История о скрипке для детей краткая. Скрипка — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Скрипка — инструмент, оказавший колоссальное влияние на музыку. Она широко использовалась в классических произведениях, где её струящийся нежный звук пришёлся очень кстати. Народное творчество также заприметило этот красивый инструмент, хоть появился он не так уж и давно, но успел занять своё место в этнической музыке. Скрипку сравнивают с человеческим голосом, так как её звук текуч и разнообразен. Её форма напоминает женский силуэт, что делает этот инструмент живым и одушевлённым. Сегодня не все хорошо представляют, что такое скрипка. Давайте исправим эту досадную ситуацию.

История появления скрипки

Своим появлением скрипка обязана многим этническим инструментам, каждый из которых оказал на неё своё влияние. Среди них можно выделить британскую кротту, армянский бамбир и арабский ребаб. Конструкция скрипки отнюдь не нова, многие восточные народы веками используют подобные инструменты, исполняя на них народную музыку и по сей день. Свою нынешнюю форму виола приобрела в XVI в., когда ее производство было поставлено на поток, начали появляться великие мастера, создающие уникальные инструменты. Особенно много таких умельцев было в Италии, где традиции создания скрипок живы до сих пор.

С XVII века игра на скрипке начала приобретать современную форму. Именно тогда появились композиции, которые принято считать первыми произведениями, написанными специально для этого нежного инструмента. Это Romanesca per violino solo е basso, созданная Бьяджо Марини и Capriccio stravagante, которую написал Карло Фарина. В последующие годы мастера игры на скрипке стали появляться как грибы после дождя. Особенно в этом плане отличилась Италия, которая породила наибольшее количество

Как устроена скрипка

Своё мягкое и глубокое звучание скрипка получила благодаря уникальной конструкции. В ней можно выделить 3 основные части — это головка, шейка и корпус. Совокупность этих деталей позволяет инструменту издавать те завораживающие звуки, что принесли ему всемирную славу. Самая большая часть скрипки — корпус, на который крепятся все остальные детали. Он состоит из двух дек, соединённых обечайками. Изготавливают деки из разных пород дерева, чтобы добиться максимально чистого и красивого звука. Верхняя часть чаще всего делается из ели, а для нижней используют или тополь.

Во время игры на скрипке верхняя дека резонирует с остальными частями инструмента, создавая звук. Для того чтобы она была живой и звонкой, её делают как можно тоньше. На дорогих мастеровых скрипках толщина верхней деки может составлять всего пару миллиметров. Нижняя дека обычно толще и прочнее верхней, а дерево, из которого её изготавливают, подбирают так, чтобы оно подходило к обечайкам, соединяющим обе деки вместе.

Обечайки и душка

Обечайки — это бока скрипки, находящиеся между верхней и нижней деками. Их изготавливают из того же материала, что и нижнюю деку. Более того, зачастую для этих частей используется древесина с одного и того же дерева, старательно подобранная по фактуре и узору. Держится эта конструкция не только на клею, но и на маленьких колодках, увеличивающих её прочность. Они называются клотцами и находятся внутри корпуса. Также внутри расположена басовая балка, которая передаёт вибрации корпусу и придаёт дополнительную жёсткость верхней деке.

На корпусе скрипки присутствуют два выреза в виде латинской буквы f, которые называются эфами. Неподалёку от правого выреза располагается одна из важнейших частей инструмента — душка. Это небольшая деревянная балка, служащая распоркой между верхней и нижней деками и передающая вибрацию. Своё название душка получила от слова "душа", что намекает на важность этой маленькой детали. Мастера заметили, что положение, размер и материал душки серьёзно влияют на звучание инструмента. Поэтому только опытный изготовитель скрипок может правильно расположить эту маленькую, но важную часть корпуса.

Струнодержатель

Рассказ про скрипку и её конструкцию будет неполным, если не упомянуть такой важный элемент, как струнодержатель, или подгрифок. Раньше его вырезали из дерева, но сегодня для этих целей всё чаще используется пластик. Именно струнодержатель закрепляет струны на нужной высоте. Также на нём иногда располагаются машинки, делающие настройку инструмента гораздо легче. До их появления скрипка настраивалась исключительно колками, при помощи которых очень трудно произвести точную настройку.

