Какие бывают режиссеры. Наиболее известные вузы. Отзывы о профессии

Режиссура – это разновидность творческой деятельности, с помощью которой создаются кинематограф, театральное действие и эстрадные номера. Режиссура сложный вид деятельности, но очень интересный. В основе связующего звена между актером и главным автором стоит режиссер. Он играет роль «переводчика», истолковывая авторскую работу по-своему, переводя ее на язык кинематографа или спектакля.

Слово режиссер переводится как «управляющий». Профессия режиссера выполняет важную миссию в искусстве. Это творческий человек, руководитель и организатор постановки кинематографического или зрелищного замысла. Режиссер из сценария создает новую действительность, задействовав участников творческого процесса: актерского состава, художников, костюмеров, композитора.

Работа режиссера включает в себя работу:

  • Администратора. Режиссер – администратор ставит спектакли, следит за порядком и выполнением поставленных задач.
  • Постановщика. Сюда входит работа с актером, декоратором, костюмером и другими рабочими;
  • Литератора. Следит за проведением спектакля по намеченной литературной траектории.
  • Художника. Режиссером – художником создается своя оригинальная художественная связка пьесы;
  • Учителя. Режиссер он же учитель, который наставляет, обучает, воспитывает актеров.

Во времена Станиславского К. С. режиссура выглядела иначе, не так, как сейчас. Спектакли в театре проходили самостоятельно, игра актером выполнялась без вмешательства со стороны как он понимал роль, так и исполнял ее. Работа режиссера заключалась только в распределение ролей, расстановки и передвижение персонажей на сцене. Большего он себе позволить не мог, оставляя все на усмотрение актера.

Именно Станиславский К. С. внес огромный вклад в развитие режиссуры как профессии, определил ее функции:

  • изучение и понимание спектакля;
  • нахождение нужного зрелищного эффекта;
  • подчинение участников съемок режиссерскому замыслу.

Необходимый этап в формировании плодотворной рабочей атмосферы состоит из взаимодействия режиссера с актером. В идеале отношения между участниками съемочного процесса должны быть доверительными и дружескими, но не всегда так получается. Многое зависит от отношения руководства к подчиненным. Режиссеры пытаются привлечь к работе тех актеров, с которыми им нравится и удобно работать. Атмосфера на площадке и сложившиеся отношения участников съемки влияют на конечный результат работы.

Выразительные средства режиссуры включают в себя:

  • Актерское искусство.

Игра актера представляет собой искусство создания образов, попытку выразить жизнь на сцене перед зрителями или на экране телевидения. Цель его работы воздействие на зрителей и получение реакции. Каждый раз для выступления актер перевоплощается в другого человека, его игра должна быть эмоциональной и естественной.

  • Мизансцена.

Мизансценой называют размещение актеров во время спектакля на сцене. Она важный компонент режиссерского творчества и замысла. От особенности расположения мизансцены зависит направление стиля и жанра выступления. Игра актера обязана ей соответствовать.

Мизансцена соответствует ряду требований:

  • Нести выразительное содержание сцены или эпизода, заострять внимание на игре актера, фиксировать замысел режиссера.
  • Учитывать взаимоотношение на сцене, конфликт, внутренние переживания и эмоции персонажей.
  • Содержать сценическую выразительность, натуральность,

реалистичность.

  • Темпоритм.

Темпоритм состоит из скорости темпа и частоты ритма. Понятие темпоритм, как выразительное средство режиссуры ввел в обиход К. С. Станиславский. Его принято разделять на внешний и внутренний.

Темп представляет собой часть ритма, характеризующий его рисунок. Ритм является связующим звеном между движением и остановками во времени, ритмичное чередование движений, звука, чувства.

Темпоритм, как и другие средства режиссуры, помогает реализовать замысел режиссера посредством актерской игры. Они тесно связаны друг с другом и взаимно дополняются. Правильно подобранный темпоритм вызывает ответные эмоции и чувства у зрителей.

  • Атмосфера.

Атмосфера в режиссуре служит средой обитания образа. Она состоит из ритма, звуков, освещения и т. д. Атмосфера на сцене вытекает из действия, происходящего перед аудиторией, местоположения, времени. Она состоит из выразительных средств и создается главным событием на сцене.

Событийный ряд

Любое художественное произведение включает в себя событие. Событием называется поступок персонажа или действия, которое наполнено смыслом, обладает эмоциональной окраской и постепенно перетекать в ряд событий. Событийный ряд необходим для лаконичного интересного построения произведения, включает в себя борьбу персонажей и цепь действий.

Событийный ряд делится на следующие этапы:

  • Исходное событие начинается с конфликта, в котором задействованы персонажи и включает в себя особенности стилистического авторского текста.
  • Основное событие развивается вместе с действием композиции, обладает неординарным характером и включает элементы событий, развивающих конфликт для поддержания напряжения у зрителей.
  • Центральное событие, несет центральное положение, способное поменять ход конфликта и развязку произведения. Точное центральное событие находит главную идею и замысел жанра. Дальше происходит замена его на главное.
  • Главное событие представляет собой развязку, содержащую и раскрывающую режиссерский замысел. Здесь происходит решение поставленных задач, определение жанра произведения.
  • В финальном происходит подведение итогов работы и поставленных задач.

Режиссерский замысел

Режиссерская работа предполагает объединение творческих элементов в одно целое для создания интересного целостного произведения. Такого результата добиваются с помощью режиссерского замысла. Режиссерский замысел является необходимой частью проекта и состоит из следующих элементов:

  • Тема.

Определение темы произведения одна из главных задач в работе режиссера. Ее нахождение помогает определить художественное изображение и воспроизведение в режиссуре. Найденная тема обязана ответить на вопрос: «О чем?».

Тема не бывает одна, каждый герой несет свою мысль и часть игры. Только главная тема состоит из компонентов и элементов произведения, определяет идею. Случается и так, что режиссером тема не определяется, но это редкое явление. Главная тема представляет собой проблему, борьбу между героями, предмет в произведении, с помощью которого происходит дальнейшее разворачивание событий.

  • Идея.

Идея несет главную мысль художественного произведения, то, для чего оно было написано. Только уловив мысль произведения, режиссер понимает смысл картины. Идея в режиссуре имеет эмоциональный характер и не связана с моралью. Тема несет только конкретику в произведении, идея же, как яркая живая реальность. Она субъективная сторона – тема объективная. Идея – это заключительная мысль автора о произведении.

  • Сверхзадача.

Сверхзадача в работе режиссера играет главную роль, притягивает и объединяет остальные задачи. Сверхзадача дает ответ на вопрос: «Для чего?». Она зазывает зрителя идеей. Сверхзадача - это точка зрения режиссера на произведение, замысел и главная цель.

Действия в пьесе, игра актеров, другие второстепенные цели и творческие замыслы, все стремятся к ее достижению. Все в режиссуре с ней взаимосвязано и зависит от нее. Любой элемент творчества выглядит лишним и неуместным, если сверхзадача с ним не связана.

Сверхзадача обязана дополнять идеи автора, добиваться обратной связи от зрителя и вызывать живые, а не формальные чувства и эмоции. Но, с другой стороны, она представляет собой некую режиссерскую тайну, которую надо правильно отгадать и растолковать.

В режиссуре идея и сверхзадача содержат одну цель, разница заключается в терминологии. Для литературных произведений применяется идея, а для режиссуры сверхзадача. Сверхзадача не может быть сыграна, она только выделяет характер номера.

Режиссерский анализ пьесы «На дне»

В качестве примера рассмотрим режиссерский анализ пьесы М. Горького «На дне».

