Достижение русской культуры 19 века. История русской культуры: XIX век. Яковкина Н.И

  • Никуличев Ю.В. Исторические парадигмы русской культуры (Документ)
  • Лотман Ю.М. История и типология русской культуры (Документ)
  • Балакина Т.И. История отечественной культуры (Документ)
  • История русской музыки: В 10 т. Том 2. XVIII век. Часть 1 (Документ)
  • Алленов М. История русского искусства. Том 2 (Документ)
  • Булычев Ю.Ю. История русской культуры (Документ)
  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI - XVIII век. 7 класс (Документ)
  • Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность (Документ)
  • Семинар - Творчество Н.С. Лескова (Лабораторная работа)
  • n1.doc

    Н. И. ЯКОВКИНА

    ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

    XIX век

    ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ,

    Министерством общего и профессионального образования

    Российской федерации в качестве учебного пособия для студентов

    высших учебных, заведений, обучающихся по специальности «Культурология».

    Санкт-Петербург

    Яковкина Н. И.

    Я 47 История русской культуры: XIX век . 2-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2002. - 576 с. - (Мир культуры, истории и философии).
    ISBN 5-8114-0243-0
    Книга посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России - XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Особое место в изложении уделяется Петербургу как крупнейшему культурному центру того времени. Книга ориентирована на всех читателей, интересующихся проблемами отечественной культуры.

    Редакционная коллегия

    «Мир культуры»

    С. Н. ИКОННИКОВА, А. С. КОЛЕСНИКОВ,

    В. В. СЕЛИВАНОВ, Л. М. МОСОЛОВА, Ю. А. САНДУЛОВ
    Оформление обложки С. ШАПИРО. А. ОЛЕКСЕНКО

    © Издательство «Лань», 2002

    © Н. И. Яковкина, 2002

    © Издательство «Лань»,

    Художественное оформление, 2002

    ОТ АВТОРА

    В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.

    Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: «Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знания должно использовать, навыки брать за образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой».

    XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.

    Историко-культурный материал эпохи огромен. В настоящем издании изложение ограничено представлявшими наибольшее значение аспектами культурного развития - просвещением, литературой, изобразительным искусством и театром.

    Данная книга возникла на основе лекций по истории отечественной культуры XIX века, читанных на историческом факультете Санкт-Петербургского университета.

    И в первую очередь она обращена к молодым читателям, для которых знание и понимание историко-культурного процесса не только познавательно, но интеллектуально обоснованно, так как именно в эту эпоху, кроме создания замечательных произведений искусства, были заложены основы современных этико-эстетических воззрений, сформировались нравственные принципы русской интеллигентности.

    Работа носит не искусствоведческий, а исторический характер. Соответственно, значительное внимание уделяется вопросам просвещения и распространения знаний, деятельности различных типов учебных заведений, библиотек и т. п. Освещение художественного процесса дается в контексте социокультурной обстановки того времени.

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последние годы.

    Несмотря на значимость историко-культурной проблематики советская историография темы отличается некоторой односторонностью. При обилии монографий по различным аспектам художественной жизни количество обобщающих работ сравнительно невелико. Это относится прежде всего к одному из самых блестящих периодов в истории русской культуры - XIX веку. Если по истории культуры X-XVII веков и XVIII века существуют пособия и монографии, соответствующие современным представлениям о развитии отечественной культуры, то по истории культуры XIX века их значительно меньше, кроме того, часть исследований концептуально устарела. Как отмечается в современной критике, одной из распространенных тенденций таких работ является «сведение курса истории культуры к курсу социально-политической истории, иллюстрированной примерами культурно-исторического содержания» (Кондаков И. В.)

    Введение в историю русской культуры. М., 1997. С. 7). В связи с этим в исследованиях последнего времени, наряду со стремлением отойти от вульгарно-социологических и политических схем историко-культурного развития, наметились, с одной стороны, разработки культурологического плана, с другой - обращение к непредвзятому анализу богатого материала истории русской культуры. Настоящая работа примыкает к последнему направлению. Широкий и разнообразный круг источников, привлеченных автором, дает возможность создать целостную картину русской культурной жизни первой половины XIX века, выделив ее основные компоненты. При этом представляется закономерным преимущественное внимание к вопросам просвещения и литературного творчества, поскольку эти аспекты культурного процесса непосредственно соотносятся с духовным и нравственным состоянием общества.

    Логика исторического развития предопределяет и значительное использование в работе «петербургского» материала, ибо начиная с Петра I Петербург стал главным культурным центром империи и, как писал Белинский, «имеет необъятно великое значение для России».
    Декан исторического факультета СПбГУ доктор исторических наук,

    профессор И. Я. ФРОЯНОВ

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

    ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ

    XIX ВЕКА

    ВЕДЕНИЕ

    Русская культура первой половины XIX века складывалась в особых условиях, которые определили ее характер и специфику.

    Одним из наиболее существенных факторов, влиявших на формирование культурной жизни, являлась социальная структура феодального общества. Российская империя на протяжении своего существования вплоть до 1917 года была сословным государством. В первой половине XIX века не только законодательство, государственная структура, но и положение каждого подданного в обществе определялось сословными принципами. Дворянство, будучи первым сословием в социальной иерархии, обладало исключительными правами и привилегиями, закрепленными «Жалованной грамотой». Важнейшим было исключительное право владеть «населенными землями», то есть землей с крепостными крестьянами. Торжественно утверждены были также права дворян на освобождение от обязательной службы и от личных податей, от постоя в помещичьей усадьбе, от телесного наказания, которое «да не коснется благородного». Грамота дозволяла дворянам заводить фабрики, предоставляла ряд привилегий экономического характера - по откупам, подрядам, поставкам. Тогда же была создана корпоративная организация дворянства - выборные дворянские уездные и губернские собрания с предводителями дворянства и чиновниками.

    Естественно, что благодаря этим преимуществам дворянство к началу XIX века было наиболее грамотным, образованным и культурным сословием в России. Однако несмотря на привилегированность своего положения в первой половине XIX века дворянство не было однородным ни по происхождению, ни по имущественному положению, ни по культурным потребностям. «Дворянство - не замкнутая каста, - писал Герцен, - напротив, непрерывно вбирая в себя все, что покидает демократическую почву, оно обновляется благодаря своей основе. Солдат, получивший офицерский чин, становится потомственным дворянином. Приказный, писарь, прослуживший несколько лет, становится личным дворянином, если его повысят в чине, он приобретает потомственное дворянство. Сын крестьянина, освобожденный общиной или помещиком после окончания гимназии, делается дворянином».

    Наряду с земельными магнатами, обладавшими тысячами крепостных, огромными поместьями с великолепными дворцами, уникальными собраниями произведений искусства и библиотеками, многочисленное бедное дворянство - потомки солдат, выслужившихся до офицерского чина, чиновников или священнослужителей, не имеющие ни земли, ни крепостных, - влачили жалкое существование, часто на грани нищеты. Экономическое состояние определяло и разницу в культурных запросах, уровне образованности. В большинстве случаев неимущие дворяне, ограничившись скромным запасом знаний, полученных в каком-нибудь училище, стремились поступить на государственную службу, пополняя армию мелких чиновников.

    Большое различие в культурном отношении существовало и между столичной дворянской аристократией и провинциальными помещиками. В глухомани провинциальных «медвежьих углов» в помещичьей среде процветали еще невежество, самодурство, нередко и бесчеловечная жестокость. Крепостные гаремы и в первой половине XIX века не были исключительной редкостью, отсутствие интеллектуальных интересов было распространенным явлением. По мнению известного мемуариста Ф. Ф. Вигеля, таких людей интересовали «только карты, гончие, зайцы, водка, пироги, балалаечники, плясуны, цыганские песни - вот все их блаженство».

