Алексей толстой писатель личность черты характера. Практически немедленно Толстой оказался в личных друзьях Сталина и стал желанным гостем на высоких приемах. Его сделали членом Академии наук, также он числился депутатом Верховного Совета Советского Союза

Биография и эпизоды жизни Алексея Толстого. Когда родился и умер Алексей Толстой, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя и драматурга, фото и видео.

Годы жизни Алексея Толстого:

родился 29 декабря 1882, умер 23 февраля 1945

Эпитафия

«Теперь я мертв. Я стал строками книги
В твоих руках…
И сняты с плеч твоих любви вериги,
Но жгуч мой прах.
Меня отныне можно в час тревоги
Перелистать,
Но сохранят всегда твои дороги
Мою печать».
Из стихотворения М. Волошина, друга А. Толстого

Биография

Алексей Николаевич Толстой наравне с Горьким был в советское время «каноничным», «правильным» писателем. Для этого хватило бы и его монументального труда «Хождение по мукам», прославлявшего революцию. А ведь были и другие, был «Хлеб» — хвалебная ода Сталину. Были государственные премии, чествования и награды. И вместе с тем было ещё кое-что, что никак не вписывается в этот портрет: дворянское происхождение, годы жизни в эмиграции, детские сказки и эталонные для советской фантастики книги…

Своего отца, графа Николая Александровича Толстого, Алексей не знал: ещё до его рождения мать ушла к другому. Первые стихи Толстой начал печатать в 23 года, прозу - несколькими годами позднее. Уже в первых работах Алексея Толстого проявился его очевидный литературный талант, который впоследствии признавали даже те, кто был не согласен с выбранной автором линией. За свой творческий путь Толстой успел поработать во множестве жанров, он писал бытовые зарисовки, вёл военную хронику, создавал научно-фантастические романы, обрабатывал сказки, готовил киносценарии. Он был и необыкновенно плодовитым автором: собрание сочинений Толстого уложилось в 15 томов.

Толстой любил театр: он писал пьесы и сам сыграл в нескольких спектаклях. Возможно, это объясняет странную двойственность, которая была в этом писателе. Ведь он был графом - и ярым коммунистом; детским сказочником - и ярым пропагандистом режима; эмигрантом - и патриотом, долгие годы жившим и работавшим на своей подмосковной даче. Сегодня уже трудно сказать, какой из этих Толстых был «настоящим». Трудно сказать и то, знал ли Алексей Николаевич об этом сам.

Алексей Николаевич Толстой скончался от рака лёгких. По свидетельствам биографов, его сильно подкосила работа в комиссии по расследованию злодеяний нацистов. После тяжёлых картин, которые он был вынужден видеть, Толстой заболел и уже не оправился. Его погребение было обставлено очень торжественно, а день похорон объявлен национальным трауром.

Линия жизни

29 декабря 1882 г. Дата рождения Алексея Николаевича Толстого.
1905 г. Поездка на Урал на практику от института.
1916 г. Поездка во Францию и Англию в качестве военного корреспондента.
1918-1923 гг. Жизнь в эмиграции в Турции, Германии, Франции.
1922-1941 г. Создание трилогии «Хождение по мукам».
1922-1923 гг. Создание романа «Аэлита».
1925-1927 гг. Создание романа «Гиперболоид инженера Гарина».
1932 г. Поездка в Германию и Италию.
1935 г. Поездки в Великобританию, Германию, Францию, Чехословакию.
1936-1938 гг. Руководство Союзом писателей СССР.
1937 г. Поездки в Англию, Испанию, Францию.
1939 г. Звание академика АН СССР.
23 февраля 1945 г. Дата смерти Алексея Толстого.

Памятные места

1. Николаевск (ныне - Пугачёв, Самарская обл.), где родился Алексей Николаевич Толстой.
2. Сызрань, где А. Толстой жил в 1897-1898 гг.
3. Петербургский технологический институт (ныне - Технический университет), где учился А. Толстой.
4. Дом № 35 по Таврической ул. в Санкт-Петербурге (доходный дом Дернова), где А. Толстой жил в 907-1910 гг.
5. Дом № 147 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге (доходный дом Круглова), где писатель жил в 1910-1912 гг.
6. Дом № 3 по наб. Ждановки в Санкт-Петербурге, где Толстой жил в 1928-1930 гг.
7. Дом № 8 по Московской улице в Пушкине (ранее - Детское Село), где писатель жил в 1928-1930 гг.
8. Дом № 6 по Церковной (ранее - Пролетарской) ул. в Пушкине (Дом творчества писателей), где А. Толстой жил в 1930-1938 гг.
9. Барвиха, где Толстой жил на своей даче с 1940-х гг.
10. Новодевичье кладбище в Москве, где похоронен Алексей Толстой.
11. Музей-усадьба А. Н. Толстого в Самаре.

Эпизоды жизни

Некоторые историки сомневаются в подлинности «графского» происхождения Толстого. Известно, что его мать уже ждала ребёнка, когда ушла от мужа к будущему отчиму Толстого, фамилию которого он носил до 17 лет.

Алексей Николаевич Толстой был удостоен трёх Сталинских премий первой степени, последней - посмертно.

Толстой был четырежды женат и имел четырёх родных детей от разных жён.


Документальный фильм «Красный граф Алексей Толстой»

Заветы

«Не смерть страшна, — сознание бесплодно прожитой жизни томит нас тоской».

«Только дураки да и те, кто не знает, что такое борьба и победа, видят повсюду случай».

«Должно быть, когда у человека есть все, — тогда он по-настоящему и несчастлив».

Соболезнования

«Пожалуй, ни у одного из наших современных писателей нет такого органического чувства русского языка, как у Толстого. Он владеет этим великолепным языком так же легко, как люди владеют своими пальцами, своим голосом. Толстой изучал этот язык там, где его только и можно изучить, - у самого народа, у самых богатых истоков этого языка».
Константин Паустовский, писатель

«Очень талантливы глаза его. Они - какие-то цепкие приборы, неводы, в которые не попадает крупное, но от которых зато не ускользает самая мелкая и, однако, интересная добыча. То, что он заметит и отметит, никого другого не остановило бы. Он незаменим».
Юрий Айхенвальд, поэт и переводчик

С чего начинается для нас Алексей Николаевич Толстой? Для большинства, наверное, с «Золотого ключика» и «Трёх толстяков». Но так получилось, что для меня он начался с «Аэлиты»…

Нет, в детстве я, конечно, читала сказки Толстого и смотрела снятые по ним фильмы, но именно «Аэлита» задела меня до глубины души и заставила переживать… И как бы дала ответ на вопрос – есть ли жизнь на Марсе…

Алексей Толстой родился 10 января в Николаевске Саратовской губернии. Мать мальчика – Александра Леонтьевна, в девичестве Тургенева, была довольно известной . И приходилась двоюродной внучкой декабристу Николаю Тургеневу.

