Уникальный инструмент легендарного мастера. Владеет языками: английским, украинским, польским

Герой нашей статьи сегодня - Юрий Башмет - музыкант с мировым именем, о котором не слышал разве что ленивый. Почетный академик Лондонской академии искусств, кавалер нескольких орденов - он всегда носит черное и очень любит слово «амбиции». Любит жизнь и любит дело, которым занимается. Как складывался его творческий путь, кто он и о чем мечтает - об этом наш рассказ.

Кто он?

Юрий Башмет - личность, которая в особенном представлении не нуждается. Известный всему миру музыкант и дирижер - невероятно талантливый, живой, многогранный - этот человек навсегда вписал свое имя в историю классической музыки XX века. Башмет - Народный артист СССР; СССР и четырёх Государственных премий РФ; а еще он России. И это вдвойне приятно, когда такие одаренные люди не меняют свои принципы на деньги, а стараются сделать многое (что в их силах) для своей страны; страны, в которой будут жить их потомки. Ведь кто-то же должен это делать.

Он любит черный цвет в одежде и считает, что нужно быть последовательным во всем. Утверждает, что предательство и невыполнение обязательств, данных кому-либо - чистой воды преступление.

Про него можно долго и увлекательно рассказывать. Биография Башмета многогранна, а жизнь настолько наполнена и разнообразна, что охватить все сферы его деятельности весьма непросто. Мы только прикоснемся к фактам из его личной истории.

Факты из биографии

Родился Башмет Юрий Абрамович в России, в городе Ростове на Дону, в январе 1953 года. Его родители - представители еврейской нации. В 1958 году семья переехала во Львов. Дело в том, что отец будущего музыканта - Башмет Абрам Борисович - инженер железнодорожного транспорта, был переведен на территорию Украинской ССР по долгу службы.

Надо сказать, что в семье не было профессиональных музыкантов, однако музыка там всегда приветствовалась, была главным гостем при любом застолье. Юра с детства увлекался этой сферой искусства, а отец, наряду с бабушками и дедушками, всегда поддерживал данное увлечение.

Музыка стала неотъемлемой частью еженедельного времяпрепровождения юного Юрия Башмета благодаря его маме - Кричевер Майе Зиновьевне. Женщина, из-за боязни, что ее сын в трудном подростковом возрасте может связаться с дурной компанией и пойти по неправильному пути, отдала мальчика в музыкальную школу. По мнению Майи Зиновьевны, постоянное занятие в музыкальной школе должно было как-то организовать подростка, чтобы у него не было времени на всякие глупости.

Почему альт?

Если бы обстоятельства сложились иначе, миру был бы известен скрипач Юрий Башмет. Однако когда Юра вместе с мамой пришел во Львовскую среднюю специальную музыкальную школу, мест для обучения по классу скрипки не было. Майе Зиновьевне предложили отдать ребенка на альт.

Конечно, в то время альт не имел такой популярности и известности, как скрипка. Многие считали, что по классу альта обучаются лишь неудачники, которых отсеяли с уроков игры на скрипке. Кроме того, музыкальный инструмент гораздо крупнее своей родственницы, и для того чтобы извлекать из него звуки, нужны крепкие выносливые руки.

Родителей Юрия Башмета этот факт весьма всполошил, однако самого парня, наоборот, обрадовал. Дело в том, что друг юноши напел своему приятелю о том, что альт не требует такой огромной отдачи в тренировках, как скрипка. А это прекрасный шанс уделять больше времени игре на гитаре. В то время Юра, как и многие его современники, заслушивался кумирами тогдашней молодежи - группой "Битлз", участники которой были музыкальными богами - им подражали, на них равнялись.

Но следует сказать, что этот факт в биографии юного Башмета оказался судьбоносным. Ему так понравилось звучание альта, что занятия на этом музыкальном инструменте увлекли молодого человека всерьез. Спустя некоторое время он стал призером республиканского музыкального конкурса в Киеве.

Первые шаги к успеху

Надо сказать, что вообще, только благодаря Башмету альт стал так популярен и известен. Этот музыкант вывел инструмент на новый уровень и навсегда вписал свое имя в историю классической музыки. Однако мировой известности Юрия Башмета предшествовала тяжелая работа - над техникой, над исполнением и над самим собой.

После музыкальной школы Башмет поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1976 году. С этого времени началась его активная музыкальная деятельность, параллельно с которой была стажировка и обучение в ассистентуре все той же Московской консерватории.

Знаковым в карьере музыканта считается именно 1976 год - Башмет выиграл Международный конкурс альтистов в Германии. Выиграл конкурс и отправился в гастрольный тур по городам страны. К слову, конкурс был организован при поддержке радио и телевидения Баварии, и это, несомненно, сыграло ведущую роль в том, что музыкант мгновенно прославился.

В биографии маэстро есть весьма интересный факт: инструмент Юрия Башмета, на котором он играет начиная с 1972 года по сегодняшний день - работа известного мастера Паоло Тесторе, созданная еще в середине XVIII века. И именно Башмет был первым альтистом за более чем 200 лет, кому доверили играть Моцарта в немецком Зальцбурге именно на альте.

Дирижерская деятельность

Помимо мирового признания в качестве музыканта, Башмет добился известности и как дирижер оркестра. Его дебют в этой роли состоялся в 1985 году чисто случайно. Во французском городе Туре проходил музыкальный фестиваль, и по непреодолимым причинам на нем не смог присутствовать близкий друг Башмета - Валерий Гергиев. Юрия Абрамовича попросили помощи в решении данной ситуации - его уговорили встать за дирижерский пульт. Оказалось - не зря. Башмету так понравилось, что он, по его собственным словам, просто заболел этим делом.

В том же 1985 году Юрий Абрамович создал свой камерный оркестр под названием «Солисты Москвы». Однако первый состав этого музыкального организма просуществовал недолго - до 1991 года. Так случилось, что в Москву с гастрольного тура по Франции маэстро вернулся один - оркестр Юрия Башмета развалился. Все оркестранты решили покинуть Родину и остаться за рубежом. Это была непростая ситуация для музыканта - жизнь испытывала его на прочность. Однако он выстоял и год спустя собрал новый состав «Солистов Москвы».

Творческая биография

По сегодняшний день дирижер Юрий Башмет гастролирует с оркестром «Солисты Москвы» по всему земному шару. За годы концертной деятельности музыканты обогнули земной шар не менее 30 раз.

В 1996 году Юрий Башмет организовал и возглавил «Экспериментальную кафедру альта». В эту авантюрную идею поначалу было страшно кидаться с головой. Кафедра задумывалась для тех студентов, кто отличался от классического выпускника консерватории. Может быть, с чуть более слабой техникой игры, зато с не меньшей харизмой и индивидуальностью. Однако все получилось.

Сегодня Юрий Абрамович является доцентом и преподает в Московской консерватории. Также он проводит мастер-классы в различных городах России и зарубежья.

Помимо этого, под руководством Башмета находится Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Маэстро - художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Параллельно руководящей деятельности, Юрий Абрамович занимается сольной карьерой, участвует в камерных программах.

И еще у него хватает времени на то, чтобы принимать непосредственное участие в организации фестивалей во французской Туре и итальянской Эльбе.

Кроме всего прочего, с 1998 года по сей день маэстро является художественным руководителем фестиваля «Декабрьские вечера». Всеми творческими и организационными вопросами занимается именно Юрий Башмет.

