Картина да винчи поклонение волхвов. Поклонение волхвов (Леонардо да Винчи). Леонардо да Винчи, «Поклонение волхвов»: описание картины


Картина "Поклонение волхвов" Леонардо да Винчи в последние годы была объектом пристального внимания со стороны как профессионалов, так и дилетантов. Наконец шестилетние реставрационные работы завершены, и картину можно будет увидеть во флорентийской Галерее Уффици с 17 марта по 24 сентября на выставке "Волшебный космос. Возрожденное Поклонение волхвов".

Заказанная монахами в 1481 году для алтаря монастыря Сан-Донато в Скопето, картина была начата Леонардо, однако художник прервал работу из-за переезда в Милан. Предположительно, после него завершить евангельский сюжет пытался другой мастер. Из-за этого специалисты боялись приступать к восстановлению, чтобы не исказить первоначальный замысел.

Заказчики картины, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли - Филиппино Липпи, который в итоге и выполнил заказ монахов из Скопето вместо Леонардо. На выставке эта картина Липпи составит пару восстановленному шедевру. Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.

Поклонение волхвов. Фра Филиппо Липпи, 1496, 200×219 см

Картина "Поклонение волхвов" была начата Леонардо во Флоренции, когда там правила династия Медичи, в то время возглавляемая Лоренцо Великолепным. Леонардо только вступил в Гильдию святого Луки и получил диплом мастера, но слава о нём уже прогремела.

Композиция картины необычна и почти не имеет аналогов в итальянской живописи. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана. На втором плане виднеются развалины какого-то дворца (по некоторым версиям, языческого храма), всадники на конях, едва намеченные скалы вдалеке. В центре картины изображена Мария с новорожденным Иисусом, окруженная пришедшими поклониться Сыну Божию. Свободное место на переднем плане оставлено для зрителя. Молодой человек справа, предположительно, - сам художник в возрасте 29 лет. Каждый фрагмент картины несет смысловую нагрузку.

Интересно, что Леонардо акцентирует внимание и на группе сражающихся всадников в верхней части картины, не имеющих отношения к евангельской истории. Изучение подготовительных рисунков позволило специалистам утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее содержание произведения.

Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил сцену "поклонения злу". Персонажи второго плана буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник - страшное воплощение мирового зла. Ближе к центру - еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника, другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Мир как бы разделился: часть людей поклоняется злу, другие - добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные сомневаются.

Среди группы сражающихся всадников прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага - страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над злом - вот главная идея произведения.

Огромное значение Леонардо придавал жесту. В "Трактате о живописи" он говорит: "Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое – легко, второе – трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела". Именно этим приёмом, отработанным в подготовительных рисунках, он выразил всю гамму переживаний персонажей картины.

Леонардо да Винчи. Перспективный набросок "Поклонения волхвов", 1481, 16.3×29 см. Тушь, Бумага. Уффицы

"Поклонение волхвов" не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой трактовкой содержания. Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр "Мадонна в скалах".

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1483-1486. Дерево, переведённое на холст, масло. 199 × 122 см. Лувр, Париж

"Поклонение волхвов" да Винчи послужила высоким примером для многих художников. Филиппино Липпи, который и написал новое "Поклонение", также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы. В 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции.

Доменико Гирландайо (1449-1494). Поклонение волхвов,1488. Доска. 285 x 243. Музей Оспедале дельи Инноченти. Флоренция

Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из "Поклонения волхвов".

Рафаэль Санти. Станца "Добродетели и закон", 1509-1511

Вокруг "Поклонения волхвов" строилось и продолжает строиться множество конспирологических теорий. Например, итальянский исследователь творчества Леонардо - Маурицио Серачини, находит в картине скрытую сцену возрождения ордена тамплиеров. Он по собственной инициативе в течение четырех лет детально анализировал "Поклонение" при помощи инфракрасных фотографий. Колонны с капителями, украшенными лотосами, в левом верхнем углу, по его мнению, изображают руины египетских храмов, которые достраивают рабочие. Серачини усматривает в строящемся храме иллюстрацию страницы истории ордена тамплиеров, втайне восстановивших свою структуру. По его мнению, художник, чьей рукой картина записана поверх оригинальных эскизов Леонардо, намеренно скрыл этот фрагмент картины, как противоречащий церковной доктрине. Некоторые искусствоведы считают исследование Серачини заслуживающим внимания.

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов, 1481. Доска, масло. 246 × 243 см. Уффици, Флоренция

В Галерее Уффици также планируется открытие выставки произведений искусства, уцелевших после землетрясений прошлого года. На ней представят обломки разрушенных церквей и памятников из городов Асколи-Пичено, Фермо и Мачерата, объединив их с рисунками советского режиссера Сергея Эйзенштейна, вдохновленного искусством Ренессанса. Вся выручка от продажи билетов пойдет на восстановление объектов культурного наследия, пострадавших в результате стихийных бедствий.

Кто такая Джаконда?

Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.

(Леонардо да Винчи)

В одной из своих работ, я обещал рассказать читателю о загадке Мона Лизы. Тема эта очень щепетильная, требующая долгого осмысления и бережного отношения к ней. И дело не в наследии великого художника Леонардо да Винчи или его великого таланта. Дело в духовной составляющей этой работы, которую ныне воспринимают за портрет. Поэтому, приступая к написанию этой миниатюры, я спешу сообщить читателю, что она, будет продолжением тех работ, которые повествуют об альбигойцах, катарах, богомилах, о моих предках – славянах, покоривших во время великого славянского завоевания всю Западную Европу-Ливонию, и поставивших в местах пересечения торговых и военных путей, знаменитые замки, названия которых, нам знакомы с самого детства. Кого оставит равнодушным слова Бержерак, Каркасон, Альби, Минерва, Рокфиксар, Артаньян, Тулуза и конечно мой Монсегюр. Достаточно вспомнить многочисленные романы, и перед глазами встают величественные стены, на вершинах которых стоят бессменные часовые мужеств и благородства, возникают времена истинного уважения к женщине и матери, идет бесконечная череда исторических персонажей.

