Павел из романа господа головлевы. Господа головлевы анализ произведения. Горькая судьба Степана

Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого – это колоссальной глубины произведение, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в момент исторический, поистине судьбоносный. Убедительно говорит писатель о том, что все взаимосвязано в этом мире: прошлое и будущее, война и мир, предательство и подвиг, семья и государство, отцы и дети.

Конечно, в таком эпохальном произведении автор не мог обойти стороной «мысль семейную», ведь семья, как ни банально это звучит, является фундаментом любого государства. Повествуя о судьбах Ростовых, Болконских, Курагиных и многих других русских людей, Толстой рассказывает, как они вместе творили историю России. Так, через малое ему удалось сказать о большом: как семья формирует личность, как передаются традиции из поколения в поколение, как лучшие человеческие качества, корнями уходящие в семью, помогают одолевать героям романа жизненные трудности и несчастья.
Истории нескольких дворянских фамилий показаны в произведении, особенно, ярко и объемно.

Вот перед нами Ростовы - типичное русское семейство: добрые, хлебосольные люди, открытые и простые. Толстой явно симпатизирует этому дому, где царит дружественная атмосфера, и все искренне любят друг друга. Семья Ростовых - это Наташа, племянница Соня, Вера, Николай и их родители. Дети в этой семье - естественны, они неспособны совершать дурные поступки, неспособны к расчету. Графская усадьба всегда открыта для гостей, в доме - шумно и весело, ведь радушие хозяев привлекает туда многих.

Мне кажется, что в описание образа жизни графов Ростовых Лев Толстой вложил собственное понимание семейных ценностей. Автор всегда был сторонником дружной и крепкой семьи, где царят взаимное уважение и любовь друг к другу, где предназначение женщины - рожать и воспитывать детей, которых, непременно, должно быть много. Судьба одной из дочерей графов Ростовых - Наташи, любимой героини Толстого, типична для русской дворянки того времени. Смысл своей жизни она видит в том, чтобы быть любимой, верной женой и заботливой матерью. Она - настоящая русская женщина: добрая, преданная и самоотверженная. Так же, как ее мать, старая графиня, Наташа готова пожертвовать многим ради своих детей. Союз Наташи с Пьером Безуховым, ее собственная семья - это, на мой взгляд, продолжение семейных традиций Ростовых, где отец - духовная основа семьи, мать - хранительница очага, а дети - ее будущее.

Другое семейство - князья Болконские описаны у Толстого несколько иными красками, чем семейство Ростовых: спартанское воспитание, сдержанность в чувствах, понятие чести, благородство, патриотизм. Такие семьи обычно называют опорой государства.
Толстой показывает нам три поколения Болконских: князя Николая Андреевича, его детей Андрея и Марью и внука Николая.

Отец семейства - екатерининский вельможа, один из замечательнейших людей своего времени, «золотого века Екатерины». Он считает, что на свете «есть только две добродетели» - деятельность и ум. В его доме все трудятся, потому что трудится он сам: то пишет военный устав, то работает на станке. Андрей и Марья Болконские - достойные дети своего отца. Способность ставить интересы отечества выше личных интересов всегда отличала мужчин из рода Болконских. «Служба прежде всего», - скажет Николай Андреевич, одобряя решение сына идти на войну.

Жизненные принципы, унаследованные от своего отца, делают из князя Андрея мужественного человека, а из княжны Марьи - мягкую, набожную женщину, а позже, в союзе с Николаем Ростовым, еще и добродетельную мать. «Моя жизнь есть жизнь самоотвержения и любви», - говорит она.

