Гибла оперная певица. Хибла Герзмава: личная жизнь

Герзмава Хибла - известная отечественная оперная певица родом из Абхазии. Она поет сопрано. В настоящее время является солисткой музыкального театра имени Немировича-Данченко, расположенного в Москве. Имеет звание народной артистки Абхазии и народной артистки России. Хорошо известна не только в нашей стране, но и во всем мире. Выступала на сцене Мариинского театра, Метрополитен-опера, Римской оперы, Королевской оперы "Ковент-Гарден" в Лондоне, крупнейших и популярнейших сценических площадках мира.

Биография певицы

Герзмава Хибла появилась на свет в 1970 году. Она родилась в курортном абхазском городке Пицунда. В переводе с местного языка ее имя означает "златоглазая".

Заботливый отец привез еще трехлетней Хибле Герзмава пианино из Германии. С детства она начала петь, а со временем и играть на рояле. Детство героини нашей статьи прошло под стенами православного храма в Пицунде, она постоянно слушала доносившуюся оттуда органную музыку. Еще в школьном возрасте начала выступать в эстрадных коллективах. Первого успеха добилась в ансамбле песни и танцы "Шаратын" в Пицунде.

Юность ее сложилась трагически. К 18 годам умерли ее отец и мать. Это оказало сильное влияние на ее мировоззрение.

Получать музыкальное образование она отправилась в музыкальную школу в Гагры. В Сухуми стала выпускницей музыкального училища по классу фортепиано. С детства мечтала стать органисткой, впечатленная услышанным в детстве в соборе.

В 1989 году Хибла Герзмава, фото которой есть в этой статье, отправилась покорять г. Москву. Она поступила в столичную консерваторию, которую с успехом окончила в 1994 году.

Профессиональная карьера

Герзмава Хибла не только успешно окончила вокальный факультет, но и три года посещала факультативные занятия, чтобы обучиться игре на органе.

Обратила на себя пристальное внимание зарубежных специалистов, когда заняла третье место на конкурсе в итальянском Буссето, а затем второе на престижном вокальном фестивале в Испании в Виньясе и конкурсе имени Римского-Корсакова, который состоялся в Санкт-Петербурге.

В студенческие годы крупной победы героиня нашей статьи добилась на международном конкурсе имени Чайковского, который состоялся в российской столице в 1994 году. Она исполнила арии Снегурочки и Розины, заслуженно завоевав Гран-при.

В 1995 году она стала выступать в музыкальном театра имени Немировича-Данченко. До сих пор остается его солисткой. Даже несмотря на то, что в 1998 году получала приглашение выступать в Большом театре, но была вынуждена отказать из-за напряженного гастрольного графика.

Творчество певицы

За свою карьеру певица Хибла Герзмава исполнила десятки партий в известных постановках столичного музыкального театра.

Среди самых успешных специалисты отмечают Людмилу в опере "Руслан и Людмила" Глинки, Царевну-Лебедь в "Сказке о царе Салтане" Римского-Корсакова, Розину в "Севильском цирюльнике" Россини, Адель в "Летучей мыши" Штрауса, Медею в одноименной опере Керубини.

Участие в фестивалях и конкурсах

На счету Герзмавы Хиблы немало побед на престижных конкурсах. Например, в 2008 году она триумфально выступила на музыкальном фестивале Crescendo. В том же году исполняла партию Татьяны в опере Чайковского "Евгений Онегин" на сцене "Ковент-Гарден" в Лондоне. За свою карьеру она побывала на самых известных театральных площадках мира.

В 2010 году дебютировала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Там ей досталась невероятно сложная партия Антонии в опере, написанной Жаком Оффенбахом, под названием "Сказки Гофмана". Мало кто из мировых оперных звезд решается ее исполнять, потому что это единственный спектакль на мировой оперной сцене, в котором в рамках одного произведения приходится исполнять сопрано сразу четырьмя разными голосами. Героини нашей статьи это с блеском удалось, после чего она заслужила звание одной из величайших оперных певиц мира. В наши дни такие эксперименты с успехом реализует только еще одна оперная исполнительница - это немка Диана Дамрау.

С 2011 года Герзмава выступает в Римской опере. Там она исполняет партию Мими в опере Пуччини "Богема", а также партию Лю в еще одной опере Пуччини под названием "Турандот".

