Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя

07 мая 2015

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 комбинированного вида Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Фатеева О.И.,

музыкальный руководитель ГБДОУ №27

«Каждый участник образовательного процесса

сам решает, идти в ногу с будущим

или вышагивать пятками назад»

Анатолий Гин.

Руководитель международной

лаборатории Образовательных технологий

«Образование для Новой Эры»

Современные ИКТ и их роль в системе образования.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

Что такое ИКТ?

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология» . Вообще говоря, любая педагогическая технология- это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Каковы функции компьютера в педагогической деятельности

музыкального руководителя?

  1. Источник (учебной, музыкальной) информации
  2. Наглядное пособие
  3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение
  4. Средство подготовки выступлений.

Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:

  • Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации PowerPoint.

Используя возможности программы PowerPointможно создавать мультимедийные презентации.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио - и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана .

Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.

Используя возможности программы Power Point можно разработать и использовать презентации по всем видам музыкальной деятельности:

Восприятие музыки: Во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.

Музыкально – ритмические движения и танцы: Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Пение: По графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

Музыкально-дидактические игры: Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.

Игра на ДМИ: Знакомство с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением. По схемам разучивать партии в оркестре.

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий. С помощью мультимедиа зрелищно смотрятся такие развлечения с детьми и родителями как «Угадай мелодию» и «2 рояля».

Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя:

  • Педагог не умеет пользоваться компьютером
  • Нет компьютера в домашнем пользовании педагога
  • Нет компьютера в музыкальном кабинете ДОУ
  • Недостаточная компьютерная грамотность педагога
  • Недостаточное программное обеспечение

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Многое предстоит переосмыслить и сделать, чтобы использование ИКТ в музыкальном воспитании заняло своё достойное место. При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!

Литература:

Интернет-ресурсы:

  1. Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.
  2. Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
  3. Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
  4. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».

Мананникова Марина Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №168"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Использование информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"
Дата публикации: 27.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Использование информационно – коммуникационных

технологий в работе музыкального руководителя ДОУ.

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом

отличается от мира, в котором выросли его родители и его невозможно

представить без интернета и информационно-коммуникационных

технологий. Возможности, предоставляемые интернет - ресурсами,

позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в

системе дошкольного образования. Это предъявляет качественно новые

требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного

образования.

Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием,

сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской

Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов,

затрагивающих все основные направления модернизации образовательной

системы и ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи:

Идти в ногу со временем;

Стать для ребёнка проводником в мир новых технологий;

Быть наставником в выборе компьютерных программ;

Сформировать основы информационной культуры его личности;

Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность

родителей;

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех

направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:

1. Организационное:

Модернизация методической службы;

Совершенствование материально – технической базы;

Создание определенной информационной среды.

2. Педагогическое:

Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;

Внедрение ИКТ в образовательное пространство.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»

дошкольное образование является одним из уровней общего образования.

Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью

современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет

довольно длительную историю, но в детском саду такого распространения

компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу

педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных

ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно

обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его

эффективность.

Что же такое ИКТ?

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере

образования, использующие специальные технические средства (ПК,

мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это

комплекс учебно – методических материалов, технических и

инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе,

формах и методах их применения для совершенствования деятельности

специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей,

специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции)

Как музыкальный руководитель я не представляю свою работу без

интернет - ресурсов. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно –

образное мышление. Главным принципом при организации деятельности

детей этого возраста является принцип наглядности. Использование

разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и

динамического позволяет мне быстрее достичь намеченной цели во время

музыкальных занятий с детьми. Использование интернет – ресурсов

позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким,

зрелищным и комфортным.

Я делаю подборку иллюстративного и видеоматериалов к играм, к

занятиям и утренникам, минусовых и плюсовых фонограмм песен.

