Егэ по литературе из чего состоит. Тесты ЕГЭ по литературе. Кому нужен сертификат ЕГЭ по литературе

Тест ЕГЭ по литературе со­стоит из трех частей, каждая из которых имеет различную ценность для определения уровня подготовки выпускников но литературе.

В первой и второй частях учащимся предлагается вы­полнить задания, включающие вопросы к фрагменту текста произведений, названных в обязательном минимуме содер­жания литературного образования. Экзаменационные тесты ЕГЭ по литературе, в соответствии с требованиями ныне дей­ствующего Стандарта, должны проверять следующие знания и умения выпускников.

Знания:

  • содержания изученных литературных произведений;
  • основных фактов жизни и творчества писателей-клас­сиков XIX-XX вв.,
  • этапов творческой эволюции пи­сателей-классиков;
  • основных литературных методов, направлений, тече­ний, основных закономерностей историко-литератур­ного процесса;
  • сведений об отдельных периодах его развития;
  • основных теоретико-литературных понятий и терми­нов.
Умения:
  • анализировать и интерпретировать литературное про­изведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи;
  • выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературно­го произведения;
  • определять основные элементы содержания и художе­ственной структуры изученных произведений (темати­ка и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т.п.);
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, харак­теризовать особенности стиля писателя.
В тестах ЕГЭ по литературе проверяется, в какой степе­ни выпускники освоили такие виды деятельности, как
  • определение принадлежности литературного (фольк­лорного) текста к тому или иному роду и жанру, твор­ческому методу или литературному направлению (течению), историко-литературному периоду;
  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мо­тивов поступков героев, сущности конфликта и т.д.;
  • выявление художественных приемов и средств худо­жественной изобразительности, определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания про­изведения;
  • самостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 17 заданий. Одинако­вые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенных частях работы, проверяю­щей навыки анализа того или иного типа текстов: эпичес­кого, лирического и драматического. В частях 1 и 2 эк­заменационной работы представлены два текста: фрагмент эпического произведения (роман, повесть, рассказ, новелла) или фрагмент драматургического произведения (коме­дия, драма) и лирическое произведение (фрагмент поэмы, стихотворение). С данными текстами соотносятся вопросы, помогающие проанализировать их художественные особен­ности. В этих же частях проверяется знание истории и теории литературы (это так называемые базовые задания). После того как выпускник ответит на предложенные во­просы типа В (с открытым ответом), ему предстоит отве­тить на вопросы типа С. Эти вопросы также закреплены за каждой из двух частей экзаменационного теста и со­ответственно пронумерованы С1-С4. Тип В включает 12 заданий, на которые ученик дает собственный краткий от­пет (слово или сочетание слов). Задания типа С1-С4 тре­буют краткого связного ответа (связного текста из 5-10 предложений).

Часть 1 соотносится с фрагментом эпического текста или с фрагментом пьесы и содержит 7 заданий с кратким от­ветом (базового уровня сложности). Здесь же присутствуют и 2 задания с развернутым ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение - С1, С2.

Часть 2 соотносится с текстом лирического стихотво­рения и содержит 5 заданий с кратким ответом (базового уровня сложности). Здесь же присутствуют и 2 задания с развернутым ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение - СЗ, С4.

Авторы экзаменационного теста по литературе для ЕГЭ предполагали, что «следование предложенному алгоритму работы позволяет учащимся выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (ана­лиз фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образ­но-тематические и стилистические особенности анализируе­мого текста, обобщить свои наблюдения».

Часть 3 проверяет, насколько глубоко и самостоятель­но учащиеся способны освоить литературное произведение, объяснить сложности историко-литературного процесса (это задания высокого уровня сложности). В этой части рабо­ты проверяется умение построить связное и содержатель­ное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагается 3 вопроса (С5.1-С5.3), охваты­вающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: по литературе XVIII века, по произведе­ниям первой половины XIX века, по произведениям второй половины XIX века, по произведениям XX века. Выпуск­ник выбирает один из вопросов и дает на него ответ, обос­новывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

Часть 3 содержит 3 задания с развернутым свободным ответом (высокого уровня сложности), из которых учаще­муся необходимо выполнить только одно задание по его соб­ственному выбору. Их обозначение в работе: С5.1; С5.2; С5.3.

Подписка

    Структура экзамена и содержание КИМ

    По сравнению с 2016 году структура и содержание экзаменационной модели ЕГЭ по литературе не претерпела существенных изменений.

