Поль Гоген. Гений, не дождавшийся славы. Занятия живописью как хобби. Поль Гоген: ранние годы

Шедевры изобразительного искусства, в частности, являются отражением пути человека, воплощением чувства, которое нельзя описать словами. Возможно, в них таится и более глубокий, фундаментальный смысл. Отыскать его попробовал Поль Гоген, охотник за тайнами и, как его называли, прославленный «создатель мифов».

Поль Гоген был той творческой личностью, которая постигает на лету новое, постоянно занимаясь самообразованием. Но то, что виделось ему, он воспринимал по - своему, подсознательно знакомил со своим художественным миром и комбинировал его с другими частями. Он создавал мир собственных фантазий и мыслей, творил собственную мифологию. Начав как художник - самоучка, Гоген испытал влияние и барбизонской школы, и импрессионистов, и символистов, и отдельных художников, с которыми его сталкивала судьба. Но, овладев необходимыми техническими навыками, он ощущал непреодолимую потребность найти собственный путь в искусстве, который позволил бы ему выразить свои мысли и идеи.

Эжен Анри Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в Париже. Это время пришлось на годы французской революции. В 1851 году, после государственного переворота, семья переехала в Перу, где мальчика очаровала яркая неповторимая красота незнакомой страны. Его отец, либеральный журналист, умер в Панаме, а семья поселилась в Лиме.

До семи лет Поль жил в Перу с матерью. Детские «соприкосновения» с экзотической природой, с яркими национальными костюмами глубоко отложились в его памяти и сказались в постоянной тяге к перемене мест. После возвращения в 1855 году на родину он постоянно твердил, что вернется в «потерянный рай».

Детские годы, проведенные в Лиме и Орлеане, определили судьбу художника. Окончив в 1865 году гимназию, Гоген будучи молодым человеком попадает во французский торговый флот и шесть лет путешествует по миру. В 1870 - 1871 годах будущий художник принимает участие во Франко - прусской войне, в сражениях в Средиземном и Северном морях.

Вернувшись в 1871 году в Париж, Гоген проявляет себя в роли биржевого маклера под руководством своего богатого опекуна Гюстава Арозы. В то время Ароза являлся выдающимся коллекционером французской живописи, в том числе полотен современных ему импрессионистов. Именно Ароза пробудил в Гогене интерес к искусству и поддерживал его.

Заработок Гогена был весьма приличным, и в 1873 году Поль взял в жены датчанку Метте Софи Гад, служившей в Париже гувернанткой. Дом, в который молодожены поселились, Гоген начал украшать картинами, которые покупал, и коллекционированием которых он увлекся не на шутку. Поль был знаком со многими живописцами, но Камиль Писсарро, полагавший, что «можно бросить все! ради искусства» - это тот художник, который оставил самый большой эмоциональный след в его сознании.

Поль начал рисовать и, разумеется, пытался продавать свои творения. По его примеру Арозы, Гоген скупает холсты импрессионистов. В 1876 году выставляет в Салоне собственную картину. Супруга считала это ребячеством, а покупка картин - напрасной тратой денег.

В январе 1882 года рухнул французский фондовый рынок, и банк Гогена лопнул. Гоген окончательно расстался с мыслью найти работу и после мучительных раздумий, в 1883 году он сделал выбор, сказав жене, что живопись осталась единственным, чем он сможет зарабатывать на жизнь. Остолбеневшая и напуганная неожиданной новостью Метте напомнила Полю, что у них пятеро детей, а его картины никто не покупает - все напрасно! Окончательный разрыв с супругой лишил его дома. Живя впроголодь на занятые деньги под будущие гонорары Гоген не отступает. Поль упорно ищет свой путь в искусстве.

В ранних картинах Гогена первой половины 1880 - х годов, выполненных на уровне импрессионистической живописи, нет ничего необычного, ради чего стоило бы бросать даже среднеоплачиваемое место, обстоятельства вынудили его превратить свое хобби в ремесло, которое обеспечило бы его и его семью средствами к жизни.

Мыслил ли себя Гоген в это время живописцем? Копенгагенский «», написанный зимой 1884 - 1885 годов, отмечает важный поворотный момент в судьбе Гогена и является отправной точкой для формирования образа художника, который он будет создавать на протяжении всего творческого пути.

Гоген зафиксировал важный перелом в своей жизни: год назад он ушел с работы, навсегда покончив с карьерой биржевого маклера и существованием почтенного буржуа, поставив себе задачу стать великим художником.

В июне 1886 года Гоген уезжает в Понт - Авен, городок на южном побережье Бретани, где еще сохранились самобытные нравы, обычаи и старинные костюмы. Гоген писал, что Париж - «это пустыня для бедняка. [...] Я отправлюсь в Панаму и буду жить там дикарем. [...] Я возьму с собой кисти и краски и найду новые силы вдали от общества людей».

Не только бедность гнала Гогена прочь от цивилизации. Искатель приключений с мятущейся душой, он всегда стремился узнать, что находится за горизонтом. Вот почему он так любил эксперименты в искусстве. В путешествиях его привлекали экзотические культуры, и он хотел погрузиться в них в поисках новых способов визуального выражения.

Здесь он сближается с М. Дени, Э. Бернаром, Ш. Лавалем, П. Серюзье и Ш. Филиже. Художники с воодушевлением изучали природу, представляющуюся им таинственным мистическим действом. Двумя годами позже группа живописцев - последователей Гогена, объединившаяся вокруг Серюзье, получит название «Наби», что в переводе с еврейского означало «Пророки». В Понт - Авене Гоген пишет картины из жизни крестьян, в которых использует упрощенные контуры и строгую композицию. Новый живописный язык Гогена вызвал оживленные споры в среде художников.

В 1887 году он едет на Мартинику, очаровавшую его полузабытой экзотикой тропиков. Но болотная лихорадка заставила художника вернуться на родину, где он работал и долечивался в Арле. Там же в это время жил его приятель Ван Гог.