Официальным отцом Алексея был граф Николай Александрович Толстой, офицер лейб-гвардии гусарского полка, богатый самарский помещик, хотя существует версия, что биологическим отцом мальчика являлся его отчим Алексей Аполлонович Бостром.

Дело в том, что Александра ушла от мужа к любимому человеку, будучи беременной и стала его гражданской женой.

Обвенчаться и стать официальными супругами им мешал церковный брак. Да и общественное мнение было на стороне графа. Это и немудрено, ведь именно с Николаем Александровичем остались трое их детей.

Живя с Бостромом, Александра Леонтьевна стала выпускать свои произведения под псевдонимом Александра Бостром. Её роман «Неугомонное сердце», повесть «Захолустье», книги для детей были популярны и охотно приобретались читателями.

Детские годы Алёши Толстого прошли в имении отчима на хуторе Сосновка недалеко от Самары.

Семья жила дружно, и Толстой рос счастливым ребёнком, что и сформировало его неунывающий . Мать сумела привить младшему сыну не только любовь к чтению, но и к сочинительству.

Начальное образование мальчик получал дома, занимаясь с приглашённым учителем. Затем, когда семья в 1897 году переехала в Самару, Алексей поступил в реальное училище, которое окончил в 1901году.

Для продолжения образования Алексей Толстой переехал в Петербург и поступил в Технологический институт на отделение механики.

В это же время, зачитываясь Надсоном и Некрасовым, юноша начал писать подражательные стихи. В 1907 году вышел первый сборник его стихов «Лирика», о котором впоследствии Толстой старался не упоминать.

В 1907 году, отказавшись от защиты диплома, Алексей оставил институт, решив стать писателем. Печатал стихи и прозу. Занимался он так же живописью.

Наконец, он начал писать рассказы о мире разоряющихся и чудящих помещиков. Именно эти рассказы и повести из так называемого «заволжского» цикла, а так же роман «Чудаки» и «Хромой барин» принесли ему первую известность.

Герои этих произведений Толстого, нарисованные с юмором и лёгкой иронией, вызывают то презрение, то сожаление, то сочувствие читателя.

Приняла творчество писателя довольно благосклонно, хотя и обвиняла его в «легкомыслии».

Во время Первой мировой войны Алексей Толстой был военным корреспондентом. Февральскую революцию писатель приветствовал и сотрудничал с временным правительством, будучи назначенным «комиссаром по регистрации печати». Но октябрь 1917 года уже не вызвал у Алексея Толстого энтузиазма.

В июле 1918 года Толстой выехал сначала на Украину.

В Одессе он написал повесть «Граф Калиостро» об оживлении старинного портрета и комедию «Любовь – книга золотая». Затем в 1919 году вместе с семьёй эвакуировался из Одессы в Стамбул, а потом в Париж.

Всё это время Алексей Толстой продолжал писать. Из-под его пера вышла ностальгическая повесть «Детство Никиты», и известный роман «Хождение по мукам», который стал первой частью трилогии.

В Париже Толстой не прижился и спустя 2 года, в октябре 1921 года переехал в Берлин. Однако и в Германии писатель не чувствовал себя счастливым и писал о своей неустроенности И. А. Бунину: «Жизнь здесь приблизительно как в Харькове при гетмане, марка падает, цены растут, товары прячутся.

Не сошёлся Алексей Толстой и с русскими эмигрантами. За сотрудничество в газете «Накануне» его исключили из эмигрантского Союза русских писателей и журналистов. Против его исключения голосовали только А.И. Куприн и И.А. Бунин.

Алексей Толстой всё сильнее тосковал о Родине и в августе 1923 года он навсегда вернулся в Россию, ставшую СССР.

Довольно занимателен сюжет этого первого советского научно-фантастического романа, в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, которая принесла одни беды.

Второй фантастический роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» так же заканчивается крахом иллюзий главных героев.

Толстой интересовался так же историей России и написал немало исторических вещей. Это и рассказы, и повести, и романы. Такие, как «День Петра», «Наваждение», «Граф Калиостро, «Повесть смутного времени» роман «Антихрист, «Пётр Первый»…

Конечно, книги о допетровской и петровской эпохе нельзя назвать документальными. В них много художественного вымысла. Отсталость, нищета и темнота допетровской Руси, преувеличены, скорее всего, по объективным причинам.. Не стоит забывать, что писатель жил и творил под неусыпно бдящим оком сталинизма.

Плутовской роман «Похождения Невзорова, или Ибикус», написанный Толстым в начале 30-х годов, по мнению критиков и исследователей, большое влияние оказал на И. Ильфа и Е. Петрова.

А на меня в своё время произвела большое впечатление повесть «Гадюка», которую относят к «антинэповским» произведениям. Но скорее всего писатель просто хотел показать, что герои Гражданской войны далеко не всегда вписывались в послевоенное время, когда огромное количество людей просто хотели покоя и благополучия и стремились к этому не всегда достойными способами.

Вторая книга трилогии «Хождения по мукам» уже не несла в себе антиреволюционных мотивов, зато содержала много авантюризма, приключений и смешивала реально существовавших героев с вымышленными. Но книга всё равно осталась интересной.

Алексей Толстой в силу свойств своего характера не пытался бороться с официальной идеологией, он плыл по течению. Творчество было для него важнее политики и этого не могли простить ему те, кто остался в эмиграции. На него сыпались бесконечные проклятия.

А советская власть наоборот всячески обласкивала своего графа. Сам И.В. Сталин записал его в личные друзья, Алексей Толстой присутствовал на всех пышных кремлёвских приёмах, получал многочисленные награды, премии, был избран депутатом Верховного Совета СССР, действительным членом Академии Наук. Получил он от правительства поместье в Детском Селе и в Барвихе с богато обставленными комнатами, два автомобиля с личным шофёром

В душе, судя по всему Толстой не принял социалистический строй, но смирился с неизбежным и предпочёл приспособиться к реальности.

По заказу властей Толстым была написана в 1930 годы повесть «Хлеб (Оборона Царицына)», где превозносилась роль Сталина, а 1937 году вышла ещё одна книга, полностью основанная на сталинских мифах о Гражданской войне.

Но большой талант Алексея Толстого делал книги, выходящие из-под его пера привлекательными для массового читателя.

К счастью он писал не только о «подвигах» Сталина. Вот, например, книга «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является удачной переделкой сказки итальянского писателя XIX века. Коллоди «Пиноккио», вошла в золотой фонд мировой детской литературы.

Личность Алексея Толстого так же, как и его творчество, по словам современников, была довольно противоречивой.

Например, Толстой нередко жаловался на нужду, хотя при советской власти катался, как сыр в масле. Любил устраивать по-барски пышные приёмы.

Но в тоже время он был великим тружеником и работал ежедневно.

Не раз просил власть за опальных и арестованных знакомых.

Был он человеком любвеобильным, любил женщин, детей. Был женат четыре раза.

Наверное, самой известной из его жён является Н. В. Крандиевская, которая вместе со своей сестрой в какой-то мере стали прототипами героинь «Хождения по мукам».

В 1941году А.Н.Толстой получил Сталинскую премию первой степени за 1-2 части романа «Пётр I».

