Лев николаевич толстой жизненный и творческий путь. Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь. Педагогическая деятельность л. н. толстого

На вопрос дайте краткое описание " пеппи длинныйчулок " заданный автором Европейский лучший ответ это Рыженькая девочка Пеппи поселилась в вилле "Курица", самая богатая (у неё были полные чемоданы золотых монет) и самая сильная девочка в мире. И самая неунывающая. Я очень хотела бы, чтобы у меня была такая лучшая подруга.
Она всё умела делать: печь блины, вести домашнее хозяйство, она каждое утро выносила свою лошадь на своих руках за ворота своей виллы и каталась на этой лошади.
Дочь капитана дальнего плавания (его звали Эфроим Длинныйчулок) , она жила на этой вилле, пока отец был занят в плавании.
По соседству с ней жили мальчик и девочка - Томми и Анника, которые были очень рады с ней подружиться. Ведь они до её появления на этой вилле долго скучали и всё время мечтали, кто бы с детьми поселился рядом с ними.
И Пеппи, когда там поселилась, не давала им скучать, им всем так весело было всегда играть вместе.
Только жаль, что она не смогла учиться с ними в школе, она сразу стала называть учительницу "ты" и плохо себя вести, дерзить, когда учительница задавала детям вопросы по урокам. В гостях Пеппи тоже себя вести не умеет: три пожилых дамы разговаривают между собой, рассказывают о своих служанках, а Пеппилотте тоже захотелось поучаствовать в их беседе. И девчонка с таким озорством и нахальством вклинивается в их общение, начинает врать (а у нас была такая - растакая служанка по имени Малин...) , с такой невоспитанностью вгрызается в торт (она одна слопала весь торт на глазах у всех) , что приходится родителям Томми и Анники, к сожалению, удалить невоспитанную соседку - подружку своих детей.
Но в целом Пеппи представляется нам положительным персонажем.
Как прикольно было Пеппи, Томми и Аннике всем вместе, забравшись на дерево, прямо там на ветвях пить кофе с булочками! Кто это организовал? Конечно, Пеппи.
Она прогоняет воров, забравшихся к ней в дом ночью.
А когда отец забирает её с собой в плавание, она берёт Томми и Аннику с собой; когда дети купаются, и на них нападает акула, то Пеппи ныряет в самую гущу событий и легко расправляется с акулой - будет знать акула, как нападать на ребятишек! И т. д.

Ответ от /бАба яГа в тылу ВрАга/хд [новичек]
прикольный добрый фильм где девочка оставленная своим папой не отчаивается и находит много новых друзей. старается во всём видеть хорошее и приносить радость другим. плюс это всё сопровождается пазитивной музыкой и забавными случаями


Ответ от Евгения Прохина [новичек]
только можно исправить первое слово прикольный на хороший


Ответ от Прососаться [новичек]
да да


Ответ от Просвистать [активный]
хорошая добрая книга где девочка оставленная своим папой не отчаивается и находит много новых друзей. старается во всём видеть хорошее и приносить радость другим.


Ответ от янина духовая [новичек]
🙂 спасибо помогли


Ответ от Владимир [новичек]
да спосибки


Ответ от Cтоляров Алексей [новичек]
спасибо что задала вопрос самому нужно


Ответ от Дарья Молева [новичек]
Речь идет о девочке, которая живет на вилле, а ее отец-Капитан. На вилле, Пеппи знакомится с новыми ребятами. Девочка не умеет вести себя культурно. Из школы исключили, за плохое поведение! Но, Пеппи так же отличилась в лучшую сторону. Она придумала пить кофе с булочками прямо на дереве. Пеппи прогоняет воров, которые приходят ночью в дом. Когда отец вернулся, то забрал Пеппи с собой, но она пригласила своих друзей Томми и Аннику. Они вместе отправились в путешествие, но когда дети купались, на них напала акула, но Пеппи нырнула в воду и разобралась с акулой.
И так далее. Почитай книжку. Очень интересно! Гораздо интереснее прочитать книгу, чем мультфильм!!

План

I.Введение. Обоснование выбора темы.

II. Основная часть. Творческий путь Л. Н. Толстого.

1. Появление писателя в литературном мире.

2. “Детство”, “Отрочество”, “Юность”.

3. Севастопольские рассказы.

4. Художественное своеобразие повести “Казаки”.

5. Роман-эпопея “Война и мир”.

а) создание произведения;

б) утверждение в романе “мысли народной”;

в) путь идейных и нравственных исканий положительного героя Толстого;

г) изображение правды войны в романе.

д) “Война и мир”- книга о великом обновлении жизни, вызванном грозными историческими событиями.

6. “Азбука” Толстого.

7. “Анна Каренина”- роман о современности.

