Анализ финальной сцены `Ревизора`. Значение "Немой сцены" в комедии "Ревизор"

Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна произвести сильное впечатление на зрителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя

«Ревизор». Анализ «немой» сцены комедии.

МКОУ «Родниковская СОШ»

Челябинская обл., Троицкого р-она

Учитель русского языка и литературы

Безносова Надежда Александровна.

Цели урока:

1. Обучающая: помочь учащимся осознать философ ское значение не только финала, но и всей коме дии в целом через всестороннее рассмотрение этой сцены.

2. Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.

3. Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.

Вид: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Технологии: методы проблемного обучения, метод работы под руководством учителя, репродуктивный.

Подготовка учащихся к уроку:

1. Должны знать содержание произведения Н. В. Го голя «Ревизор».

Оборудование: компьютер, проекционное устройство, репродукция картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», афиша «Ревизора», репродукции картин к комедии «Ревизор».

Ход урока:

I. Оргмомент. Начало урока.

II. Актуализация темы урока.

Слайд 1(портрет Н.В.Гоголя).

  1. Слово учителя: Идея завершения пьесы («немая сцена») родилась у Гоголя сразу после начала его работы над «Ревизором» и в процессе создания ко медии более уже не изменялась. Гоголь считал, что эта сцена должна произвести сильное впечатление на зрителей, и настаивал, чтобы «немая сцена» дли лась не менее 2-3 минут. Лишь по настоянию ре жиссера и актеров Александринского театра, кото рые на репетициях «Ревизора» к концу действия пьесы были так измучены и обессилены, что не могли выдержать напряжения последней сцены и падали в обморок, продолжительность ее была со кращена до полутора минут.

Вывод: Таким образом, видим, что для Гоголя финаль ная сцена была не менее важна, чем все предше ствующие действия комедии.

Зачем Гоголь настаивал на том, чтобы эта сцена была столь продолжительной? (Учащиеся высказы вают разные предположения.)

Приходят к выводу:

Писатель добивался эффекта всеобщего понимания: зритель (читатель) должен понять, что кто-то из стоящих на сцене героев - это в какой-то мере он сам.

«Немая сцена» - это как бы застывшая в окаменев ших фигурах персонажей фраза городничего: «Чему сме етесь? - Над собой смеетесь!...»

Основной вопрос анализа текста - это вопрос о ком позиционной и смысловой целесообразности «немой сцены».

Зачем Гоголь вводит эту сцену, ведь с приходом жандарма комедию можно считать оконченной и опустить занавес? Но Гоголь не просто решает так завершить комедию, но и детально расписывает положение каждого героя на сцене и настаивает именно на таком композиционном построении финала (последнее явление - «немая сцена»).

При прочтении (просмотре в театре) «Ревизора» учащиеся чувствуют, как начиная с IV действия по степенно меняется пафос пьесы - от комического до трагического; трагизм достигает своего апогея именно в финальной «немой сцене».

(Сообщение делает подготовленный учащийся.)

Воспоминания современников о премьере «Ревизора» в Александринском театре в Санкт-Петербурге :

1. «Смех по временам еще перелетал из конца зала в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же пропадавший, ап лодисментов почти совсем не было; зато напряженное внимание, судорожное, усиленное, следовало за всеми оттенками пьесы, иногда мертвая тишина показывала, что дело, происходившее на сцене, страстно захватыва ло сердца зрителей».

2. Самое напряжение финала, вызванное появлением на сцене жандарма и переданное через статическое, картин но застывшее положение персонажей, по мысли Гоголя, должно вызывать у зрителей единственное, но очень сильное чувство - страх, ужас.

«Несмотря на... комичес кое положение многих лиц... в итоге остается... что-то чудовищно мрачное, какой-то страх беспорядков наших. Самое это появление жандарма, который, точно какой-то палач, является в дверях... все это как-то необъяснимо страшно!».

  1. Роль афиши(проецирование афиши).

Слайд 2.

