Картины художника дейнеки на тему материнство. Мозаичное панно Станция метро «Новокузнецкая». «Мать учит свою дочь писать»

«Материнское счастье».
1869.
Частная коллекция.

«Молодая мать с ребёнком».
1871.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

«Молодая мать, наблюдающая за спящим ребёнком».
1871.
Частная коллекция.

«Счастье материнства».
1878.
Частная коллекция.

«Родина-Мать».
1883.
Частная коллекция.

«Мать с ребёнком».
1887.
Частная коллекция.

«Мать».
1932.

Александр Максович Шилов.
«В келье (Матушка Паисия). Пюхтицкий монастырь».
1988.


1. Женщина по отношению к рождённым ею детям.
Сын растерянно гладил руку матери и молчал. (М. Горький. Жизнь Клима Самгина. )

2. Самка по отношению к своим детёнышам.
По ночам выносят их [ягнят и козлят] к матерям. (Шолохов. Поднятая целина. )

3. Обращение к лицу женского пола.
Лизанька встала из-за пяльцев и стала убирать свою работу. – Что ты, мать моя! глуха, что ли! – закричала графиня. (Пушкин. Пиковая дама. )

4. Название монахини, а также жены духовного лица (священника, дьякона), обычно присоединяемое к имени или званию.
Сама мать Пульхерия, московская игуменья, поклоны да подарочки с богомольцами ей посылали. (Мельников-Печерский. В лесах. )

В чём (или как) мать родила – без одежды, голый.

«Словарь русского языка. Москва», «Русский язык». 1982 год.

Альбрехт Альтдорфер.
«Христос прощается со своей матерью».
1520.
Национальная галерея, Лондон.


Когда человека внезапно настигает беда, его родные и близкие часто получают некий сигнал о несчастье. При этом падают картины, лопается посуда, останавливаются часы, возникают видения, появляются двойники гибнущего человека. Когда один мальчишка, оставленный на попечение бабушки, стал тонуть на речке, его мать, находясь за тысячи километров, чётко увидела своего ребёнка, отчаянно бултыхавшегося в воде. Его выловили, и было решено ничего не сообщать матери, чтобы зря ее не беспокоить. Но мать приехала, рассказала все детали приключения, показала место, где мальчик чуть не утонул. Этот и множество других подобных ему случаев описаны в книге Л. Васильевой «Внушение на расстоянии».

Анатолий Строжков. «Живых существ таинственная связь». «За семью печатями» №7 2005 год.

Василий Васильевич Верещагин.
«Письмо на родину (Письмо к матери)».
1901.


Мать называли мамой, матушкой, мамушкой, маменькой, мамкой, родительницей.

Василий Белов. «Лад». Москва, «Молодая гвардия». 1982 год.

Василий Григорьевич Перов.
«Мать с больным ребенком».
1878.


Василий Иванович Суриков.
«Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде».
1872.


«Две матери. Мать приемная и родная».
1906.
Самарский областной художественный музей, Самара.

«Мать и дочь».
1886.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Гравюра И.М. Бернигерота.

Середина XVIII века.

«Иоганна Елизавета, княгиня Ангальт-Цербстская, урожденная принцесса Голштейн-Готторпская, мать императрицы Екатерины II».
1870-е.

«Родина-мать зовёт».
1941.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Смотрят грустно так и кротко Голубые глазки. Не забыла, знать, сиротка Материнской ласки!»

Иван Акимович Акимов.
«Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев».
1773.


«Мать с ребёнком».
1915.

Карл Павлович Брюллов.
«Мать, просыпающаяся от плача ребенка».
1831.


Карл Штейбен.
«Пётр Великий, спасаемый матерью от ярости стрельцов».


«Мать».
1913.

«Мать».
1919.
Рисунок для журнала «Пламя».

Леонардо да Винчи.
«Плод в чреве матери».

«Кормящая мать».

М. Савицкий.
«Женщины-матери».
Фрагмент росписи «Отечественная война. 1944 год».


Неизвестный художник.
«Женский портрет (Предполагаемый портрет матери поэта М. Ю. Лермонтова)».


Николай Константинович Рерих.
«Матерь мира».
1930.


Николай Неврев.
«Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым».
1903.


«Мать и сын».
Между 1716 и 1742.


«Мать учит свою дочь писать».

Фердинанд Георг Вальдмюллер.
«Портрет матери капитана фон Штирль-Хольцмайстер».


Фредерик Лейтон.
«Мать и дитя».


Надгробный памятник


Д ейнека Александр Александрович - советский живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, скульптор.

Родился 8 (20) мая 1899 года в городе Курске в семье рабочих железнодорожников. С 1914 года учился в Курском железнодорожном училище. Одновременно посещал художественную школу.

