Что помогает победить в войне аргументы. ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. Проблемы (Гражданская, Великая Отечественная война)

1) «Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло». (Лаоцзы)

2) «Война - болезнь. Вроде тифа». (Сент-Экзюпери А.)

3) «Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, - значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были». (Камю А.)

4) «Самое большое зло, какое может сделать нам враг, это приучить наше сердце к ненависти». (Ф. Ларошфуко)

5) «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка». (Л.Н.Толстой)

6) «Между эскадроном и неприятелями уже никого не было, кроме мелких разъездов. Пустое пространство, саженей в триста, отделяло их от него. Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельские войска…»

«Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мертвых, и - неизвестность страдания и смерть. И что там? кто там? там, за этим полем, и деревом, и крышей, освещенной солнцем? Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту черту, и хочется перейти ее; и знаешь, что рано или поздно придется перейти ее и узнать, что там, по той стороне черты, как и неизбежно узнать, что там, по ту сторону смерти. А сам силен, здоров, весел и раздражен и окружен такими здоровыми и раздраженно-оживленными людьми». Так ежели и не думает, то чувствует всякий человек, находящийся в виду неприятеля, и чувство это придает особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты». (Л.Н.Толстой)

Аргументация:

1. «Повесть о разорениии Рязани Батыем» (пер. Д.С.Лихачева)

«А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей - князей киевских и черниговских - захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши».
Автор «Повести..», описывая поле битвы, воссоздавая перед читателем картину разорения и сожжения русского города, помнит о чувствах своих читателей и выражает увиденное при помощи традиционных формул.
«И пошел князь Ингварь Ингваревич туда, где побиты были от нечестивого царя Батыя братия его: великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, брат его князь Давыд Ингваревич, брат его Всеволод Ингваревич, и многие князья местные, и бояре, и воеводы, и все воинство, и удальцы, и резвецы, узорочье рязанское. Лежали они все на земле опустошенной, на траве ковыле, снегом и льдом померзнувшие, никем не блюдомые. Звери тела их поели, и множество птиц их потерзало. Все лежали, все вместе умерли, единую чашу испили смертную».
Смерть в «Повести…» опоэтизирована: люди лежат на земле «опустошенной», «снегом и льдом померзнувшие», они «испили чашу смертную». Помня об историческом времени, мы можем предполагать, насколько безобразными и тяжелыми были раны участников сражения, насколько страшной была картина уничтоженного войсками Батыя города, а в тексте это не передано. Но это не свидетельствует о бессилии произведения искусства в деле воссоздания реальности. Это говорит о мудрости создателя «Повести», о гуманности древнерусской литературы.

2. «Валерик» (М.Ю.Лермонтов)

  • Едва лишь выбрался обоз
  • То было грозное молчанье,
  • Не долго длилося оно,
  • Но в этом странном ожиданье
  • Забилось сердце не одно.
  • Вдруг залп… глядим: лежат рядами,
  • Что нужды? здешние полки
  • Народ испытанный… В штыки,
  • Дружнее! раздалось за нами.
  • Кровь загорелася в груди!
  • Все офицеры впереди…
  • Верхом помчался на завалы
  • Кто не успел спрыгнуть с коня…
  • Ура - и смолкло. - Вон кинжалы,
  • В приклады! - и пошла резня.
  • И два часа в струях потока
  • Бой длился. Резались жестоко
  • Как звери, молча, с грудью грудь,
  • Ручей телами запрудили.
  • Хотел воды я зачерпнуть…
  • (И зной и битва утомили
  • меня), но мутная волна
  • Была тепла, была красна.

М.Ю. Лермонтов, считавший войну разрушением красоты мира, единства человека и природы, точно выражает эту мысль в эпизоде стихотворения «Валерик». Показывая безумие происходящего, Лермонтов уподобляет людей диким зверям и называет битву «резней». Ручей запружен трупами, его воды, отравленные смертью, становятся красными. Всего несколько штрихов – и ужас случившегося передается читателю. Усиливает впечатление эмоциональность монолога героя:

  • Я думал: жалкий человек,
  • Чего он хочет!…небо ясно,
  • Под небом места много всем,
  • Но непрестанно и напрасно
  • Один враждует он – зачем?

