К брюллов биография и портрет. Раннее творчество. Брюллов в Италии. Возвращение Брюллова в Россию

Брюллов впитал с ранних лет все лучшие достижения академической школы, всё хорошее, что составляло сущность болонских традиций, стало его достоянием, наполнив их самобытными жизненными образами.

Один из лучших рисовальщиков мировой истории, он преодолел отрицательные стороны ложноклассической школы. Его рисунки - непревзойдённые образцы виртуозной, умной и классически красивой манеры. Великолепная рука, острый и меткий глаз, горячее сердце и ясный разум - таким представляется Брюллов, когда рассматриваешь его работы.

Брюллов - первый из живописцев, у которого пластика достигла верхнего совершенства. Но главный признак, и что выше всего в Брюллове, - так это необыкновенная многосторонность и обширность гения. Он ничем не пренебрегает: всё у него, начиная от общей мысли и главных фигур до последнего камня на мостовой, и живо, и свежо. Он силится обхватить все предметы и на всех разлить могучую печать своего таланта.

Его произведения первые, которые может понимать и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество. Сила жизненной правды уводит Брюллова от холодного академизма к подлинно реалистическому и вечно животворному искусству и делает художника близким, нужным и понятным советскому зрителю, ибо наша жизнь полна тоже оптимистическим мироощущением.

Учителями Карла Брюллова были виднейшие русские мастера того времени А.Е. Егоров, В.К. Шебуев, А.И. Иванов, которые давали своим ученикам отличную профессиональную подготовку. Брюллов на всю жизнь сохранил признательность своим наставникам, из которых он особенно ценил А.И. Иванова, живописца, писавшего полотна на сюжеты национальной истории, отца великого художника Александра Иванова, создателя "Явление Христа народу".

Брюллов яснее многих других ощущал веяния романтизма, пошатнувшего классические каноны и в российской литературе, и в живописи. Его все больше привлекал жанр портрета, позволяющий передать индивидуальные черты личности, отразить живой характер конкретного человека.

В стремлении познавать новое Карл Брюллов освоил самые различные изобразительные техники. Его интересовало все - масло и акварель, сепия и рисунок. В свои произведения художник вложил собственное понимание живописи, значительно расширившееся под влиянием знакомства с лучшими образцами работ старых мастеров, тонкое чувство формы, удивительную пластичность.

В портретной живописи Брюллов создал отдельное направление, названное впоследствии "романтическим портретом", в котором весьма существенную роль играл цвет, помогавший выразительнее и ярче передать настроение и характер персонажей. В своих поздних работах Брюллов достиг глубоко индивидуального подхода, позволившего ему создать широкий ряд уникальных психологических образов, ставших подлинными свидетельствами эпохи.

Смелость и новизна в подходе к написанию многих полотен вызывали обилие критических отзывов. Вот отзыв одного из исследователя творчества художника: "Настоящим гением компромисса между идеалами классической школы и нововведениями романтизма в русском искусстве был, несомненно, К.П.Брюллов. Блестящий рисовальщик, акварелист, портретист, исторический живописец, мастер крупной картинной формы, обладавший большим размахом декоративной фантазии, Брюллов еще учеником петербургской Академии снискал всеобщую славу. Но его ожидала несколько странная участь, сказавшаяся и на позднейшей репутации его в русской критике, - оставаться на вершине расцвета и славы талантливым художником, играющим роль гения".

А ведь Карл Брюллов - первейший из русских живописцев, как Пушкин в литературе первейший.

Так в основе картины "Последний день Помпеи" лежит величественное зрелище гибели античного мира, в основе сюжета не история с бесконечными ужасами войн и преступлений, а природный катаклизм, как в основе сюжета "Илиады" лежит не ход Троянской войны, а гнев Ахилла, то есть сюжет, счастливо найденный и развитый во всеобъемлющее зрелище-символ. Ни романтических, ни классических тезисов здесь нет и в помине, как не было их у Микеланджело или Рафаэля, поскольку они добивались высшего синтеза христианского и античного начал в их миросозерцании и эстетике. Такого же высшего синтеза достиг и русский художник в картине "Последний день Помпеи", что ясно было и критикам, и публике в Италии среди множества шедевров эпохи Возрождения.