    Русская литература также запечатлела немало образов, демонстрирующих невежество поместного дворянства. Достаточно вспомнить хотя бы гоголевских героев - от прижимистого Собакевича и скопидомки Коробочки до скандалиста Ноздрева. Для таких помещиков чтение не было потребностью, из книг они держали «Календарь» или «Сонник», а перо брали в руки только в крайнем случае. Как писал современник: «Умственное образование провинциального дворянства стояло тогда (в начале XIX века - Н. Я.) на самой низкой ступени. Потому что большинство тогдашних взрослых и пожилых дворян не было обучено ничему, кроме русской грамоты, и то с грехом пополам, да четырем действиям арифметики». 1

    Умственному невежеству нередко сопутствовали моральная тупость и безнравственность, что особенно ярко проявлялось опять-таки в среде провинциального дворянства. Так, например, «в числе послеобеденных развлечений не считалось предосудительным, возмутительным и гнусным кушать на балконе усадебного дома мороженое... и смотреть на то, как секут розгами самым постыдным образом лакея или горничную». 2

    И в то же время наряду с невежеством, самодурством, распущенностью в дворянской среде распространялись идеи просветительства и гуманизма, интерес к науке и искусству. Добрейший, благородный В. А. Жуковский и будущий декабрист Д. И. Якушкин освободили своих крестьян задолго до 1861 года. Истории известны многочисленные дворянские проекты, предлагавшие ограничение или уничтожение крепостного права. В программных документах декабристских обществ содержались требования отмены крепостного права. Дворянин-помещик А. Н. Радищев героически поднял голос против «угнетения» крестьян.

    В армии нередки были офицеры, обладавшие широкой эрудицией.

    В среде поместного дворянства существовали истинные любители литературы и театра, собиравшие прекрасные библиотеки; образованные сельские хозяева, бывавшие за границей и применявшие европейские новшества в хозяйстве и в быту. Широкие круги главным образом поместного дворянства охватывала деятельность Вольного Экономического общества, распространявшего научные достижения и передовой сельскохозяйственный опыт. Среди родовитой дворянской знати наряду с сановниками и светскими щеголями были подлинные поборники науки, такие ученые-просветители как князь В. Ф. Одоевский, граф Н. П. Румянцев. Таким образом, в первой половине XIX века сопричастно культуре было далеко не все дворянство, а только, по выражению Н. Я. Эйдельмана, «тонкий слой образованной, мыслящей» его части. Но зато эти представители дворянского авангарда являлись не только пассивными потребителями, но и создателями культурных ценностей, это - «тот круг, которым основаны и великая русская литература, и русское просвещение, и русское освободительное движение... С ним связано все лучшее, что заложено в России в XVIII-XIX веков». 3

    «Дворянскому авангарду» принадлежало создание и новых этических принципов. Идейно-политическое содержание их мировоззрения породило особые черты характера, особый тип поведения. «Декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека, по своему поведению резко отличающегося от того, что знала вся предшествующая история... Именно эта сторона их деятельности оставила наиболее глубокий след в русской культуре. Специфическое, весьма необычное в дворянском кругу поведение значительной группы молодых людей, находившихся по своим талантам, характеру, происхождению, своим личным и семейным связям, служебным перспективам в центре общественного внимания, оказало воздействие на целое поколение русских людей». 4

    Нравственные начала передовых политических и художественных принципов стали неотъемлемой чертой прогрессивной русской культуры.

    «Дворянский» период русской культуры фактически заканчивается к 40-50-м годам XIX века, когда в общественное движение, просвещение, науку, литературу и искусство приходят представители иной социальной группы - разночинцы. В большинстве своем - это неимущие интеллигенты, люди, получившие образование на собственные трудовые гроши, ютившиеся по углам и дешевым квартирам, часто находившиеся на грани нищеты, но самоотверженно преданные своему призванию. Такими разночинцами по духу и жизненному опыту были дворяне по рождению Н. А. Некрасов и Ф. М. Достоевский, сын военного фельдшера В. Г. Белинский, художник П. А. Федотов, стремившийся языком искусства вскрыть общественные пороки своего времени, обличать «гибельное право» одних людей порабощать других и утверждавших демократическую идею общего равенства - «единственно одни достоинства должны давать право на почести и славу» (В. Г. Белинский). Для их мировоззрения и художественного творчества характерны стремление «познать достоверность», критический анализ окружающего, трезвый, а подчас суровый реализм. Это люди иной эпохи, они чувствовали и рассуждали иначе, чем их предшественники - дворянские интеллигенты. Но оба поколения мыслящих русских людей объединял высокий потенциал духовной жизни - патриотизм, страстность идейных исканий, гуманизм, составившие идейную и нравственную основу русской культуры XIX века.

    В одном из последних и наиболее значительных исследований по истории русской культуры содержится такое определение культурного процесса: «Если рассматривать историю человечества последних трех столетий, то, обобщенно говоря, развитие культуры происходит по двум путям. Один из них можно назвать дорогой к интеллигентности, разумея «интеллигенцию» в русском смысле, то есть в том понимании, какое сложилось относительно этого термина в России в XIX веке. Главным признаком интеллигентности следует считать, во-первых, преобладание духовных интересов над материальными... во-вторых, уважительное отношение к «другому», «чужому», отношение, переходящее в служение людям... Второй путь по нашей схеме - путь к мещанству, это - антиномия интеллигенции. Материальные интересы превышают духовные». 5

    Рассказ об этой «дороге к интеллигентности» собственно и составляет смысл этой книги.

    И еще одно соображение.

    При характеристике культурного процесса первой половины XIX века нельзя упускать из вида и то обстоятельство, что на пути его существовало множество препятствий, причем одним из наиболее ощутимых был правительственный гнет. Историк русской культуры Ю. М. Лотман писал: «История России страшна последовательным физическим уничтожением и психологическим унижением духовных, творческих, благородных, нравственных личностей: репрессии Екатерины II против вольнодумцев, разгром декабристского движения, последующие репрессии при Николае!». 6 Но помимо физического уничтожения и морального унижения существовали и «умственные плотины» - жестокие цензурные гонения и ограничения, которые бывали не менее тяжелы, чем физические расправы. Известный литературовед В. Э. Вацуро в одной из своих работ, посвященной как раз «умственным плотинам», которые правительство ставило на пути просвещения, писал: «На первый взгляд кажется, что среди литераторов... свирепствовала эпидемия недоделок, недосмотров, неувязок... Но это только на первый взгляд. На самом деле книги и журналы того времени несут на себе следы чужой воли. Незримая рука вычеркнула слово «самовластье» из пушкинского стихотворения, и Пушкин поставил «непогода», дабы читатель почувствовал, что на этом месте было другое слово, рифмующееся со «счастьем» ... Безжалостно уродовали царские чиновники лучшие произведения русской литературы». 7

    Примечания

    1 Макаров Н. П. Мои 70-летние воспоминания и с тем вместе моя предсмертная исповедь. Ч. I. СПб., 1881. С. 141.

    2 Ясинский Иер. Роман моей жизни, М.; Л., 1926. С. 251.

    3 Эйдельман Н. Я. На грани веков: Политическая борьба в России конца XVIII - начала XIX века. М., 1986. С. 346.

    4 Лотман Ю. М. Декабристы в повседневной жизни // Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 331.

    5 Из истории русской культуры: Сб. ст. М., 1996. Т. V. С. 20.

    6 Там же. С.28.

    7 Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И. Сквозь «умственные плотины». М., 1986. С. 3, 4.

    Наталья Ивановна Яковкина

    В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.

    Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: «Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знания должно использовать, навыки брать за образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой».

    XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.

    Историко-культурный материал эпохи огромен. В настоящем издании изложение ограничено представлявшими наибольшее значение аспектами культурного развития - просвещением, литературой, изобразительным искусством и театром.

    Данная книга возникла на основе лекций по истории отечественной культуры XIX века, читанных на историческом факультете Санкт-Петербургского университета.

    И в первую очередь она обращена к молодым читателям, для которых знание и понимание историко-культурного процесса не только познавательно, но интеллектуально обоснованно, так как именно в эту эпоху, кроме создания замечательных произведений искусства, были заложены основы современных этико-эстетических воззрений, сформировались нравственные принципы русской интеллигентности.

    Работа носит не искусствоведческий, а исторический характер. Соответственно, значительное внимание уделяется вопросам просвещения и распространения знаний, деятельности различных типов учебных заведений, библиотек и т. п. Освещение художественного процесса дается в контексте социокультурной обстановки того времени.

