Молчалины блаженствуют на свете? (по комедии А. С Грибоедова «Горе от ума»). Молчалины блаженствуют на свете

Молчалины блаженствуют на свете? (по комедии А. С Грибоедова “Горе от ума”)

I. Имя, ставшее нарицательным.

II. Радости и трудности молчалиных.

1. Молчалин – персонаж пьесы А. С. Грибоедова.

2. Современные молчалины.

III. Счастье невозможно без внутренней свободы.

Вот он, на цыпочках и не богат словами…

А. С. Грибоедов

Имя Алексея Степановича Молчалина, героя пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума”, стало нарицательным. Многократно осмеяны и превратились в поговорки его афористичные высказывания, обнажающие убогую жизненную философию, мелкую душу: “Ведь надобно ж зависеть от других”, “Частенько там мы покровительство находим, где не метим”, “Ваш шпиц – прелестный шпиц”… Но умница Чацкий сформулировал то ли закон, то ли проблему, актуальную и сегодня: “Молчалины блаженствуют на свете!” Так ли это? Счастливы ли, блаженствуют ли люди, подобные Молчалину?

В пьесе судьба Молчалина, действительно, складывается удачно. В точности следуя заветам отца, учившего сына угождать “всем людям без изъятья”, Алексей Степанович проживает и служит секретарем в доме Фамусова, “дружбу всех он в доме приобрел”. И, как предрекает Чацкий, “он дойдет до степеней известных: ведь нынче любят бессловесных!” Софья Фамусова, неглупая, интересная девушка полюбила Молчалина, наделив его достоинствами, которых у него никогда не было, и готова выйти за него замуж против воли отца. И он талантливо разыгрывает роль влюбленного, “в угоду дочери такого человека”. Молчалин умеет все просчитать и предусмотреть: отправляясь на ночное свидание с Софьей, он берет с собой бумаги для доклада на случай, если неожиданно появится Фамусов. Алексей Степанович усвоил негласные правила служебного успеха; несомненно, он добьется всего, о чем мечтает: чинов, богатства, связей. И пусть такие, как Чацкий, его презирают, и ничего, что всю жизнь придется носить маску, не смея сказать ни слова своим настоящим голосом – Молчалин готов забыть, каков он, его настоящий голос. Главное – он умеет всех обойти, перехитрить, добиться успеха.

В наши дни волшебное слово “успех” заставляет порой забыть о том, какими путями следует к нему идти. Общество, в котором преобладают потребительские интересы, ставит успех на первое место в шкале жизненных ценностей, квалифицируя его как умение всех обойти, любой ценой достичь достатка, а лучше богатства, славы, власти. Легко ли в наш век молчалиным? Легко, если они сумели приспособиться к новым условиям, если могут не только угодливо молчать, но и возвысить голос, когда это необходимо. Современные молчалины стремятся понравиться не всем, а лишь тем, кто полезен, и не размениваются на поглаживание мосек и карточные партии “на всякий случай”. Смолчать, когда при тебе совершается злое дело, не заступиться за обиженного, произнести пламенную речь, где и когда это необходимо – и добиться вожделенного успеха по службе, и служить не делу, а лицам, и, в конечном счете, устроить свою жизнь – вот в чем их удобная, хотя и убогая философия. Современные молчалины страшнее грибоедовского персонажа: они научились скрывать свою сущность, умеют держаться надменно и даже делают вид, что имеют чувство собственного достоинства, совесть, честь. Они профанируют высокие идеи, прикрываясь ими для достижения собственных мелочных целей, притворяясь порой Чацкими. Они успешны. Но счастливы ли?