а) отражение семейной жизни и жизни света в книге;

б) связь в развитии судеб Анны и Левина;

в) “Признаки времени” в содержании и художественной форме “Анны Карениной”.

8. Способ толстовского познания и воплощения мира через психологический анализ в “Смерти Ивана Ильича”.

9. Роман-обозрение “Воскресение”.

10. Тема борьбы с самодержавным деспотизмом в повести “Хаджи-Мурат”.

III. Заключение. Ценность художественного наследия писателя.

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущиеся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему свою жизнь и все свои силы…”

Л.Н. Толстой.

Введение

Я выбрала для написания реферата тему творчества Л.Н. Толстого, так как его личность, глубоко эпохальная, жизнеутверждающая, историко-философская литература, отношение к жизни, к поиску своего места в ней наиболее близки мне. Изучение его жизни и творчества – идеальный путь самовоспитания. В мучительных поисках ответов на неисчислимые вопросы, которые задает себе каждый здравомыслящий человек на определенном этапе своей жизни, Лев Толстой писал: “Мне смешно вспомнить, как я думывал и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно и, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно!... Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.

В начале ХХ века Л. Н. Толстого называли “учителем в жизни и искусстве”. В последующие десятилетия вплоть до наших дней наследие гениального художника продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответ на свои вопросы. И не просто разъяснит себе непонятное, а “подчинится” редкостно живым толстовским героям, воспримет их как реальных людей. Вот он- феномен писателя. Мудрость его постижения человека, эпохи, страны всего сущего приходит к нам в близких каждому переживаниях.

Стремление к нравственному совершенствованию, проповедь любви к ближнему, добра, поиски смысла жизни – ведущие идейные мотивы творчества писателя. Они представляют путь истинный, дорогу к разумному, доброму, вечному. Все это - общечеловеческие ценности.

Читая иных знаменитых, прекрасных, русских писателей, таких как А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский… чувствуешь некоторую безысходность. Кажется, нет выхода из сети нескончаемых проблем как на государственном, так и на бытовом человеческом уровне.

Лев Николаевич не только гневно протестует, обличает или клеймит несправедливость, пороки и несовершенства этого мира вообще и действительность в русском обществе в частности, а старается понять русского человека. Это писатель-философ. Писатель, любящий людей и умеющий увидеть светлые стороны жизни.

Толстой рисует картину целой эпохи в жизни России. Произведения писателя - отражение мельчайших деталей реальной жизни того времени. А право на оценку событий он предоставляет нам.

Л. Н. Толстому было 24 года, когда в лучшем, передовом журнале тех лет- “Современнике” - появилась повесть “Детство”. В конце печатного текста читатели увидели лишь ничего не говорившие им тогда инициалы: Л. Н.

Отправляя свое первое создание редактору журнала, Н.А.Некрасову, Толстой приложил деньги – на случай возвращения рукописи. Отклик редактора, более чем положительный, обрадовал молодого автора “до глупости” . Первая книга Толстого – “Детство” – вместе с последующими двумя повестями, “Отрочеством” и “Юностью” , стала и первым его шедевром. Романы и повести, созданные в пору творческого расцвета, не заслонили собой эту вершину.

“Это талант новый и, кажется, надежный”, - писал о молодом Толстом Н.А.Некрасов. “Вот, наконец, преемник Гоголя, нисколько на него не похожий, как оно и следовало…”, - вторил Некрасову И.С.Тургенев. Когда появилось “Отрочество”, Тургенев написал, что первое место среди литераторов принадлежит Толстому по праву и ждет его, что скоро “одного только Толстого и будут знать в России” .

Внешне незамысловатое повествование о детстве, отрочестве и нравственному облику героя, Николеньки Иртеньева, открыло для всей русской литературы новые горизонты. Ведущий критик тех лет, .Г.Чернышевский, рецензируя первые сборники Толстого (“Детство и Отрочество”, “Военные рассказы”), определил суть художественных открытий молодого писателя двумя терминами: “диалектика души” и “чистота нравственного чувства”.

Психологический анализ существовал в реалистическом искусстве до Толстого. В русской прозе – у Лермонтова, Тургенева, молодого Достоевского. Открытие Толстого состояло в том, что для него инструмент исследования душевной жизни – микроскоп психологического анализа сделался главным среди других художественных средств. Н.Г.Чернышевский писал в этой связи: “Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого – влияния общественных отношений и столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями; четвертого – анализ страстей; графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином ”.

Небывало пристальный интерес к душевной жизни имеет для Толстого-художника принципиальное значение. Таким путем открывает писатель в своих героях возможности изменения, развития, внутреннего обновления, противоборства среде.