3. «Война и мир» (Л.Н.Толстой)

Л.Н. Толстой показывает Бородинское поле после сражения. Для того чтобы выразить отвращение, ужас, боль, страдание от увиденного, Толстой заставляет «заговорить» безмолвную Природу. Дождь, накрапывающий «на убитых, на раненых, и на изнуренных людей», будто бы говорит: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте…Опомнитесь. Что вы делаете?»

4. «Тихий Дон» (Шолохов М. А.)

Картина поля боя, произошедшего между русскими и немцами во время Первой мировой войны неподалеку от деревни Свинюхи, заставила содрогнуться даже привыкших к ужасам войны казаков. Трупы лежали внакат, в «непристойных и страшных» позах, земля была взрыта, примятая колесами повозки трава напоминает шрамы. В воздухе стоит «сладковатый, тяжкий» запах мертвечины. Казаков поразил вид молодого поручика, который и после смерти продолжал оставаться красивым; они потрясены видом убитого солдата, совсем еще мальчишки, которого настигла вражья пуля. Сокрушаются свидетели этого зрелища, глядя на парнишку: ему, должно быть, не довелось узнать сладости девичьего поцелуя. «Где же их так наворочали?»- спрашивают себя те, кто так же безжалостно расправляется с противником. Видимо, нет предела человеческой жестокости.

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

(1) Шла осада Нотебурга. (2) Так у шведов называлась крепость Орешек. (3) Пётр I лично принимал участие в сражениях.


Сочинение

«На войне все средства хороши», - гласит русская пословица. Сегодня эту фразу часто применяют в повседневной жизни, используя слово «война» в качестве метафоры. Однако изначально смысл этой фразы, скорее всего, вмещал в себя гораздо больше смысла, переживаний и боли, чем сейчас. О каких «средствах» могла идти речь? И что же все-таки помогает победить на войне? Именно этим вопросом задается в данном мне тексте Д.А. Гранин.

Рассказчик рассуждает над проблемой не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в данной теме, создается ощущение, что сам он принимал участие в тех жесточайших боевых сражениях Северной войны. Описывая, как шла осада Нотебурга, автор обращает внимание читателя, как с самого начала все шло под откос: не справлялись военные советники, помощь солдатам не поступала, гибли лучшие гвардейцы. А тем временем Шведы тратили все свои ресурсы на оборону. Акцент всех описываемых действий делается на том, что переломный момент наступил тогда, когда подполковник Семеновского полка ослушался приказа царя и отказался отступать, пробудив в себе настоящий, нужный для победы боевой дух. Этот настрой охватил всех бойцов, они не оставили себе шанса отступить и штурмом заставили шведов сдаться.

Д.А. Гранин считает, что победить на войне помогает храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Русским войскам удалось взять неприступную крепость лишь благодаря тому, что среди солдат появился боевой дух, и каждый действовал сердцем для своей страны и ради победы, а не ради приказа царя.

Мысль автора мне близка, и я тоже считаю, что самым верным, самым действенным средством на войне является проявление боевого характера, силы духа и человеческой храбрости, перед которыми не может устоять ровным делом ничего. В истории нашей страны известно много случаев, когда у бойцов открывалось второе дыхание, и они, не желая слушать приказы вышестоящей власти, действовали по зову собственного сердца, с одной лишь установкой: любыми способами ради своего Отечества добиться поставленной цели.

Примером подобного боевого настроя, совокупности патриотизма, героизма, ответственности перед своей Родиной и любви к ней служит Николай Плужников, герой романа Б. Васильева «В списках не значился». Молодой лейтенант стал последним защитником Брестской крепости, и только благодаря своему характеру и боевому настрою смог устоять до последнего и не отдать врагу то, за что погибло огромное количество бойцов. Николай Плужников, даже будучи совсем один, не чувствовал себя побежденным, в своих руках он ощущал ответственность за всех, кто погиб, защищая крепость. Голодный и изнеможённый, герой ни на мгновение не готов был сдаться, и его, слабого и уже совершенно на себя не похожего, боялись фашисты, ибо этот человек был воплощением русского духа. Таким образом, крепость так и не была отдана врагу, а её оборона стала примером мужества и стойкости советского народа, а также настоящего, непоколебимого русского характера.

