Чем отличается триллер от ужасов. Что такое триллер

Чем отличается триллер от фильма ужасов?

Страх является одной из самых сильных человеческих эмоций. Несмотря на то, что он всегда связан с опасностью, многие люди часто хотят испытать это чувство (подвергая жизнь неоправданному риску). Возможно поэтому триллеры и фильмы ужасов пользуются такой популярностью среди зрителей.

Оба жанра направлены на то, что бы вызвать у человека страх и дискомфорт. Граница между ними очень расплывчатая, но все же есть. Триллер это художественный фильм, вызывающий у зрителя нарастающее чувство тревоги (которое граничит со страхом). К триллерам чаще относятся детективные, приключенческие, шпионские, мистические и научно-фантастические фильмы, где главному герою угрожает опасность. Хоть сцены насилия присутствуют в обоих жанрах, в триллере жестокость используется лишь для того, что бы увеличить напряжение. В таком фильме главный герой зачастую проявляет нехарактерные для него ранее свойства, что бы выйти из ужасной ситуации, в которую он попал. В триллере развязка освобождает зрителя от психологического напряжения. Яркими примерами этого жанра являются фильмы "Семь", "Шестое чувство", "Телефонная будка".

Фильм ужасов это кинематографический жанр, в котором сюжет состоит из напряженных эпизодов, в которых чаще всего зрителя неожиданно пугают, что вызывает чувство повышенной тревоги и ожидания чего-то ужасного. Сюжет чаще всего строится по схеме "Убийца - жертва" (в роли убийцы может быть человек или потусторонние силы) и просто ведет персонажа от одной пугающей сцены к другой. В фильме ужасов обычно главным вопросом является: умрет ли главный персонаж в конце фильма? Примерами фильма ужасов являются "Техасская резня бензопилой", "Паранормальное явление", "Репортаж".

Проще говоря, если в фильме страх и переживания вызывает больше сюжет фильма, то это триллер. Если страх вызван неожиданными пугающими сценами, то Вы смотрите фильм ужасов. Некоторые фильмы совмещают в себе и страшный сюжет и пугающие сцены, в таком случае фильм относится к обоим жанрам.

Страх – одна из самых сильных эмоций, которые может испытывать человек. Желание пережить чувство страха труднообъяснимо, но именно оно становится мотивом поведения, провоцирующего реальную или мнимую угрозу жизни. Большинство людей контролирует и подавляет это желание, но оно все равно остается в нас на подсознательном уровне и часто проявляется в интересе к отстраненным ситуациям, вызывающим страх как эмоциональное состояние. Очевидно, поэтому такой популярностью пользуются фильмы ужасов и триллеры, жанровые отличия которых заключаются в степени выраженности мотива страха.

Определение

Триллер в кинематографии – это художественный фильм, вызывающий у зрителя нарастающее чувство тревоги, граничащее со страхом, пробуждающий эмоциональный всплеск, волнение. К триллерам относятся детективные, приключенческие, шпионские, мистические и научно-фантастические фильмы.

Фильм ужасов – кинематографический жанр, в котором сюжет выстраивается как последовательный ряд напряженных эпизодов, пугающих неожиданностью, вызывающих у зрителя чувство повышенной тревоги, мучительной неопределенности и ожидания чего-то ужасного. Разновидностями этого жанра являются фильмы ужасов о сверхъестественных сущностях, зомби, вампирах, людоедах, маньяках и мистических силах.

Сравнение

В триллере эмоциональный фон создает содержание композиционно связанных фрагментов, в которых герой проходит испытания на пределе человеческих возможностей. Развитие сюжета при этом начинается с фатального события, последствия которого приводят к катастрофе. В детективных фильмах тема испытания трансформируется в форму расследования, требующего от зрителя напряженного внимания и интеллектуального соучастия.

В фильмах ужасов мотив страха становится эмоциональной основой образов, которые в сознании человека олицетворяют силы абсолютного зла. Это могут быть монстры, вампиры, сам человек с психическими отклонениями маниакального типа или неуправляемая стихия и мистические проявления вызывающего ужас потустороннего мира.

