Просвещение и литература. Культура и быт в XVII веке. Русская культура XVII века

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Росту грамотности способствовало появление рукописных и печатных учебников – 1634 г. первый Букварь В.Бурцева; в 1648 г. Грамматика М.Смотрицкого: в 1687 г. «Считание удобное» – таблица умножения. Школы устраивались в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве при Печатном дворе было открыто училище с двумя классами; в одном изучали славянские языки, в другом – греческий. В 1687 г. была открыта первая высшая школа – Славяно-греко-латинская академия, выпускники которой получали служебные чины.
Архитектура второй половины XVII в. отличается декоративностью, используются различные украшения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы как снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная архитектура получила название московского барокко. Характерные черты этого стиля – четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, подчеркнутая устремленность здания вверх. Живопись в XVII в. развивалась необыкновенно бурно: происходит становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретный – парсунная (изображение персон) живопись. Это направление возглавил С.Ф. Ушаков, парсуны и миниатюры которого сочетают в себе традиционные и новаторские приемы. («Спас Нерукотворный»).
До XVII в. на Руси не было театра. Его заменяли народные обряды – свадьбы, праздники, колядки, на которых выступали скоморохи – плясуны, акробаты, канатоходцы, музыканты, кукольники. Лишь в XVII в. в Москве при царе Алексее Михайловиче появляется настоящий придворный и школьный театр (1672 г.). Пьесы по евангельским и житейским сюжетам ставились учителями, а играли в них учащиеся.
В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навига-ционных наук – первое светское государственное учебное заведение. В 1724 г. открывается Академия наук со своим университетом и гимназией. М.В. Ломоносов становится первым русским академиком, до него это звание носили только иностранцы. В 1755 г. по инициативе Ломоносова открывается Московский университет.
Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизин. Поэзия представлена творчеством крупнейшего поэта Г.Р. Державина. В его одах («Фелица») есть пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатира на вельмож.
Прославленными русскими архитекторами были В.П. Баженов и М.Ф. Казаков, которые смело сочетали западный и русский стили (Михайловский замок и Петровский дворец). При строительстве новой столицы – Петербурга приглашались иноземные архитекторы: швейцарец Д.Трезини (Петропавловская крепость), итальянцы Б. Растрелли (оформление Петергофа) и В.В. Растрелли (Смольный монастырь и Зимний дворец). В конце XVIII в. создается одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж (с фр. «место уединения»). В его основе приобретенные Екатериной II частные собрания картин западноевропейских мастеров. В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера.

Основная литература:

1. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001, с. 255-268
2. Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс лекций по культурологии /А., 2003, с. 49-55
3. Культурология. Учебник. Под ред. Марковой А.Н./ М., 2002
4. Полищук В. Культурология / М., 1999
5. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994

Дополнительная литература:

1. Адушкин Г.С. Нравственные уроки русской классической литературы / М., 1993
2. История культуры России / М., 1993
3. История русского искусства. В 3-х т./ М., 1991
4. Культурология. Под ред. А.Д. Попова / М., 1994
5. Соловьев С.М. История России (с древнейших времен). Соч. в 18 кн./ М., 1994
6. Очерки русской культуры XII-XV вв. / М., 1969-1970
7. Анисимов Е.В. Время петровских реформ / Л., 1989
8. Бессонов Б. Русская идея, мифы и реальность / М., 1993
9. Турысжанова Р.К. Краткий курс философии / Алматы, 2004

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

I. Просвещение………………………………………………………………….4

II. Литература…………………………………………………………………..5

III. Архитектура………………………………………………………………..10

IV. Изобразительное искусство……………………………………………….13

V. Музыка и театр…………………………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….19

ВВЕДЕНИЕ.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название "обмирщения" культуры (от слова "мирской" светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, "латинское" влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей в специально отведенной для них Немецкой слободе. Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д.

Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается

печатное дело. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура, имевшая дело не с живыми людьми, а с носителями либо добра, либо зла. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.

I. ПРОСВЕЩЕНИЕ.

О развитии просвещения в XVII веке свидетельствует работа печатного двора, который стал издавать все больше книг гражданского содержания. Первой из них был букварь Василия Бурцова, вышедший в свет в 1634 году. В середине столетия увидела свет «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а в конце – богато украшенный рисунками букварь Кариона Истомина .

Возникают регулярные школы. В 1665 году при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Ее учащиеся овладевали грамматикой и латинским языком. В школе при Печатном дворе, открытой в 1680 году, обучалось свыше двухсот человек, главным предметом был греческий язык. В 1687 году в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили грамматике, риторике, диалектике, философии и богословию. Академия готовила кадры для правительственных и церковных учреждений. Возглавили Академию братья Лихуды. Здесь готовили священников и чиновников.