Ярким примером служит и главный герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». На своем примере он показывает, что характер и желание победить могут заставить человека совершать немыслимые поступки. Чтобы донести сообщение до десантников, находящихся в тылу, Василий Теркин в одиночку переплывает реку, и это в тот момент, когда отовсюду гремели взрывы и у висков то и дело свистели пули. И хотя сам герой не считал свой поступок героическим, его подвиг внес огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией.

Таким образом, истинной причиной победы на каждой из войн было не количество оружия, не степень защищенности войск и не мудрость главнокомандующих. В самые тяжелые моменты сокрушительное действие оказывали русский характер, смелость и сплоченность солдат, мужество и боевой дух армии, готовой потерять свою жизнь ради свободы своего Отечества.

Сочинение по тексту:

Вопрос о том, почему на протяжении всей истории человечества не прекращаются войны, относится к категории вечных. Казалось бы, каждый осознает, насколько ужасны последствия войн, но почему-то на нашей планете всё равно продолжают греметь взрывы, разрываться снаряды, погибать люди. Эта проблема остаётся злободневной. Дмитрий Миронов пытается найти ответ на вопрос, в чём причина постоянных войн, которые ведутся на Земле, и можно ли разорвать этот замкнутый круг. Начальные строки текста могут ввести читателя в заблуждение. Автор использует выражение «пропеть гимн войне» — кажется, что он намерен прославлять ведение боевых действий. Однако в этих словах содержится горькая ирония, которой пронизан весь текст. В последующих абзацах писатель перечисляет трагические последствия войны: «горе и страдание», «слезы и страхи», гибель целых империй и их культуры. Несмотря на «легион» ужасов, который приносит война, человек не способен разорвать эту цепь, или «заколдованный круг», как метафорически называет её автор. Мир, которым заканчиваются войны, хрупок, и оказывается, что одна война обязательно влечёт за собой другую, «замыкаясь на саму себя».

Истоки этого процесса, «порыва безумства», автор находит в разуме человека. Он убеждён, что причины всех войн — несвобода людей, как внешняя, так и внутренняя. «Закрытые системы» ненавистны людям, и они готовы на всё, чтобы вырваться из-под их гнёта. По мнению писателя, жестокие рамки долга и ответственности, в которых приходится существовать человеку, закладывают основу для новой войны, поскольку воспринимаются нами как оковы. Однако автор видит выход из этой ситуации: в риторическом вопросе, которым оканчивается текст, заключена главная мысль писателя — открытость человека внешнему миру способна прервать цикл кровопролитных войн.

Я не могу не согласиться с мыслью автора. Война культивирует в нас злобу и неприятие к окружающим, человек участвует в боевых действиях, чтобы завоевать новые территории, утвердить своё право на превосходство, хотя бы на малое время разрушить систему правил и предписаний и создать нечто новое, однако цена слишком велика. Если бы люди ощущали себя поистине свободными и не были ограничены внешними и внутренними рамками, то потребность в войне перестала бы существовать.

Об этом же говорит и русская литература, в которой часто поднимались проблемы войны и её причин. Так, М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Валерик», посвящённом одному из кровопролитных сражений на Кавказе, в котором он сам участвовал, задумывается о бессмысленности ведения войн и с грустью указывает на нежелание людей жить в мире и братстве: «...Жалкий человек. / Чего он хочет!.. небо ясно / Под небом много места всем. / Но беспрестанно и напрасно / Один враждует он — зачем?» Поэт утверждает, что война чужда лучшему в душе человеке, она противна самой природе. Мира хватит на всех, поэтому неразумно и даже противоестественно пытаться проводить границы между разными народами и людьми.