Здесь он начинает пробовать с упрощенным «детским» рисунком - без теней, но с очень броскими красками. Гоген стал прибегать к более красочному цвету, накладывать более густыми массами, с большей строгостью компоновать. Это был определяющий опыт, возгласивший о новых завоеваниях. К работам этого периода относят работы «» (1887), «» (1887).

Картины с Мартиники были выставлены в Париже в январе 1888 года. Критик Феликс Фенеон нашел в творчестве Гогена «желчность и варварский характер», хотя признается, что «эти горделивые картины» уже дают понимание о творческом характере художника. Однако, как ни был плодотворен мартиникский период, не он был переломным в творчестве Гогена.

Характерной чертой всех видов творчества Поля Гогена является желание выйти за рамки того менталитета, на основе которого определилось его «европейское» искусство, его стремление обогатить европейскую художественную традицию новыми изобразительными средствами, по - иному позволяющими взглянуть на окружающий мир, которыми проникнуты все творческие искания художника.

В его знаменитой картине «» (1888) заметно развернутое на плоскости изображение делится по вертикали на условные зоны, расположенные, как на средневековых «примитивах» или японских какэмоно, друг перед другом. На натюрморте, вытянутом по вертикали, изображение разворачивается сверху вниз. Подобие средневекового свитка построено вопреки общепринятым приемам выстраивания композиции. На сияющей белезной плоскости - фоне - подобно частоколу, цепочка бокалов разделяет верхний ярус со щенками. Это своего рода единая структура элементов старой японской гравюра японского художника Утагава Куниёси «» и «Натюрморта с луком » Поля Сезанна.

Картина «», своего рода манифестация все той же идеи сопоставления «далекого и разного», для доказательства их родства, что и в «Натюрморте с головой лошади ». Но выражена эта идея уже иным пластическим языком - с полным отказом от всякой натурной иллюзорности и правдоподобия, подчеркнутыми масштабными несоответствиями и одинаковой орнаментально - декоративной трактовкой материала. Здесь можно увидеть сопоставление «разных эпох» живописной культуры - заметно огрублено и упрощенно написанной верхней части картины, наподобие ранних форм «примитивного» искусства, и нижней части, указывающей на завершающий этап его нововременной эволюции.

Испытывая влияние японской гравюры, Гоген отказался от моделировки форм, сделав более выразительными рисунок и колорит. В своих картинах художник стал подчеркивать плоскостный характер живописной поверхности, лишь намекая на пространственные отношения и решительно отказываясь от воздушной перспективы, строя свои композиции как последовательность плоских планов.

Это вылилось в создание синтетического символизма. Выработанный новый стиль его современником и художником Эмилем Бернаром произвел на Гогена сильное впечатление. Воспринятый Гогеном клуазонизм, основой которого являлась система ярких цветовых пятен на полотне, разделенного на несколько плоскостей разного цвета с резкими и причудливыми контурными линиями, он применил в своей композиционной картине «» (1888). Пространство и перспектива из картины исчезли полностью, уступив место цветовому построению поверхности. Цвет Гогена стал смелее, более декоративным и насыщенным.

В письме к Ван Гогу 1888 года Гоген писал, что в его картине и пейзаж, и борьба Иакова с ангелом живут лишь в домыслах молящихся после проповеди. Отсюда возникает и контраст между настоящими людьми и бьющимися фигурами на фоне пейзажа, которые несоразмерны и нереальны. Несомненно, под борющимся Иаковом Гоген подразумевал самого себя, постоянно сражающегося с неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Молящиеся бретонские женщины - безучастные к его судьбе свидетели - статисты. Эпизод борьбы представлен как воображаемая, сновидческая сцена, что соответствует наклонностям самого Иакова, которому во сне представилась лестница с ангелами.

Он создал свое полотно после работы Бернара «», но это еще не означает влияния картины на него, поскольку и общая тенденция творческой эволюции Гогена и некоторые более ранние его работы свидетельствуют о новом видении и воплощении этого видения в живописи.

Бретонские женщины Гогена отнюдь не выглядят святыми, переданы, достаточно конкретно, характеры и типажи. Но в них пробуждается состояние самопогруженности. Белые чепцы с крылатыми шлейфами уподобляют их ангелам. Художник отказался от передачи объема, от линейной перспективы, совершенно по - иному строит композицию. Все подчинено одной цели - передаче определенной мысли.

В двух названиях картины обозначены два различных мира, представленных на холсте. Гоген разграничил эти миры, композиционно разделив их мощным, толстым стволом дерева, наискосок пересекающим все полотно. Введены разные точки зрения: на ближние фигуры художник смотрит немного снизу, на пейзаж - резко сверху. Благодаря этому поверхность земли почти вертикальна, горизонт оказывается где - то за пределами полотна. Не остается никаких воспоминаний о линейной перспективе. Возникает своего рода «ныряющая», направленная сверху вниз «перспектива».

Зимой 1888 года Гоген едет в Арль и работает вместе с Ван Гогом, грезивший о создании братства художников. Совместная работа Гогена с Ван Гогом достигла своего апогея, закончившись размолвкой для обоих художников. После нападения Ван Гога на художника, для Гогена открылся экзистенциальный смысл живописи, что разрушило до основания замкнутую систему выстроенного им клуазонизма.

После вынужденного бегства в гостиницу от Ван Гога, Гоген наслаждался работой с настоящим огнем в парижской гончарной мастерской Шаплена и создал самый пронзительный диалог из жизни Винсента Ван Гога - горшок с лицом Ван Гога и отрезанным ухом вместо ручки, по которому растекаются струи красной поливы. Гоген изобразил себя как художника, преданного проклятию, как жертву творческих мук.

После Арля, где Гоген вопреки желанию Ван Гога отказался оставаться, он из Понт - Авена отправился в Ле Пульдю, где одни за другими появляются его известные полотна с бретонским распятием, а затем ищет себя в Париже, метания по которому заканчиваются отъездом в Океанию из - за прямого конфликта с Европой.