Семья

Башмет женат. Его супруга - Наталья Тимофеевна - коллега по музыкальному цеху. Много лет назад молодые люди вместе учились на скрипичном отделении в Московской консерватории и познакомились на вечеринке в общежитии.

Юрий сразу обратил внимание на миловидную девушку, а вот Наталья не торопилась проявлять свои чувства. Однако позже поняла, что молодой человек - настоящий мужчина, на которого можно положиться, и приняла от Юрия предложение руки и сердца. Молодые люди решили объединить свои судьбы, будучи студентами пятого курса.

У Юрия Абрамовича Башмета с женой Натальей Тимофеевной двое детей - сын Александр и дочь Ксения.

Ксения пошла по стопам родителей и стала хорошей пианисткой, ее заинтересовала классическая музыка. Башмет признается, что гордится успехами своей дочери. Однако изначально он и не думал прививать своим детям данную профессию. По его мнению, это очень тяжелая специальность.

Все решилось случайно. Когда девочке было пять лет, ее на лето отправили во Львов к бабушке, которая, вместе со старшим братом Юрия Башмета, привила Ксюше слух. Домой она вернулась с багажом знаний.

Сын Башмета не пошел по музыкальной стезе отца. Он хорошо играет на флейте и рояле, талантливо рисует, ему близка классическая музыка, однако учится парень на экономическом факультете.

О человеке Юрии Башмете

Юрий Башмет, биография творческой деятельности которого поражает своими масштабами, любит не только работать, но и хорошо отдыхать. Лучшим отдыхом для души считает чтение - обожает много читать. Юрий Абрамович признается, что книга может его так увлечь, что он порой забывает про сон и пищу телесную.

Физическое наслаждение Башмету приносит игра в бильярд. Не против маэстро и подразнить фортуну - он частый гость в казино.

Башмет - достаточно компанейский человек, общение доставляет ему истинное удовольствие. Двери дома семейства Башмет всегда открыты для гостей. Кстати, один из любимых праздников Юрия Абрамовича - Новый год. Музыкант предпочитает отмечать его не в ресторане и не в шумном городе в принципе, а в уединенной тишине в кругу близких и родных - на даче. Среди его друзей больше представителей актерской среды. Музыкант откровенно говорит, что в своей стихии ему труднее общаться с людьми.

Башмет любит свою Родину. Он не изменяет России. И хоть по долгу службы ему приходится путешествовать по различным странам, в которых у него есть полюбившиеся города, сердце все равно рвется сюда, домой. Маэстро откровенно заявляет, что только в залах российских городов царит особая атмосфера, которой больше нет нигде.

Благотворительность

Башмет Юрий Абрамович - цельный человек. Как уже отмечалось ранее, он старается быть последовательным во всем, не признает предательства. Музыкант делом, по-настоящему помогает тем, кому необходима помощь и кому он действительно может помочь. И не всегда это материальные средства.

В 1994 году маэстро основал и возглавил Международный благотворительный фонд Юрия Башмета. Спустя некоторое время фонд учредил Международную премию им. Д. Шостаковича «за выдающиеся достижения в области мирового искусства».

По мнению Юрия Абрамовича, помочь всем, конечно, невозможно. Но адресно - под силу, главное, было бы желание.

Вот такой он, Юрий Башмет, великий и невероятно талантливый, далекий и такой близкий, свой и настоящий.

Юрий Башмет стал первым музыкантом в истории, доказавшим возможности альта как солирующего инструмента. Определяющие события в его карьере произошли случайно: в класс альта он поступил, потому что не было мест в скрипичном; за дирижерский пульт встал, потому что надо было заменить заболевшего маэстро Гергиева. Он создал камерный ансамбль «Солисты Москвы» и возглавил симфонический оркестр «Новая Россия». Искренний патриот, всегда одевающийся в черное и порой любящий вспомнить о рок-н-ролльной молодости (недавно Башмет играл вместе с группой «Ленинград»), Башмет успевает заниматься собственной кафедрой в консерватории, курировать конкурсы и фестивали, гастролировать по всему миру - и считает себя счастливым человеком, поскольку все время занимается любимым делом. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

День рождения

Где родился

Ростов-на-Дону

У кого родился

Отец - Башмет Абрам Борисович, инженер железнодорожного транспорта.

«...он очень поддерживал мою увлеченность музыкой и развивал ее - правда, не классической, а мелодичными эстрадными песнями и романсами. Дедушки и бабушки тоже в этом смысле не отставали».

Мама - Кричевер Майя Зиновьевна, филолог.

«Хотя профессиональных музыкантов в семье не было, но однажды мама - очень мудрый и талантливый "президент" нашей семьи - приняла решение, что я должен заниматься музыкой. ...чтобы я не стал бандитом, мама решила, что у меня помимо школы должно появиться какое-то занятие, увлечение».

Где и чему учился

Окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу.

«В скрипичном классе не было мест, и маме предложили записать меня в класс альта. Родители всполошились: что такое альт и кому он нужен! А для меня решающими стали слова приятеля, что альт требует гораздо меньше времени на занятия, чем скрипка, и у меня будет больше возможности играть на гитаре... В то время я очень увлекся гитарой, играл на танцах, исполнял песни "Битлз". ... У меня даже гитара была "Вокс" - той же самой марки, что и у Джорджа Харрисона».

«...красота звучания этого инструмента меня так поразила, что я впервые заинтересовался альтом всерьез и даже начал готовиться к республиканскому конкурсу в Киеве - и получил на нем почетный диплом».

Окончил Московскую консерваторию по классу альта в 1976-м и продолжил стажировку и обучение в ассистентуре Московской консерватории.

«Это было через пять дней после окончания второго курса - мое первое выступление в Большом зале консерватории с симфоническим оркестром под управлением Вероники Дударовой. Концерт мне очень понравился, а на тридцать рублей, полученных за него, я в общежитии купил (у австрийца Эдди) замечательные, первые в моей жизни фирменные голубые брюки».

Владеет языками: английским, украинским, польским.

«Если выпью порядочно, то могу общаться с итальянцами и французами легко. Не знаю, откуда это знание берется - никогда нарочно не учил. Английский знаю свободно, хотя и не вполне грамотно; украинский, естественно, польский. А по большому счету, ни одного не знаю, и русского тоже».

Где и как работал

Начал концертную деятельность в 1976 году.
Преподает в Московской консерватории, доцент. Проводит мастер-классы в России и за рубежом. В 1996-м создал и возглавил «Экспериментальную кафедру альта», а также стал профессором Московской консерватории.

Создал камерный оркестр «Солисты Москвы» (первый состав, 1985 год) и руководил им до 1991-го, когда во время гастролей все оркестранты приняли решение остаться во Франции. Через год создал и возглавил камерный оркестр «Солисты Москвы» в новом составе.

«В среднем "Солисты Москвы" дают не менее 90 концертов в год. Мы тут недавно подсчитали, что за 15 лет объехали земной шар уже 34 с половиной раза! И это не считая моих выступлений во главе другого коллектива - симфонического оркестра "Новая Россия", а также сольных, камерных программ».

Артистический директор и соорганизатор фестивалей в Роландсеке (Германия), Туре (Франция) и на Эльбе (Италия). Художественный руководитель музыкального фестиваля «Декабрьские вечера» с 1998 года.

«Сознаюсь, мне было довольно страшно давать тогда согласие возглавить художественный совет фестиваля. Я понимал авторскую уникальность этого проекта, но сегодня я рад, что "Декабрьские вечера" удалось сохранить и даже прибавить его обороты. Конечно, до сих пор я внутренне ориентируюсь на Рихтера...»

