Готовимся к ЕГЭ по литературе. Кодификатор. Методическая разработка "кодификатор по литературе. фгос"

Кодификатор элементов содержания по литературе

для составления контрольных измерительных материалов

единого государственного экзамена

Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России "Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования" от 19г. № 000 и “Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования” от 30г. №56), стандарта основного общего образования по литературе и стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденные приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05г. № 000.

Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Цветом выделены коды и элементы содержания, которые внесены вновь, дополнены или изменены по сравнению с кодификатором для КИМ ЕГЭ 2005г.

Романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита" в кодификаторе помечены кодом с дополнительным буквенным обозначением: 7.12.А и 7.12.Б, поскольку выпускникам предоставляется право выбора задания по одному из указанных произведений.

контроли-руемого элемента

Элементы содержания,

проверяемые заданиями КИМ

Сведения по теории и истории литературы

Литература как искусство слова

Связь фольклора и литературы в художественном творчестве.

Художественный образ

Художественный вымысел. Фантастика

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада ; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Художественные средства создания образов (авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.). «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе

Деталь. Символ

Психологизм. Народность. Историзм

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа

“Слово о полку Игореве”

Из литературы XVIII века

Комедия “Недоросль”

Стихотворение "Памятник"

Из литературы первой половины XIX века

Стихотворение “Море”

Баллада "Светлана"

Комедия “Горе от ума”

Стихотворения: «К Чаадаеву», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября » («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», “Во глубине сибирских руд...”, "Поэт", «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Туча», «...Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Повесть “Капитанская дочка”

Поэма «Медный всадник»

Роман “Евгений Онегин”

Стихотворения: Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), “Тучи”, «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно», “Нищий”, «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана… »), «Выхожу один я на дорогу...», «Пророк»

“Песня про… купца Калашникова”

Поэма “Мцыри”

Роман “Герой нашего времени”

Комедия “Ревизор”

Повесть “Шинель”

Поэма “Мертвые души

Из литературы второй половины XIX века

Пьеса “Гроза”

Роман “Отцы и дети”

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)

Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», “Заря прощается с землею...”

Роман “Обломов”

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», “Я не люблю иронии твоей...”, «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

Поэма “Кому на Руси жить хорошо”

Сказки: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Премудрый пискарь”

Роман-эпопея “Война и мир”

Роман “Преступление и наказание”

Из литературы конца XIX - начала XX века

Рассказы: «Хамелеон», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»

Пьеса «Вишневый сад»

Рассказы: “Господин из Сан-Франциско”, “Чистый понедельник

Из литературы первой половины XX века

М. Горький.

Рассказ “Старуха Изергиль”

М. Горький

Пьеса “На дне”

Стихотворения: “Вхожу я в темные храмы...”, «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека… », «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), “О доблестях, о подвигах, о славе...”, «На железной дороге»

Поэма “Двенадцать”

Стихотворения: “Нате!”, «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», "Хорошее отношение к лошадям", «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», "Запели тесаные дроги…", «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», “Отговорила роща золотая...”, «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»

М. И Цветаева

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

Стихотворения: «Песня последней встречи», “Заплаканная осень, как вдова...”, «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», “Приморский сонет”, «Родная земля»

Поэма “Реквием”

Роман “Тихий Дон” (обзорное изучение)

Роман “Белая гвардия" (Допускается выбор.)

Роман “Мастер и Маргарита” (Допускается выбор.)

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»

Поэма «Василий Теркин» (три главы по выбору)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», “Никого не будет в доме...”, “Снег идет”, «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь»

Рассказ «Матренин двор»

Из литературы второй половины ХХ века

Проза второй половины XX века

В. П.Не-красов, (Произведения не менее трех авторов по выбору.)

Поэзия второй половины XX века

, , (Стихотворения не менее трех авторов по выбору.)

Драматургия второй половины ХХ века

, . (Произведение одного автора по выбору.)

