Альбрехт дюрер произведения. Картины Альбрехта Дюрера (живопись), смотреть творчество художника, фото работ с названиями

А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг - 6 апреля 1528, Нюрнберг) - немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Биография Альбрехта Дюрера

Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое - Альбрехт, Ханс и Эндрес.

Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь».) буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

Некоторое время Дюреры снимали половину дома (рядом с городским центральным рынком) у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер Младший дружил всю свою жизнь. Благодаря ему художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Творчество Альтдорфера

Живопись

С детства мечтавший заниматься живописью, Альбрехт настоял на том, чтобы отец отдал его в обучение художнику. После первого путешествия в Италию он ещё не вполне воспринял достижения итальянских мастеров, но в его работах уже чувствуется художник, который мыслит нестандартно, всегда готов к поиску. Звание мастера (а с ним и право открыть собственную мастерскую) Дюрер получил, вероятно, выполнив росписи на «греческий манер» в доме нюрнбергского горожанина Зебальда Шрейера. На молодого художника обратил внимание Фридрих Мудрый, поручивший ему, кроме прочего, написать свой портрет. Вслед за курфюрстом Саксонским иметь свои изображения пожелали и нюрнбергские патриции - на рубеже веков Дюрер много работал в портретном жанре. Здесь Дюрер продолжал традицию, сложившуюся в живописи Северной Европы: модель представляется в трёхчетвертном развороте на фоне пейзажа, все детали изображены очень тщательно и реалистично.

После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры, и лишь во время второго пребывания в Италии получил за рубежом признание как живописец. В 1505 году Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «…столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса». Работы, выполненные после поездки в Венецию, демонстрируют успехи Дюрера в решении задач изображения тела человека, в том числе обнажённого, сложных ракурсов, персонажей в движении. Исчезает свойственная его ранним произведениям готическая угловатость. Художник сделал ставку на исполнение амбициозных живописных проектов, принимая заказы на многофигурные алтарные образы. Произведения 1507-1511 годов отличаются уравновешенностью композиции, строгой симметрией, «некоторой рассудочностью», суховатостью манеры изображения. В отличие от своих венецианских работ, Дюрер не стремился передать эффекты световоздушной среды, работал с локальными цветами, возможно, уступая консервативным вкусам заказчиков. Принятый императором Максимилианом на службу, он получил некоторую материальную независимость и, оставив на время живопись, обратился к научным исследованиям и гравюрным работам.

Автопортреты

С именем Дюрера связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра. Один из лучших портретистов своего времени, он высоко ставил живопись за то, что она позволяла сохранить образ конкретного человека для будущих поколений. Биографы отмечают, что, обладая привлекательной внешностью, Дюрер особенно любил изображать себя в молодости и воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю». Живописный автопортрет для Дюрера - средство подчеркнуть свой статус и веха, отмечающая определённый этап его жизни. Здесь он предстаёт человеком, стоящим по интеллектуальному и духовному развитию выше того уровня, который был определён его сословным положением, что было нехарактерно для автопортретов художников той эпохи. Кроме того, он ещё раз утверждал высокую значимость изобразительного искусства (несправедливо, как он считал, исключённого из числа «семи свободных искусств») в то время, когда в Германии оно ещё причислялось к ремеслу.

Рисунки

Сохранилось около тысячи (Джулия Бартрум говорит о 970) рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Свидетельством того, как бережно относился художник к рисунку, является тот факт, что сохранились даже его ученические работы. Графическое наследие Дюрера, одно из крупнейших в истории европейского искусства, по объёму и значению стоит в одном ряду с графикой да Винчи и Рембрандта. Свободный от произвола заказчика и своего стремления к абсолюту, вносившего долю холодности в его живописные произведения, художник наиболее полно раскрывался как творец именно в рисунке.

Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность передачи природных форм, свойственные учёному-натуралисту. Большая их часть тщательно проработана и представляет собой законченные произведения, тем не менее, по обычаю художников того времени, они служили вспомогательным материалом: все свои штудии Дюрер использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторяя мотивы графических работ в крупных произведениях. В то же время ещё Г. Вёльфлин отмечал, что Дюрер почти ничего не перенёс из подлинно новаторских находок, сделанных им в пейзажной акварели, в свои живописные работы.

Графика Дюрера выполнена различными материалами, часто он использовал их в комбинации. Он стал одним из первых немецких художников, работавших кистью белилами по цветной бумаге, популяризировав эту итальянскую традицию.

Библиография

  • Бартрум Д. Дюрер / Пер. с англ. - М.: Ниола-Пресс, 2010. - 96 с. - (Из собрания Британского музея). - 3000 экз. - ISBN 978-5-366-00421-3.
  • Бенуа А. История живописи всех времён и народов. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2002. - Т. 1. - С. 297-314. - 544 с. - ISBN 5-7654-1889-9.
  • Бергер Я. Дюрер. - М.: Арт-Родник, 2008. - 96 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-88896-097-4.
  • Альбрехт Дюрер. Гравюры / Пред. А. Боре, прим. А. Боре и С. Бон, пер. с фр. А. Золотовой. - М.: ООО «Магма», 2008. - 560 с. - 2000 экз. - ISBN 978-593428-054-4.
  • Брион М. Дюрер. - М.: Молодая гвардия, 2006. - (Жизнь замечательных людей).
  • Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет / Научный редактор С. И. Козлова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 106-107. - ISBN 5-224-03922-3.
  • Дурус А. Еретик Альбрехт Дюрер и три «безбожных художника» // Искусство: журнал. - 1937. - № 1.
  • Зарницкий С. Дюрер. - М.: Молодая гвардия, 1984. - (Жизнь замечательных людей).
  • Немировский Е. Мир книги. С древнейших времён до начала XX века / Рецензенты А. А. Говоров, Е. А. Динерштейн, В. Г. Утков. - М.: Книга, 1986. - 50 000 экз.
  • Львов С. Альбрехт Дюрер. - М.: Искусство, 1984. - (Жизнь в искусстве).
  • Либман М. Дюрер и его эпоха. - М.: Искусство, 1972.
  • Королёва А. Дюрер. - М.: Олма Пресс, 2007. - 128 с. - (Галерея гениев). - ISBN 5-373-00880-X.
  • Матвиевская Г. Альбрехт Дюрер - учёный. 1471-1528 / Отв. ред. канд. физ.-мат. наук Ю. А. Белый; Рецензенты: акад. АН УзССР В. П. Щеглов, д-р физ.-мат. наук Б. А.
  • Розенфельд; Академия наук СССР. - М.: Наука, 1987. - 240, с. - (Научно-биографическая литература). - 34 000 экз. (в пер.)
  • Невежина В. Нюрнбергские граверы XVI в. - М., 1929.
  • Нессельштраус Ц. Литературное наследие Дюрера // Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма / Перевод Нессельштраус Ц.. - М.: Искусство, 1957. - Т. 1.
  • Нессельштраус Ц. Рисунки Дюрера. - М.: Искусство, 1966. - 160 с. - 12 000 экз.
  • Нессельштраус Ц. Дюрер. - М.: Искусство, 1961.
  • Норберт В. Дюрер. - М.: Арт-Родник, 2008. - 96 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-9794-0107-2.
  • Сидоров А. Дюрер. - Изогиз, 1937.
  • Черниенко И. Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и её видение в творчестве Альбрехта Дюрера: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук: 07.00.03. - Пермь, 2004.

