Открытая критика. Открытая критика на произведение елены вилар

Можно сказать, что Лимонов переходит на сериалы — это уже третья книга его очерков-некрологов, не говоря о многочисленных воспоминаниях и прочих мемуарах. Но, также стоит заметить, что писатели всегда любили дописывать и апдейтить свои воспоминания, сам же Лимонов из документирования собственной жизни очень давно сделал особый жанр собственного имени. И за новой его книгой непременно пойдешь: «резкая, злая, бодрая книга», как сказано в аннотации явно лимоновского же сочинения. Так и есть!

Пиетета тут, как не трудно догадаться, вообще меньше всего. Портрету на могильном камне Н. Медведевой он выговаривает в духе — дура ты, была б осторожней, еще жила бы; в память В. Новодворской призывает петь котов-девственников. Он и в «кладбищеуправление» (авторский неологизм) входит с охранниками, разыскивая никогда не посещавшуюся им могилу, и не может удержаться от хохмы — «есть тут кто живой?». И тем самым вызывает раздражение? Уж к этому Э.В. не привыкать.

В его могильных очерках, конечно же, много самого Лимонова — но это если и основное блюдо, то остальные смены блюд отнюдь не разочаруют. Аперитивом — очерк жизни покойного с лимоновскими оценками и мемуарами о том, где пересеклись (с Рохлиным пили вино в Думе и ходили к бастующим шахтерам, с Гавелом дискутировали на литературной конференции в Будапеште). На первое же — детали-мазки, которыми Лимонов рисует-пригвождает своих персонажей (Топоров — «немецкий гном», та же Новодворская — «юродивая», и все тут).

И еще, конечно, будет много ярких закусок, острых и неожиданных, как коктейль на вкус бармена. Экстази в клубе 90-х в обществе БГ, концерт в самом известном панк-рок-клубе мира CBGB с Вознесенским и привезенные им из Приднестровья на фуршет ЛДПР гранаты («до сих пор помню глаза Вольфыча и запах салата оливье на столах»). Вам еще?Будет, конечно, и очерк времен. Тот Париж 80-х, где, подверженный обструкции за поддержку Палестины, безвестно умирал в дешевом арабском отеле Жене. Наши вольные 90-е, когда «люди ночами в пургу пили на Арбате, кричали и спорили в метели о политике». И 2000-е, «что называется, ни рыба, ни мясо».

Сверху веточка петрушки-юмора («ОМОН бьет говнюков, пришедших наброситься на меня, что человеку еще нужно?») и долька лимона — той образности, которую ждать только от действительно крупнокалиберного писателя («весь день шел пушистый, отчаянно белый снег, и на ветви лип, куда выходят окна двух моих комнат в центре Москвы, налипла сказка»).

В красном же углу картина старинных мастеров маслом — «Эдуард Лимонов и смерть». По поводу своего «солидного», как принято говорить, возраста Лимонов шутит и кокетничает — что каким-то не очень понятным образом попал в эту «возрастную группу», что-де в его-то годы мог что-то и забыть (и, конечно, через пару строк прекрасно вспоминает «забытое»). Такой он старик поневоле, в общем.

Но да, о смерти хоть и опять же без страха и пиетета, но медитирует, роняет, как землю на крышку гроба, ремарки. «Чтобы я запомнил эту сцену и через добрые полвека связал в честь его пару страниц. Не воображаю, но, видимо, так. От большинства людей мало что остается» (о своем рано погибшем школьном приятеле). «Пишу, чтобы доказать, что жизни людей незначительны? Ну да» (о Е. Бачурине). И все потому, что «никакой морали извлечь из смертей невозможно. Разве что каждая смерть — это практически доказательство отсутствия бессмертия»?

Кажется, Лимонов еще что-то успеет об этом написать.

В аудитории было, как всегда, шумно и светло. Слушатели, еще не отошедшие от бурных выходных, обсуждали и делились, перемигивались и хвастались…

Уже на месте, присаживаемся! - донеслось хмурое, как сам понедельник, и за вошедшим в аудиторию преподавателем с усталым стоном закрылась дверь.