В 2012 году Хибла вернулась на сцену "Ковент-Гарден" в образе Донны Анны. "Дон-Жуан" Моцарта в том сезоне прошел в Лондоне на ура. Параллельно певица исполняла партию Лю из "Турандот" в Метрополитен-опера.

Тогда же продолжились ее опыты с уникальным голосом. Она вышла на сцену Венской оперы в "Милосердии Тита" со сложной партией Вителии, которую сегодня, вообще, мало кто берется исполнять. В этом произведении Моцарта она представила присущие ей речитативы, а также продолжительные арии с разнообразным вокальным диапазоном. Эту же роль она в том сезоне исполняла во французской "Гранд-опера".

Участие в современных постановках

Примечательно, что героиня нашей статьи регулярно принимает участие не только в классических, но и в современных экспериментальных постановках. Но всегда подчеркивает, что соглашается петь только в операх со вкусом, в которых создатели не переходят грань театральной условности.

Во время зарубежных выступлений с успехом популяризирует абхазскую культуру. Ее песни на этом языке всегда просят повторить на бис. По ее собственным оценкам, самая взыскательная и опытная публика собирается на оперные постановки в Нью-Йорке и Москве.

На протяжении многих лет Герзмава плодотворно сотрудничает с реализует проект с режиссером Александром Тителем. Неоднократно выступала на одной сцене с Денисом Мацуевым, национальным филармоническим оркестром России.

Личная жизнь

О своей личной жизни певица не любит распространяться. Оно и понятно. Муж Хиблы Герзмавы уже давно живет отдельно от семьи. Они в разводе. Подробной информации о том, кто этот человек, журналистам раздобыть так и не удалось.

Известно, что в 1999 году у них родился сын, вскоре после этого их пути разошлись. Сейчас Сандро, так назвали мальчика, воспитывает сама Хибла. Она его активно привлекает к творчеству. Ее сын выступает в детском хоре столичного музыкального и Немировича-Данченко.

Интересно, что после рождения сына голос певицы изменился. Как отмечают специалисты, он стал намного мягче и лиричнее. Исчезла тремоляция, которая раньше нередко мешала ей выступать. Усилились романтические нотки, к чему она стремилась с самого начала своей карьеры.

Хибла Герзмава - одна из ведущих оперных певиц планеты. Ее имя в переводе с родного абхазского означает «златоглазая». Уникальный голос обеспечил ей первое Гран–при в истории Международного конкурса Чайковского и множество других побед. В ней сочетается множество разных вещей - истинно женская любовь к красивым нарядам, которые она при этом с легкостью раздаривает, благотворительность, на которую Хибла нередко отдает больше средств, чем оставляет себе, материнство и дружба. Она не любит слушать свои диски и убеждена, что «живьем» звучит гораздо лучше, чем в записи. «Без любви и без тепла петь невозможно, - уверена Хибла Герзмава. - А звук должен быть теплый и с золотом».


Звезда мировой оперной сцены посетила Минск, чтобы выступить на фестивале «Владимир Спиваков приглашает», и выкроила время для беседы с корреспондентом «СБ».

Свои декабрьские концерты в Германии вы посвятили жертвам терроризма, гонорары перечислили в фонд, оказывающий поддержку родственникам погибших. Это был порыв или осознанное решение?

Решение было импульсивное, оно пришло после катастрофы над Синаем, когда я увидела фотографию маленького ребенка у окна в аэропорту - эту девочку я до сих пор не могу забыть. Многие пытались в моем поступке усмотреть политическое высказывание, но - никакой политики, просто душевная боль.

Вы ведь рано лишились родителей. Трудно было пробиваться, не чувствуя родительской поддержки, справляться со всем в одиночку?

Очень тяжело. Мне было 16 лет, когда не стало мамы, и 18, когда ушел папа. Мои родители умерли очень молодыми, красивыми, у нас была роскошная семья. И в Москве мне, абсолютно домашней провинциальной пицундской девочке, конечно, пришлось нелегко. Не стану сейчас рассказывать про свои невзгоды и вдаваться в подробности, потому что мне до сих пор сложно без мамы. Знаете, на пути всегда встречались люди, которые мне помогали. И Господь, видимо, воздал мне за то, что когда–то забрал родителей, и посылает все время нужных правильных людей, которые любят меня. А родители... Они рано ушли, и это было больно. И по сей день я иногда могу плакать, как маленькая девочка. Потому что мне бы, например, очень хотелось, чтобы моего сына Сандро воспитывала бабушка, когда я где–то на гастролях. Да и вообще, когда мама рядом, дома - выпить вместе вкусный кофе и просто обнять ее, поцеловать... Я даже помню запах ее кремов и думаю, это никогда не пройдет. А если пройдет - значит, я пойму, что ушла часть моей жизни. Потому что маму ощущаю до сих пор. И папу, он очень сильный был. Они меня и сейчас поддерживают, я в это верю. Родители каждому нужны. А если Господь сделал так, что их нет, значит, ребенок очень сильный. Человеку, который рано теряет родителей, наверное, дается какая–то другая сила, которая двигает его вперед для того, чтобы он не упал. А если все же упал, значит, надо подняться и идти дальше. С открытыми глазами, со светлым лицом и солнышком внутри. Я так живу.

