Капитель как рисовать подробное описание. Рисование ионической капители

Более сложная по форме ионическая капитель отличается от дорической насыщенностью поверхности дополнительными декоративными элементами - иониками и волютами. Это собственно и осложняет задачу изображения подобного рода декорированных капителей, так как декоративные элементы отвлекают внимание и мешают увидеть ее основную конструктивную сущность, которая ничем не отличается от дорической. Она состоит из трех основных элементов - ствола колонны (цилиндра), абаки (утолщенной квадратной плиты) и примыкающего к ней эхина (четвертного вала) (рис.90).

Для правильного изображения ионической капители необходимо понять конструктивные закономерности строения декоративных деталей во взаимосвязи с конструктивной основой самой капители - квадратом абаки с цилиндром колонны. Если мысленно удалить детали, то мы увидим ствол колонны и абаку с примыкающим к ней четвертным валом. Такой прием дает ясное понимание основ конструкции капители. Дополнительные детали уточняются впоследствии. При изображении капители на плоскости листа сначала нужно построить абаку со стволом колонны, а затем пристроить к ним конструкцию волюты. На рис.90 показано построение изображения ее составных элементов с последующим их уточнением.

Для начала полезно порисовать элементы ионики отдельно. В свое время подобные орнаменты вырезались из сплошной продольной полосы мрамора, профиль которого был приближен к четвертному валу. Ионика напоминает яйцевидную форму (овоид) со срезанным верхом, обрамленную стилизованным листом и разделенную стрелками. В основании орнамента проходит тонкая полоса из бусинок, профиль которых есть валик. Для правильного распределения орнамента на рисунке следует всю видимую часть вала равномерно разметить поперечными осями с учетом перспективы и закругленности формы, причем одни оси проходят по стрелкам, другие - по ионикам. Затем прорисовывают контуры деталей орнамента, уточняя их пропорции с учетом перспективы и приближая рисунок к этапу светотеневой проработки. Вместе с тем, во время прорисовки мелких деталей орнамента могут быть допущены значительные искажения формы профиля четвертного вала, на что следует обратить внимание.

При построении половины ионической капители (так же, как и при изображении половины капители дорического ордера) важно для начала изобразить контуры целой формы, а затем произвести симметричное вертикальное сечение, оставляя нужную половину для дальнейшего ведения работы, а вспомогательную - для последующего уточнения основной.

Построение изображения конструктивных элементов волюты и составных ее частей показаны на рисунках 90,91.

Приступая к рисованию архитектурных деталей с натуры, необходимо вести работу в такой последовательности:

1. Конструктивный анализ формы и ее отдельных элементов во взаимосвязи.
2. Выбор точки зрения с учетом линии горизонта и размещения изображения на листе.
3. Построение конструкции предмета с учетом пропорции, перспективы и характера.
4. Выявление объемной формы предмета с помощью светотени.
5. Подведение итогов и обобщение рисунка.

Основы академического рисунка. Урок № 17. Ионическая капитель.

Характерной особенностью ионической капители (рис. 42) является своеобразная пластическая обработка ее сторон: две стороны имеют один характер обработки, две другие — иной.

Основные элементы дорической капители, такие как абака, эхин и астрагал, также составляют основу ионической капители, но полка абаки в ней как бы вытягивается и заворачивается в спирали — волюты. Эхин же в виде четвертного вала, обработанного иониками (см. урок «Дорическая капитель») частично закрывается завитками волют, а место примыкания эхина к завиткам волю — лепестками (пальметтами). Спираль волюты состоит из трех витков и подходит к центру, так называемому глазку, в виде маленького вогнутого кружка (рис. 43, 44). На боковом фасаде волюта имеет вид свитка, перетянутого посередине ремнем (либо без него), называемого балюстрой.

Ствол колонны в ионическом ордере обычно обработан канелюрами, более глубокими, чем у дорической колонны и отделенными друг от друга полосками поверхности ствола (фуста), так называемыми дорожками. Карниз абаки имеет полочку, поддерживаемую каблучком.