Сцены насилия, убийства, натуралистическая демонстрация изувеченных органов, крови, уродств – традиционные для фильма ужасов приемы, используемые и создателями триллеров. Но в триллере они подчинены цели усилить эмоциональное воздействие на зрителя, а фильме ужасов составляют его основное содержание. В нем мотив испытания выражен в меньшей степени. В этом жанре он отступает на второй план, уступая место противостоянию добра и зла, причем злу отводится доминирующая роль в развитии сюжета.

Страх можно назвать главным действующим лицом фильма ужасов. На нем с первых кадров фокусируется внимание зрителя, который вместе с героями картины становится участником виртуальной игры «Палач – жертва». Человек, попадающий в ситуацию неконтролируемой его волей зависимости от сверхъестественного, мистического, стихийного проявления зла, оказывается не в состоянии сопротивляться ему физически и противостоять морально. Условность такой ситуации не снижает эмоционального напряжения, чувства тревоги и ожидания трагической развязки фильма.

В триллере развязка конфликта освобождает зрителя от такого напряжения. В фильме ужасов оно не исчезает до последних кадров.

Выводы сайт

  1. Эмоции, которые вызывает просмотр триллера, — неопределенность и тревожное волнение, граничащее со страхом. Фильм ужасов многократно усиливает эти эмоции и вызывает их более выраженное проявление.
  2. Главный мотив триллера – физическое и психологическое испытание героя. В фильме ужасов традиционно противопоставляется добро и зло.
  3. Сюжет триллера строится как цепь событий, в которых проявляются волевые, интеллектуальные и физические качества героя. Содержание фильма ужасов подчинено схеме «палач – жертва», по которой ход событий не зависит от воли героя.
  4. В триллере и фильме ужасов используются общие приемы с изображением насилия и смерти, но в приключенческих, мистических или фантастических фильмах они только усиливают эмоциональное напряжение, а в фильмах ужасов вызывают настоящий страх.

Триллер - это один из наиболее интересных для зрителя жанров кинематографа. В нем всегда есть интригующая история и неожиданные сюжетные повороты. Часто фильмы подобного рода имеют непредсказуемую развязку. Поговорим сегодня о самых интересных и знаменитых остросюжетных картинах. В статье будут представлены фильмы-триллеры - лучшие представители этого захватывающего и интригующего жанра.

Определение

Триллер - это остросюжетная картина, которая призвана вызывать у зрителя волнение, легкий страх за судьбу главных персонажей и чувство неопределенности, когда неизвестно, чем закончится история, рассказанная в фильме.

Виды остросюжетных картин

Одно из достоинств триллера - это то, что он органично сочетается с другими кинематографическими жанрами. Поэтому сегодня можно выделить несколько видов остросюжетных картин:

1. Триллер-детектив. Сюжет картины основан на расследовании тяжкого преступления. Обычно это поиски маньяка или очень хитроумного преступника. Классический пример - «Молчание ягнят».

2. Мистический триллер. В картинах этого жанра присутствуют элементы сверхъестественного и мистики. Пример - фильм «Сияние», снятый по роману Стивена Кинга.

3. Триллер-ужасы. Отличается от предыдущего вида более выраженным стремлением создателей фильма напугать зрителя. Одна из наиболее интересных картин этого жанра, снятых в последнее время - «Синистер».

4. Триллер-боевик. В центре сюжета - противостояние главного героя с представителями криминального мира. От обычных боевиков отличается более запутанным сюжетом.

Классика жанра

«Семь» (1995)

Из когда-либо созданных фильмов этого жанра. Великолепная работа режиссера и актеров и Брэда Питта. Два детектива расследуют необычное дело об убийствах, которые преступник совершает, наказывая жертв за смертные грехи. «Семь» доказывает, что хороший триллер - это история, которую невозможно забыть.

«Что скрывает ложь» (2000)

Мистический триллер от режиссера Роберта Земекиса. Сюжет картины можно назвать классическим. Клэр Спенсер страдает от последствий автомобильной аварии - ей повсюду мерещатся сцены убийств, а затем начинает преследовать призрак пропавшей год назад студентки ее мужа. По совету своего психиатра она решает вступить с духом в контакт. Во время сеанса Клэр видит видение и понимает, что у пропавшей студентки Мэдисон и ее мужа Нормана был роман.