Сама история нашей планеты — пример того, какими разрушительными бывают последствия попыток завоевать кажущуюся свободу. Гражданские войны и революции, то и дело вспыхивающие в разных уголках света, — следствие нестерпимого желания народа выбраться из-под гнёта системы, которая, как им представляется, не позволяет жить полной жизнью. Но чаще всего они влекут за собой только более жестокие и кровавые события. Не всегда резкие изменения в общественном строе приносят людям ожидаемое счастье — «свободу, равенство и братство». Именно так случилось после Великой французской революции 1789 года, результатом которой стала диктатура Наполеона и череда ужасных, кровопролитных войн, охвативших всю Европу.

Таким образом, произведение Дмитрия Миронова учит нас тому, что война — заколдованный круг, который всё-таки имеет начало и из которого можно вырваться. Для этого следует освободить свой разум от предрассудков и понять, что свобода идёт изнутри, она не может быть отобрана у других и привита себе, это чувство, которое доступно только нравственному человеку, а нравственность предполагает жизнь в согласии с другими людьми.

Текст Д. Миронова:

(1)Стоит пропеть гимн войне, ибо нет таких времён, когда бы не было её хотя бы на малое время.

(2)Война! (3)Ты несёшь с собой горе и страдания, слезы и страхи. (4)Ужасов твоих невозможно перечислить, ибо их легион. (5)Ты ломаешь судьбы и их носителей на манер щепок или хвороста. (6)Ведь не десятки, не сотни, не тысячи, но миллионы жизней вырываешь ты из обыденной круговерти дней. (7)Высасываешь жизненное начало, заключённое в наших убогих телах, без остатка и выбрасываешь, как ненужный силос. (8)Куда безвозвратно забираешь ты жизнь живых? (9)Ради чего?

(10)Бесконечно больно видеть насильственную смерть.

(11)Ты сжигаешь города и целые страны, под сапогом твоим жестоким гаснут тончайшие художества рук человеческих, империи и цивилизации улетают в забвение, чтобы никогда более уже не возродиться в былом величии. (12)Хрустят косточки человеческие, словно песочек мелкий на зубах твоих, никогда не съедаемых кариесом. (13)Тысячелетиями живёшь ты припеваючи, набивая нутро своё мертвечиной.

(14)Не самые лучшие остаются после войны и в муках своих продолжают жить, чтобы через короткое время снова начать самоуничтожение.

(15)Зачем же ты существуешь на земле нашей, и без тебя грешной?

(16)Миллионы маленьких, подрастающих деток, но с немаленькими слёзками на щёчках встретят новое утро без отца. (17)Никто не заменит им отца — никто и никогда. (18)Маленькая обида, точно зёрнышко, упадёт в душу, и никому не ведомо, куда оно прорастёт; но маленькое когда-нибудь вырастет большим и будет мстить.

(19)Война замыкается на саму себя, словно заколдованный круг. (20)Мир — это искусство обрезания замкнутой ниточки; мир — это усилие противостояния.

(21)Но мир в неволе совсем не нужен взрослому мужику.

(22)Война ради свободы необходима ему, как глоток холодного пива, если только он не мучается хроническим тонзиллитом. (23)Когда свобода закована в жёсткие рамки ответственности и долга, — знайте, что там заложен источник будущей войны. (24)Ибо оковы эти обязательно будут сброшены, как и кандалы разума и логики.

(25)Война — порыв безумства в поисках своего истока. (26)У безумства тоже есть исток — это разум человека. (27)Разум, который зашёл в тупик.

(28)Человек не переносит закрытых систем, ибо в закрытом пространстве он задыхается. (29)Пружина развития, заложенная в нём, иногда выстреливает из-под гнёта необходимости и разрушает всё вокруг — система прорывается и открывает для себя новый горизонт.

(30)Только непонятно, почему нельзя просто вовремя открыть настежь все окна и форточки его странного устройства?

(По Д. Миронову)

Напишите сочинение по приведенному ниже тексту. Объем не менее 150 слов.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Приведите не менее двух аргументов, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Исходный текст

Шла осада Нотебурга. Так у шведов называлась крепость Орешек. Петр лично принимал участие в сражениях. День за днем русские из сорока орудий обстреливали крепость. Безуспешно.

