Российский академический молодёжный театр. Российский академический молодежный театр

История Российского академического Молодежного театра (бывшего Центрального детского) начинается 13 июля 1921 года, когда в Москве в помещении кинотеатра «Арс» спектаклем «Жемчужина Адальмины» открылся первый в стране театр для детей. Тогда он назывался Московский театр для детей. Его организатором и первым руководителем стала юная Наталья Ильинична Сац. В 1936 году театр был переименован в Центральный детский и в том же году он получил свое нынешнее помещение – на Театральной площади, рядом с Большим и Малым театрами.

В 50-е годы театр возглавляла сподвижница К. С. Станиславского, человек, ставший педагогом для целой плеяды замечательных актеров и режиссеров, Мария Осиповна Кнебель. При ней в театр пришел молодой Анатолий Эфрос, раскрывший таланты молодых начинающих драматургов Виктора Розова и Александра Хмелика.

На нашей стене всю жизнь проработала популярнейшая актриса, всю жизнь проработавшая в Центральном детском театре Валентина Сперантова. Специально для нашего театра писали свои пьесы Сергей Михалков, Виктор Розов, Григорий Полонский, Юрий Щекочихин. В нашем театре начинали свою профессиональную жизнь Олег Ефремов, Олег Анофриев, Геннадий Сайфулин, Лев Дуров, Ирина Муравьева, Ян Арлазоров, Сергей Шакуров. Здесь ставили спектакли Ольга Пыжова, Петр Фоменко, Георгий Товстоногов, Павел Хомский, Сергей Яшин. Здесь состоялся режиссерский дебют Олега Ефремова. Здесь была поставлена первая пьеса Виктора Розов «Ее друзья». На этой сцене играли Евгений Дворжецкий и Игорь Нефедов.

Художественными руководителями в разное время были Л. Волков, В. Дудин, О. Пыжова, В. Кузьмин, М. Кнебель. С 1980 года художественным руководителем РАМТа является народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Премии Москвы Алексей Бородин.

В 1992 году театр изменил свое название и стал Российским академическим Молодежным (РАМТ).

РАМТ много экспериментирует с новыми формами, не забывая традиций школы Станиславского. Репертуар строится на литературных сказках и фольклоре, на классике, отечественной и зарубежной и современной драматургии.

Из «Театральной» и сразу налево. Прохожу 20 метров, и я возле центрального входа в Молодежный театр. РАМТ – один из моих любимых театров Москвы. Здесь мне нравится все: люди, спектакли, само здание и его месторасположение. Но еще, я остро чувствую в этих стенах душу этого дома. Знаете, это похоже на популярный киноприем: на героя, который один находится в помещении, неожиданно обрушиваются воспоминания. И вдруг, все вокруг наполняется звуками, оживает в воображении: звучат обрывки фраз, музыка, смех. Так и мне кажется, что в этом здании живет прошлое… Вот, например, я слышу звук шуршащего платья… Это к центральной лестнице, ведущей в бальный зал, приближается роковая красавица Анна Петровна Керн, урождённая Полторацкая. Ведь именно сюда – в дом генерал-майора Константина Марковича Полторацкого, построенного в 1821 году, съезжалась вся элита тогдашнего московского общества. Керн была племянницей Константина Марковича. И кто знает, может быть, именно во время одного из здешних балов Пушкин сочинил знаменитые строки: «Я помню чудное мгновенье…» , посвященное Анне Петровне.

Здание с таким насыщенным театральным прошлым в Москве найти сложно. Опять замираю и всматриваюсь, прислушиваюсь. Вот на пороге появляется дородный мужчина, на вид лет тридцати пяти, полное лицо обрамляется мягкими русыми волосами, обстриженными в кружок, по-русски (a lа мужик), голубые глаза немного щурятся, при улыбке дают необыкновенно добродушное выражение его лицу. Это сам Александр Николаевич Островский. А вот откуда-то доносится пение – мощный, гибкий мужской бас. Этот голос нельзя не узнать, нельзя не чувствовать. Это великий Федор Шаляпин. Мелькают лица, фигуры… Музыка… Гул… Но начнем сначала.

