Изобразительное искусство Запада XX века

Дадаизм можно смело называть предвестником сюрреализма.

Стиль дадаизм произошел как отзыв на Первую мировую войну. В то время большинству людей необходимо было бежать из военной территории на нейтральную в Швейцарию. Художники-дадаисты , которые остались без родины и потеряли жизненный ориентир, стали проповедовать антиискусство, в котором нет ни логики, ни традиций, ни морали.

Суть самовыражения — провокация, как единственный возможный способ существования.

Они советуют жить исключительно сегодняшним днем, отрицая завтра. Самым известным художественном приемом был коллаж и его разновидность.

Дадаизм – это авангардистское литературно-художественное направление, которое зародилось в период Первой мировой войны в промежуточной Швейцарии, в Цюрихе (К. Вольтер). Стиль просуществовал с 1916 по 1922 года. Сутью дадаизма – это насмешка над буржуазным творчеством и обесславливание мещанских нравов. Главной была анархическая инициатива отдельного человека, который ничем не связан в повседневной жизни и в искусстве.

«Дадаист наиболее свободный человек на земном шаре».

«Те, кто живут для сегодняшнего дня – вечно живут».

«Я против любой системы. Самая подходящая система – не иметь никакой системы».

Это основные лозунги дадаистов.

Первые деятели дадаизма : Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Ганс Арп (художник, немец), Тристан Цара (поэт, румын), Марсель Янко (художник, румын), Гуго Балл (организатор дадаистов). Они все были брошены за границыу своей родины войной и были пропитаны сумасшедшем отвращением к правительствам своих стран.

Вначале дадаизм возник как искусство кабаре, но потом уже перешел в живопись и литературу.

Художники дадаисты

Сам термин дадаизм придумал и предложил поэт Тристан Тцара, который приметил в словаре слово «дада». Его значение на языке негритянского племени Кру – хвост священной коровы; в Италии, в некоторых областях, так называли мать; это также может обозначать детскую деревянную лошадку; удвоенное утверждение в русском и румынском языке. Также это слово обозначает и бессвязный лепет младенца, что и стало самым лучшим выражением сути всего направления.

Функционирование дадаистов осуществлялось в самой разнообразной форме. Они ставили спектакли, которые эпатировали буржуазную публику, организовали шокирующие выставки, проводили провокационные фестивали. Беженцы, которые находились в нейтральной Швейцарии, поначалу просто веселились, а затем показали злые и довольно циничные гримасы всему обществу. Они делали то же, что делалось в их кабаре и кафе-шантанах, только выступления были намного более острыми.

В живописи наиболее распространенная форма искусства дадаистов – коллаж – технический приём формирования произведения из скомпонованных и приклеенных на плоскую основу (картон, холст, бумагу) кусочков различных материалов.

В дадаизме можно определить три ветви развития коллажа: Манифестационный коллаж (Берлин), Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер) и Случайный коллаж (Цюрих).

Дадаисты в Цюрихе сделали упор на произвольность комбинирования элементов и случайность коллажа. К примеру, Ханс Арп, создавая свои коллажи, в случайном порядке высыпал на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивал их так, как они ложились.

Коллаж берлинских дадаистов имеет множественный состав, визуально насыщенный и чаще всего носит ярко выраженный протестный, политический заряд. Коллаж дает шанс выразить в зрительной форме то, что могло быть запрещено цензурой, если бы оно сказано словами. Берлинский коллаж активно использует фрагменты фотографий. Художники называют себя «фотомонтажниками», проводя тем самым параллель с рабочими на промышленных предприятиях.

Третье течение наделяло коллаж свойствами поэтического произведения. Реализовалось в кёльнских произведениях М. Эрнста, а также в мерц-картинах К. Швиттерса, который работал в Ганновере. Хотя стиль художников непохож, их объединяет то, что они оба видят коллаж как явление, которое близко поэзии, как объединение двух или более чужеродных действительностей в откровенно неподходящей для них среде с возникновением творческой искры от их объединения.

