Описание картины сарьян полуденная тишь. Сарьян мартирос сергеевич – галерея произведений (153 изображения)

О жизни армянского живописца в день его рождения корреспонденту Sputnik Армения рассказала его внучка Рузанна Сарьян.

© Sputnik / Асатур Есаянц

Мартирос Сергеевич был седьмым ребенком в семье, активным и шаловливым. Детство Сарьяна прошло в небольшом хуторе в степях Приазовья, на берегу реки Самбек. Его любовь к природе зародилась уже тогда, когда он впервые увидел голубой зонт неба, опрокинутый над степью, луну и звезды, и когда бегал за бабочками в степи, считая их летающими цветами. Эта сказка, которая зарождалась в детстве, потом нашла свое отражение в его раннем творчестве, в акварелях цикла "Сказки и сны".

В семье Сарьянов почитали старших, уважали родителей. В детях воспитывалось уважение к труду и трудовым людям. Эти традиции Сарьян перенес и в свою семью. Он считал, что именно трудом можно преодолевать жизненные проблемы.

Сарьян окончил армяно-русское училище в Новой Нахичевани. Уже в школе он брал уроки рисования у школьного учителя, Бахмутского, любил на уроках географии раскрашивать контурные карты. После окончания он поступил работать в контору по подписке журналов и газет. В свободное от работы время он делал для себя наброски посетителей конторы. Многие уже тогда восторгались его талантом и пророчили ему будущее художника.

Через год старший брат Ованес отправляет 16-летнего Мартироса учиться в Москву. Сарьян поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В семье не все приветствовали это решение, сомневалась даже матушка. Как будет сын зарабатывать себе на хлеб, содержать семью. Ведь та профессия, которую он выбрал, ей не совсем была понятна. Что значит художник?.. Да еще и свободный…

Но Мартирос превзошел все ожидания и стал великим художником, прославив тем самым весь свой род.

© Sputnik / Асатур Есаянц

Муза художника

Спеша помочь своим соотечественникам, бежавшим от погромов из Турецкой Армении, Сарьян едет в Эчмиадзин. То, что он там увидел, повергло его в полное отчаяние. Помощь, которую он привез с собой в виде лекарств и денежных средств, собранных московской армянской общиной, была каплей в море огромного горя. Боясь за душевное здоровье Сарьяна, друзья отправляют его в Тифлис.

В одном из кафе старого Тифлиса, где собиралась армянская интеллигенция и обсуждала вопросы спасения нации, Сарьян встречает ту, которая должна была отныне стать его музой и разделить с ним его судьбу. Это была дочь писателя Газароса Агаяна, Лусик Агаян. Он влюбился в нее с первого взгляда и на всю жизнь. Она стала для него воплощением идеала женской красоты.

Среди художников Сарьян является исключительным примером моногамности. Свою жену он рисовал на протяжении всей жизни — от первых акварелей еще юной Лусик, до портретов и изображений любимой женщины в повседневной жизни. Он писал ее читающей, спящей, хлопочущей по хозяйству, говорящей по телефону и даже стирающей.

Он восхищался ею, боготворил и ценил ее до конца своих дней. В письмах к ней Сарьян из Парижа писал: "ты героиня, другая женщина не смогла бы взвалить на себя всю ответственность за детей и отпустить мужа на длительное время в Париж, даже зная, как это важно для его карьеры".

© Sputnik / Асатур Есаянц

Отец и дети

У Сарьяна было два сына: старший Саркис (Сарик), младший Лазарь (Зарик). В письмах к жене, когда дети были еще маленькими, Сарьян писал: "Не кричи на детей, не наказывай, будь терпеливей с ними. Им надо по утрам делать зарядку, обтирания. Для желудка полезно есть домашний мацони". В том же письме Мартирос Сергеевич пишет рецепт приготовления домашнего мацони.

Сарьян сделал все, чтобы его сыновья получили хорошее образование. Старший, Саркис Сарьян стал известным филологом, изучал литературу эпохи итальянского возрождения. Он окончил аспирантуру в Институте мировой литературы им. М. Горького в Москве и защитил кандидатскую диссертацию.