Молчалины много добиваются, но счастливыми их не назовешь. Всю жизнь приспосабливаться, угодничать, подличать, прятать свои мысли, чувства, чтобы в один прекрасный день забыть, как выглядит твое подлинное лицо под вечной маской, – разве можно таким путем добиться “блаженства”? Счастье невозможно без внутренней свободы – чувства, незнакомого и опасного для молчалиных…

(No Ratings Yet)

  1. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – выдающееся произведение русской литературы XIX века. К сожалению, нам не известно, когда точно началась работа над комедией. Исследователи называют и 1816, и...
  2. Русская литература 1-й половины XIX века Ум подлинный и ум мнимый в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” – одно из бессмертных...
  3. Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” I. Тема трагического безумия благородной личности в литературе. II. Неизбежность столкновения ума как нового, передового миропонимания с поколением “отцов”. 1. “Отцы”...
  4. Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” План I. Софья Фамусова – один из главных персонажей пьесы “Горе от ума”. II. Изображение Софьи в пьесе “Горе от...
  5. Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе...
  6. Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Они жили в самом начале XIX века… Рылеев,...
  7. Русская литература 1-й половины XIX века Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия великого русского драматурга А. С. Грибоедова “Горе от ума” была написана еще в...
  8. Чацкий – первый в русской литературе образ положительного героя своего времени, воплотивший типичные черты поколения передовой дворянской молодежи. Образы свободолюбивых героев, борцов за всеобщее благо и личную независимость создавали ранее...
  9. КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ РОЛЬ ЭПИЗОДИЧЕСКИХ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” Комедия “Горе от ума” была написана Грибоедовым в канун решающего выступления революционеров-декабристов и...
  10. ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Образ Софьи оценен критиками неоднозначно. Существует, по крайней мере, два противоположных толкования поведения главной героини грибоедовской пьесы,...
  11. “Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений в русской литературе. Это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль...
  12. Русская литература 1-й половины XIX века Образ Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” важную роль играют второстепенные персонажи. С...
  13. В комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов показывает жизнь московского общества, рисует целый ряд образов, весьма характерных для того времени. Исключением из этого ряда является Александр Андреевич Чацкий, который...
  14. А. С. Грибоедов написал комедию “Горе от ума” в 1824 году. В это время в России было крепостное право. Грибоедову была тяжела мысль, что народ находится в рабстве. Среди лучших...
  15. Выявите специфику интерьера дома Фамусова в пьесе А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Приступая к выполнению задания, вспомните, что дом принадлежит к числу самых древних, базовых для человеческого сообщества пространственных...
  16. Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала...
  17. Выдающийся русский драматург и дипломат, поэт и композитор настоящий русский дворянин Александр Сергеевич Грибоедов вернувшись из заграничной командировки в 1816 году, был приглашен на один из аристократических вечеров. Жеманство, лицемерие...
  18. “ГОРЕ ОТ УМА”, КОМЕДИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ, В СТИХАХ. СОЧИНЕНИЕ А. С. ГРИБОЕДОВА С 1823 года начала ходить по рукам публики рукописная комедия Грибоедова “Горе от ума”. Она наделала ужасного...
  19. КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ПРОБЛЕМА “УМА” В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА А. С. Грибоедов родился в 1794 году, знаменитая комедия написана в 1824 году, в начале XIX века. Автору было...
  20. КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА НАЗВАНИЕМ КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. ГРИБОЕДОВА Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее...
  21. КОГО ПРЕДПОЧЛИ БЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЧАЦКОГО ИЛИ МОЛЧАЛИНА? “Молчалины блаженствуют на свете”, – восклицает Чацкий, когда окончательно убеждается, что Софья предпочла ему этого неисправимого подхалима и лицемера. Но Чацкий... “Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой” (по творчеству А. Т. Твардовского) I. Народность творчества А. Твардовского. 1. Поэмы Твардовского – поэтическая история страны (“Страна...
  22. Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм 2.3. Социально-политические комедии – комедии “плаща и шпаги” Социально-политическими пьесами называются те произведения драматурга, в которых Лопе де Вега отображает наиболее типичные...
Молчалины блаженствуют на свете? (по комедии А. С Грибоедова “Горе от ума”)

С5. Как можно истолковать слова Чацкого "Молчалины блаженствуют на свете"

В своей комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедов обличает пороки людей того времени. Слова Чацкого "Молчалины блаженствуют на свете"-это ни что иное, как оценка, данная им лицемерным, не имеющим своего мнения людям, "процветающим" в то время, таким, как Молчалин.

