Сообщение о театре диониса акрополь. Театр Диониса - достопримечательность Афин с интересной историей. Название на английском

Театр Диониса является одним из древнейших театров в мире, его руины расположены в историческом центре города Афины, на юго-восточном склоне Акрополя, к северу от храма Диониса. Театр был построен в V веке до нашей эры, и изначально его сцена и сиденья были деревянными. В те времена театр Диониса служил ареной для проведения театральных состязаний, проходивших во время празднования Великих и Малых Дионисий - одних из основных празднеств в Древней Греции, посвящённых богу Дионису. На сцене театра проходили выступления певцов и танцоров, ставились драматические пьесы (трагедии и комедии), авторы которых состязались за право получить главный приз - треножник Диониса. Обычно в состязаниях принимали участие три автора, каждый из которых должен был представить на суд зрителей три трагедии, одну сатирическую драму и одну комедию. Именно на сцене театра Диониса впервые были поставлены пьесы великих древнегреческих драматургов Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана и Менандра. Во второй половине IV века до нашей эры, при правителе Афин Ликурге, театр Диониса был реконструирован - деревянные сцена и сиденья для зрителей были заменены на каменные, построены лестничные проходы, делящие зрительный зал на трибуны, а для сенаторов, жрецов храма Диониса и других представителей знати в первом ряду были установлены 67 мраморных кресел с высеченными на них именами и должностями владельцев. В театре не было кровли - актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а спектакли проходили в светлое время суток. В 86 году до нашей эры Афины были захвачены войсками римского императора Луция Корнелия Суллы, во время правления которого Акрополь и театр Диониса были сильно разрушены. Во второй половине I века, при императоре Нероне, в театре были построены новая сцена, вымощенная мраморными плитами, оркестр в форме полукруга и скульптурный фриз со статуями сатиров. Сам император Нерон нередко выступал со сцены театра со своими пьесами и стихами, а также принимал участие в соревнованиях поэтов. Часто посещал театр Диониса и римский император Адриан, страстный любитель греческого театра и поэзии - в центре второго зрительного ряда для него был установлен мраморный трон. При римлянах в театре Диониса проходили цирковые представления и бои гладиаторов, для того чтобы оградить зрителей от сражающихся на смерть воинов, перед первым рядом был возведен высокий бортик, сохранившийся до наших дней. После того, как в 267 году Афины были захвачены герулами (варварами), на сцене театра Диониса более не выступали поэты и не ставились пьесы. В середине V века в восточной части театра была возведена христианская базилика, а сам театр стал своеобразным внутренним двором храма. В Средние века театр Диониса и другие античные памятники Акрополя были заброшены, постепенно разрушались и покрывались слоем земли. Руины театра Диониса были раскопаны археологами в 1838 году, в 2010-2015 годах была проведена реставрация театра, на которую было выделено 6 миллионов евро. В ходе работ были восстановлены каменные сиденья, укреплены несущие конструкции и другие части сооружения. В 1987 году в составе Афинского Акрополя театр Диониса внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Театр Диониса
Θέατρο του Διονύσου
Адрес: Southern slope the Acropolis, Dionysiou Areopagitou Street, 10555 Athens, Greece
Тел: +30 210 3224625; +30 210 3214172
Факс: +30 210 9239023
E-mail: [email protected]
Web: odysseus.culture.gr/h/2/gh251.jsp?obj_id=10341
Как добраться : Международный аэропорт Афины имени Элефтериоса Венизелоса (Athens International Airport) - 52 км
Железнодорожный вокзал Athens Railway Station - 5 км
Станция метро Acropoli - 750 м
Автобусная остановка Αφετηρία (автобус 230) - 200 м
Период действия : постоянно
Режим работы : Понедельник - воскресенье с 08:00 до 17:00
Последние посетители в 16:30
Выходные дни - 1 января, 25 марта, 1 мая, Пасхальное воскресенье, 25 и 26 декабря
Стоимость : 20 EUR / 1 чел.
Посетить Театр Диониса можно по единому входному билету в Акрополь:
Взрослые - 20 EURO
Студенты, пенсионеры старше 65 лет - 10 EURO
Молодёжь до 18 лет - вход бесплатный
Единый билет на 5 дней:
Взрослые - 30 EURO
Студенты, пенсионеры старше 65 лет - 15 EURO
Свободное посещение - 6 марта, 18 апреля, 18 мая, последние выходные сентября, 28 октября, каждое первое воскресенье месяца с 1 ноября по 31 марта

Греческие древние театры.