Младший, Лазарь Сарьян обладал абсолютным слухом, одновременно очень хорошо рисовал и мог стать художником. Когда Лазарь должен был определиться, Сарьян ему посоветовал, "если ты станешь художником, тебя будут все время сравнивать со мной. Тебе будет трудно пробиться в этой области, и это будет очень жестокая для тебя борьба". И так Лазарь выбрал музыку. Вернувшись с фронта, он поступил в Московскую консерваторию и по окончании стал композитором. Однако присущее ему цветовое мышление проявилось и в его музыкальных произведениях, придавая им особое, сарьяновское звучание.

Сарьян-дед

Когда я была ребенком, дедушка давал мне уроки рисования, объяснял пропорции: как писать Арарат, облака, куда дует ветер, как заостряется конец облаков в направлении ветра и т.д.

В нашем доме нельзя было наказывать детей, в особенности кричать на них. Он никогда в жизни не сказал бы ребенку "я занят, иди, поиграй игрушками", даже тогда, когда у него были гости мировой величины. Сарьян был солнцем, вокруг которого вращались мы все.

© Sputnik / Василий Малышев

Дедушка также обладал экстрасенсорными способностями. Когда у меня поднималась температура, он садился у кровати и читал молитву. Затем втыкал нож между паркетинами, и температура, без всяких лекарств, спускалась сама по себе (улыбается Рузанна).

Он заряжался от земли

У нас был большой дом, и за стол садились всей семьей вместе с садовником и персоналом, занимающимся хозяйством.

Сарьян любил работать в саду, словно получал энергию от земли. Его часто можно было видеть с лопатой в руке, вскапывающим землю, или обрезающим садовыми ножницами сухие ветки деревьев.

Однажды из Москвы приехал корреспондент газеты "Правда", чтобы взять интервью у Мартироса Сергеевича. Он заходит во двор и видит человека в халате с метлой в руке. Обращаясь к нему, журналист спрашивает: "служивый, скажите, как пройти к Сарьяну". На что художник ответил: "а вы пройдите в дом, там вам скажут".

Заходит в дом и обращается к бабушке: "вот я приехал из Москвы, хочу взять интервью у Сарьяна". А бабушка отвечает: "так вы приехали брать интервью, прошли мимо Сарьяна и даже не узнали его?" Вот таким скромным был Сарьян.

© Sputnik / Алексей Бушкин

Картина Сарьяна "Армения"

Сарьян — общественный деятель

Сарьян много времени уделял общественной работе. Переехав в Армению в 1921 году, он основал первый Государственный музей Армении, был основателем и первым председателем Комитета охраны памятников, стоял у истоков создания художественного училища и Общества работников изоискусства. На протяжении всей своей жизни он делал все от себя зависящее, чтобы армянская культура возрождалась, развивалась и крепла.
Сарьян очень трепетно относился к историческим памятникам. Его усилиями была спасена церковь святого Зоравора в Ереване, которую старожилы называли "церковью Сарьяна".

Сарьян спас от разрушения также храм Сурб Хач (Святой крест) в Ростове, построенный в 18 веке армянами, выходцами из Ани — древней столицы Армении (ныне территория Турции).

Во время Отечественной войны в церковь попала бомба, и она была разрушена. В 50-е годы власти города решили снести ее и на этом месте построить что-то другое. Сарьяну сообщили об этом земляки, и он, пустив в ход все свои связи и авторитет, смог добиться, чтобы Сурб Хач был внесен в список исторических памятников особого значения. Церковь имела особую ценность для новонахичеванских армян. Ее основной святыней был хачкар (крест-камень), вывезенный их предками из Ани. А во дворе церкви были похоронены армянские поэты Патканян и Налбандян, а также другие выдающиеся представители армянского народа.

© Sputnik / Олег Макаров

Репродукция картины "Церковь Кармравор"

Но церковь необходимо было восстановить. Представьте себе, в 1958 году в Советском союзе добиться решения о реставрации армянской церкви… Это было просто немыслимо. Но Сарьян выступил с инициативой создать на территории храма Музей армяно-русской дружбы и это сработало. Вскоре проект восстановления церкви был заказан уроженцу Новой Нахичевани, архитектору Марку Владимировичу Григоряну.

Сарьян был человеком удивительно добрым и щедрым. Будучи депутатом Верховного совета СССР, он многим помогал получить жилье, поддерживал талантливых молодых людей, хлопотал, чтобы они были приняты в ВУЗ-ы или получили бы возможность продолжить образование в Москве, добивался освобождения для невинно осужденных.