В XVII веке, как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 году экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева.

Е.П. Хабаров в 1649 году составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII века сибирский казак В.В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова .

II. ЛИТЕРАТУРА.

В начале XVII века произведениях литературы отражались события Смутного времени. Сохранились народные песни о Григории Отрепьеве, Марине Мнишек, царевне Ксении Годуновой. О Смуте рассказывают и многие произведения письменной литературы: «Сказания Авраамия Палицина», «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Новый летописец», который излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол .

Если литературные герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия сковывала божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных начинаниях. Герои литературы XVII века начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не обрела альтернативы им.

В литературе XVII века утвердились два течения: панегирическое и народно-обличительное. Самым крупным представителем первого течения был Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, уроженец Полоцка и потому именовавшийся в Москве Симеоном Полоцким. Образование он получил в Киево-Могилянской академии, а затем в Виленской академии, после окончания которой принял монашеский сан.

С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров – поэзии и драматургии. Он был первым в стране придворным поэтом-одописцем, сочинявшим тяжеловесные стихи. В сочинениях Полоцкого господствуют панегирические тона, идеализировавшие самодержавие и царя Алексея Михайловича. Его же перу принадлежат оригинальные пьесы на русском языке, например, «Комедия притча о блудном сыне». В новую форму автор вложил традиционное содержание: младший сын в отличие от старшего, проявлявшего покорность родительской воле, не пожелал «в отчинной стране юность погубить» и отправился странствовать, превратился в блудного сына, испившего много горя. Он возвращается в отчий дом, убежденный в необходимости слушаться старших.

Полоцкий известен не только как поэт и драматург, но и как публицист. Он сторонник самодержавия. Только оно, по его мнению, способно успешно решать внешнеполитические задачи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их породой, а рационалистическим принципом: знанием, моральным авторитетом, заслугами.

Оценка самодержавия как самой лучшей политической системы обрела наиболее полное обоснование в сочинениях Крижанича. Хорват Юрий Крижанич, прибывший в Россию в 1659 году и написавший ряд трактатов, среди которых важнейший «Политика», отдавал предпочтение «самовладству», потому что только с ним он связывал справедливое правление, обеспечивавшее стране покой и согласие народа, а также возможность без проволочек исправлять промахи. Но порядок и гармонию способен обеспечить только мудрый царь. Крижанич выступал за объединение славянских народов. Крижанич, как и Полоцкий, не осуждал крепостнических порядков, но оговаривался, что надлежит ограничить аппетиты помещиков. При неумеренных тяготах хозяйство крестьянина придет в упадок, и он утратит тяглоспособность. Отсюда проистекала убежденность обоих мыслителей в необходимости установить умеренный уровень феодальной эксплуатации.

Народно-обличительную литературу представляет «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум – талантливый писатель-полемист, основоположник биографического жанра. Если герои житийной литературы наделены мифическими добродетелями и выступают безукоризненными подвижниками, то в «Житии» Аввакум Петрович выглядит реальной личностью с достоинствами и недостатками. «Житие» – остросюжетное полемическое сочинение, его автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия. Во всех поступках вождя старообрядчества четко прослеживается его неприятие новизны, науки и всего, что шло из Западной Европы. Язык «Жития» прост, динамичен, рассчитан на широкую аудиторию, которую автор намерен склонить на свою сторону. Аввакум содействовал обогащению литературного языка элементами живой народной речи.

Темой «Повести о Горе-Злочастии» является судьба молодца, не внявшего родительским советам и поплатившегося за это нищетой. Мытарства героя заканчиваются тем, что он оказывается в монастырской келье. В отличие от предшествующего времени келья уже не умиляет героя, жизнь в ней равнозначна самоубийству. В повести раскрыт образ человека, его внутренний мир и трагические переживания.

В «Повести о Савве Грудцыне» фигурируют реальные исторические личности и определенная географическая среда, чем создается видимость подлинности рассказанной истории. Герои повести – богатые купцы Грудцыны – Усовы, торговавшие по городам Волги и Камы. В основу сюжета положены похождения купеческого сына Саввы Грудцына, отправленного отцом по торговым делам в Соль Камскую: беспутный сын предался разврату, продал душу дьяволу, затем попал в солдаты, участвовал в Смоленском походе, освободился от дьявола с помощью казанской иконы Богоматери и оказался в монастыре, где и закончил свою жизнь.