В деревне Ле Пульдю Поль Гоген написал свое живописное полотно «» (1889). Гогену хотелось ощутить, согласно его словам, «дикое, примитивное качество» крестьянской жизни, максимально возможное при уединении. Гоген не копировал природу, а использовал, чтобы с ее помощью рисовать воображаемые образы.

» является наглядным примером его метода: отвергаются и перспектива, и натуралистичное модулирование цветом, из - за чего изображение становится похожим на витражи или японские гравюры, которые вдохновляли Гогена в течение всей его жизни.

Разница между Гогеном до приезда в Арль и Гогеном после нее очевидна на примере трактовки беспритязательного и вполне четкого сюжета «». «» (1888) еще весь пронизан духом эпитафии, а античный бретонский танец, с его подчеркнутой архаичностью, неумелыми и стесненными движениями девочек, отлично ложится абсолютной неподвижностью в основание стилизованной композиции из геометрических фигур. Маленькие бретонки, - это два маленьких чуда, застыли как две статуи на берегу моря. Их Гоген написал уже в следующем, 1889 году. Они напротив, поражают композиционным принципом разомкнутости, несбалансированности, что и наполняет особой жизненной силой эти изваянные из неживого материала фигурки. Два идола, в образе маленьких бретонок, стирают грань между миром реальным и потусторонним, которыми населены последующие полотна Гогена.

В начале 1889 года в Париже в кафе «Вольтер» во время XX Всемирной выставки в Брюсселе Поль Гоген показывает семнадцать своих полотен. Экспозиция работ Гогена и художников его школы, названная критиками «Выставкой импрессионистов и синтетистов», успеха не имела, зато породила термин «синтетизм», объединивший технику клаузонизма и символизма, развивавшийся в направлении, противоположном пуантилизму.

Поля Гогена глубоко волновал образ одинокого, непонятого и страдающего за свои идеалы Христа. В понимании мастера его судьба тесно соприкасается с судьбой творческого человека. По Гогену , художник - это подвижник, святой мученик, а творчество - крестный путь. При этом образ отверженного мастера автобиографичен для Гогена, т.к. самого художника часто не понимали: публика - его произведения, семья - выбранный им путь.

К теме жертвенности и крестного пути художник обращался в картинах, представляющих распятие Христа и снятие его с креста, - «» (1889) и «» (1889). На полотне «» изображено деревянное полихромное «Распятие» работы средневекового мастера. У его подножия склонились и застыли в молитвенных позах три бретонские женщины.

При этом неподвижность и величественность поз придают им сходство с монументальными каменными изваяниями, а израненная фигура распятого Христа с лицом, исполненным скорби, наоборот, выглядит «живой». Доминирующее эмоциональное содержание произведения можно определить как трагически безысходное.

Картина «» развивает тему жертвенности. В ее основе - иконография пьеты. На узком высоком постаменте изображена деревянная скульптурная группа со сценой «Оплакивание Христа» - фрагмент старинного, позеленевшего от времени, средневекового памятника в Низоне. У подножия - печальная бретонка, погруженная в мрачные раздумья и придерживающая рукой черную овечку: символ смерти.

Вновь используется прием «оживления» памятника и превращения живого человека в монумент. Строгие, фронтально стоящие деревянные статуи Жен - Мироносиц, оплакивающих Спасителя, трагичный образ бретонки наделяют полотно поистине средневековым духом.

Гоген исполнил ряд автопортретов - картин, в которых отождествил себя с Мессией. Одной из таких работ является «» (1889). В нем мастер изображает себя как бы в трех видах. В центре - автопортрет, где художник выглядит мрачным и подавленным. Второй раз его черты угадываются в гротескной керамической маске дикаря на заднем плане.

В третьем случае Гоген запечатлен в образе распятого Христа. Произведение отличается символической многоплановостью - художник создает сложный, многозначный образ собственной личности. Он выступает одновременно и грешником - дикарь, звериное начало, и святым - спаситель.

В автопортрете «» (1889) - одном из своих самых трагических произведений - Гоген вновь сопоставляет себя с Христом, охваченным тягостными думами. Согбенная фигура, поникшая голова и бессильно опущенные руки выражают боль и безысходность. Гоген возвышает себя до уровня Спасителя, а Христа представляет как человека, не лишенного нравственных терзаний и сомнений.

Еще более смелым выглядит «» (1889), где мастер представляет себя в образе «синтетистского святого». Это - автопортрет - шарж, гротескная маска. Однако не все так однозначно в этом произведении. Действительно, для группы художников, сплотившихся вокруг Гогена в Ле Пульдю, он был своего рода новым Мессией, идущим по тернистому пути к идеалам подлинного искусства и свободного творчества. За безжизненной маской и наигранным весельем скрываются горечь и боль, поэтому «» воспринимается как образ осмеянного художника или святого.

В 1891 году Гоген пишет большое символическое полотно «» и с помощью друзей подготавливает свое первое путешествие на Таити. Успешная распродажа его картин в феврале 1891 года позволила ему уже в начале апреля отправиться в путь.

9 июня 1891 года Гоген прибыл в Папеэте и с головой погрузился в туземную культуру. На Таити он впервые за долгие годы почувствовал себя счастливым. Со временем он стал поборником прав местного населения и, соответственно, смутьяном в глазах колониальных властей. Что гораздо важнее, он разработал новый стиль, получивший название примитивизм, - плоский, пасторальный, зачастую чрезмерно красочный, простой и непосредственный, абсолютно самобытный.

Теперь же он использует своеобразный поворот тел, характерный для египетских росписей: сочетание прямого фасного разворота плеч с поворотом ног в одну сторону, а головы в противоположную, сочетание, при помощи которого создается определенный музыкальный ритм: «Рынок » (1892); грациозные позы таитянок, погруженных в грезы, переходят от одной цветовой зоны к другой, богатство красочных нюансов создает ощущение разлитой в природе мечты: «» (1892), «» (1894).