Основатель течения "Dada", в дальнейшем один из его активннейших участников, поэт Тристан Тцара (Tristan Tzara) нашел в словаре слово, или даже термин - "dada". "На языке одного из негритянских племен, оно обозначает хвост священной коровы, а в некоторых районах Италии так называют мать, это может быть означать детскую деревянную лошадку, кормилицу, вдвое усиленным утверждением в русском языке. Это может быть воспроизведением бессвязного детского лепета. Во всяком случае - что-то абсолютно бессмысленное, что с этого момента стало самым удачным названием для всего течения" - написал Тцара в своем манифесте 1918 года.

Так появилось одно из самых известных направлений в истории коллажа , имеющие ярко выраженную антивоенную и антибуржуазную направленность. Дадаизм поддерживал идеи лево-радикальных политических течений анархического и коммунистического толка.

Причины появления Дадаизма

Дадаизм появился как ожидаемая реакция на ужасные последствия мировой войны, бессмысленность и жестокость которой, по общему мнению участников течения дадаистов, ярко высветила бессмысленность «разумного» существования. Логика и рационализм были объявлены главными виновниками военных конфликтов. Основной идеей дадаизма было последовательное уничтожение любой эстетики. Лозунг Дадаистов гласил: "Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего".

Основополагающими принципами дадаистов считались отрицание канонов и стандартов в искусстве, абсолютная иррациональность, разочарованность в мире и цинизм. Считается, что дадаисты являются предшественниками сюрреалистов, предлагавших абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа. К основателям дадаизма обычно относят поэтов Тристана Тцару, Рихарда Хюльзенбека, Хуго Балля, а так же художников Макса Эрнста, Ханса Арпа, Марселя Янко.

Течение Дада в изобразительном искусстве

Одной из самых распространенных формой творчества дадаистов в изобразительном искусстве был коллаж, - способ построения произведений из любых естественных или специально обработанных элементов (бумаги, вырезок из газет и журналов, кусочков кожи, дерева, холста, керамики, .. чего угодно) и закрепленных в определенном порядке, чаще всего, на плоской поверхности (холсте, бумаге, доске). В дадаизме выделяют три основных направления коллажа: "цюрихский" - случайный коллаж, "берлинский" - манифестационный коллаж и "кёльнско-ганноверский"- коллаж поэтический.

Коллаж в Цюрихе

В Цюрихе дадаисты делали основной акцент на случайный порядок элементов, отсутствие логики в создании коллажей. К примеру, Ханс Арп создавал свои работы просто высыпав на лист картона кусочки разноцветной бумаги, а за тем приклеивая их на места, которые они заняли при падении. Тцара предлагал врезать из газеты множество слов и за тем, не глядя, доставать их из сумки, чтобы получилось стихотворение (то есть, принцип построения коллажа из разрозненных элементов подобранных случайным образом, является не только изобразительной техникой, но так же стал использоваться в поэзии). О случайности в поэтических экспериментах Арпа, Клаус Шуман (известный литературовед) писал: "Она высвобождает силы, сознательно использующие анти художественность и которые должны свести к абсурду все, что обычно ассоциируется с искусством: законы композиции, эстетическую форму, стиль и размер". "Созданные вопреки какой либо закономерности" коллажи Арпа в формальном отношении достаточно скупы и абстрактны, обращены во внутрь, на собственно процесс своего создания.

Берлинский коллаж

Коллаж берлинских дадаистов состоит из множества элементов, обычно несет в себе, ярко выраженный, политический, протестующий смысл. Художник Георг Гросс утверждал: - коллаж позволяет обойти запреты цензуры, передав в изобразительной форме, то что нельзя выразить словами. Берлинский коллаж часто применяет части фотографий и вырезки из журналов, газет. Художники работающие в стиле "берлинского коллажа", что бы выделить свои работы относительно "изобразительного", кубистского коллажа, называют свои работы "фотомонтаж", а себя они называют «фотомонтажники», снижая пафосность звания творца и проводя прямую параллель с обычными, промышленными рабочими. Принципиальное отличие берлинской группы дада от цюрихской было сформулировано художником Раулем Хаусманом: "В Швейцарии дадаизм был скорее "артистической игрой", а Берлин вынужден был выражать свое отрицательное мнение против конфликтов, вызванных Первой мировой войной, а за тем распространением большевистской теории". Первая мировая война, прошедшая мимо благополучной Швейцарии, не обошла Берлин ипринесла в город голод и смуту. Отречение от прав на престол Вильгельма II, Ноябрьская революция, убийство видных немецких коммунистов Розы Люксембург и Карла Либкнехта, установление Веймарской республики - это события всго двух лет, на фоне которых работали и творили участники берлинского Клуба Дада: Георг Гросс, Виланд Херцфельде, его брат Джон Хартфилд, Хюльзенбек, Иоганнес Баадер, Хаусман, Ханна Хёх.