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последние годы.

    Несмотря на значимость историко-культурной проблематики советская историография темы отличается некоторой односторонностью. При обилии монографий по различным аспектам художественной жизни количество обобщающих работ сравнительно невелико. Это относится прежде всего к одному из самых блестящих периодов в истории русской культуры - XIX веку. Если по истории культуры X–XVII веков и XVIII века существуют пособия и монографии, соответствующие современным представлениям о развитии отечественной культуры, то по истории культуры XIX века их значительно меньше, кроме того, часть исследований концептуально устарела. Как отмечается в современной критике, одной из распространенных тенденций таких работ является «сведение курса истории культуры к курсу социально-политической истории, иллюстрированной примерами культурно-исторического содержания». В связи с этим в исследованиях последнего времени, наряду со стремлением отойти от вульгарно-социологических и политических схем историко-культурного развития, наметились, с одной стороны, разработки культурологического плана, с другой - обращение к непредвзятому анализу богатого материала истории русской культуры. Настоящая работа примыкает к последнему направлению. Широкий и разнообразный круг источников, привлеченных автором, дает возможность создать целостную картину русской культурной жизни первой половины XIX века, выделив ее основные компоненты. При этом представляется закономерным преимущественное внимание к вопросам просвещения и литературного творчества, поскольку эти аспекты культурного процесса непосредственно соотносятся с духовным и нравственным состоянием общества.

    Логика исторического развития предопределяет и значительное использование в работе «петербургского» материала, ибо начиная с Петра I Петербург стал главным культурным центром империи и, как писал Белинский, «имеет необъятно великое значение для России».


    Декан исторического факультета СПбГУ доктор исторических наук, профессор И. Я. ФРОЯНОВ

    Часть первая

    ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

    ВВЕДЕНИЕ

    Русская культура первой половины XIX века складывалась в особых условиях, которые определили ее характер и специфику.

    Одним из наиболее существенных факторов, влиявших на формирование культурной жизни, являлась социальная структура феодального общества. Российская империя на протяжении своего существования вплоть до 1917 года была сословным государством. В первой половине XIX века не только законодательство, государственная структура, но и положение каждого подданного в обществе определялось сословными принципами. Дворянство, будучи первым сословием в социальной иерархии, обладало исключительными правами и привилегиями, закрепленными «Жалованной грамотой». Важнейшим было исключительное право владеть «населенными землями», то есть землей с крепостными крестьянами. Торжественно утверждены были также права дворян на освобождение от обязательной службы и от личных податей, от постоя в помещичьей усадьбе, от телесного наказания, которое «да не коснется благородного». Грамота дозволяла дворянам заводить фабрики, предоставляла ряд привилегий экономического характера - по откупам, подрядам, поставкам. Тогда же была создана корпоративная организация дворянства - выборные дворянские уездные и губернские собрания с предводителями дворянства и чиновниками.

    Естественно, что благодаря этим преимуществам дворянство к началу XIX века было наиболее грамотным, образованным и культурным сословием в России. Однако несмотря на привилегированность своего положения в первой половине XIX века дворянство не было однородным ни по происхождению, ни по имущественному положению, ни по культурным потребностям. «Дворянство - не замкнутая каста, - писал Герцен, - напротив, непрерывно вбирая в себя все, что покидает демократическую почву, оно обновляется благодаря своей основе. Солдат, получивший офицерский чин, становится потомственным дворянином. Приказный, писарь, прослуживший несколько лет, становится личным дворянином, если его повысят в чине, он приобретает потомственное дворянство. Сын крестьянина, освобожденный общиной или помещиком после окончания гимназии, делается дворянином».

    Наряду с земельными магнатами, обладавшими тысячами крепостных, огромными поместьями с великолепными дворцами, уникальными собраниями произведений искусства и библиотеками, многочисленное бедное дворянство - потомки солдат, выслужившихся до офицерского чина, чиновников или священнослужителей, не имеющие ни земли, ни крепостных, - влачили жалкое существование, часто на грани нищеты. Экономическое состояние определяло и разницу в культурных запросах, уровне образованности. В большинстве случаев неимущие дворяне, ограничившись скромным запасом знаний, полученных в каком-нибудь училище, стремились поступить на государственную службу, пополняя армию мелких чиновников.

    Большое различие в культурном отношении существовало и между столичной дворянской аристократией и провинциальными помещиками. В глухомани провинциальных «медвежьих углов» в помещичьей среде процветали еще невежество, самодурство, нередко и бесчеловечная жестокость. Крепостные гаремы и в первой половине XIX века не были исключительной редкостью, отсутствие интеллектуальных интересов было распространенным явлением. По мнению известного мемуариста Ф. Ф. Вигеля, таких людей интересовали «только карты, гончие, зайцы, водка, пироги, балалаечники, плясуны, цыганские песни - вот все их блаженство».

    Русская литература также запечатлела немало образов, демонстрирующих невежество поместного дворянства. Достаточно вспомнить хотя бы гоголевских героев - от прижимистого Собакевича и скопидомки Коробочки до скандалиста Ноздрева. Для таких помещиков чтение не было потребностью, из книг они держали «Календарь» или «Сонник», а перо брали в руки только в крайнем случае. Как писал современник: «Умственное образование провинциального дворянства стояло тогда (в начале XIX века - Н. Я. ) на самой низкой ступени. Потому что большинство тогдашних взрослых и пожилых дворян не было обучено ничему, кроме русской грамоты, и то с грехом пополам, да четырем действиям арифметики».

    XIX столетие в истории России явилось прямым продолжение предыдущего. Россия продолжала расширять свои территории. После присоединения Северного Кавказа. Средней Азии и других земель она стала не просто огромной, но поистине необъятной страной — империей. Начатые Петром I преобразования также продолжались. Россия медленно и как бы нехотя выходила из своего средневекового прошлого и все больше втягивалась в Новое время. Вместе с тем ее развитие шло неравномерно.

    Наиболее глубокие и впечатляющие изменения происходили в духовной культуре. В этой области XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых высоких и почетных мест.

    Основная заслуга в этом при надлежит двум великим русским писателям - Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому. Знакомство с их творчеством явилось для Запада настоящим открытием, откровением и потрясением. Их огромный успех способствовал возвышению авторитета всей русской духовной культуры, усилению ее влияния и быстрому распространению во всем мире.

    Что касается материальной культуры, экономической и социально-политической областей, то здесь достижения России были гораздо более скромными. Конечно, и в этих областях имелись определенные успехи. В частности, уже в первой половине XIX в. в России рождается отечественное машиностроение. Широкое распространение получают паровые двигатели. Появляется первый пароход (1815). Между Москвой и Петербургом начинает действовать первая железная дорога (1851).

    Основу рождающейся промышленности составляет быстро развивающаяся металлургия, где ключевую роль играют заводы Демидовых на Урале. Успешно развивается текстильная промышленность. Рост промышленности способствует росту городов, увеличению численности их населения. Города все ощутимее начинают доминировать над селом.

    Тем не менее процесс модернизации социально-экономической жизни и материальной культуры идет медленно. Главным тормозом выступают сохраняющиеся крепостное право и самодержавие. В этом отношении Россия по-прежнему оставалась средневековым феодальным обществом.

    Реформа 1861 г., отменившая крепостное право, изменила положение. Однако эта реформа была непоследовательной и половинчатой, многие сдерживающие развитие факторы она сохраняла, поэтому ее воздействие оказалось ограниченным. К тому же практически не затронутой оставалась политическая система самодержавия. Вместе с тем те же факторы оказывали стимулирующее влияние на духовную жизнь. Они побуждали русскую интеллигенцию вновь и вновь ставить и искать ответы на ставшие для нее извечными вопросы: «Кто виноват?», «Что делать?».

    В целом главными и наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры XIX в., были Отечественная война 1812 г.. восстание декабристов 1825 г., крепостничество и реформа 1861 г. по его отмене.