Эстетика Брюллова близка к античной, как Пушкина, то есть это возрожденная эстетика Ренессанса в России. Образы "пышнотелых итальянских красавиц в рефлексах солнечного света, отраженного в воде или пропущенного сквозь зелень листвы, - пишет исследователь, - поэтически-условные "дочери прекрасной природы", родственные античным нимфам. Италия в произведениях Брюллова прельстительна, празднична, точно расцвечена радужными отсветами итальянского карнавала". У Брюллова, как и в пейзажах Сильвестра Щедрина, есть свежесть первооткрывателя, ренессансная раскованность. Это эстетика Ренессанса, которую мы находим в лирике Батюшкова и Пушкина, но только на материале итальянской жизни, с погружением чуть ли не в античные времена, самодовлеющая красота природы и женщин.

И та же эстетика обнаруживает себя в другой линии - в картинах, исполненных в Италии, но из русской жизни, поскольку не только художники, но и их модели обретали особенную свободу под полуденным солнцем юга.

Это прежде всего великолепная "Всадница". В ней все чисто русское и вместе с тем блестящее. Тот же исследователь продолжает: "В образе некоего вечного праздника жизни Брюллов обрел свою собственную тему, созвучную и соразмерную природе его таланта и его живописным пристрастиям ко всему пышному, богатому, великолепному. Таков мир его парадных портретов - красивые, оживленные лица, блестящие глаза, развевающиеся драпировки, ленты, бархат, атлас, позолота, мягкие ковры..."

В образе некоего вечного праздника жизни - это не просто молодость гениального русского художника, это не Италия в настоящем, она дает лишь материал, предмет, модели. Это молодые, полные жизни женщины, но речь художник ведет о красоте древнего и вечно юного мира, в чем суть эстетики Ренессанса и именно Ренессанса в России, как она прояснилась для нас в лирике Батюшкова и Пушкина.

Жизнь и искусство в высших своих достижениях - это всегда празднества и театр. Так было в Золотой век в Афинах, в Золотой век во Флоренции, а в 19 веке Золотой век в России. Вот что представляет живопись Кипренского и Брюллова, как русская лирика и проза первой половины XIX века.

Карл Па́влович Брюлло́в (Брюло́в) (до 1822 года - Брюлло; 12 декабря 1799, Санкт-Петербург, Россия - 11 июня 1852, Манциана, Папская область) - русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма.

Сын академика орнаментальной скульптуры П. И. Брюлло. В 1809-1822 годах учился в Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи» (1830-1833), удостоенную в Париже Гран-при. Одновременно создал ряд портретов, в том числе картину «Всадница» (1832), принесших ему громкую славу. В 1835 году совершил путешествие по Греции и Турции, во время которого исполнил ряд графических работ. В том же году вернулся в Россию, до 1836 года жил в Москве, где познакомился с А. С. Пушкиным, затем переехал в Санкт-Петербург. В 1836-1849 годах преподавал в Академии художеств. Исполнил ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе Н. В. Кукольника (1836), И. П. Витали (1837), И. А. Крылова (1839). Был дружен с М. И. Глинкой и Н. В. Кукольником. В 1843-1847 годах принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге (завершены П. В. Басиным). В связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра. За время жизни там выполнил большое количество акварельных портретов своих друзей и знакомых («Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар», 1849). С 1850 года жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме.

Творчество К. П. Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма, когда чувство гармонической цельности и красоты мира сменилось ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям, необычайным темам и ситуациям. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема - не борьба героев, как в классицизме , а судьбы огромных человеческих масс. В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе.

Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, Брюллов совершил в своём творчестве показательную для эпохи романтизма эволюцию - от радостного приятия жизни ранних произведений («Всадница», 1832) до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848), предвосхитив достижения мастеров второй половины века, например, таких как И. Е. Репин («Портрет М. П. Мусоргского», 1881). Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.

На памятнике скульптора М. О. Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году, К. П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века.

Брат Александр Брюллов, архитектор, представитель романтизма .

Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье академика, преподавателя в классе орнаментальной скульптуры петербургской Академии художеств, резчика по дереву, мастера миниатюрной живописи и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760-1833) и его супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей немецкие корни (см. о семье Брюлловы). Кроме него, в семье было ещё три сына и две дочери.

С раннего детства, несмотря на свою болезненность, Карл по воле отца, желавшего обучить мальчика живописи, осваивал навыки, необходимые для будущей профессии: рисовал людей и животных в разных ракурсах, а с 1805 года, когда Павел Иванович ушёл в отставку, часто помогал ему в работе над оформлением Кронштадтской церкви и над другими различными заказами.

В октябре 1809 года мальчик был зачислен на казённое содержание в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где проучился до 1821 года. В числе его учителей был А. И. Иванов. Карл быстро зарекомендовал себя блестящим, разносторонне одарённым учеником, легко справлялся со всеми учебными заданиями, благодаря чему снискал всеобщую любовь. В старших классах юноша часто помогал своим однокурсникам, за небольшую плату правя их экзаменационные работы. В дальнейшем Карл получил золотую медаль по классу исторической живописи.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма.

Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.

Брат Александра Брюллова, архитектора, представителя стиля романтизм.

Биография

Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760—1833) и его супруги Марии Ивановны Шредер (Schroeder), имевшей немецкие корни.

С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи. К 1820 году относится его первая известная работа «Нарцисс».

В 1822 году Брюллов был откомандирован в Италию на средства Общества поощрения художников. Он посетил Дрезден, Мюнхен; обосновался в Риме. Жанровые картины: «Итальянское утро» (1823) и «Итальянский полдень» (1827). После копии с фрески Рафаэля «Афинская школа» Брюллов приступает к работе над большой картиной с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи» (1827—33), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел «Последнего дня…» связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло мини-извержение Везувия. Брюллов был в Помпеях и сделал на месте ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.

К этому времени относится его знакомство с Юлией Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, то есть родственников Екатерины I. Портреты: «Ю. Самойловой, с воспитанницей и арапчонком», «Всадница» (1832), а также картина «Вирсавия» (1832) связаны с этим этапом жизни Брюллова.

В 1836 году, после путешествия по Греции и Турции, Брюллов возвращается в Россию — через Одессу в Москву и через несколько месяцев — в Петербург. В Москве он знакомится с А. С. Пушкиным; пишет портреты поэта и драматурга А. К. Толстого и А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского). В Петербурге его ожидает торжественный приём в Академии художеств и триумф «Последнего дня Помпеи»; картина успела побывать в Париже (Лувр, 1834), где была холодно принята парижской критикой: это была (уже!) эпоха Делакруа и французского романтизма. Картина подарена Демидовым Николаю I, который поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств; в настоящее время она находится в Русском музее.

Надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище

До 1849 года Брюллов живёт и работает в Петербурге. Он — профессор Академии художеств, модный портретист; расписывает лютеранскую церковь на Невском проспекте, Исаакиевский собор (1843—47), пишет большую картину «Осада Пскова» (1839—43; не окончена).

Многочисленные портреты: Нестора Кукольника (1836), В. А. Жуковского (1837—38), И. А. Крылова (1839); Ю. П. Самойловой с воспитанницей (1839); «Автопортрет», (1848).

Последние годы

В Петербурге здоровье Брюллова сильно пошатнулось. В 1849 году он покидает Россию и едет лечиться на остров Мадейру. Художник совершает поездку по Испании.

В 1850 году Брюллов возвращается в Италию. Наиболее важные работы этого периода — портреты членов семьи Титтони и «Портрет Микеланджело Ланчи».

