Маленькие женщины, персонажи, экранизации. Луиза мэй олкотт - маленькие женщины

Возможно, имя американской писательницы Луизы Мэй Элкотт не столь широко известно в России по сравнению с именами и произведениями таких знаменитых женщин-писателей, как Джейн Остин, Шарлота Бронте или Маргарет Митчелл. Однако в Америке, а затем и во всем мире, Элкотт быстро завоевала любовь читателей, в первую очередь, благодаря своему роману «Маленькие женщины», который до сих пор остается одной из самых популярных «книг для девочек».

На протяжении XX века книга претерпела несколько экранизаций, наиболее успешной и яркой из которых стала версия режиссера Джиллиан Армстронг, снятая в 1994 году с участием талантливых молодых актрис, таких как Уайнона Райдер, Трини Альварадо, Кристен Данст, Клэр Дейнс, а также Сьюзан Сэрандон и др.

«Маленькие женщины» – это история взросления четырех сестер во время и после Гражданской войны.

XIX век. Маленький американский городок. Канун Рождества. Миссис Марч сидит у камина в окружении четырех дочерей и читает письмо… Для Мег, Джо, Бэт, Эми и их матери это первое Рождество, которое они встречают без отца – в это время он сражается на фронте. Но, несмотря на все трудности военного периода, постоянную нехватку денег, болезни, семья Марч старается сохранять бодрость духа и поддерживать друг друга во всем. Сестры работают, учатся, помогают матери по дому, ставят семейные спектакли, пишут литературную газету. Вскоре они принимают в свою компанию еще одного члена – Лори – богатого и скучающего молодого человека, который живет по соседству и который становится близким другом всей семьи.

У каждой из сестер Марч – свой характер, свои мечты, интересы и амбиции. Но не будем их идеализировать – у каждой есть и свои недостатки, дурные наклонности, которые им предстоит преодолеть.

Так, главными пороками Мег, самой старшей и самой миловидной из сестер, является тщеславие и сребролюбие. Она мечтает попасть в высшее общество и страдает от своей бедности. Но, примерев однажды на себя «платье» светской кокетки, которое оказалось ей совершенно не к лицу, и, пройдя муки стыда за свое поведение, она усваивает простую истину – «счастье не в деньгах».

Центральным персонажем книги и фильма является вторая по старшинству сестра Джо – настоящий мальчик-сорванец в юбке. Ей тесно в рамках стереотипного поведения обычной девушки. Главной ее страстью является литература, и она мечтает стать известной писательницей. Из-за своей вспыльчивости и прямолинейности она часто попадает в неприятные ситуации, но благодаря мудрым советам матери ей удается смягчить свой буйный темперамент.

Бет – тихая и робкая, из всех сестер у нее меньше всего стремлений и амбиций. Все ее радости находятся в пределах родного дома и семейного очага. «Много есть таких Бесс на свете, робких, тихих, сидящих по своим уголкам и живущих для других так радостно, что никто не замечает их самопожертвования, пока маленький сверчок за печью не перестанет стрекотать и присутствие чего–то милого, солнечного не завершится, оставив за собой лишь тень и молчание».

Младшая Эми мечтает стать художницей. Она самая избалованная, склонна к эгоизму и тщеславию, и ей тоже предстоит усвоить некоторые жизненные уроки.

По мере взросления сестры Марч становятся «маленькими женщинами» и перед каждой из них (кроме Бет – для нее приготовлена иная участь) рано или поздно встает один из самых главных вопросов в судьбе девушки – вопрос замужества. Каждой предстает сделать выбор. Будет ли он правильным? Что выберут сестры Марч – богатство и комфорт или верность своему сердцу и искреннюю любовь?

В «Маленьких женщинах» нет каких-либо грандиозных происшествий или крутых поворотов событий. Это – фильм о маленьких трагедиях и маленьких радостях обычной семьи. Но за простым сюжетом скрываются весьма ценные уроки нравственности.

