Преданья старины глубокой дела давно. «Преданья старины глубокой, дела давно минувших дней…



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа - былинах.
  • Рассмотрение былин в широком культурологическом пространстве: связях данного жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве.
  • Развитие аналитического, синтезирующего и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, систематизировать, интегрировать, проводить аналогии, умения литературным языком выражать свои мысли.
  • Обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в былинах.
  • Обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказки.
  • Совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Отработка навыков работы в группе, умения отвечать на поставленные вопросы, в том числе проблемного характера, осуществлять монологическое высказывание на заданную тему.
  • Воспитывать патриотических чувств, нравственных качеств на примере былинных героев.

Тип урока:обобщение и систематизация знаний, урок-соревнование.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация.

Подготовка: делим класс на 2 команды-дружины (жеребьевка), ученики прочитали былины об Илье Муромце, нарисовали иллюстрации к былине "Илья Муромец и Соловей-Разбойник", комиксы; памятки по написанию синквейна; жетоны.

ХОД УРОКА

Звучит гусельный перебор. Слайд

Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы!
Посмотрите-ка, да послушайте,
Да не говорите потом,
Что слыхом не слыхивали и видом не видывали.
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!
Давно я вас жду-поджидаю,
Урок без вас не начинаю.
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мы рассказ поведем про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море успокоилось,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы да девицы призадумались.

Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы погружались в мир былины - древнего эпоса русского народа.

Сегодня мы подведем итоги по изученной теме. Вы разбились на 2 дружины, которым предстоит помериться силой знаний, эрудицией, недюжинными творческими способностями. Дерзайте, да не посрамите чести своей дружины!

1. Придумать название своей дружины, связанное с былинами об Илье Муромце, представить свою дружину, выбрать художника. Слайд

Задание художникам (работают отдельно, как закончат, присоединяются к команде). Из нарисованных иллюстраций или комиксов (давалось в качестве домашнего задания на предыдущем уроке) оформить выставку (заголовок, расположение и т.д.) и придумать защиту своей работы.

2. Былинная разминка. Слайд

За каждый правильный ответ дается один жетон. Если дружина не знает ответа, то право отвечать переходит к команде-сопернице.

Вопросы для 1 дружины

  1. Героическая песня-сказание о богатырях, об их подвигах. (былина или старина)
  2. Средства выразительности: "старыя казак", "дороженька окольная" (Эпитеты)
  3. Как звали мать Ильи Муромца? (Ефросинья Поликарповна)
  4. Где родился Илья Муромец? (Родом из села Карачарова, что под Муромом.)
  5. Как звали коня Ильи Муромца? (Старый Бурушка косматенький)
  6. Сколько лет не владел Илья ни руками, ни ногами (33 года)
  7. С именем какого князя связаны былины киевского периода? (Князь Владимир)
  8. Соловей -Разбойник имеет отчество ...(Одихмантьев сын)
  9. Илья Муромец выбил Соловью-Разбойнику:(право око с окосицей, т.е. с виском)
  10. Место обитания Соловья-Разбойника? (Возле Черной Грязи, у реки Смородинки)
  11. Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе? (Воеводою.)
  12. Кто был крёстным отцом Ильи? (Микула Селянинович)
  13. А сколько всего богатырей было у князя Владимира Красное Солнышко? (Тринадцать.)
  14. А по многу ли в день ест хлеба Илья Муромец? ("Он ведь кушает-то хлеба по единому, по единому кушает одному ломтю!")
  15. Каким оружием поразил в бою Илья Калина - царя татарского? (Он поразил его острым копьём)

Вопросы для 2 дружины

  1. Древнее название былины (Старины)
  2. Художественный приём: "с горы на гору стал перескакивать, с холма на холмы перемахивать:" (Гипербола)
  3. Как звали отца Ильи Муромца? (Иван Тимофеевич)
  4. Старинный струнный щипковый инструмент. (гусли).
  5. Какие два основных вида былин вы знаете? (киевские и новгородские)
  6. Кого называли ратными людьми? (богатырей)
  7. Сколько было дочерей у Соловья - Разбойника?(3 дочери)
  8. Что означает название реки Смородина? (Река Забвения -смрадная)
  9. На развилке трех дорог лежит камень. Как его называют? (горюч камень)
  10. Кто же исцелил Илью Муромца? (Калики перехожие.)
  11. Где взял богатырь доброго коня? (Сам выкормил из жеребёночка, три месяца кормил)
  12. Кто выковал для Ильи доспехи богатырские? (Краснояр - кузнец)
  13. Кто выучил Илью военной науке? (Святогор - богатырь)
  14. Какого цвета волосы у Ильи Муромца? (Жёлтого: "Он берёт Илью да за жёлты кудри...")
  15. Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось по ней проехать? (Пятьсот вёрст.)

3. "А как это по-русски?" Слайд

Объяснить значение древнерусских слов и выражений (даем на листочках каждой команде, они вписывают значения, собираем листочки, называем правильный вариант, даем 1 жетон за каждое правильное значение)

1.Ой, вы гой еси - будьте здоровы. Слайд

2. Калика перехожий - странник, позже - калека.

3. Покляпая береза - наклоненная, кривая.

4. Живот - жизнь, достаток.

5. Сыть - пища, еда.