Отличия Кодификатора элементов содержания по литературе

для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена (2006 г.) от кодификатора, утвержденного в 2003 г. руководителем Департамента общего образования Минобразования России

1. Раздел кодификатора «Сведения по теории и истории литературы» Полностью приведен в соответствие с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по литературе (в образовательных минимумах 1998 и 1999 гг. этого раздела не было, были указаны бессистемно некоторые термины).

2. Исключены из кодификатора следующие произведения, не названные в новом стандарте: «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны» (1747), стихотворения: «Река времен», «Памятник»; басни, стихотворение «Сельское кладбище».

3. Сохранен перечень сказок -Щедрина в соответствии с образовательным минимумом 1998-99 гг., поскольку в новом стандарте произведения не названы (дана формулировка: «три сказки по выбору).

Сохранено: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Премудрый пискарь”.

4. Приведены в соответствие с новым стандартом перечень стихотворений, , (расхождение перечней не велико). Переход на новый стандарт в этих разделах оправдан, т. к. в образовательных минимумах 1998/99 гг. перечни стихотворений были даны через слово «например» и имели рекомендательный, а не обязательный характер.

5. Приведен в соответствие с новым стандартом перечень рассказов:

Снято: “Попрыгунья”, “Душечка”, “Случай из практики”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, ”Толстый и тонкий”, ”Смерть чиновника” (в образовательных минимумах 1998/99 гг. перечень рассказов был дан через слово «например» и имел рекомендательный, а не обязательный характер).

Сохранено: “Ионыч” (указан в стандарте).

Добавлено: «Хамелеон», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник» (указаны в стандарте).

Предлагаемый в новом стандарте перечень ближе к реально изучаемым в школе произведениям.

6. Сокращен перечень рассказов М. Горького ((в образовательных минимумах 1998/99 гг. перечень рассказов был дан через слово «например» и имел рекомендательный, а не обязательный характер, в новом стандарте перечень не конкретизирован: «два произведения по выбору)

Снято: «Макар Чудра», «Челкаш»

Сохранено: «Старуха Изергиль» (в соответствии с образовательными минимумами 1998, 1999 гг.)

7. Приведен в соответствие с новым стандартом перечень рассказов (в образовательных минимумах 1998/99 гг. перечень рассказов был дан через слово «например» и имел рекомендательный, а не обязательный характер).

Снято: “Антоновские яблоки”, “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”.

Сохранено: “Господин из Сан-Франциско” (указан в стандарте).

Добавлено: «Чистый понедельник» (указан в стандарте).

8. Снята альтернатива в выборе произведений, поскольку «Гроза», «Преступление и наказание», «Отцы и дети» и «Вишневый сад», «Тихий Дон» представлены в новом стандарте безальтернативно (в соответствии с новым стандартом выбор допускается при изучении романов («Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»), в новом кодификаторе эта альтернатива сохранена). Изменения соответствуют реальной практике изучения творчества названных писателей.

9. В соответствии с новым стандартом включены разделы: стихотворения, стихотворения (эти темы давно вошли в школьную практику).

10. В соответствии с новым стандартом включен рассказ «Матренин двор» (он давно вошел в практику школьного изучения).

11. Обновлены в соответствии с новыми стандартами перечни литературы второй половины ХХ века (эти изменения не существенны, т. к. перечень произведений в этой части стандарта не дается, к ним учащийся может обратиться по собственной инициативе при выполнении задания с развернутым ответом)

В целом новый кодификатор соответствует новому образовательному стандарту. Он ближе реальным школьным программам. Внесенные изменения не создадут трудности для обучающихся при подготовке к экзамену по литературе (кодификатор 2005 г. уже содержал изменения, описанные в п.8)

В 2018-2019 учебном году выпускники 9-х классов во всех регионах РФ будут экзаменованы по 5 предметам, в числе которых два будут обязательными (русский язык и математика), а выбор оставшихся трех будет предоставлен самим школьникам и их родителям.