    Уровень подготовки экзаменуемого оценивается в ней по 8 различным разделам содержания школьного курса литературы:

  • Сведения по теории и истории литературы
  • Из древнерусской литературы
  • Из литературы XVIII века
  • Из литературы первой половины XIX века
  • Из литературы второй половины XIX века
  • Из литературы конца XIX - начала XX века
  • Из литературы первой половины XX века
  • Из литературы второй половины ХХ века

Экзаменационная работа состоит из 2 частей и предполагает сквозную нумерацию заданий. КИМ состоит из 17 заданий, которые отличаются друг от друга формой и содержанием.

Часть 1

Первая часть экзамена посвящена заданиям, которые предполагают анализ литературных произведений. Экзаменуемый должен хорошо владеть знанием содержания и структуры произведений школьной программы (герои, события, тематика, проблематика, художественные приемы, язык писатели и так далее). Помимо этого, необходимо уметь рассматривать произведения в разрезе широкого историко-литературного контекста.

В заданиях первой части представлены художественные тексты, при помощи которых проверяется не только знание содержания конкретных произведений, но и способность проводить анализ текста с учетом его родо-жанровой принадлежности.

В начале первой части экзаменуемому предлагается фрагмент эпического или драматического произведения, и к нему дается 9 заданий. В первых семи заданиях ответом служит слово, словосочетание или последовательность цифр. 8-9 задания требуют написания связного текста в объеме 5-10 предложений.

Во второй части экзамена представлен текст стихотворения или фрагмент лирической поэмы, и к нему дается 7 заданий. На первые четыре задания необходимо ответить словом, словосочетанием или последовательностью цифр. Последующие задания требуют написания текста.

Исходя из результатов ЕГЭ предыдущих лет, наибольшую сложность представляет задание № 4 (установление соответствия). Процент его выполнения находится на отметке 47%. Это говорит о том, что выпускники плохо владеют знанием сюжетной основы художественных произведений. Чтобы исправить ситуацию и хорошо выполнить задание, рекомендуется периодически повторять материал, сопоставлять изучаемые произведения с ранее изученными по различным аспектам анализа, отработать подход к выполнению данного типа заданий.

Многие старшеклассники также плохо справляются с заданием № 13, в котором необходимо самостоятельно найти в тексте средства художественной выразительности. Наиболее частыми причинами ошибочного выполнения таких заданий являются: незнание видов тропов и неумение различать их в тексте; уверенность в том, что в тексте обязательно должен присутствовать тот или иной элемент; попытки идентифицировать художественное средство при отсутствии его очевидных признаков.

Часть 2

Вторая часть экзамена предполагает ответ в виде полноформатного развернутого высказывания на литературную тему - другими словами, сочинения. На выбор предлагается три темы, охватывающие следующие периоды становления литературы: древнерусская литература, классика XVIII века и первой половины XIX века, произведения первой половины XIX и XX веков.

Экзаменуемый должен выбрать только один из предложенных вопросов и дать на него ответ в виде сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Благодаря работе такого типа выпускники могут выразить свое отношение к проблемам произведения, пониманию художественного своеобразия произведения, нюансам авторской позиции.

Советы по работе во время выполнения заданий ЕГЭ по литературе

Если вы тщательно подготовились к экзамену, то задания с кратким ответом не должны занять у вас много времени. Если какое-либо задание из базового уровня вызывает затруднения, то его лучше пропустить и возвратиться к нему позже. Вполне вероятно, что ответы на другие вопросы наведут вас на правильное решение.

Чаще всего экзаменуемые при выполнении заданий в развернутым ответом допускают ошибки из-за невнимательного прочтения задания и игнорирования его сути. Вместо того, чтобы дать прямой ответ на поставленный вопрос, выпускники начинают рассуждать "обо всем, и ни о чем": о значимости произведения, героях, их поступках и так далее. А между тем, от вас требовалось, например, выявить особенности конфликта произведения.

Залогом успеха на экзамене является отличное знание текстов произведений, умение составлять свой собственный текст аналитического характера.

На сегодняшний день литература не является самым распространенным предметом для сдачи ЕГЭ, ведь многие выбирают либо информатику, либо английский язык. Однако максимальное количество человек, сдавших экзамен на 100 баллов , было зафиксировано по литературе. Согласно с новым проектом, демоверсия ФИПИ ЕГЭ по литературе 2019 года подтверждает отсутствие изменений в структуре и содержании экзаменационной работы по литературе. Минимальный балл остается на уровне тридцати двух , а касательно критериев оценки развернутого ответа – ведутся работы по усовершенствованию.