В 1943 году Сталинская премия первой степени за роман «Хождение по мукам» Эту премию писатель отдал в Фонд обороны на строительство танка «Грозный».

В 1946 году он получил уже посмертно Сталинскую премию первой степени за пьесу «Иван Грозный».

В 1941 году А.Н Толстой закончил третью книгу своего романа «Хождение по мукам». Ему было 58 лет.
В годы Великой Отечественной войны Алексей Толстой писал обращения, очерки, статьи о военных операциях и героях. Самым известным произведением писателя о войне считается очерк «Родина» и рассказ «Русский характер».

Последние годы А.Н. Толстой жил на даче в Барвихе, здесь же он написал свои военные рассказы: «Мать и дочь», «Катя», «Рассказы Ивана Сударева».

Скончался Алексей Николаевич Толстой 23 февраля 1945 года в Барвихинском санатории. Похоронен писатель в Москве на Новодевичьем кладбище.

А нам осталось, можно сказать, необозримое творчество Алексея Толстого. В его рассказах, романах, пьесах, сказках, стихах каждый может найти не только захватывающе интересное, но и близкое себе по духу, по состоянию души.

В 2015 году к 130-летию со дня рождения писателя Алексея Николаевича Толстого, в Самаре установлена скульптурная композиция «Буратино».

Родился Алексей Николаевич Толстой 10 января 1883 года (29 декабря 1882 г. – по старому стилю) в семье Николая Александровича Толстого и Александры Леонтьевны Тургеневой. Правда, во всех биографиях Толстого отмечается, что воспитанием мальчика занимался не родной отец, а отчим – Бостром Алексей Аполлонович, за которого мать Алексея Толстого вышла замуж. На хуторе Сосновка, который принадлежал отчиму, и прошло детство будущего писателя. Образованием мальчика занимался приглашенный учитель.

В 1897 г. семья Алексея Толстого переехала в Самару. Там юноша поступил в училище, а по его окончанию в 1901 г. уехал в Петербург, чтобы продолжить образование в Технологическом институте.

Начало литературной деятельности

В 1907 г., незадолго до защиты диплома, Алексей внезапно принимает решение бросить институт, чтобы заняться литературой. Пробу пера в 1905 году, когда Толстой опубликовал несколько своих стихотворений в провинциальной газете, он посчитал большой удачей, поэтому решение бросить институт далось будущему писателю сравнительно легко. В том же 1907 году Толстой издал сборник стихотворений «Лирика», а в 1908 году журнал «Нева» опубликовал и прозу начинающего писателя Толстого – рассказ «Старая башня».

В 1908 г. выходит его вторая книга стихов «За синими реками». Уже в Москве, куда в 1912 г. переехал писатель, он начал сотрудничество с «Русскими ведомостями», где печатал свою прозу малого жанра (в основном, рассказы и очерки) на постоянной основе.

Когда началась Первая Мировая война, Толстой принял решение отправиться на фронт военным корреспондентом. В качестве журналиста во время войны писатель побывал в Англии и Франции.

Годы эмиграции

Февральская революция вызвала у Толстого живой интерес к вопросам российской государственности. Это событие стало своеобразным толчком, после которого писатель серьезно занялся изучением петровской эпохи. Он долгое время проводил за изучением исторических архивов, изучая историю Петра Первого и живо интересуясь судьбами людей из его ближайшего окружения. А вот Октябрьский большевистский переворот Алексей Николаевич воспринял весьма негативно.

В 1918 году в его прозе появляются исторические мотивы. Он пишет рассказы «День Петра» и «Наваждение». Даже в краткой биографии Алексея Николаевича Толстого стоит упомянуть, что впоследствии это увлечение временем Петра Великого, все знания, полученные об этой великой эпохе перемен, выльются в замечательный исторический роман «Петр Первый».

В следующие два года свет увидели еще три книги автора: фантастический по содержанию роман «Аэлита», повесть «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью». К жанру фантастики автор также вернулся в книге «Гиперболоид инженера Гарина».

Но настоящим бестселлером стала книга «Золотой ключик», которая рассказывала об увлекательных приключениях деревянного мальчика Буратино (ее рекомендуют для внеклассного чтения ученикам 5 класса, но сказка наверняка подойдет и для начальной школы). Сказочная повесть была написана по мотивам книги «Пиноккио» итальянского автора Карло Коллоди. Находясь в эмиграции, Толстой начал работать над трилогией «Хождение по мукам», которая станет самым важным произведением в жизни писателя.

Возвращение в СССР

После эмиграции старые друзья отвернулись от Толстого, но в Берлине, в 1922 г. он приобрел нового друга – Максима Горького , с которым познакомился, когда последний приезжал в Германию. Год спустя, в 1923 г. Алексей Николаевич принял решение вернуться на Родину. Здесь он продолжил работу над трилогией «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое небо»). Тематически к трилогии примыкает и повесть «Хлеб», написанная в 1937 году, которую считают самым неудачным произведением. В нем он исказил историческую истину, лживо описал личность Сталина и события кровавого и голодного времени. Из-за этой лицемерной пропаганды не могли не пострадать историческая правда, нравственные традиции и само творчество писателя.

Толстой как гражданин и Толстой как художник – это два разных человека. Конечно же, он видел, как гибнут от сталинских репрессий его знакомые и друзья, но ни разу ни одному не оказал никакой помощи, хотя был близок к Сталину и обласкан властью. Он попросту игнорировал просьбы о помощи.

Другие варианты биографии

  • Алексей Толстой считал для себя важным коллекционирование марок. Он был заядлым филателистом.
  • Писатель был женат четыре раза, и все четыре раза вступал в брак по большой любви.
  • С изображением Алексея Николаевича Толстого была выпущена серия, дорогих его сердцу, марок.
  • Писателя всю жизнь презирала

Фамилия Толстой в нашем представлении тесно связывается с литературным творчеством, и это неслучайно. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носивших ее: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстой. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Все они являются представителями большой дворянской ветви. Татьяна Толстая, современная писательница, кстати, тоже относится к этому роду. Хотя наиболее известным из представителем этой дворянской ветви является, безусловно, Лев Николаевич, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с творчеством Алексея Константиновича. Произведения Алексея Николаевича Толстого также заслуживают пристального внимания. Однако это уже тема совсем другой статьи. Так, например, создал тезка интересующего нас поэта и писателя Алексей Толстой произведения для детей, которые и по сей день очень популярны и увлекательны.

Биография Толстого Алексея Константиновича

Алексей Константинович Толстой (годы жизни - 1817-1875) - поэт, писатель, драматург. Он родился в Петербурге. Происходил из рода Разумовских по материнской линии (прадед его - последний гетман Малороссии а дед, А. К. Разумовский - министр народного просвещения при царе Александре I). Отец будущего писателя - граф К. П. Толстой, с которым мать сразу же после рождения мальчика рассталась. Воспитывался Алексей Константинович под руководством своей родительницы и ее брата - А. А. Перовского, писателя, поощрявшего поэтические опыты юного Толстого.