Альбрехт Дюрер - сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-90). Обязательные для получения звания мастера «годы странствий» (1490-94) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. В Кольмаре, не застав в живых М. Шонгауэра, у которого намеревался совершенствоваться в технике гравюры на металле, изучал его работы, общаясь с его сыновьями, также художниками. Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, женился на Агнесе Фрей и открыл собственную мастерскую. Вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-95; Венеция и Падуя). В 1505-07 вновь был в Венеции. Познакомившись в 1512 с императором Максимилианом I, видимо, тогда же начал на него работать (вплоть до его смерти в 1519). В 1520-21 посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие города). Работал в Нюрнберге.

Семья. Ранние годы. Учёба (1471-1490)

Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое - Альбрехт, Ханс и Эндрес.

Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь».) буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

Некоторое время Дюреры снимали половину дома (рядом с городским центральным рынком) у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер Младший дружил всю свою жизнь. Благодаря ему художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Первое путешествие. Женитьба

Учёба в 1490 году по традиции завершилась странствиями, во время которых подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и (по мнению некоторых исследователей) Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Он не успел, как того желал, увидеться с жившим в Кольмаре Мартином Шонгауэром, художником, творчество которого сильно повлияло на юного художника, прославленным мастером гравюры на меди. Шонгауэр умер 2 февраля 1491 года. Дюрера с почётом приняли братья покойного (Каспар, Пауль, Людвиг), и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской художника. Вероятно с помощью Людвига Шонгауэра он освоил технику гравюры на меди, которой в то время занимались преимущественно ювелиры. Позднее Дюрер переехал в Базель (предположительно до начала 1494 года), бывший в то время одним из центров книгопечатания, к четвёртому брату Мартина Шонгауэра - Георгу.

Примерно в этот период в книгах, отпечатанных в Базеле, появляются иллюстрации в новом, несвойственном им ранее, стиле. Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана». После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св. Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему. В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494, художнику приписывается 75 гравюр для этой книги). Считается, что в Базеле Дюрер работал над гравюрами для издания комедий Теренция (осталось незаконченным, из 139 досок было обрезано всего 13), «Турнского рыцаря» (45 гравюр) и молитвенника (20 гравюр). (Однако искусствовед А. Сидоров считал, что приписывать все базельские гравюры Дюреру не стоит).

Альбрехт Дюрер.
Портрет с чертополохом.

Некоторое время он провёл в Страсбурге. Здесь он создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город. Возможно, этот автопортрет знаменовал собой начала нового этапа в личной жизни художника и был предназначен в подарок его невесте.

В 1494 году Дюрер вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, Агнесе Фрей. Дюреры породнились с семьёй, занимавшей в Нюрнберге более высокое положение: Ханс Фрей, владелец мастерской по изготовлению точных инструментов, был членом Большого Совета города, а мать Агнес происходила из обедневшего дворянского рода. С женитьбой повысился социальный статус Дюрера - теперь он имел право завести собственное дело. Однако сама семейная жизнь художника, по-видимому, сложилась неудачно: супруги были слишком разными людьми, сохранившиеся письма Дюрера свидетельствуют о том, что между ним и женой не было согласия. Брак был бездетным, известно, что оба брата художника: Эндрес (1484-1555), золотых дел мастер, и Ханс (1490-1538), живописец и гравёр, впоследствии придворный художник Сигизмунда I, также умерли, не оставив потомства.

Поездка в Италию (1494-1495)

Альбрехт Дюрер.
Дворик замка в Инсбруке. Акварель. 1494. Вена, Альбертина.

Считается, что в 1494 году, через два месяца после женитьбы, Дюрер предпринял путешествие в Италию. В «Семейной хронике» он ничего не пишет об этой поездке. Автор монографии о Дюрере (1876), М. Таузинг, относил этот визит в Италию к 1492-1494 годам, то есть считал, что художник побывал там в ходе ученической поездки. Однако большая часть исследователей предполагает, что художник был в Италии 1494-1495 годах (существует также мнение, что до 1506 года Дюрер там не бывал), где, возможно, знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди, Джованни Беллини и других мастеров.

Подтверждение того, что Дюрер совершил путешествие в Италию в 1494-1495 годах, находят в его письме из Венеции Виллибальду Пиркгеймеру от 7 февраля 1506 года, где художник говорит о тех работах итальянцев, которые понравились ему «одиннадцать лет назад», но теперь «больше не нравятся». Сторонники версии первого путешествия в Италию обращают также внимание на воспоминания нюрнбергского юриста Кристофа Шейрля, который в своей «Книжечке в похвалу Германии» (1508) называет визит Дюрера в Италию в 1506 году «вторым». Все недатированные пейзажные зарисовки Дюрера, ставшие первыми в изобразительном искусстве Западной Европы акварелями в этом жанре, относятся сторонниками версии именно к итальянскому путешествию 1494-1495 годов. Позднее Дюрер использует эти мотивы, а также этюды окрестностей Нюрнберга в своих гравюрах.

Начало самостоятельной работы (1495-1505)

В 1495 году Дюрер в Нюрнберге открыл собственную мастерскую и в течение последующих десяти лет создал значительную часть своих гравюр. В издании первых серий ему помогал Антон Кобергер. Так как ремёслами в Нюрнберге, в отличие от других городов, где всё было подчинено гильдиям, управлял Городской совет, мастера здесь пользовались бо́льшей свободой. Дюрер смог испробовать новые приёмы в технике гравюры, отступая от устоявшихся норм, а также открыть продажу первых оттисков. В 1495-1496 годах Дюрер занялся и гравировкой на меди.

