Башлачев александр николаевич, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Александр Башлачев. Биография

В 1960 году в Вологодской области, родился Александр Николаевич Башлачев, известный также как СашБаш, будущий поэт и исполнитель, ставший одним из самых ярких и знаковых представителей русского рока.

Отец СашБаша, Николай Алексеевич Башлачев, трудился на местном заводе начальником участка в теплосиловом цехе. Мать, Нелли Николаевна, работала в среднеобразовательной школе №4 города Череповца учителем химии.

Учеба и первые песни

В первый класс Саша Башлачев пошел в 1967 году, а окончил десятилетку в 1977 году. В том же году он провалил вступительные экзамены в университет и устроился на работу художником на металлургический комбинат города Череповца.

В следующем году Башлачеву все же удалось поступить учиться на первый курс факультета журналистики Уральского государственного университета в Свердловске. Во время учебы в университете он регулярно ездил на родину на поезде №193, следовавшем по маршруту «Свердловск-Ленинград», который позже воспел в одном из своих хитов. В те годы Башлачев сочинял тексты для малоизвестной группы из Череповца – «Рок-Сентябрь». Впрочем, эти стихи имели мало отношения к его последующему творчеству. Это были лишь «пробы пера», вехи на пути становления поэта-песенника)

В 1983-м году, когда Александр Башлачев закончи журфак, появились песни, ставшие известными – например, «Грибоедовский вальс». После университета Башлачева распределили на работу в газету с многообещающим названием «Коммунист» в Череповце. Там он трудился в течение следующего года. Описывать приходилось достижения местного завода в промышленности края. Как рассказывала потом мама Александра, это очень угнетало начинающего «акулу пера».

Первый альбом и квартирники Александра Башлачева

В мае 1984 года, Башлачев поехал на рок-фестиваль в Ленинград. Там он приобрел себе гитару. В том же году, уже в сентябре, будучи в гостях у Леонида Парфенова (будущего известного телеведущего), СашБаш познакомился с культуртрегером и музыкальным критиком Артемием Троицким. Ему начинающий бард показал с полтора десятка имевшихся на тот момент песен. Троицкий рекомендовал музыканту покорять столицу - ехать в Москву или в Ленинград. Именно там, по словам Троицкого, с радостью приняли бы молодое дарование.

Позже Артемий Кивович помог организовать Башлачеву серию квартирных концертов в этих и других больших городах России, минуя участие в разнообразных рок-фестивалях. Один из первых квартирников прошел дома у художника Николы Овчинникова. Несколько дней спустя, в доме у поэта Геннадия Кравцова, состоялся второй концерт музыканта.

Александр некоторое время «перебивался», играя на квартирниках в Москве. После переехал в Ленинград. Остаться на пмж Башлачев решил все-таки в северной столице.

Александр Башлачев - «Время колокольчиков»

Переезд Башлачева в Ленинград

Первым публичным выступлением СашБаша в Питере был совместный концерт с Юрием Шевчуком , который состоялся в начале весны 1985-го, в аудитории №6 ветеринарного института. Концерт состоялся на следующий день после закрытия третьего фестиваля питерского рок-клуба и вошел в историю под названием «Четвертый день фестиваля». Позже запись с этого концерта издавали под названием «Кочегарка».

Запись первого альбома, который называется «Третья столица», произошла в 1985 году на домашней студии музыканта Алексея Вишни. Организации записи активно способствовал один участников питерского рок-клуба Сергей Фирсов, считавшийся позже директором Александра Башлачева.

Популярность и последние годы жизни Александра Башлачева

В январе 1986-го Александр Башлачев активно концертировал, и это оставило за собой наследие в виде двух записей, издававшихся как студийные: аудиозапись на дому в у Агеева и аудиозапись, сделанная во время концерта в Театре на Таганке. В это время Башлачев окончательно переехал жить в Ленинград и начал выступать в местном рок-клубе. Чуть позже он устроился на работу в легендарную котельную «Камчатка».

В апреле 1986 года музыкант записывает на студии альбом под названием «Вечный Пост». Правда, через полгода после выхода в свет Башлачев затер оригинальную.

Последнюю дошедшую до нас песню бард написал в Череповце в мае 1986 года.

Александр Башлачев - Посошок (хорошее качество)

В 1987 году СашБаш изредка выступал на квартирниках. Весной снимался в документальной ленте режиссера Алексея Учителя – «Рок», но позднее отказался участвовать в процессе съемок фильма. Сцена похорон Башлачева позднее была запечатлена на пленку съемочной группой и вышла как дополнение к фильму.