Держится подгрифок на пуговке, вставленной в отверстие на корпусе со стороны, противоположной грифу. Эта конструкция постоянно испытывает серьёзную нагрузку, так что отверстие должно идеально подходить к пуговке. В противном случае обечайка может треснуть, превратив скрипку в бесполезный кусок дерева.

Гриф

На передней части корпуса приклеена шейка скрипки, под которой находится рука музыканта во время игры. На шейку крепится гриф — округлая поверхность из твёрдого дерева или пластика, к которой прижимаются струны. Его форма продумана так, чтобы струны не мешали друг другу при игре. В этом деле ему помогает подставка, приподнимающая струны над грифом. На подставке делаются прорези для струн, которые можно сделать самостоятельно, на свой вкус, так как новые подставки продаются без прорезей.

Также бороздки для струн присутствуют на верхнем порожке. Он находится в самом конце грифа и отделяет струны друг от друга перед тем, как они попадают в колковую коробку. В ней находятся колки, служащие основным инструментом Они просто вставлены в деревянные отверстия и ничем не закреплены. Благодаря этому музыкант может отрегулировать ход колков под свои нужды. Можно сделать их тугими и неподатливыми, слегка надавив во время настройки. Или наоборот, вынуть колки, чтобы они легче двигались, но хуже держали строй.

Струны

Что такое скрипка без струн? Красивый, но бесполезный кусок дерева, который годится разве что на то, чтобы забивать им гвозди. Струны — очень важная часть инструмента, так как от них во многом зависит его звучание. Особо важна роль материала, из которого сделана эта маленькая, но значимая часть скрипки. Как и всё в нашем мире, струны развиваются и вбирают в себя лучшие дары техногенной эпохи. Однако их изначальный материал трудно назвать высокотехнологичным.

Как ни странно, но овечьи кишки — то, чему обязана своим нежным звучанием древняя музыкальная скрипка. Их высушивали, обрабатывали и плотно скручивали, чтобы впоследствии получить струну. Мастерам удавалось долгое время держать в тайне материал, используемый в производстве струн. Изделия из овечьих кишок давали очень мягкий звук, но быстро изнашивались и требовали частой настройки. Сегодня также можно найти подобные струны, но куда большей популярностью пользуются современные материалы.

Современные струны

Сегодня овечьи кишки - в полном распоряжении своих владельцев, так как жильные струны используются достаточно редко. Им на смену пришли высокотехнологичные металлические и синтетические изделия. Синтетические струны по звучанию близки к своим жильным предшественникам. Они также имеют довольно мягкий и тёплый звук, но лишены тех недостатков, которыми обладают их натуральные "коллеги".

Ещё один вид струн — стальные, которые выполняются из всевозможных цветных и драгоценных металлов, но чаще всего из их сплавов. Они звучат ярко и звонко, но теряют в мягкости и глубине. Такие струны подходят для многих классических произведений, в которых требуется чистота и яркость звучания. Также они долго держат строй и достаточно долговечны.

Скрипка. Долгий путь

За долгие годы своего существования скрипка стала популярна на всей планете. Особенно прославила этот чудесный инструмент классическая музыка. Скрипка может скрасить любое произведение, многие композиторы отдавали ей ведущую роль в своих шедеврах. Всем знакомы бессмертные или Вивальди, в которых много внимания уделялось этому шикарному инструменту. Но со временем скрипка стала пережитком прошлого, уделом узкого круга ценителей или музыкантов. Электронное звучание вытеснило этот инструмент из популярной музыки. Плавные струящиеся звуки ушли, уступив место бодрому и примитивному биту.

Свежие ноты для скрипки обычно писались лишь для сопровождения фильмов, новые песни для этого инструмента появлялись только у фольклорных исполнителей, но звучание их было довольно однообразно. К счастью, в последние годы появилось много коллективов, исполняющих современную музыку с участием скрипки. Публика устала от однообразных любовных завываний очередной поп-звезды, открыв своё сердце для глубокой инструментальной музыки.

Скрипка-лиса

Забавная история поместила скрипку в песню известного музыканта — Игоря Саруханова. Однажды он написал композицию, которую планировал назвать «Скрип колеса». Однако произведение оказалось очень образным и туманным. Поэтому автор решил назвать его созвучными словами, что должно было подчеркнуть атмосферу песни. До сих пор в интернете ведутся ожесточённые баталии по поводу названия этой композиции. Но что же на этот счёт говорит автор песни — Игорь Саруханов? Скрипка-лиса — настоящее название песни, как утверждает музыкант. Ирония это или же интересная задумка, построенная на игре слов, знает лишь сам находчивый исполнитель.