По справедливому мнению исследователя, “идеи возрождения человека, народа, человечества… составляют пафос творчества Толстого… Начиная со своих ранних повестей, писатель глубоко и всесторонне исследовал возможности человеческой личности, ее способности к духовному росту, возможности ее приобщения к высоким целям человеческого бытия” .

“Подробности чувств”, душевная жизнь в ее внутреннем течении выступают на первый план, отодвигая собою “интерес событий”. Сюжет лишается всякой внешней событийности и занимательности и до такой степени упрощается, что в пересказе его можно уложить в несколько строк. Интересны не события сами по себе, интересны контрасты и противоречия чувств, которые, собственно, и являются предметом, темой повествования.

“Люди, как реки” - знаменитый афоризм из романа “Воскресение”. Работая над последним своим романом, в дневнике Толстой записал: “Одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество” . Суждение это почти буквально повторяет запись, сделанную в июле 1851 г., т. е, как раз в пору “Детства”:“Говорить про человека: он человек оригинальный, добрый, умный, глупый, последовательный и т. д. ...слова, которые не дают никакого понятия о человеке, а имеют претензию обрисовать человека, тогда как часто только сбивают с толку ”.

Уловить и воплотить “текучее вещество” душевной жизни, само формирование человека - в этом главная художественная задача Толстого. Замысел его первой книги определен характерным названием: “Четыре эпохи развития”. Предполагалось, что внутреннее развитие Николеньки Иртеньева, а в сущности всякого человека вообще будет прослежено от детства до молодости. И нельзя сказать, что последняя, четвертая часть осталась ненаписанной. Она воплотилась в других повестях молодого Толстого - “Утре помещика”, “Казаках”.

С образом Иртеньева связана одна из самых любимых и задушевных мыслей Толстого - мысль о громадных возможностях человека, рожденного для движения, для нравственного и духовного роста. Новое в герое и в открывающемся ему день за днем мире особенно занимает Толстого. Способность любимого толстовского героя преодолевать привычные рамки бытия, постоянно изменяться и обновляться, “течь” таит в себе предчувствие и залог перемен, дает ему нравственную опору для противостояния отрицательным и косным элементам в окружающей его среде. В “Юности” эту “силу развития” Толстой прямо связывает с верой “во всемогущество ума человеческого”.

Поэзия детства - “счастливой, счастливой, невозвратимой поры” сменяется “пустыней отрочества”, когда утверждение своего “я” происходит в непрерывном конфликте с окружающими людьми, чтобы в новой поре - юности - мир оказался разделенным на две части: одну, освещенную дружбой и духовной близостью; другую - нравственно враждебную, даже если она порою и влечет к себе. При этом верность конечных оценок обеспечивается “чистотой нравственного чувства” автора.

МОУ школа № 10

Проект по литературе

Тема: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого».

Выполнили:

Ученицы 10 класса

Казанцева Ю.

Штыкова А.

Проверила:

Балдина О.А.

г.о. Жигулевск


Введение. 3

1. Жизнь Л.Н. Толстого. 5

1.1 Родовое гнездо. 5

1.2 Детство. 7

1.3 Отрочество. 10

1.4 Юность. 11

1.5 Молодость на Кавказе. 13

1.6 Второе рождение Л.Н.Толстого. 14

1.7 Уход и смерть Льва Николаевича Толстого. 17

2. Творческий путь Л.Н. Толстого. 21

2.1 «Детство». «Отрочество». «Юность». 21

2.2 «Казаки». 23

2.3 «Война и мир». 27

2.4 «Анна Каренина». 32

2.5 «Воскресение». 38

Заключение. 43

Список использованной литературы.. 45


Мы выбрали для написания проекта тему: «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого», потому что его личность и его произведения показались нам интересными, и мы захотели подробно изучить его биографию и его творческий путь.

В начале ХХ века Л. Н. Толстого называли “учителем в жизни и искусстве”. В последующие десятилетия вплоть до наших дней наследие гениального художника продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответ на свои вопросы. И не просто разъяснит себе непонятное, а “подчинится” редкостно живым толстовским героям, воспримет их как реальных людей. Вот он феномен писателя. Мудрость его постижения человека, эпохи, страны всего сущего приходит к нам в близких каждому переживаниях.

В нашем проекте встречается всё: и рассуждения, и похвала, и даже критика, но вы точно не увидите здесь безразличия по отношению ко Льву Николаевичу и его произведениям.

Наша цель: изучить биографию и произведения Толстого, а также понять его мысли и чувства, которые он испытывал, когда работал над своими произведениями.

Наша задача: рассказать людям о величии и таланте знаменитого писателя, подтверждая это достоверными фактами.

