Творческий и жизненный путь толстого алексея николаевича. Основные даты жизни и творчества а. к. толстого




















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; выявить художественные особенности его творчества.

Задачи:

  • знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, выявление мировоззрения писателя, его отношение с действительностью;
  • развитие способности к обобщениям, умению выделять главное; логическому мышлению;
  • формирование самостоятельности при работе с книгой, ответственности перед словом, воспитание интереса к творчеству писателя.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты, презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого».

Ход урока

«Мы сами не понимаем, что, несмотря на страшные уклонения жизни от истинного пути, мы минуем счастливо самые глубокие пропасти; что этим счастьем, которое всегда твердит нам: ещё не поздно, - мы обязаны, может быть, только недремлющему и незаходящему солнцу Толстого».
А. Блок

(Слайд № 2) Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик Петербургской Академии Наук (1900). Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист. Религиозный мыслитель, авторитетное мнение которого спровоцировало возникновение нового религиозно-нравственного течения - толстовства. Идеи ненасильственного сопротивления, которые Л. Н. Толстой выразил в работе «Царство Божие внутри вас», оказали влияние на Махатма Ганди и Лютера Кинга.

(Слайд № 3,4) Происхождение

Происходил из дворянского рода, известного, по легендарным источникам, с 1353 года. Дед Толстого по матери, екатерининский генерал, Николай Сергеевич Волконский. Мать Льва Николаевича, похожая в некоторых отношениях на изображённую в «Войне и мире» княжну Марью, владела замечательным даром рассказа, для чего при своей перешедшей к сыну застенчивости должна была запираться с собиравшимися около неё в большом числе слушателями в тёмной комнате. Кроме Волконских, Л. Н. Толстой состоял в близком родстве с некоторыми другими аристократическими родами: князьями Горчаковыми, Трубецкими и другими.

(Слайд № 5) Детство

1828, 28 августа (9 сентября) – Рождение Льва Николаевича Толстого в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии.

(Слайд № 6) 1830 – смерть матери Толстого Марии Николаевны (урожденной Волконской). Его мать умерла, когда ему не было ещё 2-х лет. Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская.

(Слайд № 7) 1837 – переезд семьи из Ясной Поляны в Москву. Смерть отца Толстого Николая Ильича.

(Слайд № 8) 1840 – первое литературное произведение Толстого – поздравительные стихи Т.А. Ергольской: «Милой тетеньке».

1841 – смерть в Оптиной пустыни опекунши детей Толстых А.И. Остен-Сакен. Толстые переезжают из Москвы в Казань, к новой опекунше – П.И. Юшковой.

Разнообразнейшие, как их определяет сам Толстой, «умствования» о главнейших вопросах нашего бытия - счастье, смерти, Боге, любви, вечности - болезненно мучили его в ту эпоху жизни, когда сверстники его и братья всецело отдавались весёлому, лёгкому и беззаботному времяпрепровождению богатых и знатных людей. Всё это привело к тому, что у Толстого создалась «привычка к постоянному моральному анализу», как ему казалось, «уничтожившему свежесть чувства и ясность рассудка» («Юность»).

Ему хотелось блистать в обществе, заслужить репутацию молодого человека; но внешних данных для того у него не было: он был некрасив, как ему казалось, неловок, и, кроме того, ему мешала природная застенчивость.

(Слайд № 9) Образование

1844 – Толстой принят в Казанский университет на восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности, выдержав экзамены по математике, русской словесности, французскому, немецкому, английскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам.

1845 – Толстой переходит на юридический факультет.

(Слайд № 10) 1847 – Толстой оставляет университет и уезжает из Казани в Ясную Поляну.

(Слайд № 11) Жизненный манифест Льва Толстого

Л. Толстой в 18 лет сформулировал для себя свой жизненный манифест. Эти «правила для развития воли, деятельности, памяти и умственных способностей», направленные также на обуздание чувств самолюбия и корысти, достаточно универсальны, и оттого не теряют актуальности.

Начало литературной деятельности. Бросив университет, Толстой с весны 1847 года поселился в Ясной Поляне; его деятельность там отчасти описана в «Утро помещика»: Толстой пытался наладить по-новому отношения с крестьянами.

1849 – сдал экзамены на степень кандидата в Петербургском университете. Толстой начинает вести дневник.

Уехав в Петербург, весной 1848 года начал держать экзамен на кандидата прав; два экзамена, из уголовного права и уголовного судопроизводства, сдал благополучно, однако третий экзамен он сдавать не стал и уехал в деревню.

Позднее наезжал в Москву, где часто поддавался страсти к игре, немало расстраивая этим свои денежные дела. В этот период жизни Толстой особенно страстно интересовался музыкой (он недурно играл на рояле и очень любил классических композиторов).

(Слайд № 12) 1850 – Замысел «Повести из цыганского быта».

Осенью 1851 года Толстой, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ую батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове, на берегу Терека, под Кизляром. С лёгким изменением подробностей она во всей своей полудикой оригинальности изображена в «Казаках».

(Слайд № 13) 1852 – Экзамен на звание юнкера, приказ о зачислении на военную службу фейерверкером 4-ого класса. Написан рассказ «Набег». В №9 «Современника» напечатано «Детство» – первое опубликованное произведение Толстого. Начат «Роман русского помещика» (работа продолжалась до 1856 года, оставшись незавершенной. Фрагмент романа, отделанный для печати, опубликован в 1856 году под названием «Утро помещика»).

(Слайд № 14) Военная карьера

1853 – Участие в походе против чеченцев. Начало работы над «Казаками» (завершена в 1862 году). Написан рассказ «Записки маркера».

На Кавказе Толстой оставался два года, участвуя во многих стычках с горцами и подвергаясь всем опасностями боевой кавказской жизни.

(Слайд № 15) 1854 – Толстой произведен в прапорщики. Отъезд с Кавказа. Рапорт о переводе в Крымскую армию. Проект журнала «Солдатский вестник» («Военный листок»). Для солдатского журнала написаны рассказы «Дяденька Жданов и кавалер Чернов» и «Как умирают русские солдаты». Приезд в Севастополь.

Толстой долго жил на страшном 4-м бастионе, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при адской бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Несмотря на все ужасы осады, Толстой написал в это время боевой рассказ из кавказской жизни «Рубка леса» и первый из трёх «Севастопольских рассказов» «Севастополь в декабре 1854 г.». Этот последний рассказ он отправил в «Современник». Рассказ был замечен императором Николаем; он велел беречь даровитого офицера, что, однако, было неисполнимо для Толстого, не хотевшего перейти в разряд ненавидимых им «штабных».

(Слайд № 16) За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя 1854-1855» и «В память войны 1853-1856 гг.». Окружённый блеском известности и, пользуясь репутацией очень храброго офицера, Толстой имел все шансы на карьеру, но сам себе «испортил» её.

(Слайд № 17) 1855 – Начата работа над «Юностью» (окончена в сентябре 1856 года).

1851-1856 гг. – написана трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».Наделенный автобиографическими чертами, главный герой Николай Иртеньев, став взрослым человеком, снова переживает и анализирует свою жизнь, чтобы найти ответы на главные для каждого человека вопросы: каким надо быть? К чему стремиться?

(Слайд № 18) Написаны рассказы «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 г.».

Идет русско-турецкая война, и граф Толстой участвует в защите осажденного Севастополя. Награжден орденом Св. Анны с надписью «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя».

Тотчас после штурма 27 августа (8 сентября) Толстой был послан курьером в Петербург, где закончил «Севастополь в мае 1855 г.» и написал «Севастополь в августе 1855 г.». «Севастопольские рассказы», окончательно укрепили его репутацию как представителя нового литературного поколения и своей реалистичностью произвели неизгладимое впечатление на русское общество, жившее вдали от войны.

Приезд в Петербург. Знакомство с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым, Фетом, Тютчевым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным, Островским и другими литераторами.

(Слайд № 19) 1856 – Написаны рассказы «Метель», «Разжалованный», повесть «Два гусара». Толстой произведен в поручики. Отставка. В Ясной Поляне попытка освободить крестьян от крепостной зависимости.

В Петербурге его радушно встретили и в великосветских салонах, и в литературных кружках; особенно близко сошёлся он с Тургеневым, с которым одно время жил на одной квартире. Последний ввёл его в кружок «Современника» и других литературных корифеев: он стал в приятельских отношениях с Некрасовым, Гончаровым, Панаевым, Григоровичем, Дружининым, Соллогубом.