Дом по адресу Театральная площадь, дом 2 и по сей день носит имя своего первого хозяина. Константин Маркович Полторацкий был прекрасным офицером и бравым командиром. Здание построено по проекту Федора Шестакова, одного из крупнейшего архитектора Москвы первой трети XIX века, мастера московского ампира. Участвовал в проектировании и сам Осип Бове , руководивший в то время застройкой всей площади после пожара 1812 года. Тогда внешний вид дома сильно отличался от того, что мы можем видеть сегодня: у него не было третьего этажа, не было места, где сейчас находится большая сцена.

В 1840 году дом перешел в собственность к купцу Павлу Бронникову, который позже (с 1869 года) стал сдавать бельэтаж дома труппе московского «Артистического кружка», создателем и руководителем которого был величайший драматург Александр Николаевич Островский. Примечательно, что «Артистический кружок» был одним из первых частных театров России.

В 1882 году здание арендует Михаил Валентинович Лентовский — известный в Москве антрепренер, режиссер и актер в одном лице. По его заказу архитектор Борис Фрейденберг перестраивает здание, значительно изменив его. И то, что мы видим сегодня — это творение именно Фрейденберга. Он надстраивает третий этаж, создает новый ярусный театр (около 1500 мест) и сооружает сценический круг, придуманный Гордоном Крегом, и внедренный в русский театр Станиславским. Однако вскоре его труппа прекращает свое существование. Непомерные расходы разорили Лентовского, построенный им театр за долги передается казне. В 1886-1898 гг. театр назывался Шелапутинским по имени одного из владельцев дома — состоятельного мануфактурщика и известного мецената Павла Григорьевича Шелапутина. Театром Шелапутин не занимался, а сдавал помещение гастролирующим труппам, от чего дом на Театральной площади, тем не менее, не перестали называть «Театром Шелапутина». В 1898 году в доме на Театральной площади открывается Императорский Новый театр, в который перекочевали постановки молодежной части труппы Малого театра.

В начале двадцатого века здесь шли спектакли частной оперы купца Сергея Ивановича Зимина, в которой пел Федор Шаляпин. А в 1909 году помещение арендовал известный антрепренер, новатор театрального дела, режиссер и актер Константин Николаевич Незлобин. Это был один из первых театров, взявший к постановке пьесы Максима Горького. В 20-х годах в здании шли оперные и балетные спектакли Большого театра, а с 1924 по 1936 год находилась легендарная Первая студия Художественного театраМХАТ II , которую возглавлял любимый ученик Станиславского – актер Михаил Чехов (племянник Антона Павловича Чехова, громко прославившийся в последствии в Америке — его учениками были Мерилин Монро и Клинт Иствуд). Вскоре Чехов по идеологическим соображениям эмигрирует, а через несколько лет театр закрывают с трагической формулировкой «посредственный».

После студии МХАТа помещение театра переходит Центральному детскому театру под руководством Наталии Сац, которая всего лишь год возглавляла его в новом здании. В 1937 году она как «член семьи изменника Родины» была арестована и сослана в ГУЛАГ. В разное время в Центральном детском театре работали Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, а Олег Ефремов начинал свою карьеру именно в этих стенах. В 1980-м художественным руководителем театра стал Алексей Бородин (на фото ниже) , при котором театр в 1992 году получает свое нынешнее имя — Российского академического Молодежного.

Согласитесь, что такая история дома не может не отражаться на атмосфере Молодежного театра (РАМТа) сегодня – его внутренней жизни, настроении. Здесь все пропитано театральными идеями, здесь кипит жизнь в каждом уголке. Здесь служат люди, которые не просто влюблены в свой театр, в свой дом, но влюблены они в человека – в зрителя. В репертуаре театра спектакли и для малышей, и для подростков и для семейного просмотра. Есть среди них и уникальные постановки, которые не знают аналогов в мировой театральной практике. Например, «Берег утопии» — самый масштабный проект современного российского театра. Это первая в России постановка трилогии английского драматурга Тома Стоппарда . Три спектакля – «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег» — это 68 актеров, 70 персонажей, 8 часов сценического действия и 35 лет жизни героев: Бакунина и Белинского, Герцена и Огарева, Станкевича и Грановского, Маркса, Чаадаева, Тургенева. Все три спектакля играются в один день. Ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке «Берег утопии» не решились играть в один день. Когда шла подготовка к спектаклю, репетиции Стоппард 6 раз приезжал в Россию. И если вы не видели этого спектакля, то я, честно говоря, вам завидую. Пережить это в первый раз – настоящее потрясение. Ближайший спектакль состоится в конце ноября. Цена билета на все три части от 150 до 3500 рублей .