Назовите характерные особенности афиши «Реви зора» (анализу афиши было уделено время на пер вом уроке). /

Ответы учащихся: Во-первых, в афише представлен весь город (в комедии выведены представители бюрокра тической системы любого российского города), а в более широком понимании - и вся Россия (не случайно пос ле премьеры «Ревизора» Николай I заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» К тому же конфликт самой комедии социальный; на это указывает не только социальное положение героев, но и само название коме дии - «Ревизор» - государственный чиновник); во-вто рых, единственное лицо, действующее в комедии, но не указанное в афише, - жандарм.

Не делает ли это обстоятельство персонаж значимым и не выделяет ли его в системе образов комедии?

Подумайте, почему жандарм оказывается не заяв ленным в афише.

Сообщения учащихся:

  1. Жандарм - представитель государственной власти, которая стремится карать пороки той социальной бюро кратической структуры, которую сама и создала (на это указывают и основной конфликт, и интрига комедии).

«Не смешно то, что пьеса никак не может кончиться без правительства. Оно непременно явится, точно неиз бежный рок в трагедиях у древних. - ... Что ж? Тут нет ничего дурного, дай Бог, чтобы правительство всегда и „ везде слышало призвание свое быть представителем Про видения на земле и чтоб мы верили в него, как древние веровали в рок, настигший преступление» (Н. В. Гоголь «Театральный разъезд»).

  1. Жандарм - посланник Провидения, высшей силы, бо лее могущественной, чем высшие чины государственной системы. Именно это производит такое сильное впечатление на героев комедии и рождает в них (и зрителях) ужас и страх. Гоголь в «Развязке» «Ревизора» писал: «Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба».

Учитель :

В сознании автора «Ревизора» жандарм - фигура не сколько мистическая: он появляется неожиданно и ниот куда, а слова, им произнесенные, «поражают как громом всех; так что, вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении». И настоящий ревизор, прислав ший жандарма с известием о своем приезде, становится лицом мистическим; это ощущение мистичности усили вается еще и тем обстоятельством, что ревизор не появ ляется на сцене: лишь одно известие о нем повергает дей ствующих лиц комедии в ужас, который передается в зрительный зал

Слайд 3(проецирование фотографии «немой» сцены):

Обратите внимание на расположение героев на сцене: городничий и почтмейстер, так как осталь ные действующие лица представляют собой «деталь в картине, которая очерчивается одним взмахом кисти и покрывается одним колоритом» (Гоголь): они лишь фон, они так или иначе вновь и вновь концентрируют внимание зрителя на фигурах (го родничий и почтмейстер).

Учащиеся отмечают необычность поз, в которых они застыли.

Обратимся к описанию положения героев. «Город ничий посередине в виде столба, с распростерты ми руками и запрокинутою назад головою».

Учащиеся отмечают, что городничий занимает цент ральное место.

Не напоминает ли фигура городничего крест, рас пятие?

Вывод: «немая сцена» вводит в комедию, во-первых, библейские мотивы, а во-вторых, мотив смерти (сравните «ревизор, который ждет нас у дверей гроба»).

Так социальный конфликт комедии получает философ скую трактовку : истоки пороков общества коренятся в духовной организации человека, а не в самой системе.

Определим место расположения почтмейстера на сцене.

Этот персонаж, «превратившийся в вопросительный знак», обращенный к зрителям, стоит за городничим.

Сформулируйте вопрос, который Гоголь обращает к зрителям и который получает такое аллегоричес кое воплощение на сцене. (« Чему сме етесь?»)

Обращение к размышлениям Гоголя о картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи».

Слайд 4 (проецирование репродукции).

Сообщение учащегося: картина написана Брюлловым в 1833 г. в Италии, затем в 1834 г. была привезена в Петер бург и выставлена для обозрения в Эрмитаже с 12 по 17 августа. Она произвела на Гоголя столь сильное впе чатление, что под ее влиянием он написал статью «По следний день Помпеи (картина Брюллова)».

Обратите внимание на пейзаж, выполняющий функ цию фона, и на расположение человеческих фигур.

Назовите особенности изобразительной манеры художника (небо и земля, между которыми нет гра ниц, выдержаны в коричнево-красной гамме; ху дожник мастерски передает ужас и страх людей перед хаосом последнего дня). Мысль о тленности земной красоты и прозреваемый в этом «страшном явлении» грядущий «конец мира» в целом опреде лили оценку Гоголем картины К. П. Брюллова. Писатель был восхищен гением художника, кото рый ужас перед «концом мира» сумел передать че рез изображение окаменевших фигур: «Мы чувству ем, - пишет Гоголь, - только страшное положение всей толпы, «но не видим человека, в лице которо го был бы весь ужас им самим зримого разруше ния» (Н. В. Гоголь «Последний день Помпеи (кар тина Брюллова)».