Все участники группы выступали за радикально левые взгляды, были яростныим противниками буржуазной республики Эберта и Шейдермана, но открыто вступили в ряды Коммунистической партии Германии, только Георг Гросс и Хартфилд. Поддерживая радикальные перемены в политическом курсе, группа настоятельно требовала радикальных перемен в искусстве: на смену индивидуалистическому искусству, должно было прийти искусство открытое окружающей действительности, отображающее перемены в настроениях и требованиях масс. Была оглашена необходимость отказаться ото лжи в пользу настоящей объективности, озвучить саму реальность, с этой целью идеально подходила техника коллажа. Результатом применения техники коллажа к фотографическим снимкам, признаваемым дадаистами за их беспристрастную достоверность "оправданной образной формой передачи фактов", родился фотомонтаж - искусство, перерождения фотоматериалов, показывающее, как одновременно с разрушением, действительность чудесным образом превращается в совершенно новое. Фотомонтаж считается более сложной, но одновременно и более точной формой подачи информации, так как в отличие от единичного фотоснимка, выхватившего из действительности одно событие, точнее всего лишь его короткий момент, коллаж совмещает множество событий, сопоставляя или наоборот противопоставляя их. При этом, воздействует моментально и точно, не оставляя времени на раздумье. Техника, коллажа, как писал Рауль Хаусман, «обладала значительной пропагандистской силой, использовать которую у их современников не хватало смелости".

Коллаж в Ганновере и Кёльне

Третья интенция - придание коллажу свойств поэтического произведения - используется в кёльнских работах Макса Эрнста, а также в ассамбляжах Курта Швиттерса, работавшего в немецком Ганновере. Не смотря на то, что стиль работ этих художников не совпадает, их объединяет понимание коллажа как явление, достаточно родственное поэзии. Курт Швиттерс писал: "В поэзии слово противопоставляется слову, здесь же элемент противопоставляется элементу, материал - материалу". В свою очередь Макс Эрнст дал следующее определение коллажу: "…техника коллажа есть систематическая эксплуатация искусственно спровоцированного или случайного совпадения нескольких разнородных реальностей в мало подходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при сближении этих реальностей".

В современном мире особое значение люди уделяют своей культуре и умственному развитию. Уже недостаточно быть специалистом только в одной области, чтобы поддерживать интересную беседу в интеллигентной компании.

Чтобы не отставать от жизни и не ударить в грязь лицом в самый ответственный момент, мы должны постоянно развиваться и узнавать что-то новое.

Каждый, кто считает себя образованным человеком с богатым кругозором, должен разбираться в минимальных азах искусства и живописи, потому что это одна из самых распространенных тем при разговоре малознакомых людей в интеллигентном обществе.

Существует огромное количество стилей, в разные времена придуманных художниками и писателями, от чопорного классицизма до взбалмошного и анархичного андеграунда.

Сегодня мы поговорим об одном из самых обсуждаемых стилей двадцатого столетья - о дадаизме.

Дадаизм: определение

Как вы понимаете, начало двадцатого века поражало народ своей жестокостью и бесчеловечностью. Весь мир стал жертвой боевых действий, развязанных из-за корыстности, алогичности и даже маниакальности действий некоторых политических деятелей. Недовольство народных масс росло. Все это накопившееся напряжение и непонимание происходящего выплеснулось через направления творчества того времени.