Семья же Курагиных - это подтверждение народной пословицы, что «сова не родит сокола». Глава семейства, князь Василий, - человек насквозь фальшивый, неестественный, алчный. Конечно, он не мог воспитать достойных детей. Элен, Анатоль, Ипполит - образцы глупости, бессердечия, цинизма и душевной черствости. Элен Курагина, дочь князя Василия, несмотря на то, что она замужем, вовсе не хочет становиться матерью. Да, и что можно ожидать от женщины, которая воспитывалась в семье, лишенной тепла и ласки. Автор явно не любит Элен. Конечно, она божественно красива, «с сияющим лицом», но наигранная и неискренняя. Какая - то неживая, словно, кукла. Читатель понимает, что у Элен нет и капли любви к Пьеру, что их брак - ошибка, несчастье, поэтому союз обречен, ведь семья, по мнению автора, должна строиться на взаимном уважении и любви.

Таким образом, «мысль семейная» занимает в романе очень важное место, и звучит она примерно так: крепость государства определяется крепостью семьи..

"Мысль семейная" в романе "Война и мир"

Лев Николаевич Толстой считал, что, работая над произведением, надо любить в нем "главную мысль", сводить к ней все прочие идеи. Софья Андреевна Толстая записала в дневнике его слова о том, что, создавая "Войну и мир", он "любил мысль народную", а в "Анне Карениной" - "мысль семейную". Действительно, "мысль народная" - фундаментальная идея "Войны и мира" как историко-философского произведения. Но сам подход Толстого к истории-искусству, предполагающий постижение законов истории через скрупулезное изучение всего хода человеческой жизни, включает напряженный интерес к семье, поэтому "Войну и мир" можно рассматривать и как семейную хронику. И новаторство Толстого проявилось не только в его взглядах на искусство, науку и философию, но и в его отношении ко всему, связанному с темой семьи, быта.

Романы "натуральной школы" строились так, что внимание авторов и читателей сосредоточивалось на социально-философских проблемах. Герои реализовывали себя в духовной сфере, в общественном служении и с глубоким презрением относились к быту. "Проза натуральной школы вообще создала иронические картины чуть ли не всех принятых форм общественного и домашнего быта... Бытовая, хозяйственная, практично-ежедневная сторона жизни тут выглядит всюду не как естественный элемент процесса человеческого существования: она возникает перед героями как угроза, как начало, враждебное всему лучшему в их личности", - пишет А. Жук. Толстого возмущала эта высокомерная ирония над основами человеческого бытия. В семье, в семейной жизни он видел одну из главных сфер самореализации человека, требующую и таланта, и души, и творческих озарений. Семья для него - микрокосм человеческой общности, начало и основа социума. И важнейшей характеристикой героев "Войны и мира" становится их семейная жизнь.

Три семейства, три дома, три "породы" людей составляют основу "мысли семейной" романа: Ростовы, Болконские и Курагины. Мир Курагиных - мир светской черни, извращенных взаимоотношений с окружающими и с близкими. Их семья открыто и активно противопоставлена автором миру Болконских и Ростовых. Но и семьи любимых его героев отнюдь не дублируют друг друга, тоже во многом друг другу противостоят: неслучайно чужды князю Андрею старшие Ростовы, неприятен Николай; неслучайно Николай Андреевич Болконский не примет Наташу, будет так противиться женитьбе сына.

Дома Ростовых и Болконских различаются прежде всего внутренней атмосферой. В семье Ростовых открыто радуются и открыто плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого. Их хлебосольство славится по всей Москве, они готовы принять и обласкать любого: в семье, кроме четверых родных детей, воспитывается Соня.

Все иначе в усадьбе в Лысых Горах. Там царит дух замкнутости, спартанской сдержанности; там не принято напропалую откровенничать: лишь в решительные минуты жизни скупо и осторожно произносят Болконские слова любви, приоткрывают душу. Но дело не только в разности стиля жизни. Эти семьи живут в разных системах нравственных ценностей. И, выходя в мир, каждый герой несет в себе не только привычный семейный уклад, но и принятую в его доме мораль, воспитанное родителями отношение к себе и к миру.

