Народы жившие в крыму до 9 века. Крым: история полуострова. Как развивался Крым и какова история его народа? Чехи и эстонцы

Народы населяющие Крым

Этническая история Крыма очень сложна и драматична. Можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах. Говоря о населении Таврических гор еще во II в. до н.э., римский историк Плиний Старший замечает, что там живет 30 народов. Горы и острова нередко служили убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них – село Кок-Козы (сейчас Голубинка), то есть Голубые глаза.

Сегодня в Крыму более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру.

Случайные фото Крыма

Самый многочисленный этнос в Крыму, конечно же, русские . Надо заметить, что в Крыму они появляются задолго до татар, по крайней мере со времени похода князя Владимира на Херсонес. Уже тогда наравне с византийцами здесь торгуют и русские купцы и часть из них оседает в Херсонесе всерьез и надолго. Однако только после присоединения Крыма к России возникает численный перевес русских над другими народами, населяющими полуостров. За сравнительно короткое время русские составляют уже более половины населения. Это выходцы, в основном, из центрально-черноземных губерний России: Курской, Орловской, Тамбовской и других.

Издревле Крым был полиэтнической территорией. На протяжении длительного времени на полуострове формировалось богатое, интересное и имеющее мировое значение историческое и культурное наследие. С конца XVIII - начала XIX вв. в силу ряда исторических событий на полуострове стали появляться представители различных народов, сыгравшие определенную роль в экономической, социально-политической и культурной (архитектура, религия, традиционно-бытовая культура, музыка, изобразительное искусство и пр.) жизни.

Этносы и этнические группы внесли свой вклад в культурное наследие Крыма, что в совокупности составляет богатый и интересный турпродукт, объединяющийся в этнографический и этнический туризм. В настоящее время в Автономной Республике Крым действует более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру и активно популяризуют свое историко-культурное наследие.

Во-вторых, народы (этнические группы), массово появившиеся на полуострове 150 и более - 200 лет назад, имеющие своеобразную историю и культуру. Их традиционно-бытовая культура в той или иной мере подвергалась этнической ассимиляции, взаимовлиянию: в ней появились региональные особенности, а некоторые стороны материальной и духовной культуры сохранились и стали активно возрождаться с конца 80-х - начала 90-х гг. XX столетия. Среди них - болгары, немцы, русские, украинцы, белорусы, евреи, чехи, поляки, ассирийцы, эстонцы, французы и итальянцы.

И, в-третьих, после 1945 года в Крым стали приезжать и постепенно образовывать диаспоры азербайджанцы, корейцы, поволжские татары, мордва, чуваши, цыгане, а также русские, украинцы и белорусы из различных регионов, пополнившие восточнославянское население Крыма. На данной страничке описаны этнографические объекты, характеризующие культуру 16 этнических общностей.

Сюда включены памятники архитектуры, оставленные в средневековье итальянцами (венецианцы и генуэзцы) и раннехристианские памятники культуры, которые считаются полиэтническими объектами, поскольку не всегда возможно определить этническую принадлежность создателей культовых сооружений, либо же в комплексы входят объекты, созданные представителями различных этносов, длительное время соседствующих на территории Крыма.

Фото красивых мест Крыма

Армяне

Для характеристики объектов по традиционной культуре армян необходимо обратиться к истории их переселения из древней столицы Армении Ани. Ядром первых армянских поселений были древний Солхат (Старый Крым), и Кафа (Феодосия), о чем свидетельствуют многочисленные летописные источники. Лучшие памятники армянского зодчества сосредоточены в восточной и юго-восточной части Крыма и относятся к XIV - XV векам. Прекрасные образцы городского жилища более позднего времени сохранились в Феодосии, Судаке, Старом Крыму и небольших селах.

Особый экскурсионный интерес представляет монастырский комплекс Сурб-Хач ("Святой Крест"), дата сооружения - 1338 г. Расположен в трех километрах к юго-западу от города Старый Крым. Ансамбль монастыря Сурб-Хач - одно из лучших произведений армянских зодчих не только в Крыму. В нем проявились основные черты армяно-малоазиатской архитектуры. В настоящее время монастырь находится в ведении Государственного комитета АРК по охране и использованию памятников истории и культуры.

Заслуживают внимания и бывший монастырь Сурб-Стефаноса (6,5 км к югу от г. Старый Крым), и миниатюрная церковь Двенадцати апостолов, входящая в комплекс средневековой крепости в г. Судаке. Из 40 армянских церквей Кафы до настоящего времени сохранились немногие. Среди них - церковь Георгия-Победоносца - крохотное базиликальное сооружение, более значительные по размерам храмы Иоанна Предтечи и Архангелов Михаила и Гавриила с резной башенкой, украшенной тончайшей резьбой по камню. В Феодосии, Судаке и Старом Крыму и их окрестностях сохранились хачкары - древние надгробные плиты с изображением креста.

В Старом Крыму один раз в год на праздник Воздвижения Креста собираются члены армянской общины Крыма, гости из Армении и дальнего зарубежья - до 500 человек. На празднике ведется служба в храмах, исполняются традиционные обряды, готовятся национальные блюда.

Белорусы

История появления белорусов в Крыму относится к концу XVIII века. Переселенцы их Белоруссии прибывали на полуостров и в XIX - XX столетиях. В настоящее время местами компактного проживания белорусов являются село Широкое Симферопольского района и село Марьяновка Красногвардейского района. В селе Широком работает народный музей, располагающий этнографической экспозицией по традиционно-бытовой культуре белорусов, существуют детский и взрослый фольклорные коллективы. Стали традиционными дни культуры Республики Беларусь, в которых активно участвуют не только белорусы Крыма, но и профессиональные исполнители из Беларуси.

Болгары

Представляет интерес культура болгар, появление которых в Крыму относится к началу XIX века. По традиционной бытовой культуре болгар выявлено 5 этнографических объектов, заслуживающих внимания. Ими могут служить сохранившиеся дома постройки 80-х гг. XIX в. - начала XX в. в традиционном архитектурном стиле и с традиционной планировкой в селе Курское Белогорского района (бывшая колония Кишлав) и пгт. Кокткбель, игравшие значительную роль в экономической, социально- политической, религиозной и культурной жизни вплоть до 1944 г. Богатое фольклорное наследие сохраняется в селе Желябовка Нижнегорского района, организуются народные праздники, обыгрываются обычаи и обряды.

Греки

В поле зрения исследований Крымского этнографического музея, Института востоковедения, Центра греческих исследований попадает этническая группа греков Крыма (новое время). Это потомки переселенцев различных периодов из материковой Греции и островов архипелага конца XVIII - начала XIX вв.

Одним из сел, сохранивших памятники традиционной культуры греков, прибывших в Крым после русско-турецкой войны (1828-1829) из Румелии (Восточная Фракия), является село Чернополье (бывшее Карачоль) Белогорского района. Здесь сохранились жилища постройки начала XX века. В настоящее время восстановлена церковь во имя Святых Константина и Елены (построена в 1913 г.), действует источник Св. Константина - "Святая криница", куда греки приходят после литургии для омовения и питья. Пользуются известностью у греков Крыма и Донецкой области святой праздник Панаир, проводимый ежегодно чернопольской общиной 3-4 июня. Народные обряды, традиции и обычаи, богатый песенный фольклор сохраняются не только в семьях, но и в фольклорном коллективе. В январе 2000 г. в селе Чернополье открылся этнографический дом-музей.

Помимо так называемых "новогреческих", в Крыму сохранилось немало памятников, характеризующих различные периоды греческой культуры в Крыму. В Бахчисарайском районе обнаружены и исследованы христианские и мусульманские некрополи XVI-XVII вв. Среди старожилов греческого населения были греки-христиане (румеи) и тюркоязычные - урумы, поэтому надписи на надгробиях встречаются на двух языках. Эти бесценные памятники истории и культуры, многие из которых датированы и сохранили орнаментацию, вызывают колоссальный интерес у жителей полуострова и исследователей. Таким образом, села Бахчисарайского района Высокое, Богатое, Ущелье, Баштановка, Многоречье, Зеленое с христианскими и мусульманскими некрополями, сохранившимися жилищами XIX в. могут выделяться как этнографические объекты, характеризующие духовную и материальную культуру позднесредневекового населения Крыма - греков.

На протяжении длительного проживания с представителями других этносов (русские) произошло взаимовлияние культур не только в области материальной, но и духовной. Известно самоназвание людей одной из ветвей в греческой линии - бузмаки, появившееся вследствие длительного совместного проживания нескольких этносов. Такое смешение и напластование культур известно в селе Алексеевка Белогорского района (бывшее село Сартана). Данные объекты требуют дальнейшего изучения и специального обустройства.