В 1834 году он был принят на службу в Министерство иностранных дел, в Московский архив. После этого был на дипломатической службе. Толстой Алексей, произведения которого мы представим вам ниже, получил в 1843 году звание камер-юнкера.

Фантастические повести и романтическая проза

В конце 1830-х - начале 1840-х годов он создал фантастические повести, тяготеющие к готическому роману, а также романтическую прозу: "Встреча через триста лет", "Семья вурдалака". Первое его опубликованное произведение - это написанная в 1841 году повесть "Упырь", созданная под псевдонимом Краснорогский. Также в 1840-е годы Алексей Константинович приступил к работе над историческим романом под названием (окончен в 1861 году), в это же время был создан целый ряд лирических баллад и стихов, вышедших несколько позже (в 1850-60-е годы). Приобрели большую популярность многие произведения Алексея Толстого. Список их следующий: "Курган", "Колокольчики мои", "Князь Михайло Репнин", а также "Василий Шибанов" и др.

Сотрудничество в "Современнике"

В начале 1850-х годов произошло сближение Толстого с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым и другими писателями. Начиная с 1854 года в "Современнике" печатаются его литературные пародии и стихи. В соавторстве с В. М. и А. М. Жемчужниковыми (своими двоюродными братьями) в отделе этого журнала "Литературный ералаш" были опубликованы под псевдонимом Козьма Прутков сатирико-пародийные произведения. Творчество этого вымышленного автора стало зеркалом отживающих в литературе явлений и одновременно создавало сатирическую картину бюрократа, претендующего на то, чтобы быть законодателем художественного вкуса.

Толстой Алексей, произведения которого к тому времени были уже многочисленны, отойдя от участия в "Современнике", с 1857 года начал печататься в "Русской беседе", а позднее, в 1860-70-х годах - в основном в "Вестнике Европы", а также "Русском вестнике". В это время он отстаивал принципы так называемого "чистого искусства", то есть независимого от любых политических идей, в том числе "прогрессивных".

В 1861 году Толстой Алексей Константинович, произведения которого рассматриваются в этой статье, наконец, увольняется со службы, очень тяготившей его, и полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

В 1862 году была опубликована его поэма "Дон Жуан", в следующем - "Князь Серебряный" (роман). В 1866 году на свет выходит первая часть большого творения - исторической трилогии "Смерть Иоанна Грозного", через два года - вторая - "Царь Федор Иоаннович", а в 1870 году - заключительная - "Царь Борис".

Лирическое наследие

Отвечая на вопрос о том, какие произведения написал Алексей Толстой, нельзя не отметить и его лирику. В 1867 году появляется первый поэтический сборник этого автора. В последние десять лет жизни им были написаны баллады (1868 год - "Змей Тугарин", 1869 - "Песня о Гаральде и Ярославне", 1870 - "Роман Галицкий", 1871 - "Илья Муромец" и др.). Возникли также политические сатиры в стихах ("История государства Российского...", опубликованная в 1883 году, "Сон Попова" - в 1882 и др.), лирические стихи и поэмы (1874 год - "Портрет", 1875 - "Дракон").

Общая характеристика творчества

Творчество Алексея Константиновича проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, неприятие царской тирании - эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам. Идеалом устройства страны, соответствующим русскому национальному характеру, Алексей Константинович считал древний Новгород и Киевскую Русь. Уклад жизни Руси того времени представлялся ему следующим: высокий уровень развития различных искусств, важное значение такого культурного слоя, как аристократия, уважение князя к свободе и личному достоинству граждан, простота нравов, многообразие и широта международных связей, в особенности с Европой.

Баллады

Изображающие образы Древней Руси баллады пронизаны лиризмом, они отражают страстную мечту их создателя о духовной независимости, а также восхищение героическими цельными натурами, которые изобразил в народной эпической поэзии Алексей Толстой. Произведения, список которых вам предлагается ("Сватовство", "Илья Муромец", "Канут", "Алеша Попович" и другие баллады) отмечены тем, что образы легендарных героев в них, сюжеты исторических событий иллюстрируют авторскую мысль, воплощают его идеалы (к примеру, князь Владимир Киевский). Они по своим художественным средствам близки некоторым другим лирическим стихотворениям Алексея Константиновича ("Край ты мой...", "Коль любить, так без рассудку", "Благовест" и др.).

Баллады Толстого, изображающие эпоху укрепления на Руси государственности, пронизаны насквозь драматическим началом. Их сюжетами являются события времени правления Ивана Грозного, которого поэт считал самым ярким выразителем принципа поглощения государством личности и неограниченного самовластия.

Баллады "драматические" по своей форме более традиционны, чем "лирические", которые относятся в основном к концу 1860-х - началу 1870-х годов. Однако и эти произведения Алексея Константиновича Толстого отмечены тем, что он выступил как оригинальный поэт, способный видоизменять структуру жанра.

Например, в одной из баллад, "Василий Шибанов", он пересматривает классическую ситуацию спора с царем свободолюбивого подданного, получившую широкое распространение под влиянием произведений Ф. Шиллера. Передавая то, как Курбский обличает Ивана Грозного, Толстой в участниках этого драматического конфликта - мятежном боярине и царе - подчеркивает общее: неблагодарность, бесчеловечность, гордость. Готовность пострадать за правду, способность к самопожертвованию Алексей Константинович находит в простом человеке, которого приносят в жертву данному спору сильные мира сего. Так, раб одерживает над царем нравственную победу и восстанавливает своим подвигом торжество истинного величия человека над мнимым. Как и другие "драматические" баллады этого автора, "Василий Шибанов" по тематике своей и психологической сложности образов героев, а также по этическому подходу создателя к историческим событиям сближается с творениями крупных жанров, которые написал Толстой Алексей. Произведения эти мы сейчас рассмотрим.

Романы Толстого

Алексей Константинович в своем романе "Князь Серебряный" изображает жестокие столкновения в обстановке разнузданной тирании сильных людей и показывает, что на личность монарха, а также на его окружение произвол оказывает пагубное влияние. В этом произведении отмечено, что, отстраняясь от испорченного уже придворного круга, иногда даже вынужденные скрываться от социального угнетения и преследований одаренные люди, принадлежащие к различным слоям общества, тем не менее "творят историю", защищают страну от нападения внешних врагов, осваивают и открывают новые земли (Ермак Тимофеевич, Митька, Иван Кольцо, князь Серебряный и др.). Стиль этого произведения связан с традициями повести и исторического романа 1830-х годов, в том числе и идущими от таких повестей Николая Васильевича Гоголя, как "Тарас Бульба" и "Страшная месть".

Драматургическое творчество

В вышеупомянутой драматической трилогии автор изобразил русскую жизнь конца 16 века - начала 17. И в этих пьесах для него более важно решение различных историко-философских проблем, чем точное следование историческим фактам. Алексей Константинович изображает трагедию трех правлений, трех самодержцев: Ивана Грозного, одержимого идеей о том, что его власть - божественного происхождения, мягкосердечного правителя Федора и мудрого Бориса Годунова, "гениального честолюбца".