    Отечественная война 1812 г. вызвала рост национального самосознания и невиданный подъем патриотизма. Она пробудила у россиян чувство гордости за свое отечество, за свой народ, сумевший победить такого сильного противника, отстоявший не только свою национальную свободу, но и свободу европейских народов. Все это способствовало заметному ослаблению и исчезновению крайних форм преклонения перед всем западным, имевшим место в высших слоях русского общества. Война также оказала благотворное и вдохновляющее воздействие на отечественное искусство. Многие художники посвятили теме войны свои произведения. В качестве примера можно указать на роман Л. Толстого «Война и мир».

    Отечественная война явилась также одной из главных причин возникновения движения декабристов - движения русского революционного дворянства. Декабристы были глубоко разочарованы результатами войны, считая, что победивший в ней русский народ для себя не приобрел ничего. У него как бы украли его победу. Защитив свободу других, он сам по-прежнему остался в «рабстве и невежестве».

    Опираясь на освободительные идеи западных философов и мыслителей и испытывая влияние Французской и Американской революций, декабристы поставили перед своим движением радикальные задачи: свержение или ограничение самодержавия, отмена крепостничества, установление республиканского или конституционного строя, уничтожение сословий, утверждение прав личности и собственности и т.д. Осуществление этих задач они рассматривали как выполнение «долга перед народом». Ради этого они пошли на вооруженное восстание и потерпели поражение.

    Восстание декабристов оказано огромное воздействие на всю последующую эволюцию России. Оно вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Большим и глубоким было его влияние на художественную культуру. Свою близость к идеям и духу декабризма выражал в своем творчестве А.С. Пушкин, а также другие художники.

    Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли была тема выбора пути развития, тема будущего России. Эта тема пришла в XIX в. из предыдущего столетия. Она мучила декабристов и перешла по наследству к двум важным течениям русской мысли — западничеству и славянофильству. Оба течения отвергали существующий режим самодержавия и крепостничества, однако в понимании путей переустройства России глубоко расходились. По- разному смотрели они и на преобразования Петра I.

    Западники - среди которых были П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский — стояли на позициях культурного универсализма и рационализма. Они высоко оценивали петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его универсальным и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, определяющей роли законов и права в организации общественной жизни.

    Славянофилы , которых представляли И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские. А.С. Хомяков, напротив, стояли на позициях культурного релятивизма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Славянофилы отвергали западноевропейский путь развития, настаивали на самобытном развитии России, делали упор на ее религиозно-историческом и культурно- национальном своеобразии.

    Они не отвергали необходимости создания современной промышленности и сельского хозяйства, торговли и банковского дела, но считали, что при этом следует опираться на свои формы, способы и традиции, источниками которых являются русская община, артель и православие.

    Славянофилы (И.В. Киреевский. А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.) положили начало развитию оригинальной и самобытной русской философии , основу которой составляет не западный рационализм, а православная религиозность. В познании истины западная философия отдает предпочтение разуму. Славянофилы разрабатывают концепцию целостности духа, согласно которой в познании участвуют все способности человека — чувства, разум и вера, а также воля и любовь.

    Истина к тому же принадлежит не отдельному человеку, а коллективу людей, объединенных единой любовью, из чего рождается соборное сознание. Соборность противостоит индивидуализму и разобщенности. Рассматривая свободу, славянофилы подчеркивали ее обусловленность внутренними мотивами и побуждениями, отвергали ее зависимость от внешних обстоятельств. Человек в своих поступках и делах должен руководствоваться своей совестью, духовными, а не материальными интересами.

    Славянофилы скептически смотрели на правовые формы регулирования поведения людей. Поэтому их не беспокоила скромная роль правового начала в жизни русского общества. Главным регулятором отношений между людьми должны выступать истинная вера и истинная Церковь. Славянофилы считали, что только христианское мировоззрение и Православная церковь смогут вывести человечество на путь спасения. Они были убеждены, что именно русское Православие с наибольшей полнотой воплощает подлинно христианские начала, тогда как католицизм и протестантизм отошли от истинной веры. В связи с этим они выдвигают идею о мессианской роли России в спасении человечества. Идеи славянофильства оказали большое влияние на последующее развитие русской философии, они получили свое продолжение в идеологии почвенничества , одним из главных представителей которого был Ф. Достоевский.

    Русская наука и образование XIX в.

    Основой культурного взлета России XIX в. стали значительные ее успехи в деле развития образования. К началу века просвещение в стране заметно отставало от уровня западных стран. Неграмотными были в подавляющем большинстве не только низшие сословия — крестьяне и мещане, но и высшие сословия — купцы и даже многие дворяне. Потребность в образованных и знающих людях остро чувствовалась на всех уровнях управления государством и обществом.

    Поэтому уже в начале века правительство Александра I приняло решение о создании единой системы образования, включающей в себя четыре ступени: церковно-приходские одноклассные школы — для низших слоев, уездные двухклассные училища — для горожан, купцов, мещан; губернские четырехклассные гимназии — для дворян; университеты и другие высшие учебные заведения.

    После реформы 1861 г.. отменившей крепостное право, развитие системы образования ускорилось. В пореформенное время грамотность России повысилась с 7 до 22% населения. К концу века насчитывалось 63 высших учебных заведения, включая 10 университетов. Обшее число студентов составляло 30 тыс. С 1819г. развивается женское образование, а в 1870-е гг. берет начало высшее женское образование. В 1869 г. в Москве открылись Лубянские высшие женские курсы, в 1870 г. — Аларчинские курсы в Петербурге. Наибольшую известность приобрели Бестужевские женские курсы в Петербурге. Однако становление женского образования шло не без трудностей. Поэтому в 1870-е гг. в Цюрихском университете девушки из России составляли 80% всех иностранных студенток.

    Успехи в области образования и просвещения способствовали дальнейшему прогрессу российской науки, которая переживает настоящий расцвет. При этом складывается одна необычная, но характерная для России традиция: успешно развиваться, не имея для этого необходимых и достаточных условий, и оставаться не востребованной обществом. В XIX в. Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий и достижений выглядит весьма внушительно.

    В области математики они связаны прежде всего с именами Н.И. Лобачевского, А.А. Маркова и др. Первый создал неевклидову геометрию, совершившую переворот в представлениях о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида. Второй разработал так называемые цепи Маркова, положившие начало новому направлению в теории вероятностей.

    В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве, который произвел первое определение звездного параллакса (смешения), установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве. Достижения астрономии были во многом связаны с основанием Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире.

    Русские ученые внесли огромный вклад в развитие физики , особенно в изучение электричества. В.В. Петров открыл электрическую дугу, нашедшую широкое практическое применение. Э.Х. Ленц сформулировал правило (впоследствии названное его именем), опреде- ляюицее направление индукционного тока; экспериментально обосновал закон Джоуля-Ленца. Б.С. Якоби изобрел электродвигатель, создал гальванопластику, вместе с ПЛ. Шиллингом изобрел электротелеграф и сконструировал первый телеграфный записывающий аппарат, действовавший на линии Петербург — Царское село. Русским ученым принадлежит большая заслуга в создании теории электролиза, в разработке электронной, атомной и квантовой физики.

    Прогресс химии также многим обязан русским ученым. Д.М. Менделеев установил Периодический закон химических элементов, ставший величайшим достижением мировой науки. Н.Н. Зинин открыл метод получения ароматических аминов, впервые синтезировал хинин и анилин. A.M. Бутлеров создал новую теорию химического строения вещества, заложив основы современной органической химии, открыл реакцию полимеризации.

    В географии в январе 1820 г. русскими мореплавателями было сделано величайшее открытие: экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена — М.П. Лазарева открыла шестую часть света — Антарктиду.

    Большими достижениями отмечено развитие биологии и медицины. Русские врачи первыми начали использовать обезболивающие средства — наркоз. Н.И. Пирогов первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях, создал атлас «Топографическая анатомия», получивший мировую известность. Н.Ф. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.

    Успешно развивались также общественные науки, ведущей среди которых была история. Основное внимание русские ученые уделяли изучению отечественной истории. Н.М. Карамзин создал двенадцатитомную «Историю государства Российского», которая имела небывалый успех и не раз переиздавалась. Крупным и авторитетным историком был С.М. Соловьев. Ему принадлежит «История России с древнейших времен» в 29 томах, содержащая богатый фактический материал. Заметный вклад в изучение истории отечества внес В.О. Ключевский. Он написал «Курс русской истории», а также работы по истории крепостного права, сословий, финансов.

    Значительных достижений добилось языкознание. Здесь особого выделения заслуживает деятельность В.И. Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», над которым он трудился около 50 лет и который сохранил свое значение и в наши дни.

    XIX век стал временем становления как самостоятельной науки. Она критически осваивает достижения западной философской мысли в лице Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше и др. В то же время в ней складывается богатый спектр самобытных школ и течений — от леворадикальных до религиозно-мистических. Наиболее крупными фигурами были: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, B.C. Соловьев.

    То же самое можно сказать о социологии и психологии: они также переживают период активного становления.

    Русская литература XIX в.

    Наиболее благоприятным и плодотворным XIX в. оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

    Основоположником и центральной фигурой сентиментализма в России был Н.М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» он ярко показал характерные черты данного направления в искусстве: внимание к простому человеку раскрытие его внутреннего мира чувств и переживаний, воспевание «естественной простоты» патриархального уклада жизни. В той или иной мере сентиментализм присутствовал в творчестве многих русских писателей, однако как самостоятельное направление он не получил широкого распространения.

    Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова, Н.М. Языкова. Глубины и состояние духовного мира с налетом фантастики и меланхолии составляют содержание произведений В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Ф.И. Тютчева и В.Ф. Одоевского.

    К началу 1830-х гг. в русской литературе утверждается реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А.С. Грибоедова и И .А. Крылова. Однако самыми великими именами русского реализма, всей русской литературы и культуры являются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

    А.С. Пушкин стал родоначальником русской словесности, создателем русского литературного языка. Именно в его творчестве русский язык впервые предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Его ранние произведения — «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Кавказский пленник» и др. — находятся в русле романтизма.

    Затем он переходит на позиции реализма. В его творчестве представлены все виды и жанры литературы. В поэзии он выступает как певец свободы. В романе «Евгений Онегин» рисует масштабные картины русской жизни. Трагедия «Борис Годунов» и повесть «Капитанская дочка» посвящены значительным событиям в истории России.

    А.С. Пушкин был не только великим художником, но и выдающимся историком и мыслителем. В споре с П. Чаадаевым он дает более тонкое, глубокое и убедительное понимание места и роли России в мировой истории. Критически оценивая существующие в России азиатское невежество, дикий произвол и насилие, бесправие народа, он выступает против насильственных способов изменения существующего положения. А.С. Пушкин оказал огромное влияние на все последующее развитие русской литературы, философии и всей культуры.

    Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому русская литература и культура обязаны своей мировой славой и признанием. В своем творчествеФ.М. Достоевский бился над тем, что он определил как «тайна человека». Разгадке этой тайны посвящены главные его произведения — «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. В них он рассматривает проблемы смысла жизни, добра и зла, цели и средства достижения, веры и неверия, свободы и ответственности, страсти и долга. Достоевский при этом выходит за рамки литературы и выступает как глубокий философ и мыслитель. Своим творчеством он оказал огромное воздействие на такие философские течения, как экзистенциализм и персонализм , на всю современную духовную культуру.

    В творчестве Л.Н. Толстого одной из центральных тем является поиск нравственного идеала и смысла жизни. Эта тема проходит практически через все его произведения — романы «Анна Каренина», «Воскресение», повесть «Смерть Ивана Ильича» и др. В грандиозной эпопее «Война и мир» Толстой рассматривает истоки победы русского народа в войне 1812 г., которые он усматривает в необычайном подъеме патриотического духа.

    Толстой является создателем религиозно-философскою учения, основу которого составляет разработка «истинной религии» всеобщей любви, добра и ненасилия. Он оказал огромное влияние на мировую литературу и культуру.

    К числу великих русских писателей, получивших мировое признание, относятся также М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И .С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.П. Чехов.

    Наряду с литературой удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX в. появляется целый ряд прекрасных композиторов, многие из которых тяготеют к романтизму. Ведущим жанром является романс. Его представляют А.А. Алябьев, П.П. Булахов. А.Е. Варламов, А.Н. Верстовский, А.Л. Гурилев и др.

    Наиболее популярными романсами А.А. Алябьева стали «Соловей», «Нищая». П.П. Булахов является автором не менее популярных романсов и песен — «Тройка», «Вот на пути село большое». А.Е. Варламов прославился прежде всего песней «Вдоль по улице метелица метет» и романсом «На заре ты ее не буди». Всего же он написал около 200 романсов и песен. А .Л. Гурилеву принадлежат «Разлука», «Колокольчик», «Матушка-голубушка» и другие романсы и песни. А.Н. Верстовский является одним из главных представителей русского романтизма в музыке. Помимо романсов он также создал известную оперу «Аскольдова могила».

    Самыми великими именами в русском музыкальном искусстве являются М.И. Глинка и Г1.И. Чайковский. Глинка стал вершиной в развитии русской музыки первой половины XIX в. Он является родоначальником русской классической музыки. Главные его произведения — оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Своими сочинениями «Камаринская», «Испанские увертюры» и др. композитор заложил основы русского симфонизма. Все последующее русское музыкальное искусство развивалось под сильным влиянием Глинки.

    Чайковский стал вершиной развития русской музыки всего XIX в. Именно ему она в первую очередь обязана своей мировой славой. Он создал подлинные шедевры во всех музыкальных жанрах. Самыми известными его операми являются «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Мировое признание получили балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица». «Щелкунчик». Он создал шесть симфоний, несколько фортепьянных и скрипичных концертов. Музыкальный гений Чайковского сопоставим с гением Моцарта.

    Огромный вклад в развитие русской и мировой музыкальной культуры внесла «Могучая кучка» — группа выдающихся русских композиторов, куда входили М.А. Балакирев (руководитель), А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков.

    Успешному развитию русской музыки способствовало открытие консерваторий в Петербурге (1862) и Москве (1866).

    Русская живопись и искусство XIX в.

    Большими достижениями отмечено также развитие изобразительного искусства, особенно живописи. Романтизм в русской живописи XIX в. представляют О.А. Кипренский и С.Ф. Щедрин. Первый известен главным образом как портретист, написавший «Автопортрет с кистями за ухом», «А.С. Пушкин», «Е.П. Ростопчина» и др. Второй создал поэтические образы итальянской природы, в частности серию «Гавани в Сорренто».

    В творчестве К.П. Брюллова романтизм сочетается с классицизмом. Его кисти принадлежат такие известнейшие картины, как «Последний день Помпеи», «Вирсавия» и др.

    С середины XIX в. ведущим направлением в русской живописи становится реализм. Его утверждению и успешному развитию способствовало возникшее в 1870 г. Товарищество передвижников, куда вошли почти все лучшие русские художники того времени. Наивысшего расцвета реализм в живописи достиг в творчестве И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Первый создал такие шедевры, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», а также портреты «Протодьякон». «Мусоргский» и др. Второй известен полотнами «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Ментиков в Березове» и др.

    Выдающимися художниками-реалистами были также И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, П.А. Федотов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин.

    Весьма успешно развивается также русский театр. Его расцвет связан с именем великого драматурга А.Н. Островского, творческая судьба которого была соединена с Малым театром в Москве. Он создал пьесы «Гроза», «Доходное место», «Лес», «Бесприданница», постановка которых сделала русский театр классическим. Выдающимся актером на русской сцене был М.С. Щепкин.

    Впечатляющие успехи и достижения русской культуры и сегодня кажутся удивительными и невероятными. Но они действительно были и позволили России занять достойное место в ряду передовых стран мира.