Сам по себе дадаизм - это авангардное направление искусства, отрицающее всякие законы сочетания цветов и исключающее четкие линии и геометрические фигуры. В 1916 году художники, ошеломленные ужасами войны, открыли народу это направление в литературе, музыке, живописи, театре и кино. Этим своего рода китчем они пытались выразить свое презрение к власти, ее цинизму, отсутствию человечности, логики, и к той жестокости, которая и стала, по их мнению, причиной разлада между странами.

Последователь такого направления, как дадаизм, - сюрреализм, который также отрицает все эстетичное.

Разочарование, ощущение бессмысленности существования, озлобленность и неверие в счастливое будущие - вот причины появления этого направления, отрицающего все законы прекрасного.

Дадаизм - стиль, который открыто выражал протест военным действиям и буржуазии, стремясь к анархии и коммунизму.

Откуда произошло название

Для названия такого течения, отожествляющего полную бессмысленность и непонятность того, что творила власть в те годы, необходимо было найти соответствующее слово.

Тристан Тцана, пытаясь подобрать подходящее наименование для недавно изобретенного стиля, пролистывал словарь с языками негритянских племен и наткнулся на слово «дада».

Итак, дадаизм - это в переводе с языка африканского племени Кру - хвост коровы. Позже выяснилось, что в некоторых регионах Италии так называют кормилицу и мать, а также «дада» очень напоминает лепет младенца.

Художник посчитал, что лучшего названия для этого авангардного направления и не надо.

Основатели течения

Дадаизм одновременно зародился в Цюрихе и Нью-Йорке, в каждой стране независимо друг от друга. К основоположникам этого антиэстетического течения относят: поэта и драматурга из Германии Хуго Балля, Ричарда Хюльзенбека, Самуэля Розенштока - французского и румынского поэта (еврея по национальности), больше известного широкой публике под псевдонимом немецкого и французского поэта, скульптора и художника Арп Жана, германо-французского художника Макса Эрнеста и Янко Марселя - израильского и румынского художника. Все эти знаменитые личности - яркие представители дадаизма в живописи, литературе, музыке и других сферах искусства.

Местом встреч, которое выбрала для себя эта группа творческих людей, стало «Кабаре Вольтер». Альманах, выпущенный дадаистами того времени, носит название этого заведения.

Несмотря на то, что вышеперечисленные личности считаются основателями обсуждаемого нами течения, за несколько десятилетий до его основания известная на весь мир «школа фуизма», созданная художником Артуром Сапеком и писателем Альфонсом Але в конце девятнадцатого века, выдвигала художественные и музыкальные произведения, несущие в себе все основные позиции этого направления.

Большая часть богемы, работающей в стиле дадаизма, обосновалась во Франции и в Германии, где постепенно это течение слилось с авангардизмом и сюрреализмом.

Дадаизм в России получил известность благодаря известной Московской и Ростовской литературной группе Ничевке, но уже к концу своего существования.

К 1923 году это направление сменили более новые и соответствующие народным настроениям течения. Дадаисты переквалифицировались в экспрессионистов и сюрреалистов.

Дадаизм в живописи

Самым популярным видом творчества в этом стиле считается коллаж: многие художники, взяв за основу какой-нибудь подходящий материал, обклеивали его разнообразными кусочками разноцветной бумаги, ткани и других броских материалов.

Дадаизм в живописи носит футуристический и конструктивистский характер, где предпочтение отдается искусственно созданным механизированным предметам, нежели человеку и его душе.

Поклонники этого направления своим творчеством стараются уничтожить традиционный язык культуры в широком смысле этого слова.

Все представители дадаизма в живописи своими работами полностью отрицают все логичное, разрушают складывавшиеся веками духовные и социальные каноны, взамен выдвигая напоказ бессмысленные, смешные своей ареалистичностью и глупостью картины и коллажи. Однако они имеют большой успех, так как полностью соответствуют состоянию публики.

Нет более тесно связанного с литературой направления, чем дадаизм в живописи. Художники того времени часто оказывались по совместительству поэтами, что самым ярким образом отражалось на их произведениях в этих двух сферах (Р. Хаусман, Г. Арп, К. Швитерс, Ф. Пикабиа).