Примечательны сатирические произведения с пародиями на неправый суд, беспутную жизнь монахов, бесправие простого человека и т. д. Повесть о «Шемякиной суде» рассказывает о разбирательстве в суде конфликта между двумя братьями, один из которых был богатым, а другой бедным. Богач дал своему брату лошадь и сани, чтобы тот вывез из леса дрова, но пожалел дать сбрую. Бедняк привязал сани за хвост лошади, хвост оборвался, и богач через суд затребовал от брата возвращения лошади с хвостом. Бедняк во время суда многозначительно показывал из-за пазухи судье Шемяке сверток, давая понять, что его ожидает богатый посул. Это и определило поведение Шемяки – он решил дело в пользу бедняка. На поверку оказалось, что в платок был завернут простой камень. Выражение «Шемякин суд» стало нарицательным для характеристики продажности и беспринципности судей.

«Повесть о Ерше Ершовиче» тоже пародирует судебные порядки, предусмотренные Уложением 1649 года Герои повести - рыбы Ростовского озера: здесь и рыбы-господа Осетр, Белуга и Белая рыбица, сын боярский Лещ, приставы Окунь и Налим, свидетель Сельдь, судья Сом усатый, подьячий Вьюн и прочие представители рыбного царства. Выиграть процесс мелкой рыбешке Ершу у сына боярского Леща оказалось не под силу, Ерша суд признал виновным. Повесть заканчивается словами: «Плюнул Ерш судьям в глаза и скопил в хворост: только того Ерша и видели».

Повесть «Калязинская челобитная» высмеивает быт монахов Калязинского монастыря, прославившегося распутной жизнью. Монастырская братия озабочена не молитвами, а наличием в достатке пива и вина. Мечта монахов состояла в том, чтобы иметь такого архимандрита, «который бы с нами горазд лежа вино да пиво пить, а в церковь не ходить, а нас бы не томить» .

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил "Синопсис" (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII первой половине XVIII в. "Синопсис" использовался как учебник русской истории .

III. АРХИТЕКТУРА.

Архитектурные сооружения XVII века отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII века многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII веке получили многоцветные «солнечные плитки» - изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли «каменным узорочьем», «дивным узорочьем».

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII века, в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля - церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII века можно назвать церковь Николы в Хамовниках, церковь Рождества Богородицы в Путинках, церковь Троицы в Никитниках.

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатная крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название «нарышкинского» (по фамилии главных заказчиков), или московского, барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей. Внутреннее убранство зданий отличается пышностью и богатством: многоярусный иконостас, ложа для владельца здания, резные обрамления арок. Наконец, почти во всех зданиях «нарышкинского» барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI веке итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. К выдающимся памятникам деревянного зодчества XVII века относится затейливый и роскошный царский дворец в Коломенском, называвшийся современниками восьмым чудом света. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII века, когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости. Комплекс представлял сочетание больших и малых срубов-клетей и включал соединенные между собой переходами хоромы царя, царицы, царевичей и царевен, а также разнообразные служебные постройки. Дворец венчали разной формы покрытия, окрашенные в яркие цвета: шатровые, бочечные и кубовые. Снаружи его украшала позолоченная резьба.

В деревянном культовом зодчестве преобладали шатровые храмы, но наряду с ними получили распространение ярусные церкви: на четверике устанавливалось несколько последовательно уменьшавшихся восьмериков (Вознесенская церковь в Торжке). Строгие пропорции придавали даже небольшому храму монументальность.

Гражданское строительство в XVII веке не отличалось многообразием типов сооружений. Торгово-промышленные здания представлены гостиными дворами в Китай-городе в Москве (1661–1665 гг.) и в Архангельске (1668 – 1684 гг.), а также Хамовным двором в Москве. Гостиный двор в Архангельске, построенный под наблюдением Дмитрия Старцева, вытянулся вдоль Северной Двины на 400 метров, его окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри гостиного двора размещалось более двухсот торговых помещений.

Гражданское зодчество находилось в поисках новых путей оформления зданий общественного назначения. За основу были положены жилые, постройки, которым были приданы более монументальные формы. Примером может служить Сухарева башня архитектора Михаила Чоглокова, воздвигнутая для стрелецкого Сухарева полка, проявившего верность Петру во время его конфликта с Софьей. Над массивным первым ярусом, по традиции являвшимся подклетом, расположились два яруса палатного строения, увенчанного башней с государственным гербом наверху. Ко второму ярусу вела широкая парадная лестница. К общественным постройкам в Москве, сооруженным тоже в конце столетия, относятся здания Земского приказа в Кремле (1683 год), а также Монетного двора .

IV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы Симона Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи «парсуны» (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII века появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII веке.