Предъявление информации на большом экране в игровой форме вызывает у

детей огромный интерес. Теперь ребёнок может музыку не только слышать,

касается классической музыки, (например «Времена года» П.Чайковского или

Вивальди, «Картинки с выставки» М.Мусоргского, «Детский альбом»

П.Чайковского и т.д.), при восприятии которой ребёнку очень сложно

представить некоторые образы, тем более что у каждого человека они свои и

очень индивидуальны. И конечно же видеоизображение какой-либо

музыкальной пьесы или песни несёт в себе образный тип информации,

понятный дощкольникам. Движение, звук, мультипликация на экране

привлекают внимание ребёнка и обладают стимулом познавательной

активности детей.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это

наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых

методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам

независимо от места их проживания. Информационно – методическая

поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время

подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе

наглядных пособий к занятию.

С помощью интернета я делаю подбор дополнительного материала к

занятиям, знакомлюсь со сценариями праздников и других мероприятий,

обмениваюсь опытом с другими педагогами России. Сетевые сообщества

педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые

методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться

педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по

использованию различных методик, технологий..

С помощью программы Power Point делаю презентации для

повышения эффективности образовательной деятельности детей.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и

развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных

исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом

порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что

позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и

ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации –

формирование у малышей системы мыслей и образов. Подача материала в

виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает

ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет

построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически

корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслей,

деятельности, гуманизации содержания обучения и

педагогических

взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций

целостности.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса

зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких

образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения

детей имеет следующие достоинства:

Осуществление полисенсорного восприятия материала;

Возможность демонстрации различных объектов с помощью

мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно

увеличенном виде;

Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую

презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого

детьми из учебной литературы;

Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия

сохранной сенсорной системе;

Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать

для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в

качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия

эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой

интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным

материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Использование цифровой фотоаппаратуры, видеокамеры и

соответствующих программ позволяют запечатлеть утренники и

развлечения, а затем создать незамысловатые фильмы и фотоотчёты. Затем

мы их просматриваем и обсуждаем вместе с детьми, отчего они получают

большое удовольствие, даже если сами находят ошибки.

ИКТ очень помогают в оформлении документации. Это составление

перспективных и календарных планов, диагностики в электронном виде.

Достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить

необходимые изменения.

Важным аспектом в своей работе я считаю своё участие, и участие

детей в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах,

викторинах, олимпиадах, что повышает мой уровень самооценки, как

педагога, а так же и моих воспитанников. Очное участие в таких

мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых

затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. Но при

этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество

зарегистрированных пользователей.

Таким образом, внедрение информационных технологий в ДОУ

имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств

обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и

способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая

динамика занятия способствует эффективному усвоению материала,

развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему

запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное

мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида

памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из

окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например,

рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например,

воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой

исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет

самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими

ограниченные возможности.

Использование информационных технологий поможет педагогу

повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду

положительных следствий:

Обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и

эмоциональной окрашенности;

Облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

Возбуждение живого интереса к предмету познания;

Расширение общего кругозора детей;

Возрастание уровня использования наглядности на занятии;

Повышение производительности труда педагога.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех

проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим

средством обучения. Не менее важны и современные педагогические

технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто

вложить в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь,

создать условия для проявления его познавательной активности.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными

(или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый

уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации

обучения и воспитания.

Итак, использование средств информационных технологий позволит

сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и

эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые

возможности раннего образования.

Информатизация образования открывает педагогам новые

возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых

методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию

инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного

процессов. В последнее время информационно-коммуникационные

технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации

воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

В отличие от обычных технических средств обучения

информационно-коммуникационные технологии позволяют не только

насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных,

соответствующим образом организованных знаний, но и развивать

интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в

дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в образовании дает

возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-

образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Применение ИКТ в работе музыкального руководителя

Прошкина Ольга Викторовна

В статье рассмотрены вопросы о необходимости использования новых информационных технологий на музыкальных занятиях в детском дошкольном учреждении. Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как наша главная задача - формирование художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

Теория:

Компьютерные программы приучают детей к самостоятельности и развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

И в своей работе я имею возможность ввести в свою работу компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Таким образом, использование видеомагнитофона, компьютера очень удобны не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