Большое внимание Толстой Алексей, произведения которого часто изображали минувшие эпохи, уделял созданию своеобразных, индивидуальных и ярких портретов исторических лиц. Его огромным достижением является образ государя Федора, который свидетельствует о том, что в 1860-е годы писатель усвоил принципы психологического реализма. В 1898 году Московский художественный театр был открыт постановкой трагедии этого автора - "Царь Таковы основные драматургические произведения Алексея Толстого. Список их можно продолжить, поскольку мы перечислили лишь основные.

Политическая сатира

Особенности исторического мировоззрения Алексея Константиновича нашли отражение и в его Например, за таким анекдотическим сюжетом, который был у произведения "Сон Попова", скрывалась насмешка автора над либералами. В стихах "Против течения" или, например, "Порой веселой мая..." и других отразилась полемика с нигилистами. В "Истории государства..." Алексей Константинович подверг исторические явления беспощадному осмеянию, он считал, что они мешали жить России.

Интимная лирика

В отличие от баллад и драматургии, интимной лирике этого автора была чужда приподнятость тона. Задушевны и просты лирические произведения Алексея Константиновича Толстого. Многие из них являются как бы психологическими стихотворными новеллами ("То было раннею весной", "Средь шумного бала, случайно...").

Музыка, созданная по произведениям Алексея Константиновича

Алексей Константинович вводил в свое творчество элементы народного поэтического стиля, часто его стихи бывают близки к песне. Положены на музыку многие творения, которые создал Алексей Толстой. Произведения (список включает более 70 стихотворений) стали основой для романсов, которые писали на его слова П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский и другие.

23 февраля 1945 года в Москве скончался русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой. Благодаря своим историческим, научно-фантастическим, социальным произведениям, романам и рассказам Толстой по праву считается одним из популярнейших авторов ХХ века. Его книги «Хождение по мукам» (3 книги, 1922,1928, 1941), «Аэлита» (1923), «Гиперболоид инженера Гарина» (1927), «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936) стали классикой отечественной литературы. Образцом для произведений исторического жанра стал роман «Петр Первый», рассказывающий про молодость и становление великого императора и его верных соратников, который Алексей Николаевич так и не успел закончить... В материале рубрики «Кумиры прошлого» мы расскажем о жизни, карьере и семейных отношениях графа Алексея Толстого.

Дверь на даче у Алексея Толстого в Детском (бывшем Царском) Селе открывал седовласый лакей в мундире с позументом: «Их сиятельства дома нет-с, уехали на заседание горкома партии…»

Едва Франция освободилась от оккупации, в Париже снова объявился Алексей Толстой. В кафе на Монмартре увидел Бунина, читавшего утреннюю газету. Налетел:

Дружище, можно тебя поцеловать? Не боишься большевика?

Толстой! Ты откуда и почему в такой роскошной шубе? (Стояла теплая парижская осень.)

Медвежья! А что, немодно? Совсем я за войну отстал от жизни… Ничего, вот теперь и приоденусь. Ну а ты-то как, все проедаешь Нобелевскую премию? Надолго ли еще хватит? Ей-богу, поезжай в Россию, тебя же с колоколами встретят! Ты знаешь, как я у большевиков живу? У меня дворец в Москве - тот, что раньше принадлежал князю Щербатову, два поместья: в Царском Селе и в Барвихе, три автомобиля, у меня такая коллекция английских трубок - в Букингемском дворце не сыщешь! Что ни говори, а Советы ценят писателей!

Я слышал, Сталин называет тебя «наш советский граф»? - усмехнулся Бунин.

Ну да, а я и рад соответствовать. Завел у себя галерею фамильных портретов: важные старики, в мундирах, при лентах и орденах. По всему Сухаревскому рынку «предков» скупал!

Граф или не граф?

В его правах на графский титул многие сомневались: на свет Алексей Толстой появился при весьма двусмысленных обстоятельствах. Его мать, графиня Александра Леонтьевна Толстая, одна из самых блестящих дам Самарской губернии, на втором месяце беременности оставила мужа и троих детей и открыто переехала в дом председателя земской управы Алексея Аполлоновича Бострома (там-то и родился будущий писатель).

Причиной была любовь не только к молодому красавцу, но и к литературе - графиня увлекалась сочинительством романов, а граф позволял себе над этим насмехаться. Правда, в последний момент муж попытался исправить положение, издал на свои деньги ее роман «Неугомонное сердце», но тщетно: графиня все равно ушла. Бостром был беден как церковная мышь, и в его захудалом поместье Сосновка Александре Леонтьевне самой приходилось топить печку кизяком и присматривать за коровой.

Оставленный муж приезжал каждый день, умолял вернуться, но графиня была непреклонна. Кончилось тем, что доведенный до отчаяния Толстой стрелял в Бострома, промахнулся, зато угодил под суд и с большим трудом добился оправдания от присяжных. Что касается опубликованного романа, в «Отечественных записках» его немилосердно разругали. Охотников издавать сочинения графини Толстой больше не находилось, но она упрямо писала роман за романом до конца жизни. Когда Алеша вырос и смог оценивать, он поразился их беспомощности.

Алеша был назван в честь Бострома, именно его считал отцом, а графа никогда в глаза не видел. Чей же он на самом деле сын, точно не знал. В реальном училище числился как Толстой, письма подписывал «Леля Бостром», а в дворянских книгах вообще не значился - тщетно мать подавала прошение за прошением в Сенат. Ни связей, ни денег, которые могли бы поправить положение, у них теперь не имелось.

Зимой 1900-го, когда Алексею было уже 17 лет, Николай Александрович Толстой умер. Вместе с матерью юноша поехал на похороны, стоял на отпевании в толпе совершенно чужих людей и с жадным любопытством рассматривал своих незнакомых старших братьев и сестру (тех самых, которых Александра Леонтьевна оставила, уходя от мужа), а они то и дело неодобрительно косились на него. После похорон нотариус огласил завещание графа: Алексей признавался сыном и даже получал 30 тысяч рублей.

Последние сомнения относительно собственного происхождения отпали у Толстого только после смерти матери, когда, разбирая ее бумаги, он наткнулся на письмо к Бострому. Оно было написано накануне его, Алешиного, рождения. «Желать так страстно ребенка от тебя и получить от человека, которого я ненавижу… Боюсь, ты не сможешь любить этого ребенка, и я не смогу...» Как ни обидно было читать эти строки (к слову, совершенно несправедливые: мать Алешу обожала, а вот в Бостроме со временем разочаровалась), у Толстого с души словно камень свалился: выходило, что он все-таки чистокровный граф…

Воспитание Алеша получил своеобразное. Он даже в гимназию не попал, учился в реальном училище, где графам вообще-то не место. Летом в Сосновке, одетый в простую холщовую рубаху, дни напролет ловил рыбу с крестьянскими детьми. Зато с великим пристрастием мать развивала в нем литературные способности: с девяти лет понуждала его писать многостраничные письма, требовала точного и образного выражения мысли, учила подмечать вокруг самые мелкие, но выразительные детали. И втайне страдала оттого, что Алешины литературные опыты, по ее мнению, выходили вялыми и неоригинальными.