Живопись относилась к тому виду искусства, где в наибольшей степени сохранилось влияние традиций и где новое проявлялось меньше, чем в литературе и зодчестве. Это объясняется тем, что изобразительное искусство XVII века представлено преимущественно иконописью, находившейся под пристальным надзором государства и церкви. В патриаршей и царской грамотах 1668 и 1669 гг. живописцам предписывалось придерживаться издавна установившихся традиций. Особенно рьяно защищали старину старообрядцы, считавшие святотатством всякие отклонения в изображении

Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля. Возникнув еще в XV веке, как хранительница драгоценностей царской семьи и мастерская по производству оружия, она в XVII веке становится художественным центром страны. В Оружейную палату были привлечены лучшие художники со всей страны, а также иностранные мастера. В ней выполнялись работы для царского двора: писали иконы, парсуны (портреты), украшали рукописи, изготавливали знамена, шатры, повозки, мебель, утварь, игрушки для царевичей. Среди художников Оружейной палаты сложилось разделение труда: одни из них разрабатывали композицию иконы, другие писали лица, третьи – одежду, четвертые специализировались на изображении растений и животных.

Помимо икон, художники расписывали стены храмов, в частности Архангельского собора. Стены нижнего яруса собора и столбы были украшены изображениями похороненных князей и царей.

В течение 30 лет художественную деятельность в Русском государстве возглавлял Симон Ушаков. Он выступал в роли художника, организатора живописцев страны, работавших в Оружейной палате, а также теоретика нового направления в живописи. Характерная черта творчества Ушакова – пристальный интерес к изображению человеческого лица.

В ранних произведениях лик под кистью Ушакова мало отличался от традиционного: худое плоское лицо, прямой тонкий нос, темные круги под глазами. Постепенно он преодолевал суровость выражения, аскетичное лицо приобретало живые черты. Стремление очеловечить лик Христа ярче всего выражено Ушаковым в знаменитой иконе «Спас Нерукотворный».

Широко известна другая его икона – «Насаждение древа государства Российского». У истоков древа находится Иван Калита и митрополит Петр. На ветках древа укреплены медальоны с изображением наследников Калиты. С левой стороны древа стоит царь Алексей Михайлович, справа – его супруга и двое царевичей. Это был живописный панегирик Романовым, якобы составлявшим единое древо с Рюриковичами.

Высказывания Ушакова об искусстве и его назначении существенно отличались от традиционных. Искусство должно быть близким к природе, радовать глаз яркими красками, а не мрачным, изображающим святых тощими и смуглыми. В основе оценки иконы должен лежать эстетический принцип, ей надлежит быть красивой. Ушаков создал живописную школу. Его последователями были Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев. Иосиф Владимиров развивал взгляды на иконопись, близкие взглядам Симона Ушакова .

В XVII веке было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Оба жанра, однако, не преодолели еще манеры письма, присущей иконографии. Портретная живопись представлена немногочисленными парсунами. В парсунах, даже выполненных Ушаковым, отсутствует объемность изображения, стремление достичь сходства с оригиналом сочеталось с плоскостной трактовкой. Таковы, например, парсуны царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. Пейзаж тоже еще не стал объектом самостоятельного изображения, он в иконе выполнял вспомогательную функцию, являлся фоном: рядом с ликом святого художник писал деревья, лес с птицами и зверями, цветы и др.

V. МУЗЫКА И ТЕАТР.

К XVII веку русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями «распевов». Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающие самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.

Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями против богачей, попов, неправедных судей. Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.

О начале обмирщения культуры говорит появление при дворе Алексея Михайловича первого русского театра в 1672 году. Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин Артамон Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому отпраздновать рождение царевича Петра. Режиссером театра был пастор Грегори. Репертуар театра составляли пьесы, написанные на основе библейских сюжетов. Труппа театра (60 человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слабоды, это были исключительно мужчины и юноши.

Оторванный от народного искусства и предназначенный для узкого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил серьезных следов в истории русской театральной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой России, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества Россия обнаружила замечательные богатства творческих сил народа в культуре. Эти силы питали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в переработанном виде в своих классовых целях.

Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества

пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.

Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных традиций и особенностей.

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие. Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего

национального богатства, славы и величия нашего народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Кириллов, В.В. История России: учебное пособие / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 661с.

ISBN 978-5-94879-739-7

Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до 1861 года. 3-е издание. – М.: «Высшая школа», 2004. – с. 233-234

Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – с. 176

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Н.П. СТРАХОВА

РУССКАЯ КУЛЬТУРА X-XVII ВЕКОВ

Учебное пособие

Волгоград 2001

ÁÁÊ 63.3(2)42-7ÿ73 Ñ83

Рецензенты:

êàíä. èñò. íàóê, äîö. В.А. Кригер ; канд. филос. наук, ст. преп.В.А. Храпова

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета

Страхова Н.П.