«Готика» (2003)

Мистический триллер с Хэлли Берри, Пенелопой Крус и Робертом Дауни-младшим в главных ролях. Миранда Грей работает в психиатрической клинике, где содержатся преступники. Однажды, возвращаясь домой, она видит стоящую на дороге под проливным дождем девушку. Коснувшись ее, героиня приходит в себя в камере-одиночке своей больницы. Ей сообщают, что она жестоко убила своего мужа Дугласа и была признана на суде невменяемой. Теперь Миранда - одна из пациенток клиники. Между тем призрак девушки посещает бывшего доктора все чаще и словно пытается о чем-то рассказать.

«Приют» (2007)

Мистический триллер, одним из продюсеров которого является Гильермо дель Торо. Лаура вместе с мужем и приемным сыном Симоном приезжает в детский дом, в котором когда-то жила. Повзрослев, она решила снова отрыть приют для детей. На торжестве в честь открытия Симон исчезает. Его родители думают, что он сбежал вместе со своим выдуманным другом Томасом, мальчиком в маске. Розыски ребенка ни к чему не приводят, но Лаура начинает по ночам слышать в доме голос Симона. Через девять месяцев поиски мальчика официально прекращаются. Тогда Лаура начинает расследование, которое приводит ее к собственному приютскому прошлому.

Иногда триллер - это драма с неожиданной и шокирующей развязкой, как в фильме «Приют».

«Призрак дома на холме» (1999)

Триллер-ужасы, снятый по мотивам романа Шерли Джексон и ремейк фильма 1963 года. Один из продюсеров картины - Стивен Спилберг. Несмотря на жанр ужасов, «Призрак дома на холме» относится к высокобюджетным картинам. Главные роли в нем исполнили Лиам Нисон, Кэтрин Зета-Джонс и Лили Тейлор.

По сюжету картины, в много лет пустующий особняк, известный как Дом на холме, приезжает доктор Дэвид Мэрроу для проведения эксперимента. Его подопечные, четверо молодых людей, страдающих бессонницей, должны провести в нем несколько дней. В первую же ночь в доме стали происходить пугающие события, которые доктор поначалу пытался объяснить проблемами со сном членов эксперимента. Но вскоре и ему пришлось признать, что в особняке действуют потусторонние силы.

ленты последних лет

«Избави нас от лукавого» (2014)

Полицейский Ральф Сарчи сталкивается с необычными преступлениями. В ходе расследования он встречается со священником-экзорцистом. Они объединяются против проникших в наш мир демонических сущностей.

«Лофт» (2014)

О том, как мало мы знаем окружающих нас людей. Пятеро приятелей получают от друга-архитектора заманчивое предложение - вскладчину снимать лофт в элитном доме, который он построил.

Друзья используют помещение для встреч с подругами. В один день они обнаруживают в квартире убитую незнакомку. Поскольку ключ от помещения есть только у значит, что убийца - один из них.

Интересные русские триллеры последних лет

Наш кинематограф способен создавать отличные остросюжетные ленты. Русские триллеры (список представлен ниже), зачастую не только не уступают в качестве кассовым иностранным картинам, но и составляют им достойную конкуренцию.

«Тайна перевала Дятлова» (2013)

В основе сюжета картины - одно из самых загадочных преступлений, произошедших в советское время. В 1959 году во время экспедиции в горах погибла группа студентов. Дело так и не было раскрыто. В картине речь идет о том, что в наши дни на это же место с целью выяснить причины трагедии отправляется компания американских студентов. Фильм был снят силами кинематографистов трех стран: России, Англии и США.

«Метро» (2013)

Зрелищный триллер, получивший положительные оценки критиков. Единственное, в чем упрекали создателей картины - в неправильном освещении работы метрополитена и его По сюжету фильма, в метро начинают просачиваться воды Москвы-реки. Обходчика, который попытался предупредить дежурного об опасности, не восприняли всерьез. В результате бездействия речные воды промыли потолок метрополитена и обрушились в туннели. Застрявшим в метро главным героям нужно выжить и найти дорогу наверх.

Российский кинематограф может похвастаться и неплохими фильмами ужасов. Один из них - триллер «Владение 18» (2012) . Молодая пара получает выгодное предложение о покупке квартиры в новостройке. Сразу же после их переезда в огромном пустом доме начинают происходить пугающие события.