  • Исходное событие – главные герои, потеряв кров, оказываются в ночлежке, в которой и происходят основные действия пьесы «На дне».
  • Основным событием является появление Луки, вызывающее надежду в сердцах обитателей трущобы на лучшую жизнь.
  • Центральное – гибель Анны, которой Лука предрек спасение и покой после смерти. Далее происходит конфликт между главными героями, переходящее в главное событие – драку и исчезновение Луки.
  • Финальным событием пьесы «На дне» является самоубийство Сатина.
  • Сверхзадача автора проявляется в борьбе веры и безверия главных героев. В пьесе «На дне» Максим Горький пытался донести до зрителей свой главный замысел работы – во что человек верит, то и получит в итоге.

Сценарные основы режиссуры. Понятие экспликации

Сценарный ход в режиссуре появляется строго после определения темы и идеи. Сценарно режиссерские основы являются связующим звеном элементов сценария и ведут к определению сверхзадачи.

Сценарный ход имеет следующие виды:

  • Хронология. Сохранение последовательности сюжета как в реальной жизни.
  • Ретроспективность. Сюжет строится в обратной последовательности, от конца к началу.
  • Сюжет. Произведение строится на основании известного сюжетного замысла.
  • Игра. Игра применяется как основное развитие сюжета.
  • Образность. Использование одного понятия, состоящего из нескольких значений.
  • Предметная игра или трансформация вещи. Используется игра разностороннего образа или предмета.

В режиссуре также существует понятие экспликации. Это создание плана будущей работы режиссера. Она создается в свободной форме и имеет индивидуальный характер. В экспликации расписываются мысли режиссера о спектакле, игра актеров, подробный план мизансцен, стиль и жанр спектакля.

В экспликации даются ответы на вопросы: «Что ставлю?» и «Как ставлю?». Режиссер выражает эмоции и чувства о произведении на бумаге. Излагает мысли грамотно и просто. От правильно написанной экспликации зависит дальнейшее достижение поставленных целей.

Режиссерский замысел эстрадного номера

Вклад режиссера в сценарий номера носит неодинаковый характер и зависит от жанра произведения. Постановка номера речевого жанра, на основе песни или куплета начинается с музыкального или авторского текста. Очень часто режиссер не останавливается на разработке текста или музыкального материала, написанного автором, а сам создает сценарии.

Режиссер может и совместно с автором трудится над текстом, тогда он будет называться соавтором. Такой вариант чаще всего используется в написании сцены речевого жанра. А драматургические, вокально – эстрадные, цирковые номера создаются в основном режиссером. При работе над драматургией и осуществления своего замысла режиссер на первый план поставит свои идеи и только потом индивидуальность актера.

Номера эстрадного жанра принято разделять на следующие типы:

  • Жанр, содержащий авторское начало. Сюда входит речевой жанр и песня, содержащие текст и музыкальное сопровождение.
  • Жанр, без авторского текста. Это эстрадные танцы, в которых не предполагается присутствие текста.

Номера на основе речевого жанра, предполагают наличие режиссерского приема и решения, которые исходят из авторского текста. Из его содержания режиссер отвечает на вопрос: «Что случилось?».

Режиссура документального фильма и телевидения

Режиссура кино и телевидения завоевала большую популярность в мире. Интерес зрителей к передаче на телевидение зависит от качества картинки и правильно построенного сюжета. На режиссере лежит ответственность за манеру и подачу материала, его разновидности, объемы и сюжет. Только он определяет аудиторию на телевидение, а также когда и как она получит отснятый материал.

Режиссура телевидения отличается от кино продолжительностью работы. Особенности кино заключаются в затрате большего количества времени, требует проведение анализа и придумывание дополнительных деталей в ходе работы. От режиссера необходима только скорость подачи и точность.

Режиссура кино и телевидения предполагает использование экспериментов и импровизации, но только при необходимости. На режиссера возлагаются большие надежды, он должен уметь объединить всех присутствующих на съемочной площадке людей.

Качества, которыми должен обладать режиссер кино и телевидения:

  • опыт в работе и оригинальность;
  • способность к поиску нового, открытость к экспериментам;
  • коммуникабельность;
  • быть готовым к разъездам;
  • уметь подавлять конфликты и улаживать споры.

Сложнее и многограннее выглядит режиссура документального кино. Здесь не обязательно присутствие сценария и актеров. Документальное кино создается жизнью. Режиссер такого кино должен уметь выделять удивительные вещи, находящиеся вокруг нас, затрагивать и раскрывать в сюжете наболевшие вопросы, которые вызовут сильные эмоции у зрителя.

Режиссура массовых представлений

Режиссура массовых представлений заключается в работе с большим количеством актеров, сцен и во многом зависит от организаторских способностей и предусмотрительности режиссера. Для получения зрительского одобрения режиссура представлений и праздников требует быстрого развития событий на сцене, интересную динамику действия в представлении.

Такой вид работы ориентирован только на зрителя, поэтому старается ему угодить и понравится. Привередливый зритель на празднике или в театре требует помимо зрелища напряжения при просмотре. Скучный и монотонный номер не вызовет у него и капли внимания. Поэтому режиссеру массовых представлений нужно каждый раз проявлять весь свой талант и опыт.

Режиссура театрализованных представлений и праздников предполагает наличие следующих навыков режиссера:

  • педагогические и организаторские способности, управление людьми;
  • знать технологию процесса постановки (звук, свет, графика);
  • владеть актерским мастерством, методами анализа произведений;
  • владеть навыкам монтажа;
  • писать сценарий и строить на его основе номер или концерт.

Для качественной режиссуры театрализованного номера необходима масштабность представления и присутствие сильной идеи. От нее зависит успех всего мероприятия.

Режиссура в педагогике

Работы по актерскому мастерству и основы режиссуры помимо актеров и режиссеров изучают еще педагоги, политические деятели, работники юриспруденции, а также все люди, чья профессия обязывает знать особенности общения и межличностных отношений. Особенно такие знания пригодятся учителям для наиболее качественного проведения урока. Учитель должен знать психологические особенности детей, периодически проверять интеллектуальные способности, внимательность, память, концентрацию своих учеников.

Чтобы проведение урока было максимально продуктивным учителю необходимо соблюдать и применять на практике следующие правила:

  • придерживаться психологического режима;
  • знать основы психологии;
  • уметь подмечать настроение и переживания учеников по выражению лица;
  • уметь привлекать внимание;
  • знать правила экспликации;
  • уметь вызывать интерес к теме во время урока.

Главным аспектом любой творческой работы является правильно распределенное время и поддерживание рабочего плана. Поэтому учителя должны учитывать такие моменты и укладываться в отведенное для урока время. Если этого не происходит, следует изменить режиссерско-педагогическую систему и план действий.

Занятие - это тот же только немного измененный спектакль, учитель выступает в роли режиссера, руководя процессом, составляя план действий и экспликации урока.

Из научной литературы учителям для урока и повышения знаний актерского мастерства помогут книги Ершова А. П., Букатова В. М. «Режиссура урока, общения и поведения учителя» и «Режиссура как практическая психология» Ершова П. М. А также «Основы режиссуры» Карп В. И.

Книга «Режиссура как практическая психология» служит переводом специализированной литературы по режиссуре на простой язык. Использование режиссерских и актерских идей поможет учителям повысить интерес и внимание учеников во время занятий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВОРОНЕЖСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ

Доклад

По предмету: Основы режиссуры КДП

на тему: Режиссура, понятие и сущность.

Выполнил студент 1 курса

МСКД Сахарова И.С.

Проверил: Бухарова О.В.

Бобров 2017

Введение

Основы режиссуры

Система Станиславского

Заключение

Введение

В буквальном смысле слово "режиссер" (от французского глагола "управлять") - это распорядитель. В середине прошлого века понятие "режиссер" большего и не предполагало. Пьесу разучивали и разыгрывали артисты, режиссер же следил, чтобы костюмы, реквизиторы, гримеры, осветители хорошо и вовремя обслуживали артистов. Толковый словарь В.И. Даля гласит: "Режиссер - управляющий актерами, назначающий, что давать и что ставить, назначающий на роли". Режиссер - от латинского "управляю", профессия режиссер - профессия XX века. До этого подобной специальности не знала ни одна эпоха. Хотя театр испокон веков, еще с античных времен, был управляем: всегда кто-то стоял во главе его, всегда кто-то направлял его жизнь. В словаре Брокгауза и Ефрона (1699 г.) есть следующее определение понятия "режиссер": "Режиссер - лицо, руководящее актерами, играющее представлениями, определяющее репертуар, распределяющее роли, ведающее костюмами, декорациями".