Когда 17-летний Алеша вошел в любительский театральный кружок, Александра Леонтьевна с энтузиазмом взялась помогать. Сочинила пьесу-шутку «Война буров с англичанами», сама репетировала с молодежью. И не сразу заметила, что Алеша-то увлекается не столько театром, сколько одной актрисой-любительницей. Юлия Рожанская играла у них в развеселых водевилях, а сама при этом была барышней строгой, тихой, очень серьезной.

Едва Толстому исполнилось 18 лет, он решительно объявил, что женится. Венчание назначили в Тургеневе - имении сестры матери, Марии Леонтьевны Тургеневой. Добирались на лодках, потом на подводах, потом пешком через сад в церковь. Все были утомлены и оттого невеселы. «Дурной знак!» - тревожилась родня.

В январе 1903-го, в Петербурге, где Алеша учился в Технологическом институте, а Юля - в Медицинском, у них родился сын Юра. И полетели на Волгу, к родителям, письма с просьбами прислать денег. Алешины 30 тысяч лежали в банке, и мать не позволяла брать оттуда ни копейки - иначе от отцовского наследства очень быстро ничего бы не осталось. Жить по средствам Толстой решительно не умел. Мать пришлет 40 рублей на коляску для Юры, а он закажет себе пиджачную пару у Альфреда. Родители Юли наскребут две тысячи рублей на наем квартиры и мебель, а уже на следующий день Алеша бежит на телеграф просить еще 50 целковых на студенческую пирушку.

Все бы ничего, но Алешу стала все чаще и чаще охватывать смутная паника. Вот эти чертежи, эта женщина рядом, эти повседневные заботы - обыкновенная жизнь обыкновенного начинающего инженера - неужели это ему навсегда? Не упускает ли он чего-то важного, яркого? Наверное, примерно те же самые мысли роились и в голове Александры Леонтьевны, когда она решилась уйти от богатого и знатного мужа. Алеше, как и его матери, захотелось литературной славы, блеска, интересных знакомств… Забросив чертежи, он принялся сочинять рассказы, вошел в литературный кружок и быстро заставил о себе говорить как о талантливом молодом писателе. Юля была всем этим страшно недовольна и настаивала, чтобы Толстой окончил институт и бросил заниматься пустяками.

Как чувствовала, что богемная жизнь до добра не доведет! И вот Алексей стал открыто волочиться за дамами. Жена взяла сына и уехала к родителям в Казань. Толстой отправился было за ней, но в Казани ему попалась на глаза аппетитная блондиночка - жена одного адвоката, и повеса граф до того нагло повел осаду, что оскорбленный адвокат набросился на него с хлыстом. У Алексея еще хватило ума со смехом рассказать о случившемся теще и тестю - и на этом семейная жизнь с Юлей была кончена. Толстой, не особенно расстроившись, отправился в Дрезден - приобщиться к мировой культуре.

О дуэлях, обезьяньих хвостах и новых графинях

Из Дрездена он приехал не один и был влюблен еще сильнее, чем когда-то в Юлю. Соня Дымшиц, художница-модернистка, она казалась необыкновенной и говорила всегда об интересном. «Вы любите слушать дождь ночью? Будто маленькие духи шлепают босыми ножками по земле».

Юля согласилась дать развод: «Раз уж вы намерены полностью посвятить себя искусству, Софья Исааковна вам куда больше подходит». А вот муж Сони оказался не так сговорчив. Это не давало влюбленным пожениться, но не могло помешать жить вместе. «Моя жена, графиня Толстая», - всюду представлял Алексей Николаевич госпожу Дымшиц.

Вскоре Соня родила дочь Марианну. На этот раз заботами о ребенке Толстого не обременяли - девочку передоверили бабкам да теткам. А молодые родители отдались радостям творчества. Толстой пробовал себя в разных жанрах: стихи, пьесы, детские сказки. Записывал их в толстые, обшитые черной клеенкой тетради, озаглавленные просто: «1904 год», «1905 год» и так далее. Слушал лекции Вячеслава Иванова и Иннокентия Анненского в «Академии стиха».

И без конца ввязывался в скандалы. То организует с приятелями артистическое кафе «Бродячая собака», где вечно что-то стрясется: например, кто-нибудь выльет бутылку вина на голову поэта Бальмонта. То выступит секундантом в скандальной дуэли Волошина с Гумилевым. «Графиня Толстая» принимала живейшее участие в затеях мужа, и имена эксцентричной пары не сходили со страниц светской хроники.

Но однажды Толстые переборщили - на костюмированном балу у Федора Сологуба, куда развеселый граф, к слову, явился в костюме «бабы в предбаннике»: в женской нижней рубахе, с веником и шайкой. В разгар веселья Алексей Николаевич зачем-то заглянул в кабинет хозяина. Там никого не было, зато обнаружились обезьяньи шкуры. Соня, услышав о шкурах, предложила отрезать от них хвосты и устроить «танец бесов». Спросить разрешения у Сологуба Толстые не удосужились. А после выяснилось, что шкуры эти оказались здесь случайно, они очень редкие и принадлежат одному ученому, который ими чрезвычайно дорожит. Сологубу крепко досталось от ученого, а Толстому - от Сологуба: тот объявил, что не станет публиковать свои стихи в одних журналах с графом, и Алексей Николаевич сделался непечатаемым автором. Пришлось перебираться из Петербурга в Москву - там Сологуба не боялись.

В Москве жизнь потекла куда размереннее и… скучнее. Соня захандрила, засобиралась в Париж совершенствоваться в живописи. «Я чувствую, что ты уезжаешь от меня навсегда», - жаловался Толстой. Она отмалчивалась. Впрочем, когда через год Соня вернулась в Россию, у Алексея Николаевича был новый роман - с 17-летней балериной Марго Кандауровой, тоненькой, прелестной. Вместе они провели чудесное лето с полуголыми «обормотами» у Волошина. А осенью параллельно с этим у Толстого завязался еще один роман - с замужней дамой, 26-летней Натальей Крандиевской-Волькенштейн, с которой он и раньше был шапочно знаком.

В тот год на Россию обрушилась мировая война. Крандиевская определилась сестрой милосердия в лазарет при Скаковом обществе. Туда однажды по делам зашел Толстой - загорелый, похудевший, сосредоточенно-серьезный. Сообщил две новости: едет на фронт корреспондентом «Русских ведомостей» и окончательно разошелся с Софьей Исааковной. О том, что сделал предложение Кандауровой, не сказал ни слова. Крандиевская потом узнала от знакомых.