- Когда–то, до серьезных занятий вокалом, вы хотели играть на органе, эта мечта осуществилась?

Я выросла в Пицунде, и храм IX века, который находится в трех минутах от нашего дома и где замечательный орган, наверное, сыграл в моей увлеченности свою роль. Я окончила музыкальное училище по классу фортепиано, с детства хотела играть и никогда не думала, что стану петь в опере. Но каждый человек должен знать свое место в жизни, выбрать что–то одно и глобальное. Для меня таким единственно важным стал вокал. А на органе я три года отучилась факультативно в Московской консерватории, но сугубо для себя. Мне интересны были регистры, было любопытно, что я способна сделать за органом, смогу ли... Для меня это очень важная ступень, потому что инструменталисты, на мой взгляд, по–другому поют. И мыслят, и учат репертуар, и работают над клавиром иначе. Рояль и орган - очень хорошая школа для меня как для певицы. Пою по–другому, фразы строю и даже дышу по–другому.

Сейчас очень часто балерины, к примеру, снимаются в кино, стилисты начинают петь. Вас никогда не тянуло попробовать себя в другом качестве?

Оперная певица - хорошая драматическая актриса, которая поет. Я за это очень держусь, потому что через многое прошла и пережила. Чувствовать себя актрисой с голосом - совсем другое, нежели просто петь. И я ощущаю себя именно так. Конечно, с удовольствием сыграла бы в каком–нибудь хорошем кино. Недавно режиссер Александр Сокуров у нас в Абхазии снимал «Софичку» по Фазилю Искандеру - в таком фильме я бы снялась, конечно. Или вообще в интересной для меня картине, возможно, исторической. Но пока таких предложений не поступало.

- Есть ли работа, которая еще не сделана, партия, которую вы бы хотели спеть, но пока не спели?

Конечно, партия и роль Дездемоны в «Отелло». Но скоро я ее спою, в апреле - мае в «Метрополитен–Опера» - первом театре мира. У меня к этой роли особое, трепетное отношение, я готовлюсь к ней, потому что я - абсолютная Дездемона по голосу и как певица звучу сейчас очень хорошо в этой партии.

- Чего вам не хватает в жизни?

Катастрофически - сна и отдыха. Очень хочу отдыхать, но мне совсем некогда. Сейчас такой период в жизни, когда меня разрывают. И пока ты востребованный человек, ты должен работать. Пока тебя любят и хотят слышать и видеть, нужно идти вперед. В следующей жизни отдохнем, поспим - и круассаны съедим с маслом. (Смеется.) Очень люблю круассаны с ванилью, мечтаю когда–нибудь съесть пять штук за раз, пока никто не видит. Шучу, конечно.

Очень по–женски - бороться за красивую фигуру, носить шикарные наряды. Известно, что у вас целая команда стилистов и огромный сценический гардероб...

В моей коллекции и правда много платьев, дома они уже не помещаются, в театре для них даже есть отдельный отсек. Считаю, певица должна быть очень красивой на сцене. Когда я выхожу к публике, мне нужно быть безупречной, стильной, изысканно одетой - мне кажется, что от этого я лучше пою.

- Театральная среда довольно жесткая, вы не сталкивались, скажем так, с недобросовестной конкуренцией?

У нас жесткий мир, конечно, есть и завистники, и люди, которым ты не очень нравишься. Меня никто не подсиживает, потому что у меня своя планка в жизни, я ничье место не занимала, всегда делала свое дело и никогда не лезла в чужое. Хотя конкуренции очень много, и надо следить за этим каждый день. Но если есть люди, которых я раздражаю или которые плохо обо мне думают, я за них просто молюсь. А потом иду петь.

ovsepyan@сайт



Хибла Герзмава называют в прессе Золотым сопрано России.