На русской сцене эпоха режиссера всерьез началась в 1898 г., когда актер-любитель Станиславский и литератор Немирович-Данченко решили создать художественный общедоступный театр. О встрече этих двух людей в "Славянском базаре" сейчас знает весь мир. Но история русского театра начинается гораздо раньше. В XIX веке Гоголь и Островский закладывали на сцене (русской) основы режиссерского искусства, которое продолжили К. С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко.

Дело драматурга - написать хорошую пьесу, дело актера - хорошо исполнить роль в этой пьесе, а уж дело режиссера - хорошо поставить ее. Ведь профессия режиссера - смелая профессиональная во всех отношениях постановка спектакля. При художественной одаренности, при организаторском таланте всеобъемлющий ум дает право режиссеру занять первое место во главе театра.

Основы режиссуры

Режиссура в современном понимании - как личностное творчество, стала интенсивно формироваться в европейском театре лишь в 15-16 веках. Важную роль в этом отношении сыграло возникновение сценической коробки - перенесение театральных представлений с уличных, площадных, ярмарочных подмостков в закрытое помещение дворца, а затем - в специально построенные здания. Стал тщательно разрабатываться зримый фон представлений, что вызвало к жизни знаменательную для европейского театра 17-19 веков фигуру художника-декоратора, в той или иной мере выполнявшего функцию режиссера-постановщика.

Словарь Эфрона и Брокгауза еще в 90-х годах 19 века определял профессию режиссера следующим образом: "...В наше время автор хотя и присутствует на репетициях, но уже не имеет больше надобности, заботится о деталях постановки; это - забота режиссера, от которого требуется не только основательное знание сцены, литературы и археологии, но еще много такта и умения ладить с артистами". Главное в этой статье - это выделение режиссуры в отдельную профессию и интерес к этой профессии.

Все это подготовило театр к гигантскому скачку, который он совершил во второй половине 19 века, отмеченного деятельностью Р. Вагнера и Л. Кронега в Мейнингенском театре и завершившегося своеобразной революцией в сценическом искусстве на рубеже 19 и 20 веков, когда режиссеры повсеместно стали творческими руководителями театральных коллективов. Это явление знаменовалось появлением целой плеяды "великих", определивших облик режиссерской профессии на много лет вперед: в России - К. Станиславского, Вс. Мейерхольда, А. Таирова, Е. Вахтангова; во Франции - А. Антуана, Ж. Капо; в Германии - М. Рейнгардта; В Англии - Г. Крэга. Возникла режиссура, как самостоятельный вид творческой деятельности.

Существует немало формулировок определяющих смысл профессии Режиссер. От "режиссура - это образ жизни", до "режиссер - это человек, который мыслит пространством". Но при этом возникает как бы много разных режиссерских профессий: режиссер драмы, оперный режиссер, балетмейстер, режиссер музыкально-драматического театра, режиссер пантомимы, режиссер цирка, режиссер кино (художественного, документального, научно-популярного, мультипликационного), режиссер телевидения, режиссер-постановщик и т.д. и т.п. Однако при здравом размышлении очень скоро приходишь к выводу, что есть лишь одна режиссерская профессия - Режиссер, а весь вышеперечисленный абсурд связан лишь с разницей технологий в различных пространственно-временных видах искусств. Очень грубо можно сказать, что режиссер, специалист, осуществляющий свой творческий замысел с помощью специфических средств своей профессии, и реализует его во времени и пространстве, создавая произведения пространственно-временных видов искусств. Таким образом, творчество режиссера состоит, как бы из двух основных этапов: замысла и реализации (постановки).

Замысел - это исходное представление режиссера о его будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс.

План, заявка, набросок, экспликация - вот наиболее распространенные формы фиксации замысла. Некоторые режиссеры очень развернуто расписывают на бумаге свой замысел, стараясь как можно точнее его конкретизировать (французскому режиссеру Рене Клеру принадлежит фраза: "Мой фильм уже готов - его осталось только снять"). Другие же режиссеры, например Микельанджелло Антонионни, стараются не конкретизировать замысел до начала работы на площадке.

В реализации же замысла режиссера главенствует изобразительность, - т.е. воспроизведение средствами режиссуры внешнего чувственно-конкретного образа действительности.

Однако, несмотря на все значение подготовительной работы, замысла, все же основной момент творчества режиссера приходится на работу на площадке (репетиционный период в театре, съемочный период в кино и на ТV). И как бы не подготовился режиссер к работе, на этом этапе его творчество всегда носит импровизационный характер.

Импровизация - это творческий сиюминутный акт создания художественного произведения, фантазия на заданную тему. Именно в процессе импровизации наиболее отчетливо проявляются черты творческой индивидуальности режиссера.

От режиссера требуется творческая индивидуальность, неповторимое своеобразие личности, придающее уникальный характер результатам его творчества. Объем и достоинство созданного режиссером, или того, что он способен создать определяется тем, что он представляет собой, как индивидуальность. Режиссура - по самой своей природе созидательно-творческая, авторская, "драматургическая" деятельность. Только творческая индивидуальность в искусстве обладает интуицией - способностью непосредственно усмотреть скрытый целостный смысл в явлениях действительности, этим ""бессознательным, инстинктивно-образным принципом и стимулом творчества". (Бергсон). Только индивидуальность в искусстве способна создать свою художественную концепцию - образную интерпретацию жизни, ее проблем. Концепция объемлет как все творчество режиссера, так и каждое его отдельное произведение, заключает в себе некую смысловую его доминанту.

Для реализации своего замысла режиссер пользуется целым комплексом изобразительно-выразительных средств, т. е. системой исторически сложившихся материальных средств и приемов создания художественных образов. В своей конкретной совокупности и взаимосвязи изобразительно-выразительные средства образуют художественную форму произведения искусства, воплощающую его содержание. В качестве элементов художественной формы изобразительно-выразительные средства имеют технико-конструктивное, композиционно-структурное значение и вместе с тем являются носителями образного смысла.

Богатство и образность изобразительно-выразительных средств показатель художественности произведения искусства. Как правило, чем сложнее концепция произведения, тем более изощренные изобразительно-выразительные средства использует режиссер. Вершины сложности они достигают в так называемом интеллектуальном, элитарном искусстве.

Интеллектуализм в искусстве режиссуры - это особый тип, манера, форма, концептуально-философский склад художественного мышления, в котором мир предстает, как драма идей, персонажи которого олицетворяют и своими действиями передают, (разыгрывают в лицах) мысли автора, выражают различные стороны его художественной концепции. Интеллектуализм в искусстве обычно связан с использованием, так называемой параболической мысли, включением в произведение притчи или иных вставных элементов, которые казалось бы, далеки от обсуждаемых в нем проблем. Однако отход от этих проблем происходит не по прямой, а по параболе, которая как бы вновь возвращает отошедшую в сторону мысль к проблеме. Таким образом, философичность становится не только содержанием, но и структурой художественного произведения, изменяя сам его тип: спектакль-концепция, балет-концепция, фильм-концепция. Произведение становится носителем художественной информации.

Художественная информация раскрывает специфику художественного сообщения, которая состоит в том, что оно оказывает эмоциональное воздействие, не передается стандартными нормализованными языками, а представляет собой систему индивидуализированных художественных образов. Нередко объединяя различную художественную информацию в единое целое, режиссер использует метод коллажа, то есть включения с помощью монтажа, в произведение искусства разнородных объектов или тем, для усиления общего идейно-эстетического воздействия. К этому методу обращались Бертольд Брехт и Евгений Вахтангов, Юрий Любимов и Эрвин Пискатор, Федерико Феллини и Андрей Тарковский.