Каждый сезон в Молодежном театре выпускаются и задумываются по несколько премьер. Одно из самых прекрасных качеств РАМТа – это полное равноправие между детскими и взрослыми спектаклями. Все без исключения актеры труппы заняты в постановках для маленьких и юных зрителей. Хотя, на самом деле, детские постановки лишь формально имеют возрастное ограничение. Взрослыми они смотрятся на одном дыхании. «Бесстрашный барин» — я видела их не один раз. И каждый раз с трудом могла понять, кого же в зале все-таки больше: детей или родителей?

В РАМТе существует огромное количество спецпроектов: это и клубы зрителей по интересам, и ночные показы спектаклей и даже, можете себе представить, проведение настоящих балов. Попасть на такое мероприятие может любой желающий, предварительно взяв несколько уроков бальных танцев. Последний раз бал был организован РАМТом совместно со школой-студией старинного бального танца «Ангаже». Это возрождение русской традиции усадебных балов, где не только танцевали, но и устраивали театральные представления. К тому же в здании РАМТа в XIX веке подобные балы уже проводились и считались одними из лучших в Москве. Важно отметить, что устроители бала выдвигают довольно строгие требования к «дресс-коду» гостей. Платье, прическа, перчатки – все должно соответствовать эпохе.

Молодежный академический Российский театр (РАМТ) - это храм искусства, где традиции и опыт уникально совмещаются с современными веяниями, новыми формами и жанрами. Идея создания принадлежит Наталье Сац, которая в острое послереволюционное время пыталась новыми глазами смотреть в будущее драматического искусства.

История создания

Молодежный академический Российский театр (первое название - Московский , открылся в 1921 году спектаклем «Жемчужина Адальмины». Сказку Топелиуса ставил неизвестный, но одаренный постановщик И. Новиков. Оформителем и главным художником назначили А. Веснина, который не только готовил эскизы костюмов и декораций, но и писал рекламные афиши, а также создал первый вариант эмблемы театра.

Второй раз театр переименовывался после премьеры «Сережи Стрельцова» автора В. Любимовой в 1936 году. Центральный детский театр знали и любили не только в Москве, но и по всей России. Гастролирующая группа объехала все крупные города страны и содружественных государств. В 1992 году театр получил название, которое мы можем увидеть и сегодня на афишах - Российский академический молодежный театр (РАМТ). В 1987 году ему присвоен статус академического.

Приведем высказывание художественного руководителя А. Бородина по поводу названия: «По Далю, "молодость" включает в себя такие возрастные понятия, как детство и юность. Своим названием мы предполагаем уникальный репертуар для всех зрителей. И маленькие дети с родителями, и подростки, и пожилые граждане всегда найдут у нас спектакли по своим интересам».

Уникальное здание

Здание (современный Молодежный академический Российский театр) изначально планировалось как драматическое учреждение и было построено по проекту Ф. М. Шестакова в 1821 году по всем правилам сценического помещения. Акустические данные, расположение сцены и зрительного зала соответствуют высоким нормам проектирования. В проекте принимал участие московский архитектор И. О. Бове, который руководил реконструкцией Москвы после пожара, уничтожившего в 1812 году часть столицы.

Здание является памятником архитектуры и исторического наследия. Изначально в нем играли артисты гастрольных театров из Ярославля и Петербурга. Творческие дворяне, имевшие крепостные театры, привозили спектакли для показа Московской публике. Здание в то время был известно под названием драма Шелапутина. В середине столетия А. Н. Островский часто собирал Артистический кружок в этом помещении. Новый Императорский театр несколько лет занимал удобную площадку для представлений, но отказался от нее по неизвестным причинам. До 1917 года здесь работала опера Зимина, после 1921 года сценой располагал М. А. Чехов и руководил МХАТом 2-м. После Великой Отечественной войны в помещении работал Малый театр.