Истоки происхождения театра историки относят к древнейшим временам, когда человечество пребывало чуть ли не в первобытно-общинном строе. Это искусство зародилось в ходе игрищ охотников, земледельцев. Чаще они имели магический облик. Люди просто подражали животным и птицам, надевая на себя звериные шкуры и украшая свои головы перьями. Это, по их поверьям, несло удачную охоту. Когда земледелие начало развиваться интенсивно, первым из праздников стал День урожая. Устраивали его в честь Диониса – бога виноделия. Считалось, что пиршества могли повлиять на плодородность земли, предстоящий урожай винограда и других культур. Превалировали на торжествах «скачки» в козлиных шкурах, а также показывались сцены из мифологических сюжетов о Дионисе.
Из таких пиршеств почти одновременно возникла и трагедия, и комедия. Дословно «песнь козла» переводится как «трагедия ». Комедия же (от слова «комос») означало «необузданное веселье». Она должна была вызвать у присутствующих радость и смех. С течением времени жители Афин и других городов начали рассказывать и о иных богах, сцены из историй о которых содержались в богатой греческой мифологии.


Как правило, все театры Древней Греции располагались на открытом воздухе. Наиболее удобным считалось строительство их на горных склонах. Разместиться в театрах могли сразу несколько тысяч зрителей. Они рассаживались на каменных уступах, уходивших, как полукруглые лестницы, вверх. Перед гостями театральных представлений открывался вид на «орхестру» и «скену» (сцену). В древние времена сценой называли помещения для переодевания актеров. Они находились позади, за орхестрой и именовались «скещ». А орхестра представляла собой небольшую круглую или квадратную площадку, на которой и разворачивалось главное действо.
Актеры, которые занимались увеселением зрителей и участвовавшие в спектаклях, были довольно ярко одеты, а на лицах их красовались массивные маски. Изначально эти маски делали из дерева, позже - из тканого материала, пропитывали жидким гипсом. Краски выбирали самые броские. При этом выражения «лиц» на масках были довольно разнообразные:

  • Строгие.
    Веселые.
    С обидой.
    Со скорбью.
    Злобные.
    Саркастические.

За счет того, что маски были очень крупные, их было видно даже тем зрителям, которые располагались на самых дальних рядах театра. Маски изготавливали с открытыми ртами, что позволяло распространяться звуку, при говорении актера, естественным образом.
Маски выражали не только человеческие эмоции, но и представляли характер и даже здоровье персонажа, которого играет актер. Так, например, в темноватые, смуглые цвета окрашивали маски здоровых, успешных людей, а в желтоватый – больных. Лики хитрецов «облачали» в красный, а гневливых личностей – в сливово-бардовый. Маска с гладким лбом – человек веселый, с наморщенным – мрачный.
Женщин среди актёров не было. Их роли исполняли мужчины. Чтобы в процессе действа зрители могли видеть каждого персонажа, актеры вставали на специальные сандалии, подошва которых была плоской и довольно высокой. Благодаря такой манипуляции фигуры были хорошо видны всем.

Первый театр Греции увидели жители Афин

Служители Мельпомены греческой столицы стали образцом для остальных театров страны. Но это случилось намного позже того, как афиняне начали наслаждаться актерским мастерством своих собратьев.
Театр в Афинах был простроен в Юго-Восточной части Акрополя. Возведение его историки относят к 500 гг. до н.э. Считается, что представления на этой территории давали и в более раннее время. Но официально строительство приравнивают к периоду расцвета греческой культуры.
Афинский театр расположили на склоне холма. В нем высекли ступени, на которых могли одновременно разместиться до 30 тысяч зрителей, благодаря огромному количеству ярусов. Они состояли почти из 80 рядов, разделенных на 3 крупных сектора. Для сравнения, в маленьких театрах Греции вымащивали всего пару ярусов с 2 широкими проходами. В проходах устраивали лестницы. Они, как лучи солнца, расходились от основания вверх.
В театре Афин , как и в большинстве других храмов Мельпомены, места с краю имели загородки из перил. На первом ряду располагались знатные особы. Для них не просто прорубали ступени-сидения, а оснащали их каменными спинками.