Гостеприимный и щедрый дом Ростовых не может не очаровать читателя. Толстой с умилением описывает графа и графиню: эти пожилые, прожившие вместе жизнь люди нежно, трепетно любят друг друга; у них чудесные дети; в их доме уютно своим и чужим... И мы готовы пропустить мимо ушей несколько диссонансных нот в этой семейной гармонии: холодность всех презирающей Веры; страстное желание Сони принести себя в жертву благодетелям и ее страх, что графиня воспротивится ее браку с Николаем. Однако дальше, следя за судьбами героев, нам все чаще придется оглядываться на тот первый вечер в доме Ростовых и задумываться над брошенными автором как бы вскользь намеками.

Все неприятнее встречаться на страницах романа с Верой. Все настойчивее стремление Сони жертвовать собой, чтобы показать, как она благодарна приютившему ее семейству. И удивляет Николай: искренний, добрый малый, храбрый, честный и чувствительный - но неинтересен, катастрофически бесцветен! Он совершенно не умеет думать, боится размышлять: это с трагической ясностью обнаружится в случае с Денисовым, когда верноподданический восторг напрочь заслонит от Николая Ростова мысли о сломанной судьбе несправедливо осужденного друга. И в том, как не рассуждая, повинуясь лишь физическому влечению, бросится к Анатолю Наташа - тоже проявится это ростовское стремление "жить чувствами", это освобождение себя от обязанности думать и отвечать за свои поступки.

Для того чтобы понять отношение Толстого к семье, к ее роли в жизни каждого человека и всего человечества, необходимо обратить особое внимании на женские образы романа.

Если мужчина в основном реализует себя в общественном служении, в сфере социальной, то мир женщины, по мнению Толстого, - семья. Именно женщина создает этот микрокосм человечества, и она отвечает за него перед людьми и перед Богом. Она растит детей, она всю жизнь творит тот Дом, который становится ее главным миром, надежным и спокойным тылом для мужа и истоком всего для младшего поколения. Она утверждает доминирующую в доме систему нравственных ценностей, она прядет нити, соединяющие всех членов ее семейства.

Нелюбимые героини Толстого Дома создать не могут. Элен и Анна Павловна Шерер, символизирующие для автора не только бездуховность и бездушие света, но и абсолютную утрату женского начала, подмененного культом физической красоты, расположены на "отрицательном полюсе" романа. Им противостоят Наташа и княжна Марья. Но мир романа не одноцветен, и насколько прямолинеен Толстой в историко-философских рассуждениях, настолько скрытно, подспудно проводит он важнейшие свои мысли о роли семьи, о высшем назначении женщины. Здесь автор ничего не декларирует открыто: он рассчитывает на вдумчивого, мыслящего читателя. Толстой уверен: назначение женщины - быть верной, любящей женой и матерью, беззаветно преданной своей семье. Но и здесь для автора есть важнейший, ключевой момент: ее любовь и преданность не имеют права преступать некоторые пределы! Каковы же эти границы? Чтобы понять их, вернемся к семье Ростовых.

Откуда в добром, любящем семействе могла взяться бездушная Вера?! Сам граф Илья Андреевич пытается объяснить этот феномен весьма простодушно и столь же малоубедительно: "Графинюшка мудрила с Верой". Вряд ли любящая мать могла так уж намудрить с дочерью, чтобы из нее выросла уменьшенная копия Элен! В чем же дело? Вероятно, дело в самой "графинюшке".

Чем дальше, тем хуже идут дела Ростовых. Хозяйственная безалаберность старого графа, привычное хлебосольство и щедрая помощь сделали свое дело: семья близка к разорению. А тут еще проигрыш Николая и приданое Веры, которое потребовал Берг! И чем беднее становятся Ростовы, тем явственнее проступают в графине черты низменные, страшные: скупость, душевная черствость, стремление пожертвовать "чужими" для "своих". Можно понять графиню, когда она не желает дать подводы для раненых: она - мать, на подводах - последнее, что есть у семьи, то, что пойдет в приданое Наташе, то, чем жить Николаю и Пете! Она ничего не хочет для себя, она думает о детях, исполняя свой материнский долг. Но можно ли, заботясь о благосостоянии своих детей, жертвовать жизнью раненых солдат?! Можно ли, думая о материальном их благополучии, не задумываться, какой страшный урок бесчеловечности получают дети?!