Заключение

Триллеры, список которых представлен в статье, относятся к лучшим произведениям жанра. Интригующий сюжет, запутанные истории и неожиданные развязки - все это сделает просмотр картин незабываемым.

Никогда не думал, что буду писать статью-ликбез о триллерах, но недавно я столкнулся с удивительным фактом – очень немногие зрители могут сформулировать для себя отличительные признаки этого жанра. И на мой прямой вопрос «что такое триллер?» я неизменно получал уклончивые и неправильные ответы.

Некоторые говорили, что триллер – это смесь боевика и детектива, другие считали триллер разновидностью фильмов ужасов, что в корне неверно.

Нет, конечно в триллере может быть и экшен, и детективное расследование, и реально страшные, кровавые сцены, но с равной долей вероятности их может и не быть. Отнюдь не они определяют жанр.

Триллер – это саспенс

Английское слово «thrill» можно перевести, как «трепет» или «дрожь» . Соответственно «thriller» – это «приводящий в трепет» , «вызывающий дрожь» .

Триллер, как жанр кинематографа, был окончательно сформирован прославленным режиссёром Альфредом Хичкоком , и им же популяризирован. И хотя полноценные триллеры встречались и раньше, но именно Хичкок подвёл под жанр некую теоретическую базу, введя понятие «саспенс».

Саспенс – вот основная эмоция, которая и характеризует жанр. Саспенс – это сложное ощущение тревоги, напряженности, ожидания, азарта и предвкушения неких событий, которые либо произойдут, либо нет. Ощущение саспенса прекрасно знакомо азартным игрокам или спортивным болельщикам. Покерист, ждущий прихода нужной карты на ривере, или футбольный фанат, следящий за напряженной ситуацией на поле, оба они находятся в состоянии примитивного (бытового) саспенса.

Разумеется, киношный саспенс устроен несколько сложнее, поскольку основан не только на ожидании развязки некой напряженной ситуации, но и активно подкрепляется сопереживанием героям и специфичными художественными приёмами, которые его усиливают.

Сам Хичкок иллюстрировал понятие саспенса через каноничный пример с бомбой под столом.

Представьте себе такую ситуацию: за обеденным столом сидят люди и ведут светский разговор. При этом камера заглядывает под столешницу, и зрители видят, что там закреплена бомба с таймером.

Люди болтают.

А таймер тикает.

Понятно, что вскоре у зрителей формируется тревога относительно того, что случится дальше. Бомба взорвётся или нет? Люди погибнут или спасутся? Чем всё закончится?

В голове появляется множество вопросов, которые требуют ответа. Но режиссёр строит фильм так, что этот ответ приходится ждать, из-за чего зрители оказываются в подвешенном состоянии тревоги и болезненного ожидания развязки.

Это и есть саспенс в чистом виде.

Забавно, что уже из примера с бомбой можно вычленить одну из ключевых жанровых особенностей триллера, а именно – сверхинформированность зрителя . Другими словами, зритель почти всегда знает о ситуации гораздо больше, чем каждый из персонажей в отдельности. Именно поэтому классические триллеры практически никогда не используют «тайну» в качестве сюжетного топлива.

Разумеется, авторы триллеров вовсе не обязаны полностью раскрывать все карты с самого начала, и очень многие эффектные приёмы строятся на правильном дозировании информации (например, если использовать нечестного рассказчика в своей истории), однако избыточная таинственность неизменно приводит к скатыванию триллера в смежные жанры, а именно – в детектив и фильм ужасов. Позднее я объясню, почему так происходит.

Ну а если суммировать всё вышесказанное, то можно вывести рабочее определение жанра:

Триллер – это фильм, вызывающий у зрителей тревогу (саспенс) относительно того, как развяжется та или иная напряженная ситуация.

В качестве примера идеального триллера, я хочу привести короткометражку от самого Хичкока. Кино называется «Пиф, паф, ты мёртв» .

Сюжет: маленькую девочку мальчишки не берут играть в войнушку из-за того, что у неё нет нормального пистолета. Девочка возвращается домой и встречает своего дядю, который приехал в гости. Дядя обещает ей подарок, но девочка не в силах ждать. И улучив момент, она обыскивает вещи дяди в поисках подарка и находит настоящий пистолет и патроны. Девочка берёт ствол с собой и идёт играть на улицу.

Сначала девочка заряжает в барабан один патрон, после чего ходит и тычет стволом сначала в свою маму, потом в друзей и прохожих, щёлкая курком. Пиф-паф, ты мёртв. Все веселятся и подыгрывают девочке, думая, что у неё в руках игрушка. А героиня всё продолжает и продолжает свою игру, которая в любой момент может кончиться трагически.

Вторая сюжетная ветка описывает панику родителей девочки, которые обнаружили пропажу револьвера и бросаются искать ребёнка.

А девочка тем временем забивает барабан пистолета полностью и идёт на игровую площадку в надежде, что теперь-то мальчики возьмут её поиграть в войнушку…

Обратите внимание – в фильме нет ни трупов, ни жестокости, ни расследования, ни злодеев, ни загадок, ничего. Есть только девочка, играющая с настоящим пистолетом, и смотреть на это дьявольски интересно – мы знаем, что револьвер может выстрелить в любую секунду, но не знаем точно когда это произойдёт. И вся короткометражка превращается в чудовищную русскую рулетку с участием детей. Это химически чистый образец триллера, без примесей.

И опять же, принцип «сверхинформированности зрителя» выполняется и здесь: мы знаем больше, чем любой из героев. Девочка не знает, что оружие настоящее, а мы знаем. Родители не знают, куда пошла девочка, а мы знаем. Мы наблюдаем ситуацию как бы сверху, оцениваем её во всей её полноте, глядя из самой удобной точки. И ждём неминуемую развязку.

Это и есть триллер. Нервное ожидание развязки.

Чем отличаются триллеры от детективов?

Разумеется, правило «сверхинформированности» не является догмой, и многие авторы успешно скрещивают детектив и триллер, добавляя в свои фильмы массу загадок. Казалось бы – непростая задачка, ведь триллер не любит таинственности. Но нет ничего невозможного – детективные триллеры весьма популярны, и у многих зрителей именно этот поджанр ассоциируется с настоящим триллером.

В чем же особенность детективных триллеров, и чем они вообще отличаются от обычных детективов?

Ответ прост – они отличаются наличием саспенса.

Классические детективы – весьма неторопливые произведения, основанные на игре ума и интеллектуальном анализе. Ключевой вопрос классического детектива – «кто убийца?» И именно ответ на него зачастую является кульминацией произведения. Когда сыщик показывает на дворецкого пальцем и говорит «Вы убийца!» . Это наивысшая точка развития детектива – зрителям предложили загадку и тут же её разгадали. Дело раскрыто, Ватсон. Больше нам тут делать нечего.

Но в детективных триллерах всё обстоит иначе. Фокус смещён с интеллекта в сторону эмоций, да и вопрос «кто убийца?» зачастую вторичен. А во многих произведениях он вообще не поднимается.

Возьмём икону всех детективных триллеров – оскароносное «Молчание ягнят» . Мы уже с середины фильма прекрасно знаем, кто убийца. Мы следим за ним точно так же, как и за «детективами», и никакой загадки из его личности не делается, что для классического детектива немыслимо и противоестественно.

В не менее культовом фильме привычная детективная схема разрушается ещё более эффектно – разрушается в тот самый момент, когда убийца сам приходит сдаваться в полицию. И что же – разве мы испытали облегчение, узнав ответ на вопрос «кто убийца?». Нет, не испытали. Была ли эта сцена кульминацией фильма? Тоже нет.

И хотя детективная линия фильма «Семь» на этом моменте благополучно завершилась, но самая интересная и зубодробительная часть картины только началась.

Также очень часто авторы превращают «детективы» в «триллеры» просто подняв ставки и прицепив к героям ту самую хичкоковскую «бомбу с таймером». И ключевой вопрос тоже меняется – вместо «кто убийца?» мы получаем ключ наподобие «успеют ли детективы поймать убийцу вовремя?» .

Эта схема реализуется очень просто – достаточно так выстроить сюжет, чтобы от быстроты поимки преступника зависела жизнь заложника или исход какой-то другой напряженной ситуации. Например, в том же «Молчании ягнят» у героини есть всего три дня чтобы вычислить маньяка, иначе он освежует похищенную дочку сенаторши. В «Клетке» если герои не найдут логово убийцы вовремя, то запертая в нём девушка утонет. Примеров подобных «крючков» – вагон и маленькая тележка.

Тот же самый принцип прекрасно работает и с экшен-триллерами – героя боевика ставят в такую ситуацию, когда ему нужно не просто перестрелять кучу плохих парней, а сделать это быстро, иначе случится что-то плохое. «Заложница» – блестящий пример такого подхода. С самого начала мы знаем, что у героя есть всего лишь 96 часов, чтобы найти похищенную дочку, иначе он проиграет. Герой может перестрелять всех бандитов до единого, но если время истечет, то его дочь исчезнет навсегда. Это и есть элементы триллера, привнесенные в обычный боевик.

Чем отличается триллер от фильма ужасов

С фильмами ужасов всё немного иначе. Провести черту между триллером и хоррором иногда бывает сложновато, поскольку ужастики тоже используют саспенс как рабочий приём. Есть произведения, где всякие различия между двумя жанрами стираются в принципе, но таких примеров не так много, как может показаться. В большинстве случаев всё-таки можно разобраться, какой жанр доминирует в картине – хотя бы потому, что у них в корне разные задачи.

Триллер должен создавать напряжение.

Ужасы должны пугать.

При этом для создания страха хоррор зачастую применяет арсенал, прямо противоположный арсеналу триллера, а уж принцип «сверхинформированности зрителя» не работает в ужастиках практически никогда. Оно и понятно – ничто не пугает сильнее, чем неизвестность, поэтому все хорошие ужасы построены на тайне и только на ней.

Существует расхожая фраза, что «нет ничего страшнее, чем запертая дверь» (по иронии судьбы её тоже придумал Хичкок), и хорошие ужастики придерживаются этого тезиса неукоснительно. Именно поэтому в хорроре зритель всегда знает ровно столько же, сколько герой, а иногда даже МЕНЬШЕ, чем герой. За счёт этого и создается страх. Типичная для хоррора темнота, к слову, служит тем же целям – ведь очевидно, что в темноте человек получает ещё меньше информации об окружающем мире. Идеальная почва для страха.

Простой пример, демонстрирующий диаметральную противоположность двух жанров.

Классическая ситуация: девушка входит в дом, где прячется маньяк. Как эта сцена будет выглядеть в хорроре, и как её подадут в триллере?

В хорроре мы будем следовать за жертвой по пятам и видеть ровно то, что видит она. Мы не будем знать, где находится маньяк… и есть ли он вообще в доме. И поэтому когда убийца внезапно выпрыгнет из своего убежища, мы реально испугаемся. Эффект неожиданности работает безукоризненно.

В триллере никаких дешевых скримеров нам не встретится – мы изначально будем знать, где сидит маньяк. Режиссёр даже покажет нам его – вот он, голубчик, притаился в подвале с ножом. И сцена приобретёт совсем иную окраску – страх исчезнет, появится саспенс. Мы будем гадать, попадется жертва или нет, избежит смерти или нет, а режиссёр будет действовать нам на нервы, максимально оттягивая визит героини в злополучный подвал. А когда она всё-таки до него доберётся, то будет ходить там в упор не замечая притаившегося маньяка, проявляя чудеса беспечности, а мы будем грызть ногти от напряжения.

Для интереса можете посмотреть такие фильмы, как (типичный хоррор) и (типичный триллер). Оба фильма начинаются одинаково (девушка ночью одна в доме, к ней вламывается маньяк в маске), но насколько же отличаются используемые приёмы! Саспенс против ужаса – тот редкий случай, когда они почти не смешиваются.

Таким образом, мы выяснили, что хоррор базируется на тайне (что это там гремит в подвале? Кот или маньяк? ), а триллер – сверхинформированности (в подвале под лестницей сидит маньяк, убьёт ли он героиню? ). Триллер для зрителей – разведанная территория, а хоррор окутан «туманом войны».

Помимо принципа «сверхинформированности», присутствуют и другие маркеры, указывающие на конкретный жанр.

