Что такое цивилизация, "цивилизованность", "цивилизованный человек"? Интересно, а что значит быть культурным и цивилизованным человеком

Если грамотный, образованный и ученый могут разобраться во всех особенностях языка, зная и понимая его, от культурного человека ждут большего. Однако культурный и ученый… могут и не совпадать в одном человеке, как знание и культура не совпадают в общих признаках.

Мы вступаем в новый ряд определений современного человека.

XVIII век, век Просвещения, подарил эти два понятия, выражавшие одно и то же: цивилизация во Франции (Гольбах, 1770) и культура в Германии (Гердер, 1791) - как закон человеческой истории, преемственность поколений и развития общества.

Цивилизация - от латинского определения civilis (гражданский); то есть, строго говоря, городской. Городская культура, противопоставленная натуре - природе. Пока в особой чести была французская речь, у нас ходило французское слово, Чаадаев, Пушкин, декабристы, Герцен, петрашевцы, Писарев - все говорят о цивилизации и цивилизованных людях, начиная со словаря 1837 года, в котором даже произношение французское: сивилизация.

Слова культура ни у кого из них нет. Оба термина употребляются пока вместе, потому что обозначают одно понятие. Позднее потребовалось их разграничение по смыслу. Цивилизацию стали связывать с материальной, культуру - с духовной деятельностью человека.

Нужно понять журналистов прошлого века. Слово прогресс запрещено к употреблению, слово развитие также, слова революция давно нет ни в одном словаре. Вынужденный обстоятельствами, «эзопов язык» революционных демократов нуждается в термине, который давал бы намекающее понятие о прогрессе и развитии, о революциях. Идея прогресса и развития… цивилизация . Идея просвещения - культура. «Где эта культура, в чем созданная нами цивилизация?!» - восклицал публицист-народник Н. В. Шелгунов.

Царедворец под цивилизацией понимает привычки городской жизни, передовой публицист - развитие общества в новом направлении. Для одного и слово во французском произношении: сивилизация , - для второго это интернациональный термин: цивилизация .

О культуре тоже известно, что слово латинское и обозначает нечто, противоположное природе - натуре . В 1863 году, когда сотрудник «Отечественных записок» употребил выражение «действовать на природу культурою», критик славянофильского «Москвитянина» советовал заменить последнее слово привычным в то время возделанием . В своем роде это верно, потому что культура и значит обработка , возделывание , даже образование (чего-то), так и отмечено впервые в словаре иностранных слов 1861 года.

Более ста лет назад сначала П. Л. Лавров, а затем Н. В. Шелгунов в «Очерках русской жизни» рассмотрели все признаки, которыми современники различали слова цивилизация и культура . Описывая социальные отношения своего времени, они прояснили содержание понятий, обозначенных этими словами; пока еще не терминами, а заимствованными словами, обычно в сочетании с более понятными русскими словами. Новые слова внедрялись в сознание читающей публики.

Язык и сам по себе способен показать, стало слово природно русским или оттачивает пока свой смысл в литературных битвах. Слово развивает свои переносные значения и с помощью суффиксов образует новые, уже совершенно русские слова.

Еще и в середине XIX века предпочитали говорить человек цивилизации , а не цивилизованный человек . Нет и сочетаний культурный человек , хотя встречается культурный век и культурное общество . Более того, до XX века возможны выражения культурное травосеяние или культурное производство - «возделывание» или «промышленность» , то есть в точном соответствии с латинским термином в немецком его понимании. В конце XIX века человека, который «ввел в культуру» салат и турнепс, называют высококультурный хозяин . В начале XX века только светские люди называют себя культурными людьми , но всегда в том же самом прямом смысле: воспитанные, вылощенные, то есть не «дети природы». П. Л. Лавров рискует говорить о «просвещенном культурном слое образованных» и «культурных силах» (1877), но в этих сочетаниях иностранное слово все еще поясняется привычным русским. Мысль развивается постепенно: сначала говорят о своей культуре, потом о культурных силах, которые становятся (собирательно) культурными людьми, - но все еще в прямом смысле слова.

