Люди, которые смогли: серьезный разговор о фильме «28 панфиловцев

Опрос: Является ли фильм «28 панфиловцев» антисоветским?

Да

Нет


«Воин может погибнуть, но не его идеи» (с)
Фидель Кастро

Много было ожиданий от фильма, долго ждали и верили, что получится что-то. «Ох… совсем другое». Не какой-нибудь там Михалков или Бондарчук. Но получилось нечто далёкое от ожиданий.

Итак, немного о том, что всё же получилось у авторов фильма. А получилось показать войнушку в стиле спонсоров фильма, представляющих военные игры.

А теперь об остальном по порядку.

1. Символика

Угадайте, во сколько раз символ фашистов показан чаще, чем флаг или герб СССР, за который сражались храбрые бойцы? Правильный ответ - во все разы. То есть советская символика в виде флага или герба, или, не дай бог, портрета Верховного главнокомандующего вытравлена полностью.

Всё красное, что существовало в стране - от идей до символов - было сжато до размеров звёзд и нашивок на форме, над которыми, видимо, потрудились специалисты РВИО, которые недавно, 7 ноября, провели парад-реконструкцию на Красной площади, символизирующий военный Парад красноармейцев 7 ноября 1941 года. И, конечно, свою символику организаторы не постеснялись установить на технике, которая была задействована в параде. То есть в неуместном месте символику использовать они не стесняются, а там, где эта символика должна была быть, почему-то не захотели.

Но они же спонсоры, скажете вы, вот они и заказывают, что хотят.

Но тут я вам смею возразить. В фильме можно увидеть символы всех спонсоров данного фильма, кроме главного.

Спонсор и этих парадов, проводимых РВИО, и этого кино - это советский народ и СССР. Если бы этот «спонсор» не остановил рвущееся к мировому господству ЗЛО, то сейчас каждый бы носил эмблему в виде наколки от своего нового «арийского спонсора».


И уж если авторы фильма били себя пяткой в грудь и обещали показать что-то настоящее, а не то, что показывали до них Михалков с Бондарчуком, то они должны бы быть аутентичными, а не вычёркивать всё советское из фильма по собственной прихоти или приказу Мединского и Ко.

2. Родина

Что для вас Родина?..

А вот для авторов фильма Родина - это земля… да-да… земля… именно та земля, которую засыпают в мешки красноармейцы, когда ведут разговор о Родине. И говорит о Родине как о земле никто иной, как политрук. Но потом он всё же находит в своём словарном запасе слово Отечество. Видимо, это дань тому празднику, который сейчас отмечается в России. Напомню, что исторически праздник (День защитника Отечества) был приурочен ко дню создания РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии). И тогда возникает вопрос, а что же такое защищала эта рабоче-крестьянская Красная армия – Родину – то есть землю, или всё же что-то другое? Тут же всё идеальное и смысловое начисто выкошено, и сражаются красноармейцы, оказывается, за какую-то бескрайнюю Россию, и не против еще и сразиться за Казахстан. Это как в компьютерной игре, за кого хочешь, за того и зашел играть - хоть за Россию, хоть за Казахстан, хоть за фашистскую Германию. Авторов даже не смущает то, что эти две республики РСФСР и КССР были частью одной неделимой страны.

Только возникает вопрос снова по поводу символов - а флаги у этих русских есть? Или режиссёр покажет нам триколоры в следующих сериях?

Сам автор рассматривает свой фильм в качестве сложного художественного произведения, основанного на реальных событиях, который «ставит вопрос и даёт ответ, духовную опору» о героях и патриотизме. Остаётся только предположить, что это фильм о сложных отношениях немецких колхозников и патриотах мороженого чернозёма, охраняемого Москвой?


3. Камеди клаб

Почему весь фильм зал должен ржать? Это что, фильм про войну в главной роли с Луи Де Фюнесом? Авторы не смогли найти достойных диалогов, и решили всё время, кроме боя и обстрела, наполнить шутками, иронией и метафороами? То есть, свести почти все диалоги к сплошному обмену шутками и колкостями.

Нет, я всё понимаю, и в советских фильмах в карман за словом служивые не лезли, и присутствовал здоровый юмор. Но фильм не строился только на этом юморе.

4. Товарищи

0 – Ноль. Это даже комментировать не хочется.

5. Игра актёров

Твёрдая троечка. Особенно хреново сыграл актёр, который, как оказалось, и сам себе режиссёр.

Ещё есть много того, что можно было бы сказать, но, честно говоря, не хочется копаться в этом.

Вывод:

У авторов явно была задача стерилизовать всё то, что не стерилизовали Бондарчук с Михалковым. То есть вытравить из фильма про героический поступок защитников СССР всё, что было связано с самим этим СССР, оставив только залихватский юмор и войну врага против врага, полностью вырезав мотивы и цели.

