Первый русский мультик. История русской мультипликации. Особенности современной мультипликации

Который в 1910-х годах в киноателье А.А.Ханжонкова разработал особую художественную технику и прием для постановки и съемки объемно кукольной мультипликации. Им были созданы в России первые в мире объемно-мультипликационные фильмы. Так, в 1912 г. В.А.Старевич выпустил пародийные мультипликационные фильмы "Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами" и другой под названием "Авиационная неделя насекомых".

Владислав Старевич

Советская графическая мультипликация возникла в 1924-1925 годах. Первые фильмы были сделаны художником А.Бушкиным, вначале под руководством известного режиссера и экспериментатора Дзиги Вертова, а затем уже самостоятельно.

Фильмы отвечали актуальным задачам политической пропаганды. Главным образом это были киноплакаты и сатирические фильмы.
Художники-мультипликаторы А.Бушкин и А.Г.Иванов для создания некоторых фильмов пользовались весьма несложной, но выразительной техникой плоских марионеток. Такой метод освобождает художников от трудоемкой техники изготовления огромного количества фаз-рисунков. Из плотной бумаги или картона вырезали плоские марионетки. В местах, сочленений их скрепляли шарнирами. Марионетка накладывалась либо на стекло съемочного стола, за которым находился рисованный фон или панорама, либо непосредственно на рисованную декорацию - место действия для персонажей фильма.
За один 1924 г. на студии "Культкино" со своим маленьким коллективом художников выходит целый ряд мультипликационных картин: "Германские дела и делишки", "История одного разочарования (Борис Савинков)", "Советские игрушки" (реж. Д.Вертов, мультипликация А.Бушкина и А.Иванова), "Случай в Токио", "Юморески" (реж. Д.Вертов, мультипликация А.Бушкина и А.Белякова).
Первый период развития советской мультипликации носил характер экспериментальный. Сложность технического выполнения рисованных фильмов приводила художника к поискам таких технических методов, которые могли бы быть под силу малоопытным художникам. Одним из методов, укрепившимся на долгие годы н производстве мультфильмов, был так называемый "альбомный" метод. Все движения, необходимые для развития действия в сюжете, разбивались на цикличные движения, которые могли бы многократно повторяться. Например, походка людей или движения животных, полет птиц, проезд поезда, автомобиля и т.д. Каждый такой цикл движения и являлся "альбомом".

На дальнейшее развитие искусства мультипликации большое влияние оказало создание в Москве в 1924 году первой экспериментальной мультипликационной мастерской при Государственном техникуме кинематографии, в которую вошли молодые советские художники, окончившие ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), (Н.П.Ходатаев, О.П.Ходатаева, Ю.А.Меркулов, 3.П.Комиссаренко, сестры В. и 3.Брумберг,


Валентина и Зинаида Брумберг

Л.Блатова, В.Г.Сутеев, И.П.Иванов-Вано, операторы Г.Кабалов и В.Шульман).


Владимир Сутеев

Экспериментальная мультипликационная мастерская выпустила в 1925 г. свой первый рисованный фильм - политический памфлет "Китай в огне". В этой большой коллективной работе художники приобрели первый опыт одушевления рисунков и практически разработали технологию производства рисованного фильма. Фильм "Китай в огне" во многих своих компонентах был невысокого качества, изобразительно разнохарактерный и затянутый. Скорее это была своеобразная иллюстрация политических событий, нежели кинематографическое произведение. Несмотря на эти недостатки, фильм привлек к себе внимание общественности и благодаря актуальному материалу, и новому интересному приему, который заставлял оживать карикатурный рисунок на экране.
Эпоха бурного становления страны требовала широкой агитации во всех отраслях производства, сельского хозяйства, кооперации, реализации государственных займов, а также и в повседневной нашей жизни. В этом отношении советская мультипликация того времени сыграла большую действенную роль, особенно в области научного и учебного фильма, агитплакатов, политшаржа и рекламы, где многие работы, несмотря на примитивность техники, достигали высокого художественного качества. Работы А.Бушкина "Проблемы питания", "Береги глаз", "Кровообращение" и другие явились уже тогда солидным вкладом в область научной и учебной кинематографии и сыграли роль настоящих образцов, по которым в дальнейшем шло развитие этого вида мультипликации.
В 1926 г. на кинофабрике "Межрабпом-Русь" коллектив художников (Ю.Меркулов, Д.Черкес, И.Иванов-Вано, оператор Л.Косматое)

начинает работать над первым детским мультипликационным фильмом "Сенька-Африканец", поставленном по мотивам сказок Корнея Чуковского. Картина вышла на экран в начале 1927 г. При всех своих недостатках фильм нашел положительный отклик в прессе и с большим интересом смотрелся детским зрителем. Этот успех подтолкнул художников на создание других детских фильмов. Так, в 1927 г. выходит картина "Тараканище", сделанная художником А.В.Ивановым также по сказке К.Чуковского. Затем выходит картина "Каток", сделанная в плане наивного детского рисунка (работа художников Д.Черкес и И.Иванова-Вано). Здесь художниками сознательно была допущена условность: все рисунки контуровались белой линией на черном фоне, так как при демонстрации такой рисунок менее утомлял детского зрителя.