И удивилась, когда Толстой, едва приехав в отпуск, сразу кинулся навещать ее в лазарете. На нем был военный френч, штатские брюки и теннисные туфли: «Костюм для похищения женщин. И начинаю с вас». Крандиевская холодно поздравила его с предстоящей свадьбой. «А, вам уже сообщили... - легкомысленно отмахнулся граф. - Я даже не понимаю, как объяснить. Маргарита не женщина, она - цветок. Лунное наваждение. И как все это уложить в форму брака, мне неясно».

Теперь вечерами Толстой встречал Маргариту в Большом, отвозил домой, а ночью стучался к Крандиевским, где его ждала Наталья Васильевна с сестрой Дюной. Пили чай, веселились. Дюна рисовала, Наташа прелестно играла на рояле и дивно пела. Ее голубые глаза ласково светились, нежный румянец алел по-девичьи, от нее так и веяло спокойствием и уютом. «Вы - нежная вишенка», - шептал Алексей Николаевич на ухо Наташе, когда они ненадолго оставались наедине.

Однажды Толстой привез к Крандиевским Маргариту. В тот вечер он один говорил за всех, неумеренно острил, сыпал анекдотами. Наташин муж, адвокат Волькенштейн, высокомерно и нелюбезно смотрел на гостей. Маргарита сидела, опустив глаза, и вздрагивала от шумных возгласов Толстого. А Наталья мучительно гадала: что это еще за очная ставка и к чему она приведет?

Вскоре ситуация разрешилась сама собой: Маргарита разорвала помолвку, оскорбленный Толстой снял посвящение ей с очередной книги рассказов и перешел к решительным действиям с Натальей. Все случилось в декабре 1914 года. «Наташа, душа моя, возлюбленная моя, я знаю: то, что случилось сегодня, - это навек, - писал ей Толстой. - Если ты меня разлюбишь и оставишь, я погибну».

В Москве даже не успели понять, что Толстой готовится жениться вовсе не на той, на которой собирался. Один почтенный генерал, крестный Марго Кандауровой, заехал к Алексею Николаевичу, чтобы поздравить свою крестницу с предстоящим браком. А встретив в гостиной Наталью Крандиевскую, развел руками: «Маргарита, как ты выросла, как изменилась! И почему глаза твои из черных сделались голубыми?»

О фарфоровом чайнике и несуществующем имении

Позже Толстой опишет свой роман с Крандиевской в «Хождении по мукам», наделив ее характером и биографией главную героиню - Катю. Катя будет говорить, как Наташа, ходить, как Наташа, «чистить перышки», как Наташа. Вот только не будет писать стихов. А Крандиевская писала, и многие считали их талантливыми. Но ради Толстого намеренно бросила, чтобы, не дай бог, не затмить, не задеть, не обидеть.

В 1917 году у Толстых родился Никита (еще с ними жили Федор, сын Натальи Васильевны от первого брака, и Марианна, дочь Алексея Николаевича от Дымшиц; а через несколько лет родился второй общий сын - Дмитрий). Свершившаяся в стране революция и та сначала не поколебала семейного счастья. Толстой бурно ратовал за грядущие перемены, восхищался поэмой Блока «Двенадцать» и обзывал недовольных ретроградами. Но однажды настал день, когда прислуга, вернувшись с рынка, объявила: «Завтрака готовить не из чего, на рынке ничего не продают». «Что за чепуха? - возмутился Толстой. - Пошлите к Елисееву за сосисками и не устраивайте паники». Но двери «Елисеевского» оказались забиты наглухо, на них красовалась картонка с надписью: «Продуктов нет. И не будет». В тот день Толстые обошлись блинчиками и кофе. Но волновал вопрос: что же будет дальше? Решено было бежать из охваченной разрухой Москвы в сытую Одессу. Через линию фронта Гражданской войны еще ходили поезда…

По Одессе маршировали колонны союзнических войск, гарцевали конные русские офицеры в бурках, сновали шумные сенегальцы и греки. Потом союзники в одночасье куда-то исчезли, и сделалось тревожно: красные стремительно приближались к Крыму. Толстые вместе с десятками своих московских и петербуржских знакомых погрузились на пароход «Карковадо», следовавший в Париж. Ночью на палубе архиепископ Анастасий в роскошных лиловых ризах читал проповедь: «Без Родины нам остается только молиться в храме под звездным куполом... Мы грешные и бездомные дети... Нам послано испытание...» Рядом на рее кок деловито подвешивал тушу только что зарезанного быка.

В Париже какой-то простак, надеющийся на скорое свержение большевиков, скупал у помещиков-эмигрантов их имения в России. Толстой подсуетился и продал за 18 тысяч франков имение в Каширском уезде, которого у него отродясь не было. Купил три пиджачных костюма, шесть пар обуви, два пальто, смокинг и шляпы на все сезоны. Куда делись остальные деньги - Толстой и сам недоумевал, но скоро над семьей снова нависла угроза голода. Наташа в надежде заработать хотела было сочинить фугетту, но вскоре одумалась и принялась шить шляпки и платья. Алексею пора было браться за кормилицу литературу.

Однажды Толстой признался: будь он не так стеснен в средствах, то написал бы гораздо меньше и хуже. Все свои стоящие произведения он начинал, чтобы заработать и, как правило, под аванс. А в процессе увлекался. Так, правдами и неправдами заключив договор с одним эмигрантским издательством, он сел за роман о любви и войне - сначала нехотя, потом все с большим энтузиазмом, и получилась первая часть «Хождения по мукам». Ему все не давался финал. После очередной бессонной ночи вышел из кабинета с мокрым полотенцем на голове. «Вот послушай, Наташа, как тебе?» - «Слабовато, Алеша!» - «Ах, слабовато? Ну и подыхайте с голоду!» - кричал Толстой, кинув рукопись в камин. Потом успокоился и пошел переписывать. Получился шедевр.

Узнав, что большевики взяли курс на НЭП, Толстой занервничал. Он снова чувствовал, что пора вырваться из налаженного потока жизни, попытаться устроиться как-то иначе, лучше, перспективнее, сытнее, наконец. «В эмиграции, хоть с голоду и не умрешь, можно всю жизнь в рваных башмаках проходить. Нужно возвращаться в Россию», - вторила ему жена. Для начала Алексей Николаевич написал открытое письмо советскому правительству: «Совесть меня зовет ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, но вколотить в истрепанный бурями русский корабль». 25 апреля 1922 года эти строки напечатали в «Известиях», с самым благосклонным комментарием. Это означало, что путь на родину открыт. «Еду сораспинаться с русским народом!» - важно объявил знакомым Алексей Николаевич.

Перед отъездом он накупил целый сундук рубашек и галстуков. И продал писательнице Тэффи белый фарфоровый чайник. «Пользуйся случаем, продаю всего за 10 франков, хотя сам купил за 20. Но с условием: деньги плати сейчас, а забирай потом, в последний день. А то он нам пока самим нужен». Вскоре выяснилось, что вперед за чайник уплатило еще человек двадцать. А сам предмет торга преспокойно укатил вместе с Толстыми. «Вот, уехал Алешка сораспинаться, и без его выходок как-то скучно стало», - вздыхали русские эмигранты.

Все нипочем!