Совершенно бесплодная картина, которая ставит жирную точку на советском наследии и на том, за что на самом деле воевали во время Великой Отечественной войны солдаты Красной армии и работники тыла.

Не могу точно вспомнить, отправлял деньги на фильм или нет, предполагаю, что отправлял. Очень теперь об этом жалею.

Многие говорят и упрекают, что в СССР была цензура, что было невозможно протолкнуться свободной мысли и новому творчеству. Да, цензура была, но она, помимо прочего, не позволяла дерьму и всему античеловечному выходить на свет. Но взглянув на эту картину, мне хочется спросить у всех попрекающих советскую цензуру: "В этом фильме нет цензуры?". Как расценивать такую кастрированную ленту? Или же это спланированный шаг к десоветизации?

P.S. А режиссёр - молодец, уже соорудил студию «28 панфиловцев», так что ждём новых фильмов о том, как сражается враг с «нашими». Надеюсь, он хоть играть в этих фильмах не будет.

24 ноября -- дата официальной премьеры художественного фильма Андрея Шальопы «28 панфиловцев». Как нетрудно догадаться, картина посвящена подвигу бойцов 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии генерал-майора Ивана Панфилова , совершенному 16 ноября 1941 года на подступах к Москве.

С того самого момента, как стало известно о желании Шальопы снять фильм про панфиловцев, вокруг этой идеи в России развернулись ожесточенные споры. Обыватели в принципе не верили в то, что после затяжной эпохи военно-исторического «трэша» в стилистике «Штрафбата», «Сволочей» и «Утомленных солнцем 2» отечественный кинематограф способен на создание достойной экранизации событий Великой Отечественной. Историки же недоумевали, почему из всего колоссального наследства той войны режиссер выбрал в качестве темы для фильма довольно противоречивую историю о «подвиге Двадцати восьми».

Информация к размышлению

Растиражированная в послевоенное время история о том, как у разъезда Дубосеково в ходе четырехчасового боя 28 героев-панфиловцев во главе с политруком Василием Клочковым ценой своей жизни уничтожили 18 танков противника и тем самым серьезно задержали продвижение вермахта к Москве, кулуарно была поставлена под сомнение уже в 1947 году. Именно тогда Военной прокуратурой Харьковского гарнизона был арестован добровольно сдавшийся немцам и подавшийся в 1942-м в полицейские Иван Добробабин , который... числился в списке 28 панфиловцев, за подвиг у Дубосекова посмертно получивших звание Героев Советского Союза.

Павший герой, внезапно воскресший в образе пособника немцев, подтолкнул Главную военную прокуратуру СССР к расследованию обстоятельств боя 16 ноября 1941 года. Итогом расследования стал вывод: «Установлено, что подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещенный в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева , редактора «Красной звезды» Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого ».

Подчеркнем, сомнений в том, что личный состав 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка панфиловской дивизии, угодивший 16 ноября 1941 года под удар немцев, в массе своей дрался героически, ни у кого не было. Претензии возникли к родившемуся стараниями военных журналистов списку 28 героев.

В составе 4-й роты 16 ноября 1941 года сражалось отнюдь не 28 человек, а намного больше. И погибло из состава роты не 28 человек, а намного больше. Так почему героями были объявлены именно 28, и почему именно эти 28? Почему сообщалось, что все они героически погибли 16 ноября, если на деле это было не так? Почему декларировалось, что немцы не смогли 16 ноября преодолеть рубеж обороны панфиловцев, хотя они его преодолели?..

Потому что тогда, в ноябре 1941 года, на основе героических действий всей 316-й дивизии на скорую руку был создан пропагандистский миф, в котором нашлось место лишь для 28 героев. Миф, в котором усомнились лишь тогда, когда он уже по объективным причинам, вместе с приписываемой Клочкову фразой «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!», стал культовым. В итоге, практически до самого конца существования СССР на официальном уровне трогать этот миф всячески избегали.

Лишь в 1990 году главный военный прокурор генерал-лейтенант юстиции Александр Катусев решился публично написать правду о случившемся: «Массовый подвиг всей роты, всего полка, всей дивизии безответственностью не совсем добросовестных журналистов преуменьшили до масштаба мифического взвода».

Позже, в результате стараний ряда отечественных энтузиастов от военной истории, миф о «подвиге Двадцати восьми» продолжал закономерно превращаться в хронику героических боевых действий всей 316-й стрелковой (впоследствии 8-й гвардейской) дивизии Ивана Панфилова. Внутри российского исторического сообщества эта тенденция была хорошо известна. Подавляющее же большинство остальных граждан страны либо по инерции верило в официальную советскую версию событий 16 ноября 1941 года, либо вообще относилось к этой теме индифферентно.