Фильм и еще в большей степени книга могли бы стать прекрасным материалом для воспитания юного поколения, а взрослые могли бы позаимствовать некоторые методы у Миссис Марч. Любящая мать не просто дает своим детям наставления и читает мораль, она позволяет дочерям учиться на собственных ошибках, но при этом всегда находится рядом, чтобы поддержать, предупредить и дать простой, но мудрый совет. Именно благодаря мудрости своей матери сестры Марч усваивают главные добродетели. Они учатся прощать и заботиться друг о друге, помогать и делиться последним с другими, несмотря на собственную бедность, противостоять современным нравам и не поддаваться соблазнам мира, видеть собственные недостатки и бороться с ними («..ты должна внимательно следить за своим «внутренним врагом»,<…> иначе этот враг может омрачить, если не испортить твою жизнь»). Они усваивают, что скромность – это украшение, а не недостаток для девушки, а пустая праздность – не самое лучшее времяпрепровождение («..одни развлечения без работы ничуть не лучше, чем одна работа без развлечений»).

Из книги мы узнаем, что источник мудрости Миссис Марч – подлинно христианский, и она старается научить этой мудрости своих детей: «Ес-ли кажется, что мне не нужна помощь, так это потому, что у меня есть еще один друг, который утешает и поддержи-вает меня даже лучше, чем папа. Дитя мое, заботы и ис-кушения начинают входить в твою жизнь, их может быть много, но ты сможешь преодолеть их все, если научишься чувствовать силу и нежность нашего Небесного Отца, так же как ты чувствуешь силу и нежность твоего земного отца. Чем больше ты любишь Его и доверяешь Ему, тем ближе к Нему ты чувствуешь себя и тем меньше зависишь от человеческой силы и мудрости. Его любовь и забота никогда не иссякнут, не изменятся и не будут отняты у тебя; они могут стать источником вечного покоя, счастья и силы. Верь мне всей душой и обратись к Богу со всеми своими маленькими заботами, надеждами, грехами и горе-стями, открыто и доверчиво, как обращаешься к своей ма-тери».

«Маленькие женщины» – это очень доброе, по-семейному теплое и уютное кино. Фильм красиво и талантливо снят: красивые костюмы, пейзажи, музыка, бытовые детали, забавные моменты – все это позволяет получить настоящее удовольствие от просмотра.

В ленте друзей в ЖЖ наткнулась на пост с перечислением книг, оказавших большое влияние на читателей, сформировавших их взгляды на жизнь. Давно это было, уже не найду, с чего сыр-бор пошел. Но, в общем-то, это был среднестатистический топ (как в недавно вышедшем «Великом уравнителе» гг осваивает «100 величайших книг мировой литературы» - такого рода список). Я пробежала топ глазами, и они у меня зацепились за «Маленьких женщин». Когда, будучи школьницей, я ходила на уроки английского к репетитору, мы читали адаптированную под скудный словарный запас первую главу, в которой девочки на карманные деньги покупают рождественские подарки для своей мамы. Еще тогда я мысленно поставила галочку напротив названия книги и собралась ее когда-нибудь дочитать, желательно в оригинале. Прошло лет 15, и я это намерение осуществила. Тем более, я в последнее время много читаю про детей.

Каждая глава в «Маленьких женщинах» - это урок.

Героини усваивают напутствия своих родителей или, помогая друг другу, учатся стойко переносить жизненные трудности. Они работают над своими неидеальными характерами (например, Джо вспыльчивая, Эми порядком меркантильна), не боятся признать свои промахи - и так и взрослеют. Мне понравилось, что девочки точно знают, что могут быть откровенными с матерью, во всем ей признаться и получить, по сути, отпущение грехов. Потому что такие вот вечерние разговоры с разбором полетов называются `fess, т.е. «признаться», «исповедоваться». Мне кажется, это очень важный урок, причем и для детей, и для родителей. Открыто признать свои ошибки куда как сподручнее, если уверен, что найдешь в слушателе терпение и понимание. Даже если кажется, что проступок ужасен и прощение невозможно. Мудрая миссис Марч, мама девочек, умела так выслушать, что у сестер появлялась надежда все исправить и загладить вину.
Книга учит тому, что семья – это общее дело, каждый вносит свой вклад, а в результате крепкая семья дает человеку больше, чем деньги и положение вместе взятые.