Вот замок Фуа. Кажется, что то, слышал о нем? Ну как же! Здесь родился капитан мушкетеров короля Франции де Тревиль. А вот и Артаньян! Кто не знает, знаменитого гасконца, ставшего маршалом Франции. Вот чудный и утопающий в цветах городок Ферте. Что мы о нем знаем? И несмышленый малыш ответит – это родовое поместье графа де Ла Фер, Атоса. И пусть знаменитые мушкетеры никогда не встречались в жизни, по причине того, что жили в разные времена, Лангедок Руссильон – Лангедок Земля Русов, манит читателя, совершенно не знающего настоящую историю этого края.

Если, кому из вас придется путешествовать в тех краях, и возникнет желание посетить скорбные развалины Монсерюра, последнего оплота катарской Церкви Любви Марии Магдалены, красивая и ухоженная автострада, медленно уходящая в Пиренеи, обязательно пробежит мимо красивейшего замка, стоящего посреди искусственного озера, замка с круглыми славянскими башнями, зубчатыми стенами и пиками двух часовен, как рыбные кости, вонзающиеся в небо. Это замок моих предков Андровер, замок видама, управителя и сына епископа-графа Розеса, нашедшего свое последнее пристанище на вершине Спасовой горы или Монсегюра.

Здесь, мой предок Владислав, будет целую неделю держать 25 000 войско папистов, не пуская его по единственной дороге ведущей к Монсегюру. Маленький гарнизон видама Лангедока Руссильон, совершит чудеса храбрости и даст возможность крепости Монсегюр подготовиться к обороне, а жителям деревеньки у подножья горы, укрыться в его стенах или уйти в неприступные скалы Пиренеев.

87 смельчаков, среди которых были и женщины, держали армию де Монфора, а мой Андровер огрызался на любые попытки врага пройте по дороге, орудийным гулом крепостных орудий, множеством стрел и бесстрашными вылазками в контратаку.

Что ты знаешь, читатель, об этих событиях? Разве случайно пробежал глазами полузабытое стихотворение Франсуа Виньона, которое сегодня почти никто не понимает:

«Привиделся мне бой

У грозных стен видама

Бой конных Ла Пантель

Закованных в метал...»

Да и слова, какие то непонятные, что за видам такой?

А между тем, это древний титул дворянина, означающий вице-домини или вице-господин. В раннем средневековье, вся европа в административном порядке делилась на графства. Если графства были удельные, то есть имевшие марку, то правили ими не простые графы а маркизы или марк-графы. Разновидностей графов было много, и приставка к титулу означала степень значимости территории в королестве У всех графов были старшие сыновья, которым отец на правах вассала выделял территории и поручал военно-админстративное управление в своей родовой вотчине. Так появились вице-графы или виконты. Однако, не все графы были мирскими, некоторые имели и духовный сан епископа или аббата, который передавался по наследству. У них так же были старшие сыновья или воспитанники. Так вот у епископа или архиепископа управляющим делами был видам или вице-господин, а у аббата правил от его имени на землях монастырей адвокат или аво. Если же земли были католические и принадлежали рисскому папе, то вице-графом являлся коадьютор. То есть видам это собственно виконт у духовного феодала, священник-воин, чья должность стала титулом.

Если посмотреть на короны достоинства королей и герцогов Европы, то можно увидеть в их основе три лапчатых (мальтийских) креста. Такие кресты означают только одно – основополжником всех королевских династий Европы, стали именно видамы, аво или коадьюторы. Обладая властью над армией сюзерена, финансами, творя суд в графствах и маркизатах, они были реальной силой, которая постепенно вытеснила своих сюзеренов на второй план. Так короли Франции это аво аббата Сен-Дени, а королева Англии в основе своей короны носит лапчатые кресты короны достоинства видама-викария епископа Норфолка, который ныне именуется Архиепископ Вестминстера - глава Католической Церкви Англии и Уэльса (отдельно существует Католическая Церковь Шотландии).

Строго говоря, все короли и герцоги Европы, это узурпаторы власти своих сюзеренов. И так произошло во всем католическом мире, кроме Ватикана. Однако эта тенденция не коснулась Акситании, края где жили катары. Огромное королевство Арагон, тянувшееся от Барселоны до Тулузы не ведало католицизма, и в дохристианские времена (а время реальной жизни Христа 1152-1185 гг. нашей эры, то есть 12 век) исповедало богомилизм, то есть веру в единого Бога по имени Род (Зевс). По-научному, вера в Бога Добра и отрицание бога Зла, именуется дуализмом. Никакого язычества не существовало никогда, и славяне покорившие Европу, принесли в нее свой пантеон богов, который скопирован в Риме и Греции. Это не боги, а современные угодники - угодные Богу люди. Бог же был один во всем известном тогда мире.

Появление в Византии славянского князя Андроника Комнина, ставшего императором Киевской Руси (Киув переводится как царь и означает все тот же Царьград или Византий, а не придуманный хазарский город Самбат на Днепре, именуемый ныне Киевом) и распятого в результате переворота своим «министром обороны» Ангелом Исааком Сатаной, привело к современной легенде о христианстве.

Сам Христос не создавал церквей своего имени. Он тоже был прихожанином русской веры богомилов и ее новой формы церкви Иоанна Крестителя. Ведь именно от него он и принял крещение, в знак согласия с новым толкованием веры.

