Знакомство с ольгой ильинской. Сочинение на тему «Ольга Ильинская и Обломов. «Обломовщина» побеждает любовь

Меню статьи:

Любовь – это одно из тех чувств, которые способны кардинально изменить человека. Именно желание восхитить, приятно впечатлить или привлечь внимание своей второй половинки способно стать самой лучшей мотивацией в жизни. Так произошло и в жизни Ильи Ильича Обломова.

Неожиданно вспыхнувшее чувство по отношению к Ольге Ильинской не только заставило его встать с облюбованного дивана, но и выйти в свет и даже заняться своим развитием.

Знакомство Обломова и Ильинской

Жизнь Ильи Ильича Обломова после его ухода с гражданской службы протекала по одному и тому же сценарию – он все свое время проводил дома и старался никуда не выходить. Периодически к нему приезжали знакомые – одни с корыстными целями обогатится за счет Обломова, другие чтобы обменятся новостями. Однако ни у первых, ни у вторых не получалось изменить привычки Обломова и заставить его вести более активный способ жизни.

Единственный человек, которому удалось добиться хотя бы каких-либо изменений, был Андрей Штольц – друг детства. В один из очередных визитов он активно берется за реформацию жизни своего друга.
Была весна, природа возрождалась и впечатляла своей силой и красотой. В одних из таких прелестных весенних вечеров Илья Обломов тоже возродился к жизни. Андрей Штольц познакомил его со своей знакомой Ольгой Ильинской.

Предлагаем ознакомиться с трилогией длиною в жизнь.

В этот момент жизнь Ильи Ильича изменилась до неузнаваемости. Именно в этот момент он испытал дотоле неведомое чувство – любовь. Некоторое волнение у Обломова возникло уже при первой его встрече с девушкой.

Он был очарован ее внешней красотой, манерой поведения и ее отношением к его персоне. С тех пор Ольга уже не покидала мысли Ильи Ильича. Сама же Ольга не была пленена Обломовым. У нее возник интерес к нему как к новой персоне. Обломов привлек ее внимание своей неловкостью, странным поведением, он показался ей милым чудаком, но любви с первого взгляда у девушки не возникло.

Следующая их встреча произошла на даче Ильинских – впечатлительный Обломов не смог скрыть свое восхищение девушкой, чем создал неловкую ситуацию. Именно с этого момента Ольга начинает рассматривать Обломова не только в роли знакомого.

Следующее событие еще более убедило девушку в привязанности к ней Обломова. Когда Ольга музицировала, Обломов настолько растрогался, что выдал свои истинные чувства по отношению к девушке. Смутившись своего поступка, он стремительно покидает общество Ольги. Это событие можно по праву считать началом отношений между Обломовым и Ильинской.

Развитие отношений

Дальнейшее развитие их отношений происходило в лучших традициях романтизма – встречи на природе, длительные прогулки. Илья Ильич все чаще и чаще становиться гостем в доме возлюбленной. Ольга стала тем человеком, ради которого Илья Ильич отказался от своей излюбленной Обломовщины. Он часто стал появляться в обществе, в основном это было то общество, где можно было увидеть Ольгу, но для домоседа Ильи Ильича – это стало прорывом. Такие перемены очень удивляли всех его знакомых и слуг.

На этом метаморфозы Обломова не закончились – он принялся активно читать книги – Ольге очень нравилось слушать пересказ фабулы различных произведений. Все свое свободное время он проводит с девушкой.

Однако, в глубине души Илья Ильич остался все таким же ленивым Обломовым. Увлеченный новым чувством, он решился встать с дивана, но окончательно измениться он не решился – его дела в родовом поместье так и остались нерешенными, как ни звал его Штольц поехать заграницу, Илья Ильич так и не сдвинулся с места, хотя у него уже было все готово к поездке.

Письмо Обломова Ильинской

Илья Ильич был полностью пленен Ольгой. Он отдался чувству любви целиком и хотел, чтобы любовь Ольги была идентична его чувству, но, по мнению, Ильи Ильича такого не происходило – Обломов считал, что любовь Ильинской неискренняя, девушка на самом деле не любит Обломова, а играет с ним в это чувство из жалости.

Обломов стал все чаще и чаще замечать, что окружающие значительно превосходят его, а поэтому и возник вполне логичный вопрос – почему Ольга с ним, а не с одним из этих замечательных людей.

Результатом таких размышлений Ильи Ильича стало письмо, в котором Обломов решает проанализировать их союз и после этого объявить девушке о расставании.

На одном дыхании письмо было написано и в скором времени отдано Ильинской. Илья Ильич не смог преодолеть свое любопытство, поэтому он спрятался и принялся подсматривать за тем, как девушка читает письмо.

