Музей кукол в усадьбе «Берегиня. Музей кукол «Берегиня

Недалеко от города Калуги на берегу речки Росвянки в старинном селе Козлове расположена усадьба "Берегиня" , по названию одной из древнейших кукол России. Куклы, составляющие коллекцию, были собраны со всех уголков России или выполнены по рассказам местных жителей той или иной области. Большую часть коллекции составляют куклы, выполненные в традиционных промыслах: гжель, филимоновская, дымковская, хлудневская игрушки.

Коллекция традиционных кукол усадьбы "Берегиня" насчитывает более 2000 экземпляров игровых и обрядовых кукол. Всех этих кукол собрала и изготовила кукольница Римма Яковлевна Тарасова - народный мастер России.

Коллекция создавалась в течение 30 с лишним лет, куклы собирались по деревням и селам, в первую очередь Калужской губернии.

Коллекция состоит из 4х разделов:

1. Традиционные куклы России (берегини, обрядовые куклы, игровые)
2. Куклы в национальных костюмах России
3. Куклы в национальных костюмах народов мира (более 40 стран)
4. Куклы в народных промыслах

Предлагается изготовление кукол на заказ, можно купить куклу.

Лихоманки-приманки -это обережные куклы от нечисти в доме, которая является причиной болезней и разлада в семье. В холодное время года Лихоманки сбрасывают с себя оковы и прилетают на землю,вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломить кости.
1)Невея-мертвящая.Сидит Невея глубоко под землей, прикованная железными цепями к столбу, а когда ей удается вырваться и уже не избегнет смерти человек, в кого она вселится.


2)Огнея - вызывает жар и высокую температуру.
3)Ледея - вызывает сильный озноб. И кого она мучит, тот не может и в печи согреться.
4)Грудница - изнуряет человека сильным кашлем, вызывает одышку.
5)Глухея -закладывает уши и человек глохнет.
6)Ломея - костоломка, вызывает больв суставахи ломоту во всем теле.
7)Тайная - разные скорби творит, никто и распознать не может.
8)Пухнея - пускает по всему телу отек (опухоли).
9)Желтея - вызывает болезни печени и желчного пузыря, окрашивает кожу в желтый цвет.
10)Корчея - любит чужие жилы на свои кулачки наматывать, заставляя мучиться от боли.
11)Глядея - не дает спать больному, не позволяет ему сомкнуть очи.Вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.
12)Гнетея - ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.
13-ая Кумоха - самая старшая, "наибольшая"из них и самая злая.

Именно Кумоха посылает своих сестер в мир людей- " знобить, грешное тело мучить и белые кости крушить."

Чтобы уберечься от злых болезней изготавливается оберег"Лихоманки-приманки".Делается он со специальным заговором.Вешается на трубу печи или на стену рядом с вентиляционным отверстием. Когда болезнь прилетит "по ветру", то попадется в приманку.И обойдут болезни, да напасти ваш дом стороной.
Лихоманки - это Оберег от Лиха и привлечение Блага в ваш дом.
Кукла "Мамушка" испокон веков считается символом материнства, ее заботы, любви и защиты от невзгод своих детей.
Трудно с маленькими детками в семье: то болеют, то капризничают. Считается, что если в доме есть кукла-оберег "Мамушка", то можно попросить у нее помощи. Смотришь, и проблемы потихоньку решаются, и капризы детей сходят на нет, наступает гармония в отношениях с детьми.
Кукла оберег "Мамушка" на успокоение маминого сердца.
Куколка мудрый подарок женщине, имеющей детей или в связи с рождением ребенка. Кукла славит материнство, несет в дом радость и благодать, помогает родить и воспитать здоровых детей.


Покосница - одна из самых простых по технике изготовления кукол. Эта куколка делается без швов, из цельного куска ткани. Она передаёт образ женщины во время сенокоса. Ткань для куколки выбираем радостных, ярких тонов, потому что первый покос издавна считался праздником.
Бытовала такая куколка Покосница в деревне Фёдоровка на территории Ленинского района Тульской области. Эту куколка передавала И.В. Агаева. Кукла игровая, и дети с радостью и удовольствием играли раньше, пока мамы были на сенокосе, тем самым перенимали мудрость древних традиций.


Зайчик на пальчик - это игрушка для ребёнка, чтобы ему было не страшно, и было с кем поиграть, когда он остаётся один. Он был другом для ребёнка, с которым можно поговорить, рассказать свои тайны, и оберегом от одиночества и страхов.

Семицветица – это не русская кукла и больше похожа по способу изготовления на удмуртские, но это точно не известно.
Эту куклу любят и дети и взрослые, она яркая, можно сделать так, что бы она висела в кроватке у ребёнка или там, где вам больше нравится.


Каркуша или как по другому её называют Сорока-Белобока.

Можно сделать несколько каркуш разного размера и тогда получится семья:)), эта куколки при желании можно одевать на пальцы и с маленьким ребёнком играть в пальчиковую игру - "Сорока-белобока кашу варила...."

"Мировое древо " (или "Роща") - это свадебная обрядовая кукла. В старину таким "древом" украшали свадебный пирог
В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол – мир живых людей, а крона – небеса. В легендах и сказаниях его называли Мировым деревом.
Оно же послужило и символом рождения новой семьи, а молодой чете надлежало стать его могучими ветвями.
После свадьбы "Мировое древо" занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в семье куклами.

Маленькая куколка "Подорожница" - оберег для тех, кто собрался в дальнюю дорогу (для любых путешествий, морских странствий, командировок, в общем для всех тех, кто надолго покидает родной дом). В старину такую куколку делали для отъезжающих. Такая куколка должна помещаться в ладони, или в кармане.

Такими куклами не играли, их ставили на Божницу, носили в шапке или за пазухой, в котомке, вынимали для того, что бы их "покормить", поговорить, попросить, вспомнить. Весь ее вид говорит о том, что с вами рядом надежный спутник, который поможет вам вдали от дома в любых ситуациях. Беря такую куколку в руки ощущаешь тепло дома, в котором Вас любят и ждут.
Делается такая куколка без участия иглы. Куколка "Подорожница" это старинный ангел-хранитель, который дарили девушки (женщины) своим любимым мужчинам, собирая их в путь-дорогу. Очень важным элементом куклы у Подорожницы является ее узелок-котомка.
В котомку Подорожницы можно поместить немного зерна (смесь крупы), чтобы путник всегда был сыт, землицы или золы, которая помогала путнику вернуться домой целым и невредимым домой. Брать ее в руки мог только тот, кто делал куклу и тот, кому она предназначалась.



Чтобы воздух в избе был чистый, изготовляли полезную куклу - Кубышку-Травницу. Подвешивали её там, где воздух застаивался, а также над колыбелью ребёнка. Внутри куколки - душистые травы.
Окунувшись в этот запах, мы обретаем душевный покой, легкость дыхания и ясность мысли.