Высокий, но сутулый мужчина с портфелем в одной руке и со стопкой бумаг во второй, не поднимая головы, прошел на кафедру и бросил белые исписанные листы на стол. Не отрывая взгляда от корявых чернильных строк, начал перечисление:

Елена Вилар. «Однажды открыв глаза». Та-а-ак, любители блондинок могут быть свободны, - верхний лист стал первым в новой стопке, - любители размазанной по тарелке каши - не ваш день, ценители фей и волшебных палочек - за дверь пожалуйте, - листы, шурша, перекочевывали с одной стопки на другую, а лектор продолжал: - любители сериалов - приходите завтра, жаждущие пикантных сцен - сами знаете… - рука преподавателя указала на дверь, то и дело извещающую, что комната для занятий пустеет. - Итак…

Когда листы из пачки закончились, а дверные петли - замолкли, декламатор сел за стол, склонился к стоящему на полу потрепанному портфелю, достал и откупорил термосок. Затем, продолжая игнорировать слушателей, налил в стаканчик напиток - по аудитории поплыл знакомый уютный запах Бразилии. Лишь когда скрипнул стул, а ноги профессора вольготно расположились на крышке стола, мужчина обозначил в руках еще один ворох бумаг и одарил вниманием публику:

Итак, кто у нас остался? - взгляд снова перепрыгнул на бумаги. - Алчные потребители побегушек… Пожиратели разжеванных эмоций… - лектор безразлично перебирал колкие характеристики, при этом обозначая полное отсутствие чувства юмора. - Любители туманных личностей и не менее туманных образов… Стяжатели временных перескоков… Поглотители рычащих согласных… Нормально…

Видимо, не желая более испытывать самого себя на прочность, мужчина бросил оставшиеся в руках бумаги на стол и принял еще более расслабленную позу.

Главная героиня! - громогласно прозвучало над залом, заставляя студентов ожить и заскрипеть карандашами. - Властная, красивая, стерва… Впрочем, имея огроменную дырку в воспоминаниях - не удивительно. Лучшая защита - это нападение. Отсюда - чрезмерная агрессивность и хамство порою. Бонус - нередко всплывающие обрывки прошлых жизней. Из особенностей: магические способности на уровне предсказательницы, руки-сканер (определяют в дамской сумке на ощупь цвет пластика), патологическое неприятие альфа-самцов и встроенный компас полярного распределения «друг-враг», изредка дающий сбой. Боевые навыки - неустановленный уровень: в самом начале повествования девушка применяет болевой парализующий прием, но все остальное время позволяет себя хватать, прижимать, сдавливать и лобызать.

Когда кофе колыхнулся в стаканчике, наполняя своим жарким ароматом комнату вновь, послышались завистливые вздохи слушателей, но новый громкий окрик профессора заставил вернуться к карандашам и тетрадям.

Место действия! - лишь на мгновенье взгляд лектора уперся в потолок. Затем снова перескочил на носки светло-коричневывх туфель. - Земля далекого будущего, пережившая бактериологический апокалипсис и замершая в тисках утопического техногенного социума «люди-оборотни». Причем, люди - отдельно, оборотни - отдельно. Но в одном котле. Мир, наполненный красками, почему-то обладает лишь запахом натуральной листвы, воды и кофе. Все остальные запахи либо отсутствуют, либо автором отметены за ненадобностью. Из техногенных преимуществ: порталы для перемещения между двумя обитаемыми материками, зеркала-телевизоры, телефоны-пластинки, средства индивидуального передвижения - капсулы, труны и клапсы, постоянно зазывающие посетить их нутро. Живут обитатели мира в основном в домах, отелях, работают в офисах, питаются в ресторанах. Как развлекаются - неизвестно. Дышат воздухом, в океане не купаются и не плавают на лодках. В первом случае - летальный исход. Во втором случае - неизвестно. Причиной экологической катастрофы, как выясняется под конец повествования, стали бактерии, которые убили все живое в мировом океане и мутировали под воздействием антибактериального оружия. Почему бактерии не полезли в пресную воду или не попали в общий круговорот воды - остается неразгаданной тайной.