В 2018 году литература оказалась на последнем месте среди необязательных предметов ОГЭ, ведь сдавать данный предмет решили только 3% девятиклассников. Сегодня, по мере того, как приближается момент выбора предметов выпускниками 2019 года, у многих детей и родителей возникает вопрос, стоит ли сдавать ОГЭ по литературе в 9 классе и если да, то сложно ли к нему подготовится. Попробуем разобраться в тонкостях предмета, особенностях КИМов и секретах подготовки к данному экзамену.

Дата проведения

Учащиеся, которым в 2019 году предстоит закончить 9 класс, будут сдавать ОГЭ в конце учебного года. Но, как и в прошлых сезонах, учащимся будет предоставлена возможность пройти испытание досрочно, или же повторить попытку, если с первого раза не получится преодолеть минимальный проходной порог.

Для проведения экзамен по литературе в 9-х классах зарезервированы следующие дни:

Досрочный период

Основной день

Резервный день

Основной период

Основной день

Резервные дни

28.06.19 / 02.07.19 / 03.07.19

Осенняя пересдача

1 пересдача

2 пересдача

19.09.19 / 21.09.19

Формат проведения и особенности экзамена по литературе

Литературу, как один из экзаменов ОГЭ 2019 года выберут учащиеся, желающие продолжить обучение в классах филологического профиля, ведь для успешного преодоления испытания необходимо:

  • знать биографии писателей и поэтов;
  • досконально изучить произведения, входящие в список школьной программы;
  • уметь анализировать и сравнивать тексты, составлять портреты героев, давать оценку их действиям;
  • красиво, лаконично и грамотно выражать собственное мнение.

Главная особенность ОГЭ по литературе от других экзаменов, сдаваемых девятиклассниками в 2019 году – это тот факт, что в билете полностью отсутствуют тесты с ответами. Экзаменационный билет 2019 года будет состоять из 2-х частей:

Девятиклассники проходят итоговую аттестацию на базе своей школы.

На выполнение работы экзаменуемым предоставляется 235 минут (3 часа 55 минут).

Часть 1 (анализ текста)

Прежде чем приступить к выполнению заданий 1-й части необходимо ознакомиться с двумя предложенными вариантами и выбрать для анализа только один, наиболее близкий и понятный.

Важно! Выполнять сразу оба варианта нельзя.

Объем развернутого ответа должен примерно составить:

Не стоит использовать слишком сложные речевые конструкции. Пусть текст будет лаконичным, но при этом читабельным и наполненным глубоким смыслом.

Часть 2 (сочинение)

Больше всего выпускники, привыкшие на контрольных срезах по разным предметам просто отвечать на тесты, боятся сочинения, которое является неотъемлемой частью ОГЭ 2019 года по литературе.

На самом деле большинство выпускников, заканчивающих 9 класс, без проблем выполняют вторую часть ОГЭ по литературе и в 2019 году экзаменуемым тоже бояться нечего. Также стоит знать, что:

  • в процессе написания сочинения разрешено пользоваться полным текстом художественного произведения;
  • объем сочинения должен быть 200 слов (работы менее 150 слов не оцениваются);
  • свои суждения необходимо аргументировать, используя фрагменты из текста;
  • при анализе произведения важно не искажать авторскую позицию.

Оценивание работ

Работы ОГЭ 2019 по литературе не содержат тестовой части, а потому в полном объеме оцениваются независимыми экспертами. Для выставления итогового балла каждая работа будет проверена двумя учителями. В результате возможны такие варианты развития события:

  • Оценки сошлись – все отлично, балл определен и его заносят в документацию.
  • В оценках двух экспертов есть разбежность не превышающая 2-х баллов –выставляют среднее арифметическое.
  • Оценки экспертов отличаются более чем на 2 балла – привлекают третьего специалиста, мнение которого и будет решающим.