Проблемы:

Когда мы работали над проектом, у нас возникли следующие проблемы: каждый человек, прочитавший хотя бы некоторые романы Толстого, воспринимает их по-разному, и поэтому мы долго не могли прийти к общему мнению по поводу его романов; а также в разных источниках по-разному трактуется биография Льва Николаевича и критика его произведений, и нам пришлось достаточно долгое время искать достоверную информацию.


Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября нового стиля) 1828г. в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в одном из самых знатных русских дворянских семейств.

Род Толстых существовал в России шестьсот лет. Прадед Льва Толстого - Андрей Иванович - был внуком Петра Андреевича Толстого, одного из главных зачинщиков стрелецкого бунта при царевне Софье. После падения Софьи он перешёл на сторону Петра. П. А. Толстой в 1701 году в период резкого обострения русско-турецких отношений, был назначен Петром I на важный и трудный пост посланника в Константинополе. Ему дважды приходилось сидеть в Семибашенном замке, изображенном на фамильном гербе Толстых в честь особых дипломатических заслуг знатного пращура. В 1717г. П. А. Толстой оказал царю особо важную услугу, склонив царевича Алексея к возвращению в Россию из Неаполя. За участие в следствии, суде и тайной казни непокорного Петру царевича П. А. Толстой был награжден поместьями и поставлен во главе Тайной правительственной канцелярии.

В день коронования Екатерины I он получил титул графа, поскольку вместе с Меншиковым энергично содействовал ее воцарению. Но при Петре II, сыне царевича Алексея, П. А. Толстой оказался в опале и в возрасте 82 лет был сослан в Соловецкий монастырь, где вскоре и скончался. Лишь в 1760г., при императрице Елизавете Петровне, потомству Петра Андреевича было возвращено графское достоинство.

Дед писателя, Илья Андреевич Толстой, был человеком веселым, доверчивым, но безалаберным. Он промотал все свое состояние и вынужден был с помощью влиятельных родственников выхлопотать себе должность губернатора в Казани. Помогла протекция всесильного военного министра Николая Ивановича Горчакова, на дочери которого Пелагее Николаевне он был женат. Как старшая в роде Горчаковых, бабушка Льва Николаевича пользовалась их особым уважением и почетом (Эти связи впоследствии попытается восстановить сам Лев Толстой, добиваясь должности адъютанта при главнокомандующем Южной армии Михаиле Дмитриевиче Горчакове-Севастопольском).

В семье И. А. Толстого жила воспитанница, дальняя родственница П. Н. Горчаковой Татьяна Александровна Ергольская и была тайно влюблена в его сына Николая Ильича. В 1812г. Николай Ильич семнадцатилетним юношей, несмотря на ужас, страх и бесполезные уговоры родителей, определился в воинскую службу адъютантом к князю Андрею Ивановичу Горчакову, участвовал в военных походах 1813-1814 годов, попал в плен к французам и в 1815 году был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж.

После Отечественной войны он вышел в отставку, приехал в Казань, но смерть отца оставила его нищим со старой, привыкшей к роскоши матерью, сестрой и кузиной Т. А. Ергольской на руках. Тогда-то на семейном совете и было принято решение: Пелагея Николаевна благословила сына на брак с богатой и знатной княжной Марией Николаевной Волконской, а кузина с христианским смирением приняла это решение. Так Толстые переехали на жительство в имение княжны - Ясная Поляна.

Легендой был окружен в семейных воспоминаниях образ прадеда Толстого по матери Сергея Федоровича Волконского. Генерал-майором он участвовал в Семилетней войне. Тоскующей жене его однажды приснилось, что некий голос повелевает ей послать мужу нательную икону. Через фельдмаршала Апраксина икона была немедленно доставлена. И вот в сражении неприятельская пуля попадает Сергею Федоровичу в грудь, но икона спасает ему жизнь. С тех пор икона как священная реликвия хранилась у деда Л. Толстого, Николая Сергеевича. Писатель воспользуется семейным преданием в "Войне и мире", где княжна Марья упрашивает Андрея, уходящего на войну, надеть образок: "Что хочешь думай,- говорит она,- но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах...".

Николай Сергеевич Волконский, дед писателя, был государственным человеком, приближенным императрицы Екатерины II. Но, столкнувшись с ее фаворитом Потемкиным, гордый князь поплатился придворной карьерой и был сослан воеводой в Архангельск. Выйдя в отставку, он женился на княжне Екатерине Дмитриевне Трубецкой и поселился в усадьбе Ясная Поляна. Екатерина Дмитриевна рано умерла, оставив ему единственную дочь Марию. С любимой дочерью и ее компаньонкой-француженкой опальный князь прожил в Ясной Поляне до 1821 года и был погребен в Троице-Сергиевой лавре. Крестьяне и дворовые уважали своего важного и разумного барина, который заботился об их благосостоянии. Он построил в имении богатый усадебный дом, разбил парк, выкопал большой яснополянский пруд.