Все церкви его имени создали три категории последователей: апостолы (современное христианство) родственники Исуса по матери Марии Богородицы – славянской княжны, выданной в Византию с Великой Руси, замуж за севастократора Исаака Комнина (родовое христианство). Третьим родоначальником церкви раннего христианства, стала женщина, жена и мать детей Спасителя, Мария Магдалена. Она не смогла бежать на Великую Русь и с детьми высадилась с корабля на юге Франции, где стояли гарнизоны славян. Ее церковь Христа станет семейной церковью и получит название Церковь Любви. В ней Исус не сын Бога, а самый обычный человек, которого любит земная женщина, ставшая Святым Граалем, то есть чашей, давшей материнство ей от семени Христа. Это и есть церковь катаров, которая станет самым жестким противником ватиканского епископа, называющего себя папой.

Сегодня много можно услышать версий и неправды про эту церковь, именуемую катарской ересью. Говорят, что и катары были полностью уничтожены и даже называют дату сожжения на костре последнего катара в 14 веке. Все это не правда. Мы живы и автор самый настоящий катар.

Ты спросишь, где же вы?! Да везде, мой друг. Особенно много нас на Руси, например на Волге. Это кулугуры-чашечники, староверы, скитники, те, кого называют раскольники. Правда последнее не совсем правда, потому, что раскольники это старообрядцы, вышедшие их староверия и имевшие попов. Староверы же беспоповцы и наши епископы это не церковные иерархи, а скорее учителя, старосты в общинах.

Вот скажи, читатель, есть ли у тебя своя собственная чашка из которой ты пьешь и которую никому не даешь? Если таковая имеется, то посмотри на нее внимательнее и запомни, что она наследие Святого Грааля, семейной чаши, которая принадлежит только тебе, память о том, что твои предки тоже были староверами и почитали Марию Магдалену, девушку из богатого пригорода Византии-Царьграда – Магдалы, ставшей второй женой императора Андроника и родившая ему детей. Да, читатель, дети Христа среди нас и у них есть своя миссия, которая, вскорости, будет исполнена. Это великая миссия по возврату мира к древней вере предков, к христианству без профессиональных верующих – попов.

Тема Марии Магдалены, главная тема творчества Леонардо да Винчи, такого же потомка катаров, как и я. Правда, он принадлежал уже к иному варианту нашей разгромленной в Европе веры. Леонардо был тамплиером. Участь последних так же страшна, как и участь моих предков-мучеников катаров.

Ты извини, за такое долгое вступление, но без него я не смогу пояснить, кто такая Джаконда или Мона Лиза.

Я не буду рассказывать официальной версии историков и искусствоведов. Они один другого стоят. Желающие пусть сами поищут их россказни.

Я просто поясню, что Джа Конда, это жена Конда, где джа это измененное произношение слова жена. Например, певица Джамала это всего лишь жена Мала, а город Джакарта это жена карта или залива.

Ну как, интересно читатель? Хочешь узнать, кто такой Конда?

Тогда слушай. В русском языке конд- присутствует повсеместно: Кондрат, конденсатор, кондитер, кондер, кондуктор и т.д. . А давай-ка вместе поинтересуемся, что означает имя Кондрат. И вот разочарование – кондрат это квадрат или прямоугольник, дословно четырехугольный. Странное имя для мужчины, разве для кондрашки походит. Помнишь выражение «схватил кондрат»? Вот в нем вся и разгадка. Кондрат схватит тогда, когда Христос к себе призовет, тот кто и есть четырехугольник веры или КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ. То есть Исус и есть КОНД.

Конд или краеугольный камень – это первый камень, который кладут в основание строения, принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания; в настоящее время понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо; широкое распространение получило благодаря Библии, где в основном использовалось как метафора.

Скажу сразу, катары не ведают Библии, как не знала ее Россия до 1863 года. Кормчая, Палея, Святое писание, состоящее из 200 книг, запрещенных в иных христианских церквях и конечно устное предание, вот что документальная основа веры моих одноверцев. Поэтому рассматривать библейскую версию о храме Соломона не буду, тем более я прекрасно знаю, что строил его не еврей Соломон, а турок-сельджук Сулейман Великолепный, и стоит он по сей день на Босфоре-Иордане, под именем Аль-Софи или святая София.

Так вот Христос и есть краеугольный камень Христианства, то есть конд или Кондрат. И если последний хватит как положено и по полной, то не ходи к гадалке, скоро беседовать с самим Исусом.

Для усиления впечатления, объясню, что слово кондовый в старину означало исконный, то есть все тот же изначальный и древний символ.

Жена Конда, это жена Христа или Джаконда и русский мужик Леонардо, потомок катаров Руссильона прекрасно знал, кого он рисует. А рисовал он Марию Магдалену, жену Исуса, основательницу Церкви катаров – христианства Любви, неугасимого огня-памятника этому чувству и верности делу мужа, земной женщины к избранному и совершенному человеку. В нашей церкви есть три Марии: мать, жена и дочь Спасителя и каждая из них сияют чистой красотой души и преданностью своему дорогому человеку, указавшему миру путь к спасению от лжи фарисеев. Про Мать Марию, читатель и сам многое знает, а я рассказал о ней с точки зрения катар. О жене Исуса рассказываю сейчас, а о дочери и вообще детях и потомках, я расскажу как ни будь отдельно.

Пора разобраться и с Мона Лиза. Это тоже не сложно.

Монсегюр – мое спасение, Монреаль – моя жизнь, Монблан – мое облако или вообще небо в смысле высоты и т.д.

Значит и Мона не что иное, как слово МОЯ. Посмотрим значение имени Елизавета. И снова разочарование.