Ольга была в недоумении от решения Обломова. Она очень расстроилась и расплакалась. Прятавшийся Илья Ильич ощутил угрызения совести, он понял, что его упреки в отсутствии любви необоснованны – возлюбленные помирились.

Предложение руки и сердца

Отношения Ольги и Ильи Ильича продолжают развиваться, но не выходят из рамок платонической любви. Влюбленные очень привязались друг к другу. Они даже стали обращаться друг к другу на «ты».


Во время одной из прогулок Илья Ильич делает предложение Ольге. Девушка восприняла это спокойно, но это известие не оставило ее равнодушной – она обрадовалась, что Илья Ильич решился на такой поступок. Именно в этот момент влюбленные впервые поцеловались.

Ольга с Ильей Ильичем решают не поддавать огласке свое желание обручиться – Обломова ждет его родовое поместье, где еще ничего не было предпринято для улучшения дел.

Мнительный Обломов никак не может решиться на окончательные перемены, он все время откладывает решение этого вопроса.

Разрыв отношений

Апатия и лень Обломова начинают все больше и больше волновать Ольгу – Обломов уже и без официального объявления считается потенциальным женихом Ильинской, но предпринимать какие-либо решительные действия он не стремиться.

Теперь уже возникла необходимость у Ольги сомневаться в искренности его отношений. Первое время она очень переживала по поводу его медлительности, но затем постоянные обещания Обломова навести порядок в родовом поместье стали ее тяготить.

В этот момент Илья Ильич осознает, что он является в глазах общественности, женихом Ильинской. Его очень пугает этот статус, он хочет он него избавиться, да к тому же, эйфория по поводу влюбленности у Обломова уже прошла, ее место начала занимать ностальгия по Обломовщине.

Мнительный Илья Ильич не решается объясниться с Ольгой – он начал придумывать отговорки для отмены встречи с возлюбленной, время от времени он прибегает ко лжи.


Естественно, что это не могло длиться вечно – обман был раскрыт Ольгой. Девушка решает окончательно разорвать отношения.

Символично их отношения заканчиваются поздней осенью с первым снегом.

Жизнь после разрыва

Если проанализировать личностные характеристики героев, то можно было предположить такое развитие событий – Обломов и Ильинская очень отличаются и по своему темпераменту и в своих жизненных целях.

Предлагаем ознакомиться с по произведению И. Гончарова “Обломов”

Обломов был уже сформировавшейся личностью – ему сложно было отказаться от своих многолетних привычек, Ольга же – молодая девушка – она активна и целеустремленная. Ольга обладает пытливым умом, ей интересно развитие личности, что совсем не характерно для Обломова.

Разрыв отношений значительно повлиял на дальнейшую судьбу обоих героев. Обломов вначале очень переживал из-за этого, но, в скором времени, его опять затянуло болото Обломовщины.

К тому же рядом с ним находилась Агафья Пшеницына, которая не стремилась его изменить и даже восхищалась его Обломовщиной. Все чаще и чаще Обломов находит утешение в общении с этой малообразованной женщиной и ее детьми – в результате Илья Ильич влюбляется и начинает жить с Пшеницыной как с законной женой. Результатом таких взаимоотношений стал совместный сын – Андрей.

Судьба Ольги вначале не была столь благосклонна. В виду своей молодости Ольга очень переживает расставание – она утрачивает интерес к особям противоположного пола и к жизни в целом.

Спустя некоторое время она встречает Андрея Штольца и рассказывает ему все, что произошло между ней и Обломовым. Андрей влюблен в нее и делает девушке предложение – Ольга соглашается, хотя и не любит Андрея. Несмотря на не взаимность они смогли стать счастливыми в браке.

Таким образом, любовные отношения Ольги Ильинской и Ильи Обломова были обречены с самого начала. Обломов был уже не в том возрасте, когда смог бы отказаться от привычек и измениться, Ольга же была его абсолютной противоположностью. Активная и решительная она была бы крайне разочарована семейной жизнью с Обломовым.

Отношения и любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской в романе “Обломов”: взаимоотношения, разрыв героев

5 (100%) 3 votes

Введение

Роман Гончарова «Обломов» по праву можно назвать произведением о любви, в котором раскрываются разные грани этого прекрасного чувства. Не удивительно, что ведущей сюжетной линией книги является роман Ольги и Обломова – пример яркой, всеохватывающей, романтичной, но заведомой трагичной любви. Литературные исследователи по-разному оценивают роль этих отношений в судьбе Ильи Ильича: некоторые считают, что Ольга была для героя светлым ангелом, способным вытащить его из пучин «обломовщины», другие же указывают на эгоизм девушки, для которой долг стоял выше чувства. Чтобы разобраться в роли Ольги в жизни Обломова, рассмотрим историю их любви с самого начала и до расставания.