Представления


Еще самые древние греки думали, что мир и их жизнь – это и есть театральная сцена, либо подобие ее. Актеры играют, и исчезают, снова выходят на сцену, и прячутся за кулисами. Мысля по этому же принципу, греки верили, что люди спускаются с небес и уходят в них, снова возвращаясь. Еще именно и поэтому театр имел такой ошеломительный успех.
Представления, которые ставились на сценах повсеместно, были наделены геройством, торжеством, величественной страстью. Как правило, театральное действо, будь то крупный, или маленький храм Мельпомены, начиналось с раннего утра. К своему итогу оно подходило с уходом последних солнечных лучей.
Среди главенствующих тем – политика, нравственное воспитание молодежи, вопросы социально-бытовые, эстетическое восприятие мира и прекрасного в нем. По сути, такие представления оказывали сильнейшее влияние не только на индивидуальное восприятие, но и общественное сознание.
Это в современном театральном искусстве люди привыкли ходить на спектакли с участием известных актеров и сформировавшихся на долгий срок трупп. А в Древней Греции все было совсем иначе. На каждом представлении появлялись новые актеры, которые не всегда были профессионалами своего дела. Часто на сцену выходили и рядовые горожане. Роли раздавались буквально первым встречным, желающим показаться на публике.
Тем не менее, каждая из постановок готовилась тщательно в плане создания костюмов и масок. Атрибуты подбирались в строгом соответствии со сценарием, который, кстати, был довольно прост.
Историки - исследователи греческого театра отмечают, что трагедия, комедия и пафосная драма обладали высокохудожественной выразительностью. В них отражалось богатое воображение и глубокий замысел создателя пьесы. Пик своего развития искусство театра Древней Греции получило примерно в 600 гг. до н.э.
В орхестре обязательно имелось место поклонения Дионису. На ступеньках неподалеку сидели музыканты. Начиналось представление внизу, в орхестре. В разгар трагедии или комедии, актеры могли перемещаться по зрительным рядам, и снова возвращались на исходные позиции.
Позже, спустя несколько веков после основания греческого театра, в орхестру допускали только хор, а актеры рассредоточивались за ним, на специальном помосте. Помещение для переодевания перенесли еще дальше за сцену.
Пьесы в театрах ставили по сочинениям:

  • Аристофана.
    Софокла.
    Эсхила.
    Еврипида.

На первый план чаще выходили боги. С наиболее грозными из них вступали в схватки выдающиеся люди. Многие из них гибли, но некоторым удавалось одержать победу. Со временем сюжеты для своих постановок греческие авторы стали брать из жизни, бытовой и социальной сфер. Это касается драмы. Что же до комедий, то здесь за основу брались вовсе не легенды и мифы и даже не повседневные сцены быта, а жители. Среди них - рабы, над которыми издевались, ремесленники, купцы. В комедии почти никогда не упоминали богов. Но если такие факты и имели место, то чаще всего высмеивались негативные стороны характеров небожителей.
Поначалу в действе играл лишь 1 актер. Он исполнял все роли. Но, спустя небольшой промежуток времени, в постановках стали участвовать сразу по двое, а позже и довольно большое количество актеров. А в качестве декораций стали применять современные, на тот момент, идеи технического прогресса. На сцене в спектаклях появлялись летающие машины и прочие аппараты, завораживающие зрителя.
Если актер появлялся на сцене справа, относительно проскения (комнат для переодевания), это значило, что персонаж сельский житель, а если слева – горожанин.
Как правило, действие было очень динамичным. Перевоплощение действующих лиц происходило молниеносно. Для этого не нужно было проявлять особых способностей. Актеры просто заходили за сцену в раздевалки и меняли свои маски. Реквизит театралов находился повсюду вокруг храма Мельпомены и в помещениях. По краям имелась масса пристроек, где актеры не только держали костюмы и маски, но и хранили многочисленные декорации.

Театр Диониса

В Афинском Акрополе, огромном памятнике древнегреческой жизни, представлены почти все темы, интересовавшие античного жителя.

Греческий театр: описание, история и интересные факты

На южном склоне холма были воздвигнуты несколько театров, самым первым и самым большим из которых стал театр, посвященный богу Дионису. Масштабы сооружения не дают усомниться - сценическое искусство для древних греков было делом важным.

Древнегреческий театр

Изначально представления проходили в театре дважды в год, во время Малых Дионисий и Великих Дионисий. Представляли они собой своеобразные состязания, в ходе которых зрителям показывали трагедии, костюмированные драмы в честь богов и комедии. Из всего этого постепенно все четче вырабатывалось особое искусство - великое искусство древнегреческого театра. Начинались представления вступлением хора, затем выходил солист-запевала, который, совместно с хором, и вел все повествование. Со временем актеров на сцене становилось больше, появлялись костюмы и маски. Древние драматурги оттачивали свои сюжеты и слог.