Справочники дают только еврейское пояснение, в то время как славянское и греческие значения совпадают: «Богом клянусь", "Бог - моя клятва", что означает данный обет Всевышнему, его почитание.

Скажи читатель, приходилось ли тебе вечаться в церкви со своей честной женушкой? Если нет, то не расстраивайся, катары тоже не ведают такого обряда, а просто призывают в свидетели Бога, говоря о любви к своей избраннице, то есть давая клятву о верности, принимая обет женатого мужчины (замужней женщины), которая продлит его род. Все таже клятва перед Богом, что и в церкви современного христианства. Кстати, прошу заметить, что в староверии и старом обряде никаких разводов не существует, в отличие от современного христианства. Априори не существует! Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Выбрал суженную, терпи и воспитывай себе жену добрую. А если мозгов нет, то лучше не морочь голову женщине и разводи улиток. Кстати, это и женщин касаемо, например, в книге «Домострой». Почитайте, полезная вещь для семьи.

Итого: Мона Лиза Джаконда это Моя клятва Богу, жена Исуса. Мария Магдалена.

Перед вами не портрет соседской девушки, а икона, лик, писанный с какого то, катарского изображения, а возможно, с девушки, которая была потомком Марии. Все таки, времена жизни Леонардо да Винчи и жизни Марии Магдалены разнятся почти в три века. Все Марии Леонардо похожи и они явно не иудейские матроны.

Вот в принципе и все, что я хотел сказать о Марии Магдалене, оставив читателю право на собственное осмысление ее образа. Мне эта женщина предельно ясна и имя ей жена, честная, верная, любящая. Я рад, что принадлежу к ее церкви и верю, что ее образ из кающейся грешницы, придуманный в Ватикане, приобретет у людей настоящие очертания.

Современные искусствоведы утверждают, что имя модели с которой писал Леонардо свою работу Лиза Герардини, супруга торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо. Однако никаких доказательств нет. А вот если знать, что означает фамилия Герардини, то появится еще одно доказательство правильности моей версии. Герард это твердое копье. Второе значение копье Судьбы, то есть копье Лонгина, которым и убили Исуса на кресте. Интересным будет и имя "мужа" модели, Франческо. Означает оно "из племени франков". Для читателя сообщаю, что французы, обязаны своим названием племени воронов, вранцев, франков. Это славянское племя, которое возглавлял славянскийкнязь Мировей, богомил, давший начало роду франкский королей Мировингов.

Как видите, слишком много совпадений, для принятия иной версии, чем рассказанная ныне читателю.

Можно было бы и заканчивать. Но я вижу, что читатель, хочет задать мне вопрос; «В чем тайна улыбки Джаконды?». Я знаю на него ответ, но передаю слово специалисту, который больше меня понимает в женщинах и их метморфозах в жизни. Слово главному врачу родильного дома, моему давнем приятелю, врачу-акушеру, которого, к сожалению уже давно нет в живых. Я помню наш разговор с ним о Джаконде.

Вот его мнение:

А никакой улыбки нет. Это лицо и мимика беременной женщины, там все признаки этого явления. Могу даже срок определить – начало третьего месяца.

Сегодня мало кто знает, что при рассмотрении портрета под увеличительным стеклом, на одежде, пейзаже, в зрачках, волосах Мона Лизы вписано множество цифр. Это код да Винчи. И нашли их не ученые, а самые обычные полицейские, мои коллеги по службе в органах правопорядка. Такие цифры действительно есть и сегодня они переданы криминалистам и дешифровщкам. Я уверен, что послание Леонардо будет открыто, ведь за дело взялись карабинеры, а это не попы с произвольным толкованием правил собственного обогащения.

Вот на этом, пока все.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень,Франция) - итальянский художник (живописец, скульптор,архитектор и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Катары таких людей зовут совершенными.

Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя - итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

, Флоренция

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). К:Картины 1481 года

«Поклонение волхвов» (итал. Adorazione dei Magi ) - неоконченная картина кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи , хранящаяся в галерее Уффици . Заказанная монахами-августинцами из монастыря Сан Донато в Скопето в 1481 году , она так и осталась незавершенной, поскольку через год художник отбыл в Милан , и заказчики, озабоченные тем, что его отсутствие затягивается, обратились к Филиппино Липпи , чьё «Поклонение волхвов» также находится в музее Уффици.

Композиция «Поклонения волхвов» Леонардо необычна и, по всей видимости, почти не имеет аналогов в итальянской живописи. На заднем плане виднеются развалины какого-то дворца (по некоторым версиям - языческого храма), всадники на конях, едва намеченные скалы вдалеке; в центре картины изображена Мария с новорожденным Иисусом , окруженная пришедшими поклониться Сыну Божию паломниками. Свободное место на переднем плане «предназначается» зрителю. Молодой человек справа, предположительно - сам Леонардо в возрасте 29 лет.

Напишите отзыв о статье "Поклонение волхвов (картина Леонардо да Винчи)"

Литература

  • AA.VV. Galleria degli Uffizi. - Roma, 2003. - (I Grandi Musei del Mondo).
  • Milena Magnano. Leonardo. - Milano: Mondadori Arte, 2007. - (I Geni dell’arte). - ISBN 978-88-370-6432-7.
  • Bruno Santi. Leonardo // I protagonisti dell"arte italiana. - Firenze: Scala Group, 2001. - ISBN 88-8117-091-4.
  • Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari. I tempi dell"arte. - Milano: Bompiani. - Т. 2. - ISBN 88-451-7212-0.