Художественный руководитель и главный дирижер Государственного Симфонического оркестра «Новая Россия».

«...в России я и до сих пор борюсь, мне нравится бороться. Преодоление мне нравится. Потому что сегодня у меня на плечах государственный симфонический оркестр "Новая Россия", у меня знаменитые мои "Солисты Москвы" второго выпуска, у меня кафедра в Московской консерватории, у меня дом там, у меня там передача телевизионная, если хотите, уже сколько лет, и друзья и так далее».

Что такого сделал

Написал книгу «Вокзал мечты».

«Не хотел писать мемуарную книгу. Я их много прочитал, и ни одна не удовлетворила мой вкус. Как правило, авторы пытаются в чем-то оправдаться или рисуют себя такими, какими бы сами хотели видеть».

Записал 45 компакт-дисков. Имеет в репертуаре около 200 музыкальных произведений.

Достижения

Юношеский разряд по фехтованию.

«В моем школьном дневнике все тройки, кроме физкультуры, по которой - пятерка. У меня даже есть юношеский разряд по фехтованию (пошел в кружок под впечатлением от "Трех мушкетеров"). После фильма "Великолепная семерка" мы все на нашей улице купили себе перочинные ножики по 1 руб. 20 коп. И устраивали соревнования по их метанию».

Дела общественные

Стал почетным президентом Международного благотворительного фонда Юрия Башмета в 1994-м. В том же году фонд Юрия Башмета учредил Международную премию им. Д. Шостаковича «за выдающиеся достижения в области мирового искусства».

Президент Международного конкурса альтистов им. Л.Тертиса (Англия). Член жюри Международного конкурса альтистов в Мюнхене и конкурса «Мориса Вье» в Париже.

Общественное признание

Народный артист России, почетный Академик Лондонской академии искусств, кавалер нескольких орденов, в том числе - Почетного легиона и св. Серафима Саровского. Лауреат Госудраственной премии Государственных премий СССР и РФ, премии «Sonnings Musikfond» (которой были удостоены И. Стравинский, Б. Бриттен, И. Менухин, Д. Шостакович, М. Ростропович) и множества других.

«Все мои награды прикреплены к одному пиджаку. У меня нет какого-то сейфа, в котором бы они все лежали, к сожалению, у меня абсолютно безалаберное отношение к наградам».

Оркестр «Солисты Москвы» получил музыкальную премию Grammy Американской академии звукозаписи как лучший камерный ансамбль 2008 года.

«Эта "Грэмми" в моей жизни вряд ли что-то сильно изменит. Если кому-то премия нужна для раскрутки, то у нас и так залы полные... Вот за что радостно - так это за страну, за то, что Американская академия звукозаписи признала: Russia - The Best! Ведь диск, за который нам дали премию, целиком русский».

Современные композиторы написали специально для Ю.Башмета или посвятили ему около 40 альтовых концертов и других музыкальных произведений.

«Из посвященных мне альтовых произведений (каждое из которых я по-своему люблю) главным все же считаю знаменитый концерт Альфреда Гарриевича Шнитке. Отрывок оттуда звучит в заставке "Вокзала мечты"...»

Важные события жизни

Выиграл международный конкурс альтистов в Германии (1976).

«Конкурс был организован Баварским радио и телевидением, и это сразу же дало мне возможность прославиться. Я отправился в гастрольную поездку по семнадцати городам Германии. До сих пор считаю, что это случай! И этому случаю я благодарен. Так началась моя сольная карьера».

Впервые выступил как дирижер в 1985 году.

«Однажды на фестиваль в городе Туре, во Франции, не смог приехать мой близкий друг Валерий Гергиев, и меня уговорили встать за дирижерский пульт. Потом Рихтер меня поддержал, сказав, что дирижировать - это мое. И я просто "заболел" этим».

Купил альт работы мастера Паоло Тесторе, а в 1990-м играл в Зальцбурге на альте того же мастера, принадлежавшем В.А.Моцарту.

«Мой альт со мной с 1972 года. Я купил его по случаю за 1500 рублей. Деньги заработал, играя "Битлз" на гитаре. Это родной брат инструмента Моцарта - его создал мастер Паоло Тесторе в середине XVIII века».

«Мне повезло: я был первым альтистом за 230 лет, которому разрешили играть на альте Моцарта в Зальцбурге».

Впервые создал и придумал неудачные проекты

«Что касается провалов - откровенных, думаю, не было. Но неудачные выступления, конечно, были. Неудачи - это часть жизни каждого человека».

Известен тем, что…

Признан лучшим альтистом современности.

Любит черный цвет в одежде и выступает всегда в черном.

Участвовал в скандалах

После гастролей оркестра «Солисты Москвы» во Франции в 1991-м вернулся на родину один, хотя все остальные музыканты отказались возвращаться.

«Один музыкант мне даже звонил, плакал, умолял, чтобы я его простил. Я сказал: "Бог простит". [Я] пережил это массовое предательство. Я вернулся в Москву, а "Солисты Москвы" через какое-то время развалились».

Люблю

«Русский бильярд люблю, казино. Очень люблю кино, могу читать книгу без остановки, не спать, не есть».

«Очень люблю актерскую среду. Среди музыкантов мне труднее общаться. А вообще я люблю влюбленных людей. И сам стараюсь таким быть».

«Я люблю ездить по России больше, чем по Европе, хотя и там есть любимые города и залы. А в России к самому факту исполнительства прибавляется ощущение некой семейности: я ваш, а вы - мои. Даже если я кому-то не нравлюсь, я все равно "наш"».

«...люблю отмечать Новый год не в ресторане и не в московской квартире, а на даче в кругу семьи и друзей. Когда-то доходило до того, что "сюрпризно" ко мне приезжали несколько десятков гостей. Дом был открыт для всех».

Ну, не люблю

«...считаю, что предательство и невыполнение своих обязательств - это такое же сильное нарушение человеческих понятий, как и любое другое преступление».

Мечта

«Я мечтаю, чтобы для меня написали концерты Рахманинов, Брамс и Чайковский. Чего, конечно, никогда не будет. Но в то же время - да, это было бы гениально, если бы они это сделали».

Семья

Жена - Башмет Наталья Тимофеевна.

Наталья Башмет, жена: «Мы учились в Консерватории, на скрипичном отделении. На одной из вечеринок в общежитии Юра и обратил на меня внимание. Но он был не в моем вкусе. Роман начался со второго курса. Предложение руки и сердца, очень романтическое, было сделано на пятом курсе. Я поняла, что обрела мужа, за которым буду как за каменной стеной».

Дочь Ксения, пианистка.

«Мы с женой не думали учить детей музыке, считаем, что это очень тяжелая специальность. Но однажды, на время ремонта в доме, отправили пятилетнюю дочь Ксению к моей маме во Львов, и там мама с моим старшим братом быстро развили ей слух. Домой она вернулась, уже зная ноты и умея играть гаммы на рояле. В подготовительную группу музыкальной школы она поступила легко. Ксюша выросла хорошим музыкантом, мне не приходится за нее краснеть».

Сын Александр.

«А из сына Саши музыканта не получится, очень жаль. Он сам начал играть на скрипке, она замечательно легла ему в руки, но чтобы он занимался, нужно было следить за этим. В ситуации, когда я отсутствую дома 300 дней в году, это почти невозможно. Сын играет на флейте, рояле, хотя его никто не учил, неплохо рисует, но учится на экономике. Скрипка ему не далась».