6. Дорога заколодела - завалена колодами, попадавшими деревьями.

4. Богатырские доспехи (кто быстрее даст ответ на вопрос, тот и получает заветный жетон) Слайд Как назывался головной убор богатыря?(Шлем.) Слайд

  • При создании какого военного головного убора XX века за основу был взят богатырский шлем? (Буденновка.) Слайд
  • Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец. (Кольчуга.) Слайд
  • Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем - считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. (Меч.) Слайд
  • Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок воинов "один на один" начинался с использования именно этого оружия. (Копье, пика.)
  • Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит.) Слайд
  • Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава.) Слайд
  • 5. Богатырские подвиги (самые трудные вопросы, задаем каждой дружине поочередно; если дружина затрудняется с ответом- передаем право ответить дружине-сопернице). Слайд

    1. Что написано на горюч камне? (Прямо ехать- убиту быть; направо ехать- женату быть; а налево ехать- богатому быть) Слайд

    2. Какую новую надпись написал Илья Муромец на бел-горюч камне? ("Две дорожки очищены старым казаком Ильей Муромцем") Слайд

    3. Какое первое испытание выпало на долю Ильи Муромца? (Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьем-разбойником возле речки Смородинки.) Слайд

    4. С кем еще пришлось сражаться Илье Ивановичу? (С Идолищем поганым, с Калиным-царем.) Слайд

    5. По описанию узнай героя былины об Илье Муромце: "Он сидит злодей на семи дубах, \На семи дубах, на сорока суках:" (Соловей - разбойник) Слайд

    6.По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья: "Голоса у них горластые, \А щиты у них крестастые, \На них шлемы, будто ведра вверх дном, \Кони - лошади в булатной броне:" (Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге) Слайд

    7. Чем прогневил Илья Муромец князя Владимира? (Дерзким поступком: сбил стрелами из лука серебряные церковные маковки и кресты золочёные, отправился в кружало и устроил для мужиков киевских пир-столованье.) Слайд

    8. На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком? (На три года.) Слайд

    9. Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава - дочь Владимира) Слайд

    10. Как Илья Муромец попал в плен, сражаясь с Батыем? (Он попал в подкоп, устроенный Батыем и не мог из него выбраться) Слайд

    11. Кто носил хлеб и питьё Илье Муромцу, когда он сидел в подкопе? (Авдотья Рязаночка) Слайд

    12. Как удалось Илье выйти на свободу из плена? (Он поломал оковы железные, разорвал все "опутья", побил врагов "осиновой палицей") Слайд

    13. К кому обратил Илья такие слова: "Ты сухая, ты ведьма стародряхлая, \ Плохо знаешь ты, видно, русский люд!" (К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не смогла) Слайд

    14. Кого на Руси называют крестовыми братьями? (Тех, что побратались, обменявшись нательными крестами.)

    15. Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? (Святогор-богатырь.) Слайд

    16. Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.) Слайд

    17. Вспомните любимое "ругательное" слово Ильи Муромца. (Собака: "Что ж ты об кочки, собака, спотыкаешься?" - говорит коню; "Не буду служить тебе, собаке, царю Калину!") Слайд

    18. Все вы помните картину В.М. Васнецова "Богатыри" и её героев - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском - с Добрыней Никитичем или Алёшей Поповичем? (С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина "Бой Добрыни с Ильёй Муромцем".) Слайд

    19. Кто помогает Илье Муромцу одолеть царя Калина и его войско несметное? (Двенадцать русских богатырей под началом Самсона Самойловича.) Слайд

    20. Какой былиной заканчивается повествование об Илье Муромце? ("Три поездки Ильи Муромца".) Слайд

    6. На выставке. Слайд

    Художники, оформлявшие выставку, демонстрируют свою работу, защищают.

    7. Подведение итогов. Слайд

    8. Домашнее задание. Слайд

    1. Написать материал в школьную газету о сегодняшнем уроке.

    2. Написать синквейн об Илье Муромце. (раздаем памятки)

    Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

    Порядок написания синквейна:

    Первая строка - одно существительное, определяющее содержание синквейна.

    Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

    Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.

    Четвёртая строка - короткое предложение (из 4-5 слов), в котором автор высказывает своё отношение.

    Пятая строка - одно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

    Литература

    1. Былины. Составление, вступительная статья, обработка текстов и словарь Ю.Г. Круглова. М.: Просвещение. 1993 год.
    2. Дубицкая М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах. Киев, 1980 год.
    3. Пастон Э.В. Виктор Васнецов. М.: Слово. 1998 год (Картинная галерея)
    4. Романова О. И. "Былины - древний эпос русского народа" . Фестиваль пед. идей "Открытый урок"
    5. Аржаников Г. Урок-игра по былинам об Илье Муромце "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой..."
    6. Рябова Т. Н. Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Фестиваль пед. идей "Открытый урок"

    Цели урока:

    1. закрепление изученного материала по теме;
    2. обобщение знаний о жанровом многообразии литературного наследия А.С. Пушкина;
    3. определение принципа выбора Пушкиным исторических сюжетов в качестве основы для своих произведений;
    4. оперирование литературоведческими понятиями;
    5. отработка основных навыков монологического ответа.