Как было сказано выше, особое влияние на будущих дадаистов оказала школа «фумизма».

Представители дадаизма почерпнули многое из работ художника Марселя Дюшана, работы носили авангардистскую направленность еще в начале его творчества.

Данный живописец в своих работах отдавал главную роль повседневным, ничем не примечательным предметам, что в какой-то мере - тоже дадаизм. Примеры его работ - это «Дробилка для шоколада №2» и «Колесо от велосипеда».

Своим творчеством художник, как и все дадаисты, высмеивает высшую цель и сверхзадачу в искусстве, призывая к художественной свободе и безумию.

Дадаизм в звуках музыки и в поэзии

Помимо картин, дадаисты захватили и другие области творчества. Они умудрялись объединить на одной выставке картины, громкую музыку, чтение литературных произведений и танцы.

Курт Швитерс - дадаист, ставший изобретателем звуковой поэзии, которую он называет «хорошими стихами». В такой форме литературного изложения переплетается рассказ с музыкой, например, шумом показывают боевое сражение в поэме. Такие стихи чаще всего несли в себе смысл с антивоенной и атибуржуазной подоплекой. Поэты высмеивали в них власти и сложившиеся моральные устои.

Также часто публике предлагали поэтические произведения, которые рассказывались не словами и фразами, а состояли из набора звуков, букв, крика, а также громкой музыки.

Дадаизм - это также и музыка, принесенная такими известными личностями, как: Френсис Пикебия, Жорж Рибемон-Десей, Эрвин Шулхофф, Ханс Хеуссер, Альберт Севино, Эрик Сати. Их композиции носили шумовой характер и показывали животную сущность общества, что было не всегда понятно простому обывателю.

Танцы в этом направлении тоже не отличались набором плавных и связанных движений, а костюмы танцовщиц шились в стиле зигзаг-кубизм, что не добавляло им эстетичности.

Дадаисты, устав от национальной розни, которую принесла война, мечтали объединить творчество народов мира в одно целое. Излюбленными направлениями в «Кабаре Вольтер», казавшимися богеме наиболее близкими к природе, были: африканская музыка, джаз и игра на балалайке.

Искусство в Германии

В Германии дадаизм - это, прежде всего, политический протест, выраженный через такое в чем-то даже андеграундное искусство.

Художественные группы этой страны не так яро отвергали смысловую нагрузку творчества, как это делали представители этого стиля в других государствах. Здесь дадаизм имел скорее политическо-социальный характер и показывал всю горечь народа, вызванную войной и ее последствиями в виде разоренной и неспособной подняться с колен страны.

Также немецкие дадаисты Х. Хенча и Г. Гросс в своих произведениях выразили сочувствие России, находящейся в то время в состоянии революции.

Дадаизм в 20 веке все же принес значимый вклад в искусство, когда Гросс, Хартфилд, Хеч и Хаусман развили фотомонтаж, а также выпустили ряд политических журналов.

Летом 1920 года в честь окончания войны вышеперечисленная интеллигенция организует ярмарку дадаистов, куда съезжается богема со всего мира.

Именно в Германии был усовершенствован коллаж, так как в симбиозе с кубизмом на нем появились элементы фотомонтажа.

Помимо работ в направлении живописи, Хусман вносит заметную лепту в литературное творчество, представляя публике несколько «абстрактных» стихотворений, состоящих просто их набора звуков и напоминающих шаманское шипение.

Родителями дадаистского кино считают Рихтера и Эгеленга.

Во Франции

Дадаизм в искусстве получил особо радикальное выражение во Франции, так как его зарождение там началось еще до появления названия этого течения.

Преддадаистскими работами известны такие личности, как Дюшан, Пикабиа и «поэт боксер» - Караван.

Последний выпустил журнал «Немедленно», где оскорблял знаменитостей и делал обзоры, включающие в себя придуманные рассказы.

Именно там проживал основоположник дадаизма Тристан Тцана.

Париж считается кладезем авангардизма того времени. Пикассо и Кото создали скандальный балет, не вписывающийся в понятие классических ценностей. В этой стране постоянно проводились дадаистские демонстрации, манифесты, выставки и выпускалось множество журналов.