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Поклонение волхвов

Отрывок, характеризующий Поклонение волхвов (картина Леонардо да Винчи)

– Ну, да, – спокойно ответил отшельник. – А её зовут Вэя. Только она не придёт второй раз – она никогда не появляется дважды... Так жаль! С ней было так интересно говорить...
– Ой, значит, вы общались?! – окончательно этим убитая, расстроено спросила я.
– Если ты когда-нибудь увидишь её, попроси вернуться ко мне, маленькая...
Я только кивнула, не в состоянии что-либо ответить. Мне хотелось рыдать навзрыд!.. Что вот, получила – и потеряла такую невероятную, неповторимую возможность!.. А теперь уже ничего не поделать и ничего не вернуть... И тут меня вдруг осенило!
– Подождите, а как же кристалл?.. Ведь она дала свой кристалл! Разве она не вернётся?..
– Не знаю, девонька... Я не могу тебе сказать.
– Вот видишь!.. – тут же радостно воскликнула Стелла. – А говоришь – всё знаешь! Зачем же тогда грустить? Я же говорила – здесь очень много непонятного! Вот и думай теперь!..
Она радостно подпрыгивала, но я чувствовала, что у неё в головке назойливо крутиться та же самая, как и у меня, единственная мысль...
– А ты, правда, не знаешь, как нам её найти? А может, ты знаешь, кто это знает?..
Фабий отрицательно покачал головой. Стелла поникла.
– Ну, что – пойдём? – я тихонько её подтолкнула, пытаясь показать, что уже пора.
Мне было одновременно радостно и очень грустно – на коротенькое мгновение я увидела настоящее звёздное существо – и не удержала... и не сумела даже поговорить. А у меня в груди ласково трепетал и покалывал её удивительный фиолетовый кристалл, с которым я совершенно не знала, что делать... и не представляла, как его открыть. Маленькая, удивительная девочка со странными фиолетовыми глазами, подарила нам чудесную мечту и, улыбаясь, ушла, оставив нам частичку своего мира, и веру в то, что там, далеко, за миллионами световых лет, всё-таки есть жизнь, и что может быть когда-то увижу её и я...
– А как ты думаешь, где она? – тихо спросила Стелла.
Видимо, удивительная «звёздная» малышка так же накрепко засела и у неё в сердечке, как и у меня, поселившись там навсегда... И я была почти что уверенна, что Стелла не теряла надежду когда-нибудь её найти.
Леонардо да Винчи Шово Софи

« Поклонение волхвов»

« Поклонение волхвов»

В июле 1481 года монастырь Сан-Донато в Скопето, нотариусом которого служил его отец, заказал Леонардо картину большого формата (246x243 сантиметра), которая должна была служить запрестольным украшением главного алтаря. Сюжет заказанной картины давно привлекал его: поклонение волхвов. Это была классическая тема, над которой размышляли все художники, особенно тосканские. На выполнение заказа Леонардо отвели тридцать месяцев.

Он с увлечением принялся за работу. Его замысел был грандиозен: он задумал ни больше ни меньше как обновление жанра. Прежде всего, Леонардо перевернул перспективу, поместив на заднем плане множество людей с тщательно прорисованными лицами. На переднем плане из сфумато выплывают смутные очертания Богоматери и младенца Иисуса. Более никого – ни отца, ни осла, ни вола… Художник отказался и от прочих атрибутов классического сюжета, таких как ореол вокруг головы младенца и традиционные зашифрованные смыслы. Как и следовало ожидать, публика была шокирована. Новизна трактовки обеспокоила заказчиков и восхитила собратьев по искусству, сразу же возвысив Леонардо до уровня самых великих из них.

Монахи были крайне недовольны. То, что представил им Леонардо, оказалось совсем не тем, что они заказывали. Художник же, успевший уже израсходовать всё, что получил от заказчиков в качестве аванса, запросил у них еще денег для переноса рисунка с картона на панно. Монахи заплатили, только на сей раз натурой, чтобы у Леонардо были средства к существованию до окончания работы, – зерном, вином, дровами… А тот опять всё израсходовал еще прежде, чем приступил к завершающей стадии работы. Монахи были в ярости, и тогда Леонардо бросил работу, в очередной раз отказавшись завершить начатое, после того как почувствовал пренебрежительное отношение к своему картону.

Картон «Поклонение волхвов» не остался в монастыре. Леонардо передал его своим друзьям Бенчи. Он отлично сознавал, каким новаторским произведением является его картина, даже и в форме картона, поэтому считал необходимым сохранить ее. Поскольку монахи отвергли ее, она будет принадлежать ему.

Во всяком случае, Леонардо был убежден в том, что даже если бы завершил работу в установленные сроки, монахи все равно не приняли бы ее: слишком резко контрастировала она с традиционными представлениями о том, как надо интерпретировать этот сюжет из Священной истории, восходящий к средневековым легендам о царях-магах (волхвах), принесенным крестоносцами с Востока. Монахи Сан-Донато в Скопето пятнадцать лет терпеливо ждали появления художника, достойного Леонардо и способного завершить «Поклонение волхвов». Им оказался сын Липпи – Филиппино, лучший ученик Боттичелли.

Трудно сказать, почему Леонардо взял за правило не доводить до конца работу по выполнению полученных заказов. С тех самых пор, как у него появилась собственная мастерская, он не сумел завершить ни одного из своих произведений, выполняемых на заказ, не говоря уже о том, чтобы сдать работу в срок. Больше он ничего не доведет до конца. Хотя его «Святой Иероним» и заставил говорить о себе, он забросил его в углу своей мастерской, не имея ни малейшего желания и терпения завершить работу. Возможно, не случайно сквозит тревога в словах, которые он любил повторять: «Сколько времени уходит впустую!»