Многие культовые памятники христианства периода средневековья и нового времени связаны с культурой греков. Одним из интересных памятников культуры греков-христиан является Успенский монастырь в скалах под Бахчисараем, основание которого относится к VII в. нашей эры. Значение монастыря, как покровителя христиан, привлекало многих местных жителей на поселение вокруг него. В средневековье возле монастыря располагалось греческое поселение, где, по преданию, жителям явилась икона Божьей Матери Панагии. В наши дни данный объект привлекает многих паломников, в нем проходят богослужения.

Общее количество выделяемых объектов по культуре греков - 13, географически они расположены в Бахчисарайском и Белогорском районах и г. Симферополе (греческие торговые ряды, бывшая церковь Константина и Елены, фонтан А. Совопуло).

Евреи

История различных народов Крыма изучена неравномерно. В настоящее время наибольший интерес ученых привлекает история иудейских общин на полуострове, появившихся здесь с первых веков нашей эры, а также история караимов и крымчаков, вышедших из средневековых иудейских общин и считающих себя самостоятельными этносами.

После 1783 г. в Крым стали переселяться многочисленные еврейские семьи ашкеназского толка (евреи-ашкеназы составляли около 95% от числа евреев бывшего СССР, т. е. являлись потомками так называемых немецких евреев). Появление многочисленных евреев-ашкеназов на полуострове было связано с его включением в 1804 г. в черту оседлости, т.е. районы, где разрешалось селиться евреям. На протяжении XIX в. появляются общины в Керчи, Феодосии, Симферополе, Евпатории, Севастополе, а также в сельской местности. 1923-1924 гг. отмечены стихийным переселением евреев в Крым, главным образом из Белоруссии и созданием еврейских земледельческих колоний, в основном в степной части полуострова. Интерес могут представлять сохранившиеся в степном Крыму типовые дома для евреев-переселенцев, построенные по программе Американской еврейской объединенной агрономической корпорации (Аgrojoined), как база для создания этнографического музея под открытым небом или этнографической деревни.

В настоящее время интерес туристов и экскурсантов может вызывать традиционная деятельность еврейского городского населения в области ремесленничества (портные, художники, ювелиры и т.д.), а также религиозная и духовная жизнь общины. По степени сохранившихся объектов (синагоги, жилые дома, школы) следует выделить города Симферополь, Феодосию, Керчь, где к началу XX в. проживала многочисленная община.

В Керчи сохранились здания нескольких синагог, дом семьи Гинзбург, в неплохом состоянии и бывшая еврейская улица (ныне улица Володи Дубинина), находящаяся в исторической части города.

Итальянцы

Интерес у туристов может вызывать и этническая группа итальянцев, которая на протяжении I половины XIX в. формировалась в Феодосии и Керчи. Керченская группа итальянцев была одной из многочисленных на юге России, после итальянцев г. Одессы, сохранялась в значительной степени и в 30-е - 40-е гг. XX в., а потомки их проживают в городе и в наши дни. Керченская "колония" не представляла собой сплошного поселка, занятого одними итальянцами. Они обосновались в предместье Керчи, а в настоящее время улицы, где они проживали, составляют часть города. Одним из сохранившихся объектов является римско- католический собор, построенный в середине XIX в. и ныне действующий. Расположен он в исторической части города. Интересен тот факт, что при католической церкви монахини, по происхождению итальянки, занимались вязанием изящных кружев.

Караимы

Большой интерес у туристов взывает культура караимов. В XIX в. центр общественной и культурной жизни караимов из Чуфут-Кале переместился в Евпаторию, существовали общины и в других городах полуострова - в Бахчисарае, Керчи, Феодосии, Симферополе.

Этнографическими объектами могут служить сохранившиеся памятники в Евпатории - комплекс кенасс: большая кенасса (постройки 1807 г.), малая кенасса (1815 г.) и дворики с аркадами (XVIII - XIX вв.), ряд жилых домов с традиционной архитектурой и планировкой (например, дом М. Шишмана, бывшая дача Бобовича, дом с армечелем С. 3. Дувана и др.), дувановская караимская богадельня, а также уникальный караимский некрополь, не избежавший утрат в предыдущие годы.

К этому перечню следует добавить и объекты в Феодосии: бывшая дача Соломонова Крыма (постройка 1914 г.) и здание бывшей дачи Стамболи (1909-1914 гг.). В первом здании сейчас находится санаторий "Восход", а во втором - Феодосийский горисполком. Кроме этого, в экспозиции Феодосийского краеведческого музея экспонируется постоянная выставка по культуре караимов.

В Симферополе сохранилось здание кенассы (1896 г., перестройка 1934/1935 гг.), где в настоящее время находится редакция радиовещания ГТРК "Крым", а также дома, принадлежащие караимам в исторической части Симферополя, т.н. "старый город".

Одним из шедевров средневековой архитектуры является крепость и пещерный город "Чуфут-Кале", где сохранилось немало памятников по истории и культуре караимов (крепость, "пещерный город", кенассы, дом А. Фирковича, караимское кладбище Банта-Тиймэз). Данный комплекс по культуре караимов является одним из перспективных этнографических объектов. У караимского общества существует план его развития. В Бахчисарайском историко-культурном заповеднике хранится и экспонируется коллекция по культуре караимских общин Чуфут-Кале и Бахчисарая. Количество объектов по культуре более 10, главный из которых - "Чуфут-Кале", уже используется в туристско-экскурсионном обслуживании.

Крымчаки

Очагом крымчакской культуры в XIX в. оставался Карасу-Базар (г. Белогорск; крымчакская община появилась здесь с XVI в.). В городе сохранилась т. н. "крымчакская слобода", сложившаяся на левой стороне реки Карасу. В XX в. постепенно духовная и культурная жизнь крамчакской общины перемещается в Симферополь, который остаётся таковым и в настоящее время. Из сохранившихся памятников следует вспомнить о здании бывшего крымчакского каала.

Крымские татары

К этнографическим объектам по крымско-татарской культуре нужно отнести, прежде всего, культовые объекты. По вероисповеданию крымские татары - мусульмане, исповедуют ислам; их культовые сооружения - мечети.

Влиянием турецкого зодчества на архитектуру Крыма можно считать сооружения знаменитого турецкого архитектора Хаджи-Синана (конец XV - XVI вв.). Это мечети Джума-Джами в Евпатории, мечеть и бани в Феодосии. Мечеть Джума-Джами хорошо сохранилась. Могучей громадой возвышается она над одноэтажными городскими кварталами старой части города. Мечеть хана Узбека в г. Старый Крым.

Интересными постройками являются надгробные мавзолеи-дюрбе. Они восьмигранные или квадратные в плане с купольным перекрытием и склепом. В качестве этнографических объектов такие дюрбе выделены в Бахчисарайском районе.

Шедевром мусульманского зодчества называют ханский дворец в Бахчисарае. В 1740-43 гг. во дворце была построена большая ханская мечеть Хан-Джами. Сохранились два минарета, которые представляют собой высокие тонкие башни с винтовыми лестницами внутри и балкончиками наверху. Западная стена мечети была расписана иранским мастером Омером. Сейчас это экспозиционное помещение Бахчисарайского историко-культурного музея. Малая дворцовая мечеть - одно из ранних сооружений дворца (XVI в.), построена по типу христианских храмов. Последними реставрационными работами восстановлена роспись XVI - XVIII вв.

Мечеть Эски-Сарае в Симферопольском районе была построена в XV веке. Существует предположение, что здесь был ханский монетный двор. Мечеть представляет собой квадратное здание, над которым на восьмиугольном основании воздвигнут купол. Здание мечети передано мусульманской общине г. Симферополя.

В 1989 г. передана мусульманской общине мечеть Кебир-Джами в Симферополе. Время постройки - 1508г., построена в традиционном для мусульманского зодчества стиле, неоднократно возобновлялась. При мечети находилось учебное заведение - медресе, здание которого также сохранилось в городе.

Большой интерес представляет Зинджирли-медресе, находящееся в предместье Бахчисарая - Староселье (бывш. Салачик). Медресе было построено в 1500 году ханом Менгли-гиреем. Это - произведение ранней крымскотатарской архитектуры. Представляет собой уменьшенный и упрощённый вариант сельджукских медресе в Малой Азии. Медресе - единственно уцелевшее сооружение такого рода в Крыму.

К этнографическим объектам по культуре крымских татар могут быть отнесены также старые татарские кладбища с захоронениями XVIII - XIX вв., сохранившие традиционные надгробия с надписями и орнаментику. Местоположение - сёла и межселенные территории Бахчисарайского района.

