Liu Yi: достояние нации. Акварельный балет

Акварели этого китайского художника можно смело назвать искусством об искусстве. Ведь любимой его темой являются образы людей, имеющих к нему непосредственное отношение – к примеру, балерин или классических музыкантов. Очень своеобразен способ их подачи на картинах: люди как будто проступают из тонкой мглы, эмоциональные и очень характерные. Вряд ли можно благодарить за такой эффект акварель. Безусловно: дело, в первую очередь, в таланте художника, а долгие рассуждения по этому поводу будут неуместны. Его творчество уже давно получило мировое признание.

Liu Yi родился в Шанхае в далеком 1958 году. Он окончил художественный факультет Восточно-Китайского педагогического университета, а затем работал преподавателем в шанхайском колледже Искусства и Дизайна. Неоднократно художника приглашали в университет Констанца для чтения лекций и организации персональных выставок. Его картина «Water Running with Sky» (название которой можно перевести как «Проточной водой с неба» получила высшую награду Седьмой Национальной выставки изобразительных искусств. Полотно «Reflection» (то есть «Отражение») получило высшую награду Китая на выставке акварельной живописи. «Whispering» (то есть «Шепот») номинирован серебряной наградой на Шестой Национальной выставке картин, написанных акварелью и гуашью. И еще несколько десятков титулов и премий, перечисление которых было бы здесь неуместным.

Достаточно отдельно отметить, что несколько картин Liu Yi были проданы на аукционе «Сотби», за цену, которую никто и никогда не станет разглашать. А еще несколько не будут выставляться на аукционы любого уровня, потому что хранятся в Национальном музее Китая. Ведь картины тоже могут стать достоянием нации.

Шанхайский художник Лю И (Liu Yi)– признан метром акварели и является обладателем множества престижных премий и наград. В 2018 году Лю И исполнится 60 лет. В детстве его привлекала традиционная китайская живопись тушью и балет. Лю И получил образование на художественном факультете Восточно-Китайского педагогического университета и изучал акварель в Китайской академии искусств. Так случилось, что его балетная карьера не сложилась, но сложилась яркая карьера художника.

Художник создал собственный оригинальный стиль работы с акварелью: в своей палитре он не использует белую краску. Для балетных жанровых сцен и портретов он смачивает акварельную бумагу водой с двух сторон, а пейзажи пишет исключительно на сухой бумаге. Мастер использует акварель в тюбиках и работает минимальным количеством кистей (пара кистей для рисования, флейц для заливок, синтетика для вымывания/выбирания цвета).
По увлеченности темой балета произведения Лю И часто сравнивают с работами Эдгара Дега. Однако такое сравнение верно только в том, что оба мастера были влюблены в балет как в вид искусства. Эдгар Дега считал главным для себя запечатлеть движение танцовщицы, передать моментальность и эфемерность балета. В произведениях Лю И главное не движение, а отточенность и красота принятой балериной позы. Его танцовщицы замерли в залитом прозрачным светом пространстве как иероглифы и сколько времени они держат эту позу – неважно. Важно лишь бесконечное изящество этого специально принятого па. Светлый и радостный колорит картин Лю И звучит как гимн искусству классического танца, а его балерины – это неземные воздушные создания, которые парят в потоках света как прелестные эльфы.


Работы Лю И с успехом продаются на аукционе Сотби и находятся в частных коллекциях разных стран мира. Несколько его произведений как признанные сокровища китайского искусства хранятся в Национальном музее Китая.

Мастер Лю И (Liu Yi) является выпускником шанхайского университета, он обучался на художественном факультете Восточно-китайского педагогического.

После этого он отправился продолжать образование в Академию искусств Китая, для того чтобы пройти класс акварели. Лю И на протяжении своей деятельности занимал значительные должности в разных китайских ассоциациях искусств. Художник появился на свет в 1958 году в Шанхае. Там собственно Ли И и начал обучаться рисованию с самого детства, а в дополнение постигал искусство балета. Живопись в итоге стала приоритетом, но обучение балету оставило определенный отпечаток на творчестве художника.

На протяжении обучения художник всегда отличался прилежностью и получал высокие оценки от педагогов, первым из которых был Чень И Вей, который преподавал живопись маслом. Помимо этого интересы Ли простирались в область традиционной китайской живописи .

К слову, эти направления живописи самые популярные на территории Китая и могут легко обеспечить профессионального художника существенным доходом. И такой мастер как Лю И запросто мог стать очень богатым. В Китае доход весьма ценится и не считается чем-то предосудительным, напротив высокий достаток считается частью семейного благополучия и процветания каждой отдельной личности в целом.