Дюшан выпускает переделанные известные картины классиков. Настоящим шедевром дадаизма считается Джоконда с пририсованными усиками, которая получает название «Ей невтерпеж аж жжет».

Эрнест, создавая свои картины, применяет фрагменты старинных гравюр. Он рисует понятные всем изображения, однако они перенасыщены черным юмором.

Тцана вынес на суд широкой публики драматическое произведение «Газовое Сердце», которое в 1923 году вызывает бунт внутри объединения «Дада», и требует раскола течения с последующим образованием сюрреализма.

В 1924 году Тцана последний раз представляет трагедию «Носовой платок облаков».

Дадаизм в Нью-Йорке

Второй родиной течения считается Нью-Йорк, который стал убежищем для огромного количества неугодных властям других стран художников.

Марсель Дюшан, Френсис Пикабиа, Беатрис Вуд и Манн Рей стали сердцем дадаизма Соединенных Штатов Америки, вскоре к ним присоединился Артур Кревен, уклоняющийся от призыва в армию Франции. Они выставляли свое творчество в галерее Альфреда Штиглица и в доме супругов Аренсбергов.

Нью-Йоркские дадаисты не организовывали манифестов, они высказывали свое мнение через такие публикации, как «Слепой» и «Нью-Йоркский дадаизм», где они критикуют традиции, одобряемые музеями.

Американский дадаизм резко отличался от европейского, он не нес в себе политического протеста, а основывался на юморе.

В 1917 году Дюшан выставил на обозрение художников писсуар, на который приклеил табличку с надписью «Фонтан», что привело в шок всех собравшихся. Возбраняемая в те времена скульптура сейчас считается памятником модернизма.

Из-за отъезда Дюшана компания знаменитых дадаистов распалась.

В Нидерландах

В Нидерландах самым известным дадаистом стал Тео Ван Десбург, который выпустил журнал под названием «Де Стижль». Страницы этого издания он заполнял произведениями известных приверженцев авангардистского стиля.

Вместе со своим друзьями Штирвесом и Вилмосом Хусзаром, а также с супругой Нели Ван Дисберг он создал голландскую компанию дадаизма.

После смерти Дисберга было обнаружено, что в своем журнале он печатал и стихи собственного сочинения, правда, под псевдонимом И. К. Бонсет.

Последствия дадаизма

К концу 1924 года дадаизм как отдельное перестал существовать. Он слился с сюрреализмом и социальным реализмом во Франции и с модернизмом в Германии. Это возникшее в период народного отчаяния течение многие эксперты справедливо называют предвестником постмодернизма.

Во время Второй Мировой войны большая часть художников-дадаистов переехала в Соединенные Штаты Америки.

Адольф Гитлер, признавая только свои идеалы, считал искусство «Дада» выродившимся, оскверняющим истинные (на его взгляд) ценности и недостойным существования стилем, поэтому он преследовал и сажал в концлагеря художников, творивших в этом направлении. Основная масса попавших в немецкие лагеря художников имела еврейские корни, в связи с чем люди были подвержены ужасным пыткам и погибли.

Отголоски дадаизма и сейчас проявляются в антихудожественных и политических группах богемы, например, "Общество Неблагозвучия". Также популярная группа "Чамбоэмба" по праву называет себя последователем дадаизма.

Некоторые писатели считают Ленина участником клуба дадаистов, так как он участвовал в балалаечном оркестре, который пришелся по душе собравшимся в «Кабаре Вольтер», а также он некоторое время жил неподалеку от здания, где собирались представители этого течения.

Периодически известные музеи организуют выставки работ дадаистской направленности. Такая выставка прошла в 2006 году в Музее современного искусства, находящемся в Париже, в Вашингтоне, в Национальной художественной галерее и в Центре в Париже. Показы работ в стиле «дадаизм» - это дань памяти художникам, погибшим во времена нацистской Германии.

Итак, давайте вкратце резюмируем, что это за течение, и определим основные его позиции.

