Народы кавказа. Народы кавказа спутниковая карта кавказа кавказ

Абхазия. Почему-то горная её часть закрашена в "русский цвет",хотя понятно что русские там не жили,ну по крайней мере она вообще к 1870 году не была заселена. Также непонятны "абхазские пятна" в Кодорском ущелье,хотя там уже никого не осталось. "Мингрельские острова" в восточной части Сухумского округа тоже непонятны. .

Мингрелия,Имеретия,Сванети. Цвета мингрелов и имеретин почти одинаковы,но можно разглядеть границы. Часть Лечхума помечена как мингрельская,также южный берег Риона внезапно гурийский,хотя известно что он не заселен и к тому же входил в Зугдидский и Сенакский уезды. Куда-то исчезли осетины-кударцы в обществе Часавали.

Гурия,Месхети. Обратите внимание на границу РИ с Османской империей. На гурийском участке вдоль границы никаких русских полос,зато на Ахалцыхском участке вереница русских поселений) Грузины редкость в Месхети,даже бОльшая редкость чем на самом деле - известно что с.Уде населено было грузинами-католиками,но тут оно обозначено как насенное...армянами,тогда как армяне там вообще не жили.

Тифлисская губерния,нагорная часть. Мохевцы причислены к Хевсурам,грузины в ущ.М.Лиахвы вообще не помечены,осетины в Триалети также проигнорированы.


Кабарда и Пятигорье. На карте вообще нет балкарцев) ,



Осетия и Чечня. Пригородный р-н полностью "русский" ,русские живут аж в Бамуте и в верховьях р.Асса. Ингуши видимо причислены к чеченцам.

https://az.sputniknews.ru/


Армянская сторона вынуждена шуметь по поводу "новой войны", чтобы отвлечь внимание своего народа от провальной встречи в Вене и провальной военной операции трехгодичной давности.

Александра Зуева, политический обозреватель Sputnik Азербайджан

Едва успели президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян достигнуть на встрече в Вене хоть каких-то небольших договоренностей, как в армянском обществе началось брожение.

Брожение умов в армянском обществе

Сначала министр обороны Армении Давид Тоноян во время встречи с армянской общиной Нью-Йорка заявил о том, что "мы меняем формат "территории за мир" на формат "новая война за новые территории", "мы увеличим число наступательных подразделений, чтобы перенести военные действия на территорию противника".

Следом вице-председатель Республиканской партии Армении Армен Ашотян, сторонник экс-президента страны Сержа Саргсяна, заявил о том, что "важно демонстрировать четкость в дипломатии и дать понять противнику, что если армянской стороне будет навязана война, то противник понесет новые потери".

"Причем не исключено и применение "Искандера". Результатом войны может стать освобождение новых территорий", - отметил он.

В министерстве иностранных дел Азербайджана уже отреагировали на происходящее, заявив, что подобные заявления и действия руководства Армении, в том числе представление такой формулировки, как "новая война за новые территории" - абсолютно неприемлемы.

В МИД Азербайджана полагают, что такого рода акции не соответствуют Венской встрече на уровне руководителей двух стран и принятому по ее итогам совместному заявлению.

"Именно Армения в полной мере несет ответственность за все возможные негативные последствия столь опасной риторики", - подчеркнули в ведомстве.

В армянском обществе, меж тем, действительно происходит нечто удивительное. С одной стороны, Пашинян заявляет о том, что он не имеет права говорить на переговорах от имени карабахцев, которые его не выбирали, а с другой – его министр, который может говорить только от имени армянской армии, делает заявления о "новой войне за новые территории".

То есть, за Карабах они говорить не хотят, как заверяет Пашинян, а воевать хотят, как утверждает Тоноян?

Уж не решила ли Армения наконец признать себя стороной конфликта? Если так, то значит это именно Армения имеет территориальные претензии к Азербайджану, от чего все время пытается откреститься армянская сторона.

Президент Ильхам Алиев во время посещения Н-ской воинской части сил особого назначения министерства обороны, видимо, неспроста напомнил о том, что "апрельские бои показали всему миру, что сегодня Азербайджанская армия обладает самыми высокими качествами и в любой момент может выполнить любую задачу. Созданный Арменией миф был развеян в пух и прах".

Несерьезность армянского премьера

Учитывая все вышеперечисленное, Sputnik Азербайджан обратился к азербайджанским экспертам с просьбой прокомментировать ажиотаж вокруг переговоров по Карабаху, начавшийся в Армении.