Иван Иванов-Вано

В 1928-1929 гг. выходят новые фильмы для детей: "Самоедский мальчик", в шутливой форме разоблачающий религиозные пережитки у северных народов нашей страны (работа художников Н.Ходатаева, О.Ходатаевой и В. и 3.Брумберг) и "Приключения барона Мюнхгаузена" - работа художников Д.Черкес и И.Иванова-Вано. Так постепенно рождается новое советское искусство рисованного фильма.
В это время мультипликацией начинают интересоваться многие театральные режиссеры. Так, в 1927 г. талантливый режиссер и художественный руководитель Московского театра для детей - Наталия Сац ввела впервые в спектакле "Негритенок и обезьяна" мультипликацию, которую сделали художники Н. и О.Ходатаевы и В. и 3.Брумберг. Для этой постановки на сцене был смонтирован специальный экран. Мультипликация, проецируясь на него по ходу спектакля, переносила развитие действия со сцены на экран. Спектакль "Негритенок и обезьяна" имел огромный успех и долго не сходил со сцены театра. Не менее интересно и второе использование мультипликации Наталией Сац в спектакле "Про Дзюбу".

Здесь мультипликация демонстрировалась прямо на декорациях сцены, иллюстрируя в нужный момент мечты и фантазию мальчика Дзюбы. Благодаря этому в спектакле сразу возникала атмосфера сказки, очарованию которой помогала талантливая музыка композитора Леонида Половинкина, используемая синхронно с мультипликацией. Так, ритмическая слитность мультипликации с музыкой и даже с действием актера на сцене была проведена значительно раньше рождения звукового кино, где этот метод четкой синхронизации действия рисованного персонажа со звуком произвел в свое время большую сенсацию.
Кадры работников советской мультипликации постепенно пополняются. Начинает заниматься мультипликацией на одесской киностудии художник В. Левандовский. В 1927 г. вышел первый украинский мультипликационный фильм "Сказка о соломенном бычке", поставленный В.Левандовским по известной народной сказке. В 1928 г. выходит его второй фильм "Сказка о белочке-хозяюшке и мышке-злодейке", который он сделал уже на вновь организованной киностудии в Киеве. Помимо высоких изобразительных качеств, этот фильм особенно отличался плавностью и выразительностью движения персонажей.
В Ленинграде в области рисованного фильма, помимо художников А.Преснякова и И.Сорохтина, на фабрике "Совкино" начинает работать художник В.Григорьев, который в 1927 г. выпускает два фильма "Держи чубаровца" и "Два рикши" по сценарию Н.Агнивцева, текст стихов В. Волженина. Примерно в это же время начинает работать в области мультипликации художник М.Цехановский,


Михаил Цехановский

немного позднее художники М.Пащенко, В.Сюмкин и А.Синицын. В Москве - художники Л.Атаманов,


Лев Атаманов

Л.Амальрик, П.Мизякин, А.Беляков, Д.Бабиченко, П.Носов, П.Сазонов, Ю.Попов и другие. Советская мультипликация обогащается новыми талантливыми режиссерами и художниками. Этот период интересен поисками художников новых технологических приемов в искусстве мультипликации и стремлением их создать постоянного героя рисованного фильма.


Леонид Амальрик

Режиссер А.В.Иванов, использовав специальный метод комбинированной съемки, разработанный конструктором Н.Желинским, выпустил в 1928 г. несколько мультипликационных картин с участием рисованного героя негритенка Тип-Топа. Так появился постоянный мультипликационный персонаж Тип-Toп, который, действуя в натурных кадрах, путешествует с приехавшей иностранной делегацией по Москве. Параллельно с ним начинает подвизаться на экранах другой мультипликационный герой Братишкин, созданный художником Ю.Меркуловым, который участвует в различных агитплакатах и инструктивных фильмах: Братишкин вступает в Осоавиахим, Братишкин везет книги в деревню, Братишкин борется за чистоту на заводе и т.д.
Ленинградскими художниками А.Пресняковым и И.Сорохтиным создается персонаж Бузилка, который впервые появляется в 1928 г. в фильме "Шептуны", в 1929 г. в фильме "Бузилка против брака" и дальше переходит в другие агитационные фильмы. Стремление наших художников создать образ постоянного мультипликационного героя действенного результата не принесло. Эти персонажи не имели успеха и сравнительно быстро сошли с экрана. И не только потому, что с внешней, чисто изобразительной стороны они были сделаны неинтересно. Они были невыразительны главным образом потому, что по сути своей никого не представляли, в них не было определенных характеристик представителей какого-либо слоя общества, они были вне среды: правда, негритенку Тип-Топу подарили пионерский галстук, а Бузилке - большой гаечный ключ, который он постоянно носил с собой, - однако это была лишь внешняя характеристика героев фильма - "вывеска", но не их внутреннее содержание.
В 1928 г. выходит детский фильм "Обиженные буквы" по сценарию Агнивцева (художники А.Пресняков, И.Сорохтин, С.Жуков и В.Куклина), в котором рисованная мультипликация так же, как и у режиссера А. В. Иванова, соединяется с натурной съемкой. В этом комбинированном фильме обиженные буквы идут жаловаться на ленивых детей в Наркомпрос, проходят по улицам, преодолевают ряд препятствий, попадают в бюро переписки, где создают переполох среди машинисток, и наконец благополучно пробираются в кабинет наркома, забираются к нему на стол и вручают товарищу Луначарскому свою петицию. Зрителя в этих комбинированных мультипликационных кадрах поражала новизна приема, он был неожиданно удивлен таким техническим трюком, когда рисованный персонаж действовал в естественной натурной среде, рядом с живым актером.
Уже в этом раннем периоде советская мультипликация проявила себя в разнообразных жанрах, с поисками новых изобразительных решений не только в кино, но и в театре. Широко экспериментируя в мультипликации, как в области техники, так и в области разнообразной тематики, в поисках различных жанров, художники-мультипликаторы в те годы осваивали, приобретали и накапливали производственный и творческий опыт этого нового вида кинематографии, что в дальнейшем привело к значительному подъему искусства рисованного фильма в нашей стране.