Интерес для туристов представляет традиционная (сельская) крымскотатарская архитектура. Примеры жилища, а также общественных и хозяйственных построек сохранились практически во всех районах Крыма, имея региональные особенности (степная часть, предгорная и Южный берег Крыма). Наибольшая сконцентрированность таких этнографических объектов приходится на г. Бахчисарай, Бахчисарайский, Симферопольский и Белогорский районы, а также села Алуштинского и Судакского горсоветов и г. Старый Крым. Ряд сельских мест и города в настоящее время являются местом встреч односельчан и проведения народных праздников.

Возрождение определённой специфики объектов, которая интересовала туристов и путешественников уже в XIX в., возможно и в настоящее время. Например, музыка и танцы, где будут задействованы профессиональные и народные коллективы. Они же могут быть использованы и в инсценировке традиций, обрядов, показе праздников. В конце XIX и начале XX вв. внимание отдыхающих привлекали и широко использовались в экскурсионном обслуживании проводники и пастухи, которые отличались от других слоев крымских татар жизненным укладом и даже традиционной одеждой.

Всего по Крыму, как наиболее сохранившиеся в местах хорошей транспортной доступности, с базой для дальнейшего развития в настоящий момент можно выделить более 30 объектов по традиционной крымскотатарской культуре.

Немцы

Внимание туристов может привлекать и культура немцев, которая сохранилась в Крыму в виде архитектурных объектов - общественные и культовые постройки, а также традиционная сельская архитектура. Наиболее оптимальный путь знакомства с материальной и духовной культурой немцев - это непосредственные поездки в бывшие немецкие колонии, основанные в 1804-1805 гг. и на протяжении всего XIX в. на полуострове. Число немецких колоний было многочисленно, сконцентрированы они в основном в степной части Крыма.

В настоящее время выявлен ряд сёл (бывших колоний), игравших значительную роль в экономической, социально-политической, религиозной и культурной жизни немцев вплоть до 1941 г. В первую очередь - это бывшие колонии Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне с. Красногорье, Курортное и Ароматное Белогорского района), находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга и выступающие как комплексные этнографические объекты, характеризующие традиционную планировку селений, архитектуру (дома, усадьбы, хозяйственные постройки).

Предоставляется возможность ознакомиться с культовыми сооружениями - зданием католического храма (построено в 1867 г.), в с. Ароматное - в настоящее время отдано в ведение Русской Православной церкви Крымской Епархии. Знакомство с разрушенной кирхой в с. Красногорье может быть осуществлено по материалам Государственного архива АР Крым. Здание было построено в 1825 г., перестроено в 1914 г., кирха названа в честь Императора Николая II, но в 60-е г. полностью разрушена.

Среди сохранившихся объектов - здание начальной школы и центрального училища (построено в 1876 г.), а также старые немецкие кладбища (XIX-ХХ вв.). Данные объекты имеют хорошую транспортную доступность, степень сохранности памятников, но требуют дальнейшего обустройства, постановки памятников на учёт и интереса со стороны немецких обществ, т. к. в настоящее время в сёлах немцы не проживают. Среди объектов в сельской местности можно выделить и ряд других сёл, например, Александровку и Ленинское (бывшая колония Бютень) Красногвардейского района, Золотое Поле (колония Цюрихталь) Кировского района и Кольчугино (колония Кроненталь) Симферопольского района. В объекты по культуре немцев Крыма необходимо также включать культовые сооружения, здания общественного значения в городах, например, Симферополь, Ялта, Судак, (в последнем месте сохранились объекты в с. Уютное Судакского горсовета, т. е. территория бывшей колонии Судак, являвшаяся по своей специализации винодельческой).

В настоящее время количество этнографических (в сельской местности) и архитектурных объектов, выделенных по культуре немцев, более 20.

Русские

Памятники русской культуры в Крыму практически все находятся под охраной государства и так или иначе, включены в различные туристские маршруты. Примером может служить дворец графа Воронцова в Алупке, являющийся одним из уникальнейших памятников архитектуры "русского периода" в истории Крыма (после подписания Екатериной II манифеста о присоединении Крыма к России возникло немало роскошных, исполненных в лучших традициях того времени памятников культуры, принадлежащих русским и русскоподанным вельможам и знати).

Алупкинский дворец построен по проекту английского архитектора Э.Блэра, но воплотил в себе черты как классицизма, так и романтические и готические формы, а также приемы мавританской архитектуры. Это сооружение можно было бы отнести к полиэтничным памятникам культуры, но не всегда этническая принадлежность определяется по манере исполнения, используемым стилям, приемам и даже принадлежности архитектора. Главным признак, выделяющий этот объект - русская среда бытования.

По такому же принципу к памятникам русской культуры отнесен Ливадийский дворец, построенный в 1911г. по проекту ялтинского архитектора Н. Краснова, на месте сгоревшего в 1882г. дворца. Здание построено по последнему слову техники: здесь и центральное отопление, и лифт, и электрическое освещение. Камины, установленные в залах, служат не только декоративным убранством, но и могут отапливать залы дворца. Традиционные для русской архитектуры ХVII в. формы определяют облик Александровской церкви в Ялте, также построенной архитектором Красновым (1881г.).

В Севастополе сохранилось много строений, выполненных в традиции русско-византийского стиля. Яркое воплощение этого направления - Владимирский собор - усыпальница адмиралов М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова (построен в 1881 г. архитектором К.А. Тоном). С использованием форм и приемов класики построены в 50-е гг. ХХ в. ансамбли жилых домов на проспекте Нахимова. В стиле русского классицизма выполнены ряд зданий в Симферополе - бывшая загородная усадьба врача Мюльгаузена (1811г.), странноприимный дом Таранова-Белозерова (1825г.), загородный дом Воронцова в парке "Салгирка". Все эти здания охраняются законом и постановлениями республиканских властей об охране, могут быть включены в список этнографических объектов по русской культуре.

Шедевры традиционной сельской русской культуры были выявлены в процессе исследования Симферопольского района. Это сами села, основанные в конце XVIII в. отставными солдатами русской армии - Мазанка, Курцы, Каменка (Богурча). В числе первых русских поселений - также пос. Зуя, Белогорского района, с. Прохладное (быв. Мангуши), Бахчисарайского района, Грушевка (быв. Салы) Судакского горсовета. В этих населенных пунктах сохранились жилища конца XVIII - начала XIX вв. (Мазанка, Грушевка). Некоторые из них заброшены, но сохранили элементы традиционной архитектуры, внутреннюю планировку. В некоторых местах сохранились землянки, предшествующие жилищам-мазанкам русских солдат.

Вдали от с. Мазанка сохранилось старое русское кладбище с захоронениями начала XIX в., в хорошей сохранности каменные надгробия в виде георгиевского креста, местами просматриваются надписи, орнаментика.

К культовым сооружениям традиционного зодчества следует отнести действующие Никольские церкви: в Мазанке, Зуе, Белогорске, закладка которых относится к началу - середине XIX в.

К наиболее значительным объектам можно отнести Петропавловский православный собор, кафедральный Свято-Троицкий собор, церковь Трех Святителей в Симферополе. Все эти культовые объекты действующие. Ряд православных соборов, церквей, часовен выделен в качестве этографических объектов в районах Большой Ялты и Большой Алушты. На восточной оконечности нашего полуострова можно выделить такой этнографический объект, как старообрядческое село Курортное, Ленинского района (бывш. Мама русская). Здесь сохранился молитвенный дом, традиционный уклад старообрядцев, исполняются обычаи и обряды. Всего по этнографическим объектам, отражающим русскую материальную и духовную культуру в Крыму, выделено 54, в том числе некоторые объекты отмечены как "восточнославянские". Это объясняется тем, что многие т.н. русско-украинские, русско-белорусские семьи определялись в разряд русского населения.

Украинцы

Для изучения культуры украинского этноса в Крыму в качестве комплексного этнографического объекта можно выделить село Новониколаевку Ленинского района, располагающее музеем этнографии, в котором также представлена экспозиция как восточнославянской традиционной материальной и духовной культуры, так и включен предметный ряд по украинцам Крыма, поселенцам XIX - начала ХХ вв. В селе сохранились также жилища конца XIX в., одно из них оборудовано под музей "Укранська хата" (инициатива и этнографический материал местного жителя Ю.А. Клименко). Выдержан традиционный интерьер, представлены предметы быта, мебель, собрано много фольклорных зарисовок.

В плане проведения народных праздников, исполнения украинских обрядов и ритуалов интересны переселенческие села 50-х гг. XX в. Среди них - Пожарское и Водное Симферопольского района (фольклорные ансамбли в традиционных костюмах устраивают костюмированные представления на темы верований и традиций). Местом проведения праздников выбрана "Плачущая скала" - памятник природы невдалеке от с. Водное.