Оперная певица Хибла Герзмава - лучшее сопрано России и кумир столичных модниц
Россиянка Хибла Герзмава – звезда мировой величины. Сегодня она поет на лучших сценах мира с лучшими оркестрами и музыкантами. Концертные наряды для нее шьют самые известные кутюрье

Она - одна из немногих российских певиц, которую без обиняков можно называть оперной дивой. Народная артистка Российской Федерации, Народная артистка Республики Абхазия Хибла Герзмава - уникальное явление на российской оперной сцене.


Яркая и непосредственная, эмоциональная и страстная, она - исполнительница главных женских партий в известных операх и потрясающе талантливая актриса, способная интерпретировать образ своей героини, не только пользуясь советами режиссёра, но и руководствуясь собственной безошибочной интуицией.

Родилась Хибла в 1970 году 6 января в курортной Пицунде. Там, на залитом солнцем побережье, прошли ее детство и юность. С ранних лет Хибла пела и играла на рояле


В детстве певица занималась в музыкальной школе в Гаграх, а позже в сухумском музыкальном училище. Однако будущая звезда собиралась стать не вокалисткой, а пианисткой. Хоть Хибла всегда любила петь, и даже сама сочиняла песни, но о вокальной карьере ни сама Хибла, ни ее близкие серьезно не думали. Заветная мечта девочки была: стать органисткой. Однако педагог по классу фортепиано разглядел в ней незаурядный певческий талант и отвел восемнадцатилетнюю Хиблу Герзмава в вокальный класс к педагогу Жозефине Бумбуриди. Этот шаг стал решающим для рождения будущей звезды оперной сцены.


Уже на следующий год, в 1989 году Хибла поступила в Московскую консерваторию на вокальный факультет, который закончила в 1994 году. Там ее наставниками стали профессор Масленникова Ирина Ивановна и профессор Арефьева Евгения Михайловна.


После окончания консерватории в 1993 году студентка вокального факультета Хибла Герзмава обратила на себя внимание мэтров вокала на конкурсе «Вердиевские голоса», который проходил в Буссето в Италии. На этом конкурсе за свой голос, артистичность и энергетику молодая певица была награждена третьей премией.


Не менее успешным для талантливой студентки стал и следующий 1994 год: вначале - вторые места на конкурсах Вильяса в Испании и Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, а потом - Гран-при, который Герзмава завоевала в Москве на Х Международном конкурсе им. Чайковского, покорив жюри в финале ариями Розины и Снегурочки.

Хоть Герзмава и собиралась посвятить полностью свою жизнь вокальной карьере, она все равно не оставила детскую мечту - научиться играть на органе. Хибла три года ходила на факультатив в класс органа и все-таки освоила сложный инструмент. Занятия по классу фортепиано и органа не прошли даром. Именно благодаря профессиональному образованию и подготовке пианистки, Хибла Герзмава основательнее чувствует партитуру и более выразительно исполняет каждую партию, улавливая все интонации инструментов и используя их интонационные особенности. Это помогает певице усилить эффект своего красочного сопрано на слушателя.

Но вместе с изумительным голосом Хибла обладает еще и потрясающим артистическим талантом. Ей всегда удавалось интерпретировать образы своих героинь, прислушиваясь и к советам режиссеров, и к голосу интуиции.


1995 год стал для Герзмавы началом творческой карьеры в МАМТе. Драматическое дарование Хиблы, ее чистый и сильный голос, а также взаимопонимание и творческий союз с режиссером-постановщиком Александром Тителем помогли молодой солистке стать яркой звездой на сцене Московского музыкального театра. На его сцене она создала удивительные образы Розины («Севильский цирюльник» Россини), Адели («Летучая мышь» Штрауса), Царевны_Лебедь («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки), Шемаханской царицы («Золотой петушок» Римского-Корсакова), Виолетты («Травиата» Верди) и др.


Талант певицы был отмечен в 2001 году театральной премией «Золотой Орфей». Она победила в номинации «Лучшая певица», а в 2010 году Хибла Герзмава удостоилась российской национальной театральной премии «Золотая маска» за партию Лючии. В числе ее наград также премия Casta Diva, Премия Москвы в области искусства и первая независимая премия «Триумф», полученная в 2011 году.