В V веке до н.э. Эсхилл, Софокл, Еврипид поднимают до вершин классическую трагедию, а Аристофан становится королем комедии.

История театра Диониса

Театр Диониса, ставший одним из первых театров мира, был построен в V веке до нашей эры при тиране Писистрате. Первоначально скамьи и подмостки были выполнены из дерева, но в 326-325 годах до н.э. театр был реконструирован - старые деревянные части заменили на каменные и мраморные. Каменная арена насчитывала 67 рядов (до наших дней дожили около 20-ти) и вмещала до 17 тысяч зрителей, то есть почти половину населения тогдашних Афин. В первом ряду стояли кресла для самых важных гостей. Высеченные на них имена и звания владельцев сохранились и по сей день.

Центральное почетное место занимал верховный жрец бога Диониса. От солнца его и других значительных театралов прикрывал специальный тент - никакой крыши у театра не было, представления шли прямо под открытым небом.

В наши дни в театре Диониса идут восстановительные работы. По плану предполагается надстроить еще несколько ярусов сидений и укрепить стены постройки. Завершены все работы должны быть к 2015-му году.

Реферат на тему:

Театр Диониса

Театр Диониса - античное театральное здание в городе Афины (Греция).

Театр Диониса располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя и входит в число самых древних театров в мире. Театр был построен в V в. до н. э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год - во время Малых Дионисий и Великих Дионисий.

Во время Великих Дионисий в Афинах проводились театральные состязания.

Театр Диониса в Афинах: история, описание и интересные факты

Каждый из участников ставил три трагедии и одну сатирову драму, в шутливой форме обыгрывавшую мифологический сюжет. Состязались также авторы комедий, ставивших по одной пьесе. Результаты фиксировались в особых надписях — дидаскалиях, которые хранились в афинском государственном архиве. Общее руководство за проведением театральных зрелищ осуществлял афинский архонт.

Около 326-325 гг. до н.э. театр был реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Каменные сидения размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тыс. зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан.

Ввиду огромных размеров театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.

Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей. На них были высечены имена и должности владельцев. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана, поклонника греческой культуры. Здесь же выступал император Нерон.

Театр перестраивался и в римскую эпоху в I в. н.э., в том числе под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра - скульптурный фриз времен императора Нерона с забавными сатирами.

Около театра сохранились развалины других исторических зданий: остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до н. э, камни Периклова Одеона.

Современное состояние

Предполагается частично отреставрировать Театр Диониса. Процесс реставрации должен завершиться в 2015 году, на его финансирование властями и некоммерческой организацией «Диазома» предоставлено шесть миллионов евро. Проект ведёт архитектор Константинос Болетис (Constantinos Boletis). К сохранившимся каменным сидениями планируется добавить ещё несколько ярусов, совмещая древние обломки с новым камнем, а также предполагается укрепить держащие стены и другие части постройки.

Литература

  • Всемирная история (в 24 тт.) // Т.4. Эллинистический период. с. 76. - Минск: Издательство «Литература», 1996.
  • История Древней Греции. / гл. ред. Кузищин В. И. - М.: Издательство «Высшая школа», 2001. - С. 399.

Примечания

  1. Греки восстановят театр Диониса — lenta.ru/news/2009/11/26/dionysus/. Lenta.ru (26 ноября 2009).

Театр Диониса

Театр Диониса в Афинах в римское время

Театр Диониса - античный театр на юго-восточном склоне афинского Акрополя. Построен в IV в. до н.э. Театр Диониса - место, в котором зародилась трагедия и сформировались каноны этого жанра, в период когда на территории большинства современных государств цивилизация лишь начинала свое становление.

Театр Диониса - IX век до н.э.

Точное время возведения театра Диониса не могут озвучить даже археологи. Дело в том, что культ поклонения богу вдохновения и виноделия, в этой части Греции культивировался достаточно долгое время. Предполагается, что первые постройки примитивного сооружения датируются IX веком до н.э. Об этом свидетельствуют найденные во время раскопок колонны. Однако о том, каким был первый театр, остается лишь догадываться. Историки предполагают, что это была простейшая конструкция с несколькими рядами скамеек из дерева, установленными на холме перед оркестром. Здание сцены тоже было деревянным и служило для улучшения акустики и демонстрации декораций.


Театр Диониса - Акрополь, Афины

Театр Диониса - V век до н.э.

К концу V столетия до н.э. деревянные конструкции были заменены на каменные. Однако полностью тот вид, в котором сооружение предстает перед зрителем сегодня, сформировался в следующем столетии, ориентировочно в 390-325 годах, во время правления афинского лидера Ликурга. Будучи ответственным за финансы и архитектуру города, он распорядился отреставрировать театр полностью в камне. Монументальное сооружение получило постоянную сцену с выступающими крыльями (параскениями), а также трехъярусную зону отдыха (собственно, «театр»), поднимающуюся вверх по склону на 78 рядов.

Следующие изменения в конструкции сцены были осуществлены уже в эллинистический период. По периферии оркестра были растравлены 67 мраморных кресел, каждый из которых занимал определенный сановник (о чем говорили нанесенные на камень надписи). В центре этого ряда располагался большой трон, предназначенный для Диониса. Кстати, те «кресла», что сохранились в театре, являются более поздними копиями, созданными уже во время римского господства.

Театр Диониса - достопримечательности Афин
Театр Диониса - Афины, Акрополь

Театр Диониса - I век н.э.

К счастью, с приходом римлян, никаких критичных изменений в конструкции театра не производилось. В I веке пол оркестра был вымощен мраморной плиткой, появились новые почетные места. С учетом «специфики» предпочтений римлян сооружен высокий бортик, отделяющий происходящее на сцене от рядов зрителей. А еще спустя столетие появился скульптурный фриз вокруг сцены, на котором изображены сатиры из мифов, посвященных Дионису. Сделали это по требованию императора Нерона, который и сам выступал здесь.

Театр Диониса - место, в котором зародилась трагедия

Посвященный божеству, благосклонному к виноделам, театр принимал Дионисии - именно благодаря этим празднествам развивались драматические представления. По выражению Горация, трагедия в момент своего зарождения была «состязанием из-за дешевого козла». Связано это с тем, что изначально трагическое творчество связано с жертвоприношением животного, обожествляемого в культе.

В свое время на сцену театра выходили для соревнований в мастерстве драматурги авторы, творчество которых лежит в фундаменте современного искусства. Здесь звучали голоса Эсхила, Софокла, Еврипида… На сцене ставились произведения, сегодня считающиеся образцами античной литературы. Так, в 458 г до н.э. зрители смогли по достоинству оценить «Орестею», принесшую своему автору победу в споре драматургов.

К этому времени в театре уже имелись колесная платформа для создания «спецэффектов», а также подъемное устройство. Наблюдать за представлениями одновременно могли до 17 тысяч зрителей, что делало постановки по-настоящему масштабными «шоу».

Греческие театральные представления уступили место соревнованиям гладиаторов и цирку, когда страна подчинилась Риму.

Театр Диониса - наши дни

В 2010 году была запущена программа реконструкции театра, на которую затрачено более 6 миллионов евро. В ходе нее реставраторы и архитекторы укрепили стены здания, а к сохранившимся креслам добавили еще несколько рядов. Идентичность конструкций античным была достигнута за счет совмещения «современного» камня и обломков. А представления на сцене театра можно увидеть и в наше время.

Одеон Герода Аттика

Очень часто в на сайтах в сети Интернет за Театр Диониса выдаются изображения Одеона Герода Аттика, расположенного на южном склоне Акрополя. Герод Аттик построил Одеон в 165 году н. э. и он лучше сохранился. Восстановленный в 1950-х. Одеон сегодня является одной из главных сценических площадок ежегодного Афинского фестиваля. Посещение Одеона возможно только во время представлений по купленным билетам.

Афины Акрополь - Одеон Герода Аттика
Авинский Акрополь - Одеон Герода Аттика

Создание : в 326-325 г. до н.э. реконструирован из деревянного театра постройки V в. до н.э.

Архитектура театра

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Театр Диониса в Афинах является древнейшим и наиболее характерным из дошедших до нас больших театров древней Греции. Раскопки его были произведены в 1880-85 гг. (более ранние - Старком в 1862 г.).

Театр расположен на южном склоне Акрополя и обращен в сторону храма Диониса. Наиболее старая часть его относится к VI в. до н. э. Театр этот, к сожалению, очень плохо сохранился и дошел до нас в значительно искаженном позднейшими перестройками виде.

К VI в., как думает Дерпфельд, относятся лишь незначительные остатки первоначальной орхестры, имевшей 24 метра в диаметре. С южной стороны эта орхестра была приподнята на высоту около 2 м и была с этой стороны основана на криволинейной в плане опорной стенке, часть которой сохранилась. После того как в V в. обрушились деревянные сидения старого амфитеатра, их заменили каменными. Тогда же, вероятно, была сооружена Демократом и Анаксагором новая орхестра, значительно отодвинутая от прежней к северу, ближе к склону горы.

Позднейшие части амфитеатра, возведенного Ликургом (по Старку в 466 г.), относятся к 326 г.

Театрон трехярусный, с двумя диазомами. Нижний ярус больше полукруга и разбит радиальными лестницами на 13 клиньев. По сделанным реставрациям нижний ярус заключал 17 полных рядов, средний ярус - 16 рядов, из них часть урезана, и верхний ярус - 8 рядов, значительно урезанных из-за неправильной поверхности склона. Наибольшее удаление последнего ряда от середины орхестры (по горизонтальной проекции) 43 м; диаметр первого яруса 37 м. Подъем верхнего ряда мест над орхестрой равен приблизительно 16 м. Уклон мест 1: 2,3.

Высота ступеней, на которых расположены места, 37 см. На верхней горизонтальной поверхности мест, общей шириной в 85 см, с отступом от края для сидений на 35 см, сделан лоток, шириной в 40 см и глубиной в 10 см для помещения ног сидящих в вышерасположенном ряду. На каждый ряд сидений, как уже указывалось, в этом театре приходится одна ступень радиальных лестниц. Для уменьшения высоты подступенка проступь этих ступеней сильно скошена.

Театр вмещал 14-17 тыс. зрителей , а по другим указаниям - до 30 тыс. зрителей.

Загрузка мест происходила из прохода, окружавшего орхестру и уширявшегося с двух концов в направлении к проскениуму. В стене скены было три двери. Сзади скены существовал обширный портик.

Для суждения об устройстве скены и логейона в этом театре в V в. никаких достоверных данных нет. Раскопки Старка обнаружили последовательное увеличение сцены при Адриане и при Септимии-Севере.

Театр Диониса является наиболее типичным для античной Греции. По нем, за исключением скены, можно проследить и все последовательные стадии развития формы греческого театра, включительно до тех изменений, которые были внесены римлянами.

Афинский одеон

Кроме открытых театров, рассчитанных на очень большое количество зрителей. в Греции существовали меньшие театры, так называемые одеоны. Эти театры делались крытыми. Самым древним и наиболее обширным одеоном, о котором до нас дошли сведения, был одеон в Афинах, сооруженный Периклом в 443 году до н.э.

По имеющемуся у Павсания указанию, этот одеон был покрыт деревянным шатром. Он был расположен к востоку от театра Диониса, между этим последним и памятником Лисикрата .

    Источники:

  • “Greek Architecture” by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D. Professor of ART AND ARCHAEOLOGY IN RINCETON UNIVERSITY New York THE MACVILLAN COMPANY 1909
  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.

2) Афинский театр

Театральное представление в эпоху расцвета греческого общества входило как составная часть в культ Диониса и происходило исключительно во время празднеств, посвященных этому богу. В Афинах V в. в честь Диониса справлялся ряд праздников, но драмы ставились только во время «Великих Дионисий» (примерно в марте - апреле) и Леней (в январе - феврале). «Великие Дионисии» - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров; на этот праздник являлись представители общин, входивших в состав афинского морского союза, для внесения подати в союзную кассу; «Великие Дионисии» справлялись поэтому с большой пышностью и продолжались шесть дней. В первый день происходила торжественная процессия перенесения статуи Диониса из одного храма в другой, и бог мыслился присутствующим на поэтических состязаниях, которые занимали остальную часть празднества; второй и третий день были уделены для дифирамбов лирических хоров, последние три дня - для драматических игр. Трагедии, как уже было указано, ставились с 534 г., т. е. с того времени, когда праздник был учрежден; около 488 - 486 гг. к ним присоединились комедии. Леней, более древний праздник, были обогащены драматическими состязаниями лишь позже; около 448 г. там начали ставиться комедии и около 433 г. - трагедии. Все эти игры имели характер массовых зрелищ и были рассчитаны на большое количество зрителей. К состязаниям в V в. допускались, за редкими исключениями, только новые пьесы; впоследствии новым пьесам предшествовала пьеса старого репертуара, которая, однако, не служила предметом состязания. Произведения афинских драматургов были, таким образом, предназначены для однократной постановки, и это способствовало насыщенности драм актуальным и даже злободневным содержанием.

Порядок, установленный около 501 - 500 гг. для «Великих Дионисий», предусматривал в трагическом состязании трех авторов, из которых каждый представлял три трагедии и драму сатиров. На комедийных состязаниях от поэтов требовалось только по одной пьесе. Поэт составлял не только текст, но и музыкальную и балетную части драмы, он же был режиссером, балетмейстером и зачастую, особенно в более раннее время, актером. Допущение поэта к состязанию зависело от архонта (члена правительства), заведывавшего празднеством; этим путем осуществлялся также и идеологический контроль над пьесами. Расходы по постановке драм каждого поэта государство возлагало на какого-нибудь состоятельного гражданина, который назначался хорегом (руководителем хора). Хорег набирал хор, числом в 12, а впоследствии в 15 человек для трагедии, в 24 для комедии, оплачивал участников хора, помещение, в котором хор готовился, репетиции, костюмы и т. д. Пышность постановки зависела от щедрости хорега. Затраты хорегов бывали очень значительны, и победы в состязании присуждались совокупно хорегу и режиссеру-поэту С увеличением числа актеров и отделением актера от поэта третьим, самостоятельным участником состязания стал главный актер («протагонист»), который подбирал себе помощников: одного для вторых, другого для третьих ролей («девтерагонист» и «тритагонист»). Назначение хорегу его поэта и поэту его главного актера происходило по жребию в народном собрании под председательством архонта. В IV в., когда хор потерял свое значение в драме и центр тяжести перешел на актерскую игру, этот порядок был признан неудобным, так как он ставил успех хорега и поэта в чрезмерную зависимость от игры доставшегося им актера и успех актера от качества пьесы и постановки. Тогда было установлено, чтобы каждый протагонист выступал у каждого поэта в одной из его трагедий.

Жюри состояло из 10 человек, по одному представителю от каждого афинского округа. Они выбирались в начале состязания по жребию из заранее составленного списка. Окончательное решение выносилось на основании подачи голоса пятью членами жюри, выделенными из его состава также по жребию. На празднике Диониса допускались одни только «победы»; судьи устанавливали первого, второго и третьего «победителей» как в отношении поэтов и их хорегов, так и особо в отношении протагонистов. Реальными победителями являлись только хорег, поэт и протагонист, которые были признаны «первыми»; они увенчивались плющом тут же в театре. Третья «победа» фактически была равносильна поражению. Однако все три поэта и протагониста получали призы, которые являлись вместе с тем их гонораром. Решение жюри хранилось в государственном архиве. В середине IV в. Аристотель опубликовал эти архивные материалы. После появления его труда стали заноситься на камень сводные реестры побед на каждом празднестве и списки победителей, и до нас дошел ряд фрагментов этих надписей.

Заботу о помещении для зрителей и исполнителей, сначала об устройстве временных деревянных сооружений, а впоследствии о содержании и ремонте постоянного театра, афинское государство поручало частным предпринимателям, сдавая помещение на откуп. "Вход в театр был поэтому платным. Однако для того чтобы обеспечить всем гражданам, независимо от их материального положения, возможность посещать театр, демократия со времен Перикла предоставляла каждому заинтересованному гражданину субсидию в размере платы за вход на один день, а в IV в. и на все три дня театральных представлений.

Одно из важнейших отличий греческого театра от современного «состоит в том, что игра происходила под открытым небом, при дневном свете. Отсутствие крыши и использование естественного освещения связаны были, между прочим, и с огромными размерами гречески? театров, значительно превышающими даже самые большие современные театры. При редкости театральных представлений античные театральные помещения должны были строиться в расчете на массы справляющих праздник граждан. Афинский театр, по вычислениям археологов, вмещал 17000 зрителей, театр города Мегалополя в Аркадии - 44000 человек. В Афинах представления сначала происходили на одной из городских площадей, и для зрителей воздвигались временные деревянные помосты; когда они однажды во время игры рухнули, для театральных целей был приспособлен южный скалистый склон Акрополя, к которому стали прикреплять деревянные сидения. Каменный театр был окончательно достроен лишь в IV в.

До второй половины XIX в. устройство греческого театра известно было лишь на основании описания в трактате римского архитектора Витрувия «Об архитектуре», написанном около 25 г. до н. э. В настоящее время археологически обследованы развалины большого количества греческих театров разных эпох, в том числе и афинский театр Диониса, для постановки в котором были в свое время предназначены почти все драмы классического греческого репертуара.

