Какая была клеопатра самом деле. Миф о красоте клеопатры

Иисус, Тутанхамон, Юлий Цезарь, Наполеон – вы точно не впервые слышите имена этих легендарных людей. Но если об их деятельности известно многое, то о внешности приходится только гадать. Между тем, современные технологии позволяют немного приблизиться к истине и воссоздать утраченное.

INK откроет вам глаза на то, как в действительности выглядели знаменитые исторические личности.

Иисус Христос

Эта реконструкция Христа, создана британскими учеными с помощью методов криминалистики, считается самой точной. Да, наши традиционные представления о внешности Сына Божьего сильно отличаются от действительности.

Тутанхамон

Уфологи долгое время доказывали, что странные останки Тутанхамона свидетельствуют о его инопланетном происхождении. Их теорию разоблачили британские ученые, которые реконструировали внешний вид фараона, и выяснили, что в нем нет ничего «инопланетного». Физическая деформация тела Тутанхамона была результатом инцеста между его родителями, и, как следствие, генетических болезней.

Клеопатра

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась эффектным актрисам, вроде Вивьен Ли, Элизабет Тейлор или Моники Беллуччи. На самом деле, неотразимая внешность царицы – миф. Историческая реконструкция свидетельствует о том, что роковая женщина вовсе не была красоткой.

Гай Юлий Цезарь

Внешность известного римского императора Юлия Цезаря, возлюбленного Клеопатры, до сих пор остается загадкой. На старинных бюстах, найденных археологами, у него разные черты лица. Современные антропологи предполагают, что полководец выглядел именно так.

Данте Алигьери

Портрет Данте Алигьери, создан благодаря 3D-технологяим, немного отличается от того, который нарисовал итальянец Ботичелли. Хотя изогнутый нос, напоминающий по форме птичий клюв, остался неизменной чертой поэта.

Максимилиан Робеспьер

3D реконструкция знаменитого деятеля Великой Французской революции поражает своей детализацией. Выполнена она на основе копии посмертной маски Робеспьера, сделанной мадам Тюссо. Во время революции Мари Тюссо снимала маски с отрубленных голов приговоренных бунтарей и выставляла в своей галерее.

Уильям Шекспир

3D-модель лица Уильяма Шекспира также была выполнена с его посмертной маски. Правда, в подлинности реконструкции можно усомниться. Нет уверенности в том, что маска, которой уже около четыреста лет, действительно принадлежала знаменитому драматургу.

Наполеон Бонапарт

Благодаря посмертной маске ученым удалось воссоздать в мельчайших деталях и лицо Наполеона. Судя по реконструкции, исторические портреты великого полководца немного приукрасили действительность.

Иоганн Себастьян Бах

Новый потрет немецкого композитора XVIII века, созданный шотландской исследовательницей Кэролайн Уилкинсон, не слишком похож на тот, который мы привыкли видеть в школьных учебниках. Впрочем, на последнем композитор всегда был в парике.

Святой Валентин

«Оцифровали» лик Святого Валентина бразильские ученые. Несмотря на ограниченный доступ к мощам святого, которые хранятся в Ватикане, им удалось сфотографировать останки и восстановить первое подобие римского епископа третьего века.

Следи за INK в социальных сетях и узнавай обо всем первым! Мы в


В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени: Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Монике Беллуччи . Но миф о красоте Клеопатры – одно из самых распространенных заблуждений. Ученые предприняли попытку реконструировать реальный образ египетской правительницы, и результаты оказались удивительными.



Кембриджский египтолог Салли Энн Эштон работала над реконструкцией образа Клеопатры в течение года. На основе ряда сохранившихся изображений, с помощью метода трехмерного компьютерного моделирования исследовательница воссоздала образ царицы, который оказался очень далеким от стереотипных представлений о ее привлекательности и неотразимости. Материалом для ученых послужили монеты с профилем Клеопатры, репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, представляющих царицу в виде богини Исиды, скульптурные изображения и анализ ее родословной.