И вообще…

"Я считаю, что шедевры, созданные в стиле джаза или поп-музыки, не менее ценны, чем вершины классической музыки. Чем, например, битловская "Yesterday" уступает "Серенаде" Шуберта?"

«...очень люблю выражение Take it easy, что в переводе означает нечто среднее между "Не горюй" и "Расслабься"».

«Очень люблю слово "амбиции". Если в Англии про человека говорят "амбициозный", это означает нечто очень позитивное: у человека есть цель, к которой он стремится. А у нас то же слово имеет чуть ли не постыдный оттенок: возгордился, задрал нос или хочет больше, чем может. Поэтому - да, у меня сохраняется амбиция сделать из своего оркестра лучший. Если я не буду так думать, то и движения вперед не будет».

Юрий Башмет, биография которого станет предметом нашего обзора, считает, что он - человек счастливый. Он занят любимым делом, которое приносит ему не только удовольствие, но и деньги, славу… В свое время он мог стать талантливым скрипачом и, быть может, никогда не встал бы за дирижерский пульт. Он популяризирует альт. С нуля создал знаменитый коллектив «Солисты Москвы» и руководит оркестром под названием «Новая Россия». Он считает себя настоящим патриотом и любит вспоминать о своем «рок-н-ролльном» юношестве...

Под впечатлением книги Дюма он стал фехтовальщиком

Известный альтист Юрий Башмет родился в 1953 году в Ростове-на-Дону в интеллигентном семействе. Мама музыканта была филологом, а отец трудился инженером на железной дороге. Когда юному Юрию было пять лет, семья Башметов перебралась во Львов.

Будучи школьником, он получал отличные отметки только на уроках физической культуры. Кроме того, под впечатлением от прочитанной книги А. Дюма «Три мушкетера» он решил пойти в секцию фехтования, что и случилось. Впоследствии он даже стал «разрядником». Хотя, по его воспоминаниям, страшно мучился из-за того, что живет все-таки не в эпоху коварного кардинала Ришелье.

Кумирами были The Beatles

В эти же времена юный Юрий начал заниматься и музыкой. Его первым музыкальным инструментом была гитара, а кумирами - The Beatles. Между прочим, у него был и соответствующий инструмент - гитара «Вокс». То есть та самая марка, что и у великого Харрисона. Он исполнял композиции ливерпульской четверки, играл даже на танцах.

По большому счету, родственники Юрия также поддержали начинающего исполнителя, хотя в его семействе никогда не было музыкантов.

Тем временем мама Башмета решила, что у его ребенка, помимо общеобразовательной школы, должно быть какое-то занятие. А поскольку Юрий обладал очевидным музыкальным талантом, то мать отвела его в музыкальную школу. Также она предложила ему серьезно заняться скрипкой. Однако мест в «скрипичном» классе на тот момент не было. Тогда преподаватели предложили ему альт…

Незнакомый альт

Незнакомый родителям Юрия инструмент сначала вообще не рассматривался как альтернатива. Но зато будущий музыкант почему-то быстро согласился на предложение педагогов. Дело в том, что его приятель поведал, что обучаться на альте гораздо легче, чем на скрипке. И, соответственно, можно будет больше по времени уделять любимой гитаре.

Так, юный Юрий начал постигать азы игры на непонятном ему альте. Через некоторое время он уже был поражен красотой звучания данного инструмента. Он серьезно заинтересовался им до такой степени, что принял участие в республиканском конкурсе в столице Украины. Именно там ему вручили первую награду - почетный диплом.

Уникальный инструмент легендарного мастера

По окончании специализированной музыкальной школы в 1971 году Башмет отправился в столицу, где поступил в консерваторию. А через год он приобрел уникальный альт. Речь шла об инструменте XVIII столетия. Мастером был легендарный Паоло Тесторе. Разумеется, за такую покупку пришлось отдать большую на тот момент сумму, а именно - 1500 руб. Кстати, эти деньги он сам заработал, когда играл в группе гитаристом, исполняя «битловские» композиции.

На чем играет Юрий Башмет? Этот альт до сих пор жив. Башмет играет на нем и поныне.

Примечательно и то, что практически за четверть тысячелетия он стал первым человеком, которому дозволили сыграть на альте самого Вольфганга Моцарта. Причина была одна: именно Башмет смог доказать возможности этого инструмента как солирующего…

Первый гонорар ушел на фирменные штаны

Разговоры о талантливом альтисте начались, когда Башмет учился еще в консерватории. Так, по окончании второго курса он принял участие в одном из концертов в этом музыкальном заведении. Данное выступление принесло ему признание и уважение преподавателей и поклонников классической музыки. Кроме того, за этот концерт Башмет получил первый скромный гонорар. Он вспоминал впоследствии, что само выступление ему очень понравилось, а на 30 рублей, которые он за него получил, приобрел первые в его жизни настоящие фирменные брюки.

Что касается же сольной карьеры, то она началась в 1976 году. Именно тогда он стал победителем международного конкурса альта в Германии, в Мюнхене. Мероприятие было организовано радио и телевидением Баварии. После чего о музыканте заговорили уже все. Также этот конкурс дал ему возможность в действительности прославиться. Во всяком случае, благодаря мероприятию, Башмет отправился в турне по 17 немецким городам

Потом игру уникального альтиста услышала публика из других европейских государств. Также российский музыкант первым в мировой музыкальной истории выступал на культовых концертных площадках - Карнеги-холл, Ла Скала, лондонский Барбикан, Берлинская филармония, токийский Сантори-холл и многие другие. Но это произошло немного позже.

Становление дирижера

В 1985 году Юрию Башмету впервые пришлось выступать в качестве дирижера. Это произошло в Туре, что во Франции. Дело в том, что этим концертом должен дирижировать друг музыканта Валерий Гергиев. По некоторым причинам он не смог приехать, и тогда Башмета уговорили встать за дирижёрский пульт. На удивление это занятие ему очень понравилось. Концерт Юрия Башмета привел в восторг весь зал.

Кроме того, после этого выступления Башмета поддержал и великий пианист Святослав Рихтер, сказав, что дирижировать у него более чем получается. С тех пор альтист, по его словам, буквально «заболел» этим.

Кстати, Ю. Башмета и С. Рихтера связывала многолетняя дружба. Неоднократно они давали совместные концерты. И когда гениального пианиста не стало, Башмет начал руководить легендарным фестивалем «Декабрьские вечера», который был создан Рихтером.

Первый собственный проект

А в 1986 году Башмет решил создать и свой коллектив. Речь шла о камерном ансамбле, который назывался «Солисты Москвы». Оркестр Юрия Башмета быстро прославился, и он начал гастролировать по всем странам. При этом, по словам музыканта, коллектив вовсе «не купался в золоте», но зато выживать было можно, тем более в те нелегкие времена. Что касается самих музыкантов, то, по воспоминаниям Башмета, все ребята были молодые, податливые, и поэтому из них легко можно было лепить то, что надо. Одним словом, ансамбль оказался настоящим воплощением идей этого великолепного альтиста.

Однако во время гастрольной поездки во Францию оркестранты решили остаться там, тем самым предав своего создателя. Тем более для самого Башмета стать «невозвращенцем» было совершенно неприемлемо. Он говорил тогда, что произошло, в действительности, массовое предательство. Но он смог пережить и это. А сам ансамбль через некоторое время распался.