С 1915 года учился в Харьковском художественном училище. Однако во время февральской революции 1917 года занятия в училище были прекращены, и А.А.Дейнека возвратился в Курск. В родном городе он вступил в РККА, оказался вовлеченным в водоворот революционных событий: писал плакаты для Курского отделения "Окон РОСТа", оформлял театры и агитпоезда, возглавлял сектор ИЗО народного образования Курской губернии.

В 1921 году А.А.Дейнека получил направление на учёбу в Москву. Здесь он поступил на полиграфический факультет ВХУТЕМАСа. Среди преподавателей в мастерских были видные представители русского авангарда. Наставником художника стал В.А.Фаворский.

Дух ВХУТЕМАСа наложил значительный отпечаток на творчество молодого художника: картины Дейнеки периода обучения в мастерских ("Автопортрет в панаме", "Женский портрет", "Портрет художника Вялова") испытывают заметное влияние авангардных течений.

В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. В это время начал формироваться собственный стиль мастера, основанный на графической манере, сдержанности колоритных решений, чёткости композиционных построений. Сложился круг основных тем, к которым он будет обращаться на протяжении всей своей творческой деятельности: воспевание героического труда, спорт, индустриализация, техника. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна "Перед спуском в шахту" (1925), "На стройке новых цехов" (1926), "Текстильщицы" (1927). В 1928 году художником была создана картина "Оборона Петрограда", которая стала одним из самых значительных творений Дейнеки.

Начиная с 30-х годов, изобразительный язык художника изменился. Его живопись стала менее графичной, колорит не столь сдержан, в его творчестве появились лирические мотивы. Одним из лучших полотен этого этапа творчества Дейнеки явилась картина "Мать".

В период Великой Отечественной войны А.А.Дейнека создал ряд выдающихся произведений. Особенно выделяются в этом ряду наполненная драматизмом, особым героическим пафосом картина "Оборона Севастополя" (1942) и, пронизанное внутренним напряжением, полотно "Окраина Москвы. Ноябрь 1941" (1941).

В послевоенное время художник продолжил разрабатывать свои любимые темы. Языком искусства он стремится создать идеальный образ современного советского человека. Заметные картины Дейнеки этого периода "Тракторист" (1956) и "У моря. Рыбачки" (1956).

Немаловажную часть творческой деятельности А.А.Дейнеки составляли монументально-декоративные работы, в частности мозаики на плафонах станций московского метрополитена "Маяковская" и "Новокузнецкая" (1938 - 1939), панно и росписи в Центральном академическом театре Российской армии (1940). В 1964 году за мозаики ("Хорошее утро", "Доярка", "Красногвардейцы") он был удостоен Ленинской премии. Также мастер оставил значительный след в области скульптуры, станковой графики.

Помимо собственно живописи, А.А.Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во ВХУТЕИНе (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарём (1966-1968).

Действительный член АХ СССР (1947), народный художник СССР (1963).

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1969 года за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства, плодотворную общественную и педагогическую деятельность и в связи с семидесятилетием со дня рождения Дейнеке Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Имя художника носит улица в Курске, оно присвоено Курской картинной галерее.

Награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалями.

Александр Дейнека. «Мать»


Александр Александрович Дейнека (1899-1969) - один из замечательных советских художников, создавших в своем творчестве образы рождаемого в борьбе и напряженном труде нового мира, нового человека. И хотя с каждым годом его по­лотна все больше приобретают значение историческое, они не теряют и своей акту­альности, не стареют. В этом один из секретов искусства Дейнеки.
Родился Александр Александрович в Курске, в семье железнодорожного рабо­чего. С детства отличался неуемной жад­ностью к новому, умением в любое дело вкладывать азарт, любил мастерить, при­думывать различные приспособления (это когда учился в Курском железнодорож­ном училище). Совершенно забывался в рисовании. Начал он с расписывания ба­бушкиного и материнского сундуков. «Что это были за дни, какая кипучая деятельность! - вспоминал Дейнека, - Появи­лись фризы бесконечных охотничьих ка­валькад, бегущие борзые с высунутыми языками, дамы под зонтиком в колясках, бабы с ведрами воды на коромыслах, мар­ширующие солдаты, летящие на юг птицы и многое другое... Оба сундука погибли..., но какое это было замечательное время! Это первое мое оформление было, кажет­ся, самым совершенным».
Дейнека сначала учится в небольшой художественной студии в Курске, а в 1915 году поступает в Харьковское худо­жественное училище. Революция застает его в родном городе. С полной самоот­дачей он пробует себя в самой разной деятельности: работает фотографом в Курскрм уголовном розыске, заведует изосекцией в Наробразе, проявляет ини­циативу по созданию в городе Окон РОСТА, организует постановки в мест­ном красноармейском театре, расписывает агитпоезд. И хотя, кажется, у него нет свободной минуты, чтобы задуматься, все чаще его преследует ощущение неудовлет­воренности. Он решается поехать в Москву, чтобы продолжить учение, и в 1920 году уже занимается в Высших ху­дожественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).
Очень многим обязан был Дейнека рабо­те с замечательным художником - графи­ком В. Фаворским, привившим своим ученикам высокий художественный вкус, умение работать с различными материала­ми и самое главное - стремление к высо­кому профессионализму, поискам своего стиля. Здесь же, во ВХУТЕМАСе, Дей­нека знакомится с В. Маяковским, приез­жавшим сюда принять участие в диспу­тах, прочитать молодежи свои новые стихи. И хотя знакомство не перешло в" от­ношения близкие, дружеские, влияние Ма­яковского на художника было очень силь­ным. Впрочем, может быть, стоит говорить не о влиянии, а о сходстве натур, сходстве творческих устремлений, видения окружа­ющего мира.
На автопортретах и фотографиях (вплоть до тех, что были сделаны в самые последние годы) Дейнека предстает перед нами человеком крепким, с решительным, волевым взглядом. Он похож на рабочего и в то же время на трибуна. Про него, как и про Маяковского, нельзя сказать, что он отображал действительность - он громил, обличал (в многочисленных журналах 20-х годов: «Красной ниве», «Прожекторе», «Смене», «Даешь!»), прово­зглашал, звал, будил, воспевал (вспомним Маяковского: «Пою мое Отечество...»). Дейнеку иногда упрекали в том, что до конца дней он сохранил некоторую плакатность своей живописной и графической манеры. Но он по самой природе своего дарования был монументалистом. Много раз Дайнека говорил: неважно, каких размеров полотно, оно может быть совсем небольшого размера, но если оно испол­нено высокого пафоса, если создало его сильное чувство, желание остановить зри­теля и повести его за собой, полотно это будет решено в монументальной, экспрессивной манере. Однажды он признался, что всю жизнь «работал для стен, в природе еще не существующих». Каж­дый новый замысел возникал как эскиз будущего панно, как часть фриза какого-то здания. Отсюда и своеобразие художест­венной манеры: фризовый принцип компо­зиции, подчеркнутый ритм, отсутствие деталей, останавливающих глаз, стремле­ние найти выразительный жест, четкий си­луэт. Так же работает и плакатист, ведь плакат - часть стены, улицы, неизбежный свидетель и стимулятор общественной жизни города.
Представим себе улицы города, распи­санного Дейнекой, пройдемся по ним, внимательно вглядываясь в росписи. Год за годом проходит перед нами судьба нашей страны: «Обороиа Петрограда», «На строй­ке новых цехов», «Перед спуском в шах­ту», «Утренняя зарядка», «Игра в мяч», «Мать», «Спящий ребенок с васильками», «Будущие летчики», «Раздолье», «Сбитый ас», «Оборона Севастополя», «Окраина Москвы»... Кажется, мы слышим поступь истории, нас обжигает ее дыхание... Мы не чувствуем себя обыкновенными зрителя­ми, способными придирчиво и чуть снис­ходительно оценивать достоинства и не­достатки живописи; нас заражает энергия художника, заражает его требовательное стремление заставить всех идти в ногу со временем, в ногу с революцией: Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!
Кажется, сама время подсказывало художнику способ выражения мыслей и чувств, определяло композицию и ритм картин, выбирало краски; он же был только талантливым исполнителем. «Кого не за­хватят наши дни? Кто останется к ним равнодушным?- Наши мысли должны быть чисты, чисты и красивы. Ярки и радостны они должны быть, как свобода... Хочется солнечно говорить об искусстве - красоте, о той стороне нашей жизни, что плавает перед взором во сне линий и красок, под гул созидательной работы, под лязг и свист машин. Детски чисто должен художник-коллектив говорить о себе, воплощать свои чувства в храмах современности»,- эти слова двадцатилетнего Дейнеки как нельзя лучше выразили его преданность своему времени, его осознание себя глаша­таем революции.
Картина «Мать», которую мы вам пред­ставляем, написана художником в 1932 го­ду (хранится в Государственной Третья­ковской галерее). История ее создания неизвестна, но, по всей видимости, она, задумана Дейнекой как один из фрагмен­тов росписи, воспевающей красоту чело­веческих отношений, рожденных новой действительностью. Именно так надо вос­принимать это монументальное полотно - в одном ряду с другими, открывающими новое отношение социализма к труду, к женщине, ко всей жизни. В этом отличие Дейнеки от других художников, писавших семейные портреты, стремившихся про­никновенно передать радость и красоту материнства. Дейнека не отталкивается от какого-то конкретного образа, ему не нуж­на какая-то реальная обстановка, все пре­дельно обобщено, доведено до символа. Возвышенный пафос этого полотна дейст­вует на зрителя с особенной силой, сразу же захватывает его.
В начале 30-х годов Дейнека создает ряд картин звонких, радостных, как бы продолжающих тему, поднятую картиной «Мать», утверждающих новый быт: «Купа­ющиеся девушки», «На балконе», «Утрен­няя зарядка». Он пишет обнаженное жен­ское тело, но ни следа чувственности мы не найдем в его изображении женщины. Пафос здоровья, красота тела в движении, в покое после труда - вот что увлекает художника, «Я...знаю, что звонкая, весе­лая синева моря или коричневый загар крепкого молодого тела всегда вызовет положительную эмоцию зрителя, заставит его улыбнуться, вспомнить о чем-то хо­рошем, и я стараюсь это учитывать», - говорил Дейнека.
В эти же годы он много пишет на спортивные темы. «Я люблю спорт. Я могу часами любоваться иа бегунов, пятибор­цев, пловцов, лыжников. Мне всегда ка­залось, что спорт облагораживает челове­ка, как все красивое. Мне нравится воля спортсмена, которой он управляет. Я еще больше начал любить греков, погружаясь в мир здоровья. Я не понимаю, для чего нужен пейзаж машин, если в нем пребы­вает уродливое человеческое существо, дряблое и безвольное», - в этом приз­нании художника его эстетическое кредо. Красота человека существует для Дейне­ки только в гармонии здоровья, воли, энергии, целеустремленности. И, конечно в гармонии семейных отношений, здо­рового быта. В сегодняшнем дне, в совре­менности видел художник человека буду­щего.

Дейнека Александр Александрович , российский живописец, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947; вице-президент в 1962-1966). Герой Социалистического Труда (1969). Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). С 1920-х гг. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др.), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922; кн. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. П. обязан прежде всего Фаворскому.

В живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику ранних графических произведений. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация, индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ; «Текстильщицы», 1927, ГРМ); в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера.

На стройке новых цехов.
1926.

Текстильщицы.
1927.

Оборона Петрограда.
1928.

Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск; «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ; «Бег», 1934, ГРМ и др.); в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ, и др.).

В воздухе.
1932.

Будущие лётчики.
1938.

Бег.
1934.

Игра в мяч.
1932.

Лиризмом отмечены его жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-х гг. («Мать», 1932, ГТГ; «Девушка с книгой», 1934, ГРМ; «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ).

Мать.
1932.

Девушка с книгой.
1934.

Колхозница на велосипеде.
1935.

В 1934-1935 посетил Францию, Италию и США, выполнив на основе путевых впечатлений ряд графических и живописных произведений. Великой Отечественной войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ), драматические пейзажи «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др.; графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ).

Оборона Севастополя.
1942.

Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года.
1941.

Сгоревшая деревня.
1942.

Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Дейнеки 1940-х гг. («Раздолье», 1944, ГРМ; «Эстафета по кольцу «Б»», 1947, ГТГ).

Раздолье.
1944.

Эстафета по кольцу «Б».
1947.

В позднем творчестве Дейнека повторял темы и образы ранних работ, трактуя их всё более живописно.

Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Дейнека исполнил панно для советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для ВСХВ (1939), плафон в фойе ЦТКА (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов№ для станции «Маяковская» (1938-39) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все – смальта) Московского метрополитена; фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951-52) и др.

Мозаичное панно станции метро «Маяковская». Прыжок в воду.
1938.

Мозаичное панно Станция метро «Новокузнецкая».

Работал также как сценограф («Баня» В. В. Маяковского в моск. Театре им. В. Э. Мейерхольда, 1930, и др.), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). Творчество Дейнеки оказало значительное влияние на формирование сурового стиля в советском искусстве. В 1970 году имя Дейнеки присвоено Курской картинной галерее. Преподавал в Москве – во Вхутеине (1928-30), Полиграфическом институте (1928-1934), МХИ (1934-46 и 1957-63; профессор с 1940), Институте прикладного и декоративного искусства (1945-52, директор в 1945-48), МАРХИ (1953-57). Ленинская премия (1964).

Сочинения: Жизнь, искусство, время. Литературно-художественное наследие. Л., 1974.
Литература: Kuhirt U . A. Deineka. Dresden, 1974; Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки, 1920-е – нач. 1930-х гг. М., 1979; Барабанова Н. Дейнека. М., 1980; A. Deineka. (Kat.). Düsseldorf, 1982; Сысоев В. П. А. Дейнека. М., 1989. Т. 1-2. (А. М. Муратов).