Вспомним, как провожал князя Андрея на войну его отец:

Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!- взвизгнул он.

Этого Вы могли бы не говорить мне, батюшка, - улыбаясь, сказал сын.

Таковы нравственные основы в семье Болконских, в которой прежде всего думают о душе, о чести, а потом уже о жизни и благополучии. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочтет видеть его мертвым, чем обесчещенным, замаравшим имя. И поэтому князь Андрей может ошибаться, может поддаваться гипнозу наполеоновских идей, но не может позволить себе струсить, отсидеться в кустах - как позволил себе это в первом бою Николай Ростов. Помните, что думал Николай во время первого своего боя: " Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?" Мысли молодого Ростова естественны, ибо естественно чувство самосохранения. Но они и безнравственны. Именно в этот момент проявилась в нем безнравственность слепой любви старой графини. И пусть еще не произошла сцена с подводами, обнажившая перед нами готовность графини Ростовой жертвовать чужими людьми ради своих детей, но это качество ее любви уже видно в реакции Николая: пусть погибнут все, кроме него. Ее любовь всегда была такой, всегда на этом основывалась - и передавала детям основы бесчеловечности.

А разве не бесчеловечно отношение графини Ростовой к Соне?! Приютив племянницу мужа, почти ровесницу Наташи, она ни на секунду не забывала, что этот ребенок - чужой, что эту девочку она облагодетельствовала. Разумеется, Соню до поры не попрекали куском. Но настойчивое ее желание доказать свою благодарность яснее ясного говорит о том, что, и не попрекая, девочке ни на секунду не давали забыть о ее судьбе горькой сироты, бедной родственницы, которую кормят из милости. Что может быть безнравственнее?!

Материнская любовь свята - это несомненно для Толстого. Но он резко отделяет любовь матери, растящей и воспитывающей Человека, от слепой, животной любви самки к своему детенышу. В любви старой графини слишком сильно животное, нерассуждающее начало. Это не означает, что ничего иного нет вообще: ее дети, кроме Веры, вырастают честными, добрыми, порядочными людьми, преодолевающими в себе эгоизм. Но слепое обожание своего ребенка в чувствах графини доминирует.


В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» «мысль семейная» выражается при помощи неявного сопоставления трех семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Ростовы – полные жизни, естественные и искренние. В их доме всегда кипит жизнь, полно гостей, и почти все члены семьи жизнерадостны, общительны. Граф Ростов – радушный хозяин, двери дома которого всегда открыты, он готов помочь нуждающимся в этом. Графиня Ростова – любящая жена, полностью поддерживающая мужа. Наташа - искренняя и открытая девушка, живущая чувствами и эмоциями. Николай – прямодушный, пусть и немного ограниченный, но честный перед собой и окружающими людьми. Петя Ростов – сначала озорной мальчишка, а потом молодой офицер, жаждущий славы и подвига. И только Вера – невозмутимая и равнодушная, выбивается из ряда этих полных жизненных сил людей. В семье Ростовых не задумываются о смысле жизни, духовные искания и долгие душевные переживания не свойственны членам этого семейства.

Здесь все подчинено чувствам, диктуется ими и ими определяется.

У Болконских все иначе. Эта семья тоже симпатична автору, хотя все члены этой семьи совершенно другие. Они живут уединенно в своем имении. Честь и благородство для них превыше всего. Им свойственны размышления о смысле жизни, поиск своего места в этом непростом мире. Князь Болконский, суровый и твердый человек, в душе горячо любит своих детей. К семье Болконских не принято выражать свои чувства, и старый князь, княжна Марья и Андрей искренне любят друг друга, их объединяет духовная близость. Но это люди другого склада, они склонны к самоанализу, к философским раздумьям и к духовным исканиям.