Выпалив длинную речь буквально на одном дыхании, преподаватель промочил горло напитком из термоса и продолжил:

Сюжет! - дождавшись, пока студенты расслабятся, профессор снова рявкнул, озадачивая аудиторию. - Многоуровневая загадка-игра, в которую играет главная героиня в надежде получить приз - свободу. Задания получает по электронной почте. Организаторы, бывает, озадачивают непостоянностью - сокращают сроки выполнения. Однако, у главной героини постоянно оказывается козырь в руках. Не путать с роялем в кустах!

Зевнув и поерзав на стуле, преподаватель озадачил слушателей новым поворотом:

Автор… - не так бойко - больше лениво пролетело над головами молодых людей. - Обожает имя главной героини и сочетание вопросительно-восклицательных знаков. Не утруждает себя (либо задумано авторским стилем) обязательствами разнообразия, называет объекты и субъекты на один лад: Троя - фамилия, трун - аналог авто, ТРОМ - название фонда, и самое веселое - корпорация «ЦЕМ». Не «цём», а «ЦЕМ»! Вместо того, чтобы заставить читателя думать своей головой, разжевывает эмоции героев. Вот она сказала (прямая речь) и тут же подумала (слова автора). То есть читатель вообще не напрягает мозг - все объясняется. Все туманности рассеиваются по мере поступления исходной информации в голову героини. Задачи решаются постепенно и в строгом порядке. И даже подножки, которые регулярно ставят представители сильной половины человечества, героиня использует, чтобы ноги-то эти пообламывать. Пройдя очистительный огонь, героиня начисто выжгла совесть, не брезгует крепким словцом - «Черт», и не боится подросткового максимализма. Автор одевает героев в привычную нам с вами одежду - в будущем джинсы тоже популярнее остальных видов одежды. Вернемся немного назад и обратим внимание на схожесть названия средств передвижения и украинского «трунА», что в переводе на русский значит - гроб. А если учесть, что в самом начале повествования именно он присутствует в интерьере офиса главной героини, тогда название авто - оправдано. И последний вопрос, а куда делся гроб? Он, вообще, зачем был вначале? Разве не должен был выстрелить в конце? Итого, господа! - термосок был закручен и заботливо уложен на дно светло-коричневого портфеля в тон ботинкам. - Книгу даем почитать тем, кто любит прыгать по кочкам, швыряться оскорблениями и не собирается в ближайшее время заводить семью. Свобода слова и передвижения - она такая свобода! Что иногда хочется придушить тех, кто посягает даже на крохотный ее кусочек. До встречи!

Дверь аудитории всхлипнула последний раз и замерла в ожидании новых споров, хвастовства и сплетен - выходные только-только закончились…

Критика – это то, чего легко можно избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем. Так категорично выразился Аристотель еще в свои античные времена. То есть критика, она как политика - если ты сам не критикуешь, то кто-нибудь будет критиковать тебя. Каждый день люди сталкивается с выражением чувств и оценкой результата не только своих действий.

Критика – что это?

Часто можно услышать – «я не выношу критики в свой адрес» или «этот критик с одобрением отозвался о фильме». И еще много других фраз, в которых фигурирует слово критика, пришедшее из древнегреческого языка. Kritikos у греков означало «искусство разбирать». Критика – это:

  1. Вынесение суждения о достоинствах чего-либо.
  2. Порицание, поиск ошибок.
  3. Искусство анализа и оценки художественной работы.

Кто такой критик?

Критик это не только человек, который судит и оценивает, это еще и специальность. Профессиональный критик анализирует художественные произведения:

  • литературные;
  • музыкальные;
  • театральные;
  • архитектурные;
  • кинематографические.