В июне 1987 года музыкант принимал участие в пятом фестивале Ленинградского рок-клуба, получил по итогам события приз «Надежда». Перед фестивалем Башлачев совершил попытку самоубийства. В том же месяце играл на рок-фестивале в Черноголовке.

В августе Александр сочинил свою последнюю песню, но текст ее не сохранился.

В то время Башлачев пребывал в длительной депрессии, которая подкреплялась бытовой неустроенностью. Негатива добавляло и то, что он не мог официально вступить в брак со своей гражданской женой Анастасией. Тогда музыкант не единожды пытался свести счеты с жизнью.

В сентябре того же, 1987-го года, СашБаш снимался в фильме «Барды покидают дворы». Правда, проект оказался для него незаконченным – он отказался продолжать сниматься и в этой ленте. В начале 1988 года Башлачев дал в Москве еще несколько концертов. Последнее его выступление состоялось 29 января 1988 года на квартирном концерте в доме Марины Тимашевской.

В период с 1967-го по 1977-й год Александр учился в средней школе Череповца. Классный руководитель Башлачева Роза Молоткова рассказывала: «Саша Башлачев учился в моем классе. А большой был класс, больше сорока человек… Но сразу было заметно, кто он такой. Он был очень подвижный, симпатичный такой, кудрявенький мальчишка. Среди друзей его были Максим Пермяков и Андрей Шульц - такая троица, вожаки в классе. Ребятишки к ним тянулись. Саша был у них коноводом. В то время было модно выпускать альманахи, и я спросила: «Кто согласен выпускать альманах?». «А какой?» - спрашивают. - «Сатирический. Художественный, поэтический - у кого какой талант имеется». «А что в альманахе будет?». «А все!» - отвечаю. Башлачев сразу: «Я могу писать стихи!» И за ним сразу: «И я! и я! Вместе будем стихи писать! Максим будет рисовать». Сразу организована целая редакция. И пошло, и поехало! У нас такие красивые альманахи были. Нигде в дальнейшем я не видела ничего подобного. Когда наш альманах вывешивали, вся школа сбегалась смотреть. Ребята писали про своих товарищей, про друзей, интересные события описывали, соревнования, конкурсы. С таким командиром, как Саша они загорелись быстро. Он хорошо знал силы, способности и возможности своих ребят, он расставлял все по местам, подстраховывал, руководил. И всегда мы в соревнованиях побеждали, из класса в класс. Отношения в классе были просто замечательные - ни раздоров, ни распрей, атмосфера доброжелательная, дружеская. И в этом немалая заслуга вожака - Саши Башлачева. В конце 6-го класса он начал писать какую-то книгу, прозу. Стихи уже, видимо, ему поднадоели, он к этому времени так намастырился, что по любому поводу начинал говорить стихами. Я как-то принесла книгу о технике стихосложения. Читали всем классом, впитывали, обсуждали. Коллективное было творчество! Многие тогда сочиняли стихи, некоторые девочки писали даже лучше Саши. И вот он на прозу переключился… За стремление описывать происходящего его как-то назвали летописцем. Жалко, что ее так и не нашли, летопись ученика девятой школы Александра Башлачева. Говорят, что он ее сам уничтожи - стыдился своего раннего творчества. Саша очень любил читать, поэтому мы сразу нашли с ним общий язык. Читал очень много, приключения обожал. Время от времени я приносила в школу книги, которые сама в детстве читала. «Тиль Уленшпигель» ему страшно нравился! Классику любил. Есенина, Высоцкого - точно. Очень начитанный был мальчик. Уже в 7-ом классе мне заявил, что будет журналистом. А я в то время выписывала серию книг по философии: Монтеня, Секста Эмпирика, Аристотеля. Мишеля Монтеня до сих пор больше всего люблю. Ведь какой человек был! Во время самых разнообразных интриг и дворцовых переворотов не вмешивался ни во что, не служил при дворе, хотя ему многократно предлагали. Независимый был человек, занимался только своим творчеством, хотя были возможности, как сейчас бы сказали, сделать блестящую карьеру. Не помню точно, сама ли предложила или Саша увидел томик и попросил дать домой почитать. «Теперь я понял, Роза Михайловна, в чем заключается нравственность человека - в его независимости!» Он как-то быстро воспринимал все положительное, что в него вкладывали. Все новое в школе он использовал в полной мере, что потом и отразилось в его стихах и песнях. К концу школы у Саши уже гитара появилась, и он начал ее осваивать… Взрослел Саша на моих глазах, взрослел и развивался. В то время, когда товарищи бегали, прыгали и скакали, он читал десятки книг. Сам стал писать очень рано. Он делал попытки не просто писать, но и разобраться в собственной жизни. Никакой он не самородок! Это был умный, образованный, всесторонне развитый человек, очень много работающий над собой в течение всей жизни. Об уровне таланта Саши Башлачева я не берусь судить - время рассудит. Нельзя его с кем-либо сравнивать, у него свой собственный дух. «Ну, что ты, смелей! Нам нужно лететь! А ну - от винта! Все от винта!»


После окончания школы Башлачев пошёл работать на Череповецкий металлургический комбинат художником. Год спустя он оттуда уволился и поступил на факультет журналистики в Уральский государственный университет в Свердловске. В перерывах между учебой он возвращалсядомой в Череповец, где помогал группе «Рок-Сентябрь» и писал для них тексты песен. «Грибоедовский вальс» - одна из первых песен, написанных и спетых самим Башлачевым в то время. Его первые песни были незамысловаты, и в тот момент в Башлачеве было непросто разглядеть того рок-барда,которому вскоре было суждено стать символом целого направления в музыке 1980-х годов. Мама Александра Нелли Николаевна вспоминала: «Сколько раз я пыталась его уговорить поступать в технический вуз - ни в какую не захотел! Сам решил, что будет получать только гуманитарное образование. Или журналистика, или языки. И к тому, и к другому способности были. Сашины школьные сочинения всегда были среди лучших, о чем бы он ни писал. Язык изучал немецкий, но каким-то образом переводил тексты и с английского, которого почти не знал. После десятого класса за компанию с приятелем поехал в Ленинград поступать на факультет журналистики. Отлично прошел два тура творческого конкурса, а на третий его не допустили, потому что у него не было публикаций. Когда он вернулся из Ленинграда, стал учиться в школе юнкоров при «Коммунисте». Захватил, правда, самый конец курса. И печатать его заметки стали тогда же... Мне кажется, он просто побоялся второй раз поступать в Ленинград. И выбрал Свердловск - там по тем временам была очень сильная школа».