Возрождение «солистов»

Через некоторое время Башмет принял решение возродить свое детище - ансамбль «Солисты Москвы». В состав оркестра Юрия Башмета вошли выпускники и аспиранты консерватории. Реинкарнация коллектива более чем удалась, и ансамбль также стал известным. Теперь музыкальная жизнь государства немыслима без этого коллектива.

В репертуаре «солистов» колоссальный диапазон музыки разных стран и эпох. В творческом багаже - ряд изданных дисков. Также коллектив активно продолжает гастролировать по всем странам и только за один год в среднем дает 90 выступлений.

Премия «Грэмми» как гордость

Кроме того, именно «Солистам Москвы» удалось получить и престижную музыкальную премию Grammy. Именно тогда коллектив был признан лучшим камерным ансамблем 2008 года за запись музыки С. Прокофьева и И. Стравинского. Башмет вспоминал, что данная награда для него ничего не изменит, но зато «радостно за страну».

Действительно, «Солисты Москвы» - это первый российский камерный коллектив, который был удостоен этой премии за всю ее полувековую историю.

Присуждение «Грэмми» российским музыкантам подтвердило серьезные амбиции участников коллектива. «Эта премия - как «Оскар» в кинематографе, - говорил Башмет. - Она придает силы, уверенность и даже значимость». Не зря же великий певец Пласидо Доминго, поздравляя его с заслуженной наградой, признался, что тот человек, который получает «Грэмми», имеет повод для истинной гордости…

Новый коллектив

Кроме «камерного проекта», с 2002 года Юрий Башмет начал руководить и Государственным симфоническим оркестром под названием «Новая Россия». Благодаря маэстро коллектив смог приобрести свою уникальную манеру исполнения. Теперь возглавляемый им оркестр часто дает концерты с премьерными исполнениями, среди которых произведения самых именитых композиторов.

А еще немногим позднее Башмет создал и свой собственный фестиваль.

Сочинский фестиваль как самый разнообразный проект

В 2007 году Юрий Башмет реализовал один из своих значимых замыслов. Речь идет о зимнем Фестивале искусств. Он всегда проходит исключительно в Сочи. Изначально он был, по сути, неким смотром или подготовкой к культурной программе сочинской Олимпиады. Теперь данное мероприятие является самостоятельным и, самое главное, разножанровым проектом. Кстати, в этом году, в феврале, проходит юбилейный фестиваль Юрия Башмета в Сочи (2017), который, по сути, уже стал не только самым масштабным, но и очень интересным из-за разнообразной программы. Именно там, кроме коллективов Башмета, будут выступать такие артисты, как Д. Мацуев, А. Аглатова, О. Мустонен, А. Сандоваль, Д. Арбенина, К. Хабенский, Е. Стычкин и многие-многие другие.

Новая кафедра

Кроме фестивалей и собственных проектов, Башмет начал руководить и юношеским оркестром. В его коллективе - почти восемьдесят юных дарований из разных российских городов.

Хотя, по большому счету, он и так всегда был с подрастающим поколением. Почти 40 лет он преподает в консерватории в Москве. Там же, но почти двадцать лет назад, решил создать отдельную кафедру, связанную с альтом и игрой на нем.

Также он трудится в Молодежной музыкальной академии стран СНГ в качестве артистического директора. Заметим, эта академия приглашает ведущих европейских преподавателей с целью проводить индивидуальные занятия, мастер-классы, совместные выступления с лучшими с учащимися музыкальных вузов государств СНГ.

Семья Юрия Башмета

По словам этого уникального музыканта, его личная жизнь, в первую очередь, - это его любимая супруга Наталья. Познакомились они еще на первом курсе, когда учились в Московской консерватории. Жена Юрия Башмета - скрипачка, а он, как известно, - альтист. Тогда будущей жене не особо понравился этот робкий юноша. Но вот для Башмета обыкновенное увлечение переросло в реальную любовь. А когда на втором курсе о нем, как о музыканте, начали говорить, Наталья присмотрелась и к нему.

Одним словом, свадьба была сыграна. С тех пор они счастливы и до сих пор вместе.

У них два ребенка. Дочь Ксения, на поверку, стала великолепной пианисткой. Еще с пятилетнего возраста она уже знала все ноты и легко играла гаммы.

Сын Александр стал экономистом. Хотя в детстве сам научился играть на флейте, рояле и скрипке.

Двигатель интересности

Что еще? Юрий Башмет, биография которого насыщена интересными событиями и фактами, искренне любит русский бильярд и казино, не считая рок-н-ролла. Он обожает чтение. Ему интересна актерская среда, так как среди музыкантов, по его словам, ему труднее общаться. А вообще он считает, что больше всего любит людей, влюбленных и увлеченных. И сам старается таким быть.

Юрий Башмет, фото которого вы видите в статье, говорит, что у каждого человека должен присутствовать интерес к жизни. «Мечтание и желание - вот это реальный двигатель интересности», - признался он как-то.

Многое из того, о чем грезилось ему, уже сбылось. Но вот самая заветная мечта, по его словам, никогда не осуществима. Он жаждал, что для него будут сочинять такие композиторы, как Брамс, Рахманинов, Чайковский... Такой он альтист Юрий Башмет, искренне влюбленный и увлеченный своей профессией…

Есть музыканты, которым Богом и судьбой предназначено не просто достойно пройти тернистый, но славный творческий путь, а и всем своим естеством стать Личностью в музыкальном искусстве и тем самым открыть новые горизонты для будущих поколений. Сегодня таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства.


Родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Отец – Башмет Абрам Борисович. Мать – Кричевер Майя Зиновьевна. Супруга – Башмет Наталья Тимофеевна. Дочь – Башмет Ксения Юрьевна. Сын – Башмет Александр Юрьевич.

Есть музыканты, которым Богом и судьбой предназначено не просто достойно пройти тернистый, но славный творческий путь, а и всем своим естеством стать Личностью в музыкальном искусстве и тем самым открыть новые горизонты для будущих поколений. Сегодня таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет , сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства.

В 1971 году он окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу. С 1971 по 1976 год учился в Московской консерватории. Первым его преподавателем по классу альта был профессор Вадим Борисовский , а после его смерти, с 1972 года, – профессор Федор Дружинин . Под его руководством Юрий Башмет проходил стажировку и обучение в ассистентуре Московской консерватории (1976–1978).

В 1972 году Юрий Башмет приобретает альт мастера Паоло Тесторе (Милан, 1758), на котором играет по настоящее время. Еще в студенческие годы музыкант был удостоен Второй премии Международного конкурса альтистов в Будапеште (1975) и Гран-при на конкурсе альтистов, проводимом ARD в Мюнхене (1976). О нем заговорили как о феноменально одаренном артисте.

Активная концертная деятельность Ю. Башмета началась в 1976 году с гастролей по Германии с Московским камерным оркестром, который основал Р. Баршай. Сегодня география концертных выступлений артиста очень широка: это лучшие концертные залы Европы, США, Канады, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Впервые в мировой исполнительской практике Юрий Башмет дал сольные альтовые концерты (Recital, Viola Abend) в таких залах, как Карнеги-холл (Нью-Йорк), Концертгебау (Амстердам), Барбикан (Лондон), Берлинская филармония, «Ла Скала» (Милан), Большой зал консерватории в Москве и Большой зал Ленинградской филармонии.