Хибла Герзмава много гастролирует по всему миру. Она выступала на сцене нью-йоркской Метрополитен Опера. Ее дебют состоялся там в 2010 году. Герзмава пела на сценах Венской государственной оперы, Лондонского Ковент-Гардена, Софийской Национальной оперы в Болгарии, Гранд Театро де Лисео и многих других площадках.

В Париже Хибла выступала с арией Вителии на сцене парижской государственной оперы и была названа одной из лучших, исполнявших когда-нибудь эту партию. Была на гастролях с театром в Южной Корее и США, выступала с концертными программами во многих странах. Певица записала несколько компакт-дисков, не раз выступала перед делегациями по личному приглашению президента в Кремле.


Постоянной страстью певицы всегда был джаз. Она неравнодушна к синтезу классики и джаза. В мире джаза одним из ее любимых партнеров и друзей был Георгий Гаранян, внезапно ушедший из жизни в 2010 году. Вместе с Ивановым и Севостьяновым Хибла проводит в Пицунде ежегодный джазовый фестиваль. Она всегда любила рисковать, была разносторонним человеком, обожающим эксперименты. Поэтому одно из ярких событий московской культурной жизни - концерт «Опера. Джаз. Блюз», где Хибла выступает вместе с джазовым трио Даниила Крамера.

Хибла Герзмава и джазовое трио Даниила Крамера, 2010

Помимо оперных арий Хибла поёт также романсы, народные абхазские песни.
Хибла Герзмава принимала участие в церемонии закрытия Зимних Олимпийских игр в Сочи.


Певице рукоплескали залы России, Швеции, Франции, Голландии, Бельгии, Австрии, Испании, Греции, Турции, США, Японии. Сотрудничает с В.Спиваковым и Национальным филармоническим оркестром России и «Виртуозами Москвы»,


А.Рудиным и оркестром Musica Viva, В.Гергиевым, В.Федосеевым, А.Лазаревым, М.Плетнёвым, В.Синайским, Ю.Башметом, Л.Маазелем. Участница фестивалей в Людвигсбурге (Германия; исполняла партию Евы в «Сотворении мира» Й.Гайдна и партию Ангела-хранителя в опере Э. де Кавальери «Представление о Душе и Теле»), в Кольмаре (Франция), «Владимир Спиваков приглашает…», «Посвящение…» в Государственной Третьяковской галерее, ArsLonga и других. Записала несколько компакт-дисков: Ave Maria, «Хибла Герзмава исполняет русские романсы», «Восточные романсы Хиблы Герзмава» и другие.

Певица - один из организаторов Фестиваля классической музыки «Хибла Герзмава приглашает», который проводится в Абхазии с 2001 года. Она была членом жюри конкурса имени Валерии Барсовой в Сочи и «Конкурса конкурсов» на Собиновском фестивале в Саратове.


Искусство Хиблы Герзмава отмечено многими наградами. Она - лауреат театральной премии Московского оперного фестиваля (2000) в номинации «Лучшая певица», лауреат театральной премии «Золотой Орфей» (2001) в номинации «Лучшая певица года». В 2006 удостоена званий заслуженной артистки РФ и народной артистки Республики Абхазия.


На абхазском языке Хибла означает «златоокая». Наверно, поэтому её глаза всегда горят. Но тот драгоценный дар, которым она пленяет миллионы слушателей, - это, безусловно, её золотой голос.
И хоть родители назвали девочку «златоокая», певицу можно по праву назвать «златоголосая». Ведь голос, которым Хибла очаровывает своих слушателей – золотой, драгоценный дар, который она с радостью дарит людям.

Недавно Хибла Герзмава выступала на сцене Лондонского театра «Ковент-гарден» - пела партию Татьяны из оперы «Евгений Онегин » - а вчера арии из этой оперы прозвучали на сцене Омского концертного зала.

Прежде московская прима уже выступала в нашем городе: Хибла приезжала была одной из первых, кто взошел на сцену открывшегося несколько лет назад органного зала.

На этот раз солистка московского Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича -Данченко выступила в менее камерной обстановке: ее сильному и невероятной красоты голосу подыгрывал Омский академический симфонический оркестр. Хибле не привыкать сыгрываться с новыми музыкантами: концерты и гастроли для нее занятие более частое, чем спектакли в родном театре:

Я постоянно езжу по разным странам и городам, выступаю то тут, то там, - рассказывает певица, – Мне очень повезло, что в моем театре это принимают спокойно. Не так давно мне предлагали перейти в Большой театр, но им я нужна была целиком без остатка, без совмещения с другими театрами и гастролями. Я подумала – и отказалась.