Брюллов скончался 11 июня (23 июня по новому стилю)1852 года в местечке Манциана под Римом. Похоронен на Римском протестантском кладбище Тестаччо.

Влияние

Брюллов, в отличие от Пушкина и своего друга — Глинки , не оказал столь существенного влияния на русскую живопись, как они — на литературу и музыку соответственно. Однако психологическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех русских мастеров этого жанра: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля .

· Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко , будущего великого украинского поэта. С этой целью Брюллов, по просьбе Жуковского, написал его портрет для императорской фамилии, который тот и разыграл в придворной лотерее. После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова.

Родился 12 декабря (23 декабря - по новому стилю) 1799 года в Петербурге, в семье известного мастера резьбы по дереву и живописца-миниатюриста Павла Ивановича Брюлло, потомка одного из французских гугенотов. Они сотнями тысяч бежали из Франции после того, как в 1685 году Людовик XIV подписал указ об отмене Нантского эдикта, открыв эпоху жестоких преследований протестантов во Франции.
Художническая судьба Брюллова была как бы предопределена самим фактом его рождения - П. И. Брюлло являлся художником в третьем поколении; все его сыновья (числом пять, Карл - третий по старшинству) прошли через Академию художеств, где, кстати, преподавал и сам Павел Иванович, и посвятили себя искусству. Карл рос очень болезненным ребенком и до семилетнего возраста практически не поднимался с постели. Тем не менее, его отец - убежденный масон, не знавший, что такое праздность, - занимался его при страстным воспитанием, требуя, чтобы тот каждый день рисовал положенное число человеческих фигурок и лошадок, - в случае невыполнения задания мальчик оставался без еды. Однажды рассердившийся Павел Иванович так сильно ударил Карла за какую-то мелкую провинность, что он на всю жизнь остался глухим на одно ухо.
В 1809 году Карла вместе с его братом Александром приняли "без баллотирования" в Академию художеств (дореформенная Академия начинала обучение своих воспитанников с детских лет). Очень скоро выяснилось, что среди однокашников Карлу нет равных, - во время учебы он собирал награды "пригоршнями", удивляя наставников своими способностями.
Триумфально окончив Академию в 1821 году с аттестатом I степени, Брюллов стал первым пенсионером только что основанного частного Общества поощрения художников (ОПХ) и в 1822 году на его средства отправился в Италию. Вместе с ним, тоже в качестве пенсионера ОПХ, ехал его брат Александр - на этом настоял Карл. Перед самым отъездом с высочайшего разрешения императора Александра I братья Брюлло "русифицировали" свою фамилию, добавив к ней окончание "в". Почти год они не торопясь двигались через всю Европу, по дороге посетив Ригу, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Падую, Верону, Мантую, Болонью и наконец оказавшись в Риме - конечной цели путешествия.
Более 12 лет Брюллов провел в Италии, именно здесь состоявшись как оригинальный художник. Эти годы, отмеченные множеством громких и трагических событий в европейской и российской жизни, ознаменовались в искусстве отчаянной борьбой классицизма и романтизма. Косвенным образом в ней участвовал и Брюллов, хотя главные "сражения" развернулись в Париже, где тогдашних столпов классицизма Давида и его ученика Энгра "атаковали" молодые живописцы, лидером которых стал Делакруа. Увы, в Париж русских молодых художников после революции 1789 года не пускали - их, довольно многочисленная, колония обосновалась в Риме.
Брюллов, очарованный блистательной живописью Возрождения, упорно искал собственные пути. С академическими сюжетами он довольно быстро распрощался. Громко "прозвучавшие" работы "Итальянское утро", "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя", " ", " " поставили их автора в один ряд с крупнейшими европейскими живо писцами, вместе с тем вызвав непонимание со стороны ОПХ, дававшего Брюллову средства на жизнь в Италии. Художник, скорый на резкие поступки, в 1829 году официально разорвал отношения с ОПХ, отказавшись от пенсионерства. Была тому и еще одна причина - в 1827 году он увлекся трагическим сюжетом из древнеримской жизни, получив заказ на создание большой картины "Последний день Помпеи" от русского богача А. Демидова.