Для него критиковать это взвешивать все аспекты – рассматривать способы передачи материала, оценивать степень того, насколько автору удалось достичь своей цели, оправданы ли выбранные средства. Хороший критик владеет предметом, который он разбирает. Известным культурным критиком был философ Фридрих Ницше. Он писал критические эссе о религии, морали, современном искусстве и науке.

Критика – психология

Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:

  1. Намерения, которые люди имеют для критики.
  2. Влияние, которое оказывает критика на людей.
  3. Как люди реагируют на критику и как справляются с ней.
  4. Формы критики.
  5. Отрицание критики.

Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.


Критика – это хорошо или плохо?

Критика – это хорошо, если иметь к ней позитивное отношение. Это важный жизненный навык. Каждый человек подвергается критике, порой – профессиональной. Иногда ее трудно принять, но все зависит от реакции. Можно использовать критику:

  • в позитивном ключе, что ведет к совершенствованию;
  • отрицательном, что снижает самооценку и вызывает стресс, гнев или даже агрессию.

Какая бывает критика?

Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:

  1. Эстетическая . О красоте и уродстве, вкусе и безвкусице, стиле и моде, смысле и качестве произведения.
  2. Логическая . Об идее, аргументе, действии или ситуации, не имеющих рационального смысла.
  3. Фактическая . Об отсутствии достаточного количества доказательств.
  4. Позитивная . О положительных, но игнорируемых аспектах. Часто люди видят только отрицательную сторону чего-либо, поэтому возникает необходимость выделить положительную. Нередко используется для самозащиты и оправдания.
  5. Негативная . О том, что неправильно и бессмысленно. Выражает неодобрение, несогласие и подчеркивает недостатки. Зачастую интерпретируется как нападение.
  6. Практическая . О полезном эффекте.
  7. Теоретическая . О смысле идей, на которых основана практика.

Видов критики много - она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.

Конструктивная критика

Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Правила конструктивной критики:

  1. Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем - недостатки, и в конце - повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
  2. Делать фокус на ситуации, а не на .
  3. Конкретизировать обратную связь.
  4. Давать рекомендации, как сделать лучше.
  5. Избегать сарказма.

Деструктивная критика

Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:

  1. Необъективность . Критикующий не допускает, что может ошибаться.
  2. Туманность . Оценка дается без конкретики.
  3. Неуместность . Доводы не имеют отношения к делу.
  4. Неуважение . Высказывание суждений в грубой манере.
  5. Голословность . Без примеров и обоснований.
  6. Огульность . Неприятие альтернативных точек зрения.

Как критиковать правильно?

Существуют два типа критического поведения:

  1. Человек объективно взвешивает плюсы и минусы, после – делает заключение.
  2. Критикующий выдает суждения на основе эмоций.

Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный "эмоционально" критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.

Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться - «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле» . В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить:

  1. Критика – это форма общения. Принимая критику, получаешь отзыв, а вместе с ним возможность исправиться в лучшую сторону.
  2. Обратная связь помогает стать лучше. Если всегда думать, что ты прав, не получая отзывов ни от кого, как узнать, что это действительно так?
  3. Правильная критика дает преимущество. Особенно это касается профессиональной сферы, если клиент может рассказать, какой идеальный продукт или услуга ему нужны.
  4. Отвечать на критику нужно правильно – язык очень важен. Лучше не вступать в спор.
  5. Не нужно принимать критику, даже кажущуюся крайне несправедливой, близко к сердцу.

Литературный критик Алексей Колобродов о рэпере Захаре Прилепине и его новой пластинке.

Захар Прилепин и Рич записали альбом «На океан». Это вторая общая работа (первым был альбом «Патологии») дуэта знаменитого писателя и молодого рэпера, стала куда более щедрой по звуку и представительству: feat`ы, «совместки», с андеграундным бардом Бранимиром, рокерами Александром Ф. Скляром («Ва-банкъ» и прочее), Андреем Машниным («Машнин бенд»), Геннадием «Гансом» Ульяновым («Элефанк») и рэпером Хаски. Плюс Иван Охлобыстин, которого однозначно определить в актеры так же трудно, как в духовные лица.

Название пластинки, как успели отметить интервьюеры и рецензенты, отсылает к роману Леонида Леонова 1935 года, «Дорога на океан». (Собственно, в одном из клипов, снятых к выходу альбома, — я о них еще буду говорить — мелькают соответствующий леоновский том из собрания сочинений, подготовленного Прилепиным, и книга Захара о самом загадочном советском классике — «Подельник эпохи»). Однако речь не о каких-то прямых аллюзиях на любимого писателя одного из соавторов. Связь тут сложнее и гуще. Концентрация смыслов, подчас непростая для восприятия на слух, повторяет плотно подогнанную словесную механику Леонида Леонова. Действие романа «Дорога на океан» — романа железнодорожного, производственного, соцреалистического, но и фантастико-футурологического, вольно разворачивается сразу в нескольких временах и стихиях. Также — «На океан» — альбом road movie («как в романе Керуака, что это за станция/ что это за танки, и что это за танцы») лирический герой которого, один на двоих соавторов — свободно путешествует не только в пространстве, но и во времени. В повести «Взятие Великошумска» главным персонажем, по сути, является танк, фронтовая «тридцатьчетверка»; у соавторов альбома танк, похоже — любимое средство передвижения.

А главное, пожалуй, что очень по-леоновски — одновременно агрессивно и медитативно — разворачивается внутренний ритм альбома… Даже Александр Феликсович перевел свой былой и по-пионерски бодрый шлягер «Маршруты московские» в регистр шаманского камлания.

По части же аллюзий, или, выразимся ближе к рэп-стилистике, ссылок на авторитеты, в альбоме тоже всё в порядке: прямым текстом рэпер 50 cent, поэт Рыжий (ноту фирменной, из Рыжего, пацанской городской печали можно услышать в щемящей, лиричнейшей композиции «Тепло»), прозаик «Гайто». Есть и более гурманские варианты. Трек «Бей хвостом» пульсирует между полюсами — Янкой Дягилевой и Корнеем Чуковским. А, скажем, строчка «На КПП у рая на что будешь ссылаться?» (трек «На океан») отсылает к жестокой балладе Владимира Высоцкого «Райские яблоки».

Все помнят «Я входил вместо дикого зверя в клетку» Иосифа Бродского. В треке «Столица» Захар нобелеата, не то чтобы переосмысливает, а с ухмылочкой передразнивает:

…столько раз я пытался полюбить этот город
двадцать лет я был трезв и двадцать упорот
снег летел у виска, сыпал дождик за ворот
проходили века. теперь мне сорок.

Прилепин заметно влияет и на Рича — талантливого и восприимчивого рэп-поэта. Обширный культурный багаж мэтра, а точнее — его давнее увлечение поэтикой Анатолия Мариенгофа, явно отзывается в строчках младшего соавтора (изящная рифмовка с разносом ударений):

Элитная бригада, танки, даги
В сортире чей-то головой вытирали сапоги
Задроты заполняли в ленинской бумаги
Пока в сушилке пробивали лося с ноги
(«В армии»).

Соединение стихий, на поверхностный взгляд, не соединимых: интеллектуализма и «ватничества» И уж вовсе пронзительно звучит имажинистская поступь Мариенгофа в упомянутой мной вещи «Тепло»: «Ночь, как слеза вышла из глаза. /по крышам сползла, как по ресницам./, а я будто снова родился, как Лазарь./ и мертвый поэт красив на страницах» — грифельная зарисовка, портрет Анатолия Борисовича.

Отмечаем еще одно соединение стихий, на поверхностный взгляд, не соединимых: интеллектуализма и «ватничества». Мой товарищ, журналист Алексей Иванов, молодой человек с куда более чутким, нежели у меня, к рэп-культуре ухом, прослушав альбом, обнаружил уровень троллинга, восходящий чуть ли не к блоковским «Скифам»: «Кстати, программная первая песня, „Тебе понравится“. Там где „наша идея — икона, бердана, кагор и топор“. Все вот это заветное евразийство: да, мы дикие скифы, у нас тут свой сельский панк. Ну, то есть продолжение истории с „пора валить“ и линией ватников. Сознательное снижение образа».

Переклички знаковые. Мне приходилось говорить, что Захар Прилепин, этот имперец, патриот, символ «ватничества», он, по стилю существования — вполне западный тип художника: the artist.

Этот его магистральный парадокс ускользает от отечественной интеллигенции, а наиболее проницательных оппонентов Прилепина неизменно обескураживает. Но ведь и действительно — прорывы Захара из литературы и политики в музыку, будь то карнавальный рок «Элефанка» или социальный рэп — явно вне русской традиции, однако убедительно рифмуются с американским битничеством, и вообще имеют штрихпунктирный голливудский контекст.

Но из этого парадокса вытекает следующий, и маятник опять возвращается. Почти весь заметный русский рэп патриотичен по определению, невзирая на географию — тут и бакинский «Каспийский груз», и Типси Тип с Украины, и даже живший в Лондоне Oxxxymiron. Но патриотизм этот, надо сказать, статичен — рэперы любят Россию по-розановски, за сам факт ее существования, как крестьянские поэты есенинского круга — со всеми ее тяготами и несовершенствами. В этом смысле, русские рэперы — публика, как ни странно, весьма архаичная; «утром в газете — вечером в куплете», это не про них, если мы имеем в виду газету «Известия», а не газету «Жизнь». Актуального политического высказывания от этих ребят дождаться трудно; впрочем, подобная история не только про рэп.

В альбоме «На океан» метафизическая Россия приведена в соответствие с физическим, прямым действием.

Тут начинают забывать, как заводятся танки
Впуская чужеродных выправлять наши осанки
лай собак, вой сирен наши ставки: или — или.
если нас не взяли в плен ждите новостей в эфире
(«На океан»).

Поэтическая чуйка — куда более чуткий камертон времени, чем задницы миллионов обывателейНо, собственно, герой, живший в мегаполисах и казармах, готовый мотаться (и мы знаем, что в случае Захара, да и Рича, эта готовность легко переходила в «пацан ответил») по фронтам и задымлённым пограничьям, всегда помнит, что основная работа впереди, дома:

нас не пригласили в момент дележа и
странно, но правда: мы зла не держали
в том же году я оставил рифмовку
и выбрал иную стезю и сноровку
железо и тир, где душа опростилась
но знал: пригодится и, да, пригодилось
кого обвинить — на всяком вина ведь,
но знаешь, что здесь особенно скверно
целую жизнь изведёшь, чтоб исправить
то что пришло в девяносто первом
(«в 91-м»).

А не менее программный трек «Серьезные люди» (которые «испортили мир») это не только антикапиталистический, нонконформистский манифест, но и сигнал опасности для некоторых. Поэтическая чуйка — куда более чуткий камертон времени, чем задницы миллионов обывателей.

P. S. Пару слов о клипах («Столица», «Серьезные люди», «На океан»), мини-сериале, снятом к презентации альбома. Энергичный и бодрый, хотя несколько разорванный сюжет, об охотниках за головами, сделавшихся добычей. Не обошлось без влияния «Русского подорожника» группы 25/17 — цикла сюжетных клипов, в чем-то авангардных, в чем-то содержательно традиционных, сопровождавших все треки уже ставшего эпохальным альбома. Плюс совсем недурное следование традициям Тарантино, балабановского «Брата» и лучших образцов современной документальной драмы. Операторская работа и монтаж (Влад Звиздок) — вполне на уровне, а некоторым находкам Влада я искренне аплодировал: персонажу с папиросами, похожему на Промокашку из «Места встречи». Или героям, наблюдающим кровавые дела рук своих, через лобовое и заднее стёкла раритетной «Волги», ГАЗ-24… Но главное даже не это — за довольно, при всем бутафорстве, зловещим содержанием такого кина, просматривается атмосфера дружества, злого веселья, молодой силы — чрезвычайно соприродные духу самой пластинки «На океан».