Так продолжалось до тех пор, пока не появился Андрей Шальопа, заявивший, что хочет снять правдивый фильм о Великой Отечественной войне под названием… «28 панфиловцев». И треснул мир напополам.

Обыватели сразу принялись дискутировать о том, насколько в принципе возможно в нашей стране снять что-то, имея за душой лишь один сценарий. Историки-профессионалы и историки-любители вступили между собой в яростный спор о том, насколько корректен, с исторической точки зрения, режиссерский выбор темы для нового фильма о Великой войне. Сам Шальопа всячески давал понять, что фильм, конечно, будет о подвиге панфиловцев, но не «тех», а других. Так что все, мол, корректно. Почему же тогда в названии фильма значится именно 28 панфиловцев, а не 27 или 29? Для интриги. Откуда возьмутся деньги на съемки фильма? Ну, есть некоторые идеи…

Шальопа начал сбор средств на фильм с помощью краудфандинга, в чем немало преуспел. По мере того как проект продвигался, «28 панфиловцев» не только приобретали все больше противников и сторонников, но и получили грант Министерства культуры РФ, а также поддержку Министерства культуры Казахстана и компании Gaijin Entertainment, разработчика исторической военной онлайн-игры War Thunder.

По закоулкам страны еще гуляло эхо эмоциональной цитаты министра культуры РФ Владимира Мединского о том, что 28 панфиловцев - это «святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться. А люди, которые это делают, - мрази конченые», когда начались предпремьерные показы фильма. Окончательную ясность в оценку кинокартины они не внесли.

Вот несколько примеров отзывов о фильме.

Владимир Яшин : «Честно говоря, фильм превзошел все мои ожидания. Это Кино с большой буквы, Кино про войну, про то, какой она была, а не про то, как видит художник, не про то как из пушек рикошетом в Сталинграде стреляют по голливудским законам физики, не про танки с парусами и немцев, гадящих из самолета, не про кишки и мясо, не про суперменов, а про простых мужиков, благодаря которым мы живем. Отличные съемки, отличный монтаж, очень впечатляет. Смотрится на одном дыхании».

Алексей Завьялов : «Это исключительно правильное кино про подвиг предков. Идеологически - стопроцентное попадание. С технологической точки зрения, все сделано также очень грамотно. Фильм буквально «вылизан» как по видео, так и по звуку. Художественный эффект присутствует в полной мере. Зацепило с первых кадров, держало до финальных титров меня, дочь, жену, сестру, весь зал. Исторически точно».

Алексей Пругло : «Очень странно показаны наши бойцы. Это не люди 41-го. Это попаданцы из будущего. Это армия-победительница 45-го... Это даже не герои. Они типажи без страха и упрека из пропагандистских советских фильмов. Им не страшно от слова «совсем»… Немцы в фильме не немцы, а немецко-фашистские захватчики. И они не люди, а функция. В фильме есть красивая картинка, а самого фильма я не заметил».

А вот мнение историка Анатолия Воронина , автора книги «Москва 1941», на днях выходящей из печати: «Суть фильма «28 панфиловцев» можно выразить двумя словами: Слабоумие и Отвага. Слабоумием награждены солдаты вермахта, Отвагой - РККА. Дальше все ясно, вермахт тупо прет во весь рост на отважных советских солдат, которые истребляют противника разными способами. Похоже на компьютерную игру на самом простом уровне, в которой много патронов и туповатых врагов, которые медленно ползают в перекрестье прицела… Цель немецких танков только в том, чтобы подойти как можно ближе к окопу и быть подбитыми. Пару раз за фильм встречается один «умный» танк, который, пользуясь пушкой, поражает «сорокопятку», пулеметный расчет и еще стреляет из пулемета. Правда, в итоге оказывается, что снаряды у немцев плохие и осколков не дают, два взрыва буквально в метре от бойца-панфиловца не причиняют тому никакого урона. А тот, кого прошили насквозь очередью, поднимается с ППШ и умирает не раньше, чем закончится диск. Наверное, такие фильмы уровня индийского боевика кому-то нужны, но называть его образцом для фильма о войне я не рискну».

Что случилось под Дубосековым?