И XX век множит определения: культурное строительство , культурная революция , культурный уровень , культурные связи - указывают на определенный уровень культуры, которого может достичь эпоха или страна.

Вспомним: образованным человеком поначалу называют того, кто получит образование. Только со временем по метонимическому переносу значения так стали называть человека, имеющего разносторонние знания: «люди ученые - образованные!»

То же и с определением культурный. Человек, живущий в культурном обществе и в культурный век, да притом и образованный до такой степени, что может осознать это, - несомненно культурный человек. В начале 1930-х годов в толковом словаре Д. Н. Ушакова сочетание культурный человек уже известно, хотя над ним и посмеиваются: «возделанный» человек! Пока осознается внутренний образ слова, его исходный смысл, слово не стало термином. Оно еще опутано множеством побочных значений, исконных и благоприобретенных, и каждый человек по-своему понимает это слово. В том же словаре вторым значением слова культурный указано: образованный человек. В новейшем же академическом словаре вместо него в качестве побочного стоит уже: воспитанный человек! Образованный связано со знанием и обучением, а воспитанный относится к нравственной сфере бытия. Для разных эпох важен свой подтекст.

Не потому ли и слово цивилизация известно нам меньше, чем слово культура ?

Теперь важнее обозначить не материальную сторону цивилизации (понятие о материальной культуре в основном обозначается словом цивилизация ), духовную. Но и духовная, нравственная сторона современной жизни сознанием также раздваивается. С одной стороны, это - по преимуществу внешняя культура, создающая культурного человека . А с другой - заветно свое, в борениях выстраданное представление о мире, классовое и национальное, личное или всечеловеческое. Возникла нужда еще в одном слове, и оно появилось - интеллигентный .


| |

Что же такое «цивилизация»? Для грека слово «цивилизованный» значит прирученный, обработанный, привитый. Цивилизованный человек - это человек «привитый», который сам себе делает прививки, с тем чтобы приносить плоды более питательные и сочные. Цивилизация представляет совокупность изобретений и открытий, имеющих целью защитить человеческую жизнь, сделать ее менее зависимой от сил природы, укрепить ее в мире физическим путем познания его законов - губительных для человека невежественного на низших ступенях развития, но по мере их изучения становящихся орудием его наступления на этот мир. Однако помимо защиты жизни, цивилизация призвана еще ее украсить, увеличить всеобщее благосостояние, умножить радость жизни в обществе, где более справедливые отношения медленно устанавливаются между людьми. Она должна привести к расцвету этой жизни в искусствах, которыми все люди наслаждаются сообща, должна развить гуманистическое служение человека в том реальном и одновременно воображаемом мире, каким является мир культуры, переделанный и по-иному осмысленный науками и искусствами и ставший в свою очередь неиссякаемым источником дальнейшего нового творчества.

Вот цепь из множества изобретений - открытий - завоеваний. Возьмем наудачу некоторые из них и воспользуемся ими, как вехами, для оглавления, еще не твердо намеченного.