В России Толстого поначалу сторонились, как прокаженного, - все-таки граф, приехал из-за границы. А «лефовцы» во главе с Маяковским и вовсе принялись травить. Он было сник, и даже его походка, всегда такая вальяжная, сделалась нервной и дерганой. Но сломать себя непотопляемый граф не позволил! Он, к тому времени уже автор «Хождения по мукам» и «Аэлиты», нашел в себе силы начать все с нуля. Корреспондентом «Петроградской правды» поехал на Волховстрой, присылал оттуда восторженные репортажи. Тогда Первая студия Художественного театра решилась включить пьесу Толстого в репертуар. За Художественным последовали и другие театры. И вот Толстой стал обретать былую уверенность. В его квартире на Петроградской - пока еще весьма скромной и тесной - стали понемногу собираться полезные люди. Сервировка была жалкой: выщербленные тарелки и столовые приборы из простого железа. Обед - на первое щи, на второе вареное мясо из тех же щей, с хреном. Но Толстой не терялся: «Это великолепно, уверяю вас. Это «беф буйи», французы очень любят...»

Теперь нужно было написать что-то глобальное, идеологически правильное, что убедило бы Советы в его полной лояльности, но при этом не сфальшивить, не вызвать и малейшего подозрения в неискренности. Толстой нашел гениальную идею: жизнеописание царя-реформатора Петра I. Эта историческая тема была ему, графу, очень к лицу и в то же время перекликалась с современностью: та же глобальная ломка старого мира, те же неизбежные жертвы, тот же революционный энтузиазм.

Толстой погрузился в тему так, как иному историку и не снилось. Обложился историческими документами, книгами, гравюрами. Однажды стал рассматривать детали костюма Петра и засомневался: что за пуговицы на кафтане, гладкие или с тиснением? Схватился за лупу - не разобрать. Из-за этих пуговиц на гравюре Алексей Николаевич потерял покой, не смог дальше работать и, едва дождавшись утра, бросился в Эрмитаж. В запасниках оказался сундук с личными вещами Петра, а в сундуке - точно такой кафтан, и пуговицы на нем были совершенно гладкие. «Я заплатил за это знание бессонной ночью, добрый час чихал от проклятого нафталина, но зато я снова вижу образ Петра!» - радовался Толстой. Своим романом он угодил всем. Бунин прислал из-за границы записку: «Алешка, хоть ты и сволочь, мать твою... но талантливый писатель. Продолжай в том же духе». А Сталин стал осыпать Толстого всевозможными милостями вроде Сталинской премии по литературе. Тут уж «советский граф» не терялся. Он знал, как угодить вождю: в какой момент рассказать анекдот, в какой момент прикинуться пьяным…

Сумел Толстой подружиться и с Горьким - первым лицом советской литературы. И здесь тоже не брезговал ничем. Однажды на даче у Горького пошли смотреть, как мальчишки ловят бреднем рыбу. Бредень зацепился за корягу - Толстой тут как тут. Не снимая шикарного синего костюма, прямо в ботинках и при галстуке полез в воду. Когда вылез, оказался весь в пятнах - костюм полинял. Неделю у Горького развлекались, ежедневно топя баню, чтобы отмыть «посиневшего Алешку», - не иначе как он втайне снова подкрашивал лицо и руки.

Вскоре ему стало некогда дописывать продолжение своего «Петра» - без Толстого теперь не обходилось ни одно заседание, ни один банкет в Кремле. У него появился даже открытый счет в банке - такими могли похвастаться только тот же Горький и еще авиаконструктор Туполев, пока его не арестовали. «Советский граф» жил на широкую ногу, обожал застолья, толпы гостей. Его глаза горели, он волновался, перебивал рассказчиков: «Вот ведь врешь! Ну ничего, придет моя очередь рассказывать, и я тебе так навру!»

Гостей держал до утра. Потом сам куда-то исчезал, а к вечеру приходил домой: «Посылай, Наташа, на рынок. Через час к нам придет человек 25. Кто такие? А бес их знает! Просто мотался по городу, наприглашал не помню кого. Но все, безусловно, чудные люди». А поездки в Западную Европу, а женщины, которыми Алексей Николаевич никогда не переставал увлекаться!

Наталья Васильевна, уж на что терпеливая и понимающая, и то в один прекрасный день не выдержала, забрала детей и уехала из семейного загородного дома в Детском Селе в собственную квартиру в Ленинграде. На подушке оставила мужу записку с… объяснением в любви. Крандиевская не подозревала, что расстается со своим Алешей навсегда. Просто захотела отдохнуть от участившихся ссор, упреков, непонимания.

Вот только Толстой, привыкший к ее опеке, тут же запутался со своими бумагами и попросил жену на время ее отсутствия подыскать ему секретаршу. Наталья Васильевна и подыскала - Милу Баршеву, молодую девушку, приятельницу детей. Дальнейшие события развивались стремительно. Через две недели Баршева утвердилась не только в кабинете Толстого, но и в его спальне. Жена не стала устраивать сцен. Сказала: «Таков свирепый закон любви. Если ты стар - ты не прав и ты побежден»... После развода с Толстым она снова начала писать стихи - и в них светилась любовь к бывшему мужу...

В октябре 1935 года 52-летний Толстой женился на 29-летней Людмиле и говорил всем, что он впервые в жизни по-настоящему полюбил. Десять лет пролетели как одно мгновение. Благополучие и слава Толстого еще умножились после того, как на экраны вышел фильм «Петр Первый» по его сценарию. Теперь Алексей Николаевич сделался еще и депутатом Верховного Совета, академиком, председателем Союза писателей, членом Комитета по Сталинским премиям и многочисленных юбилейных комиссий...

Ему предоставили особняк князя Щербатова в Москве (Толстой обставил его мебелью красного дерева петровских времен) и дачу в Барвихе (там граф предпочел карельскую березу). Ничто не способно было омрачить его жизнь, даже война. Тем более что сыновей Толстого в армию не взяли. Только однажды, в 1944 году, Алексею Николаевичу пришлось пережить потрясение - среди прочих комиссий он вошел еще и в ту, что изучала злодеяния фашистов в Белоруссии. Приехал в Москву пожелтевший, с обвислыми щеками: «В машине пахнет, дома тоже! И от меня пахнет. Понюхайте! Пахнет смертью и войной». «Нельзя было Алешку заставлять смотреть на все это, - говорили знакомые. - Его психика не приспособлена к чужому горю».

К 31 декабря 1944 года Толстой, казалось, совершенно оправился, в новогоднюю ночь много шутил и бахвалился с удвоенной силой. Кто-то из гостей, правда, заметил, что цвет лица у него нездоровый. «Пустяки! - отмахнулся Алексей Николаевич. - Просто слишком много пил «Шамбертена». «Давайте выпьем за Алешку, который ни капельки не меняется, которому все нипочем!» - смеялись гости. Кто бы мог предположить, что изнутри Толстого уже доедает рак, что по утрам идет горлом кровь и жить ему осталось неполных два месяца…