В массовом сознании внешность Клеопатры ассоциируется с образом, созданным западным кинематографом: голливудская красавица европеоидной расы. Но во внешнем облике, воссозданном учеными, угадываются как европейские, так и египетские черты.







«Она, вероятно, не была полностью европейкой, – поясняет Салли Энн Эштон. – Не забывайте, что ее семья жила в Египте уже 300 лет, когда она пришла к власти».





Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица вряд ли может претендовать на титул самой прекрасной. Судя по сохранившимся изображениям, у Клеопатры был довольно крупный нос, тонкие губы и острый подбородок. Историки Британского музея пришли к выводу, что фигура у нее была коренастой и полноватой, и при росте 152 см выглядела непропорциональной. По мнению ученых, подобное телосложение было обусловлено генетически: большинство потомков македонской династии Птолемеев унаследовали сходные черты.





Греческий историк Плутарх так писал о Клеопатре: «Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной... однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой – ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно».







Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопатре прослыть одной из самых прекрасных и желанных женщин в истории. Ей удалось покорить сердца Юлия Цезаря и Марка Антония. Говорили, что она обладала невероятной сексуальностью и недюжинным умом, и в совершенстве владела искусством обольщения. Кроме того, царица была прекрасно образована, знала несколько языков, могла поддержать разговор о литературе, философии или даже о стратегиях ведения войны, и хорошо разбиралась в политике.





Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря Октавиану Августу, который не хотел признавать ее интеллектуальных достоинств и политического таланта, а потому распространял слухи о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Отсюда же появился миф о ее непомерных сексуальных аппетитах.

Клеопатра VII (69 — 30 гг. до н. э.) - последняя царица Египта, самая знаменитая женщина античной эпохи.
Клеопатра родилась 2 ноября 69 до н. э. Она является одной из трёх (известных) дочерей царя Птолемея XII Авлета из македонской династии Птолемеев, основанной Птолемеем I - полководцем Александра Македонского.

Достоверных изображений Клепатры не сохранилось. Существует несколько античных бюстов Клеопатры, самым достоверным считается алжирский бюст Клепатры, сейчас находящийся в Берлинском музее античности, созданный после её смерти по случаю свадьбы дочери Клеопатры. Одни ученые считают, что это бюст самой Клеопатры в её последние годы, другие считают, что бюст изображает не Клеопатру, а её дочь. Сохранились изображения Клеопатры на монетах, отлитых в её царствование, однако сложно сказать, насколько они отражают её действительную внешность.
Древнегреческий историк Плутарх, видевший портрет Клеопатры, в биографии Марка Антония описывает внешность Клеопатры так: "красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие, так что лишь с очень немногими варварами она говорила через переводчика, а чаще всего сама беседовала с чужеземцами — эфиопами, троглодитами, евреями, арабами, сирийцами, мидийцами, парфянами… Говорят, что она изучила и многие языки, тогда как цари, правившие до нее, не знали даже египетского, а некоторые забыли и македонский".

Римский историк Секст Аврелий Виктор, негативно настроеннный к Клеопатре, пишет о ней так: "Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи". Впрочем, к римским источникам, описывающим Клеопатру, не стоит относиться с доверием, т.к. Клеопатра в глазах римлян была врагом, а античная историография Клеопатры была инспирирована победителем Клеопатры, императором Октавианом Августом, вовсе не желавшим её идеализации.

Завещание Птолемея XII, умершего в марте 51 до н. э., передавало престол Клеопатре и её младшему брату Птолемею XIII, которому тогда было около 9 лет, и с которым она сочеталась формальным браком, так как согласно птолемеевскому обычаю женщина не могла царствовать самостоятельно. Клеопатра сначала правила одна, отстранив малолетнего брата, но затем последний одержал реванш, опираясь на евнуха Потина (бывшего кем-то вроде главы правительства) и полководца Ахилла.
В это время в Римской республике шла гражданская война между Цезарем и Помпеем. Побежденный Помпей бежал в Египет, надеясь найти поддержку, однако был убит приближенными Птолемея, надеявшими снискать благосклонность Цезаря. Однако Цезарь, прибыв в Египет, был разгневан расправой над Помпеем. Цезарь решает навести порядок в Египте, раздираемом меджуусобицей между Клеопатрой и её братом. Плутарх в биографии Цезаря так описывает первую встречу Цезаря и Клеопатры:
"Клеопатра, взяв с собой лишь одного из друзей, Аполлодора Сицилийского, села в маленькую лодку и при наступлении темноты пристала вблизи царского дворца. Так как иначе трудно было остаться незамеченной, то она забралась в мешок для постели и вытянулась в нем во всю длину. Аполлодор обвязал мешок ремнем и внес его через двор к Цезарю. Говорят, что уже эта хитрость Клеопатры показалась Цезарю смелой и пленила его. Окончательно покоренный обходительностью Клеопатры и ее красотой, он примирил ее с царем для того, чтобы они царствовали совместно".

Против Цезаря в Египте начался мятеж, который Цезарь сумел подавить. Царь Птолемей погиб. Клеопатра, формально сочетавшаяся с другим своим малолетним братом Птолемеем XIV, фактически стала безраздельной правительницей Египта под римским протекторатом, гарантией которого являлись оставленные в Египте три легиона.
Клеопатра родила от Цезаря сына, которого назвали Цезарионом. Летом 46 года до н.э. Цезарь вызывает Клеопатру в Рим (формально — для заключения союза между Римом и Египтом). Клеопатре была выделена вилла Цезаря в его садах на берегу Тибра. Ходил даже слух, что Цезарь собирается взять Клеопатру своей второй женой и перенести столицу в Александрию. Сам Цезарь приказал поместить позолоченную статую Клеопатры у алтаря Венеры Прародительницы (Венеры как мифического предка рода Юлиев, к которому он принадлежал). Однако Цезарь не решился официально признать Цезариона своим сыном.
Цезарь был убит в результате заговора 15 марта 44 до н. э. Месяц спустя, в середине апреля, Клеопатра покинула Рим и в июле прибыла в Александрию. Вскоре после этого умер 14-летний Птолемей XIV. По утверждению Иосифа Флавия, он был отравлен сестрой: рождение сына дало Клеопатре формального соправителя. В этой ситуации взрослеющий брат был ей совершенно излишен.
В Риме началась гражданская война между убийцами Цезаря, Кассием и Брутом с одной стороны, и с другой стороны — его наследниками Антонием и Октавианом. Антоний и Октавиан победили. При разделе римского мира, произведенном после разгрома республиканцев, Антонию достался Восток. Антоний, планирующий войну с парфянами, прибывает в Египет, чтобы заручиться помощью Египта. Клеопатре на момент их встречи было 29 лет, Антонию - 40. На встречу с Антонием царица прибыла, по словам Плутарха "на ладье с вызолоченной кормою, пурпурными парусами и посеребренными веслами, которые двигались под напев флейты, стройно
сочетавшийся со свистом свирелей и бряцанием кифар. Царица покоилась под расшитою золотом сенью в уборе Афродиты, какою изображают ее живописцы, а по обе стороны ложа стояли мальчики с опахалами — будто эроты на картинах. Подобным же образом и самые красивые рабыни были переодеты нереидами и харитами и стояли кто у кормовых весел, кто у канатов. Дивные благовония восходили из бесчисленных курильниц и растекались по берегам". Антоний был совершенно пленён Клеопатрой. Их роман продлился более 10 лет до самой их смерти. У Клеопатры было трое детей от Антония.

К 32 году до н.э. отношения между бывшими союзниками - Антонием и Октавианом - окончательно превратились из дружеских во враждебные. Антоний, увлеченный Клеопатрой и порвавший со своей официальной женой Октавией (сестрой Октавиана), раздававший детям от Клеопатры римские земли, стал выглядеть в глазах римлян изменником. В битве при Акциуме 2 сентября 31 до н. э. флот Антония и Клеопатры проиграл, побежденные вернулись в Египет и пытались бежать в Индию, но при попытке перетащить суда волоком через Суэцкий перешеек их сожгли арабы. От плана побега пришлось отказаться.
Когда Октавиан достиг Египта, Антоний покончил с собой, бросившись на меч. Клеопатра пыталась соблазнить Октавиана или хотя бы договориться с ним, но чары 39-летней царицы на этот раз оказались бессильны. Октавиан хотел увезти Клеопатру как пленницу в Рим для участия в своем триумфе, однако Клеопатра покончила с собой. По самой распространённой версии, Клеопатра умерла от укуса змеи, однако змею в комнате не нашли. По другой, более правдоподобной версии, Клеопатра отравилась ядом. В пользу этой версии говорит быстрая смерть Клеопатры, то, что она незадолго до смерти испытывала яды на заключенных, и наконец, то, что вместе с Клеопатрой нашли двух мертвых служанок (сомнительно, что одна змея умертвила трех человек). Октавиан безуспешно пытался оживить Клеопатру с помощью псиллов, экзотического племени, умевшего высасывать яд безвредно для себя.

Образ Клеопатры много раз воплощен в кинематографе. Самой известной исполнительницей роли Клеопатры является ушедшая от нас 23 марта Элизабет Тейлор. Фильм "Клеопатра" с Элизабет Тейлор в главной роли вышел на экраны в 1963 году.

Предшественницами Элизабет Тейлов в исполнении роли Клеопатры были не менее известные актрисы - Вивьен Ли (фильм "Цезарь и Клеопатра", 1945 год) и Софи Лорен (фильм "Две ночи с Клеопатрой", 1953 год).

Из современных воплощений Клеопатры в кино можно отметить, например, Монику Белуччи в фильме "Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра".


Целых две тысячи лет Клеопатра остается своеобразным идеалом женской красоты. Древняя царица вдохновляла сотни скульпторов, художников и поэтов на созидание шедевров. Очаровательная соблазнительница, умелый манипулятор с внешностью ангела - но так ли красива была Клеопатра на самом деле?

Вконтакте

Однокласники


Легенда о красоте

Последняя правительница Египта прославилась в веках как невероятная красавица. 21 год Клеопатра VII Филопатор умудрялась сохранять власть над Египтом, умело манипулируя такими могущественными людьми как Юлий Цезарь и Марк Антоний. По легенде, расположение правителей Римской империи Клеопатра сохраняла исключительно благодаря своей красоте…


Кассий и Плутарх

Через два столетия после правления египетской царицы римский историк Дион Кассий будет описывать ее как женщину невероятной красоты, поражающей в самое сердце. Однако веком ранее греческий философ Плутарх дает Клеопатре несколько другую характеристику: «Красота ее не ослепительна, она не восхищает ни подданных, ни друзей». Кому же верить?


Уродливый аверс

Хотя скульптур с изображением Клеопатры не осталось вовсе, археологи нашли массу монет той эпохи. Царица на них выглядит, прямо скажем, довольно отталкивающе: жесткое, угловатое лицо и нос крючком. Историки, правда, уверены, что и монеты нельзя воспринимать всерьез — на тот момент художники старались больше передать физическое сходство царицы с династией Птолемеев, а не показать подданным умопомрачительную внешность Клеопатры.


Идеалы красоты

Впрочем, любые споры о красоте древней правительницы нужно рассматривать с критической точки зрения. Ведь идеалы внешности значительно отличались в зависимости и от территории, и от времени. Сегодня, к примеру, полную и носатую (судя по массовым изображениям) Афродиту никто бы не стал называть богиней красоты.


Харизматичная правительница

Тот же Плутарх, продолжая описание Клеопатры, несколько раз отмечает: «Каждый диалог с царицей имел неотразимый шарм, ее непревзойденные ораторские способности в сочетании с открытостью, общительностью и характером, что так или иначе оказывали воздействие на собеседника, делали свое дело». Таким образом становится понятно, что Клеопатра была умным и дальновидным политиком, обладающим непревзойденной харизмой.


Легенда от Октавиана

Сегодня историки уверены, что миф о красоте Клеопатры придумал и распространил не кто иной, как сам Октавиан Август. Он не мог признать политической прозорливости и ума царицы Египта, поскольку этот факт принижал достоинства римских правителей и потому говорил, будто Клеопатра завоевала Цезаря, а затем и Марка Антония чисто женской тактикой. Кстати говоря, Октавиан распорядился уничтожить и все изображения Клеопатры.

Кто не слышал о царице Клеопатре. Общеизвестно, что она являлась и является одним из самых известных мировых секс-символов. С античных времён и до наших дней. Однако, интересно, - в жизни Клеопатра отнюдь не была той божественной красавицей, какой её изображали и изображают на картинах, в кинематографе и проч.

Сохранилось несколько её изображений, показывающих реальный облик египетской правительницы (кстати седьмой по счёту с таким именем), последней представительницы эллинистической династии Лагидов.

Например, её бюст из Шершелл в Алжире (античный город Цезарея Мавританская), хранящийся в Берлинском музее Altes и созданный после смерти Клеопатры по случаю брака её дочери от брака с Марком Антонием, Клеопатры Селены, с царем Мавритании Юбой II. Передает внешность Клеопатры в её последние годы. Судите сами:

Ещё один бюст, изображающий предположительно Клеопатру:

Ну и как она Вам? Впрочем ничего удивительного, нос с горбинкой был отличительной чертой представителей династии Лагидов.

Впрочем, античные авторы честно признавали, что внешность знаменитой египтянки далека от совершенства и Клеопатра покоряла сердца мужчин иным способом, нежели красотой своего лика. Вот как описывал её римский историк Плутарх:

Ибо красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие… (Плутарх, «Антоний», 27 ).

Хотя конечно же, она носила в особо торжественных случаях ту самую диадему в древнеегипетском стиле, которая нам известна по многочисленным фильмам. Само собой разумеется, эллинистические правители всячески демонстрировали преемственность своей власти от древних фараонов и подданые их точно также боготворили, хоть и не хоронили в пирамидах.

Давайте лучше посмотрим как образ царицы отразился в произведениях искусства в древности и в наши дни. Понимаю -тема сия неисчерпаема.

Люди Октавиана подбежали к ничего не подозревавшему караулу и раскрыли двери, но нашли Клеопатру уже мертвой (она умерла от укуса змеи, которой нарочно подставила свою руку ). В царском одеянии она лежала на золотой постели.


Пьеро ди Козимо. Клеопатра. 1485-1490 годы.


Джиованни Джампиетрино. Смерть Клеопатры. Около 1520 года.


Микеланджело Буанаротти. Клеопатра. 1533 - 1534 годы.


Массимо Станционе. Клеопатра. 1630 год.


Гвидо Рени. Клеопатра. 1635 - 1640 годы.


Алессандро Турчи. Смерть Клеопатры. 1640 год.


Леонард Керн. Клеопатра. 1652 год.


Якоб Йорданс. Праздник Клеопатры. 1653 год.


Гвидо Кагначчи. Смерть Клеопатры. 1659 год.


Жерар де Лайрессе. Клеопатра. 1680 год.


Ян де Брей. Пир Антония и Клеопатры. 1669 год.


Джованни Баттиста Тьеполо.Пир Клеопатры 1746-1747 годы.