Эллинские племена, последовательными волнами заселявшие Балканы, вели кочевой образ жизни. Шатры, оружие - сначала деревянное, потом из бронзы, - дичь и козы. Лошадь, самое быстрое из всех прирученных человеком животных, была уже одомашнена. Эти дикие племена жили главным образом охотой. Осев на полуострове, получившем название Эллады, они стали возделывать неподатливую землю. Этот народ остался до конца народом по преимуществу сельским, а не городским: греки - это крестьяне. Даже Афины во времена своего величия остаются прежде всего рынком для деревень Аттики. Греки выращивают злаки, разводят оливковое дерево, смоковницу и возделывают виноградники. Они очень скоро научились обменивать свое масло и вино на ткани, которые изготовляли их соседи в Азии. Затем они осмеливаются пуститься в плавание по морю и везут свои прекрасные расписные горшки с маслом и вином туземцам северного побережья Черного моря, чтобы обменять их на ячмень и пшеницу, потребность в которых все растет по мере увеличения населения во вновь возникающих городах. Специализированное сельское хозяйство, постепенно развиваясь, вытесняло первобытную охоту; мясную пищу стала заменять вегетарианская, более соответствующая климату новой зоны поселения; коммерческие связи развивались, достигнув очень скоро значительных размеров, - все это увеличило благосостояние греческого народа и привело к общению с народами более древней культуры, в то время как сами греки были еще очень мало отесаны.

Но для этого грекам пришлось предпринять другое завоевание - покорить море, что они и стали делать одновременно и робко, и смело, и неумело. В свою страну они проникли с севера сухим путем. Греческие племена так долго кочевали по степям Азии и России, охотясь и перегоняя свои тощие стада, что даже забыли и название того обширного водного пространства, которое обозначается одним и тем же словом почти у всех родственных им народов индоевропейской группы. Для водного пространства, именуемого на латинском и производных от него языках mare, mer и т. д., на германских языках Merr, See, sea и море, morje на славянских, у греков не оказалось слова - они не знали, как его назвать. Им пришлось позаимствовать название у племен, заселявших территорию, на которой они осели: пришельцы обозначили море словом thalassa («таласса»). Именно от этих аборигенов, гораздо более цивилизованных, чем они сами, греки научились строить корабли. Преисполненные вначале глубокого страха перед коварной стихией, подстрекаемые «суровой бедностью... горькой нуждой и мучениями пустого брюха», по выражению древних поэтов, они рискнули пуститься в царство волн и ветров и повели свои груженные товарами корабли над морской пучиной. Постепенно, ценой больших усилий и потерь, они становятся наиболее искусным в мореплавании народом древности, превзойдя даже самих финикийцев.

Народ земледельцев, народ мореплавателей - таков первоначальный облик и первые шаги в развитии цивилизации греческого народа.

За покорением моря быстро последовали и другие завоевания. Греческий народ овладевает искусством поэтически выражать свои мысли и создавать образы; он осваивает неисследованные области и распахивает необъятную новь - все это позднее назовут литературными жанрами. Первоначально в греческом языке для них нет даже названия: но и безымянные, они в изобилии и с невиданной пышностью расцветают несравненной красотой. Язык этот такой же живой, как трава или родник; он гибок и способен выразить тончайшие оттенки мысли, на нем можно объяснить самые сокровенные движения сердца. Он звучит то как бравурная, то как услаждающая слух музыка, то подобен могучему органу, а то плачет тонкой флейтой или звенит, как деревенская свирель.

Все первобытные народы издавна работают под звуки песен или ритмических фраз, так как это облегчает труд. Греческие поэты широко разрабатывали эти ритмы, большинство которых унаследовано от древних народных напевов. Вначале они создавали высокий эпический стих, пользуясь его благородным и варьирующим кадансом для прославления подвигов героев прошлого. Из поколения в поколение передавались необъятных размеров поэмы, текст которых первоначально наполовину импровизировался. Эти поэмы исполняли речитативом под простейший аккомпанемент лиры - восторг, разделенный слушателями, способствовал развитию коллективных чувств уважения к отважным подвигам и предприимчивости. Со временем эти расплывчатые поэмы приобретают форму; завершением этого процесса и явились те два великолепных произведения, которые мы читаем до сих пор, - «Илиада» и «Одиссея» - библия греческого народа.

Другие поэты, теснее связывая поэзию с музыкой, пением или танцами, черпая вдохновение в повседневной жизни людей и городов, восхваляя или высмеивая, пленяя или поучая, создают сатирическую, любовную и гражданскую лирику. Третьи изобретают театр, в трагедии и комедии они подражают жизни, но одновременно творят ее вновь. Драматические поэты становятся воспитателями греческого народа.