Стоит ли учиться играть на скрипке?

Уверен, многие желают освоить этот замечательный инструмент, но забрасывают эту идею, так и не начав воплощать её в жизнь. Почему-то считается, что обучение игре на скрипке — очень трудный процесс. Ведь на ней нет ладов, да ещё и этот смычок, который должен стать продолжением руки. Безусловно, проще начать обучение музыки с гитары или фортепиано, но освоение искусства игры на скрипке сложнее лишь поначалу. Зато потом, когда базовые навыки будут прочно усвоены, процесс обучения становится примерно таким же, как и на любом другом инструменте. Скрипка хорошо развивает слух, так как на ней нет ладов. Это станет хорошим подспорьем в дальнейших занятиях музыкой.

Если вы уже знаете, что такое скрипка, и твёрдо решили освоить этот инструмент, то важно знать, что они бывают разных размеров. Для детей подбираются небольшие модели — 3/4 или 2/4. Для взрослого человека необходима стандартная скрипка — 4/4. Естественно, начинать занятия нужно под присмотром опытного наставника, так как самостоятельно научиться очень тяжело. Для тех же, кто желает попытать счастья в самостоятельном освоении этого инструмента, создано множество учебников на любой вкус.

Уникальный музыкальный инструмент

Сегодня вы узнали, что такое скрипка. Оказывается, она не является архаичным пережитком прошлого, на котором можно исполнять лишь классику. Скрипачей становится всё больше, многие группы начали использовать этот инструмент в своём творчестве. Скрипка встречается во многих литературных произведениях, особенно детских. Например, «Фенина скрипка» Кузнецова, любимая многими детьми и даже их родителями. Хороший скрипач может играть в любом музыкальном жанре, от тяжёлого металла до поп-музыки. Можно смело сказать, что скрипка будет существовать до тех пор, пока есть музыка.

Скрипка - наиболее распространенный смычковый , пользующийся невероятной популярностью еще с XVI века в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента в составе оркестра. Скрипку также называют «королевой оркестра».

Происхождение скрипки

Споры о том, когда и где появился этот легендарный музыкальный инструмент, не стихают и по сей день. Некоторые историки предполагают, что смычок появился в Индии, откуда попал к арабам и персам, а от них уже перешел в Европу. В ходе музыкальной эволюции было много различных версий смычковых инструментов, повлиявших на современный вид скрипки. Среди них можно выделить арабский ребаб, германскую роту и испанскую фидель, появление на свет которых произошло в XIII-XV веках. Именно эти инструменты стали прародителями двух главных смычковых - виолы и скрипки. Виола появилась раньше, она была разных размеров, играли на ней стоя, держа на коленях, а позже - на плечах. Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки.


Ребаб

Некоторые источники указывают на происхождение скрипки от польского инструмента скрипица или от российской скрипели, появление которых относится к XV веку. Долгое время скрипка считалась простонародным инструментом и не звучала сольно. На ней играли бродячие музыканты, а основным местом ее звучания были трактиры и кабаки.

Преображение скрипки

В XVI веке за изготовление скрипок берутся итальянские мастера, занимавшиеся производством виол и лютней. Они облекли инструмент в идеальную форму и наполнили лучшими материалами. Первым мастером, изготовившим первую современную скрипку, считается Гаспаро Бертолотти. Основной вклад в преобразование и изготовление итальянских скрипок все же осуществило семейство Амати. Они сделали тембр звучания скрипки более глубоким и нежным, а характер звучания - более многогранным. Главную задачу, которую поставили перед собой мастера, они выполнили превосходно - скрипка, как и голос человека, должна была в точности передавать эмоции и чувства через музыку. Чуть позже, там же в Италии, над усовершенствованием звучания скрипки работали всемирно известные мастера Гварнери и Страдивари, чьи инструменты на сегодняшний день оцениваются в целые состояния.


Страдивари

В XVII веке скрипка становится сольным участником оркестрового состава. В современном оркестре насчитывает около 30% скрипачей от общего числа музыкантов. Диапазон и красота звучания музыкального инструмента настолько широки, что для скрипки пишутся произведения всех жанров музыки. Великие композиторы мира писали множество непревзойденных шедевров, где главным солирующим инструментом была скрипка. Первое произведение для скрипки было написано в 1620 году композитором Марини и называлось «Romanesca per violino solo е basso».