Коллаж есть организация изобразительно-выразительных средств по параболическому принципу, и является структурной основой интеллектуализма в режиссуре, обеспечивающей многочисленные смысловые параллели и контрасты. Он оперирует всевозможными сближениями, аналогиями, вариациями, повторами, играющими подчас роль лейтмотивов. Монтируя эпизоды, кадры, мизансцены, реплики режиссер создает зримый интеллектуальный коллаж, несущий в себе художественно-образную информацию. Монтаж, организация материала, это и есть труд режиссера, его способ существования в искусстве.

Режиссер как создатель ролей осуществляет свою творческую волю не в собственных, им самим создаваемых материально-изобразительных средствах, а через творчество актера, сливая свою художественную инициативу с его волей, воплощая свое намерение - в его словесно-физических действиях. Режиссер выступает в качестве катализатора актерского искусства, узурпируя права актера, чтобы воспользоваться ими в интересах целостности постановки.

Таким образом, основным материалом творчества режиссера, является Актер, выражающий через свой психофизический аппарат замысел режиссера. Актер находится в самом центре сценических событий. Он - живая связь между текстом автора, сценическим решением режиссера и восприятием зрителя. Используя различный материал, включая разнородные элементы постановки, режиссер образует тот "лабиринт сцеплений", который, по словам Льва Толстого, и заключает в себе сущность искусства. Трехмерные сценические конструкции, звук и, главное, движения и позы актера, сплетаясь волею режиссера воедино, порождают принципиально новое художественное явление. Создавая мизансцены и ими, оперируя, режиссура обретает специфический для нее эстетический предмет, который находится вне компетенции иных форм искусства. Это - наглядно запечатленные фрагменты пространства с их постоянными изменениями во времени.

Весь комплекс художественно-выразительных средств позволяет режиссеру реализовать в постановке свои фантазии, свой художественный вымысел. Художественный вымысел, есть такой вид действия, в котором фигурируют персонажи и события, существующие первоначально лишь в воображении авторов постановки, а затем уже в воображении зрителя. Действие, относящееся к художественному вымыслу, является "несерьезным" действием, не накладывающим на авторов постановки (режиссера и драматурга) никаких обязательств. Постановка есть реализованный в пространстве и времени художественный вымысел, поскольку всецело рождена фантазией авторов. В ней художественный вымысел осуществляется, по крайней мере, двумя "притворщиками": режиссером и актерами.

Работа с актером, одна из ключевых проблем режиссуры. Существует три типа взаимоотношений актера и режиссера. Первый - идеальный, встречающийся довольно редко: полное творческое совпадение, совместное творчество и поиск истины. Второй - режиссер и актер пробиваются друг к другу, словно шахтеры, роющие туннель с двух сторон. И третий, самый огорчительный - полное несовпадение взглядов и желаний, когда режиссер просто навязывает рисунок роли сопротивляющемуся актеру.

В искусстве режиссуры проблема соотношения индивидуального и типического - одна из наиболее сложных и запутанных. Индивидуальное в искусстве (от латинского individuum - неделимое) - воспроизведение существенных сторон действительности в их неповторимых, индивидуально-самобытных "формах самой жизни". (Чернышевский). Типическое в искусстве выражается через индивидуальное. Как способ художественного обобщения, индивидуальное не сводится к фиксации всех без разбора черт, свойств характера, особенностей изображаемых предметов. Оно предполагает строгий отбор. Именно через индивидуальное персонажи приобретают характерность, степень и впечатляющая сила которой зависит от умения режиссера вывести характер из определяющих его обстоятельств, исторической обстановки, окружения. Характерное (от греческого character - отличительная черта, особенность) - общее, существенное в характере персонажа, события, пейзажа, интерьера, переживания. Типическое (от греческого types - образец, отпечаток, форма) - усиленное, гиперболическое воплощение свойств художественно познаваемой действительности в изображаемых в произведении искусства лицах, событиях, фактах. В типическом характерное достигает максимума соответствия индивидуального общему, становится полным и абсолютным. Усиление роли типического в театре привело к появлению амплуа - типа роли актера, соответствующей его возрасту, внешности и стилю игры (амплуа субретки, героя-любовника, инженю и т.д.).

Зритель хочет видеть в произведении искусства не просто отражение действительности, но некую идеализированную действительность, в которой предельно акцентированы в чувственно-образной форме, как позитивные ценности, так и негативные. В первую очередь этому процессу идеализации подвергается Персонаж. Персонаж (от латинского persona - маска, лицо) - художественный образ человека, совершающего поступки в определенной ситуации. Персонаж, помимо эмоций (носителем которых он является) наделен определенным внешним обликом и чертами поведения. Являясь способом художественного освоения характерного в человеке, персонаж первостепенно значим не только в драматических видах искусства, но и в любых других фигуративных видах. Черты Персонажа обладают разной мерой определенности: одни из них получают непосредственное воплощение в визуальном изображении, другие же присутствуют в художественном произведении косвенно, в качестве апелляции к воображению зрителей, входя в воспринимающее сознание в виде необязательных образов. В художественном произведении Персонажи соотнесены друг с другом, образуя, своего рода, систему, которая является центром художественного построения, важнейшим объектом композиции. Основные требования, возникающие в ходе воплощения персонажа, лепки его характера - точность и подробность. Режиссер творит своих персонажей опосредованно, через актера. Актер является носителем знаков, средоточием сведений о рассказываемой истории, о психологической и пластической характеристике персонажа, о связи со сценическим пространством или ходом представления. Даже если его роль в постановке кажется относительной и замещаемой (предметом, декорацией, звуком, техническими средствами), он остается целью и смыслом любой драматической практики. Отсюда и рождается специфика доверительности отношений между режиссером и актером.

Человеческое восприятие пространственных изображений всегда осуществляется во времени, оно всегда дискретно (прерывно). Режиссер облегчает это восприятие, обозначая в своей постановке временные границы, в соответствии с которыми наше восприятие членится на отдельные ритмические такты. В творчестве режиссера время не только объект изображения, но и средство выразительности.

Вот как выглядит структура времени в пространственно-временных искусствах: - эмпирическое время - время в той реальности, которая служит материалом для произведения; - сюжетное время - организация фабулы во времени; - зрительское время - учитывает длительность восприятия.

Другим существенным компонентом в работе режиссера является решение пространственных задач. Структура пространства в зрелищных искусствах делится на три компонента: 1) Пространство, в котором расположены объекты;2) Пространство, где находятся зрители;3) Плоскость сцены (экрана) отражающая первое и предполагающая второе.

Принцип строения пространства тот же, что и принцип, реализуемый в структуре времени, так как обе категории - пространство и время, тесно связанны между собой. Однако между ними существуют и серьезные структурные и функциональные различия. Более того, существуют существенные различия в художественной выразительности пространства в объемной режиссуре (драматический театр, балет, опера, эстрада, цирк) и плоскостной (кинематограф, телевидение, театр кукол). Художественная выразительность пространства объемных искусств заложена в слиянии пространства места действия, сценического пространства и зрительного зала, при непременной свободе в выборе угла зрения со стороны зрителя.

Художественная же выразительность пространства плоскостных искусств обусловлена единством снимаемого пространства, изображаемого и воспринимаемого, которое характеризуется геометрией зрительского восприятия плоского экрана.

В обоих случаях эти единства - динамические системы, подчиненные общим законам. Переход с общего плана на крупный, смена мизансцены на фронтальную, уже есть видоизменение этого единства: пространство из глубинного, как правило, трансформируется в плоскостное. Соответственно как бы изменяется пространственное положение зрителя: точка зрения "со стороны" сменяется точкой зрения "изнутри" изображаемого пространства.

Структура пространства (как и времени) в определенной мере предопределенна видом, жанром или стилистическим направлением произведения.