Структура заданий ЕГЭ 2019 года по литературе

Экзамен будет состоять из двух частей: 16 тестов в первой и 1 – во второй . Первая часть включает в себя задания, которыеподразумевают под собой краткий или развернутый ответ. Следующий этап – задания типа С, которые требуют открытых ответов на вопросы по произведениям. Во второй части от ученика требуется написать сочинение на одну из 4 возможных тем. Его объем не должен быть меньше, чем 200 слов .

Максимальный балл, который можно было получить за ЕГЭ по литературе 2019 года – 57 , а минимальный (32) приравнивается к 8 первичным правильным ответам.

Сочинение в ЕГЭ по литературе 2019 года

Структура сочинения должна быть простой и понятной. Помимо отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок, тема должна быть хорошо раскрыта. Логичность, цельность и правильный порядок (введение, аргумент, пример, заключение) обязательно должны присутствовать наряду со следованиями нормам речи и использованием терминов из программы литературы.

Вступление должно содержать несколько предложений из биографии писателя или об истории создания самого произведения. Если в сочинении лаконично будет употреблена цитата, ваши баллы только улучшатся.

Основная часть должна раскрывать ваш личный взгляд на тему сочинения, выбранного вами и ответ на него. Формулировка тезисов и аргументов, а также взгляд автора на этот вопрос должны быть раскрыты. Обязательным является использование литературных понятий и цитаты из сочинения с комментариями к ним. Отсутствие примеров может быть существенным недостатком, поэтому всегда следует подкреплять аргументами, цитатами из текста или фактами.

Итог сочинения должен кратко обобщить все вышеизложенное и еще раз четко выразить ваше личное отношения к вопросу, который был раскрыт в сочинении.

Для написания качественного сочинения следует скачать список произведений , необходимых для прочтения по программе 2019 года и прочитать не только каждое из них, но и узнать дополнительную информацию: факты из жизни автора, история написания, ключевые моменты, использованные художественные приемы.

Категории сдающих ЕГЭ по литературе

Проект расписания проведения ЕГЭ в 2018 году устанавливает дату досрочного экзамена по литературе на 4 апреля, а основного этапа 20 июня.

К сдаче ЕГЭ в 2019 году допускаются:

  • те, кто выпускался в прошлых годах;
  • ученики, которые получают среднее специальное образование;
  • получающие среднее специальное обучение в иностранных организациях;
  • те, у кого есть результаты ЕГЭ с прошлых лет.

Сдавать досрочно ЕГЭ вправе:

  • обучающиеся в заведениях закрытого типа;
  • пребывающие в заведениях для людей с ограниченными возможностями;
  • интегрированные в места ограничения свободы;
  • в полном объеме выполнившие учебный план досрочно;
  • имеющие проблемы со здоровьем.

Как стать участником ЕГЭ 2019 года

Выпускники учреждений 2019 учебного года и те, кто обучается в специальных заведениях СПО, а также НПО (начальное профессиональное образование) должны зарегистрироваться у администрации своего учебного заведения. Для регистрации необходимо принести с собой заявление с указанным в нем списком планируемых предметов для сдачи ЕГЭ. В самом верху на листочке должны стоять инициалы руководителя учебного заведения (то есть заявление должно быть подано на его имя).

Выпускавшимся в прошлых годах, которые имеют документ о среднем образовании, а также тем, кто получил среднее образование в учреждениях другого государства, подавать заявление следует в городские органы управления образованием своего региона. Для регистрации необходимо иметь при себе следующий пакет документов:

  • заявление с указанным в нем перечнем планируемых предметов для сдачи ЕГЭ;
  • документ, подтверждающий личность (паспорт, вид на жительство, военный билет);
  • документ об образовании.

После регистрации заявления должно быть выдано подтверждение вашим действиям, где будет указана дата регистрации и адрес, где надо будет получить пропуск на государственный экзамен.

Досрочная сдача ЕГЭ по литературе в 2019 году

Полное право сдавать ЕГЭ досрочно имеют:

  • те, кто по медицинским показаниям не могут и не имеют возможности присутствовать во время основной сдачи государственного экзамена, но только после предъявления медицинской справки;
  • кого призывают досрочно на военную службу;
  • те, кто будет принимать участие в международных олимпиадах, спортивных конкурсах и соревнованиях высокого уровня в числах сдачи основной сессии ЕГЭ.

Досрочный этап сдачи в 2019 году начинался 21 марта . ЕГЭ по литературе стартует одним из последних – 4апреля.

Нельзя точно сказать, есть ли определенные плюсы или минусы досрочной сдачи экзамена. Он проводится под строгим контролем и наблюдением, все настроено на максимально честную сдачу ЕГЭ. Однако учебные заведения вынуждены работать в напряженном режиме, и у учеников из-за отмены занятий могут возникнуть трудности с выполнением календарно-тематического плана самостоятельно .