Советская мультипликация — именно та часть массовой культуры, которой в СССР могли по праву гордиться.

История отечественной мультипликации началась в Санкт-Петербурге, в начале 20 века, когда в 1908 году первый «опыт» получился у балетмейстера Мариинского театра господина Ширяева. Его кукольные мультфильмы до сих составляют загадку для искусствоведов, фигурки на фоне неподвижных декораций не просто двигаются, но и подпрыгивают.

Пионером русской мультипликации долгое время считался известный во всем мире биолог Виктор Старевич. В 1912-1913 годах он снял серию кукольных мультфильмов «с участием» насекомых. Наиболее известный его мультфильм — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». После революции Старевич покинул страну, и мультипликация в СССР нашла свое применение только в начале 20-х годов в агитационных мультфильмах-роликах.

Первая рисованная советская мультипликация появилась в середине 20-х годов. И уже к концу 20-х — началу 30-х годов художники графики на студии «Культкино» выпускают наиболее памятные советские мультипликационные фильмы того периода. Работы мультипликаторов Иванова-Вано «Каток»,(1927) и Ходатеева «Органчик»(1933) являются первыми серьезными источниками советской мультипликации.

Безусловно, признанным метром-художником, стоящим у истоков советской мультипликации считается режиссер Александр Птушко. Всемирную известность он получил в 1935 году после съемок первого полнометражного мультфильма в СССР «Новый Гулливер», где успешно совмещается мультипликация и игровое кино. Вскоре Птушко возглавил первую студию советской мультипликации «Союздетмультфильм». Даже когда полностью посвятил себя кинематографии, использовал мультипликацию в фильмах для спецэффектов.

В 40-е — 50-е годы, в эпоху расцвета соцреализма в СССР, на советских студиях выпускались поистине шедевры рисованной мультипликации. Все мультфильмы были настолько реалистичны, что маленький зритель воспринимал их как «детское кино». Советская мультипликация того времени не просто красива, она высокоморальна и несет огромную воспитательную силу. «Кошкин дом», «Гадкий утенок», «Каштанка», «Непослушный котенок», «Мойдодыр», «Аленький цветочек», «Снежная королева» — все новые поколения детей с удовольствием смотрят эти мультфильмы, которые ничуть не уступают продукции киностудии «Дисней».

В период оттепели с середины 50-х годов советские мультипликаторы отдаются экспериментам в полном объеме. Выходит много авангардной, символичной светской мультипликации. Наиболее известный мультфильм, выполненный в подобной манере - «Влюбленное облако» (1959), мультипликаторы Каранович и Качанов.

В то время рисованная мультипликация смешивается с аппликационной в сочетании с кукольной. И надо сказать, что подобный спектр техники несколько сложен для детского восприятия.

В 60-е годы выходит знаменитый советский мультфильм «Варежка» Романа Качанова. Кукольный мультфильм, в котором вязаная варежка превращается в настоящего щенка, благодаря любви маленькой девочки не мог оставить равнодушными ни детей, ни взрослых.

А в 1967 году Качанов снимает кукольный мультфильм про Крокодила Гену, который буквально «взорвал» популярностью советскую детскую аудиторию и продолжает свое победное шествие до сих пор. Дети современности так же любят Крокодила Гену и Чебурашку, как это было почти 50 лет назад.

Одним из самых выдающихся мультипликаторов советского периода признан Федор Хитрук. Он работал в разных жанрах и стилях, выпускал мультфильмы для детей и взрослых и подарил многим поколениям детей неподражаемого Винни-Пуха, чей образ затмил своим характером все зарубежные аналоги.

В авторской советской мультипликации наиболее значимой фигурой до сих пор остается художник Юрий Норштейн. Его мультфильмы «Ежик в тумане»(1975) и «Шинель»(1981-по сей день) — это золотой фонд мировой мультипликации.

И, конечно, до сих пор в отечественной мультипликации, затмив все рекорды популярности по просмотрам и тиражированию, первое место занимает мультсериал «Ну, погоди!» (60-е-80е), результат творческого союза мультипликатора В. Котеночкина и сценаристов А. Хайта и А. Курляндского.

Огромная часть успеха советской мультипликации — это заслуга знаменитых советских актеров. Голосами Янины Жеймо, Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Василия Ливанова, Олега Табакова, Евгения Леонова, Алисы Фрейндлих, Олега Анофриева, Александра Калягина, Владимира Высоцкого, Геннадия Хазанова, Клары Румяновой, Ольги Аросьевой, Михаила Казакова, Вячеслава Невинного, Армена Джигарханяна и других метров отечественного кино озвучены самые заметные персонажи советской мультипликации.

Виктория Мальцева

В России первые шаги в создании мультипликации были сделаны в начале 20 века, так же, как и на Западе. В нашей стране не было целлулоида, поэтому использовались два метода: «альбомный» - рисование на обычной бумаге, и кукольная анимация. Процесс был довольно трудоемким, потому что декорации и персонажей приходилось вручную перерисовывать с одного листа бумаги на другой.

Одним из первооткрывателей российской мультипликации был любитель жуков Владислав Старевич. Ему довольно четко и натурально удалось передать детали и отдельные черты своих персонажей, которыми были насекомые.