Оценка, полученная девятиклассником на ОГЭ по литературе в 2019 году, будет влиять на балл аттестата. При переводе тестовых баллов по данному предмету в оценки используют специальную таблицу соответствия:

Таким образом, если подготовка к ОГЭ по литературе в 2019 году была слабой, а целью выпускника было преодоление минимального порога сдачи, то ему будет достаточно получить всего 7 тестовых баллов. Если же предмет был выбран с целью поступления в профильный класс или колледж, потребуется набрать минимум 15 тестовых баллов, что уже соответствует оценке «4».

Поскольку ОГЭ по литературе имеет свою особую специфику, начинать подготовку к экзамену выпускникам 2019 года необходимо как можно раньше, ведь необходимо будет прочитать достаточно большой объем литературы (список произведений приведен ниже) и проработать основные темы сочинений.

С чего начать?

Шаг 1. Ознакомится с требованиями к экзаменационной работе, ознакомившись с кодификатором и спецификациями.

Шаг 2. Читаем произведения, приведенные в списке. Естественно, лучше ознакомиться с полным текстом в оригинале, но если на это нет времени, то стоит прочитать сокращенный вариант и критику, найти которые можно в специальных сборниках или в интернете.

Предлагаем вашему вниманию полный список литературы для ОГЭ 2019 года по литературе с вопросами, на которые необходимо ответить, читая произведение.

Шаг 3. Делаем заметки. Не стоит полагаться на возможности человеческой памяти, они, к сожалению, не безграничны. Во время чтения не поленитесь выписать в тетрадь основную информацию, которая понадобится для ответов на вопросы и написания сочинений.

Шаг 4. Практикуемся выполнять задания первой части. В этом поможет демоверсия ОГЭ по литературе 2019 года, а также билеты, которые были предложены на экзаменах выпускникам 2018-2018 учебного года.

Шаг 5. Практикуемся в написании сочинения, соблюдая основные требования к тексту.

Не лишним будет послушать советы опытных учителей, ознакомиться с разбором демоверсии и рекомендациями по написанию сочинения. Предлагаем прямо сейчас посмотреть один из таких видеоуроков:



Сведения по теории и истории литературы .

1.1 Художественная литература как искусство слова

1.2 Фольклор. Жанры фольклора

1.3 Художественный образ. Художественные время и пространство

1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма

1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ

1.9 Деталь. Символ. Подтекст

1.10 Психологизм. Народность. Историзм

1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс

1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр

1.15 Литературная критика

  1. Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве»

3 Из литературы XVIII в.

3.1 Д.И. Фонвизин . Пьеса «Недоросль»

3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

4 Из литературы первой половины XIX в.

4.1 В.А. Жуковский . Стихотворение «Море»

4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

4.3 А.С. Грибоедов . Пьеса «Горе от ума»

4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»

4.5 А.С. Пушкин . Роман «Капитанская дочка»

4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»

4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

4.8 М.Ю. Лермонтов . Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»

4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»

4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»

4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

5 Из литературы второй половины XIX в.

5.1 А.Н. Островский . Пьеса «Гроза»

5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

5.3 Ф.И. Тютчев . Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»

5.4 А.А. Фет . Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»

5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин . Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)

5.10 Л.Н. Толстой . Роман «Война и мир»

5.11 Ф.М. Достоевский . Роман «Преступление и наказание»

5.12 Н.С. Лесков

  1. Из литературы конца XIX – начала XX в.

6.1 А.П. Чехов . Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

  1. Из литературы первой половины XX в.

7.1 И.А. Бунин . Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

7.2 М. Горький . Рассказ «Старуха Изергиль»

7.3 М. Горький. Пьеса «На дне»

7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»

7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

7.6 В.В. Маяковский . Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

7.8 С.А. Есенин . Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

7.9 М.И. Цветаева . Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

7.10 О.Э. Мандельштам . Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

7.11 А.А. Ахматова . Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

7.13 М.А. Шолохов . Роман «Тихий Дон»

7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

7.15.А М.А. Булгаков . Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)

7.15.Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)

7.16 А.Т. Твардовский . Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»

7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

7.18 Б.Л. Пастернак . Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»

7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)

7.20 А.П. Платонов . Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

7.21 А.И. Солженицын . Рассказ «Матренин двор»

7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Из литературы второй половины ХХ – начала XXI в.*

8.1 Проза второй половины XX в . Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

8.2 Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

8.3 Драматургия второй половины ХХ в . А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

* В зависимости от формулировки задания 17.4 экзаменуемый может опираться на произведения новейшей отечественной литературы 1990-х–2000-х гг., не обозначенные в кодификаторе.