Пока одни при помощи чарующих звуков своего языка, воспоминаний о прошлом, забот и надежд своего настоящего, мечтаний и обольщений своей фантазии создавали три основных поэтических жанра всех времен - эпос, лирику и драму, - другие вооружались резцом и вырезали в дереве, а затем высекали в твердом известняке и мраморе - лучших пластических материалах на земле - либо отливали в бронзе изображения человеческого тела, того тела несравненной красоты, которое принадлежало и людям, и богам. Этих богов, населяющих весь мир и скрытых суровой тайной, надо было во что бы то ни стало расположить к себе, сделать ручными. Чтобы их очеловечить и цивилизовать, не было лучшего способа, как наделить их совершенным и осязаемым телом мужчины или женщины. Богам воздвигают великолепные храмы, в них устанавливают их изображения, но воздают им почести под открытым небом. Величие воздвигнутых для богов зданий призвано было одновременно свидетельствовать и о славе городов, которые их выстроили. Хотя во все века, в том числе и в века расцвета, греки посвящали небожителям все произведения своей скульптуры и архитектуры, эти искусства, воспринятые ими от соседних народов, утверждали тем не менее способность человека творить красоту из камня и металла.

Одновременно с великим подъемом, побудившим греков в VII и VI веках до н. э. ринуться на завоевание всех жизненных благ, возникло стремление разобраться в простейших законах природы. Греки хотят постичь окружающий мир, узнать, из чего он сделан и как он сделан, и, разгадав его законы, научиться управлять ими. Они изобретают математику и астрономию, закладывают основы физики и медицины.

Для кого же делаются все эти открытия и изобретения? Для остальных людей, для их выгоды и удовольствия, но еще не для всего человечества. В первую очередь - для жителей полиса, под которым следует понимать общность граждан, проживающих в одном округе (несколько деревень с административным центром) греческой территории. В этих рамках, пока еще очень ограниченных, греки хотят создать общество, тяготеющее к свободе и уравнивающее своих членов в политических правах. В наиболее развитых греческих полисах это общество основано на принципе народовластия. Таким образом, греки создали первую, еще очень несовершенную, форму демократии.

Мы упомянули все наиболее важные завоевания, совокупность которых определяет греческую цивилизацию. Они все направлены к одной цели: увеличить власть человека над природой, утвердить и усилить свою человеческую сущность. Вот почему очень часто - и с полным основанием - греческую цивилизацию именуют гуманизмом. Греческий народ стремился усовершенствовать природу человека и улучшить его жизнь.

Поскольку мы и сейчас продолжаем к этому стремиться, пример греков, не завершивших свое дело, и даже их крушение стоят того, чтобы люди нашей эпохи над ними задумались.

В трагедии о Прометее поэт Эсхил расчленил на несколько этапов длинный путь греческого народа от состояния дикости до цивилизации. Он, разумеется, не знает, ни почему, ни как эти беспомощные и невежественные предки могли подняться на первую ступень познания, принесшего им избавление. Эсхил делит с ними некоторые из их суеверий: он верит оракулам, как дикарь верит колдуну. Эсхил приписывает Прометею, богу, которого он называет Человеколюбцем, все изобретения, исторгнутые у природы усилиями человека.

Однако Благодетель Человечества и люди вместе с ним не избавлены от ненависти Зевса - «тирана» земли и неба, замыслившего без всякой причины уничтожить гордый человеческий род и не успевшего в этом лишь потому, что ему помешал Прометей; этим самым Эсхил превращает мыслящего и действующего Друга Людей в дерзкого носителя той энергии, с которой человеческий разум борется не переставая, стремясь преодолеть нашу извечную нищету и беспомощность.

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный).