Сама абака с волютами приподнята над эхином и лежит как бы на возвышении со скошенными краями. Эхин, таким образом, выходит за края абаки с лицевой стороны, а не располагается непосредственно под ней, поскольку имеет больший диаметр, чем длина полки абаки. В этом также особенность построения ионической капители по сравнению с построением тосканской и дорической и, следовательно, большая сложность в рисовании ее.

Последовательность рисования ионической капители принципиально не отличается от последовательности рисования тосканской. Также сначала намечаются в листе основные массы капители относительно центральной оси: цилиндр ствола и абака с волютами. Причем волюты обобщенно можно представить вписанными в прямоугольный параллелепипед, плоскую коробку с высотой, равной высоте волюты и как бы одетой на ствол капители (рис. 45). Затем на фасадной стороне (длинной стороне коробки) намечается размер волют по ширине (он меньше размера по высоте) и расстояние между ними (оно примерно в полтора раза больше ширины волюты). После этого необходимо найти положение по высоте эхина с валиком и полочкой под ним и наметить высоту стенки абаки.

Далее, в прямоугольники, отведенные для волют, врисовываются спирали волют с учетом перспективного сокращения при заданном развороте капители (рис. 46, 47). Важно при этом помнить, что свитки (балюстры) на боковом фасаде капители имеют форму трубчатого цилиндра и толщину обода волюты нужно рисовать как часть этого цилиндра для правильной прорисовки сопряжений наружного и внутреннего обвода (абриса) ее. Кроме того, важно правильно соотнести перспективные сокращения двух цилиндров, в которые вписаны балюстры волют.

И еще один важный момент.

Чтобы правильно нарисовать в перспективе видимую между волютами часть эхина с иониками, необходимо наметить полную его форму (как в тосканской или дорической капители) относительно оси симметрии ствола и только после приступать к разбивке осей иоников. При этом важно не забывать следующего положения: размеры в перспективе тех или иных частей формы (при нормальном ракурсе и 3-кратном удалении от нее) остаются приблизительно в тех же соотношениях, какие они имеют при фронтальном расположении. Иными словами, если часть меньше целого, то в перспективном сокращении она будет всегда меньше его (рис. 45, 48, 49, 50).


Использованы материалы работ Т. С. Ветлинской и Н. Ф. Маркова.

Инструкция

Рисовать, конечно, лучше всего с натуры. Но мало кто держит у себя дома макеты архитектурных деталей в натуральную величину, поэтому не исключено, что придется обойтись картинкой. Однако можно использовать и современные средства. Например, найдите подходящее , досмотрите его до места, где капитель будет в нужном вам ракурсе, и сделайте стоп-кадр. Это, конечно, не объемный макет, но представление об освещении и соотношении форм такой способ дает.

Рассмотрите капитель . Вы увидите, что она состоит из нескольких деталей. Наверху находится массивная квадратная плита, ее еще называют абакой. Еще выше - плита потоньше, она называется полочкой. Если начертить эти плиты в верхней проекции, то центры их совпадут, а стороны будут параллельны. Под абакой у дорической капители находится что-то вроде чаши - широкая деталь, образованная вращением шара. Это эхин. Под ним вы видите поясок, состоящий из отдельных частей, еще ниже - цилиндр. Он заканчивается идущей по кругу полочкой, которая и является переходом собственно к колонне. Это самый простой вариант капители. Под верхней плитой могут находиться изображения растений и животных, поясок может быть резным - ну и так далее.

Начинайте рисовать тонким твердым с осевой вертикальной линии. Самый удобный ракурс - когда середина верхней плиты находится прямо перед вами. В этом случае она совпадает с осью симметрии, и вам остается только определить соотношение размеров. Но, конечно, можно выбрать и любой другой ракурс.

Определите соотношение высот самых крупных частей. За основу возьмите часть колонны между поясками. Высота ее примерно в 2 раза меньше ширины. Наметьте высоту точками, затем отложите от каждой точки вправо и влево равные ей расстояния. Вниз отложите отрезки, примерно равные 1/6 высоты этой части капители. Для эхина отведите высоту, равную примерно 2/3 от высоты колонны между поясками, и примерно столько же - на высоту плиты без полочки.

Определитесь с шириной эхина и верхней плиты. Нижний диаметр эхина чуть шире основной колонны, а верхний - равен стороне плиты. Сама же плита примерно в 2 раза шире основной колонны. Для верхней полочки отведите ширину чуть побольше.