Нельзя не заметить, что автор часто использует дидактический тон. В романе есть эпизод, в котором Джо Марч (литературное воплощение Луизы Мэй Олкотт) пробует опубликовать свои сочинения, а издатель просит вырезать «мораль», дескать, нужно больше событий и меньше поучений. Поначалу Джо, как молодой и неуверенный автор, ведется и даже продает в журнал рассказы, в т.ч. сугубо развлекательные криминально-детективные истории. А после разговора со старшим товарищем сжигает эту писанину и решает, что лучше накопить материала для серьезной и достойной книги, потому что стыдно писать пустышки или вредные для читающего юношества сюжеты про человеческую низость. И впредь «моралью» поступиться она не согласна. Это объясняет позицию Луизы Мэй Олкотт, у которой поучений сколько угодно. Но не могу сказать, что они утяжеляют «Маленьких женщин» - нет, читается как вполне себе дамско-девичий роман про пристройство себя и сестер замуж.

Несмотря на то, что писательница была известна феминистическими взглядами, а ее героини в «Маленьких женщинах» не раз гордо называли себя struggling girls (в данном случае – девушками, не гнушающимися труда, чтобы иметь возможность содержать себя самим), все, кроме болезненной Бэт, повыходили замуж. Может, потому что не сложилась единственная пара, за которую я болела (Джо и Тедди), а, может, потому что независимая Джо испугалась одиночества, дала слабину и захотела в итоге быть, как все, я сильно разочарована таким развитием событий.

Понятно, почему это классика, но не совсем понятно, когда это читать. У меня ушли недели две, наверное, и не сильно-то я увлеклась. В подростковом возрасте я бы однозначно отдала бы предпочтение романам Джейн Остин. Но в целом, «Маленькие женщины» - позитивная, добрая книга, не повредит.

Луиза Олкотт

Маленькие женщины


Вместо предисловия

Пусть эта небольшая повесть
Все тайное со дна души поднимет,
Заставит вас подумать и понять,
Что нету доблести превыше доброты.

Пусть эта небольшая повесть
Представится вам вроде пилигрима,
Который вам поведал тьму историй,
Чтоб, их узнав, вы сделались мудрей.

Пусть эта небольшая повесть
Заставит вас задуматься о ближнем
И, несмотря на множество преград,
Обучит вас науке милосердия.

Из Джона Беньяна

Игра в пилигримов

– Ну что это за Рождество без подарков! – проворчала лежащая на ковре Джо.

– Ужасно быть бедным, – ответила Мег и со вздохом оглядела свое старое платье.

Эми даже раскашлялась от досады.

– Ну, нам еще не так плохо. У нас, по крайней мере, есть отец с матерью, да и живем мы все вместе, – отозвалась из своего угла Бет, и голос ее звучал куда веселее, чем у остальных.

Услышав эти слова, девочки приободрились.

– Да, но папы-то с нами нет, – словно спохватилась Джо. – Когда мы теперь увидимся?

Тут все четверо снова затихли, и каждая невольно подумала о том, чего не сказала Джо: папа сейчас на войне, а значит, может вообще не вернуться.

Некоторое время сестры молчали.

– Вы же знаете, почему мама не хочет, чтобы мы дарили друг другу подарки на это Рождество, – сказала наконец Мег. – Зима предстоит трудная. И мама считает, что, пока мужчины воюют, женщины не имеют права тратить деньги на удовольствия. Конечно, от нас мало что зависит. Но будет справедливо, если мы пойдем на небольшие жертвы. Мама говорит, что такие жертвы должны приносить радость, но я… что-то не особенно радуюсь.

И, вспомнив, какие прекрасные вещи дарят обычно на Рождество, Мег грустно покачала головой.

– Да уж, невелика от нас польза: у каждой наберется не больше доллара. Вряд ли армия разбогатеет от таких пожертвований. Впрочем, я обошлась бы в этом году без подарков. Но мне так хочется купить «Ундину и Синтрама», – с тоской произнесла Джо, которая более всего на свете любила книги.

– А мне нужны ноты, – призналась Бет и вздохнула так тихо, что вздох ее услышали только кочерга да подставка для чайника.

– А я куплю коробку фаберовских цветных карандашей, – заявила Эми. – Они мне очень нужны.

– Но мама ничего не говорила о наших деньгах. Вряд ли она хочет, чтобы мы вообще от всего отказались. Хоть маленькие радости можно себе позволить? Нам ведь эти деньги не просто так достались! – с жаром произнесла Джо и тут же смутилась.

– Мне-то уж точно они достались не даром, – подхватила Мег. – Целыми днями учить этих кошмарных детей! Дома-то сидеть куда лучше!