В 1822 году осиротевшая Ясная Поляна ожила, в ней поселился новый хозяин Николай Ильич Толстой. Семейная жизнь его поначалу сложилась счастливо. Среднего роста, живой, с приветливым лицом и всегда грустными глазами, Н. И. Толстой проводил жизнь в занятиях хозяйством, в ружейной и псовой охоте, в судебных тяжбах, доставшихся по наследству от безалаберного отца. Пошли дети: в 1823 году первенец Николай, потом Сергей (1826), Дмитрий (1827), Лев и, наконец, долгожданная дочь Мария (1830). Однако появление ее на свет обернулось для Н. И. Толстого неутешным горем: во время родов скончалась Мария Николаевна, и семейство Толстых осиротело.

Левушке не было тогда еще и двух лет, как он лишился матери, но духовный ее облик по рассказам близких людей Толстой бережно хранил всю жизнь. "Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто... я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала много". На мать был очень похож любимый брат Толстого Николенька: "равнодушие к суждениям других людей и скромность, доходящая до того, что они старались скрыть те умственные, образовательные и нравственные преимущества, которые они имели над другими людьми. Они как будто стыдились этих преимуществ". И еще одна удивительная черта привлекала Толстого в этих дорогих существах - они никогда никого не осуждали. Однажды в "Житиях святых" Димитрия Ростовского Толстой прочел рассказ о монахе, который имел много недостатков, но по смерти оказался среди святых. Он заслужил это тем, что за всю свою жизнь никогда никого не осудил. Слуги вспоминали, что, столкнувшись с несправедливостью, Мария Николаевна, бывало, "вся покраснеет, даже заплачет, но никогда не скажет грубого слова".

Мать заменила детям необыкновенная женщина, тетушка Татьяна Александровна Ергольская, которая была человеком решительного и самоотверженного характера. Она, по словам Л. Толстого, по-прежнему любила отца, "но не пошла за него потому, что не хотела портить своих чистых, поэтических отношений с ним и с нами". Татьяна Александровна имела самое большое влияние на жизнь Л. Толстого: "Влияние это было, во-первых, в том, что еще в детстве она научила меня духовному наслаждению любви. Она не словами учила меня этому, а всем своим существом заражала меня любовью. Я видел, чувствовал, как хорошо ей было любить, и понял счастье любви".

До пяти лет Л. Н. Толстой воспитывался с девочками - сестрой Машей и приемной дочерью Толстых Дунечкой. У детей была любимая игра в "милашку". "Милашкой", исполнявшим роль ребенка, почти всегда был впечатлительный и чувствительный Лева-рева. Девочки его ласкали, лечили, укладывали спать, а он безропотно подчинялся. Когда мальчику исполнилось пять лет, его перевели в детскую, к братьям.

В детстве Толстого окружала теплая, семейная атмосфера. Здесь дорожили родственными чувствами и охотно давали приют близким людям. В семье Толстых жила, например, сестра отца Александра Ильинична, пережившая в молодости тяжелую драму: ее муж сошел с ума. Это была, по воспоминаниям Толстого, "истинно религиозная женщина". "Любимые ее занятия" - "чтение жития святых, беседа со странниками, юродивыми, монахами и монашенками, из которых некоторые всегда жили в нашем доме, а некоторые только посещали тетушку". Александра Ильинична "жила истинно христианской жизнью, стараясь не только избегать всякой роскоши и услуг, но стараясь, сколько возможно, служить другим. Денег у нее никогда не было, потому что она раздавала просящим все, что у нее было".

ЛЕВ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

Ф. Достоевский

Жизненный и творческий путь

Лев Толстой - один из величайших русских писателей и заметная фигура в мировой литературе. Он родился 9 сентября 1828 г. в с. Ясной Поляне Тульской губернии. Будущий писатель рано остался сиротой. Его мать, хорошо образованная и чуткая женщина, умерла, когда ему было только два года, а в 1837 г. (в один год с А. Пушкиным, творчество которого значительно повлияла на Толстого) не стало и отца. Детей воспитывала дальняя родственница - Т. Єргольська, согревая их теплом своей души. Впоследствии Лев написал, что она научила его «духовному наслаждению любви». Детские воспоминания навсегда остались для Толстого самыми радостными: семейные предания и наблюдения за жизнью семьи, первые впечатления от быта дворянской усадьбы стали богатым материалом для его произведений и воплотились в автобиографической повести «Детство».