Помогал, поддерживал, делился знаниями и умением. Он отдал всего себя без остатка служению своему народу, своей Армении и воспел ее в полотнах так, что и сегодня многим она открывается через призму сарьяновского гения.

Мартирос Сарьян Martiros Saryan

«Жизнь природы удивительна и загадочна. Зерно прорастает в земле, растет, в положенное время цветет, снова родит зерно и поэтому не умирает. Таков же человек. Он не умирает, так как он – сама природа. Познание этого есть познание бессмертия, возвышающее человека» (Сарьян).

Мартирос Сергеевич Сарьян родился 16 февраля 1880 года в городе Нахичевань-на-Дону в армянской семье. У родителей его был небольшой участок земли на хуторе. Но жили они очень скудно. В семье росло девять детей. В 1887 году семья переехала в Нахичевань, которая в то время была одним из центров армянской культуры, а в 1889 году Мартирос поступил в нахичеванское русское городское училище, окончив которое устроился в городскую контору по подписке на газеты и журналы, увлекся рисованием. Старший брат дал ему деньги на поездку в Москву, где он в 1897 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там он учился под руководством А. Корина, Л. Пастернака, А. Архипова, И. Левитана. Позже его учителями стали В. Серов и К. Коровин. Первые свои работы Сарьян показал на XXIII выставке учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1901 года он постоянно ездил в Армению, откуда всегда привозил много интересных работ. Именно природа Армении дала возможность ему искать новые принципы стиля, свою систему образной выразительности. Сам он позже вспоминал: "Караваны верблюдов с бубенцами, спускающиеся с гор, кочевники с загорелыми лицами, стада овец, коров, буйволов, лошадей, осликов, коз; базары, уличная жизнь пестрой толпы; мусульманские женщины, молчаливые, скользящие в черных покрывалах, в фиолетовых шароварах, в деревянных башмаках, выглядывающие с плоских крыш квадратных домов; большие темные миндалевидные глаза армянок - все это было настоящее, о чем я грезил в детстве. Я почувствовал, что природа - мой дом, мое единственное утешение... Природа многоликая, многоцветная, выкованная крепкой, неведомой рукой,- мой единственный учитель".
В 1904-1905 гг., по впечатлениям, полученным от путешествий по Армении, Мартирос Сарьян создает первый цикл "Сказок и снов" - "Король с дочерью", "У подножия Арарата", "У воды", "Чары солнца", "Озеро фей", "В ущелье Ахуряна" и т. д. Первый цикл "Сказок", выполненный в основном акварелью,- это поэтические диалоги с природой; плавные, поющие ритмы линий и сказочность живописных форм придают этим небольшим работам совершенно особое обаяние. Убежденность в единстве Вселенной, нерушимая связь человека с природой и бессмертие всего живого была заложена в нем изначально и послужила первоисточником его творческих исканий.

Озеро фей

В ущелье Ахуряна

Любовь сказка


У колодца

В 1907 году Сарьян участвовал в выставке "Голубая роза", где вместе с ним экспонировали свои картины П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, Н. Крымов, П. Уткин, а в 1908-1909 годах его произведения появлялись на выставках, организованных журналом "Золотое руно". Многие сюжеты его картин сказочно-фантастичны, символичны, их колорит стилизованно красочен, изысканно-декоративен. Однако постепенно его работы делались более простыми и лапидарными. Большое влияние на молодого Сарьяна оказало творчество французских художников-импрессионистов, Гогена, Матисса, с произведениями которых он знакомился на выставках. В 1910 году Третьяковская галерея приобрела три его картины, которые были созданы во время поездки в Турцию, в Константинополь - "Глицинии", "Фруктовая лавочка в Константинополе", "Улица. Полдень. Константинополь". Как отмечал в это время Александр Бенуа, Сарьян обладал "большой чуткостью к краскам, которые у него особенно приятны, изысканны по природе и в то же время изысканно дики".

Персиянка

Продавец лимонада


Бедуин с верблюдом

Улица. Константинополь, полдень

Финиковая пальма
В 1911-1913 годах Сарьян совершил поездки в Египет и Иран, откуда привез очень интересные, неповторимые по колориту произведения, которые с большим успехом экспонировались на выставках "Мира искусства", Союза русских художников, Московского товарищества художников и др. Большинство работ было выполнено темперой на картоне. Сарьян не добивался иллюзии глубинной перспективы, а почти все свои композиции строил плоскостно. Рисунок у него, как правило, обобщен, главное - сочетание и контрасты локальных пластов цвета. Большинство работ ближневосточного цикла написано в один сеанс, без предварительных эскизов.
Сарьян часто повторял, что "все хорошее получается сразу", и не любил смешивать краски.
Однажды он сказал: "Краски, как и люди, обладают своей неповторимой индивидуальностью, и надо ее уважать. Краски в картине должны быть как солисты в ансамбле, а не как певчие в хоре, которых воспринимают не поодиночке, а группами или даже всех вместе. Что за удовольствие видеть вместо отдельных интересных лиц безликую толпу!"




В Персии


Женщина в маске


Полевые цветы

Цветы Калаки
В 1916 году Сарьян женился на дочери известного армянского писателя, преподавательнице армянской школы Лусик Агаян. Позже сам художник вспоминал: "Между нами не было романа - это была встреча двух людей как бы давно знавших друг друга. Мы никогда не расставались. Даже простившись на время, я чувствовал ее присутствие рядом и знал, что это самый близкий мне человек".
Через год у них родился сын Саркис, который стал историком армянской и итальянской литературы, а в 1920 году появился сын Газарос - в будущем композитор.
Октябрьская революция застала Сарьяна в Тифлисе. В 1919 году он организовал в Ростове-на-Дону армянский краевой музей и Общество художников. А в 1921 году переехал с семьей в Ереван.
Он активно участвовал в работе Общества художников, Общества охраны памятников старины, художественной школы, работал директором Государственного музея Армении. Много сил отдавал общественной работе. В 20-е годы Мартирос Сарьян писал пейзажи, портреты, быт своих земляков. Его картины имели большой успех на выставках не только в Армении и России, но и за границей, например в Венеции и Париже. В 1928 году в Париже проходила персональная выставка Сарьяна. И корреспонденты отмечали, что редко какому художнику выпадал такой успех в Париже. Однако потом, когда картины были отправлены пароходом в обратный путь, почти все они сгорели...


Красная лошадь


Гора Арагац летом

Армения


Портрет поэта


Глициния

Полуденный пейзаж

Ереван

Гора Арагац

Горы Гегама


Караван


Весениий день

Моя семья


Лусик Сарьян
В 1935 году Сарьян написал портрет жены - "Лусик Сарьян. Три возраста", где его любимая женщина воспета им в трех разных временных образах, а в 1942 году создал "Автопортрет. Три возраста". Многих еще успел изобразить Сарьян до своей смерти (5 мая 1972 года). Но пожалуй, самым загадочным является его написанный в 1933 году "Автопортрет с маской". Мариэтта Шагинян очень точно заметила, что назначение маски "не скрыть лицо, а как-то подтвердить, раскрыть его, раскрыть не в национальной и расовой, а в общечеловеческой значимости. Общее и постоянное, как спутник рядом с меняющимся, мгновенным временем. Маска словно придает портретам их вечный, неподвижный эквивалент в текучем времени".


Автопортрет с маской


В самых простых, обыденных сюжетах Сарьян искал "красноречивости" и, как сам признавался, всегда чувствовал себя монументалистом, стремился к максимальному обобщению всех образов. Он иллюстрировал "Армянские сказки", произведения армянских писателей, оформлял многие спектакли, в том числе и оперу "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова в Московском театре имени К. Станиславского. Армянское правительство выделило ему дом с мастерской, его картины экспонировались во многих странах мира.
В 1940 году в журнале "Искусство" появилась статья художника "О моей жизни и работе", которая дает ключ к пониманию его творчества.
Сарьян писал: "Я люблю в живописи свет и цвет, игру светотени. Я не представляю себе живопись без солнечного света, вне обогащающего, создающего бесконечные световые, страшно трудно уловимые переливы. Французские импрессионисты дороги мне за свою любовь к цвету и свету..."
Во время Великой Отечественной войны младший сын художника был на фронте, а сам Мартирос Сарьян писал много портретов и натюрмортов.
Сарьян писал цветы всегда - и в дни грусти, и в дни радости. Работая над натюрмортами с цветами, он неизменно переживал минуты особого вдохновения и, казалось, выверял основную линию своего искусства, стремящегося к свету, к вечности.
Должно быть, именно поэтому цветы Сарьяна в большей степени, чем произведения любого другого жанра, воспринимаются как воплощение никогда не покидавшей его уверенности в победе добра.
"Задавая себе вопрос, был ли я счастлив в жизни, могу ответить вполне определенно - да. Разве не счастье вступить в жизнь из небытия, осознать свое Я, увидеть свет, день, солнце и пользоваться бесчисленными благами, щедро, в изобилии предоставленными матерью-природой человеку. Ощущение жизни - ощущение счастья..."

Его цветы...


Абрикосовое дерево в цвету


Яркие цветы

Полевые маки


Осенние цветы


Жёлтые цветы

Цветы


Розы
В ознаменование Победы художник пишет самый большой из своих натюрмортов


Армянам - бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы

И его натюрморты...


Виноград

Натюрморт


Дары осени


Осенний натюрморт. Зрелые фрукты

В 1960 году, когда отмечалось 80-летие армянского живописца, Илья Эренбург написал: "Сарьян - не локальный художник, его корни в армянской земле, его кисть не знает границ".
В большинстве пейзажей Сарьяна властвует солнечный свет. Он есть не только в хорошо освещенных местах, но и в тени, он объединяет разные пласты цвета и придает всему изображению особый лучезарный тон. Одной из самых известных стала написанная в 50-е годы серия "Моя родина". В таких полотнах, как "Армения", "Лалваре", взгляд как бы восходит к вершинам гор, а в "Сборе хлопка" сначала движется по горизонтали и только потом взмывает ввысь. В "Араратской долине из Двина" пространственные планы словно сменяют один другой. Это желание художника придать нашему видению объемность, объединить в полотне не только разные пространственные, но и временные пласты ощущается и в его портретах.
Сарьян прожил долгий век. За девяносто с лишним лет своей жизни он изведал много мучительно-трудного и несправедливого. Но и в моменты самых тяжких переживаний его никогда не покидала глубочайшая вера в могущество и конечное торжество светлых начал жизни. Умер Сарьян в Ереване 5 мая 1972.


Сбор хлопка в Араратской долине


В ботаническом саду


Армения



Http://allday.ru/index.php?newsid=187215


Памятник Мартиросу Сарьяну в г. Ереване

(1880 – 1972)

Человеческую сущность искусства Мартироса Сарьяна определили два важнейших качества – жизнелюбие и патриотизм. Эти черты до последних дней побуждали его к творчеству, давали энергию и вдохновение.

Пантеистическое чувство преклонения перед природой сформировалось в Сарьяне с ранних лет. Он всегда следовал своему пониманию жизни: никогда не идти наперекор природе. В художнике всегда счастливо сочетались человек от земли и интеллигент, мудрость мыслителя и пылкость поисков молодости.

В особой выразительности художественного языка мастера, в его особом цветовом анализе реальной формы ощутимы не только тенденции новейшей живописи, но и концентрация непосредственных впечатлений от родной земли и отзвуки древних традиций национального искусства.

Цвет для Сарьяна – главное в живописи, его рисунок предельно лаконичен. При помощи цвета он добивался необыкновенной выразительности своих картин, проявляя удивительное мастерство в передаче света, холода и тепла одними только сочетаниями цветовых пятен.

Именно световой контраст для Мартироса Сарьяна означал утверждение власти света. Свет – это первооснова. Его силой определяются рисунок и форма, а главное – звучность цвета. По Сарьяну, чем ярче свет, тем выразительнее «поёт» цвет. Такова концепция сарьяновского реализма, такова сложнейшая художественная задача, которую своим искусством он решил блестяще.

Мартирос Сергеевич Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в Новой Нахичевани близ Ростова-на-Дону в крестьянской семье. Первые художественные навыки получил в Нахичеванском городском училище. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1904) и в мастерской В.А.Серова и К.А.Коровина.

Входил в кружок художников во главе с Павлом Кузнецовым. С 1900 в летние месяцы систематически посещал Северный Кавказ и Закавказье, побывал в Константинополе (1910), путешествовал по Египту (1911) и Персии (1913).

Член содружества художников «Голубая роза» (1907), «Союза русских художников» (1911-1913), «Мир искусства» (1915-1917), «4 искусства» (с 1925).

С 1921 года жил в Эривани-Ереване. В 1921 году организовал Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, став его первым директором. Принимал участие в создании Ереванского художественного училища и Союза армянских художников.

Работал как театральный художник, сотрудничая с Театром оперы и балета им. А.Спендиарова в Ереване, Московским музыкальным театром им. В.И.Немировича-Данченко и другими. Иллюстрировал произведения армянских писателей.

В 1937 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического труда. В Ереване открыт Дом-музей М.Сарьяна.

«Армения была создана Творцом и Сарьяном. Один создал действительную и материальную, другой – живописную и духовную. Все то, что представлял Творец, создавая нашу горную родину, Сарьян создал силой искусства. И сегодня мы имеем 2 Армении: одна - действительная, другая - сарьяновская. И они слиты воедино навечно» (Рузан Сарьян)


Мартирос Сергеевич Сарьян родился 16 февраля (по ст. стилю) близ Ростова-на-Дону в городе Новый Нахичеван в патриархальной армянской семье. Его детство и отрочество прошли вдалеке от города, на одиноком отцовском хуторе. Род Сарьянов, переселившийся, как и многие армянские беженцы, из Ани в Крым, а затем во времена Екатерины II из Крыма на берег Дона, продолжала многодетная семья Саркиса Сарьяна, жившая патриархальной жизнью, размеренно и просто.

В 1895г. он заканчивает городское училище в Нахичеване,а в 1897 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1901г., двадцатилетний студент Мартирос Сарьян, получив от старшего брата Ованеса денежную помощь,в первый раз предпринял путешествие в страну предков. Он объездил Лори и Ширак, побывал в Ани и Эдчмиадзине, Ахпате и Санаине, Ереване и на Севане. Впечатления были столь сильны,что он продолжал ездить сюда и последующие годы.” Я обрел здесь мир своего детства и воочию увидел все то, о чем грезил ребенком” –говорил Сарьян. В поисках впечатленний Сарьян ежегодно путешествует по родственным его душе краям. В 1910 году - Константинополь, в 1911 - Египет, в 1912 - северо-запад Армении, в 1913 - Персия, в 1914 - юг Армении, Гохтан. Мировая война помешала художнику увидеть Индию и Японию. Одно за другим возникают знаменитые полотна Сарьяна - "Улица. Полдень", "Константинопольские собаки", "Натюрморт. Виноград", "Армянка", "Портрет поэта Цатуряна", "Цветы Калаки".

М. Сарьяну было тридцать четыре года, когда началась первая мировая война, которой сопутствовала величайшая трагедия армянского народа - геноцид, угрожавший ему полным физическим уничтожением. В 1915 - 1920 годах Сарьян целиком посвятил себя патриотической деятельности. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы оказать помощь беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году он приезжает в Тифлис, женится на Лусик Агаян, дочери видного армянского писателя Г. Агаяна. Участвует в организации Общества армянских художников. принимает активное участие в создании "Союза армянских художников", в том же году оформляет знаменитую брюсовскую "Антологию армянской поэзии".

В 1917 году Сарьян навсегда приехал на Родину с семьей и самозабвенно взялся за работу. Начиная с 1923 г.художник создает знаменитые циклы картин, которые год спустя с большим успехом демонстрировались на XIV Венецианской биеннале: "Горы", "Армения", "Мой дворик","Арагац","Ереван". В эти же годы он создает герб Советской Армении и занавес первого государственного театра. Родина становится главной и неизменной темой Сарьяна.

Его привязанность к своей земле была столь велика, что, даже уехав осенью 1926 года в Париж, он по-прежнему продолжал воспевать красоту армянской природы. Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле по пути на родину. Но художник, перенесший трагедию войны и резни, сумел пережить и это личное горе. В течение последующих десятилетий искусство Сарьяна шагало в ногу со временем и жизнью страны - он создает огромную галерею картин, воспевающих родную землю,создает прекрасные театральные декорации, панно и книжные иллюстрации. Замечательный поэт красок всегда, и в дни грусти, и в дни радости,писал цветы. Цветы Сарьяна - это особый прекрасный мир. И в последних работах Сарьяна, “Земля” и незаконченная “Сказка”, созданных незадолго до смерти, душа художника – большая,чистая и ясная_открывается миру.Его непоколебимое кредо полностью воплотилось в жизнь.

Исскуство, внушающее человеку добрые чувства и рожденное глубокой верой в его будущее,- такое исскуство не стареет. Оно всегда с человеком, как осанна свету, осанна всему прекрасному на земле.И ныне, когда человечество переживает сложные и тревожные дни, жизнеутверждающее искусство Сарьяна не просто шагает в ногу со временем, оно словно смотрит на нас из грядущего.

"Задавая себе вопрос, был ли я счастлив в жизни, могу ответить вполне определенно - да. Разве не счастье вступить в жизнь из небытия, осознать свое Я, увидеть свет, день, солнце и пользоваться бесчисленными благами, щедро, в изобилии предоставленными матерью-природой человеку. Ощущение жизни - ощущение счастья..." (Мартирос Сарьян).

"Все холсты Сарьяна мне кажутся чудесными цветами, - они цветы земли в широком смысле слова. Цветы - горы, цветы - деревья, цветы добрых лиц". Илларион Голицин.

Среди живописцев Армении исключительное место занимает Мартирос Сарьян. Художник и его картины прославлены далеко за пределами государства. Могучий колорит его живописи впитал в себя горячие краски Армении. Творчество его необыкновенно своеобразно. Его картины - это радостная песня об Армении. Манера Сарьяна никогда не переходит в манерность. Художник непрерывно творит, он - вдохновенный и страстный художник, отдающий до последней капли всего себя любимому делу - живописи.

С именем Сарьяна ассоциируется палящее южное солнце, глубокие синие тени, природа в летнем уборе, щедрое изобилие цветов, фруктов, смуглых, с огромными глазами, как египетские маски, лиц восточных женщин. Все это органично сливается в единый узор на его картинах. Любая картина Сарьяна узнается с первого взгляда. И тем не менее от каждой следующей работы художника веет поразительной свежестью и новизной.

Человек Востока, армянин по происхождению, Сарьян в от современников, увлекавшихся ориентализмом, не останавливается на общих местах, экзотических красотах, а предпочитает подробности, увиденные как бы взглядом изнутри. По тонкому замечанию М. Волошина , такой взгляд порождает действительную галлюцинацию Востока. И в то же время язык этот внятен европейскому, так как он основан на открытиях в живописи начала XX века ярких, чистых красках, лаконичных, обобщенных формах, выразительных мазках.

Родился Сарьян не на своей исторической родине, а в городе на Дону Нахичевани, нынешнем Ростове-На-Дону. Раннее детство прошло на хуторе в степи, на берегу реки Самбек, где его отец, умелый плотник, построил дом для своей многочисленной семьи. Здесь на приволье среди трав и цветов рос веселый, шаловливый мальчик, которому "во сне удавалось схватить луну и спрятать ее за пазухой или как зеркалом пускать ею зайчиков". Так отразилось раннее детство Сарьяна в книге его воспоминаний "Из моей жизни" . В годы зрелости он пытается постичь тайны природы, открытые в детстве. "Земля имеет свою душу. Сердце ее находится в самом сердце человека". " Жизнь природы загадочна и удивительна. Зерно в земле прорастает, растет, в данное ему время цветет, снова рождается зерно и ввиду этого не умирает. Человек таков же. Он не умирает, так как является самой природой".

С самого первого опыта в рисовании Сарьян привык к тому, что его искусство рождает в зрителе прямо противоположные ассоциации - от восторга до гневного неприятия. Художнику надо было быть убежденным мудрецом в душе, чтобы достойно сохранять свою истину. При поддержке брата Ованеса и круга армянской интеллигенции Мартирос отправляется в Москву, где осенью 1897 года поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему и его друзьям: П.Кузнецову , К. Петрову - Водкину , Н. Сапунову , повезло с учителями. Ими стали самые значительные мастера эпохи рубежа веков: К. Коровин , В. Серов , И. Левитан .

Среди своих товарищей Сарьян выделялся чувством цветовой декоративности. Он любит изысканные оттенки: фиолетовые, оранжевые, лиловые, бирюзовые. Их сочетание в переливах мазков напоминает оперение экзотических птиц. В период выставки "Голубая роза" , когда его друзья создавали призрачные гармонии фонтанов, он первым обратился к смутным мечтам о своей первородине, образам затерянного на Востоке рая.
Утонченные акварели и темпера Сарьяна , навеянные впечатлениями от персидских миниатюр, переносят в сказочно - фантастический и в то же время по-детски хрупкий мир. В одной из них, "У гранатового дерева" 1907 г., могучее чудо - дерево расцветает волшебными мазками - перьями, которые проливаются золотым дождем сквозь синеющую крону. Мелькающие в ветвях цветы кажутся птицами, птицы - цветами. Здесь все исполнено превращений, таинственных смыслов. Нежная антилопа и фигура человека словно составляют единое мифическое существо.