Чтобы разобраться в том, что собой представляет фильм «28 панфиловцев», Федеральное агентство новостей обратилось за помощью к человеку, хорошо знакомому как с военной историей, так и с военно-историческим кинематографом. На наши вопросы согласился ответить главный редактор издательства «Пятый Рим» Григорий Пернавский :

- Снежный покров, испятнанный черными подпалинами от разрывов. Накатывающийся лязг траков немецких панцеров. Побелевшие от напряжения пальцы, стискивающие винтовку. Москва за нами!.. Все эти зрительные образы понятны, но реальные события выходят далеко за рамки этого видеоряда. Григорий Юрьевич, что на самом деле произошло 16 ноября 1941 года в районе разъезда Дубосеково?

Из тех материалов, которые сейчас доступны, включая, кстати, и немецкую аэрофотосъемку района боя 1075-го стрелкового полка, у меня сложилось следующее мнение. После небольшой передышки немцы продолжили воплощать в жизнь операцию «Тайфун», то есть наступать на Москву. Утром 16 ноября они прощупали позиции 316-й стрелковой дивизии разведкой боем, после чего немецкая 2-я танковая дивизия занялась панфиловцами всерьез. В итоге, потеряв несколько танков (но никак не 18), немцы сбили бойцов Капрова с занимаемых ими позиций и вынудили остатки полка отступить. В общем, как говорит наш известный специалист по Великой Отечественной Алексей Исаев , немцы свою боевую задачу дня выполнили. В ходе боя 1075-й полк понес существенные потери, что признает в своих показаниях и сам полковник Капров.

- Ну да, по Капрову из 120–140 человек л/с той же 4-й роты 2-го батальона уцелели лишь 20–25 бойцов.

Ни на аэрофотосъемке, ни в одном военном донесении за 1941–1942 год - ни в нашем, ни в немецком - нет никаких следов четырехчасового боя, в котором 28 красноармейцев уничтожили бы 18 немецких танков. Это заставляет серьезно сомневаться в правдивости до сих пор многими декларируемой версии про «28 павших героев». Но это ни в коей мере не ставит под сомнение то, что полк Капрова, как и вся дивизия Панфилова, 16 ноября 41-го до конца исполнили свой воинский долг.

- Выходит, подвиг панфиловцев был?

А вы поставьте себя на место красноармейцев Капрова. Вас накрывают огнем. На вас идут танки. А у вас не на роту, а на весь батальон - 4 противотанковых ружья. Ружья, а не орудия. Я вот, например, не уверен, что сам в такой ситуации был бы способен воевать… Конечно, подвиг был. Заметьте, даже будучи сбитым танковыми группами со своих позиций и потеряв до четырех сотен человек только убитыми, 1075-й полк не побежал. Он продолжал действовать, как, впрочем, и вся панфиловская дивизия, уже 17 ноября награжденная Орденом Красного Знамени.

- А еще через день, насколько помню, 316-я стрелковая дивизия стала 8-й гвардейской стрелковой. Правда, 18 ноября от осколков мины погиб генерал-майор Панфилов…

Потери были, конечно, тяжелые. Но их ценой постепенно «стачивался» наступательный потенциал вермахта. Потом началось советское контрнаступление под Москвой, окончательно похоронившее немецкий «Тайфун».

Лубок не нужен

- Давайте теперь поговорим о фильме «28 панфиловцев». Судя по названию, он снят по следам классической советской версии о «28 павших героях»?

Даже если исходно у автора сценария и была такая идея, в итоговом варианте фильм постарались отвязать от истории, придуманной литсекретарем Кривицким и компанией. Это, несомненно, «плюс». Совсем отстраниться от мифа, впрочем, не удалось. Это «минус».

- Как вы вообще относитесь к тому, что у нас многие до сих пор защищают версию Кривицкого и Ко?

Отрицательно. Почему вреден миф, даже если он красивый? Миф: некая группа обороняется и гибнет, но враг не проходит. Москва спасена. Реальность: после момента гибели группы враг, не снижая темпа, наступает еще неделю и его с трудом останавливают буквально у ворот Москвы.

Последствия: мифотворец, крякнув как чайка, улетает и оставляет тет-а-тет с реальностью историка и публику, из которой кто поумнее не довольствуется мифом и спрашивает: «Как же так? Если врага остановили под Дубосековым, то как он оказался у стен Москвы?» И историк начинает долгие и нудные объяснения. Над ним летает веселый мифотворец и стрижет купоны с той части публики, которая вопросов не задает.

- С вашей точки зрения, нужен ли современной России фильм «28 панфиловцев» в том виде, в котором он сейчас выходит на экраны?

Исходно, когда озвучивалась информация, что Андрей Шальопа будет экранизировать обстоятельства боя 16 ноября 41-го именно в классической советской официальной трактовке, я был против съемок такого фильма. Зачем нам еще один фильм-лубок? У нас таких фильмов и без «Панфиловцев», увы, хватает. Когда же стало известно, что съемочная группа пытается дистанцироваться от творчества Кривицкого и Ко, или делает вид, что пытается, я решил принципиально дистанцироваться от проведения каких-то исторических параллелей…

- Насколько, в таком случае, является обоснованным выбор названия «28 панфиловцев»?