Начало отношений Обломова и Ольги

История любви Обломова и Ольги начинается весной, в период цветения сирени, возрождения природы и появления новых прекрасных чувств. С девушкой Илья Ильич познакомился в гостях, где их познакомил Штольц. С первого взгляда Обломов увидел в Ольге воплощение своего идеала, гармонии и женственности, которые мечтал увидеть в своей будущей жене. Пожалуй, ростки будущего чувства зародились в душе Ильи Ильича уже в момент знакомства с девушкой: «С этой минуты настойчивый взгляд Ольги не выходил из головы Обломова. Напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и покойные позы - не спится, да и только. И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима».

Следующая их встреча произошла на даче у Ильинских, когда случайно вырвавшееся у Ильи Ильича «Ах!», раскрывающее восхищение героя девушкой, и его случайное движение, смутившее героиню, заставили саму Ольгу задуматься об отношении к ней Обломова. И уже через несколько дней между ними произошел разговор, ставший началом любви Обломова и Ильинской. Их диалог завершился несмелым признанием героя: «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! - тихо сказал Обломов. – Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице. Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный, им глядел не Обломов, а страсть». Эти слова нарушили спокойствие в душе Ольги, но юная не опытная девушка не могла сразу понять, что в ее сердце начало зарождаться сильное прекрасное чувство.

Развитие романа Ольги и Обломова

Отношения Обломова и Ольги развивались как нечто не зависящее от героев, а продиктованное волей высших сил. Первым тому подтверждением стала их случайная встреча в парке, когда оба были рады видеть друг друга, но еще не могли поверить своему счастью. Символом их любви стала хрупкая, душистая ветка сирени – нежный, трепетный цветок весны и рождения. Дальнейшее развитие отношений героев было стремительным и неоднозначным – от ярких вспышек видения в партнере своего идеала (Ольга для Обломова) и человека, который может стать таким идеалом (Обломов для Ольги) до моментов разочарования.

В кризисные моменты Илья Ильич отчаивается, боясь стать для юной девушки обузой, опасаясь огласки их отношений, их проявления не по тому сценарию, о котором герой мечтал долгие годы. Рефлексирующий, чувствительный Обломов еще далеко до окончательного расставания понимает, что Ольгино «Настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая…», чувствуя, что девушка видит в нем не реального человека, а того далекого возлюбленного, которым он смог бы стать под ее чутким руководством. Постепенно понимание этого становится для героя невыносимым, он вновь становится апатичным, не верящим в будущее и не желающим бороться за свое счастье. Разрыв между Обломовым и Ольгой происходит не потому, что герои разлюбили друг друга, а потому, что освободившись от флера первой влюбленности, они разглядели друг в друге совсем не тех людей, о которых мечтали.

Почему история любви Ольги и Обломова заведомо была трагична?

Чтобы понять, почему взаимоотношения Обломова и Ольги были обречены на расставание, достаточно сравнить характеры персонажей. С Ильей Ильичом читатель знакомится еще в начале произведения. Это уже состоявшийся мужчина тридцати лет, воспитанный «комнатным цветком», с малых лет привычный к безделью, спокойствию и размеренной жизни. И если в юности Обломов пытался действовать наравне с активным, целеустремленным Штольцем, то его «тепличное» воспитание и интровертный, мечтательный характер после первой же неудачи в карьере привели к отчуждению от окружающего мира. На момент знакомства с Ольгой Илья Ильич был полностью погрязшим в «обломовщине», ему было лень даже встать с постели или написать письмо, он постепенно деградировал как личность, погружаясь в мир неисполнимых мечтаний.

В отличие от Обломова Ольга предстает личностью яркой, целеустремленной, постоянно развивающейся и стремящейся открывать все новые и новые грани окружающего мира. Не удивляет и ее дружба со Штольцем, который, подобно учителю, помогает ей развиваться, предлагает новые книги и утоляет ее жажду безмерного познания. Героиня красива не столько внешне, сколько внутренне, что и привлекло к ней Илью Ильича.

Любовь Обломова и Ольги – соединение двух противоположностей, которым не суждено было быть вместе. Чувства Ильи Ильича были скорей любованием, чем истинной любовью к девушке. Он продолжал видеть в ней эфемерный образ своей мечты, далекой и прекрасной музы, которая бы его вдохновляла, не заставляя полностью меняться. Тогда как любовь Ольги в романе «Обломов» Гончарова была направлена именно на это преобразование, изменение возлюбленного. Девушка не пыталась полюбить Обломова, таким, каким он есть, – она любила в нем другого человека, того, кого она из него может сделать. Сама Ольга считала себя практически ангелом, который осветит жизнь Ильи Ильича, только вот уже взрослый мужчина хотел простого, «обломовского» семейного счастья и не был готов к резким переменам.