Молчалин-типичный представитель своего времени. Он думает лишь о себе, "блаженствует", следует завету отца "угождать всем людям без изъятья". Сцена с Лизой, в которой он признаётся в том, что Софья ему нужна для того, чтобы угодить Фамусову:"И вот любовника я принимаю вид/В угодность дочери такого человека..." доказывает, что Молчалин-подлый и безнравственный человек, способный пойти на обман и притворство ради того, чтобы добиться расположения Фамусова.

В комедии Молчалин представляет "век нынешний", но нельзя забывать о том, что "корень" всех проблем идет именно из "века минувшего". Так, главные жизненные принципы Фамусова- карьеризм и чинопочитание. Он считает, что для того, чтобы продвинуться по службе, все средства хороши: и лицемерие, и притворство, и подхалимство. Такими же предстают в комедии люди из его круга общения: Скалозуб груб и необразован, карьерист, Репетилов- пустомеля, который не имеет собственных убеждений, повторяющий "модные" суждения.

Чацкий уверен, что Молчалин добьется высоких чинов, подобно Фамусову и прочим "А впрочем, он дойдет до степеней известных, / Ведь нынче любят бессловесных"

Стоит отметить, что Чацкий с иронией произносит фразу "Молчалины блаженствуют на свете" так как в ней подчеркивает своё неприятие к образу жизни "Молчалиных".

Таким образом, слова Чацкого выражают главную мысль, которую хотел передать Грибоедов- карьеризм и лицемерие не дают проявится порядочным и честным людям вроде Чацкого.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

План

1. Почему именно Молчалин?

2. Кто таков Молчалин?

3. Так беден или богат Молчалин?

Все «за» и «против». Говоря о пьесе А.Грибоедова «Горе от ума», всегда первым вспоминают ее главного героя Чацкого. Но не менее интересен и другой ее персонаж - Молчалин. Вот о нем мы и поговорим в этом сочинении. Фраза «Молчалины блаженствуют на свете» стала уже нарицательной. Так говорят, когда хотят сказать что-то о людях, умеющих угождать всем вокруг. Но почему именно «Молчалины»? Почему не «Чацкие»? В чем, собственно, суть?

Когда представляют характеристику этого героя, то первым качеством называют глупость. Но он далеко не глуп, если смог достичь того, что имеет. Молчалин носит говорящую фамилию. Но значит это не то, что он все время молчит, а молчит тогда, когда это необходимо. Т.е. умеет выбирать время, когда надобно говорить. Чацкий отзывается о Молчалине так: «Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!» Это и есть его истинное лицо.

Самое главное качество его - умение приспособляться к людям. Знать, с кем дружить, с кем встречаться, кого любить, кому улыбаться, кому пожать руку, а кому ответить с пренебрежением. Он умеет выбирать нужные ему связи. Именно нужные, ведь он общается исключительно с теми, кто ему полезен. Фамусов - его начальник, продвинувший его в службе. Чин, который получил Молчалин благодаря своему благодетелю, может помочь ему войти в дворянское сословие.

Софья - его возлюбленная. Но любит он ее только потому, что хочет стать наследником ее фамусовского богатства. Лиза, служанка, для него всего лишь развлечение. Теперь она не подходит ему по рангу, но нужно же как-то убивать скуку, вот он и встречается с ней. Гости, пришедшие в дом Фамусова, для Молчалина потенциальные полезные связи. Одной единственной целью живет этот человек - быть богатым и жить, ни в чем не нуждаясь. Его не интересуют люди, как люди - их душевные качества и моральные устои. Для него важен чин, место в обществе, количество денег и материальная роскошь.