– Все это просто пустяки по сравнению с тем, каково приходится мне, – сказала Джо. – Посмотрела бы я, как вам понравится сидеть целыми днями со взбалмошной старухой. Слушать ее брюзжание, исполнять прихоти, а она вечно всем недовольна! Угодить ей просто невозможно. Она все время меня пиявит. Так и хочется отхлестать ее по щекам. Или самой выброситься в окно, чтобы никогда больше не видеть этой старой карги.

– Грех, конечно, жаловаться, но мне кажется, моя работа еще хуже. Вас бы заставить мыть посуду и убираться! Знаете, как я устаю! И руки грубеют, я с трудом уже играю на рояле.

Бет грустно посмотрела на свои руки и громко вздохнула.

– Мне все равно хуже! – воскликнула Эми. – Вам не надо ходить в школу. Над вами не издеваются эти мерзкие девчонки! Не выучу урок – они надсмеиваются! И над моими старыми платьями, и над нашим папой, раз он разорился. Они станут надсмеиваться даже над носом, если он им не понравится.

– Эми, – заметила со смехом Джо, – надо говорить не «надсмеиваются», а «насмехаются».

– Неважно, – отмахнулась Эми. – Ты ведь прекрасно поняла меня, так чего иронизировать? К тому же, – с важным видом добавила она, – новые слова расширяют кругообзор.

– Да перестаньте вы препираться! О чем спорить? Конечно, лучше, если бы папа не разорился. Когда я была совсем маленькой, мы были богатыми. В те времена мы не думали ни о какой экономии, – вздохнула Мег.

– Ну да, а вчера ты говорила, что мы счастливее королевских детей. И что королевские дети, хоть и богатые, то и дело ссорятся и дерутся.

– Верно, Бет. Я не отказываюсь от своих слов. Конечно, нам приходится трудно. Но ведь мы и повеселиться умеем. Недаром же Джо прозвала нас веселой компанией.

– Вот-вот, – осуждающе заметила Эми. – И откуда только Джо набралась этих словечек!

И она бросила укоризненный взгляд на длинноногую Джо, которая по-прежнему лежала, вытянувшись на ковре.

Джо тут же села и принялась свистеть.

– Перестань свистеть, Джо! Ты ведешь себя как мальчишка.

– А я и хочу вести себя как мальчишка.

– Терпеть этого не могу!

– А я терпеть не могу благовоспитанных кривляк.

– «Птенчики в гнезде воркуют», – пропела Бет и скорчила такую потешную рожицу, что спорщицы весело рассмеялись.

Бет всегда выступала в роли примирительницы.

– Должна заметить, дорогие мои, что вы обе не правы, – назидательно произнесла Мег. Она была самой старшей и чувствовала за собой право давать советы остальным. – Ты, Джозефина, уже достаточно большая. Пора оставить мальчишеские замашки и научиться вести себя прилично. Пока ты была маленькой, еще куда ни шло. А сейчас посмотри, ты уже носишь прическу. И выглядишь как настоящая девушка.

– Никакая я не девушка! – упрямилась Джо. – А если все дело в прическе, лучше уж я буду до двадцати лет носить косички. – Она сорвала с головы сетку, и каштановые волосы тут же разлетелись веером. – Противно думать, что я когда-нибудь превращусь во взрослую мисс Марч. Надену длинное платье и стану чопорной, как индюк. Мне и так не повезло. Угораздило же меня родиться девочкой, когда я так люблю играть в мальчишеские игры! Всю жизнь жалею, что я не мальчик. А теперь еще больше. А то ушла бы воевать вместе с папой. Теперь вот сиди здесь и вяжи, точно древняя старуха!

Джо в сердцах так сильно встряхнула синий армейский носок, который вязала во время разговора, что спицы звякнули, а клубок шерсти покатился в угол.

– Бедная Джо! Наверное, тебе действительно не повезло. Но тут уж ничего не поделаешь, придется довольствоваться прозвищем. Впрочем, если хочешь, мы готовы считать тебя старшим братом, – сказала Бет.

При этом она ласково поглаживала Джо по густой шевелюре, и та могла убедиться, что несмотря на мытье посуды руки Бет остались по-прежнему нежными.