Данный выбор, по моему личному мнению, обоснован тем, что для определенных людей такое название является брендом. Чтобы снимать кино, нужны деньги. Далеко не все люди интересуются военной историей за пределами материала школьных учебников истории. Миф про 28 панфиловцев у нас с советских времен накрепко вколочен в головы. Добавим к этому наблюдающийся взлет патриотизма в нашей стране и поймем, что в таких условиях проект «28 панфиловцев» оказывается более востребованным, чем, допустим, проект «Панфиловцы». Идея, что называется, плавала на поверхности…

«Российское кино снимать не умеют», «ой, пошли лучше посмотрим «Фантастические твари» - такие и другие ответы прозвучали от моих знакомых на предложение сходить посмотреть фильм «28 панфиловцев». И я не собираюсь никого осуждать. Мы все вправе выбирать, что нам смотреть, на что тратить личное время и что любить. И, правда, - не нужно его смотреть ради галочки.

Возможно, именно мои обстоятельства и эмоциональное состояние более подходят для просмотра этого фильма. Реальная война в родном Донбассе , а не учебники истории, научили меня смотреть военные фильмы внимательнее и осознавать, что слова о патриотизме, Отечестве и героизме дедов – это не пустые книжные фразы. И парады 9 мая с реальным ревом танков – не показуха правительства, чтобы весь мир удивить или напугать. Это все намного ценнее, когда знаешь свою историю и уважаешь тех, кто позволил тебе жить под мирным небом и на своей земле.

Осознание этого приходит к каждому, но в разное время. Поэтому я уверена, что фильм «28 панфиловцев» - по собственному желанию или с помощью рекламы, постов в соцсетях, родителей - но все же посмотрят многие россияне. Он ценный.

Не хочется писать изысканными фразами, подбирать слова… Меня удивили самые банальные и простые вещи. В зале кинотеатра было много молодежи. И это не школьники, которых за руку привела учительница и сказала: «Надо, смотрите!» А фильм-то без голливудского шлейфа, без раскрученных актеров, и даже без любовных сцен. Там женщина всего-то один раз в кадре появляется. А молодежь пришла и не сбежала до последних титров.

28 Панфиловцев, трейлер.

История про 28 героев-панфиловцев, которые в неравном четырехчасовом бою уничтожили 18 вражеских танков и отбили наступление немцев на Москву в ноябре 1941 года, в учебниках многими воспринимается как выдумка. Миф, так сказать, для поднятия духа советского народа. Как и фраза, которую произнес перед смертью политрук Клочков : «Велика Россия , а отступать некуда - позади Москва!». Сомневаются, что она была на самом деле. Чтож, всегда найдутся сомневающиеся. Уже много критики обрушилось на это фильм. Но ведь подвиги всегда кажутся нереальными. Но в этом и сила – сделать невозможное... Гораздо легче просто сложить голову. Но панфиловцев готовили не к смерти.

Умереть в бою – оно легче всего. И вроде герой же. Но наша задача - выжить, чтобы жечь фашистские танки, убивать врага и не пустить его в дом, - такие фразы звучали из уст героев.

Кто-то может рассмотреть в этом фильме навязывание патриотизма. Запросто - если вырвать из контекста, например, сцену разговора русского и казаха.

Мы русские сейчас им покажем, - говорит один.

Я вообще-то казах, - говорит второй.

А казах – не русский что ли? Сегодня воюем за русских, если нужно будет - повоюем и за казахов.

Звучал в фильме и украинский суржик. Да, воевали тогда все за одну Родину. Это в реальности сейчас творится не пойми что – нет понимания. Может и не стоит проводить параллели с современностью. Но я их точно видела. Из разговора панфиловцев в окопе прозвучал ответ относительно новоиспеченных россиян таких, как защитник московского ЦСКА Марио Фернандес, американский боец смешанных единоборств Джеффри Уильям Монсон, еще один американец - боксер-профессионал Рой Джонс, французский актер Жерар Депардье, американский актер и продюсер Стивен Сигал и другие.

Если иностранец приехал жить к нам, то он сразу становится русским? – спрашивает один.

Нет, этого недостаточно. Вот, если тот же француз пойдет с нами против фашистов воевать, тогда он русский, - отвечает другой.

Когда пошли титры, то я впервые увидела, что напротив фамилий сценаристов, авторов текстов, осветителей, администраторов и даже поваров были указаны города, в которых они родились. Ижевск , Санкт-Петербург , Москва, Алматы (Казахстан )… Николаев (Украина ), Шахтерск и Торез (Донецкая область). Сдерживать слезы уже не было сил – кто знает, тот поймет.