(Слайд № 20) Путешествия по Европе

В первой поездке за границу посетил Париж, где его ужаснули культ Наполеона I, в то же время он посещает балы, музеи, его восхищает «чувство социальной свободы». Однако присутствие на гильотинировании произвело столь тяжкое впечатление, что Толстой покинул Париж и отправился в места, связанные с Руссо - на Женевское озеро. В это время пишет повесть «Альберт» и рассказ «Люцерн».

В следующей поездке его интересовали в основном народное образование и учреждения, имеющие целью поднятие образовательного уровня рабочего населения. Вопросы народного образования он пристально изучал в Германии и Франции и теоретически, и практически, и путём бесед со специалистами.

(Слайд № 21) Педагогическая деятельность

1859-1862 – занятия в яснополянской школе с крестьянскими детьми («прелестное, поэтическое ело»). Свои педагогические идеи Толстой излагал в статьях созданного им в 1862 г. журнала «Ясная Поляна».

1860 – работа над рассказами из крестьянского быта: «Идиллия», «Тихон и Маланья» (остались неоконченными).

Вернулся в Россию вскоре по освобождении крестьян и стал мировым посредником. В то время смотрели на народ как на младшего брата, которого надо поднять на себя; Толстой думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.

(Слайд № 22) 1860 – 1861 – Второе заграничное путешествие по Германии, Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии. Знакомство с Герценом в Лондоне. Слушание лекций по истории искусства в Сорбонне. Присутствие при смертной казни в Париже. Начало романа «Декабристы» (остался незавершенным) и повести «Поликушка» (закончена в декабре 1862 года). Ссора с Тургеневым.

«Милый, энергичный, благородный юноша – сокол, а может быть, и – орёл», – так описывал свои впечатления от Толстого Некрасов в письме к Тургеневу.

(Слайд № 23) Семья и потомство

1860 – 1863 – Работа над повестью «Холстомер» (завершена в 1885).

1861 – 1862 – Деятельность Толстого мировым посредником 4-ого участка Крапивенского уезда. Издание педагогического журнала «Ясная Поляна».

(Слайд № 24) 1862 – Жандармский обыск в Ясной Поляне.

(Слайд № 25) Женитьба на Софье Андреевне Берс, дочери врача придворного ведомства.

В конце 1850-х познакомился с Софьей Андреевной Берс (1844-1919), дочерью московского врача из остзейских немцев. Ему шёл уже четвёртый десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет. 23 сентября 1862 года женился на ней, и на долю его выпала полнота семейного счастия. В лице своей жены он нашёл не только вернейшего и преданнейшего друга, но и незаменимую помощницу во всех делах, практических и литературных. Для Толстого наступает самый светлый период его жизни - упоения личным счастьем, очень значительного благодаря практичности Софьи Андреевны, материального благосостояния, выдающегося, легко дающегося напряжения литературного творчества и в связи с ним небывалой славы всероссийской, а затем и всемирной.

Однако отношения Толстого с женой не были безоблачными. Между ними часто возникали ссоры, в том числе в связи с образом жизни, который Толстой избрал для себя.

(Слайд № 26) Семья Л.Н. Толстого.

(Слайд № 27) Расцвет творчества

1863 – начата работа над «Войной и миром» (закончена в 1869 году).

Роман Льва Толстого «Война и мир» лежит в основании величественного здания русской классической литературы. С непревзойденным мастерством Толстой воссоздал великую духом Россию – образы этой «книги на все времена» и сейчас пленяют свежестью чувств и щедростью души, искренностью страстей, силой и чистотой убеждений. В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра I.

(Слайд № 28) Работа над романом «Анна Каренина»

1873 – Начат роман «Анна Каренина» (завершен в 1877 году). Письмо в «Московские ведомости» о самарском голоде. И.Н. Крамской пишет в Ясной Поляне портрет Толстого. «... это первый по времени живописный портрет Толстого и один из лучших его портретов. В нем нет ничего лишнего, весь он сдержанно серьезный, очень собранный. Толстой сидит в кресле в своей обычной домашней блузе... «Так похоже, что смотреть страшно,» – сказала Софья Андреевна Толстая, когда увидела портрет...

(Слайд № 29) 1874 – Педагогическая деятельность, статья «О народном образовании», составление «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения» (вышли в 1875 году).

(Слайд № 30) 1876 – Знакомство с П.И. Чайковским.

(Слайд № 31,32) 1878 - 1910 г.г. - период искания смысла жизни и критики общественного строя.

1879-1880 – Работа над «Исповедью» и «Исследованием догматического богословия».

«Закон насилия и закон любви». И сегодня размышления Л.Н.Толстого о жизни, смерти, религии, долге, любви стоят в одном ряду с учениями Будды, Конфуция и других мудрецов.

«Исповедь» Льва Толстого – бесценный человеческий документ. В ней он делится своей попыткой осмыслить собственный жизненный путь, путь к тому, что он считал истиной.

«Разрушение Ада и Восстановление Его». В этой легенде Толстой объясняет истинную веру, веру как учение-учение высшей истины существования, а не тот миф в который верят все. Подобное толкование, мы встречаем в замечательном очерке А.Безант «Мистицизм».

«Религия и нравственность». «Вы спрашивали меня: 1) что я понимаю под словом «религия» и 2) считаю ли я возможной нравственность, независимую от религии, как я понимаю ее? Постараюсь по мере своих сил наилучшим образом ответить на эти в высшей степени важные и прекрасно поставленные вопросы».

«Царство божие внутри вас». Средоточием этого трактата является теория Толстого непротивления злу насилием, и, применяя ее к деятельности различных правительств, он приходит к выводу, что все они в сущности аморальны и служат интересам богачей и сильных мира сего, угнетая народные массы посредством воинской повинности, тюремного заключения и собирания налогов.

«Что такое религия и в чем сущность ее». «Религия есть устанавливаемое, согласное с разумом и современными знаниями отношение человека к вечной жизни и к Богу, которое одно движет человечество вперед к предназначенной ему цели».

(Слайд № 33) Московская перепись 1882 года. Л. Н. Толстой - участник переписи

Перепись 1882 года в Москве знаменита тем, что в ней принимал участие великий писатель граф Л. Н. Толстой. Лев Николаевич писал: «Я предлагал воспользоваться переписью для того, чтобы узнать нищету в Москве и помочь ей делом и деньгами, и сделать так, чтобы бедных не было в Москве».

1883 – 1884 – Толстой пишет трактат «В чем моя вера?». В данном произведении изложены основы толстовства - нравственно-религиозного, идейно-философского и общественного движения идейных последователей графа Л. Н. Толстого, основанное на непротивлении злу насилием: «Я, счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый день бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё».

(Слайд № 34) 1885-1886 – для «Посредника» написаны народные рассказы: «Два брата и золото», «Ильяс», «Где любовь, там и бог«, Упустишь огонь – не потушишь», «Свечка», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке», «Много ли человеку земли нужно» и др.

(Слайд № 35) 1886 – Знакомство с В.Г. Короленко. Начата драма для народного театра – «Власть тьмы» (запрещена к постановке). Начата комедия «Плоды просвещения» (закончена в 1890 году).

Соединение и перевод четырех Евангелий. Прижизненное издание знаменитого труда Льва Николаевича Толстого, за которое граф был отлучен от церкви. Вторая и третья части книги были подготовлены вновь именно для этого издания.

(Слайд № 37) «Отпадение» от церкви

1892 – Постановка в Малом театре «Плодов просвещения».

1893 – Написано предисловие к сочинениям Ги де Мопассана. Знакомство с К.С. Станиславским.Публикация некоторых произведений Толстого была запрещена духовной и светской цензурой.

(Слайд № 38) 1894 – 1895 – Написан рассказ «Хозяин и работник».

1895 – Знакомство с А.П. Чеховым. Представление «Власти тьмы» в Малом театре. Написана статья «Стыдно» – протест против телесных наказаний крестьян.

(Слайд № 39) 1896 – начата повесть «Хаджи-Мурат» (работа продолжалась до 1904 года; при жизни Толстого повесть не публиковалась).

1897-1898 – организация помощи голодающим крестьянам Тульской губернии. Статья «Голод или не голод?». Решение напечатать «Отца Сергия» и «Воскресение» в пользу духоборов, переселяющихся в Канаду. В Ясной Поляне Л.О. Пастернак, иллюстрирующий «Воскресение».

1898-1899 – осмотр тюрем, беседы с тюремными надзирателями в связи с работой над «Воскресением».