Алексей Владимирович Бородин

В 1980 году Алексей Бородин берет на себя руководство театром. Родился известный режиссер в 1941 году в Китае, в городе Циндао. До 80 года работал главным постановщиком в Кировском ТЮЗе. В 1987 году получил звание народного артиста. С 1971 года является преподавателем РАТИ (академия

В Российский академический молодежный театр Алексей Владимирович приехал со своей постановочной группой: режиссером Е. Долгиной и сценографом С. Бенедиктовым. Первый же спектакль на новой сцене по роману Гюго «Отверженные» получает Государственную премию. В 1983 году Бородин постановкой пьесы Островского «Бедность не порок» открывает Малую сцену.

Знаковые события

Постановка по роману Б. Акунина «Эрнест Фандорин» имела среди зрителей такой успех, что автор пишет для театра инсценировку «Инь и Янь» (две версии). Алексей Бородин ставит оба спектакля, где наравне с мастерами сцены работает молодое поколение актеров.

Грандиозное по своим масштабам событие - это «Берег утопии» 2007 года. Трилогия новелл получила суперприз на конкурсе театральных постановок «Золотая маска». После показа проекта в Испании обозреватель «Мурдо» назвал спектакль шедевром.

В сезон 2009-2010 Молодежный академический Российский театр выпустил 13 спектаклей. В этот список входят постановки самого Бородина и плеяды молодых режиссеров в рамках творческой лаборатории.

Репертуар, который можно увидеть сегодня

«Алые паруса». Спектакль для старшего школьного возраста и подростков по одноименной повести А. Грина. Идея - как сохранить мечту в мире, где все забыли о чуде. Юная Ассоль и отважный Грей сквозь бури океана и человеческое недоверие стремятся на свет своего маяка.

«Берег утопии» - проект из трех постановок. Философия революции - что это? Разрушение старого или борьба за свободу каждой личности?

«Бесстрашный барин». Сказка-мистерия по рассказам Карнавал персонажей народного фольклора.

«Будденброки». Инсценировка автобиографии Т. Манна, жизнь старой Европы, уклад и понятия нескольких поколений одной семьи.

«В дороге». Романтическая история о двух возлюбленных по пьесе Розова. На свете существует только любовь, все остальное - только карусель ненужных или просто житейских событий.

«В пылающей тьме». В школе для слепых подростков царят мир и радость, как и все люди, они умеют страстно любить и получать удовольствие от жизни. Но однажды в группу приходит новичок, который яростно сопротивляется своему недугу. Прав ли он? Пьеса Вальехо - нашей жизни. Люди часто закрывают глаза на жестокую правду, чтобы не разрушать свой внутренний мир.

Российский академический молодежный театр (адрес: дом 2) имеет в своем репертуаре такие спектакли для детей и взрослых, как «Вишневый сад», «Волшебник Изумрудного города», «Волшебное кольцо», «Гупешка», «Денискины рассказы» и другие.

Клубы любителей театра

С 1957 года при театре открылись клубы почитателей драматического искусства.

  • Клуб искусств.
  • Театроведческая секция.
  • Семейный клуб.
  • Театральный словарь.

Эти небольшие организации поклонников Мельпомены собрал под своим крылом Российский академический любит РАМТ, благодарные зрители не пропускают ни одной премьеры, радуются успехам любимых актеров, заслуженным наградам и признанию.

    - (РАМТ), основан в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 Центральный детский театр, с 1992 современное название, с 1987 академический. Директор К. Я. Шах Азизов (1945 74). В разные годы в театре работали режиссеры Г. А. Товстоногов,… … Энциклопедический словарь

    РАМТ драматический театр (Театральная площадь, 2/7). Основан в 1921 как Московской театр для детей под руководством Н.И. Сац. С 1936 Центральный детский театр (ЦДТ), с 1987 академический, с 1992 РАМТ. Главные режиссёры первых лет ЦДТ Сац (1936… … Москва (энциклопедия)

    Драматический театр (, 2/7). Основан в 1921 как Московской под руководством. С 1936 Центральный детский театр (ЦДТ), с 1987 академический, с 1992 РАМТ. Главные режиссёры первых лет ЦДТ — Сац (1936—37) и В.Ф. Дудин (1937—43);… … Москва (энциклопедия)