Соедините намеченные точки. Все части капители соедините прямыми линиями либо дугами, в зависимости от того, в каком положении по отношению к вам находится капитель . Овальную часть можно нарисовать так же, как вы рисуете стакан - двумя прямыми линиями, между которыми сверху и снизу располагаются овала. Лишние линии уберите. Боковые части эхина прорисуйте дугами, выпуклая часть которых направлена от колонны. Пририсуйте поперечные линии. Передайте штриховкой форму капители. Те части, которые находятся дальше от вас, сделайте более темными.

1. Рисование архитектурных объектов и декоративных деталей с освоением приемов и правил практической перспективы

Задания этого раздела дисциплины являются наиболее важными для практической работы архитектора. На аудиторных занятиях студенты выполняют с натуры длительные рисунки дорической капители и архитектурного макета в перспективе. По представлению выполняется рисунок перспективы архитектурного объекта на основе ортогональных проекций (по плану и фасаду). Это задание преследует цель развить навыки построения перспективного рисунка по представлению, а затем и по воображению. Выполнение таких заданий помогает понять логику конструктивно-художественной сущности форм и совершенствовать изобразительные навыки. Для успешного выполнения заданий требуется грамотное владение предыдущим учебным материалом по перспективному построению.

Выполняя композицию архитектурного пейзажа на пленере, студенты, опираясь на знание законов композиции, правил компоновки на изобразительной плоскости, принципов объемно-конструктивного рисунка и законов линейной и световоздушной перспективы, учатся создавать не только реалистически убедительные, но и содержащие художественную образность, эмоционально окрашенные изображения архитектурной среды. Такой подход не только помогает овладеть техникой и изобразительными средствами рисунка, но и расширяет кругозор, развивает профессиональные навыки будущего специалиста: понимание приемов создания гармоничной и целесообразной архитектурной формы, знание законов архитектурной объемно-пространственной композиции, умение гармонично вписать проектируемое сооружение в окружающее пространство с учетом конкретных условий.

Композиция интерьера

Рисование интерьера с натуры поможет студентам приобрести опыт непосредственного визуального восприятия и перспективного построения внутреннего архитектурного пространства, необходимый для профессионального проектирования. Так же обязательно для архитектора умение изобразить проектируемый интерьер по представлению и воображению. Длительный рисунок интерьера в аудитории выполняется с натуры. Во время самостоятельной работы должны быть выполнены зарисовки интерьеров различного функционального назначения с натуры и по представлению.

Зарисовки фигуры человека в одежде

Для выполнения заданий с изображением человека – самой сложной и совершенной формы предметного мира – от студента требуется высокий уровень владения изобразительными средствами рисунка. Главное правило, установившееся в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве с древнейших времен – «человек есть мера всех вещей» - остается неизменным и сегодня, так как именно фигура человека является модулем и эргономическим стержнем в деятельности архитектора и дизайнера. Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры и головы человека поможет студенту глубже узнать и понять функциональную целесообразность их частей, пластические, конструктивные и пропорциональные закономерности, почувствовать красоту и гармоничную взаимосвязанность всех форм, ощутить «человеческий» масштаб. Этот опыт необходим при проектировании архитектурного сооружения. Знание пластики и пропорций фигуры человека студенты углубляют, изучая самостоятельно соответствующие учебные пособия, выполняя зарисовки и копируя анатомические рисунки отдельных частей и общей формы фигуры человека. В аудитории проводятся занятия, во время которых студенты делают быстрые зарисовки фигуры, осваивая приемы и средства изображения пластики и пропорции человека в движении и приемы изображения одежды с характерными складками ткани. В задания для самостоятельной работы так же включаются наброски и зарисовки головы и фигуры человека с натуры.

Аудиторные практические задания

Рисунок дорической капители

Цель задания – развитие навыков линейного построения архитектурной формы, умение использовать светотеневую моделировку формы; знакомство с пропорциями античной и классицистической архитектуры.