С армянской стороной в последнее время происходит что-то странное, заметил военный эксперт Узеир Джафаров. Пашинян на переговорах в Вене называет Армению сторонницей мира, а Тоноян в США заявляет о желании его страны "захватить еще какие-то новые территории", напомнил военный эксперт.

Причем Пашинян эти слова, судя по всему, одобряет, поскольку, комментируя их, сказал, что "если бы Тоноян сказал нечто другое, то я бы его освободил от должности министра обороны", отметил собеседник Sputnik Азербайджан.

Выходит, что посредникам, президенту Азербайджана и российскому лидеру Пашинян говорит одно, а на деле получается совсем другое, считает Джафаров.

"В таком случае, азербайджанская сторона очень хочет, чтобы Армения допустила какую-нибудь фатальную ошибку", - подчеркнул он.

Что же до Ашотяна, то тут все шито белыми нитками. После вчерашнего выступления азербайджанского лидера сторонник Саргсяна должен был что-то сказать, и не придумал ничего лучше, как в очередной раз сотрясти воздух пустыми словами об "Искандерах", считает военный эксперт.

Армянская сторона или не понимает, что играет с огнем, или же делает все эти безграмотные и безответственные заявления ради того, чтобы хоть как-то попытаться подбодрить свою внутреннюю аудиторию, заметил собеседник Sputnik Азербайджан.

"А ведь эти заявления могут обернутся для них большой трагедией от Нахчывана до Еревана", - подчеркнул он.

Впрочем, как в самой Армении, так и за ее пределами к Пашиняну и его заявлениям уже начали относиться с сомнением. Особенно после того, как некоторое время тому назад армянский премьер едва ли не пошел на открытую конфронтацию с Москвой, начав делать реверансы в сторону Запада и НАТО, напомнил Джафаров.

"В связи с этим его на Западе никак не поддержали и не стали выделять ему никакой значительно финансовой поддержки. Так Пашинян, наконец, понял, что никто, кроме России ему не поможет", - сказал военный эксперт.

Все это демонстрирует несерьезность армянского премьера. И если он будет продолжать в том же духе, то этот год станет последним годом его правления. Пашинян все чаще допускает политические и экономические ошибки, которые чреваты для него и страны серьезными последствиями, заключил собеседник Sputnik Азербайджан.

Руководство Армении отвлекает армянских народ от своих провалов

Директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА Ризван Гусейнов же, в свою очередь, объяснил брожение в армянском обществе двумя причинами. Первая, по его мнению - переговоры в Вене, которые завершились явно не в пользу Пашиняна.

"Все заявления Пашиняна о подключении третьей стороны – Карабаха – к переговорам были проигнорированы. Все его предложения по изменению формата и структуры переговоров также не были поддержаны МГ ОБСЕ, и полностью отвергнуты Азербайджаном", - напомнил эксперт, добавив, что все это однозначно свидетельствует о провале для официальных властей Армении.

Вторая же причина такого информационного шума со стороны Еревана в том, что это совпало с годовщиной апрельских событий 2016 года, считает собеседник Sputnik Азербайджан. По его словам, итоги этих событий были, мягко говоря, плачевными для армянской стороны и даже, можно сказать, обернулись сменой власти в Армении.

Эти два фактора вынуждают армянских политтехнологов шуметь по поводу "новой войны", отвлекать внимание своего народа от провальной встречи в Вене и провальной военной операции трехгодичной давности, подчеркнул Гусейнов.

Весь этот шум, по его словам, нацелен на внутреннюю аудиторию, и воспринимать его серьезно Азербайджану не стоит. Половина тех, кто сейчас в Армении об этом говорит, вообще ничего не смыслит в военном деле.

Что же до представителей Минобороны, так ведь именно они в 2016 году были ответственны за провал апрельских боев. Поэтому вдвойне смешно, когда они сейчас выступают с какими-то воинственными заявлениями, подчеркнул эксперт.

"Такие заявления армянской стороны как-раз и демонстрируют, кто из двух стран – Азербайджан или Армения – хочет войны", - заметил он.

Сразу же после мирных переговоров в Вене ситуацию вокруг карабахского конфликта начала обострять Армения. Азербайджан же по-прежнему продолжает призывать к миру, заключил собеседник Sputnik Азербайджан.


По оценкам историков, филологов и археологов – на территории современного Кавказа на данный момент проживают потомки около 60 различных языковых групп , и более 30 национальностей . За многовековой период становления народностей на территории граничащей с постоянными войнами и разрухой, этнос смог пронести свою культуру и обычаи через века. Ознакомится с каждой из них – непосильный труд, но узнать о большинстве из них будет как минимум интересно.

