Война и мир эпизод охоты читать. Система образов в эпизоде. Данило и Николай Ростов

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день 15-го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать. Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что-то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меринка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянный; сам же он должен был прямо на оставленный ему лаз выехать в дрожечках. Всех гончих выведено было пятьдесят четыре собаки, под которыми доезжачими и выжлятниками выехало шесть человек. Борзятников, кроме господ, было восемь человек, за которыми рыскало более сорока борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около ста тридцати собак и двадцати конных охотников. Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров, равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу. Как по пушному ковру, шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистывание охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте. Когда отъехали с версту, навстречу ростовской охоте из тумана показались еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами. — Здравствуйте, дядюшка! — сказал Николай, когда старик подъехал к нему. — Чистое дело марш!.. Так и знал, — заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), — так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя — чистое дело марш! — под носом выводок возьмут. — Туда и иду. Что же, свалить стаи? — спросил Николай. — Свалить... Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из-под которых виднелось оживленное, с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой-охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему-то смеялся и бил и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верною рукой, без усилия, осадила его. Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты. — Здравствуйте, дядюшка, и мы едем, — прокричал Петя. — Здравствуйте-то здравствуйте, да собак не передавите, — строго сказал дядюшка. Николенька, какая прелестная собака Трунила! он узнал меня, — сказала Наташа про свою любимую гончую собаку. «Трунила, во-первых, не собака, а выжлец», — подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое их должно было разделять в эту минуту. Наташа поняла это. — Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому-нибудь, — сказала Наташа. — Мы станем на своем месте и не пошевелимся. — И хорошее дело, графинечка, — сказал дядюшка. — Только с лошади-то не упадите, — прибавил он, — а то — чистое дело марш! — не на чем держаться-то. Остров Отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих, и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом. — Ну, племянничек, на матерого становишься, — сказал дядюшка, — чур, не гладить. — Как придется, — отвечал Ростов. — Карай, фюит! — крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам. Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую, как и он сам, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хоть и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся, улыбаясь. Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но так же зажиревших, как хозяин и лошадь, волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянный графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф, по старинной привычке, выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо. Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил тридцать лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из-за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна. — Ну, Настасья Ивановна, — подмигивая ему, шепотом сказал граф, — ты только оттопай зверя, тебе Данило задаст. — Я сам... с усам, — сказал Настасья Ивановна. — Шшшш! — зашикал граф и обратился к Семену. — Наталью Ильиничну видел? — спросил он у Семена. — Где она? — Они с Петром Ильичом от Жаровых бурьянов стали, — отвечал Семен, улыбаясь. — Тоже дамы, а охоту большую имеют. — А ты удивляешься, Семен, как она ездит... а? — сказал граф. — Хоть бы мужчине впору! — Как не дивиться? Смело, ловко! — А Николаша где? Над Лядовским верхом, что ли? — все шепотом спрашивал граф. — Так точно-с. Уж они знают, где стать. Так тонко езду знают, что мы с Данилой другой раз диву даемся, — говорил Семен, зная, чем угодить барину. — Хорошо ездит, а? А на коне-то каков, а? — Картину писать! Как намеднись из Заварзинских бурьянов помкнули лису. Они перескакивать стали, от уймища, страсть — лошадь тысяча рублей, а седоку цены нет! Да, уж такого молодца поискать! — Поискать... — повторил граф, видимо сожалея, что кончилась так скоро речь Семена. — Поискать, — сказал он, отворачивая полы шубки и доставая табакерку. — Намедни как от обедни во всей регалии вышли, так Михаил-то Сидорыч... — Семен не договорил, услыхав ясно раздавшийся в тихом воздухе гон с подвыванием не более двух или трех гончих. Он, наклонив голову, прислушался и молча погрозился барину. — На выводок натекли... — прошептал он, — прямо на Лядовской повели. Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос по волку, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам, и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служит признаком гона по волку. Доезжачие уже не порскали, а улюлюкали, и из-за всех голосов выступал голос Данилы, то басистый, то пронзительно-тонкий. Голос Данилы, казалось, наполнял весь лес, выходил из-за леса и звучал далеко в поле. Прислушавшись несколько секунд молча, граф и его стремянный убедились, что гончие разбились на две стаи: одна, большая, ревевшая особенно горячо, стала удаляться, другая часть стаи понеслась вдоль по лесу, мимо графа, и при этой стае было слышно улюлюканье Данилы. Оба эти гона сливались, переливались, но оба удалялись. Семен вздохнул и нагнулся, чтоб оправить сворку, в которой запутался молодой кобель. Граф тоже вздохнул и, заметив в своей руке табакерку, открыл ее и достал щепоть. — Назад! — крикнул Семен на кобеля, который выступил за опушку. Граф вздрогнул и уронил табакерку. Настасья Ивановна слез и стал поднимать ее. Граф и Семен смотрели на него. Вдруг, как это час-то бывает, звук гона мгновенно приблизился, как будто вот-вот перед ними самими были лающие рты собак и улюлюканье Данилы. Граф оглянулся и направо увидал Митьку, который выкатывавшимися глазами смотрел на графа и, подняв шапку, указывал ему вперед, на другую сторону. — Береги! — закричал он таким голосом, что видно было, что это слово давно уже мучительно просилось у него наружу. И поскакал, выпустив собак, по направлению к графу. Граф и Семен выскакали из опушки и налево от себя увидали волка, который, мягко переваливаясь, тихим скоком подскакивал левее их к той самой опушке, у которой они стояли. Злобные собаки визгнули и, сорвавшись со свор, понеслись к волку мимо ног лошадей. Волк приостановил бег, неловко, как больной жабой, повернул свою лобастую голову к собакам и, так же мягко переваливаясь, прыгнул раз, другой и, мотнув поленом (хвостом), скрылся в опушку. В ту же минуту из противоположной опушки с ревом, похожим на плач, растерянно выскочила одна, другая, третья гончая, и вся стая понеслась по полю, по тому самому месту, где пролез (пробежал) волк. Вслед за гончими расступились кусты орешника и показалась бурая, почерневшая от поту лошадь Данилы. На длинной спине ее комочком, валясь вперед, сидел Данило, без шапки, с седыми встрепанными волосами над красным, потным лицом. — Улюлюлю, улюлю!.. — кричал он. Когда он увидал графа, в глазах его сверкнула молния. — Ж...! — крикнул он, грозясь поднятым арапником на графа. — Про...ли волка-то!.. охотники! — И как бы не удостоивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению. Но Семена уже не было: он, в объезд по кустам, заскакивал волка от засеки. С двух сторон также перескакивали зверя борзятники. Но волк пошел кустами, и ни один охотник не перехватил.