Так, например, смакование насилия, жестокости или значительный упор на внешнее отвращение куда чаще сопутствует хоррорам, чем триллерам. И хотя последние тоже не чураются кровушки, но насилие для этого жанра скорее инструмент, чем самоцель. Если хоррор ещё может базироваться исключительно на мясе, то с триллером это затруднительно, ведь сам жанр построен скорее на «предвкушении» насилия, чем на «смаковании» его. И это самое «предвкушение» обычно хорошо заметно на экране – насилию в триллерах обычно сопутствует долгая подготовка, накручивание и разогревание ситуации, хождение вокруг да около, после чего уже следует жесть. А в хоррорах наоборот – насилие чаще всего подаётся в лоб, причем максимально внезапно и неожиданно. Это шокирование в чистом виде.

Т.е. когда герой заходит в сарай, где ему внезапно сносит башку ловушкой из медвежьего капкана – это хоррор. В триллере нам заранее покажут этот капкан, продемонстрируют, как он блестит в темноте, взведённый и готовый, а сам герой будет оттягивать свой визит в сарай максимально долго. А когда он наконец положит ладонь на дверную ручку… его опять что-то отвлечет. И в сарай зайдёт кто-то другой, чей смерти мы вообще не ожидали. Так работает триллер.

Ещё один важный маркер – финал. Триллер всегда завязан на свою концовку, чего в хорроре может и не наблюдаться. Триллер по определению строит свою интригу на развязке – он просто обязан найти выход из заданной ситуации и дать ответ на свой ключевой вопрос. Поймают маньяка или нет? Герои спасутся или нет? Для триллера это жизненно важно, а для ужасов – чаще всего нет.

Взять хоть знаменитую «Техасскую резню бензопилой» и её сиквел. В одном из этих фильмов героиня спасается, а в другом – гибнет за секунду до спасения. При этом никакого глобального влияния на сюжет такие финалы не оказывают – концовки легко можно поменять местами, и фильмы не изменятся вообще никак. Никто из зрителей даже не заподозрит подвоха.

Для триллера такая ситуация несвойственна, и концовка для него жизненно важна – разные ответы на ключевой вопрос могут поменять всю тональность картины. Вспомните свои любимые триллеры и поменяйте концовки на противоположные. Вы сразу почувствуете, что фильмы изменили свой эмоциональный заряд. Воодушевляющие фильмы стали депрессивными и наоборот. С хоррорами таких радикальных перемен чаще всего не произойдёт. Ужасы обычно настолько страшны, безрадостны и… гм… ужасны, что даже самый светлый хэппи-энд никак не сможет развеять это впечатление. Хорроры изначально заряжены на страх и ужас, в то время как триллеры балансируют на тонком канате между безысходностью и надеждой, и ситуация в любой момент может склониться в ту или иную сторону.

По этой же причине именно для триллеров характерны твистовые (неожиданные) концовки, переворачивающие всё с ног на голову. Оно и понятно, ведь для триллера финал – это его абсолютный апофеоз, наивысшая точка, после которой можно тушить свет, сливать воду и пускать титры. Именно из-за эффектных финалов многие триллеры и становятся культовыми, и даже спустя много лет картину помнят в основном по её концовке.

А вот у типичных хорроров финал может быть сколь угодно смазанным и размытым. Вроде бы герои спаслись от Фредди Крюгера… но за минуту до финала он появляется опять и настигает их… Получается, что вся борьба закончилась ничем, ситуация вернулась к исходной точке. Ну и плевать, в принципе. Можно вырезать этот момент и сделать хэппи энд – что изменится в восприятии фильма? Да ничего. Если вы смотрели фильм давно, вы вообще можете не вспомнить концовку «Кошмара на улице Вязов» , ну и что с того?

Конечно, смазанность и «пофигистичность» финала отнюдь не является железным правилом, поскольку современные ужастики тоже иногда блистают эффектными развязками. Но твисты всё-таки характернее именно для триллера. Хоррор – он больше о процессе, чем о развязке. В нём важна сама дорога, а не пункт назначения. Для триллера такой подход – нонсенс.

Конечно, я сейчас излагаю прописные истины, чуть ли не «букварь» цитирую, и киноманам все эти нюансы и без меня прекрасно известны, но я надеюсь, что теперь жанровый вопрос уж точно закрыт. Спасибо за внимание.