И еще с одной семьей мы знакомимся в романе – семьей Курагиных.

Эта семья контрастирует с двумя предыдущими. Ее представители – корыстные, думающие лишь о своих интересах и выгоде люди. Элен - холодная и равнодушная красавица, мысли которой заняты лишь одним делом – поиском богатого мужа. Анатоль – бездушный красавец, никогда и никого не любивший и прожигающий жизнь. Ипполит – безвольный и безынициативный тип, которым полностью руководит его отец. В этой семье нет любви, нет взаимопонимания, однако никто из ее членов не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Всех устраивает такое положение дел. Василий делает вид, что заботится о детях, пытаясь устроить их на теплые места и говоря, что выполняет свой родительский долг. Ни о каких чувствах в этой семье не может быть и речи.

Так, подробно изображая отношения в семьях, автор желал показать нам, что «мысль семейная»- одна из наиболее важных в романе. Начало всех начал писатель видел в семье. Подобно тому, как весь свет изображается положительным или отрицательным, выбор между этими двумя критериями определяется семьей и той атмосферой, которая царит в ней.

В соответствии с традициями реализма, Толстой хотел не только показать, но и сравнить различные семьи, являющиеся типичными для своей эпохи. При сравнении писатель довольно часто использует прием антитезы: некоторые семьи изображены в развитии, а отдельный ряд - застывшими.

В эпилоге Толстой демонстрирует становление двух семей: Пьера Безухова и Наташи Ростовой, а также Николая Ростова и княжны Марьи Болконской. Княжна Марья и Наташа отличаются высоким благородством. В их жизни было много страданий, но несмотря на это, они обретают в конце романа свое счастье – именно в семье. И в семье они проявят все свои способности, чтобы реализовать главную функцию, которую должна выполнять каждая жизни. В конце произведения мы понимаем, что “мысль семейная” становится для нас одной из главных линий романа. Автор изображает не только отдельных персонажей, но и их семьи, демонстрирует сложность взаимоотношений внутри определенной семьи и между семьями.

Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема семьи и дворянства . Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен).

По мнению Толстого, семья - это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья - это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. В романе «Война и мир» тема семьи по замыслу автора служит важнейшим средством организации текста. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения. В системе всех основных образов романа автор выделяет несколько семей, на примере которых выражает свое отношение к идеалу домашнего очага, - это Ростовы, Болконские, Курагины.

Ростовы и Болконские - это не просто семьи, это жизненные уклады, основанные на национальных традициях. Наиболее полно эти традиции проявились в жизни представителей Ростовых - благородно-наивной семьи, живущей чувствами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), теплоту и сердечность семейных отношений, гостеприимство и хлебосольство, отличающее русских людей. Рассказывая о Пете, Наташе, Николае и о старших Ростовых, Толстой стремился художественно воссоздать историю средней дворянской семьи начала XIX века.

В ходе повествования Толстой знакомит читателя со всеми представителями семейства Ростовых, рассказывая о них с глубокой заинтересованностью и симпатией. Дом Ростовых в Москве считался одним из самых гостеприимных, а потому одним из самых любимых. Здесь царил добрый, беспечный и всепрощающий дух благожелательной любви. Это вызывало у некоторых добродушную насмешку, но никому не мешало пользоваться радушной щедростью графа Ростова: доброта и любовь всегда притягательны.