Юрий Башмет – один из немногих музыкантов современности, получивший всемирное признание и авторитет. Он сотрудничал с выдающимися дирижерами, такими как Рафаэль Кубелик , Сейджи Озава, Геннадий Рождественский , сэр Колин Дэвис , Джон Эллиот Гардинер, Мстислав Ростропович , Валерий Гергиев , Шарль Дютуа, Нэвил Мэрринер, Пауль Захер , Майкл Тилсон Томас, Курт Мазур , Бернард Хайтинк , Кент Нагано, Саймон Раттл, Юрий Темирканов , Николаус Арнонкур.

Начав в 1985 году свою дирижерскую деятельность, Юрий Башмет и здесь остался верен себе, подтвердив блистательную репутацию смелого, никогда не боящегося рисковать, современного художника.

В 1986 году Ю. Башмет создает камерный оркестр «Солисты Москвы». В 1991 году, находясь на гастролях за рубежом, Ю. Башмет, как художественный руководитель оркестра, подписал временный контракт на работу коллектива с мэрией города Монпелье (Франция). Впоследствии музыканты оркестра приняли решение остаться во Франции, что было абсолютно неприемлемо для Башмета, поскольку, подписывая контракт, он не собирался уезжать из России, которая была и остается его домом. Ю. Башмет принимает решение отказаться от руководства оркестром и оставляет коллектив, предоставив музыкантам право выбора оставаться или вернуться в Россию. Вскоре ансамбль прекращает свое существование. Сегодня его музыканты работают в различных творческих коллективах за рубежом.

В 1992 году Ю. Башмет создает новый оркестр, участниками которого становятся самые талантливые молодые музыканты России, выпускники и аспиранты Московской консерватории.

Изматывающий, но счастливый период стартового марафона: совместная репетиционная работа, концерт-дебют в Большом зале Московской консерватории обозначил несомненную перспективность нового содружества. Сегодня без этого коллектива трудно представить полнокровную художественную жизнь не только России, но и многих стран. Ансамбль сыграл множество концертов в разных странах мира. Его выступления записаны крупнейшими радиокомпаниями, такими как Би-Би-Си, Баварское радио, Радио Франс, Радио Люксембург.

Ансамбль записал несколько компакт-дисков, среди которых особое место занимает премьерная запись Тройного концерта А. Шнитке, сделанная для фирмы «EMI Records», где солистами выступили Г. Кремер, Ю. Башмет и М. Ростропович. А компакт-диск с записью Тринадцатого квартета Д. Шостаковича и квинтета И. Брамса (солист Ю. Башмет), сделанной для фирмы «Sony Classics», отмечен критиками крупнейшего музыкального журнала «STRAD» как «лучшая запись 1998 года».

В качестве солиста и дирижера Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами: Berlin Philharmonic, Berlin Symphony, New York Philharmonic, Bayerishe Rundfunk, San Francisco Symphony, Chicago Symphony, Boston Symphony, London Symphony, Radio France, Оркестр de Paris, Wiener Philharmonic и др. С этими оркестрами он с успехом исполнял симфонические произведения Брамса, Гайдна, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Бетховена. А исполнение под его руководством Симфонии №13 Д. Шостаковича в Большом театре России стало значительным и ярким событием в музыкальной жизни страны.

Его сольные концерты, а также выступления в ансамбле с такими выдающимися музыкантами-исполнителями, как С. Рихтер, М. Ростропович, И. Стерн, А.-С. Муттер, Г. Кремер, М. Порталь, Ш. Минц, О. Каган, Н. Гутман, В. Третьяков, М.-Ж. Пиреш, неизменно собирают полные залы и вызывают жгучий интерес.

Юрий Башмет и Святослав Рихтер . Содружество исполнителей разных поколений, но тождественных художественных взглядов обрело высший смысл. Их совместные выступления на знаменитом фестивале «Декабрьские вечера» в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве и в мировых турне создавали незабываемую атмосферу сотворчества двух великих музыкантов.

И еще одна многолетняя творческая дружба. Общение с гениальным музыкантом М. Ростроповичем, как на сцене так и в жизни, для Ю. Башмета всегда огромная радость.

В его программах – музыка разных эпох и стилей. Современными композиторами специально для Ю. Башмета написаны или ему посвящены более 50 альтовых концертов и других произведений: А. Шнитке – «Концерт», «Монолог»; С. Губайдулина – «Концерт»; Э. Денисов – «Концерт»; Д. Тавенер – «The Myth Bearer»; А. Головин – «Соната-бреве»; А. Раскатов – «Соната»; Г. Канчели – «Stix», «Литургия»; А. Чайковский – два «Концерта»; Баркаускас – «Концерт»; А. Эшпай – «Концерт»; П. Рудерс – «Концерт»; А. Шнитке – «Концерт на троих» (посвящается М. Ростроповичу, Ю. Башмету, Г. Кремеру) и многие другие. Юрий Башмет переработал «Струнное трио» А. Шнитке для струнного оркестра (под названием «Трио-соната» оно вышло в издательстве «Сикорски», Вена).

В огромном репертуаре Ю. Башмета есть произведения, интерпретация которых признана непревзойденной в истории исполнительского искусства. Среди них – «Чакона» И.С. Баха, Соната «Арпеджионе» Ф. Шуберта, Симфония-концерт для скрипки и альта В. Моцарта, Альтовая соната Д. Шостаковича, Концерт для альта с оркестром А. Шнитке.

Ю. Башмет участвовал во многих фестивалях по всему миру: Танглвуд (США), Бордо, Биарриц, Ментон (Франция), Брюссель (Бельгия), Кухмо, Миккели (Финляндия), Кройт (Германия), Сиена, Камерино, Сорренто, Стреза (Италия), «Мартовские музыкальные дни» (Русе, Болгария). Он является артистическим директором и одним из организаторов фестивалей в Роландсеке (Германия), Туре (Франция) и на о. Эльба (Италия). Он – регулярный участник Променад-концертов в Альберт-холле (Лондон, Англия). Высочайшей оценкой таланта Юрия Башмета стало назначение его художественным руководителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», который 17 лет проходил под руководством гениального Святослава Рихтера в Москве.

Юрий Башмет – основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве. Он является президентом Международного конкурса альтистов имени Л. Тертиса в Англии.

Ю. Башмет – уникальная, яркая личность в современном музыкальном мире. Благодаря неповторимому, Богом данному таланту, огромной эрудиции, благороднейшему артистизму и неуемной энергии Юрия Башмета во всем, к чему он прикасается, чувствуется рука Мастера. Отзывы мировой прессы – еще одно подтверждение всемирной славы «первого альтиста мира» Юрия Башмета. «...По совершенству трактовки и блеску звукоизвлечения его можно сравнить только с Давидом Ойстрахом...» – писала одна из немецких газет. Его имя сегодня – высочайшая планка исполнительского искусства современности.

Кино и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о его творчестве. Его компакт-диски неоднократно становились обладателями таких престижных европейских наград, как «Золотой диапазон» и «Шок».

Исполнительское искусство Юрия Башмета постоянно находится в центре внимания отечественной и мировой общественности. Его творчество нашло признание на Родине и за рубежом. Он удостоен почетных званий заслуженный артист РСФСР (1983), народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1986), лауреат Государственных премий России (1993, 1995, 2000), лауреат премии «Award-1993» – «Лучшему музыканту-инструменталисту года» (титул сродни кинематографическому «Оскару»). Ю. Башмет – Почетный Академик Лондонской академии искусств.

В 1995 году он награжден одной из самых престижных в мире премий –«Sonnings Musikfond», присуждаемой в Копенгагене. Ранее этой премии были удостоены И. Стравинский, Л. Бернстайн, Б. Бриттен, И. Менухин, И. Стерн, А. Рубинштейн, Д. Шостакович, М. Ростропович, С. Рихтер.