…Из–за бездорожья обозы отстают от войск, так же как и осадные пушки. Северная война началась в распутицу, в сентябре 1700 года под Нарвой с того, что сразу обнаружилась негодность артиллерии. Порох был скверный. Артиллеристам приходится закладывать полуторный заряд. От этого рвутся пушки, гибнут бомбардиры. Видя подобные беды, капитан артиллерийской роты Гуммерт переходит на сторону шведов. Военные советники, нанятые Петром, плохи, не оправдывают надежд.

При бомбардировке Нотебурга пушки то и дело выходят из строя. Когда солдаты пошли на штурм крепости, они не могли залезть в пролом стены, лестницы оказались слишком коротки.

Еще когда русские окружили крепость, Шереметев, командующий армией, послал коменданту трубача с посланием. Фельдмаршал предлагал шведам сдаться. Положение их безнадежно. Помощи ниоткуда не будет. В ответ шведский комендант Шлиппенбах учтиво и язвительно благодарил за объяснение причин, по которым гарнизон должен сдаться, и просил несколько дней сроку, чтобы получить разрешение от своего начальства.Такой ответ не устраивал Шереметева. Обстрел возобновился. В разных местах крепости начались пожары, черные столбы дыма поднимались в хмурое октябрьское небо.В огне пожаров сгорели все деревянные постройки крепости. Половина русских пушек перекалилась, вышла из строя. Русские пошли на штурм, устремились в пробитые артиллерией бреши. Шведы лили на них смолу, стреляли в упор. Сражались отчаянно. Крепость считалась неприступной, и недаром - стены высокие, полоска суши между стенами и водой узкая, так что осаждающим не развернуться.
Штурм продолжался час за часом, тринадцать часов, то и дело обнаруживалась неопытность русских, недостача осадных средств, Петр все видел со своей батареи. Гибли его лучшие гвардейцы. Вновь надвинулось позорище "нарвской конфузии". Гарнизон крепости составлял всего триста шведских солдат, русских было в сто раз больше, и они ничего не могли поделать. Горящая смола защитников крепости лилась сверху, вспыхивали деревянные лестницы. Преображенцы, семеновцы - его любимцы, его надежда - падали у каменных стен, застревали убитые в слишком узких проломах. "Бомбардирский капитан" не мог ничем им помочь, судороги бегали по лицу. Губы дрожали, когда он отдал приказ отступать. И тут произошло небывалое - подполковник Семеновского полка Михаил Голицын ослушался:
- Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий.И Петр не осердился на ослушника, Петр возликовал, появился боевой дух, о коем он мечтал, когда офицер делает то, что нужно делать не для царя, а для победы!Его гвардейцы и преображенцы майора Карпова повторили приступ. Назад пути им не было, они сами столкнули суда в воду и пустили их по течению реки. Теперь им оставалось только взять крепость. В это время, несмотря на обстрел, на остров высадился свежий отряд бомбардир–поручика Меншикова. Они снова и снова бросались врукопашную. Никто и ничто уже не могло остановить штурмующих. Под утро шведы сдались. Петр принял от Шлиппенбаха золотой ключ от крепостных ворот.
Из этих ворот вышли остатки шведского гарнизона. Картина была красочная. Петр в темно–зеленом мундире стоял с огромным золоченым ключом. Шведские солдаты - кто перевязанный, кто хромая, опаленные, грязные, заросшие - тащили четыре чугунные пушки, столько им разрешили взять. Ружья висят дулами вниз. Небритые щеки оттопырены. При изготовке к стрельбе пули клали в рот, обе руки заняты. Знакомый Петру барабанщик шел под знаменем. Барабан его молчал. Шествие замыкали дамы. Они тащили узлы. Последними шагали, опустив головы, шведские офицеры. Санитары везли на повозках раненых.Строй русских солдат во главе с Шереметевым и Петром отдавал честь стойким защитникам крепости. Их осталось всего восемьдесят человек. В знак высшего уважения шведам разрешалось взять с собою личное оружие, офицерам - шпаги.Тут же Петр велел переименовать крепость в Шлиссельбург (Ключ–город), дать ей новый флаг, герб и наградить всех медалями.История приписывает победу двум полководцам - Шереметеву и Репнину - ну и, разумеется, Петру.Победа многому научила и офицеров, и солдат, и самого царя, ему навсегда запомнился миг его слабости.Уже спустя неделю были выбиты медали в честь взятия Нотебурга: изображен был Петр и осада крепости. Даниил александрович Гранин (род. в 1919г.)-русский советский писатель,общественный деятель