Наиболее ярким представителем семьи Ростовых является Наташа - обаятельная, естественная, жизнерадостная и наивная. Все эти черты дороги Толстому, и за них он любит свою героиню. Начиная с первого знакомства, писатель подчеркивает, что Наташа не похожа на других героев романа. Мы видим ее дерзким ребенком, когда на именинах она бесстрашно, несмотря на присутствие графини Ахросимовой (которую боялся весь свет), спрашивает, какое пирожное будет подано на сладкое; затем повзрослевшую, но все такую же живую, непосредственную и обаятельную, когда ей предстоит принять первое важное решение - отказать Денисову, сделавшему ей предложение. Она говорит: «Василий Дмитрич, мне вас так жалко!.. Нет, но вы такой славный... но не надо... это... а так я вас всегда буду любить...» В словах Наташи нет прямой логики, но при этом они трогательно чисты и правдивы. Позднее мы видим Наташу с Николаем и Петей в Михайловске, в гостях у дядюшки, когда она исполняет русскую пляску, вызвав восхищение у окружающих; Наташу влюбленную в князя Андрея, а потом увлекшуюся Анатолем Курагиным. По мере взросления развиваются и свойства характера Наташи: жизнелюбие, оптимизм, влюбчивость. Толстой показывает ее и в радости, и в горе, и в отчаянии, и показывает так, что читатель не может сомневаться: все ее чувства искренни и неподдельны.

По ходу повествования мы много важного узнаем и графе Ростове: о денежных заботах Ильи Николаевича; о его гостеприимстве и добродушии; о том, как неподражаемо и задорно танцует он Данилу Купора; о том, сколько стараний он прилагает для устройства приема в честь Багратиона; о том, как в порыве патриотического восторга, вернувшись из дворца, где он слышал и видел императора, отпускает своего младшего несовершеннолетнего сына на войну. Графиню Ростову Толстой почти всегда показывает глазами Наташи. Главная ее черта - любовь к детям. Для Наташи она - первый друг и советчик. Графиня понимает своих детей с полуслова, всегда готова предостеречь их от ошибки и дать нужный совет.

С особо трогательной симпатией относится Толстой к Пете - младшему сыну Ростовых. Это прекрасный, добрый, всех любящий и всеми любимый мальчик, так похожий на Наташу, верный товарищ ее игр, ее паж, беспрекословно выполняющий все желания и прихоти сестры. Он, как и Наташа, любит жизнь во всех ее проявлениях. Он умеет пожалеть пленного французского барабанщика, зовет его ужинать и угощает жареным мясом, так же как звал всех к себе в дом, чтобы накормить и обласкать, его отец, граф Ростов. Гибель Пети - яркое свидетельство бессмысленности и беспощадности войны.

У Ростовых любовь - основа жизни семьи. Здесь не боятся высказать свои чувства ни друг перед другом, ни перед друзьями и знакомыми. Любовь, доброта и сердечность Ростовых распространяются не только на ее членов, но и на людей, волей судьбы ставших их близкими. Так, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный жизнерадостностью Наташи, решается изменить свою жизнь. В семье Ростовых никогда не осуждают и не упрекают друг друга даже тогда, когда поступок, совершаемый кем-либо из ее членов, заслуживает осуждения, будь то Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег и поставивший семью под угрозу разорения, или Наташа, пытавшаяся бежать с Анатолем Курагиным. Здесь всегда готовы оказать помощь друг другу и в любую минуту встать на защиту родного человека.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с Болконскими. Но Болконские, в противоположность Ростовым, придают большое значение своей родовитости и богатству. У них не принимают всех без разбора. Здесь царит особый порядок, понятный только членам семьи, здесь все подчинено чести, разуму и долгу. Во всех представителях этого семейства ярко выражено чувство фамильного превосходства и собственного достоинства. Но вместе с тем, в отношениях Болконских присутствует естественная и искренняя любовь, скрытая под маской высокомерия. Гордые Болконские по складу характера заметно отличаются от уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение этих двух родов, в представлении автора, возможно лишь между нехарактерными представителями этих семей (Николай Ростов и княжна Марья).