Художник сотрудничал с такими известными мастерами, как Ханс Шойфелин, Ханс фон Кульмбах и Ханс Бальдунг Грин и выполнял гравюры для нюрнбергских издателей - Кобергера, Гольцеля, Пиндара. В 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис». Для этой книги Дюрер выполнил 15 ксилографий, которые принесли ему европейскую известность. В 1500 году типография Кобергера выпустила «Страсти св. Бригитты», для которой Дюрер создал 30 гравюр, из них лишь часть была, по обычаю того времени, цельнополосными, остальные с помощью сложной вёрстки книжной полосы были органично включены в тексты.

После первой поездки в Италию Дюрер благодаря своему другу Пиркгеймеру вошёл в круг нюрнбергских гуманистов. Он гравировал иллюстрации для изданных Конрадом Цельтисом «Сборника комедий и стихов» Росвиты (1501) и для его «Четырёх книг о любви» (1502). Вероятно, Дюрер восполнял пробелы в своём образовании, читая книги из богатейшего собрания Пиркгеймера. Известно, что 14 книг из его библиотеки художник украсил своими рисунками: это были труды Лукиана, Фукидида, Теофраста, Аристофана, Аристотеля («Органон», «Этика», «Политика»), комментарии Симпликия. Несомненно, что труды античных авторов, а также общение с образованнейшими людьми своего времени, позволили художнику найти новые сюжеты для своих произведений.

В последнее десятилетие XV века художник создал несколько живописных портретов: своего отца, торгового агента Освальда Креля (1499, Старая пинакотека, Мюнхен), саксонского курфюрста Фридриха III (1494/97) и автопортрет (1498, Прадо, Мадрид). Одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годами (предполагаемым первым и вторым путешествиями художника в Италию) считается «Поклонение волхвов», написанное для Фридриха III. Несколько ранее Дюрер выполнил для курфюрста Саксонии «Дрезденский алтарь» и полиптих, вероятно, с помощниками - «Семь скорбей» (около 1500).


В 1502 году умер Дюрер-старший и Альбрехт взял на себя заботы о матери и двух своих младших братьях - Эндресе и Хансе.

Венеция (1505-1507)

В 1505 году Дюрер уехал в Италию. Причина поездки неизвестна. Возможно, Дюрер хотел не только заработать, но и собирался решить дело с копированием его гравюр художником Маркантонио Раймонди. Подробности его пребывания в Венеции известны из писем (их сохранилось десять) Дюрера Виллибальду Пиркгеймеру. В Венеции художник выполнил по заказу немецких купцов «Праздник венков из роз» (или «Праздник чёток», Прага, Национальная галерея) для церкви Сан-Бартоломео, располагавшейся у немецкого торгового дома Фондако деи Тедески.


Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника, несмотря на то, что картина «Праздник венков из роз» испорчена неумелыми реставрациями, она ясно демонстрирует это. По словам самого Дюрера, эта работа заставила признать тех художников, кто считал его лишь успешным гравёром, что он также настоящий живописец.

В то время в Венеции работали такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как Тициан, Джорджоне (однако нет данных, что Дюрер встречался с ними), Пальма Веккио и другие. Но «наилучшим в живописи» (pest in gemell) немецкий художник считал Джованни Беллини, картины которого произвели на него впечатление невероятными силой и глубиной колорита и с которым, в отличие от других венецианских мастеров, у него установились дружеские отношения. Возможно, что «Мадонна с чижиком» (картины, где рядом с Марией и младенцем представлен Иоанн Креститель, нехарактерны для германского изобразительного искусства), была выполнена Дюрером по просьбе Беллини.


Есть вероятность, что и ещё одна венецианская работа Дюрера «Христос среди учителей» также предназначалась Беллини. Творчество Дюрера было высоко оценено в Венеции, а её совет предлагал художнику годовое содержание в размере 200 дукатов с тем, чтобы он задержался.

Дюрер побывал в Болонье, городе, знаменитом своим университетом, где надеялся раскрыть в общении с местными учёными секреты перспективы. Предположительно он собирался встретиться либо с математиком Лукой Пачоли, либо с архитектором Донато Браманте, либо со Сципионом Дель Ферро. Потом он намеревался посетить Падую, чтобы встретиться с Мантеньей, но получил известие о его смерти, и свидание не состоялось, о чём Дюрер впоследствии очень сожалел. Исследователи, основываясь на анализе картин Дюрера, считают, что художник ездил в Рим: в то время предполагалась, что туда прибудет император Максимилиан. С апреля по август 1506 года переписка с Пиркгеймером не велась, возможно, что тогда Дюрер находился в Тироле.

Альбрехт Дюрер.
Алтарь Ландауэра. 1511. Музей истории искусства. Вена

В 1509 году Дюрер был избран названным членом Большого совета Нюрнберга, возможно, что в этом качестве он принимал участие в художественных проектах города. В этом же году он купил дом в Циссельгассе (ныне Дом-музей Дюрера).

В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена). Иконографическую программу алтаря, состоявшего из картины и деревянной резной рамы, выполненной неизвестным нюрнбергским мастером, в верхней части которой была вырезана сцена Страшного суда, разработал Дюрер. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем». Несмотря на свой успех и упрочившуюся славу, художник тем не менее осознаёт, что не в состоянии изменить отношение своих заказчиков, считавших, по укоренившейся в Германии традиции, живописца всего лишь ремесленником. Так, судя по письмам к Якобу Геллеру, для которого Дюрер писал алтарный образ «Вознесение Марии» , этот франкфуртский купец был недоволен увеличением сроков работы, и художнику пришлось объяснять, что произведение высокого качества, в отличие от рядовых картин, требует бо́льшего времени для исполнения. Геллер в итоге остался доволен работой, но вознаграждение, полученное за неё Дюрером, едва покрыло стоимость затраченных материалов.

Дюрер сосредоточил свои усилия на достижении высочайшего мастерства в гравировании, видя в этом более надёжный путь к признанию и материальному благополучию. Ещё до поездки в Венецию основной доход Дюрера составляли средства, вырученные от продажи гравюр. Реализацией занимались мать и жена художника на ярмарках в Нюрнберге, Аугсбурге и Франкфурте-на-Майне. В другие города и страны гравюры Дюрера отправлялись вместе с товарами купцов Имгофов и Тухеров.