(Слайд № 40) 1899 – в журнале «Нива» печатается роман «Воскресение» , в котором автор показывал жизнь различных социальных слоев современной ему России; духовенство было изображено механически и наскоро исполняющим обряды, а холодного и циничного Топорова некоторые приняли за карикатуру на К. П. Победоносцева, обер-прокурора Святейшего Синода.

1899 – 1900 – написана статья «Рабство нашего времени».

(Слайд № 41) 1900 – знакомство с А.М. Горьким. Работа над драмой «Живой труп» (после просмотра спектакля «Дядя Ваня» в Художественном театре).

Драматические произведения 1864-1910 гг: пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп», незаконченные драмы «Зараженное семейство», «Петр Хлебник» и другие.

(Слайд № 42) 1901 – «Определение святейшего Синод от 20 – 22 февраля 1901 года... о графе Льве Толстом» публикуется в газетах «Церковные ведомости», «Русский вестник» и др. В определении говорилось об «отпадении» писателя от православия. В «Ответе Синоду» Толстой утверждал: «Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю».

В связи с болезнью отъезд в Крым, в Гаспру.

(Слайд № 43) 1901-1902 – письмо Николаю II с призывом ликвидировать частную собственность на землю и уничтожить «тот гнет, который мешает народу высказать свои желания и нужды».

1902 – возвращение в Ясную Поляну.

1903 – начаты «Воспоминания» (работа продолжалась до 1906 года). Написан рассказ «После бала».

(Слайд № 44) 1903-1904 – работа над статьей «О Шекспире и о даме».

(Слайд № 45) 1904 – статья о русско-японской войне «Одумайтесь!».

1906 – написаны рассказ «За что?», статья «Значение русской революции», закончен начатый в 1903 году рассказ «Боеское и человеческое».

1907 – письмо П.А. Столыпину о положении русского народа и о необходимости уничтожить частную собственность на землю. В Ясной Поляне М.В. Нетеров пишет портрет Толстого.

1908 – статья Толстого против смертных казней – «Не могу молчать!». В №35 газеты «Пролетарий» напечатана статья В.И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции».

1909 – Толстой пишет рассказ «Кто убийцы? Павел Кудряш», резко критическую статью о каетском сборнике «Вехи», очерки «Разговор с прохожим» и «Песни на деревне».

(Слайд № 46) 1900 – 1910 – работа над очерками «Три дня в деревне».

Толстой готовит доклад для конгресса мира в Стокгольме.

Работа над последней статьей – «Действительное средство» (против смертных казней).

«Путь жизни» выдающийся памятник философско-религиозной и этической мысли, последнее, итоговое произведение великого русского писателя и мыслителя, которое он особенно ценил.

(Слайд № 47) Последние годы жизни. Смерть и похороны

В октябре 1910 года, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну.

3.11.1910 г. - последняя запись в дневнике: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет».

(Слайд № 48) Своё последнее путешествие он начал на станции Козлова Засека; по дороге заболел воспалением лёгких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область), где 7(20) ноября и умер.

10 (23) ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.

(Слайд № 49,50) В январе 1913 года было опубликовано письмо графини Софьи Толстой от 22 декабря 1912 года, в котором она подтверждает известия в печати о том, что на могиле её супруга было совершено его отпевание неким священником (она опровергает слухи о том, что он был ненастоящим) в её присутствии. В частности графиня писала: «Заявляю ещё, что Лев Николаевич ни разу перед смертью не выразил желания не быть отпетым, а раньше писал в своём дневнике 1895 г., как бы завещание: «Если можно, то (хоронить) без священников и отпевания. Но если это будет неприятно тем, кто будет хоронить, то пускай хоронят, как обыкновенно, но как можно подешевле и попроще».

(Слайд № 51) Дом Л. Н. Толстого

Толстой поселился в этом доме (бывшем флигеле) в 1856. Сюда привез он в 1862 году свою молодую жену. Позже небольшого флигеля уже не хватало для растущей семьи, и Толстой расширил его, добавив несколько пристроек. В этом доме Толстой прожил более 50 лет. Все вещи, книги, картины здесь подлинные: они принадлежали Толстому, его домашним, а то и предкам писателя. В доме по-прежнему сохраняется обстановка 1910 года, последнего года жизни Толстого. Вокруг дома разбиты цветочные клумбы. Софья Андреевна очень любила цветы, сама ухаживала за ними. В доме несколько комнат: библиотечная, кабинет Л.Н.Толстого, «Секретарская», спальня, «Комната под сводами», «Комната для приезжающих».

(Слайд № 52) Список Интернет-ресурсов:

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Толстой,_Лев_Николаевич
  2. www.litra.ru/biography/get/biid/00969871255677395589/
  3. to-name.ru/biography/lev-tolstoj.htm
  4. www.koob.ru/tolstoy_l/
  5. literatura5.narod.ru/tolstoy_1908.html
  6. feb-web.ru/feb/tolstoy/texts/pss100/t02/t02-275-.htm
  7. www.a4format.ru/index.php?lt=210
  8. www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/411b0a0f.jpg&percenta=
  9. 71ru.info/arsenal/region/1205-lev-tolstoy-i-yasnaya-polyana.html
  10. ruslit.traumlibrary.net/page/tolstoy-ln-ss22-11.html
  11. точка24.рф/authors/detail.php?ELEMENT_ID=681251
  12. www.edu54.ru/node/193457
  13. www.etvmarket.com/book/detail/31000-kniga-dlya-chteniya
  14. libozersk.ru/pages/index/705?cont=2
  15. uroki.86schhmr-gornoprawdinsk3.edusite.ru/p28aa1.html
  16. www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/4429/
  17. www.ryltat.ru/v_mire_prek_tolstoi.html
  18. www.bibliotekar.ru/rusTolstoy/index.htm
  19. booksss.ru/authors/t/tolstoi_lev_detstvo.html
  20. books.imhonet.ru/element/161327/
  21. mediascope.ru/node/502
  22. www.surgpu.ru/bibl_listaya_vetkhie_stranitsy
  23. all-the-books.ru/book/genres/klassika/-usskaya-klassika/page/8
  24. bookcrimea.ucoz.ru/publ/
  25. www.dowladssoft.ru/knigionlaun/page/5/
  26. rudocs.exdat.com/docs/index-263339.html

«Толстой был индивидуальностью ярчайшей и талантом ослепительным. Он не повторял никого ни в чем и одновременно был тонко ощутимой связью с неумирающим нашим наследием XIX века, - сказал, откликаясь на его кончину, писатель К. Федин. - „Петром I“ он своими мастерскими руками сложил себе великолепный памятник...»

Граф Толстой или Востром? Рождению Алеши предшествовала трещина, расколовшая брак графа Николая Александровича Толстого и Александры Леонтьевны, урожденной Тургеневой. Граф страстно любил свою «святую» Сашу; Александра Леонтьевна с годами все более тяготилась этим чувством. Мелкопоместный дворянин Алексей Аполлонович Востром, «молодой красавец, либерал, читатель книг, человек „с за-просами“» (как охарактеризовал его А. Н. Толстой), конечно, куда лучше понимал ее, ее духовные интересы. Это была взаимная пылкая любовь. Александра Леонтьевна оставила мужа, детей и ушла к Вострому, в доме которого 29 декабря 1882 (10 января 1883) г. и родился Алексей Толстой.

Эти бурные события никак не отразились на безмятежном детстве маленького Алеши, к которому Востром относился по-отцовски нежно и которого сам мальчик называл в письмах «милый, дорогой, прелестный, золотой, бриллиантовый Папочек». Позднее современники, например Бунин, задавались вопросом: «Был ли он действительно Толстым?» Ho это было вызвано, возможно, тем, что А. Толстой, гордившийся своим графским титулом, никому ничего не говорил о своем отце, которого увидел семнадцатилетним юношей лишь в гробу.

«Детство Никиты». Ранние годы А. Толстого протекали в небольшой усадьбе Бострома - Сосновке, в сорока верстах от Самары. Он, по собственным воспоминаниям, «рос один, в созерцании, растворении, среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб; весенний шум вод; крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди в круговороте времен года; рождение и смерть - как восход и закат солнца, как судьба зерна...».

Родное особенно сильно и ярко видится на расстоянии. В 1920 г. в эмиграции, в далеком Париже, Толстой пишет одну из лучших во всей великой русской литературе повестей о детстве - «Детство Никиты». Это мажорное, основанное на автобиографическом материале произведение пронизано солнцем, радостью, счастьем детства. В повести сохранены и название усадьбы, и имя и отчество матери и домашнего учителя Аркадия Ивановича, и прозвище «главного приятеля» Мишки Коряшонка, бережно воссозданы драгоценные пылинки и блестки детства.