Цивилизация – это социальная форма движения материи обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (словарь). Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, на сегодня она находится в кризисном состоянии. Как внешнее отражение Мировой Цивилизационный кризис на планете.

Понятие Цивилизации – можно толковать с позиции Философского, научного, культурно-исторического, экономического определения, которое затрагивает любые моменты нашей жизни, но с точки зрения Мудрого устройства Домом (ИДИВО) . В целом это любая форма движения материи, которая направлена на реализацию целей Отца этой Цивилизацией, в движение материи (биологической) как развитие человечества в целом. А так же движение окружающей среды, в которой живёт цивилизация и всё человечество, которая поддерживает развитие человека.
Цивилизация постоянно находится в развитие. Цивилизация как форма развития человечества вместе с окружающей средой.
Окружающая среда – это природа, социальная общественная, экономическая, политическая (идеология).
Цивилизованность и Цивилизация предполагает постоянный эволюционно направленный вектор развития.
Задача Цивилизации – это взращивание, развитие человечества, воспитать человечество подобное Отцу, стандартами Метагалактики на данный момент восьми проявлено. Явить Истину Отца в целом и Истину Отца каждым человеком и всем человечеством. Каждый человек с точки зрения Отца имеет перспективное предназначение стать со Творцом с Отцом,

Что значит быть цивилизованным человеком?

Это значит быть человеком, развитым с точки зрения Отца, встроенным в окружающую среду развивающий собой и вместе с другими эту среду.
Прежде чем стать цивилизованным человеком Отец формирует в начале нас как человека отстроенного по новым 256-ричным стандартам. Те люди, которые понимают, что они будут воплощаться в следующий раз, и они этой жизнью обеспечивают условия следующего своего рождения и такого человека можно назвать ответственным за свою жизнь.

Синтезное определение, что такое Цивилизация ИДИВО .

Это вариант движения материи человечества в синтезе с саморегулируемой Метагалактической материи. Нацеленной на реализацию эпохальных задач Изначально Вышестоящего Отца (ИВО).
Цивилизация охватывает всё человечество и проблема в том, что не большая группа людей Служащих организовать цивилизацию не может, но каждый человек может быть тем маленьким росточком той будущей цивилизацией.
Цивилизация предполагает развитие новой идеологии человека.
Цивилизация требует профессионального подхода к жизни человека и не только в профессии. Она должна охватывать разные направления деятельности человека.
Метагалактическая Цивилизация – это совершенно новое явление Отца.
В основе новой Цивилизации ИДИВО Отец заложил новое учение под названием . Цивилизация на планете развивается Метагалактикой восьмого проявления и называется Цивилизацией Истины , Цивилизации Творцов. Истина читается обратно как Нить Синтеза. Есть Истина у Отца, а мы люди как клеточки Отца несём маленькую часть Истины несём, реализуем собой и своей жизнью.
Самым лучшим вариантом донесения учения Синтеза как новых Основ жизни, стандартов, законов, правил, новых целей цивилизации будет партийная деятельность в направлении

См … Словарь синонимов

цивилизованный - ая, ое. civiliser. Приобщенный к цивилизации (культуре, прогрессу, просвещению); культурный, просвещенный. БАС 1. Я за безграмотных черных против цивилизованных владельцев их в южных штатах. Черныш. Что делать? ♦ шутл. Лесных диких котов не… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ, ая, ое; ан. Являющийся носителем цивилизации (во 2 знач.). | сущ. цивилизованность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

1. цивилизованный, ан, ана, ано, аны, прич. 2. цивилизованный, ан, анна, анно, анны, прил … Русское словесное ударение

Прил. 1. Находящийся на уровне цивилизации [цивилизация I 2.], являющийся носителем цивилизации, приобщенный к цивилизации; культурный, образованный. 2. Основанный на достижениях цивилизации [цивилизация I 2.]; развитый, правовой, просвещенный. 3 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Цивилизованный, цивилизованная, цивилизованное, цивилизованные, цивилизованного, цивилизованной, цивилизованного, цивилизованных, цивилизованному, цивилизованной, цивилизованному, цивилизованным, цивилизованный, цивилизованную, цивилизованное,… … Формы слов