Почему Леонардо бросил работу над самым завидным из полученных им заказов? Загадка! Возможно, это как-то связано с тогдашним намерением Лоренцо Великолепного направить лучших художников Флоренции в Рим – расписывать в знак примирения с папой Сикстом IV его новую капеллу. Лоренцо заявлял, что отобрал для исполнения этой миссии лучших, во главе с Боттичелли. Лучших художников как посланников тосканской культуры – но среди этих лучших не было Леонардо! Какие чувства испытал он при этом: ревность, досаду, огорчение? И тогда он принимает решение бежать, исчезнуть, покинуть Тоскану, которая определенно не достойна его, страну, во главе которой стоит Лоренцо, самый безобразный человек, какого Леонардо когда-либо встречал в своей жизни. И по сей день еще с Медичи связано большое недоразумение. Подлинным меценатом был не тот Лоренцо, которого история нарекла Великолепным, но его внучатый племянник, именующийся также Лоренцо Медичи, однако затерявшийся в тени славы Великолепного. Это он поддерживал своими заказами творчество художников эпохи Ренессанса. Лоренцо же Великолепный умел только собирать драгоценные камни и тратить деньги республики на проведение своих праздников. Он не помог никому, ни одному художнику, ни одному скульптору. Ему приписали потрясающую художественную интуицию, в действительности отличавшую его внучатого племянника, поскольку из двух имен Лоренцо Медичи история сумела сохранить лишь одно.

Уезжать или бежать?

Ломбардийский двор при Лодовико Сфорца, который сам себя провозгласил герцогом Миланским, завоевывал репутацию третьего по важности двора Европы. Туда-то и решил отправиться Леонардо.

Тогда он совершил один из самых нелепых поступков в своей жизни, которых, надо признать, было и так немало. Он сочинил нечто вроде того, что в наши дни получило бы название рекламного проспекта или предвыборной программы. На десяти страницах он расхваливал собственные достоинства в качестве архитектора, военного инженера и, как тогда говорили, технолога и уверял герцога Миланского в том, что, приняв его, Леонардо, к себе на службу, он никогда больше не проиграет ни одной войны.

Отправлялся ли он в качестве представителя Флоренции и того нового стиля жизни, который внедрялся в тосканской столице? Или же просто бежал как пария, отверженный, постоянно преследуемый неудачами? Споры по этому поводу до сих пор ведутся среди биографов Леонардо да Винчи, однако его вышеупомянутое странное письмо позволяет склоняться к версии о бегстве. В свои тридцать лет он рекламирует себя как «многообещающего таланта». Тогда же он записал для себя слова Данте: «Двигаться по пути к славе – не на перине нежиться. Кто проживет свою жизнь без славы, тот оставит после себя на земле след, подобный струйке дыма в воздухе, пене на воде…»

Некоторые придерживаются мнения, что тот же Лоренцо, который отказался отправить Леонардо в Рим к папе в качестве своего представителя, лично направил его в Милан, дабы польстить грубым, как он полагал, вкусам внука кондотьера, захватившего власть в Ломбардии. В это трудно поверить, особенно после прочтения пресловутой «программы» Леонардо, из которой явствует, что он готов был принять от герцога любую должность…

Воспользовавшись отъездом Бернардо Ручеллаи, назначенного послом Флоренции в Милане, Леонардо отправился в качестве его спутника, прихватив с собой свои пожитки и домашних животных, а также двоих сотоварищей, давних приятелей, отличных компаньонов в горе и радости.

Первый из них, Томмазо ди Джованни Мазини, предпочитавший прозвище Зороастро, представлял собой своего рода гротескного близнеца Леонардо. Неглупый от природы, балагур и насмешник, он придумал себе предков княжеского рода. В душе своей считая себя византийцем, о чем свидетельствовало и его прозвище, этот изобретатель и шут, алхимик и торговец скобяными изделиями, гениальный кузнец и никудышный астролог, маг и шарлатан, он был известен как металлург, умевший обращаться с металлами, как никто другой.

Вторым товарищем Леонардо был красавчик Аталанто, человек-оркестр, музыкант, певец, танцор, роскошный Аталанто ди Мильоретти. Их дружба с Леонардо и совместная работа будут продолжаться более тридцати лет. Все трое были друзьями с детства, давними учениками Верроккьо.

К счастью, двое приятелей Леонардо познакомились с посланием, которое предполагалось вручить Лодовико Моро, герцогу Миланскому. Поскольку в нем не было ни слова о профессии живописца, главной для Леонардо и единственной, которой он учился (и в области которой он, дважды начиная всё сначала, добивался признания), Зороастро и Аталанто заставили его включить в перечень своих талантов также ремесло живописца и скульптора.

Отдавал ли себе отчет Леонардо да Винчи в том, что, направляясь в Милан, он покидает Флоренцию на долгие, очень долгие годы?

Преисполненный амбициозных замыслов и жизненных сил, он не сомневался, что добьется успеха в Милане, а добившись, сразу же, в ореоле славы, возвратится во Флоренцию – возвратится победителем, получив полное удовлетворение за все прежние неудачи и обиды. И для этого, полагал он, не потребуется слишком много времени.