С 1507 по 1512 год Дюрер выполняет множество гравюр на заказ, а также серии религиозных гравюр («Жизнь Марии», «Большие страсти», «Малые страсти», «Страсти на меди»), предназначенные для продажи. В 1515-1518 годах Дюрер пробует работать в новой на то время технике - офорте (сохранились шесть). Так как в то время ещё не были известны кислоты для травления меди, Дюрер выполнял офорты на железных досках. Несколько ранее, в 1512 году, Дюрер выполнил «сухой иглой» три гравюры, но более не обращался к этому виду графики.

Летом 1518 года Дюрер представлял город Нюрнберг на рейхстаге в Аугсбурге, где выполнил графические портреты Максимилиана I, Альбрехта Бранденбургского, живописный - Якоба Фуггера и других знаменитых участников съезда.

Работы для Максимилиана I

А. Дюрер. Портрет Максимилиана I С 1512 года главным покровителем художника становится император Максимилиан I. Став к тому времени известным мастером гравюры, Дюрер вместе с учениками своей мастерской принял участие в работе над заказом императора: «Триумфальной аркой», монументальной ксилографией (3,5 м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция, задуманная и осуществлённая в честь Максимилиана, предназначалась для украшения стены. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В разработке этого проекта принимали участие Пиркгеймер и Иоганн Стабий (идея и символика), придворный художник Йорг Кёльдерер, гравёр Иероним Андреа. В дополнение к «Триумфальной арке» Марксом Трайтцзаурвайном был разработан проект гравюры «Триумфальная процессия», ксилографии для него выполняли Дюрер совместно с Альбрехтом Альтдорфером и Гансом Шпрингинклее. В 1513 году художник вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана». Финансовые трудности, постоянно испытываемые императором, не позволили ему вовремя расплатиться с Дюрером. Максимилиан предложил художнику освобождение от городских налогов, однако против этого выступил Совет Нюрнберга. Также Дюрер получил от Максимилиана грамоту (Freibrief), защищавшую от копирования его гравюры на дереве и меди. В 1515 году, по ходатайству Дюрера, император назначил ему пожизненную пенсию в размере 100 гульденов в год, из сумм, вносимых городом Нюрнбергом в императорскую казну.

Дюрер и Реформация

В 1517 году Дюрер примкнул к кружку нюрнбергских реформаторов, во главе которых стояли викарий августинцев Иоганн Штаупитц и его соратник Венцеслав Линк. Знакомство с сочинениями Мартина Лютера, которые, по словам художника, «очень ему помогли» (der mir aus großen engsten geholfen hat), вероятно, произошло около 1518 года. Художник поддерживал отношения с видными деятелями Реформации: Цвингли (учением которого на некоторое время увлёкся), Карлштадтом, Меланхтоном, Николасом Кратцером. Уже после смерти Дюрера Пиркгеймер, вспоминая своего друга, отзывался о нём как о «добром лютеранине». В начале 1518 года Дюрер послал Лютеру свои гравюры, художник надеялся выгравировать его портрет, однако их личная встреча так и не состоялась. В 1521 году, когда распространился ложный слух о том, что Лютер после Вормского рейхстага был схвачен, Дюрер записал в своём «Дневнике путешествия в Нидерланды»: «О Боже, если Лютер мёртв, кто отныне будет так ясно излагать нам святое евангелие?»

Религиозные и политические потрясения коснулись ближайших сотрудников художника. В начале 1525 года три его ученика - братья Ганс Себальд и Бартель Бехамы и Георг Пенц - были обвинены в безбожии и изгнаны из Нюрнберга, а один из лучших резчиков, работавших с Дюрером, Иероним Андреа, за связь с восставшими крестьянами был заключён в тюрьму. Однако так и не известно, как воспринял Дюрер процесс «трёх безбожных художников» и арест Андреа.

В поздних работах Дюрера некоторые исследователи находят сочувствие протестантизму. Например, в гравюре «Тайная вечеря» (1523) включение в композицию Евхаристической чаши считается выражением солидарности с каликстинцами, хотя эта интерпретация была подвергнута сомнению.

Дюрер разделял взгляды «иконоборцев», выступавших против обожествления «чудотворных» изображений, однако, как явствует из «Посвящения Пиркгеймеру» в трактате «Руководство к измерению…», не настаивал на том, чтобы произведения искусства были удалены из церквей. Задержка выпуска гравюры «Святой Филипп», законченной в 1523 году, но отпечатанной только в 1526 году, возможно, произошла из-за сомнений, испытываемых Дюрером в отношении изображений святых; даже если Дюрер не был иконоборцем, роль искусства в религии в последние годы жизни он подверг переоценке.

Поездка в Нидерланды (1520-1521)

В 1520 году художник, уже обретший европейскую славу, вместе с женой предпринимает путешествие в Нидерланды. Со смертью своего покровителя, императора Максимилиана, Дюрер лишился годовой пенсии: нюрнбергский Совет отказался без указания нового императора продолжать выплату. Главной (но не единственной) целью Дюрера была встреча с Карлом V, коронация которого должна была состояться в Нидерландах.

«Дневник путешествия в Нидерланды» Дюрера по форме является приходно-расходной книгой, однако он даёт яркую и полную картину этой поездки. Художник фиксирует всё, что привлекает его внимание, описывает произведения искусства и достопримечательности, которые ему довелось увидеть, обычаи и нравы местного населения, отмечает имена тех, с кем познакомился в это время. Дюрер познакомился с работами знаменитых нидерландских художников: Хуберта и Яна ван Эйков (Гентский алтарь), Рогира ван дер Вейдена, Хуго ван дер Гуса, Дирка Боутса, Мемлинга.

Путешествие началось 12 июня, путь Дюреров пролегал через Бамберг, Франкфурт, Кёльн в Антверпен и другие нидерландские города. Художник активно работал в жанре графического портрета, встречался с местными мастерами и даже помогал им в работе над триумфальной аркой для торжественного въезда императора Карла. В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем. По его словам магистрат Антверпена, надеясь удержать художника в городе, предлагал ему годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку и, кроме того, уплату всех его налогов. Аристократия, послы иностранных государств, учёные, в том числе Эразм Роттердамский, составляли круг общения Дюрера в Нидерландах.

4 октября 1520 года Карл V подтвердил право Дюрера на пенсию в 100 гульденов в год. Записи в «Дневнике» на этом заканчиваются. 12 июля 1521 года Дюреры отправились в Нюрнберг. Обратный путь, судя по зарисовкам в путевом альбоме, художник проделал по Рейну и Майну.