В связи с хоровым происхождением аттической драмы, одной из основных частей театра является орхестра («площадка для пляски»), на которой выступали и драматические и лирические хоры. Древнейшая орхестра афинского театра представляла собой круглый утрамбованный плац, диаметром в 24 метра, с двумя боковыми входами; через них проходили зрители, а затем вступал хор. Посреди орхестры находился алтарь Диониса. С введением актера, выступавшего в разных ролях, понадобилось помещение для переодевания. Помещение это, так называемая скена («сцена», т. е. палатка), имело временный характер и сначала находилось те поля зрения публики; вскоре его стали сооружать позади орхестры и художественно оформлять как декоративный фон для игры. Скена изображала теперь фасад здания, чаще всего дворца ила храма, перед стенами которого развертывается действие (в греческой драме действие никогда не происходит внутри дома). Перед ней воздвигалась колоннада (проскений); между колоннами ставились разрисованные доски, служившие как бы условными декорациями: на них изображалось что-либо, напоминавшее обстановку пьесы. Впоследствии скена и проскений стали постоянными каменными постройками (с боковыми пристройками - параскениями).

При этом устройстве театра остается неясным один весьма существенный для театрального дела вопрос: где играли актеры? Точные сведения об этом имеются лишь для поздней античности; актеры выступали тогда на эстраде, высоко поднимавшейся над орхестрой, и были таким образом отделены от хора. Для драмы эпохи расцвета подобное устройство немыслимо: в это время хор принимал непосредственное участие в действии, и актерам по ходу пьесы часто приходилось вступать в соприкосновение с ним. Необходимо поэтому предполагать, что актеры в V в. играли на орхестре перед проскением, на одном уровне с хором или на очень незначительном возвышении; в отдельных случаях можно было использовать для игры актеров крышу проскения, и драматург имел возможность строить пьесу так, чтобы одни действующие лица находились на более высоком уровне, чем другие. Высокая эстрада, как постоянное место игры актеров, появилась значительно позже, вероятно, уже в эллинистическую эпоху, когда хор потерял свое значение в драме.

Третьей составной частью театра, кроме орхестры и скены». являлись места для зрителей. Они располагались уступами, окаймляя орхестру подковой, и были разрезаны проходами» радиальными и концентрическими. В V в. это были деревянные скамейки, которые впоследствии были заменены каменными сидениями.

Механических приспособлений в театре V в. было очень немного. Когда нужно было показать зрителю то, что происходило внутри дома, из дверей скены выкатывалась платформа на деревянных колесах (эккиклема), вместе с помещавшимися на ней актерами или куклами, а затем, по миновании надобности, увозилась обратно. Для поднятия действующих лиц (например богов) в воздух, служила так называемая машина, нечто в роде подъемного крана. Расцвет греческой драмы имел место в условиях самой примитивной театральной техники.

Участники игры выступали в масках. Греческий театр классического периода полностью сохранил это наследие обрядовой драмы, хотя магического значения оно уже больше не имело. Маска отвечала установке греческого искусства на подачу обобщенных образов, притом не обыденных, а героических, возвышающихся над бытовым уровнем, или гротескно-комических. Система масок была очень подробно разработана. Они покрывали не только лицо, но и голову актера. Окраской, выражением лба, бровей, формой и цветом волос маска характеризовала пол,возраст,общественное положение, нравственные качества и душевное состояние изображаемого лица. При резком изменении душевного состояния актер в разные свои приходы надевал различные маски. В иных случаях маска могла быть приспособлена и к изображению более индивидуальных черт, воспроизводя особенности привычного облика мифологического героя или имитируя портретное сходство с высмеиваемыми в комедии современниками. Благодаря маске актер легко мог выступатьна протяжении одной пьесы в нескольких ролях. Маска делала лицо неподвижным и устраняла из античного актерского искусства мимику, которая, впрочем, все равно не доходила бы до огромного большинства зрителей при размерах греческого театра и отсутствии оптических инструментов. Неподвижность лица компенсировалась богатством и выразительностью телодвижений и декламационным искусством актера. В представлении греков мифические герои превышали обыкновенных людей ростом и шириной плеч. Трагические актеры носили поэтому котурны (обувь с высокими ходулеобразными подошвами), высокий головной убор, с которого спускались длинные кудри, и подкладывали подушки под костюм. Они выступали в торжественной длинной одежде, старинном облачении царей, которое продолжали носить только жрецы. (О костюме комического актера см. ниже).

Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры рассматривались как лица, обслуживающие культ, и пользовались некоторыми привилегиями, например освобождением от налогов. Ремесло актера было доступно поэтому только свободным. Начиная с IV в., когда в Греции появилось много театров и число профессиональных актеров возросло, они стали образовывать особые объединения «дионисовых мастеров».