Память детства и чувство Родины. Ho помимо автобиографической основы в этом произведении передано острое ощущение маленьким героем русской природы, красоты Заволжья, неповторимость уходящего в века деревенского быта и уклада. Много позднее в статье «К молодым писателям» Толстой рассказал, как память детства сопрягалась с чувством истории в работе над романом «Петр Первый»:

«Каким образом люди далекой эпохи получились у меня живыми? Я думаю, если бы я родился в городе, а не в деревне, не знал бы с детства тысячи вещей, - эту зимнюю вьюгу в степях, в заброшенных деревнях, святки, избы, гаданья, сказки, лучину, овины, которые особым образом пахнут, я, наверное, не мог бы так описать старую Москву. Картины старой Москвы звучали во мне глубокими детскими воспоминаниями. И отсюда появлялось ощущение эпохи, ее вещественность».

А вокруг Сосновки были разбросаны «дворянские гнезда», уже совсем не похожие на те, что были воспеты И. С. Тургеневым. В них обитали хозяева вроде дяди Толстого Григория Константиновича Татаринова, патриарха рода со стороны матери - «Ганечки», который, по словам второй жены писателя С. И. Дымшиц, «кокетничал всевозможными чудачествами». Отсюда, из детства, вышли и яркие произведения о старом Заволжье (роман 1911 г. «Чудаки» и 1912 г. «Хромой барин», цикл рассказов, позднее получивший название «Под старыми липами»), где выведена вереница буйных и нелепых самодуров и бездельников и где после Щедрина, после Бунина с его «Суходолом» Толстой «отпел» усадебное, провинциальное дворянство.

Говоря о той обстановке, в которой «начинался» Алексей Толстой, нельзя не отметить литературное дарование Александры Леонтьевны, безусловно повлиявшей на судьбу сына. Ее повести «Захолустье», «Сестра Верочка», «Вожаки» оставили свой след в беллетристике рубежа двух веков. А в рассказах «Няньки», «Подружка», «Два мирка», «Как Юра знакомится с миром животных», несомненно, отразились переживания и заботы о любимом ребенке. И конечно, родная Сосновка навсегда заронила в юную душу драгоценные семена любви к отчему краю.

В этих ранних впечатлениях угадываются истоки того патриотического, глубоко национального начала, которое так ярко окрашивало затем все творчество Толстого. Пройдут четыре десятилетия, грозные зарницы Великой Отечественной войны прорежут небо России, набатно зазвучат огненосные очерки писателя: «Я призываю к ненависти», «Откуда пошла Русская земля», «Русские воины», «Родина». Ho вот строки из юношеского дневника: «Родина!.. Боже мой, сколько в этом слове чувства, мыслей, радости и горя. Как подчас горько и сладко звучит оно. Бедный, бедный, затерянный среди огромных степей маленький хуторок. Мой бедный сад... О, как мне все это жалко...»

Учеба в Самаре и Сызрани. Сосновка была продана Бостромом в 1899 г. К той поре Толстой поступил в 4-й класс реального училища в Сызрани, а затем перевелся в реальное училище в Самаре, которое окончил в 1901 г.

Расширяется кругозор юного Толстого. Он увлекается театром, посещает спектакли гастролирующих в Самаре труп», которые ставят Шекспира, Шиллера, Ибсена, Ростана, сам участвует в любительских постановках. В драматическом кружке Толстой встречает будущую жену - Ю. В. Poжанскую. Однако гуманитарная направленность интересов еще не становится ведущей: закончив самарское реальное училище (где, в отличие от гимназий, упор делался на изучении точных и естественных наук), Толстой поступает на механическое отделение петербургского Технологического института. В сентябре 1901 г. вместе с Рожанской, принятой на столичные медицинские курсы, он выезжает из Самары в Питер.

Петербург. Северная столица увлекает молодого Толстого насыщенной культурной жизнью. «Злоба дня», нарастающее в обществе недовольство порядками также не обходят его стороной. Оказавшись в вольнолюбивой среде, Толстой участвует в феврале 1902 г. в забастовке студентов Технологического института.

Впрочем, революционные выступления студенчества проходят как бы по касательной - Толстой отдается учебе и работе. Весной 1904 г., перейдя на 4-й курс, он трудится на Балтийском пушечно-литейном заводе, изучая токарное дело, способы обработки металлов, а на последнем курсе Технологического института проходит практику на Невьяловском заводе на Урале. Основательная инженерная подготовка, знание техники пригодились позднее, когда писатель создавал свои фантастические произведения - романы «Аэлита» (1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1927), повесть «Союз пяти» (1925).

Пора исканий - себя, любви, творчества. В июне 1902 г. в родовом селе Туреневе Ставропольского уезда Самарской губернии состоялось венчание Толстого с Рожанской; в январе следующего родился сын Юрий, скончавшийся в пятилетием возрасте. Первый брак оказался неудачным. Когда Толстой, продолжая образование, в 1906 г. поступил в Королевскую Саксонскую высшую техническую школу в Дрездене, он познакомился с начинающей художницей Софьей Исааковной Дымшиц.

В определенной степени он повторяет поступок своей матери: будучи женат и имея ребенка, испытывает непреодолимое желание духовной близости, которую не могла дать Рожанская, хотевшая видеть Толстого инженером и относившаяся к искусству равнодушно. Толстой расстается с первой женой и с головой уходит в литературную работу.

Взлет. Поражает стремительный взлет таланта Толстого. После ранних стихов, где он подражает «наиболее убогим писателям прошлого века - бесталанным подражателям Некрасова» (К. Чуковский), после эпигонски-декадентской книжки «Лирика», которой сам Толстой стыдился, вспыхивает его литературный дар. Начиная с рассказа «Старая башня» (1908), где мистический сюжет совмещается с сочными образами уральских инженеров, техника, учительницы, писатель обращается к «золотой жиле» Заволжья, воскрешая рассказы, предания и, главное, впечатления своего детства, художественно преображенные и гротескно заостренные: «Соревнователь», «Архип», «Смерть Налымовых», «Мечтатель» («Аггей Коровин»), «Петушок» («Неделя в Туреневе»), «Мишука Налымов» («Заволжье») и т. д.

Художник милостью Божией, человек феноменальной фантазии и наблюдательности, Толстой в предреволюционную пору перепробовал себя, кажется, во всех жанрах, с блеском подражая различным литературным течениям той поры, - писал и символистские стихи, и народные сказки с ловкой имитацией лубка, и реалистическую прозу с изломами русской души, и стилизованные под галантный XVII в. новеллы и пьесы. Было ли это стремлением подражать моде, жаждой известности, успеха? Возможно. Ho главное все-таки заключалось в ином - в игре молодости, свободе и улыбке, в запасах нерастраченной душевной чистоты, в желании показать, на что он способен, в озорстве силача. Так уж переливалась силушка по жилушкам, что талант Толстого бил через край. Один из мэтров символизма - Федор Сологуб с оттенком неодобрения бросил в сердцах: «Брюхом талантлив». В «незрелом отношении к жизни» упрекал молодого Толстого и А. Блок, одновременно отмечая и «кровь», и «жир», и «похоть», и «дворянство», и «талант».

Хождение по мукам - биография, судьба, роман Толстого. Надо полагать, что благополучие, особенно благополучие духовное, не является уделом и судьбой большого писателя, который посещает «сей мир в его минуты роковые» (Ф. Тютчев) и которому необходимо пройти через страдания, ощутить - всей кожей - боль эпохи. Эту полную чашу страданий вместе с русской интеллигенцией Толстой испил на путях и перепутьях революции и Гражданской войны, найдя емкое и ответственное определение пройденному - «хождение по мукам». Так называется древнее сказание о посещении Богородицей места мучения грешников.

He приняв новых порядков, Толстой в 1919 г., через Одессу, покидает Россию и оседает в эмигрантском Париже. В эту пору он разделяет надежды и чаяния белых изгнанников и видит призвание писателя-эмигранта в неподкупной, принципиальной честности и свободе творчества: «Простая логика указывала, что после Октябрьского переворота надобно было подлить в пузырьки красных чернил и строчить, строчить, строчить во славу мировой революции, мировой справедливости, всеобщего равенства. И золото было бы у чудаков, и слава, и горячее довольствие. Ho журналисты, от маленького до большого, отклонили мировую революцию - извините: грабеж и разбой...» (статья 1921 г. «Концерт 22 октября»). В дальнейшем, однако, Толстой вместе со своей третьей женой поэтессой Натальей Кранди-евской пережил довольно быструю эволюцию.