Варварский неприрученный нецивилизованный … Словарь антонимов

цивилизованный - цивилиз ованный; кратк. форма прич. ан, ана; кратк. форма прил. (культурный; такой, как принято у цивилизованных людей) ан, анна … Русский орфографический словарь

цивилизованный - 1. прич.; кр.ф. цивилизо/ван, цивилизо/вана, вано, ваны. Некоторые территории средневековой Франции были цивилизованы довольно поздно. 2. прил.; кр.ф. цивилизо/ван, цивилизо/ванна, ванно, ванны; цивилизо/ваннее. «Находясь в городах, они [коты],… … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Тишина в эпоху шума. Маленькая книга для большого города , Кагге Эрлинг. Цивилизованный мир охвачен эпидемией шума. Приходящие на мобильный оповещения, рев транспорта, звуки, издаваемые всевозможной техникой, - всё это отвлекает и сильно нервирует, не дает ни…
  • Тишина в эпоху шума: Маленькая книга для большого города , Эрлинг Кагге. Цивилизованный мир охвачен эпидемией шума. Приходящие на мобильный оповещения, рев транспорта, звуки, издаваемые всевозможной техникой, – всё это отвлекает и сильно нервирует, не дает ни…

Абатуров И.Н.

Научный руководитель: д. фс. н., профессор Мельник В.И.

ГОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

Разделение общества на цивилизованных и нецивилизованных людей, как уже отме­чалось, было связано с отделением умственного труда от физического.

Нецивилизованный человек также участвовал в творении цивилизации, даже если он не осознавал этого. Рабство выступало двигателем науки, культуры и искусства, поскольку рабы своим трудом давали господину время на изучение и творческое переосмысление интеллектуального наследия ци­вилизации.

Живучесть рабства поражает: современные исследования отмечают сохранение руди­ментов работорговли вплоть до XX в. Расцвет античной цивилизации был бы невозможен без порабощения огромного числа представителей варварских и примитивных обществ.

Рабство развивалось в рамках очень интересного социального феномена - патерна­лизма. Термин патернализм происходит от латинских слов pater, paternus, которые означают соответственно «отец», «отцовский». Долгое время это понятие в СССР практически не употреблялось. Мы не находим упоминаний о патернализме в толковых словарях, в частности в том, что был издан под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой в 80-е гг. XX в. Если этот термин и встречался в специальных советских словарях по общественным наукам, то обычно его трактовали как чужеродное понятие. Вот одно из таких определений. «Патер­нализм... идеологическая доктрина и практика монополистической буржуазии, направленная на то, чтобы отвлечь рабочих от классовой борьбы, внедрить в сознание трудящихся идеи “социального партнерства” и классового мира, побудить рабочих добровольно повышать производительность и интенсивность труда на капиталистических предприятиях».

Нет термина «патернализм» и в недавно изданном «Толковом словаре русского языка начала XXI века», основанного на детальном анализе современной литературы и публици­стики. Сегодня лишь отдельные толковые словари содержат это понятие. Так, в «Боль­шом толковом словаре русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова это слово имеет сле­дующие значения: «1. Опека, покровительство крупных государств более мелким государст­вам или колониям. 2. Покровительство, опека старшего младшему». В «Большом словаре иностранных слов», вышедшем в 2005 г. повторены почти без изменений оба вышеупомяну­тые значения термина «патернализм» и добавлена третья трактовка этого слова: «Система дополнительных льгот на предприятиях за счет предпринимателей с целью улучшения от­ношений с сотрудниками».