В этой статье мы с вами разобрались, что такое стиль «дада» и в связи с чем он возник, расшифровали его название, поговорили о его основателях, выяснили отличия дадаизма в разных странах и просмотрели основные его позиции в музыке, литературе, живописи, кино, танцах и архитектуре.

Надеемся, мы смогли ответить на все интересующие вас вопросы.

Искусство многогранно. На протяжении многих веков люди стараются выразить свой внутренний мир, передавая его особенности через искусство. Создавались разные направления, которые характеризовались какими-то присущими только им чертами.

Всем известный модернизм, которым определялось почти все искусство XX века, включал в себя и дадаизм. Западная Европа оказалось местом рождения этого направления. Именно Швейцария, Франция и Германия - вот страны, которые имеют прямое отношение к возникновению дадаизма в начале XX века. В 1916 году основоположником дадаизма стал Т. Тцара. К нему присоединились такие известные в то время личности как Х. Балль, Г. Арп, Р. Гюльзенбек и другие.

Сущность дадаизма

Само слово «дадаизм» имеет основу: dada переводится как лошадка. Однако есть и другой подход к определению названия нового направления в модернизме. Бессвязный детский лепет - вот так можно охарактеризовать дадаизм в переносном смысле. Новое направление в искусстве решил назвать Тристан Тцара. И не сразу его единомышленники приняли такое название. Но по истечении времени дадаизм четко стал определять выражение мыслей определенного круга людей, постепенно создавая общественное понимание развития современного искусства.

По мышлению дадаистов можно охарактеризовать как абсолютные нигилисты. Основной причиной возникновения модернистского направления стала. Первая мировая война. Воспоминания о страшной бойне явились благодатной почвой для рождения дадаизма. Из общей толпы выделилась группа людей, которая была против воспевания святости войны. Они не желали вставать на сторону «вояк».

Дадаисты выставляли напоказ свое отношение к устоям морали, религии, красоты и разума. Традиции во всех этих областях для них ничего не стояли. Последователи дадаизма своими скандальными постановками в театрах стремились изменить существующие на тот момент взгляды на искусство. Все, кто считал себя дадаистом, участвовали в выпуске манифестов и журнала под названием «Кабаре Вольтер». Таким образом, единомышленники-дадаисты пытались выразить свое понимание существовавшего на тот момент искусства.

Абсолютные и политические дадаисты

Спустя всего 3 года с момента основания нового модернистского течения, из основного состава выделились некоторые представители дадаистского направления, в число которых вошли А. Бретон, П. Элюар, Л.Арагон и другие. Они стали назвать себя абсолютными дадаистами. Выпуская различные литературные журналы, они пытались донести до общества свое понимание творчества человечества. Абсолютным дадаистам казалось, что искусство не должно выполнять социальных функций.

Германия также не осталась в стороне, так как именно здесь родился подвид дадаизма - политические дадаисты. В эту группу вошли Р. Хаусман, Р. Гюльзенберг, В. Меринг, которые были против угрозы войны, не считали нужным следовать канонам буржуазного общества. Кстати, такое отношение к искусству, как нежелание видеть в творчестве людей буржуазного мышления, явилось причиной отрицания искусства, а также его художественной сущности и образного выражения.

Значение дадаизма

Макс Эрнст был также одним из основателей дадаизма в Германии. Немецкие дадаисты-неполитики более умеренно выражали свои мысли. Примером тому служит картина М. Эрнста «Император Убу». Именно таким образом выражалось сочетание вещей и людей. Можно сказать, что подобные произведения художников группа «Дада» стали лучом солнца в живописи начала XX века. Протест против настоящего и прошлого - вот характерная особенность рождения дадаистского направления. А ведь искусством дадаистов интересовались Поль Элюар, Пабло Пикассо и другие не мене известные представители творческой богемы.

Дадаизм как любое другое направление модернизма основывалось на новых пониманиях целей искусства. Дадаисты использовали в своем творчестве случайные процессы, фотомонтаж, импровизацию, делая свои произведения непонятными простому народу. Однако основатели дадаизма нащупали основу новых веяний в искусстве того времени. Именно дадаисты стали первыми, кто изображал предметы быта как объекты искусства.