Как же беден на самом деле Молчалин! Невозможно жить на свете, интересуясь лишь материальными благами. Чувства и эмоции человека украшают жить, делают ее богатой духовно, приносят счастье. А счастье Молчалина заключается в денежном мешке. Как ни странно, но таких людей в нашем обществе много. Приспособленцы устраивают свою жизнь, порой, лучше, чем люди высоконравственные и духовно богатые. Они, как и Молчалин, «блаженствуют на свете», довольствуясь тем малым, что считают необходимым и первостепенным в жизни. Каждый выбирает, что лучше для него. Но все же материальные богатства - цель, легко достижимая. А в жизни так много интересных вещей, на которые стоит обратить внимание.


Александр Сергеевич Грибоедов неслучайно ввел в свою пьесу столько главных героев, ведь каждый из них имеет колоссальное значение в развитии сюжета комедии. Грибоедов ввел в комедию Алексея Степановича Молчалина, чтобы противопоставить глупого Молчалина умному Чацкому и этим самым глубже показать «горе от ума».

А так ли глуп Молчалин? Вовсе нет, он просто следует завету отца и пытается достичь своих целей, принимая образ «глупого Молчалина».

Смысл жизни Алексей Степанович видит только в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить».

Его цель заключается в том, чтобы получить высокий чин абсолютно любым способом и заслужить авторитет в обществе, унижаясь перед более авторитетными людьми. Главным козырем Молчалина является его умение угодить всем и промолчать там, где это требуется: «В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь».

Свою карьеру он строит по четкому плану. Лишний раз слова из него не вытянешь, но он умеет бегать на цыпочках, работать с бумагами и появляться в нужный момент, а это нравится многим. Безмолвные, услужливые, бесхребетные люди ценились в эпоху Николая I, поэтому такого, как Молчалин, ждала блестящая карьера и высокие чины:

«Дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных».

Грибоедов Раскрывает характер Молчалина через других героев: с Фамусовым он показывает себя тихим, услужливым молодым человеком, с Софьей показывает наигранную любовь, лишь для своей выгоды, c Чацким раскрывается его жизненная позиция.

Из их разговора мы узнаем, что Молчалин принадлежит к «веку минувшему»: он разделяет общественное мнение, не смеет иметь своего. С Лизой он показывает свои чувства к ней, он откровенен, здесь нет его показной угодливости: «Какое личико твое!

Как я тебя люблю!»

В отношении с Фамусовым, у Молчалина раскрывается карьеризм, ради карьеры готов на все: угодничество, исполнительность. В отношении с Софьей у Молчалина проявляется бессловесность, подлость и лицемерие, потому что он ее не любит и просто пользуется ей ради своей выгоды. В отношении с Чацким у Молчалина проявляется цинизм, так как у Алексея Степановича чин выше, чем у Александра Андреевича. Так же показывается трусость и узость интересов Молчалин, ведь тем для разговора с ним нет: «Молчалин прежде был так глуп!», «Конечно, нет в нем этого ума».

Образ Молчалина в развитии конфликта имеет ключевое значение, ведь он фигурирует почти во всех конфликтных ситуациях связанные с Софьей и Чацким. Чаще всего конфликты происходили именно из-за Молчалина. Он был движущей силой, и в сцене с катастрофой он так же имел ключевое значение.

На самом деле, Молчалин – страшный человек, ведь ради своих целей целей он готов пойти абсолютно на все. Но при этом он – бедный человек, потому что обокрал сам себя для получения материальных ценностей. Человек, который не знает и не хочет знать никакой другой жизни, кроме светских развлечений, - несчастный человек. Поэтому Молчалин, хоть и очень страшный, но в то же время его становится жалко. Таких людей, как Молчалин, на сегодняшней день, очень много, и от этого становится страшно. Но все-таки Молчалин – страшный человек: «...Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!.."

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Александр Сергеевич Грибоедов - русский драматург, поэт и дипломат, который известен как писатель одной книги. Его комедия "Горе от ума", написанная в начале 19 века, начала новую ступень в развитии русской литературы и до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России. Эта пьеса буквально "разошлась по цитатам". Произведение Грибоедова - это сатира на московское общество первой половины 19 века. Даже Крылов говорил, что в то время "государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила". Созданные автором характеры героев по-настоящему реальны и несут общечеловеческое значение.
Одной из находок Грибоедова можно считать главного героя - Молчалина. Автор создал тип героя, который стал крупным приобретением общественной мысли. Молчалин - это мастер в искусстве смолчать, когда его бранят, он за это уже получил целых три награждения, чин асессора, и находится в дружеских отношениях со многими влиятельными людьми.
Нам он показан как мелкий чиновник, который стремится построить свою карьеру, старается угодить людям, иногда бывая робким и покорным с начальником и его дочерью, а порой дерзким с горничной. Чацкий же говорит про него так: "Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!" Но заслуга Грибоедова в том, что он сделал из маленького чиновника символ социально-политической группы, связав между собой два понятия: “молчалинство” и “фамусовщина”.
Ценности у Молчалина схожи с идеалами общества Фамусова. Чиновник больше всего желает быть богатым и знатным человеком, хочет, чтобы его приняли в обществе, мечтает о жизни безо всяких забот. Он считает, что каждый человек мечтает о такой жизни, поэтому и предлагает Чацкому "и награждения брать, и весело пожить". Говоря о службе, Молчалин упоминает признанных в обществе людей, боготворя и ставя их в пример: "Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом чиновные и должностные ей все друзья и все родные". Каково было его удивление, когда Чацкий ответил отказом на его предложение, утверждая, что ни о какой Татьяне Юрьевне он никогда не слышал. Для Молчалина это нонсенс, ведь весь его мир держится именно на этих людях. Хотя, нельзя сказать, что он их и вправду уважает. В первую очередь его интересует ни ум, ни душа, ни хорошие качества человека, а его статус в обществе, который будет ему полезен, возможно поможет продвинуться на ступень выше. Чацкий же признает "служенье делу, а не лицам". Своими достоинствами и талантами Молчалин считает "умеренность и аккуратность", хотя на самом деле, данные черты талантами и не являются.
За личными качествами Молчалина, за его маской скрывается «прошедшего житья подлейшие черты». Свою так называемую маску он снимает лишь перед Лизой - служанкой, внимания и любви которой так настойчиво добивался, пытаясь заманить её подарками: "...Игольничек и ножинки, как милы! Жемчужинки, растертые в белилы!" Но есть у Молчалина и ещё одна "любовь" - это Софья. Их роман он называет лишь служебным, никаких чувств к Софье чиновник на самом деле не испытывает, а встречается с ней лишь потому, что считает это выгодным для него самого, ведь Софья - "дочь такого человека!". Поэтому он и так беспокоиться об их тайном романе, говоря: «Не повредила бы нам откровенность эта». Хотя, Чацкий считает, что такой человек, как Молчалин, не способен любить. И правда, в Лизу он влюбился со скуки, а в Софью - по должности.
Можно отметить и значение фамилии Молчалина, которая говорит сама за себя. Молчалин - человек, пытающийся скрыть что-то от других, держать всё в тайне, строить какие-то планы, выгодные для него.
Так можно ли считать, что Молчалин счастлив? Такие, как Молчалин хотят лишь одного - известности в обществе. Они не покушаются на идеалы мира Чацкого, им это просто не нужно. С точки зрения самого Чацкого они несчастны, ведь он бы не смог жить так, как живут они. Но всё же они счастливы, хоть и по-своему. Их требования мелочны, но молчалины другого и не просят.
Если говорить о реальной жизни, то люди не должны видеть счастье в том, в чем отражает его "молчалинство". Но Грибоедов создал по-настоящему правдивый тип героя, который можно встретить и в наше время. Так блаженствуют ли молчалины на свете? Если встретить в жизни такого молчалина, то можно с уверенностью сказать, что этот человек и вправду по-своему блаженствует.