Вскоре семья переехала в Казань. В 1844 г. Лев Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков, а затем перевелся на юридический факультет, где учился неполных два года: занятия не вызывали у него интереса, поэтому он окунулся в водоворот светских развлечений. Весной 1847 p ., подав ходатайство об увольнении из университета «за слабое здоровье и домашние обстоятельства», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым и амбициозным намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), практическую медицину, языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

Он прожил лето в деревне и разочаровался неудачным ведением хозяйства на новых, выгодных для крепостных условиях (эти события изображены в повести «Утро помещика» (1857). Осенью 1847 г. Толстой уехал сначала в Москву, а затем в Петербург, чтобы сдать кандидатские экзамены в университете. Стиль его жизни в этот период часто и радикально менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то чрезвычайно увлекался музыкой, то намеревался начать карьеру чиновника или мечтал стать юнкером в полку конной гвардии. Религиозная сдержанность, доходящая иногда до аскетизма, чередовалась с периодами наслаждения «легкой жизнью». Родственники считали его легкомысленным, и действительно - свои тогдашние долги он смог вернуть только через много лет. Однако именно тогда в его душе произошли напряженный самоанализ и борьба с собой, что воплотилось в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьеВНОе желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Лев Толстой. 1848 г.

Обложки к произведениям Л. Толстого

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Льва поехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу реки Терек, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ, принимал участие в военных действиях. Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни стали материалом для автобиографической повести «Казаки» (1852-1863), повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912 p .). Тогда будущий писатель почувствовал резкий контраст между простым укладом жизни казаков на «погибельному Кавказе» и сытым бездельем аристократов в России - «края рабов, край господ» (Г. Лєрмонтов). Это сравнение заставило его задуматься: как жить дальше? какой путь выбрать для себя? Без этих размышлений вряд ли сформировалась бы впоследствии его концепция «опрощення», возвращение к народным истокам, к простой тяжелой работы на земле.

На Кавказе Л. Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», скрыв свое имя (напечатана в 1852 г. под инициалами «Л. Н.»; вместе с повестями «Отрочество» (1852-1854) и «Юность» (1855-1857) она образовала автобиографическую трилогию). Литературный дебют принес настоящее признание.

В 1854 г. Л. Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию в Севастополь, который находился в осаде объединенных сил Англии, Франции и Турции. Здесь он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив необычайную храбрость (награжден орденом Св. Анны и медалями). В Крыму Толстой собирался издавать журнал для солдат, начал писать цикл «Севастопольских рассказов», вскоре были напечатаны и пользовались огромным успехом (их читал даже император Александр II). Первые его произведения поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (М. Чернышевский).

В ноябре 1855 г. Л. Толстой приехал в Петербург и стал участником кружка известного журнала «Современник» (там печатали свои произведения Некрасов, Тургенев, Островский и др.), где его воспринимали как «великую надежду русской литературы» (М. Некрасов). Он принимал участие в обедах и чтениях, сотрудничал с фондом Литературного фонда, приобщался к спорам и конфликтам между писателями, однако в их среде чувствовал себя чужим, о чем впоследствии подробно рассказал в «Исповеди» (1879-1882): «Люди эти мне надоели, и сам себе я мак сим задрал». Осенью 1856 г. Толстой, выйдя в отставку, переехал в Ясной Поляне, а в начале 1857 г. - уехал за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии (швейцарские впечатления изображены в рассказе «Люцерн»), Германии, осенью вернулся в Москву, а потом - снова в Ясной Поляне.

В 1859 г. писатель открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, помог организовать более 20 школ в окрестных деревнях, и это занятие настолько увлекло его, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы ознакомиться со шкільництвом Европы. Толстой много путешествовал, в частности жил некоторое время в Лондоне, изучал популярные педагогические системы, однако в основном они его не удовлетворяли. Свои идеи он изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «желание ученика» учиться и неприменении насилия в отношении него. В 1862 г. Л. Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с приложением - книгами для чтения, ставшие в России классическими образцами детской литературы.

Ясная Поляна. Имение графа Л. Толстого

Лев Толстой с учениками яснополянской школы. 1892 г.

В сентябре 1862 г. Лев Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Берет и сразу после венчания переселился из Москвы до Ясной Поляны, где полностью посвятил себя семейной жизни и хозяйству (впечатление от этого отражены в романе «Анна Каренина»).

С осени 1863 г. Толстой увлекся литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год» (будущий роман-эпопея «Война и мир»). Создания романа было периодом духовного подъема, семейного счастья и спокойного, уединенного труда. Писатель читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в частности, материалы Тол стих и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородінське поле. Вследствие многих редакций работа двигалась медленно. В переписывании сотен тысяч страниц рукописей ему очень помогала жена, поэтому для литературы ее подвижничество является неоценимым. Лишь в начале 1865 г. в «Русском вестнике» была напечатана первая часть «Войны и мира». Роман восприняли восторженно, он вызвал много откликов, поразив читателей сочетанием эпического размаха с тонким психологическим анализом, живым отражением частной жизни, органично сочетающимся с национальной историей. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу однозначно и окончательно: «...не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории».