С83 Русская культура X-XVII веков: Учебное пособие.

Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. - 216 с. ISBN 5-85534-497-5

Данное учебное пособие представляет собой часть общего лекционного курса по истории отечественной культуры X-XVII веков и включает разделы, посвященные древнерусской архитектуре и монументальной живописи, древнерусской иконе как феномену, древнерусской музыке. Приложения состоят из библиографического списка, словаря специальных терминов и составленных по принципу чайнворда тестов, позволяющих студентам проверить свои знания. Пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения факультета истории и международных отношений, а также для всех интересующихся культурой Древней Руси.

ISBN 5-85534-497-5

© Н.П. Страхова, 2001

© Издательство Волгоградского государственного университета, 2001

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие содержит часть лекционного курса по истории культуры Древней Руси X-XVII вв. В него не вошли лекции о народной культуре (о быте и нравах, смеховой культуре, проявлявшейся в народных праздниках), о философской мысли, еретических движениях и литературных памятниках Древней Руси. В настоящее издание включены лишь разделы о древнерусской художественной культуре (архитектура и монументальная живопись, иконопись, музыка).

Поскольку применительно к древнерусской культуре уместно говорить о синтезе искусств, поначалу мне хотелось озаглавить это пособие как «Храмовое действо», позаимствовав название у П. Флоренского. В искусстве отражалась модель мира средневекового человека, все лучшее для него сосредоточивалось в провославном храме. Вместе с тем сильны были и языческие элементы в мировоззрении русича. Но в конечном итоге было решено пойти по традиционному пути, разделив материал на главы, соответствующие отраслям художественной культуры. Архитектура объединена с монументальной живописью, поскольку храм - это образ мира. Икона также является частью этого образа мира, и одна из главных ее характеристик - архитектурность, то есть зависимость ее формата от места, которое она займет в храме. Но иконопись Древней Руси настолько феноменальное явление, что представляется целесообразным выделение его характеристик в самостоятельный раздел. По тем же при- чинам музыка, важная часть «храмового действа», также рассматривается отдельно. Это не означает, что новейшие достижения культурологии проигнорированы. Предвижу критические замечания по данному поводу сторонников структурно-системно- го подхода. Например, И.В. Кондаков, автор составленного в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» учебника «Введение в историю русской культуры» (М., 1994), отметая старые методы, протестует против «сведения общего курса истории культуры (мировой или отечественной) к историям отдельных разновидностей культуры (литературы, искусства, религии, образования, науки и техники, обществен- но-политической мысли и т. п.), нередко соединенных между собой эклектически, случайно, по типу “бус”» (с. 4). При этом, полагает И.В. Кондаков, затемняется целостный характер культу-

ры. С этим выводом можно согласиться лишь отчасти. Студенты, как правило, не знают конкретных фактов, а абстрактные рассуждения о культурно-историческом процессе в целом уводят их от этой конкретики. Все новейшие методы изложения истории культуры, на мой взгляд, достаточно субъективны: вначале выстраивается некая схема (которая может и не соответствовать действительности, поскольку ничего нельзя проверить), а затем, в зависимости от эрудиции ее создателя, на данный каркас нанизываются факты из истории культуры (тут уж точно «по типу “бус”»). Многие рассуждения подобного рода талантливы, без тартуской школы Ю.М. Лотмана уже невозможно представить историографию проблемы. Необходимо констатировать «высокую семиотичность», например, древнерусской культуры, особенно иконописи. Поэтому все новейшие подходы к изучению культуры ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов, но весьма полезным является и традиционный, отраслевой, подход.

Данное пособие не претендует на особую оригинальность, его создатель выступает порой не как автор, а как составитель. В лекционном курсе допустимо отсутствие справочного науч- ного аппарата. Но все книги и статьи, из которых был позаимствован материал при составлении текста учебного пособия, включены в прилагаемый библиографический список. О некоторых из них хотелось бы сказать во введении подробнее.

В советское время при изучении культуры, особенно когда речь шла о составлении учебников, в основном применялся ценностный, то есть отраслевой, или, как его назвал Б.И. Краснобаев, предметно-аксиологический подход (см.: Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII - начала XIX в. М., 1983. С. 7). Подход этот был светским, по известным причинам, тот факт, что вся культура Древней Руси основывалась на религиозном мировоззрении, учитывался, но особо не подчеркивался. Культура определялась в данном случае как совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и умственной жизни. И на основе этой концепции создавались прекрасные учебники, как, например: Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX- XVII вв. (М., 1984). Правда, здесь уже чувствовалось сближение традиционной и новой точек зрения.