Задачи и последовательность выполнения . Требуется выбрать точку зрения, с которой верхняя плита – абака разворачивается под углом к картинной плоскости, избегая положения, при котором левая и правая грани разворачиваются одинаково (под углом 45 0), и скомпоновать изображение, легкими линиями наметив общий силуэт капители. Изображение должно быть вписано в горизонтальный формат. Прежде чем приступать к построению, необходимо проанализировать форму и пропорции капители. Построение удобнее начинать с самой широкой верхней части капители. Это квадратная плита -абака, украшенная сверху полочкой и каблучком и валик – эхин, который представляет собой четверть вала.. Соединяя два элемента – квадратную абаку и круглый эхин, необходимо построить их так, чтобы при любом развороте абаки, эллипс эхина разворачивался по большой оси, имеющей строго горизонтальное положение, при этом середина каждой из сторон квадрата абаки должна совпадать с положением точки, в которой данная сторона касается окружности – верхней границы эхина. Для решения этой задачи удобнее начинать построение с эллипса. Через точно найденный общий центр нижнего квадрата абаки и верхнего круга эхина проводится общая вертикальная ось. Затем нужно с правильной передачей пропорций и перспективных сокращений построить форму нижней цилиндрической части капители, состоящей из трех поясков , шейки и астрагала с выкружкой – переходом от капители к обрубку верхней части колонны. Ствол колонны имеет сложную форму, которая называется энтазис , имеющую утонение кверху. Это плавное сужение можно заметить и в верхней части, примыкающей к капители. Для правильного перспективного построения необходимо точно найти степень раскрытия окружностей горизонтальных сечений на каждом уровне. При этом нужно помнить, что раскрытие горизонтальных плоскостей, расположенных выше плоскости горизонта, увеличивается по мере повышения уровня расположения. Ствол колонны декорирован двадцатью длинными полукруглыми в плане бороздками – каннелюрами, имеющими полукруглые же завершения – арочки. Правильно изобразить их может помочь план ствола колонны. Однако положение точек, перенесенных с плана на перспективное изображение горизонтального сечения ствола, требует некоторой коррекции с учетом перспективных сокращений. При построении деталей важно прорисовывать линейно не только видимые, но и невидимые границы всех элементов прозрачно «насквозь». Это способствует правильному изображению объемной конструкции капители (см. рис. 1.1). На последнем этапе линейного построения прорисовываются мелкие детали и намечаются линии светоразделов собственных и падающих теней. Затем с помощью светотеневой моделировки с использованием заштрихованного фона требуется полностью выявить характер формы с учетом пространственного расположения всех деталей, добиваясь цельности изображения в законченной работе. Примеры выполнения задания показаны на рис. 1.2 и 1.3.

Материал - ватман формата А-3 графитные карандаши 2H-2В.

Время на выполнение задания – 12 ч

А. Б.

В. Г.

Рис.1.1 А - пропорции дорической капители; Б, В, Г – последовательность и приемы построения дорической капители.

Рис. 1.2. Пример выполнения задания 1. Автор Вера Алексеева

Рис. 1.3 Пример выполнения задания 1. Автор Е.Рогожина

Рисунок тосканской, дорической, ионической греческой, ионической римской, коринфской и композитной колонн.

Для того, чтобы верно выбрать колонны, которые будут украшать фасад дома, многие ищут картинки, колонны на которых подчеркивают задуманный стиль или даже являются стилеобразующим элементом. Поскольку колонны в европейской архитектуре - продукт античного творчества, стоит ознакомиться с колоннами на рисунках из альбомов, которые составляли историки архитектуры. При желании создать сооружение, напоминающее античное, можно посмотреть колонны на фото древних храмов Греции. Например, иллюстрацию храма Зевса в Олимпии, строительство которого вел Либон, а затем Фидий между 472 и 456 гг. Храм Зевса - дорический периптер. По периметру храм украшала дорическая колоннада: 13 колонн располагались вдоль боковой стороны фасада, 6 колонн вдоль коротких сторон под фронтоном - основных фасадов. Этот ритм и соотношение между параметров сторон демонстрирует основные пропорции, используемые греческими зодчими.

Иллюстрация храма Зевса в Олимпии - предположительно так выглядело это античное сооружение до разрушения.