С какой целью Лев Николаевич Толстой показал нам этот эпизод? Какую роль играет этот эпизод в романе? Такие вопросы возникли у меня после прочтения сцены охоты в романе "Война и мир". Для того чтобы ответить на них, необходимо разобрать эпизод подробнее.

Утро охоты выдалось таким утром, "лучше которого ничего не могло быть для охоты". Приготовления были серьезными и тщательными "каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело и место". В отличие от веселого старого графа Ростова, Николай Ростов, Данило и дядюшка были сосредоточены на охоте, их интересовала одна единственная цель- поймать волка. Но несмотря на всю серьезность, чувство азарта и возбуждение объединяло всех участников.

Взволнованная и возбужденная Наташа Ростова визжала, выражая этим свои эмоции. "Все должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время".

С иной стороны показан в этом эпизоде Николай, который очень озабочен травлей волка. Важно державший себя в обществе Николай, на охоте стал чувствительным и впечатлительным, как ребенок. "Несколько раз он обращался к Богу с мольбой о том, чтобы волк вышел на него". Увидав наконец-таки волка, Ростов не мог поверить своим глазам. Теперь всё его внимание было сосредоточено только на волке. Он "не слыхал своего крика, не видал собак, ни места, по которому он скачет; он видел только волка".

Но несмотря на смену обстановки и перемену в душе каждого человека, семья Ростовых на охоте остается такой же сплоченной, как и в высшем свете. Это показывает то, что их семья настоящая, без масок и фальши.

Толстой сравнивает сцену охоты с войной. Охота, в понимании автора, это забава привилегированного класса, а война- праздная забава политиков, людей имеющих власть. Охота и войн имеют одну общую цель- уничтожить, и один общий результат-убить.

Таким образом, эпизод охоты играет важную роль в романе. Толстой дает нам эпизод с целью раскрытия художественного мира романа и его проблематики. Эпизод показывает проявление народного начала, а также параллель с войной.

Часть четвертая

Рассуждение автора о праздности. Он напоминает, что праздность была «условием блаженства первого человека до его падения». Но по нравственным свойствам мы не мо­жем быть праздны и спокойны. И если бы «человек мог най­ти состояние, в котором он, будучи праздным, чувствовал бы себя полезным и исполняющим свой долг, он нашел бы одну сторону первобытного блаженства». Вот в этой празд­ности и пребывают военные, это и является привлекатель­ным в военной службе.

Служба Николая Ростова в Павлоградском полку. Он теперь был «загрубелым» добрым малым, которого люби­ли и товарищи, и начальство, и подчиненные, он был счаст­лив своей жизнью. Письма к нему родных о расстройстве дел и с просьбами приехать домой. Страх Николая выйти из привычных условий жизни. Но в то же время он чувство­вал, что рано или поздно ему придется вернуться к преж­ней жизни. Письмо старой графини к сыну и его решение ехать в отпуск. Мать писала ему, что, если он сейчас же не приедет, все имение пойдет с молотка и все пойдут по миру. Проводы Ростова товарищами. Эти проводы стоили Ростову пятнадцати рублей подписки. Приезд Николая в Отрадное. Николай постепенно вживается в старый мир дома, в кото­ром все было по-старому, только отец с матерью немного по­старели. Разговор Николая с Наташей о князе Андрее. Ро­стов высказывает Наташе неудовлетворение тем, что свадь­ба отложена на год. Но Наташа резко ругает брата за такие слова. Мать так же недоверчиво, как и Николай, смотрит на брак Наташи с князем Андреем, но всякий раз заключа­ла разговор словами: «А впрочем, бог даст, все и хорошо бу­дет, он отличный человек».

Вмешательство Николая в дела хозяйства. На третий день после приезда Николай идет к Митиньке и требует от него «счеты всего», хотя что это, он и сам не вполне пони­мает. Избиение Митиньки за то, что он не вписал семьсот рублей. Объяснение старого графа с сыном. Старый граф оправдывает Митиньку. Николай говорит, что, ежели дело так дальше пойдет, он ничего не будет делать. Граф, испу­гавшись, просит не бросать дела. Николай уничтожает век­сель Анны Михайловны на 2 тысячи рублей, который хра­нился у графини.

Охотничья погода. Сначала было холодно, но потом по­теплело. Это было лучшее утро для охоты. Сборы Николая на охоту. Разговор с Данилой. Николай говорит тому, чтобы он собирался на охоту, покормив предварительно собак. На­таша заявляет брату о своем решении ехать на охоту. Она упрекает его в том, что он не сказал ей об охоте, а ведь это ее самое большое удовольствие. Николай говорит, что ма­менька не разрешает, но Наташа стоит на своем, Николай уступает.

Охота Ростовых в поле. Встреча с дядюшкой. Это был дальний небогатый родственник Ростовых. Он соединяется с Ростовыми, и они теперь едут на охоту вместе. Старый граф на охоте. Все, принимающие участие в охоте, встают на свои места. Старый граф, хоть и не был в душе охот­ником, но при этом знал твердо охотничьи законы. Из-за своей рассеянности, а также болтовни с Семеном граф упу­скает волка, который внезапно показывается из леса. Волк уходит кустами, так что ни один охотник не может пере­хватить его.

Николай в ожидании зверя. Он всякую секунду ждет на свою сторону зверя. Молитва Ростова. Он просит Бога, чтобы тот сделал так, чтобы волк выбежал на его сторону, и тогда он будет самым счастливым человеком на свете, хотя и нет у Николая особой надежды на это. И вдруг перед Николаем пробегает волк, очевидно уверенный в том, что его никто не видит. Травля волка. С минуту Ростов думает, пускать или не пускать собак. Решает пускать. Собаки бо­ятся подойти к матерому волку близко. Ростов переживает, что он уйдет. Карай, собака Николая, нагоняет волка, вце­пляется ему в горло, но, так как сам Карай был ранен, вол­ку удается убежать. Наконец силами всех охотников волка удалось поймать.

Продолжение охоты. Травля лисы. Когда лиса пробе­гала около Николая, из леса выезжают несколько незнако­мых охотников и отбивают лису. Столкновение охотников Ростова с илагинским охотником. Илагин, сосед Ростовых, был с ними в ссоре, но охотился всегда в местах, принад­лежавших Ростовым, а теперь как нарочно устроил подоб­ный инцидент. Николай от всей души в этот момент ненави­дел соседа, а потому был готов на самые решительные дей­ствия против него. Встреча Николая с соседом Илагиным. В Илагине Ростов увидел доброго, учтивого барина, кото­рый предлагает ему и Наташе проехать в его угорь. Взаим­ные суждения охотников о собаках. Николай и Илагин хва­лят собак друг друга. Вдруг раздается крик «Ату его!», что означает травлю зайца. Новые знакомые решают вместе травить этого зайца. Совместная травля зайца. Заяц попал­ся матерый и резвый, его никак не могут поймать. Волне­ние охотников возрастает, так как собаки обоих охотников вместе бегут за зайцем, Ростов и Илагин хотят, чтобы имен­но его собака нагнала и задрала добычу. Но тут показывает­ся дядюшка Ростовых, и Ругай — его кобель, которого Ни­колай считал соперником своей Милке, — берет зайца.

Николай с Наташей у дядюшки. Дядюшка жил в де­ревне Михайловке. Анисья Федоровна — женщина лет со­рока, толстая, румяная, красивая. Она принесла кушанья Ростовым, которые были очень голодны с дороги. Дядюш­ка Михаил Никанорыч во всем околотке своем имел репу­тацию чудака, благороднейшего и бескорыстного. Но он никогда не служил, хотя ему предлагали. Наташа слышит чью-то великолепную игру, доносившуюся из коридора. Это играл Митька на балалайке. Наташе эта музыка ка­жется самой чудесной на всем свете. Игра дядюшки на ги­таре. Пляска Наташи. Она плясала, как плясали всегда на Руси, в ней было то, что было в Анисье Федоровне, в мате­ри Анисьи и многих предшествующих поколениях. И не­понятно было, где Наташа, воспитанная француженкой-эмигранткой, умудрилась набраться всего этого. Пение дя­дюшки. Он пел, как поет народ, с тем «убеждением, что в песне все значение заключается в словах, что напев сам собою приходит и что отдельного напева не бывает, что напев — так только, для складу». Возвращение Николая и Наташи домой. Наташа чувствует себя абсолютно счаст­ливой. Николай тоже счастлив. Он думает о том, что тако­го друга, как Наташа у него больше никогда не будет, так зачем же ей выходить замуж?

Глава VIII.

Расстройство состояния Ростовых. Толки о продаже ро­дового дома и подмосковной усадьбы. Но, несмотря на это, жизнь в доме продолжалась прежняя, так как Ростовы не могли себе представить ее иной. Проект старой графини для поправления дел женить Николая на богатой невесте. Она прямо пишет Карагиной в Москву о женитьбе Николая на Жюли и получает положительный ответ. Разговор старой графини с сыном о его женитьбе на Жюли Карагиной. Ни­колай спрашивает мать, что, если бы он полюбил прилич­ную девушку, но без состояния, она бы потребовала пожерт­вовать его чувствами? Графиня путается в ответе, ведь она не хотела жертвы от сына, а сама была готова жертвовать для него. Отказ Николая от этой партии и его сближение с Соней. Графиня злится за это сближение на Соню, так как та была слишком безупречна. Князь Андрей по-прежнему находится в отъезде. По истечении четвертого месяца его отсутствия на Наташу стали находить приступы грусти, с которой она уже не могла справиться. В доме Ростовых было невесело.

Святки в доме Ростовых. Они б;ыл скучны и неинтерес­ны. Настроение Наташи — грусть о женихе. Она говорит, что ей его надо в сию минуту. Она ходила по дому и раздава­ла всем задания, чтобы хоть что-то делать. Все ей казалось бессмысленным, скучным. Она не находит себе места. На­таша думает, что, возможно, он вообще больше не приедет, что она стареет, что когда вернется, в ней уже не будет того, что есть сейчас.

Николай, Соня и Наташа в диванной. Наташа спраши­вает Николая, было ли в его жизни так, что все вокруг ка­жется таким грустным, что ничего не будет. Тот отвечает, что бывало. Воспоминания о прошлом. Наташа и Николай о многом вспоминают, привлекая к тому же Соню, но она многого не помнит из того, что помнят они, а то, что пом­нит, не вызывает в ней поэтического чувства, которое испытывают Наташа с Николаем. Пение и слезы Наташи. Все слушали с замиранием сердца, а старая графиня думала, что в Наташе есть чего-то слишком много, от чего она не бу­дет счастлива. Приход и пляски ряженых. Николай, Ната­ша, Соня и Петя наряжаются и решают ехать к соседям. На­таша и Соня были гусарами, Николай — старой барышней, Петя — турчанкой. Больше всего костюм подходил Соне, они была просто очаровательна. Святочное веселье молоде­

жи. Поездка на тройках в Мелюковку. По дороге Николай понимает, что любит Соню.