Прообраз скрипки есть у многих народов. А современную форму и размер скрипка приобрела к шестнадцатому веку. В это же время творил и известный итальянский скрипичный мастер Николо Амати, а также его ученики Андреа Гварнери и Антонио Страдивари. Их скрипка до сих пор считается лучшей в мире. Считается, что великий Страдивари создал около тысячи сто шестнадцать музыкальных инструментов и многим из них даже давали имена. Имена давались в честь знаменитых музыкантов, игравших в свое время на той или иной скрипке. Ведь скрипка это индивидуальный инструмент и многие великие скрипачи предпочитали иметь один единственный инструмент, который был им досконально известен. Каждый музыкант влаживал душу в свою скрипку, и она отвечала ему тем же, издавая уникальные мелодии, ни с чем несравнимые по своей красоте.

Скрипка стимулирует работу мозга

Великий ученый Альберт Эйнштейн слыл прекрасным скрипачом, а в детстве даже выступал на концертах. Когда Эйнштейн вырос, он по прежнему любил играть на скрипке, утверждая, что это помогает ему думать. А всем известный Конана Дойла, блистательный сыщик Шерлок Холмс, играл на скрипке, обдумывая очередное дело.

Как связаны скрипка и загадочная улыбка Джоконды? По легенде Леонардо да Винчи приглашал скрипачей каждый раз, когда Мона Лиза приходила к нему позировать для портрета. И удовольствие от музыки навеки запечатлелось в улыбке Джоконды.

А самая маленькая скрипка была создана скрипачом из китайского города Гуанчжоу. Ее длина всего один сантиметр, а на создание ушло целых семь лет. Жаль, что на ней невозможно играть.

Скрипка по праву считается инструментом, потому что звук, который она издает, очень выразительный и красивый. Тональность скрипки имеет нежное звучание, которое способно влюбить в себя любого человека, имеющего музыкальный слух.

Скрипка имеет начало своей истории в индии, где и появились первые инструменты со смычком. Хотя и в Европе в средние века смычок был в ходу, и играли им на самых разных музыкальных инструментах, у которых имелись струны.

В любом симфоническом оркестре, тридцать процентов музыкантов играют на скрипках.

История возникновения скрипки

"И с тех пор каждый знает о скрипичном семействе,
и излишне что-нибудь говорить или писать об этом."
М.Преториус.


История музыки считает, что скрипка в своём наиболее совершенном виде возникла в XVI столетии. К тому времени все смычковые инструменты, действовавшие на протяжении Средних Веков, были уже известны. Они были расположены в определённом порядке и учёные той поры знали с большей или меньшей вероятностью всю их родословную. Количество их было огромное, и сейчас нет уже необходимости вникать в глубины этого дела.

Ничтожные исправления, которые можно было бы внести в изображение старинной "лиры да брачьо", дали бы самое безупречное сходство её с современной скрипкой. Эти свидетельства в виде изображения старой скрипки, относятся уже к 1516 году и к 1530, когда один базельский книготорговец избрал старую скрипку своим торговым знаком.

Так же предшественниками скрипки считают
Ребек
Фидель
Вина, ситар, тар
Кыяк

В это же время, слово "скрипка", во французском его начертании violon, впервые появилось во французских словарях начала XVI столетия. Анри Прюньэр (1886-1942) утверждает, что уже в 1529 году это слово содержится в некоторых тогдашних деловых бумагах. Все же указания на то, что понятие "violon" появлялось около 1490 года, следует признать сомнительными. В Италии слово violonista в значении исполнителя на виоле начало появляться с 1462 года, тогда как самое слово violino в значении "скрипки" вошло в употребление лишь спустя сто лет, когда и получило всеобщее распространение. Англичане только в 1555 году приняли французское начертание слова, которое, впрочем, через три года заменили вполне английским "violin".
На Руси, по свидетельству древнейших памятников, смычковые инструменты были известны очень давно, но ни один из них не развился настолько, чтобы впоследствии стать инструментом симфонического оркестра. Наиболее старым древнерусским смычковым инструментом является гудок. Время, когда зародился гудок, в точности не известно, но существует предположение, что "гудок" появился на Руси вместе с проникновением "восточных" инструментов - домры, сурны и смыков. Эта пора обычно определяется второй половиной XIV и началом XV столетия.
Когда же появились "скрипки" в прямом значении слова - сказать трудно. С достоверностью только известно, что первые упоминания о скрипице в азбуковниках XVI-XVII столетия "одинаково показывают, что толкователи не имели о ней никакого понятия". Во всяком случае, по мнению П. Ф. Финдейзена (1868-1928), инструмент этот не был ещё известен в домашнем и общественном быту Московской Руси, и первые скрипки в своём вполне завершенном виде появились в Москве, по-видимому, лишь в начале XVI II века.