В советское время Музыкальный театр, в котором поет Хибла Герзмава, был любимым у советской номенклатуры. Любят его и современные российские чиновники.

На каждой премьере у нас в числе зрителей и Юрий Лужков , и Владимир Путин . Только мне их бывает жалко, - улыбается Герзмава, - Сидят в отдельных ложах сбоку, а ведь оттуда смотреть совсем неудобно.

У певицы слава не только обладательниц одного из самых красивых голос, но и одной из самых стильных и элегантных женщин на оперной сцене. Нередко она сама подбирает себе костюмы для выступлений.

Петь сольный концерт – совсем не то, что петь в опере, где тебя окружают декорации, яркие костюмы… - рассказала Хибла Герзмава, - Здесь все внимание обращено только на тебя. К счастью, у меня все есть – и драгоценности, и красивые платья, многие из которых я просто случайно покупаю для себя в магазинах мировых столиц. В обычные дни я не ношу бриллианты, которые мне дарит муж – к чему? Во всем нужно знать меру, это и есть настоящая элегантность.

Несмотря на плотный график гастролей, Хибле удается в любое время выглядеть просто очаровательно. Для этого совсем не обязательно соблюдать какие-то строгие диеты или возить с собой персонального массажиста.

Для меня самое главное – хорошо выспаться, - поделилась секретом красоты оперная дива, - Правда, я никогда не сплю в самолетах и поездах – просто очень этого не люблю. Поэтому приходится выкраивать для себя отдельные дни для отсыпания. В дни концертов выспаться не удается совсем – слишком уж много адреналина после каждого из моих выступлений!

Дома Хибле тоже не слишком удается выспаться – муж и маленький сын ждут от нее внимания и чего-нибудь вкусненького. Ведь мама бывает дома нечасто!

Мой сын тоже очень любит музыку. Сам захотел заниматься джазом, а я его в этом, конечно, поддерживаю. Наеврное, я могу сказать, что все мои мечты исполнились… - улыбается певица. – Хотя нет! Когда рожу еще дочку, воспитаю – вот тогда точно смогу так сказать!

Хи́бла Лева́рсовна Герзма́ва (абх. Хьыбла Леуарса-иҧа Гьырзмаа ; род. 6 января , Пицунда) - российская оперная певица (сопрано) абхазского происхождения. Солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с 1995 года .

Мировую известность Герзмаве принесли выступления в Мариинском театре , Лондонской Королевской опере «Ковент-Гарден» , Метрополитен-опера , Венской государственной опере , Римской опере , парижской Гранд Опера и других крупнейших сценических площадках .

Биография [ | ]

Рано, в 16 и 18 лет, осталась без родителей , что оказало влияние на мировоззрение и выбор певческой профессии . Училась в музыкальной школе в Гагре . Окончила сухумское музыкальное училище по классу фортепиано , мечтала стать органисткой . Её преподавателями в Сухуме были Карлен Яврян и Жозефина Бумбуриди .

После рождения сына в 1999 году голос Герзмавы стал ещё мягче и лиричнее, звучание его - менее уплощённым, исчезла мельчайшая тремоляция , порой мешавшая певице. Голос Хиблы, которая в своём творчестве отдавала дань романтизму , окончательно сформировался как лирико-колоратурное сопрано, с возрастающим акцентом на «лирику» .

В 2001 году организовала в Абхазии ежегодный музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…». Ведущим фестиваля много лет являлся музыковед Святослав Бэлза . В 2014 году фестиваль переехал в Москву .

В 2008 году Герзмава получила приглашение в Большой театр , однако отказалась из-за частых гастролей по всему миру .

Неоднократно выступала на концертах перед официальными делегациями и высокими гостями в Кремле по личному приглашению Владимира Путина .

В 2016 году дала серию благотворительных концертов в Германии , посвящённую жертвам террористических актов .