Своей жизнью и творчеством он реализовывал проект рая земного. В картине «» (1892) он изобразил таитянскую Еву в позе рельефов боробудурских храмов. Рядом с ней на ветке дерева вместо змеи - фантастическая черная ящерица с красными крыльями. Библейский персонаж предстал в экстравагантном языческом обличье.

На сверкающих красками полотнах, воспевающих прелесть удивительной гармонии с золотым оттенком кожи людей и экзотики первозданной природы, неизменно присутствует тринадцатилетняя спутница жизни Техура, по местным понятиям - жена. Гоген увековечил ее на многих полотнах, в том числе «Та матете » (Рынок), «», «».

Юную, хрупкую фигуру Техуры, над которой витают призраки предков, внушающие таитянам страх, он написал в картине «» (1892). В основе произведения лежали реальные события. Художник отправился в Папеэте и задержался там до вечера. Техура, молодая таитянская жена Гогена, встревожилась, подозревая, что муж опять задержался у продажных женщин. Масло в светильнике закончилось, и Техура лежала в темноте.

В картине лежащая на животе девушка списана с лежащей Техуры, а злой дух, охраняющий мертвых - тупапау, изображен в виде сидящей на заднем плане женщины. Темно - фиолетовый фон картины придает таинственную атмосферу.

Техура была моделью еще нескольких полотен. Так в картине «» (1891), она выступает в облике Мадонны с младенцем на руках, а в полотне «» (1893), она изображена в образе таитянской Евы, в руках которой плод манго заменил яблоко. Упругая линия художника очерчивает сильный торс и плечи девушки, ее приподнятые к вискам глаза, широкие крылья носа и полные губы. Таитянская Ева олицетворяет тягу к «примитивному». Ее красота связана со свободой и близостью природе, со всеми тайнами первобытного мира.

Летом 1893 Гоген сам разрушил свое счастье. Опечаленная Техура отпустила Поля в Париж показать новые работы и получить доставшееся ему небольшое наследство. Гоген начал работать в снятой мастерской. Выставка, где выставил свои новые картины художник, с треском провалилась - публика и критики снова не поняли его.

В 1894 году Гоген возвращается в Понт - Авен, но в ссоре с матросами ломает ногу, в результате чего некоторое время не может работать. Его юная спутница, танцовщица кабаре «Монмартр», оставляет художника в Бретани на больничной койке и бежит в Париж, прихватив имущество мастерской. Чтобы хоть немного заработать на отъезд, немногочисленные друзья Гогена организуют аукцион по продаже его картин. Распродажа оказалась неудачной. Но за это короткое время он успевает создать замечательную серию ксилографий в контрастной манере, в которых изображены таинственные, вызывающие страх таитянские обряды. В 1895 году Гоген покидает Францию, теперь уже навсегда, и уезжает на Таити в Пунаауиа.

Но вернувшись на Таити, его никто не ждал. Бывшая возлюбленная вышла замуж за другого, Поль попытался заменить ее тринадцатилетней Пахурой, которая родила ему двоих детей. Испытывая недостаток в любви, он искал утешения с чудесными моделями.

Подавленный смертью дочери Алин, которая скончалась во Франции от воспаления легких, Гоген впадает в тяжелую депрессию. Мысль о смысле жизни, человеческой судьбе пронизывает религиозно - мистические работы этого времени, отличительной чертой которых становится пластичность классических ритмов. Художнику с каждым месяцем работать становится все труднее. Боль в ногах, приступы лихорадки, головокружение, постепенная потеря зрение лишают Гогена веры в себя, в успех личного творчества. В полном отчаянии и безнадежности Гоген в конце 1890 - х годов пишет одни из своих лучших произведений «Жена короля », «Материнство », «Королева красоты », «Больше никогда », «». Располагая на плоском цветовом фоне почти статичные фигуры, художник творит декоративные красочные панно, где находят свое отражение легенды и поверья маори. В них нищий и голодный художник воплощает свою мечту об идеальном совершенном мире.

Королева красоты. 1896. Бумага, акварель

В конце 1897 года в Пунаауиа, примерно в двух километрах от таитянского порта Папеэте, Гоген приступил к созданию своей самой большой и самой важной картины. Его кошелек был почти пуст, он был ослаблен сифилисом и изнуряющими сердечными приступами.

Большое эпическое полотно «» можно назвать сжатым философским трактатом и одновременно завещанием Гогена. «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? » - эти предельно простые вопросы, написанные Полем Гогеном в углу его гениального таитянского холста, на самом деле являются центральными вопросами религии и философии.

Это чрезвычайно мощная по силе воздействия на зрителя картина. В аллегорических образах Гоген изобразил на ней и беды, поджидающие человека, и стремление к открытию тайн мироустройства, и жажду чувственного наслаждения, и мудрое спокойствие, умиротворение, и, конечно же, неизбежность смертного часа. Путь каждого отдельно взятого человека и путь цивилизации в целом стремился воплотить знаменитый постимпрессионист.

Гоген знал, что его время на исходе. Он полагал, что эта картина будет его последней работой. Дописав ее, он отправился в горы за Папеэте, чтобы совершить самоубийство. Он взял с собой заранее припасенную склянку с мышьяком, вероятно, не зная, как мучительна смерть от этого яда. Он рассчитывал затеряться в горах, прежде чем примет яд, чтобы его труп не был найден, а стал пищей для муравьев.

Однако попытка отравления, принесшая художнику страшные мучения, к счастью, окончилась неудачей. Гоген вернулся в Пунаауиа. И хотя его жизненные силы были на исходе, он решил не сдаваться. Чтобы выжить, он устроился клерком в Управление общественных работ и исследований в Папеэте, где ему платили шесть франков в день.

В 1901 году в поисках еще большего уединения он перебрался на небольшой живописный островок Хива - Оа на далеких Маркизских островах. Там он построил хижину. На дверной деревянной балке хижины Гоген высек надпись «Мезон де жуир» («Дом наслаждений» или «Обитель веселья») и жил с четырнадцатилетней Мари - Роз, параллельно развлекаясь с другими экзотическими красавицами.

Гоген доволен своим «Домом наслаждений» и своей независимостью. «Мне бы только два года здоровья да не слишком много денежных забот, которые меня всегда изводят…» - писал художник.

Но скромная мечта Гогена не пожелала исполниться. Не пристойный образ жизни еще больше подорвал ослабленное здоровье. Сердечные приступы продолжаются, ухудшается зрение и в ноге постоянно присутствует боль, которая не дает уснуть. Чтобы забыть и заглушить боль, Гоген потребляет алкоголь и морфий и подумывает о том, чтобы вернуться во Францию для лечения.

«Занавес» готов опуститься. В последние месяцы не дает покоя Гогену главный полицейский жандарм, обвиняя негра, живущего в долине, в убийстве женщины. Художник защищает негра и противостоит обвинениям, обвиняя жандарма в злоупотреблении властью. Таитянский судья выносит решение трехмесячного заключения Гогена за оскорбление жандарма и штрафу в тысячу франков. Обжаловать приговор можно только в Папеэте, но на поездку у Гогена нет денег.

Измученный физическими страданиями, доведенный до отчаяния отсутствием денег, Гоген не может сконцентрироваться для продолжения работы. Лишь два человека ему близки и верны: протестантский священник Вернье и сосед Тиока.

Сознание Гогена все чаще теряется. Он уже с трудом находит нужные слова, путает день с ночью. Рано утром, 8 мая 1903 года, художника навестил Вернье. Тяжелое состояние художника в это утро длилось недолго. Дождавшись, когда другу станет лучше, Вернье ушел, а в одиннадцать часов Гоген умер, лежащим на кровати. Эжен Анри Поль Гоген был похоронен на католическом кладбище Хива - Оа. Скончавшись от сердечной недостаточности, на работы Гогена практически сразу в Европе вспыхнула безумная мода. Цены на живопись взлетели за облака...

Гоген завоевал свое место на Олимпе искусства ценою своего благополучия и своей жизни. Художник остался чужим собственной семье, парижскому обществу, чужим своей эпохе.

Гоген обладал тяжелым, медлительным, но могучим темпераментом и колоссальной энергией. Только благодаря им он смог в нечеловеческих трудных условиях до самой смерти вести жесточайшую борьбу с жизнью за жизнь. Всю жизнь он провел в непрекращающихся тяжких усилиях, чтобы выжить и сохранить себя как личность. Он пришел слишком поздно и слишком рано, в этом и был трагизм универсального гогеновского гения.

Поль Гоген краткая биография французского художника, графика и гравера изложены в этой статье.

Поль Гоген краткая биография

Талантливый художник родился 7 июня 1848 года в семье политического журналиста в Париже. Семья Поля в 1849 году переехала жить в Перу. Там они планировали остаться навсегда. Но после смерти отца Гогена, они и матерью переехали в Перу. Здесь мальчик жил до 7-него возраста. Потом мать увезла его во Францию. Гоген обучился французскому языку и проявил способности ко многим предметам. Юноша хотел поступать в мореходное училище, но, к сожалению, конкурс не прошел.

Но так загоревшись идеей о море, Поль отправился в кругосветное плавание в должности помощника лоцмана. Вернувшись с кругосветки, он узнал печальную новость – умерла его мать.

В 1872 году Гоген получил должность брокера биржи в Париже. Параллельно занялся фотографией и коллекционированием современной живописи. Именно это хобби подтолкнула его к занятиям художеством.

В 1873 году Гоген делает первые попытки писать пейзажи. Увлекшись импрессионизмом, он берет участие в выставках и завоевывает авторитет. Жениться на датчанке. В браке с ней родилось 5 детей, но в возрасте 35 лет он бросает семью, решив посвятить себя полностью искусству.

В 1887 году Поль решает отдохнуть от цивилизации и отправляется путешествовать в Мартинику и Панаму. Спустя год он возвращается в Париж и вместе с Эмилем Бернаром, своим другом, он выдвигает синтетическую теорию искусства. В ее основе неестественные плоскости, цвета и свет. Написанный картины в стиле новой теории пользовались популярность и художник, продав большое количество своих творений, отправился в Таити. Здесь он приступает к написанию автобиографической новеллы.

В 1893 году Гогена возвращается во Францию. Но новые работы не впечатлили публику, и денег он смог заработать совсем не много. Дабы найти свое вдохновение он опять путешествует к южным морям, продолжая рисовать.

Последние годы художника омрачились тяжелым заболеванием – сифилисом. Душевные терзания мучали его душу, и он пытался совершить самоубийство в 1897 году. Умер Поль Гоген в 1903 году на острове Хива-Оа.

Поль Гоген и его знаковые работы.

В настоящее время француз Поль Гоген (1848–1903) считается одним из самых важных художников движения постимпрессионизма, базирующегося на импрессионизме. Он сделал акцент на абстрактом и символическом содержании. Художник не только был хорошо оценен при жизни, но и после смерти оказал влияние на многих мастеров. Его эксперименты с цветом и символикой в современном искусстве считаются выдающимися. Гоген - противоречивая фигура в искусстве, на что повлияли, в основном, работы с Таити. Часть из них вошли в этот список 10 самых значимых картин мастера.

10 самых известных работ Поля Гогена

Год создания : 1894

В Таити художник переезжает в 1891 году в поисках «спокойствия и искусства». Большую часть оставшейся жизни Гоген проводит именно там. Многие работы вдохновлены жизнью и бытом жителей Таити, как, например, и эта картина, разделенная на три горизонтальных слоя. Верхняя часть преобладает поклоняющимися богине Хине и ритуалами в её честь. Три фигуры в центре, возможно, символизируют цикл рождения, жизни и смерти. Нижний фрагмент изобилует ослепительными и контрастными оттенками, выполненными в постимпрессионистской манере.