Эта картина, на создание которой ушло шесть лет, и стала ответом мастера на вопросы, волновавшие в те годы живописцев. В ней он попытался примирить классицизм и романтизм. Результат этой попытки потряс современников - "Последний день" ожидало триумфальное шествие по всей Европе. Показанная в парижском Салоне 1834 года (одновременно с "Мученичеством св. Симфориона" Энгра, "Алжирскими женщинами" Делакруа" и др.), эта работа получила Большую золотую медаль. Когда же ее выставили в 1834 году в петербургской Академии художеств (А. Демидов подарил картину русскому царю), то к ней началось настоящее паломничество.
К тому времени и Брюллов уже собирался в Россию - будучи вызван туда императором Николаем I. В Италии он оставил большую любовь - его избранница, графиня Ю. П. Самойлова, была, в сущности, первой эмансипированной русской женщиной - о ее любовных историях ходили легенды среди тогдашней публики. Судя по сохранившейся переписке, это было страстное чувство: "Мой дружка Бришка, - писала графиня художнику, - люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевна тебе привержена". Ю. Самойлова стала постоянной моделью Брюллова, она запечатлена на лучших его портретах.
В России Брюллова встречали с ликованием. Пышные приемы в его честь (с венками, речами и стихами) были устроены в Одессе, Москве и Петербурге. Художник близко сошелся с лучшими представителями русской культуры - Пушкиным, Баратынским, Жуковским, Щепкиным, Тропининым и т. д. Особенно теплая дружба возникла у него с М. Глинкой (с ним он познакомился еще в Италии) и Н. Кукольником. Мучили Брюллова и определенные опасения. Пушкин писал жене в 1835 году: "Брюллов едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата и неволи". Опасения были более чем обоснованными - Николай I, взволнованный европейскими нестроениями, энергично "закручивал гайки", делая бессмысленным само понятие "общественной жизни".
Отношения между императором и Брюлловым не сложились - во многом из-за свободолюбия мастера. Удивительно: художник не написал ни одного портрета царя, искусно и весьма хитро отказываясь от поступавших предложений, - на сей счет существует не одна история. Затеянная Брюлловым громадная историческая картина "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием" превратилась, по его собственным словам, в "Досаду от Пскова" - промучившись над ней 8 лет, он ее бросил. При этом в Академии, где Брюллову присвоили звание младшего профессора, в брюлловскую мастерскую выстраивались в очередь - среди его преданных учеников мы найдем Чистякова, Шевченко (которого он выкупил из неволи, написав и выгодно продав портрет Жуковского), Федотова, Ге.
Личная жизни Брюллова была неблагополучна. Он влюбился в юную талантливую пианистку Эмилию Тимм, дочь рижского бургомистра. Предложение художника было принято, но накануне свадьбы невеста призналась жениху, что, уступив противоестественной страсти своего отца, давно живет с ним. Тем не менее молодые в 1839 году обвенчались. Вскоре выяснилось, что отец Эмилии рассматривал эту свадьбу как прикрытие для продолжения специфических отношений со своей дочерью. Спустя два месяца брак с высочайшего соизволения был расторгнут. Брюллов оказался ославлен на весь мир. Светская "чернь" показала свое истинное лицо - сплетни следовали одна за другой, двери многих домов закрылись для Брюллова.
К концу 1840-х годов художник все чаще болел, особенно досаждало его больное сердце. В 1849 году он уехал за границу для лечения - через Польшу Пруссию, Бельгию, Англию и Португалию - на остров Мадейру. Спустя год Брюллов, посетив Испанию, перебрался в свой возлюбленный Рим. Там он сошелся с семейством Анджело Титтони, итальянского революционера, соратника Гарибальди, - по сути, став членом этого семейства.
В июне 1852 года русский посланник в Риме сообщил в Петербург: "Имею честь уведомить о кончине К. П. Брюллова, последовавшей 11 сего июня в местечке Манциана, в 30 милях от Рима, куда он отправился для пользования тамошними минеральными водами... Он был в тот день с утра на ногах, обедал по обыкновению, как вдруг сделался с ним припадок удушья, и часа через три он испустил дух, в совершенной памяти..." Похоронили Брюллова на римском кладбище Монте Тестаччо.