Дополнительная информация о ЕГЭ 2019 года

Во время сдачи ЕГЭ по литературе запрещено использовать дополнительные материалы и оборудования. Если будут обнаружены справочные материалы или считывающие/передающие информацию устройства или другие средства коммуникации, работа участника будет аннулирована без возможности пересдачи.

Помимо этого участнику разрешено взять прозрачную бутылку с водой и ручку. Все вещи надо будет оставить возле входа в кабинет. Если в сумке будет находиться включенное электронное устройство, которое будет издавать шум во время написания экзамена, это может послужить выговору и дальнейшим проблемам. Поэтому лучше удостовериться, что все средства коммуникации будут выключены и будут пребывать в нерабочем состоянии.

Запрещено поворачиваться, разговаривать с теми, кто сидит спереди или сзади. Запрещено вставать и ходить по кабинету во время ЕГЭ, а также отвлекать других. Запрещается проносить с собой вещества, способные навредить и приборы, на которые возможна реакция металлоискателя.

Минимум, который необходимо набрать для поступления в ВУЗы составлял в 2018 году 32 балла . В общей сложности задания должны быть выполнены за 4 часа .

Если вы не набрали проходной балл за ЕГЭ по литературе, то вариантов не много. Пересдача предметов, которые выбираются, может быть проведена лишь через год. Однако итоговые результаты за этот экзамен не будут нигде отображаться, и ничто не будет указывать на неудачную сдачу ЕГЭ.

Если вам существенно занизят баллы или поставят неудовлетворительную оценку, вы имеете право подать апелляцию и получить разрешение на пересчет результатов. Но важно помнить, что баллы могут быть либо прибавлены, либо снижены.

Процесс подачи апелляции состоит из таких частей:

  • спустя 48 часов после оглашения результатов следует заполнить заявление в любой форме в двух экземплярах;
  • на одном из бланков организатор ЕГЭ должен поставить печать и подпись, удостоверяющие факт принятия заявления об апелляции, и отдать выпускнику. Второй бланк остается там;
  • в указанное время нужно приехать на апелляцию с документом, подтверждающим личность и пропуском с экзамена. Если приехать нет возможности, процедура будет проведена в любом случае, а итог – оглашен позже.

Сертификат ЕГЭ по литературе может быть действителен в течение 4 лет . То есть, сдающие экзамен по литературе имеют право использовать сертификат до 2020 года включительно.

Как подготовиться к ЕГЭ 2019 года по литературе

Подготовиться к ЕГЭ самостоятельно и получить ответы на тревожащие вас вопросы помогут следующие пособия по литературе:

  • «Выпускное сочинение. Итоговая аттестация» Сигова В. К. – содержит все необходимые материалы для качественной подготовки к экзамену;
  • «ЕГЭ. Литература. Типовые тестовые задания» Ерохиной Е. Л. – в пособии предлагается к рассмотрению 10 вариантов тестовых заданий, каждый из которых составлен на основе предыдущих экзаменов.

Чтобы ознакомиться с видами заданий и уровнем их сложности, можно использовать демонстрационный вариант для проведения ЕГЭ по литературе. Демоверсия ЕГЭ по литературе 2019 года , если начинать подготовку не заранее, а в 11 классе , то это поможет лучше составить представление о предстоящем экзамене.

Определиться со своими слабыми сторонами поможет прохождение онлайн тестов за требованиями экзаменационных работ . Пробные варианты ЕГЭ помогут получить ответы на специфические вопросы и рассчитать свои баллы за примерами прошлых лет.

Секрет успешной сдачи ЕГЭ по литературе прост – нужно своевременно прочитать необходимый материал и идти на экзамен с уверенностью, что все необходимые знания имеются. Ни в коем случае не нужно бояться, следует отнестись к экзамену спокойно, тщательно читая задания и отвечая на них. Если время еще не закончилось, а вы настроены сдавать работу, следует еще раз проверить ответы на наличие описок или элементарных ошибок. Нужно верить в себя и свои силы, не бояться и быть внимательным. Если на первый взгляд задание вам кажется неподъемным, вернитесь к нему через 20 минут и возможно тогда вы вспомните ответ на вопрос.

Статистика сдачи ЕГЭ по литературе за прошлые годы

Средний тестовый балл за ЕГЭ по литературе в 2016 году составлял 53,6 . А в 2017 году он значительно увеличился и составлял 56,9. Количество сдавших экзамен на 100 баллов в 2016 году составляло 457 учеников, в 2017 – 457 человек . В 2016 году ЕГЭ не сдало на минимальный балл 5,6% от общего количества.