Гоген известен работами, в которых мечта и реальность сосуществуют. «Озорная шутка» является ярким примером этого. Две сидящие с красной собакой женщины занимают центральное место в картине. Образы мистичность и заколдованного мира создают женщины на заднем плане, которые поклоняются статуе. Несмотря на то, что работа в свое время не была принята с энтузиазмом, Гоген считал её одним из лучших своих произведений.

В этой работе тоже ощущается влияния визитов в Таити. В картине христианские фигуры Девы Марии и Иисуса превращаются в таитянских мать и дитя. Две другие женщины в стороне, подобно ангелам, поклоняются матери ребенка. «La Orana Maria» была хорошо принята зрителями и критиками.

Картина изображает библейскую сцену, в которой Иаков упорно борется с ангелом. Однако, эта сцена не занимает центральное место в произведении и проявляется через видение женщин, которые только что вышли с проповеди. Диагональный ствол дерева, проходящий через центр, создает визуальное разделение между женщинами и их видением, которое, по утверждению автора, является следствием проповеди.

Картина создана в период стресса автора, связанного со смертью дочери и финансовыми трудностями, и навеяна знаменитой поэмой Эдгара По «Ворон»(1845), которая рассказывает историю о визите говорящей вороны к обезумевшему любовнику, оплакивающему потерю своей любви. Ворон усиливает страдания постоянным повторением слов «Больше никогда». Картина показывает таитянскую девушку в неудобной позе с выражением поэтической печали, возможно, оплакивая чью-то смерть. Тайну, как и в многих других картинах, добавляет одновременное изображение реальности и иллюзий. «Больше никогда» считается самой философской и поэтически богатой работой художника.

Эта композиция изображает традиционно одетую женщину, позади которой фигура в западных одеждах. В феврале 2015 года картина была продана за 300 миллионов долларов. По состоянию на апрель 2016 - это самая высокая цена за произведение искусства.

Наряду с другой картиной под названием «Зеленый Христос», эта работа является одним из первых и наиболее важных произведений символизма. Желтый Христос показывает распятие Христа и молящихся женщин. Символизм наполняет картину, например, работающий на заднем плане человек отражает идею 19-го века уйти от городской жизни, вернуться к более примитивному быту.

Во время своего визита на Таити, художник женился на местной женщине. Возвращаясь поздно ночью домой, молодая жена была сильно испугана, увидев, как фигура Гогена появляется из темноты. Считается, женщина приняла его за одного из легендарных демонов, которые служили причиной бессонных ночей многих местных. Именно этим инцидентом Поль Гоген вдохновлялся в процессе написания. Картина была воспринята холодно и осуждалась феминистками за «расизм и женоненавистничество».

#1 Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?

Год создания : 1897–1898

Самый известный шедевр Поля Гогена и одна из популярнейших картин постимпрессионизма, состоит из трех основных групп, иллюстрирующих вопросы, поставленные в названии. По словам художника, работу стоит изучать справа-налево. Считается, что отчаяние, вызванное смертью дочери в начале 1897, побудило живописца, после завершение картины, совершить попытку самоубийства (неудачную). Гоген считал эту работу своей лучшей картиной и грандиозной кульминацией своих мыслей.

10 самых известных работ Поля Гогена обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Глеб

Вначале своей биографии Поль Гоген был моряком, позже успешным биржевым брокером в Париже. В 1874 году он начал рисовать, вначале по выходным. К 35 годам при поддержке Камиля Писсаро Гоген полностью посвятил себя искусству, оставив свой образ жизни, удалившись от жены и пятерых детей. Установив связь с импрессионистами, Гоген выставлял с ними свои работы с 1879 по 1886 год. В следующем же году он уехал в Панаму и Маритинику. Борясь с «болезнью» цивилизации, Гоген решил жить по принципам первобытного человека. Однако физические болезни заставили его вернуться во Францию. Следующие годы в своей биографии Поль Гоген провел в Париже, Бретани, совершив короткую, но трагическую остановку в Арле вместе с ван Гогом.

В 1888 году Гоген и Эмиль Бернар выдвинули синтетическую теорию искусства (символизм), придавая особое значение плоскостям и отражению света, неприродным цветам в соединении с символическими или примитивными объектами. Картина Гогена «The Yellow Christ» (галерея Олбрайт, Буффало) является характерной работой для того периода. В 1891 Гоген продал 30 полотен, а затем на вырученную сумму отправился на Таити. Там он провел два года, живя бедно, нарисовал некоторые из последних своих работ, а также написал «Noa Noa» – автобиографическую новеллу.

В 1893 году в биографии Гогена состоялось возвращение во Францию. Он представил несколько своих работ. Этим художник возобновил интерес публики, но заработал очень мало денег. Сломленный духом, больной сифилисом, который причинял ему боль уже много лет, Гоген снова переезжает к южным морям, в Океанию. Там были проведены последние годы жизни Гогена, там же он безнадежно, физически страдал. В 1897 году Гоген пытался совершить самоубийство, но не смог. Затем еще пять лет провел в рисовании. Он умер на острове Хива-Оа (Маркизские острова).

Сегодня Гоген считается художником, оказавшим чрезвычайно большое влияние на современное искусство. Он отказался от традиционного западного натурализма, используя природу, как исходную точку к абстрактным фигурам и символам. Он выделял линейные образцы, поразительные цветовые гармонии, которые пропитывали его картины сильным чувством таинственности. За свою биографию Гоген оживил искусство ксилографии, выполнив свободные, дерзкие работы ножом, а также выразительные, не отвечающие нормам формы, сильные контрасты. Кроме того Гоген создал несколько прекрасных литографий, гончарных работ.