Среди этнографических объектов, выявленных в ходе научно-исследовательской работы сотрудников Крымского этнографического музея, являются и объекты по традиционной культуре таких небольших этнических групп, как французы, крымские цыгане, чехи и эстонцы.

Французы

Культура французов связана с целым рядом мест на полуострове. Несомненно выявление объектов и дальнейшее их использование будет интересно для туристов.

Крымские цыгане

В культуре крымских цыган можно выявить ряд интересных моментов, например, одна из групп чингине (так называли цыган крымские татары) по своему роду занятий была музыкантами, которые в XIX в. играли на крымско-татарских свадьбах. В настоящее время чингине проживают компактно в пгт. Октябрьском и пгт. Советском.

Чехи и эстонцы

Местами компактного проживания чехов и эстонцев является степная часть полуострова: чехов - с. Лобаново (бывшее с. Богемка) Джанкойского района и с. Александровка Красногвардейского района, а эстонцев - села Новоэстония, Краснодарка (бывшее с. Кочее-Шавва) Красногвардейского района и с. Береговое (с. Зашрук) Бахчисарайского района. Во всех селах сохранились традиционные жилища с характерной планировкой и элементами убранства конца XIX - начала XX

Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.

В конференции участвуют: Козлов Владимир Фотиевич

16 марта в Крыму прошёл референдум о статусе автономии. Благодаря 96,77% голосов избирателей он вместе с Севастополем стал субъектом Российской Федерации. История полуострова с его историческими памятниками и архитектурными шедеврами таит в себе массу интересных и сложных моментов. Здесь переплелись судьбы многих народов, государств и цивилизаций.

Кому и когда принадлежал полуостров? Кто и как боролся за него? Что сегодня представляет собой Крым? Об этом и многом другом мы поговорили с кандидатом исторических наук, заведующим кафедрой региональной истории и краеведения Историко-архивного института РГГУ Владимиром Козловым.

Вопрос: Игорь Константинович Рагозин 10:45 02/04/2014

Скажите, пожалуйста, какие народы проживали в Крыму исторически? Когда там появились русские?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 15:33 11/04/2014

Крым - безусловно, самый многонациональный регион России. На протяжении тысячелетий здесь, сменяя друг друга, жили многие народы. Первые люди появились в Крыму около 150 тыс. лет назад, это были неандертальцы. Археологи обнаружили древние стоянки в пещере Киик-Коба, гротах Вольчьем и Чокурча. Современные люди появились на полуострове около 35 тыс. лет назад. Благодаря грекам мы знаем о некоторых древнейших народах Крыма и Северного Причерноморья - киммерийцах (X-VII вв. до н.э.), их соседях таврах (X - I вв. до н.э.), скифах (VII - III вв. н.э.) Крым - один из центров древнегреческой цивилизации, здесь в VI в. до н.э. появились греческие колонии - Херсонес, Паитикапей, Керкинитида и др. В I в. до н.э. - III в. н.э. в Крыму присутствовали и римские войска, завоевавшие Боспор и укрепившиеся в других местах полуострова. С начала нашей эры в Крым стали вторгаться и иногда долго задерживаться различные племена: ираноязычные сарматы (I - IV в. н.э.), германские племена готов (c III в. н.э.) Одновременно с готами в Крым с северного Кавказа переселяются племена аланов. Появление в Крыму разных племен и народов сопровождалось, как правило, завоеванием, а иногда и уничтожением или ассимиляцией других народов. В IV в. н.э. часть воинственных кочевых племен гуннов вторглись в Крым. Крым был с V по XV в. частью Византийской цивилизации. Многонациональное государство Византия, в котором основу составляли греки, выступило наследницей Римской империи в Крыму. В VII в. н.э. большую часть владений Византии в Крыму захватили кочевники-тюрки-хазары (разгромлены в X в. славянами). В IX в. н.э. в Крыму появились тюркские племена печенеги, которых в XI в. н.э. сменили новые кочевники - половцы (куманы). С XIII в. Крым, в значительной степени ставший христианским, подвергается нашествию кочевников - монголо-татар, которые в конце концов, отделившись от Золотой Орды, создали в XV в. свое государство - Крымское ханство, быстро потерявшее свою независимость и ставшее до конца своей истории (1770-е гг.) вассалом Турецкой империи. Важнейший вклад в историю Крыма внесли армяне (на полуострове с XIII в.) и генуэзцы (в Крыму в XIII - XV вв.). С XV в. в Крыму на южнобережье появляются турки - жители Турецкой империи. Одним из древних народов Крыма были караимы - тюрки по происхождению, появившиеся здесь ранее монголо-татар. Полиэтнический характер населения Крыма отражал его историю заселения. Славяне появились в Крыму давно: с X в. известны походы киевских князей на Византию, крещение Св. Владимира в Херсонесе, в этом и других городах Крыма имелись русских купеческие колонии, существовало в X - XI вв. Тмутараканское княжество. Русские как невольники были постоянным элементом в средние века. Постоянно же в значительном числе русские присутствуют в Крыму (с 1771 г. по 1783 г. - как русская армия), а с 1783 г. началось заселение Крыма подданными Российской империи, а так же приглашенными немцами, болгарами, поляками и др.

Вопрос: Иванов ДГ 10:55 02/04/2014

Что из себя представляла эпоха Крымского ханства? Можно ли говорить о нем, как о независимом государстве с собственной культурой, или это лишь осколок Золотой Орды, трансформировавшийся в часть Османской империи?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 09:41 11/04/2014

Крымское ханство существовало с 1443 по 1783 г. Образовалось оно на основе Крымского улуса, отколовшегося от Золотой Орды. Однако, подлинно независимый период Крымского ханства продолжался недолго — до вторжения войск турецкого султана в 1475 г., захвативших Каффу, княжество Феодоро (Мангуп). Через несколько лет после этого Крымское ханство стало вассалом Турции, крымские ханы назначались султаном из рода Гераев, крымский хан не имел права начинать войну и заключать мир. Часть территории полуострова вошла в состав Турции. Формально суверенным Крымское ханство стало в 1772 г, когда в результате договора России с крымским ханом, Крым был объявлен независимым от Турции под покровительством России. По Кючук-Кайнарджийскому миру в 1774 г. Турция признала независимость Крыма. В феврале 1783 г. последний крымский хан Шагин-Гирей отрёкся от престола и отдал себя под покровительство Екатерины II. 8 апреля Екатерина II объявила Манифест о принятии Крымского полуострова в состав Российской империи.

Вопрос: Сергей Сергеич 11:48 02/04/2014

Есть ли историческая преемственность у различных цивилизаций, населявших Крым? Можно ли говорить о том, что Херсонес, татарский Крым и русский Крым - это звенья одного процесса или речь идет об изолированных друг от друга эпохах?

Вопрос: Ирина Тучкова 12:19 02/04/2014

Не случится ли, что Крым станет вечной болевой точкой в отношениях между Украиной и Россией? Сможет ли Украина смириться с его потерей? (Сейчас в украинских СМИ речь идет исключительно об оккупации и необходимости "освобождения" полуострова)

Вопрос: Павел Львов 13:27 02/04/2014

Вернет ли Украина Крым? Есть ли для этого предпосылки? Как поведет себя Россия, если международные суды обяжут РФ вывести войска из Крыма и вернуть его Украине? Не захотят ли жители Крыма, столкнувшись с российскими реалиями, вернуться назад? Возможен ли обратный референдум? Какова вероятность вооруженного противостояния с Украиной?

Вопрос: Иван А 14:00 02/04/2014

Крымские татары заявляют о своем "историческом праве" на Крым. Есть ли вообще народ, про который можно говорить, что он "создал Крым"?

Ответы:

Каждый из живших на полуострове народов (в том числе исчезнувшие) внёс свой вклад в историю Крыма. Можно утверждать, что ныне нет народа, который «создал» Крым, или является «коренным» с момента его появления как народа на территории полуострова. Даже самые древние, сохранившиеся до сегодняшнего дня народы - греки, армяне, караимы, татары и др. являлись в свое время пришельцами на полуостров. Крым практически никогда не был территорией отдельного устойчивого независимого государства. Длительное время его территория входила в состав империй - Византийской, Турецкой и Российской.

Вопрос: Otto 15:45 02/04/2014

Была ли реальная угроза отторжения Крыма от России по итогам Крымской войны 1853-1856 годов?