Уже тогда появлялись сомнения в целесообразности лишь отраслевого подхода. В противовес ему философ Э.С. Маркарян в

своей книге «Очерки теории культуры» (Ереван, 1969) определил культуру как особый внебиологически выработанный способ деятельности. При таком «технологическом» подходе возникла необходимость связать отрасли культуры воедино, чтобы полу- чить представления именно о культурно-историческом процессе. Во время известной дискуссии 1970-õ гг. М.А. Барг, предлагая системный подход, связующим звеном (интегратором) процесса называл экзистенциальную ориентацию человека, то есть его представления о себе самом и своем месте в окружающем мире.

Подобные предложения подводили еще к одной проблеме

Проблеме менталитета. Как известно, данный термин подарила нам в 50-å гг. французская школа «Анналов» в лице Жоржа Дюби и Робера Мандру. О том, что такое менталитет, историки спорят до сих пор. Достаточно вспомнить международную конференцию 1989 г. в Москве на тему «Школа “Анналов” вчера и сегодня», посвященную 60-летию журнала, номер отечественного журнала «Одиссей» за 1989 г., полностью посвященный проблеме менталитета, дискуссию на страницах «Вопросов философии» (1993. ¹ 7. С. 3-39) и «Отечественной истории» (1994. ¹ 4/5. С. 3- 45) вокруг книги А.С. Ахиезера «Россия: критика исторического опыта» (М., 1991), историографические заметки «Что такое менталитет?» Л.Н. Пушкарева в «Отечественной истории» (1995. ¹ 3) и т. д. Менталитет часто трактуется как бессознательное, как восприятие, истолкование мира, а не его познание.

Поговорим о еще одном подходе. Очень плодотворной была работа московско-тартуской школы во главе с Ю.М. Лотманом, определявшей культуру как совокупность текстов (это так называемый семиотический подход): культура - это совокупность способов описания и взаимодействия с миром (имеются в виду языки в широком смысле). Поскольку средневековая культура содержит множество символов, нуждающихся в расшифровке, семиотика как наука о знаковых системах весьма полезна при разработке проблем, связанных, например, с древнерусской живописью.

Все названные методы успешно используются в новейших исследованиях. Не отметая отраслевой подход, специалисты пытаются с помощью структурно-системного анализа представить культуру Древней Руси как процесс. Особое внимание при этом уделяется литературе, архитектуре, музыке и главному феномену древнерусской культуры - иконописи.

Но прежде чем мы перейдем к рассмотрению этих работ, необходимо сказать несколько слов о трудах религиозных философов, искусствоведов начала XX века, которые в конце XX в. стали доступны широкому кругу читателей и повлияли на процесс осмысления древнерусского искусства, особенно иконописи. Имеются в виду исследования Е. Трубецкого, С. Булгакова, П. Флоренского, в которых раскрывался глубокий сакральный смысл древнерусского искусства, прежде всего иконы. Труды перечисленных авторов и других философов издаются отдельными томами, но особо хочется выделить публикацию «Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.: Антология» (М., 1993), подготовленную Н.К. Гаврюшиным, охарактеризовавшим во введении вехи становления русской религиозной эстетики.

Первое, что бросается в глаза при ознакомлении с новейшими исследованиями, - это попытка уловить тот самый сакральный смысл. Словно восстанавливается распавшаяся в советскую эпоху связь времен, появляется ощущение преемственности, поскольку глубокие суждения философов начала века активно вводятся в научный оборот. Искусствоведческий анализ дополняется рассуждениями о религиозном смысле иконы, об иконе как предмете культа. Исследована, прежде всего Б.А. Успенским, семиотика иконы (см. его статью «О семиотике иконы» в «Трудах по знаковым системам». 1971. Вып. 5. С. 178-222). Очень важны рассуждения специалистов о значении цвета в древнерусской живописи.

В настоящее время изучение иконы осуществляется, таким образом, по целому ряду направлений. Уточняется фактическая сторона вопроса, дается культурно-историческая интерпретация некоторых икон. В качестве примера хотелось бы привести статьи из «Трудов отдела древнерусской литературы» (т. 38). Так, И.А. Ко- четков уточняет название очень важной для понимания XVI в. иконы «Церковь воинствующая». Ее точное название - первые строчки стихиры «Благословенно воинство небесного царя». И смысл иконы совсем другой, чем обычно сообщается. К сожалению, не все современные авторы об этом открытии знают, тиражируя ошибку. В этом же томе привлекает внимание культур- но-историческая интерпретация В.Г. Чубинской иконы Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская» (проблема древа, виноградника, то есть вертограда, в живописи и литературе).