Творчество [ | ]

Исполняет ведущие партии в постановках Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко . Среди них:

  • Людмила («Руслан и Людмила » Глинки)
  • Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане » Римского-Корсакова)
  • Шемаханская царица («Золотой петушок » Римского-Корсакова)
  • Луиза («Обручение в монастыре » Прокофьева)
  • Розина («Севильский цирюльник » Россини)
  • Адина («Любовный напиток » Доницетти)
  • Виолетта Валери («Травиата » Верди)
  • Мими и Мюзетта («Богема » Пуччини)
  • Нимфа («Дафна» М. да Гальяно)
  • Адель («Летучая мышь » И. Штрауса)
  • Лючия («Лючия ди Ламмермур » Доницетти)
  • Донна Анна (Дон Жуан , Моцарт)
  • Олимпия, Антония, Джульетта (Сказки Гофмана , Оффенбах)
  • Вителлия (Милосердие Тита , Моцарт)
  • Лю (Турандот , Пуччини)
  • Амелия Гримальди (Симон Бокканегра , Верди)
  • Медея (Медея , Керубини)

За время своей карьеры Герзмава выступала на сценах Мариинского театра в Санкт-Петербурге , Театра Коммунале во Флоренции , Метрополитен Опера в Нью-Йорке, Ковент-Гарден в Лондоне , Венской государственной оперы, Гранд Театро де Лисео в Барселоне , Софийской Национальной оперы в Болгарии, Театра Елисейских полей в Париже, Палау де лез Арт королевы Софии в Валенсии и других площадках. Участвовала в гастролях Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Южной Корее и США . Выступала на Людвигсбургском фестивале в Германии . Гастролировала с концертными программами в Швеции, Франции, Голландии, Великобритании, Австрии, Бельгии, Испании, Греции, США, Японии, Турции .

В 2012 году певица вышла на сцену Ковент Гардена с новой партией: Донна Анна в «Дон Жуане » Моцарта. Осенью Хибла вернулась в Метрополитен-опера , чтобы исполнить партию Лю в опере «Турандот» Пуччини, с которой она дебютировала на гастролях Мариинского театра в токийском NHK-холле в 2011 году, и впервые вышла на сцену Венской государственной оперы в «Милосердии Тита» Моцарта. Весьма сложную партию Вителии в этом произведении Моцарта с присущими ей речитативами, продолжительными ариями, большим вокальным диапазоном Хибла исполнила также в «Гранд-опера» во Франции .

В 2013 году репертуар Хиблы пополнился ещё одной партией. Герзмава вышла на сцену Королевского оперного театра Ковент Гарден в роли Амелии Гримальди из оперы Дж. Верди «Симон Бокканегра» . Партнёрами Хиблы были Томас Хэмпсон и Ферруччо Фурланетто , спектакль шёл под управлением главного дирижёра театра Антонио Паппано . В апреле 2013-го в Большом зале Московской консерватории в сольном концерте Герзмава исполнила романсы П. И. Чайковского в сопровождении оркестра под управлением дирижёра, народного артиста СССР Юрия Симонова .

Певица много лет плодотворно работала с режиссёром Александром Тителем . Сотрудничает с Владимиром Спиваковым , Национальным филармоническим оркестром России и «Виртуозами Москвы», Денисом Мацуевым , Николаем Луганским , А.Рудиным и оркестром Musica Viva, В.Гергиевым, В.Федосеевым, А.Лазаревым, М.Плетнёвым, В.Синайским, Ю.Башметом, Л.Маазелем.

Записала ряд компакт-дисков: Ave Maria, «Хибла Герзмава исполняет русские романсы», «Восточные романсы Хиблы Герзмава». Для японской компании Герзмава записала несколько русских программ, циклы романсов Н.Мясковского, М.Ипполитова-Иванова. Все записи камерной музыки сделаны вместе с давним аккомпаниатором Хиблы, пианисткой Екатериной Ганелиной . 14 октября 2013 года в Светлановском зале Московского международного дома музыки записала (при участии баритона Арсена Согомоняна) концерт из произведений Моцарта, Верди, Россини, Доницетти, Беллини, Рихарда Штрауса совместно с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова .

Герзмава участвует не только в классических, но и в современных спектаклях, однако только в тех, «где есть вкус, и на сцене не переходят грань театральной условности» . Абхазские песни за рубежом исполняет в концертах на бис. Наиболее взыскательная, компетентная в опере публика, по оценкам Герзмавы, собирается на её спектаклях в Москве и Нью-Йорке .