Проводя свою экскурсию о народах Кавказа, хотелось бы определить путь, по которому мы пройдем знакомясь с общими характерными тому или иному этносу фактами. Начнем его с Западного Кавказа, и самой западной народности – абхазов. Закончим наше знакомство на востоке, вместе с лезгинами. Но и не забудем о кочевых племенах.

Начнем именно с них, дабы ознакомится с географическими особенностями Кавказа, чтобы понимать специфику жизни всех других народностей. Дело в том, что Северный Кавказ – предрасполагает к ведению земледелия. Поэтому многие кочевые племена осели, и стали строить собственную культуру уже на местах. Начиная от абхазов и заканчивая жителями Алании .

Южная часть Кавказа

А вот что касается южной части Кавказа – то почва в этих местах бесплодна. Вода, которая поступает из гор – достигает равнины в застоявшемся виде, ибо ирригационные системы далеки от совершенства. Поэтому, как только наступает лето, кочевые племена отправляются все выше и выше в горы. Все зависит от условий для скота. Если пропитания достаточно, высота остается неизменной.

С наступлением холодов, кочевники спускаются с гор. Татары, ногайцы и трухмены живут по принципу вытоптанной травы: как только трава под ногами вытоптана – пора двигаться. И уже в зависимости от времени года определяют вверх в горы, или же спускаться.

Карта расселения народностей:

Теперь вернемся к оседлым еще в древние времена племенам, которые выбрали земледелие в основу своей жизнедеятельности.

Самые многочисленные народы Северного Кавказа

Абхазы

– самая западная народность Кавказа. Большинство – христиане, однако с 15 века, ввиду расширения территории, были добавлены мусульмане суннитского толка.

Общая численность абхазов во всем мире насчитывает порядка 200 тысяч человек в 52 странах мира.

Культурная составляющая христианского народа – традиционна данной местности. Издавна занимались и славились ковроделием, вышиванием, резьбой.

Следующая по направлению на восток народность. Северные склоны Кавказа, а также равнины у Терека и Сунжи – их ареал обитания. Нынешняя территория Карачаево-Черкессии, однако с карачаевцами не имеет ничего общего, кроме территории. В то же время имеет место быть родство с кабардинцами, однако те, ввиду административно-территориального разделения также разделяют территорию с далекими по родству балкарами.

Все они относятся к адыгам. Культурное наследие которых внесло огромный вклад в мировое наследие кузнечного и ювелирного дела.

Сваны

– северная ветвь грузин, которая сохранила свой собственный язык и культурное наследие. Территория проживания – наиболее высокогорная часть Грузии, это от 1000 до 2500 метров над уровнем моря.

Характерной чертой культурной жизни сванов является отсутствие крепостного права и условный принцип дворянства. Не было на счету захватнических войн. Всего насчитывается порядка 30 000 сванов по всему миру.

Осетины

– древняя народность иранского происхождения. Царство осетин Алания – одно из наиболее древних и пронесшее через века христианство в его изначальном виде. Многие республики ввиду неустоявшегося христианства перешли в ислам, однако Алания – крупнейшая территория северного Кавказа унаследовавшая христианство. Момент исламизации прошел мимо .

и чеченцы

родственные народы. Большинство исповедуют ислам, исключение составляют только проживающие на территории Грузии. Общая численность народов составляет порядка 2 миллионов человек.

Лезгины

Самый восточный регион представлен народами нынешнего Дагестана. И наиболее распространённый не только на территории Дагестана, но и Азербайджана – , отличаются богатым культурным наследием.

Определяющее значение в становлении кавказских народов сыграло географическое положение. Расположившись на границах Османской Империи, Византии, Российской Империи – им было предопределено воинское прошлое, черты которого отобразились на характере и специфики народов Кавказа. Однако, стоит отметить, что культурное наследие было сохранено, невзирая на гнет соседних империй.

Население Кавказа по географическому принципу классификации народов мира делится на 2 группы: 1. Народы Кавказа. 2. Остальное население Кавказа. К остальному населению Кавказа относятся те народы, чье этническое формирование началось и завершилось на иной территории, не на Кавказе. На Кавказе они оказались уже сформировавшимися как народ – со своим языком, материальной и духовной культурой. Народ – источник, от которого они когда-то отделились и сегодня существует как самостоятельный этнос. Этническая территория этих народов и сегодня существует как самостоятельная геополитическая единица. К этой группе относятся все славянские народы, греки, эстонцы и другие, несколько поколений которых проживает на Кавказе. Эти народы ни сами не относят себя к народам Кавказа, ни их при научной классификации не относят в этногенетическом плане к данному региону.