Сочинение

Военные годы – это всегда трагедия для государства и живущих в нем людей. Однако в то же время это необычайно героический период, когда каждый может проявить себя. Но что же все-таки помогает людям ковать победу в сложные для страны годы? На этот вопросы пытается ответить Д.А. Гранин, поднимая в своем тексте проблему причин победы на войне. Автор раскрывает проблему на примере истории об осаде Нотербурга. Неслучайно писатель изображает то, в каком страшном и разоренном состоянии находились наши русские солдаты, которые, казалось бы, не могли дать отпор врагу. Но поступки героев свидетельствуют о том, что даже в самой сложной ситуации они способны собраться и преданно прийти в готовность для осуществления штурма крепости. Таким образом, автор хотел показать, что именно такие солдаты вели свою страну к победе. Также Д.А. Гранин рассматривает героизм шведских воинов, которые тоже не хотели сдаваться. Они окончательно сдались только тогда, когда их силы полностью иссякли. Но русские солдаты были еще более храбрыми. Ведь даже когда Петр Великий приказал им сдаваться, то подполковник Семеновского полка сказал, что он «теперь не его, а Божий». Этим автор хотел показать, что причины героизма также восходят к высоким порывам личности и, конечно же, к огромной силе духа.

Автор считает, что победить на войне помогают храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Так, русская армия взяла неприступную крепость Нотербург, потому что в войсках появился боевой дух, каждый делал все, что нужно делать не для царя, а для победы, и никто уже не мог остановить штурмующих. Я полностью разделяю его точку зрения, так как только внутренние чувства воинов и их высокие личностные качества непосредственно влияют на движение к победе.

Неслучайно русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к теме того, каковы же все-таки причины побед в различных воинах и сражениях. Подтвердить обоснованность своего суждения могу, опираясь на произведение М.А. Шолохова «Судьба человека». Его главный герой, Андрей Соколов, с самого начала войны служил своей родине. Он попадал в огромное количество сложных ситуаций, но всегда выходил из них настоящим победителем. Даже потеряв всю свою семью, он не растерял надежд на счастливое будущее собственной страны. И именно все эти внутренние порывы, мужество, смелость и храбрость, которые он проявлял в разных военных ситуациях, помогли ему пройти через всю войну и стать ее героем. Даже в ситуации, когда фашисты вызвали Соколова для того, чтобы он за их победу, герой отказался от этого. Ведь он был готов умереть за свою страну, но ни в коем случае не желал выпивать за немцев. Его

Храбрость, отвага и способность к самопожертвованию привили в восторг даже само фашистское командование, заставив его восхищаться русским солдатом.

Похожая ситуация рассматривается также в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». В годы сложной войны с французами многие люди вступали в армию. Так, например, Андрей Болконский, который прежде считал Наполеона своим кумиром, впоследствии понял, что на самом деле это жестокий человек, которому нужно отомстить за захват родины. Поэтому он отважно сражался с ним, не боясь отдать свою жизнь на благо победы. Однажды он получил смертельное ранение и через несколько дней скончался от этого, но, тем не менее, его поступки, которые он совершал в сражениях, постепенно приближали всю страну к главной цели. Также армия Тушина активно боролась с Наполеоном, проявляя смелость и мужество. Ее участники не боялись смерти и ран, а просто боролись за независимость от врага. И только с помощью таких героев война с французами была выиграна.

Таким образом, размышления писателя заставляют прийти к выводу о том, что причины победы на войне заключается в необыкновенной храбрости, мужестве и силе воли тех людей, которые готовы отдать свою жизнь для счастливого будущего своего Отечества. И мы, несомненно, должны учиться у этих личностей бесконечной любви к родине и готовности отдавать самого себя за нее.

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин “Уроки французского”. На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов “Песчаная учительница”. Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники – от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.