Молодежь Ростовых у Мелюковых. Всех развеселили Ростовы, и через несколько минут вся молодежь Мелю­ковых была наряжена в разнообразные костюмы. Пляски и игры ряженых. Все ряженые, уверенные в том, что их никто не узнает, вели себя очень раскованно. Сначала тан­цевали русские танцы, затем принесли веревочку, кольцо и рублик и устроили общие игры. Затем все садятся за стол. Разговоры о святочных гаданиях. Одна барышня говорит, что гадать в бане — вот это действительно страшно. Особен­ное оживление Сони при этих словах. Николай не сводит глаз с Сони, он понимает, что только теперь, в этих пробоч­ных усах, Соня стала настоящей, и он вполне ее узнал. Соня идет к амбару гадать и встречается во дворе с Николаем. Они поцеловались и, счастливые, вернулись в дом с разных сторон крыльца.

Возвращение молодежи Ростовых домой. В дороге Ни­колай вглядывается в новое, но вместе с тем знакомое лицо Сони и решает больше никогда с ней не расставаться. Те­перь они говорят друг другу «ты». Разговор Николая с На­ташей о решении жениться на Соне и одобрение Наташи. Мечты подруг о будущем счастье. Они мечтают о том, как они будут счастливы замужем, как их мужья будут друж­ны. Гадание Наташи и Сони. Наташа долго смотрит в зерка­ло, но ничего в нем не видит и отходит расстроенная. Соня видит князя Андрея, вернее, ей кажется, что она его виде­ла. Он обернулся к ней. Кроме того, она видит еще что-то синее и красное. Наташа говорит, что боится за него и за себя, ждет встречи с ним.

Глава XIII.

Николай объявляет матери о своем желании жениться на Соне. Противодействие графини и ее попреки Соне. Гра­финя говорит, что Николай может жениться на ком угод­но, но ни она, ни отец не дадут благословение на этот брак. Граф стал кротко увещевать сына отказаться от этой затеи, но Николай объявил, что не намерен отказываться от свое­го решения. Граф молчал, так как понимал, что это он вино­вен в невозможности этой свадьбы из-за расстроенных дел Ростовых. Соню графиня обвинила в том, что она замани­вает Николая. Соня готова была пожертвовать всем, но не понимала, что в данный момент от нее требуют. Объясне­ние и ссора Николая с матерью. Графиня называет Соню ин­триганкой. Николай, разозленный этим словом, хотел уже было порвать с матерью, но вмешалась Наташа, которая не позволила Николаю совершить ошибку. С ее помощью пришли к заключению, что Соню никто в доме не будет при­жимать, но и Николай ничего не будет предпринимать без позволения матери. Отъезд Николая в полк. Там Николай хотел привести свои дела в порядок, выйти в отставку и, вернувшись домой, сразу же жениться на Соне. Соня печа­лится из-за отъезда Николая и из-за того, что графиня, хоть и старается, но не может не говорить с ней враждебным то­ном. Наташа, сначала легко переносившая разлуку с же­нихом, теперь начинает думать, что лучшее время, которое она могла бы потратить на любовь к нему, пропадает даром. Ее злят письма князя Андрея, так как в то время, когда она живет только ожиданием его, он живет настоящей жизнью, знакомится с новыми людьми, видит новые места. Отъезд старого графа, Наташи и Сони в Москву.


На этой странице искали:

  • война и мир 2 том краткое содержание
  • война и мир 2 том 4 часть краткое содержание
  • краткое содержание война и мир 4 том
  • война и мир краткое содержание 2 том
  • краткое содержание война и мир 2 том 4 часть

Цель: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, продолжить обучение навыкам лингвостилистического анализа текста, воспитывать любовь к Родине, стремление жить, не боясь трудностей и ошибок, учить любить жизнь во всех ее проявлениях.

Ход урока

Наташа-то и есть подлинная душа Толстого.
В. В. Вересаев

Слово учителя: постановка проблемы, сообщение темы и формы урока.

Проблема: что является главным в образе Наташи Ростовой? Каким, по Толстому, должен быть идеал женщины?

Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе…

Во всех веках и у всех людей ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. “Человек родится совершенным – есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным”.

Во всех характеристиках и обрисовках самых разнообразных личностей, сделанных Толстым, нет почти общих эпитетов, а есть изображение действий и положений лиц, подсказывающее ту или иную формулировку читателю. Честь открытия и обобщения характера героя принадлежит, таким образом, самому читателю: вследствие этого читатель всегда может при желании видеть данное лицо перед собой, так как оно в известном смысле является его собственным созданием… Сегодня мы попытаемся понять, какой каждый из нас увидел любимую героиню Л. Н. Толстого Наташу Ростову и что общее в наших представлениях о Наташе мы можем отметить.

Ничем не сокрушимая вера в светлое существо человеческой души – это одно из самых характерных особенностей Толстого. “Человек – это то, чему не может быть оценки, выше чего ничего нет”, - говорит он. Глубоко серьезными глазами ребенка Толстой смотрит на жизнь. И мы вслед за Толстым не будем анализировать образ Наташи Ростовой в прямом смысле этого слова, а попытаемся понять, что хотел сказать нам писатель через этот образ, так как “Наташа-то и есть подлинная душа Толстого”.

Основным компонентом “Войны и мира” является сценический эпизод, состоящий из сценического диалога (или ряда диалогов и сцен) и авторских ремарок, перерастающих нередко в повествовательные отступления. Отдельные части такого эпизода обычно бывают скреплены сжатыми обзорами событий или фактов из жизни героев. Эпизод представляет собой некоторое сюжетно-тематические единство и является этапом в развитии фабулы – именины у Ростовых, смерть графа Безухова и т. п. Эпизод ограничен временем и местом и является четко обозначенным моментом действия. Чаще всего он включает в себя ряд небольших сцен. Эпизод состоит из одной или нескольких глав.

А. А. Сабуров. “Война и мир” Л. Н. Толстого. Проблематика и поэтика. 1959

Общие вопросы по анализу эпизода:

Назовите эпизоды, через которые раскрывается образ Наташи Ростовой. Из каких сцен состоит данный эпизод? Учитывайте краткий план анализа эпизода:

1. В какой части композиции (экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке или эпилоге) расположен данный эпизод?

2. Как раскрываются образы героев и с помощью каких композиционных и стилистических средств (пейзаж, интерьер, речевые характеристики, тропы, стилистические фигуры, звукопись, окказионализмы и др.).

4. Какую роль играет эпизод для раскрытия темы и идеи произведения?

II. Работа по анализу эпизодов (по группам).

(Учитель разбивает детей на группы, ученики из каждой группы вытягивают билеты с каким-то определенным эпизодом, дается 10 минут, чтобы дети сориентировались и ответили на поставленные вопросы по данному их группе эпизоду. Театрализация и художественное чтение готовятся с учениками заранее на заседаниях литературного клуба “Данко” и с делением на группы не связано.)

Учитель: Наташа Ростова, как будто легкий весенний ветерок, появляется на страницах романа. Она врывается в скучную, чопорную беседу взрослых, освежает ее и заряжает всех своим счастьем. Она смеется, не зная чему, и смех ее, словно звон колокольчика, пробуждает всех и вводит их тоже в какое-то неудержимое веселье.

1. Эпизод “Наташа на именинах” (том первый, часть первая, гл. VII – Х, ХV – ХVII)

(Театрализация эпизода.)

Анализ эпизода с учетом дополнительных вопросов, которые даются группе в начале урока:

Из каких сцен состоит данный эпизод?

Почему после танца с Пьером на замечание старой графини Наташа покраснела и рассмеялась?

В чем, по-вашему, прелесть героини и ее обаяние?

Учитель: Следующий эпизод застает героев произведения, когда князь Андрей не знаком еще с Наташей, но она при первой этой встрече появилась как добрая сказочная волшебница и начала возрождение души, счастья его.

2. Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном (том II, часть III, глава II).

(Художественное чтение отрывка под “Лунную сонату” Бетховена.) Анализ эпизода :

Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном имела несколько вариантов. По одному из них уже здесь возникли их чувства друг к другу. Почему писатель отказался от этого в окончательном тексте сцены? Какое открытие поразило его при встрече с Наташей?

Что именно так сильно и так радостно поразило Андрея в Наташиной речи, от каких слов в душе Болконского “вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…”. Почему, не видя Наташу, Андрей ярко и живо представлял себе ее облик, только слушая ее, как говорит Толстой, “прислушиваясь к ее говору ”?

Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!

Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и эта ночь, и луна, - все это вдруг вспомнилось ему.

Л. Н. Толстой. “Война и мир”

Как называет Андрей Наташу в своих рассуждениях после ночи в Отрадном и почему?

Учитель: Первый бал – это необыкновенно волнующее событие для Наташи, и сейчас это волнение захватывает ее; она думает: как ее примут, понравится ли она, а вдруг на балу будет он? Блеск, красота, пышность – все кружит ей голову, ей неудержимо хочется веселиться. Всю ее заполняет счастье; она оживленная и жизнерадостная; ей хочется нравиться и хочется танцевать.

3. Первый бал Наташи (том II, часть III, гл. ХV-XVII).

(Художественное чтение отрывка под музыку вальса.) Анализ эпизода :

Что поразило князя Андрея в Наташе? Каким глаголом неоднократно характеризует отношение Андрея к Наташе Лев Толстой?

Что загадал князь Андрей?

Что поразило Наташу в лице Пьера? Какое желание его лицо вызвало у нее?

Как раскрывается наша героиня в данном эпизоде?

4. Эпизод охоты (том второй, часть четвертая, главы III – VI).

Учитель: Сцена охоты потому дана так серьезно, что в романе, где изображаются громкие события истории и много философских рассуждений, она одинаково важна.

С. Бочаров.

Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: “И визг этот был так странен, что она должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивляться ему, ежели бы это было в другое время”.

Анализ эпизода:

Почему же время охоты – особое время? В чем его особенность?

В чем состояние человека на охоте отличается от повседневного?

Что нового мы узнаем о Наташе, и в чем она остается той Наташей, которую мы знали до этого.

Учитель: Наташа любит, любит, отдавая и сжигая свою душу, она любит и ждет. Во время охоты близ Отрадного Наташа, Николай, Соня и Петя заехали к дядюшке. Разгоряченные охотой, усталые и счастливые, они отдыхали душой в этом простом, гостеприимном дядюшкином имении. Наташа Ростова, одна из любимых героинь Л. Н. Толстого, не могла не воплотить в себе народную мысль, так как этой мыслью пронизан весь роман.

5. Эпизод “Наташа у дядюшки” (том II, часть IV, гл. VII).

Анализ эпизода :

Как чувствуют себя молодые Ростовы у дядюшки? Почему Наташа, возвращаясь от дядюшки, говорит: “Я знаю, что никогда я уж не буду так счастлива, спокойна, как теперь”?

Какое свойство Наташи проявилось в ее танце?

В чем эта сцена сцеплена с эпизодом охоты?

Учитель: …Упорно и много перерабатывал писатель все, что касалось истории отношений Наташи с Курагиным, поэтому в письме П. И. Бартеневу от 1 ноября 1867 года Толстой говорил, что это “самое трудное место и узел всего романа”. В окончательном тексте “Войны и мира” даже увлечение Наташи, могущее как будто бросить на нее, по-своему, с особой стороны, тень, подчеркивает естественность ее существа, непосредственность ее отношения ко всему окружающему, ее причастность к жизни людей “миром”.

6. История любви Наташи и Анатоля Курагина (том II, часть V, гл.VIII - ХVIII).

(Театрализация эпизода.) Анализ эпизода:

Наташина любовь к Анатолю – наваждение, или были причины для их сближения?

Как в этом эпизоде выражены общие законы жизни, раскрытые писателем в романе?

Почему Толстой считал этот эпизод “узлом” (т. е. очень важным по значению в своем романе)?

Для Анатоля существует на свете только одно: его наслаждение, сладострастие красивого животного, наслаждение данной минуты; он не способен подумать над тем, что может произойти после данной минуты. Решив похитить Наташу и бежать с нею за границу, он не хочет и не может подумать ни о том, что он уже женат, ни о том, как он будет жить за границей с Наташей без денег. Ни о какой карьере он не способен и не хочет думать. Он чужд каким бы то ни было расчетам.

И вот эти–то свойства Анатоля – отсутствие у него расчетов, способность страстного чувственного увлечения, не останавливающегося ни перед чем, не знающего никаких “но”, полностью отдающегося данному мгновению – помогли ему увлечь живую, страстную, поэтическую и романтическую девочку, - наивную девочку; ведь и сила живой жизни, переливающаяся у нее через край, связана с прелестью наивности. Анатоль по-своему наивен и добродушен. У него “наивная, добродушная, веселая улыбка”. Он – эгоист не злой, не коварный, хотя его эгоизм приносит окружающим его людям не меньше страданий, чем хитрый эгоизм его сестры. Он – человек, повинующийся только своим страстям.

В своем безоглядном увлечении Анатолем Наташа и почувствовала именно эти стороны – простоту, добродушие, искренность, нежелание приносить зло, силу увлечения. Он “повернулся” к этой девочке только этими своими сторонами. Она, конечно, еще и напридумывала множество несуществующих достоинств у Анатоля, который ей представился каким-то безукоризненным благородным рыцарем, способным жизнь положить за любовь.

В. Ермилов, 1961

Наташа хочет жить, любить сейчас, не ожидая, не откладывая. В этом проявляется вся естественность ее существа. Даже ощущая что-то ненастоящее, “неестественное” в Антоле и Элен, во всей атмосфере театра, где происходит их первая встреча с Анатолем, Наташа не может поверить, что все, что ей говорят, все, что она видит, может быть искусно и искусственно сделанным.

Я. С. Билинкис. О творчестве Л. Н. Толстого. 1959

Человек, принадлежавший к миру нравственно высшему, в момент неустойчивости, сомнения в прежде непреложных ценностях, страстной жажды любви, не находящий себе удовлетворения, - притягивается, захватывается миром нравственно низшим, миром беспринципного эгоизма и вульгарного наслаждения. Слова “наваждение”, “болезнь” здесь вполне уместны: сложись обстоятельства немного иначе, Наташа пришла бы к гибели или безумию подлинному. В Наташе чувственная страсть взбунтовалась против высокой любви. Это, конечно, было связано с той недопустимой ошибкой, которую совершил Андрей, поставив Наташу перед экзаменом величиною в год. Она уходила от мысли, что рушит бесконечную ценность, уверяя себя, что никогда не любила Андрея. Но до конца уверить себя не могла – отсюда идет агрессивность Наташи, ее полная недоступность всякому разумному слову. Одного этого гениального штриха достаточно, чтобы признать Толстого великим психологом.

Все это связано с одной из заветных идей Толстого: любовь действительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде.

В. Днепров. Искусство человековедения. 1985

Согласны ли вы с мнениями известных критиков на образ Наташи Ростовой в данном эпизоде? Докажите свою точку зрения.

Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?

7. Анализ эпизода отъезда Ростовых из Москвы (том III, часть III, главы ХII – XVII):

Почему Наташа задумалась, услышав объяснение отца с матерью по поводу его распоряжения забирать раненых?

Толстой в этом эпизоде говорит о “восторженно – счастливом” оживлении Наташи. Почему именно это состояние она испытывает.

Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований.

Л. Н. Толстой. “Война и мир”, т. 2, ч. 3.

Как эпизод охоты, святок, отъезда Ростовых из Москвы сцеплены между собой?

Какую жизнь Толстой назвал “настоящей”, и чем от нее отличается “ненастоящая”? Как вы поняли это небольшое теоретическое рассуждение писателя? Раскройте его на образе Наташи Ростовой.

Учитель: …Иногда говорят о каком-нибудь человеке, что он был слишком хорош для мира. Чуткая к законам жизни Наташа именно так говорит: “Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может жить… потому что...” Он должен умереть – не от раны даже, не от физических только причин (как раз к моменту, когда совершилось в нем это, перелом в борьбе между жизнью и смертью, главные физические опасности уже миновались, и с точки медицинской, по заключению доктора, он умереть не должен – Толстой специально это подчеркивает), - но по своему положению, среди людей, по своей роли в книге Толстого.

С. Бочаров. 1978

8. Эпизод встречи Наташи Ростовой и князя Андрея в Мытищах (том третий, часть третья, гл. ХХХI – ХХХII) и эпизод смерти князя Андрея (том 4, часть 1, гл. XV).

Анализ эпизода:

Как мотивирована в романе встреча Наташи и раненого князя Андрея? Согласны ли вы с таким высказыванием по данному вопросу?

Свидание происходит как чудо, которое будто бы кто-то для них устроил; но они это чудо устроили сами.

Что значила для Наташи встреча с раненым Болконским?

Почему “по своему положению среди людей, по своей роли в книге Толстого” князь Андрей “должен умереть”?

Как вы понимаете слова Наташи “он слишком хорош” для этого мира?

С какой новой стороны раскрывается образ Наташи в данных эпизодах?

Что же возрождает Наташу к жизни?

III. Общий анализ образа Наташи Ростовой.

Обратите внимание на речь Наташи. Толстой так комментирует слова Наташи: “Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась”. О чем хочет сказать нам автор? Как вы понимаете цитату из статьи Маймина Е. А. Докажите ее истинность или ложность на примере одного из рассмотренных ранее эпизодов.

“Язык Наташи – это язык почти всегда оценочный: по понятиям красоты и по понятиям добра и правды. У Наташи сильно развито нравственное чувство – оттого и любимые ее слова больше всего содержат в себе нравственную оценку событий, людей, человеческих отношений. Это оценка самая общая – но и всегда самая верная и самая категорическая. Что означает слово “прелесть”? Высшую меру эстетического и нравственного без какой-либо конкретизации. В этом слове совсем почти не виден сам предмет, зато очень видно отношение к предмету. Речь Наташи вообще передает больше ее отношение к миру, нежели сам мир, раскрывает прежде всего ее самое, а не то, что находится вне ее. При всем различии слов “гадость”, “мерзость” и “прелесть” - в лексиконе Наташи находятся в одном ряду”.

Маймин Е. А. 1972

В чем заключается свойство музыкальности Наташи? Как вы понимаете метафору “музыка жизни”.

В каких эпизодах отражается близость Наташи к природе? О чем это говорит?

Наташе, как и почти всем Ростовым, свойственна душевная открытость, ясная искренность. У нее, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, - огромная душевная щедрость и чуткость. После Бородинского сражения Пьер, радостно потрясенный, думает во сне: “Самое трудное состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего”. Наташа, сама того не замечая и не задумываясь, умеет это, потому что умеет быть счастливой сама и делать счастливыми других.

“Сущность ее жизни – любовь”, - сказано от автора о Наташе. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, настоящее в душах других людей.

Непосредственная сила и радость жизни, умение не жертвовать собою, а естественно отдавать другим людям – эти свойства Наташи проявляются в каждом эпизоде, в каждой новой встрече и в начале и в конце романа. Наташа в высшей степени обладает тем, что позднее Чехов назовет особым человеческим талантом – чутьем к чужой боли. Вера в жизнь, в наслаждения жизни чудесным образом соединяется у нее с предельной и полной самоотдачей. Именно – не с бесплодным самопожертвованием, а с безграничной любовью, в которой заключен спасительный призыв к жизни. В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты, счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Наташино счастье жизненно и человечно, потому что исключает “возможность зла, несчастия и горя” для всех. Ее наивный эгоизм не расчетлив, щедр и мудр.

Л. Опульская. Роман-эпопея Л. Т. Толстого “Война и мир”.

Какие из черт образа Наташи, названных Л. Опульской, в наибольшей степени отвечают вашим впечатлениям? Объясните почему.

Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне? Согласны ли вы с предложенным ответом на данный вопрос?

Образ Наташи в эпилоге не изменялся. Свое отношение к Наташе в новой для нее жизни Толстой выразил мыслями старой графини, которая “материнским чутьем” понимала, что “все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном”. Графиня Ростова “удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью”. Знал это и автор, создавший Наташу и наделивший ее лучшими в его глазах качествами женщины.

Душевный строй Наташи и вся ее жизнь в этот период воплощает заветный идеал Толстого: “цель супружества – семья”. Наташе “нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью”. Наташа чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а “чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с телом”. Связь эта выражалась в том, что Наташа знала “всю душу Пьера”, а Пьер видел себя “отражением в своей жене”. Разговаривая, они “с необыкновенной ясностью и быстротой” понимали мысли друг друга. Наташа показана в ее заботах и привязанности к детям и, главное, в полном духовном единстве с мужем.

Наташа Ростова – не примитивная “самка”, как пишут о ней нередко исследователи романа. Наташа – женщина возвышенной души на всех этапах своей жизни. Она, не колеблясь, пошла бы в ссылку за своим любимым мужем. Так бы случилось, если бы Толстой написал задуманный роман о декабристах.

Э. Е. Зейденшнур. “Война и мир” Л. Н. Толстого. 1996

Эпилог закругляет и тут же опровергает какое бы то ни было закругление жизни – отдельного человека или тем более жизни всеобщей. Действие продолжается после достигнутого уже итога, исходное противоречие поднимается снова, завязываются узлы на месте развязанных только что прежних. Противоречие разрешается не логическим выводом, после которого, как это в элементарной логике, уже противоречия нет. Оно остается в книге Толстого не замкнуто – противоречие духовного и простого, жизни сознательной и непосредственной, между началами и людьми, которых желал бы, может быть, видеть сам автор в согласии, непротиворечивом единстве – но не в его это власти.

Судьба героев романа, этих Болконского, Пьера, Наташи и Николая, - только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня читает “Войну и мир”.

С. Бочаров. Роман “Война и мир”. 1978

IV. Заключительное слово учителя.

Учитель: В Наташе-девочке “постоянно горит огонь оживления, составляющий ее прелесть”. Она переполнена жизненной энергией, наделена многими талантами: поет, танцует, врачует души, дарит дружбой. В Наташе – матери “очень редко зажигался…теперь прежний огонь. Это бывало только тогда, когда, как теперь, возвращался муж, когда выздоравливал ребенок…” “И в те редкие минуты, когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде”.

“Толстому очень важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…

Наташа Ростова освещает своим счастьем других, она любит всех, она такая счастливая, что одинаково влюбленными глазами смотрит и на Бориса, и на Пьера, и на чопорную гостью, и на всех людей на свете. Она заставляет окружающих задуматься над жизнью и думает сама, она мечтает и любит, плачет и смеется. В Наташе нельзя убить главного: неисчерпаемую веру в прелесть жизни, в свое счастье и возможность приносить счастье другим. Наташа Ростова придает роману необыкновенную силу и привлекательность. Наташа счастлива и должна быть счастлива, потому что она обладает огромной силой жизни и любви!

Литература.

  1. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. Книга для учителя. - М., Просвещение, 1972
  2. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина ХIХ века. – М.: “Вако”, 2004
  3. Крундышев А. А. Как работать над сочинением. – Санкт-Петербург: Просвещение, 1992
  4. Русская литература ХIХ века.10 класс. Практикум. Под редакцией Ю. И. Лыссого.– М., Просвещение, 2000
  5. Русская литература. Большой учебный справочник. Для школьников и поступающих в вузы. 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999

Тема: Быт поместного дворянства

анализ сцены охоты и

«в гостях у дядюшки»

Л.Н.Толстой

Война и мир


Эпиграф к уроку

«Только потому так серьезно описана охота, что она одинаково важна…»

(Л.Н.Толстой)


Бородинское сражение

Предыдущие и последующие события романа

Отечественная

Охота в имении

Ростовых

война 1812г.

ВОЙНА

Аустерлицкое

сражение

«Всем народом

навалиться

Партизанская

война


Структура эпизода «охота»

Описание утра – часть4,гл.3

Разговор Николая Ростова с Данилой

Наташа заявляет брату о своем решении ехать на охоту

Охота Ростовых в поле – ч.4, гл.4

Старый граф на охоте. Встреча с дядюшкой.

Николай в ожидании зверя– ч.4, гл.5

Молитва Ростова.

Травля зверя. Встреча

Николая с соседом Илагиным.


Охота в имении

Ростовых


Почему Л.Н.Толстой

описывает сцену охоты

именно в имении

Ростовых?


Стиль писателя

позиции

Пейзаж. (Человек и природа)

Внутренний монолог (молитва Ростова).

Характеристика героя с помощью художественной детали.

Поведение героев во время охоты.

Речевая характеристика героев.

«…у Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку. У него простая, могучая, порой внутренняя музыка, расположение слов в фразе, пунктуация, звукопись – все поставлено на службу мысли.»

В.П.Катаев

Художественно-выразительные

средства (олицетворение;

сравнение; аллегория; ирония

и т.д.),позволяющие

проникнуть в идейный

замысел романа.


«…утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю».

«…событие должно было совершиться

только потому, что оно должно было

совершиться.» (Л.Н.Толстой)


Система образов в эпизоде

Данило -

ловчий, крестьянин

Ростовых

Дядюшка

Никанорыч

Старый граф

Илья Андреевич

Николай Ростов-

молодой барин

Наташа

Ростова

Помещик Илагин-

сосед Ростовых

Петя

Ростов

По Толстому, близость человека

к природе очень часто оказывается

положительным критерием личности .


«Несмотря на то, что Данило был невелик

ростом, видеть его в комнате производило

впечатление подобное тому, как когда

видишь лошадь или медведя на полу между

мебелью и условиями людской жизни.

Данило сам это чувствовал и, как обычно,

стоял у самой двери, стараясь говорить тише,

не двигаться, чтобы не поломать как-нибудь

господских покоев, и стараясь поскорее все

высказать и выйти на простор, из-под

потолка под небо»

Какие художественные средства


Данило - охотник

«…из-за угла вышел…ловчий Данило,

по-украински в скобу обстриженный, седой,

морщинистый охотник, с гнутым арапником

в руке и с тем выражением самостоятельности

и презрения ко всему в мире, которое бывает

только у охотников.»

Как вы понимаете фразу «с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников»?

Какова роль Данилы в сцене охоты?

Почему он так «самостоятелен»?


Данило и Николай Ростов

«Он снял свою черкесскую шапку перед

барином и презрительно посмотрел на него.

Презрение это не было оскорбительно для

барина: Николай знал, что этот все

презирающий и превыше всего стоящий Данило все-таки был его человек и охотник.»

отношения между барином и крепостным?

В чем здесь замысел Л.Н.Толстого?


Николай в ожидании зверя

Почему сходны чувства и даже

мечты Николая на охоте и в бою?

Что сближает в его сознании

Аустерлиц, Долохова, карты,

войну и охоту?


Каково состояние людей

на охоте и во время военных

действий?


«Лабиринт сцеплений» -

так называет Толстой свой роман.

Николай Ростов

со своим эскадро-

ном атакует французов, берет в плен офицера.

(Том3, ч.1, гл.15)

За Николаем Ростовым гонятся

французы (Шенгра-

бенское сражение – т.1,ч.2, гл.19)

Идет «охота»

Николай Ростов

охотится в своем

имении на волка

(т.2, ч.4,гл.3-6)


Что объединяет понятия:

война и охота?

Уничтожить

(лишить жизни)

Война -«забава»

политиков и

людей, наделенных

властью (их оружие-

целая армия)

Охота –«забава»

людей привилеги-

рованного класса

(с применением

Результат:

военные трофеи, шкура убитого


Князь Андрей Болконский

о бессмысленной войне 1805 года

«Война не любезность, а самое гадкое дело

в жизни, и надо понимать это и не играть

в войну. Надо принимать строго и серьезно

эту страшную необходимость. Все в этом:

откинуть ложь, и война так война,

а не игрушка. А то война – это любимая

забава праздных и легкомысленных людей.»

Что имел в виду князь Болконский,

сравнивая войну с «забавой праздных и

легкомысленных людей»?


«Граф Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубу, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять»

Какая фраза в описании старого графа содержит авторскую иронию?


Данило и старый граф

«- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на графа.

Про…ли волка-то! ..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по

ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.»

Как меняет охота привычные

отношения людей, их иерархию?


«Она (Наташа)этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.»


использует аллегорию

в сцене травли волка

собаками?

В чем замысел


Описание волка

«Вдруг вся физиономия волка изменилась;

он вздрогнул, увидев еще, вероятно, никогда

не виданные им человеческие глаза,

устремленные на него, и, слегка поворотив

к охотнику голову, остановился – назад или

вперед? «Э! все равно, вперед!..» - видно,

как будто сказал он сам себе и пустился

вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.»


Сцена травли волка собаками

«Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками, благодаря происшедшей остановке, перерезывая дорогу волку, был уже в пяти шагах от него. Как будто почувствовав опасность, волк покосился на Карая, еще дальше спрятав полено (хвост) между ног, и наддал скоку. Но тут Николай видел только, что что-то сделалось с Караем ,- он мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину, которая была перед ними.

Та минута…,когда увидал это Николай, была счастливейшею минутою его жизни…» (т.2, ч.4, гл.5)

Какие ассоциации возникают, когда

читаешь этот эпизод?


Бородинское

сражение

1812 год

«Долго еще они поглядывал-

ли на красного Ругая,

который с испачканной

грязью, горбатой спиной,

побрякивая железкой,

с спокойным видом

победителя шел рысцой

за ногами лошади дядюшки.»

«…Данило уже лежит в

середине собак, на заду

волка, стараясь поймать

его за уши. Очевидно

было и для охотников, и

для собак, и для волка,

что теперь все кончено.»

настоящий

победитель

«сражений»?

Соотнесите

моменты «победы»

в сцене «охоты» с

событиями романа.

Травля волка заканчивается «победой» Данилы

Травля зайца заканчивается «победой» пса Ругая

Итог сцены

«охота» 1809 год


Вывод:

Чем важна

в концепции

романа сцена

Концепция -

замысел, то или иное понимание

чего-нибудь.


В гостях у дядюшки после охоты

«…Анисья Федоровна …сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.»