Зов Родины. Бесспорно, значительное влияние на Толстого оказали бытовые трудности и неурядицы жизни в изгнании, опасность надвигающегося прозябания и даже эмигрантской бедности. И все-таки главное было в ином. Была одна страсть, которая жила, светилась изнутри его таланта, то мерцая и уходя далеко вглубь, то выступая на поверхность и требуя прямого выражения, но всегда согревая его произведения особенным теплом, - «величайшее понятие, таинственное по страшному могуществу своему: слово - отечество».

Эта страсть жила и в его повести «Детство Никиты», и в рассказах и повестях эмигрантской поры, и она же вела его дальше, требуя эпического разрешения. Так складывается замысел первой книги романа-эпопеи «Хождение по мукам» - «Сестры» (1919-1921). В предисловии к первому изданию, вышедшему в Берлине, куда Толстой переехал из Парижа, он писал:

«Этот роман есть первая книга трилогии „Хождение по мукам“, охватывающий трагическое десятилетие русской истории. Тремя февральскими днями, когда, как во сне, зашатался и рухнул византийский столп империи и Россия увидала себя голой, нищей и свободной, заканчивается повествование первой книги».

В 1922 г. Толстой решает вернуться в уже новую, Советскую Россию и обращается с открытым письмом к председателю Исполнительного бюро комитета помощи писателям-эмигрантам Н. В. Чайковскому, объясняя свой шаг: «Все, мы все, скопом, соборно виноваты во всем свершившемся. И совесть меня зовет не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, но вколотить в истрепанный бурями русский корабль. По примеру Петра». Характерно, что, решившись на этот поступок, вызвавший негодование в эмигрантских кругах, писатель обращается к имени и примеру царя-преобразователя, героя его будущего романа.

«Хождение по мукам» - от романа к роману-эпопее. Ураган революции смел, разъял привычные представления, традиционные понятия и ценности. На изломе мощных тектонических сдвигов обнажилась совершенно новая человеческая порода. Начала добра и зла высветлились, укрупнились. Толстой так определил задачу новой литературы в осмыслении эпохи: «Сознание грандиозности - вот что должно быть в каждом творческом человеке. Художник должен понять не только Ивана или Сидора, но из миллионов Иванов или Сидоров породить общего человека - тип. Шекспир, Лев Толстой, Гоголь создавали не только типы человека, но типы эпох... над страной пронесся ураган революции. Хватили до самого неба. Раскидали угли по миру. Были героические дела. Были трагические акты. Где романисты, собравшие в великие эпопеи миллионы воль, страстей и деяний?»

Эти строки писались тогда, когда еще не появилась первая книга гениального романа М. Шолохова «Тихий Дон», когда сам Толстой, завершив роман «Сестры», еще только обдумывал его продолжение - «Восемнадцатый год» (1928), где резко изменился масштаб изображения исторических событий. Ho уже и тогда, в самом раннем варианте первой книги трилогии, путеводной звездой для героев и их автора стала тема Родины, России. Уже эпиграф к первой книге трилогии - «Сестры»: «О, Русская земля...» (из «Слова о полку Игореве») - передает стремление Толстого осмыслить исторический путь страны, ее судьбу. Картины «частной жизни» сестер Булавиных, Телегина, Рощина, переплетаясь с хроникой исторических событий предреволюционной эпохи, подчинены нравственной проблематике - идеям духовной силы и цельности человека, его праву на счастье.

К счастью в любви, чистом и трепетном чувстве, идут через тернии Телегин и Даша, Рощин и Катя. Здесь мы подходим как будто к святая святых художника, который с особенным тактом, таким редким для литературы начала нашего века целомудрием и духовностью говорит о любви: «...пройдут года, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется одно только - кроткое, нежное, любимое сердце ваше...» Этим монологом недаром завершается первая часть трилогии. Две прекрасные русские женщины, Катя и Даша Булавины, проходят по страницам романа, облагораживая и возвышая жизнь, наполняя ее светом и смыслом. В изображении любви Алексей Толстой - прямой наследник Тургенева, с его нежными, кроткими героинями. Женщина высвечивает сущность персоналка, будь то окруженный «черным дымом своей фантазии» декадентский поэт Бессонов или прямодушный во всем Телегин.

Ho проблема счастья приобретает в трилогии философский смысл: она шире и глубже, чем вопрос о личном счастье - о счастье в любви, в семейной жизни; это вопрос об отношении человека к родине, о его роли в развертывающихся исторических событиях. Этот вопрос вопросов, подчиняющий себе биографии Телегина и Рощина, проходит через всю эпопею сквозным лучом.

Дань времени. На творчестве Толстого конца 20-х - 30-х гг. и, конечно, на эпопее о революции и Гражданской войне не могло не сказаться жесткое влияние господствующей большевистской доктрины, а позднее и культа И. В. Сталина. Автор даже изменил тональность первой книги романа, в финале которой Рощин и Катя проходят мимо «особняка знаменитой балерины, где сейчас, выгнав хозяйку, помещался центральный комитет одной из борющихся за власть партий, именуемой в просторечии большевиками», и он говорит ей: «Вот оно, змеиное-то гнездо, где - ну, ну... На будущей неделе мы это гнездо ликвидируем...» Рецензировавший роман, который печатался в эмигрантском парижском журнале «Современные записки», советский критик В. Полонский не без яда замечал: «Это гнездо в дальнейшем повествовании займет, вероятно, не последнее место. Ждем продолжения с большим любопытством». Однако в последующих, уже советских изданиях первая книга трилогии подверглась существенной правке. Естественно и непринужденно Толстой одни характеристики и страницы заменял другими, подчас противоположными («He понимаю, не понимаю...» - растерянно бормочет теперь Рощин, проходя с Катей мимо того же особняка).

Такая «смена вех» приводила порой к нарушению исторической правды, когда, например, в повести «Хлеб» (1937) Толстой не просто преувеличил роль И. В. Сталина в борьбе за Царицын, но и приписал ему боевые заслуги С. С. Каменева и других военачальников (или когда в драматургической дилогии об Иване Грозном «Орел и орлица» и «Трудные годы», 1941-1943, сознательно смягчил, в угоду тогдашним требованиям, некоторые отвратительные черты его личности и царствования). Ho талант и тут спасал Толстого. Недаром беспощадный во всем, что касалось идеологии, И. А. Бунин подметил в его даровании «большую способность ассимиляции с той средой, в которой он находится». «Вот, - говорил Бунин, - писал он свой холопский 1918 год, и на время писания был против этих (т. е. белых. - О. М.) генералов. У него такая натура».

He следует забывать и о том, что такие «заказные» произведения, как повесть «Хлеб», писались в обстановке подозрительности, наветов и широких репрессий. По воспоминаниям сына Толстого Никиты Алексеевича, пришедший как-то на дачу к писателю некий прокурор заявил: «А не удивляетесь ли вы, Алексей Николаевич, что вас до сих пор не посадили? Ведь вы - бывший граф и бывший эмигрант! Разве вы не видите, что всех кругом замели?» -- и сообщил Толстому, что на него в органы НКВД «поступило 1200 доносов». Кроме того, как раз в 1937 г. был арестован как троцкист, а затем расстрелян родной дядя четвертой жены Толстого Людмилы Ильиничны, заместитель наркома иностранных дел Н. Н. Крестинский. Лишь «охранная грамота» Сталина, возможно, спасла писателя от репрессий.

Толстой в годы Великой Отечественной войны. Третья книга «Хождений по мукам» - «Хмурое утро» -была закончена 22 июня 1941 г., когда фашистские орды вторглись в нашу страну. Одновременно со страстной публицистикой Толстой пишет «Рассказы Ивана Сударева» (1942-1944), где в предельно демократической, нарочито доходчивой форме стремится передать лучшие черты русского национального характера. В облике рассказчика - солдата Ивана Сударева - ощутимо глубоко народное, хочется сказать, теркинское начало. В эту же пору он обращается к событиям XVI в. (дилогия «Иван Грозный»), в которых стремится увидеть прежде всего пример проявления «дивной силы сопротивления русского народа» его врагам. Он продолжает работу над книгой своей жизни - эпопеей «Петр Первый ».