Заключение

История Обломова и Ольги тесно связана с природой – начавшись весной, она заканчивается поздней осенью, укрывая одинокого героя первым снегом. Их любовь не ушла и не забылась, навсегда изменив внутренний мир обоих героев. Даже через много лет после расставания, уже замужем за Штольцем, Ольга говорит мужу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…». Возможно, если бы Обломов был моложе, девушка смогла бы изменить его сущность и сделать из него свой идеал, но истинная стихийная любовь пришла в жизнь героя слишком поздно, поэтому и была обречена на трагичное завершение – расставание возлюбленных.

На примере Ольги и Ильи Ильича Гончаров показал, как важно любить в другом человеке его индивидуальность, а не пытаться изменить его в соответствии с искаженным, иллюзорным образом того идеала, который близок нам самим.

Хронологию отношений двух героев романа Гончарова будет полезно прочитать учащимся 10 класса перед написания сочинения на тему «Любовь Обломова и Ольги в романе «Обломов»».

Тест по произведению

Иван Александрович Гончарова писал второй роман трилогии «Обломов» двенадцать лет. Роман давался Гончарову тяжело. Задуман он как обличающий такие черты русского человека как лень, нежелание ничего делать сверх понимания необходимого. Главным героем выведен Ильи Ильич Обломов, воспитанный таким образом. Он принял безделье, спокойствие и размеренное течение жизни за идеал. В ходе написания этого произведения автор изменил свое отношение к главному герою и не только сам полюбил героя романа, но заставил большинство читателей сделать это. Друг детства Ильи Ильича, обрусевший немец Штольц, деятелен и действует правильно. Но нравится нам не Штольц, а Обломов. И еще этот роман о любви. Небесной и телесной, мгновенной и постоянной, насквозь описанной и изученной, но остающейся по-прежнему непредсказуемой и не изведанной.

Главная линия любви в романе – это отношения Ольги Ильинской и Обломова. Любовь, как это часто бывает в реальной жизни, пришла к Обломову в пору цветения и пробуждения жизни – весной. Он влюбился в Ольгу сразу и бесповоротно. Чувство не давало ему покоя, наличие которого он так высоко ценил. Все, что он раньше просто не замечал, стало ему противно. Пыль по углам комнаты, собственный халат и даже единственный слуга Захар.

Он признался Ольге. Не напрямую, но она поняла. Ее поразил страстный взгляд Ильи Ильича. Девушке приглянулся Обломов, но полюбила она в нем не его настоящего, а другого. Восхищаясь характером и результатами дел Андрея Штольца, она и попыталась сделать из Ильи Ильича что-то подобное. Расчет. Вот движитель любви Ольги. И не важно, что это не материальный, а духовный расчет. Такая любовь была обречена с самого ее начала. Первый это понял Обломов и написал своей любимой страстное и горькое в своей правде письмо. И Ольга согласилась с ним, поняв, что переделать Обломова она не сможет. Она перестала верить в это и любовь ушла. Гончаров не спроста связал грустное окончание любви Ильи Ильича и Ольги с поздней осенью. Природа умирает, а вместе с ней умирает и любовь.

После выхода в свет романа «Обломов», термин «обломовщина» стал нарицательным. Не надо долго объяснять, что именно человек делает не так. Произнес: «Так это же «Обломов», - и все всем понятно. А вот термина «штольцщина» не появилось. И я думаю не только из-за того, что это слово труднопроизносимо. Но жизнь продолжается. И новая любовь заменила ушедшую. Ольга вышла замуж за Штольца и после смерти Обломова усыновила его сына Андрея, которого родила ему Пшеницина.

Любовь Обломова и Ильинской

В русской литературе роман И.А. Гончарова «Обломов» занимает особое место. Написанный в сложный период, когда люди понимали необходимость преобразований, когда реформы приобрели уже неизбежно ожидаемый характер, он показывает разные варианты восприятия изменений. Столкновение консерватизма и деятельной новации, сибаритства и активной жизненной позиции, стагнации и устремления к развитию показано в романе ярко и отчетливо. Это противостояние лежит вне времени, характерно для любой эпохи и тем актуально для нашей. Оно находит свое отражение и в любви, ставшей испытанием для героев.

Центральная линия романа – любовь главного героя и героини. Илья Ильич Обломов, живущий ровно и размеренно, умеющий насладиться жизнью не видит необходимости что-то делать, куда-то бежать. Юношей он получил прекрасное европейское образование и воспитание. Его достаток обеспечивает деревня, откуда исправно поступают оброчные деньги. Он старается избегать всяческой суеты, мелькания лиц и событий. При этом он не глуп и не вызывает антипатии. Ограниченный комнатами своей квартиры, он не видит преград разуму. В спокойствии бытия он видит возможности развития идей, размышлений, поэтических мечтаний. Он обаятелен своим внутренним спокойствием. Его друг Андрей Штольц, человек деятельный, инициативный и честолюбивый ценит в Илье Обломове чистоту души, честность, «хрустальность» помыслов. Он восхищается добротой друга, мягкостью его характера, даже некоторой наивностью. Флегматичность, некоторую меланхоличность характера Обломова Штольц считает апатией и ленью, старается изменить его. Андрей напоминает возбужденного и суетливо скачущего вокруг сенбернара спаниеля, все попытки «расшевелить» разбиваются о глубокую душевную умиротворенность.

Ситуация кардинально меняется после встречи с Ольгой Ильинской. Оба друга очарованы девушкой. Она привлекает не только внешней красотой, но и внутренним огнем. Илья Ильич Обломов оказывается покорен с первого взгляда, с первого звука волшебного голоса девушки. Внутренняя сила, жажда жизни и любви звучит в романсе и отзывается в душе героя такой же потребностью. Вспыхнувшая любовь становится взаимной и оказывает серьезное влияние на обоих героев.

Обломов меняет весь жизненный уклад, он не только жить, он выглядеть и чувствовать начинает по-другому. Он меняет не только платье. Бодрый, радостный, вдохновлённый он открывает в себе способность к деятельности, активности, долгим прогулкам. Счастье глубокого и искреннего чувства переполняет его душу, страстно отдаваясь любви, он готов на все ради любимой женщины.

Ольга любит глубоко и искренне, восхищаясь влиянием любви. Становясь самоуверенной и дерзкой, она хочет развить то, чего добилась, она хочет создать другого человека. И любить его еще сильнее. Страстная, деятельная, она принимает его нежность, но хочет видеть его другим.

В этом драма взаимной любви Ольги и Обломова. Любя, они хотят изменить друг друга, «подстроить» человека под идеал. Такая любовь провальна и несчастна. Первым это понимает Илья Ильич. Его жизненный опыт позволяет увидеть суть отношений. И он решает разорвать их. В письме Ольге он пытается объяснить ей, что ее любовь – лишь желание, потребность в любви, а не она сама. Расставанием он пытается избавить любимую от горечи разочарования. Он предоставляет ей возможность быть счастливой с более подходящим человеком.

Любовь героев много изменила в них. Для Обломова эти месяцы стали счастливейшими в жизни. Ольге они дали опыт понимания собственных чувств. Изменилось мировоззрение, отношение к человеку, к себе, к любви, к целям в жизни. Два противоположных мира, столкнувшись, обогатили друг друга. И дали многим поколениям читателей пищу для размышлений.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что такое Родина (Что значит для меня Родина) рассуждение

    У меня, наверное, как и у всех людей, Родина это то место, где я родилась, где живу и учусь – это отечество, родная страна, теплая и солнечная. Место, где мне хорошо и комфортно, где я могу отдохнуть и телом и душой

  • Жанр поэмы Медный всадник Пушкина, особенности и своеобразие стиля

    В общей литературе произведение Александра Сергеевича Пушкина под названием «Медный всадник» принято считать поэмой. Но многие многих литераторов расходятся.

  • Сочинение Авторская оценка Тараса Бульбы (с цитатами)

    Николай Гоголь написал свое произведение «Тарас Бульба» в 1842 году своей жизни. Это произведение стало классикой, которая заставила многие сердца биться быстрее и чаще. Это произведение написано не просто, как описание и подтверждение истории тез времен

  • Образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии Горе от ума сочинение 9 класс

    Сложно однозначно сказать, какая Софья Павловна. Её образ сложен и многогранен. Природа не обделила её положительными качествами. Софья достаточно умна, характер её силен и независим

  • Нисский Г.Г.

    Георгий Григорьевич Нисский родился в 1903 году в Могилёвской губернии. Юного художника сначала обучался у иконописца, а позже поступил в Гомельскую художественную студию им. М. А. Врубеля.

По традиции, сложившейся в русской литературе, любовь становится испытанием для героев и выявляет новые грани характеров. Этой традиции следовали Пушкин (Онегин и Татьяна), Лермонтов (Печорин и Вера), Тургенев (Базаров и Одинцова), Толстой (Болконский и Наташа Ростова). Затронута эта тема и в романе Гончарова «Обломов». На примере любви Ильи Ильича Обломова и Ольги Ильинской автор показал, как раскрывается личность человека через это чувство.

Ольга Ильинская является положительным образом романа. Это умная девушка с искренними, лишенными жеманства, манерами. Она не пользовалась особым успехом в свете, по достоинству сумел ее оценить лишь Штольц. Андрей выделил Ольгу среди других женщин, потому что «она, хотя бессознательно, но шла простым, природным путем жизни… и не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли…»

Обломов, познакомившись с Ольгой, прежде всего обратил внимание на ее красоту: «Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом». Когда же Обломов услышал ее пение, в его сердце пробудилась любовь: «От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…» Жажда жизни и любви, звучавшая в голосе Ольги, отозвалась в душе Ильи Ильича. За гармоничной внешностью он ощутил прекрасную душу, способную на глубокие чувства.

Размышляя о своей будущей жизни, Обломов мечтал о высокой стройной женщине, с тихим гордым взглядом. Увидев Ольгу, он понял, что его идеал и она - одно лицо. Для Обломова высшая гармония - это покой, и Ольга была бы статуей гармонии, «если бы ее обратить в статую». Но она не могла стать статуей, и, представляя ее в своем «земном рае», Обломов начинал понимать, что у него не получится идиллии.

Любовь героев с самого начала была обречена. Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская смысл жизни, любовь, семейное счастье понимали по-разному. Если для Обломова любовь - это болезнь, страсть, то для Ольги - долг. Илья Ильич полюбил Ольгу глубоко и искренне, боготворил ее, отдавал ей все свое «я»: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем».

В чувствах Ольги же был виден последовательный расчет. Договорившись со Штольцем, она взяла жизнь Ильи Ильича в свои руки. Несмотря на молодость, она сумела разглядеть в нем открытое сердце, добрую душу, «голубиную нежность». Одновременно с этим, ей нравилась сама мысль о том, что именно она, молодая и неопытная девушка, возродит к жизни такого человека, как Обломов. «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!»

Ольга старалась изменить Илью Ильича, ему же требовались чувства, сближающие его с родной Обломовкой, благословенным уголком земли, где он вырос, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах: забота и теплота, ничего не требующие взамен. Все это он нашел в Агафье Матвеевне Пшеницыной, и потому привязался к ней как к осуществленной мечте о возвращении.

Понимая, насколько различны их взгляды на жизнь, Обломов решает написать Ольге письмо, которое становится настоящим поэтическим произведением. В этом письме читается глубокое чувство и желание счастья любимой девушке. Зная себя, неопытность Ольги, в письме он раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить...» Но Ольга иначе поняла поступок Обломова - как страх перед несчастьем. Она понимает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека, но говорит о том, что не может пойти за человеком, если в этом есть риск. И именно Ольга решает разорвать их отношения. В последнем разговоре она говорит Илье Ильичу, что любила будущего Обломова. Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги , Добролюбов писал: «Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него».

Написав письмо, Обломов отказался от счастья во имя любимой. Ольга и Илья расстались, но их отношения оказали глубокое влияние на их будущую жизнь. Обломов нашел счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.

Любовь Ольги и Обломова обогатила духовный мир обоих. Но самой большой заслугой является то, что Илья Ильич способствовал формированию духовного мира Ольги. Спустя несколько лет после расставания с Ильей, она признается Штольцу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…» И в этом проявляется вся глубина ее натуры. В отличие от Штольца, жизненные цели которого имеют границы, такие люди как Обломов и Ольга всю жизнь не перестают думать о назначении человека и задавать себе вопрос: «А что дальше?»

Материалы о творчестве писателя и романе «Обломов».

Эпиграф к уроку: Мелодией одной звучат печаль и радость.

А. Блок

Цель урока.

  1. Проследить, как автор раскрывает характеры героев в любви, как показывает изменения в их поведении и мировосприятии.
  2. Мы обратим внимание на главы из 2 части романа, возьмём для обсуждения следующие эпизоды или фрагменты текста:

Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5

Признание Обломова – часть 2, глава 5,6

Изменения в Обломове под влиянием Ольги – часть 2, главы 9, 11

Письмо Обломова Ольге - - часть 2 , глава 10

Предложение Обломова – часть2, глава 12

  1. Развивать умение размышлять, рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать текст.
  2. Развивать навыки исследовательской деятельности, связанной с самостоятельными наблюдениями по тексту, формулировкой выводов по заданной теме.
  3. Воспитывать бережное отношение к литературным образам, корректное отношение к позиции автора классического произведения.

На прошлом уроке мы говорили с вами об Обломове и Штольце. Герой взывает к помощи своего друга: «Не брани меня, Андрей, а лучше в самом деле помоги!.. Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет. Дай мне своей воли и ума и веди меня куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду, а один не сдвинусь с места…»

Не может один человек дать другому свою волю. Воля может возродиться, когда у человека появится цель в жизни.

Появится такая цель у Обломова?

(Любимая женщина становится для Обломова целью жизни. Это Ольга Ильинская.

В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается некоторое сходство с пушкинской Татьяной Лариной.

В чем именно? Обратимся к тексту.

1. Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5.

Сходство с Т. Лариной :

- «Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла..»

- «Ольга в строгом смысле не была красавица, т.е. не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах…»

- «её обходили умные и бойкие кавалеры; небойкие, напротив, считали её слишком мудреной»…

Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная, глубокая. Она, как и героиня романа «Евгений Онегин», не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей необычностью завсегдатаев балов.

- В чём источник сближения Ольги и Обломова? Что в них общего?

Естественность, одиночество среди светских людей, отсутствие притворства, светскости было присуще им обоим.

- Как зарождалась любовь? (Сообщение учащего, наблюдения по гл.7)

Алина проследила по тексту, как Иван Гончаров, будучи истинным психологом, раскрывает душевное состояние своих героев.

Обратимся к заключительной части 5 главы. Читает учитель.

После нечаянного признания Обломова оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия. Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить своё признание, либо взять назад неосторожное слово, - но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.

Читаю фрагменты из главы 6 (часть 2).

Анализ эпизода.

  1. Слово «люблю» не произнесено, почему эту сцену называют признанием ? Где мы догадываемся, что оно сказано? (оно внутри Обломова, он лишь не смог его озвучить)
  2. Чем отличаются Ольга и Обломов в этой сцене? (Обломов живет сердцем, Ольга - разумом. А потому речь героя полна восторженных или огорчённых восклицаний, реплик, наполненных чувством, раздумьем. В репликах и внутренних монологах часты многоточия. Он не уверен в себе, не знает, чего ожидать от Ольги в следующую минуту. Ольга – вся движение и действие. Она либо спрашивает, либо побуждает к действию. Она настойчиво добивается нового признания, нетерпеливо ждет, энергично требует. И Обломов вновь говорит ей о любви, неопределенно, медлительно: «мне не стыдно от своего слова»; «стыд у меня прошёл»; «в нём то же волнение, то же чув… простите».
  3. Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку.
  4. Назовите эти элементы композиции в данной сцене. (Завязка – слова Обломова, что его первое признание было нечаянным, «только от музыки»…Ольгу это извинение глубоко огорчает. Она выпрямляется, роняет цветы, глаза тускнеют…Она не этого ожидала от Обломова. Кульминация – Обломов говорит вновь о своей любви. «Мне не стыдно от моего слова…Мне кажется в нём…», «То же волнение…, то же чув…, простите, простите, - ей-богу, не могу сладить с собой»…Развязка – призыв героини: «Только вперед…»)

В этой последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою впредь быть более осторожным в своих речах. И всё думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв Обломову, выражена жизненная философия героини, её постоянное стремительное движение вперёд, за которым с трудом будет успевать даже Штольц. Символику слов подтверждают жесты героев: «Она мгновенно порхнула в стеклянную дверь, а он остался как вкопанный». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги: «Вперёд!»

Развёртывается роман, бурный и предельно духовный, недаром его постоянный аккомпанемент – пение Ольги, не покидающее Обломова восхищение её красотой, природа в своей летней прелести…

Вместо «обытовления» человека, столь характерного для 1 части романа, совершается «одухотворение». Меняется стиль романа.

Как трогателен и мил в своей неуклюжести влюблённый герой. Его чистая душа и сердце, полное доброты, открылись Ольге и увлекли её, («Обломов проще Штольца и добрее его»).

Ольга начинает осознавать редкость достоинств своего избранника. Но Обломов не верит своему счастью. Он постоянно мучается и сомневается.

- В чём сомневается Обломов? Посмотрите гл. 7

«Любить меня, смешного…»

«А я что такое? Обломов – больше ничего. Вот Штольц – другое дело»…

В этих рассуждениях нет ни капли притворства… Он искренен. В нём нет самодовольства.

- А Ольга? Свойственно ли ей самодовольство? Что является двигателем её поведения?

(Сообщение , основанное на наблюдениях по гл. 6,8,9,11)

Вика сделала наблюдения по тексту нескольких глав. Мы видим, что героиня посчитала своей целью – возродить Обломова. Она была предельно удовлетворена самой возможностью «эксперимента», тем, что «всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался».

А Обломов? Он без всякого сопротивления, с радостью подчиняется воле Ольги.

- Что представляла собой жизнь Обломова, вся сосредоточенная на любви? (Глава 9)

- Как изменился Обломов под влиянием Ольги? (Глава 11)

(Эти наблюдения дети выполняли дома и поэтому высказываются без подготовки)

Жизнь Ильи Ильича дублировала жизнь Ольги и только.

«…уж прочел несколько книг…»

Но именно в этом дублировании чужой жизни таилась причина «полувозрождения» Обломова. Ему кажется, что жизнь его полна. Но автор дает понять, что герой поднялся только до того «исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь.

«Он догнал жизнь, т.е. усвоил опять все, от чего отстал давно….» (глава 11)

Он усвоил только то, что вращалось в кругу «ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых газетах». «Всё остальное утопало в сфере чистой любви». (глава 11)

«Это опять была не та настоящая жизнь, которая и есть само движение. Это опять полусон, и Обломов … засыпал в своей сладостной дремоте…и опять ему снилась Обломовка». (глава 11)

Помимо всего ему необходимы постоянные инъекции уверенности в чувстве Ольги.

«…не могу не сомневаться… при вас я уверен во всем… вас нет - начинается такая мучительная игра в сомнения…»

И вот он пишет письмо Ольге.

Чтение письма Обломова Ольге Ильинской. (Читаю фрагментами) (Глава 10)

Беседа после прочитанного.

- Зачем Обломов пишет Ольге письмо?

- Что угадала Ольга в душе Обломова, прочитав его письмо?

Обломов пишет письмо с неосознанной целью испытать любовь. Ольга это поняла. Прочитав письмо Обломова, она увидела в нем светлую душу, нежность, чистую совесть, отсутствие всякого эгоизма, боязнь за счастье любимой. Всё это поразило Ольгу.

И герои вновь охвачены поэзией любви.

Наконец Обломов решает сделать Ольге предложение.

Чтение в ролях эпизода «Предложение Обломова». (Глава 12)

- Найдите связь между этим эпизодом и эпиграфом нашего урока.

Обломов мечтал о «стыдливом согласии, о слезах» и был разочарован спокойствием избранницы.

Устами Штольца в романе «Обломов» Гончаров говорил о том, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни. В любви он черпает энергию. В этом её радостная сторона, её благотворное влияние.

Е. Краснощекова:

«Любовь Обломова с самого начала несла в себе противоречие, предопределившее и её силу, и её ущербность. Это любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторжена, идеальна…

Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова. Но идеал для него только мечта. Ольга и любима им как мечта. Он вполне счастлив предвкушением счастья.

Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять её вообще. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность.

Ольга, своей волей приобщая Обломова к действию, искушает их любовь, создаёт неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения».

Вот поэтому и уместны на сегодняшнем уроке слова А.Блока: «Мелодией одной звучат печаль и радость». Особенно в любви, печаль и радость, как две сестры, идут рядом, рука об руку, плечом к плечу.

Третья часть романа - об испытаниях любви. Но о них мы будем говорить на следующих уроках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Любовная тема в романе И. А. Обломов»

Мелодией одной звучат печаль и радость. А. Блок

« Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом… Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Ольга Ильинская

Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль. Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»

В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения. В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения.

«…уж прочел несколько книг…» Но именно в этом дублировании чужой жизни таилась причина « полувозрождения » Обломова. Ему кажется, что жизнь его полна. Но автор дает понять, что герой поднялся только до того «исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь. «Он догнал жизнь, т.е. усвоил опять все, от чего отстал давно….» Он усвоил только то, что вращалось в кругу «ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых газетах». «Всё остальное утопало в сфере чистой любви».

«Это опять была не та настоящая жизнь, которая и есть само движение. Это опять полусон, и Обломов … засыпал в своей сладостной дремоте…и опять ему снилась Обломовка» Помимо всего ему необходимы постоянные инъекции уверенности в чувстве Ольги. «…не могу не сомневаться… при вас я уверен во всем… вас нет - начинается такая мучительная игра в сомнения…»

Обломов мечтал о «стыдливом согласии, о слезах» и был разочарован спокойствием избранницы. Устами Штольца в романе «Обломов» Гончаров говорил о том, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни. В любви он черпает энергию. В этом её радостная сторона, её благотворное влияние.

До «нечаянного» признания Обломова легка, всегда весела, жива, “отчасти насмешлива”, открыта, доверчива, простодушна, неуверенна, “зависима” от Штольца После признания задумчива, сдержанна, настойчива, тверда, уверенна, расчётлива, сдержанна, боязлива, “на одном уровне” со Штольцем. Ильинская

Любовь Обломова с самого начала несла в себе противоречие, предопределившее и её силу, и её ущербность. Это любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторжена, идеальна… Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова. Но идеал для него только мечта. Ольга и любима им как мечта. Он вполне счастлив предвкушением счастья. Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять её вообще. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность.

Ольга, своей волей приобщая Обломова к действию, искушает их любовь, создаёт неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения». Вот поэтому и уместны на сегодняшнем уроке слова А.Блока: «Мелодией одной звучат печаль и радость». Особенно в любви, печаль и радость, как две сестры, идут рядом, рука об руку, плечом к плечу.