Последние годы (1521-1528)

В конце жизни Дюрер много работал как живописец, в этот период им созданы самые глубокие произведения, в которых проявляется знакомство с нидерландским искусством. Одна из важнейших картин последних лет - диптих «Четыре апостола», который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году. Среди исследователей творчества Дюрера существуют разногласия в толковании этого диптиха - некоторые, вслед за каллиграфом Иоганном Нейдёрфером, выполнившим по заданию художника надписи на картине (цитаты из Библии в переводе Лютера), видят в «Четырёх апостолах» лишь изображения четырёх темпераментов, другие - отклик мастера на события (религиозные разногласия, крестьянская война), потрясшие Германию и отражение идеи «несоответствия гуманистической утопии и реальности».

В Нидерландах Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов которой страдал до конца жизни. Симптомы заболевания - в том числе сильное увеличение селезёнки - он сообщил в письме своему врачу. Дюрер нарисовал себя, указывающего на селезёнку, в пояснении к рисунку он написал: «Там, где жёлтое пятно, и на что я указываю пальцем, там у меня болит».

До последних дней Дюрер готовил к печати свой теоретический трактат о пропорциях. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге.

Выдающийся художник и гравер Альбрехт Дюрер родился в немецком городе Нюрнберге 21 мая 1471 года. Его отцом был местный ювелир Альбрехт Дюрер-старший, мастер золотых и серебряных дел.

Под присмотром отца Альбрехт еще в детстве начал постигать ювелирное дело, а также искусство гравировки по металлу. Однако большего всего мальчик интересовался рисованием.

И в 1486 году отец отправил его учиться к Михаэлю Вольгемуту, живописцу франконской школы. После окончания учебы Альбрехт тут же отправился в путешествие, как того требовала традиция. Считалось, что во время странствий молодой мастер должен был познакомиться с опытом других мастеров и получить свои первые заказы.

В 1490 году Дюрер посетил Венецию. В его рисунках, относящихся к этому периоду, можно заметить влияние эпохи Возрождения и итальянской школы живописи.

После Венеции художник посетил Страсбург, а в 1494 году вернулся домой. Сразу после возвращения он женится на Агнессе Фрей – дочери известного в Нюрнберге банкира и музыканта. Дело в том, что Дюрер собирался открыть мастерскую, а по правилам того времени ее разрешалось открывать лишь женатым мастерам.

Открыв мастерскую, Альбрехт Дюрер начал работать целыми днями. Он постоянно совершенствовал свои навыки рисунка и живописи, а также впервые начал пробовать себя в гравюре. Альбрехт мечтал учиться у знаменитого в то время гравера Мартина Шонгауэра. Но когда Дюрер приехал к нему в Кольмар, оказалось, что Шонгауэр уже умер.

Альбрехт общался со многими нюренбергскими гуманистами и интеллектуалами. В частности его друзьями были издатель Антон Кобургер и политик Виллибальд Пиркгеймер. Их философия и идеи нашли отражение в работах художника.

Вместе со своими учениками Дюрер выполнил несколько известных алтарных образов для храмов Нюрнберга. Также в этот период им было создано множество портретов, в том числе и знаменитый автопортрет 1498 года. Но самым главным достижением нюренбергского периода стала серия из 15 гравюр на тему Апокалипсиса, которая принесла Дюреру всемирную славу.

В 1505 году художник отправляется в путешествие по Италии. Здесь он знакомится с работами местных мастеров и приобщается к философии эпохи Возрождения.

После того, как Дюрер в 1507 году вернулся в родной город, наступил самый плодотворный период его творчества. В 1513 году он создает свои легендарные «мастерские» гравюры, о смысле которых искусствоведы спорят до сих пор.

В 1521 году Альбрехт отправляется в Нидерланды. Он уже считался очень известным художником, а потому в каждом городе его встречали с особым почетом и даже предлагали остаться.

Вернувшись через год домой, Дюерер непрерывно работает до самой смерти. К поздним годам относятся его трактаты о теории искусства. В них он рассказывает художникам о построении перспективы, о пропорциях человеческого тела и о других своих наблюдениях. К этому же периоду относится одна из самых знаменитых его работ - алтарный образ «Четыре апостола».

Дюрер умер в апреле 1528 года в немецком городе Антверпене. В наше время его работы хранятся в берлинском музее и в других музеях Германии.

Интересные факты и даты из жизни

А. Дюрер (1471-1528) - великий немецкий художник, а в последние годы жизни и теоретик искусства. Его биография и творчество тесно связаны с эпохой Возрождения. Произведения Альбрехта Дюрера и сегодня привлекают множество ценителей живописи. Хотите узнать о нем больше? Жизнь и творчество Альбрехта Дюрера представлены в этой статье.

Краткая биография

Отцом его был выходец из Венгрии, серебряных дел мастер. Альбрехт учился сначала у своего отца, а потом у Михаэля Вольгемута, живописца и гравера из Нюрнберга. 1490-1494 - "годы странствий", обязательные для того, чтобы получить звание мастера. Альбрехт провел это время в городах Верхнего Рейна (Страсбург, Кольмар, Базель). Здесь он вошел в круг книгопечатников и гуманистов. Известно, что Дюрер хотел совершенствоваться в гравюре на металле у М. Шогауэра в Кольмаре, однако не застал его в живых. Тогда Альбрехт принялся изучать работы этого мастера, общаясь с его сыновьями, которые тоже были художниками.

В 1494 году вернулся в Нюрнберг Альбрехт Дюрер. Биография и творчество его были отмечены в это время важными событиями. Именно тогда состоялась женитьба на Агнесе Фрей, а также открытие собственной мастерской. Через некоторое время Альбрехт решил совершить новое путешествие, на сей раз выбрав Северную Италию. Он побывал в Падуе и Венеции в 1494-95 годах. В Венецию Дюрер ездил и в 1505 году, пробыл там до 1507 года. Знакомство Альбрехта с I относится к 1512 году. Видимо, в это же время Дюрер начал работать на него, вплоть до смерти Максимилиана, произошедшей в 1519 г. Известно, что Альбрехт посетил также Нидерланды. В период с 1520 по 1521 год он побывал в таких городах, как Брюссель, Антверпен, Гент, Брюгге, Малин и других.