Функции демонстрационного материала на детских утренниках, досугах, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий, выполняют презентации, созданные в приложении Microsoft Office PowerPoint. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. В своей работе я использую презентации по пьесам П.И.Чайковского, например, «Апрель», «Октябрь». Незаменимы в работе презентации по изучению композиторов-классиков (Гендель, Бах, Вивальди, Гайдн, Моцарт, Бетховен), а также композиторов эпохи Романтизма (Шуберт, Мендельсон, Шопен, Шуман, Лист, Брамс, Чайковский, Россини). Они позволяют сделать знакомство с великими музыкантами более увлекательным и интересным. Эти презентации подходят для многих возрастных категорий детей.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Практика :

Традиционно музыкальное занятие я начинаю с музыкально-ритмических движений. Идею использования движения как средства формирования музыкальности детей выдвинул швейцарский учёный и композитор Э.Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движение.

Всё чаще использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, так как, я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить. Новые движения я могу записать на видео, где дети смотрят красивый показ. А на занятиях дети смотрят и стараются сделать так же. Этим я добиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Хороводы чаще всего проходят под народные песни, у нас в детском саду, много аудиокассет, которые подобраны по тематике; по видам музыкальной деятельности. Хотя текст песен подсказывает содержание и последовательность движений, дети самостоятельно его инсценируют в соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли. Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в определённой последовательности и построении - пары, круг, в шахматном порядке и так далее. Детям очень нравится танцевать под музыку современной эстрады. Например: «Улетай туча» Ф.Киркорова; «Морячка» О.Газманова; «Бабушки-старушки» А.Буйнова; «Зима» Алсу; …

Восприятие музыки - это самый распространённый вид музыкальной деятельности, доступный каждому. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде и по телевидению, и по радио, и компьютеру, магнитофону, на плеере, в мобильных телефонах; но очень мало классической музыки. Я стараюсь это восполнить.

В нашей фонотеке есть много дисков, аудиокассет, видеокассет: «Щелкунчик», «Спящая красавица» П.И.Чайковского, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко, А.Бурениной…Эти записи я даю родителям на выходные, что бы они дома, в спокойной обстановке просмотрели с детьми. Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах

музыкальной деятельности.

В моей коллекции есть аудиокассеты, которые объединены одной темой: Великая Отечественная - (песни ВОВ), «Релаксация с музыкальным сопровождением», «Знакомство с театром», «Песенки-инсценировки для развития речи и вокальных навыков» Е. Железновой., а также очень много музыкальных сказок и песен из мультфильмов.

Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности. Ребята научились высказывать свои сопереживания, размышлять об увиденном - поэтому развивается речь, мышление, художественный вкус. Музыкальные руководители ДОУ должны иметь определённый уровень звуковой и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательного воздействия на ребёнка, и быть хорошо подготовленными в области музыкознания.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.

Песня - ценное средство нравственно - эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера, или аудиозапись.

К праздникам и развлечениям готовлюсь очень серьёзно - ищу в

интернете стихи, песни, музыку к танцам, ведь они представляют собой

наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость

и эстетические переживания.

В компьютере, в своей папке я пишу планы, сценарии, диагностику,

тексты песен, стихи, музыку, фотографии и так далее.

Исходя, из выше сказанного, можно сделать вывод, что новые

информационно - коммуникационные технологии дают толчок развитию

новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности: этот

тезис подтверждается всем ходом работ, объединённых понятием

«информация дошкольного образования».Помогли нам достичь стабильного, позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребёнка - дошкольника.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

· психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;

· возбуждает живой интерес к предмету познания;

· расширяет общий кругозор детей;

· возрастает уровень использования наглядности на занятиях;

Вывод:

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Список используемой литературы:

1. Гулак, И.В. Использование компьютера //Управление ДОУ. - 2006. № 8

С. 36.

2. Новосёлова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника //Новая школа. -

1997. - № 3. - С. 23.

3. Горвиц, Ю., Поздняк, Л. Кому работать с компьютером в детском

саду//Дошкольное воспитание. - 1991. - № 5. - С. 12.