Как уже говорилось, в новых исследованиях предпринимается попытка более глубокого постижения религиозного смысла

иконы, для чего важно иметь четкие представления об образах древнерусской живописи, о типах икон, об устройстве иконос таса, об изображаемых сюжетах из Священного Писания. Все это подробно изложено в имеющей характер своеобразного спрвоч- ника книге Н.А. Барской «Сюжеты и образы древнерусской живописи» (М., 1993), а также в новейшем издании «Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика» (М., 2000). Н.А. Барская и многие другие авторы заостряют внимание и на отличиях иконописи от западноевропейской живописи. Стоит упомянуть также о юбилейном издании «Древнерусское искусство: Византия и Древняя Русь: К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896-1990)» (СПб., 1999), содержащем ряд интересных статей, например, В.М. Сорокатого, Л.А. Щенниковой, О.Е. Этингоф.

Хочется особо остановиться на двух самых серьезных попытках философского осмысления культуры. Это, во-первых, книга доктора философских наук В.В. Бычкова «Русская средневековая эстетика» (М., 1995). Опираясь на размышления Е. Трубецкого, С. Булгакова, М. Алпатова, В. Лазарева и других своих предшественников, автор подчеркивает, что «для потомков, видимо, навсегда останется тайной, почему именно в живописи обрела Древняя Русь наиболее адекватную форму своего духовного самовыражения, но факт этот теперь совершенно очевиден и доказан» (с. 135). Русичи были удивительно чутки к цвету и форме. В работе Бычкова анализируется русское Предвозрождение в лице Феофана Грека и Андрея Рублева (это - «философия в красках»), а также Дионисия с его «эстетикой в красках». Не принижая достоинств творений последнего, философ констатирует, что для второй половины XV - начала XVI в. была характерна повышенная эстетизация культа и всей духовной культуры. Очень важны рассуждения о каноничности как одном из главных принципов эстетического сознания Древней Руси. Другими принципами названы духовность, софийность, традиционализм, соборность. Эта работа вызывает большой интерес благодаря своей фундаментальности. То же самое необходимо сказать и о книге В.В. Бычкова «Духовно-эстети- ческие основы русской иконы» (М., 1995).

Эстетическому сознанию посвящена и коллективная монография «Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII вв.» (М., 1996), редактором и одним из авторов которой также является В.В. Бычков. Само название кажется несколько громоздким. И достаточно спорной представляется задача свес-

ти восприятие человеком многообразного окружающего мира к уровню лишь эстетического сознания. На наш взгляд, эстетическая реакция на все явления духовной культуры несколько абсолютизируется, некоторые главы, как, например, глава 4 «Эстетика древнерусского города», искусственно привязаны к теме. Заслуживает внимания сам подход, применение системного анализа с целью воссоздания целостной картины. Подробно характеризуется эстетика исихазма и литургическая эстетика. Вообще, стоит напомнить, что еще П. Флоренский определял храмовое действо как синтез искусств. Именно так, что важно отметить, культура анализируется в данных работах и во многих других трудах. Очевидно, этим вызвано и появление в трудах по истории культуры совершенно нового раздела - «Музыка Древней Руси». Читая старые учебные пособия по истории культуры, можно было сделать вывод, что музыка на Руси до XVIII в. как бы и не существовала. Хотя книги о певческом искусстве появлялись, но об этом в работах общего характера, как правило, не упоминалось или же говорилось вскользь. Теперь этот пробел активно восполняется, как например, в книге Л.А. Рапацкой «Русская художественная культура» (М., 1998).

С учетом новых подходов написана книга Г.К. Вагнера и Т.Ф. Владышевской «Искусство Древней Руси» (М., 1993). Вагнер исследует архитектуру, скульптуру и живопись, Владышевская - музыку. Эта книга в какой-то мере является продолжением чрезвычайно важного труда Вагнера «Искусство мыслить в камне» (М., 1990). Здесь обозначен совершенно новый подход к истории архитектуры. Автор делит архитектурные памятники на жанры в зависимости от функционального назначе- ния, называя это функциональным методом. Под функционированием он понимает жизненную реализацию не только чисто литургических или обрядовых требований, но и задач более широкого идеологического плана - символико-космологичес- ких, политических, эстетических. В храме, пишет автор, воплощен образ мира. Как он меняется, Вагнер прослеживает на основе анализа впервые обозначенных им государственно-со- борного, земельно-соборного, придворно-княжеского, уличанского (то есть посадского), мемориального, усадебного жанров храмового зодчества. В обеих книгах выделяются также стили, которые некогда Д.С. Лихачев определил для литературы (монументальный историзм, экспрессивно-эмоциональный, барок-

ко и т. д.). Подробно анализируется сущность эпохи Предвозрождения. Книги прекрасно иллюстрированы.