Даже в настоящее время понятие «патернализма» в отечественных общественных науках не прижилось. Как отмечает Н.В. Шушкова «для отечественных обществоведов тема патернализма остается маргинальной. Можно говорить о том, что термин “патернализм” в российской социальной науке имеет статус скорее служебный или метафорический, но не концептуальный».

Но если социальная сторона патернализма все же исследуется, то аксеологический ас­пект этого явления в России остается практически неизученным. А ведь патернализм это не только социальное и политическое явление, но и особая система ценностей, которая лежит в рамках цивилизованности. Скорее всего, невнимание к аксеологической стороне патерна­лизма вызвано тем, что в отечественных общественных науках постсоветского периода во­просам морали, этики, духовности современного российского социума внимания уделялось мало.

Это было связано во многом с тем, что понятие «общественная мораль» автоматически ассоциировалось с такими явлениями, как идеология, идеологический диктат, которые были неприемлемы для ученого, который демонстративно порвал с социализмом.

Истоки патернализма лежат в природной сущности человека: многие животные забо­тится о своем потомстве или приемных детенышах (феномен «маугли»). Однако подлинный патернализм сформировался только у человека, став важным элементом цивилизованности. Если обратиться к классификации А. Маслоу, то оказывается, что патернализм направлен на удовлетворение потребности в безопасности, которая включает в себя желание зависимости, стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Патернализм на практике означал как раз та­кую опеку над зависимыми людьми, которая избавляет их от забот о завтрашнем дне, по­скольку основную часть решений проявляет «патер» - господин. В исследованиях, посвя­щенных рабству можно встретить утверждения, будто рабовладельцы «занимали патернали­стскую позицию по отношению к своим рабам». В принципе, можно согласиться с таким суждением.

В процессе дифференциации общества патернализм, как уже отмечалось, формиро­вался параллельно со становлением аристократии, как правящей социальной группы. Мы уже отмечали, что патернализм был первым проявлением аристократизма в отношении под­чиненных, поскольку он позволял избегать обострения социальных противоречий. Нами уже подчеркивалось и то, что патернализм выполнял охранительную функцию по отноше­нию к цивилизованности, поскольку обеспечивал существование представителей определен­ных занятий.

Итак, в создании цивилизации участвовали как цивилизованные, так и нецивилизо­ванные люди. Прослойка цивилизованных людей могла осуществлять свою деятельность только благодаря присвоению труда нецивилизованных индивидов, которое оправдывалось патерналистской политикой по отношению к ним. Патернализм принудительно удовлетво­рял, хоть в грубой, даже жестокой манере, потребность нецивилизованных индивидов в безопасности.

Список литературы

1. Alpers E.A., Hopper M.S. Parler en son nom? Comprendre les temoignage d’esclaves africains originaires de l’ocean Indien (1850 - 1930) // Annales. Economies, Societes, Civilisations. 2008. Vol. 4. P. 799 - 828.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. 20-е изд. М., 1988.

3. Политэкономический словарь. М., 1972. С. 207.

4. Толковый словарь русского языка начала XXI века / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.,

5. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2000.

6. Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю. Москвин. М., 2005. С. 489.

7. Шущкова Н.В. Патернализм как социальный институт в переходном обществе. Ав­тореферат дисс... канд. социол. наук. Пермь, 2003. С. 7.

8. Confino M. Servage russe, esclavage americain. Annales. Economies, Societes, Civilisations. 1990. Vol. 45. № 5. Р. 1122 - 1123.

9. Абатуров И.Н. Аристократизм как элемент цивилизованности российских предпри­нимателей // IV международные Стахеевские чтения: Материалы научной конференции. - Т. 1. Елабуга, 2009. С.36 - 43.

10. Абатуров И.Н. Патернализм как элемент цивилизованности в прошлом и настоя­щем // Актуальные проблемы образования и воспитания в современной России. Межвузов­ский сборник студенческих и аспирантских работ. Вып. 14. Екатеринбург, 2009. С. 98 - 106.