  • Художественная литература как искусство слова
  • Фольклор. Жанры фольклора
  • Художественный образ. Художественное время и пространство
  • Содержание и форма. Поэтика
  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм,романтизм,реализм,

модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

  • Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча;

поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание,эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма

  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.

Сюжет.Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия:экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора.Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула.Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.Сказ.

  • Деталь. Символ. Подтекст
  • Психологизм. Народность. Историзм
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
  • Язык художественного произведения. Риторический вопрос,восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора.Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая

олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон.Звукопись: аллитерация, ассонанс

  • Стиль
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр

1.15. Литературная критика

Единый государственный экзамен

по ЛИТЕРАТУРЕ

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню

подготовки выпускников общеобразовательных

учреждений для единого государственного

экзамена 2010 года по литературе

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

(использованы материалы сайта ФИПИ)

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по литературе (далее – кодификатор) является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ ЕГЭ. Кодификатор составлен на основе следующих нормативных документов: Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе. базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.04); Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998); Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

Кодификатор 2010 года, как и в прошлые годы, опирается не только на стандарт среднего (полного) общего образования, но и на стандарт основного общего образования по литературе, что не приводит к изъятию из экзаменационного материала важнейших тем, которые всегда присутствовали как в государственном (итоговом) контроле, так и в программах для поступающих в вузы (древнерусская литература и литература XVIII века, значительная часть произведений первой половины XIX века и др.).

Приведение Кодификатора в полное соответствие с нормативными документами привело к исключению из него нескольких произведений, не названных ни в стандарте 2004 г., ни в образовательных минимумах 1998-1999 годов*:

А.П. Чехов. Рассказ «Крыжовник»;

С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…»;

В.В. Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии»;

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог»;

О.Э. Мандельштам. Стихотворение «Батюшков»;

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Творчество», «Я научилась просто, мудро жить…».

При разработке кодификатора 2010 года опора на нормативную базу 1998-1999 гг. осуществлялась в минимальной степени, однако полный отказ от нее представляется преждевременным, т.к. она позволяет сохранить в итоговом контроле ряд важных терминов и понятий, рассказ М. Горького «Старуха Изергиль», конкретизировать перечень сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и списки стихотворений (в стандарте 2004 года минимальный перечень стихотворений дан с установкой на дополнительный самостоятельный выбор 3–5 стихотворений). В приложении 1 дан Перечень элементов содержания, включенных в кодификатор 2010 г. на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе

(приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99 г.).

* В кодификатор прошлых лет данные произведения были включены на основе Примерных программ по литературе основного общего и среднего (полного) общего образования. Учитывалось также, что государственный образовательный стандарт по литературе позволяет расширять перечень произведений малых жанровых форм.

Вместе с тем ЕГЭ по литературе 2010 года в большей степени ориентируется на государственный образовательный стандарт профильного уровня, что заложено в общей концепции единого государственного экзамена и соответствует следующим специфическим особенностям двухуровневого стандарта по литературе:

В стандарт профильного уровня полностью включен стандарт базового уровня;

Большая часть отличий стандарта базового и профильного уровней не сказывается на отборе материала для единого государственного экзамена**; различия в части материала, подлежащего контролю, минимальны (изучение профильного курса литературы предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение литературного материала на ином, углубленном, уровне).

Кодификаторы последних трех лет во многом были сориентированы на профильный уровень образовательного стандарта по литературе. Кодификатор 2010 года в полном объеме содержит элементы проверяемого содержания, названные в обязательном минимуме содержания среднего

(полного) общего образования, включенного в стандарт профильного уровня. В приложении 2 дан Перечень элементов содержания, добавленных в кодификатор 2010 г. с учетом требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Следует подчеркнуть, что кодификатор элементов содержания формируется в первую очередь на основе перечня произведений, который включен в раздел «Обязательные минимумы содержания основных образовательных программ», являющийся составной частью Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни). КИМ ЕГЭ по литературе учитывает следующие четыре способа представления учебного материала в названном перечне, отличающиеся разной степенью детализации материала:

1. названо имя писателя с указанием конкретного(-ых) произведения(-ий);

2. названо имя писателя с указанием на обзорное изучение конкретного произведения (так представлены, например, роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» и роман «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака);

3. названо имя писателя без указания конкретных произведений, выбор которых предоставляется автору программы или учителю (так представлено, например, творчество Н.С. Лескова и А.П.Платонова);

4. предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения: выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю (так представлен,

например, раздел "Литература второй половины ХХ века").

В первом случае задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть экзаменационной работы. В остальных случаях задания формулируются только в части 3 экзаменационной работы. При этом в одном случае формулировка задания не содержит указания на конкретное произведение (выбор осуществляет экзаменуемый), а в другом – формулировка задания не содержит указания на конкретное имя писателя и произведение (выбор также осуществляет экзаменуемый).

В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курсивом в разделе стандарта «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»: данное содержание подлежит изучению, но не включается в раздел стандарта «Требования к уровню подготовки

выпускников», т.е. не является объектом контроля.

** Список изучаемых произведений, включенный в образовательный стандарт профильного уровня, в сравнении со стандартом базового уровня расширен, прежде всего, за счет выделенных курсивом произведений. Маркировка курсивом означает, что данный материал изучается, но не проверяется в рамках государственного (итогового) контроля (например, трагедия А.С.Пушкина "Борис Годунов", поэма М.Ю.Лермонтова "Демон", роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?", рассказы И.Э.Бабеля, роман "Мы" Е.И.Замятина и др.).

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином

государственном экзамене по литературе

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), а также с учетом Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования 1998 и 1999 годов.

Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в кодификаторе помечены кодом с дополнительным буквенным обозначением: 7.14.А и 7.14.Б, поскольку экзаменуемым предоставляется право выбора задания по одному из указанных произведений.

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1. Сведения по теории и истории литературы

1.1 Художественная литература как искусство слова.

1.2 Устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества.

1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство.

1.6 Историко-литературный процесс.Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.

1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

1.9 Деталь. Символ. Подтекст.

1.10 Психологизм. Народность. Историзм.

1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

1.13 Стиль.

1.14 Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

1.15 Литературная критика.

2. Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве».

3. Из литературы XVIII века

3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».

3.2 Г .Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

4. Из литературы первой половины XIX века

4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море».

4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».

4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…».

4.5 А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка».

4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник».

4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».

4.8 М .Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий»,

«Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...».

4.9 М .Ю. Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова».

4.10 М .Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».

4.11 М .Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».

4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор».

4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».

4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».

5. Из литературы второй половины XIX века

5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».

5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…»,

«С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и

Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».

5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

5.8 М

5.9 М .Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (обзорное изучение).

5.10 Л .Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

6. Из литературы конца XIX – начала XX веков

6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».

6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».

6.3 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

7. Из литературы первой половины XX века

7.1 М

7.2 М . Горький. Пьеса «На дне».

7.3 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь,

аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит

лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…».

7.4 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».

7.5 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и

немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».

7.6 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах».

7.7 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять

в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

7.8 М .И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

7.9 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

7.10 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество».

7.11 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».

7.12 М .А. Шолохов. Роман «Тихий Дон».

7.13 М .А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

7.14.А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор).

7.14.Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).

7.15 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».