Приход в Россию социалистической идеологии отразился буквально на всем, включая кинематограф и даже мультипликацию. Если во всех других странах мультипликация развивалась как развлекательное искусство, в СССР первые мультфильмы сразу же приобрели политический оттенок. Один из первых выразить идеологию в мультипликации пытался В. Маяковский. Он пытался оживить сюжеты из своих «Окон РОСТА».

Первые опыты создания мультфильмов не принесли большой известности их авторам. Становление этого вида творчество пришлось на 30-е годы. В это же время, в 1936 году, не без участия ЦК ВЛКСМ, в Москве появилась первая и самая известная студия мультипликации - «Союзмультфильм».

На студии открыли курсы мультипликаторов. Выпускниками их являлись такие известные создатели мультфильмов, как Ф. Хитрук, Б. Дежкин, Р. Давыдов, Г. Козлов и др.

В период с 40 по 60 годы в истории советской мультипликации появилось много ярких имен и их известных работ. Это мультфильмы «Шайбу, шайбу» Б. Дежкина, «Золотая антилопа» и «Снежная королева» Л. Атаманова, и появившийся позднее «Кто сказал «Мяу» Н. Дегтярева. Все эти работы можно по праву назвать классикой советской мультипликации.

Советские мультфильмы, по-прежнему, сложно было назвать развлекательным творчеством, или специальным искусством для детей. Все они имели своеобразный сатирический, и философский подтекст. Отдельно можно выделить режиссера Ю.Норштейна, работы которого «Ежик в тумане» и «Сказка сказок» получили со временем общемировое признание.


Юрий Норштейн

Впоследствии российская мультипликация обзавелась множеством самобытных и эффективных техник. Мультфильмы не только рисовали, а и лепили из пластилина, гнули из проволоки, насыпали песком и кофе.
В советские годы мировому признанию российской анимации мешал «железный занавес», однако сегодня творчеством наших художников - мультипликаторов можно гордиться, их работы оценили и в России, и за рубежом.

Нет ни одного русского человека, который бы в свое время не смотрел советские мультфильмы. С каким трепетом я сопереживала Зайцу, за которым охотился коварный, но такой наивный Волк! А голос Садальского? Пластилиновый мультик “Падал прошлогодний снег”, и его харизматичный герой, не выговаривающий “некоторые буквы и цифры”, бесподобны. Я с удовольствием пересматриваю его до сих пор.

Советская мультипликация на законных основаниях вошла в историю. Не просто потому, что она была, а вполне заслуженно: шедеврами отечественных режиссеров и художников до сих пор восхищается весь мир, их ставят в пример молодым дарованиям, и показывают подрастающему поколению. Выражаясь современным языком, советские мультфильмы не потеряли своей актуальности, и картины, созданные в то время, с радостью смотрят детишки нынешнего века.

Классика никогда не выходит из моды - все слышали эту фразу. Ну, по крайней мере, большинство. Советская мультипликация стала той самой классикой, на которую равняются. Добрые, светлые персонажи, которые с младых ногтей прививают человечность, искренность, знакомят с понятиями “хорошо” и “плохо”, очень быстро потеснили на мировой арене гуру того времени в области мультипликации - героев студии Уолта Диснея.

Жуки-предшественники

Впервые отечественный мультфильм увидел свет в 1906 году. До революции оставалось еще больше десяти лет, жизнь шла своим чередом, и о диснеевских героях на Западе еще не слышали. Простейшая композиция из дюжины фигурок-куколок, которые танцевали на фоне статичных декораций, была создана отнюдь не художником, и тем паче - не режиссером. Ее автором стал балетмейстер, служивший на тот момент в Мариинском театре - Александр Ширяев. Будучи в Лондоне, он приобрел камеру “Biokam”, по прибытии на родину просил разрешения снимать балерин, но Дирекция императорских театров не просто отказала, но и запретила в дальнейшем предпринимать подобные попытки. А потому на 17,5-миллиметровую пленку был отснят его мультфильм, над которым Ширяев трудился целых три месяца. Причем труд был невероятным - за этот период автор в прямом смысле протер дыру в паркете, пока бегал от декорации к камере и в обратном направлении. И этот, и еще несколько ширяевских мультфильмов были обнаружены в 2009 году, но современные мастера мультипликации никак не могут разгадать секреты балетмейстера: персонажи его мультфильмов не просто ходили по “земле”, они еще и прыгали, и летали, и кружились в воздухе! Но самое занятное то, что Александр Ширяев и не помышлял о создании какого-то нового вида искусства. Он пытался воспроизвести движение человека, хореографию, а потому ко всему процессу съемки подходил очень серьезно: для того, чтобы снять коротенький мультфильм-балет “Пьеро и Коломбина”, Ширяеву потребовалось более 7,5 тысяч рисунков, а по мультипликационному балету “Шутка Арлекина” можно даже восстановить вариации прошлых балетов, настолько точно и скрупулезно все было отснято.

В 1910 году был отснят документальный мультипликационный фильм о жуках-рогачах. Его создатель, Владислав Старевич, по образованию - биолог. Вознамерившись однажды показать широкой публике битву двух самцов-рогачей за самку, он столкнулся с неожиданной трудностью: когда было организовано необходимое освещение, жуки становились вялыми и неактивными, и не собирались не то что драться, а и просто двигаться. Старевич нашел выход, не самый гуманный, но, видимо, другого не увидел. Да и кто будет заботиться о сохранении жизни насекомого? Жуки были препарированы, к их лапкам прикрепили тончайшие проволочки, на воск прилепили все это непотребство к туловищу и Старевич снял все, что ему было необходимо, по кадрам. Та же техника была использована им в мультипликационном фильме-пародии “Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами”, снятом в 1912 году. Старевич высмеивал в своей картине засилье псевдоисторических сюжетов из жизни аристократии. Вплоть до середины 20-х годов фильм имел невероятный успех, потому что техника покадровой съемки еще не была широко распространена (более того, она не была даже толком известна), и зрители искренне изумлялись невероятным вещам, которых режиссер ухитрился добиться от насекомых… дрессировкой! До революции Старевич снял еще несколько фильмов в той же технике, а после - эмигрировал в Италию вместе с семьей. В итоге на раннем советском пространстве мультипликацию парализовало - не до нее было в захлебывающейся кровью стране.