Огромный интерес представляет работа А.Л. Юрганова «Категории русской средневековой культуры» (М., 1998). Он дает свое определение культуры: «что искусственно в этом мире, то создано человеком, не принадлежит природе и является культурой» (с. 3). Здесь подробно анализируется миф как способ организации бытия. Автор подчеркивает, что название его труда созвучно книге А.Я. Гуревича «Категории средневековой культуры», но только этим сходство и ограничивается (с. 23). В понимании А.Л. Юрганова категории - это «символические основы», не выводимые ниоткуда, кроме как из себя. Применительно к истории и культуре это значит, что феноменологически изуча- ются самоосновы самосознания и смыслополагания человека и общества. Средневековье, пишет автор, выражаясь философским языком, «вещь в себе», явление духа - вполне цельное, законченное (с. 24). Одной из главных особенностей древнерусского языка является его нетерминологичность. Поэтому большинство средневековых слов-понятий невозможно сходу перевести, перекодировать при помощи метаязыка науки (с. 25). В основе базовых ценностей средневекового человека - отношение ко времени и пространству. Время и пространство мыслились как конечные фазы единого процесса истории, в конце которого будет Суд. Этот средневековый пессимизм на самом деле был скрытой формой оптимизма - веры в блаженство «веч- ной жизни», где уже не будет времени. В конце XVII в. наступает охлаждение рассудка и человек ощущает дыхание земной веч- ности. Русская церковь в это переломное время сама - что очень существенно - начинает вести пропаганду идей, согласно которым ничего глобально-физического в масштабе мироздания не произойдет, и каждому лучше думать не о вселенском «Дне Господнем», а о сроке собственной жизни. Так, Русь средневековая на рубеже XVII-XVIII вв. вступает в качественно новую полосу своего бытия - в Новое время. Название этой книги, подчеркивает исследователь, можно переиначить - речь в ней идет о самоосновах смыслополагания русского средневекового человека (с. 27-28). Самой важной нам представляется последняя, четвертая, глава данной книги - «Страшный суд: время и место», где развиваются высказанные ранее в одной из статей мысли. Заслуживает внимания вывод автора об опричнине, ко-

торая в восприятии Ивана Грозного была синкретическим явлением: не столько политического, сколько религиозного характера (с. 403). Царь, по мнению Юрганова, добивался полновластия как исполнитель воли Божьей по наказанию человеческого греха. Опричные казни пре ащались в своеобразное русское чистилище перед Страшным судом. И только в последние годы царь стал каяться, возможно, сознавая, что прельстился (с. 404).

Естественно, что в условиях относительной свободы мнений и роста (не всегда оправданного) влияния Православной Церкви на жизнь общества достоянием широкого круга читателей становятся и работы религиозных авторов, некоторые из которых представляют существенный интерес для историков, как бы дополняя светский анализ проблемы.

Для примера выделим подготовленную в Московской духовной академии книгу М.М. Дунаева «Своеобразие русской религиозной живописи» (М., 1997). Чувствуется эрудиция автора, глубокое проникновение в суть иконы, знание светской литературы вопроса. Некоторые концепции светских авторов его не устраивают. Дунаев не считает, что XIV-XV вв. можно назвать эпохой Предвозрождения, скорее, это название подходит, по его мнению, к XVI-XVII вв. Не принимает автор и объяснения, например, Д.С. Лихачевым, причин того факта, что Предвозрождение не переросло в Ренессанс. Он считает, что во всем виновата расцерковленная культура Запада и только. Соглашаясь, что начиная с XVI в. древнерусская икона «уходит» из храма, что утрачивается ее сакральный смысл, автор тем не менее настаивает на возвращении икон из музеев в церковь. С одной стороны, он будто придает зна- чение искусствоведческому анализу, проделанному В.Н. Лазаревым, М.В. Алпатовым и др., благодарен музейным работникам, реставраторам, спасавшим икону, с другой - он настаивает, что икона - это прежде всего предмет культа, и утверждает, что религиозный ее смысл историки так и не смогли понять. Так, Г.К. Вагнер, по мнению М.М. Дунаева, искажает смысл Фаворского света.

Таков круг наиболее важных новейших исследований по истории древнерусской культуры. Полный библиографический список, как уже говорилось, помещен в приложении. Там же читатель найдет список специальных терминов и составленные в виде чайнворда тесты, с помощью которых сможет проверить свои знания.

Тесты включают материал всего лекционного курса, а не только данной публикации.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17 века появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во 2-й половине 17 века появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С. Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.

В зодчестве 17 века намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко - московское или нарышкинское барокко.

Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярустность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий.