Какой литературный тип представлен образом онегина. Характеристика евгения онегина. «Евгений Онегин» как реалистическое произведение

/ / Анализ романа Набокова «Машенька»

Кто из нас не переживал первую любовь… Для одних она заканчивается счастливо, другим же приносит грусть, которая тянется туманной дымкой за ними всю жизнь. Именно такую любовь переживает главный героя произведения «Машенька» (автор романа В.В. Набоков). Ганин Лев Глебович в свое время не сумел удержать рядом любимую девушку Машеньку. Через много лет судьба готовит им встречу на берлинском вокзале, но главный герой, пережив воспоминание о прошедшем, вдруг понимает, что к прошлому возврата нет. В то время, как Машенька подъезжает, экспресс мчит Ганина на юго-запад, к французской границе.

Кто он – ?
Впервые читатель сталкивается с главным героем в остановившемся темном лифте. Он не видит его, а слышит рассуждения постороннего Алферова о совместимости имени и отчества – Лев Глебович. Ситуация вызывает недоумение: почему Ганин оказывается в лифте и почему он подтверждает размышления собеседника? Начиная обдумывать прочитанное, читатель сопоставляет лифт и экспресс, в котором уезжает герой в конце романа. Темный лифт – туннель, напоминающий жизнь. Можно ли переступить через себя, вырваться из действительности? Глеб пытается это сделать. Поезд несет его к новой светлой жизни, но будет ли он в ней счастлив, ведь возвращается он не в Россию, а эмигрирует дальше.

Вопрос о проблематике романа
Чтобы иметь возможность рассуждать дальше, следует очертить круг проблем произведения:

1. Ностальгия, неудовлетворенность своим положением русских эмигрантов – таков Ганин, который ощущает бессмысленность своей жизни, «лишенной мечтательной надежды».

2. Отношение персонажей к России: одни, как Алферов, отзываются о родине насмешливо и с презрением, называя ее «проклятой», другие же считают ее самой дорогой на свете, проникнуты к далекой стране трепетным чувством.

3. Любовь к женщине, переходящая в любовь к Родине. В стране берез цвела любовь, страсть Глеба и Машеньки. Не стоит пересказывать все события, но почему-то хочется обвинить Ганина, который не стал бороться. Он просто вздохнул с облегчением, когда она уехала. Вот именно в ту минуту герой предрекает сою судьбу – судьбу вечного изгнанника без любви, семьи и родины.

Персонажи, оттеняющие главного героя
Человек, стоящий в центре повествования, одинок в своей жизни, но быть полностью свободным от людей трудно, поэтому Глеба окружают разные люди. Кто же они? Что несут ему?

1. Людмила, женщина, находящаяся рядом с Ганиным в Берлине и парализующая все его чувства. Но как не «противно все в Людмиле», Герой идет рядом с ней, не находя сил прекратить отношения.

2. старый математик, в котором главному персонажу неприятно все «голос, с докучливой интонацией», «волосы, редкие», бородка, напоминающая по свету «навозец».

3. Есть еще Клара, секретарь по профессии, хозяйка дома, в котором живет главный герой, поэт и танцоры. Они рядом, потому как являются выходцами из России. Сердца и души этих персонажей далеко, рядом с облаками, несущимися по небу Руси, в Берлине же проживают зеркальные отражения.

4. – первая любовь Ганина, с которой «связана вся юность». Не зря эпиграфом к роману стали словосочетание Пушкина, заставляющее размышлять о ценности нашей жизни и юношеской любви. Девушка олицетворяет счастливую полосу в жизни героя, но ушедшую и потерянную безвозвратно.

Последние мысли
Автор анализируемой прозы в литераторе является феноменом, неразгаданной тайной. Вместе с созданными героями он тоскует по России и утраченной любви. Страницы его романа не просто листаются, а заставляют задуматься над сущностью бытия.

Весна 1924 г. Лев Глебович Ганин живёт в русском пансионе в Берлине. Помимо Ганина в пансионе живут мате-матик Алексей Иванович Алферов, человек «с жидкой бородкой и блестящим пухлым носом», «старый россий-ский поэт» Антон Серге-евич Подтягин, Клара — «полно-грудая, вся в черном шёлку, очень уютная барышня», рабо-та-ющая маши-нисткой и влюб-ленная в Ганина, а также балетные танцов-щики Колин и Горно-цветов. «Особый оттенок, таин-ственная жеман-ность» отде-ляет последних от других панси-о-неров, но, «говоря по совести, нельзя пори-цать голу-биное счастье этой безобидной четы».

В прошлом году по приезде в Берлин Ганин сразу нашёл работу. Был он и рабочим, и офици-антом, и стати-стом. Остав-шихся у него денег доста-точно, чтобы выехать из Берлина, но для этого нужно порвать с Людмилой, связь с которой длится уже три месяца и ему порядком надоела. А как порвать, Ганин не знает. Окно его выходит на полотно железной дороги, и поэтому «возмож-ность уехать дразнит неот-вязно». Он объяв-ляет хозяйке, что уедет в субботу.

От Алфе-рова Ганин узнает, что в субботу приез-жает его жена Машенька. Алферов ведёт Ганина к себе, чтобы пока-зать ему фото-графии жены. Ганин узнает свою первую любовь. С этого момента он полно-стью погру-жа-ется в воспо-ми-нания об этой любви, ему кажется, что он помо-лодел ровно на девять лет. На следу-ющий день, во вторник, Ганин объяв-ляет Людмиле, что любит другую женщину. Теперь он свободен вспо-ми-нать, как девять лет назад, когда ему было шест-на-дцать лет, он, выздо-рав-ливая после тифа в летней усадьбе под Воскре-сен-ском, создал себе женский образ, который через месяц встретил наяву. У Машеньки была «кашта-новая коса в черном банте», «татар-ские горящие глаза», смуг-ло-ватое лицо, голос «подвижный, картавый, с неожи-дан-ными груд-ными звуками». Машенька была очень веселая, любила сладкое. Она жила на даче в Воскре-сенске. Как-то с двумя подру-гами она забра-лась в беседку в парке. Ганин заго-ворил с девуш-ками, они дого-во-ри-лись на следу-ющий день поехать кататься на лодке. Но Машенька пришла одна. Они стали каждый день встре-чаться по той стороне реки, где стояла на холме пустая белая усадьба.

Когда в черную бурную ночь, нака-нуне отъезда в Петер-бург к началу учеб-ного года, он в последний раз встре-тился с ней на этом месте, Ганин увидел, что ставни одного из окон усадьбы приот-крыты, а к стеклу изнутри прижа-лось чело-ве-че-ское лицо. Это был сын сторожа. Ганин разбил стекло и стал «бить каменным кулаком по мокрому лицу».

На следу-ющий день он уехал в Петер-бург. Машенька пере-се-ли-лась в Петер-бург только в ноябре. Нача-лась «снеговая эпоха их любви». Встре-чаться было трудно, подолгу блуж-дать на морозе было мучи-тельно, поэтому оба вспо-ми-нали о лете. По вечерам они часами гово-рили по теле-фону. Всякая любовь требует уеди-нения, а у них приюта не было, их семьи не знали друг друга. В начале нового года Машеньку увезли в Москву. И странно: эта разлука оказа-лась для Ганина облег-че-нием.

Летом Машенька верну-лась. Она позво-нила Ганину на дачу и сказала, что папа её ни за что не хотел снова снять дачу в Воскре-сенске и она теперь живёт в пяти-де-сяти верстах оттуда. Ганин поехал к ней на вело-си-педе. Приехал уже затемно. Машенька ждала его у ворот парка. «Я твоя, — сказала она. — Делай со мной все, что хочешь». Но в парке разда-ва-лись странные шорохи, Машенька лежала слишком покорно и непо-движно. «Мне все кажется, что кто-то идет», — сказал он и поднялся.

Он встре-тился с Машенькой через год в дачном поезде. Она сошла на следу-ющей станции. Больше они не вида-лись. В годы войны Ганин и Машенька несколько раз обме-ня-лись нежными пись-мами. Он был в Ялте, где «гото-ви-лась военная борьба», она где-то в Мало-россии. Потом они поте-ряли друг друга.

В пятницу Колин и Горно-цветов по случаю полу-чения анга-же-мента, дня рождения Клары, отъезда Ганина и пред-по-ла-га-е-мого отъезда Подтя-гина в Париж к племян-нице решают устроить «празд-не-ство». Ганин с Подтя-гиным отправ-ля-ется в поли-цей-ское управ-ление, чтобы помочь тому с визой. Когда долго-жданная виза полу-чена, Подтягин случайно остав-ляет паспорт в трамвае. С ним случа-ется сердечный припадок.

Празд-ничный ужин проходит неве-село. Подтя-гину опять стано-вится плохо. Ганин поит и так уже пьяного Алфе-рова и отправ-ляет его спать, а сам пред-став-ляет, как встретит утром Машеньку на вокзале и увезет её.

Собрав вещи, Ганин проща-ется с панси-о-не-рами, сидя-щими у постели умира-ю-щего Подтя-гина, и едет на вокзал. До приезда Машеньки оста-ется час. Он усажи-ва-ется на скамейку в сквере около вокзала, где четыре дня назад вспо-минал тиф, усадьбу, пред-чув-ствие Машеньки. Посте-пенно «с беспо-щадной ясно-стью» Ганин осознает, что его роман с Машенькой кончился навсегда. «Он длился всего четыре дня, — эти четыре дня были, быть может, счаст-ли-вейшей порой его жизни». Образ Машеньки остался вместе с умира-ющим поэтом в «доме теней». А другой Машеньки нет и не может быть. Он дожи-да-ется момента, когда по желез-но-до-рож-ному мосту проходит экспресс, идущий с севера. Берет таксо-мотор, едет на другой вокзал и садится в поезд, идущий на юго-запад Германии.

Сочинение по теме «Евгений Онегин».

План.

1) Описание Онегина.

2) Отношения Онегина и других персонажей:

а) Онегин и Ленский. Дуэль;

б) Онегин и Татьяна;

3) Пушкинский Онегин похож на Чацкого Грибоедова.

Онегин - типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века, современник Пушкина и декабристов. Онегина не удовлетворяет светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Он, «страдающий эгоист», - необычный человек. Поэт описывает разные его черты – «мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум». Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит оттого, что у него не было общественно-полезного дела. Герой романа после получения наследства от «всех своих родных» сделался богатым помещиком, он теперь «Заводов, вод, лесов, земель хозяин полный...». Но в то же время Онегин понимает плохое влияние крепостничества - он «читал Адама Смита и был глубокий эконом» и «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но таких людей было мало – «... В своем углу надулся, увидя в этом страшный вред, его расчетливый сосед».

Устав от городской жизни, в которой он был «Подобен ветреной Венере» Онегин поселяется в деревне. Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским. Хотя Пушкин говорит, что они "от делать нечего друзья". Наверное, именно из-за этого в конце концов произошла дуэль.

Те высокие идеалы, которым верит Ленский, Пушкин называет «чудесами». Возможно, Ленский наивен, не знает жизни, но Онегину интереснее с ним, чем с остальными соседями. Хоть в глубине души Ленский нравится Онегину, но в его отношении проскальзывают снисходительность: «Он слушал Ленского с улыбкой … Он охладительное слово в устах старался удержать»; неуважение к его чувствам: «Неужто ты влюблен в меньшую? … Я выбрал бы другую». Онегин неуважительно отзывается об Ольге, зная что Ленский влюблен в нее: «Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна». Дружеские отношения не помешали Онегину уязвить Ленского, проведя на именинах Татьяны весь вечер с Ольгой. Ленский, привезший из Германии «Дух пылкий …», не смог стерпеть этого и вызвал Онегина на дуэль. Знатоком дуэльных правил в романе является Зарецкий. Он, «в дуэлях классик и педант», игнорировал все, что могло предотвратить смерть Ленского. Зарецкий мог бы, и был обязан, обсудить возможность примирения. Это входило в его обязанности секунданта, тем более, что кровной обиды нанесено не было и всем, кроме романтика-Ленского, который был «…добрым юношей, готовым подвиг совершить», было ясно, что проблему можно было бы решить мирным путем. Онегин, даже понимая это, выстрелил в Ленского. В этом проявляется зависимость Онегина от общества того времени, боязнь показаться смешным или сделаться предметом сплетен. Выбор Онегина мог бы быть другим, но он пошел на поводу у общества: «Поэт, задумчивый мечтатель убит приятельской рукой!»

Но вполне возможно что для душевных качеств Ленского такой исход был лучшим, ведь иначе «Поэта обыкновенный ждал удел»: повзрослев, Ленский стал бы подобен своим соседям – «…В деревне счастлив и рогат … скончался б посреди детей, плаксивых баб и лекарей». Так что смерть Ленского спасла его и навсегда оставила человеком, который «Из Германии … привез … вольнолюбивые мечты, дух пылкий … всегда восторженную речь».

Отношением Онегина к Татьяне автор подчеркивает его эгоистичность, в которой виновато его воспитание – ведь воспитывали его разные «мосье и мадам», которые «учили его всему шутя, не докучали моралью строгой, слегка за шалости бранили …». В романе в основном описывается внутренний облик Татьяны, ее переживания: «Дика, печальна, молчалива … боязлива»; «Да та, которая грустна и молчалива…»; «Татьяна слушала с досадой … но с неизъяснимою отрадой … думала о том». Именно Татьянино одиночество делает ее любовь к Онегину такой сильной. Онегин же думает только о своей свободе. Возможно, проповедь Онегина была направлена на благо для Татьяны, но Онегин не думает о Татьяниных переживаниях, не понимает их. Понимание к Онегину приходит только в конце романа, но уже поздно: «Но я другому отдана; я буду век ему верна». Но по-другому произойти не могло – ведь Онегин полюбил Татьяну только после нескольких лет разлуки. И если бы они не разлучались, то было бы так, как сказал Онегин: «Привыкнув, разлюблю тотчас».

В романе «Евгений Онегин» два сюжета: сюжет Онегина и сюжет автора. Это доказывается множеством лирических отступлений и раздумий автора. Между автором и Онегиным прослеживается сходство – оба они осуждались окружающим их обществом. В этом Онегин чем-то похож на Чацкого. Евгений Онегин скептически, трезво и реалистически относится к жизни, именно поэтому его отношения с другими героями столь трагичны. Но виновато в его отношении к жизни то, что Онегин – лишний человек, подобно Чацкому он не находит себе единомышленников. Даже Ленский не становится Онегину настоящим другом из-за того, что у них совершенно разные взгляды на жизнь: Онегин – скептик, Ленский – романтик. Именно из-за того, что Онегина никто не понимает, да и сам он никого не хочет понять, конец романа трагичен и по общему смыслу похож на конец «Горя от ума» Грибоедова.

Евгений Онегин - тип «лишнего человека»

Роман «Евгений Онегин», написанный А. С. Пушкиным в 1823 - 1831 гг., стал поистине первым подлинно реалистическим произведением. В нем автор достоверно изобразил современную ему действительность, воссоздал в образе Евгения Онегина типичный образ молодого человека 20-х годов XIX века.

Это представитель вольнолюбиво настроенной молодежи, но в то же время скуг чающей, разочарованной и неудовлетворенной. Онегин живет по принципам окружающего общества, но вместе с тем он далек от него по своим интересам и по нравственному облику, он оказывается «лишним человеком». Евгений Онегин открывает собой целую «галерею лишних людей» в русской литературе.

Попробуем объяснить те причины, по которым Онегин оказался вне окружающей его жизни. Он получил типичное для своего времени образование, его воспитывали французы:

Сперва Madame за ним ходила.
Потом Monsieur ее сменил...

Полученное Онегиным домашнее образование было очень поверхностным. Он учился «понемногу чему-нибудь и как-нибудь». В результате

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кпаняпся непринужденно...

Этого оказалось вполне достаточно, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил». По своему общественному положению Онегин принадлежал к высшему свету и вел типичный для этого круга образ жизни: посещал театры, балы, рауты. Автор подробно описывает распорядок для «молодого повесы», но тут оказывается, что этот образ жизни Онегину давно надоел, «ему наскучил света шум», он «к жизни вовсе охладел». Автор пытается найти причины «русской хандры» Онегина.