– Не могу похвалить и тебя, Эми, – продолжала Мег. – Ты впадаешь в другую крайность. Ты слишком чопорна и манерна. Пока это забавно, но если ты вовремя не остановишься, рискуешь превратиться в жеманную барышню. Как приятен человек, хорошо воспитанный и умеющий изящно выражать свои мысли! Ты же словечка в простоте не скажешь! Поверь, высокопарные речи звучат не лучше мальчишеского жаргона Джо.

– Итак, Джо – «сорванец», Эми – «жеманная барышня». Ну а я кто, по-твоему? – спросила Бет, готовая выслушать свою долю наставлений.

– Ты у нас прелесть, – ласково ответила Мег.

Никто из сестер не возразил. Бет, которую в семье звали Мышкой, была всеобщей любимицей.

А теперь, дорогие мои юные читатели, настало время хоть в общих чертах набросать портреты четырех сестер. Мы застали их декабрьским вечером за вязанием. В камине весело потрескивают дрова, а за окном идет снег.

Комната, в которой расположились сестры, обставлена самой простой мебелью, а ворс на ковре изрядно потерт. И все-таки здесь очень уютно. На стенах висят дорогие картины, в простенках высятся книжные полки, подоконники украшены хризантемами и рождественскими розами. Словом, по всему – настоящий семейный очаг.

Старшая сестра, шестнадцатилетняя Маргарет, очень хороша собой. Нежный овал лица, огромные глаза, красиво очерченный рот, густая шапка каштановых волос, красивые руки… Теперь вы представляете, что супруги Марч могут по праву гордиться своей старшей дочерью.

Джо, годом младше Мег, внешне являет полную ей противоположность. Высокая, худая, смуглая, она чем-то напоминает жеребенка. Она положительно не знает, куда девать свои длинные руки и ноги, и кажется, что они ей вечно мешают. Линия рта свидетельствует о решительности характера. А серые глаза словно пронизывают собеседника насквозь. Глаза Джо выдают все, что у нее на душе. И так как настроение у нее часто меняется, во взгляде можно прочесть то насмешку, то задумчивость, а порой и ярость. Густые длинные волосы – пожалуй, единственное украшение ее внешности. Но Джо они мешают, и она забирает их под сетку.

Сейчас Джо в самом «неудачном» возрасте. Небрежность в одежде, неуклюжие движения – все выдает в ней подростка, который вот-вот превратится в девушку, но почему-то изо всех сил сопротивляется природе.

Даже считать не стал, сколько раз экранизировали произведение американской писательницы Луизы Мэй Олкотт «Маленькие жещины» , достаточно только того, что первая экранизация датирована ещё 1917-м годом! И вот она, очередная экранизация, снятая уже в 1994-м году малоизвестным режиссёром Джиллиан Армстронг с Вайноной Райдер в главной роли.

Именно то, что в этом фильме главную роль исполнила черноволосая красавица, актриса с большим талантом Вайнона Райдер, для меня и сыграло основным аспектом, чтобы посмотреть фильм. И надо сказать, что я абсолютно не был разочарован. Некоторые опасения вызывало то, что фильм поставлен по книге американской писательницы, а американская литература не входит в мои фавориты, скорее даже наоборот. И всё же фильм понравился и даже очень.

Джиллиан Армстронг безукоризненно передаёт нравы той эпохи, тот антураж и костюмы, которые присутствуют в картине заставляют буквально проникнуться историей семьи Марч , состоящей из матери и четырёх дочерей, каждая из которых обладает своим норовом, но мать успешно справляется со всеми ними. Отец же в это время, обладая какой-то авантюрной жилкой, находится в не дома. Каждая персоналия фильма заслуживает внимания. Самой младшей сестрой является Эми Марч (в детстве её сыграла Кирстен Данст , а взрослой — Саманта Мэтис ). Задорная девчушка, немного озорная и иногда совершающая поступки довольно неприятные, но всё же её все воспринимают как младшенькую и довольно быстро прощают. У Кирстен Данст эта роль получилась на славу и Эми-маленькая не может не понравиться. Взрослая же Эми становится неожиданной дамой, совершая несколько глупые поступки, как и в детстве, но в тоже время она стала стойкой и невозмутимой. И Саманта Мэтис запомнится Эми-взрослой.

