислуживали: няня, две горничные. Были кухарка, повар, кучер и лакей. Когда рождались дети, нанимали кормилиц. Семья была большая: брат Михаил (со старшим братом Федор сдружился духовно, кроме Михаила никто не понимал Федора Михайловича, родные даже не догадывались, каким гениальным он был), сестра Варя. Несколько младше были: Андрей, близнецы Вера и Люба (Люба умерла через несколько дней после рождения), Николай и Александра. Разница в годах была – 8, 10, 14 лет.

Отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский, по всем характеристикам был желчным, вспыльчивым, мнительным и строптивым человеком. Он учитывал тряпки за прачкой Василисой, приходил в бешенство, недосчитав в шифоньере серебряной ложечки, в письмах к жене в деревню допытывался, где запропастилась сломанная ложечка.

Мать, Мария Федоровна, была совсем другого склада: веселая, общительная, хозяйственная – в купеческую родню. В одном из писем мужу она докладывает, как, «не кормя лошадей», прямохонько «скакнула» в карете из Каширы в Зарайск за 50 верст и поспела в самый разгар « ярмонки», хотела купить лошадку, да дорого показалось, а накупила тесу для ворот и к скотному двору, да на закрома и потолок к «анбару», да еще кадочек и меду для варенья, да к вечеру была уже дома, в Даровом. Мария Федоровна любила и пофрантить, сколько позволяли средства: даже в деревне была к лицу одета, шляпку носила «корабликом», с лентами, завязанными у подбородка. Предание гласит, что крестьяне ее любили: она была добрее мужа.

В раннем детстве у Достоевского была своя няня, Алена Фроловна, прижившаяся потом в семье как родная. Она и кормилица рассказывали сказки о чудесах Жар – птицы, о подвигах Алеши Поповича, о Синей Бороде…Потом началось самостоятельное чтение. Особенно поразила книга «104 священных истории Ветхого и Нового завета». Все новинки были в поле его зрения: произведения В. Скотта, Бальзака, Гюго Гофмана…Ж. Санд…Но на первом месте в его ранних «сновидениях» были Пушкин и Гоголь. Смерть Пушкина поразила Федора и Михаила Достоевских как «личное горе». Если бы не болезнь и кончина маменьки, они объявили бы траур в семье по Пушкину.

Федор и Михаил учились в первоклассном московском пансионе обрусевшего чеха Леонтия Чермака. Строгий порядок, богатая учебная программа, образованные преподаватели на всю жизнь оставили у Достоевского благодарные воспоминания. Ничего специфически писательского в Достоевском не наблюдается. Один из товарищей вспоминает: «…серьезный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками пансиона» Перед нами пока погруженный в себя одаренный юноша. Что является предметом его увлечения, для чего все им читается, сказать пока трудно. Это не Пушкин в Лицее.

2-я группа исследователей. УЧЕБА

В мае 1837 года отец отправил Михаила и Федора в Петербург в главное инженерное училище. Младшего приняли, а старший должен был получать образование в Ревельской инженерной команде. Для Федора выбор этого училища был ошибкой. Куманин внес за его обучение около 1000 рублей, но денег не хватало: в письмах к отцу постоянные просьбы прислать денег на чай, сахар, сапоги. Достоевский очень переживал провал на экзамене при переводе на высший курс: сказались какие – то интриги. Тогда – то у отца случился удар, от которого он едва оправился, а у Федора, по свидетельству дочери, - первый приступ эпилепсии. В училище Достоевский отличался странностями, религиозностью. Он и в юности был стариком, каким выглядел в зрелом возрасте. Нелюдим, друзей мало: Бережецкий, Трутовский (позже ушел в Академию художеств). Ему принадлежит самый ранний 1847г. Портрет писателя. А вот и словесный его портрет: «Был очень худощав; цвет лица был у него какой – то бледный, серый, волосы светлые и редкие, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий».

3-я группа исследователей ЗНАКОМСТВО С ГРИГОРОВИЧЕМ, БЕЛИНСКИМ

Появился в жизни Достоевского светский человек актерского склада, блестяще говоривший по-французски Д. В. Григорович. Они снимали одну квартиру на углу Владимирской и Графского переулка. Григорович поражался начитанности Достоевского. Достоевский был поглощен переводом романа Бальзака «Евгения Гранде», который вышел на русском языке в 1844 году. С этим переводом и явилось что – то новое в сознании Достоевского. Роман Бальзака показал ему куда надо идти. Григорович был свидетелем того, как Достоевский по ночам упорно, но скрытно что – то писал. Это был роман «Бедные люди». И Григорович был первым, кто по просьбе Достоевского прочел роман еще в рукописи. Он пришел в восторг и показал произведение Некрасову. Потом оба побежали к Достоевскому ночью, разбудили его и стали поздравлять. Понесли рукопись к Белинскому: «Новый Гоголь явился». Белинский, прочтя, захотел видеть автора. По выходе романа в свет все заговорили о Достоевском как о крупнейшем писателе натуральной школы. Знакомство с Белинским Достоевский называл «самою восхитительною минутой» всей соей жизни. Но вскоре он отошел от Белинского. Белинский был за революционный путь достижения идеала, а Достоевский – за мирный. Высшим идеалом справедливости, братства для Достоевского был Христос, атеизма Белинского он не мог принять.

4-я группа исследователей «Петрашевцы». На эшафоте и в Сибири

В «Петербургской летописи»(1847 г.) Д. писал: «… весь Петербург есть не что иное, как собрание огромного числа маленьких кружков». Порвав с Белинским, он стал посещать собрания кружка братьев Бекетовых. Собиралось у Бекетовых человек 15, везде слышался «негодующий, благородный порыв против угнетения и несправедливости». Посещал и кружок Майковых, кружок Введенского. «Петрашевцами» назывались члены одного из главных обществ молодых людей в Петербурге 40 – х годов по имени его организатора. Вокруг центрального кружка Петрашевского образовались другие побочные кружки. Они отражали оттенки в политических настроениях молодежи. Общество Петрашевского наследовало революционное дело декабристов. Какое же место среди петрашевцев занимал Достоевский? П. П. Семенов – Тян-Шанский говорит: «Революционером Достоевский никогда не был и не мог быть». Он негодовал по поводу всякой несправедливости, возмущался коррупцией, подкупами и взятками среди военных и чиновников, но у него мало было общего с петрашевцами. Не исключено, как предполагают некоторые ученые, что Достоевский со временем отошел бы от петрашевцев, как он отошел от Белинского.

Царские власти заслали тайного агента в общество Петрашевского. Он записывал все, что там говорилось, и по его доносам был составлен список «преступников» и предварительное обвинение. В ночь на 23 апреля 1849 ода были произведены аресты по всему Петербургу. Через полгода над петрашевцами состоялся суд. Следственной комиссией Достоевский был определен как «один из важнейших и умный, независимый, хитрый, упрямый… преступник….» На следствии Д. не отрицал: «Я говорил о политике, о западе, о цензуре. Но кто же не говорил и не думал в наше время об этих вопросах?» особенно горячо Д. вступался за русскую литературу, изнывавшую под цензурным гнетом. «Письмо Белинского к Гоголю Д. Читал у Петрашевского в многолюдном собрании, и дерзкий тон письма вызвал восторженное одобрение присутствующих, все понимали друг друга с полуслова.» 22 декабря 1849 года вдруг всем арестованным повелели одеваться, стало ясно: будут объявлять приговор; вывели во двор и стали сажать в кареты. Куда – то везли. На площади стоял квадратный помост с лестницей, обтянутый в траурный цвет., и сбоку три столба. 23 «государственных преступника» проводятся на позорище по всему фронту и затем восходят на эшафот…Д. вместе с 9 – ю был приговорен к «расстрелянию». Приговор объявляют на месте казни. Обходит священник с крестом, палачи ломают над головами смертников шпаги. Первых трех уже подвели к столбам, привязали руки назад, колпаки надвинули на глаза. Остается секунда до команды «пли».Д. был во второй очереди и все видел и все чувствовал, жить ему осталось минуту. Но в это самое время последовала команда отвязать расстреливаемых, смертников вернули на эшафот, и был прочитан заготовленный заранее другой, настоящий приговор – каторга и ссылка. Никто не дрогнул, когда читали первый, никто не возликовал, когда читали второй. Царь «милостиво» даровал «преступникам»жизнь. После перенесенного потрясения, писал брату: «Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь: жизнь в нас самих, а не во внешнем.»Главное – остаться человеком Но какой – то кризис в нем произошел в этот день. Нет, высшие потребности духа не умерли в Д., но многое он передумает там, на каторге. К писательству вернется, но – уже другим.

И вот Омск, место назначения, здесь предстояло отбывать каторгу. Что это была за жизнь, Д. подробно поведал в книге «Записки из Мертвого дома». Много всяких историй наслышался Д. на каторге. Это была еще не ведомая никому по литературе Русь. Он писал брату: «Вообще – то время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, то народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его». Наконец Д. отбыл свой срок, пришло избавление от кандалов. Они рухнули к его ногам, как признается Д. , даже как – то вдруг их жалко стало, так привык он их носить, жалко стало прожитой жизни, жалко оставляемых людей.

5-я группа исследователей. Личная жизнь писателя.

В 1857 году Д. женился по страстной любви на Марии Дмитриевне Исаевой, женщине больной и неуравновешенной. Семейная жизнь складывалась трудно. Во время литературного чтения в 1861 году Д. получил письмо от увлекшейся им слушательницы женских курсов Аполлинарии Сусловой. Знакомство началось, с ее письма. Новое чувство захватило Д., завязался роман. Он и Суслова уговорились совершить в 1863 году заграничное путешествие. Суслова была моложе его почти на 20 лет. Аполлинарии была женщиной слишком эгоистичной, вспыльчивой, не столь собранной и волевой. Отношения их вскоре разладились. Суслова все время обвиняла Д. в недостатке внимания к ней, в том, что порвав с изменившей ему женой, он помогал ей материально и был озабочен состоянием ее здоровья. Как известно, Исаева умерла, положение ее было безнадежным. В 1865 году Д. испытал серьезное чувство к Анне Корвин – Круковской, старшей сестре Софьи Ковалевской – первой русской женщине - математика. Софья была по – детски в него влюблена. Но ее сестра Анна отказала Д.: кроме чувства дружбы, она к нему ничего не испытывала.

Тихое пристанище ему дала Анна Григорьевна Сниткина.

Достоевскому 44 года… Известен, почти знаменит, хотя великие романы еще не написаны. Создана большая часть «Преступления…» Он беден, болен, одинок. 10 лет назад женился на Марии Исаевой. Несчастлив. 3 года назад она умерла.

Сейчас он в западне. Ловкий издатель Стеловский так опутал его, что Достоевкому грозит голодное будущее и долговая тюрьма. Выход один: в месяц написать роман объемом более 200 страниц, что, конечно, нереально. Да и «Преступление…» надо закончить. Один из знакомых Милюков напомнил, что есть план романа?

Д.: « До сих пор не написано ни строчки…»

Милюков: « Возьмите стенографистку и продиктуйте роман (это было сказано вскользь, т. к. никто из писателей не диктовал романы).

Д.: « Профессор стенографии Ольхин прислал мне лучшую свою ученицу – Анну Григорьевну Сниткину. 20 лет, ясного доброго характера. Работа пошла превосходно. Роман написан за 24 дня.

А. Г.: « Имя Достоевского было знакомо с детства. Это любимый писатель отца.»

Она прочитала «Сеточку Незванову» в семье ее называли Неточной. Она представляла его пожилым человеком, толстым и лысым стариком, суровым, хмурым. Увидела: рассеянным, тяжко озабоченным, беспомощным, одиноким, раздраженным, почти больным. Он несколько раз спрашивал ее имя и забывал. Называл ее «голубчиком, милочкой, доброй Анной Григорьевной.»Перестала его бояться, говорила с ним свободно и откровенно. Работа над романом «Игрок» приближалась к концу. Она не хотела этого, т.к. привязалась к нему. Он тоже сожалел об этом.

Д.: «Неужели же теперь, с написанием романа все кончится? Мне вас будет недоставать.» 19 октября последняя диктовка романа. 30 октября она изменила наряд (черное платье сменила лиловым), знала, что этот День его рождения, принесла диктовку.

8 ноября 1866 года Анна Григорьевна: «Я увидела его взволнованным. У него было возбужденное выражение лица, что очень его молодило». Он рассказывает ей сюжет нового романа: Герой – художник таких лет как Достоевский, влюблен в девушку таких лет как она. Спрашивает: «Возможно, ли чтобы молодая девушка полюбила художника? Не будет ли это психологической невероятностью?»

А.Г.: « Что в том, что он беден и болен? Неужели можно любить за внешность и богатство? Если она любит и будет счастлива!»

Д.(помолчав): « Поставьте себя на минутку на ее место. Представьте, что этот художник – я. Что бы вы мне ответили?»

А. Г.: «Я бы вам ответила, что люблю вас и буду любить всю жизнь.»

Перед смертью утешал, говорил ласковые слова, благодарил за счастливую жизнь.

Д.: «В браке 3 четверти счастья человеческого, а в остальном едва ли четверть.»

Поручил ей детей. Затем сказал слова, которые редко кто из мужей произносил после 14 лет брачной жизни: «Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно»

«Братья Карамазовы» посвятил Анне Григорьевне Достоевской», - Написано на титульном листе.

А.Г. : «Что мне в том, кого потеряла Россия. Вспомните, кого я потеряла! Я лишилась лучшего в мире человека, составляющего радость, гордость, счастье моей жизни, мое солнце, мое божество.

Многие годы писатель страдал тремя тяжелыми болезнями: эпилепсией, эмфиземой легких и, видимо, туберкулезом. 28 января 1881 года Д. скончался. Он был погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Петербург). За его гробом шла вся русская литература. Распорядителем на похоронах был старый его друг, открывший первым его талант – Григорович. Процессия растянулась по улицам, на тротуарах стояли сплошные толпы народа. «Великого художника хороним!» и «Великого патриота»

Достоевского давно нет в живых. Но все им написанное остается достоянием человечества. Его романы знает весь мир: они стали большой эстетической ценностью.

Итог урока.

Творчество Федора Достоевского - наследие русской культуры.

Кратко о Достоевском

– один из самых ярких классиков российской литературы ХІХ века. Родился Достоевский в Москве 1821 года, а прожил классик недолго – 59 лет. Умер Достоевский в 1881 году от туберкулеза.

Творчество Федора Достоевского не получило признания при его жизни. Но после смерти автора его начали считать одним из лучших писателей российского реализма.

Четыре романа Достоевского входят в 100 лучших литературных произведений за всю историю человечества. Великого классика не только начали читать после смерти, но и ставить пьесы по его романах, а когда зародился кинематограф, множество его историй экранизировались, и не раз.

Жизнь у молодого писателя была тяжелой, и она сильно повлияла на его литературу, сделала ее такой «реальной», какой мы видим и любим ее сейчас.

Анализ творчества Достоевского

Наибольшего внимания заслуживают четыре следующих романов:

  • Братья Карамазовы;
  • Идиот;
  • Преступление и наказание;
  • Бесы.

– это последний роман автора, на его создание он потратил два года. В его основе сложная детективная история, отточенная просто до мельчайших деталей. Преступление имеет прямое отношение к истории любви. Но самое главное – это симбиоз передает весь дух общества, в котором жил Достоевский.

В романе затронуты такие важные и трудные вопросы как вопрос о Боге, бессмертии, убийстве, любви, свободе, предательстве.

Бесы – один из самых ярких романов Достоевского, в котором присутствует огромная нота политической направленности. В романе затрагиваются вопросы различных террористических движений, революционных движений, разворачивающихся в то время в Российской империи. Одно из ключевых мест в романе занимают люди – атеисты и те люди, которые не приписывали себя к какому-либо сословию.

Идиот – известный роман Достоевского, написанный за пределами Российской империи. Данный роман называют самым сложным произведением классика. В своем произведении Достоевский изображает персонажа, который был бы прекрасен во всем. Его герой начинает впутываться в судьбы других людей, с целью принести им пользу, но только рушит их жизни. В последствие герой Достоевского становиться жертвой своих же попыток принести пользу.

– это глубокое, философское произведение и оно может помочь человеку разобраться в себе. Преступление и наказание – самое известное и самое читаемое произведение Достоевского. По сюжету романа, главный герой – Раскольник, бедный студент совершает двойное убийство и кражу, а затем его начинают терзать призраки этого события. Перед нами откроются глубокие психологические переживания главного героя о совершившем преступлении. Здесь присутствует и глубокая любовная линия.

Раскольников испытывает ее к бедной девушке, вынужденной стать на путь проституции ради пропитания. В романе затрагиваются темы убийства, любви, совести, бедности и многого другого. Главное достоинство романа – это его реалистичность, он в точности передает не только дух той эпохи, но и той эпохи, в которой живем и мы с вами. Творчество Достоевского – это не только эти четыре романа, но эти произведения должен знать и прочитать каждый.