Юрий Башмет награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (Россия), «За заслуги перед Отечеством» (Украина), «За заслуги перед Отечеством» (Литва). Он – офицер ордена «Почетного легиона» (Франция), командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия), офицер ордена «Изящных искусств и словесности» (Франция). Награжден также орденом Серафима Саровского, орденом «За профессиональную честь, достоинство и почетную деловую репутацию”.

С 1978 года Юрий Башмет преподает в Московской консерватории; с 1988 года – доцент, с 1996 года – профессор.

С 1980 года Ю. Башмет проводит мастер-классы в Японии, Европе, Америке и Гонконге; преподает на летних курсах в академиях Киджана в городе Сиена (Италия) и в городе Туре (Франция). Его ученики, среди которых немало лауреатов международных конкурсов, играют в крупнейших оркестрах мира.

В 1996 году он создает и возглавляет в Московской консерватории «Экспериментальную кафедру альта», на которой помимо произведений сольного альтового репертуара в программу студента включается расширенное изучение альтовых партий в камерной, оперной и симфонической музыке, а также углубленное изучение истории исполнительских стилей прошлого и современности.

Ю. Башмет ведет широкую просветительскую работу, являясь телеведущим и художественным руководителем телевизионных программ «Вокзал Мечты» и «Музыка в музеях мира».

Юрий Башмет – участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения: в Карнеги-холл (с участием Э. Джона и С. Уандера), в Лондоне (памяти принцессы Дианы); в концертах, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, фонды помощи детям-инвалидам.

Созданный музыкантом Международный благотворительный фонд учредил Международную премию имени Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства. Эта премия присуждена Г. Кремеру (1994), Т. Хвастхоффу (1995), В. Третьякову (1996), В. Гергиеву (1997), Анне-Софи Муттер (1998), О. Бородиной (1999), И. Антоновой (2000), Н. Гутман (2001), Е. Кисину (2002), М. Венгерову (2003).

Трудно переоценить его вклад в миротворческую деятельность. Высокая гражданская позиция Юрия Башмета в сочетании с его выдающейся творческой деятельностью ставят его имя в ряд самых великих имен современности.

Юрий Абрамович Башмет. Родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Советский и российский альтист, дирижёр, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1986) и Государственных премий РФ (1993, 1995, 2000, 2013).

Отец - Абрам Борисович Башмет (1926-2011), инженер железнодорожного транспорта.

Мать - Майя Зиновьевна Кричевер, филолог, работала в учебном отделе Львовской консерватории.

Старший брат - Башмет Евгений Абрамович, музыкант.

Юрий появился на свет вопреки запретам врачей. Однако мать решилась рожать. С ранних лет он боготворил свою мать и не раз отмечал, что она всегда оставалась для него главным жизненным ориентиром.

Когда Юрию исполнилось пять лет семья переехала в западноукраинский город Львов (туда перевели отца в управление Львовской железной дороги). Там он впервые и познакомился с музыкой: мама отвела его во Львовскую музыкальную школу. Тогда же Юрию подарили его первую в жизни скрипку - самую дешевую - за 9 рублей 25 копеек.

И хотя мальчика тянуло на улицу к друзьям - играть в футбол, кататься на велосипеде, но против воли мамы он пойти не мог. И покорно стал заниматься в музыкальной школе по классу скрипки. В четвертом классе его перевели в десятилетнюю музыкальную школу имени С. Крушельницкой.

Юрий Башмет (слева) в детстве с братом

Однако в скрипичном классе не было мест, поэтому Юрия приняли в класс альта.

Параллельно он очень полюбил гитару и добился очень высоких результатов в искусстве игры на этом инструменте. К слову, гитара позволила ему стать любимцем всего класса: он великолепно исполнял на ней композиции группы «Битлз».

В девятом классе Юрий Башмет уже играл в симфоническом оркестре политехнического института под руководством Семена Арбита. К этому моменту он уже твердо решил, что музыка станет главным занятием его жизни.

В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу. Подрабатывал, играя в вокально-инструментальном ансамбле на гитаре - чему очень противились родители и педагоги. В 1974 году даже принял участие в записи пластинки рок-группы «Цветы».

В 1972 году приобрёл альт миланского мастера Паоло Тесторе (1758) , на котором играл всю свою творческую жизнь. Он рассказывал историю покупки этого уникального инструмента: "Это очень хороший инструмент, но не Страдивари и не Гварнери, а Паоло Антонио Тесторе. Миланская школа. Он попал ко мне на первом курсе консерватории. Стоил тогда неимоверных денег - 1,5 тыс. рублей («Запорожец» в тот год стоил 3,5 тыс.). У меня была треть суммы - благодаря тому, что я играл в группе на гитаре. Родители об этом не знали, я не мог признаться маме. Она была против работы: «Что хочешь делай, но чтобы это не было твоей обязанностью, чтобы ты не получал за это деньги». Поэтому я не демонстрировал свои доходы - так и скопил треть суммы. А две другие части дали дедушка и папа. Папа даже в долги влез - больше года отдавал. Он спокойно мог стоить еще дороже - 3–4 тыс. Но просто его владельцы должны были за семь дней уехать за рубеж на ПМЖ и не могли ничего взять с собой. И передали альт из Одессы через знакомого музыканта. И вот мне позвонил мой профессор Борисовский, он картавил: «Пгиезжай. Твой итальяшка тебя ждет»".

А значительно позже, в Зальцбурге, к нему в руки попал альт Моцарта. "На панихиде по своей маме Моцарт играл вторую часть знаменитой Концертной симфонии как раз на этом альте. И этот инструмент оказался «родным братом» моего альта! Тот же мастер его сделал, всего три года разницы. Невероятно!", - рассказывал Башмет.

В 1976 году окончил Московскую консерваторию (класс В. В. Борисовского, затем Ф. С. Дружинина).

С 1976 по 1978 год проходил в консерватории ассистентуру-стажировку (руководитель Ф. С. Дружинин).

С 1976 года ведёт активную концертную деятельность как альтист.

С 1978 года - солист Московской филармонии. Владеет практически всем альтовым репертуаром. В репертуаре произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, оригинальные сочинения для альта В. А. Моцарта, Н. Паганини, Р. Шумана, И. Брамса, К. Дебюсси, А. Онеггера, Д. Мийо, Б. Бартока, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке и др. Первый исполнитель посвящённых ему концертов для альта с оркестром A. И. Головина, А. В. Чайковского, M. Г. Ермолаева, B. Баркаускаса, сонат Б. X. Парсаданяна, А. И. Головина и др.

Выступал в лучших концертных залах Европы, США, Канады, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Впервые в мировой исполнительской практике дал сольные альтовые концерты (Recital, Viola Abend) в таких залах, как Карнеги-холл (Нью-Йорк), Консертгебау (Амстердам), Барбикан (Лондон), Берлинская филармония, Ла Скала (Милан), Сантори-холл (Токио), Тиволи (Копенгаген), Берлинская филармония, Musikverein (Вена), Академия Санта-Чечилия (Рим), Большой зал Московской консерватории и Большой зал Санкт-Петербургской филармонии.

Он рассказывал: "У меня особая ситуация. Не сочтите за самовосхваление, но так получилось, что я первым среди альтистов сыграл сольный концерт в миланском La Scala, в нью-йоркском Carnegie Hall, в Большом зале Московской консерватории... Как бы ни был хорош сейчас какой-либо альтист, он не сыграет первый концерт в этих залах, потому что это уже сделал я".