    Обращенность к моральной проблематике, обостренная этическая рефлексия — то, что можно назвать нравственным содержанием русской культуры, — складывались как результат повседневных культурных практик, обусловленных влиянием православной нравоучительной традиции, и не являлись объектом рефлексии вплоть до XVII века. На ранних этапах развития древнерусской культуры этика была представлена в нравоучительных текстах, которые носили синкретичный характер и определялись характером восточнохристианской традиции. Первые представления об этике как определенном знании, науке «ифике», были связаны на Руси с именем Аристотеля, который воспринимался прежде всего как «философ нравоучительны». Его имя встречается в «Изборниках», «Пчеле», ему приписывались нравоучительные высказывания, афористические суждения, вошедшие в обиход народного сознания назидательные поговорки и пословицы . В XVI веке упоминания об Аристотеле встречаем у Андрея Курбского, который пишет о своем знакомстве с текстами аристотелевских сочинений: «Прочитах, рас-смотрях физические и обучахся и навыкохеттических» ; Федор Карпов в известном Послании митрополиту Даниилу упоминает Аристотеля и приводит цитату из Десятой книги «Никомаховой этики», называя его «философ нравоучительны», а трактат Аристотеля — «Нравом» .

    Однако возникновение дисциплинарного пространства этики относится только ко второй половине XVII века и связано, с одной стороны, с освоением латинского наследия, влиянием европейской мысли, а с другой — с социально-политическими установками государства на европеизацию России. Процесс становления этики как науки и образовательной дисциплины определялся в истории русской культуры не столько логикой развития самой науки, сколько социально-политическими запросами, культурными и идеологическими векторами. Являясь во многом результатом синтеза древнерусского духовного наследия и традиций западнорусского и европейского философствования, этика как научная дисциплина начала формироваться в курсах профессоров Киево-Могилянской академии , хотя в целом говорить о представленности этики в русской культуре на рубеже XVII—XVIII веков достаточно трудно. Терминологически этическая рефлексия закрепляется в русском языке лишь к концу XVIII века: так, термин «нравственность» был зафиксирован в «Словаре Российской Академии» в 1789 году, а термин «мораль» (от латинского «mos», «moralis») хотя и встречается в латинских текстах XVII века, но входит в язык только в XVIII столетии (достаточно вспомнить небольшую заметку А.П. Сумарокова «О слове Мораль» 1787 года).

    Итак, несмотря на укорененность морали в культуре и повседневных практиках, мы можем отметить, что ее институционализация, а вместе с ней рационализация происходили сравнительно поздно. Однако здесь нас интересует именно процесс формирования этики как научной дисциплины; анализ культурных факторов и идеологических влияний позволяет определить вектор этической рефлексии, выявить те изменения культурной среды, которые обусловили включенность этики в русскую культуру в этом новом качестве. Мы можем отметить фактическое удвоение объектов: с одной стороны — этика как дисциплина в ее дисциплинарной специфике и предметности, с другой — формирующаяся в обществе на уровне общественного сознания моральная рефлексия. Описанная культурная саморефлексия в отношении укорененных в российской повседневности элементов нравственной жизни привела к фактическому появлению другой этики, которая не исчезла с появлением этики как науки. Произошедшее отделение, а фактически, в тер минах Карла Маркса, «отчуждение» содержания привело к тому, что отчужденный элемент культуры стал объектом идеологического воздействия, манипулирования как со стороны власти, так и со стороны интеллектуалов, занимающихся разработкой этики как науки. Таким образом, идеологическое влияние определяло судьбу этики как науки и учебной дисциплины. Подобные трансформации этики хорошо иллюстрируют процессы актуализации и деактуализации элементов культуры . Особо оговоримся, что для полноты передачи особенностей дискурса описываемого периода намеренно используются замечания и интерпретации сочинений современников.

    2. НРАВСТВЕННАЯ ПРАКТИКА И ЭТИКА: АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Начало XVIII века в истории России было ознаменовано реформами и преобразованиями Петра I, затрагивавшими все сферы общественной жизни и культуры. В этот период в России возобладал крайне утилитарный государственный взгляд на науку и образование, которое понималось в смысле выучки какому-то конкретному занятию, годному в узкопрактическом, прагматически-утилитарном отношении. Одной из главных целей и задач образования представлялось овладение профессиональными навыками, приготовление к определенным занятиям, прежде всего к государственной службе (военной и гражданской). Общее образование, необходимое для нравственного развития общества (в том числе и этика как наука и дисциплина), в разряд государственных задач не входило. В реформаторской деятельности правительство заботилось об основании и поддержании преимущественно специальных школ, а школьное образование понималось как выучка определенному занятию, овладение ремеслом, профессией. Это приводило даже к определенному пренебрежению общим образованием.

    Петр желал видеть плоды образования немедленно и в исключительно ремесленной, профессиональной форме . Так, в одном из обстоятельных исследований М. Владимирского-Буданова дается общая характеристика понимания образовательных задач в Петровскую эпоху:

    Проблеск сознания о том, что государство должно заботиться о народном образовании, независимо от непосредственного приложения его к государственной службе, проблеск, отмеченный нами в конце XVII в., погас. Крайнее развитие полицейского характера государства, характеризующее новый век, когда государство становит себя источником и целию всякой человеческой деятельности, вовсе не благоприятствовало развитию и укреплению высказанного принципа. Государство не призвано служить интересам личности человека, а вся личность, со всею совокупностью моральных сил, есть покорный слуга государства. Уже с самого первого года XVIII века русское законодательство начинает высказывать, что оно не признает никакой другой цели в образовании, кроме значения его пригодности для той или другой профессии. <…> Государство заботится о том, чтобы военная, гражданская и духовная служба отправлялись наилучшим образом. Все, что мы называем узаконениями об образовании, в точном смысле составляет узаконения о государственной службе. Понятия службы и образования смешиваются .

    На первый план выступает не образование в собственном смысле этого слова, а некая «выучка», цель образования воспринимается как исключительно внешняя — «добывание хлеба и выслуга». «То, что может указать человеку в его профессии высшую общечеловеческую цель, повести его при исполнении профессии далее “добычи”, дается не профессиональным образованием, а общим» .

    Таким образом, идеология российского государства, отличавшаяся утилитарной и прагматической направленностью, не включала в образовательные проекты нравственные дисциплины. Тем не менее петровские преобразования, оказавшие влияние на процесс секуляризации русской культуры, сказались на разграничении предметных сфер этики и нравственного богословия. Это разграничение было предпринято ближайшим сподвижником Петра, церковным реформатором Феофаном Прокоповичем. В богословии Прокопович «отделил богословие догматическое от нравственного, специализировав и то и другое и точнее определив их задачи», тем самым «утратив путаницу в преподавании того и другого» . Предмет нравственного богословия, по Феофану Прокоповичу, — «добрые дела, обозначаемые в Писании именем любви. Любовь двоякая: к Богу и ближним, поэтому нравственное богословие рассуждает 1) о религии, как выражении любви к Богу, 2) о справедливости, которая состоит в любви к ближнему». Этику Прокопович трактует как самостоятельную науку, разделяя, разграничивая этику и нравственное богословие, определяя предмет этической науки и нравственного богословия . Предметное выделение нравственного богословия, разделение его с этикой позволило этим направлениям этической рефлексии сформироваться дисциплинарно самостоятельно и определило два сценария развития этической мысли в России: в рамках религиозного сознания и образования — как нравственное богословие (теоретический расцвет этой дисциплины приходится на конец XIX века); в университетской, академической традиции — этика как предмет и сфера научного знания.