7.16 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

7.17 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль».

7.18 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

7.19 А.П. Платонов Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

7.20 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».

7.21 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

8. Проза второй половины XX века.

8.1 Из литературы второй половины ХХ века

Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев,

В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).

8.2 Поэзия второй половины XX века.

Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Н.А.Заболоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А.Солоухин, А.А.Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

8.3 Драматургия второй половины ХХ века.

А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин (произведение одного автора по выбору).


Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников,

достижение которых проверяется на едином государственном экзамене

по литературе

Контрольные измерительные материалы разрабатываются не только на основе перечисленных в разделе 1 элементов содержания, но с опорой на Требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного)

общего образования по литературе, базовый и профильный уровень (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.04).

В названном документе сказано, что в результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен:

1. знать/понимать

1.1. образную природу словесного искусства;

1.2. содержание изученных литературных произведений;

1.3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

1.4. историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых

произведений;

1.5. основные закономерности историко-литературного процесса; сведения

об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и

течений;

1.6. основные теоретико-литературные понятия.

2. уметь

2.1. воспроизводить содержание литературного произведения;

2.2. анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства,

изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

2.3. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

2.4. раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

2.5. соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

2.6. определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

2.7. сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

2.9. аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

2.10. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

3. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

3.2. участия в диалоге или дискуссии;

3.3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

3.4. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Проверяемые в ЕГЭ умения, сформулированные на основе указанных требований, перечислены в соответствующем разделе спецификации КИМ ЕГЭ по литературе 2010 г.

Не все умения, соответствующие Требованиям к уровню подготовки выпускников, сформулированным в государственном образовательном стандарте по литературе, могут быть проверены в формате ЕГЭ (например, не проверяется умение выразительно читать изученные произведения, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы; писать рецензии на прочитанные произведения и др.). Кроме того, часть знаний и умений, сформулированных в Требованиях, прямо не отражаются в формулировках заданий, но могут быть проявлены выпускниками при выполнении заданий с развернутыми ответами (например, знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапов их творческой эволюции, творческой истории изучаемых

произведений; умение соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; сопоставлять различные художественные, критические и научные интерпретации литературных произведений, умение подать материал в дискуссионной форме, включить в сочинение анализ

самостоятельно прочитанного произведения, оценить его эстетическую значимость и др.).

Приложение 1.

Перечень элементов содержания, включенных в кодификатор 2010 г. на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99)

1. Г.Р. Державин. «Памятник».

2. В.А. Жуковский. «Море».

3. А.С. Пушкин. «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт».

4. М .Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой…» «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

5. Ф.И. Тютчев. «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…»;

6. А.А. Фет. «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…».

7. А. Некрасов. «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...».

8. М .Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».

9. М . Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».

10. А.А. Блок. «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…».

11. В.В. Маяковский. «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».

12. С.А. Есенин. «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

13. М .И. Цветаева. «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

14. А.А. Ахматова. «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество».

15. Б.Л. Пастернак. «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль».

Приложение 2

Перечень элементов содержания, добавленных в кодификатор 2010 года с учетом требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

1. В раздел «Сведения по теории и истории литературы» добавлены следующие термины и понятия:

Художественное время и пространство,

Постмодернизм,

Песня,

Фабула,

Внутренняя речь,

Сказ,

Дольник, акцентный стих, верлибр,

Литературная критика.

2. В раздел «Из литературы первой половины XIX века» добавлены

следующие стихотворения:

А.С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»;

М.Ю. Лермонтов. «Валерик».

3. В раздел «Из литературы второй половины XIX века» добавлены следующие произведения:

Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Природа – сфинкс. И тем она верней...»,

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение);

Н.С. Лесков. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого).

4. В раздел «Из литературы конца XIX – начала XX веков» добавлен рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой».

5. В раздел «Из литературы первой половины XX века» добавлены следующие произведения:

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом

фрагментов);

А.П. Платонов. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого);

А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».