Анализ рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», план. Сочинение с планом по рассказку Солженицына «Матренин двор

"Не стоит село без праведника" - таково первоначальное название рассказа. Рассказ перекликается со многими произведениями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее видится судьба Матрены посреди этой обстановки.

Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному и тяжелому труду крестьянскому. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за болезни ее оттуда выпустили и теперь уже привлекали тогда, когда отказывались другие. И работала она не за деньги, денег никогда не брала. Уже потом, после ее смерти, ее золовка, у которой поселился рассказчик, будет зло вспоминать, а точнее припоминать ей эту ее странность.

Но так ли уж проста судьба Матрены? А кто знает, каково это - полюбить человека и, не дождавшись его, выйти замуж за другого, нелюбимого, а потом увидеть своего суженого через несколько месяцев после свадьбы? И каково потом жить с ним бок о бок, видеть его каждый день, чувствовать на себе вину за несложившуюся его и свою жизнь? Муж не любил ее. Она родила ему шестерых детей, но ни один из них не выжил. И ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вложила в свою приемную дочь Киру. Пережила Матрена так много, но не утратила того внутреннего света, которым светились ее глаза, отливала улыбка. Она ни на кого не держала зла и только огорчалась, когда ее обижали. Она не сердится на своих сестер, появившихся только тогда, когда все в ее жизни уже стало благополучно. Она живет тем, что есть. А потому не накопила за свою жизнь ничего, кроме двухсот рублей на похороны.

Переломным моментом в ее жизни стало то, что у нее хотели увезти горницу. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее , в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет провела она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу - значит разломать и разрушить ее жизнь. Для нее это был конец. Не случаен и реальный финал романа. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похорон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.

Солженицын показывает ту эпоху, когда с ног на голову перевернулись жизненные устои, когда собственность стала предметом и целью жизни. Автор не зря задается вопросом, почему вещи называют "добром", ведь это по сути дела зло, причем страшное. Матрена понимала это. Она не гналась за нарядами, одевалась по - деревенски. Матрена - это то воплощение истинной народной нравственности, нравственности общечеловеческой, на которой весь мир держится.

Так и осталась Матрена не понятой никем, никем не оплаканной по-настоящему. Только Кира одна плакала не по обычаям, а от души. Опасались за ее рассудок.

Рассказ мастерски написан. Солженицын - мастер предметной детализации. Из мелких и, казалось бы, незначительных деталей выстраивается у него особый объемный мир. Этот мир зрим и ощутим. Этот мир - Россия. Мы можем с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но мы прекрасно понимаем, что в этой деревне - вся Россия. Солженицын соединяет общее и частное и заключает это в единый художественный образ.

План

Рассказчик устраивается учителем в Тальново. Поселяется у Матрены Васильевны. Постепенно рассказчик узнает о ее прошлом. Фаддей приходит к Матрене. Он хлопочет за горницу, что Матрена обещала Кире, его дочери, воспитанной Матреной. При перевозе сруба через железнодорожные пути Матрена, ее племянник и муж Киры погибают. Из-за избы и имущества Матрены долго идут споры. А рассказчик переезжает к ее золовке.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    В поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой творчества великого поэта - народ. Здесь Некрасов рисует различные типы крестьян, всесторонне показывает их жизнь - и в горе, и в "счастии". Одним из самых ярких в поэме является образ Матрены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, образ, воплотивший в себе черты всех женщин матушки - Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой,
    ...Есть она тот самый праведник, Без которого... не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. А. Солженицын. Матренин двор В своем рассказе "Матренин двор" А. И. Солженицын выступает преемником прекрасных традиций русских классиков, создавших незабываемую галерею образов русских женщин (некрасовские Матрена Тимофеевна, Орина, тургеневская Лукерья). Главная героиня рассказа - простая, одинокая старая женщина Матрена Васильевна. Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей и забот и сегодня. Из всего хозяйства - колченогая кошка да грязно-белая
    В произведении "Матренин двор" Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины - Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью. Само название рассказа "Матренин двор" можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово "двор" может означать просто уклад жизни Матрёны, её хозяйство, её чисто бытовые заботы и трудности. Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово "двор" акцентирует
    Оборудование 1. Словарь к уроку: Духовность, праведник, праведничество, характер. 2. Портрет А. И. Солженицына, иллюстрация к рассказу. 3. Магнитофон (запись финала рассказа). На доске записаны: проблемный вопрос “Можно ли Матрёну считать праведницей?” и ответы на него, в которых представлены различные точки зрения. “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” (А. И. Солженицын). “...Вывод этот
    В рассказе "Матренин двор" Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении отчетливо звучит мотив поиска праведника, известный в русской литературе. Первоначальное название рассказа "Не стоит село без праведника" Солженицыну приказали заменить. Рассказ вышел под названием "Матренин двор". Действие в нем происходит в 1956 году во время правления Н. Хрущева. Писатель специально
    Поэма Н. А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" написана автором в стихотворной форме. Поэма состоит из четырех частей. Первая часть поэмы состоит из пяти глав и начинается с пролога. В прологе автор повествует читателю о том, что "семь мужиков" однажды решили узнать "кому живется весело, вольготно на Руси". Спор постепенно перешел в драку. На крик и шум повыглядывали из леса птицы и звери, а у пеночки упал из гнезда маленький птенчик.
    1. Какие типы крестьян изобразил Н. А. Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо"? Н. А. Некрасов создает несколько типов крестьян. Это семеро мужиков, ищущих счастливых людей на Руси. Второй тип - борцы за народ: Савелий-богатырь святорусский, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр. Третий тип - труженики, которые еще терпят, но протест у них уже зреет: Матрена Тимофеевна, Яким Нагой. Поэт не идеализировал крестьян. Он показывает и тип холопов, рабов, упивающихся своим

Наталья Беляева

Наталья Васильевна Беляева - главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ.

Уроки Солженицына

Читаем «Матрёнин двор»

Урок первый

…Явить миру такое общество, в котором все отношения, основания и законы будут вытекать из нравственности - и только из неё!

А.И. Солженицын. «Раковый корпус»

Слово о писателе

Начать урок можно с показа галереи портретов писателя и рассказа учителя и учащихся о жизни и творчестве Солженицына. Для этого могут быть использованы материалы учебника и автобиография писателя. Основные положения рассказа можно оформить в виде таблицы (см. табл. 1), второй столбик которой учащиеся будут заполнять, слушая учителя и обучаясь составлению конспекта лекции (завершат они эту работу дома).

Таблица 1

Этапы жизни писателя Главные события каждого этапа
Рождение, родители Родился в 1918 году в Кисловодске. Отец писателя умер в 1818 году, за полгода до его рождения. Мать воспитывала сына одна, работая машинисткой и стенографисткой
Годы учёбы В 1936 году окончил в Ростове-на-Дону среднюю школу и поступил на математическое отделение Ростовского университета, который окончил за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. С 1939 по 1941 год учился одновременно и на заочном отделении Московского института философии, литературы, истории
Участие в Великой Отечественной войне Воевал на фронтах Великой Отечественной, служил на звукобатарее
Первый арест В 1945 году арестован за переписку, где обсуждались политические вопросы. Отбывание срока в спецтюрьме и в Особлаге под Экибастузом (Казахстан)
Ссылка В марте 1953 года отправлен на вечную ссылку в местечко Кок-Терек (юг Казахстана), где находился до 1956 года
Преподавательская работа Учительствует в сельской школе деревни Мильцево Курловского района Владимирской области
Первые писательские опыты 1957 год - писатель переезжает в Рязань, где пишет роман «В круге первом». 1959 год - создаётся повесть «Один день Ивана Денисовича». 1963 год - опубликован рассказ «Матрёнин двор»
Активная творческая деятельность. Создание литературных произведений разных жанров 1963–1967 годы - работа над «Архипелагом ГУЛАГ», рассказами, сценарием, пьесой, романом «Раковый корпус»
Конфликт с Союзом писателей СССР и тоталитарной государственной системой 1967 год - обращение Солженицына к съезду писателей и исключение его из Союза писателей в 1969 году
Начало мирового признания 1970 год - присуждение Нобелевской премии; 1971–1973 годы - издание в Париже романа «Август четырнадцатого» и книги «Архипелаг ГУЛАГ»
Вдали от Родины 1973 год - писатель лишён советского гражданства и выдворен из СССР. Жил в Германии и Швейцарии. 1976 год - переезд семьи Солженицына в США
Возвращение в Россию 1994 год - писатель возвращается в Россию, где продолжает активную творческую и общественную деятельность
Признание на Родине Публикация собрания сочинений писателя. 1997 год - учреждение литературной премии А.Солженицына

Спонсор публикации статьи: компания "Модуль Древ", занимающаяся производством клееного профилированного бруса и профилированного бруса камерной сушки из массива, а также проектированием и строительством домов, бань, беседок. Клееный брус, на производстве которого специализируется компания, изготавливается из высококачественной древесины северных лесов (зимняя заготовка), отличающейся высокой плотностью, обусловленной географическими условиями произрастания сырья. Архангельская древесина – экологически чистый, абсолютно натуральный материал, в домах, построенных из нее, тепло зимой и прохладно летом. Не важно, что Вы предполагаете строить на своем участке, небольшой дачный домик или роскошный коттедж, - любые дома из клееного бруса будут отличаться высоким качеством и надежностью. Еще одно несомненное преимущество строительства домов из бруса – минимальное время возведения постройки: срок от начала составления проекта до окончания отделочных работ от 3 месяцев. На сайте moduldrev.ru вы можете ознакомиться с предлагаемыми "Модуль Древ" типовыми проектами, посмотреть фотографии готовых домов, узнать цены и условия сотрудничества с компанией.

«Матрёнин двор»: картины послевоенной деревни

Приступая к изучению рассказа «Матрёнин двор», школьники могут вспомнить, какие женские образы русской литературы XIX–XX веков близки образу главной героини рассказа. Назовут, наверное, горьковскую бабушку Акулину Ивановну Каширину, крестьянских женщин в поэзии Некрасова и «Записках охотника» Тургенева.

Вопросы на выявление восприятия.

Сочувствие, жалость, раздражение или восхищение вызывает у вас главная героиня рассказа - Матрёна? Обоснуйте своё мнение.

Почему писатель начинает свой рассказ с “загадки”: “…Ещё с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход…”? Можно ли сразу догадаться, после чего?

Попытайтесь доказать, что изображённые в рассказе картины послевоенной деревни достоверны. (Точно, как в очерке, указаны место и время событий, достоверны топонимы, употреблённые в тексте, сохранены особенности местного диалекта.)

Какое впечатление произвёл на вас язык рассказа? Какое чувство вызывают у автора местные слова и выражения? Почему?

Образ рассказчика

Исследовательскую работу с текстом можно начать с изучения ощущений Игнатича, от лица которого ведётся повествование (см. табл. 2).

Таблица 2

Светлые чувства Раздражение
“Хотелось в среднюю полосу, без жары,

с лиственным рокотом леса…”

“Каждую букву в моих документах перещупали…”
“Высокое Поле. От одного названия веселела душа…” “Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал,

что можно по-русски составить такое!..”

“На станции висела строгая надпись… Нацарапано гвоздём…”

“Председатель… свёл под корень изрядно гектаров леса, а себе получил Героя Социалистического Труда…”

“Однообразные худо оштукатуренные бараки…”

“Она не говорила, а напевала умильно…”

“…Просветлел я… Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий…”

“Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне…”

“Жребий мой был - поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом… с двумя яркими рублёвыми плакатами…”
“Удовольствие пробудилось в её глазах оттого, что я вернулся…” “…Пенсии ей не платили… Она работала не за деньги… За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика”
“Изба Матрёны… вполне была хороша… Жили в избе ещё кошка, мыши

и тараканы…”

Крупной картошки… огород её не давал”
“Мне дороже была эта улыбка её кругловатого лица…” “Наворочено было много несправедливостей с Матрёной…”

Что в жизни послевоенной деревни, райцентра и всей страны вызывает у него светлые чувства, а что - раздражение?

Как изображается деревня Тальново?

Охарактеризуйте рассказчика. Какова его жизненная позиция? Что для него значимо, а что второстепенно? Найдите примеры авторского юмора.

Проследите жизненный путь учителя Игнатича. Как относилась к нему Матрёна? Почему они “жили запросто”?

Таблица может быть продолжена и другими примерами. Аналогичную исследовательскую работу можно организовать по второй и третьей частям рассказа.

Тема праведничества в рассказе

Вводный вопрос.

Каково первоначальное название рассказа? Как оно связано с эпиграфом к уроку?

К теме праведничества, излюбленной в русской литературе второй половины XIX века, Солженицын подходит деликатно, ненавязчиво и даже с юмором. Говоря о Матрёне, его герой замечает: “Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та - мышей душила!..” Писатель переосмысливает образы праведников в русской литературе и изображает праведником не человека, который прошёл через множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески. Он делает праведничество естественным образом жизни героини. Вместе с тем Матрёна не типический образ, она не похожа на других “тальновских баб”, живущих материальными интересами. Она из тех “трёх праведников”, которых так трудно найти.

Итоговые вопросы.

Можно ли утверждать, что на примере частного случая из жизни одной русской крестьянки писатель рассказывает о судьбе деревни в целом и о судьбе целой страны?

Каково художественное пространство рассказа? Ограничивается ли оно деревней Тальново и железнодорожной станцией Торфопродукт? Какие сквозные образы связаны с художественным пространством рассказа? В чём их символический смысл?

Итог урока. В рассказе «Матрёнин двор» документальность и точность, присущие очерковому жанру, сочетаются с такими композиционными средствами, которые помогают отдельным фактам из частной жизни автора стать фактами искусства, художественным текстом. Размышления о трудолюбии и терпении одной русской женщины перерастают в рассказе в широкое повествование о судьбе русской деревни после войны, о несправедливостях в стране, о тёмных и светлых сторонах русского характера.

Рассказчик, учитель Игнатич, - бывший заключённый, мечтающий “из пыльной горячей пустыни” вернуться обратно в Россию. Выбирая школу для работы, он просится “подальше от железной дороги”, ищет для жительства место поглуше, но это “подальше от железной дороги” будто предвещает чью-то гибель. Как и Матрёна, Игнатич не живёт материальными интересами. Матрёна не мешает его вечерним занятиям, слушает его радио, её лицо запечатлел его фотоаппарат.

Интересно художественное пространство рассказа. Оно начинается с его названия, затем расширяется до железнодорожной станции, которая находится “на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт от Мурома к Казани”, и до деревень “за бугром”, а потом охватывает и всю страну, принимающую иностранные делегации, и простирается даже во Вселенную, которую должны заполнить искусственные спутники Земли. С категорией пространства связаны образы дома и дороги, символизирующие жизненный путь героев.

Домашнее задание. Составить план рассказа о жизни Матрёны. Подготовиться к групповой работе по вопросам: что общего и различного 1) в образах Матрёны и других жителей деревни Тальново; 2) в образах Матрёны и Игнатича; 3) в образах Матрёны и Фаддея. Изучить по словарю литературоведческих терминов смысловое наполнение понятия “притча”.

Урок второй

…Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт и в моей, и в твоей душе, мой читатель.
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трёх праведных, - без которых нет граду стояния.

Н.С. Лесков. Предисловие к циклу «Праведники»

Образ праведницы

Начать разговор о главной героине рассказа можно с сопоставления двух цитат о русских женщинах. Первая - из романа Лескова «Соборяне»: “Где, кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины, как сия добродетель?”; вторая - стихотворение Тютчева «Русской женщине».

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…
И жизнь твоя пройдёт незрима
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, -
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном
В осенней беспредельной мгле…

Что в этих цитатах близко образу Матрёны? Чем героиня отличается от характеристик русских женщин в XIX веке?

В центре нашего урока исследование главных черт образа Матрёны, которое можно организовать в группах.

Группа 1. Матрёна и другие жители деревни Тальново.

Что общего в жизни Матрёны и других жителей деревни? (Вставали рано; выходили все вместе на работу, потихоньку воровали торф, сложенный для просушки; питались одной картошкой; в домах не было радио, а электричество казалось чудом.)

Чем Матрёна отличалась от других жителей деревни Тальново? (Матрёна выходила на работу, даже если болела; не “сводила счёты” и не обсуждала, “кто вышел, а кто не вышел”; не могла отказать, когда кто-то просил помочь в сельскохозяйственных работах: выкопать картошку, вспахать на себе огород; за работу не брала денег; кормила пастухов продуктами, каких не ела сама; не досаждала никому расспросами; не сплетничала; вырастила чужую девочку; горницу отдала приёмной дочери. Но после смерти все отзывы о ней были неодобрительны: “…и за обзаводом не гналась, и не бережная; и даже поросёнка не держала; …и, глупая, помогала чужим людям бесплатно”; не гналась за нарядами, не скопила имущества к смерти; о сердечности и простоте Матрёны золовка “говорила с презрительным сожалением”.)

Группа 2. Матрёна и Игнатич.

Что сближает и что отличает Матрёну и Игнатича? (См. табл. 3.)

Таблица 3

Общее Различное
Одиночество.

Умение жить под одной крышей и ладить с незнакомыми людьми. (“Комнаты мы не делили… Изба Матрёны… нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша… Мы их [тараканов] травили… Я со всем свыкся, что было в избе у Матрёны… Так привыкли Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто…”)

Умение жить скромно, не унывать и спасаться от трудностей и грустных мыслей работой. (“Жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования… У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа…”)

Вежливость и деликатность. (Матрёна “не досаждала никакими расспросами”, Игнатич “тоже не бередил её прошлого…”)

Бережное отношение к старине, почитание прошлого. (Игнатич хотел “сфотографировать когонибудь за старинным ткацким станом, Матрёну привлекало «изобразить себя в старине»”.)

Матрёна и Игнатич близки своим отношением к жизни. (Оба были людьми искренними, не умели лукавить. Игнатич в сцене прощания с покойницей хорошо видит корысть, стяжательство её родственников, не считающих себя виноватыми в смерти Матрёны и желающих поскорее завладеть её двором.)

Социальное положение и жизненные испытания. (Он учитель, бывший зэк, исколесивший по этапам страну. Она крестьянка, которая никогда не уезжала из своей деревни далеко.)

Мировосприятие. (Он живёт умом, получил образование. Она полуграмотна, но живёт сердцем, своей верной интуицией.)

Он городской житель, она живёт по законам деревни. (“Когда Матрёна уже спала, я занимался за столом… Матрёна вставала в четырепять утра… Я спал долго…” “По бедности Матрёна не держала радио”, но затем стала “повнимательней слушать и моё радио…”)

Игнатич может иногда подумать о себе, для Матрёны это невозможно. (Во время погрузки брёвен Игнатич упрекнул Матрёну, что она надела его телогрейку, а она только сказала: “Прости, Игнатич”.)

Матрёна сразу поняла своего квартиранта и оградила его от любопытных соседок, а Игнатич, слушая неодобрительные отзывы на поминках, пишет: “…Выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник…”

Группа 3. Матрёна и Фаддей.

Сопоставьте Матрёну и Фаддея. Как ведут они себя в близких жизненных ситуациях? (См. табл. 4.)

Таблица 4

Жизненные ситуации Матрёна Фаддей
Первая мировая война Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки. Пошёл он на войну - пропал… <…> а к Миколе зимнему - вернулся… из венгерского плена.
Возвращение Фаддея из плена В колена б ему бросилась… …Если б то не брат мой родной - я бы вас порубал обоих.
Семейная жизнь Детей у неё было шестеро и один за другим умирали все очень рано. Родила ему вторая Матрёна тоже шестерых детей.
Великая Отечественная война …Ефима взяли… и младший без вести исчез во вторую (войну). …Не взяли на войну Фаддея изза слепоты.
Дом в наследство Отдельный сруб горницы после смерти её отдать в наследство Кире. Требовал, чтобы она отдала горницу теперь же, при жизни…
Подготовка горницы к вывозу Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда… Жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Глаза деловито поблёскивали… ловко лазил… живо суетился… горницу яро разбирал по рёбрышкам, чтобы увезти с чужого двора.
Вывоз горницы - А что было двух не срядить? Один бы трактор занемог - другой подтянул… Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти всю горницу…
Авария на переезде И зачем на переезд проклятый пошла? Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней…
Похороны Матрёны Лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое… Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была - спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр...
После похорон Все отзывы её [золовки] о Матрёне были неодобрительны… …Преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик…

Трагизм судьбы Матрёны

Трагизм судьбы Матрёны не только в потерянном женихе, пропавшем без вести муже и умерших детях. Эти события она переживала вместе со всей страной. Трагизм её жизни проявился тогда, когда Матрёна, отдав без жалости часть дома, становится жертвой человеческой жадности, стяжательства, пьянства. И страна, после войны окончательно превратившись в бюрократическое государство, оказалась с народом по разные стороны. Паспортов крестьяне не имели, зарплату и пенсию им не платили, леса на постройку домов у них не было, колхозные трактора для частных перевозок не давали и т.п. Трагизм и в том, что односельчане не могли понять тех добрых чувств, которыми руководствовалась Матрёна в жизни. Поэтому и после её смерти родственники хотят поскорее захватить “добро”, которое осталось после неё.

Что стало причиной смерти Матрёны? Внешней причиной гибели явились её самоотверженность, стремление помочь, а не отсидеться в стороне. Именно поэтому она оказывается между санями и трактором на злополучном железнодорожном переезде. Но в судьбу Матрёны неумолимо стучатся катастрофы XX века, выявляя глубинные, скрытые причины её гибели. Войны отнимают у неё жениха, любившего её, затем мужа. Послевоенный голод и отсутствие медицинской помощи лишают её шестерых детей. Она становится и заложницей советского государства, в котором нельзя честно и открыто перевезти свою же избу, но можно довериться пьяному водителю, потихоньку взявшему колхозный трактор.

В числе глубинных причин трагической гибели героини и привязанность к Фаддею и своей воспитаннице, его дочери Кире. Именно она невольно становится виновницей разрушения дома, где жила вместе с Матрёной и где сама Матрёна прожила сорок лет. Люди, разбиравшие горницу, не думали, что они разрушают дом, главную ценность семьи, её краеугольный камень. Гибель дома предрешила и смерть Матрёны. В изуродованном доме она бы уже не смогла жить. Автором осуждаются и алчность, жадность, стяжательство Фаддея, который одержим желанием захватить участок земли. Отсюда и его приказ не делать второго рейса, и вывоз уцелевших брёвен во время похорон и поминок. Виноват и зять Матрёны - железнодорожник, не предупредивший станцию о перевозке.

Три угасшие судьбы - это плата за сохранность жизней пассажиров “двадцать первого скорого”. Так частная судьба обыкновенной русской крестьянки оказывается связанной и с перипетиями жестокого ХХ века, и с судьбами русских женщин века XIX.

Нравственный смысл рассказа-притчи

В чём же нравственный смысл рассказанной писателем истории? Новым наполнением наделил Солженицын само понятие “праведник”. Даже дорога как символ народной судьбы становится в рассказе дорогой железной, в переносном смысле неумолимой, разрушающей. Нравоучительный, притчевый смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том сиянии, который человек может излучать, освещая судьбы других людей.

Домашнее задание . Письменно ответить на один из вопросов.

Что изменилось в смысле рассказа Солженицына «Не стоит село без праведника», когда писатель назвал его «Матрёнин двор»?

Как в судьбах героев рассказа отразились события истории России в послевоенное время?

В чём праведность Матрёны?

Экспериментальные уроки по творчеству А.И.Солженицына.

План-конспект урока №1. (1 час)

Тема: « Не стоит село без праведника».

Тип : урок – введение

Вид : урок – семинар с элементами исследования

Цели:

1) познакомить с биографией А.И.Солженицына и с его творчеством, исследовать причины обращения к проблеме русского национального характера;

2) познакомить учащихся с традициями изображения русского национального характера в русской литературе;

3) развивать монологическую и диалогическую речь;

4) формировать умения исследовательской деятельности.

Метод : репродуктивный, эвристический и исследовательский

Прием : беседа, сравнительно-сопоставительная работа, анализ, сообщение учащегося, выборочное чтение, культуроведческий комментарий, словарно-фразеологическая работа, межпредметная связь.

Оборудование: 1) портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к рассказу

2) «Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и Н.Шведовой.

Использованная литература:

    Текст рассказа «Матренин двор».

    Разработки уроков: - Т.Н.Баталовой «Тема праведничества в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

С.Н.Кононовой «Не стоит село без праведника».

3. Критический материал по творчеству писателя.

Ходу урока:

1 . Слово учителя.

«Не стоит село без праведника». Такова тема сегодняшнего урока, посвященная знакомству с творчеством А.И.Солженицына. Для начала ознакомимся с основными фактами биографии самого писателя.

    Сообщение учащегося.

Александр Исаевич Солженицын – прозаик. Родился в Кисловодске. Писатель закончил физико-математический факультет Ростовского университета. Когда началась война, его призвали в армию в октябре 1941 года. С конца 1942 года Солженицын был в действующей армии. В письмах к другу он делился своими мыслями об истории октябрьских событий, творческими планами. И этого оказалось достаточно, чтобы арестовать Солженицына. В 1945 году его приговаривают в 8 годам заключения. В 1957 году писатель был реабилитирован. После этого он преподавал во Владимирской области, затем переехал в Рязань, где прожил до 1960 года. Свои первые произведения писатель создавал во Владимирской области.

После публикации своей повести «Один день Ивана Денисовича» Солженицын получил множество писем от бывших лагерников, рассказывавших о своих судьбах. Затем писатель начинает работать над романом «Архипелаг ГУЛАГ». Печатать это произведение в СССР было немыслимо и его опубликовали на Западе. И этот факт вкупе с публицистической деятельностью писателя в эти годы привлекли к исключению Солженицына из Союза писателей СССР в 1969 и высылки его из страны в 1974 году.

В 1970 году Солженицыну была присуждена Нобелевская премия в области литературы. До 1994 года писатель жил в Вермонте, США. И в этот же год он решил вернуться в Россию. Здесь он вел активную публицистическую деятельность, встречался с читателями, помогал бывшим узникам лагерей.

Учитель : Сегодня мы начнем наше знакомство с рассказом Солженицына «Матренин двор», который принес ему признание читателей.

Рассказ был впервые опубликован в 1963 году в журнале «Новый мир». Справедливости ради надо отметить, что первоначальное название рассказа было «Не стоит село без праведника». А название «Матренин двор» придумал А.Т.Твардовский. Замена объясняется цензурными соображениями. Давайте заглянем в Толковый словарь и узнаем, что означает слово «праведник».

2 . Работа со словарем .

В «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова и Н.Шведовой читаем: «Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный – благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным нормам».

СФР: благочестивый – у верующих: соблюдающий предписания религии.

«Полный православный богословский энциклопедический словарь» дает такое толкование: «Праведник – или праведные – название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Праведниками называются также лица местночтимые как святые, но еще не канонизированные церковью».

СФР: Местночтимые – уважение в определенном месте, местности.

Канонизированные – 1.призванные правилом, положением, приемлемым в качестве примера, правила. 2.у верующих: причислить к числу «святых», признать церковно узаконенным.

3. Работа по таблице.

Цель работы: определиться с термином «праведник». Для этого проводим коллективную работу по таблице:

праведник

Грешник

Вера в бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться к жизни. Терпение. Естественность в поведении, непритязательность. Неприхотливость, выносливость.

Зло, недоброжелательность, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство, злопамятность, эгоизм.

СФР : Милосердие – готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. А h ыныгас.

Бескорыстие - чуждость корыстных интересов. Ымсыыта суох буолуу, хос санаата суох бы h ыы, утуо сана.

Корысть - выгода, материальная польза. Ту h а та h аарыныы.

Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле. У5аратыы.

Непритязательность – от притязание – 1. Стремление получить что-н., предъявление своих прав на что-н. 2. Стремление добиться признания чего-н. при отсутствии оснований на такое признание. Элбэ5и эрэйбэт, кыра5а уолдьа h ар, судургу.

Неприхотливость – не имеющий много капризов. Требований. Талыга h а суох.

Выносливость – стойкость, способность много вынести. Тулуур.

Недоброжелательность – неприязненно настроенный по отношению к другим людям. Утуону ба5арбат, ку h а5ан санаалаах ки h и.

Работа спустя рукава – работать нехотя, халтурить.

Стяжательство - от стяжатель- корыстолюбивый, стремящийся к наживе человек. Ор5оруу, хоро тардыы.

Злопамятный – не забывающий, не прощающий причиненного зла. Ку h а5аны умнубат буолуу.

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, общественным интересам, пренебрежение ими. Бэйэмсэх.

4.Беседа.

На данном этапе проводится работа над религиоведческой лексикой.

Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

Христианская вера. Заповеди божьи регулируют его поведение, взаимоотношение с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание.

СФР : Миропонимание – то или иное понимание мира, действительности, система взглядов, идей.

Мы говорим, что человека подвигают на праведничество заповеди божии. Что вы понимаете под понятием заповедь? И знаете ли вы эти заповеди?

Заповеди - 1. Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание. 2. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого или чего-нибудь.

А есть ли схожие у якутов?

10 заповедей Ветхого завета

Учение айыы – 9 заповедей

    Я есть Бог.

    Не сотвори себе кумира.

    Не поминай имя Господа всуе.

    Шесть дней работай, а седьмой отдыхай.

    Люби отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

    Не убий.

    Не изменяй, люби верно.

    Не кради.

    Не произноси ложного свидетельства.

    Не завидуй.

    Всегда будь правдив, честен, справедлив.

    Никогда не убивай, не разрушай, не ломай.

    Храни в своей душе кут-сюр, будь чистоплотным, порядочным, организованным.

    Не завидуй другим, не кради и не воруй.

    Не будь бесплодным спорщиком.

    Отвергай дурные привычки, не обижай слабых.

    Будь мудрым и умным в своих деяниях.

    Будь целенаправленным, не бойся трудностей.

    Не занимайся развратом, будь верным, честным, щедрым, душевным.

Почему рассказ Солженицына мы можем рассматривать в контексте темы праведничества? Что на это указывает?

Первоначальное название. Финал рассказа, где рассказчик называет Матрену праведницей.

Учитель: Мы знаем, что к теме праведничества и национального характера обращались многие писатели и поэты русской литературы XIX века. Это и Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков. А в XX веке – И.Бунин, Шмелев, А.Платонов.

Лесков писал: «Народ не расположен жить без веры». Христианством обусловлены народные этико-эстетические взгляды, национальное сознание и самосознание, русский характер.

Что на ваш взгляд обозначает понятие национальный характер? И какие черты и качества присущи русскому национальному характеру?

СФР : Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в поведении.

Национальный характер трактуется как отличительная черта нации, присущая только ей. Причем этот характер исторически и социально обусловлен.

Учитель: При создании своего рассказа, писатель обращался не только к творческому опыту Н.С.Лескова, но и к произведениям Н.А.Некрасова.

Героини каких поэм приходят к вам на ум?

Учащиеся должны назвать такие поэмы Некрасова как «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».

На данном этапе, учащимся предлагается сопоставить образы Матрены Тимофеевны Корчагиной и Матрены Васильевны Григорьевой. Желательно, чтоб у учеников были тексты рассказа «Матренин двор» и поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». И по тексту учащиеся находят схожие эпизоды из жизни героинь.

Матрена Тимофеевна Корчагина

Матрена Васильевна Григорьева

«…Пал на сердце Филипп!» - замуж вышла, полюбив.

За любимого Фаддея «без малого не вышла…Война германская началась».

Дай башмаки Оленушке [золовке], Жена! – сказал Филипп.// а я не вдруг ответила.// Корчагу подымала я, //Такая тягость: вымолвить//Я слова не могла.//Филипп Ильич прогневался, //Подождал, пока поставила Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок!

«Меня сам ни разику не бил…то есть бил-таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил»…

Пять сыновей и погибший первенец Демушка.

Шесть детей, умерших во младенчестве.

Потуги лошадиные// Несли мы; погуляла я, //Как мерин, в бороне!

«Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород тяжелее и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себя шесть огородов. На это и звали Матрену в помощь»

К какому выводу мы приходим после сопоставления?

Что за сто лет «ключи от счастья женского» так и не отыскались, а «долюшка женская» не стала легче .

5. Заключительное слово учителя:

- Праведница Матрена – нравственный идеал писателя. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответы.

План – конспект урока №2, №3 (2 часа)

Тема: «Есть такие прирожденные ангелы…»

Тип: Урок - анализ

Вид: Урок - диспут

Цели: 1 развивать навыки аналитического мышления;

2. формировать умения высказывать собственное мнение;

3. совершенствовать исследовательскую деятельность учащегося, умения самостоятельно работать со специальной научной литературой;

4. развивать устную связную речь.

Метод: исследовательский

Приемы: анализ, беседа, словарная работа, межпредметная связь, работа с таблицей, комментированное чтение, лингвистический анализ, использование наглядности.

Оборудование: Иллюстрации к рассказу, фотография М.В.Захаровой, текст рассказа.

Использованная литература:

    Текст рассказа «Матренин двор»

    Разработка урока Е.Василенко «Душа и судьба человека в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»// Литература. – 2003, №23.- С.14.

    Н. Локтионова «Не стоит село без праведника»//Литература в школе. 1994. - №3. С.33-37

    Чалмаев В.А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. – М.: Просвещение. – 1994.

Эпиграф: «Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ»

(А.И.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»)

Ходу урока:

    В начале урока звучит «Ныне отпущаеши…» в исполнении Ф.Шаляпина, настраивая ребят на глубокий, непростой разговор о судьбе и душе человека.

Духовное пение перекликается с самыми первыми словами, которые произнесет учитель, то есть обращается к эпиграфу урока.

1. Слово учителя.

На прошлом занятии мы начали изучение рассказа Солженицына «Матренин двор». Прочитайте эпиграф, как вы понимаете эти слова?

Всякое живое существо имеет душу. О душе, о человеке, сохранившем душу, о человеческой судьбе хотелось бы сегодня поговорить. Постараемся понять образ той, которая предстанет перед нами, постараемся постигнуть ее через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом с ней…

Также попытаемся ответить на вопрос «Можно ли считать Матрену праведницей?».

2.Аналитическая беседа.

- Как случилось, что повествователь Игнатьич, стал жильцом Матрены?

Шел 1956 год. Игнатьич возвращался из лагеря, ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России». Он поселился на станции «Торфпродукт» во Владимирской области. Поутру он увидел женщину, торговавшую молоком, услышал ее напевную русскую речь с владимирским говором:

«Пей, пей, с душой желадной. Ты потай, приезжий ».

    В ходе анализа учащиеся делаю лингвистический комментарий тех или иных слов и выражений, которые они не знали. Работа выполняется в табличной форме.

Учащиеся выделяют такие слова: нутряной – перен. глухой; желадный – диалектное: возможно, «жаждущий, желающий»; потай - диалектное: вводное слово «наверное».

Молочница привела его в деревню Тальново. В нескольких избах ему было отказано: «везде было темно и лопотно».

    Лопотно – от лопотать, то есть говорить быстро, неясно. Возможно, лопотно - значит «шумно».

А рассказчик искал тишины и покоя. И нашел их в избе Матрены Васильевны Григорьевой. «Здесь была кондовая Россия».

    Кондовый – устар.: исконный, сохранивший старые обычаи и устои.

На данном этапе урока проводится работа над сравнительно-сопоставительной таблицей, где учащиеся должны записать черты характера Матрены и сопоставить с качествами, присущие праведнику.

Матрена

Праведник

Доброта, милосердие, трудолюбие, смирение, умение прощать, неприхотливость и др.

Вера в бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться к жизни. Терпение. Естественность в поведении, непритязательность. Неприхотливость, выносливость

Что же представляла собой изба, в которой довелось жить Игнатьичу?

Выборочно читается описание избы Матрены, внутреннего интерьера, попутно дается лингвистический комментарий.

    Некрасная сторона - северная; мосты – то же, что и сени – помещение между жилой частью и крыльцом; горница – (устар.) отдельный сруб без печи, комната в верхнем этаже; подклеть – нижний (обычно нежилой) этаж дома.

Уборно- убрано, чисто; запущь – от запустить, то есть довести до запустения, упадка; угожей – сравн. степень, то же, что и лучше.

Какой увидел свою будущую хозяйку ее постоялец при первой встрече?

Почему вопреки нежеланию Матрены «заполучить квартиранта», Игнатьич решил: «Жребий мой был – поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом»?

На каких портретных деталях Матрены сосредоточено внимание писателя? Какова роль этих деталей?

«И всегда … обезоруживала меня лучезарной улыбкой. И простодушно, глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала: «Ну, а к ужоткому что вам приготовить?»

«Но лоб ее недолго оставался омраченным… возвращалась уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой» .

2.Рассказчик выбрал ее избу, потому что почувствовал родство душ.

СФР: Обезоруживала – 1. Отнять у кого- нибудь, сделать неспособным к сопротивлению, борьбе. 2. Лишить возможности возражать, противодействовать, сопротивляться чему-либо. Утарара суох оноруу, тумнарар, самнарар.

Лучезарная – сверкающий, сияющий. Кулумурдэс, сырдык.

Простодушно – наивный, доверчивый. Коно майгылаах, судургу, ос киирбэх.

Омрачить – сделать мрачным, грустным. Санньыт, санаатын алдьатыы, саппа5ырт.

Учитель: Обратите внимание на фотографию Матрены, выполненную Солженицыным. Совпадают ли ваши представления о Матрене с этим изображением ее на снимке?

Как характеризовал рассказчик свою хозяйку?

Игнатьич отмечал, что Матрена была деликатна, не вмешивалась в чужую жизнь. Она была щедра душой, неравнодушна к красоте (фикусы, романсы Глинки), незлобива. И в ней была какая-то беспритульность, блаженность.

СФР: беспритульность – неприкаяный

Блаженность – 1. В высшей степени счастливый. 2. Глуповатый [первонач. юродивый]. Толору дьоллоох, дуо h уйуу.

Как вы думаете «черный недуг», болезнь «измотали ее»?

Ученики приводят в ответ фразу Солженицына «Наворочено было много несправедливостей с Матреной».

- Жалуется ли «иззаботившаяся» Матрена? Таит ли зло на людей, гоняющих больного человека «из канцелярии в канцелярию», на «жизнь, густую заботами»? Что отворачивает Матрену от обид, возвращая «доброе расположение духа»?

Ученики в своих ответах отметят, что она «не жаловалась, не стонала», что лоб героини Солженицына «недолго оставался омраченным»: «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». Также отметят, что у Матрены просто на каждый день «приходилось какое-нибудь немалое дело». В работе, в «труде великом» у Матрены Солженицына раскрывается ее духовное богатство: терпение, безотказность, бескорыстие, полно отсутствие зависти, более того – радость за благополучие других.

- Почему же тогда на доброго, безотказного, работящего человека сваливается столько несправедливостей и обид? Кто виноват в них?

От кого Игнатьич узнал о трагическом прошлом Матрены? Случайно ли она открылась она ему?

    Чтение отрывка визита Фаддея.

Что объединяет Матрену Васильевну и Игнатича?

Героев объединяет то, что у них обоих – каждого по-своему – научила жизнь «не в еде находить смысл повседневного существования». Они оба до срока хранят обет молчания, и оба – только друг другу - расскажут о прошлом: Игнатьич – о том, что много провел в тюрьме. Матрена – о своем замужестве.

- «Я бы вас порубал обеих». Заслужила ли Матрена такой угрозы? Почему она ушла в семью к Ефиму? Зачем просит у жены Фаддея «чрева ее урывочек» - младшую дочь Киру?

Ученики должны осознать жестокость обстоятельств, непредсказуемость судьбы, увидеть как «весь свет перевернулся» и с ним – жизнь Матрены.

Почему Кире Матрена отдает горницу? Легко ли дается ей это решение? И кто из участников был наиболее активен в этом вопросе?

Матрене нелегко решиться ломать горницу, для героини это означает конец жизни. Наиболее настаивал на разрушении горницы Фаддей. И его автор рисует как алчного, жадного хищника.

СФР: алчный – жадный, корыстолюбивый. Страстно желающий что-либо. Инсэлээх, ымсыы.

Хищник- 1. Хищное животное. 2. Тот, кто наживается на эксплуатации и ограбления кого-нибудь. Адьыр5а, сиэмэх кыыл,

На данном этапе можно предложить сужение Виктора Чалмаева, касающегося Фаддея: «Такое ли страшное зло этот Фаддей, пересчитывающий каждое бревнышко, свозящий остатки горницы с переезда чуть ли в день похорон? В XIX веке он, вероятно, сошел бы за тургеневского Хоря из «Хоря и Калиныча». При Столыпине он стал бы цивилизованным фермером».

Согласны ли вы с мнением исследователя?

Ученики высказывают свои мнения.

Учитель: Суровыми приговором звучат в финале рассказа слова Солженицына: «Дочь его трогалась разумом. Над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то. Фаддей только недолго приходил постоять у гробов… высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была - спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер». Страшное, не только то, что Фаддей не терзало горе, и не то, что таких как он много. А страшно то, что на поминках говорят о чем угодно, но только не о Матрене.

Мы узнали о жизни героини, о ее окружающих. Теперь скажите, можно ли считать Матрену праведницей? Для начала прочитаем, что думали по этому поводу сам писатель и литературовед В.А.Чалмаев.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша » (А.Солженицын)

«…Вывод этот о праведничестве несколько теоретичен, в финале рассказа как бы натягивается на Матрену одеяние праведницы» (В.А.Чалмаев).

Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрена – праведница?

Прав ли в оценке Матрены литературовед Чалмаев?

Хотя мы и называем только положительные качества Матрены, вспомните эпизод, где наша героиня вместе с другими женщинами идет красть торф. А ведь одна из заповедей звучит так: «Не укради». Так что одно это не дает возможности назвать Матрену праведницей.

Как вы относитесь к этому?

(Ученики, кто придерживается мнения Солженицына отмечают, что Матрена была вынуждена приносить торф).

Учитель: «Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения…вообще не достигаются без некоторых «падений». Праведники наибольшие суть те, которые согрешили (и оплакали свои грехи)…» - писал религиозный философ Розанов.

- Все же что же позволяет писателю назвать Матрену праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни ее отнюдь не идеальны?

(Матрена обладает бесконечным смирением, не требующим от нее никакого напряжения воли. Она не предается греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрена может довольствоваться малым – тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злобы, обиды, стяжательства. Праведничество Матрены основано на ее безразличии к материальным ценностям).

Учитель: Послушаем, что говорит доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М.М.Дунаев о праведности: «В чем же праведность Матрены? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную ее христианскую суть?»

Вот именно, Матрена – праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет и прочитаем: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут… Ибо, где сокровища ваше, там будет и сердце ваше».

3.Подведение итогов.

Учитель: Закончить наш урок я хотела бы закончить словами самого писателя: «Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье), нисколько в ней не утопая. Даже касаясь ли стопами ее поверхности это – праведники, мы их видели, удивлялись, пользовались их добром…тут же погружались опять на нашу обреченную глубину. Мы брели, кто по щиколотку, кто по колено, кто по горло… а кто и вовсе погружался, лишь редкими пузырьками сохранившийся души еще напоминая о себе на поверхности».

После этих слов звучит Larcimosa моцартовского «Реквиема».

План – конспект №4

Тема: Размышление над рассказом А.И.Солженицына «Матренин двор»

Тип: урок закрепление

Вид: развитие речи

Цели:

    Проверить уровень усвоения материала по пройденной теме;

    Совершенствовать навыки аналитического мышления;

    Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Метод: эвристический, частично-поисковый

Приемы: беседа, выборочное чтение, устное словесное рисование, письменная работа.

Оборудование: портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к рассказу.

План урока:

    Слово учителя.

    Беседа.

    Викторина.

    Написание мини-сочинения.

Ход урока:

    Слово учителя.

Итак, мы закончили изучение рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». На прошлых занятиях мы говорили, что этот рассказ автобиографичен. Но можно считать, что это произведение выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением».

2. Беседа.

    Что же делает его блистательным и «подлинно гениальным произведением»?

    Какова же основная тема рассказа? (тема традиционна для русской литературы – судьба русской женщины-крестьянки, тема праведничества)

    Какие чувства испытывает рассказчик после смерти Матрены?

(рассказчик испытывает острое чувство вины: нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку»)

    Каков символический смысл рассказа?

Учитель: А.Т.Твардовский писал: Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако, ее душевный мир наделен такими качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскали все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».

Скажите, какие качества Матрены отмечают Твардовский и Солженицын?

Согласны ли вы с такой оценкой героини?

3.Викторина

    Назовите первоначальное название рассказа.

    В каком году и в каком журнале был опубликован рассказ?

    В каком году «Игнатьич возвращался в Россию»?

    Как называлась деревня, в которой остановился Игнатьич?

    Назовите полное имя главной героини.

    Какой герой противостоит Матрене?

    Какие детали внешности и поведения Матрены подчеркивают ее доброту? (вычитать из текста)

    Назовите предметные детали, свидетельствующие о тяжелых условиях жизни героини? (из текста привести пример)

    Какое верное средство было у героини, чтобы вернуть себе хорошее расположение духа? (работа)

    Какую роль играют в произведении упоминания о прошлом Матрены?

    Какие музыкальные произведения вызвали у Матрены живой отклик, растрогав до слез? (романсы на музыку Глинки)

    Определите, о ком из своих родственников рассказывает Матрена:

Ой- ой-ойиньки, головушка бедная! Сколько невест было на деревне – не женился. Сказал: буду имячко твое искать, вторую Матрену. И привел-таки себе из Липовки Матрену, срубили избу отдельную, где и сейчас живут…

По улице на мужиков с кулаками бегал, а меня – ни разику… то есть был-таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшиб. Вскочила я от стола: «Захлебнуться бы вам, подавиться, трутни!». И в лес ушла. Больше не трогал.

(1. о девере Фаддее; 2. О муже Ефиме)

13. Какова функция диалектизмов в произведении? Приведите примеры.

14. Нарисовать с помощью эргономики главных героев рассказа. (Матрену, Игнатьича, Фаддея)

Учитель: Заслуга А.И. Солженицына в изображении русского национального характера состоит в том, что он спустил с героических высот образ простого человека. Он показал, что мощь России создаёт не человек-монумент, а миллионы скромных Матрён. Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит ": посреди неба" изба праведницы Матрёны.

4.Заключительный этап.

Ученикам предлагается написать мини-сочинение на выбранную тему:

    В чем суть праведности Матрены?

    «Вся возвращенная мне жизнь… имеет вложенную цель» (А.И.Солженицын).

    Роль символа в рассказе «Матренин двор».

Тема урока : Александр Исаевич Солженицын.

Анализ рассказа «Матренин двор».

Цель урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

История создания.

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году, опубликован в 1964. «Матренин двор» - произведение автобиографическое и достоверное. Исходное название – «Не стоит село без праведника». Напечатан в «Новом мире», 1963, №1.

Это рассказ о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему хотелось «затеряться в России», найти «тихий уголок России». Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году С. некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

2. Беседа по рассказу.

1) Имя героини.

- У кого из русских писателей 19 – го века главная героиня носила такое же имя? С какими женскими образами в русской литературе вы могли бы сопоставить героиню рассказа?

(Ответ: имя героини Солженицына вызывает в памяти образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной, а так же образы других некрасовских женщин – тружениц: так же как и они, героиня рассказа «ко всякой работе ловка, приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить». Нет в её внешности ничего от величавой славянки, не назовёшь её красавицей. Она скромна и не приметна.)

2) Портрет .

- Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

(Ответ: Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь – улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка её кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «извиняющаяся полуулыбка». Автором важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому после страшной гибели героини её лицо осталось целёхонькая, спокойная, больше живое, чем мёртвое.)

3) Речь героини.

Выпишите наиболее характерные высказывания героини. В чём особенности её речи?

(Ответ: Глубоко народный характер Матрены проявляется, прежде всего в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность предаёт её языку обилие просторечный, диалектной лексики и архаизмом (2 – дни приспею, к ужоткому, любота, летось обапол, пособить, неуладкой ). Так выговаривали все в деревне. Так же глубоко народно и манеры речи Матрёны, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким – то низким, тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

4) Быт Матрёны.

- Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связано с духовным миром героини?

(Ответ: Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью («в запущи она живёт») Всё её богатство фикусы, колченогая кошка, коза, мышьи тараканы, пальто, перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию. Но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. Не случайно у фикуса говорится: «Они заполняли одиночество хозяйки. Они разрослись привольно…» - а шуршание тараканов сравнивается с далёким шумом океана. Кажется, сама природа живёт в доме Матрёны, всё живое тянется к ней).

5) Судьба Матрёны.

Восстановите историю жизни Матрёны? Как воспринимает Матрена свою судьбу? Какую роль в её жизни играет работа?

(Ответ: События рассказа ограничены чёткими временными рамками: лето-зима 1956 года. Восстанавливая судьбу героини, её жизненные драмы, личные беды, так или иначе, связаны с поворотами истории: С первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, которой выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа.

И сегодня бесчеловечная система не отпускает Матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не продают торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не продают. Матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа - работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Окружающие охотно пользуются её добротой. Сами же односельчане и родственники не только не помогают Матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Всем и каждому Матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.

6) Образ Матрены среди родственников.

Какими красками нарисованное в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрёны? Как ведёт себя Фаддей, разбирая горницу? В чём состоит конфликт рассказа?

(Ответ: Главной героине противопоставлен в рассказе брат её покойного мужа, Фаддей. Рисуя его портрет, Солженицын семь раз повторяет эпитет «чёрный». Человек, чья жизнь по своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая её на своей жене и сыне. Почти слепой старик, оживляется, когда наседает на Матрену по поводу горницы, и затем, когда ломает избу своей бывшей невесты. Корысть, жажда захватить участок для своей дочери заставляют его рушить дом, который он когда-то сам строил. Бесчеловечность Фаддея особенно ярко проявляется накануне похорон Матрены. На поминки Матрены Фаддей вовсе не пришёл. Но самое главное, что Фаддей был в деревне, что Фаддей был в деревне такой не один. На поминках о самой Матрене никто не говорит.

Событийный конфликт в рассказе почти отсутствует, ибо сам характер Матрены исключает конфликтные отношения с людьми. Для неё добро – неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, который поразил Россию.

7) Трагедия Матрены.

Какие приметы предвещают гибель героини?

(Ответ: С самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбу Матрены. Её гибель предвещают и пропажа котелка с освящённой водой и исчезновение кошки. Для родни и соседи гибель Матрены – лишь повод позлословить о ней до возможность поживиться её не хитрым добром, для рассказчика – это гибель родного человека и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит русская земля)

8) Образ рассказчика.

Что общего в судьбе рассказчика и Матрены?

(Ответ: Рассказчик – человек трудной семьи, за плечами которого война и лагерь. Поэтому он теряется в тихом углу России. И только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему рассказывает она о своем горьком прошлом, только ей откроет он, что много провёл тюрьме. Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

9)- Какова тема рассказа?

(Ответ: Главная тема рассказа - «чем люди живы».

Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой интерес?

(Ответ: Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого!

10) –Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?

(Ответ: Многие символы С. связаны с христианской символикой: образы – символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора». Да и само название носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, к-й на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам». Погибает Матрена вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, - похоронили.

Вывод:

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.

Народная мудрость, вынесенная писателем в первоначальное название рассказа, точно передаёт эту авторскую мысль. Матрёнин двор – некий остров посреди океана лжи, которая хранит сокровище народного духа. Гибель Матрены, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. Однако, не смотря на весь трагизм произведения, рассказ проникнут авторской верой в жизнестойкость России. Источник этой жизнестойкости Солженицын видит не в политической системе, не в государственной власти, не в силе оружия, а в простых сердцах никем не замечаемых, унижаемых, чаще всего одиноких праведников, противостоящих миру лжи.)


А. Н. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в мильцевской школе учителем. Жил на квартире у Матрены Васильевны Захаровой. Все события, описанные автором, были реальными. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелегкая доля колхозной русской деревеньки. Предлагаем для ознакомления анализ рассказа по плану, данные сведения могут быть использованы для работы на уроках литературы в 9 классе, а также при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1959 г.

История создания – Работу над своим произведением, посвященном проблемам русской деревни, писатель начал летом 1959 года на побережье Крыма, где гостил у своих друзей по ссылке. Остерегаясь цензуры, название «Не стоит село без праведника», было рекомендовано изменить, и по совету Твардовского, рассказ писателя назвали «Матренин двор».

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, проблематика отношений простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идет от имени рассказчика, как бы глазами стороннего наблюдателя. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, где герои придут к осознанию того, что смысл жизни не только (и не столько) в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных, и эта проблема является общечеловеческой, а не отдельно взятой деревни.

Жанр – Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.

Сам смысл названия «Матренин двор» является отображением основной мысли произведения, где рамки ее двора раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческие проблемы. Отсюда можно сделать вывод, что история создания «Матрениного двора», заключает в себя не отдельную деревню, а историю создания нового взгляда на жизнь, и на власть, управляющую народом.

Тема

Проведя в «Матренином дворе» анализ произведения, необходимо определить главную тему рассказа, выяснить, чему учит автобиографическое сочинение не только самого автора, но, по большому счету, и всей страны.

Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире. Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.

Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части , рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части , рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Главные герои

Жанр

Публикация «Матрениного двора» вызвала много споров среди советских критиков. Твардовский в своих заметках писал, что Солженицын – единственный писатель, выражающий свое мнение без оглядки на власть и мнение критиков.

Все однозначно пришли к мнению, что произведение писателя относится к «монументальному рассказу» , настолько в высоком духовном жанре дано описание простой русской женщины, олицетворяющей собой общечеловеческие ценности.