4. Калинина, Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном

детстве // Управление ДОУ. - 2008. № 6 - С. 32

You have no rights to post comments

Елена Редькина
Использование ИКТ в работе музыкального руководителя

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе

музыкального руководителя в ДОУ

Редькина Е. А. -

Музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №46»

г. Братск

Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Каковы же функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя . Это :

1. Средство подготовки выступлений,

2. Источник учебной, музыкальной информации ,

3. Наглядное пособие,

4. Методические копилки : «Консультации» «Работа с родителями » , «Стихи» , «Музыка » , «Презентации» ; «Фотоальбомы» и др.

5. Средство подготовки текстов, музыкального материала , их хранение.

6. Оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг) .

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит вопрос : как сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывать интерес у дошкольников к творческому процессу и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки к развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой желание действовать, изучать, понимать. Поэтому использование современного оборудования ИКТ поможет успешно решить данную проблему. Педагог-музыкант может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию , на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний, а также на развлечениях и праздниках. Большую помощь при этом оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, электронные презентации Power Point, это наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Использование информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей : зрительного, слухового, чувственного; задействовать на занятии все виды памяти : зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка , рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ : детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.

В своей работе с детьми подготовительной к школе группе на музыкальных занятиях я использую мультимедийные презентации. Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества : ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность, решают следующие программные задачи :

Расширяют представления о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России; о творчестве зарубежных композиторов;

Способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;

Развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.

На музыкальных занятиях в подготовительной к школе группе выделяются следующие разделы : восприятие музыки , пение музыкально -ритмические движения, , игра на ДМИ. Я включаю мультимедийные презентации в любой раздел музыкального занятия .

Восприятие музыки :

Видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям , «Клоуны» Д. Кабалевский, «Шествие гномов «Э. Григ

Знакомство с жанрами музыки :»Все умеют наши дети-петь, шагать и танцевать.»

Анимационные фоны (природа, сказочные фоны»)

Видиоролики на музыкальное произведение . «Баба Яга» !

«Детский альбом» П. Чайковского,

Мультипликация (фрагменты мультиков с музыкальными инструментами )

Определение характера музыки по цветам- настроениям,тучкам и солнышкам

Пение :

По графическому изображению разучивать различные попевки : «Сорока-сорока, «Огуречик» , «Радуга-дуга» , упражнения для развития голосового аппарата,

По картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. (Мнемотаблица к песне «Солнышко» )

Песенки –сюрпризы «Маленькой елочке» , «Друзья» (пение под фонограмму)

Наглядные эффекты в виде схем, графических композиций, диаграмм.

Игра «Угадай мелодию»

Муз. -дид. игры : Развивать музыкально -слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма,

«Узнай музыкальный инструмент » . «Весело-грустно» , «Колобок» ,

«Что дети делают?» «Веселый огород» , «Добрый мастер»

6. Музыкально -ритмические движения и танцы :

Использование мнемотаблиц , с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Картинки-призы, сопровождающиеся звуковыми эффектами. «Поиграем в перестроения»

Игра на ДМИ : «Знакомство с музыкальными инструментами , их звукоизвлечением».

По схемам разучивать партии в оркестре.

Так же мультимедийные презентации использую на развлечениях и праздниках таких как

«Золотая осень» «Зимушка -зима» «День защитника Отечества» , «Мамин праздник» , «Зимующие птицы» , «А за окнами Весна» , «Шумовой оркестр» , «9 Мая» , «Выпускной бал» . С помощью мультимедиа такие праздники смотрятся зрелищно и эффектно.

В работе с родителями с помощью ИКТ осуществляю консультативную поддержку родителям;

разрабатываю и довожу до их сведения практические музыкальные рекомендации : по охране голоса дошкольников, правильного выбора музыкальной фонотеки дома . Подбираю репертуар для музицирования дома на ДМИ.

Знакомим советы специалистов в области музыки по организации детской музыкальной деятельности дома , а в совместных мероприятиях используем такие формы работы как : «Музыкальная угадайка » , «Как развить музыкальные способности ребенка дома» .