Охваченный нетерпением, он летит в Милан на крыльях надежды. Там ждут его слава, богатство – настоящая жизнь…

Из книги Вокзал мечты автора Башмет Юрий

"Дары волхвов"… или "Декабрьские вечера" Рассказ о "моем Рихтере" был бы предательски неполным, если бы я не включил в книгу специальный сюжет о "Декабрьских вечерах". И не только потому, что по предложению Ирины Александровны Антоновой и Нины Львовны Дорлиак и с одобрения,

Из книги Маленькая повесть о большом композиторе, или Джоаккино Россини автора Клюйкова Ольга Васильевна

Глава 13. ПОКЛОНЕНИЕ БЕТХОВЕНУ Отдых в Кастеназо был очень недолгим. В конце марта 1822 года Россини с женой уже прибыл в Вену, согласно контракту. Там их ждал Барбайя. И каковы же были его изумление, возмущение, гнев и обида, когда ему представились супруги Россини! Прелестная

Из книги Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург автора Толстая Елена Дмитриевна

Поклонение В 1922 году Толстой, возглавивший литературное сменовеховство в Берлине, открыл первый номер своего литературного приложения к газете «Накануне» двумя до тех пор не печатавшимися в России стихотворениями Ахматовой: «Земной отрадой сердца не томи» и «Как мог

Из книги Размышления команданте автора Кастро Фидель

Дар волхвов Информационные агентства заранее сообщили, что 6 января Буш завершит свой рождественский отпуск и отправится на Ближний Восток. Он поедет в земли мусульман – людей иной религии и культуры, которым, считая их неверными, европейцы-христиане объявили войну в ХI

Из книги Дневник молодежного пастора автора Романов Алексей Викторович

8. Поклонение Нам необходимо научиться поклоняться Богу, не только во время прославления, но и все время. Вся моя жизнь – это поклонение Богу. Мы должны разделять музыку на две категории: музыка поклонения и вся остальная музыка. И музыка поклонения никогда не должна

Библейский сюжет, связанный с рождением Спасителя мира, был популярен в эпоху Возрождения. Все изображали эту сцену примерно в одном ключе. Однако Леонардо подошел к этой теме совсем по-иному. «Поклонение волхвов» - картина Леонардо да Винчи, которую можно назвать первой достаточно зрелой работой, в которой он смог проявить свою индивидуальность.

В ней он использовал знания анатомии человека и животных, а также результаты экспериментов с перспективой и свои инженерные изыскания. Но есть в этой картине и нечто большее - тайна ее замысла не раскрыта до сих пор.

История создания

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» выставлена в Галерее Уффици во Флоренции - городе, в котором она появилась на свет в 1481-1482 годах. Полотно написано темперой и маслом на скрепленных досках из тополя.

29-летний Леонардо получил этот заказ по рекомендации отца от его друга - настоятеля монастыря августинцев. Картина предназначалась для алтаря церкви Сан Донато Скопето. Он работал над заказом всего семь месяцев, однако закончить картину не смог (или не захотел), решив отправиться в Милан к Лодовико Сфорца в качестве военного инженера. Во Флоренцию Леонардо вернулся только через много лет.

Возмущенные монахи для завершения картины наняли другого художника, который не очень церемонился с замыслом автора и вносил изменения на свой вкус (а может быть, следовал указаниям церкви). К счастью, сохранились многочисленные эскизы, которые помогают разгадать сюжет картины.

Леонардо да Винчи: «Поклонение волхвов». Описание картины

Некоторые искусствоведы считают, что картина представляет собой набросок из нескольких тем, не связанных с основным смысловым фокусом - Марией с младенцем Иисусом. Не видно на ней, как положено, животных, например, осла и вола.

В центре картины изображена Богоматерь с новорожденным. Вокруг нее полукруг почитателей в коленопреклоненных позах. На переднем плане три царя-волхва, преподносящих святые дары. Есть еще задний план, более темный, с большим деревом, которое прописано с натуралистической точностью.

В верхнем левом углу видно полуразрушенное здание. Вверху справа просматриваются два сражающихся всадника.

В правом нижнем углу изображен молодой человек, отвернувшийся оттого, к которому прикованы все взгляды, хотя его жесты указывают на Святое Семейство. Искусствоведы считают, что этот юноша имеет портретное сходство с молодым Леонардо.

Вся композиция выстраивается на фоне силуэтов горных вершин, что характерно для многих работ Леонардо.

Традиционная трактовка смысла изображенного библейского сюжета

«Поклонение волхвов» - картина Леонардо да Винчи, анализ которой достаточно труден, так как ее содержание не вписывается в обычные рамки.

Сама композиция выстроена по принципу пирамиды, где голова Марии определяет ее вершину. Главной темой является поднесение дара будущему Спасителю одним из волхвов. В то время как самый старый царь припадает к ногам Марии, второй, униженно прижимаясь к скале, одаривает младенца. Третий волхв только собирается опуститься на колени. Предполагается, что эти фигуры олицетворяют народы Азии, Африки и Европы, готовые принять новую веру.

Руины слева символизируют дворец Давида, на развалинах которого уже выросло два молодых дерева, как символы нового времени - эры милосердия и любви. Центральное дерево своими корнями тянется к голове младенца Христа, намекая на его родство с царем Давидом.

Два всадника справа напоминают враждовавших королей, которые, побывав в Вифлееме, решили помириться. В целом композиция подчеркивает контраст между светом, исходящим от Марии с младенцем, и темнотой окружения.

Находки Маурицио Серачини

Применив глубокое сканирование красочного слоя, флорентийцу Серачини удалось проникнуть под верхние слои краски и увидеть первоначальное изображение «Волхвов». Оказалось, что картина была обрезана снизу на 10 см. Она была отполирована растворителями, а потом загрунтована белилами. Со временем появились трещины, которые опять замазали, теперь уже синим цветом. То есть «незавершенной» картину сделали в основном последующие манипуляции.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» оказалась наполненной массой людей, занятых разнообразными действиями. Всего было выделено около 66 фигур. Нашлись и животные: осел, бык и слон.

Стала более выраженной трехмерность картины. На первом плане происходит принесение даров священному младенцу. Но Богородица стоит не на земле, а на скале, как на постаменте. Наверху справа четко проявились сцены сражений. А левый верхний угол заполнился рабочими, возводящими новый храм.

Жест Иоанна Крестителя

«Поклонение волхвов» - картина Леонардо да Винчи, интересные факты о которой можно отметить в связи с жестом В католицизме он трактуется как призыв к покаянию.