Народы Кавказа в свою очередь по принципу автохтонности делятся на две группы: 1. Автохтоны Кавказа. 2. Пришлые народы Кавказа. Сперва рассмотрим вторую группу. К пришлым народам Кавказа относятся те, чье этническое формирование началось на иной территории, но завершилось на Кавказе. Народ – источник, от которого когда-то их предки отделились, как правило, сегодня уже не существует как этнос. Первоначальная этническая территория этих народов, как правило, уже не существует как самостоятельная геополитическая единица.

Пришлые народы Кавказа по генезису делятся на три группы: 1. Индоевропейские народы Кавказа 2. Народы алтайской семьи. 3. Семито – хамитские народы Кавказа.

Осетины – расселены в Республике Северная Осетия (Алания) в составе Российской Федерации, столица – г. Владикавказ; в Южной Осетии в составе Грузии, столица – г. Цхинвал. Осетинский язык – литературный, относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Первая волна предков осетин – сарматы впервые появились на Кавказе в IV веке до н. э. Следующие волны сарматских племен пришли на Кавказ во II веке до н. э. и на рубеже двух эр. Раннесредневековые предки осетин – аланы. Аланы смешались с доаланскими автохтонными племенами Осетинка в национальном костюме

Талыши – расселены в Азербайджане, исторически проживали в горной и предгорной области Талыш, примыкающей к югозападному побережью Каспийского моря (юговосток Азербайджана и северо-запад Ирана). Талышское ханство вошло в состав Российской империи самостоятельно (вне связи с Азербайджаном) в конце ХVIII века. Талышский язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Численность во всём мире - 256 тысяч человек. Талышская девушка из Азербайджана. 1920 -е гг.

Таты – (варианты названий - кавказские персы, закавказские персы) - иранский этнос, проживающий в Азербайджане и в России (преимущественно на юге Дагестана). Таты не имеют своей автономии, татский язык литературный, относится к иранской группе. Предки татов появились на Кавказе в VI веке н. э. , Численность татов – около 10 тысяч человек. Татская женщина. Старинное фото

Курды - ираноязычный народ, представляет собой совокупность многочисленных племенных групп, расселённых главным образом в районах среднего и северного Загроса и в верховьях Тигра и Евфрата - в регионе, называемом Курдистаном. Также расселены в Закавказье, не имеют автономии. После вхождения в состав Российской империи Грузии (1801 год), а также Гянджинского, Карабахского и Шекинского ханств часть курдов стала российскими подданными. В настоящее время Курдистан поделен между Турцией, Сирией, Ираном и Ираком. Численность курдов в мире – около 40 млн. чел. В Адыгее курды компактно проживают в сёлах Еленовское, Белое и Садовое, где поселились в конце 80 -х - 90 -х годах XX века беженцы из зоны Карабахского конфликта и переселенцы из других регионов Закавказья, а также из Средней Азии. Курдская женщина с детьми. Село Кварцхана, Батумская область, 1912 год.

Армянка в национальном костюме Армя не - древний народ, говорящий на армянском языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье. Являются государствообразующим народом в Армении и непризнанной Нагорно. Карабахской Республике. Формирование армянского народа на территории Армянского нагорья началось с конца II тысячелетия до н. э. и завершилось к VI веку до н. э. Черкесогаи - локальная этническая группа армян, сформировавшаяся на территории исторической Черкесии. Многовековое проживание в адыгской языковой среде привело к образованию особого этнолекта. В 1830 -х гг. были переселены российскими властями на равнинные территории, где основали город Армавир. В настоящее время наиболее высока концентрация черкесогаев в городах Армавир и Майкоп.

Азербайджанцы – тюркоязычный народ, составляющий основное население Азербайджана и значительную часть населения северо-западного Ирана. В России азербайджанцы традиционно проживают в Южном Дагестане. Общая численность - свыше 30 миллионов человек. Относятся к каспийскому типу европеоидной расы. Ранние тюрки оказались на Кавказе в конце IV века н. э. Формирование современного азербайджанского этноса на территории Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана представляло собой многовековой процесс, завершившийся в основном к концу XV века. Азербайджанка. Старинная фотография.

Кумыки – тюркоязычный народ, один из народов Дагестана, компактно проживают также в Северной Осетии и в Чечне. Антропологически у кумыков представлен каспийский подтип европеоидной расы. Не имеют автономии. Численность – около 500 тысяч человек. Кумычка. Старинное фото.