Вопрос: Виталий Титов 16:35 02/04/2014

Что послужило причиной Крымской войны?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 15:34 11/04/2014

Крымская война (Восточная война 1853-1856 гг.) - война России с коалицией Англии, Франции, Сардинского королевства и Турцией за господство на Ближнем Востоке. Поводом к началу войны послужили. Непосредственным поводом к войне послужил спор о святых местах в Иерусалиме. В 1853 г. Турция ответила отказом на требования русского посла о признание прав греческой (православной) церкви о святых местах; а император Николай I приказал русским войскам занять подчиненные Турции дунайские княжества Молдавию и Волахию. В октябре 1853 г. Турция объявляет войну России, в феврале 1854 г. на стороне Турции выступили Англия и Франция, а в 1855 г. - Сардинское королевство. По одному из планов союзников Крым должен был отторгнут от России, однако благодаря решающей операции Крымской войны - героической 349-дневной обороны Севастополя полуостров с Севастополем остался за Россией. России запрещено было иметь на Черноморском море военный флот, арсеналы и крепости.

Вопрос: Зизитоп 16:54 02/04/2014

Правда ли, что украинская история Крыма началась со стоянки неандертальцев в пещере Киик-Коба? Вообще, можно ли говорить о какой-то "украинской истории Крыма" до 1954 года?

Вопрос: ЛАРИСА А 17:02 02/04/2014

а стоило ли вообще возвращать КРЫМ?

Вопрос: Виктор ФФадеев 17:07 02/04/2014

В 1954 году Крым отошел к Украине как внутреннее перемещение территории в пределах одного государства, т.е., СССР. Это ни какая то геополитическая операция, а обыкновенная бухгалтерия. И почему вдруг сейчас такой ажиотаж вокруг того, что поставили на свое место. Вопрос: Украина сейчас выламывает себе руки из-за Крыма. Что это, украинское невежество или их политическая близорукость? (Л.Кравчук-первый президент Украины в своем интервью сказал, что если бы Б.Ельцин поставил тогда, в Беловежской Пуще, пере до мной вопрос о Крыме, я бы его вернул не задумываясь. Но тогда, по всему видно, ни до этого было.)

Вопрос: Шебнем Мамедли 17:25 02/04/2014

что на самом деле послужило основной причиной депортации крымских татар в 1944 году? действительно ли названная официальная причина, якобы сотрудничество большей части крымскотатарского населения с оккупантами в период немецкой оккупации Крыма, являлась настолько правдоподобной, чтобы необоснованно отнести их ко всему татарскому населению Крыма?

Ответы:

Обосновывая готовящуюся депортацию крымских татар, Л. Берия писал Сталину 10 мая 1944 г.: «Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма…» С 18 мая 1944 г. в течение нескольких дней из Крыма было выселено более 180 тыс. крымских татар. Выселение целых народов, часть представителей которых сотрудничала с оккупантами, довольно широко практиковалось в 1943-1944 гг., когда были выселены со своей родины чеченцы, карачаевцы, ингуши, балкарцы и др. 26 апреля 1991 г. был принят Верховным Советом РСФСР закон «О реабилитации репрессированных народов».

Вопрос: Гондилов Павел 17:33 02/04/2014

За кого воевали крымские татары в годы гражданской войны?

Вопрос: Александр Симонян 17:51 02/04/2014

Что вы можете сказать о вкладе армянского народа в историю и культуру Крыма.

Ответы:

Вклад армян в историю и культуру Крыма очень велик. Армяне в Крыму появляются в XI-XIII в. Переселение шло из Константинополя, Синопа, Трапезунда. Вторая волна переселения армян на полуостров приходится на XIV-XV вв. Армяне — древнейший христианский народ, они принесли в Крым высокий уровень ремесла, были искусными кузнецами, строителями, резчиками по камню, ювелирами, торговцами. Армяне составляли значительную прослойку в средневековых городах Каффе, Карасубазаре, Гезлеве. Древнейшим памятником армянской культуры является монастырь Судрб-Хач и г. Старый Крым. Практически во всех городах Крыма были армянские храмы и исторические некрополи: В Симферополе, Ялте, Старом Крыму, Евпатории, Белогорске, Феодосии и др. Армяне оказали значительное влияние на развитие Феодосии. Здесь жил и работал выдающийся художник-маринист И. К. Айвазовский, подаривший городу свой дом и своё творческое наследие. Большие волны переселенцев-армян из Турции последовали в 1890-х годах и в 1915 г. в связи с развязанным там геноцидом.

Вопрос: Катерина Деева 22:42 02/04/2014

Ожесточенные бои и грандиозные проекты реализовывались на полуострове во времена правления Екатерины Великой.Какова роль Григория Потемкина в присоединении и отстройки Крыма.Справедливо ли забыто имя Григория Потемкина-Таврического?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 15:34 11/04/2014

В современной историографии роль выдающегося русского государственного и военного деятеля Г. А. Потемкина (1739 - 1791) в освоении Причерноморья, присоединении Крыма к России недооценивается. В 1776 г. он назначен генерал губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний. Именно он является одним из главных основателей новых городов - Херсона (1778), Николаева (1789). Екатеринослава (1783), Севастополя (1783). Именно под его руководством осуществлялось строительство военного и торгового флотов на Чёрном море. За заслуги в деле присоединения Крыма получил титул «Светлейшего князя Тавридческого». Именно Потемкин разработал и реализовал проект присоединения Крыма к России, он принимал присягу крымского населения на верность России, фактически организовал посещение императрицей Екатериной II новоприсоединенного Крыма в 1787 г., активно участвовал в освоении и развитии полуострова. О вкладе Г. А. Потёмкина в присоединении Крыма к России читайте книги В. С. Лопатина «Потёмкин и его легенда», «Светлейший князь Потёмкин» и другие.

Вопрос: Русинов ЮТ 01:36 03/04/2014

Сопровождался ли переход Крыма во владение России в 1783 году репрессиями в отношении крымских татар? Что стало с элитой бывшего Крымского ханства?

Вопрос: ВКД 01:50 03/04/2014

Сколько человек в действительности стали жертвами "красного террора" после поражения белых в Крыму в 1920 году?

Ответы:

Вскоре после оставления Крыма войсками П. Н. Врангеля (ноябрь 1920 г.) большевистская власть приступила к массовым арестам и расстрелам тех, кто не захотел эвакуироваться из Крыма. «Красным террором» в Крыму руководили прибывшие из Москвы Бела Кун и Розалия Землячка. В результате «красного террора» в 1920-1921 гг. расстреляны, по разным данным, многие десятки тысяч человек в Симферополе, Евпатории, Севастополе, Ялте, Феодосии, Керчи. По официальным данным без суда и следствия погибло 52 тыс. человек, по сведениям русской эмиграции - до 100 тыс. (последние сведения были собраны по материалам бывших союзов врачей Крыма). Писатель И. Шмелев также приводил цифру жертв в 120 тыс., он писал: «Свидетельствую - в редкой русской семье в Крыму не было одного или нескольких расстрелянных». Монументальные памятники жертвам «красного террора» установлены в окрестностях Ялты (в Багреевке), В Феодосии, памятные знаки и закладные камни - в окрестностях Севастополя (Максимова дача), в Евпатории.

Вопрос: Зотиев 14:42 03/04/2014

Правда ли, что историческое крещение князя Владимира Ясное Солнышко состоялось именно в Крыму? Насколько глубокий след в Крыму оставило русское Тьмутараканское княжество?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 09:40 11/04/2014

По убеждению большинства современных историков, крещение князя Владимира произошло в Херсоне (Херсонесе) в период между 988 и 990 гг. Ныне принято считать 988 г. датой крещения. Есть версии, что Владимир крестился не в Херсоне, а в Киеве или где-то ещё. Некоторые историки предполагали даже, что князь крестился неоднократно, а последний раз в Херсоне. В XIX веке на месте открытого в Херсоне археологами средневекового храма, где по мнению некоторых историков произошло крещение, соорудили грандиозный собор Св. Владимира. Тмутараканское древнерусское княжество существовало недолго (X-XI вв). Центром его был город Тмутаракань на Таманском полуострове (у современной станции таманской). Город с собором был обнесён мощной стеной. В 60-х годах XI века княжество относилось к владениям черниговского князя Святослава. В XII в. под ударами половцев теряет самостоятельность. В состав Тмутараканского княжества входил, находящийся на Крымском полуострове, г. Корчев (современная Керчь).