В США представлено множество работ Гогена, включая «The Day of the God» (институт искусств, Чикаго), «Ia Orana Maria» (1891, музей Метрополитен), «By the Sea» (1892, национальная галерея, Вашингтон), «Where do we come from? What are we? Where are we going?» (1897, музей художественных искусств, Бостон). Произведение Уильяма Сомерсета Моэма «Луна и грош» (Moon and Sixpence, 1919), построенная на событиях жизни Гогена, много сделала по продвижению легенды художника, которая возникла вскоре после его смерти.

Имя: Поль Гоген (Paul Gauguin)

Возраст: 54 года

Деятельность: живописец, скульптор-керамист, график

Семейное положение: был женат

Поль Гоген: биография

Он был успешным предпринимателем и за несколько лет умудрился сколотить крупное состояние, которого хватило бы для обеспечения всей семьи – жены и пятерых детей. Но в один момент этот человек пришел домой и заявил, что хочет надоевшую финансовую занятость променять на масляные краски, кисти и холст. Таким образом, он покинул биржу и, увлекаясь любимым делом, остался ни с чем.


Сейчас постимпрессионистские полотна Поля Гогена оцениваются не в один миллион долларов. Например, в 2015 году картина художника под названием «Когда свадьба?» (1892), изображающая двух таитянок и живописный тропический ландшафт, была продана на аукционе за $300 млн. Но получилось так, что при жизни талантливый француз, как и его коллега по цеху , так и не удостоился заслуженных признания и славы. Ради искусства Гоген сознательно обрек себя на существование бедного скитальца и променял богатую жизнь на неприкрытую бедность.

Детство и юность

Будущий художник родился в городе любви – столице Франции – 7 июня 1848 года, в то смутное время, когда страну сезанна и пармезана ждали политические потрясения, отражающиеся на жизни всех граждан – от непримечательных торговцев до крупных предпринимателей. Отец Поля, Кловис, – выходец из мелкой буржуазии Орлеана, который трудился либеральным журналистом в местной газете «Насьональ» и скрупулезно освещал хроники государственных дел.


Его супруга Алина Мария была уроженкой солнечного Перу, росла и воспитывалась в знатной семье. Мать Алины и, соответственно, бабушка Гогена, незаконнорожденная дочь дворянина дона Мариано и Флоры Тристан, придерживалась политических идей утопического социализма, стала автором критических эссе и автобиографической книги «Скитания партии». Союз Флоры и ее мужа Андре Чазала закончился печально: горе-возлюбленный напал на супругу и попал в тюрьму за покушение на убийство.

Из-за политических переворотов во Франции Кловис, беспокоясь за безопасность семьи, был вынужден бежать из страны. К тому же власти прикрыли издательство, где он работал, и журналист остался без средств к существованию. Поэтому глава семейства вместе с супругой и маленькими детьми отправился на судне в Перу в 1850 году.


Отец Гогена был преисполнен благих надежд: он мечтал обосноваться в южноамериканском государстве и под эгидой родителей супруги основать собственную газету. Но планам мужчины не удалось сбыться, потому что во время пути Кловис неожиданно скончался от сердечного приступа. Поэтому Алина вернулась на родину вдовой вместе с 18-месячным Гогеном и его 2-летней сестрой Мари.

Поль до семилетнего возраста прожил в древнем южноамериканском государстве, горные живописные окраины которого будоражат воображение любого человека. За юным Гогеном был глаз да глаз: в поместье дяди в Лиме его окружали слуги и медсестры. Поль сохранил яркую память о том периоде детства, он с наслаждением вспоминал безграничные просторы Перу, впечатления от которого преследовали одаренного художника всю оставшуюся жизнь.


Идиллическое детство Гогена в этом тропическом раю внезапно закончилось. Из-за гражданских перуанских конфликтов в 1854 году именитые родственники со стороны матери лишились политической власти и привилегий. В 1855 году Алина вместе с Мари вернулась во Францию, чтобы получить наследство от дяди. Женщина обосновалась в Париже и начала зарабатывать на хлеб портнихой, а Поль остался в Орлеане, где воспитывался дедушкой по отцовской линии. Благодаря упорству и труду в 1861-м родительница Гогена стала владелицей собственной швейной мастерской.

После нескольких местных школ Гогена отправили в престижную католическую школу-интернат (Petit Sеminaire de La Chapelle-Saint-Mesmin). Поль был прилежным учеником, поэтому преуспевал во многих предметах, но в особенности хорошо талантливому юноше давался французский язык.


Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, тот поступил в парижскую военно-морскую подготовительную школу и готовился к поступлению в мореходное училище. Но, к счастью или сожалению, в 1865 году молодой человек провалил экзамены на приемной комиссии, поэтому, не теряя надежды, нанялся на судно лоцманом. Таким образом, молодой Гоген отправился в путешествие по безграничным водным пространствам и за все время объездил множество стран, побывал в Южной Америке, на побережье Средиземного моря, исследовал северные моря.

Пока Поль находился в плавании, его мать скончалась от болезни. Гоген в течение нескольких месяцев пребывал в неведении относительно ужасной трагедии, пока письмо с неприятной новостью от сестры не настигло его на пути в Индию. В завещании Алина рекомендовала отпрыску сделать карьеру, потому что, по ее мнению, Гоген из-за строптивого нрава не сможет в случае беды опереться на друзей или родственников.


Поль не перечил последней воле родительницы и в 1871 году отправился в Париж, дабы начать самостоятельную жизнь. Молодому человеку повезло, поскольку друг матери Гюстав Ароза помог 23-летнему осиротевшему парню выбиться из грязи в князи. Гюстав, биржевый делец, рекомендовал Поля в компании, за счет чего молодой человек получил должность брокера.