Карача евцы - тюркоязычный народ на Северном Кавказе, населяют Карачаево-Черкесию, в основном её горные и предгорные районы. Фактически карачаевцы составляют единый с балкарцами народ, разделённый административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу балкано-кавказского варианта европеоидной расы. Численность около 218 тысяч человек. Старейшины Карачая в XIX веке.

Балка рцы - тюркоязычный народ на Северном Кавказе, населяющий в основном горные и предгорные районы Кабардино -Балкарии. Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке. Полагают, что балкарцы образовались из смешения коренных северокавказских племён и алан с пришлыми племенами болгар. Численность около 112 тысяч человек. Балкарки в национальных костюмах (начало XX века)

Ногайцы – тюркоязычный народ на Северном Кавказе, проживают в Ставропольском крае, в Республиках Дагестан и Карачаево-Черкесия. Ногайский язык литературный. Численность в Российской федерации - 103, 7 тысяч человек по данным переписи 2010 г. Ногаец. Старинное фото

Горские евреи – расселены в Дагестане и Азербайджане. Язык евреев относится к семитской группе семито-хамитской языковой семьи. Большинство горских евреев говорит на татском языке. Предки татов и горских евреев одной волной пришли на Кавказ в VI веке н. э. и дальнейшее их этническое развитие шло на одной территории и при постоянном взаимодействии. Поэтому зачастую в житейской повседневности, а иногда и при научной классификации татов и горских евреев воспринимают как один народ, одно подразделение которого – таты – исповедует ислам, а другое – горские евреи – иудаизм. Однако это – два гетерогенных народа. Численность горских евреев – 11 000 человек. Горские еврейки

Айсоры (историческое название – ассирийцы, самоназвание – сураи) – расселены в Армении, Грузии, России. Язык литературный, относится к семито-хамитской языковой семье. Предками современных ассирийцев являются говорившие на арамейском языке жители Месопотамии, принявшие в I веке христианство. Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках, входящих в семитскую семью. Численность в России – около 11 тысяч. Ассирийский мальчик в традиционном костюме.

Автохтонные народы Кавказа говорят на языках Иберийско-кавказской семьи. К автохтонам Кавказа относятся те народы, чье этническое формирование началось и завершилось на Кавказе и не связано ни с каким другим регионом. Автохтоны Кавказа делятся на четыре группы: 1. Адыго-абхазская группа 2. Вайнахская группа 3. Дагестанская группа 4. Картвельская группа

Иберийско-кавказские языки Адыго-абхазские: Адыгейский Кабардинский Абхазский Абазинский Убыхский Дагестанские языки: Аваро-андо-цезская ветвь Лезгино-даргинская ветвь Хиналугская ветвь Лакская ветвь Вайнахские: Чеченский Ингушский Бацбийский Картвельские языки: Грузинский Сванский Мегрельский Лазский

Абази ны - один из древнейших коренных народов Кавказа, принадлежащий к группе абхазо -адыгских народов. В настоящее время проживают в Российской Федерации, наиболее компактно в 13 селах Карачаево-Черкесии. Абазины также проживают в республике Адыгея в ауле Уляп в количестве нескольких семейств. Историческая древняя родина абазин - территория современной Абхазии. В начале 14 века абазины начали перебираться на территорию нынешней Карачаево-Черкесии. Абазинка. Старинное фото.

Девушка-абхазка. Старинное фото. Абхазы - один из народов абхазо-адыгской группы, коренное население Абхазии, проживающее в Западной части Кавказа. Крупные диаспоры имеются также в Турции, России, Сирии, Иорд ании, дисперсно - в странах Западной Европы и в США. По переписи 2010 года абхазов 122 000 человек. В начале XXI века их общая численность в мире оценивается в 185 тыс. человек (по данным абхазских ученыхдемографов около 600 тысяч) Абхазы проживают в 52 странах мира.

Тевфик Эсенч (1904- 1992) - последний носитель убыхского языка. Убы хи - народ, родственный по культуре и быту адыгам, абазинам и абхазам. До 1864 года жили на Кавказском побережье Чёрного моря, между рр. Шахе и Хоста (т. н. Убыхия) (около 70 тысяч чел) в районе Большого Сочи. В конце Кавказской войны были почти полностью переселены в Османскую империю. Большая часть убыхов вымерла в процессе переселения. На данный момент в Турции проживает до 10000 потомков убыхов; они сильно ассимилированы и говорят на турецком и черкесском языках. В настоящее время убыхский язык считается мёртвым. Последний носитель убыхского языка в Турции - Тевфик Эсенч - был информатором французского лингвиста Ж. Дюмезиля как о языке, так и о культуре, верованиях и устройстве жизни убыхов, которые он ранее почерпнул у своего деда Ибрагима, родившегося и выросшего в Убыхии.