Творчество Дюрера

И творчество которого совпадают с расцветом немецкого Возрождения, не мог остаться в стороне от тенденций своего времени. Это был сложный, во многом дисгармоничный период. Его характер наложил отпечаток на все виды искусства. Возрождение в творчестве Альбрехта аккумулирует в себе своеобразие и богатство немецких художественных традиций. Они проявляются в облике дюреровских персонажей, далеких от красоты с точки зрения классического идеала. Кроме того, мастер предпочитает все острохарактерное, уделяет большое внимание индивидуальным деталям. Огромное значение для Альбрехта имеет в то же время соприкосновение с искусством Италии. Творчество Альбрехта Дюрера отмечено тем, что он старался постичь тайну его совершенства и гармонии. Дюрер является единственным представителем который по многогранности и направленности интересов, стремлению постичь законы искусства, создать совершенные пропорции фигуры человека может быть поставлен в один ряд с великими мастерами итальянского Возрождения.

Рисунки

Творчество Альбрехта Дюрера многообразно. Он был одарен как рисовальщик, гравер и живописец. При этом гравюра и рисунок занимают у него порой даже ведущее место. Более 900 листов насчитывает наследие Дюрера-рисовальщика. По многообразию и обширности его можно сопоставить только с творениями Леонардо да Винчи. Видимо, рисование было частью повседневной жизни мастера. Дюрер прекрасно владел всеми графическими техниками того времени - от угля, акварели, итальянского карандаша до тростникового пера и серебряного штифта. Как и для итальянских мастеров, рисунок стал для Дюрера важнейшим этапом создания композиции. Этот этап включал в себя штудии, эскизы голов, ног, рук, драпировок.

Для Дюрера рисунок был инструментом, с помощью которого он изучал характерные типы - нюрнбергских модниц, нарядных кавалеров, крестьян. Прославленные произведения Альбрехта Дюрера - акварели мастера "Заяц" (на фото выше) и "Кусок дерна". Они выполнены с холодноватой отстраненностью и такой пристальностью, что могли бы стать иллюстрациями к научным кодексам.

Серия пейзажей

Первой значительной работой мастера является серия пейзажей 1494-95 годов. Эти произведения Альбрехта Дюрера выполнены акварелью и гуашью во время его путешествия в Италию. Они представляют собой тщательно сбалансированные, продуманные композиции, с пространственными планами, плавно чередующимися друг с другом. Эти произведения Альбрехта Дюрера являются первыми в истории европейского искусства "чистыми" пейзажами.

"Рождество", "Поклонение волхвов", "Адам и Ева"

Ясное ровное настроение, стремление автора к гармоническому равновесию ритмов и форм - вот характерные особенности живописи Дюрера с конца 15 века до начала второго десятилетия 16 в. Это алтарь "Рождество", выполненный около 1498 года, и относящаяся к 1504 году работа "Поклонение волхвов", в которой Дюрер объединяет группу из трех волхвов и Мадонны плавностью силуэтов, спокойным круговым ритмом, а также мотивом арки, повторяющимся неоднократно в архитектурной декорации. В 1500-х годах одной из основных тем творчества Альбрехта становится стремление найти идеальные пропорции тела человека. Он ищет их секреты, рисуя обнаженные женские и мужские фигуры. Отметим, что именно Альбрехт первым в Германии начал изучать обнаженную натуру. Эти поиски были суммированы в гравюре 1504 года "Адам и Ева", а также в выполненном около 1507 года большом одноименном живописном диптихе.

"Поклонение святой Троице" и "Праздник четок"

Наиболее сложные работы, упорядоченные гармонически живописные композиции из множества фигур выполнил уже в годы творческой зрелости Альбрехт Дюрер. Известные произведения его включают созданный в 1506 году "Праздник четок", в 1511 - "Поклонение святой Троице". "Праздник четок" является одной из самых больших работ Дюрера (161,5 х 192 см). Кроме того, это одна из самых мажорных по интонации картин. Работа близка к искусству мастеров Италии не только мотивами, но также и своей жизненной силой, полнозвучием красок, полнокровием образов (в основном портретных), равновесием композиции, широтой письма. В картине под названием "Поклонение святой Троице", представляющей собой небольшую алтарную работу, ритмические полукружия, которые перекликаются с арочным завершением алтаря, объединяют парящих в небесах ангелов, отцов Церкви и сонм святых. Эта картина напоминает "Диспут" Рафаэля.

Ранние портреты

Без портретов сложно себе представить творчество Альбрехта Дюрера. Картины его в этом жанре многочисленны и весьма интересны. Альбрехт уже в ранней работе, выполненной около 1499 года (портрет Освальда Креля) предстает сложившимся мастером. Он отлично передает внутреннюю энергию модели, своеобразие характера. Уникальность Альбрехта Дюрера состоит и в том, что автопортрет занимает ведущее место в ранний период его портретного творчества. Еще в 1484 году он создал рисунок серебряным штифтом, представленный в начале статьи. Здесь Альбрехт изображен 13-летним ребенком. Уже в то время рукой Дюрера руководила тяга к самопознанию, которая получила дальнейшее развитие в первых трех его живописных автопортретах. Речь идет о работах 1493, 1498 и 1500 годов. В последней работе (фото ее представлено выше) Альбрехт изображен строго в фас. Обрамленное небольшой бородкой и длинными волосами его правильное лицо напоминает нам изображения Христа-Пантократора.

Гравюры

Творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528) интересно тем, что он выполнял гравюры одинаково успешно и на меди, и на дереве. Альбрехт превратил гравюру, вслед за Шонгауэром, в один из основных видов искусства. В работах Дюрера получил выражение мятущийся, беспокойный дух его творческой натуры, а также драматические нравственные коллизии, волновавшие его. Резким контрастом ясным и спокойным ранним живописным работам мастера стала уже первая масштабная графическая серия, состоящая из 15 гравюр на темы Апокалипсиса. Эти работы, выполненные на дереве, Альбрехт создал в 1498 году. Дюрер в своих гравюрах намного больше, чем в живописных полотнах, опирается на немецкие традиции. Они проявляются в напряженности угловатых, резких движений, чрезмерной экспрессии образов, ритме клубящихся, стремительных линий и ломающихся складок. Образ Фортуны из резцовой гравюры "Немезида", относящейся к началу 1500 гг., имеет грозный характер. Эта гравюра считается одной из лучших работ Дюрера.

"Жизнь Марии", "Большие страсти" и "Малые страсти"

В графическом цикле "Жизнь Марии", созданном около 1502-05 гг., заметны интерес автора к жанровым деталям, а также обилие подробностей - черты, свойственные немецкой художественной традиции. Этот графический цикл является самым ясным и спокойным по настроению. Два других, посвященных страстям Христа, отличаются драматической экспрессией. Это выполненные на дереве "Большие страсти" (около 1498-1510 гг.), а также две серии гравюр на меди "Малые страсти" (годы создания - 1507-13 и 1509-11). Эти работы Дюрера были наиболее известны среди его современников.