Известно, что Иоанн Предтеча был всего на полгода старше Иисуса. Но под центральным деревом Леонардо изобразил взрослого человека с

Так кто же важней, Иоанн или Иисус? Эта тема стала значимой для Леонардо, сопутствуя ему на протяжении всей его жизни. Иоанн следовал за ним везде:

Иоанн Креститель покровительствовал Флоренции.

Леонардо неоднократно обращался к Крестителю и его жесту в своем творчестве.

Рафаэль на своей картине «Школа в Афинах» изобразил Леонардо в образе Платона, с тем же жестом Иоанна.

Таким образом, картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» направляет внимание зрителя к подтексту, связанному с Иоанном Крестителем. Жест отчетливо виден, и персонажи второго плана, кстати, более молодые, чем окружение Богородицы, смотрят не на Марию с младенцем, а на человека, воздевшего палец вверх.

Дерево Иоанна: что о нем известно

Все сходятся к тому, что Леонардо поместил над Марией (кароб, цератония), которое ассоциировалось в католической символике с Иоанном Крестителем, так как странствуя по пустыне, он питался его плодами.

Эти бобы были пищей бедных слоев общества в Древнем Египте. Впоследствии ими стали кормить животных. Иоанн был настолько неприхотлив в годы своих скитаний, что питался только стручками цератонии.

Во времена Возрождения изображение «Иоаннова дерева» стало ассоциироваться с его реальным присутствием.

Лестница в никуда?

На самом деле в левой верхней части картины видны две лестницы, каждая по 16 ступеней. И ведут они к верхней площадке - последней ступени восхождения. Значит, в сумме, это лестница в 33 ступени. Это число, объявленное очередным «кодом да Винчи», дало возможность некоторым исследователям предположить о связи Леонардо с орденом тамплиеров - оно совпадает с числом «градусов» посвящения у адептов этой секты.

Так как под краской на верхней площадке здания были обнаружены строители, занятые возведением его стен, стало понятно, что «символ язычества», по замыслу автора, должен был возродиться.

«Поклонение волхвов» - картина Леонардо да Винчи, в которой сам он «замечен» дважды.

Один из волхвов оказался подозрительно похож на самого Леонардо в старости, а молодой человек, отвернувшийся от будущего Спасителя - Леонардо в молодости. Здесь есть над чем задуматься.

Не дуэль, а битва

В верхнем правом квадрате - там, где первоначально было изображение двух сражающихся воинов, высветилось целое побоище. Сам Серачини сообщает, что вид этого сражения вызвал у него ужас. Это настоящая баталия, скрытая под слоями краски.

Возможно, картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» содержит в себе первоначальный замысел батальной темы, реализованной им позже в «Битве при Ангьяри». Эта фреска была найдена недавно в Палаццо Веккьо под картиной Вазари.

Если говорить о символизме всех образов художника, то в этой части «Волхвов» он изобразил свое отношение к войнам, в том числе и Крестовым походам - тем более что под батальной сценой заметны лица людей, повернутых в сторону строящегося храма иной веры.

По мнению исследователя Серачини, ключом к пониманию наследия великого художника и мыслителя является «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. Анализ и описание картины, сделанные этим автором, во многом проясняют те подводные течения, которые являлись предпосылками для создания его загадочных картин. Тем не мене, можно утверждать, что главные открытия еще впереди.

Поклонение волхвов - картина Леонардо да Винчи.

Среди незавершенных работ великого итальянского художника Высокого Возрождения картина «Поклонение волхвов» не избежала традиционной для творчества Леонардо да Винчи таинственности и загадочности.

История создания

Молодой художник должен был выполнить заказ монахов - августинцев для католического монастыря в Скопето на заданную библейскую тему.

Леонардо приступил к выполнению контракта и начал писать в 1481 году, но оставил полотно не дописанным, переселившись в Милан. Для завершения полотна, монахи передали ее другому художнику и тот дописал его в соответствии с собственным пониманием изображаемого сюжета.

Исследователи картины считают, что он совершенно не церемонился с замыслом Леонардо. Это подтверждают сохранившиеся наброски эскизов. Судя по этим зарисовкам Леонардо задумал совершенно необычную для традиционной итальянской живописи композицию.

На его картине большое количество деталей и персонажей. Задним фоном служат развалины. Можно предположить, что они символизируют языческую веру. Вдалеке всадники на конях и скалы.

Огромное дерево с обнажившимися корнями, которые подбираются к голове будущего Спасителя – это намек, что он из рода царя Давида? В центре композиции сама Мария с новорожденным младенцем. Их окружают фигуры паломников. В благоговейном жесте поклонения склонились пожилые волхвы с дарами.

картина Поклонение волхвов Леонардо да Винчи

Предполагают, что молодой юноша справа это сам Леонардо. Художники Возрождения частенько прибегали к такому приему, Леонардо он также был не чужд. Все человеческие фигуры выполнены с отличным знанием анатомии, поэтому выглядят не бестелесными созданиями, живущими одной духовной пищей, а людьми из крови и плоти. В этом проявилось новаторство да Винчи – соединить в изображаемом образе внешность и внутренний мир.

Загадки картины Поклонение волхвов

Современные технологии позволили увидеть первоначальное изображение картины, которое во многом кардинально отличается от общеизвестного. Исследователи насчитали на замазанном изображении 66 персонажей. Среди них и традиционные для этого сюжета фигуры животных, которых почему-то нет в окончательном варианте.

Вместо двух фигур всадников изображена целая батальная битва. Вместо позднейших развалин художник вначале нарисовал строящееся здание с большим количеством рабочих. Среди паломников Леонардо изобразил себя дважды - не только молодым, но и в старости. По прошествии более пяти веков великий мистификатор опять задал нашим современникам массу новых загадок.