В работе по самообразованию использую ИКТ при оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг, составление сценарий и развлечения, консультаций о музыкальном воспитаний дошкольников для родительских уголках в группе, составляем различные музыкально-дидактические игры , папки передвижки, атрибуты к играм и к праздникам.

А также составляем фонотеку для танцев, для пения и слушания, для музыкальных игр .

Также я использую в своей практике онлайн игры «Виртуальное пианино» , «Игра на барабанах» , «Проверка музыкального слуха »

Готовые презентации можно с успехом интегрировать в другие образовательные области : познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественное творчество, коммуникация, и т. д. Использовать в режимных моментах ДОУ.

Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности .

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя :

Нет компьютера в музыкальном зале ДОУ

Недостаточная компьютерная грамотность педагога

Недостаточное программное обеспечение

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя .

Используемая литература :

Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003.- № 9.

Андреев, А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] // Школьные технологии. 2001. - №3.

Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 1999.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ

Аннотация :

Информационно-коммуникационные технологии необходимы для активизации познавательной деятельности детей, для усвоения музыкального материала , реализации творческого потенциала, воспитания у них интереса к музыкальной культуре

Музыка , определение музыки , положительное воздействие на ребенка, необходимость использования классической музыки для образования ребенка, актуальность использования ИКТ в образовательном процессе.

Музыка – искусство , средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом устроенные во времени. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются мелодия , ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие.

Музыка - это особенное стихийное явление, отражающее состояние ума и души композитора, проявление его психики, настроения, эмоций, любви и страсти, фантазий и впечатлений. Это искусство, пожалуй, самое великое и прекрасное в истории человечества! Ничто не может ярче выразить ЭГО и сущность человека, как музыка ! Возможно, это происходит потому, что музыка , это, прежде всего, гармония человека с самим собой и с природой, баланс человека с другими окружающими его людьми. Гармония нот составляет мелодию, к мелодии придумываются слова, разрабатывается особая аранжировка, соответствующая цвету мелодии, в итоге получается песня.

Музыку принято разделять по жанрам и видам. Музыкальные произведения каждого жанра и вида, как правило, легко отличить друг от друга из-за специфических музыкальных свойств каждого . Мы все любим различную музыку : одному нравится рок, другому приятна эстрадная музыка , третий предпочитает классику. О музыкальных стилях говорить и спорить можно долго, но у каждого человека найдется хотя бы одна мелодия, которая ему нравится. Задумывались ли мы над тем, что такое музыка , какой она бывает, и почему нравится людям?

Музыка влияет на наше настроение, но не только, с ее помощью можно справляться с недугами. С помощью музыки можно воздействовать на здоровье человека : когда человек слышит быструю музыку , у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее, в психиатрии есть даже специальное направление - музыкотерапия .

О сильнейшем воздействии музыки знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. В Древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека : на душевную сущность человека, на интеллект, на физическое тело. Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали человека. Платон считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Аристотель утверждал, что музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души. Врачеватель древности Авиценна лечил запахами и смехом.

«Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра».

Джон Дьюи

Эти слова заставляют задуматься любого педагога, который любит своих воспитанников. Глобальная информатизация общества занимает одну из главенствующих позиций цивилизации 21 века. Благодаря тому, как быстро развиваются информационные и коммуникационные технологии , возникает новая среда обитания и жизнедеятельности современного человека. Компьютерные технологии современное направление в работе с детьми , которое способно помочь их развитию.

Компьютерные программы приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Использование компьютерных средств обучения помогает дошкольникам развивать усидчивость, собранность, приобщает к сопереживанию.

Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей работе , так как главный приоритет – формирование художественного вкуса, развитие творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом.

Интернет предоставляет педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения, любые фотографии, иллюстрации для занятий. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал. Основная цель такого представления – формирование у детей системы мыслеобразов. Материал в виде презентации сокращает время обучения.

В своей работе я использую презентации , созданные в приложении Microsoft Office Power Point. Они заменяют картинки, плакаты, аудиозаписи, подходят для всех возрастных категорий детей. Использование мультимедийных презентаций позволяет построить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы детям это было интересно, чтобы они смогли узнать, почерпнуть что-то новое. Каждую мультимедийную презентацию я начинаю с предварительного небольшого рассказа, объясняю детям, какой теме она посвящена, часто использую аудио или видеозаписи.

Восприятие музыки – самый распространенный вид музыкальной деятельности , который доступен каждому. Благодаря быстрому развитию информационных технологий популярная музыка звучит везде : по телевидению, по радио, в компьютере, в мобильном телефоне. Но хорошей, классической музыки очень и очень мало . Этот пробел я стараюсь восполнить – большая музыкальная коллекция классической музыки в моем арсенале позволяет восполнить пробел слушания музыки , дети слушают музыку на занятиях , на утренниках, во время досугов, праздничных мероприятий, такая музыка им очень нравится . Во время знакомства с музыкой разных жанров у детей развиваются навыки слушания, дети учатся высказывать свои эмоции, переживания, размышлять об услышанном.

По рекомендации родители дома продолжают слушать классическую музыку вместе с детьми . Чем больше ребенок будет слушать классическую музыку , тем быстрее он привыкнет к ее звучанию, у него постепенно будет формироваться художественно – эстетический вкус.

Многие мероприятия дошкольного учреждения были построены полностью на использовании классической музыки . В подготовительной группе звучала музыка П . И Чайковского на «Осеннем балу» . Во время новогоднего утренника дети младшей группы танцевали под великолепную музыку В . А. Моцарта.

Сегодня есть возможность применить в своей работе компьютерные музыкальные программы , которые позволяют не только слушать музыку в хорошей записи , просматривать фрагменты произведений искусства, но и дают доступ к большому блоку информации , связанной с миром искусства : музыке , живописи, литературе, народным промыслам. Программа Power Point дает возможность использовать на занятиях схемы , портреты композиторов, рисунки, видеофрагменты. С помощью компьютера дети могут посетить музей в виртуальном пространстве (например, музей музыкальных инструментов , знакомиться с творчеством композиторов, изучать нотную грамоту, у них хорошо развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, ярче, так как музыкальное звучание дополнено картинами, развитием, движением, а изображение образов и картин дополнено звуками. Таким образом, использование компьютера очень удобно для усвоения детьми музыкального материала , для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала, воспитания у них интереса к музыкальной культуре , формирования духовного мира.

В работе с детьми применяю презентации как средство наглядности при изучении нового материала, для закрепления пройденного. Например, при знакомстве детей с классической музыкой используются тематические презентации, такие как «Уголки Москвы» , «Моя Москва» , «Красная площадь» . Такие презентации очень нравятся детям, у них возникает интерес к картинкам. В подготовительной группе из 25 детей 21 проявили интерес к этой теме. Таким образом, появился целый цикл презентаций «Виртуальное путешествие по Москве» . В этих презентациях есть слайды, видео, ролики, клипы. Вместе с воспитателями и родителями детей была составлена программа виртуальных путешествий на год. Мы пригласили родителей, чтобы они стали соавторами, стали работать с родителями дистанционно, с помощью вебинаров. После таких виртуальных путешествий родители проводят экскурсии для детей самостоятельно.

Использование информационных технологий помогает педагогам повышать мотивацию обучения детей и проводит к ряду положительных изменений у детей :

Появляется живой интерес к предмету познания;

Расширяется кругозор;

Повышается эффективность применения наглядности на занятиях;

Облегчает процесс усвоения материала.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками позволяет расширить творческие способности педагога и повысить эффективность воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Список литературы :

1. «Семейная проектная деятельность, как возможность формирования родительской компетенции». Миносянц Н. Г. 2014 г. с. 67.

2. «Социализация подрастающего поколения : история, теория и практика». Клемантович И. П. Издательство : ООО «Школьная пресса» (Москва, 2014 г. № 4. с. 19-25.

3. Миносянц Н. Г. «Уровень психолого – педагогической компетентности родителей в России : исторический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2014 г. №11-2 (49) .с. 119-121.

4. Клемантович И. П., Миносянц Н. Г. «Профессиональная подготовка педагога – психолога к повышению уровня компетентности родителей средствами информационных технологий // Современные гуманитарные исследования, 2013 г. №3. с. 113.