Однако новое направление оправилось от удара, и уже в 1924-1925 годах зарождается советская мультипликация. Именно для ее развития в Москве появилось “Культкино”. Довольно быстро там собрались талантливые люди, которые искренне желали развить этот вид киноискусства. Коллектив художников-мультипликаторов всего лишь за год выпустил целых пять мультфильмов, среди которых “История одного разочарования” (Борис Савинков), “Советские игрушки” (реж. Д. Вертов, мультипликация А. Бушкина и А. Иванова), “Германские дела и делишки” (Борис Савинков). Разумеется, все картины были политическими - пропаганду никто не отменял; да и нельзя было иначе, ведь на советском пространстве именно пропаганда и “правила балом”. Еще одно обстоятельство, которое необходимо отметить: техника, которая была в распоряжении “Культкино” и использовалась мастерами для создания мультфильмов, в разы отличалась от той, что к тому времени использовал Уолт Дисней. Его оборудование было гораздо современнее и удобнее, а потому диснеевские мультфильмы создавались быстрее и проще.

Но над Диснеем не нависала длань советского руководства, и он мог спокойно работать, не отвлекаясь на пропаганду. Перед “Культкино” стояла иная задача: как можно скорее выпустить большое число агитационных мультфильмов. Художники с честью выполнили требование руководства, но, чтобы вкладываться в установленный им график, мастерам пришлось значительно упростить технологию создания мультипликационных фильмов. Теперь они использовали плоских марионеток - при желании любой ребенок может попробовать создать мультик в этой технике, при этом не выходя из дома. Принцип прост: на картоне или плотной бумаге рисуется будущий герой мультфильма, и вырезается так, чтобы места сочленений не были цельными - их позднее скрепляли шарнирами. Для процесса съемки требовалась декорация: марионетку накладывали либо непосредственно на нее, либо на стекло съемочного стола, за которым режиссеры размещали панорамное изображение или простой нарисованный фон.

Нужно отметить, что перед советскими мультипликаторами не было ни единого примера, как можно было улучшить технологию. Может, им и пригодились бы мультфильмы Уолта Диснея, но дело в том, что их просто не было на территории Советской России - и до каждой мелочи, которая кажется очевидной, мастерам приходилось доходить своим умом. Есть, чем гордиться - вся тернистая дорога от жуков на проволочке до рисованных мультиков была пройдена самостоятельно, каждое достижение омыто потом и кровью, и никто не может упрекнуть отечественных мультипликаторов в плагиате.

Представьте, сколько времени художники проводили в студии, если уже в 1925 году ими был создан первый рисованный мультфильм! Справедливости ради скажу, что он был не самого лучшего качества - хромало и исполнение, и режиссура, и сама задумка (очередная политическая агитка, и этим все сказано). Но “Китай в огне”, больше похожий на памфлет, все же ознаменовал своим появлением невероятный прорыв в истории советской мультипликации.

Первый мультфильм в современной трактовке этого слова, то есть - мультипликационная картина, снятая для детей, появился в 1927 году, и назывался “Сенька-африканец”. За основу для его создания взяли сказки Корнея Ивановича Чуковского. Его же произведение, в том же 1927-м, снова отрисовали в мультфильм, и на свет появился “Тараканище”. Но это все были цветочки - ягодки только начинали созревать.

Рождение колосса

В 1934 году на Московском кинофестивале отечественные деятели познакомились с короткометражными мультфильмами про Микки Мауса. На тот момент Федор Хитрук был не режиссером, а простым мультипликатором, и позднее поделился своими впечатлениями от увиденного. Он был очарован той плавностью, которая присутствовала при смене кадров, и поражен масштабами и перспективами, открывающимися перед мультипликацией при условии использования технологии, подобной диснеевской. Именно поэтому первые работы легендарного “Союзмультфильма”, задуманного в 1935 году, были направлены не столько на усладу публики, сколько на знакомство с западным прогрессом и освоением его достижений.

Вся студийная мелочь, готовая трудиться на благо отечественной мультипликации, слилась в один колосс, “рожденный” 10 июня 1936 года. Изначально студия носила название “Союздетмультфильм”, и только в 37-м ее переименовали, взяв привычное нашему слуху название. Приказ о создании киностудии мультипликационных фильмов был подписан начальником Главного управления кинофотопромышленности СССР, но, по неподтвержденным данным, этот самый приказ исходил непосредственно от Иосифа Виссарионовича.

“Союзмультфильм” выбрал не совершенствование механических движений персонажа, а создание его художественно-психологического образа. Наглядный пример: два Винни-Пуха, наш и диснеевский. Сюжетная линия перекликается, герои почти полностью совпадают, но насколько живым получился советский медвежонок! Мультфильм растащили на цитаты, а песенки из него напевают до сих пор и взрослые люди, не говоря уже про детей! Когда вышла картина Хитрука, проводился своеобразный опрос в пользу советского или диснеевского мультиков. Так вот, даже Вольфганг Райтерман, режиссер киностудии Диснея, признал, что наш Винни-Пух гораздо лучше!

Война прервала творческий процесс студии. “Союзмультфильм” был эвакуирован в Самарканд, где вместо детских картин снимал инструкции для солдат. Недостаток средств и сил выбил его из колеи, но он оправился: уже с 1946 года, благодаря все той же пропаганде, идеологическим кампаниям и самоотверженной работе художников “Союзмультфильм” прекращает заимствовать приемы из западной мультиндустрии: в отечественном творчестве проявляется свой, самобытный характер.

Чего стоит только знаменитый советский Карлсон, мужчина в самом расцвете сил, рисующий гениальные картины и обожающий варенье и свежие плюшки, верный друг и незаменимый товарищ в детских играх! Советские ребятишки познакомились с его мультипликационным воплощением в 1968 году. В 1970 на экраны вышла вторая часть, “Карлсон вернулся”. Планировалось и завершение трилогии, но, видимо, звезды не сошлись нужным образом, и проект не удалось реализовать.

“Ребята, давайте жить дружно!” - добрый кот Леопольд не стремился съесть незадачливых вредителей, которые с завидной регулярностью мешали ему жить. Малыши узнали о нем в 1975 году - на Творческом объединении “Экран” стартовали съемки мультсериала про Леопольда и хулиганистых мышей, длившиеся до 1987 года. Правда, как говаривал мой хороший друг, первые две серии снимались “на сапоге убитого товарища” - у “Экрана” еще не было собственной мастерской, поэтому их не отрисовывали, а создавали в технике перекладывания.

Прославившийся на весь мир любитель апельсинов, и крокодил, остро нуждающийся в друзьях, познакомились с людьми в 1969 году, когда была экранизирована книга Эдуарда Успенского. Пусть хоть кто-нибудь попробует меня убедить, что советский Чебурашка “потерял актуальность”, или не интересен современным детям! В этом же году выходит еще один шедевр, “Ну, погоди!”. Несколько лет назад случайно увидела по ТВ передачу, в которой Вячеслав Котеночкин рассказывал о своем детище и делился письмами, присланными поклонниками мультика. По словам режиссера, однажды ему пришло письмо - один лист, на котором была написана единственная фраза: “Ну, Котеночкин, погоди!”. Почему-то она мне запомнилась, как и сам мультфильм. В 90-е я, будучи маленькой девочкой, чинно усаживалась перед телевизором и выпрашивала у мамы очередной раз перемотать кассету на начало. Между прочим, “Ну, погоди!” - госзаказ. Это наше руководство решило дать ответ диснеевским мультсериалам, в честь чего был выделен немаленький бюджет. “Союзмультфильм” не ограничивали ни в чем: единственное прозвучавшее пожелание - сделать что-нибудь смешное. Время показало, что просьба была выполнена, а сам многосерийный мультик превратился в бессмертное творение.

Невозможно перечислить их все. В прошлом году исполнилось ровно 80 лет с момента основания “Союзмультфильма”, а за это время в его стенах было отснято более полутора тысяч мультфильмов! Многие из работ киностудии вошли в “Золотой фонд” мировой анимационной классики, а 400 с лишним международных призов и наград с различных фестивалей говорят о том, что советские мультфильмы полюбил весь мир.

Советский Союз не жалел денег на кинематограф, в том числе - детскую мультипликацию. Финансирование съемок велось из бюджета страны, а, так как этот вид искусства был наиболее любим и доступен, то с его помощью стремились дать населению эстетическое и идеологическое образование.

Но увы, любая сказка рано или поздно заканчивается. Закончилась и золотая эпоха советской мультипликации: с 90-х годов для нее наступили очень тяжелые времена. Чтобы хоть чем-то подкрепить свое существование, “Союзмультфильм” был вынужден продать права на большую часть советской классики зарубежным покупателям, и только в 2000-х годах с правительственной помощью эти самые права удалось вернуть.

Студия понемногу начала дышать. Сменилось руководство, на место ушедших пришли новые сотрудники. Потихоньку “Союзмультфильм” стал возвращаться к привычному для него (и бешеному - для меня) ритму. Новые мультфильмы продолжают славную традицию своих предшественников, собирая награды на международных фестивалях, и идут съемки очередных шедевров, теперь уже российской мультипликации.

Ну, кто не любит мультфильмы? Сейчас индустрия развилась до такой степени, что мультики имеют такие спецэффекты и графику, что порой трудно вспомнить давнишние «плоские» фильмы с некачественной прорисовкой, без всевозможных эффектов, как, например, 3D. Современные дети уже никогда не поймут, что значит мультфильм с героями из пластилина про ворону с сыром, что значат простые короткие мультики с блеклыми цветами и чуть приглушенными голосами героев, а про диафильмы уже и говорить нечего!

История мультипликации - это еще один этап развития кино, ведь с самого начала мультфильмы считались отдельным киножанром. Так повелось вопреки тому, что с кино мультфильмы имеют меньше общего, чем с живописью.

Мультфильмами мы обязаны Жозефу Плато

Как и любая другая история, история анимации и мультипликации имела свои взлеты и падения, сдвиги и долгие застои. Однако тем она и интересна, что производство мультфильмов развивалось почти постоянно и продолжает это делать до сих пор. История возникновения мультипликации связана с имением бельгийского ученого Жозефа Плато. Он известен тем, что в 1832 году создал игрушку под названием стробоскоп. Вряд ли наши детки стали бы играть с такой игрушкой в современном мире, но ребятам 19 века такое развлечение было по нраву. На плоский диск наносился рисунок, например бегущая лошадь (как это было у Плато), причем последующий немного отличался от предыдущего, то есть рисунки изображали последовательность действий животного при скачке. Когда диск крутился, складывалось впечатление движущейся картинки.

Первый мультипликатор

Но как бы ни старался Жозеф Плато совершенствовать свою установку, создать полноценный мультфильм у него не получилось. Он уступил место французу Эмилю Рейно, который создал похожий аппарат под названием праксиноскоп, который состоял из цилиндра с нанесенными на нем такими же поэтапными рисунками, как в стробоскопе.

Так и началась история мультипликации. Уже в конце 17 века француз основал небольшой оптический театр, где он показывал всем желающим комические представления длиной в 15 минут. Со временем установка изменилась, добавилась система зеркал и подсветка, что, естественно, приблизило мир к такому волшебному действу, как мультфильм.

Мультипликация первые десятилетия своей жизни продолжала развиваться во Франции наряду с театром и кино. Эмиль Коль славился отменными актерскими постановками, но все-таки мультипликация зацепила его больше, и в 1908 году он «нарисовал» свой первый мультик. Чтобы добиться реалистичности, Коль использовал фотографии и срисовывал объекты с натуры, но все же его детище было больше похоже на комикс в движении, нежели на фильм.

Балетмейстер театра - основоположник мультипликации в России

Что касается российских деятелей в области мультипликации, то они перевели мультики на новый уровень, теперь в роли героев были куклы. Так в 1906 году был создан первый отечественный мультфильм, с которого и началась история мультипликации в России. балетмейстер Мариинского театра, смонтировал мультфильм, действующими лицами которого стали 12 танцующих кукол.

Короткий фильм, записанный на пленке шириной в 1,5 см, оказался слишком трудоемкой работой. На протяжении трех месяцев Александр бегал от камеры к самой постановке настолько часто, что даже протер дырку в полу. Куклы у Ширяева не просто перемещаются над поверхностью, точно привидения, они, как живые, прыгают, крутятся в воздухе и выполняют невероятные движения. Известные историки и мультипликаторы до сих пор не могут разгадать секрет такой активности персонажей. Что ни говори, а история отечественной мультипликации - это дело сложное и серьезное, поэтому не всегда даже самым продвинутым специалистам удается до конца понять принципы действия того или иного прибора.

Владислав Старевич - яркий «персонаж» русской мультипликации

История создания мультипликации связана с именами французских ученых и режиссеров. Владислав Старевич был точно "белая ворона" среди этих иностранцев, ведь в 1912 году он придумал самый настоящий 3D-мультфильм! Нет, история русской мультипликации еще не дошла до того момента, когда люди додумались надевать специальные очки, этот человек создал длительный кукольный мультфильм. Он был черно-белым, странным и даже страшным, ведь сделать красивых персонажей собственными руками было немного сложно.

Этот мультфильм назывался «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей», самое интересное, что Владислав Старевич использовал насекомых в своем произведении, что было не случайно, ведь он очень любил этих существ. Именно с этого человека начались мультфильмы со смыслом, ведь Старевич считал, что фильм должен не только развлекать, но и иметь какой-то подтекст. Да и вообще, его фильмы задумывались как некие обучающие пособия по биологии о насекомых, сам мультипликатор не предполагал, что создаст настоящее произведение искусства.

На одной только «Люканиде» Старевич не остановился, позднее он создавал мультфильмы по басням, теперь они стали напоминать некое подобие сказок.

История советской мультипликации началась в 1924 году, когда на непопулярной на сегодняшний день студии «Культкино» немногочисленные художники выпускали огромное количество рисованных мультфильмов. Среди них были «Германские дела и делишки», «Советские игрушки», «Случай в Токио» и другие. Скорость создания одного мультфильма значительно увеличилась, если раньше мультипликаторы сидели месяцами за одним проектом, теперь срок сократился до 3-х недель (в редких случаях больше). Делалось это благодаря прорыву в области техники. Художники уже имели плоские шаблоны, которые экономили время и делали процесс создания мультика менее трудоемким. Мультипликация того времени дала миру огромное количество мультфильмов, имеющих огромное значение не только в России, но и во всем мире.

Александр Птушко

Этот человек также внес вклад в развитие нашей мультипликации. По образованию он архитектор, работал и в области машиностроения. Но когда он попал на "Мосфильм", то понял, что создание кукольных мультфильмов является его призванием. Там он смог воплотить в жизнь и свои архитектурные навыки, а также помог создать неплохую техническую базу на известнейшей в России киностудии.

Он стал особенно известен после создания мультфильма «Новый Гулливер» в 1935 году. Нет, это не наложение текста на сюжет, это некое перекраивание «Путешествия Гулливера» на лад СССР. И что самое важное и новое в деятельности Птушко - он смог соединить два совершенно разных направления в киноиндустрии: мультфильм и актерскую игру. Теперь в мультиках появляются эмоции кукол, массовость, активность, становится очевидной проделанная работа мастера. История мультипликации для детей с добрыми и красивыми персонажами начинает свой отсчет именно от Птушко.

Вскоре он становится директором новой студии мультфильмов «Союздетмультфильм», но почему-то через некоторое время покидает свой пост, далее о его мультипликационной деятельности известно лишь то, что она закончилась. Александр решил посвятить себя кинофильмам. Но в своих дальнейших киноработах он использовал «фишки» мультипликации.

Уолт Дисней и его «пожертвование»

Оказывается, история мультипликации в России строилась и складывалась по кусочкам не только силами русских исследователей, ученых и просто любителей мультиков, сам Уолт Дисней подарил московскому кинофестивалю целую катушку качественной пленки с нарисованным всеми любимым мультфильмом про старого доброго Микки Мауса. Наш отечественный режиссер был настолько под впечатлением от плавной и незаметной смены кадров и качества прорисовки, что понял, что мы хотим так же! Однако в России пока были лишь кукольные постановки с, мягко говоря, непрезентабельными игрушками. В связи с желанием совершенствования была создана студия, известная всем советским и постсоветским детям, - "Союзмультфильм".

"Союзмультфильм" - корпорация ностальгии

В 1935 году наши мультипликаторы поняли, что пора что-то в жизни рисованных картинок менять, пора уже выкинуть эти старые куклы и начать заниматься серьезными вещами. Объединение нескольких небольших студий, разбросанных по всей стране, стало создавать более масштабные произведения, многие критики утверждают, что история мультипликации начинается именно с этого момента в нашей стране. Первые работы студии были довольно скучными, так как были посвящены развитию прогресса в Европе, но уже к 1940 году специалисты из Ленинграда перешли в московский союз. Однако даже после этого ничего хорошего не происходило, так как началась война, все организации имели четкую установку - поднимать патриотический дух народа.

В послевоенное время наблюдался резкий подъем уровня производства мультфильмов. Зритель видел не обычную смену картинок и не привычных кукол, а реалистичных персонажей и интересные сюжеты. Все это достигалось за счет использования нового оборудования, уже проверенного американским товарищем Уолтом Диснеем и его студией. Например, в 1952 году инженерами была создана точно такая же камера, как на студии "Дисней". Создавались новые способы съемки (эффект объемности изображения) и доводились до автоматизма старые. В этот момент мультфильмы обретают свою новую оболочку, вместо бессмысленных детских «киношек» появляются обучающие и имеющие какой-то подтекст работы. Помимо короткометражек, снимаются полнометражные мультики, такие как «Снежная королева». В общем, с момента создания «Союзмультфильма» и начинается история мультипликации в России. Для детей в те времена даже небольшие сдвиги были заметны и даже самые коротенькие фильмы ценились.

1980-1990-е

После пережитой смены направления в мультипликации советские мультики начинают становиться все лучше с конца 1970 года. Именно в то десятилетие появился такой известный мультфильм, как «Ежик в тумане», который смотрели, наверное, все дети, родившиеся до 2000-х. Однако особый подъем деятельности мультипликаторов наблюдался в 80-х годах прошлого века. В то время выходит известный рисованный фильм Романа Качанова «Тайна третьей планеты». Случилось это в 1981 году.

Эта картина покорила сердца многих детей того времени, да и взрослые не брезговали его просмотром, честно говоря. В этом же году выходит знаменитая «Пластилиновая ворона», знаменующая приход на студию «Экран» нового мультипликатора, Александра Татарского. Через несколько лет этот же специалист создает мультик «Обратная сторона Луны», название которого так и заманивает узнать, что же там, на другой стороне Луны?

Но пластилин - это лишь "цветочки", так как в Свердловске, активно принимавшем участие в мультипликационной деятельности страны, рисованные кино создавались с помощью стекла. Тогда и прославился художник по стеклу Среди таких стеклянных рисунков - «Сказочка про козявочку», выпущенная в 1985 году.

Конец 1980-х годов знаменуется резкими и грубыми штрихами в рисовке, плохим качеством изображения и вообще размытостью, это легко заметить на примере «Следствие ведут Колобки». Эта мода была как болезнь, распространившаяся по миру отечественной мультипликации, лишь немногие художники избавлялись от привычки неряшливого рисования, хотя его можно назвать отдельным стилем, как в живописи.

В 90-е Россия начинает сотрудничать с зарубежными студиями, художники подписывают контракты и вместе с зарубежными специалистами создают полнометражные мультфильмы. Но все-таки самые патриотичные художники остаются на родине, с их помощью и продолжается история мультипликации в нашей стране.

Мультипликация сегодня

После развала Советского Союза не только в жизни страны расцветал кризис, но и в жизни анимации. Казалось, что история мультипликации для детей, равно как и для взрослых, закончена. Студии существовали лишь за счет рекламы и редких заказов. Но все же в это время были работы, которые удостоились премии («Старик и море» и «Зимняя сказка»). «Союзмультфильм» также подвергся разрушению, начальство продало все права на мультфильмы и полностью развалило студию.

Но уже в 2002 году Россия впервые использовала компьютер для создания анимации, и даже несмотря на «смутное» время в истории мультипликации, работы российских аниматоров занимали почетные места на мировых конкурсах.

В 2006 году в России возобновилось производство мультфильмов, вышли «Князь Владимир», «Карлик Нос». Появляются новые студии: «Мельница» и «Солнечный Дом».

Но оказалось, что рано пока радоваться, так как спустя 3 года после выпуска последних известных фильмов началась черная полоса кризиса. Многие студии закрывались, а государство перестало способствовать развитию российской анимации.

Сейчас многие отечественные студии выпускают любимые всеми мультфильмы, порой истории не укладываются в часовой фильм, поэтому приходится рисовать 2-3, а то и более частей. Пока неудач в истории мультипликации в России не предвидится.

Что ни говори, а даже взрослые любят посмотреть мультики и порой делают это внимательнее своих малолетних детей, а все потому, что современные мультфильмы яркие, интересные и смешные. Их теперь не сравнить с кукольными, где участвовали тараканы и другие насекомые. Тем не менее любая ступень, на которую "взбиралась" история российской мультипликации, важна, ведь каждая из них вела к совершенству.