Вопрос: С уважением, Антон 16:50 03/04/2014

Добрый день! В чем был смысл передачи Крыма Украине в 1954 году? Было ли это решение чисто политическим или оно имело под собой некие экономические причины?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 10:24 11/04/2014

Указом Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 г. Крымская область РСФСР передавалась союзной республике - советской Украине. Официальными причинами «подарка» были: «общность экономики, территориальная близость, тесные хозяйственные и культурные связи, юбилей - 300-летие воссоединения Украины и России». На самом деле эти причины были третьестепенными - Крым в составе РСФСР благополучно существовал и даже был быстро восстановлен из руин после Великой Отечественной войны. Волюнтаризм Хрущева в деле дарения Крыма Украине был вызван необходимостью политического укрепления личной власти Хрущева, завоеванием доверия партийной организации Украины. На позорном заседании Президиума Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 г. Председатель Президиума Верховного Совета УССР Д. Коротченко высказал от Украины «сердечную благодарность великому русскому народу за исключительно замечательный акт братской помощи». К сожалению, мнения «русского народа» России и Крыма об этом не спросили.

Вопрос: Мисайлиди Евгения 19:00 03/04/2014

Добрый день! Скажите пожалуйста, переселение греков из Крыма в Приазовье связано с решением Екатерины ослабить экономику Крымского ханства, как считаю греки, или со спасением христиан, как писали в учебниках истории? Еще: в Керчи сохранилась русская крепость со времен царя Александра II (могу ошибаться) на мысе Ак-Бурун (не Еникале, которую знают все), занимающая огромную территорию. Официально это даже не музей. Как Вы думаете, какова дальнейшая песпектива ее существования?

Ответы:

Козлов Владимир Фотиевич 10:23 11/04/2014

Переселение крымских христиан (около 19 тыс. греков, более 12 тыс. армян), произведённое А. В. Суворовым с мая по ноябрь 1778 г. за пределы полуострова преследовало несколько политических и экономических целей: ослабление экономики Крымского ханства (греки и армяне были важным торговым и ремесленным элементом на полуострове), сохранение жизни христиан в случае беспорядков и военных действий в Крыму, заселение выселенными крымчанами пустынных областей Новороссии (Приазовья). Вряд ли Россия предприняла эту акцию, если бы тога у нее существовали планы ближайшего завоевания Крыма. На окраине Керчи у мыса Ак-Бурун на берегу моря на огромной территории (более 400 га) находятся многочисленные крепостные сооружения (подземные и наземные), созданные во второй половине XIX в., которые известны как форт «Тотлебен» (известный инженер Э. И. Тотлебен строил крепость в 1860-е гг.) или крепость «Керчь». С начала 2000-х гг. крепостной ансамбль был освобождён от располагавшихся там воинских частей и передан в ведение Керченского историко-культурного заповедника. Ныне музей проводит здесь экскурсии по части территории крепости. Уникальное фортификационное сооружение обладает огромным экскурсионно-туристическим потенциалом.

Каждый уважающий себя человек старается изучить прошлое. Обладая таким багажом знаний, мы можем делать выводы о явлениях и процессах, которые происходили на определенной территории. Кроме того, говорят, что счастливое будущее можно построить только лишь после осознания ошибок предков.

Познание жизни и деятельности людей, которые жили много лет назад, еще и неимоверно захватывающее занятие. Все когда-либо существовавшие народы, этносы, страны по-своему интересны. Особое место в науке занимает история Крыма - прекрасного полуострова, не раз ставшего причиной разногласий между разными племенами и государствами.

Хронологическая справка по древнему Крыму:

1) Палеолит в истории Крыма:
От 5 млн. лет назад до середины 9-го тысячелетия до н.э..
В него входят:
Нижний (ранний) Палеолит периодами:
- Олдувай, от 5-7 млн. лет назад до 700 тыс. лет назад;
- Ашель, около 700 - 100 тыс. лет назад.
Средний (мустье) Палеолит: от 100 до 40 тыс. лет до н.э.
Верхний (поздний) Палеолит, от 35 тыс. лет до 9 тыс. лет до н.э.

2) Мезолит в истории Крыма: от конца 9 до 6 тыс. лет до н.э.

3) Неолит в истории Крыма: от 5 до начала 4 тыс. лет до н.э.

4) Энеолит в истории Крым: от середины 4 до 3 тыс. лет до н.э.

История появления первых людей
на территории древнего Крыма, их облик и ареал

Впрочем, вопрос о существовании самого полуострова остается открытым. В 1996 г. американские геологи из Колумбийского университета обнародовали научно обоснованное предположение о том, что древний Крым был частью массива суши приблизительно до 5600 г. до н. э. Они утверждали, что описанный в Библии Всемирный потоп - результат прорыва Средиземного моря, после чего под водой оказалось 155 000 кв. км. территории планеты, появилось Азовское море и Крымский полуостров . Эта версия то подтверждается, то снова опровергается. Но кажется вполне правдоподобной.

Как бы там ни было, науке известно, что 300-250 тыс. лет назад в Крыму уже жили неандертальцы. Они облюбовали пещеры предгорий. В отличие от питекантропов, которые селились, видимо, только на Южном берегу, эти люди заняли и восточную часть теперешнего полуострова . На сегодняшний день ученым удалось изучить около десяти стоянок, принадлежавших ашельской эпохе (ранний палеолит): Чернополье, Шары I—III, Цветочное, Бодрак I—III, Альма, Бакла и т. д.

Среди тех неандертальских стоянок древнего Крыма, которые известны историкам, наиболее популярной является Киик-Коба, расположенная у р. Зуя. Ее возраст - 150-100 тысяч лет.

На пути из Феодосии в Симферополь есть еще один свидетель ранней истории Крыма - стоянка «Волчий грот». Она возникла в эпоху среднего палеолита (мустье) и принадлежала типу человека, который еще не был кроманьонцем, но и отличался от питекантропа.

Также известны другие подобные жилища. Например, у мыса Меганом возле Судака, в Холодной балке, Чокурча в Симферопольском районе, пещера у горы Ак-Кая под Белогорском , стоянки Бахчисарайского района (Староселье, Шайтан-Коба, Кобази).

Среднепалеолитический период истории Крыма характеризуется освоением южного берега территории современного полуострова, его горной части и предгорий .

Неандертальцы были невысокими, имели сравнительно короткие ноги. При ходьбе они чуть сгибали колени и расставляли нижние конечности. Надбровные дуги людей эпохи древнего каменного века нависали над глазами. Наличие тяжелой нижней челюсти, которая уже почти не выступала, позволяет предположить начало развития речи.

После неандертальцев в эпоху позднего палеолита 38 тыс. лет назад появились кроманьонцы. Они были более похожими на нас, имели высокий лоб без нависающего валика, выступающий подбородок, поэтому называются людьми современного типа. Стоянки кроманьонцев есть в долине р. Бельбек , на Караби-яйле и над р. Кача . Древний Крым эпохи позднего палеолита являлся полностью заселенной территорией.

Конец 9-6 тыс. до н. э. в истории принято называть мезолитической эпохой. Тогда древний Крым приобретает более современные черты. Ученым известно немало стоянок, которые можно отнести к этому времени. В горной части полуострова это Ласпи, Мурзак-Коба VII, Фатьма-Коба и др.

Вишенное I и Кукрек - наиболее известные памятники истории эпохи мезолита в крымской степи.

Неолит приходится на 5500—3200 гг. до н. э. Новый каменный век в древнем Крыму ознаменовался началом использования глиняной кухонной утвари. В самом конце эпохи появились первые изделия из металла. На сегодняшний день изучено около полусотни неолитических стоянок открытого типа. В этот период истории Крыма жилищ, расположенных в гротах, было намного меньше. Самые известные поселения - Долинка в степной части полуострова и Таш-Аир I в горах.

С середины 4 тыс. до н. э. древние жители полуострова начали использовать медь. Этот период называют энеолитом. Он был сравнительно недолгим, плавно перешел в бронзовый век, но отметился рядом курганов и стоянок (например, Гурзуф, Ласпи I на юге, Дружное и последний слой Фатьма-Кобы в горном Крыму). Так называемые «раковинные кучи», которые находятся на участке побережья от Судака до Черноморского также принадлежат медно-каменной эпохе. Ареал земледельцев того времени - Керченский полуостров, долина р. Салгир , северо-запад Крыма.

Орудия труда и первое оружие в древнем Крыму

Люди, населявшие древний Крым, сначала пользовались каменными рубилами. 100-35 тыс. лет назад они начали изготавливать кремневые и обсидиановые отщипы, делали предметы из камня и дерева, например, топоры. Кроманьонцы догадались, что с помощью раздробленных костей можно шить. Неоантропы (люди эпохи позднего палеолита) охотились с помощью копья и остроконечников, изобрели скребла, метательные прутики, гарпуны. Появилась копьеметалка.