    3. ПРОЦЕСС АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТИКИ. ПОСТРОЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ИВОЛЬФИАНСТВО

    Уже со второй половины XVIII века исключительно утилитарный подход к образованию и науке сменяется просветительским. Меняются идеологические установки, личностные идеалы. Этика становится востребованной, поскольку вписывается в просветительскую идеологию гражданственности, отвечает запросам и потребностям общества в просвещении и образовании сограждан, формировании гражданских добродетелей. Вектор образования смещается в сферу гуманитарного знания, формирующего просвещенную личность. Само образование начинает трактоваться как нравственное совершенствование. Под термином «просвещение» русские мыслители понимают определенный уровень образованности и нравственного развития человека и общества, а также употребляют его для обозначения гражданских добродетелей. В рамках просветительской парадигмы этика — или, как ее чаще называют мыслители XVIII века, нравоучительная философия — занимает одну из центральных позиций. Этическая мысль, высвобождаясь из-под влияния богословия, обращается к изучению человека как существа природного и исторического. Этика включается в политико-правовое сознание, что отчетливо обнаруживается в идеологии первого поколения русских просветителей — Я.П. Козельского, С.Е. Десницкого, Д.С. Аничкова, Д.И. Фонвизина, Н.И. Новикова. Обоснование нравоучительной философии занимало важное место в их сочинениях, в традициях просветительского рационализма они подразделяли философию на теоретическую, т.е. «философию в теснейшем смысле», и нравоучительную, или практическую. Философия теоретическая («умозрительная») включала в себя логику и метафизику, философия нравоучительная — юриспруденцию, или философию права, и политику. Русские просветители в своих концепциях стремились к философско-рационалистическому обоснованию морали. Основные моральные понятия должны были, по их мнению, соответствовать как требованиям «натуры человека», так и «истины рассуждениям». Таким образом, в идеологии российского Просвещения мораль рассматривалась в неразрывной связи с политикой и юриспруденцией. Мораль трактовалась как «частная, домашняя политика» (по выражению Мабли), а политика, в свою очередь, интерпретировалась как общественная мораль, что приводило, с одной стороны, к политизации моральной теории, с другой — к морализации самой политики.

    Основой построения этических концепций русских просветителей была теория естественного права и общественного договора. В соответствии с этой теорией основой нравственности просветители признавали естественные побуждения «человеческой природы». Человек есть часть природы. Естественными правами человека являются свобода, природное равенство и т.д. Однако только общественное состояние, по мысли просветителей, дает человеку наивысшие законы и принципы, согласующиеся с его природой, при условии, что развитию истинной нравственности предшествуют и способствуют справедливое, рационально обоснованное законодательство и справедливые фор -мы государственного правления. Там, где истина, там добродетель. На принципах разума должна быть основана и религия, в противном случае она становится источником пороков и заблуждений.

    Таким образом, нравоучительная философия встраивается в рациональный проект российского Просвещения и является едва ли не центральным его звеном. В этот период этическая мысль, с одной стороны, была представлена в философско-публицистических текстах на страницах просветительских журналов, формировавших общественное мнение, в художественных, исторических, правоведческих сочинениях, с другой — оформлялась в университетскую дисциплину в рамках школьной традиции. Такой школьной традицией для России XVIII века выступает немецкая философская мысль. Уже к началу XVIII века, в эпоху петровских преобразований, научная мысль и проекты институционализации науки и образования ориентировались прежде всего на немецкую модель. В рамках этой культурной традиции во второй половине XVIII века и в первые десятилетия XIX столетия этика как дисциплина складывается преимущественно под влиянием немецкой философской мысли, что сказывается на характере построения курсов, издании переводных учебников для университетов и гимназий. Этика была встроена в общую философскую систему, ориентировавшуюся на вольфианскую концепцию.

    В соответствии с вольфианской системой философия разделялась на «рациональную, целью которой было научить управлять действиями ума; моральную, имевшую целью определить действия воли или нравы, и натуральную, или естественную, имеющую задачею исследовать все, что есть в природе» .

    Натуральная философия разделялась на физику, математику и метафизику (именовавшуюся также естественным богословием), рациональная включала диалектику и логику. Моральная философия изучала принципы и свойства человеческих действий с целью определить понятие высшего блага как конечной цели человеческого существования и основные добродетели, необходимые для достижения блага.

    В русской мысли весьма неоднозначно оценивались влияние Христиана фон Вольфа и его философская система в целом. Архимандрит Гавриил в тру -де по истории философии так характеризовал нравственную систему немецкого философа:

    Нравственность, которой он учил, основывалась на следующем главном правиле: делай то, что усовершает тебя и твое состояние. Поелику все то, что делает нас и наше состояние совершеннейшим, называется добром, а все то, что делает нас и наше состояние несовершеннейшим, называется злом: то некоторые из последователей Вольфа выражают его начало следующим образом: делай добро и уклоняйся зла. Но сей закон Вольфа дышет самолюбием, а потому противен природе существа, одаренного разумом, который обязывает нас стараться о усовершенствовании других, иногда даже с ущербом собственного благоденствия .

    Вывод архимандрита Гавриила звучал довольно категорично: «Можно сказать, что он (Вольф. — Е. А. ) своею медлительностию и бесполезным разбором логических понятий содействовал к происхождению отвращения к занятиям умозрительным, и в особенности к изысканиям метафизическим» .

    Мария Безобразова в работе «Краткий обзор существенных моментов истории философии» рассматривает философию Вольфа как «настоящую школьную философию»: «Философия Вольфа пришлась как раз по вкусу и привилась ко всем немецким университетам. Ученикам Вольфа оставалось только ей учить, развивать же было уже больше нечего» . Вольф, пишет Безобразова, разделяет «теоретическую философию на онтологию, или науку о бытии, космологию — науку о мире, рациональную психологию, имеющую предметом душу, и естественное богословие — Бога. Практическая философия делится по-аристотелевски на этику, экономику и политику» . Однако особую заслугу Вольфа Безобразова видит в том, что он начал писать по-немецки и занимался разработкой философской терминологии. XVIII веку было свойственно пристальное внимание к национальному языку, разработке понятийно-терминологического аппарата философского знания. Русская мысль, пройдя выучку немецкой школы философствования, стремилась к терминологическому построению философской мысли на российской основе, структурированию и логическому построению знания, формированию русского философского языка.

    Система Вольфа оказала влияние на систематизацию философского знания, включение этики в метафизический контекст, способствовала структурированию и дисциплинарному оформлению ее, вызвала интерес русских философов XVIII века к терминологическому аппарату философии. Однако уже к началу XIX века вольфианство перестает удовлетворять духовным запросам и потребностям общества, о чем пишет в своих записках в те годы студент, а впоследствии профессор Санкт-Петербургского университета А.И. Никитенко:

    С двадцатых годов вообще в литературе нашей и молодом учащемся поколении возбудилось вдруг стремление к философской мыслительности <...> не одним случайно попавшим в среду нашу идеям надобно приписать это новое настроение мыслей: преимущественно оно было следствием нового духа, возникшего в преподавании философии в школах. <…> На кафедре философской начали появляться лица, которых не могла уже удовлетворить одна систематика и Вольфианский формализм, лица, не только хорошо знакомые с новым движением и требованиями науки в Германии, но и способные самостоятельно их обсуживать .

    Можно предположить, что переход от вольфианской системы к философии Иммануила Канта свидетельствовал о возрастающих философских запросах русского общества, когда вольфианство начинает восприниматься как пройденная школьная традиция. Моральная философия Канта во многом способствовала предметному построению теоретической этики в России, анализу и критическому рассмотрению идеи автономии морали.

    Уже с конца XVIII века для преподавания философии в Россию приглашаются немецкие профессора. В 1795—1797 годах нравственную философию в кантовском духе в Московском университете читал воспитанник Тюбингенского университета профессор И.М. Шаден. Как отмечал С.П. Шевырев, Шаден перенес в Россию господствующую в те годы философию Вольфа, но, «воспитавшись на философии Вольфа, Шаден не остановился на ней и следил за ее развитием до Канта» . С 1803 года в Московском университете работали гёттингенский профессор И. Буле, а также Ф.Х. Рейнгард. Последний опубликовал несколько сочинений, построенных на кантианских идеях .

    В Харьковском университете в начале XIX века с идеями Канта знакомили профессора И. Шад и Л.-Г. Якоб. Как Шад, так и Якоб были авторами учебников по философии. Учебные руководства Якоба по логике, метафизике, естественному праву, практической философии были приняты не только в Германии, но и за ее пределами. Так, для российских гимназий он специально написал учебник, который был переведен на русский язык Н.И. Бутырским . В это же время моральная философия Канта вызвала дискуссию в русской университетской среде. Анализу проблемы обоснования морали были посвящены лекции профессоров Казанского университета. В 1817 году профессор Иосиф Срезневский выступил с «Рассуждением о разных системах нравоучения, сравненных по их началам». В нем, обращаясь к «Кантовой Критике практического ума», Срезневский выделяет семь систем «нравоучения», в том числе и «учение системы, основанной на понятии нравственного закона». Срезневский соглашается с этой системой: «Итак, идея нравственного закона современна разуму и тем более в оном раскрывается, чем более он сам образуется и просвещается», — но тем не менее критикует кантовскую систему за то, что Кант «слишком большое различие полагает между теоретическим и практическим разумом, который в самом деле есть один и тот же» . Проблема автономии морали является предметом обсуждения профессора теоретической и практической философии Казанского университета А. Лубкина. В «Рассуждении о том, возможно ли нравоучению дать твердое основание независимо от религии» Лубкин выдвигает ряд аргументов против идеи автономии морали, утверждая необходимость основывать мораль на религии, а не выводить религию из морали .

    Таким образом, практическая философия Канта уже в первые десятилетия XIX века становится объектом внимания и обсуждения в университетской среде. Однако она не только породила теоретическую дискуссию среди университетской профессуры по проблемам теоретической этики, но и во многом явилась причиной закрытия философских кафедр и увольнения профессоров.

    Пристальный интерес к содержанию преподавания философских дисциплин, в первую очередь нравоучительных, был вызван усилением идеологического давления на учебные заведения, отступлением от либеральных реформ первых лет правления Александра I. Целью образования объявлялось достижение «согласия между верою, ведением и властью, или, другими выражениями, между христианским благочестием, просвещением умов и существованием гражданским» . Все преобразования должны были сводиться к одной цели — изгнанию опасного духа философского вольномыслия и установлению согласия между «верою, ведением и властью». Немецкие профессора вынуждены были вернуться в Германию, поскольку в их лекциях усмотрели дух вольномыслия. Так, попечитель Казанского учебного округа М.Л. Магницкий, выступая против кантианских взглядов профессора Якоба, с возмущением писал: «Студенты не знают заповедей, а научась в классе философии, что есть какой-то нравственный закон по системе Якоба, руководствуются сим законом, без всякого надзора…» В соответствии с Уставом, разработанным для Казанского университета Магницким, дирекция лично должна была следить за «нравственным образованием воспитанников», а целью образования было объявлено воспитание «верных сынов православной церкви, верных государю, добрых и полезных граждан отечеству» .

    Выпускники Гёттингенского университета, преподаватели Петербургского университета А.И. Галич и А.П. Куницын были отстранены от преподавания естественного права и философских наук. По поручению попечителя Петербургского учебного округа Д.П. Рунича у студентов Отделения философских и исторических наук были изъяты конспекты: в них усмотрели преступление против религии, власти и народа. Рунич писал в дневнике:

    Русский народ еще не вышел из детства. С ним еще нельзя говорить о свободе. Быть может, его толкали слишком насильственно на путь цивилизации. Люди не спаржа, а народное просвещение не теплица, но оно бывает опасною миною, которая может взорвать на воздух целое здание. В русских университетах, лицеях и высших заведениях и в частных домах проповедовались все пагубные теории современной философии. Немецкие системы естественного права, принятые русскими и иностранными профессорами, представляли нечто чудовищное и объявляли открыто войну всем нравственным принципам. Учение Шеллинга и вся немецкая философия и история, которые преподавались с кафедр, <…> дерзко подрывали основы Священного Писания <…>, Божественное право и монархический принцип одинаково отвергались и опровергались. Провозглашение нравов, которые проповедовал Марат, не могло бы принести более вреда .

    Таким образом, преподавание естественного права, философских дисциплин, в том числе этики / нравоучительной философии, было прекращено. Дирекции учебных заведений, попечители учебных округов взяли на себя задачи нравственного воспитания. Теоретическое освоение этики, развитие ее как науки и академической дисциплины прекратилось.

    Этот процесс «вытеснения» этики из академической среды имел во многом неожиданные последствия для русской культуры. К середине XIX века этическая мысль, лишенная кафедральной, университетской формы выражения, проявляется в литературно-философских текстах, русской публицистике, которые задают ей социально-политическую направленность, а также во взглядах ученых-естествоиспытателей, приобретая позитивистские ориентации. Поскольку этическая рефлексия в культуре является ее неотъемлемой составляющей, то, будучи лишенной академической кафедры, она находит иные способы своего выражения и конституирования. Вне академической, университетской среды русская мысль формирует особое этическое культурное пространство в художественной литературе, критике и публицистике, мировоззренческом дискурсе ученых-естествоиспытателей. Результатом «вытеснения» академической этики явилось формирование особого «дисциплинарного пространства» этического в русской культуре и этического языка художественного текста. Это позволяет говорить об особых формах этической рефлексии в русской культуре XIX века. В то же время можно наблюдать феномен морализаторства и ужесточения моральной нормативности, охватывающей все сферы жизнедеятельности общества. «Вытеснение» этики из университетской науки способствовало формированию особого «панморализма» русской мысли и русской культуры в целом.

    Возвращение этики в университеты было связано с реформами Александра II, принятием нового университетского устава в 1863 году. В учебные программы были включены такие предметы, как история философии, логика и психология, а также гносеология, этика, эстетика и другие философские дисциплины. С семидесятых годов XIX века начинается новый этап в развитии этической мысли в России — и как расцвет теоретической этики в качестве университетской науки, и в целом как моральное самосознание общества, нашедшее выражение в философическом характере художественных текстов и в широких журнальных дискуссиях.

    Особенности развития культуры в XIX веке. XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике, сблизившим Россию и Европу; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество. Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60 - 70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскрепощение народа, расширяется круг лиц творческого труда - носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития.

    Образование и просвещение. В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное з 1802 году. Государственные учреждения, созданные при Александре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготовки которых учреждается ряд новых университетов (Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский, С.-Петербургский), образцовых средних учебных заведений - лицеев (наиболее известный - Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Во второй половине начинает уделяться большее внимание народному образованию. Численность начальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в которых обучалось до 4 млн человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась безграмотной. Государственная политика по отношению к просвещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распрострацялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. В периоды реакции и ужесточения внутренней политики (эпоха Николая I - 30-е - начало 50-х гг.; Александра III - 80 - 90-е гг.) усиливался государственный контроль за образованием, затруднялся доступ в учебные заведения, ограничивалась их внутренняя автономия.Периодика. XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На страницах газет и журналов велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких изданиях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Современник» A.C. Пушкина и H.A. Некрасова, а. затем Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова; «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасова и др. Особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны.

    Наука. Развитие науки в первой половине XIX в. имело свои особенности, состоявшие в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструировал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым; глубокие исследования в сфере психологии и высшей нервной деятельности человека и животных проводили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. Огромный шаг вперед в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с общим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие.историки XIX в., как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский создали фундаментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, основных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.

    Литература. XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тенденцией в литературе является смена классицизма и сентиментализма новым течением - романтизмом, воспевающим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявляется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях A.C. Пушкина и М.КХ Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм - стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Основоположниками реализма в русской литературе были гениальный поэт, прозаик, драматург и публицист - А.С. Пушкин, перу которого принадлежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург - Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспощадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. - «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей середины - второй половины XIX в. - И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого - стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущности бытия. Этот психологизм был вызван той напряженностью в обществе, которая была характерна для второй половины XIX столетия.

    Живопись. Смена стилей и направлений происходила в начале XIX в. и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова), а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Наиболее значимым явлением этого периода в живописи было «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие мастера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции; история России, проблемы современной действительности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры.

    Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. В этот период были построены ансамбль Дворцовой площади, Исаакиевский собор, здания Сената и Синода и т.д. В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факторы. Это, во-первых, достижения промышленного прогресса, приведшие к появлению новога типа зданий, с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под старину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

    Музыка. Наиболее активно русская музыкальная культура развивается во второй половине XIX в. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки» - М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для творцов объединения характерно создание крупных музыкальных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами. Величайшие достижения русской культуры XIX века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в русской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости.