Война мир марья болконская и отец. Образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе «Война и мир» в цитатах: описание внешности и характера (Мари Болконская)

Марья Болконская, одна из самых ярких и привлекательных героинь великого произведения Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Внешне Мария не отличалась красотой, была худой, непримечательной особой. Но было в ее облике одна притягательная сторона – ее взгляд. Он был всегда чистым, глубоким и выразительным. В ее глазах всегда присутствовали одновременно грусть и любовь ко всему, что окружало молодую девушку.

Мария была дочерью пожилого князя Николая Болконского, бывшего военного. У нее был старший брат – Андрей Болконский. Он был женат, но во время родов его супруга трагически погибла. Ребенка, которого удалось спасти, воспитывает Мария. Она с особым трепетом относиться к мальчику, ей нравиться с ним проводить время. Девушка была воспитана, умна, имела прекрасное образование. Но больше всего ей нравились науки, особенно математика. Ее воспитывал отец, деспотичный и угрюмый человек. Несмотря на отсутствие внешней красоты, Мария привлекала других своим глубоким духовным миром, особенно выражавшимся в ее глазах. Девушка открыта, не умела обманывать и всегда во всем помогала другим. Для молодой княжны важен не внешний облик, а внутренний мир человека. Именно поэтому она способна найти общий язык с любым собеседником. Мария любит все вокруг, она верующий человек. Именно вера помогает Марии найти ответы, чтобы разрешить ту или иную ситуацию.

С Андреем Болконским, своим братом, она была очень близка. Несмотря на всю строгость в воспитании, Мария всегда жалела и искренне любила своего отца. Она была счастлива от той жизни, в которой живет, хотя Андрей думал наоборот и жалел ее. Часто, тайком от своего отца Мария ходит помогать бедным и нуждающимся людям.

Мария Болконская, благодаря своему статусу в обществе могла бы часто ездить на балы и многие другие аристократические встречи. Но девушке, выросшей в деревне, было это неинтересно. Конечно, ей тоже хотелось выйти замуж и иметь детей. Но Мария понимала, что внешне она некрасива, и вряд ли вызвала бы большой интерес у мужчин, посещавших такие мероприятия. Ведь большинство из них интересовала внешность, а не моральный облик женщины.

Еще одним близким человеком не только по духу, но и внешности была подруга Жюли Курагина. Они постоянно общались и в любых ситуациях поддерживали друг друга. Еще одной женщиной, с которой общалась Мари, была компаньонка, работавшая в доме князя Болконского – мадмуазель Бурьен. Но если Мари испытывала к ней дружеские чувства, то Бурьен, наоборот, преследовала только корыстные цели.

Единственным способом вырваться из-под опеки и гнета своего деспотичного отца – выйти замуж. И когда к ней приехал свататься князь Курагин со своим сыном Анатолем, Мари с замиранием сердца ждала, что скажет князь Болконский. Но отец сразу понял, Анатоль не испытывает никаких чувств к его дочери, но выбор оставил за Марией. Мария застает Анатоля обнимающимся со своей служанкой и отказывает ему в замужестве.

По-настоящему счастливой женщиной становится Мария с появлением в своей жизни супруга – Николая Ростова. Она раскрылась не только с духовной и моральной стороны, но и сбылась ее заветная мечта – стать мамой. Ее настолько захватывает материнство, что она начинает вести дневник об особенности развития детей. Мария приучила своего мужа более лояльно и справедливо вести себя с крепостными.

Мария Болконская – это эталон добропорядочности и благородства. Несмотря ни на что, она следует своим принципам доброты, честности и открытости. В каждом человеке Мария видит только хорошее. Она старается доказать окружающим, что проявление грубости и жестокости – это негативные и низкие чувства, присущие человеку.

Вариант 2

В романе Л.Н. Толстого одну из центральных ролей занимает персонаж искренний, нравственно чистый и душевно привлекательный - княжна Мария Болконская.

Мария Болконская дочь Николая Болконского. Их дворянский род берет свои истоки. Их предком был князь Рюрик. Ее жизнь отлична от других героинь романа. Отец Николай Болконский занимался правильным воспитанием своей дочери, она практически всегда чем-то занята. Следствием этого ее увлечение точными науками.

Одной из самых сложных героинь романа является княжна Мария. В список ее качеств входят религиозность, духовность, доброта, самопожертвенность.

Княгиня не отличается особой внешней привлекательностью: «некрасивое, слабое тело», «худое лицо», так ее описывает писатель. Но глаза княгини - глубокие и лучистые, освещают ее лицо духовным, ярким светом, что становиться более «привлекательнее внешнее привлекательности ». В ее глазах скрыто все богатство внутреннего мира, они олицетворяют всю ее духовность.

Марья в романе наделена удивительной, интересной судьбой. Зачитываясь романом, напрашивается вывод что Л. Н. Толстой влюблен в Марью Николаевну. В конце он щедро одарит ее семьей, о которой были все ее мечты. В жизни героиня приходиться пережить измену и потерю близких, ее вызволяет от врагов храбрый гусар Николай Ростов, в дальнейшем они свяжут себя узами. Но влюбленных ждали - взаимной любви долгое томление, страстные ухаживания и в конце конечно же громкая свадьба и счастливая семья. В образе княжны в отличии от других ролей романа Толстого, больше трепета, чувственной ее души и тонкой человеческой привлекательности и менее литературной типичности.

Так ярко и досконально Толстой описывает ее судьбу, что читая мы непосредственно принимаем участие в ее жизни. Искреннее удовольствие зачитываться повествованием княжны семейного, уютного счастья, между любимым мужем, детьми, родными и близкими.

В персонаже княжны Марьи Толстой представляется нам дуэт духовного и чувственного, с точным перевесом духовного. Этот персонаж увлекает нас искреннем благородством, чистотой своей души и богатым внутреннем миром. Образ княгини очень жизненный в отличии от других героев романа.

Прослеживать события ее судьбы интригующе завораживает, страдания которые вызывают уважение к княгини, ее поступки ясны и справедливы. Достижением и высшей ценностью ее судьбы становятся семья и любовь.

Сочинение Характеристика и образ княжны Марьи Болконской

В произведении Льва Толстого «Война и мир» значительное место занимает образ девушки Марии Болконской. Писатель не рисует ее образ столь детально и тщательно, как Наташи Ростовой, но, тем не менее, он описывает ее, как девушку, значительно отличающуюся от других, со своим видением мира и отношением к жизни.

Детство у девушки было весьма неблагополучным. Ее мать рано умерла, поэтому все детство она провела с отцом. Несмотря на то, что ей не досталось в свое время материнской любви, она выросла очень воспитанной и мудрой девушкой. В детстве она прилежно училась, а отец регулярно контролировал этот процесс. Конечно, у нее не было возможности заниматься тем, чем хотелось бы, т.к. на нее было возложено много обязательств, связанных с ведением хозяйства. Периодически отец мог беспричинно обидеть молодую девушку, незаслуженно наказать, но несмотря на все это, она глубоко и преданно любила его. Она никогда не сетовала на судьбу, а верила в то, что нужно стойко и смиренно переносить все тяжбы.

Когда автор описывает внешность девушки, он не сильно вдается в детали. Она не отличалась, по замыслу автора, красотой. Она была излишне худа, лишь выразительные глаза в первую очередь обращали на себя внимание. Она была не слишком разговорчива, редко ее можно было застать за какой-то живой беседой. Она легко меняла настроение, всегда подстраивалась под окружающих. Даже в тех людях, которые совершали какие-то отрицательные поступки, она находила что-то светлое. Она верила в то, что в каждом человеке есть что-то хорошее и не бывает абсолютного зла. Помимо этого, она всегда была уверена в существовании Бога, который, по ее мнению, справедливо распоряжается людскими судьбами. Некоторые поступки отличались большой жертвенностью, она была готова идти на любой риск, чтобы помочь тому, кто нуждается в ее помощи. Она помогала бездомным, обиженным, несмотря на то, что у нее самой была тоже нелегкая судьба.

Мечтала эта девушка о чистой и искренней любви. В этом она видела свое предназначение и суть. Большую симпатию у нее вызывал Анатоль Курагин.

Княжна Мария является великолепным примером жертвенности, веры в людей, бесконечной преданной любви ко всему.

Вариант 4

В книге «Война и мир» автор описал несколько женских личностей. Одним из сложнейших личностей является Марья Болконская. Марье Болконской присущи душевность, благочестие, способность жертвовать всем ради любви, также самоотречение.

Внешне княжна не выделяется красотой. Автор описал Марью как худощавую и слабую девушку. Впрочем, героиня обладала лучезарными и большими глазами, которые делали ее привлекательнее. Ее глаза отражали широту внутренней души. Княжна жила в Лысых Горах в поместье Болконских. Семью Болконских все уважали и почитали. Род Болконских ценил фамильные традиции и моральные ценности и устои.

Жизнь в поместье протекала по ранее установленным порядкам. Отец княжны Николай Болконский был суровым и требовательным человеком. Чувство власти и эгоизма иногда вызывали нетерпимость у самой княжны. В таких строгих и суровых условиях развился характер молодой девушки. Княжна получила в наследство неуклонность и гордость. По характеру она была похожа на отца и брата. Тем не менее, она была девушкой с открытой душой. Она обладала милосердием, снисходительностью, терпимостью и чувством доброты по отношению к другим людям.

Николай Болконский ранее был влиятельным вельможей и был сослан с семейством в Лысые Горы. Суровый князь превратил жизнь молодой дочери в кошмар и сделал из нее служанку. За любую провинность князь наказывал ее и доводил до слез. Только перед смертью Николай признал свою ошибку и свое несправедливое отношение к Марье.

Невзирая на повиновение и деспотичность девушка жила в предвкушении настоящей любви и мечтала создать семью. Княжна переживала из – за собственной внешности. Она терпела уничижения и не смогла забыть про позорное обручение с Курагиным. Невзирая на свою судьбу, девушка мечтала о семейном счастье. Воспитанная по христианским правилам, Марья считала, что любовь является дьявольским искушением.

Полная зависимость от старшего князя, мысли о его кончине, и душевные муки заставили девушку окунуться в религию. Она терпела все слова и унижения отца, ссылаясь на то, что ухаживает за немощным и пожилым человеком. Княжна начала совершать добрые дела и помогала бедным. Добрые дела раскрыли скрытые черты характера. Покинутость и мучения развили в Марье ум. В книге она изображена как здравомыслящая женщина дворянского происхождения. К концу романа она познакомилась с гусаром Николенька Ростовым, который спас ее от врагов. Гусар полюбил княжну и долго за ней ухаживал. Вскоре состоялась свадьба. За все страдания и мучения княжна Марья была вознаграждена обретением счастья и семьи.

Сочинение 5

В величайшем романе Л.Н. Толстого мастерски созданы и показаны женские образы. Так одним из них является образ княжны Марьи Болконской.

Княжна Марья родилась и живет в старейшем имении Лысые Горы, живет вместе со своим отцом, который был влиятельным и уважаемым вельможей при Екатерине. Отец княжны человек строгих правил, он очень прямолинеен, резок, взбалмошен. Он часто очень груб со своей дочерью, придирается к ней, ругает ее.

Внешность у Марьи Болконской самая непримечательная, она худая, бледная и слабая, придают ей внешней привлекательности только ее глаза, Толстой применяет к ним эпитет «лучистые». Ее глаза отражают ее душу, ее глубину.

Марья Болконская изображается в романе как человек, обладающий исключительной индивидуальностью, княжна совершенно цельный нравственный человек. По Толстому княжна Марья живет в ожидании любви и семейного счастья. Ведь для каждой женщины так важно создать свою семью, свить свое гнездышко и обрести женское счастье. Душа княжны Болконской действительно очень чистая, добрая и нежная. И именно этим и искрятся ее глаза.

Марья Болконская очень начитанная, умная и романтичная девушка, также она очень религиозна. Марья бесконечно любит своего отца, именно это и позволяет ей так покорно сносить его поведение, издевки и грубое обращение.

Можно сказать, что образ княжны совершенно нетипичен, он не наигран, он не фальшив. Именно в ее образе гораздо больше души и простой человеческой привлекательности, чем у других женских персонажей в романе. Более того Марья – это один из сложнейших образов романа «Война и Мир», именно она способна к высокой любви, к жертвенности и самоотречению.

Автор гениально описывает атмосферу, в которой выросла княжна, в которой становился ее характер. Она представительница старого и очень известного рода, у которого есть свои ценности, жизненные установки и устои. Следующими ключевыми словами можно охарактеризовать эту «породу»: честность, честь, гордость, порядок.

Лысые горы живут по четко заведенному порядку, по расписанию. Хозяин имения не терпит праздности, глупости, пустоты. Он постоянно чем-то занят, то что-то пишет, то что-то строгает. Князь признают только 2 следующие людские добродетели: «деятельность и ум». В соответствии с этим он и воспитывает свою дочь, князь не хочет, чтобы его дочь, представительница древнейшего рода ничего не смыслила в математике, именно поэтому в ее жизни так много разных праведных занятий.

Именно в атмосфере порядка и царства ума и разума и формировался характер княжны. Княжна Марья похожа на своего отца и брата тем, что она также имеет непоколебимую силу воли и твердость духа, а также фамильную гордость. Но в ее жизни нет четкой упорядоченности, она нисколько не чопорна, она по-настоящему открыта людям, она очень терпима и милосердна. Она лишена хоть какого-то кокетства, хитрости, в ней нет ничего от светских избалованных барышень. Не может не поражать то, как княжна Марья стойко переносит все жизненные испытания на своем пути.

  • Анализ рассказа Чехова Дом с мезонином сочинение

    Дом с мезонином - рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье

  • Сочинение по картине Домик с красной крышей Рылова 8 класс

    Яркий солнечный день, сочные краски живописной русской природы Подмосковья и уютный домик с красной крышей перелились на полотно известного русского живописца-пейзажиста Рылова Аркадия Александровича

  • Образ и характеристика Глеба Капустина в рассказе Срезал Шукшина

    Ключевым персонажем произведения является Капустин Глеб, представленный писателем в образе деревенского жителя, работающего на пилораме.

  • Болконская Марья - княжна, Дочь старого князя Болконского, сестра князя Андрея, впоследствии жена Николая Ростова. У Марьи "некрасивое слабое тело и худое лицо... глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты".

    Марья очень религиозна, принимает богомольцев и странников, терпя насмешки отца и брата. У нее нет друзей, с которыми она могла бы делиться своими мыслями. Ее жизнь сосредоточена на любви к отцу, часто несправедливому по отношению к ней, к брату и его сыну Николеньке (после смерти "маленькой княгини"), которому она, как может, заменяет мать.

    Марья - умная, кроткая, образованная женщина, не надеющаяся на личное счастье. Из-за несправедливых упреков отца и невозможности более терпеть она хотела даже уйти в странствование. Ее жизнь изменяется после встречи с Николаем Ростовым, сумевшим угадать богатство ее души. Выйдя замуж, героиня счастлива, совершенно разделяя все взгляды мужа "на долг и присягу".
    Болконский Николай Андреевич - князь, генерал-аншеф, отставленный от службы при Павле I и сосланный в деревню. Отец княжны Марьи и князя Андрея. В образе старого князя Толстой восстановил многие черты своего деда по матери, князя Николая Андреевича Болконского, "умного, гордого и даровитого человека".

    Болконский-отец живет в деревне, педантично распределяя свое время, более всего не вынося праздности, глупости, суеверия и нарушения раз установленного порядка; со всеми требователен и резок, часто изводит свою дочь придирками, в глубине души любя ее. Всеми почитаемый князь "ходил по-старинному, в кафтане и пудре", был невысок, "в напудренном паричке... с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз". Он очень горд, умен, сдержан в проявлении чувства; едва ли не главной его заботой является сохранение фамильной чести и достоинства. До последних дней жизни старый князь сохраняет интерес к политическим и военным событиям, лишь перед самой смертью теряя реальные представления о масштабах случившегося с Россией несчастья. Именно им воспитаны чувства гордости, долга, патриотизма и щепетильной честности в сыне Андрее.

      Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

      Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская, не похожа на свою куколку-невестку - это натура, при всей ее ограниченности, несравненно более глубокая и симпатичная; она не может удовлетвориться блестящей внешностью, даже если бы она была хорошенькая;...

      В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» остро поставлена проблема семьи. Автор подробно изображает несколько семейных укладов. Сопоставляя различные варианты семейной жизни, писатель показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности,...

      Пьер Безухов - один из самых любимых героев Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в метафизическом плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи. Первая встреча с Пьером происходит в салоне Анны...

      Наташа Ростова и Андрей Болконский – главные герои романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Именно на жизненных исканиях Андрея Болконского, а так же Пьера Безухова, построена сюжетная линия этого произведения. Наташа же стала для писателя воплощением...

    С помощью череды женских образов в романе «Война и мир» постарался показать значительность роли прекрасной половины человечества в обществе, а также ценность крепкой семьи в войне 1812 года. Марья Болконская – одна из лучших представительниц дворянства и самых сложных персонажей эпопеи.

    Лев Николаевич дает героине характеристику некрасивой женщины, путь к замужеству которой возможен только лишь через ее происхождение и богатство, но наделенной исключительными качествами, редкими для общества того времени. Верность и способность к самопожертвованию – яркие черты девушки.

    Внешность и характер

    Автор тщательно прорабатывал портреты и биографии героев, в том числе и Марьи Болконской. Образ девушки основан на представлениях Льва Николаевича о собственной матери Марье Николаевне (в девичестве Волконской), которую писатель не помнил. Он признавался, что создал в воображении ее духовный облик. Героиня выглядит болезненно: слабое тело, осунувшееся лицо.

    «Бедная девушка, она дьявольски дурна», - думал про нее Анатоль Курагин.

    Да и грациозностью она не отличается – Лев Николаевич не уставал отмечать, что у Мари тяжелая неуклюжая походка. Единственной привлекательной частью образа стали грустные большие глаза, которые словно излучали доброту и тепло.


    Однако за непримечательной внешностью спрятана внутренняя красота. Толстой восхваляет в Мари верность себе и глубоким моральным принципам, высокую образованность и рассудительность, отзывчивость, бескрайнее благородство, которое проявляется в каждом поступке. Девушка лишена хитрости, расчетливости и кокетства, свойственных большинству барышень.


    Старый князь Николай Болконский воспитывал дочь Мари в такой же строгости, как и сына Андрея. Жесткие педагогические методы отразились на характере девушки – она выросла замкнутой, скромной, даже робкой. Впрочем, хоть Мари и боится домашнего тирана, но сохраняет любовь к отцу до конца его дней.

    Героиня не бывала на балах и на светских вечеринках в гостиной мадам Шерер, потому как отец считал такое времяпрепровождение глупостью. Отсутствие близких друзей (круг общения ограничивался компаньонкой мадмуазель Бурье да приятельницей Жюли Карагиной, с которой тянулась лишь постоянная переписка) компенсировала крайняя религиозность. Частые гости у Марьи – «божьи люди», т.е. странники и верующие, за что над девушкой насмехаются родитель и брат.


    Марья осознает, что природа пожалела для нее красоты, и не питает иллюзий насчет замужества, хотя в глубине души надеется обрести женское счастье и непременно пойти под венец по любви. Мари Болконская долгое время видит смысл своего существования в верности отцу, любви и заботе о брате и его отпрыске Николушке, но судьба распорядилась иначе, подарив девушке личное счастье.

    Жизненный путь

    В начале романа княжне Марье 20 лет. Она родилась и выросла в родовом поместье под опекой строгого и деспотичного отца, распланировавшего распорядок дня дочери по минутам, которые включают долгие занятия алгеброй и геометрией. В прошлом влиятельный царский вельможа, Николай Андреевич, сосланный в имение Лысые Горы, превратил дочь в служанку. Любимое его занятие – доводить Мари до слез, унижать последними словами. Отец не гнушается запустить в наследницу тетрадью или же назвать дурой.


    Теплые и доверительные отношения у Мари сложились с братом. После смерти его жены девушка без проблем берет на себя обязанности по воспитанию племянника.

    Однажды в переписке с Жюли Карагиной Марья узнает, что свататься к ней едет Василий Курагин с непутевым распутным сыном. Героиня принимает за достойного человека. В душе просыпается надежда обрести женское счастье, мечты о семье и детях овладевают ее рассудком. Толстой, как тонкий психолог, раскрывает все потаенные помыслы любимой героини. Столь смелых мыслей Мари ужасно пугается, но решает подчиниться божьей воле.


    Однако отец быстро раскусил мелочную и расчетливую натуру жениха, тем более, что Анатоль и сам по неосторожности испортил сватовство, затеяв флирт с компаньонкой Мари. Наивная девушка решила во имя счастья француженки, без памяти влюбившейся в ухажера, проститься с единственным шансом на замужество.

    Болезнь отца освободила Марью Болконскую от постоянного надзора, и героиня, взяв Николушку, отправилась в Москву. В столице девушка мучилась от того, что посмела ослушаться батюшку, и вдруг ощутила к нему бесконечную любовь и привязанность. После смерти родителя Мари собралась покинуть имение, но оказалась в плену местных мужиков, которые в страхе потерять собственное добро не выпускали ее со двора. Хотя девушка была готова разделить запасы хлеба между голодающими крестьянами, проявив щедрость души.



    Яркой экранизацией по праву считается фильм Роберта Дорнхельма, вышедший на экраны в 2007 году. В создании картины участвовали пять европейских стран, в том числе Россия. Трогательная Марья Болконская получилась из итальянской актрисы Валентины Черви.


    Роль будущего мужа девушки исполнил . В ленте наблюдаются значительные расхождения с первоисточником, однако это не помешало ей завоевать любовь зрителей.


    Последняя на сегодня киноработа, снятая по роману Льва Толстого, увидела свет в 2016 году. Английский драматический мини-сериал собрал звезд экрана – зрители наслаждаются игрой (), (Наташа Ростова), (Андрей Болконский). Мари Болконскую и Николая Ростова представили Джесси Бакли и .

    Цитаты

    «У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия».
    «Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
    «Чувство это было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя».
    «Кто все поймет, тот все и простит».
    «Мое призвание другое – быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».
    «Прекрасное сердце <...> это то качество, которое я более всего ценю в людях».
    «Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».
    «Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни».

    Образ княжны Марьи – один из любимых женских образов Л.Н. Толстого. Прототипом образа княжны Болконской была мать автора, которую он не помнил, но в своем воображении представлял ее духовный облик. Толстой молился ее душе, и эта молитва помогала ему в тяжелые моменты жизни.

    Внешняя характеристика героини, как и у всех любимых героев Толстого, непривлекательна, самой себе она казалась и вовсе некрасивой, не находили ее красавицей и светские щеголи. Однако ее глаза, «большие, глубокие, лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них)» говорили о богатом и прекрасном внутреннем мире, который гораздо важнее, чем внешняя красота. Глаза княжны Марьи сияли, когда она начинала говорить о том, что любит, они «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица… делались привлекательнее красоты».

    Княжна Марья живет в имении Лысые Горы с отцом Николаем Андреевичем, екатерининским вельможей, который был сослан при Павле, после чего не выезжал из имения.

    Отец Болконской педантичен, нередко груб и брюзглив. Он часто насмехается над дочерью, но она любит его нежно и глубоко.

    Автор уготовил девушке удивительную судьбу. Она проходит тяжелый путь, но все ее романтические мечты исполняются. Княжна Болконская готова на самопожертвование, которое является ее моральным принципом. Она живет согласно христианской морали: любит всех и прощает всем. Марья Болконская высокообразованна, она любит музыку, много читает. Отец старается подготовить детей к самостоятельной жизни, стремится научить их думать и принимать ответственные решения. «…математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу», - повторяет Николай Андреевич.

    Но княжна и не похожа на этих барышень. Живя взаперти в деревне, не участвуя в удовольствиях светской жизни, переписываясь с Жюли Карагиной, подругой детства, Марья искренне утешает и поддерживает ее. В письмах же подруги содержатся лишь светские сплетни, да пустая болтовня.

    Княжна Марья умеет глубоко чувствовать и ее натура настолько тонка, что она способна каким-то внутренним чутьем понимать, что происходит с ее близкими. Именно она отказывалась верить в то, что князь Андрей погиб под Аустерлицем. Княжна беспокоится о внезапно разбогатевшем Пьере, и не напрасно, на его пути на самом деле возникает слишком много трудностей. Марья чувствует, что ее брат несчастлив в браке. Она пытается понять и найти оправдания «маленькой княгине». Именно княжна Марья благословляет и проводит последние минуты с князем Андреем перед его отъездом на войну. И княжне Марье принадлежат в романе основные идеи о войне и мире. Еще на первых страницах романа Марья пишет Жюли о том, что война - это свидетельство того, что люди позабыли Бога. Эту же мысль гораздо позже высказывает и князь Андрей.

    Богатая княжна Болконская была завидной невестой. Приезд в дом Болконских князя Василия Курагина с непутевым сыном Анатолем и его сватовство стал причиной большой перемены во внутреннем мире девушки. Если до этого она считала, что ее жизнь наполнена любовью к Богу, то сейчас она понимает, что есть еще и любовь земная. Княжна готова полюбить Анатоля, но, к счастью, он быстро демонстрирует свою истинную сущность. Ей предназначен судьбой совсем другой человек – Николай Ростов, который появляется в самый трудный для нее момент. Но отношения между ними непростые. Николай чувствует, что не имеет права любить княжну Марью, ведь он дал слово Соне, кроме того, богатство Болконской смущает его. Марья Николаевна тоже считает, что потеряв отца и брата, она не может думать о личном счастье. Но стоит им увидеть друг друга, как уходят прочь все сомнения.

    Меню статьи:

    В романе Л.Н. Толстого много женских образов, обделенных приятной внешностью. Такое положение вещей негативно сказывается на обладательницах такого недостатка – их игнорируют в обществе, они имеют все шансы остаться одинокими и не изведать семейного счастья.
    Одним из таких персонажей является Мари Болконская.

    Происхождение Мари Болконской

    Марья Болконская дворянского происхождения. Их род имеет древние корни. Князь Рюрик является их предком.

    Их семья очень богата.

    Семья Марьи Болконской

    Семья Болконских не столь многочисленна, как остальные семьи. Во главе семейства стоит князь Николай – бывший военный, человек сложного характера и крутого нрава.

    Матери Марии уже нет в живых.

    Кроме девушки, в семье еще есть один ребенок – ее старший брат Андрей. Он был удачно женат на княжне Лизе Мейнен, но этот брак брата окончился трагедией – его молодая жена не выжила после родов и умерла. Ребенка удалось спасти – Марья перенимает функции матери по воспитанию ребенка. Это действие не принудительное – молодой девушке приятно заниматься племянником.

    К числу членов семьи можно также причислить мадемуазель Бурьен – компаньонку-приживалку.

    Внешность княжны Мари

    Природа была крайне несправедлива с молодой девушкой – ее внешность желает быть гораздо лучше. Персонажи о ней отзываются так: «ей и портить ничего не надо – они и без того безобразна».

    Мари невысокого роста, у нее излишне худое лицо, тело ее было лишено грациозности и красивых форм. Она была физически слабой и крайне непривлекательной.

    Единственное, что было красивое в ее облике – это глаза: глубокие, лучистые и искренние. Ее глаза «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

    Походка Мари также не была похожа на легкую поступь женщин – шаги ее были тяжелы.
    Окружающие понимали, что у Мари нет ни одного шанса выйти замуж по любви: «И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство».

    Княжна неглупа, она понимает истинное положение вещей и осознает свои физические изъяны, но, как и всем остальным, ей хочется быть любимой и счастливой.

    Морально-нравственный облик княжны

    Внутренний мир княжны Марьи Болконской значительно отличается от ее внешнего облика.

    Мари получила образование дома. Отец учил ее точным наукам, в частности математике и геометрии. Также девушка умеет играть на клавикордах. Она часто предается музыкальным занятиям и может играть подолгу: «слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты».

    Девушка обладает чистой душой, она полна благородных стремлений. Те, кто общается с ней некоторое время, отмечают этот факт. Их умиляет искренность и доброта девушки. Мари не умеет обманывать людей и лукавить, ей чужды расчетливость и кокетство.

    У нее спокойный нрав, она обладает умением анализировать поступки и слова других. Это позволяет ей находиться в неконфликтных отношениях даже со самыми вспыльчивыми людьми. Княжна в первую очередь обращает внимание на внутренний мир человека, ей важна не внутренняя оболочка человека, а его мысли и моральный облик.

    Мари глубоко верующая девушка. Религия становится ее страстью, в которой она находит ответы на многие интересующие ее пытливый ум вопросы:

    «религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».

    Мари часто помогает бездомным людям, делает она это тайком от отца: «Утешительную мечту и надежду эту дали ей Божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя».

    Второй страстью становится ее племянник Николенька – девушка получает искреннее удовольствие, играя и обучая ребенка. Общение с ребенком было ее утешением и фактически единственной радостью в жизни.

    Отношение Мари к членам семьи

    Отношения в семье Болконских натянуты и напряжены. В первую очередь это связано с характером и нравом старого графа. Он человек вспыльчивый и резкий. Он не умеет держать себя в руках и часто обращается к своим родным в самой грубой форме. Мари то и дело терпит он него издевки и неоправданные замечания. «Все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью. Он как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее».

    Она стойко терпит все его оскорбления. Мари не считает, что ее отец ненавидит ее, она понимает, что он не умеет выразить свою любовь и заботу другим образом.


    Отношение Мари к высшему обществу

    По своему статусу Мари имеет все права вести активную деятельность в аристократических кругах, но она не делает этого. Девушка всю жизнь провела в деревне, и у нее нет желания что-либо менять в этом плане. Вполне вероятно, что на таком отношении сыграло роль поощрение других норм поведения – кокетство, нередко переходящее в любовную связь, обман, ложь, лицемерие – все это чуждо Мари. Другой причиной отказа от посещения общественных мест вполне вероятно могло быть отношение к внешности княжны. Естественно, что девушке не чужды были любовь и привязанность, ей хотелось создать свою личную семью, а в обществе ей пришлось бы замечать преобладание внешних качеств человека над моральным обликом. Мари стала бы одинокой в таком мире.

    Готовность проявлять дружеские отношения

    Мари не чуждается общения с людьми. Она охотно готова поддержать с ними дружеские отношения. Так, например, она активно общается с княжной Жюли Карагиной. Фактически, это ее единственная подруга. Жюли, подобно Мари, тоже не наделена милым личиком, поэтому неприятные чувства по поводу восприятия внешности знакомы обеим девушкам. Подруги искренни в своих дружеских порывах, готовы поддержать друг дружку в любых ситуациях.


    Второй человек, с которым Мари связывают чувства дружбы, – мадемуазель Бурьен. Девушка живет в доме Болконских и является компаньонкой. Их общение кардинально отличается от дружбы с Жюли. В первую очередь, это касается отношения мадемуазель Бурьен к Мари. В ее случае это псевдо дружба. Девушка готова обмануть Мари ради корыстных целей.

    Мари Болконская и Анатоль Курагин

    Естественно, что замужество было единственным способом княжны Мари вырваться из дома и прекратить свою жалкую жизнь в оскорблениях. Поэтому, когда Анатоль Курагин приезжает со своим отцом посвататься к девушке, она испытывает тревогу.

    «В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».

    Анатоль впечатляет ее своей внешностью – он очень красив. Девушке он кажется хорошим человеком, но ее отец так не думает – Николай Болконский не такой наивный и доверчивый человек, как его дочь. От его взгляда не скрылось ни то, что Анатоль не испытывает не то, что любви, даже чувства симпатии к его дочери, ни интерес молодого человека служанкой Болконских.

    Он говорит об этом дочери и наталкивает ее на мысль, что Анатоль ей не пара – его интересуют только деньги, но окончательный выбор оставляет за дочерью. Мари становится свидетелем нежностей Анатоля с мадемуазель Бурьен и отказывает молодому человеку.

    Брак с Николаем Ростовым

    Новая надежда на личное счастье зажглась в душе Мари с появлением в ее жизни Николая Ростова. Замужество с этим человеком позволило княжне развиваться морально и духовно. Она реализовала себя в качестве матери. Роль воспитательницы близка Мари, она с удовольствием занимается своими детьми и даже ведет дневник, куда записывает всевозможную информацию связанную с этапами развития и особенностями воспитания своих детей.

    4.7 (93.85%) 13 votes