Лев Толстой и его семья. 1892 г.

В 1870-х годах писатель жил в Ясной Поляне и продолжал обучать сельских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, а также работал над романом «Анна Каренина». Это было новаторское произведение о жизни современного ему общества. Он построен на сравнении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной и семейная идиллия молодого помещика Константина Левина, образ которого похож на самого писателя как по образу жизни, так и по убеждениям. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина. Толстой стремился к простоте изложения, внешней объективности. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного общественного сословия» и глубокая правда мужицкого жизни - вот вопросы, которые стремится решить Левин, но они были чужды большинству его героев, даже симпатичных автору (среди них Лев Толстой: «Ясная Поляна - не Капуя».

Лев Толстой относился к себе очень требовательно. Миллионы тогдашних аристократов роскошествовали, спокойно потребляя плоды крепостного труда, а граф такого «барского безделья» стеснялся. В произведениях и дневниках он называл его «капуйським», от названия города Капуи близ Неаполя, где до того могучая армия Ганнибала перезимовала и «розніжилася телесно и духовно»: именно поэтому Карфаген проиграл войну и был уничтожен Римом (Тит Ливий, «Римская история»).

Резкое осуждение праздности и лености находим в романе «Анна Каренина»: «Левин улыбался из своих мыслей и неодобрительно покачивал головой на эти мысли; чувство, похожее на раскаяние, мучило его. Что-то стидке, изнеженное, капуйське, как он себе называл это, было в его теперешнем жизни. “Жить так не хорошо, - думал он. - Вот скоро три месяца, а я почти ничего не делаю. Сегодня почти впервые я взялся серьеВНО к работе, и что же? Только начал и бросил... А вот три месяца скоро, и я никогда так по-неробськи не терял времени даром. Нет, этого нельзя, надо начать.

Кадр из кинофильма «Война и мир»

и Анна). Эти вопросы прозвучали гостропубліцистично для многих современников, прежде всего для Ф. Достоевского. Он считал это произведение художественно совершенным социальным романом. Так «мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) была направлена в социальное русло.

Эти изменения, происходившие в сознании Толстого, отражены и в других его произведениях, прежде всего в переживаниях героев, в резком духовном прозрении, что разрушает их судьбы, заставляет вдруг увидеть мир по-новому. Такие персонажи изображены в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886), «Крейцерова соната» (1887-1889 гг ., опубликована в России в 1891 p .), «Отец Сергий» (1890-1898 гг ., опубликована в 1912 p .), драме «Живой труп» (1900 p ., незавершена, опубликована в 1911 p .), в рассказе «После бала» (1903 p ., опубликовано в 1911 p .).

Исповедальная публицистика Толстого дает подробное представление о его глубокой драме: рисуя картины социального неравенства и зманіженого праздности дворян, писатель поднимал вопрос смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, отрицая науку (как деятельность, далекую от души, чувств и совести), искусство, суд, брак и даже достижения цивилизации. Новое мировосприятие он воплотил в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 г. - в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), « Так что же нам делай - ты?» (1882-1886 гг ., опубликована полностью в 1906 p .), «О голоде» (1891 p ., опубликована на английском языке в 1892 p ., на русском - в 1954 p .), «Что такое искусство?» (1897-1898), «Рабство нашего времени» (1900 p ., полностью опубликована в России в 1917 p .), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908).

Лев Толстой буя именно таким...

Нужно заметить, что Толстой был человеком бескомпромиссным, поэтому не только провозглашал, но и сам придерживался провозглашенных идей. Так, он стал вегетарианцем. Однажды, по воспоминаниям очевидцев, в Ясную Поляну приехала родственница Толстых, которая не была вегетарианкой и захотела поесть мяса. Тогда к ножке стола привязали живую курицу, а на стол положили нож, оставив гостью в одиночестве - мол, если хотите мяса, убивайте ее собственноручно... Конечно, такое буквальное выполнение всех провозглашаемых моральных норм и правил не всем нравилось, но Толстой был именно таким.

Лев Толстой с женой. Последнее фото

Социальная декларация Толстого базировалась на представлении о христианстве как моральное учение, а его этические идеи осмысленные им с гуманистических позиций как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем обусловил анализ Евангелия и критический пересмотр богословских сочинений, которым посвящены религиоВНО-философские трактаты «Исследование догматического богословия» (1879-1880), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Призывы к прямому и безотлагательному выполнению христианских заповедей вызвали в обществе бурную реакцию. В особенности широко обсуждалась его проповедь «непротивления злу насилием» (рус. непротивление злу насилием), что стало импульсом к созданию многих художественных произведений - драмы «Власть тьмы» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «непритязательной» манере.