Музей «Берегиня» - уникальное место. Такого нет во всей России! И хотя расположен музей не так далеко (до села Козлово от Калуги по хорошей дороге всего полчаса пути), добираются туда немногие. Общественный транспорт до деревеньки не ходит, поэтому посещают усадьбу организованные группы туристов разного возраста или путешественники на личных автомобилях. Но поверьте, в усадьбе кукол стоит побывать.
Музей «Берегиня» посвящен не только кукле, берите шире - традициям русского дома. Особенности быта, обряды, праздники, масса народных примет… Всё расскажет и покажет хозяйка необычной усадьбы Римма Тарасова.
Берегинь в её музее несколько сотен, а всего кукол здесь - около двух тысяч. Тут и народные игрушки – дымковская, филимоновская, хлудневская, гжель… Важно поглядывают со своих мест куклы в народных костюмах 40 стран мира. Есть авторские игрушки, подаренные мастерице друзьями, гостями и знакомыми…
И всё же главная героиня музея Риммы Тарасовой – народная кукла-берегиня.
В каждой семье древней Руси таких «игрушек» было больше сотни.
Кукол много и у каждой своя длинная история

Кто такая берегиня?
Имя музею дала кукла-берегиня, защитница от недоброго глаза. Это игрушка, с которой не играли, так как она обладала особенной силой: берегла от болезней, защищала от завистников и недоброжелателей.
Берегини – куклы без лиц. Лица рисовали только тем куклам, которые затем традиция требовала уничтожить. Например, сжечь (как Масленицу), бросить в реку или разорвать на кусочки.
Все берегини сделаны руками хозяйки усадьбы – Риммы Тарасовой. Мастерству создания кукол-берегинь она училась и продолжает учиться у бабушек, которые ещё живут в забытых деревнях и помнят старые традиции.
Каждой кукле Римма Тарасова делает личный паспорт. В нем подробно расписана инструкция по изготовлению куклы, дано название, есть информация о том, в какой деревне, районе и области делали таких кукол, кто рассказал об этой берегине. По такому паспорту можно легко самостоятельно изготовить куклу.

Как делают берегинь?
Сделать берегиню одновременно и просто и сложно. Первое и самое важное правило – её нужно сделать сразу от начала и до конца. Не растягивать удовольствие на неделю, не устраивать перекуры и чаепития в процессе, а сесть и сделать.
Делать куклу должен здоровый человек в хорошем настроении. Иначе энергетика у волшебницы-берегини будет совсем не та. При изготовлении куклы нельзя пользоваться иголкой, а если берегиню делают для ребенка, то исключают из процесса и ножницы . В этом случае ткань не режут, а рвут руками.
Одна из самых трудоемких берегинь – для мечтающих о замужестве девушек. Сделать нужно парочку – мальчика и девочку. Придется подготовиться заранее – найти материал для юбки девочки. Делается она из рукава рубашки, причем с плеч мужчины с такими качествами, какими должен обладать будущий муж.
Римма Тарасова рассказывает: «Две дамы принесли для такой куклы целый мешок рубашек из секонд-хэнда, но взять ни одну из них так и не рискнули… Мало ли кто носил?!»
На Руси кукол-берегинь делали только женщины. Причем на всю деревню могла быть одна рукодельная мастерица, которая обеспечивала игрушками-защитницами всех селян. Было только одно условие – берегиню обязательно нужно выкупить.

Чудесные истории
В запасе у хозяйки кукольной усадьбы масса интересных историй о том, как работают берегини. Например, в доме, где располагалась мастерская Риммы Тарасовой, произошел пожар. Хозяйка в это время была в командировке. Когда вернулась, выяснилось, что к ней не пришли ни огонь, ни вода. Все куклы оказались в целости и сохранности.
Ещё один момент - не каждый может войти в усадьбу кукол. Бывает, что кто-то из посетителей стоит на пороге и дальше не идет. Не может. Дополнительный эффект ощутила одна из посетительниц музея, купившая берегиню сна – муж храпеть перестал.
Считается, если кукла упала – она перестала действовать. Римма Тарасова предлагает попробовать повесить её ещё раз, но если снова упадет, значит пора сжигать. Но был и другой случай: женщина купила куклу и уже через 2-3 часа позвонила – берегиня всё время лежит на полу. Оказывается, повесила её на иголку. «И теперь я всех предупреждаю. На гвоздик, со шляпкой, чтобы не было ничего острого» - говорит Римма Яковлевна.
Многие люди рассказывают, что после того, как в доме появлялась берегиня, в гости стали реже заходить (а то и совсем прекращали) некоторые знакомые – чаще всего неприятные личности. А у нас произошло немного иначе – мы с мужем купили по маленькой куколке «Берегиня в пути» и в гости смогли прийти люди, которые всё собирались, но никак не могли нас навестить.
Самая универсальная помощница для дома – главная берегиня. Её делают из красной ткани и вешают напротив входной двери. Чтобы всех входящих видела и нехороших людей не пускала. Эту куклу можно просить о чем угодно, но иногда нужно дарить подарки – вышитый фартук или новые бусы.

Берегини на заказ
К Римме Тарасовой приезжают как к целительнице – её куклы и болезни лечат. Только нет у неё, да и вообще в мире нет берегинь от двух заболеваний: алкоголизма и рака. Кукольница уверена, что на Руси этих недугов не было. Алкоголизму слишком велика была цена: если хозяин не будет работать – семья умрет с голоду. Да и появились крепкие спиртные напитки только при Петре Первом, и продавались только в кабаках и трактирах. А онкология – плата за насилие над землей, как мы с ней поступаем, так приходится и рассчитываться.
Самые востребованные куклы сейчас – для удачного замужества. Таких заказов много, а сделать сложно, поскольку правильную ткань для юбочки найти могут не все.

Как создавалась коллекция
Свою коллекцию кукольница собирает уже три десятка лет. Смело отправляется в забытые деревни, стучится в дома и разговаривает с бабушками-старушками. Чего только с ней не приключалось! Во время таких экспедиций её и собаки кусали, и даже стреляли…
Поначалу Римма Яковлевна брала с собой образцы кукол и показывала бабулям – делала таких в молодости или нет. Но потом поняла, что старушки согласно кивали только чтобы уважить гостью. Теперь с собой привозит печенье или конфеты, а о куклах только спрашивает, зарисовывает. Если деревня не очень далеко, может и вернуться – чтобы работу сдать. Правильно или неправильно сделала?
Даже если в коллекции такая кукла уже есть – всё равно записывает и в паспорте добавляет строчку: «встречается ещё в таком районе». Но говорит, что полноценных дублей ещё не находила. И ещё одна цитата от мастерицы: «Скажи Римме Яковлевне, что на Северном полюсе есть кукла – она пойдет туда пешком».
Последняя находка Риммы Тарасовой – лихорадки. Эти куклы висели на печке и защищали дом от болезней. «Зимой или осенью идет болезнь по улице и ищет теплую печку. А у хозяйки она защищена. Вот защитницы висят: Слепея, Немея, Глухея, Пухлея…» В конце года этих берегинь сжигали и делали новые.
Для тех, кто серьезно интересуется традиционной куклой, кроме личного общения со знающими деревенскими старушками, есть ещё три надежных источника знаний.
Это журналы «Народное творчество» и «Живая старина», а третий - книги Галины Львовны Дайн. Она - искусствовед, всю жизнь занимается русской игрушкой. А из Интернета или современных книг Римма Тарасова не может взять ни одной куклы. Нужна история, традиции, а в этих источниках нет гарантии, что человек куклу не придумал сам. Постоянных учеников у Риммы Тарасовой нет, но мастер-классы она проводит для всех желающих.
В музее «Берегиня» кукольный архив огромный, да ещё и не сделано многое. Одна из самых крупных в экспозиции - кукла с горшком на голове. Такая, только высотой в полный человеческий рост, стояла между домом и баней. Защищала, чтобы из бани ничего нечистого в дом не попало.
Специальные куколки «жили» в горшках у печки. Они – подсказки для маленьких хозяек: «По пояс насыпешь крупицы, по шейку нальешь водицы, а по головку получится каши».