    Российский Молодёжный театр - Российский Молодежный театр РОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР, основан в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 Центральный детский театр, с 1992 современное название, с 1987 академический. Директор К.Я. Шах Азизов (1945 74). Главные режиссеры М.О … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    РОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР, основан в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 Центральный детский театр, с 1992 современное название, с 1987 академический. Директор К.Я. Шах Азизов (1945 74). Главные режиссеры М.О. Кнебель (1955 60, 1966 68) … Современная энциклопедия

    Российский Молодёжный Театр - осн. в 1921 как Московский театр для детей, с 1938 Центральный детский театр, с 1987 академический, с 1992 современное название. Гл. режиссёры М.О. Кнебель (1955 60, 1966 68), А.В. Бородин (с 1980). Спектакли: Её друзья (1949), Страница жизни … Педагогический терминологический словарь

    Вход в РАМТ с Театральной пл. вход в РАМТ с ул.Б.Дмитровка Российский Академический Молодёжный Театр РАМТ Адрес: Москва, Театральная пл., 2/7 Телефон 292 6572, 292 0069 Содержание 1 … Википедия

    Театр драмы имени Фёдора Волкова Волковский театр Место нахождения Ярославль, площадь Волкова Координаты … Википедия

    Театр Шелапутина (также Шелапутинский театр) название театрального зала в Москве во второй половине XIX начале XX веков. Назывался по имени одного из владельцев здания, П. Г. Шелапутина, в литературе термин употребляется и по отношению к… … Википедия

Объект культурного наследия федерального значения "Здание Центрального детского театра, 1821 г., 70-е гг. XIX в., 1909 г." (часть);
Выявленный объект культурного наследия "Торговые ряды доходного дома К.М.Полторацкого, 1821-1823 гг." (часть);
Выявленный объект культурного наследия "Доходный дом К.М.Полторацкого с торговыми лавками, 1821 г., 1829 г., арх. А.С.Каминский"

1821 Участник Наполеоновских войн генерал-майор Константин Полторацкий, вернувшись из расположения войск во Франции и женившись на фрейлине Высочайшего двора княжне Софье Голицыной, строит дом в Москве на Театральной площади.

1840 Владельцем дома становится купец П.Бронников. В надстроенном бельэтаже, включающем колонный зал с окнами на Охотный Ряд, Театральную площадь и Большую Дмитровку, открывается знаменитый трактир Барсова, где после спектаклей ужинали актеры, театралы, литераторы.

1869 Бронников сдает бельэтаж дома "Артистическому кружку", созданному по инициативе Александра Островского. Это был частный театр, созданный в обход официального запрета. Здесь давались спектакли, шло обучение актерскому мастерству, сюда в Великий пост съезжались актеры со всей страны для заключения контрактов с антрепренерами.

1882 После отмены монополии государства в театральном деле начинается эпоха частных театров. Михаил Лентовский открывает в здании Новый драматический театр. После пожара архитектор Борис Фрейденберг перестраивает сооружение, придав ему сегодняшний облик и обустроив внутри зал на 1600 мест.

1886 В здании открывается Шелапутинский театр, названный по имени одного из владельцев - купца и мецената Павла Шелапутина.

1898 В здание въезжает Императорский новый театр. Он обеспечивает работой разросшуюся труппу Малого театра и становится, по сути, его филиалом.

1907 Здание снова переходит из рук в руки. Здесь в течение года дает спектакли частная "Опера Зимина", где пел Федор Шаляпин. Затем открывается синематограф "Орион", вслед за ним - частный Театр К.Незлобина.

1913 Театр Незлобина делит сцену с Первой студией МХТ, в которой ведут театральный поиск Станиславский и актеры-студийцы Евгений Вахтангов, Леопольд Сулержицкий, Алексей Дикий и другие. В 1920-х в здании часто идут оперные и балетные спектакли Большого театра.

1924 Первой студии МХТ присваивают статус академического театра и название "МХАТ 2-й". Здание переходит в его распоряжение вплоть до ликвидации театра в 1936 году. Труппой, в которую входили Серафима Бирман, Софья Гиацинтова, Иван Берсенев и другие, руководил Михаил Чехов, после эмиграции Чехова в 1928-м - Иван Берсенев.

1936 Здание переходит в распоряжение Центрального детского театра, созданного пятнадцать лет назад Наталией Сац.