Триптих 1513-1514 гг.

Гравюра 1513 года "Рыцарь, Смерть и Дьявол", а также две работы 1514 года ("Иероним в келье" и "Меланхолия") занимают важное место в наследии Альбрехта. Они образуют своего рода триптих. Эти работы выполнены мастером с виртуозной тонкостью. Они отличаются редкой образной сосредоточенностью и лаконизмом. Видимо, Дюрер не задумывал создавать их как единый цикл. Тем не менее работы эти объединяет морально-философский подтекст, весьма сложный (истолкованию его посвящено сегодня много работ). По-видимому, трактатом "Руководство христианского воина" Э. Роттердамского был навеян автору образ немолодого сурового воина, который движется к неведомой цели, невзирая на Дьявола, следующего за ним по пятам, а также на угрозы Смерти. Воин представлен на фоне скалистого дикого пейзажа. Не всегда легко воспринимается творчество Альбрехта Дюрера. Краткое содержание вышеупомянутого трактата важно знать для понимания образа воина.

Святой Иероним (на фото выше), весь ушедший в научные занятия, является олицетворением созерцательной жизни и духовной самоуглубленности. Величественная крылатая Меланхолия, погруженная в свое мрачное размышление, представлена на фоне хаотического нагромождения символов быстротекущего времени и наук, орудий ремесла.

Она обычно трактуется как олицетворение творческого мятущегося духа человека. Отметим, что гуманисты Возрождения находили в людях, имеющих меланхолический темперамент, "божественную одержимость" гения, воплощение творческого начала. Поэтому можно сказать, что в рамках общей тенденции находится и творчество Альбрехта Дюрера. Кратко охарактеризуем и поздние его работы.

Поздние работы

Дюрер после 1514 года работал при дворе Максимилиана I (выше представлен его портрет, выполненный Альбрехтом). В это время выполнял множество официальных заказов Альбрехт Дюрер. Произведения, созданные им, требовали большого мастерства, однако наиболее трудоемкой из них была раскрашенная литография, выполненная на 192 досках. Эта работа называется "Арка Максимилиана I". Над ее созданием трудилась, кроме Дюрера, большая группа художников. После поездки в Нидерланды, совершенной в 1520-21 гг., у Альбрехта начался новый творческий подъем. В это время появилось множество беглых зарисовок. Кроме того, целым рядом прекрасных были пополнены произведения Альбрехта Дюрера. Список их следующий: выполненный в 1520 году углем а также работы 1521 года "Лука Лейденский" (выполнена серебряным карандашом), "Агнес Дюрер", при создании которой использовался металлический карандаш, и др.

Портреты 1520-х годов

Портрет в 1520-е годы становится основным жанром в творчестве Дюрера. В это время создал изображения в гравюре на меди виднейших гуманистов своего времени Альбрехт Дюрер. Основные произведения следующие: в 1526 году - портрет Филиппа Меланхтона, в 1524 - Виллибальда Пиркхейма, в 1526 - Эразма Роттердамского. В живописи в 1521 году появляется "Портрет молодого человека", в 1524 - "Мужской портрет", в 1526 - "Иероним Хольцшуэр" и другие работы. Эти небольшие произведения отличаются безупречной композицией, классической завершенностью, чеканностью силуэтов. Они эффектно усложнены очертаниями огромных бархатных беретов или широкополых шляп. Композиционный центр данных работ - лицо, данное крупным планом, созданное тонкими переходам теней и света. В едва заметной мимике, во взгляде широко раскрытых глаз, в очертаниях слегка изогнутых в улыбке или полуоткрытых губ, в энергичном рисунке скул и движении нахмуренных бровей можно рассмотреть следы напряженной духовной жизни. Открытая Альбрехтом в его современниках сила духа обретает большой масштаб в диптихе "Четыре апостола" (на фото ниже), последней живописной работе мастера (1525 год). Она была написана Дюрером для нюрнбергской ратуши. Представлены огромные фигуры евангелиста Павла, Петра и Иоанна, которые олицетворяют, по свидетельству современников мастера, 4 темперамента.

Теоретические работы, значение творчества

В последние годы жизни Альбрехт издал теоретические работы: руководство по измерению линейкой и циркулем (в 1525 году), по укреплению крепостей, замков и городов (1527), а в 1528 году появилась работа "Четыре книги о пропорциях человека". Альбрехт Дюрер, творчество и судьба которого были нами рассмотрены, скончался в Нюрнберге 6 апреля 1528 г.

Дюрер сильно повлиял на развитие всего немецкого искусства первой половины 16 в. Его гравюры и в Италии пользовались огромным успехом - выпускались даже их подделки. Многие итальянские художники испытали воздействие его работ, включая Порденоне и Понтормо.

Альбрехт Дюрер, немецкий художник эпохи Возрождения, родился в Нюрнберге в семье серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца М. Вольгемута (1486 - 1490). Обязательные для художника тех времен «годы странствий» (1490 - 1494) он провел в городах верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. Вернувшись в Нюрнберг, вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-1495, Венеция и Падуя). В Венеции Дюрер побывал еще раз в 1505-1507 годах. В 1520-1521 годах посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент и другие города). Работал в основном в Нюрнберге.

Дюрер - первый в немецком искусстве человек чисто ренессансного склада как по особенностям своего творчества, так и по широте интересов. В живописи он обращался к самым разным жанрам и темам: писал традиционные для немецкой художественной культуры алтарные композиции и картины на евангельские сюжеты, создал большое количество портретов. Ему же принадлежат исполненные акварелью великолепные пейзажи, изображения растений, животных и птиц. Еще шире его диапазон в гравюре, где ко всему перечисленному добавляются мифологические сцены и образы, бытовые сюжеты, аллегории. Огромно графическое наследие мастера - около 900 листов.

Главная ценность дюреровского художественного мироздания - человек. С обостренным вниманием предавался мастер живому наблюдению различных людских характеров и обликов, пытливому изучению строения человеческого тела. Последней задаче посвящен специальный теоретический труд "Четыре книги о пропорциях человека" (1528), снабженный множеством рисунков, аналитических схем и чертежей. Известны и другие теоретические трактаты художника. Научное постижение мира - важнейшая сторона творческого кредо Дюрера.