Общие места, банальные истины, мифы искусства - их знание или не знание нередко определяет выбор профессии. Развенчание мифов и познание общих мест позволяет определиться начинающему режиссеру. Возможно, это познание приведет к тому, что кто-то скажет: "Это не для меня. Мне это не интересно". И, слава Богу - одним дилетантом будет меньше.

Если же интерес к профессии не пропал, то прежде чем начать изучение ее технологических основ, следует только внимания уделить самым общим теоретическим основам драматического искусства, понять, зачем вообще на протяжении тысячелетий люди им занимаются, почему мы говорим об актерской игре, почему вообще так часто употребляется слово "игра" по отношению к этого рода деятельности.

Основные принципы современной режиссуры

Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной работе над сценическим воплощением пьесы. Благодаря режиссуре спектакль в целом приобретает стилистическое единство и общую идейную целеустремленность (того, что Станиславский называл сверхзадачей спектакля). Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований к спектаклю расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства, и роль его в сложном комплексе различных компонентов театра непрерывно возрастала.

В состав режиссерского замысла входит: 1. идейное истолкование пьесы (ее творческая интерпретация); 2. характеристика отдельных персонажей; 3. определение стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения в данном спектакле; 4. решение спектакля во времени (в ритмах и темпах); 5. решение спектакля в пространстве (в характере мизансцен и планировок); 6. характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления.

Говоря о режиссерском решении спектакля, нельзя не вспомнить глубокое и плодотворное учение Вл. И. Немировича-Данченко о «трех правдах»: правде жизненной, правде социальной и правде театральной. Эти три правды тесно связаны друг с другом и в своем единстве, взаимодействии и взаимопроникновении призваны, по учению. Нельзя раскрыть социальную правду изображаемой действительности, игнорируя ее жизненную правду, -социальная правда в этом случае прозвучит как голая абстракция, как схема и окажется неубедительной. Жизненная же правда, взятая вне социальной, родит искусство мелкое, поверхностное, примитивно-натуралистическое. Но обе правды - и жизненная и социальная - не смогут раскрыться, если они в своем единстве не найдут для себя яркой театральной формы и не превратятся таким образом в театральную правду. Бывает так, что режиссер, которого нельзя упрекнуть в равнодушном отношении к жизни, активно и добросовестно ищет в пьесе оснований для творческого увлечения и все же их не находит.

Он признает художественные и идейные достоинства пьесы, готов согласиться, что пьеса нужная, полезная и что ставить ее следует. Но при этом прибавляет: пусть ее поставит кто-нибудь другой! Это значит, что акт творческого оплодотворения не состоялся. А без этого невозможно органическое рождение творческого замысла. Вот почему режиссер не должен отрываться от жизни, должен жить ее интересами, укреплять связь с народом, впитывать в себя живые впечатления, которые ежечасно, ежесекундно поставляет действительность. Вчитываться и вдумываться, возможно, глубже в каждую пьесу, которая стремится отразить эту действительность, но не браться за работу, которая его по-настоящему не увлекает.

Каким бы ни был жанр пьесы - простым или сложным, - режиссер обязан реализовать в спектакле все ее жанровые особенности. А для этого он сам должен глубоко и искренне пережить все отношения, все чувства автора к предмету изображения: его любовь и ненависть, его боль и презрение, его восторг и нежность, его гнев и негодование, его насмешку и печаль.

Только глубоко и страстно переживаемое режиссером отношение к изображаемому способно обеспечить остроту, яркость и выразительность формы. Равнодушное отношение к жизни рождает или бледную, жалкую натуралистическую форму внешнего подражания жизни, или формалистическое кривлянье и всевозможные выверты.

Система Станиславского

режиссер творчество изобразительный станиславский

Система Станиславского - учение К.С. Станиславского о работе режиссера и актера над пьесой и ролью. Необходимыми моментами репетиционной работы Станиславский считал определение сквозного действия спектакля и его сверхзадачи.

В системе Станиславского: решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами; исследуется путь органического перевоплощения актера в образ. Система К.С. Станиславского представляет собой единое, неразрывно связанное целое. Каждый раздел ее, каждая часть, каждое положение и каждый принцип органически связаны со всеми другими принципами, частями и разделами. Поэтому всякое деление ее (на разделы, темы и т.п.) является теоретическим, условным. Тем не менее, изучать систему К.С. Станиславского, как и всякую науку, можно только по частям. На это указывал и сам Станиславский. Связанность отдельных разделов системы между собой отражается и в предлагаемом “Указателе”. Его задача заключается в том, чтобы помочь специальному изучению основных, наиболее важных вопросов системы. Изучение системы требует собственного знания первоисточника, то есть чтения, прежде всего, самого Станиславского - его опубликованных сочинений и документальных записей его занятий и бесед.

К.С. Станиславский не оставил специальной книги, посвященной режиссерскому искусству. Между тем он был не только гениальным режиссером, - он создал целое направление в искусстве режиссуры. Реформа режиссерского искусства, осуществленная Станиславским, опирается на новое понимание сущности этой профессии, понимание, вытекающее из “системы” и потому органически с ней связанное.

В своей режиссерской практике К.С. Станиславский широко пользовался всеми средствами выразительности, находящимися в распоряжении режиссера, неизменно подчиняя их единой цели - воплощению идеи пьесы. Но из всех этих многочисленных средств, главным, решающим он считал актерское искусство “школы переживания”.

Умение верно понять пьесу, то есть умение обнаружить ее идейное содержание в единстве с развивающимся в ней конфликтом, с сюжетом; умение воссоздать на сцене борьбу, вытекающую из драматического конфликта пьесы и вынуждающую актеров “подлинно, продуктивно и целесообразно действовать согласно сквозному действию каждой роли, уменье объединить коллектив вокруг творческих задач и уменье надлежащим образом воспитывать его” - все это лежит в основе мастерства режиссуры в понимании К.С. Станиславского.

Практика К.С. Станиславского и документальные записи процесса его режиссерской работы дают богатейший материал для изучения режиссерского мастерства К.С. Станиславского - его умения находить поразительные по глубине и точности режиссерские решения пьес, сцен, образов и умения воплощать эти решения в искусстве актеров.

Режиссерское мастерство К.С. Станиславского с наибольшей полнотой зафиксировано в книгах: “Режиссерский план “Отелло”; Горчаков. Режиссерские уроки; Топорков. Станиславский на репетиции.

При вдумчивом чтении эти книги могут дать отчетливое представление не только о разнообразии его приемов, но и об особенностях единого творческого метода Станиславского-режиссера.

“Надо, чтобы от одного прогона к другому спектакль вырастал по всем своим линиям. Прежде всего по линии становления заложенной автором в него идеи и все большего и большего развития в нем сквозного действия - борьбы сил, то есть действующих лиц, за идею и против нее. Поэтому режиссер, ведя эти прогоны репетиции “под карандаш”, должен отмечать основные дефекты формирования спектакля по указанным линиям, а не отдельные мелочи”.

Заключение

Режиссерское искусство - искусство создания единого, гармонически целостного художественного произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов спектакля.

Режиссура - самое молодое из театральных искусств. Актерское искусство существует с тех пор, как существует театр, и практически столько же времени существует искусство драматургии. Из истории театра известно, что в течение многих веков постановкой спектакля руководили то драматурги, то ведущие актеры труппы, а то и просто антрепренеры. И только с конца XIX века, когда, по удачному выражению Ю.К. Герасимова, «возник в цельном и суверенном виде осознавший себя институт режиссуры», процесс развития театрального искусства стал направляться режиссурой. Так начался новый этап в истории театра: если раньше спектакли ставили, то теперь их начали создавать. Режиссер создает, т. е. «сочиняет» произведение театрального искусства, что позволяет ему называть себя его автором.

Режиссер действует не как организатор творческого процесса, не как педагог, не как толкователь содержания пьесы, а как творец, автор, «сочинитель», суверенный представитель искусства режиссуры. Таким образом, режиссура есть искусство пластической композиции спектакля.