Но все сложилось иначе. Лю И посетил выставку акварели в 1982 году, и сразу же стал поклонником именно этого жанра и отказался от предыдущих увлечений. Если смотреть на самого Лю И, то создается впечатление человека, который существует в каком-то собственном возвышенном и романтичном измерении, немного эфемерном и удивительно красивом, таком как акварельная живопись.

В итоге, поступив в университет, художник стал обучаться именно акварели и там стали приобретать собственную уникальную технику. Об этом следует сказать отдельно.

Отличительной чертой создания портретов является использование ярких базовых цветов: голубого и ярко-розового. Для того чтобы создавать серые оттенки Лю использует сиену смешанную с ультрамарином, а для теплых участков просто чистую жженую сиену. При этом Лю практически не использует белильные цвета, только розовый.

Следующей удивительной деталью является работа ограниченным количеством кисточек . Художник берет только кисть (традиционную китайскую) с темным ворсом, которую сплющивает, так чтобы пишущая часть являлась плоской. Ребром пишутся мелкие детали, а основной плоскостью заливки цвета.

Такую крупную кисть Лю предварительно готовит в течение полугода, используя для промывки палитры. Благодаря этому крупная кисточка становится более мягкой и приобретает нужные свойства.

Помимо этого мастер использует мягкий флейц, которым пишутся фоны, и смачивается бумага. Для того чтобы выбирать светлые участки используется плоская и короткая синтетическая кисть. Более кисточек Лю не использует, а бумагу берет только полностью из натурального хлопка, с зерном rough fin или grain fin.

В зависимости от разновидности рисунка применяется разная техника. К примеру, пейзажи мастер пишет только по сухой поверхности.

Для того чтобы начать работу художник смачивает полностью и растягивает полотно на оргстекле или планшете и приклеивает по периметру скотчем. Далее после легкого подсыхания пишет изображение при помощи светлой охры, дает подсохнуть и снова смачивает. Портреты пишутся (в отличие от пейзажа) по немного влажноватой поверхности.

Для того чтобы создать на портрете эффект мягкого растекания Лю берет отдельный влажный участок и заполняет сначала яркие базовые тона, а потом использует более темные и теплые детали. Влажные участки пишутся до схватывания акварели, темные части и детали (например, глаза) пишутся вторым слоем. При этом для того чтобы передать свежее впечатление портрет Лю всегда начинает писать с головы.

Отличительным умением мастера является филигранное дозирование воды и умение смачивать бумагу. В работе Лю не пользуется феном, но умеет делать даже крупные картины, работая постепенно. Помимо этого Лю не пользуется белилами, как знают многие ценители, отсутствие использования белил в работе является признаком мастерства.

У мастера Лю И есть цикл замечательных акварельных работ на тему его родной Янцзы. Так же много произведений живописца на тему родного города: мосты, аллеи, сады и т.д. Все работы очень наполнены художественной, воздушной атмосферой и очень поэтичны.

Лю И с детства занимался балетом, но как шутит сам мастер: «лицо у меня слишком круглое, не для балета» — то победила акварель. Но и балет остался в сердце художника на всю жизнь, поэтому множество картин посвящены именно ему.

При этом произведения живописца невероятно романтичны, это своеобразный мир, где все выглядит воздушно и красиво.

Лю И несет красоту другим людям. В этом он и видит предназначение художника: позволить увидеть красоту мира. По словам самого мастера, многие не могут оценить красоту балета, к примеру, но посмотрев на его картины обретают видение красоты и понимание этого искусства.

Прочитал эту статью еще некоторое время назад, но увидев ее снова, решил утащить к себе. Этот материал - прекрасная иллюстрация к тому, как символьная магия формирования и анализа будущего все плотнее входит в нашу, недавно еще такую рационально-материалистическую жизнь. А может быть так было всегда, просто язык образов был нам настолько непонятен, что мы просто проходили миом, не обращая своего внимания. Второй причиной, по которой я взял этот пост себе, является то, что он в недалеком будущем проиллюстрирует мой подготавливаемый материал о путях выхода из глобального мирового кризиса.
Оригинал взят у ex11111 в Китайский художник Лю И нарисовал картину с "девушкой Россией" в соблазнительной позе

Денис Услаев на сайте china.msk.ru оставил любопытную публикацию, основанную на переводе с китайской заметки. Она посвящена творчеству художника Лю И. Предлагаем читателям ИА "Амител" с ней ознакомиться.

Хочу вам рассказать о картине китайского художника Лю И (刘溢), живущего в Торонто, под названием "Пекин 2008" (北京2008). Эта картина была выставлена на Нью-Йоркской выставке в 2005 году.

Эта картина в последнее время вызвала большой резонанс в западном обществе, особенно в интернете. Художник - Лю И, канадский китаец. 6 марта 2005 года на одной выставке в Нью-Йорке он выставил картину, которая вызвала много размышлений и спекуляций, потому что называлась она "Пекин 2008".

Эта картина очень необычная, на ней изображены четыре девушки, играющие в мацзян (маджонг). В картине скрыт глубокий смысл.

Азиатская девушка, сидящая на первом плане, спиной к зрителю, с татуировкой на спине - это Китай.

Сосредоточенно играющая в мацзян девушка слева - Япония.

Девушка в длинных одеждах, склонившая голову - США.

Лежащая в соблазнительной позе - Россия.

Девочка, стоящая сбоку - Тайвань.

Девушка "Китай" собрала "пэн" "восточный ветер" [прим. 1]. Что это означает? Здесь есть два уровня смыслов. Во-первых, Китай пользуется "восточным ветром", чтобы активно развиваться; во-вторых, "Дунфэн" - "Восточный ветер" - название серии баллистический ракет, принятых Китаем на вооружение. С одной стороны, у Китая уже хорошая ситуация, с другой - неизвестно, что сложится из оставшихся костей. Но что-то эта девушка делает с другими костями под столом.

У Америки вид полного понимания происходящего, четкого плана. Она смотрит на Тайвань с глубоким и задумчивым выражением лица, как будто она с одной стороны хочет прочитать что-то на лице Тайваня, а с другой - как будто на что-то ей намекает своим выражением лица.

Россия лежит с как будто незаинтересованным происходящим видом, но это не совсем так. Ее нога стоит на колене у Америки. Рука же передает Китаю кости, как будто они вдвоем, Россия и Китай, тайно ведут взаимовыгодную игру.
Японка сосредоточенно смотрит на стол, и не имеет понятия, что творят остальные игроки, только смотрит себе в "руку" [прим. 2]

Тайвань одета в красный "дудоу" [прим. 3]. Может быть, это говорит о том, что она - последняя настоящая преемница китайской культуры. В одной руке у нее чаша с фруктами, в другой - нож для фруктов. Она с мрачным, даже злобным выражением лица смотрит на Китай. Но она ничего не может поделать, не может присоединиться к игре. И неважно кто победит, она только лишь может чистить им фрукты.

За окном берег реки, облачное небо, должно быть это намек на кризисное состояние по обе стороны пролива [прим. 4], способное перейти в критическую фазу от малейшего дуновения ветра.

Необычен и портрет на стене. Усы от Сунь Ятсена, лысина от Чан Кайши, общие черты лица от Мао Цзедуна.
Стоит поговорить и об одежде четырех девушек.

Китай с обнаженной грудью, на ногах юбка и нижнее белье.

Америка в халате и белье, но обнажена ниже пояса.

На России осталось только нижнее белье.

Япония полностью обнажена.

Это тоже отражение состояния каждого государства.

С первого взгляда кажется, что Америка одета приличнее всех, и она самая сильная. На остальных игроках не хватает одежды, чтобы прикрыть все части тела, Америка же одета с иголочки. Но она уже обнажила "нижний предел", а Китай и Россия, хоть и выглядят голыми, все же пока держат свои потайные места прикрытыми.

Предположим, что эта партия - на раздевание. Кто проигрывает - снимает следующую деталь одежды.

Если в этом раунде проигрывает Китай, то, сняв один предмет гардероба, она окажется в таком же состоянии, как сейчас Россия (так же, как при распаде СССР).

Если проиграет Америка, то тоже разденется до состояния России.

Если проиграет Россия, то останется без единой тряпки.

А на Японии уже ничего и так не осталось.

Похоже, что Россия взяла лишнюю кость [прим. 5] и теперь просто подыгрывает остальным игрокам. Но она меняется костями с Китаем, и получается, что на самом деле Япония выполняет роль подыгрывающего. Но ей уже нечего проигрывать, и если она проиграет, то выйдет из игры.
Подведем итог.

Америка больше всех прикидывается приличной девушкой, выглядит самой одетой. Но и опасность ей грозит немаленькая. Если она сейчас проиграет, то уступит место гегемона.

У России, похоже, сговор с обеими сторонами, она здесь самая коварная и лицемерная. Ситуация похожа на Китай после освобождения [прим. 6], который склонялся и к Советскому Союзу, и к Америке. Своих собственных сил у нее не хватает, и она может существовать и развиваться, только колеблясь между двумя сторонами.

Костей Китая мы не видим. Сколько реальной китайской силы от нас скрыто? Но под столом она меняется костями с Россией. А Америка может только строить предположения о том, чем там занимаются Россия и Китай, пытаясь прочесть выражение лица Тайваня. Япония в полном неведении, продолжает играть в свою игру. Самые непостижимые для нас кости - Китая.

Япония… Прочие совершают столько действий, и у нее практически нет возможности выиграть. А если она проиграет, то сразу же выйдет из-за стола.

Тайвань. Она наблюдает за всем со стороны и видит все, что творят игроки, и все понимает. Но у нее нет ни статуса, ни возможностей вступить в игру, и нет права голоса. Но её недовольство ситуацию не изменит, она может только быть прислужницей и чистить фрукты победителю.

Победителем будет либо Китай, либо Америка, здесь сомневаться не приходится. Но нужно четко понимать, что у Америки сила есть, но играет-то она в мацзян, китайскую игру, не в западный покер, и играет по китайским правилам. Что тогда останется от её тщательно продуманного плана?

Примечания.

1. "Пэн" (碰) - комбинация из трех одинаковых костей мацзяна, в данном случае костей "дунфэн" - восточный ветер.
2. "Рука" - набор костей, сданный игроку.
3. "Дудоу" - аналог бюстгальтера в Китае, популярный при династиях Мин и Цин (XIV - XX века).
4. Имеется в виду Тайваньский пролив, отделяющий остров Тайвань от материкового Китая (провинции Фуцзянь).
5. Игрок, взявший лишнюю кость в мацзяне, не имеет права выиграть, то есть сложить выигрышную комбинацию, а может только продолжать игру, помогая другим игрокам собирать их комбинации.
6. Освобождением в Китае называют 1949 год и приход к власти Коммунистической партии во главе с Мао Цзедуном.

Есть такой китайский художник Лю И (刘溢), довольно известный в Китае. Его кисти принадлежит картина «Китайская прислуга» (中国女仆), которая дает очень хорошее понимание о геоцентрической системе мира китайцев, в центре вселенной которых располагается Поднебесная. Для интересующихся Китаем далеко не секрет, что китайцы нация надменная, и хотя китайцы не будут это говорить вам в лицо, но все народности находящиеся за китайской стеной продолжают считать варварами.

Для начала предлагаю посмотреть на картину в большом разрешении.

Сюжетец довольно странный. Голые и не очень голые белые тетки на переднем плане, некоторые сидят на земле. А самих китайцев и не видно, только проглядываются где-то на заднем плане. Сразу встает вопрос о названии картины. Где, собственно, прислуга. Известно, кто китайский язык чрезвычайно богат на символы и намеки, что способствовало широкому распространению аллегорий не только в литературе, но и в китайском искусстве в целом. Я уж не говорю о богатстве нумерологии, восходящей к ицзину. Для понимания сюжета картины, надо иметь в виду, что она написана в начале 2009 года, когда мировой кризис, порожденный США, охватил планету. Китай, единственная страна, которая смогла противостоять ему, и на которую Запад теперь возлагает надежды, что она вытащит его из экономического кризиса. Поэтому три тарелки, доверху наполненные едой, можно рассматривать как намек – жрите западные варвары, Китай достаточно богат, чтобы не дать подохнуть с голоду и вам. Понятное дело, что у варваров не может быть никакой культуры еды. Они не владеют палочками, поэтому самое лучше для них есть руками и подобно собаке с земли.

Сейчас любимый лозунг китайцев: 五千年文明,十三亿和谐! Пять тысяч лет цивилизации, тринадцать раз по сто миллионов живущих в гармонии! Ни одна страна в мире не имеет историю, сопоставимую по продолжительности с историей Китая. Ни одна нация не имеет численности, сопоставимой с численностью китайцев. В настоящее время руководит Китаем Ху Цзиньтао. Обратите внимание на китайца на заднем плане и сравните с фотографией Ху.

Ху Цзинтао выведен в качестве китайского работяги, плодами трудов которого кормится и западное отребье на переднем плане, которое никак не ценит это, расплескивая еду на землю.

Еще один намек содержится в форме разлитого пятна. Сравните его с картой США. Разбитое яйцо тоже неспроста, оно символизирует кокнувшуюся финансовую систему Америки.

Кстати, о США. Вполне возможно, что разжиревшая тетка в центре картины, как раз и является образом Америки.

Интересные аналогии прослеживаются и с другими лицами.

Думаю, что в картине масса других аллегорий, которые западному взгляду просто не понятны. Таким образом название картины заставляет задуматься, а кто будет на самом деле слугой в этом мире?