Семье Болконских в романе противопоставлена семья Курагиных. И Болконские, и Курагины занимают видное место в светской жизни Москвы и Петербурга. Но если описывая членов семьи Болконских автор обращает внимание на вопросы гордости и чести, то Курагиных изображает в качестве активных участников интриг и закулисных игр (история с портфелем графа Безухова), завсегдатаев балов и светских раутов. Жизненный уклад семьи Болконских основан на любви и сплоченности. Всех представителей семейства Курагиных объединяет аморальность (тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка устроить побег Наташи), расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Не случайно представители семьи Курагиных относятся к высшему свету. С первых страниц романа читатель переносится в петербургские гостиные большого света и знакомится со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. По ходу повествования Толстой срывает с этих людей покровы внешнего блеска и утонченных манер, и читателю открывается их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне Анны Павловны Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом.

Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде Ипполита Курагина, обсуждаются выгодные партии для женитьбы или замужества. В этом свете «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Достаточно вспомнить искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

Князь Василий Курагин - глава семейства Курагиных - яркий тип предприимчивого карьериста, стяжателя и эгоиста. Предприимчивость и стяжательство стали как бы «непроизвольными» чертами его характера. Как подчеркивает Толстой, князь Василий умел пользоваться людьми и скрывать это умение, прикрывая его тонким соблюдением правил светского обхождения. Благодаря этому умению князь Василий многого добивается в жизни, потому что в обществе, в котором он живет, искание разного рода выгод является главным в отношениях между людьми. Ради своих корыстных целей князь Василий разворачивает весьма бурную деятельность. Достаточно вспомнить кампанию, развернутую с целью женитьбы Пьера на его дочери Элен. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых - мышеловка захлопнулась. Началась осада Марии Болконской, богатой невесты для Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту «операцию». О какой любви и семейном благополучии может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией рассказывает Толстой о князе Василии, когда тот одурачивает и обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения, скрывая свои поступки под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.

Элен - единственная из всех детей князя Василия, кто не тяготит его, а доставляет своими успехами радость. Это объясняется тем, что она была настоящей дочерью своего отца и рано поняла, по каким правилам нужно играть в свете, чтобы добиться успеха и занять прочное положение. Красота - единственное достоинство Элен. Она это прекрасно понимает и использует его как средство для достижения личной выгоды. Когда Элен проходит по залу, то ослепительная белизна ее плеч привлекает взгляды всех присутствующих мужчин. Выйдя замуж за Пьера, она стала блистать еще ярче, не пропускала ни одного бала и всегда была желанной гостьей. Открыто изменив мужу, она цинично заявляет, что не желает иметь от него детей. Пьер справедливо определил ее сущность: «Там где вы, там и разврат».

Сыновьями князь Василий открыто тяготится. Младший сын князя Василия - Анатоль Курагин - вызывает отвращение уже в первый момент знакомства. Составляя характеристику на этого героя, Толстой заметил: «Он, как красивая кукла, ничего нет в глазах». Анатоль уверен, что мир создан для его удовольствий. По словам автора, «он был инстинктивно убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем он жил», что он «должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе». Толстой неоднократно подчеркивает, что Анатоль красив. Но его внешняя красота контрастирует с его пустым внутренним обликом. Безнравственность Анатоля особенно ярко проявляется во время его ухаживания за Наташей Ростовой, когда она была невестой Андрея Болконского. Анатоль Курагин стал для Наташи Ростовой символом свободы, и не могла понять она, со своей чистотой, наивностью и верой в людей, что это свобода от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого. Второй сын князя Василия - Ипполит - охарактеризован автором как повеса и фат. Но в отличие от Анатоля, он еще и умственно ограниченный, что делает его поступки особенно нелепыми. Толстой уделяет Ипполиту в романе достаточно мало места, не удостаивая его своим вниманием. Красота и молодость Курагиных принимает отталкивающий характер, ибо эта красота неискренняя, не согретая душой.

Объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной Толстой изобразил с иронией и сарказмом. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всем правилам. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для Курагиных и Друбецких все средства хороши, чтобы добиться успеха и славы и укрепить свое положение в обществе. Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства, хотя на самом деле единственной целью этого является стремление завести выгодные знакомства. Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.