Первым из ренессансных живописцев Дюрер осознал, что характер человека, его духовную сущность и физический облик художник может лучше понять и изучить, постигая свою собственную личность. Ни у одного из мастеров дюреровского времени нет такого количества автопортретов. Да и вообще можно сказать, что в качестве самостоятельной художественной задачи эта разновидность портретного жанра возникла благодаря Дюреру. Еще в детском возрасте он начал рисовать себя, придя затем к созданию своих живописных изображений. Три автопортрета, написанные на протяжении всего семи лет, раскрывают формирование творческой личности: меняется человеческая натура самого творца, меняются и принципы ее воплощения в искусстве. На "Автопортрете в двадцать два года" (1493, Париж, Лувр) зритель видит юношу, придирчиво вглядывающегося в себя, поглощенного трудной задачей самопознания.

Через пять лет (1498, Мадрид, Прадо) перед нами предстает уже совсем другой человек - уверенный в себе, элегантный, красивый, сознающий свою красоту и свои творческие возможности. Глухой нейтральный фон предыдущего портрета сменился другим - окном в окружающий мир. Мастер также уже не поглощен самоанализом, а полностью открыт к общению.

В следующем "Автопортрете" (1500, Мюнхен, Старая пинакотека) художник являет себя не в трехчетвертном повороте, а строго в фас. Взор с какой-то неотступной требовательностью обращен на зрителя. Абсолютно правильное лицо, обрамленное волнистыми прядями длинных волос, напоминает канонический лик Христа. Сопоставление - явно умышленное и весьма многозначительное. В нем - новое отношение художника к своей творческой миссии, уверенный взгляд на собственное «я». Колористическая гамма всех автопортретов весьма скупа и сдержанна. Она построена на оттенках коричневого, черного и белого. Задача наибольшего портретного сходства явно превалирует над желанием интенсифицировать красочную выразительность образа. Стоит обратить внимание и на такую деталь. В двух последних автопортретах появляется не только дата исполнения картины и монограмма художника, но и развернутая авторская надпись - факт, еще с одной стороны свидетельствующий о возросшем творческом самосознании мастера.

Наряду с портретами Дюрер писал и традиционные для Северной Европы алтарные картины. По заказу патрицианского семейства Паумгартнеров написан триптих для одной из церквей в Нюрнберге. На центральной части его изображено "Рождество" (ок. 1500, Мюнхен, Старая пинакотека). Композиция причудливо совмещает черты еще средневековых представлений с новыми ренессансными принципами построения пространства. Так, к средневековым иконографическим схемам восходят маленькие фигурки семьи заказчиков алтаря, несоизмеримые по масштабу с основными героями картины - коленопреклоненными Марией и Иосифом, умиляющимся на Младенца. Сцена происходит в руинах величественного старого здания, перспектива которого решена в строгом соответствии с ее научными законами. Насыщенные тона одежд главных фигур, равно как и светлые тона пейзажа в глубине, свидетельствуют об определенном воздействии работ итальянских мастеров, с которыми Дюрер познакомился во время своей первой поездки в Италию.

Более ренессансное впечатление как целостное зрелище производит "Поклонение волхвов" (1504, Флоренция, Уффици). Ясная композиция, свободно располагающиеся в пространстве фигуры, уходящие в глубину четкие линии ступеней каменного крыльца, на котором сидит Мария, - все сообщает центральной группе чувство спокойного достоинства и величия, свойственное произведениям итальянского Возрождения. В колористическом строе картины преобладают насыщенные тона красочной гаммы, хотя при ярком голубом небе над пейзажем явно недостает ощущения солнечного света.

Лишь второе, почти годичное, пребывание в Венеции кардинальным образом обогатило красочную палитру Дюрера. Она стала светлей и гармоничней. В картинах появилось ощущение воздушной среды и солнечного освещения.

В произведениях, выполненных в Венеции в 1505-1506 годах, художник свободно решает самые различные жанровые и композиционные задачи - от погрудного портрета ("Портрет молодой венецианки", 1505, Вена, Музей истории искусства) до большой многофигурной алтарной картины ("Праздник четок", 1506, Прага, Национальная галерея). Праздник четок (точнее следовало бы называть "Праздник венков из роз") - работа, исполненная для одной из венецианских церквей. Мастер обратился к довольно редкой теме, позволяющей объединить в одном картинном пространстве легендарные фигуры и реальные лица. Он создал своего рода групповой портрет современников, где среди изображенных можно увидеть и императора Максимилиана, и Папу Римского, и самого художника. Празднество, на котором Богоматерь с Младенцем раздают пришедшим ей поклониться розовые венки, происходит на открытом воздухе на фоне прекрасной природы с густозелеными деревьями, рисующимися на ясном голубом небе, с высящимся вдали заснеженными горами - воспоминание об Альпах. Все великолепно в этой картине: ее крепкая композиционная построенность, удивительное разнообразие лиц и выражений, красочное и фактурное богатство костюмов. Недаром произведение получило заслуженное признание ведущих художников Венеции того времени во главе с Джованни Беллини.

Картины Дюрера, исполненные в первые годы по возвращении на родину свидетельствуют, что импульс, полученный от искусства итальянского Возрождения, продолжает сохраняться. Художник пытается найти математические законы, по которым строится совершенное человеческое тело. Наряду с многочисленными чертежами, схемами и рисунками, посвященными решению этой задачи, возникают две картины, составляющие одно нерасторжимое целое - "Адам" и "Ева" (1507, Мадрид, Прадо). Перед зрителем предстают идеально прекрасные и вместе с тем очень живые образы первых людей. И несмотря на то, что мастер не забывает изобразить непременного третьего участника сцены - Змия-искусителя, художника привлекает не нравоучительный смысл легенды, а человеческое тело как самое совершенное создание Господа.

В 1510-е годы у Дюрера начинают преобладать графические листы. Он создает несколько серий ксилографий и знаменитые гравюры на меди - Рыцарь, Смерть и Дьявол, Святой Иероним и Меланхолия (1513-1514). В них отразились философские размышления мастера о смысле бытия, о времени и о себе, о Германии, сотрясаемой бурей Реформации и крестьянских восстаний, о сложности идейных и духовных коллизий. Истинное содержание некоторых из этих листов до сих пор продолжает разгадываться исследователями. В них - изощренная иносказательность образов, некий свод условных обозначений основных мировоззренческих категорий.

последний период творчества, после поездки в Нидерланды, Дюрер с новой энергией принимается за живопись. Несколько замечательных портретов запечатлевают характерный облик людей этой бурной эпохи: "Портрет молодого человека" (1521, Дрезден, Картинная галерея), "Портрет неизвестного" (1524, Мадрид, Прадо), "Портрет Иеронима Хольцшуера" (1526, Берлин, Государственные музеи).