15 лет собирала хозяйка усадьбы особенный календарь берегинь, где каждому месяцу соответствовала своя кукла и свои традиции. Об этом календаре рассказывать можно долго, лучше побывать в гостях у Риммы Тарасовой и послушать её…

Смешение традиций
Языческие традиции и православие в музее «Берегиня» не противопоставлены. Более того, в деревне Козлово есть отличный накатанный маршрут. Большие экскурсии делятся на две группы – пока одна беседует с хозяйкой усадьбы и рассматривает берегинь, другая – знакомится с уникальной церковью. Она построена в виде корабля: так адмирал Унковский, капитан фрегата «Паллада» построил памятник всем морякам. А затем экскурсионная группа отправляется в Спасо-Воротынский монастырь…


Уникальный музей
Здесь она живет, здесь мастерит своих кукол, ухаживает за великолепным садом.
Компанию Римме Тарасовой и её куклам составляют 5 кошек, 5 собак и 5 кур. В день нашего посещения удалось познакомиться с Марусей – милым породистым щенком килограммов в 20 весом.
Не так давно Римма Тарасова сдавала часть своей усадьбы любителям сельского туризма, но, получив небольшой опыт, от этой идеи отказалась. Пожить несколько дней в усадьбе сейчас уже нельзя, но кукольный зал открыт для всех!



В куклы играли, играют и будут играть все и везде. От начала и до скончания времен. Но кукольный мир состоит не только из целлулоидных пупсов, модных Барби и изысканных фарфоровых фигурок. Что вы, они лишь недавно начали заселять и осваивать игрушечную вселенную!

Изначальные и законные тамошние обитатели выглядят не столь ярко и привлекательно, зато могут очень и очень многое… Тряпичные, соломенные, глиняные, деревянные куклы, зачастую без лиц и со схематическими телами сопровождали наших предков от рождения до смерти: помогали, оберегали, защищали, забирали на себя беды и болезни. Могли, конечно, и навредить, а то и погубить - но об этих куклах мы сегодня говорить не будем. Потому что Римма Яковлевна ТАРАСОВА, создательница и хранительница уникального музея-усадьбы «Берегиня», такими куклами не занимается.

Видите, сколько кукол у меня живет: около двух тысяч. Каждая сделана моими руками. Почти тридцать лет езжу по селам, деревням, разыскиваю бабушек, которые помнят «кукольное мастерство». Расспрашиваю, записываю, возвращаюсь домой - и делаю куклу. Бывает, после эту куколку привожу к бабушке: дескать, все ли правильно? И слышу порой: неверно, у тебя кукла получилась слишком красивая!

Как так?

А вот так. Знаете, что такое - своими руками ткань сделать? Лен посадить, сжать, обмять, пряжу спрясть, из нее ткань соткать. Представляете, как ценился любой лоскут? Если он еще на заплатку годится, так его на куклу не дадут. Куклы делались из самых ветхих, ни на что уже не годных обрывочков. Но в этом таится особая сила куклы: сделанная из лоскуточков вашей одежды, она целиком пропитана вашей энергетикой, настроена на вас. Вообще, в кукольном деле столько нюансов!.. И ведь многое утеряно безвозвратно…

Почему?

Уходят, умирают люди, которые хранили это знание. За последние три года я практически ничего не нашла.

Вы считаете, что многое не успели собрать?

Велика Россия, в каждой волости были свои способы создания кукол, своя специфика. До последнего времени этим никто не интересовался: подумаешь, тряпичные куклы! Когда я увлеклась этой темой, начала узнавать, собирать, оказалось, что я едва ли не единственная. Не одна, конечно, но нас таких были единицы. Зато теперь, когда обережные куклы вошли в моду, их делают все, кому не лень! Не знают сути, лепят наугад… Я на одном сайте посмотрела, предлагают куклу «на здоровье», а она на самом деле болезнь притягивает. Нельзя тут фантазировать, ведь все работает!

Неужели знания полностью утрачены, нельзя восстановить по записям?

Дело в том, что секреты создания кукол никто никогда не записывал. Да и не было там секретов - разумеется, за исключением кукол для особых целей, для ритуалов: такие делались мастерицами, сейчас бы сказали - посвященными. А все прочие куклы создавались по ходу, по потребности. Девочка смотрела, как мама мастерит куколку, и училась. Записывать было нечего - вот вы же не записываете, как пол мести. А представьте, лет через сто-двести потомок, умеющий только пылесос включать, найдет где-нибудь в глухом селе на чердаке веник - и начнет искать летописи, для какой цели предки связывали пучок прутьев, да что они им делали. Так и с куклами…

Кукол-берегинь в русской семье было около ста. То есть, кукла сопровождала человека от рождения до смерти. Первую клали в колыбельку за две недели до появления малыша на свет, а последняя ложилась с ним в гроб. К слову, у погребальной куколки всегда подняты руки, знаете, почему? Чтобы она помогла душе усопшего вознестись на небо…

В русской семье куклы играли роль оберега, охраняли дом и его обитателей; были куклы обрядовые - например, та, что сжигали на Масленицу. А еще?

Самые древние куклы, о которых мы знаем, - жертвенные: их делали весной и приносили в дар земле, разбрасывали по полям перед севом в надежде на хороший урожай. Наши предки к земле относились очень бережно и уважительно, в пояс ей, матушке, кланялись, куклами одаривали. А мы мусорим, плюем на землю… И дивимся, что земля скудеет, что на земле столько мерзости творится. А удивляться нечему…

Ну, да я не о том. Кроме жертвенных, были куклы, притягивавшие достаток, здоровье, удачу. Я бы сказала, куклы магические, колдовские. Главная кукла в каждом доме, конечно, Берегиня. Ее вешали напротив входной двери, обязательно на гвоздик со шляпкой. Одевали красиво, в яркие тряпочки: кто ни войдет, на нее невольно глянет, глазом зацепится, и если что недоброе задумал, кукла это на себя возьмет. По своему опыту и по опыту тех, кому я Берегинь сделала, знаю: стоит этой кукле появиться в доме и занять свое место, недоброжелатели перестают являться в квартиру. Постепенно исчезают из жизни и те, с кем вам следует расстаться. Так что, если Берегиня кого-то перестала пускать - не жалейте, ей лучше ведомо.