С 1976 года ведет преподавательскую деятельность - преподавал в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского, с 1978 года - Московской консерватории (с 1988 года - доцент, с 1996 - профессор). С 1980 года проводит мастер-классы в разных странах мира (Япония, Европа, Америка и Гонконг), преподаёт на летних курсах в Академии Киджи (Сиена, Италия) и в Туре (Франция). В 1996 году создал и возглавил в Московской консерватории «Экспериментальную кафедру альта», на которой помимо произведений сольного альтового репертуара в программу студента включается расширенное изучение альтовых партий в камерной, оперной и симфонической музыке, а также углублённое изучение истории исполнительских стилей прошлого и современности.

Принимал участие во различных фестивалях во многих странах: США (Танглвуд), Франции (Бордо, Биарриц, Ментона), Бельгии (Брюссель), Германии (Кройт), Италии (Сиена, Сорренто, Камерино, Стреза), Финляндии (Кухмо, Миккели), Болгарии («Мартовские музыкальные дни», Русе). Регулярный участник Променад-концертов в Альберт-холле (Лондон, Англия).

В 1985 году начал дирижёрскую деятельность. В 1986 году создал камерный ансамбль «Солисты Москвы», став художественным руководителем, дирижёром и солистом ансамбля. В 1992 году создал новый оркестр, участниками которого становятся самые талантливые молодые музыканты России, выпускники и аспиранты Московской консерватории.

С 2002 года - художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (Москва). С 2002 года оркестр дал более 500 концертов в России и за рубежом.

В качестве солиста и дирижёра выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира. С этими оркестрами с успехом исполнял симфонические произведения И. Брамса, Й. Гайдна, Ф. Шуберта, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, Л. ван Бетховена.

С 1994 года - основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве.

Президент Международного конкурса альтистов им. Л. Тертиса в Англии, член жюри конкурсов альтистов в Мюнхене и «Мориса Вье» в Париже. Учредитель музыкального фестиваля в Туре (Франция) и президент музыкального фестиваля на острове Эльба.

С 1994 года - основатель и президент Международного благотворительного фонда, присуждающего ежегодные премии имени Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства.

С 1998 года - художественный руководитель фестиваля музыки и живописи «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», ежегодно проводимого в ГМИИ им. Пушкина (Москва).

С 2006 года совместно с белорусским пианистом Р. Кримером проводит ежегодный Международный фестиваль Юрия Башмета в Минске (Беларусь). С 2009 года проводит международный музыкальный фестиваль в Ярославской области, в ходе которого выступает не только в самом Ярославле, но и в районных центрах.

Является артистическим директором Молодежной музыкальной академии стран СНГ, созданной в 2009 году. Академия проходит в форме индивидуальных занятий ведущих европейских педагогов с лучшими студентами музыкальных высших учебных заведений стран СНГ, мастер-классов, камерного музицирования и совместных концертов.

Общественно-политическая позиция Юрия Башмета

С 2002 года - член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Член Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации.

Член Попечительского совета благотворительного фонда О. Дерипаски «Вольное дело».

1 марта 2014 года подписал Коллективное обращение к российской общественности деятелей культуры России в поддержку позиции Президента РФ по Украине и Крыму. 12 марта 2014 года за этот поступок Львовская национальная музыкальная академия лишила Ю. Башмета звания почётного профессора академии.

Юрий Башмет в программе "Наедине со всеми"

Рост Юрия Башмета: 170 сантиметров.

Личная жизнь Юрия Башмета:

Женат. Супруга - Наталья Тимофеевна Башмет (в девичестве Мельник), скрипачка. Он познакомился с ней, когда учился на первом курсе во время студенческой вечеринки. Наталья родом из украинского города Сумы. Она сразу же привлекла внимание Юрия, но ей он сначала не понравился. Башмет продолжал добиваться своей цели и они стали неразлучны уже со второго курса.

Свадьбу сыграли на пятом курсе в студенческом общежитии, где им выделили специальную комнату. Но это была только первая свадьба. Далее последовала киевская - молодоженов почти насильно сняли с поезда друзья родителей Юрия, чтобы поздравить юных влюбленных с таким важным событием. У родителей Юрия Башмета во Львове сыграли третью свадьбу. А потом они отметили бракосочетание у родителей Натальи в Сумах.

В браке родилось двое детей. Дочь - Ксения, пианистка. Сын - Александр, экономист.

Юрий Башмет с детьми

Фильмография Юрия Башмета:

1994 - Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (Alfred Schnittke. Ein Portrait mit Freunden) (документальный)
2008 - 2-Асса-2
2009 - Анна Каренина - дирижер (нет в титрах)
2009 - Эдисон Денисов. Преодоление жизни (документальный)
2010 - Я всегда хотел играть в квартете (документальный)
2016 - Дмитрий Шостакович. Я оставляю сердце вам в залог (документальный)

Библиография Юрия Башмета:

2003 - Вокзал мечты

Награды и звания Юрия Башмета:

2-я премия Международного конкурса альтистов в Будапеште (1975);
Гран-при конкурса альтистов, проводимым ARD в Мюнхене (1976);
Медаль «За трудовую доблесть» (14 ноября 1980 года) - за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады;
Заслуженный артист РСФСР (1983);
Народный артист РСФСР (1989);
Народный артист СССР (1991);
Государственная премия СССР (1986);
Государственные премии России (1993, 1995, 2000, 2013);
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2002) - за выдающийся вклад в развитие отечественного искусства;
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013) - за большой вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства;
Орден Почёта (2008) - за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
Орден Дружбы (2014) - за большой вклад в организацию подготовки и проведения XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в Сочи и обеспечение успешного выступления сборных команд России;
Офицер ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (Литва, 1999);
Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия 2000);
Офицер ордена искусств и литературы (Франция, 2000);
Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 2003);
Орден «За заслуги» III степени (Украина, 2004) - за весомый личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, многолетнюю плодотворную творческую деятельность;
Орден Франциска Скорины (Белоруссия, 2008) - за значительный личный вклад в развитие белорусско-российских культурных связей, пропаганду классического музыкального искусства;
Орден Почёта (Армения, 2013) - за большой вклад в развитие и укрепление армяно-российских культурных связей и большие заслуги в области мирового музыкального искусства;
Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (РПЦ, 2013);
Орден святого преподобного Серафима Саровского (РПЦ);
Орден «За профессиональную честь, достоинство и почетную деловую репутацию» 3-й степени (Российская геральдическая палата, 2004);
Премия Award-1993 - «Лучшему музыканту-инструменталисту года»;
Премия «Sonnings Musikfond» (1995, Копенгаген);
Премия «Грэмми» (вместе с оркестром «Солисты Москвы», Американская академия звукозаписи, Лос-Анджелес, 2008) - за исполнение произведений И. Стравинского и С. Прокофьева в номинации «Лучшее выступление в составе малого ансамбля»;
Премия «Овация» (вместе с оркестром «Солисты Москвы», 2008);
Национальная премия «Россиянин года» (2013);
Почётный титул «Человек года-2000» (Российское биографическое общество, 2000);
Почётный профессор МГУ им. М. Ломоносова (2004);
Почётный профессор Музыкальной академии Киджи (Италия);
Почётный академик Лондонской академии музыкального и драматического искусства;
Почётный гражданин Русе (Болгария, 2005);
Премия «Скрипач на крыше» (Федерация еврейских общин в России, 2016)