Критика [ | ]

Сергей Коробков в Петербургском театральном журнале (№ 2 - 2013) отмечал, что колоратура Герзмавы - «своего рода театральное переживание, поэтическая рифма, эмоциональный „край“ драматургического развития образа», а её belcanto , завораживающее оттенками и штрихами, сегодня делает певицу востребованной во всём мире. Анастасия Архипова (OperaNews.Ru) обращает внимание на лиризм, молитвенную тональность и чарующую соловьиную трепетность колоратуры Герзмавы, стремящейся раздвинуть нижние пределы собственного голоса, насытить его драматической краской. Пётр Поспелов в Ведомостях отмечает подкупающую искренность, чувство и вокальный блеск Хиблы в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана ». Журнал «Vogue » называет Герзмаву оперной певицей нового типа, «когда важен не только голос, но и шоу, блеск бриллиантов, изящество движения по сцене, актёрская игра» . Директор музыкального департамента Метрополитен-опера Крэг Рутенберг отмечает ум и театральность Герзмавы и её необыкновенный голос, обволакивающий слушателя «как синий бархат » .

Певица стала участницей неприятного инцидента 16 декабря 2016 года, когда перед матчем второго тура Кубка Первого канала по хоккею между сборными России и Чехии забыла слова гимна России , совершила несколько ошибок и просила исполнить гимн сначала, однако организаторы не дали этой возможности артистке . На следующий день Федерация хоккея России и её президент Владислав Третьяк принесли Герзмаве извинения за технические неполадки, случившиеся во время исполнения гимна РФ и последующие «несправедливые оценки в прессе». По словам Третьяка, произошёл технический сбой: музыка гимна была запущена с опозданием, затем имели место проблемы с микрофоном .

Джаз [ | ]

Имидж [ | ]

Герзмава имеет репутацию одной из самых стильных и элегантных женщин на российской оперной сцене. Часто певица сама подбирает себе костюмы для выступлений, считая, что артистка должна появиться перед зрителями в самом дорогом, изысканном наряде . Концертные платья Хибла предпочитает с немного завышенной талией . В студенческие годы, готовясь к профессиональной карьере, по собственному признанию, похудела на 25 кг . Ныне с Хиблой постоянно работает команда стилистов , которые занимаются костюмом, причёской, макияжем .

Семья [ | ]

Хибла Герзмава в разводе, у неё есть сын Сандро (род. в марте 1999), пел в детском хоре Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко .

У Хиблы есть младший брат Лорец, от него двое племянников. Брат закончил МГИМО и Сорбоннский университет , женился на французской пианистке, играет на рояле джаз. Живёт в Париже и Абхазии.

Родовое имение Герзмавы находится в селе Дурипш Гудаутского района Абхазии, где похоронены её родители и где в большом доме летом собирается её многочисленная семья .

Друзья [ | ]

Много лет Герзмава дружила с писателем Фазилем Искандером , любимый её роман - «Сандро из Чегема » . Дружит с коллегами по сцене (например, с Владимиром Спиваковым), дружила с ушедшими из жизни Зурабом Соткилавой , Еленой Образцовой , Галиной Вишневской , Святославом Бэлзой . Техническим организатором и спонсором фестиваля в Пицунде был друг и земляк певицы, гендиректор управляющей компании «ФОНД ЮГ» Андрей Дудко; в организации концертной деятельности ей помогают меценаты, предприниматель Рашид Сардаров и винодел Николай Ачба . При участии друзей, меценатов и коллег Хибла устраивает благотворительные акции в Абхазии - материально поддерживает оркестр, музыкальное училище, детский дом, дом-интернат и музеи, помогает молодым одарённым исполнителям .

Общественная позиция [ | ]

Несмотря на то, что Хибла всегда сторонилась политики, о своей родине, обретшей независимость , она однажды сказала: «Абхазия устала бояться и мужественно скинула с себя оковы страха ». Тёплые дружеские отношения связывали Герзмаву с тремя абхазскими президентами - Владиславом Ардзинбой , Сергеем Багапшем , Александром Анквабом .

1 марта 2014 года подписала обращение деятелей культуры России в поддержку политики Президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму .

Звания и премии [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Хибла Леварсовна Герзмава (Hibla Gerzmava) | Belcanto.ru (неопр.) .
  2. Хибла Герзмава - десять лет спустя | OperaNews.ru (неопр.) (недоступная ссылка) . Архивировано 9 января 2014 года.
  3. Ходнев, Сергей. Поёт и гражданин // Vogue . - 2012. - № за 16 апреля . (Проверено 1 октября 2016)
  4. «Золотоглазая волчица» Хибла Герзмава - Казанские ведомости (неопр.) .