Берегиня не только охраняет дом, она и желания может исполнять. Подойдите к ней, поговорите, подарите что-то: бусы наденьте, фартучек новый повяжите, зеркальце. Кстати, зеркальце для Берегини - лучший дар, да и хозяевам будет легче, она любое зло входящему сразу вернет, отразит. Так вот, принесите Берегине подарок, попросите исполнить желание и ждите: все сбудется. Конечно, по мелочам Берегиню беспокоить нельзя, но важные просьбы она услышит и поможет.

А можем мы сами сделать Берегиню?

Да, в общем, можете. Секреты такие: обходиться без ножниц и иголки; использовать только натуральные материалы (хлопок, лен, шелк, пенковую бечевку, дерево, глину и так далее, никакой синтетики); создавать куклу, пребывая в добром здравии и с миром в душе. Не должно быть на сердце ни обид, ни печалей, ни обманов, иначе все это кукле передастся - и не беречь она вас станет, а горести к вам притягивать. Возьмите кусок подходящей ткани, лучше что-то из ваших ношеных вещей, сверните рулончиком - получилось тело. Голову можно сделать из лоскута, насыпав землю или положив нитки и туго-натуго затянув узелок. Привяжите к телу. Кусочками бечевки обозначьте шею, талию. Оборачивайте лоскутками: юбочка, блузка, платок на голову, фартучек. Не забудьте сделать сзади петельку, чтобы куклу можно было повесить. Неплохо бы сразу сделать ей бусы: просто нанижите бусинки на нитку. Делая бусы, можно пользоваться и иглой, и ножницами, а вот к самой куколке острыми предметами нельзя прикасаться.

И станет она настоящей Берегиней?

Конечно: испокон веку так в каждом доме делали!

Еще одна куколка, непременно жившая в доме, - Крупеничка, притягивающая здоровье и достаток. Делается Крупеничка просто: ткань раскладывают на столе, насыпают пригоршню зерна, связывают узелок, с помощью ниток или бечевок придают ему форму тела - обозначают шею, талию. А после, как и Берегиню, «одевают»-обвязывают лоскутками: платок на голову, юбка, фартук. Тут есть один секрет: если хозяйка была довольна жизнью, хотела, чтобы все осталось, как есть, насыпала в Крепничку гречку. Если же желала перемен, сыпала в Крупеничку горох.

Горох на Руси - знак перемен?!

Да. Когда все получалось, как хозяйка хотела, она высыпала горох и делала Курпеничку из гречки… Место Крупенички в доме неизменно: на обеденном столе рядом с солонкой. Соль обладает могучей энергетикой, все плохое забирает, а Крупеничка, Зернушка привлекает здоровье, достаток, удачу.

Крупеничку обновляли с каждым урожаем?

Нет, только если хотели перемен. Но были и куклы, которых раз в год обновляли: например, Филипповку. В интернете ее как только ни обзывают: многоручица, шестиручица… У нее есть имя: Филипповка, потому что делают ее один раз в году, 22 ноября, на Филиппов день. К этому моменту на Руси заканчивалась пора свадеб, начиналась работа - вот Филипповка, обладательница множества рук, и начинает помогать хозяйке по дому. Я тут делала Филипповку своей подруге, спрашиваю, заметила изменения? Заметила, отвечает: даже мясо быстрее тушиться стало! Я же вам говорю: все работает…

А еще есть кукла-одноручица: на палочку горизонтально привязывали две куколки, мужскую и женскую. Получается, что эта палка - их руки, и связь их неразрывна. Такую куклу на свадьбу делали, а с рождением каждого ребенка привязывали на палочку еще по куколке. Так одноручица семью оберегала, людей соединяла.

Одноручицу подвешивали под дугу лошадей, когда экипаж с молодоженами выезжал со двора: встретится молодым человек завистливый, волей-неволей глаз его недобрый к яркой кукле потянется, так она негатив на себя и примет. Узнаете? Правильно: отсюда и пошла традиция пупсами и лентами свадебные автомобили украшать.

Римма Яковлевна, а еще каких кукол следовало каждый год делать заново, кроме Филипповки? Ну, и Масленицы, конечно.

На новолетие (новый год) кукла всегда заново делалась. И тут уж ткани не жалели: для этой куклы брали самые красивые, яркие лоскутки. Считалось, то сама мать-прародительница на новолетие обходит дома потомков, и если видит в семье - лад, в доме - красота, уют и порядок, то радуется и одаряет такие семьи своей милостью…

Берегиню можно было поменять, если переставала работать, помогать хозяевам. К этому относились без пафоса: отслужила кукла свое, истерлась, рассыпалась или перестала помогать - надо новую сделать. Трагедии в этом нет никакой.

Уезжая надолго, обязательно делали маленькую бергиню, карманную. Делали ее из узелка, в который насыпали землю, взятую около родного порога, или золу из печи. Эта кукла хранилась в личных вещах или в кармане. А вернувшись, человек с благодарностью узелок развязывал и высыпал землю обратно. Кукла свое отслужила…

У вас на груди крохотная куколка висит…

Тоже Берегиня - от сглаза. Отводит злой, завистливый глаз. Можно использовать яркие украшения: кулоны, бусы, кольца, серьги прекрасно работают. Но в деревенских хозяйствах самоцветы не очень-то водились, и делали таких вот куколок.

А были куклы просто для игры?

Разумеется! Знаете, какая была любимая забава в крестьянских семьях. Зимой, когда все основные работы были завершены, взрослые устраивали кукольные свадьбы. Для этого делали множества куколок: жених и невеста, родители молодых, сваха, гости и так далее. И разыгрывали свадьбу во всех подробностях. Так, кстати, детишки усваивали порядок, традицию, обряд. Никого не надо было учить, в игре все само запоминалось…

Девочки играли в куклы, как и сейчас играют: одевали, кормили, укачивали. Поначалу мама дочке кукол делала, после девочка сама их мастерила. Кстати, для набивки кукол девочки нередко использовали собственные вычесанные волосы. Расчешутся, снимут с гребешка - и в мешочек. Выбрасывать вычесанные волосы нельзя, как раз недоброму человеку попадут! А как скопится изрядный комочек, можно куколку сделать, уж она тебе помогать будет, коли в ней твои же волосы.

К моменту замужества, а выходили девушки замуж рано, случалось, и двенадцати-тринадцатилетними, у девочки был специальный коробок или сундучок с куклами. Она брала их в свой новый дом, и свекор (именно свекор!) обязан был следить, чтобы у нее был час в день для игры. Вот так…

А что за куклы были в заветном девичьем сундучке?

Разные. Там, конечно, лежала куколка, которую девочке в колыбель клали. Могли оказаться и мамины, и бабушкины куклы, и те, что сама смастерила, и куклы, которые мама ей специально сделала, например, на Вербное воскресенье. Эта традиция родилась еще в языческие времена: на Руси верба считалась деревом священным, ей издревле поклонялись. Когда она начинает цвести, дети непременно шли в лес, срезали веточки вербы, конечно, сначала попросив у дерева разрешения. А когда домой несли букеты вербы и куколку, верба эту куклу освящала, и та становилась волшебной: оберегали ребенка.

Непременно в сундучке была кукла-Плакальщица. Провожая дочь в новую семью, к мужу, мама давала ей такую. Маленькую, узелковую, чтобы в кулачке помещалась. Приедет мама дочку навестить, станет спрашивать о житье-бытье, та, может, правду не скажет - побоится. Тогда мать на куколку глянет. Коли Плакальщица мятая, грязная, стало быть, часто девочка ее в кулачке сжимает, плачет. Видать, несладко ей тут… Никакой магии, а мама и без слов все поняла.

В самом деле, как просто…

Удивительно, правда? Еще чудесные были куклы, которых в чугунок сажали. Смотрите: вот горшок, в котором кашу варят, а в нем - кукла, почти вровень с горлышком. Зачем? Все очень мудро и очень просто. Любой горшок в хозяйстве был вымерян, возьмется девочка кашу варить и знает: куклу надо из чугунка вынуть и рядом поставить. По поясок насыпь крупы, по шейку налей водицы, будет каши - по маковку.

Римма Яковлевна, знакомая рассказывала, что как-то в лесу нашла под деревом тряпичную куклу…

Ни в коем случае таких кукол трогать нельзя! Это особые куклы, воскресные. Их люди специально делали, на воскресенье на куклу свои беды наговаривали и в лесу тайно закапывали. Считалось, вместе с куклой и несчастья в земле останутся. Так что ничего не стоит поднимать, вообще, трогать. Вот, кстати, увидите в лесу у березы веточки заплетены - тоже не притрагивайтесь. Это кто-то свои желания загадал, ветки заплел. Вы же не знаете, чего он у дерева просил, какую силу березке передал? Сбудется желание - расплетет, а вы мимо идите, от беды подальше.





Поначалу ехал без особого энтузиазма, ну куклы и куклы, но впечатление полностью поменялось после посещения. Хозяйка (Римма Яковлевна) около 2-х часов очень интересно рассказывала о куклах и связанных с ними старинными, еще со времен язычества, обрядами и преданиями. Видно, что это сильно увлеченный изучением родной истории человек. После экскурсии узнали много нового из жизни наших предков.

Валентина ★☆☆☆☆

(21-07-2016)

Наша поездка была запланированной, заранее изучив всю информацию в Интернете мы и наши Дети ехали в ожидании чуда! Но этим чудом оказался замок. Позвонив по телефону указанному на заборе, нам сообщили, что НЕОБХОДИМА ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ!!! Но как объяснить ДЕТЯМ, что это ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ, часы работы которого определяет хозяйка. УГ

Любовь Мальцева ★★★★★

(29-07-2015)

Хочу жить и творить в усадьбе!!! Огромный заряд позитива после посещения этого замечательного островка культуры наших предков. А это с любовью созданная усадьба,состоящая из множества уютных местечек для уединения и просто дружеских посиделок, дом для кошек, забор с различными предметами выкопанных из земли за годы создания красоты и уюта. Все веет любовью, творчеством и желанием ЖИТЬ!!! Дорогая Римма Яковлевна, большое Вам спасибо!!!

Засидкевич Татьяна ★★★★☆

(15-04-2014)

Поездка в музей «Берегиня», организованная на моей работе руководством 12 апреля с.г., очаровала меня, что побудило написанию этой статьи, чтобы как можно больше людей узнали бы об этом музее кукол.
Музей этот находится в с. Козлово, недалеко от г. Калуги, проезд через Росву.
Встретила нас очаровательная хозяйка собственного дома-музея Тарасова Римма Яковлевна – кукольница, народный мастер России. Более тридцати лет она по крупицам собирает все, что связано с народными кукольными традициями на Руси. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Более двух тысяч кукол живут в доме Риммы Яковлевны, собранные по деревням и селам (в основном в Калужской губернии), а также созданные ее руками, которых она наряжает в национальные костюмы, предварительно изучив их.
Музей кукол–берегинь неотъемлемая часть русской культуры, обрядов и традиций, участвовавших в жизни русской семьи. Рассказы Риммы Яковлевны о куклах можно с упоением слушать бесконечно, восхищаться мудростью наших предков, живших в единении с природой.
У каждой куклы имеют личный паспорт, в котором подробно расписана инструкция по ее изготовлению. В поездке с нами было много детей, которым очень понравилась экскурсия.
Конечно, тесновато в доме такой массе кукол, хотелось бы чтобы под каждой из них
было небольшое описание «для чего» и «почему», но в связи с тем, что Римма Яковлевна содержит музей на свои деньги, помощи ни от кого не получает, расшириться нет возможности. А ведь в мудрости наших предков заложено так много хорошего, что нам, родителям, хотелось бы видеть в наших детях.
Музей кукол «Берегиня» единственный в России. Посетите этот музей сами, с детьми – не пожалеете! Приобретете только положительные эмоции!

Своебразный музей. Хозяйка - заслуженная художница по куклам. Стены прихожей и комнаты в деревянном доме увешаны куклами-оберегами разных размеров из самых различных материалов. Коллекция насчитывает около 2000 кукол. Создательница музея - безусловно увлеченный человек. Рассказывает назначение своих кукол (от сглазу, бессоницы и т.д.), предлагает услуги по изготовлении оберегов практически на все случаи жизни. Видимо, во все это верить надо, тогда результат будет тот, какой ожидаешь.

Древнерусское слово «берегиня» - загадка даже для лингвистов. Владимир Даль, например, поставил берегинь в один ряд с русалками. Другие ученые полагают, что этот женский образ никак не связан с «берегом», а восходит к слову «оберег» и соотносится с неким мифологическим персонажем. А вот народный мастер России Римма Яковлевна Тарасова в своих исследованиях пришла к иному выводу: берегинями наши предки называли обрядовых кукол.

Село Козлово стоит на высоком берегу реки Росвянки на окраине современной Калуги. Представляет оно собой вроде бы печальную картину: покосившаяся автобусная остановка и старые, разваливающиеся избы, единственным украшением которых можно считать объявления «Дом продается». И даже как-то странно, что здесь ежегодно празднуется День села.

Когда-то Козлово было родовым имением адмирала Ивана Семеновича Унковского. Более двадцати лет русский мореплаватель исследовал моря и океаны, совершил кругосветное плавание, был капитаном знаменитого фрегата «Паллада», увековеченного в путевых заметках Ивана Гончарова о плавании российской дипмиссии в 1852-1855 годах из Кронштадта к берегам Японии. В конце жизни адмирал вернулся домой. Начал строить в Козлове большой каменный храм - «фрегат» на берегу Росвянки. По форме храм напоминал корабль, между куполами были натянуты цепи, имитирующие очертания парусов... Упокоился адмирал в северо-западной части своего последнего «фрегата», где для него была устроена усыпальница.

Храм во имя иконы Тихвинской Божией Матери выстоял во времена лихолетья, и теперь каждый год в середине июля в первое воскресенье после престольного праздника приход празднует День села. Открывает мероприятие настоятель храма отец Геннадий. Выходит на улицу к народу и зычным басом глаголет: «Открывайте капоты - будем ваши колесницы осенять!»

Есть в Козлове и еще одна достопримечательность - музей кукол «Берегиня». Создала его народный мастер России Римма Яковлевна Тарасова, отдав под экспозицию почти весь первый этаж своего дома. Тысячи тряпичных созданий смотрят на входящего в музей со всех сторон. Хотя глагол «смотрят» здесь вряд ли уместен: у большинства кукол, как и положено, нет лиц. В старину кукле не рисовали лицо, люди верили, что вместе с лицом в игрушку вселяется дух - и не обязательно добрый. Главная часть экспозиции - около 700 обрядовых кукол или берегинь, как называет их Римма Яковлевна. Это самая большая коллекция подобных кукол в России.

Сначала я просто собирала свою коллекцию и не планировала открывать музей, - вспоминает Римма Яковлевна. - Но в начале 90-х годов меня пригласили выступить в школе, где ученики одиннадцатого класса мне сказали, что «все русское - это отстой». Тогда-то я и решила создать музей, рассказать и показать людям русскую кукольную культуру, вообще традиционный дом, ведь помимо кукол я собираю и другие предметы старого русского быта.

Сейчас музей «Берегиня» хорошо известен в калужских школах - ученики регулярно приезжают на экскурсии к Римме Яковлевне. А вот туристическая Калуга музей не знает. Основную массу посетителей «Берегини» составляют самостоятельно путешествующие по стране туристы. Информация распространяется с помощью сарафанного радио, да и подъехать удобно - Козлово находится в 5 километрах от Киевского шоссе.

Как хобби стало делом жизни

Родом кукольница из старого Плесецка Архангельской области на реке Онеге. Родилась Римма Яковлевна в 1940 году - в те времена на Онеге еще жили хуторами и хорошо помнили народные обычаи и обряды. Римма вспоминает, как ее бабушка, отправляясь по ягоды, вставала перед лесом на колени и просила: «Батюшка-лес, помоги!» А возвращаясь с полной корзиной, кланялась «лесу-батюшке» и благодарила его…

Римма Яковлевна получила образование инженера-метролога, переехала в Академгородок под Серпуховом. За долгие годы работы в метрологии кукольница хорошо усвоила девиз основателя этой науки в России, Дмитрия Ивановича Менделеева: «Кто хочет что-то сделать, тот находит средства, а кто не хочет - причину». Так и Римма Яковлевна всегда находила средства для того, чтобы потакать своему увлечению - путешествовать: ездила в командировки по всему Советскому Союзу, организовывала экскурсии для сотрудников, была, как говорили тогда, «ответственной по культурно-массовой работе».

Меня порой спрашивают, что такое «хобби», - ­рассказывает Римма Яковлевна. - Это когда ты вчера был здоров, а сегодня больной на всю оставшуюся жизнь и никто не вылечит. Так я заболела народными куклами в 1988 году, когда привезла группу в тульский Музей самоваров. Там проходила небольшая выставка традиционной куклы народного мастера Ирины Агаевой. Вернувшись домой, я сразу стала искать материал для работы. Нашла лыко - из него получилось сделать не только основу куклы, но и головной убор в виде кички с рожками.

С тех пор почти тридцать лет Римма Яковлевна изучает и сохраняет народные кукольные традиции. Она исследовала самые отдаленные уголки Калужской области. Где бы кукольница ни путешествовала, если видит, что от главной дороги уходит грунтовка в забытую деревню, поворачивает туда свой автомобиль. Добраться до деревенских старожилов - дело нынче непростое. Оставшиеся в одиночестве старушки незнакомцам двери не открывают. Испытала Римма Яковлевна на себе и приступы агрессии, случалось, собак на нее спускали и даже стреляли по машине.

Чтобы разговорить деревенскую старушку, надо еще постараться, - продолжает хозяйка музея. - Однажды я взяла с собой сестру - она в калужской школе учителем работала. Заехали мы в глухую деревню, где вместо центральной улицы почему-то проходил овраг. Подошла к бабушке, сидящей на завалинке. Начинаю издалека: «Бабуль, какая у тебя кошка красивая… А картошка нынче уродилась?.. Пойдем чаю выпьем, я пряников привезла...» Сестра не выдержала и ушла гулять по деревне, говорит, ерунда у тебя какая-то: кошка, картошка. А я только после чая и начинаю спрашивать о куклах. Далеко не все что-то помнят, особенно кто живет вдали от родных мест. Одна 90-летняя старушка призналась, что никаких обрядов не знает, потому как «неместная». Выяснилось, что живет она в деревне уже шестьдесят лет. Но все равно чувствует себя чужой. При этом о нашем Козлове она отзывалась так: «Ох уж эти козловские бабы, после войны в понёвах ходили». Понёва - это старинная женская юбка, в начале XX века почти полностью вытесненная сарафанами. На Калужской земле действительно сохранилось много древних обычаев, в том числе связанных с обрядовыми куклами. Даже если старушка уже десятки лет никаких берегинь не делала, могла на уровне мышечной памяти из подручных тряпок на глазах связать куклу. Другие подробно рассказывают, по какому поводу и как делали. Я по этой инструкции смастерю куклу и, если старушка живет неподалеку, еду к ней сдаваться. Порой слышу отзывы типа: «Не похожа, дуже красивая, у нас таких тряпочек для кукол не было».

Оказывается, удивительный кукольный архетип сокрыт в деревенском названии «мальва» - одного из самых распространенных садовых растений. В деревнях его называют «цветок-куколка». Дело в том, что из цветка мальвы легко получается куколка в изящном платьице. О таких цветочных куклах мало кто помнит, а название осталось.

Крестцы, узлы, столбцы



Основная экспозиция музея сгруппирована по способу изготовления кукол: крестцы, узлы, столбцы, жгуты - всего около 40 моделей. Крестец - это две связанные крест-накрест палки, служащие каркасом куклы, на который затем надевают одежду. Столбцы делали из бересты, сворачивая ее трубочкой. Жгутиковая кукла скручивается из сложенного пополам куска материи до того момента, когда появится голова-петелька. Многие куклы делались из соломы, лыка, льна, конопли. В местах, где был ложечный промысел, кукол мастерили из липовых ложек… Воображения нашим предкам было не занимать. «На Руси была богатейшая кукольная культура, - уверена хозяйка музея. - Деревни стоят в 2 километрах одна от другой, а куклы у них разные».

Есть немало кукол, комбинированных по способу изготовления, с применением всего имеющегося под рукой: на крестец в качестве головы надевали картошку; масленичной кукле делали воротник и рукава из настоящих блинов. Римма извиняется, что у нее блины тряпичные - помимо кукол в доме живут пять котов!

Внешне отличить берегиню от игровой куклы непросто. Чаще всего культовую куклу делали более долговечной и нарядной, использовали лучшие ткани.

Берегини сопровождали человека от рождения и до смерти. За две недели до родов маленькую куклу в виде запеленутого младенца клали в люльку, где новорожденному предстояло оказаться после появления на свет. Берегиня проводила с младенцем несколько недель, а затем убиралась до следующего новорожденного. В Калужском крае существовала и особого вида кукла - «младенец в лапте».

Какое значение ­придавалось тем или иным элементам ­берегинь, Римме Яковлевне выяснять удается нечасто. Деревенские старушки, рассказывающие о кукольных обрядах, помнят только, что так делали, смыслы же потонули в водовороте времени.

Общее назначение берегини было упреждающее: не допустить болезнь, сохранить здоровье. Люди, понятно, все равно болели, особенно дети. Римме Яковлевне рассказывали о таком способе укрепления здоровья недоношенных или слабых младенцев: ребенка заворачивали в ржаное тесто, оставляя открытым только лицо, клали на хлебную лопату и ставили в теплое устье русской печи. «Отпекание» младенца продолжалось до высыхания теста. Длительное сухое тепло дает оздоравливающий эффект. А ржаное тесто обладает способностью вытягивать через кожу всякую заразу - им, например, часто лечили нарывы. Оставшееся после процедуры тесто даже скотине не скармливали - сжигали как впитавшее в себя болезнь. Видимо, ­такой способ действительно был распространен, упоминания о нем встречаются в исследованиях этнографов XIX века.

Самый маленький экспонат коллекции - крохотная куколка, сделанная из шерстяных ниточек и подвешенная на веревочке. Долгое время Римма Яковлевна не знала ее предназначения, пока в музей не пожаловала группа из пятнадцати полковников. Один из них узнал в берегине на веревочке артефакт из своего детства. В начале 60-х в его родной деревне в Челябинской области такие куколки надевали на шею и носили под рубахой.

Удивительный вид у свадебной одноручицы - куклы в виде молодоженов, висящих на одной горизонтальной перекладине-руке. Одноручицу подвешивали под дугу свадебного экипажа, а затем к рушнику, которым мать встречала молодых хлебом-солью. Когда рождались дети, на нерушимую единую руку между супругами привязывали маленьких берегинь для каждого ребенка.

Детскую куклу-убоженьку делали в воспитательных целях. Такая жалкая, с худосочными ручками и ножками, с сухариком в поясном мешочке убоженька развивала в детях чувство сострадания к слабому, больному; куклу прижимали к груди, жалели.

Порой пополняют коллекцию оригинальными куклами сами посетители. Так, однажды капитан 1-го ранга рассказал Римме Яковлевне об игрушке своего детства - кукле из фарфорового электроизолятора. Родители будущего капитана работали на строительстве Днепрогэса в начале 30-х, а дети делали куклы из подручного материала: брали бракованные изоляторы, надевали на них юбки, платки, рисовали лица, ныряли с ними в Днепр.

Куклу в глиняном горшке подарили музею кукольницы из города Мышкина. Это своего рода шпаргалка для малолетней девочки, которая оставалась утром за хозяйку в доме. Взрослые с зари уходили работать в поле, а девочка должна была сварить кашу для младших детей и немощных стариков. Юная хозяйка ставила куклу рядом с горшком и делала, как говорила мама: «По пояс насыплешь крупицы, по шейку нальешь водицы, по головку будет каши».

«Покуми’мся, кума, покуми’мся»

В отдельный круг собраны куклы ежегодных праздников. На Святках куклу из сорной травы кострики ставили во дворе между воротами и домом. Эта кукла в человеческий рост встречала колядовщиков. Ряженых боялись. От людей, сменивших личину, могла исходить не только добрая энергия, но и злая, взять на себя которую и надлежало берегине. Для погружения в крещенскую иордань была своя кукла - ее ставили у проруби рядом с купающимися.

Среда на Масленой неделе называлась «лакомка» - теща угощала блинами любимого зятя. Когда блины были готовы, теща выставляла в окно куклу. Если же такого условного знака нет - зятю информация к размышлению: теща чем-то недовольна, на блины не приглашает.

Кукла-масленица в виде мужчины - редкий вариант из Владимирской области. Одет он в сшитый по всем правилам костюм: в брюках сделана ластовица, у войлочного зипуна одна пола длиннее другой на 10 сантиметров, чтобы, запахнувшись, полы сошлись вровень.

В мае делали куклу плодородия. Хозяйка выходила на поле, разрывала куклу на мелкие кусочки, бросала на землю и просила хорошего урожая. На Троицу девушки кумились: «Покумиʹмся, кума, покумиʹмся», - говорили друг другу и менялись куклами. Так завязывали крепкие дружеские отношения. Если же дружба не складывалась, говорили: «Ну что, кума, раскумиʹмся» и обратно менялись куклами.

В июле мастерили куклу Ладу - покровительницу влюбленных.

Август пришел - сноп-именин­ник. После окончания жатвы последний сноп наряжали красной девицей, водили вокруг него ­хороводы.

Почти все куклы праздников делались в человеческий рост. В музее представлены уменьшенные варианты. На выпады искусствоведов о несоответствии размеров Римма Яковлевна отвечает, что ей самой тогда негде жить будет. Но в паспорте куклы записаны точные данные. Например, кукла на Духов день делается из трех молодых берез - 2 метра высотой. Единственная ростовая кукла в музее - покровительница рукоделий Параскева Пятница. Такую куклу женщины мастерили всей деревней вскладчину и ставили на месте своих посиделок.

Благодаря Параскеве Римма Яковлевна получила звание народного мастера. Изначально кукольница не планировала добиваться каких-то регалий. Все решил случай. Однажды в калужский «Дом мастеров» пожаловал Юрий Лужков. Столичного мэра впечатлила большая Параскева, сделанная Риммой Тарасовой. Нечто подобное он видел в Канаде, у представителей русской диаспоры. По просьбе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова Римму Яковлевну направили в Центральный дом художника в столице, где кукольница представила комиссии свои работы и получила звание народного мастера России.

Иногда процесс создания куклы растягивается на несколько этапов. Так, в одной деревне Римме Яковлевне рассказали, что Лада должна быть одета в особую юбку-плахту из трех не сшитых кусков ткани. Однако никто не мог объяснить, каким образом эту юбку смастерить. Так и лежала Лада неоконченная, пока в новой энциклопедии традиционного костюма кукольница не прочла подробное описание плахты.

В коллекции есть экспонаты, популярные нынче на прилавках этнофестивалей, - куклы с плетеной головой, переходящей в длинную косу. Таких кукол делали совсем не на счастье, как рекламируют продавцы, а для изгнания телесных недугов. Косу плели такой длины, чтобы ею можно было обвязать больное место: голову, поясницу, колено, плечо. Верили, что на куклу переходит болезнь, и сжигали ее на рассвете, когда покажутся первые лучи солнца.

Порядок в доме и деревне

Если куклы - берегини дома, то Римма Яковлевна - берегиня деревни. То в местном болотце рьяные охотники пытаются подстрелить последнюю утку, так что дробь свистит по деревне; то выросшие до сорокалетних мужиков одиннадцатиклассники приехали пострелять из пневматики в многострадальную автобусную остановку - кукольница выходит разбираться с хулиганами. Приходится воспитывать и местную детвору. В прошлом году мальчишки швыряли камни в старую водонапорную башню, на которой поселилась семья аистов. Римма Яковлевна погналась за хулиганами, отыскала и детей, и их родителей. Доходчиво разъяснила, что не для того орнитологи из национального парка «Угра» устроили на башне гнездо, чтобы в него кидали камни: «А если они сейчас улетят и больше не вернутся?!» Да и организация каждого Дня села не обходится без активного участия кукольницы...

Половину второго этажа кукольного дома занимает внушительная библиотека - вдоль всех стен полки с книгами до самого потолка. Отдельное собрание - коллекция миниатюрных книжек. Обстановка в библиотеке старинная.

С помойки принесла, - показывает Римма Яковлевна на два резных кресла, - только мягкие подушки сидений восстановила, расшила узорами... Вот ведь времена настали: люди свою историю и культуру выносят на свалку. Выкидывают целые библиотеки, старые семейные вещи, мебель, рукоделие. Мои соседи стол из красного дерева сожгли - я только две ножки с резными виноградными гроздьями спасти смогла. Другие несли в костер большую вышивку вместе с рамкой - еле успела забрать. Вещизм нас все больше одолевает: купил - выбросил, купил - выбросил. У меня часто бывают французы, они этого понять не могут. Как же, говорят, можно выбросить? Это ведь француз сделал…

Я много лет читала лекции по семейной экономике в Институте усовершенствования учителей. Рассказывала всем о том, как в два раза повысить благосостояние семьи при одной и той же текущей зарплате. Этот способ описан в пьесах Александра Островского: каждый вечер хозяин берет расходную книгу и записывает все расходы. Деньги, которые не имеют счета, это черепки. Дети также должны с малолетнего возраста участвовать в планировании семейного бюджета. И домашняя работа требует особого подхода. Болгары, например, говорят: чтобы создать дом своей мечты, нужно тридцать лет каждодневного труда. В Европе хозяйка не делает авральных уборок по дому, наводит порядок поне­многу, но каждый день, в свое удовольствие. Для них работа по дому - хобби, а для нас- вторая смена. В хозяйстве ничего не должно делаться на срыве…

Теорию эту Римма Яковлевна подтверждает практикой собственной жизни. Свою цветущую усадьбу она создала на заброшенной земле, заросшей высоким осотом. Вспоминает, как была прорабом на стройке своего дома. А чтобы заработать деньги на строительство, параллельно работала прорабом на стройке чужого дома. Самостоятельно справляется кукольница и с обслуживанием музея. А сколько, например, требуется времени и сил, чтобы только пыль убирать с 2 с половиной тысяч кукол при отоплении дома дровяной печкой?

Кукольные паспорта

Мастерская Риммы Яковлевны, куда ведет крутая лестница с узкими ступенями, недоступна посетителям музея. Стол, швейная машинка, лоскуты материи, ленточки, палки, веревки, зерно… Больше всего работает кукольница на гладильной доске - делая куклу, нужно постоянно гладить утюгом материю. Берегиня-зернушка рождается в руках мастерицы за полчаса: мешочек зерна, юбка, косынка, поясок - и кукла готова. В старину такая зернушка стояла на обеденном столе рядом с солонкой. Любой член семьи мог взять ее в руки, если чувствовал недомогание или переутомление: эта кукла - нечто вроде популярной сейчас антистрессовой игрушки. Наполнение зернушки смысловое: если в доме «ладно», как говорили раньше, - хозяйка наполняла куклу гречкой; если же хотела перемен - сыпала горох.

Все мои обрядовые куклы и связанные с ними знания - плод моих собственных выездных исследований, - признается Римма Яковлевна. - Серьезных научных работ на эту тему почти нет. Книгу о куклах я не пишу. Считаю своим вкладом в изучение народной куклы создание паспортов на каждый экспонат моей коллекции, в которых указано, кто, когда, где и что рассказал о данной кукле. Такая информация встречается крайне редко в современных изданиях о куклах. И сами этнографы констатируют, что обрядовая кукла еще ждет своих исследователей. Только нужно поторопиться. Этот пласт нашей культуры исчезает на глазах. В Калужской области и соседних регионах уже ничего нет - за последние четыре года своих поездок по деревням я не нашла ничего.

На этот раз мы побываем в усадьбе «Берегиня», которая находится недалеко от Калуги. В ней несколько лет назад поселилась коллекция традиционных кукол, насчитывающая более двух тысяч экземпляров. На первый взгляд, куклы могут показаться очень похожими друг на друга, но, поверьте, это только вначале.

В основном здесь представлены обрядовые куклы, они были неотъемлемой частью жизни наших предков, но есть и игровые куклы. Коллекция принадлежит Римме Тарасовой, народному мастеру России, которая собирает кукол, а также делает их сама уже более тридцати лет.

На берегу речки Росвянки, в живописном месте находится усадьба «Берегиня». Она названа так в честь одной из древнейших кукол России, которая обязательно была в каждом доме, а порой их число доходило до сотни – на каждый случай своя берегиня.

Посетителей ждет интересный и познавательный рассказ, без которого в этой изобильной экспозиции почти ничего не понять. После экскурсии вы по-другому будете смотреть на привычные вещи, поймете смысл многих примет, узнаете много нового. Рассказ Риммы Яковлевны длится примерно сорок минут, но гости еще долго не хотят уходить, задавая новые и новые вопросы.

Все начинается с календаря традиционных кукол, который висит практически на входе в усадьбу. Он готовился много лет, и каждый месяц в нем представлен своей куклой. Некоторые берегини в этом календаре ждали своего часа несколько лет: мастер не могла завершить куклу, потому что не хватало данных. Каждая кукла в коллекции уникальна и выполнена по всем правилам, у каждой есть паспорт с точным описанием куклы, ее костюма и назначения.

Например, у ноябрьской куклы много рук. Почему? Дело в том, что, когда начиналась зима, приходила пора рукоделия. Нужно было соткать ткань, вышить ее, сшить одежду. Но для ткани нужны нитки – для начала их нужно спрясть. У хозяйки было дел невпроворот, и хорошая помощница ей бы не помешала, ведь еще нужно готовить еду на всю семью. Поэтому и делали таких кукол – в помощницы.

Интересная история у кукол, которые хранились в горшках, больших и малых. Зачем они там? От кого защищали? Летом все члены семьи, которым исполнилось шесть лет, уходили работать в поле. В доме оставались только самые маленькие, а пятилетней девочке, самой старшей, нужно было присматривать за младенцами и кашу сварить к возвращению взрослых, накормить всех. Девочке пять лет, она ведь совсем маленькая! Сколько сыпать крупы, сколько лить воды? Кукла выступала своего рода шпаргалкой: крупы по Маруськин поясок, воды по платок, а каши будет по макушку.

В коллекции Риммы Яковлевны не только куклы-берегини, но и куклы, выполненные в традиционных промыслах: это гжель, филимоновская, дымковская, хлудневская игрушки. Приезжайте, вас ждет много нового и интересного.

Путешествие ноябрь 2012