Карл Павлович Брюллов - известный живописец, рисовальщик, акварелист, живший в первой половине 19 века. Творчество его внесло свежесть жизненности, романтики, увлечения красотой окружающего мира в живопись современного ему академического классицизма. Мировую славу этому художнику принесла его работа "Последний день Помпеи".

В нашей статье представлена биография Карла Брюллова. Кратко рассказать об этом художнике недостаточно. Безусловно, Карл Павлович заслуживает подробного рассмотрения его жизни и творчества. Этому и посвящена представленная ниже биография Карла Брюллова.

Происхождение и детство художника

Брюллов Карл Павлович появился на свет в Петербурге 23 декабря 1799 г. Отец его, Павел Иванович, - академик орнаментальной скульптуры. В связи с этим неудивительно, что все семеро детей в семье имели художественные способности. Более того, пятеро сыновей - Иван, Павел, Александр, Федор и Карл - стали художниками. Наибольшая слава, однако, выпала на долю последнего.

В детстве Карл отличался болезненностью. отмечена тем, что в течение семи лет он почти не вставал с постели. Карл Павлович страдал золотухой. Очень рано проявились у мальчика большие способности к живописи. Павел Иванович занимался со своим сыном с детства. Как педагог он был очень строг. Отец Карла мог даже оставить без завтрака больного сына только за то, что он не выполнил задание по рисованию.

Обучение в Академии художеств, первые работы

Когда Карлу исполнилось 10 лет, он был принят в Мальчик с самого начала обучения выделялся среди сверстников серьезной подготовкой, которую он получил под руководством отца, а также ярким талантом. Карл Павлович страстно любил рисовать. Ради этого он иногда даже имитировал приступы золотухи, отправлялся в лазарет и там писал портреты друзей.

Преподавателями мальчика в Академии были А. Егоров, А. Иванов, В. Шебуев и др. Работа "Нарцисс, смотрящийся в воду" стала первым признанным его произведением. В основе ее сюжета - греческий миф о красивом юноше, который был пленен собственным отражением в воде. В 1819 году за эту работу Брюллов был удостоен золотой медали второй степени. А спустя два года за картину под названием "Явление Аврааму трех ангелов" ему была вручена Большая золотая медаль.

Жизнь с братом

Карл Павлович в 1819 году поселился у своего брата Александра в мастерской. Брат его был помощником Монферрана на строительстве знаменитого Исаакиевского собора. Брюллов в это время зарабатывал себе на жизнь созданием портретов на заказ. В числе его заказчиков были люди, которые позже вошли в Совет Общества поощрения художников. Карл Павлович по их просьбе создал "Раскаяние Полиника" и "Эдипа и Антигону". За это ему была предоставлена возможность совершения четырехлетней пенсионерской поездки в Италию вместе со своим братом.

Поездка в Рим, работы итальянского периода

Биография Карла Брюллова продолжается тем, что он вместе с Александром в 1822 г. отправился в Рим. Здесь братья изучали искусство мастеров, относящихся к эпохе Возрождения. Карл Павлович много времени отдавал обучению, однако и его была достаточно насыщена. За время, проведенное в Италии, художник написал множество различных произведений. В работах "Итальянский полдень" (на фото выше) и "Итальянское утро", которые были созданы для отчета отправившего его за границу Общества поощрения художников, автор обратился к будничным сценам сбора винограда и утреннего умывания, а не к мифологическим или историческим сюжетам. Картину "Итальянское утро" оценил сам Николай I. Он подарил эту работу императрице.

Карл Брюллов в итальянский период своего творчества сосредоточился на портретной живописи. Среди его произведений нужно отметить созданный около 1832 года портрет графини Ю. Самойловой с арапчонком, в 1828 году - музыканта М. Виельгорского, в 1832 году - Джованины Паччини (знаменитая "Всадница", на фото выше), а также автопортрет, написанием которого около 1834 года была отмечена биография Карла Брюллова. Интересные факты о художнике и его выдающиеся произведения многочисленны, в чем вы убедитесь, прочитав до конца эту статью.

Возвращение в Россию

Вернувшись в Россию, художник создал в Москве несколько работ, имеющих более интимный характер. Среди них следует назвать портреты А. Толстого, А. Погорельского, а также И. Витали за работой. Несколько позже, живя уже в Петербурге, Карл Павлович создал портреты И. Крылова (в 1841 году) и В. Жуковского (в 1838 году). Примечательно, что последнюю работу он выполнил специально для лотереи, которая была организована для сбора средств для выкупа Т. Г. Шевченко из крепостной зависимости.

Встреча с Самойловой Ю. П., новая поездка в Италию

На одном из приемов, состоявшихся в 1827 году, художник познакомился с Павловной. Эта графиня стала для Карла Павловича любовью, ближайшим другом и художественным идеалом. Вместе с ней художник отправился в Италию на развалины городов Геркуланума и Помпеи, которые погибли в 79 г. н. э. из-за извержения вулкана. Брюллов, вдохновившись описанием этой трагедии римского автора который был ее очевидцем, понял, что это событие станет темой его следующего произведения. Художник в течение трех лет собирал материал на раскопках и в археологических музеях. Он стремился к тому, чтобы каждый предмет, представленный на его полотне, соответствовал той эпохе.

"Последний день Помпеи"

Шесть лет продолжалась работа над картиной под названием "Последний день Помпеи". В процессе ее создания автор сделал множество набросков, эскизов и этюдов, а также несколько раз изменял композицию. Когда картина была представлена публике (произошло это в 1833 году), она вызвала настоящий взрыв восторга. До этого ни одна из работ, относящихся к русской школе живописи, не была удостоена такой большой европейской славы. На выставках в Париже и Милане в 1834 году ее успех был потрясающим. Брюллов в Италии стал почетным членом сразу нескольких академий искусств, а во французской столице он был удостоен Золотой медали.

Чем же можно объяснить такой успех этой картины? Не только удачным сюжетом, который соответствовал романтическому сознанию представителей той далекой эпохи, но и тем, как автор разделил на локальные группы толпу гибнущих людей. Каждая из этих групп иллюстрирует определенный аффект - алчности, отчаяния, самопожертвования, любви. Сила стихии, которая представлена на картине, губит без разбора все вокруг, врывается в гармонию бытия. У современников художника она вызывала мысли о неосуществившихся надеждах, о кризисе иллюзий. Это полотно принесло его создателю всемирную славу. Анатолий Демидов, заказчик картины, подарил ее Николаю I.

Экспедиция и ее плоды

Брюллову сложно было создать что-то, превосходящее это полотно. После его написания он впал в Карл Павлович одновременно принялся за несколько работ, однако не закончил ни одну из них. В мае 1835 г. художник отправился в экспедицию В. П. Орлова-Давыдова, которая направлялась в Турцию и Грецию. На бриге "Фемистокл" он приехал из Афин в Константинополь. Командиром этого корабля был В. А. Корнилов. Его портрет, созданный в 1835 году (на фото выше), является одной из лучших акварелей, которыми отмечена биография Карла Брюллова. Творчество его под впечатлением от экспедиции впоследствии пополнилось целой серией акварелей, картин и графических рисунков. Среди них следует отметить работы 1835 года "Раненый грек" и "Турок, садящийся на коня"; "Турчанку" (на фото ниже), созданную в период с 1837 по 1839 год; картины 1849 года "Бахчисарайский фонтан", "Сладкие воды в Константинополе" и "Гавань в Константинополе".

Торжественный прием в Одессе

Брюллов осенью 1835 г. вынужден был возвратиться в Россию по приказу царя. Первым из русских городов, куда он прибыл, была Одесса. Жители города устроили художнику торжественный прием. М. С. Воронцов, генерал-губернатор Одессы, принялся хлопотать о том, чтобы срок его пребывания в этом городе был увеличен. Однако сам художник не хотел задерживаться в этих краях.

Как Брюллов отстаивал свою независимость

25 декабря Брюллов прибыл в Москву. Знакомство с А. С. Пушкиным стало важным событием его биографии. После его прибытия в Петербург государь потребовал от Карла Павловича, чтобы тот писал портреты членов императорской фамилии. Однако он всякий раз находил причины, чтобы не выполнить работу. Придворные поражались дерзости, с какой художник относился к высокопоставленным лицам. Брюллов отстаивал творческую независимость, он сумел заставить всех уважать себя.

Преподавательская деятельность и новые работы

Карл Брюллов, биография и творчество которого были к тому времени известны многим, в 1836 году стал работать в Петербургской Академии художеств профессором, где учил молодых художников. Он создал целую "брюлловскую школу", в которую входили его последователи. Многие известные мастера, такие как Т. Шевченко, П. Федотов и др., выросли под влиянием Карла Павловича. К периоду работы в Академии относится также создание около 80 новых портретов. К числу самых известных произведений Брюллова 30-х годов относятся портреты В. А. Перовского, сестер Шишмаревых (на фото выше), Кукольников, певицы А. Я. Петровой. Кроме того, Брюлов участвовал в росписи Исаккиевского собора.

События в личной жизни художника

Следует отметить, что во второй половине 1830-х был очень одинок в личной жизни Карл Павлович Брюллов. Биография его отмечена чувством к женщине по имени Юлия Самойлова, о которой мы уже рассказывали. Однако в то время она была за границей. Карл Павлович в возрасте сорока лет познакомился с Эмилией Тимм, одаренной пианисткой. Отцом этой девушки был рижский бургомистр. У Эмилии, нужно сказать, было непростое прошлое. Она честно призналась художнику в связи со своим родным отцом. Однако жалость и любовь ослепили художника. Он понадеялся на то, что чувства преодолеют все. Так была отмечена венчанием с Эмилией биография Карла Брюллова. Личная жизнь его, однако, оказалась непростой. Спустя 2 месяца, пережив притязания отца своей избранницы и общественный скандал, он расстался с Эмилией. Графиня Самойлова вскоре вернулась в Россию. В 1841 году художник создал ее парадный портрет.

Последние годы жизни

В 1847 году ревматизм, тяжелая простуда и больное сердце приковали живописца к постели на 7 лет. Однако и в это время он продолжал работать. Примечателен его "Автопортрет", относящийся к 1848 г. (представлен в начале статьи).

По совету врачей в апреле 1849 г. Брюллов навсегда покинул Россию. Однако лечение на о. Мадейра не принесло ему облегчения. Художник создал несколько портретов. Самым известным среди них является изображение М. Ланчи, относящееся к 1851 году. Тем не менее Карл Павлович не получал удовлетворения от работы. Весной следующего года он переехал в Марчиано под Римом. Биография Карла Брюллова оканчивается 23 июня 1852 г. Именно тогда умер художник. Его мастерская была наполнена набросками с изображением сцен из итальянской народной жизни.

Карл Брюллов, краткая биография которого была нами изложена, является одним из величайших русских художников. Работы его известны не только в нашей стране, но и во всем мире. Теперь вы знаете, чем примечательна такого художника, как Брюллов Карл Павлович, биография. История жизни его, согласитесь, весьма интересна.