Список использованной литературы

1. Вертов Д., Статьи, дневники, замыслы, М., 1966 г.

2. Карп Вячеслав Ильич, Основы режиссуры, М, 2003 г.

3. Кулешов Л.В., Искусство кино, М., 1929 г.

4. Кулешов Л.В., Основы кинорежиссуры, М., 1941 г.

5. Кулешов Л.В., Кадр и монтаж, М., 1961; Пудовкин В. И., Избранные статьи, М., 1955.

6. Попов А.Д., Художественная целостность спектакля, М., 1959, с. 207.

7. Рейсц К., Техника киномонтажа, - пер. с англ., [М., I960].

8. Фелонов Л., Монтаж как художественная форма, М., 1966 г.

9. Хейфиц. И., О кино. Искусство, М., 1966 г.

10. Эйзенштейн С.М., Избранные статьи, М., 1956 г.

11. Эйзенштейн С.М., Избранные произведения, т. 2, М., 1964 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Режиссура как самое молодое из театральных искусств. Интеллектуализм в искусстве режиссуры. Актер - основной материал творчества режиссера. Основные принципы современной режиссуры. Учение К. Станиславского о работе режиссера и актера над пьесой и ролью.

    реферат , добавлен 07.08.2010

    Основной материал в искусстве режиссера. Творчество художника, участвующего в создании спектакля. Выражение идейно-творческих устремлений актера. Творческая организация сценического действия. Поведение актера на сцене. Приемы режиссерской работы.

    контрольная работа , добавлен 24.08.2013

    Жизненный путь актера, режиссера, педагога, создателя системы актерского искусства Станиславского. Постановка совместно с Немировичем-Данченко значительнейших спектаклей Художественного театра. Режиссерская деятельность Станиславского после 1920 года.

    презентация , добавлен 14.11.2012

    Система К. Станиславского как основа воспитания актера и режиссера. Обобщение творческого и педагогического опыта Станиславского, его театральных предшественников и современников. Работа актера над ролью и режиссера над пьесой, основы театральной этики.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2010

    Характеристика функций режиссера в театре, театральная этика. Собственный анализ при работе над этюдом. Действие как основа театрального искусства, умение пользоваться действием как единым процессом. Специфические особенности театрального искусства.

    контрольная работа , добавлен 18.08.2011

    История становления режиссерского таланта Романа Виктюка и полученные им награды. Особенности постановок режиссера. Спектакль "Саломея" как визитная карточка театра и мнение о нем художественных критиков. Неоднозначность оценки творчества Виктюка.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2015

    Обзор основных направлений развития режиссерского искусства в России. Школа режиссуры В.И. Немировича-Данченко. Режиссерские искания К.С. Станиславского. "Глубокая форма при ярком содержании" в театре Е.Б. Вахтангова. Особенности режиссуры А.Я. Таирова.

    дипломная работа , добавлен 30.05.2015

    Краткая биография Марии Иосифовны Кнебель. "Метод физических действий" в системе Станиславского. Расцвет детского театра под руководством М.И. Кнебель. Актриса театра: соответствие между обликом и сущностью человека. Техника режиссера и "попутная" работа.

    реферат , добавлен 24.01.2011

    Режиссура как искусство пластической композиции спектакля. Жанр спектакля и понятие художественной условности. Отбор средств при создании пластической композиции. Организация оформления спектакля на основе творческого замысла режиссера и композитора.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2014

    Роль художественного оформления спектакля в выявлении образов героев в конкретных предлагаемых обстоятельствах. Структура и периоды процесса подготовки новой постановки. Основные этапы работы режиссера над созданием драматургического произведения.

«Молодому режиссеру работу найти не сложно, сложно быть режиссером»

Иветта Урожаева в этом году закончила СПбГУКиТ по специальности «режиссура» и уже имеет за плечами несколько удачных проектов. Вместе с другими молодыми режиссёрами девушка создала проект «Неслабое кино», в рамках которого представила публике свой короткометражный фильм «Два-два». А осенью этого года, объединившись с театром «Миниатюръ», была создана совершенно новая программа «Кино+Театр=Театр+Кино», объединившая в себе короткометражные фильмы и театральные миниатюры.

О том, как пришла в профессию и возможностях, которые сейчас открываются перед молодыми режиссёрами нам рассказала Иветта Урожаева.

Почему вы выбрали профессию режиссёра?

Для меня это профессия, где я могу быть максимально честной перед самой собой. В 9 классе с подругой снимали короткометражные игровые фильмы. Сами снимали, монтировали, писали сценарии. При поступлении все время царило ощущение, что эта профессия позволит постоянно чувствовать дыхание времени, постоянно открывать для себя новое и расширять рамки сегодняшнего.

Как выбрали вуз и как готовились к поступлению?

Готовилась к поступлению основательно. В брошюре поступающего было сказано, что необходимо будет исполнить басню, стихотворение и спеть. Тут же понеслась на курсы вокала ставить себе голос. Как позже оказалось - это совсем не потребовалось.

Поступала на документальное кино параллельно с игровым в СПбГУКиТ, и еще в Кулек (так в Питере называют СПбГУКИ – петербуржский университет культуры и искусств – прим. автора) на игровое, но в последний момент чаша весов склонилась в сторону игрового кино, особенно благодаря мастеру курса - С. М. Овчарову. На сегодняшний день нисколько не жалею об этом.

А конкурс состоял из написания творческой работы, актерского конкурса, творческого коллоквиума, собеседования с мастером и сочинения по литературе. Допускались к экзамену только те, кто проходил творческий предконкурс - сдавалась папка со сценариями, фотографиями, биографией - уже на уровне допуска к экзамену надо было проявить себя.

Как родители отнеслись к выбору профессии? Они тоже режиссёры?

Родители не из мира кино, но полностью меня поддержали, хотя выбор профессии их удивил и вроде как продолжает удивлять до сих пор. Они не ожидали, что я начну добиваться маленьких побед в этой большой профессии.

Как молодому человеку понять, что ему нужно быть именно режиссёрам?

Как проходила практика в университете и что она дала?

Практика представляет из себя съемки короткометражных фильмов - где каждый студент проходит школу жизни. Здесь ты и строитель, и маляр - приходится самому столь свои декорации в павильоне, и гример, и костюмер, и декоратор, и повар, и администратор, а еще очень хочется успеть поработать с актерами и заняться своим делом - режиссурой, но так как вся команда состоит лишь из таких же студентов и одного - двух затесавшихся профессиональных актеров, то необходимо не вешать нос и подавать своей команде пример - быть везде и всюду первым, ничего не бояться и все трудности преодолевать с улыбкой. По сути кино это и есть практика, ни одна теория не даст столь яркого представления о режиссуре, как, непосредственно, сама практика.

Много девушек учится на режиссёрском факультете?

На нашем курсе училось четверо девушек-режиссеров, конечно в основном преобладающее количество режиссеров - мужчины. Не каждая творческая девушка готова вынести физические и психические нагрузки, зажимаясь съемками фильма, и организовывая весь этот процесс от и до.

В чём заключается работа режиссёра над фильмом?

Режиссеру необходимо жить фильмом на всех стадиях его производства - от момента рождения, идеи и до момента, когда впервые включается проектор и на белом экране появляются первые кадры твоего фильма. У режиссера есть некий замысел, идея, порой все отталкивается лишь от образа, и режиссер задается вопросом - о чем он хочет делать кино? Формулировать надо конкретно, так как если ты сам не будешь знать, о чем оно, то команда активно начнет «помогать». И подсказывать, внося свои поправки и идеи, а это разрушает твой замысел на корню.

Режиссер живет вместе со сценаристом несколько месяцев и сценарий все переписывается и переписывается, параллельно режиссер начинает встречаться с другими авторами своего фильма - оператором, композитором, звукорежиссером, художником - постановщиком, художником по гриму, художником по костюмам и с каждым находить общий язык, посвящать его в свой замысел, и во всем этом создается свой мир командой людей. Работа очень кропотливая и детальная, ведь чем лучше подготовка, тем качественней сама съемка.

На каждом проекте сам процесс немного отличается, но из основного - написание сценария, подготовительный период, съемки, поспродакшн - озвучание, шумы, звуковая картина фильма, написание музыки, цветокоррекция, титры, спецэффекты - и обязательно везде должен быть режиссер. Как говорится, режиссер - это Колумб, который хочет открыть Америку, а его команда хочет домой. Режиссер должен поддерживать в каждом огонь энтузиазма и не давать останавливаться потоку творчества - ведь когда команда работает как слаженный механизм, то никто не тратит времени на решение ненужных проблем, и остается больше времени для творчества.

Вы получили высшее режиссёрское образование, какие возможности перед вами открываются?

Да, у меня есть на руках корочка о высшем образовании, которая не даёт по большому счёту ничего. Можно 5 лет отходить в университет, не пропустив ни одной лекции, и из вас получится хороший теоретик кино, скорее всего -хороший киновед. Но людям, которые доверят вам снимать кино, будет всё равно, сколько вы прослушали часов по предмету режиссуры, их будет интересовать только ваш опыт, опыт и ещё раз опыт, ваши знания ремесла.

Во время обучения мы изучали специфику документального кино и телевидения, поэтому я считаю, что мы также могли бы снимать документальные и телевизионные проекты, если это будет необходимо.

Главное, понимать чего ты хочешь, (денег – тогда всё просто). Наши мастера говорили нам, что уже на 3 курсе мы можем идти снимать сериалы, всему необходимому нас уже научили. Оставшееся время мы посвящали поиску собственного стиля, осознанию более глубинных вещей, связанных с режиссурой. Если до 3 курса мы изучали режиссуру как ремесло, то после 3 курса - режиссура как искусство.

Когда студенты начинают работать по профессии? Сложно ли найти работу молодому режиссёру и можно ли назвать эту профессию оплачиваемой и перспективной?

Многие студенты начинают работать во время обучения, но это палка о двух концах. С одной стороны, работая, ты уже получаешь незаменимую практику, опыт, но с другой стороны, если эта работа занимает всё твое время, и ты не можешь посещать занятия мастера, не можешь сосредоточиться на своих проектах, то всё это вредит тебе и твоему учению. Очень многие студенты, научившись элементарным азам профессии, сразу бросаются в коммерцию, завязнув в ней по самые уши. Из-за этого человек останавливается на некотором серединном промежутке, который для себя считает максимумом. И в дальнейшем в работе лишь оттачивает свои ремесленные навыки, а творческое развитие останавливается. На самом деле это большой соблазн и мало кто любит считать, что художник должен быть голодным, поэтому многие забрасывают обучение, чтобы зарабатывать на хлеб с маслом. Молодому режиссеру работу найти не сложно, сложно быть режиссером, потому что никто не даст тебе сразу снять полнометражный фильм. Опять, если же говорить о деньгах, то заработать можно всегда и везде, единственное, что ты должен понимать, на что ты размениваешь себя, вот и всё.

В кинематографии и театре, главенствующая роль отводится далеко не актерам или продюсерам, а режиссерам. Именно на него возлагается ответственность за конечный результат, и именно по отношению к нему выдвигаются самые высокие требования.

Последние годы отечественный кинематограф переживает стадию возрождения. Обществу регулярно представляют кино-новинки, которые справедливо можно отнести к шедеврам киноиндустрии. В связи с этим увеличивается спрос на людей творческих специальностей, которые будут способны поддержать достигнутый уровень и продолжить развитие искусства.

В кинематографии и театре, главенствующая роль отводится далеко не актерам или продюсерам, а режиссерам. Именно на него возлагается ответственность за конечный результат, и именно по отношению к нему выдвигаются самые высокие требования.

Кто такой режиссер?


– специалист, руководящий совокупностью ключевых процессов на съемочных площадках, сценах, аренах цирка и других театральных и концертных мероприятиях. Он интерпретирует сценарий и имеет полное представление о том, как нужно отыграть ту или иную сцену, чтобы сюжет выглядел наиболее реалистично.

Профессия режиссера возникла относительно недавно – в конце 19 столетия. Безусловно, потребность в людях, координирующих актеров и работающих над постановкой спектаклей, появилась в более ранний период, а именно в период становления театра. Однако на тот момент театральные труппы в основном обходились собственными силами, поэтому число таких специалистов было ограничено.

Идея режиссуры в современном ее представлении принадлежит немецкому и французскому театру – она заключается в формировании ансамблевости и подчинения всего спектакля единому замыслу.

Зарождение и стремительное развитие кинематографа обусловило не только увеличение популярности профессии, но и круг возлагаемых на режиссеров обязанностей, с которыми было бы довольно сложно справиться одному человеку. Это определило необходимость выделения более узких направлений:

  • Режиссер-постановщик – опытный профессионал, стоящий во главе всей команды и отвечающий за результат ее работы. Он занимается подбором актеров, корректирует их игру, вносит поправки в сценарий.
  • Режиссер имеет вторую по значимости после режиссера-постановщика ступень и, по сути, является его помощником, который учится у него и набирается опыта. Его привлекают к участию в крупных проектах и возлагают ответственность за подбор актеров массовки и съемку второстепенных сцен.
  • Режиссер-ассистент – низшее звено профессии и одновременно хороший старт для карьерного роста. Несмотря на то, что он находится "на подхвате" и не выполняет каких-либо важных функций, многие выпускники учебных заведений начинают свою деятельность именно с этой должности.
  • Звукорежиссер занимается улучшением качества голосов. Он выражает свое экспертное мнение относительно того, что именно и с какой интонацией нужно сказать, чтобы звук максимально соответствовал картинке и вызывал определенные эмоции у зрителей.
  • Режиссер монтажа – эксперт, занимающийся объединением отдельных эпизодов в единую полноценную картину. В работе он руководствуется рекомендациями главного режиссера и работает вместе с ним, отбирая лучшие сцены из отснятого материала.
Режиссер театра имеет абсолютно иную специфику работы. Театральные постановки требуют особой подготовки и навыков. Игра актеров, сценарий, декорации – все должно быть построено безупречно, поскольку в театре у режиссера не будет возможности отснять еще дубль, который понравится публике.

В зависимости от типа специализации основные обязанности режиссера могут варьироваться, однако к наиболее важным аспектам работы относится:

  • взаимодействие со сценаристами, продюсерами и другими участниками процесса;
  • распределение ролей, контроль и постановка игры актеров;
  • корректировка освещения;
  • просмотр отснятого материала и выделение самых лучших кадров;
  • внесение изменений в сценарий;
  • указания относительно внешнего вида актеров;
  • решение спорных ситуаций и поддержание соответствующей рабочей обстановки и т.д.

Следует заметить, что режиссеры – уникальные специалисты. Нередко они могут совмещать работу со смежными профессиями и выступать в роли продюсеров, сценаристов, актеров. В таком случае круг их обязанностей существенно расширяется.

Какими личностными качествами должен обладать режиссер?

Чтобы раскрыть свой творческий потенциал и достичь успехов в карьере, режиссерам приходится много работать и прикладывать много усилий. Поэтому им очень важно быть целеустремленными, трудолюбивыми, сильными духом людьми.

  • Как и в других творческих профессиях , в своей деятельности они должны быть креативными и иметь широкий кругозор.
  • Высокий уровень интеллектуального развития, начитанность и образное мышление являются постоянными спутниками в работе режиссеров.
  • Любознательность и стремление к саморазвитию требуются для увеличения опыта и лучшего понимания профессии.
  • Поскольку люди этой профессии имеют в своем подчинении большое количество сотрудников, они должны обладать лидерскими качествами и быть коммуникабельными.
  • Умение организовать работу и найти компромиссные решения в проблемных ситуациях – залог благоприятной атмосферы на рабочем месте.
  • Объективность и наблюдательность также пригодятся на творческом пути, которые позволят дать правильную оценку происходящему, выбрать нужное направление.

Преимущества профессии режиссер

Большое удовольствие режиссеру доставляет возможность самореализации и воплощения в жизнь его идей, которые, в случае успеха, будут признаны публикой, и он обретет популярность и признание.

Специалисты высокого уровня не нуждаются в поиске работы – она сама их находит. Большинство известных режиссеров очень востребованы и получают большие гонорары, сумма которых обычно не разглашается. Естественно, уровень их зарплаты напрямую зависит и от масштабов проектов, но, в основном, они могут самостоятельно устанавливать размер вознаграждения за свой труд.

Профессия является весьма увлекательной, благодаря тому, что режиссеры очень часто путешествуют и участвуют в различных мероприятиях. Кроме возможности увидеть мир, не менее привлекательным моментом в работе является знакомство с известными людьми и налаживание связей, которые, несомненно, принесут большую пользу.

Недостатки профессии режиссер

К основным недостаткам профессии относится малая доля вероятности того, что специалист сможет добиться успеха в карьере. Начинающим режиссерам приходится довольно сложно. Отсутствие опыта и всеми узнаваемого "имени" нередко означает и отсутствие работы. Значительная часть спонсоров выбирает для своих проектов только известных личностей, которые непременно смогут создать шедевр. Конечно, можно начать свою деятельность, работая в мелких проектах, но в таком случае и рассчитывать на солидное вознаграждение не придется. Да и нет никаких гарантий, что в будущем удастся попасть в высшую лигу.

Режиссер – не только развлечения и громкие вечеринки в честь премьеры, но и тяжелый труд. Эта работа чаще всего не предусматривает нормированного графика и отпуска по расписанию. Нередко режиссеры могут работать до поздней ночи или круглосуточно, пока не достигнут желаемого результата.

Очень часто режиссеры испытывают стресс и находятся в состоянии повышенного психо-эмоционального напряжения, что может крайне негативно отразиться на здоровье. Также не стоит забывать, что основная доля успеха в творческой профессии связана с вдохновением. Подавленность, апатия и стресс, вряд ли приведут к созданию чего-то, стоящего внимания.

Где можно получить профессию режиссер?


Профессию режиссера невозможно освоить самостоятельно или при помощи специальных курсов. Хотя изучение основных принципов режиссуры посредством самообразования вреда не принесет, настоящим специалистом можно стать, только получив соответствующее высшее образование.

Сегодня в большинстве городов России есть как минимум один ВУЗ, осуществляющий подготовку режиссеров. Многие университеты являются коммерческими, но и государственных ВУЗов, где можно получить эту профессию, тоже хватает. Все учебные заведения предлагают обучение преимущественно на платной основе, с минимальным количеством бюджетных мест, и поступить в них очень сложно. Абитуриентов отбирают по жестким критериям, основным среди которых, все же, остается талант.

От выбора университета во многом зависит и дальнейшее трудоустройство, поскольку в этой профессии престижность ВУЗа играет не последнюю роль. К наиболее популярным среди работодателей учебным заведениям относятся:

Источники изображений: macdigger.ru, tvkinoradio.ru, vnews.agency, severinform.ru

Режиссер - это человек, который занимается постановкой фильма, руководит съемочным процессом или репетициями, если речь идет о театре. Если точнее, режиссеров на съемочной площадке несколько : главный режиссер называется режиссером-постановщиком , его ближайшие помощники - просто режиссерами . И в том, и в другом случае, основу его работы составляет .

Сегодня многие мечтают стать режиссерами, ведь профессия становится все более и более престижной. Известные мастера своего дела получают награды и премии, выходят на красную ковровую дорожку, дают интервью, общаются с лучшими актерами и актрисами. Однако, работа режиссера не всегда была таковой. В начале, на этапе зарождения профессии, режиссер занимался разработкой сценария, проводил работу с актерами, руководил съемочным процессом. Но времена изменялись и накладывали все новые и новые обязанности, которые делают профессию интересной и сложной одновременно.

Чем занимается режиссер

Теперь, чтобы стать успешным в своем деле, режиссер, должен отличаться тонким чутьем на качественные идеи, на потрясающие сценарии, время выхода картины, потребности публики. Он ищет средства, интересует инвесторов и продюсеров, подбирает актеров и съемочную группу, руководит процессом создания и монтажа фильма. Для постепенно становится все меньше и меньше преград и ограничений, поскольку спектр обязанностей режиссера растет.

Отечественные специалисты во многом отличаются от западных, поскольку голливудские режиссеры не признают тех, кто ставит себя выше остальных. Поэтому они выполняют максимум работы, прикладывают все свои усилия для того, чтобы картина была качественной и успешной.

Отечественные режиссеры нередко после первого же успеха становятся заносчивыми, отказываются выполнять некоторые обязанности, вследствие чего быстро теряют популярность. Лишь избранные трудоголики и истинные таланты по-прежнему интересны зрителям.

Рабочие права и обязанности режиссера

В обязанности режиссера входит координирование всего процесса создания фильма, потому именно он получает награды или терпит полнейший крах в случае провала своей картины. Работа режиссера предполагает полную самоотдачу, поскольку специалист не только тщательно отбирает сценарий, адаптирует его под свое видение и мироощущение, то есть создает , подбирает оптимальный актерский состав, который станет идеальным воплощением тех или иных образов, находит к каждому из них подход.

После окончания съемочного процесса, работа режиссера не заканчивается, поскольку он обязан контролировать монтаж, наложение звука и спецэффектов. Последние часто играют решающую роль в качестве и популярности картины. Только посоле того, как все работы завершены и фильм вышел в прокат, режиссер может считать свою работу выполненной и ждать похвалы или критики со стороны специалистов и рядовых зрителей.

Типичная должностная инструкция режиссера включает права и обязанности, обычно она содержит еще пункт об ответственности сторон контракта. К должностным обязанностям режиссера театра, например, относят разработку репертуара, постановку спектаклей, организацию учебной работы. Составление расходной сметы и плана поступлений денежных средств также зачастую поручают режиссеру.

Вообще, функции режиссера представляют собой набор обязанностей хорошего управляющего, а режиссура как профессия подразумевает соответствующее мышление и отличные организаторские способности.

Замысел и реализация

Замысел и реализация – вот два кита, на которых стоит современная режиссура. Многие режиссеры очень подробно описывают свои задумки, некоторые напротив, считают, что импровизация – это главный козырь практической режиссуры. Конечно, глупо недооценивать важность подготовительного этапа, однако история режиссуры говорит, что наиболее важные рабочие моменты все же проходят на площадке. Это может быть театральная сцена или съемочный павильон. Несомненно, без актеров реализовать все богатство режиссерской фантазии было бы невозможно.

К основным функциям режиссера относят и работу с актерами. Конечно, в идеале творческое понимание режиссера и актеров должно полностью совпадать. Однако на практике чаще можно наблюдать ситуацию, когда они либо стремятся навстречу друг к другу, либо то, что делает режиссер нельзя назвать иначе, чем активное насаждение единственное правильной точки зрения.

Порой даже именитые мастера не считают нужным слышать мнение исполнителя своей «светлейшей» воли. Но то, чем занимается режиссер – это и сотворение персонажей. Оно не может осуществляться, минуя душу и творческий потенциал актера.

В соответствии с классическими принципами режиссуры выделяют следующие составляющие замысла (основы режиссуры):

  • творческая интерпретация сценария;
  • описание персонажей;
  • определение особенностей актерской игры;
  • ритмы и темпы во временном аспекте произведения;
  • пространственное решение (т. н. пространство режиссуры);
  • декоративное и звуковое оформление.

В заключение нужно отметить, что своевременное и тщательное выполнение обязанностей режиссера сделает настоящего мастера из старательного новичка.