Евгений Онегин живет в светском обществе, следует его законам, но в то же время он чужд ему. Причина этому заключается не в обществе, а в нем самом. Онегин живет без цели в жизни, ему не к чему стремиться, он томится в бездействии. Устав от яркой суетной жизни света, «Онегин дома заперся», он пытается приобщиться к какой-нибудь деятельности:

Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его...

Онегин начинает читать, но скоро полку с книгами он «задернул траурной тафтой». Онегин не находит себе места в жизни. Он покидает Петербург и уезжает в деревню в надежде обрести себя, но и тут лишь два дня ему казались новы уединенные прпя». И вскоре он «увидел ясно, что и в деревне скука та же». И здесь он оказывается «лишним человеком». Онегин чужд и провинциальному обществу, прежде всего, по своему социальному положению и воспитанию.

Здесь Евгению приходится пройти два серьезнейших испытания: дружбой и любовью, но он не выдерживает их. Онегин убивает на дуэли своего друга Ленского, а в его отношениях с Татьяной проявляется такая черта его характера, как эгоизм. Онегин мог бы не допустить смерти друга, в его воле было предотвратить дуэль, но он этого не сделал, испугавшись «общественного мнения». Как точно заметил В. Г. Белинский, Онегин - это «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Это значит, что Евгений был человеком с хорошими задатками, но его испортили светское воспитание и -общественная среда, к которой он принадлежал.

В отношениях с Татьяной также проявилась эта негативная черта его характера. Прочитав письмо юной девушки, в котором она признается ему в любви, Онегин отвечает холодностью и читает ей отповедь. Этому может быть два объяснения: с одной стороны, Онегин не хотел потерять свою свободу, женившись на Татьяне, ас другой - он видел в ней провинциальную девицу, неравную ему по социальному положению. Последнее подтверждается также тем, что, встретив Татьяну второй раз уже светской дамой, ставшей «законодательницей мод», Онегин пылко в/УЮбляет-ся в недоступную княгиню, но теперь уже ему приходится выслушивать отказ. Онегин вновь переживает разочарование, он опять оказывается «ненужным, лишним человеком».

Образ Евгения Онегина очень противоречив. Отрицательные черты его характера - индивидуализм, эгоизм, холодность, практическая бездеятельность - сочетаются в нем с положительными, такими, как «души прямое благородство». В нем мы видим и признаки прогрессивности и просвещенности. Образ Евгения Онегина типичен для описываемой в романе эпохи, но в то же время он выделяется из среды, к которой принадлежит. Прежде всего его отличает «резкий, охлажденный ум», склонность к «язвительному спору» и «шутке с желчью пополам». Он далек от светского и провинциального дворянства, которое он превосходит своим умом, но его нельзя отнести и к прогрессивной молодежи, так как у него нет идеала в жизни, к которому можно было бы стремиться.

Таким образом, Евгений Онегин становится «лишним человеком». Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством. Говоря словами Герцена, «Онегин... лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».

«Лишним» принято называть человека, который не знает, чего хочет от жизни, он разочарован в обществе и критически относится ко всему окружающему. Таким человеком и стал Евгений Онегин. Он получил домашнее образование, которое сам Пушкин называет «поверхностным», считая, что такое образование толком ничему не учит. Характер и талант Онегина сделали свое дело и в столичном обществе его воспринимают как умного и милого человека.

Евгений вместе с другими дворянами посещал балы, театры и рестораны, но впоследствии такая праздная жизнь наскучила ему. К труду он тоже не имел никакого отношения, считая, что это занятие не для него. Жизнь Онегина стала бессмысленной, и он решил уединиться, чтобы чем-нибудь заняться. Однако ему не удалось ни написать что-то, ни прочитать. Онегин эгоист, поэтому думая только о себе он страдает и считает себя самым несчастным и неприкаянным человеком.

Когда заболел дядя героя, ему пришлось отправиться в провинцию, где он погрузился в общество поместного дворянства. Там он не хотел общаться с соседями, считая, что с ними не о чем разговаривать. От любви Татьяны он тоже отказался, ссылаясь на то, что он не предназначен для семейной жизни. В итоге Евгений остался один, а встретив спустя несколько лет Татьяну, осознал, что упустил свое счастье. Он прожил пустую жизнь, ничего не оставив после себя и так и не обрел счастье и смысл жизни.