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (24.08.1817-28.09.1875), русский прозаик, поэт, драматург. Детство провел в Черниговской губ. в имении своего дяди Алексея Перовского (известного в литературе под псевд. Антона Погорельского), поощрявшего рано пробудившиеся у мальчика литературные интересы.

В 1834 Толстой выдержал экзамен в университете и был зачислен “студентом” в Московский архив министерства иностранных дел. В 1837 был прикомандирован к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, в 1840 возвратился в Россию и был назначен чиновником в канцелярию по законодательству.

Впервые в печати Толстой выступил с фантастической повестью “Упырь”. В 1840-е Толстой писал много, но напечатал лишь одно стихотворение, все же написанное в это время появилось в печати значительно позже.

В 1850-е Толстой вместе с своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создает образ Козьмы Пруткова, от имени которого они выступают с литературными пародиями и сатирами. С 1854 стали появляться в “Современнике” лирические стихи Толстого и прутковские сатиры. Эти годы были самыми плодотворными в творчестве писателя. Выйдя в 1861 в отставку, он жил в деревне под Петербургом или в Черниговской губ., изредка наезжая в столицы. Творчество Толстого многожанрово. В 1867 вышел первый сборник его стихотворений. В 60-е им написаны роман “Князь Серебряный”, драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870), высшее его художественное достижение; ряд баллад и сатир.

Последние годы жизни Толстой тяжело страдал от расстройства нервов, облегчая боль приемами морфия. Умер он в имении Красный Рог в Черниговской губ.

Творчество Толстого, проникнутое любовью к здоровой земной жизни, русской природе и родине, отразило движение русской литературы от романтизма к реализму, достижения которого сказались в ясности и точности изображения природы, в верности и глубине раскрытия душевных переживаний, в сатирическом обличении крепостничества.

К.П. Брюллов . Портрет графа А.К. Толстого. 1836.

Толстой Алексей Константинович (24.08.1817-28.09.1875), писатель, поэт, драматург. Родился в Петербурге. С материнской стороны происходил из рода Разумовских (прадед - последний малороссийский гетман Кирилл Разумовский; дед - министр народного просвещения при Александре I - А. К. Разумовский ). Отец - гр. К. П. Толстой, с которым мать разошлась сразу же после рождения сына. Воспитывался под руководством матери и ее брата - писателя А. А. Перовского (см.: А. Погорельский), поощрявшего ранние поэтические опыты Толстого. В 1834 поступил в Московский архив Министерства иностранных дел. Затем был на дипломатической службе. В 1843 получил звание камер-юнкера. В к. 30-х - н. 40-х Толстой написал фантастические повести в стиле готического романа и романтической прозы - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (на фр. яз.). Первая публикация - повесть «Упырь» (1841, под псевд. Краснорогский). В 40-е Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный» (окончен в 1861), тогда же создал ряд баллад и лирических стихов, напечатанных позднее (в 50-60-е); многие из них приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы», «Курган», «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др.). В н. 50-х Толстой сблизился с И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым и др. писателями. С 1854 печатает в «Современнике» стихи и литературные пародии. В сотрудничестве со своими двоюродными братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми в отделе «Литературный ералаш» «Современника», в «Свистке» публиковал сатирико-пародийные произведения за подписью Козьма Прутков; творчество вымышленного ими автора стало пародийным зеркалом отживающих литературных явлений и вместе с тем создавало сатирический тип бюрократа, претендующего на роль законодателя художественного вкуса.

Отойдя с 1857 от участия в «Современнике», Толстой стал печататься в «Русской беседе», а в 60-70-х - гл. обр. в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы». В эти годы он отстаивал принципы т. н. «чистого искусства», независимого от политических, в т. ч. «прогрессивных» идей. В 1861 Толстой ушел со службы, которой очень тяготился, и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), роман «Князь Серебряный» (1863), историческую трилогию - трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). В 1867 вышло первое собрание стихотворений Толстого. В последнее десятилетие писал баллады («Змей Тугарин», 1868, «Песня о Гаральде и Ярославне», 1869, «Роман Галицкий», 1870, «Илья Муромец», 1871 и др.), стихотворные политические сатиры («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», опубл. 1883; «Сон Попова», опубл. 1882, и др.), поэмы («Портрет», 1874; «Дракон», 1875), лирические стихи.

Творчество Толстого проникнуто единством мотивов, философских идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам философии истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края - эти особенности Толстого как человека и мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров. Идеальным государственным устройством, соответствующим национальному характеру русского народа, он считал Киевскую Русь и древний Новгород. Высокий уровень развития искусства, особое значение культурного слоя аристократии, простота нравов, уважение князя к личному достоинству и свободе граждан, широта и многообразие международных связей, особенно связей с Европой, - таким представлялся ему уклад жизни Древней Руси. Баллады, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Канут» и др. образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления (напр., кн. Владимир Киевский). По системе художественных средств эти баллады близки некоторым лирическим стихотворениям Толстого («Благовест», «Коль любить, так без рассудку», «Край ты мой, родимый край» и др.).

Баллады Толстого, рисующие эпоху укрепления русской государственности, пронизаны драматическим началом. Сюжетами многих из них послужили события из истории царствования Ивана Грозного, который представлялся поэту наиболее ярким выразителем принципа неограниченного самовластия и полного поглощения личности государством. «Драматические» баллады более традиционны по форме, чем «лирические», относящиеся преимущественно к к. 60-х - н. 70-х. Однако и в них Толстой проявил себя как оригинальный поэт, видоизменяющий поэтическую структуру жанра. Так, в балладе «Василий Шибанов» Толстой пересматривает героическую ситуацию спора свободолюбивого подданного с царем, получившую признание под влиянием творчества Ф. Шиллера. Передавая обличение Ивана Грозного Курбским, Толстой подчеркивает в участниках драматического конфликта - царе и мятежном боярине - общие черты: гордость, бесчеловечность, неблагодарность. Способность же к самопожертвованию, готовность пострадать за слова правды автор видит в простом человеке, которого сильные мира сего приносят в жертву своему спору: безвестный раб одерживает нравственную победу над царем и своим подвигом восстанавливает торжество подлинно человеческого величия над мнимым. «Василий Шибанов», как и др. «драматические» баллады Толстого, по своей тематике и сложности психологических характеристик героев, по этическому подходу поэта к историческим событиям примыкает к произведениям Толстого крупных жанров.

В романе «Князь Серебряный» Толстой рисует жестокие столкновения сильных людей в обстановке разнузданного самовластья и показывает пагубное влияние произвола на личность самого монарха и его окружение. В романе показано, как, удаляясь от развращенного придворного круга, а иногда и скрываясь от преследований или социального угнетения, одаренные люди из разных слоев общества «творят историю», защищают родину от вторжения внешних врагов, открывают и осваивают новые земли (князь Серебряный, Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Митька и др.). Стиль романа связан с традициями исторического романа и повести 30-х, в т. ч. с традициями, идущими от повестей Н. В. Гоголя «Страшная месть» и «Тарас Бульба».

В драматической трилогии Толстой изобразил русскую жизнь к. XVI - н. XVII в. Решение историко-философских проблем и в этих пьесах для него важнее, чем точное воспроизведение исторических фактов. Он рисует трагедию трех царствований, изображая трех самодержцев: одержимого идеей божественного происхождения своей власти Ивана Грозного, мягкосердечного Федора и мудрого правителя - «гениального честолюбца» Бориса Годунова.

Особое значение Толстой придавал созданию индивидуальных, своеобразных и ярких характеров исторических лиц. Крупным достижением явился образ царя Федора, свидетельствующий об усвоении писателем принципов психологического реализма в 60-е. Постановкой трагедии «Царь Федор Иоаннович» был открыт в 1898 Московский Художественный театр.

Особенности исторического мышления Толстого сказались и в политических сатирах. За анекдотическим сюжетом «Сна Попова» скрывалась едкая насмешка поэта над либералами. Полемика с нигилистами отразилась в стихах «Порой веселой мая…», «Против течения» и др. В «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева» Толстой подверг беспощадному осмеянию исторические явления, которые, как он считал, мешали жить национальной России. Интимной лирике Толстого, в отличие от его драматургии и баллад, чужда приподнятость тона. Его лирические стихотворения просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»). Толстой вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений Толстого положены на музыку русскими композиторами; романсы на его слова писали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, С. И. Танеев и др.

В этой статье нами будет рассмотрена биография Алексея Константиновича Толстого. Мы расскажем вам о его жизни, творчестве, познакомим с любопытными фактами об этом поэте. Фамилия Толстой ассоциируется у вас, вероятно, с другим русским писателем, и это совпадение неслучайно. Они не просто однофамильцы - эти деятели отечественной литературы являются дальними родственниками. Дело в том, что род Толстых очень обширен. Есть еще один писатель с именем Алексей Толстой, но отчество у него другое - Николаевич ("Петр Первый", "Хождение по мукам"). В современной русской литературе эта фамилия также представлена. У всех, как минимум, на слуху писательница Татьяна Толстая.

Происхождение Алексея Толстого

Этот поэт принадлежал к роду Разумовских с материнской стороны. Кирилл Разумовский, последний гетман на Украине, был его прадедом. А богач и вельможа А.К. Разумовский - граф, сенатор и министр народного просвещения - приходился дедом этому поэту. Внебрачными детьми этого графа были мать поэта, а также ее сестры и братья. Они были узаконены в начале 19 века, получив при этом фамилию Перовские, а также дворянское звание.

Детство Алексея Константиновича Толстого

Родился поэт в Петербурге в 1817 году, 24 августа. Граф К. П. Толстой, его отец, в жизни мальчика никакой роли не играл: сразу же после рождения ребенка супруги разошлись, и мать Алексея уехала вместе с сыном в Черниговскую губернию. Здесь, окруженный украинской южной природой, в имениях сначала матери, а потом ее брата провел Толстой свое детство, оставившее лишь хорошие воспоминания в его памяти.

Очень рано обнаружились у Алексея Константиновича литературные интересы. Уже с 6 лет он стал писать стихи, как сообщал сам поэт в письме А. Губернатису. Известный прозаик периода 20-30-х годов, Алексей Перовский, который подписывал именем "Антоний Погорельский" свои произведения, старался привить племяннику любовь к творчеству, искусству, всячески поощрял его первые поэтические опыты. Мальчика с 10-летнего возраста возили за границу. Он описал в дневнике свое путешествие по Италии, состоявшееся в 1831 году. Толстой входил в детское окружение будущего наследника престола, юного Александра II. Связь с этим человеком сохранится и позже.

Работа в Московском архиве

Толстой в 1834 году был зачислен "студентом" в Московский архив. В обязанности его входило описание и разбор старинных документов, относящихся к министерству иностранных дел. Алексей Константинович в 1840 году перешел в отделение канцелярии императора и прослужил здесь много лет, продвигаясь в чинах довольно быстро. В 1843 году удостоился звания камер-юнкера Алексей Константинович Толстой.

Весьма скудными данными мы располагаем о творчестве и жизни его в период 30-х и 40-х годов. Этот остроумный, приветливый, красивый молодой человек был одарен большой физической силой. Он мог, например, свернуть винтом кочергу. Знал прекрасно Толстой иностранные языки, был очень начитанным. Алексей Константинович свое время делил между не очень обременявшей его службой, светским обществом и литературными занятиями. Главным советчиком поэта до 1836 года был Перовский (умер он в 1836 году). Этот человек показывал литературным друзьям стихи юного Толстого. Среди его приятелей был и В. А. Жуковский, отозвавшийся о них сочувственно.

Первые опубликованные произведения

В период с конца 30-х по начало 40-х годов на французском языке им были написаны два фантастических рассказа: "Встреча через 300 лет" и "Семья вурдалака". Толстой в мае 1841 года впервые опубликовался, издав под псевдонимом "Краснорогский" (происходящем от имения Красный Рог) повесть "Упырь". В. Г. Белинский об этом произведении отозвался весьма благожелательно. Он увидел признаки молодого, но подающего большие надежды дарования.

Творчество в 40-е годы

Алексей Константинович очень мало напечатал в 40-х годах - лишь несколько рассказов и очерков, а также одно стихотворение. Однако "Князь Серебряный", исторический роман, повествующий о времени правления Ивана Грозного, был задуман уже в этот период. Еще тогда и как автор баллад, и как лирик сформировался Толстой. Данному десятилетию принадлежат многие известные его стихотворения, например: "Василий Шибанов", "Колокольчики мои...", "Ты знаешь край..." и другие. Все они опубликованы были значительно позже.

В это время Алексей Константинович удовлетворялся немногочисленным кругом слушателей - светских приятелей и знакомых. Мимо него прошли горячие споры и идейные искания русской передовой интеллигенции 40-х годов.

Рождение Козьмы Пруткова

Козьма Прутков "родился" в начале 50-х годов. Это был не просто псевдоним, а сатирическая маска, созданная Толстым, а также Жемчужниковыми, его двоюродными братьями. Козьма Прутков - это самовлюбленный, тупой бюрократ периода николаевского правления. От его имени создавали и стихи (пародии, эпиграммы, басни), и пьески, а также афоризмы, анекдоты на исторические темы, в которых высмеивались явления литературы и окружающей действительности. В жизни произведениям соответствовал ряд остроумных проделок.

Нельзя однозначно определить, какие именно произведения принадлежат перу Толстого, но можно сказать без сомнений, что вклад Алексея Константиновича был очень велик, поскольку в нем очень сильна была юмористическая жилка. Этот поэт обладал даром тонкой добродушной насмешки. Множество наиболее известных и лучших его стихотворений представляют собой образцы искусного владения иронией (например, "У приказных ворот", "Спесь").

В 1851 году, в январе, была поставлена комедия "Фантазия" Алексея Жемчужникова и Толстого. Это была пародия на водевиль, бессодержательный и пустой, который тогда еще господствовал на русской сцене. Николай I, присутствовавший на премьере, остался весьма недоволен этой пьесой и приказал ее исключить из репертуара.

Толстой женится на Софье Миллер

В зиму 1850-1851 годов Алексей Константинович повстречался с Миллер Софьей Андреевной, женой одного полковника. Он влюбился в эту девушку. Софья ответила взаимностью, однако браку мешали: с одной стороны, ее муж, который не хотел давать развода супруге, а с другой стороны - мать Толстого, относившаяся к избраннице сына недоброжелательно. Лишь в 1863 году официально был оформлен их брак. Софья Андреевна являлась образованной женщиной, знавшей несколько языков, умела играть на рояле, а также пела. Кроме того, у нее был незаурядный эстетический вкус. Не раз Толстой называл свою жену лучшим критиком. Вся любовная лирика этого автора, начиная с 1851 года, была обращена именно к ней.

Знакомство с различными писателями

Постепенно Толстой приобретал связи в литературных кругах. Он сблизился в начале 50-х годов с Тургеневым и помог ему освободиться из деревни, где тот находился в ссылке за некролог Гоголя, который был опубликован Иваном Сергеевичем. Позже Алексей Константинович познакомился также с Некрасовым. После большого перерыва, в 1854 году, он вновь появился в печати. Вышло в "Современнике" несколько стихотворений этого поэта, а также первая серия произведений Козьмы Пруткова.

Жизнь Алексея Константиновича в период Крымской войны

Толстой Алексей Константинович в период Крымской войны хотел сначала создать партизанский отряд, после чего (в 1855 году) поступил в стрелковый полк майором. Однако поэту не довелось побывать на войне - он заболел тифом, когда полк стоял под Одессой. После окончания военных действий, в день, когда короновали Александра II, Алексей Константинович был назначен уже флигель-адъютантом.

Вторая половина 50-х годов в творчестве поэта

Время второй половины 50-х годов было периодом оживления общественного движения и мысли после того, как потерпел крах николаевский режим. В эти годы стихи Алексея Константиновича Толстого появлялись очень активно. Две трети всех его произведений было создано именно тогда. Они были напечатаны во всевозможных журналах.

Данное время вместе с тем характеризуется нарастающей общественной дифференциацией. В 1857 году между редакцией "Современника" и Толстым отношения несколько охладели. В то же время произошло сближение поэта со славянофилами. Алексей Константинович подружился, в частности, с Аксаковым. Однако несколько лет спустя он не принял претензии славянофилов на то, чтобы стать выразителями подлинных интересов народа.

Отпуск и отставка

Алексей Константинович часто бывал при дворе. Посещения не ограничивались официальными приемами. Но служебные обязанности все более не нравились ему, в особенности тяготило то, что он не имеет возможности полностью сосредоточиться на искусстве. Только в 1859 году поэт добился бессрочного отпуска, а в отставку вышел в 1861-м.

Жизнь и творчество Толстого в 60-е годы

Краткая биография Толстого Алексея Константиновича в 60-е годы может быть отмечена следующими событиями. После того, как поэт вышел в отставку, он поселился в деревне уже окончательно. Толстой жил то в Пустыньке, своем имении под Петербургом, то в Красном Роге, далеком от столицы (Черниговская губерния). Лишь изредка он приезжал в Петербург.

В 60-е годы поэт держался подчеркнуто в стороне от литературного круга, переписываясь и встречаясь лишь с некоторыми писателями (Маркевичем, Фетом, К. К. Павловой, Гончаровым). Печатался в основном в "Русском вестнике" М. Н. Каткова, реакционном журнале. Затем (в конце 60-х) в "Вестнике Европы" под редакцией М. М. Стасюлевича выходили произведения Алексея Константиновича Толстого.

В это время, в начале десятилетия, он написал драматическую поэму "Дон Жуан", а также роман под названием "Князь Серебряный", после чего три пьесы, которые составили драматическую трилогию: "Царь Борис", "Царь Федор Иоаннович" и "Смерть Иоанна Грозного" (годы создания произведений - 1862-1869). Стихи Алексея Константиновича Толстого в виде сборника, который подвел итог его поэтической работе, вышли в свет в 1867 году.

После большого перерыва Алексей Константинович во второй половине 60-х годов вернулся к балладе и написал целый ряд великолепных образцов данного жанра. Лирика Толстого Алексея Константиновича теперь занимала намного меньше места в его творчестве, чем десятилетие назад. В конце 60-х и в 70-е годы была также создана большая часть его сатир.

Замысел драмы "Посадник", повествующей об эпизоде из истории древнего Новгорода, относится к началу 70-х годов. Алексей Константинович был увлечен этой темой. Им была создана значительная часть произведения, но закончить его, к сожалению, автору не удалось. Творчество Алексея Константиновича Толстого так и не пополнилось этим интересным произведением в законченном виде.

Материальные трудности и социальные противоречия в обществе, их отражение в жизни и творчестве поэта

70-е годы - непростое время для этого поэта. Судя по имеющимся сведениям, Алексей Константинович Толстой (фото его представлено в статье) был очень гуманным помещиком. Однако имениями самостоятельно не занимался, хозяйство велось довольно хаотично, с использованием патриархальных методов. Это привело к тому, что материальные дела поэта приходили постепенно в расстройство. Разорение стало особенно ощутимо к концу 60-х годов. Алексей Константинович рассказывал близким, что вынужден будет просить царя взять его вновь на службу. Все эти обстоятельства тяготили поэта.

Однако дело было не только в разорении. Алексей Константинович ощущал себя одиноким в обществе, именовал себя даже "анахоретом". Переживания Толстого связаны были с процессами в жизни России того времени. В пореформенную эпоху все более углублялись существующие в обществе социальные противоречия. Власть денег росла бурно и растлевающе действовала на сознание людей, сгущалась также политическая реакция. Разрушением вечных ценностей сопровождался крах былых устоев.

Чувство растерянности и недоумения, поиски выхода из этой неуютной действительности в то время были свойственны и другим современникам автора (Успенский, Л.Н. Толстой, Салтыков-Щедрин).

В конце жизни у Толстого усилился страх перед существованием, перед ходом истории. Поэт в 1870 году в своем стихотворении сказал о том, что "совлечены покровы" с его души, ее "живая ткань" обнажена, и каждое прикосновение к жизни - "жгучее терзание и злая боль". Так писал Алексей Константинович Толстой. Стихотворения многих его современников отражают похожие настроения.

Последние годы

Здоровье поэта с середины 60-х годов значительно ухудшилось. Он стал страдать от астмы, невралгии, грудной жабы, головных болей. Алексей Константинович ездил лечиться за границу каждый год, но помогало это лишь ненадолго. Умер он в 1875 году, 28 сентября, в Красном Роге. Ныне здесь находится музей-усадьба этого поэта (Брянская область, Почепский район).

Граф провел в Красном Роге детство, а также возвращался неоднократно в зрелые годы в эти места. Биография Алексея Константиновича Толстого, таким образом, тесно связана с Красным Рогом. Здесь расположена сейчас и его могила. Поэт не оставил после себя детей. Но у него была Софья Петровна Бахметева, приемная дочь.

На этом заканчивается биография Алексея Константиновича Толстого. Творчество этого поэта было нами рассмотрено лишь вкратце. Рекомендуем ознакомиться с ним подробнее. Тогда биография Алексея Константиновича Толстого будет понята глубже. Ведь жизнь и творчество любого поэта и писателя перекликаются друг с другом. Биография помогает глубже понять написанные различными авторами произведения, а в стихах и прозе часто отражаются автобиографические черты. Толстой Алексей Константинович в этом плане не является исключением.

Дебютировал в литературе в 1842 несколькими рассказами в прозе. С 1855 стали появляться его лирические и эпические стихотворения в разных журналах, позднее в «Вестнике Европы» и «Русском Вестнике».

В сонме русских поэтов, написавших на своем знамени служение чистому искусству, Алексей Константинович Толстой, как «певец, державший стяг, во имя красоты», занимает выдающееся место. «Во имя прекрасного», повинуясь лишь голосу внутреннего вдохновения, чуждый толпе и её мелким будничным интересам, он слагал свои песни, которые текли «рекой певучей неоскудно». Независимый от мнения черни поэт в то же время неволен над своею песнью. «Песня ему не в хвалу и не в суд, зане он над нею неволен. Она, как река в половодье, сильна, как росная ночь, благотворна, тепла, как душистая в мае весна, как солнце, приветна, как буря, грозна, как лютая смерть, необорна»... Вкладывая все свои творческие силы в создание таких песен, поэт достигал и личного внутреннего умиротворения, и осуществлял свою гуманитарную миссию, просветляя людей и поднимая их до высшего нравственного уровня чудодейственным влиянием чистой красоты.

Алексей Константинович Толстой. Портрет работы И. Репина, 1896

Толстой, конечно, был далек от понимания красоты в исключительно внешнем, формальном её значении. Для него она была прежде всего могучей духовной силой жизни, полною глубокого содержания и смысла. Он готов был одинаково отзываться на всякое явление и событие, попадавшие в область его мысли и художественного созерцания. Поэзия Толстого склонна к всепрощению, и если искать в ней отражения нравственно-философского миросозерцания поэта, то мы найдем его именно в чувстве христианской любви, которым проникнуты многие его стихотворения. Изнемогая под бременем внешних и внутренних противоречий, поэт хотел бы смешать в своем сердце «все чувства, врознь которые звучат, и разрешить торжественным аккордом их голосов мучительный разлад». Точно также и всех людей хотел бы он объединить в один союз, заключить в свои объятья, восклицая в порыве христианской любви: «О, если б мог в мои объятья я вас, враги, друзья и братья, и всю природу заключить!»

Тем не менее, часть почитателей А. К. Толстого (например, Вл. Соловьев) считают его поэтом борьбы – за право красоты и жизненные права человеческой личности. Толстой является чуть ли не единственным поэтом вне «народнического» течения, который написал целый ряд стихотворений в чисто народном стиле и занимался художественной обработкой нашего былинного эпоса и исторических сюжетов. При этом он ополчался на весьма влиятельных во второй половине XIX века «материалистов», близких к Некрасову , Чернышевскому , Добролюбову : «они звона не терпят гуслярного, подавай им товара базарного!... Только то, говорят, и действительно, что для нашего тела чувствительно; и приемы у них дубоватые, и ученье-то их грязноватое!» Вставая на защиту традиционных начал патриархальной Руси, Толстой, которому, по словам И. С. Тургенева , чужды были «мгновенные соображения», «как вообще все политическое», прибегал к политической сатире («Поток-богатырь»), в которой предавал насмешке и народников , и либералов, и учащихся женщин. Глубокая грусть, рождаемая в душе поэта контрастом между идеальным понятием любви и её действительными примерами, составляет основной мотив его красивых музыкальных романсов.

Алексей Константинович Толстой. Видеофильм

В художественной обработке исторических тем Толстой охотнее всего останавливался на эпохе Ивана Грозного и Смутного времени , представляющей один из наиболее трагических моментов борьбы царского самодержавия с боярством. Этой эпохе посвящены кроме песен «Василий Шибанов», «Михайло Репнин», драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» и исторический роман «Князь Серебряный». Вторая часть трилогии «Царь Федор Иоаннович» является наиболее удачной, так как автору удалось в центральной фигуре драмы создать действительно живой художественный тип. Исторический роман «Князь Серебряный» является одним из лучших образчиков нашей исторической беллетристики, соединив в себе напряжённость фабулы с верностью историческим фактам. Роман при своем появлении имел большой успех и сразу выдержал несколько изданий.