Наибольшее достижение мезолита - освоение лука и стрел. На сегодняшний день найдено большое количество микролитов, которые использовались в эту эпоху в качестве наконечников копий, стрел и т. д. В связи с появлением индивидуальной охоты, были придуманы ловушки для зверей.

В неолите совершенствуются орудия труда из костей и кремния. Наскальная живопись позволяет понять, что скотоводство и земледелие преобладали над охотой. Древний Крым этого периода истории начал жить другой жизнью, появились мотыги, сохи, серпы с кремниевыми вкладками, плитки для растирания зерна, ярма.

В начале энеолита древние крымчане уже досконально обрабатывали камень. На заре эпохи даже медные орудия повторяли форму ранее существовавших каменных изделий.

Быт, религия и культура обитателей древнего Крыма

Люди палеолитической эпохи вначале вели бродячий образ жизни, были, как примитивное стадо. Кровнородственная община появилась в мустьерский период. В каждом племени было от 50 до 100 и больше членов. Активные взаимоотношения внутри такой социальной группы порождали развитие речи. Облавная охота и собирательство были основными видами деятельности первых жителей Крыма. В позднем палеолите появился загонный метод охоты, неоантропы начали ловить рыбу.

Постепенно зарождалась охотничья магия, в среднем палеолите возник обряд погребения мертвых.

От холодного климата приходилось прятаться в пещерах. В Киик-Кобе ученые нашли золу, которая осталась после костра. Там же, прямо внутри первобытного дома, было обнаружено захоронение женщины и годовалого ребёнка. Поблизости располагался родник.

По мере потепления исчезали привычные холодолюбивые животные. Мамонтов, шерстистого носорога, степного бизона, мускусного быка, гигантского оленя, льва, гиену заменяли ранее неизвестные мелкие представители фауны. Дефицит продуктов питания заставлял задуматься о новых способах добычи еды. По мере развития умственных способностей жителей древнего Крыма появлялось революционное для того времени оружие.

С возникновением кроманьонца меняется семейный уклад жителей древнего Крыма - основой межличностных отношений становится родовая матриархальная община. Потомки пещерных жителей начали селиться на равнинах. Новые дома сооружались из костей и веток. Они были похожи на шалаши и полуземлянки. Поэтому в случае непогоды часто приходилось возвращаться в пещеры, где также проводились культовые поклонения. Кроманьонцы все еще жили большими родами примерно по 100 человек в каждом. Кровосмешение запрещалось, чтобы жениться, мужчины уходили в другую общину. Как и раньше, мертвых хоронили в гротах и пещерах, рядом с ними клали вещи, которые использовались при жизни. В могилах найдена красная и желтая охра. Покойников связывали. В позднем палеолите существовал культ женщины-матери. Незамедлительно появилось искусство. Наскальные изображения зверей и ритуальное использование их скелетов свидетельствуют о зарождении анимизма и тотемизма.

Освоение лука и стрел позволяло ходить на индивидуальную охоту. Жители древнего Крыма эпохи мезолита более активно стали заниматься собирательством. Параллельно начали приручать собак, строили загоны для молодняка диких коз, лошадей и кабанов. Искусство проявлялось в наскальной живописи и миниатюрной скульптуре. Покойников стали предавать земле, связывая в скорченном положении. Захоронения ориентировались на Восток.

В эпоху неолита, кроме основных жилищ, существовали временные стоянки. Их строили на сезон, преимущественно в степи, а с приходом холодов прятались в пещерах предгорий. Поселки состояли из деревянных домов, все еще похожих на шалаши. Характерной особенностью данного периода истории древнего Крыма является появление земледелия и скотоводства.

Этот процесс получил название «неолитическая революция». С тех пор свиньи, козы, овцы, лошади и крупный рогатый скот стали домашними животными. Кроме того, предки современного человека постепенно научились лепить глиняную посуду. Она была грубой, но позволяла реализовать основные хозяйственные потребности. Уже в конце неолита появились тонкостенные горшки с орнаментом. Зарождалась менная торговля.

Во время раскопок было найдено погребение, настоящее кладбище, где из года в год хоронили мертвых, предварительно обсыпая их красной охрой, украшая бусами из костей, зубами оленей. Изучение погребальных даров позволило сделать вывод о зарождении патриархального строя: в женских могилах предметов было меньше. Однако жители Крыма эпохи неолита все еще поклонялись женским божествам Деве-Охотнице и Богине Плодородия.

С приходом энеолита радикально меняется быт в древнем Крыму - появляются дома с глинобитными полами и очагами. Для их строительства уже использовали камень. Со временем вырастали города, возводились фортификационные укрепления. Настенная живопись стала более распространенной, на ящиках того времени, в которых хоронили прах, были найдены трехцветные геометрические орнаменты. Загадочные вертикальные стелы - менгиры - это феномен крымского энеолита, вероятно, культовое место. В Европе так поклонялись Солнцу.

Где хранятся археологические находки, представляющие древний Крым?

Многие археологические находки древнего Крыма сохраняются в Симферополе в виде экспонатов Крымского республиканского краеведческого музея .

В Бахчисарайском историко-архитектурном музее можно увидеть всемирно известные кремневые изделия, лепную утварь и орудия труда времен энеолита.

Чтобы изучить разнообразие артефактов древнего Крыма, стоит посетить Евпаторийский краеведческий музей, Керченский историко-археологический музей, музеи Ялты, Феодосии и других населенных пунктов полуострова.

История Крыма от палеолита в виде многочисленных орудий труда, разнообразной посуды, одежды, оружия, монолитов и других древних предметов - это своеобразное путешествие в мир предков.

Обязательно посетите музеи Крыма!

INLIGHT

Обнаруженные археологами на Крымском полуострове стоянки первобытных людей (Киик-Коба, Староселье, Чокурча, Волчий Грот) свидетельствуют о заселении края человеком уже в эпоху каменного века.

Древнейшее население Причерноморья и Крыма состояло из обитавших здесь на рубеже II—I тысячелетий до н. э. полуоседлых и кочевых племен, известных под общим именем киммерийцев. Память о них сохранилась в местных топонимах, упоминаемых в древнегреческих источниках: Боспор Киммерийский, Киммерик, Киммерий. Киммерийцы заселяли, по-видимому, все причерноморские степи, но в Восточном Крыму, как и на Таманском полуострове, они обитали дольше.

В VII в. до н. э. киммерийцы действовали в союзе со скифами. Имеются сведения о разгроме в 652 г. до н.э. лидийской столицы Сард киммерийцами и скифами. Выявленная археологами культура киммерийцев близка скифской и относится к концу эпохи бронзы. Об этом говорят раскопки на Керченском и Таманском полуостровах, где обнаружены захоронения VIII—VII вв. до н. э., связываемые с киммерийцами. Согласно рассказу Геродота, киммерийцы были вытеснены из Северного Причерноморья скифами, которые господствовали здесь уже в VII в. до н. э.

Потомками киммерийцев считаются тавры, обитавшие уже в скифское время в горах Крыма. Тавром назывался и горный хребет на южнобережье полуострова. С этим именем и связано греческое наименование Крымского полуострова — Таврика, которое сохранялось и в эпоху античности, и в средние века.

Основную массу скифов составляли племена, пришедшие в VIII в. до н. э. из Средней Азии. Известно несколько скифских племен Северного Причерноморья: царские скифы, обитавшие и в Крыму, скифы-кочевники, скифы-пахари, скифы-земледельцы, скифы-вонны. Общественный строй скифов в середине I тысячелетия до и. э. характеризуется постепенным распадом родоплеменных и появлением классовых отношений. Известно было у скифов уже и патриархальное рабство. Смена киммерийской культуры скифской в VIII—VII вв. до н. э. совпала с переходом от эпохи бронзы к железному веку. К IV в. до н. э. Скифское царство, объединившее отдельные племена, превратилось в сильную военную державу, успешно отразившую персидское нашествие. Замечательные памятники знаменитого скифского «звериного» стиля обнаружены археологами в курганах и горЬдишах Крыма — в Курганах Кулаковского (близ Симферополя, Ак-мечеть), уникальные золотые изделия с изображением человеческих фигур, животных и растений найдены в известных скифских курганах Куль-Оба, Ак-Бурун, Золотом кургане.

В VIII—VI вв. до н. э. происходит интенсивный процесс греческой колонизации северопонтийского побережья, обусловленный экиномическим и социальным развитием Древней Эллады. В VII в. до н. э. колонизуется западное, а в VI в. до н. э. — северное побережье Черного моря.

Ранее всего в Таврике, вероятно еще в первой половине VI в. до н. э., на месте современной Керчи на берегу Боспора Киммерийского был основан милетцами г. Пантикапей. Сам город назывался греками и просто Боспором. Около середины VI в. до н. э. в Восточном Крыму возникли Тиритака, Нимфей, Киммерик. В VI в. до н. э. греками-милетцами была основана Феодосия, а также Мирмекий, располагавшийся недалеко от Пантикапея.

Около 480 г. до н. э. в Восточном Крыму происходит объединение ранее независимых греческих городов-государств (полисов) в единое Боспорское государство под властью Археанактидов —выходцев из Милета. В 438 г. до н. э. власть в Боспоре переходит к Спартокидам — династии, возможно, фракийского происхождения.

Ремесло, сельское хозяйство, торговля, монетное обращение Пантикапея, где с середины VI в. чеканилась собственная серебряная монета, находились на сравнительно высоком уровне развития. Происходило расширение внешней экспансии Боспорского государства. Однако в III—II вв. до н. э. с запада усиливается натиск скифов, а из Прикубанья проникают сарматы.

Создание в Крыму скифского государства и обострение социальных противоречий в Боспорском царстве способствовали ослаблению последнего.

В западной части Крыма важную роль играл Херсонес, основанный в V в. до н. э. выходцами с южного берега Черного моря (из Гераклеи Понтийской). Первоначально это была торговая фактория, которая стала затем центром сельскохозяйственного и ремесленного производства. Росла и торговля, с развитием которой связан выпуск собственной монеты из серебра и меди. Остатки древнего Херсонеса сохранились на западной окраине современного Севастополя.

Херсонес, вероятно, придерживался враждебной политики по отношению к Боспору. Однако к концу II в. до н. э. усиливается натиск скифов на Херсонес. Понтийский царь Митридат VI Евпатор оказал военную помощь Херсонесу. Восточный Крым и Херсонес переходят затем под власть понтийского царя. Перисад — последний царь Боспора из династии Спартокидов — отказался от престола в пользу Митридата VI. Но это лишь обострило назревшие социальные противоречия в рабовладельческом Боспоре. В 107 г. до н. э. здесь произошло восстание во главе со скифом Савмаком, но оно было подавлено войсками понтийского царя.

Понтийское царство стало главным препятствием для дальнейшей экспансии римлян на Восток. Это привело к войнам Митридата с Римом, длившимся с 89 г. до н. э. вплоть до гибели понтийского царя в 63 г. до н. э. Смерть Митридата означала фактическую утрату этой частью Причерноморья политической самостоятельности. К концу I в. до н. э. на боспорских монетах появляется портрет римского императора и членов его семьи. Правда, в 25 г. до н. э. Рим подтверждает независимость Херсонеса, но эта самостоятельность была во многом номинальной.

Города-государства Таврики в первые века н.э. представляли собой развитые полисы рабовладельческого типа. В пользу такого мнения говорит их административное устройство, а также обнаруженные археологами памятники материальной культуры.

Господствующей силой в степной зоне в этот период были сарматы, во главе которых находилась племенная знать, окруженная дружинниками. Известно несколько союзов сарматских племен — роксоланы, аорсы, сираки. Очевидно, со II в. и. э. сарматы получают общее наименование аланов, вероятно по названию одного из их племен. Однако в Крыму сарматы, судя по всему, уступали по численности массе сохранившихся здесь скифов, а также потомков древних тавров. В противоположность сарматам это старое население именуется в античных источниках тавроскифами, что, возможно, указывает на стирание имевшихся между ними различий.

Центром скифских племен в Крыму был Неаполь Скифский, располагавшийся на месте нынешнего Симферополя. Неаполь Скифский был основан в конце III в. до н. э. и просуществовал до IV в. н. э.

В I—II вв. Боспорское царство переживает новый подъем, оно занимает примерно ту же территорию, что и при Спартокидах. Более того, Боспор осуществляет фактически протекторат над Херсонесом. Одновременно происходит сарматизация населения боспорских городов. Во внешней политике боспорские цари проявляли известную самостоятельность, в том числе и в отношениях с Римом.

В III в. в Крыму получает распространение христианская религия, проникшая сюда, вероятно, из Малой Азии. В IV в. в Боспоре существовала уже самостоятельная христианская епископия.

Херсонес в это время продолжал развиваться как рабовладельческая республика, но прежний, демократический строй (в рамках, естественно, рабовладельческой формации) сменился теперь аристократическим. При этом происходила романизация правящей городской верхушки. Херсонес становится основным опорным пунктом римлян в Северном Причерноморье. В нем находился римский гарнизон, отсюда поступало продовольствие в центр империи.

В середине III в. н. э. Боспорское государство переживает экономический и политический упадок, отражавший общий кризис античной рабовладельческой системы. Начиная с 50—70-х гг. в Крыму усиливается натиск боранов, остготов, герулов и других племен, входивших
в готский союз. Готы нанесли поражение скифам, уничтожили их поселения в Крыму. Захватив почти весь полуостров, за исключением Херсонеса, они установили свое господство над Боспором. Готское нашествие привело к упадку Боспорского царства, но смертельный удар ему был нанесен в 70-х гг. IV в. племенами гуннов, появившимися в Восточном Крыму. Разгромленный ими Боспор потерял свое былое значение и постепенно сошел с исторической арены.

Из сборника «Крым: прошлое и настоящее », Институт истории СССР АН СССР, 1988

Дата публикации: 03.08.2016

Благодаря своему уникальному географическому положению и неповторимой природе Крымский полуостров еще с давних времен стал домом для многих народов. Земледельцы находили здесь для себя плодородные земли, что дают хорошие урожаи, для торговцев – удобные торговые пути, кочевников-скотоводов привлекали горные и равнинные пастбища. Именно поэтому национальный состав крымского населения всегда был многонациональным и на сегодняшний день остаётся таким же. Численность населения полуострова, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 400 тысяч человек, а вот во время курортного сезона в Крым еще приезжает более 2 млн. отдыхающих. В 1783 году после вхождения Крымского полуострова в Российскую империю большая часть татар и турок покинули полуостров и начали переселяться в Турцию, а вот в Крым всё больше заселяются славяне, в основном это русские и украинцы.

Народы, которые живут в Крыму на сегодняшний день

Сегодня в Крыму проживают представители 125 народов. По последним данным, самый многочисленный народ, который есть в Крыму, – это русские (58% населения), украинцев (24%).А вот самих крымских татар – 232,3 тыс. человек, 10,6% населения, они относятся к коренному населению Крымского полуострова. Говорят они на крымско-татарском языке, по вероисповеданию мусульмане-сунниты и принадлежат к ханафитскому мазхабу. На данный момент только 2% назвали себя коренными татарами. Другие национальности составляют до 4%. Из них наибольшее количество белорусов – 21,7 тыс.(1%), и около 15 тыс. армян. В Крыму проживают и такие национальные группы, как: немцы и выходцы из Швейцарии, которые начали поселяться в Крыму еще при Екатерине ІІ; греки здесь начали появляться еще при основании колонии на Керченском полуострове в Юго- Западном Крыму; а также поляки, цыгане, грузины, евреи, корейцы, узбеки их количество составляет от 1 до 5 тыс. человек.

Насчитывается и 535 караимов и 228 крымчаков. Также в Крыму живут люди таких национальностей: башкиры, осетины, марийцы, удмурты, арабы, казахи и только 48 человек итальянцев. Сложно представить полуостров без цыган, которые из давних веков называют себя «урмачель», много веков жили среди коренного населения и приняли ислам. Они настолько стали близкие к коренным татарам, что, когда была депортация крымско-татарского населения в 1944 году, были депортированы и цыгане. Из-за своего многонационального населения в Крыму родной язык у каждого свой.

На каких языках говорят народы, какие живут в Крыму

Исходя из того, что в Крыму национальный состав достаточно разнообразный, возникает вопрос, а на каком же языку общается население полуострова? С последними событиями, что происходят на полуострове, и вхождением Крыма в состав Российской Федерации, согласно принятой Конституции, было провозглашено три государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский.

Чтобы без проблем снять номер в гостинице Крыма, просто перейдите .

По последнему опросу населения, русский язык родным назвали 81% населения, 9,32% указали крымско-татарский язык, и только 3,52% украинский, остальные называли белорусский, молдавский, турецкий, азербайджанский и другие. Не меньшее разнообразие и религий на Крымском полуострове: русские, украинци, болгары и греки исповедуют православие, а сами крымские татары – ислам суннитского толка, а вмести с ними и узбеки и татары; также живут католики, иудеи, протестанты. Несмотря на то, что население на полуострове многонациональное, все народы живут достаточно мирно и дружно.Места на этом маленьком полуострове хватит всем, здесь всегда рады как туристам, так и новым жителям.