В последнее время все чаще при украшении фасадов используются готовые колонны, выполненные из различных материалов, например из полиуретана. Картинки таких колонн представлены на сайте, и из них можно выбрать наиболее подходящие по стилю. Такого типа колонны используют в случае, если они не несут нагрузки. В случае, если нагрузка есть, то используются несущие колонны из стали или железобетона, которые могут быть отделаны декором. Именно для таких случаев колонны из полиуретана выпускаются в виде двух полуколонн..jpg Но колонны - принадлежность не только античной греческой и римской культур. Если есть желание украсить фасад дома египетскими мотивами, можно использовать колонны египетского стиля. Для ознакомления с египетским стилем можно изучить картинки с колоннами Древнего Египта, сохранившиеся до наших дней. На египетских колоннах наносили письмена, орнаменты. Колонны могли иметь гладкие стволы или напоминать переплетающиеся растения. Иногда капители напоминали бутон или раскрывшийся цветок папируса.

Египетские колонны очень красочны и изобразительны.

Очень информативна в плане египетского стиля будет колонна с хатхорической капителью, изображающей голову богини Хатхор, как колонны на фото внизу.

Египетские колонны с хатхорической капителью. Святилище Хатхор. Гипостильный зал. Литография 19 в.

Усилить эффект могут скульптуры, которые устанавливают перед колоннами и опирают на них, которые не несут нагрузки. Образец такого симбиоза на картинке с колоннами ниже.

Колонны и скульптуры в Мединет-Абу, Рамессеум ансамбль Джосера в Сакаре, храм Рамзеса III. 1185 — 1153 гг. до н. э.

Конечно, в современных домах изменяются пропорции колонн в соответствии с высотой здания. Кроме того, буквальные цитаты исторических прообразов могут оказаться претензионными, но орнаментальные мотивы и элементы колонн, как на рисунке внизу, перенести можно.

Орнаментальные мотивы египетских колонн и рисунки можно перенести на колонны в современных зданиях.

Колонны присущи и восточному зодчеству, например, архитектуре Индии. Индия для западного человека нередко была предметом мечтаний. Дом в индийском стиле станет ярким акцентом, привлекающим внимание, и основным элементом станут колонны, как на фото ниже. Не так просто выделить единый индийский стиль, так как индийская архитектура представлена большим количеством направлений, которые сложились из традиций большого количества народностей, проживающих на территории этой страны. Но если решают включить в дизайн современного фасада колонны с индийскими мотивами, то получают желаемый эффект. Ориентироваться можно на картинки с колоннами, которые, например, относятся к эпохе Маурьев (начало правления царя Ашоки Маурья, когда страна достигла расцвета -262 г. до н. э.). В качестве образца может служить колонна Ашоки (Сарнатха). Колонна Ашоки была создана в начале 3-его века. До наших дней сохранилось основание, на котором высечены слова из Дхарма Чакры - (Колесо Закона) - кодекса государства. Капитель с четырьмя львами хранится сейчас в Археологическом Музее Сарнатха, она стала национальной эмблемой Индии и символом на гербе страны. Фигуры львов словно охраняют власть, глядя на все стороны света. На их спинах колесо, символизирующее движение вселенной. Под фигурами львов находятся рельефы с динамичными изображениями животных, словно бегущих друг за другом, символизируя замкнутый цикл человеческой жизни. Опорой для фигур служит лотос, обращенный лепестками вниз. Можно также за основу взять картинку с колонной Ашоки в Рампурве, с фигурой быка, стоящего на колоколе. Несмотря на то, что такие колонны обозначали территорию властителей и не являлись украшениями индийских фасадов, идею можно использовать в декоре современного здания для придания ему индийского стиля.

Капитель с четырьмя львами колонны Ашоки. 3 в. н.э. хранится в Археологическом Музее Сарнатха.

Другим вариантом индийского стиля может быть резная колонна с объемными фигурами на сюжеты индийской мифологии и письменами, которая может быть сделана как из камня, так и из искусственных материалов, имитирующих камень, чтобы она напоминала, например, колонну на фото ниже.

Колонны храма Кришны в Наггаре.

Или колонны напоминают, например, колонны на фото из храма Маликарджуна

Интерьер храма Маликарджуна.

Определившись со стилем здания и дизайном фасада, выбирают картинки с колоннами, подходящими к конкретному строению и той идее, которую хотел передать архитектор.