ЕЩЕ МНЕНИЯ

Первые зрители о "28 панфиловцах": "Этот фильм надо показывать всем, кто хочет напасть на Россию"

Те, кто еще несколько месяцев назад развязал дискуссию о том, что подвиг 28 панфиловцев не соответствует исторической правде, сыграли только на руку создателям фильма и его зрителям. Благодаря этому обсуждению, героическая жертва красноармейцев, защищавших Москву в 1941 получила небывалую зрительскую поддержку

24 ноября в широкий прокат выходят «28 панфиловцев», сянтый на народные деньги фильм о боях с гитлеровскими войсками под Москвой.

Ноябрь 1941 года, гитлеровские войска на подступах к Москве — и их надо остановить. Не умирать, останавливая — а остановить и выжить, потому что страна-то большая, а отступать некуда.

Фильм незадолго до премьеры в прессе обсуждался не столько как кинематографический проект, сколько как повод для рассмотрения его как «исторически верного» или «мифологизированного». Было сказано много различных слов (часть из них, как и всякое проявление эмоций, была явно лишней), от «кощунство!» до «пропаганда!». Поэтому идею описывать фильм с точки зрения исторической достоверности или недостоверности мы сразу отмели — в конце концов, умный зритель ходит в кино на художественные картины как художественное высказывание, а не как на лекцию в дом культуры об исторической правде или неправде.

С точки зрения художественной ценности фильм вызвал в редакции достаточно ожесточенные споры; до драки дело не дошло, но было близко. Поэтому мы и от оценки единогласной устранимся: скажем просто, что части московской редакции фильм понравился, а части питерской — нет.

Мы такие разные, удивительно даже.

Итак, традиционно — мы собрали 11 фактов о фильме и делимся ими с вами.

1.

«И в сердцах будут жить 28 самых храбрых твоих сынов» — строчка из песни «Моя Москва», отсылающая к 28 панфиловцам. Это первое упоминание их в популярном художественном произведении (текст был написан в 1941—1942 годах).

С 1995 года эта песня — официальный гимн Москвы.

2.

В интервью создатели говорят, что идея фильма появилась после того, как автор сценария, Андрей Шальопа, узнал, что фильма о 28 панфиловцах нет.

Ким Дружинин, режиссёр-постановщик: Идея написать сценарий о подвиге 28 панфиловцев родилась у Андрея после того, как выяснилось, что про такой яркий эпизод Великой Отечественной войны фильма просто нет. Написание сценария Андрей полностью взял на себя.

Это не совсем так. Да, шедшего широким прокатом (что во времена СССР, что в России) и посвященного отдельно панфиловцам — не было. Но в 1967 году на киностудии «Казахфильм» был снят фильм «За нами Москва», посвященный этому эпизоду обороны Москвы.

В 1984 году для телевидения был снят двухсерийных фильм «Волоколамское шоссе», постановка МХТ им. Горького — о том же.

В 1985 году вышел монументальный фильм Юрия Озерова «Битва за Москву», в котором нашлось место и 28 панфиловцам.

3.

Между написанием сценария и выходом фильма на экраны прошло долгих семь лет: сценарий был готов летом 2009 года, и изначально Андрей Шальопа хотел, чтобы фильм вышел к 70-летию Битвы за Москву, в 2011 году.

Андрей Шальопа : Я искал потенциальных инвесторов, писал письма, делал звонки и назначал встречи. У меня не было иллюзий, что это будет просто, но реальность оказалась бы ещё скучнее, если бы я ограничился только поиском денег. […] Тем не менее проект не только не умирал, наоборот, он обретал очертания. Очень медленно и очень понемногу, но это было движение. […] В какой-то момент наши эксперименты дошли до того, что мы смогли снять тизерный ролик.

4.

Дальнейшая работа стала возможна благодаря открытому в сети краудфандинговому проекту: сбор денег на фильм позволил начать съемочный процесс.

Андрей Шальопа : Осенью 2013 мы выложили в сеть снятую сцену. Это была сцена без единого спецэффекта. Три минуты сплошного диалога. Но, как мне кажется, мы угадали. Резонанс был очень впечатляющий.

5.

С таким долгим процессом запуска неудивительно, что и кастинг был долгим.

Андрей Шальопа : Самый первый актер, которого мы выбрали, был Яков Кучеревский. Он дал согласие сниматься за два года до съемок. А самым последним мы утвердили Алексея Морозова — за один день до начала съемочного периода.

6.

Место для съемок — тоже очень важный момент. Тем более для съемок фильма, который претендует на звание точной исторической рекоменструкции.

Ким Дружинин : По преданию, бой 28 панфиловцев произошел на поле возле разъезда Дубосеково. Конечно, мы неоднократно на этом поле побывали. Снимать там сейчас невозможно, нам нужно было найти похожую натуру. Казалось бы, чего проще, полно полей. Но в итоге нужное мы искали месяца два, бесконечно мотаясь по Ленинградской области. По этому полю шел танковый клин, значит оно было достаточно широкое, однако этот клин остановил всего один взвод. Это значит, что где-то была достаточно узкая горловина. Немцы шли с юга, следовательно, поле должно быть соответствующим образом ориентировано. К тому же, поле должно иметь рельеф и быть живописным. А ещё важно, чтобы к нему был удобный подъезд и место для «каравана». А ещё неплохо бы, чтобы такое поле нашлось поблизости от Петербурга и важно, чтобы на нем разрешили строить декорации, рыть траншеи и взрывать, жечь и стрелять. Мы потратили уйму времени на поиски такой локации и в какой-то момент были готовы уже найти её где угодно и отправиться в экспедицию. Но неожиданно нужное нам поле обнаружилось в 50 км от Питера. Оно не только подошло нам по всем критериям, но также оказалось уникальной климатической аномалией. Снег, который был так необходим нам для съемок, продержался там почти четыре месяца.

7.

Сами съемки тоже оказались куда сложнее, чем казалось поначалу.

Ким Дружинин: Использовать сложнейшие технологии комбинированных съемок, а по сути придумывать их заново, нас вынудили обстоятельства. Танков, которые участвуют в нашей истории, просто не найти. И мы с Андреем придумали использовать макетные съемки, но так как мы не ограничивали свою фантазию рамками возможного, а придумывали, как бы сделать хорошо, красиво и эффектно, то стало понятно, что без поддержки нам не обойтись. В этом вопросе нам на помощь пришли студия «SCANDINAVIA» и ее руководитель Михаил Лосев, и Олег Шмаков вместе с ЦНИИ РТК. Сообща нам удалось реализовать все наши задумки на высочайшем уровне.

Андрей Шальопа: В нашем фильме почти нет нарисованных объектов. Почти всё, что есть в кадре, — настоящее, снятое при помощи технологии комбинированных съемок. Мы выбрали этот способ съемки просто потому, что он показался нам простым и при этом изящным решением. Впоследствии оказалось, что это совсем не так дешево и невероятно сложно. Однако результат однозначно этого стоил.

8.

Музыка в фильме появилась не сразу — но появилась так же, как и большая часть помощи и сотрудничества на съемках.

Андрей Шальопа : Музыка нам впервые понадобилась в апреле 2014. Мы тогда делали небольшой тизер для того чтобы показать нашим жертвователям результат наших весенних съемок. Мне очень хотелось, чтобы в ролике звучал вальс. И я решил дать равные шансы написавшим мне музыкантам. Из всего многообразия сразу можно было выделить трех композиторов, которые прислали хорошие, крепкие работы. Но в конечном счете мы выбрали вальс, написанный Михаилом Костылевым. Это очень талантливый парень. Он, в конце концов, и стал нашим композитором, написавшим для фильма все треки. Под его же руководством мы позже записывали оркестр и хор.

9.

Деньги на съемки фильма дали 35 086 человек. Все эти люди упомянуты не только на сайте фильма — но и в титрах; стена имен в конце фильма, движущаяся по экрану несколько минут, производит очень сильное впечатление.

Андрей Шальопа : В общей сложности на съемки фильма было собрано 34 746 062 рубля. Это абсолютный рекорд для российского кинематографа, и настоящее чудо для всех членов команды.

10.

Осенью 2014 картина получила грант от Министерства культуры РФ, а летом 2015 финансовую помощь оказал Казахфильм.

Андрей Шальопа : Но хочется ещё раз отметить, что у нас бы ничего не получилось и вряд ли кто-нибудь пришел бы к нам на выручку, если бы нас не поддержало огромное количество людей. И не только деньгами, но и своей активностью и верой. За время создания фильма было множество удивительных историй поддержки картины. Кроме пожертвований, было и множество волонтеров, готовых помогать на съемках, с реквизитом, с информацией. Это — огромное доверие. Даже, я бы сказал, вера. Такие поступки не только сообщают ответственность, но и придают сил.

11.

Еще одна очень сильная сторона фильма — в титрах указано место рождения каждого из работавших над фильмом. Вся страна — от Москвы до самых до окраин; и Казахстан активно участвовал. Вот это — очень сильно. Когда страна-то большая, а отступать…

Я не знаток кино. Поэтому не возьмусь писать рецензию, разбирать впечатления, эпизоды и смыслы. Тем более, что это сделали уже до меня. Ниже представлены цитаты из отзывов просмотревших фильм, под которыми я подписываюсь обеими руками.

Фильм смотреть надо и должно.

"Общее впечатление: "мощно", — как на первых кадрах вжало в кресло, так и отпустило только когда включили свет. (Михаил Владимирский)

Бывают фильмы о герое. Бывают - о коллективе. О ситуации.

А это - фильм о смысле. Он раскрывает и заново о-смысливает полузабытые события и сюжеты, не зацикливаясь на конкретике судеб. В кадре остаётся "мясо" смысла, чистая мифологема, голые характеры, ситуации, поступки, отдельно от декораций и дополнений вроде личной судьбы, амуров и пафоса.

Эстетика фильма делает понятными выражение и энергию скульптур, посвящённых войне. Вместо "ого, какие они" видишь: да, это так. (Дмитрий Куринский)

Нет и попытки "в очередной раз утереть нос" американскому кинематографу. Создатели фильма такой цели не ставили и очень правильно сделали. Они снимали НАШЕ кино, без особой оглядки на то, как ТАМ. Снимали то, что хотел увидеть наш зритель, и, надо сказать, у них получилось! (Роман Закурдаев)

Там нет крови. По-моему режиссер выдал на весь фильм один её стакан на всё, на всех. И её на вес золота наносили на раненых, одежду, даже капнули несколько раз на оружие. Это жутко, жутко реально. (Александр Лобач)

Там нет главных героев, режиссер гениально распределил экранное время и внимание к множеству людей, если лицо мелькает часто, то ситуации очень простые и бытовые, если ситуация сочная, ассоциативная, камера даст отдохнуть и расскажет о других ситуациях, которые гораздо важнее и своевременнее, чем чья-то конкретно личность. К концу фильма ты знаешь этих ребят, как коллег из соседнего отдела, хорошие парни, мужики, все разные, но ни одного близкого друга, но все свои, все наши, все люди. Живые люди, которые поднимают адеватный вес, двигаются с адекватной скоростью, если их оглушает, они теряют координацию, в зависимости от психологического и физического состояния, они разные, они очень понятные.

В фильме напрочь отсутствует весь тот шлак, которым столь обильно почует нас современный российский кинематограф на тему ВОВ. Тут нет злобных, брызгающих слюной, политруков, заградотрядов, черенков от лопат, одной винтовки на троих и божественного проведения, нет рефлексий, нет и дешевого неуместного пафоса. Победа добывается воинским умением, отвагой, самопожертвованием и доблестью. (Алексей Пименов)

Пусть другие, как тот же Бондарчук, снимают всевозможные ответы Голливуду - это их дело, лишь бы истории нашей не касались. У них там своя движуха: нужно перещеголять спецэффектами и технологиями, перекошенными лицами, эффектными ракурсами, модными актёрами и трендами. Он словно простая, но цельная личность: попадая в общество людей, где царит конкурентная борьба за право считаться самым креативным, актуальным и продвинутым, он одним своим присутствием расставляет всё по местам. И сразу даёт понять, где настоящее, а где фальшь.

Что ещё хотелось бы сказать, так это то, что фильм снят с уважением к умному зрителю... Тут с самого начала без лишних объяснений понятно, о чём фильм и почему в нём рассказывается именно эта история. Материальная часть на высоте: форма сшита, выглядит и сидит как надо, техника и вооружение соответствуют времени, бойцы двигаются именно как военные, а не как позёры с "пушками". Каждый персонаж действует сноровисто, разумно и осмысленно, у каждого своё место и задача. На что ни посмотри, всё правильно и здраво - настолько, что в определённый момент действие начинает восприниматься как документальное. Простые люди живут и воюют среди обстоятельств, они входят в подвиг естественным ходом событий. Такой банальный, казалось бы, приём делает нелепыми все стереотипы в современных фильмах о любой войне, где специально подготовленные герои вершат грандиозные подвиги, осуществляя главную сюжетную линию. И так из простоты, искренности и профессионализма получается отличное произведение большой художественной мощи. (Яромир Опричь)

Что еще поразило: бойцы действуют тактически грамотно, а не как тупое мясо из современных фильмов про войну. Они меняют позиции, готовят запасные перед боем, не трясутся от страха и не бегут. Бьют танки в бок, чтобы слетела гусеница, а том уже добивают. Никаких штрафбатов, заградотрядов, стреляющих в спину, злых НКВДшников и прочего псевдоисторического бреда. Динамика боя передана на 100%. Иногда казалось, что сам сидишь в окопе с бутылкой с горючей смесью и жжёшь танки. (