Расписание экзаменов

Досрочный этап сдачи егэ по литературе в 2019 году – уточняется.

Основной этап сдачи егэ по литературе в 2019 году – уточняется.

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету.

В демонстрационной версии 2010 года выделены три части, содержащие комплекс заданий для определения уровня подготовки выпускников по литературе.

В первой и второй частях предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу произведений, названных в обязательном минимуме содержания литературного образования. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с другим материалом курса.
Общая структура первых 2-х частей работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала.

Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют не только проверить знание учащимися конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности. Последнее задание каждой из первых 2-х частей работы предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Последняя (3-я) часть работы требует от учащихся полноформатного развёрнутого высказывания на литературную тему проблемного характера (таким образом, к отработанному в 1-2 частях литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса).

Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического (или драматического) произведения, состоит из 7 заданий с кратким ответом (В) и 2 заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема (С1, С2). При выполнении задания с кратким ответом от экзаменуемого требуется написание слова или сочетания слов. Задания с развёрнутым ответом. ограниченного объема (C1, С2) требуют написания связного текста в объеме 5-10 предложений.

Часть 2 предполагает анализ лирического произведения и включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (С3, С4). Общие требования к выполнению этих заданий те же, что и для части 1-й.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет учащимся выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.
В части 3 проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагаются 3 вопроса (C5.1 - С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 - по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII и первой половины XIX веков, 2 - по произведениям второй половины XIX века, 3 - по произведениям XX века. Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме сочинения.

Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль учащихся, даёт им возможность выразить своё отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.
Практика педагогических исследований показала, что выполнение работ такого типа требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

ЕГЭ по литературе рассчитан на выпускников профильных гуманитарных школ и классов. Для того чтобы сдать этот экзамен, недостаточно просто «любить читать». Необходима специальная подготовка.

Заданий с выбором ответа здесь не будет. Очень мало вопросов, рассчитанных на базовый уровень. Основное внимание уделяется творческим заданиям повышенной сложности. Это часть С.
Часть С на ЕГЭ по литературе включает в себя:

Четыре ответа (в объёме 5–10 предложений) на вопросы, связанные с анализом двух конкретных художественных текстов;
Полноценное сочинение на одну из трёх предложенных проблемных тем.

Ответы на задания С1 - С4 оцениваются по критерию содержательности (точность ответа и полнота аргументации). За каждое из них можно получить до 3 баллов.
Задание С5 может быть максимально оценено 15 баллами. Здесь критериев пять:
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы;
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями;
3. Обоснованность привлечения текста произведения;
4. Последовательность и логичность изложения;
5. Следование нормам речи.

Но и здесь главное – содержание. Если при проверке работы эксперт оценивает уровень понимания проблемы нулём, задание дальше не проверяется и считается невыполненным.
Орфографические и пунктуационные ошибки на оценку не влияют. Речевые ошибки в сочинении учитываются.

Основная сложность экзамена – необходимо уметь оперировать очень большими объёмами информации. В Кодификаторе ЕГЭ по литературе указаны:
11 романов,
4 повести,
6 пьес,
9 поэм (одна из них - поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»),
около 20 рассказов,
порядка 150 стихотворений.

Древнерусская литература представлена «Словом о полку Игореве», литература XVIII века - произведениями Г. Р. Державина и Д. И. Фонвизина. Основной корпус текстов относится к XIX - первой половине XX веков. Все эти тексты ученик должен знать и разносторонне использовать. А ведь на экзамене перед выпускником будут только задание, листы для черновиков, чистовые бланки и ручка.

ЕГЭ по литературе предполагает отличное знание произведений и авторов. Хотелось бы, чтобы вы не называли повесть романом, а Чингиз Айтматов у вас не оказался Ахматовым.
Литературу надо изучать в совокупности с исторической действительностью. Досадно, когда абитуриент считает Сергея Есенина «певцом русской революции», а Пастернака – пролетарским поэтом.

Нам придётся привлекать сведения из истории литературы - без этого можно многое упустить в понимании произведения. Например, сложно правильно оценить безапелляционные резкие высказывания Чацкого, если не знать, что декабристы рассматривали такое "витийство" как особую доблесть и старались демонстрировать это в своем поведении.

Успешная сдача ЕГЭ по литературе базируется не только на том, что вы много читаете. Читать много – еще не значит качественно. Читать качественно – это запоминать и анализировать прочитанное, выносить свое суждение, проводить параллели между сюжетной линией и духовным состоянием автора. Но и этого недостаточно, чтобы отлично сдать ЕГЭ по литературе.