    Ход урока

    Урок проходит в форме разгадывания литературного кроссворда, нарисованного на бумаге и закрепленного на обычной доске, но возможно использование интерактивной доски. (Рис. 1)

    Структура урока.

    1. Слово учителя.

    Сегодня у нас заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина. Сегодня мы выясним, насколько хорошо вы усвоили этот материал. В этом нам поможет кроссворд, который вы видите перед собой.

    Но сначала давайте вспомним, что объединяет произведения А.С. Пушкина, которые мы изучали в этом году?

    (Пушкинские произведения объединяет интерес к истории своей страны, желание осмыслить современность через историю .)

    Да, обобщая ваши ответы, можно сказать, что речь у нас шла о делах давно минувших дней. И в тему сегодняшнего урока мы вынесем слова А.С. Пушкина “Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…” (Презентация )

    Кстати, подскажите, из какого произведения А.С. Пушкина взята эта цитата?

    Из поэмы “Руслан и Людмила”.

    2. Да, действительно, это так. В нашем кроссворде зашифрованы имена трех персонажей, героев этой поэмы, самой первой поэмы Пушкина. Давайте попробуем их отгадать.

    Первое – имя главного героя поэмы. Руслан.

    Второе – имя главного соперника Руслана, сразившегося в ним в поединке. Рогдай.

    Вспомните, как звали других соперников Руслана? Ратмир и Фарлаф.

    “Руслан и Людмила” – поэма-сказка, в ней действуют ведьма, живая голова, карлик, но действие этой поэмы происходит во времена правления реального, очень известного князя.

    – Как его имя и чем он известен?

    Владимир Красное Солнышко, известен тем, что крестил Русь.

    3. Но в своем творчестве А.С. Пушкин обращался и к более ранним временам в истории Руси. Как вы думаете, в каком произведении отразилось это время, время до крещения Руси?

    – Здесь зашифровано имя главного героя. Олег. “Песнь о вещем Олеге”.
    – Вспомните, в каком жанре написано это произведение? Баллада.
    – Каковы особенности этого жанра?

    а) напряженный сюжет,
    б) конфликт героя с судьбой,
    в) содержит моральный урок и несет поучительный смысл,
    г) написано в стихотворной форме.

    – Какую дорогую, важную для себя мысль вложил Пушкин в уста кудесника?

    Независимость поэта-пророка.

    Чтение наизусть отрывка из “Песни…”.

    – Вспомните, откуда Пушкин взял сюжет для баллады “Песнь о вещем Олеге”?

    За основу Пушкин взял предание, записанное в “Повести временных лет”.

    – Кто создал это произведение? Монах Киево-Печерского монастыря Нестор-летописец.

    4. А в каком произведении Пушкина выведен образ летописца? Назовите жанр это произведения?

    Трагедия “Борис Годунов”.

    – Как звали летописца в трагедии? Пимен.
    – Как Пимен относился к своему труду? Найдите ответ в тексте.

    Исполнен долг, завещанный от бога

    Мне, грешному…

    – Какими основными качествами, по мнению Пимена, должен обладать летописец?

    Он должен быть правдив, честен, независим, беспристрастен.

    – Как Пушкин добивается беспристрастности своего героя?

    Пушкин много работал над словом, сначала была строка.

    “Еще одно УЖАСНОЕ преданье”, а потом “Еще одно ПОСЛЕДНЕЕ сказанье”, сначала было осуждение, потом к равнодушие.

    – В стенах какого монастыря звучат эти слова:

    Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
    Никто тебе не смеет и напомнить
    О жребии несчастного младенца, –
    А между тем отшельник в темной келье
    Здесь на тебя донос ужасный пишет:
    И не уйдешь ты от суда мирского,
    Как не уйдешь от Божьего суда!

    Чудов монастырь.

    Слайд 2.

    Чудов мужской монастырь, основанный в 1365 году митрополитом Алексеем, находился на территории Кремля. Свое название он получил от церкви Чуда архистратига Михаила. Его снесли во время реконструкции Кремля в 30-х годах XX века.

    – Кто произносит эти слова? Как имя этого человека? Какова его дальнейшая судьба? Григорий Отрепьев.
    – Какой фразой заканчивается трагедия “Борис Годунов”? Что это значит?

    “Народ безмолвствует”.

    5. Кому посвятил Пушкин строки в стихотворении “Стансы”:

    То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник,
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.

    Эти строки посвящены Петру I.

    – Куда мы впишем это имя?
    – В каких еще пушкинских произведениях действует Петр I?

    1826 г. – стихотворение “Стансы”.
    1827 г. – незаконченный роман “Арап Петра Великого”.
    1828 г. – поэма “Полтава”.
    1833 г. – поэма “Медный всадник”.
    1835 г. – стихотворение “Пир Петра Первого”.
    1832–1837 гг. – исторический труд “История Петра I”.

    – Почему у Пушкина не ослабевает особое отношение к Петру?

    Мы анализировали с вами эпизод из поэмы “Полтава” “Полтавский бой”

    – На каком композиционном приеме построен это эпизод? Антитеза.
    – Каким предстает перед нами Петр I на страницах поэмы “Полтава”? С кем сопоставляется Петр I? Как это дается в тексте?

    Для раскрытия образа Петра I Пушкин использует антитезу, противопоставляя ему Карла 12. Петр "весь, как божия гроза”, “движенья быстры”, “он промчался пред полками”. Он воплощает в себе силу и энергию молодого российского государства. А Карл XII, наоборот, “бледен, недвижим”, “несомый верными слугами в качалке”.

    Вступление к поэме “Медный всадник” – это гимн Петру-преобразователю, реформатору.

    Чтение отрывка наизусть.

    6. А теперь попробуйте отгадать последнее слов в кроссворде. Это имя главного героя незаконченного романа Пушкина, который мы читали в 6-м классе. Что вы можете сказать об этом герое?

    7. Подведение итогов:

    Отгадав этот кроссворд, мы с вами еще раз увидели, что все произведения Пушкина, с которыми мы познакомились в этом году, объединяет искренний, глубокий интерес поэта к истории своей страны.

    – Почему же Пушкина так волнуют страницы истории Отечества, почему он в своем творчестве к ним так часто обращается?

    8. Домашнее задание. Составить свой кроссворд (на листочках) по произведениям Пушкина.

    Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

    Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой

    Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой

    Из поэмы (песнь первая) «Руслан и Людмила» (1817-1820) А. С. Пушкина (1799-1837). Строки представляют собой пушкинский перевод одной из «поэм Оссиана» английского писателя Джеймса Макферсона (1736-1796):

    A tale of the times of old!..

    The deeds of days of other years!..

    Иносказательно о давних и малодостоверных событиях, которые мало кто помнит (ирон.).

    Из книги Бизнес по-еврейски 3: евреи и деньги автора Люкимсон Петр Ефимович

    Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… Принципы общинной жизни, как уже было сказано, вытекают из самой Торы, многие законы которой являются, по сути, законами такой жизни. Во времена существования Иерусалимского Храма и еврейского государства население

    Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

    Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой Из поэмы (песнь первая) «Руслан и Людмила» (1817-1820) А. С. Пушкина (1799-1837). Строки представляют собой пушкинский перевод одной из «поэм Оссиана» английского писателя Джеймса Макферсона (1736-1796): A tale of the times of old!.. The deeds of days of

    Из книги 100 великих рекордов авиации и космонавтики автора Зигуненко Станислав Николаевич

    Дней минувших анекдоты Из романа в стихах (гл. 1, строфа 6) «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837).Иносказательно: поучительные исторические эпизоды, забавные случаи из жизни известных исторических лиц, их памятные исторические фразы с изложением конкретных

    Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    Минувших дней очарованье Из стихотворения «Песня» (1818, впервые опубликовано под названием «Прежнее время» в 1821 г.) Василия Андреевича Жуковского (1783-1852): Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты? Кто разбудил воспоминанье И замолчавшие мечты? Эти строки

    Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    Темной старины заветные преданья см. Любпю отчизну я, но странною

    Из книги 100 великих загадок русской истории автора Непомнящий Николай Николаевич

    «Преданья старины глубокой» Научные же принципы аппарата, замедляющего падение тел в воздухе, впервые сформулировал, по-видимому, знаменитый английский гуманист XIII века, ученый-монах Роджер Бэкон. В своем сочинении «О секретных произведениях искусства и природы» он

    Из книги Краткая энциклопедия печатных технологий автора Стефанов Стефан Иванов

    § 23. Названия документов, памятников старины, произведений искусства С прописной буквы пишутся первое слово и собственные имена в названиях важнейших документов, государственных законов, памятников старины, предметов и произведений искусства, например: Конституция

    Из книги История чемпионатов Европы по футболу автора Желдак Тимур А.

    § 23. Названия документов, памятников старины, произведений искусства С прописной буквы пишутся первое слово и собственные имена в составных названиях важнейших документов, государственных законов, памятников старины, предметов и произведений искусства, например:

    Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

    Из книги Энциклопедия серийных убийц автора Шехтер Гарольд

    Характерные особенности оттисков офсетных печатных технологий способа глубокой печати Тампонная печать (тампопечать) – офсетная печатная технология способа глубокой печати, при которой передача изображения с печатной формы способа глубокой печати на запечатываемую

    Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

    Технологии способа глубокой печати По определению технологии способа глубокой печати – это технологии печатания, при которых передача изображения и текста на запечатываемый материал проводится с печатной формы, где печатающие элементы углублены по отношению к

    «Визит старины Эда» Изучая реакцию местного населения на зверства Гейна, психолог Джордж Арндт записал популярную пародию на балладу Клемента Мура «Визит святого Николая»: Это случилось ночью рождественской, Тускло светила луна, В ветхом сарае все твари

    Из книги автора

    Глава 40 Дела крымские, дела стамбульские Газы Гирей не дожил до русского кошмара. Но в кровопролитиях ему довелось поучаствовать предостаточно. И на той Тринадцатилетней войне, в которой он был верным сателлитом Стамбула, и в домашней крымской усобице, которую Стамбул

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

    г. Сафоново

    Смоленской области

    Урок-исследование

    «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

    (По поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

    5 класс

    Учитель русского языка и литературы

    Сопова Елена Григорьевна

    Тема урока

    « Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». (По поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

    Цели

    Анализ поэмы «Руслан и Людмила» с целью показать нравственную красоту героев, их стремление к добру, патриотизм.

    Развивать через слово интерес к историческому прошлому своей страны и языку.

    Обучать выразительному чтению, монологической речи, навыкам исследовательской работы.

    Количество часов

    Элементы содержания

    Ярчайшие представители Великой мировой литературы.

    История создания поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

    Живой интерес Пушкина к устному народному творчеству, к сказочному и фантастическому.

    Сюжет, композиция, художественный мир поэмы.

    Руслан, его помощники и противники.

    Пушкинская поэма — торжество верной любви, нравственной чистоты героев, чести, долга, милосердия.

    Работа в группах.

    Анализ эпизода «Бой Руслана с печенегами».

    Игра «Кто внимательно читал поэму?»

    Виды учебной деятельности

    Рецептивная : домашнее чтение поэмы, чтение эпизода «Бой Руслана с печенегами».

    Репродуктивная : выразительное чтение отрывков из поэмы, ответы на вопросы репродуктивного характера.

    Продуктивная творческая : анализ эпизода (по группам), устное словесное рисование, конкурс на знатока поэмы, рассказы о героях, создание иллюстраций к поэме.

    Исследовательская : роль звуков, смены настроения, метафор, сказочных элементов, глаголов, устаревших слов в эпизоде «Бой Руслана с печенегами».

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Знать, что такое поэма, предание.

    Понимать общее движение сюжета, идею поэмы, характеры ее героев.

    Уметь находить сказочные элементы, составлять рассказ о героях поэмы, обосновывать иллюстрации художников и соотносить их с текстом художественного произведения, создавать собственные иллюстрации, отбирать материал для рассказа, сжимать текст.

    Внутрипредметные и межпредметные связи

    Русский язык : изобразительно-выразительные средства, работа с устаревшими словами, фонетические средства выразительности (аллитерация), словарная работа (патриотизм).

    История : набеги печенегов на Древнюю Русь.

    Изобразительное искусство : знакомство учащихся с иллюстрациями к поэме. (Художники К. и Б. Кукулиевы, Виктор Корольков). Создание собственных иллюстраций.

    Музыка : увертюра М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила». Анализ эпизода «Бой Руслана печенегами» под музыку Д. Шостаковича (Симфония №10).

    Виды контроля

    Объяснить значение высказываний А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости», «Там русский дух... там Русью пахнет».

    Анализ эпизода.

    Беседа с учащимися.

    Домашнее задание

    портретная зарисовка героя;

    Оборудование.

    1. Портрет А.С. Пушкина.

    2. Портрет В.А. Жуковского.

    3. Репродукция картины Ю.В. Иванова «Пушкин и Арина Родионовна».

    4. Портрет М.И. Глинки.

    5. Фотография 1-го издания поэмы «Руслан и Людмила». 1820 г.

    6. Портреты Шекспира, Гете, Сервантеса, Данте, Петрарки.

    7. Толковый словарь С.И. Ожегова.

    8. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах В.И. Даля.

    9. Иллюстрации к поэме. Художники К. и Б. Кукулиевы. Художник Виктор Корольков.

    10. Иллюстрации учащихся к понравившимся эпизодам.

    11. Выставка сказок А.С. Пушкина под названием «Что за прелесть эти сказки!»

    12. Карта Древней Руси.

    13. Словарь языка Пушкина в 2-х томах.

    Предварительные задания, полученные учащимися в группах.

    1 группа. Чтецы (5 человек):

    1-й учащийся читает наизусть «Пролог»;

    4 учащихся читают наизусть из песни 6 эпизоды «Осада Киева», «Битва Руслана с печенегами».

    2 группа. Рассказчики и знатоки истории (2 человека):

    1-й учащийся передает краткое содержание поэмы (обучение сжатию текста).

    2-й учащийся рассказывает о нападении печенегов на древнерусское государство (материалы собирает самостоятельно).

    3 группа. Любители словесности, толкователи устаревших слов (2 человека):

    Учащиеся в алфавитном порядке составляют словарь устаревших слов, определяют их роль в поэме.

    4 группа. Исследователи человеческих характеров (5 человек):

    Учащиеся характеризуют 3-х соперников Руслана, используя цитаты, и прослеживают путь каждого героя. Рисуют план-карту пути

    а) Рогдая;

    б) Фарлафа;

    в) хана Ратмира.

    Учащиеся рассказывают о помощниках Руслана:

    а) Финне;

    б) Голове.

    5 группа. Исследователи человеческих характеров (3 человека):

    Опираясь на текст поэмы, учащиеся рассказывают о Людмиле.

    6 группа. «Художники» (остальные учащиеся):

    представляют свои иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила», рассказывают о создании рисунков; об эпизоде, изображенном на нем, обосновывают свой выбор.

    Урок-исследование

    «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

    Уважение к минувшему — вот

    черта, отличающая образованность

    от дикости...

    А.С. Пушкин

    Там русский дух... там Русью пахнет!

    А.С. Пушкин

    Ход урока

    I . Вступление

    1. Слово учителя

    В каждой великой литературе есть писатель, составляющий отдельную Великую литературу: в Англии — Шекспир, в Германии — Гете, в Испании — Сервантес, в Италии — Данте и Петрарка.

    В русской литературе — это А.С. Пушкин.

    Сколько бы раз мы ни перечитывали Пушкина, всегда заново в наших душах из каких-то неведомых глубин поднимается волна восторга, рождаемого до боли знакомыми строками.






    2. Ученик читает отрывок «У лукоморья»

    3. Слово учителя (продолжение)

    Вы услышали загадочное и чуть насмешливое описание сказочного Лукоморья во вступлении к поэме «Руслан и Людмила». Это первая поэма А.С. Пушкина. Он начал писать ее в Царскосельском лицее (1817 г.) и продолжал работать над ней уже в Петербурге.



    Успех поэма имела необыкновенный. Василий Андреевич Жуковский,

    считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

    А победителю-ученику было 20 лет. Первое издание поэмы вышло в Петербурге в 1820 г.

    4. Поэма написана в духе тех народных сказок, которые слышал или читал Пушкин. Откуда у поэта такой живой интерес к устному народному творчеству, к сказочному и фантастическому?

    Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней Ариной Родионовной, хранительницей народной мудрости и фантазии, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией, превратил их в замечательные поэмы и песни, которыми мы зачитываемся и

    сегодня.

    II . Основная часть

    Беседа с учащимися

    Наш урок называется «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

    1. Прочитайте 1-й эпиграф. Как вы понимаете эти строки?

    Пушкин хорошо понимал: образованный человек должен знать, уважать исторические и культурные корни своей страны. В этом нам помогают произведения устного народного творчества, в которых народ выступает хранителем русских традиций, национального искусства.

    2. Дома вы прочитали необычную поэму. Что такое поэма?

    Повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

    «... сказку эту поведаю теперь я свету...» И не от нечего делать обратился Пушкин к сказочному жанру. Очевидно, он хотел сказать нам что-то свое, сокровенное, выстраданное.

    И мы попытаемся приблизиться к тайне пушкинских строк, восхититься, задуматься...

    29 января 1837 года, тяжело раненный на дуэли Дантесом, Пушкин скончался. Уже осенью того же года наш земляк М.И. Глинка играл друзьям отрывки из новой оперы.


    (Звучит увертюра М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила»)

    4. Что вы представляли,слушая эту музыку?

    5. А теперь побеседуем. Понравилась ли вам поэма?

    6. Почему она так называется?

    7. Что можете сказать о героях произведения? Кто они?

    8. Кто из героев вам более симпатичен? И чем?

    9. Кого из героев мы могли бы назвать отрицательным персонажем? Почему?

    10. А теперь поиграем. Игра! Кто внимательно читал поэму?

      Где находилось наследственное селение Фарлафа?

    Под Киевом. Это мы узнаем из слов старухи, которая посоветовала Фарлафу вернуться «в уединенье, в своем наследственном селенье» остаться лучше без забот: «от нас Людмила не уйдет».

      Почему Руслан не падал духом, на что он надеялся?

    Он надеялся не только на предсказание старца («Волшебник страшный Черномор... погибнет от руки твоей»). Руслан понимал, что за любимую надо бороться, что «судьба... грядущих дней» в его воле. Молодой князь должен был во что бы то ни стало вырвать Людмилу из плена.

      Кем был старец до знакомства с Наиной?

    Пастухом. («Пастух, я не люблю тебя!»)

      Кого Пушкин называет «кровавых битв искатель, питомец битвы»?

    Рогдая.

    11. Что такое предание?

    Это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. В поэме причудливым образом сочетается сказочное и реальное.

    12. Назовите сказочные элементы в поэме.

    13. Попробуйте с помощью одного слова определить, о чем это произведение. Определите его тематику.

    Мы все будем правы, сказав, что эта поэма

    о любви;

    о победе добра над злом;

    о дружбе и ненависти.

    Но это еще и патриотическая поэма. Это поэма о Руси: «Там русский дух, там Русью пахнет!»

    14. Кто из вас может сказать, что такое патриотизм?

    15. Лексическая работа (с толковым словарем С.И. Ожегова).

    Патриотизм — это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

    Патриот — человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

    III . Работа с группами

    1. Какой эпизод повествует о патриотизме главного героя?

    Это осада Киева и битва Руслана с печенегами. Песнь 6-я.

    2. Что вы знаете об этом из истории?

    Подготовленный ученик рассказывает о набегах печенегов на Древнюю Русь. (2 группа)

    Печенеги — союз тюркских кочевых племен, образовавшийся в 8-9 вв. в степях между Аральским морем и Волгой. По сообщению «Повести временных лет», впервые печенеги пришли на Русь в 915 г. Заключив мирное соглашение с князем Игорем, они ушли к Дунаю.

    В 968 г. печенеги осадили Киев. Киевский князь Святослав жил в это время в Переяславле на Дунае, а в Киеве оставалась Ольга с внуками. Только хитрость отрока, сумевшего вызвать подмогу, позволила снять осаду с Киева.

    Набеги печенегов неоднократно отражал и князь Владимир Святославович. В 1036 г. печенеги вновь осадили Киев, но были разгромлены князем Ярославом Владимировичем Мудрым и навсегда покинули Русь.


    3. А вот как об этом рассказал Пушкин в поэме.

    Выступают учащиеся из I группы:

    1 — от слов «Киевляне толпятся на стене градской», кончая словами «С

    дружиной верною князей готовится к кровавой битве»;

    2 — от слов «И день настал. Толпы врагов с зарею двинулись с холмов»,

    кончая словами «Был слышен падших скорбный стон и русских

    витязей молитвы»;

    3 — от слов «Бледнела утренняя тень, волна сребрилася в потоке»,

    кончая словами «Помчались по следам героя, сразились... гибни,

    басурман»;

    4 — от слов «Объемлет ужас печенегов; питомцы бурные набегов зовут

    рассеянных коней», кончая словами «Толпится с кликами кругом,

    и князя радость оживила».

    4. Мы сейчас упомянули имя главного героя, но перед тем как перейти к непосредственной характеристике всех героев, давайте вспомним краткое содержание поэмы.

    (Учащийся II группы передает краткое содержание поэмы, представляя свою работу)





    5. В поэме есть много устаревших слов. Представляю слово учащимся III группы.

    6. Какова роль устаревших слов в поэме?

    Они не только воссоздают прошедшую эпоху, но и являются выразительными средствами языка: придают речи возвышенно-романтическое, торжественное, сладостное звучание.

    7. Анализ эпизода «Бой Руслана с печенегами».

    Группы получают задания и работают под музыку Д. Шостаковича (Симфония №10).

    Бледнела утренняя тень,

    Волна сребрилася в потоке,

    Сомнительный рождался день

    На отуманенном востоке.

    Яснели холмы и леса,

    И просыпались небеса.

    Еще в бездейственном покое

    Дремало поле боевое;

    Вдруг сон прервался: вражий стан

    С тревогой шумною воспрянул,

    Внезапный крик сражений грянул;

    Смутилось сердце киевлян;

    Бегут нестройными толпами

    И видят: в поле меж врагами,

    Блистая в латах, как в огне,

    Чудесный воин на коне

    Грозой несется, колет, рубит,

    В ревущий рог, летая, трубит...

    То был Руслан. Как божий гром,

    Наш витязь пал на басурмана;

    Он рыщет с карлой за седлом

    Среди испуганного стана.

    Где ни просвищет грозный меч,

    Где конь сердитый ни промчится,

    Везде главы слетают с плеч,

    И с воплем строй на строй валится;

    В одно мгновение бранный луг

    Покрыт холмами тел кровавых,

    Живых, раздавленных, безглавых,

    Громадой копий, стрел, кольчуг.

    Дружины конные славян

    Помчались по следам героя,

    Сразились... гибни, басурман!

    Задание для I группы

    Понаблюдайте за сменой настроения в этом отрывке. Почему так происходит?

    Задание для II группы

    Найдите слова, употребленные в переносном значении. Какова их роль в строчке?

    Задание для III группы

    Какова роль глаголов в описании боя?

    Задание для IV группы

    Найдите сказочные элементы в этом отрывке. Какова их роль?

    Задание для V группы

    Какие звуки помогают создать образ боя? Какова их роль в этом отрывке?

    Задание для VI группы

    Найдите устаревшие слова. Определите их значение.

    Выступление учащихся

    Вывод учителя

    Так, с помощью контрастного построения эпизода, использования устаревших слов, метафор, сказочных элементов, олицетворений, выразительных глаголов, аллитерации великий Пушкин подчеркивает напряженность, динамику боя, прославляет героизм русских воинов, приближает события «давно минувших дней». А Руслан стал символом мужества, воинской доблести, преданности своему отечеству.

    8. Кроме Руслана, на поиски прекрасной Людмилы отправились три его соперника: Рогдай, Фарлаф и хан Ратмир. Охарактеризуйте каждого из них, используя цитаты из текста. Проследите путь каждого из них.

    Выступают учащиеся IV группы:

    1 учащийся характеризует Рогдая;

    2 учащийся характеризует Фарлафа;

    3 учащийся характеризует хана Ратмира.

    9. Как вы думаете, почему ни одному из них не удалось найти Людмилу?

    10. Говоря о соперниках Руслана, мы выяснили, что всем им помогали злые силы в образе ведьмы Наины. Но в любой сказке должны быть и добрые силы, которые противостоят злу и выступают на стороне главного героя. Кто помогает Руслану?

    Вещий Финн и Голова.

    Выступают учащиеся IV группы:

    4-й учащийся рассказывает о Финне (описывает 1-ю встречу Руслана с вещим Финном).

    Что мы узнаем из рассказа старца?

    Как ему удалось помочь главному герою?

    Как вы представляете этого старца?

    Нарисуйте устно его портрет.

    5-й учащийся описывает 2-го помощника Руслана, Голову, и рассказывает, что узнал о судьбах героев, о близком родственнике этого чуда.

    11. Как произошла встреча Руслана с Черномором? Почему Руслану удалось его победить?

    12. Но мы еще ничего не сказали об одной героине поэмы — Людмиле.

    Учащиеся V группы рассказывают:

    Кто такая Людмила?

    Когда мы впервые встречаемся с ней?

    Что вы можете сказать о внешности героини? Найдите в тексте строки, которые помогли бы нам создать ее портрет.

    Расскажите о странствиях Людмилы по волшебному замку и садам Черномора.

    Как удалось Людмиле обмануть злого волшебника?

    13. Что помогло Руслану найти свою Людмилу? Только ли его волшебные помощники?

    IV . Работа с иллюстрациями

    1. Слово учителя.

    Художники К. и Б. Кукулиевы и Виктор Корольков создали замечательные иллюстрации к поэме. В них столько фантазии! Поэма словно ожила в красках и образах.

    А какие иллюстрации приготовили вы?

    2. Выступления учащихся VI группы.

    Каждый «художник» рассказывает о создании своего рисунка, об эпизоде, который изображен, обосновывает свой выбор.

    V . Подведение итогов

    1. Что дало вам, ребята, прочтение поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? Чему научились вы у Пушкина?

    2. Слово учителя.

    Мы изучили замечательное произведение, в основе которого лежат «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», но оно интересно нам и сегодня, ибо воспевает торжество верной любви - чувство, которое непобедимо никаким злом на свете; воспевает добро и красоту, дружбу и верность, любовь к своей земле, к своему народу; учит видеть человеческое в человеке.

    Обратите внимание на эти книги. Это сказки Пушкина, которые он написал гораздо позже поэмы «Руслан и Людмила», уже после 30 лет.

    (Выставка «Что за прелесть эти сказки!»)

    3. Какие сказки А.С. Пушкина читали вы?

    4. Слово учителя.

    Хочется подчеркнуть, что пушкинские сказки гораздо сложнее, глубже, чем кажутся на первый взгляд, поэтому мы обратимся к ним в старших классах, так как именно из поэмы «Руслан и Людмила», из сказок тянутся ниточки ко всему: к русскому характеру, нравственной чистоте героев, к пониманию чести и долга, к милосердию и семье.

    Вы взрослеете, и в вашу жизнь неизбежно придут другие поэты, хорошие и похуже. Но Пушкин не устареет никогда. Пророчески звучат слова: «В отдалении от вас буду с вами неразлучен.»

    Пушкин вечен, как Родина.

    VI . Задание на дом

    Написать творческую работу на тему «Мой любимый пушкинский герой» (по поэме «Руслан и Людмила»).

    Выберите «жанр» творческой работы:

    сказка-поэма о новых приключениях пушкинского героя;

    письмо другу о встрече с любимым героем поэмы;

    портретная зарисовка героя;

    интервью у пушкинского героя;

    сравнительная характеристика героя пушкинской поэмы и сказочного героя.

    Постарайтесь красочно оформить свою работу.

    VII . Творческие работы учащихся (отрывки)

    Могучий богатырь Руслан.

    Главный герой поэмы — храбрый князь Руслан. Он с честью выдержал все испытания, на которые обрекла его судьба.

    Когда страшный колдун Черномор коварно выкрал его невесту, Руслан, готовый преодолеть любые трудности, без страха отправился на поиски любимой.

    У Руслана сильный характер и добрая душа. Это смелый, неудержимый, доблестный и умелый воин. Любовь, верность и бесконечная отвага богатыря побеждают и недоверие старого князя, и злые козни карлика-волшебника, и обман, и предательство трусливого соперника.

    Назаров Анар.

    Русский витязь Руслан.

    Это могучий воин, который воплощает такие качества, как доблесть, благородство, физическая сила. Это герой, который не побоялся вступить в борьбу с силами зла.

    Во всех ситуациях он проявляет себя как храбрый, великодушный, мужественный витязь. Он воплощение русского воина-патриота.

    Рощин Олег.

    Руслан — богатырь земли русской.

    Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» - удивительное произведение о любви и верности, мужестве и доблести, коварстве и хитрости.

    Главный герой поэмы — храбрый князь Руслан. Расправившийся в один миг с полчищами осадивших Киев печенегов, он напоминает мне богатыря Илью Муромца.

    Ульман Кристина.

    Руслан — мой любимый герой.

    Прочитана последняя страница поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», оставившая много положительных эмоций.

    Отправившись на поиски Людмилы, Руслан поборол соперников, разрушил все преграды, победил вражеские полчища.

    Смелый и храбрый Руслан в мятежной схватке победил и Черномора. Главным оружием Руслана была любовь к родной земле, любимой девушке. А ведь любовь творит чудеса.

    Пушкарев Ярослав.

    Ратмир - «младой хазарский князь».

    Он красив, строен. Несмотря на свою молодость, «избранный славой», хан прославил свой меч в кровавых войнах.

    Ратмир горяч, пылок, сладострастен. Попав в замок, в кругу прелестных дев он быстро забыл о Людмиле.

    В конце поэмы я узнал, что Ратмир оставил «тревоги жизни боевой и меч, который он прославил», ради чистой любви к подруге и стал отшельником мирным и безвестным.

    Ратмир единственный из соперников, кто пожелал Руслану счастья, побед, славы и любви.

    Степаненков Иван.

    Литература

    1. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Рольф, 2001. - 448с.

    2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. - М.: Русский язык, 1998.

    3. Журнал «Литература в школе», №4, 1999.

    4. Открытый урок по литературе: Русская классическая литература (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей / Редакторы-составители: И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина. - 2-е изд. - М.: Московский Лицей, 2001. - 420с.

    5. Словарь устаревших слов / Сост. Ткаченко Н.Г., Андреева И.В., Баско Н.В. - М.: Рольф, 1997. - 272с.

    6. Стихотворения. Поэмы. - М.: Эксмо-пресс, 2002. - 606с.