Сейчас трудно уже с точностью установить, когда произошло окончательное завершение того инструмента, который известен теперь под именем "скрипки". Вернее всего это совершенствование шло непрерывной чередой, и каждый мастер вносил нечто своё. Тем не менее, с полной очевидностью можно утверждать, что XVII столетие явилось для скрипки тем "золотым веком", когда произошло окончательное завершение соотношений в строении инструмента и когда он достиг того совершенства, которого уже не смогла перешагнуть ни одна попытка его "усовершенствовать".
История в своей памяти удержала имена великих преобразователей скрипки и связала развитие этого инструмента с именами трёх семейств скрипичных мастеров. Это прежде всего семейство кремонских мастеров Амати, ставших учителями Андрэа Гварнэри (1626?-1698) и Антонио Страдивари (1644-1736). Однако, своим окончательным завершением скрипка обязана больше всего Джюзеппэ-Антонио Гварнери (1687-1745) и в особенности Антонио Страдивари, который и почитается величайшим творцом современной скрипки. Итак, скрипка получила своё наиболее совершенное воплощение к концу XVII столетия. Антонио Страдивари был последним, кто довёл её до современного состояния.
А Франсуа Турт - мастер XVIII века - почитается создателем современного смычка. «Классический» вид смычка, созданный Туртом, сохранился почти без изменения.

Строение скрипки
Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими "талию". Верхняя и нижняя плоскости корпуса (деки) соединены друг с другом обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов определяет силу и тембр звука. Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки - высота обечаек. Корпус покрывают лаком разных оттенков. В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия - эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).
Кроме формы, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака. В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок). Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке.
Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый деревянный штифт - дужка. Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс.
Гриф скрипки - длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке.

Приёмы игры на скрипке
Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки на грифе (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. От прижима пальцем струна укорачивается и получает более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются пустыми. Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.
Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний - вторым, четвёртый - третьим, мизинец - четвёртым.
Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер и силу звука и вообще на фразировку. На скрипке можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), а не одновременно, но очень быстро - три (тройные струны) и четыре. Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (pizzicato).
Только благодаря великим скрипачам, двинувшим технику скрипичной игры решительно вперёд, скрипка заняла то место, которое она заслужила по праву. В XVII столетии этими скрипачами-виртуозами были Джузеппе Торелли и Арканджэло Корэлли. В дальнейшем на благо скрипки много положил труда Антонио Вивальди (1675-1743) и, наконец, целая плеяда замечательных скрипачей. Но, пожалуй, самым виртуозным скрипачом, который когда-либо играл на скрипке, был Паганини. Он мог сыграть даже на одной струне, чем приводил зрителей в восхищение.

Без скрипки не обходится практически ни один концерт классической музыки. На ней можно играть почти без пауз. Музыка не смолкает до тех пор, пока смычок касается струн и кажется, что это струны нашей души.

Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Республики Крым
«КУВКИ ЛИ»

«Краткая история появления скрипки»

Концертмейстер

Никитас Ирина Евгеньевна

Даже при беглом взгляде на симфонический оркестр становится ясно что основная его группа – смычковые инструменты.В оркестре из 100 человек 60-70 музыкантов играют на струнных.В группу входят скрипки,альты,виолончели и контрабасы,то есть те инструменты,звук из которых извлекается движением смычка по струне.Отсюда возникло их название:струнные,или смычковые.

Смычковые инструменты были известны народам всех континентов задолго до появления скрипки.Видимо,через персов и мавров они попали в Европу в VIII веке н.э. В средневековой Европе у бродячих музыкантов-менестрелей бытовали миниатюрных размеров смычковые инструменты-фидели и ребеки .Однако ещё и до вторжения в Европу арабов у бардов (странствующих поэтов и певцов,живших некогда в Ирландии и Шотландии) был трёхструнный инструмент кельтского происхождения под названием крота . Смычковые были известны и в древней Руси.В северной башне Софийского собора в Киеве,построенного в XI веке,можно увидетьфреску с изображением музыканта,играющего на смычковом инструменте.Музыкант держит его у подбородка,наподобие скрипки.

Нельзя не упомянуть ещё об одном совершенно необычном смычковом инструменте,широко распостранённом в XIV-XVIII веках в европейских странах. Это трумшайт или тромба марина (морская труба) – инструмент выше человеческого роста с одной единственной струной,обладавшей,по видимому необычайносильным звуком.Английские моряки играли на нём,когда нужно было подать сигнал.

Любимым смычковым инструментом эпохи Возрождения была виола ,вернее,семейство виол .Формой корпуса,количеством струн,резным завитком-он украшался головой льва,женской или мужской головой,- а главное,приглушённым,тихим звуком,виолы сильно отличались от современных смычковых инструментов.Семейство виол было многочисленно:оно включало различных размеров виолы да гамба (ножные виолы),виолу д’амур (любовная виола) и другие. И только в XVI веке встречаются первые упоминания о скрипке .Одни полагают,что её предком была виола,другие более справедливо считают, что скрипка – иная разновидность смычковых,и что произошла она от лиры да брагго – инструмента группы лир.

Первые скрипки появились во Франции и Италии в начале XVI века.Вскоре искусство их изготовления широко распостранилось по всей Европе:скрипки стали делать в Тироле,в Вене,в Саксонии,в Голландии,в Англии.Но лучшими скрипками славилась Италия,а именно два небольших,но оживлённых города на северо-востоке страны:Брешия и Кремона.От отца к сыну,от мастера к ученику передавалось искусство изготовления скрипок,секреты мастерства,ныне во многом утерянные.Многолетнее обучение и беспрерывные эксперименты,поиски нового,интуиция и тончайший музыкальный слух – всё это помогло робиться на свет непревзойдённым скрипкам.

Мастерам были известны удивительные тайны изготовления скрипок.Чтобы инструмент хорошо звучал,различные его части должны быть сделаны из определённого материала.Так,для верхней деки скрипки нужна резонансная ель,которая росла в горах Швейцарии,для нижней деки и обечаек – клён,который чаще всего селился на равнинах Европы,для грифа – чёрное дерево,для смычка – “пчелиное дерево”,фернамбук.Мало того только в определённых частях дерева можно было найти нужную по качеству древесину:” …дерево должно быть распилено не в длину,а по направлению от коры к сердцевине,как дольки апельсина,и только центральная часть ствола(не слишком близко к корням,так как тогда дерево будет влажным,и не слишком близко к вершине,потому что солнце его чересчур высушивает) может считаться пригодной.Наконец, предпочтительно брать часть ствола, обращённую к югу”,-пишет французский учёный Клод Марли.Для того чтобы предохранить древесину скрипки от разрушительного действия воздуха, улучшить звук инструмента и придать окраске корпуса неповторимой красоты цвет-золотистый или красноватый, скрипку покрывают лаком. Как утверждают, кремонские мастера изготовляли лак из смолы, которую выделяют лишь некоторые растения Тирольских лесов. Клод Марли пишет “… с тех пор, как эти растения были вырублены, смолы этой не стало, или люди просто разучились её добывать, и качество лака ухудшилось”. В наши дни так и не удалось восстановить секрет кремонского лака,даже химический анализ не смог раскрыть его состав.

Немало любопытного и в изготовлении струн. Клод Марли сообщает:“Струны, которыми пользовались итальянские мастера, производились в центральной и южной Италии, в частности в Неаполе, и делались они из кишок семи или восьмимесячных ягнят. Кишки в течении длительного времени вымачивались в щелочной воде, после чего их высушивали и скручивали”. Считалось,что расположение пастбищ, время убоя ягнят, свойства воды влияют на качество струн, в особенности на их прочность. Действительно, прочность этих струн очень велика: ведь четыре струны скрипки испытывают натяжение в 23 килограмма.

Основателями Брешианской школы в Ломбардии были Гаспаро Бертолотти (прозванный да Сало) и Паоло Маджини.Её расцвет падает на вторую половину XVI - начало XVII века.

Родоначальником скрипичной школы в Кремоне был Андреа Амати. Возникнув одновременно с Брешианской, Кремонская школа на протяжении двухсот лет давала миру выдающихся скрипичных мастеров:внук Андреа – Николо Амати,Андреа Гварнери,его сыновья и племянник Джузеппе Гварнери и,наконец,ученик Николо Амати,величайший из великих – Антонио Страдивари.

На инструментах,созданных руками этих мастеров,играли и поныне играют выдающиеся скрипачи мира.На одной из скрипок Гварнери,прозванного “дель Джезу”,играл Никколо Паганини.Жизнь “дель Джезу” овеяна легендами.Одна из них гласит,что лучшие свои инструменты он якобы сделал в тюрьме.Эти инструменты так и назывались - “тюремные скрипки”.

Антонио Страдивари прожил долгую жизнь:он умер в возрасте 93 лет(родился по видимому в 1644г. Умер в 1737г.).Гениально одарённый мастер был и чрезвычайно трудолюбив.Его именем подписано более 1000 инструментов.Среди них есть не только скрипки,но и альты,виолончели,контрабасы,а также лютни и гитары.Его скрипкам с монограммой,в которой сплетены латинские буквы A и S,часто давали имена:самые знаменитые из этих инструментов - “Роде”,“Дофин”,“Рассвет”,“Лебедь”(перед второй мировой войной в Америке за скрипку “Лебедь” было заплачено $60000).

Из 11 детей Антонио Страдивари только двое унаследовали его профессию.У Страдивари были ученики,но именно он был последним великим представителем итальянских скрипичных мастеров.

Форма скрипки определилась ещё в XVI веке и с тех пор менялась лищь в деталях,но характер звука изменялся заметно.

Скрипки,сделанные в Брешии,отличались суровым,глуховатым тоном,ранние кремонские скрипки(Амати) – серебристым,но слабым звуком:они были рассчитаны на небольшие помещения,аристократические салоны.Скрипки Страдивари соединили в себе нежность и насыщенность тона.

Технические возможности скрипки огромны:она самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых.Особенно сильно расширил возможности скрипки Никколо Паганини.Он ввёл ряд приёмов игры на скрипке,которые до него вообще не существовали,а если и применялись отдельными виртуозами,то казались фокусничеством,трюкачеством.Так,Паганини владел поразительным искусством игры двойными нотами,аккордами,pizzicato,флажолетами.Когда во время игры у него рвались струны,он продолжалиграть на оставшихся.Его любимым приёмом была игра на одной струне “соль”.Свидетельством тому могут служить знаменитые вариации Паганини на тему из оперы Россини “Моисей”,написанные для одной струны,перестроенной на полтора тона выше.Особенности игры Паганини казались столь неслыханными,воздействие его личности и его музыкального гения на публику во время исполнения было так неотрвзымо,что многие из современников с готовностью поверили в широко распостранённую тогда молву,будто Паганини продал душу дьяволу за необычайное искусство играть на скрипке.

Паганини был выдающимся виртуозом.Правда,то,что доступно великим солистам,не всегда может быть выполнено массой оркестрантов.Композиторы,как правило,учитывают это в своих произведениях.Но отдельные достижения виртуозов постепенно проникают и в оркестр,и то,что казалось невозможным сто лет назад,стало рядовым явлением в наше время.Такова судьба флажолетов,лишь с середины XIX века ставших достоянием всех оркестровых музыкантов.

В XVIII веке появился обычай делить всю массу скрипок в оркестре на две партии: первые и вторые скрипки. Первым поручается более высокий голос который можно сравнить с сопрано в хоре. В отдельных случаях композиторы делят все скрипки на несколько партий, достигая этим прозрачного и вместе с тем более насыщенного звучания.

Скрипку можно услышать не только в качестве солиста, и не только в оркестре, где она как бы участница большого хора струнных. Скрипка, как и все прочие струнные- непременный член камерных ансамблей- совместного исполнения, в котором участвует лишь несколько инструментов. Скрипка учавствует в дуэтах, трио, квартетах, квинтетах и других ансамблях.

Скрипка явилась величайшим изобретением человечества.Со времён её первого появления и до наступления золотой эпохи итальянских мастеров, скрипка претерпела много различных изменений в звучании и конструкций.Гениальная школа итальянских мастеров создала формы и звучания этого инструмента такими, какими они являются и поныне.

Литература:

Д.Рогаль-Левицкий “Беседы об оркестре”. ГМИ 1961г.