А вот самой трагической станет фигура Бет Марч (Клэйр Дэйнс ). Она росла добродушной, но немного замкнутой девочкой. Эту героиню искренне жаль, ведь она могла добиться так многого, принести столько счастья. Что с ней случилось рассказывать не буду, иначе будет сие спойлером, поэтому оставляю эту героиню вам на лицезрение, если картина заинтересует. Самой старшей в семье была Мег Марч (Трини Альварадо ). Что у этой героини было первым на уме? Не мудрено, что в ту эпоху у девушке стоял главным вопрос удачно выйти замуж. Честно говоря, героиня Альварадо довольно быстро теряется из виду и иногда её персона становится лишь фоном. Зато прекрасно себя показала Сьюзан Сарандон , сыгравшая мать девочек. Сколько же в ней было честности, натуральности, стиля — всё это несла в себе Сарандон, буквально выражая собой то время, то воспитание, те нравы.

А самой важной во всём женском коллективе стала Вайнона Райдер . И номинация на «Оскар» в категории «Лучшая женская роль» вполне заслуженная. Расписывать этот образ совсем не хочется, хочется, чтобы Вы сами увидели ту великолепную игру Вайноны Райдер. Даже подумалось, что если бы не появление Киры Найтли, то играть в картинах по мотивам произведений Джейн Остин именно Райдер, настолько превосходно она сыграла в экранизации классического произведения. И, наконец, мужские роли. Блистательно сыграл Кристиан Бэйл — многослойный персонаж, который стоит того, чтобы школьники писали сочинения по поводу его героя. Если есть поклонники Бэйла, читающие эту рецензию, то убедительно рекомендую вам посмотреть «Маленьких женщин», дабы убедиться насколько разносторонний талант у любимого актёра. Гэбриел Бирн немного показался скомканным со своим персонажем, несколько непонятным, но за финал, дающий столько надежд и радости ему особая благодарность.

В общем, я был очарован этой картиной, увлёкся историей семьи Марч, с восхищением наблюдал за игрой актёров, а в первую очередь — актрис, чего же ещё надо? Поклонникам подобного рода кино настойчиво рекомендуется к просмотру, Вы не прогадаете.

значения

«Маленькие женщины» (Little Women) - роман американской писательницы Луизы Мэй Олкотт (1832-1888), опубликованный в двух частях между 1868 году и 1869 году годами. В романе описывается жизнь четырех сестёр семейства Марч - Маргарет, Джо, Бет и Эми. Он частично написан по детским воспоминаниям автора: у Олкотт также было три сестры. Первая часть книги приобрела широкую известность и стала чрезвычайно успешной коммерчески, что побудило автора на написание продолжения «Хорошие жёны» (Good Wives), также очень популярного. Совместно две части романа были впервые опубликованы в 1880 году. После «Маленьких женщин» Олкотт написала продолжения о жизни героинь этой книги: «Маленькие мужчины» (1871 году) и «Ребята Джо» (1886). По мотивам романа «Маленькие женщины» создавались пьесы, фильмы, мультфильмы и опера.

Персонажи

Мистер Марч - глава семьи. На момент начала романа находится на войне (Гражданской войне в США 1861-1865 годов). Он исполняет долг перед страной в качестве священника, поддерживающего боевой дух солдат-северян.

Миссис Марч - жена мистера Марча, девочки ласково зовут ее "Марми". Для дочерей является непререкаемым авторитетом и примером для подражания. Миссис Марч честна, добродетельна, милосердна, справедлива, хотя порой строга.

Маргарет/Мег Марч - старшая из сестер Марч, одна из главных героинь романа. Очень красивая 16-летняя девушка с прекрасными манерами, женственная и романтичная. Маргарет послушна и скромна, ее очень заботит собственная репутация и репутация семьи. Мег не чуждо тщеславие - она стесняется своей бедности, завидует красивым платьям и дорогим украшениям подруг, ее тянет к красивой жизни.

"Любимица" Мег - Эми, самая младшая из сестер. Мег балует сестренку и во всем ей потакает.

Джозефина/Джо Марч - вторая по старшинству из сестер Марч, ей 15 лет, одна из главных героинь романа. Джо - настоящий сорванец в юбке. В отличие от старшей сестры, она не любит балы и девичьи разговоры, они кажутся ей скучными. Джо гораздо интереснее в мужской компании. Джо лазает по деревьям, бегает наперегонки с друзьями, катается на коньках, а может даже и подраться. Она очень любит читать и мечтает стать писательницей, у Джо есть тетрадь с рассказами собственного сочинения.