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Л. Толстой выступил против христианской церкви и резко критиковал ее союз с государством, что привело к конфликту с церковной властной верхушкой: в 1901 г. Синод официально отлучил от церкви всемирно признанного писателя и проповедника.

В последнем романе - «Воскресение» - писатель отразил весь спектр проблем, которые его волновали. Главный герой, князь Дмитрий Нехлюдов, прошел путь нравственного очищения, что побудило его творить добро. Повествование построено на системе контрастов, разоблачающих пороки общественного устройства (красота природы и лживость социальной справедливости, правда мужицкого быта и фальшь, царящую в среде образованного населения).

Духовные поиски резко изменили личную жизнь писателя, приведя к семейному разладу (отказ от владения частной собственностью вызвала резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены, которая в литературный успех мужа вложила очень много усилий и времени). О личной драме Толстого можно прочитать в его дневниковых записях. Осенью 1910 p ., тайно от семьи, 82-летний (!) Лев Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. Маковицьким, ночью покинул Ясную Поляну. Однако дорога оказалась для него непосильной: Толстой заболел и был вынужден сойти с поезда на маленькой желеВНОдорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он находился последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который на то время уже был всемирно известным писателем, следила вся Россия. Однако выздороветь ему уже не суждено...

Похоронили Льва Толстого в Ясной Поляне.

Обложка к роману Л. Толстого «Воскресение»

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в Тульской губерниив семье, принадлежащей классу дворян. В 1860 - х годах он написал свой первый большой роман - “Война и мир”.

В 1873 году Толстой приступил к работе над одной из наиболее известных его книг: “Анна Каренина”. Одна из его самых успешных поздних работ – “Смерть Ивана Ильича”.

Однажды, старший брат Толстого, Николай, во время своего армейского отпуска приехал в гости ко Льву, и убедил брата пойти в армию в качестве юнкера на юг, в кавказские горы, где тот проходил службу. После пребывания на посту юнкером, Лев Толстой в ноябре 1854 года был переведен в Севастополь, где воевал в Крымской войне по август 1855 года.

В годы своего юнкерства в армии у Толстого было немало свободного времени. В спокойные периоды он работал над автобиографической историей под названием "Детство". В ней он писал о своих самых любимых детских воспоминаниях. В 1852 году Толстой отправил рассказ в "Современник", самый популярный журнал того времени.

После завершения повести "Детство", Толстой начал писать о своей ежедневной жизни в армейской заставе на Кавказе. Начатую в армейские годы работу "Казаки", он закончил только в 1862 году, после того, как он уже оставил армию.

Удивительно, но Толстому удавалось продолжать писать во время активных сражений в Крымской войне. В это время он написал "Отрочество" , продолжение "Детства", вторую книгу в автобиографической трилогии Толстого. В разгар Крымской войны Толстой выразил свое мнение о поразительных противоречиях войны через трилогию произведений «Севастопольские рассказы». Во второй книге «Севастопольских рассказов», Толстой экспериментировал с относительно новой техникой: часть истории представлена в виде повествования от лица солдата.

После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и вернулся в Россию. Приехав домой, автор пользовался большой популярностью на литературной сцене Санкт-Петербурга.

Упрямый и высокомерный, Толстой отказался от принадлежности к какой-либо конкретной философской школе. Объявив себя анархистом, он в 1857 году уехал в Париж. Оказавшись там, он проиграл все свои деньги и был вынужден вернуться домой, в Россию. Ему также удалось опубликовать "Юность", третью часть автобиографической трилогии, в 1857 году.

Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой издал первый из 12 номеров тематического журнала “Ясная Поляна”. В этот же год он женился на дочери врача по имени Софья Андреевна Берс.

Проживая в Ясной Поляне с женой и детьми, Толстой провел большую часть 1860-х годов, трудясь над своим первым известным романом “Война и мир”. Часть романа была впервые опубликована в “Русском Вестнике” в 1865 году под названием «1805 год». К 1868 году он выпустил еще три главы. Через год роман был полностью закончен. И критики, и общественность спорили об исторической справедливости Наполеоновских войн в романе, в сочетании с развитием историй его продуманных и реалистичных, но все же вымышленных персонажей. Роман также уникален тем, что в него включены три длинных сатирических эссе о законах истории. Среди идей, которые Толстой пытается также донести в этом романе – убеждение, что положение человека в обществе и смысл человеческой жизни в основном являются производными его повседневной деятельности.