Дадаизм в живописи

Живописи в первую очередь коснулась рука дадаистов. Именно в ней последователи нового направлении модернизма выражали все свои мысли, изображая на холсте довольно шокирующие сюжеты. Шок вызывает несовместимость отдельных частей картины. Сюжет закручен, кажется, что художник нарисовал ребус, в котором зашифровано отношение дадаиста к окружающему миру.

Живописцев-дадаистов возглавил М. Дюшан, который изъявлял желание внедрять в существовавшую тогда художественную культуру какие-то обыденные с точки зрения простого человека вещи. Например, велосипед или колесо от того же велосипеда. Его стремление очевидно - стереть грань между жизнью и искусством. Вместе с Франсисом Пикабиа они пытались шокировать весь мир. Их сущность высвободилась на американской земле, где расцветал в начале 20 века авангардизм. Скандал был вызван известным в истории искусства фактом: М.Дюшан пытался показать на выставке писсуар с говорящим названием «Фонтан». А картина “LHOOQ” вообще представляет прямую насмешку над классическим искусством в живописи. У Моны Лизы пририсованы были усы.

Дадаизм - основа новых течений в искусстве

Уже в 1922 году дадаизм прекратил свое существование. Его поглотило другое направление в искусстве - сюрреализм. Можно сказать, что дадаизм явился основой для более глубокого развития абстракционизма. Ведь многие последователи данного модернистского направления стали впоследствии именно авангардистами. Такое развитие не сложно было бы предположить. Ведь сюжеты картин прямо говорят об изображении абстрактных образов.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Это течение зародилось в 1916 году и просуществовало до 1922 года. Его основоположником стал румынский и французский поэт Тристан Тцара. Дадаизм стал течением, отражающим бессмысленность существования, иррациональность и отсутствие логичности. Зарождение жанра связывается с последствиями Первой Мировой войны, оказавшей большое влияние на внешнюю политику и буквально перевернувшую жизненный уклад миллионов людей. Слово «дада», выбранное Тцара для нового искусства, имело различные на языках мира, также оно могло передавать детский лепет, а в и румынском языках выражало утверждение. Таким образом, в слове «дада» каждый видел свое , а кто-то и не замечал его вовсе. В этом и заключалась вся суть нового жанра. По канонам дадаизма, любая логика и рациональность - это путь к и разрушению. поэтому они отказывались от каких-либо принципов и рушили все каноны. Основными изобразительными произведениями дадаистов были бессмысленные чертежи, абстрактные коллажи, всевозможные каракули. В поэзии дадаизм выразился в замене слов бессвязными буквенными сочетаниями. В течение нескольких лет дадаизм был очень популярен в Швейцарии, Германии, Франции, США, Японии и Великобритании. Но после 1922 года его популярность стала неуклонно снижаться, и вскоре дадаизм исчез совсем.
Дадаизм породил несколько новых течений - сюрреализм, абстракционизм, примитивизм и экспрессионизм.

Известные дадаисты

Основатель течения Тристан Тцара писал стихи на румынском и французском . Его произведения - это чистый дадаизм. В них практически нет смысла, а абсурдно. Сюжет строится на чередовании метафоричных образов, но, в отличие от футуризма, стихотворения имеют синтаксический и логический смысл. Сподвижник Тцара Марсель Янко также был выходцем из Румынии. Янко работал художником и архитектором. Он создавал яркие полотна с нагромождением геометрических форм и абстрактными персонажами. Янко пытался популяризировать дадаизм во Франции, но получил достаточно холодный прием со стороны критиков.
Многие дадаисты использовали в своих произведениях острые политические высказывания.

Художник и поэт Жан Арп также стоял у истоков дадаизма. В своих картинах он использовал биоморфные силуэты, навеянные формами , а также яркие цветовые пятна. Стихотворения Арпа лишены логического смысла, но очень эмоциональны. Французский и американский художник Марсель Дюшан активно участвовал в дадаистских акциях и перфомансах. Он любил перевоплощаться в различные образы, в том числе и . Произведения Дюшана рождались из готовых вещей. Например, писсуар с написанной на нем датой и автографом, он представил как скульптуру «Фонтан».