Чече нцы - северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, коренное население Чечни. Исторически также проживают в ряде районов Дагестана, Ингушетии и Грузии. Антропологически чеченцы относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Общая численность чеченцев во всём мире - 1 миллион 550 тысяч человек. В настоящий момент абсолютное большинство чеченцев проживает на территории России. После Кавказской войны около 5000 семей чеченцев переселились в Османскую империю. Их потомки составляют основную часть чеченских диаспор в Турции, Сирии и Иордании. В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства. Чеченец. Старинное фото.

Ингуши - вайнахский народ, исторически проживающий на Северном Кавказе. Коренное население Ингушетии. Общая численность во всем мире оценивается в 600 тысяч человек. В России по последней переписи 2010 года проживает 444 тысячи ингушей, большая часть из которых расселена в Ингушетии - 385, 5 тысяч человек, а также в Северной Осетии - 28, 3 тысяч человек. Антропологически ингуши относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. В 60 -е годы XIX века часть ингушей, переселилась в Османскую империю. Во время Великой Отечественной войны ингуши, вместе с чеченцами, были обвинены в сотрудничестве с фашистскими захватчиками и депортированы в Казахстан и Сибирь. По оценкам потери составили от четверти до половины населения. В правах были восстановлены в 1957 году, после смерти Сталина. Ингушка в традиционном костюме.

Грузи ны - бо льшая часть грузинской нации сосредоточена внутри границ Грузии. Также немало грузин живёт в восточных провинциях Турции и во внутренних районах Ирана. Численность грузин в мире - более 4 млн. человек. В большинстве своем грузины антропологически относятся к понтийскому и кавкасионскому типам европеоидной расы. Наиболее близки к грузинскому языку лазский, мегрельский и сванский. Молодая грузинка из состоятельной семьи.

Ла зы - субэтническая группа грузинского народа. Проживают на территории исторической области Лазистан, большая часть территории которой в настоящее время входит в состав Турции. Численность в мире по разным данным от 150 тысяч до 500 тысяч человек. Лазские мужчины в традиционной одежде (около 1900 года)

Мегре лы рассматриваются как субэтническая группа грузинского народа. До 30 -х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), последующие переписи причисляют их к грузинам. Мегрелы кроме родного языка владеют также грузинским языком. Мегрелы являются народом региона Мегрелия в Западной Грузии. Мегрельский князь, рис. князя Г. Гагарина. XIX в.

Сва ны - рассматриваются как субэтническая группа грузинского народа. Говорят на сванском языке. До 30 -х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), но затем последующие переписи не выделяли их отдельно и включали (как и сегодня) в состав грузин. Кроме своего родного языка, все сваны владеют грузинским языком. Сван. Старинное фото.

Дагестан является самой многонациональной республикой России. Наиболее многочисленные автохтонные народы Дагестана: аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы. Аварская девушка Аул Хиндарх. Дагестан. 1883 г. Этническая карта Дагестана. 1 -смешанное население, 2 -аварцы, 3 -даргинцы, 4 -лезгины, 5 -лакцы, 6 -табасаранцы, 7 -агулы, 8 -рутульцы, 9 -цахуры, 10 -кумыки, 11 -ногайцы, 12 -азербайджанцы, 13 -русские

Знатный черкес из Анапы. Рис. князя Г. Гагарина. XIX в. Адыги – современные адыгейцы, черкесы, кабардинцы. Адыгейцы – западные или нижние адыги, расселены в Республике Адыгея. Численность адыгейцев в России – около 124 000 человек по переписи 2010 года. Черкесы – центральные адыги, расселены в Республике Карачаево. Черкесия. Автономию делят с тюркоязычными ногайцами, карачаевцами и с автохтонными абазинами. Численность – около 73 000 человек. Кабардинцы – восточные или верхние адыги, расселены в Кабардино-Балкарии. Автономию делят с тюркоязычными балкарцами. Численность кабардинцев – около 510 000 человек. Адыгский язык имеет два литературных варианта – адыгейский литературный язык и кабардинский литературный язык.

После завершения Кавказской войны Черкесия полностью вошла в состав Российской империи. С 1864 по 1871 год адыги были насильственно выселены в Турцию. По свидетельствам демографов России ХIХ века, 90 % от общей численности адыгов было депортировано в Турцию, 10 % осталось на исторической родине семью компактно расселенными группами на территории бывшей Черкесии. Из них три группы после установления Советской власти получили автономные области, которые в 1991 году обрели статус самостоятельных субъектов Российской Федерации – Республика Адыгея, Республика Карачаево-Черкесия, Республика Кабардино-Балкария. Знатные черкесы. Современный рисунок

Кроме этого, адыги компактно расселены сегодня в следующих регионах: Моздокские адыги – в трех аулах Северной Осетии и в одном ауле Ставропольского края, единственная группа адыгов, которая до сих пор исповедует христианство. Армавирские адыги – население трех аулов Успенского района Краснодарского края. Причерноморские адыги - шапсуги, расселены в 12 аулах Лазаревского и Туапсинского районов Краснодарского края и в четырех аулах Республики Адыгея (в 1830 году шапсугов было 300 000 человек, по Новицкому). По переписи 2010 г. их численность составляет около 3800 человек. В 1924 году шапсуги получили четвертую для адыгов автономию – Шапсугский национальный район, который был ликвидирован Указом И. Сталина 24 мая 1945 года. Адыг на царской службе. Старинное фото

Натухайцы – адыгский субэтнос, были расселены на Черноморском побережье от Тамани до реки Джубга; по Новицкому, в 1830 году натухайцев было 240 000 человек, от которых остался только один аул – Хатрамтук (в русской топонимии – аул Суворово-Черкесский) под г. Анапой. Этот аул в 1924 году был переселен на территорию Адыгеи и с этого времени на натухайской земле не осталось адыгских населенных пунктов. Остальные натухайцы выселены в Турцию. Всего на исторической Родине, на Кавказе и в целом в России, адыгов по данным переписи 2010 года – около 700 000 человек. Адыгская диаспора насчитывает 45 государств. Подавляющее большинство адыгов – депортантов проживает в Турции – по неофициальным данным – около 5 000. Всего в мире около 5 -6 миллионов адыгов. Кабардинец Киллар Хаширов в 1829 г. первым вступил на вершину Эльбруса


Звезда турецкого кинематографа черкесского происхождения Тюркан Шорай Мераль Окай - турецкaя актриса черкесского происхождения, сценарист и автор песен. Автор сценария популярного сериала «Великолепный век»

Моник Чемерзина (1924- 2004 гг.) - знаменитая французская балерина, актриса театра и кино черкесского происхождения, использовавшая сценическое имя Людмила Черина. Из семьи черкесского дворянинаэмигранта Авенира Чемерзина (Шамырзэ), бывшего царского полковника. После окончания карьеры балерины, занималась модельным бизнесом, живописью, скульптурой. Самая известная её работа (являющаяся официальным символом Евросоюза) - монумент «Сердце Европы» . Скульптура установлена в Страсбурге у здания Европейского парламента.

Хагондокова Ирен (Эльмесхан) Константиновна, графиня дю Люар - (18921985), черкесского (кабардинского) происхождения. Дочь генерала царской армии К. Хагондокова. В эмиграции после революции 1917 г. В молодости – манекенщица дома Шанель, позднее - активная участница антифашистского движения Сопротивления Франции в годы второй мировой войны. Добровольно вступив в медицинскую службу французской армии, участвовала в боях против немецко-фашистских войск в Северной Африке, сражалась в Тунисе, Италии, Франции и Германии, участница знаменитого парада 14 июля 1945 г. в честь освобождения Франции. Кавалер многих военных наград Франции и других стран, а также ордена Почетного Легиона. Пользовалась необыкновенным авторитетом в армии. Получила почетное звание Крестной матери 1 -го кавалерийского полка Иностранного Легиона. Похоронена с высочайшими воинскими почестями.

Другие знаменитые адыги: Напсо Мухадин Османович - судостроитель, один из создателей первой в СССР атомной подводной лодки "Ленинский комсомол". Нехай Дауд Ериджибович - Герой Советского Союза. Ногмов (Ногма) Шора Бекмурзович - адыгский просветитель первой пол. XIX в. , историк, литератор, лингвист, зачинатель адыгской письменности. Омар Фахри (Тлеуж) - государственный и общественный деятель Сирии, участник арабоизраильской войны 1948 -49 гг. , начальник полиции Сирии, сирийский военный атташе в Турции и Швейцарии. Омар Хикмет (1886 -1948 гг.) государственный деятель Иордании, министр торговли и сельского хозяйства, мэр г. Аммана, начальник администрации королевского двора. Темирканов Юрий Хатуевич - кабардинец, дирижер с мировым именем, заслуженный артист РСФСР, КБАССР, СССР, лауреат Гос. премии СССР, премии им. Глинки, лауреат многих международных конкурсов. Гл. дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории. Одиннадцать лет возглавлял академический театр оперы и балета им С. М. Кирова. Более 20 лет работал как приглашенный главный дирижер с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, гастролировал с одним из наиболее знаменитых симфонических оркестров США - Филадельфийским, работал с Нью-Йоркским, Сан. Францискским, Бостонским, Би-би-Си оркестрами, имеет правительственные награды. Хайраддин Ат-Туниси (Туниси Хайреддин) (1826 -1889 гг.) - тунисский просветитель и государственный деятель, автор тунисской конституции 1861. По происхождению черкес. Родился в Западной Черкесии, в 1840 попал невольником к тунисскому бею Ахмеду. Образование получил в Стамбуле и Тунисе. В 1857 -62 гг. - занимает пост министра военно-морского флота, 1861 -62 - председатель Высшего Совета парламента Туниса, 1877 - премьер-министр Туниса.

Кавказ является южной границей, разделяющей Европу и Азию. Здесь проживает около тридцати разных национальностей.

Его часть, Северный Кавказ, практически вся входит в состав России, а южную делят между собой такие республики, как Армения, Грузия и Азербайджан.

Народы Северного Кавказа живут в наиболее сложном во многих отношениях регионе нашей страны, который включает в себя много территориальных образований, сформировавшихся по национальному типу. Этот густонаселенный и многонациональный район с его различными традициями, языками, а также верованиями принято считать Россией в миниатюре.

Благодаря своему уникальному геополитическому и геокультурному положению, относительно небольшой Северный Кавказ с давних пор считался контактной зоной и одновременно барьером, разделяющим цивилизации Средиземноморья, Восточной Европы и Именно этим и определяются многие процессы, происходящие в данном регионе.

В большинстве своем народы Северного Кавказа одинаковы внешне: как правило, темноглазые, светлокожие и темноволосые, у них резкие черты лица, и узкие губы. Обычно горцы по сравнению с равнинными жителями более высокого роста.

Их отличает полиэтничность, религиозный синкретизм, своеобразные этнические кодексы, в которых преобладают определенные черты, обусловленные их древнейшими родами занятий, такими, как террасное земледелие, альпийское скотоводство, наездничество.

По своей языковой классификации народы Северного Кавказа относятся к трем группам: к адыго-абхазской (на этом языке говорят адыги, абхазы, черкесы и кабардинцы), к вайнахской - чечены, ингуши, и к картвельской группе, родной для сванов, аджаров и мегрелов.

История Северного Кавказа во многом переплетена с Россией, которая всегда связывала с этим регионом большие планы. Еще с шестнадцатого-семнадцатого веков начинает налаживать интенсивные контакты с местными народами, особенно с черкесами и кабардинцами, помогая им в борьбе против

Народы Северного Кавказа, страдающие от агрессии Турции и Шахского Ирана, всегда видели в русских реальных союзников, которые помогут им остаться независимыми. Восемнадцатый век стал новым этапом в этих отношениях. После удачно завершившегося Петр I взял под свой суверенитет многие районы, в результате чего резко обострились его отношения с Турцией.

Проблемы Северного Кавказа всегда были на первом плане внешнеполитических задач России. Это объяснялось значимостью данного региона в борьбе за выход к стратегически важному для русских Черному морю. Вот почему с целью закрепления своих позиций царское правительство щедро одаривало горских князей, перешедших на его сторону, плодородными землями.

Недовольство Османской Турции привело к русско-турецкой войне, в которой России удалось отвоевать большие территории.

Однако итоговым фактором для окончательного вхождения всего этого региона в состав России стала Кавказская война.

И сегодня в Северо-Кавказском регионе, границы которого определились в девятнадцатом веке, расположились семь автономных республик РФ: Карачаево-Черкесия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Алания, Ингушетия, Дагестан и Чеченская Республика.

Площадь, на которой они находятся - это меньше одного процента от всей территории нашей страны.

В России живет около ста национальностей и народностей, и почти половина из них - это народы Северного Кавказа. Причем по оценкам демографической статистики, именно их численность постоянно увеличивается, и сегодня эта цифра превосходит шестнадцать миллионов человек.