Живопись

Талантливый Гоген преуспел в своей профессии, у мужчины начали водиться деньги. За десять лет карьеры он стал почтенным человеком в обществе и сумел обеспечить семью комфортабельной квартирой в центре города. Подобно своему опекуну Гюставу Арозе, Поль стал скупать картины знаменитых импрессионистов, а в свободное время вдохновленный полотнами Гоген начал пробовать свой талант.


В период с 1873 по 1874 годы Поль создал первые яркие пейзажи, в которых отражалась перуанская культура. Одна из дебютных работ молодого художника – «Лесная чаща в Вироффе» – была выставлена в Салоне и получила восторженные отзывы критиков. Вскоре начинающий мастер познакомился с Камилем Писсарро, французским живописцем. Между этими двумя творческими людьми завязались теплые дружеские отношения, Гоген часто заходил в гости к своему наставнику в северно-западном пригороде Парижа – Понтуазе.


Художник, ненавидящий светскую жизнь и любящий уединение, все чаще проводил свободное время за рисованием картин, постепенно брокера начинают воспринимать не как работника крупной компании, а как одаренного художника. Во многом на судьбе Гогена сказалось знакомство с неким , оригинальным представителем импрессионистского движения. Дега поддерживает Поля как морально, так и материально, скупая его экспрессивные полотна.


В поисках вдохновения и отдыха от шумной столицы Франции мастер собрал чемоданчик и отправился в путешествие. Так он бывал в Панаме, жил у Ван Гога в Арле, посещал Бретань. В 1891 году, вспоминая счастливое детство, проведенное на родине матери, Гоген уезжает на Таити – вулканический остров, просторы которого дают волю фантазии. Он любовался коралловыми рифами, густыми джунглями, где произрастают сочные плоды, и лазурными морскими берегами. Поль старался передавать все увиденные природные краски на полотнах, за счет чего творения Гогена получались самобытными и яркими.


Художник наблюдал за происходящим вокруг и подсмотренное чутким художественным взором запечатлевал в своих произведениях. Так, сюжет картины «А, ты ревнуешь?» (1892) предстал перед глазами Гогена в реальности. Только что искупавшиеся две сестры-таитянки легли в непринужденных позах на берег под палящим солнцем. Из девичьего диалога о любви Гоген услышал раздоры: «Как? Ты ревнуешь!». Позже Поль признавался, что это полотно является одним из любимейших его творений.


В том же 1892 году мэтр написал мистическое полотно «Дух мертвых не дремлет», выполненное в мрачных, загадочных фиолетовых тонах. Взору зрителя предстает обнаженная таитянка, лежащая на кровати, а позади нее дух в мрачном одеянии. Дело в том, что однажды в светильнике художника закончилось масло. Он чиркнул спичкой, чтобы осветить пространство, тем самым напугав Техуру. Поль начал размышлять, могла бы эта девушка принять художника не за человека, а за привидение или духа, которых очень боятся таитяне. Эти мистические раздумья Гогена навеяли ему сюжет картины.


Через год мастер пишет другую картину под названием «Женщина, держащая плод». Следуя своей манере, Гоген подписывает этот шедевр вторым, маорийским, названием Euhaereiaoe («Куда [ты] идёшь?»). В этом произведении, как и во всех работах Поля, человек и природа статичны, будто бы сливаются воедино. Первоначально это полотно приобрел российский купец , в настоящее время произведение находится в стенах Государственного Эрмитажа. Помимо прочего, автор «Шьющей женщины» в последние годы жизни написал книгу «НоаНоа», опубликованную в 1901 году.

Личная жизнь

Поль Гоген в 1873 году сделал предложение руки и сердца датчанке Мэтте-Софи Гад, которая ответила согласием и подарила возлюбленному четверых детей: двоих мальчиков и двух девочек. Гоген обожал своего первенца Эмиля, который родился в 1874 году. Многие полотна мастера кистей и красок украшает изображение серьезного мальчика, который, судя по работам, увлекался чтением книг.


К сожалению, семейная жизнь великого импрессиониста не была безоблачной. Картины мэтра не продавались и не приносили былого дохода, а супруга художника не придерживалась мнения, что с милым рай и в шалаше. Из-за бедственного положения Поля, который еле сводил концы с концами, между супругами часто возникали ссоры и конфликты. После приезда на Таити Гоген взял в жены молодую местную красавицу.

Смерть

Пока Гоген находился в Папеэте, он работал весьма продуктивно и умудрился написать около восьмидесяти полотен, которые считаются лучшими в его послужном списке. Но судьба готовила талантливому мужчине новые препятствия. Гоген не сумел удостоиться признания и славы в кругу почитателей творчества, поэтому окунулся в депрессию.


Из-за черной полосы, которая настала в его жизни, Поль не раз предпринимал попытки самоубийства. Душевное состояние художника породило угнетение здоровья, автор «Бретонской деревни под снегом» заболел проказой. Великий мастер скончался на острове 9 мая 1903 года в возрасте 54 лет.


К сожалению, как часто это и бывает, слава пришла к Гогену только после смерти: через три года после кончины мэтра его полотна выставили в Париже на всеобщее обозрение. В память о Поле в 1986 году был снят фильм «Волк на пороге», где роль художника исполнил знаменитый актер Голливуда . Также британский прозаик написал биографическое произведение «Луна и грош», где прототипом главного героя стал Поль Гоген.

Произведения

  • 1880 – «Шьющая женщина»
  • 1888 – «Видение после проповеди»
  • 1888 – «Кафе в Арле»
  • 1889 – «Жёлтый Христос»
  • 1891 – «Женщина с цветком»
  • 1892 – «Дух мёртвых не дремлет»
  • 1892 – «А, ты ревнуешь?»
  • 1893 – «Женщина, держащая плод»
  • 1893 – «Её звали Вайраумати»
  • 1894 – «Забава злого духа»
  • 1897–1898 – «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
  • 1897 – «Больше никогда»»
  • 1899 – «Сбор плодов»
  • 1902 – «Натюрморт с попугаями»