Центральный государственный архив литературы и искусства. Он сам предложил свой архив? Видимо, не все достается архиву бесплатно

3 222 фонда, 1 607 603 ед. хр., ХVIII в. – 2015 г. (отдельные документы – ХIV, ХVI, ХVII вв.), 1265 музейных предметов, 167 микроформ на правах подлинников.

    Фонды учреждений – 398 фондов;

    личные фонды – 2 823 фонда;

    микрофильмы – 7 400 206 кадров.

    1 фонд, микроформы.

В настоящее время РГАЛИ является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Хронологические рамки собранных документов охватывают три столетия – с ХVIII в. до наших дней, но основная часть материалов относится к XX в. Документы хранятся в двух основных архивохранилищах – фондов учреждений и организаций и фондов личного происхождения.

Документы государственных учреждений и общественных организаций за дореволюционный период представлены фондами прежде всего общественных и культурных объединений и обществ, таких как Общество любителей российской словесности (1811–1930), Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд, 1859–1922), а также фондами редакций газет и журналов «Русский вестник», «Дело», «Русское богатство», «Современник» и др.

Российское театральное искусство отражено в фондах Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества. Документы по истории изобразительного искусства отложились в фондах Московского общества любителей художеств, Училища живописи, ваяния и зодчества, Третьяковской галереи.

История развития культуры и искусства советского периода запечатлена в фондах административных органов в области культуры – Комитетов по делам искусств при СНК СССР (1936–1953) и РСФСР (1938–1953), Главного управления по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР (Главискусство, 1925–1928), Министерства культуры СССР и его отделов (1953–1991), а также отраслевых органов управления отдельными видами искусства – Комитета по кинематографии СССР, Дирекции художественных выставок и панорам, Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий и проч.

Культурно-просветительные и литературно-художественные негосударственные организации в области литературы представлены фондами Пролеткульта (1917–1932) и Всероссийского общества пролетарских писателей «Кузница» (1920–1932), Союза писателей СССР (1932–1991) и его предшественников – литературных объединений и кружков, литературных издательств. Аналогичные творческие организации представлены фондами Всероссийского театрального общества, Союза композиторов СССР (1934–1991) и РСФСР (1957–1991), Союзов художников (1957–1991), архитекторов (1932–1991), кинематографистов СССР (1965–1991) .

Архив хранит многочисленные фонды научных учреждений в области искусства при Министерстве императорского двора, таких как Академия художеств (1757–1918), Институт истории искусств, а также фонды специализированных высших учебных заведений: театральных училищ и Государственного института театрального искусства (ГИТИС, c 1879 г.), Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН, 1926–1930), Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) и др. Значительная часть фондов представлена творческими организациями, такими как киностудии, театры, цирки, ансамбли, хоры и оркестры, музеи, постоянные и передвижные выставки, а также издательства и редакции журналов и газет.

Документация этих учреждений может быть условно разделена на три группы: управленческую, отражающую административные функции учреждения; по личному составу, включающую сведения о жизни и деятельности творческих работников; непосредственно творческую, связанную с созданием культурных ценностей. Среди управленческой документации находятся документы обобщающего характера – отчеты, справки, доклады в вышестояшие органы. Личные дела, как правило, продолжают храниться в составе фонда конкретного ведомства или учреждения. В РГАЛИ поступают личные дела, содержащие с информацию о творческой деятельности, которая отражена в анкетах, автобиографиях, личных документах.

Примерно половину из них составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства (театр, балет, музыка, кино, скульптура, архитектура и изобразительное искусство). Крупнейшим фондом, большинство материалов которого относится к первой половине ХIХ в., является фамильный архив трех поколений рода князей Вяземских – «Остафьевский архив». В его документах нашли отражение общественные и литературные процессы, жизнь и творчество многих литераторов того времени. Здесь имеются письма А.С. Пушкина, Г.Р. Державина, П.Я. Чаадаева, Н.В. Гоголя.

В архиве сосредоточена значительная часть творческого наследия Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Драматургия ХIХ – начала ХХ века отражена в материалах А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, А.Ф. Писемского, А.П. Чехова. «Серебряный век» русской литературы представлен фондами А.А. Ахматовой, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

В фондах С.А. Есенина, В.В. Маяковского, Ф.В. Гладкова, А.С. Грина, Ю.К. Олеши, К.Г. Паустовского, Б.Л. Пастернака, Ю.Н. Тынянова, А.А. Фадеева, И.П. Эренбурга и многих других писателей отражена история советской литературы. Театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А.И. Южина, В.Э. Мейерхольда, М.Г. Савиной, Л.В. Собинова, М.И. Петипа.

Документы по истории отечественной музыки сосредоточены в фондах П.И. Чайковского, С.И. Танеева, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича и др. ценные материалы по истории изобразительного искусства содержатся в фондах И.Е. Репина, В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, М.В. Нестерова, К.С. Петрова-Водкина. История зарождения и развития отечественного кино отражена в фондах Я.А. Протазанова, В.И. Пудовкина, А.П. Довженко, С.М. Эйзенштейна, М.И. Ромма.

Архив имеет также специальные собрания, посвященные выдающимся деятелям культуры, личные фонды которых хранятся в других местах (например, коллекции А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого). Документы личного происхождения известных деятелей литературы и искусства можно найти в многочисленных персональных коллекциях (Д.И. Эварницкого [Яворницного], Ф.Ф. Фидлера, Э.Ф. Циппельзона, Л.Н. Рабиновича, Я.Н. Тарнопольского, Ю.Г. Оксмана и др.).

Многие фонды имеют богатые коллекции графических материалов и фотографий. Из отдельных мелких поступлений в архиве образованы специальные тематические собрания документов – альбомов, гравюр, рукописей, стихотворений, писем, воспоминаний, дневников, фотографий, фольклорных материалов, а также формулярных списков деятелей искусств (всего около 70 коллекций). Кроме того, в ряде фондов архива имеются копии документов, поступившие из зарубежных архивов, в том числе из Англии, США, Чехословакии, Франции, Югославии.

В 1988–2012 гг. в РГАЛИ было рассекречено свыше 100 фондов и частей фондов. В основном это документы учреждений, организаций и лиц, находившихся в эмиграции или репрессированных в советское время. Среди них личные фонды и документы А.Т. Аверченко, А. Белого, З.Н. Гиппиус, С.А. Есенина, С.П. Мельгунова, М.И. Цветаевой, фонды редакций газет и журналов «Красная новь», «На литературном посту», Института для изучения еврейской истории, философии и литературы, Главлита, СП СССР.

Помимо личных фондов в РГАЛИ имеется ряд фондов различных учреждений, связанных с управлением культурой, образованием в этой сфере и т.д.

По дореволюционному периоду имеются фонды образовательных учреждений (например, Академии художеств – ф. 647), общественных организаций (например, Русского театрального общества и Всероссийского театрального общества – ф. 641 и 970), учреждений культуры (например, Городская художественная галерея П.М. и С.М. Третьяковых – ф. 646).

В целом, документы дореволюционного периода по учреждениям культуры в РГАЛИ не слишком многочисленны. Нужно иметь в виду, что представленные в РГАЛИ документы могут быть лишь частью сохранившегося массива, оставшаяся часть которого хранится в других архивах (например, в РГИА хранится фонд Академии художеств).

По советскому периоду документы представлены массово, поэтому поиски в фондах государственных учреждений, связанных с культурой нужно начинать в РГАЛИ. Так, здесь имеются фонды Комитетов по делам искусств при Советах народных комиссаров РСФСР и СССР (ф. 2075 и 962), Министерства культуры СССР (ф. 2329) и т.д. Среди фондов советского периода в РГАЛИ хранятся также документы учебных заведений, киностудий, театров, выставок, музеев, редакций газет и журналов, издательств.

Нужно иметь в виду, что в РГАЛИ хранятся далеко не все документы по литературе и искусству. Значительная часть документальных материалов хранится в музеях писателей (например, фонд Л.Н. Толстого хранится в Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве), однако отдельные документы писателя в РГАЛИ всё-таки присутствуют в составе других фондов. Кроме того, фонд писателя или деятеля искусства может и присутствовать в архиве, однако содержать лишь небольшое количество документов (например, в РГАЛИ имеется фонд М.А. Шолохова (ф. 1197), включающий лишь несколько десятков единиц хранения, большая часть его материалов находится в его музее-заповеднике в станице Вешенской Ростовской области).

Фонды РГАЛИ в некоторых случаях могут дать дополнительную информацию для генеалогического исследования. Это касается не только фондов учреждений и организаций, в которых может содержаться информация о работе того или иного человека, а также переписка с этим учреждением

Полезными могут быть также личные фонды. Дело в том, что в них хранятся не только рукописи, но и переписка деятелей литературы и искусства. Если ваши предки были с ними знакомы, в фондах архива могут найтись письма, упоминания в дневниках и другие ценные находки.

Например, в рамках одного из исследований нашей компании мы изучали родословную одного дворянского рода, несколько представителей которого в конце XIX – начале XX в. были связаны с семьёй Л.Н. Толстого и его окружением. В документах РГАЛИ удалось найти несколько десятков писем, которые писали члены изучаемой нами семьи или которые были им адресованы.

Если вы интересуетесь творческими поисками или подробностями биографии художников, музыкантов, архитекторов и других деятелей культуры, хотите поработать с дневниками, уникальными фотографиями или рисунками, то ваш путь лежит по адресу: улица Выборгская, дом 3, корпус 2. Изначально архив создавался как литературный. В 1941 году сюда передали коллекции Государственного литературного музея, а также некоторые материалы из Третьяковской галереи, Исторического музея, Архива Октябрьской революции и других музеев и частных архивов, имевших отношение к искусству и литературе.

Семь лет спустя его переименовали в Центральный государственный архив литературы и искусства СССР, а после 1992 года первое слово в названии сменилось на «Российский». Неудивительно, что литературная часть архива наиболее масштабна.

Среди ее сокровищ самый древний документ – рукописная книга XIV века «Пасхальная Агада» с описанием ритуала пасхального седера на древнееврейском языке. Другие древние произведения датируются XVI–XVII веками. Тут же содержатся материалы о жизни и творчестве замечательных деятелей русской культуры – от Пушкина и Лермонтова до Розанова и Солженицына.

Особую ценность представляет «Остафьевский архив», хранящий документы нескольких поколений семьи Вяземских. В нем рукописи князя Петра Вяземского, друга Пушкина, автографы выдающихся деятелей – от Петра I и императрицы Екатерины II до английского поэта Джорджа Байрона и французского писателя Оноре де Бальзака. На хранении в РГАЛИ находится часть архива Достоевского. Благодаря ему можно представить, как создавались классические произведения русской литературы «Преступление и наказание», «Идиот» и «Подросток». Серебряный век представлен творческим наследием Блока, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Пастернака, а также Бунина, Андреева и других выдающихся писателей и поэтов. Многие документы из литературных архивов того периода долгое время были засекречены. Они стали доступны исследователям и широкой публике в конце 1980-х – начала 1990-х годов. Часто эти материалы были либо привезены из-за рубежа, либо некогда выведены из общего хранения за их «антисоветскую направленность».

Не менее богатая коллекция документов, хранящихся в РГАЛИ, касается истории русского театра. Здесь вы найдете архивы Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества; личные архивы Мейерхольда и Яблочкиной, Собинова и Петипа. Помимо фотографий, запечатлевших сцены различных постановок, можно увидеть эскизы декораций и костюмов, режиссерские сценарии пьес, прочесть заметки режиссеров о спектаклях и репетициях или записи, раскрывающие актерское видение. Особенность РГАЛИ в том, что он совмещает функции музея и архива. На хранении в фондах находится огромный изобразительный материал – картины, фотографии, плакаты, графика и т. д.

Особые коллекции

Есть и еще один нюанс. В свое время многих художников запрещали выставлять в музейных залах по идеологическим и политическим причинам. В архиве их работы были спасены и сохранены для потомков. Таким образом, например, уцелели творения русских авангардистов.

В РГАЛИ находится бесценная коллекция Владимира Татлина и Алексея Крученых, работы таких мастеров авангарда, как Любовь Попова, Надежда Удальцова, архитекторы братья Александр и Виктор Веснины. За счет личных архивов пополнилась коллекция графики и плаката, например здесь можно увидеть 400 оригинальных плакатов Маяковского. Графика поступила сюда еще при создании архива из разрозненных собраний книжных издательств и редакций художественных журналов. Тогда же Третьяковская галерея передала хранившиеся в ее фондах документы мастерской ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, Российской академии художеств, а также личные архивы некоторых художников. В дальнейшем изобразительный отдел архива пополнялся за счет различных поступлений. Например, благодаря искусствоведу и коллекционеру Илье Зильберштейну здесь можно взглянуть на акварели Бенуа, театральные эскизы Добужинского, рисунки Коровина, Лифаря, Ремизова.

Из деятелей кино свое наследие оставили архиву Яков Протазанов и Иван Мозжухин, Михаил Ромм и Лев Кулешов, Дзига Вертов и Роман Кармен. Несомненное украшение собрания – пять тысяч рисунков режиссера Сергея Эйзенштейна. Чрезвычайно богаты музыкальная коллекция и собрание кинофотодокументов (к примеру, именно здесь хранится одна из лучших коллекций русской фотографии). Уникально собрание личных вещей и предметов, принадлежавших выдающимся деятелям культуры и искусства. Среди них грушевый ларец Марины Цветаевой, ее серебряный перстень и чернильница, а в архиве Николая Бердяева – портмоне и бумажник, часы и портсигар.

Родственники поэта Константина Симонова передали на хранение в архив весь интерьер его рабочего кабинета. РГАЛИ регулярно устраивает выставки, ведет большую просветительскую и исследовательскую работу. Его собрание постоянно пополняется.

Но самой важной задачей сотрудники полагают создание электронной базы документов, мечтая потягаться с ведущими мировыми архивами не только объемами фондов, но и новыми технологиями. Возможно, уже скоро благодаря этому нововведению мы сможем читать дневники Лермонтова или изучать редкую партитуру Мусоргского, не выходя из дома.

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

(РГА ВМФ)

г. Санкт-Петербург

1. История создания.

Архивохранилище берет свое начало еще в 1724 г., когда по устному указу Петра Великого был создан архив Государственной адмиралтейств-коллегии. С 1827 г. – Архив Морского министерства. В 1918 г. документы архива вошли в состав ЕГАФ СССР.

В 1925 г. создан Морской отдел Ленинградского отделения Центрального исторического архива (ЛОЦИА). А в 1934 г. отдел превратился в Морской исторический архив, который с 1937 г. стал называться Центральный государственный военно-морской архив (ЦГВМА).

В 1941 г. ЦГВМА был переименован в Центральный государственный архив Военно-Морского флота СССР (ЦГАВМФ СССР). В 1992 г. архив претерпел последнее изменение в названии, превратившись в Российский государственный архив Военно-Морского флота.

2. Состав фондов.

Архив хранит документы, образовавшиеся в деятельности центральных учреждений морского ведомства, управлений флотов и флотилий, соединений, частей и кораблей, военно-морских учебных заведений, военных портов, судостроительных предприятий, гидрографических и научных экспедиций, деятелей Военно-Морского флота.

Всего: 2875 фондов, 927 663 дела;

29 фондов, 266 456 ед. хр. Фотодокументов.

Документы за период: с 1550 до 1940 гг.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЭКОНОМИКИ

(РГАЭ)

г. Москва

1. История создания.

В 1961 г. на базе документов по истории народного хозяйства СССР, выделенных из ЦГАОР СССР, создан Центральный государственный архив народного хозяйства СССР (ЦГАНХ СССР).

В 1992 г. преобразован в Российский государственный архив экономики (РГАЭ).

2. Состав фондов.

Архив хранит документы по истории экономики и социального развития советского общества с 1917 г.: фонды наркоматов, министерств, государственных комитетов, главных управлений, обеспечивающих планирование, финансирование, стандартизацию, осуществляющих управление отраслями народного хозяйства, а также аналогичных по компетенции центральных органов РСФСР, которые до образования СССР распространяли свою деятельность и на другие советские республики.

Здесь сосредоточены фонды производственно-хозяйственных организаций: трестов, объединений, непосредственно подчинявшихся центральным органам управления СССР; фонды деятелей народного хозяйства и науки, а также комплексы документов по личному составу всех организаций – источников комплектования архива и номенклатурных работников сферы экономики.

Всего: 1955 фондов, 3 520 521 дел;

5 фондов, 279 767 ед. хр. научно-технической документации

1046 ед. хр. фотодокументов.

Документы за период 1917 – 1993 гг.

Российский государственный архив

Литературы и искусства

(Ргали)

Г. Москва

    История создания.

Центральный государственный литературный архив СССР (ЦГЛА СССР) был создан в 1941 г. В его основу легли фонды Государственного литературного музея (ГЛМ), образованного в 1933 г. В ЦГЛА были переданы профильные фонды из ЦГАОР СССР, Государственного исторического музея (ГИМ), ЦГАДА, Государственной Третьяковской галереи и других архивохранилищ.

В 1954 г. архив был переименован в ЦГАЛИ СССР, а в 1992 г. – в РГАЛИ.

В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

    Состав фондов.

Документы архива характеризуют различные этапы развития литературы, искусства и общественной мысли, творческих взаимоотношений представителей отечественной и зарубежной культуры.

В архиве сосредоточены фонды органов центрального управления в области культуры, театров, киностудий, специализированных учебных заведений, издательств, общественных организаций; личные фонды писателей, критиков, художников, композиторов, деятелей театра и кино, коллекции документов.

Всего: 2871 фонд, 1 078 777 дел за период с XVIII – до 1993 г.

Российский государственный архив литературы и искусства - "Архив муз" - является крупнейшим хранилищем России, входящим в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В более 3000 фондах и 1,5 млн. единицах хранения сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры.

Созданный в 1941 г. в канун Великой Отечественной войны, Архив стал любимцем и предметом особой заботы государства. "Никогда ни одно архивное учреждение не получало таких огромных средств на покупку у частных лиц рукописей, музейных ценностей и целых библиотек, - как подчеркивал Ираклий Андроников. - Никогда ни в один музей не шли таким могучим потоком автографы, дневники, записные книжки, альбомы, чемоданы с письмами, черновики, документы, воспоминания, рисунки, портреты, книги".

Главной особенностью собрания РГАЛИ является уникальная информационная совокупность, в которой личные фонды и творческие наследия писателей, композиторов, художников, актеров, режиссеров сочетаются с многообразием управленческой документации института управления культурой, творческих союзов, общественных организаций.

В фондах Архива хранятся документы XIV-XI вв., и среди них рукописи и личные документы выдающихся деятелей культуры России, автографы А.С. Пушкина, ценнейшие коллекции и части собраний Ю.А.Бахрушина, Ф.Ф. Фидлера, С.П.Мельгунова, П.И.Бартенева, личные фонды М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, В.В.Розанова, А.А.Блока, Б.Л.Пастернака, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, А.Белого, М.А.Кузмина, В.Т. Шаламова, А.И.Солженицына, Д.Д.Шостаковича, С.С. Прокофьева, М.М.Плисецкой, Р.К. Щедрина, творческое наследие деятелей русского зарубежья, а также документы органов управления, учреждений и организаций культуры - Наркомпроса РСФСР, Всесоюзного Комитета по делам искусств (ВКИ) при СНК СССР, Министерства культуры СССР и РФ, Госкино СССР, научных и учебных заведений культуры, киностудий, театров, цирка и эстрады, издательств, редакций литературных и художественных журналов.

Еще одна особенность собрания РГАЛИ - его музейная составляющая: третья часть собрания - изобразительные материалы (живопись, графика, фотографии и др.). Настоящим открытием последнего десятилетия стала коллекция русского авангарда из собрания РГАЛИ с произведениями Е.Г.Гуро, М.В. Матюшина, К.М.Зданевича, С.Б.Никритина, В.С.Барта, А.А. Моргунова, М.В.Ле-Дантю, Л.М.Лисицкого, В.Е.Татлина и др. Представительна и мемориальная коллекция, включающая более 1000 музейных предметов, принадлежавших Н.А.Бердяеву, В.А.Соловьеву, А.М.Ремизову, М.И.Цветаевой, И.Г.Эренбургу, А.Г.Коонен, К.М.Симонову, К.А.Кедрову, М.М. Плисецкой и др.

Современный образ РГАЛИ - это открытость и доступность. На это направлены многочисленные публикации, выставки, круглые столы и, конечно, высокая степень информатизации архивной деятельности. Надеемся, что новый выставочный зал, который расположится в одном из корпусов здания, станет популярной площадкой для друзей РГАЛИ и москвичей.