Вывод: Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится писателем на после днюю страницу «Ревизора»; герои застыли, окаменели, но в этой окаменелости есть движение - не внешнее, а внутреннее - духовного мира людей. Гоголь считает, что общественные пороки - некая проекция недостатков ду ховного мира человека. Следовательно, прежде должен измениться человек. Очищение внутреннего мира, по Гоголю, возможно только через трагедию: потрясение заставляет человека духовно возродиться. В «немой сце не» Гоголя, также как и на картине Брюллова, небеса и грешный земной мир вдруг, в одну минуту, сливаются, смешиваются. Смещение пространства «верха» и «низа» воплощается в образе жандарма.

Слайд 5(репродукция картины).

Вновь прошу сформулировать тот вопрос, который Гоголь адресует зрителю в «зашифрованном» виде - в аллегорических образах городничего и почт мейстера.

«Чему сме етесь? - Над собой смеетесь!...».

(Учащиеся предлагают свои варианты вопросов.)

Выбираем один, наиболее точно, на наш взгляд, отра жающий смысл финальной сцены: «Каким ты, зритель (читатель), встретишь судный день?»

Похож ли настоящий ревизор на Хлестакова или он представляет собой полную противоположность этому «чиновнику из Петербурга»?

Кто такой ревизор, приславший жандарма, - Хле стаков № 2 или высшая сила, провидение?

III. Подведение итогов урока.

Слово учителя:

Однозначного ответа нет. Эта неоднозначность обус ловлена, во-первых, тем, что сам ревизор на сцене не появляется, во-вторых, тем, что жандарм - посланец ре визора - не заявлен в афише, в-третьих, что финал ко медии открытый. Предлагаю провести эксперимент:

Попробуем вывести на сцену настоящего ревизора и предположим, как будет развиваться действие пьесы после «немой сцены», если ревизор будет копией Хлестакова и если он будет его полной про тивоположностью.

Допустим, что настоящий ревизор похож на Хлеста кова, Тогда после «немой сцены» действие комедии по вторится сначала, с той лишь разницей, что вместо Хле стакова будет действовать настоящий ревизор.

Если же ревизор будет самим провидением (на что указывает анализ «немой сцены»), то развитие пьесы пос ле «немой сцены» непредсказуемо, и финал, таким обра зом, становится символом последнего - судного - дня жизни города.

В случае, если за верную принимается первая трактов ка образа ревизора, комедия теряет свою сатирическую значимость; пороки нельзя искоренить, они лишь видо изменяются. «Немая сцена» теряет свою актуальность, ею можно пренебречь без ущерба для общей структуры и идеи «Ревизора».

IV. Домашнее задание: письменное задание, ответить: « Какая трактовка образа ревизора оказывается значимой для Гоголя?» Обоснуйте свое мнение.

Р.8. (необходимые замечания к уроку)

Основная дидактическая цель урока - формирование определенных умений. Наиболее общая структура урока закрепления изученного такова:

Проверка домашнего задания, уточнение направле ний актуализации изученного материала;

Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;

Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;

Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;

Подведение итогов урока;

Постановка домашнего задания.


Какова роль немой сцены в комедии Ревизор? Подскажите пожалуйста, очень надо!!!

  • Последняя, немая сцена в комедии «Ревизор» была очень важна для самого Гоголя.
    Он уделял ей очень много внимания и считал ее ключевой в понимании общего смысла комедии. Герои остаются на сцене в застывшем состоянии очень долго – «почти полторы минуты» , что позволяет зрителю хорошенько рассмотреть всех по отдельности, а также получить общее впечатление от ситуации.
    Автор этой сценой хочет раскрыть перед зрителем каждого героя, ведь именно в момент бездействия можно увидеть сущность каждого из них.
    Сквозь череду различных событий происходящих в пьесе не всегда можно уловить индивидуальные черты присущие героям. А немая сцена как раз и оставляет зрителя наедине с каждым героем.
    В финале комедии на сцене оказываются все герои, действовавшие ранее, за исключением Хлестакова.
    Все собираются, чтобы произнести поздравления в адрес семьи городничего, после чего удары судьбы начинают сыпаться на них один за другим. Сначала на сцене появляется почтмейстер, который приносит весть, поразившую всех. После прочтения письма наступает период всеобщего возмущения и негодования, который неожиданно обрывается сообщением о приезде настоящего ревизора.
    «Произнесенные слова поражают всех как громом, …вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении» .
    Эта ремарка, относящаяся к немой сцене, позволяет многое понять из авторского замысла. Во-первых, выражение «как громом» , на мой взгляд, создает впечатление высшего, божественного наказания.
    То, что Гоголь хотел создать у зрителя комедии впечатление окаменения, также представляет интерес. Это не только позволяет читателю и зрителю наблюдать первую реакцию героев, но и заставляет задуматься об «окаменении» душ людей, о фальшивости их чувств.
    Если обратить внимание на те позы, в которых застывают герои комедии, сразу бросается в глаза их неестественность и комичность. Причем, несмотря на это, все позы как нельзя лучше выражают настроение героев, их поведение в течение всей пьесы. Очень большое значение для пьесы имеют позы городничего и его смысл.
    Лука Лукич, «потерявшийся самым невинным образом» , точно так же «терялся» во время общения с остальными героями, особенно с Хлестаковым. Почтмейстер, который постоянно боится высказывать собственное мнение и за все время задает больше вопросов, нежели утверждает, в итоге пьесы просто превращается «в вопросительный знак» .
    «Услужливый и суетливый» Земляника, которого Гоголь в самом начале пьесы характеризует как проныру и плута, как бы прислушивается к чему-то, словно хочет найти лазейку, чтобы в очередной раз как-нибудь избежать неприятности.
    Помимо этого, в немой сцене участвуют еще и другие герои – Коробкин, три дамы, гостьи, открыто выражающие здесь свою насмешку над чужим комичным положением, тогда как в течение всей пьесы они его тщательно скрывали.
    Таким образом, немая сцена является, наверное, самой правдивой сценой во всей комедии. Она олицетворяет эмоциональную зависимость героев и тем самым подсказывает зрителю идею произведения.
    Герои не имеют возможности ничего говорить, более того, они не двигаются, вынужденные застыть в момент их первой реакции. Таким образом, будучи не в состоянии лгать, они поневоле выглядят правдиво.

    По сути, это кульминационный момент произведения.

  • Финал пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» – необычное и удивительное явление в русской драматургии. Так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм… объявил о прибытии в город настоящего ревизора. Потрясенные чиновники застыли в ожидании неминуемой расправы. Городничий стоит столбом посреди сцены; почтмейстер превратился «в вопросительный знак, обращенный к зрителям» ; судья присел почти до земли и словно хотел сказать: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! » Кто поражен, кто изумлен, кто злорадствует, – все чиновники составляют весьма живописную и выразительную группу. И эту немую сцену, служащую важным завершением комедии, и зрители, и критики, и литературоведы трактовали по-разному.

    Сам Н. В. Гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона» , при наступлении которого все «побледнело и потряслось» . То есть финал комедии – это мысль о наступающем возмездии. В. Г. Белинский говорил об ограниченности немой сцены, но большинство критиков согласны все же с автором. Так, В. Гиппиус считал, что немая сцена выражает идею власти и закона, В. Ермилов видел в немой сцене «парад высеченной подлости» . Особая точка зрения у М. Храпченко: он видел в немой сцене внешнюю развязку, а подлинную развязку – в словах Городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!.. »

    Но, пожалуй, самую интересную точку зрения высказал Ю. Мани, литературовед, много труда посвятивший гоголевскому творчеству. Он считал, что немая сцена – это завершающий аккорд произведения, в ней переживания героев получают пластическое выражение, как бы обобщая события человеческой жизни. В результате данный Гоголем намек на торжество справедливости усиливает ощущение тревоги, страха. Действительно, страх, возникший в начале сцены, а затем благополучно растаявший, когда чиновники откупились от «ревизора» и успокоились, вернулся. Но теперь чувство тревоги возрастает многократно – чиновники оказываются в еще худшей ситуации, чем в начале пьесы. Ведь бросив все силы на угождение Хлестакову, они так и не удосужились навести в своих делах хотя бы внешний порядок.

    Вот почему появление настоящего ревизора приводит героев к немой сцене.

  • Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» в свое время стала одним из наиболее новаторских произведений драматургического искусства. Множество приемов, использованных автором, ранее никогда не применялись драматургами и не были воплощены на театральной сцене. К таким новаторским приемам относится и вышеупомянутая «немая сцена» , которой заканчивается финальная часть комедии «Ревизор» . Чего же хотел добиться автор, завершая произведение немой сценой? Какого эффекта ожидал?

    Считается, что немая сцена, завершающая комедию «Ревизор» , была введена в произведение писателем под впечатлением от известной картины русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи» . Именно эта картина поражает человека, рассматривающего ее, силой и выразительностью застывшей эмоции. Изображение неподвижно, статично, но в то же время лица людей, изображенных на картине, их фигуры, позы, которые они принимают, свидетельствуют об их внутреннем состоянии лучше всяких слов. Красноречивость статичных сцен, их выразительность - именно эти свойства были тонко подмечены Н. В. Гоголем и позже с успехом использовались писателем. Ведь «Ревизор» - далеко не единственное произведение писателя, в котором есть «немая сцена» (в другом чрезвычайно популярном произведении - повести «Вий» - автор также применяет этот прием) . Если рассмотреть художественные приемы, используемые Н. В. Гоголем, более подробно, можно заметить определенную закономерность: прием «омертвения» , своеобразного «окаменения» закладывается в основу изображения многих характерных гоголевских персонажей (например, тех же помещиков в «Мертвых душах») . В «Ревизоре» же немая сцена - это кульминационный момент, и он должен быть наиболее красноречивым. Замирание в выразительной позе (при этом позы всех персонажей отличаются, что подчеркивает их индивидуальные личностные качества) - это настоящая пантомима. Городничий, члены его семьи, почтмейстер, Земляника, Лука Лукич - все они становятся на какое-то время мимами, актерами в «театре мимики и жеста» . И слова здесь не нужны, может быть даже излишни. Поза, выражение лица могут выразить несравнимо больший всплеск эмоций, чем слова.

    Тем более что немая сцена в «Ревизоре» является еще и массовой - все стоят, как громом пораженные, а это обстоятельство лишний раз подчеркивает, насколько шокирующим и ошеломляющим стало для всех персонажей известие о том, что «…приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе» .

    Гоголь стал первым русским драматургом, использовавшим прием паузы, который после него успешно применяли многие режиссеры, сценаристы и писатели. Сегодня прием паузы - это один из наиболее часто используемых драматических приемов.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Какую роль в комедии играет «немая сцена»?
«Немой сцене» сам Гоголь придавал большое значение. Актеры в первых постановках «Ревизора» редко выполня­ли содержание ремарки, относящейся к последней сцене, занавес почти всегда опускался сразу, и зрители не могли уви­деть окаменевших действующих лиц. По­этому Гоголь не один раз писал и говорил о последней сцене. Вот несколько его за­мечаний, помимо большой ремарки в са­мом тексте пьесы.

«Последняя сцена «Ревизора» должна быть особенно сыграна умно. Положение многих лиц почти трагическое». И дальше о городничем: «Обмануться так грубо то­му, который умел проводить умных людей и даже искусных плутов! Возвещение о приезде наконец настоящего ревизора для него громовой удар. Он окаменел. Рас­простертые его руки и закинутая назад го­лова остались неподвижными, вокруг него вся действующая группа составляет в одно мгновение окаменевшую группу в разных положениях. Картина должна быть уста­новлена почти так: посередине городни­чий, совершенно онемевший и остолбенев­ший… Две-три минуты не должен опус­каться занавес…

Последняя сцена не будет иметь успеха, пока не поймут, что это просто немая картина, представляющая собой окаменев­шую группу… Испуг каждого героя не по­хож на испуг другого, как непохожи сте­пень боязни и страха каждого».

Объясните, почему Гоголь написал так мно­годополнительных материалов, которые сопровож­дают эту пьесу. Это и «Театральный разъезд после представления новой комедии», и ряд других мате­риалов: «Отрывок из письма, писанного автором вскоре после представления «Ревизора» к одному литератору», «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора».
Первое представление комедии «Реви­зор» в Александринском театре 16 апреля 1836 года не порадовало Гоголя, а вызва­ло обиду непонимания его пьесы, глухоты публики и актеров. Комедия была воспри­нята как забавное приключение мнимого ревизора, действующие лица были забав­ны, смешны, приятны и только ужаса «немой сцены» никто не постиг. Хлеста­ков в цеполнении актера Дюра предстал перед зрителями как смешной врунишка. «Ревизор» сыгран, - писал Гоголь, - а у меня на душе так смутно, так странно… Главная роль пропала… Дюр не на волос не понял, что такое Хлестаков… Он сде­лался просто обыкновенным вралем…»

И Гоголь почувствовал необходимость раскрыть актерам и тем, кто будет ставить спектакль, свое понимание созданных им ролей. Отсюда и множество материалов, посвященных «Ревизору».

Гоголь писал, что актеры должны прежде всего «стараться понять общече­ловеческое выражение роли, должны рассмотреть, зачем призвана эта роль». И он подробно раскрывает в своих стать­ях, что такое Хлестаков, указывает на его типичность (не случайно дана фраза ге­роя: «Я везде, везде»). Гоголь отмечает в «Отрывке из письма…»: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут делался или делается Хлестаковым… И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажет­ся подчас Хлестаковым. Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни…»

Гоголя особенно не беспокоила роль городничего: актеры Сосновский (Александринский театр) и Щепкин (Малый те­атр) вполне удовлетворяли его, замечания касались лишь перехода чувств городни­чего в последнем действии. Уделил вни­мание Гоголь тому, как следует играть Бобчинского и Добчинского. Но главная его забота - Хлестаков и «немая сцена». Он увидел, что «Замечаний для господ ак­теров» и пространной ремарки к «немой сцене» оказалось недостаточно.

В «Театральном разъезде…» Гоголь обращается к положительному герою комедии - смеху.

Как видите, Гоголя очень беспокоило исполнение ролей в его комедии - хотелось, чтобы актеры «схватили душу роли, а не платье», чтобы постановщика­ми был понят идейный замысел комедии и позиции автора.

    В «Ревизоре», - вспоминал Гоголь впоследствии, я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним...

    Они стояли в тех же позах, В безмолвной странной тишине. Не описать их чувства в строках, Их мысли где-то в глубине. У каждого свои мыслишки. Но все боятся одного – Что их коварные делишки Теперь не спрятать ни за что. Сквозник-Дмухановский горюет: «Мошенник...

    Городничий выведен автором в комедии как человек серьезный, по-своему умный, хитрый, опытный в жизненных обстоятельствах. Правда, представление его об умном человеке очень своеобразно, оно связано с оправданием взяточничества (из письма Чмыхова: «ты...

    В 1839 году в статье о «Горе от ума», осудив комедию Грибоедова «с художественной точки зрения» (что, как он писал в письме к В. П. Боткину от 11 декабря 1840 года, ему было тяжелее всего вспоминать), Белинский восторженно приветствовал «Ревизора». Его...

Комедия "ревизор "является одним из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя. Автор сумел показать истинное лицо России 19-го века в этой пьесе. Гоголь с помощью различных средств художественной выразительности, речи героев, "говорящих "фамилий высмеял людские пороки, а именно жадность, лицемерие, лживость, безответственность, глупость. Немаловажную роль в вышеупомянутом обличении сыграл такой прием, как "немая" сцена в конце пьесы. Каков же её идейный смысл? Давайте попытаемся в этом разобраться.

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, стоит немного упомянуть о сюжете комедии. В городе N, где царят беспорядки, где все гонятся за выгодой и не выполняют своих обязанностей, должен приехать ревизор. Приняв за него другого человека, хитреца Хлестакова, чиновники ухаживают за ним, как могут, дают денег "взаймы ", лишь бы оставить о себе хороший впечатление.

В конце пьесы герои узнают, что это был не ревизор и что скоро нагрянет настоящий. Именно эта новость стала причиной "Немой "сцены. Пренеприятнейшая весть буквально "парализовала"героев. Они поняли, что Хлестаков – это ещё "цветочки ", им вскоре придётся пережить все заново, только по-настоящему. Городничий распростёр руки и запрокинул голову вверх, словно вопрошая небо: "за что?! " Его жена и дочь устремились к нему, ища защиты. Земляника склонил голову вбок, прислушиваюсь к чему-то. Этот хитрый человек, как оказалось, никогда не поддается безумной панике. Наоборот, он размышляет о том, как ему выйти сухим из воды в данный момент. Ляпкин-Тяпкин сделал движение губами, как будто хотел произнести: "вот тебе, бабушка, и Юрьев день ". Он очень сильно испугался. Бобчинский и Добчинский кинулись друг к другу, расчитывая на поддержку.

Идейный смысл "немой "сцены заключается в том, чтобы показать без реплик всю сущность героев, их пороки, страхи, характер. Ведь именно в экстремальной ситуации человек снимает маску и открывает свое истинное лицо. Гоголю это успешно удалось. Более того, он сумел раздвинуть рамки комедии, превратить её из общественной в нравственную, философскую. Так, с помощью небольшого элемента Гоголь напомнил всем, что за свои поступки рано или поздно все равно придётся отвечать.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

2012-12-28 20:23:24 - Александр Владимирович Серолапкин
Вчера побывала на спектакле Ревизор в Театре им. Маяковского.
В роли Городничего и его жены супружеский дуэт Александра Лазарева и Светланы Немоляевой.
В классическую постановку режиссер внес нотки современной вольности. Так, открывается спектакль сценой всеобщего опьянения чиновников, одетых в одно исподнее. Их приводят в чувство санитары, а медсестрички в коротких юбчонках и выглядывающих из-под них панталончиках сначала приносят болезным рюмки с водкой на опохмел, а потом бреют и одевают их в костюмы.

Дальше больше. Почтмейстер представлен игривым и экзальтированным, и если поначалу это принимаешь за манерность, то к середине пьесы в ориентации героя уже не остается сомнений. В продолжение темы Хлестаков садится на колени к судье и выпытывает, какие женщины ему нравятся блондинки и брюнетки. И в таком варианте смущение судьи принимает совершенно другой оборот.


Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Дочка Городничего при одном лишь упоминании мужчин раздвигает пышную юбку и демонстрирует панталоны. А во время ее объяснения с Хлестаковым она и вовсе валяется по сцене: то встает раком, то ложится на спину и раздвигает ноги в панталонах.

Немая сцена в финале получила совершенно неожиданное решение. Заключительный акт начинается с того, что семья Городничего принимает поздравления по случаю скорой свадьбы дочки с Хлестаковым. При этом сам Городничий, его жена и дочь в нарядных костюмах сидят на сцене, а позади них рисованная декорация во всю стену. На ней изображены карикатурные фигуры красиво одетых дам и кавалеров с прорезями вместо лиц как на какой-нибудь декорации фотографа на набережной Ялты, и в эти прорези видны лица актеров, играющих провинциальных чиновников.

Когда же в финале появляются переодетые в форму актеры, игравшие Хлестакова и Осипа, и объявляют о приехавшем ревизоре, декорация взмывает вверх, и взору изумленной публики предстают совершенно голые актеры, которые визжат и прикрываются руками. Потом гаснет свет, занавес. Одетые актеры (семья Городничего, Хлестаков и Осип) раскланиваются, а голые за кулисами стремительно облачаются в холщовые рубища и в них выходят на поклон.
Не буду судить, как бы отреагировал на эту постановку христианин Гоголь, но публику финал явно приободрил. Однако мне на месте учителей, которые привели на спектакль школьников, было бы неловко, что ученики будут судить о комедии Гоголя по довольно фривольной постановке.
В остальном же интересные декорации, неожиданные режиссерские решения, хорошая работа Александра Лазарева, обаяние Светланы Немоляевой, уморительно смешной Хлестаков и весьма колоритный слуга Осип - детина в солдатской шинели, который командует своим непутевым хозяином.

Пишет Юлия Набокова