Джо честная и порой излишне прямолинейная - она совсем не умеет лукавить и лишена кокетства. Из-за этого многим она кажется грубой, однако других ее открытость привлекает. Из сестер Джо больше всего привязана к Бет. Маргарет восхищает ее своей красотой и манерами, Джо любит старшую сестру, но полного взаимопонимания между ними нет - они слишком разные. Отношения с Эми неоднозначные, но в целом неплохие.

Бет Марч - тихая и послушная 12-летняя девочка. Очень робкая и застенчивая, она с трудом сходится с людьми. Любит музыку и мечтает играть на фортепьяно. Бет совершенно неконфликтна, у нее ровные отношения со всем сестрами.

Эми Марч - младшая из сестер Марч, самый противоречивый персонаж романа. Эми всего 11 лет - она обладает миловидной внешностью, воспитана и при этом хитра. Эми рано поняла, что умеет нравится людям, когда захочет, и часто пользуется своим обаянием в личных целях. Как и Маргарет, Эми тщеславна и при этом обидчива и капризна, только воспитание и привитые в семье духовные ценности сдерживают ее. Разозлившись, Эми совершает нечестные и порой жестокие поступки (например, она сжигает тетрадь с рассказами Джо), но она способна и на раскаяние. Эми - очень неоднозначная героиня, положительные и отрицательные качества в ней тесно переплетены и находятся в очень хрупком равновесии.

Теодор/Лори Лоренс - юноша 15-16 лет, проживающий в доме по соседству с семьей Марч. Собственное имя Теодор мальчику не нравится, он просит называть его "Лори" (позднее Джо станет иногда называть его "Тедди"). Лори сирота. Несколько лет он обучался в Европе в закрытой школе для мальчиков, затем вернулся в США и на момент событий, описываемых в романе, живет со своим дедушкой и готовится к поступлению в университет. На балу Лори знакомится с Джо Марч (оба они пытаются укрыться от толпы в дальнем уголке и случайно пересекаются) и они успевают подружиться. Позднее Джо с согласия матери вводит Лори в семью Марч и юноша становится другом семьи. Лори образован и очень хорошо воспитан, но порой непокорен и дерзок (во многом из-за возраста).

Лори хорошо относится ко всем сестрам Марч, но особенный интерес (поначалу дружеский, затем романтический) испытывает к Джо.

У младшего Лоренса есть способности к музыке, он хорошо играет на фортепьяно, но его дедушка не поощряет Лори за это. Лоренс старший хочет, чтобы внук преуспел в "более важных делах". Лори любит своего деда, но противится контролю с его стороны. По собственному признанию мечтает "уехать в Италию и жить, как ему нравится".

Мистер Лоренс - дедушка Лори. Волевой, строгий, непреклонный человек. Владелец крупного состояния и богатого дома по соседству с домом семьи Марч. Мистер Лоренс всячески поощряет общение внука с семьей Марч, считая что мисс Марч и девочки положительно влияют на непокорного юношу. Мистер Марч хорошо отнесся ко всем сестрам Марч, но особенно полюбил застенчивую и пугливую Бет.

Джон Брук - воспитатель (и друг) Лори. Познакомившись с Маргарет Марч, влюбляется в нее и позже делает ей предложение руки и сердца.

Энни Моффат - приятельница Мег. Девушка из богатой семьи, сплетница и легкомысленная пустышка. Увлечена модой, балами, развлечениями и поклонниками. Познакомившись с Мег на балу, приглашает ее в гости и пытается вовлечь в свой круг - одалживает свое платье (слишком открытое и соблазнительное), румянит ей щеки и делает помпезную прическу, учит кокетству, граничащему с жеманством. В этом Энни помогают ее старшие сестры - Белл и Салли. Узнав о дружбе Мег с Лори Лоренсом, Энни, ее мать и сестры сплетничают - они дружно решают, что Мег и ее мать просто "охотятся" за богатым женихом. Узнав Энни Моффат и ее сестер ближе, Мег (не без участия Лори Лоренса) решает отказаться от дружбы с ними.

Экранизации

  • Маленькие женщины (фильм, 1949)
  • Маленькие женщины (аниме-сериал, 1987)