Однокурсник Башлачева Виктор Мещеряков рассказывал: «Учился Саша не просто легко — играючи. Я никогда не видел его за учебниками или конспектирующим лекции. Занимался он только в сессии, заимствуя на ночь конспекты (отказать в чем-то ему было невозможно) у старшекурсниц. Близких отношений на курсе у него так и не возникло, хотя со всеми он поддерживал ровные отношения. С 3 курса мне часто приходилось отмазывать его от прогулов (я был старостой). Большую часть учебного года он пропадал в Череповце. К третьему курсу у него явно начали пробиваться бардовские наклонности. На лекциях он писал тексты для своей группы из Череповца «Рок-сентябрь», которая стала лауреатом конкурса среди рок-групп, организованного «Комсомольской правдой». Помню такие песни, как «О, радио», «Батюшка-царь», которые он исполнял сам или в дуэте с Сергеем Нохриным. Были в его репертуаре и песни Высоцкого. С третьего курса мы часто с ним вдвоем выезжали на нашу с женой дачу (к тому времени я уже женился) в Палкино, в 20 км. от Свердловска. И он непременно брал с собой гитару. Проблемы у Саши были связаны в основном с военной кафедрой, занятия на которой у нас начались на 2 семестре 2 курса. С пышной гривой волос ему пришлось распрощаться. Но не это главное. Его угнетала атмосфера солдафонства и казармы. Чтобы как-то компенсировать стресс, он часто на занятиях рисовал комиксы или выводил своим каллиграфическим почерком названия иностранных рок-групп. А «косить» от военки было довольно трудно. Правдами и неправдами он привозил из Череповца очередные медсправки, которые необходимо было подтверждать в студенческой поликлинике. Был случай, когда после летних каникул он отправил телеграмму на адрес военной кафедры (а у нас даже вывески ее не было!) о своей задержке ввиду болезни, за что ему позднее сильно попало. На третьем, кажется, курсе Саша проговорился мне, что в четырехлетнем возрасте его водили к психиатру по причине того, что он в уме перемножал большие цифры и получал правильный результат. Примерно в это же время я начал замечать у него симптомы МДП (маниакально-депрессивный психоз), т.е. резкую смену эйфории и депрессии, что, по-видимому, было следствием его ночного образа жизни, который он тогда вел. Ему как художнику выделили небольшую комнатку в общежитии, возле туалета. Лекции он посещал довольно редко. Бывал только на семинарах, на которых частенько клевал носом. Хотя Саша и был легок в общении и вел себя непосредственно, в свой внутренний мир он не пускал никого. О своих любовных похождениях никому не рассказывал, хотя и не скрывал о своих пассиях. На 3-4 курсах он увлекался Кирьяновой (кажется, Ирой), на последнем курсе — Т. Авасьевой. Его подруги чем-то походили друг на друга своей худощавостью, ниспадавшими русыми волосами и удлиненным овалом лица. Они отдаленно напоминали Николь Кидман в молодости. Саша снисходительно в шутку называл меня тихим диссидентом из-за моей склонности «дразнить гусей» политическими анекдотами, читкой полузапрещенной литературы типа «писем к другу» С. Аллилуевой или известного письма Ф. Роскольникова Сталину. Часто я давал ему читать свои выписки из книг. Но особого восторга от их прочтения я не замечал. Он был абсолютно аполитичен. Из преподавателей он больше всего уважал В.В. Кельника, который читал курс зарубежной журналистики. Начиная с 3 курса он писал курсовые, а затем и диплом только у В. Кельника. Наиболее близкие отношение у Саши сложились с Женей Пучковым (он учился на курс старше нас) и с Сергеем Нохриным (учился курсом младше). Женя был сыном главного прокурора Орска. С ним Саша последние два курса проживал в полуподвале знаменитого сейчас дома Агафурова. Кстати, именем купца Агафурова называется областная психбольница, что находится под Екатеринбургом: Агафуровские дачи. Свой полуподвал они, кажется, не топили — там всегда было холодно и сыро. И ужасно запущено. Смерть Пучкова осенью 1987 года, я думаю, была одной из причин гибели Башлачева. Между ними существовала какая-то мистическая духовная связь. Летом 1983 года перед Шуриком замаячила реальная возможность попасть на год в армию после того, как он ушел в самоволку накануне присяги. Моя теща, Фаина Михайловна в то время работа психотерапевтом в кировском военкомате. Она сделала Саше справку с диагнозом циклотемия (резкая смена настроения, депрессия), что освободило его от прохождения сборов. Кстати, теща до сих пор гордится тем, что Шурик во время написания диплома целый месяц спал на ее кровати. Последний раз я виделся с Сашей в середине декабря 1986, когда он почти на месяц приезжал в Свердловск по случаю рождения своего сына Вани. Он был на нашей квартире, где исполнял знаменитые свои песни. Мои дети (старшему тогда было 5 лет) до сих пор помнят маленькие колокольчики на его правой руке. В двадцатых числах декабря я уговорил Сашу дать домашний концерт на квартире моих друзей. Нас было человек десять, в том числе известный теперь екатеринбургский поэт и писатель Игорь Сахновский. У него есть стихи, посвященные смерти Башлачева, в его поэтическом сборнике (есть в интернете). Тогда же Саша показал мне свой паспорт, где на обороте обложки были нарисованы рукой А. Пугачевой сердце и капля крови…»



Окончив учебу в университете, Башлачев вернулся в Череповец иустроился наработу корреспондентом в газету «Коммунист», попав в партийный отдел. Нелли Николаевна рассказывала: «Мучился ужасно. Не лежала у него душа к этим комсомольским ударным стройкам и молодежным бригадам. Видимо, существовало четкое разделение на темы, потому что ни шагу в сторону не давали ступить. А Саша хотел работать в отделе культуры или в отделе писем, которым заведовала тогда Людмила Мамченко. У них были отличные отношения, он там и практику проходил...» Помимо написания идейно выдержанных статей Саша начал вести свою рубрику «Семь нот в блокнот» на молодежной странице «Горизонт». Это была по тем временам очень авангардная рубрика, в которой он написал аналитическую статью о проблемах группы «Рок-Сентябрь», рассказал об участниках второго фестиваля ленинградского рок-клуба и предлагал создать музыкальный центр, где могли бы репетировать и выступатьрок-музыканты.



Позже вокалист рок-группы «Рок-сентябрь» Олег Хакман рассказывал: «Башлачев был у нас очень шикарным поэтом. Все были довольны. Мы песни уже свои записали. Саню же никто не знал. Что такое поэт группы? Никто же не знает что это такое. Меня там с бас-гитарой, Славку…. Это понятно. А что там стихи? А потом только, по прошествии времени… Саня Башлачев — поэт. Мы звезды. Саню на руках, помню, в день рождения в зал несли. Он был именно тем поэтом — фирменным, настоящим. А то, что он уже делал потом с гитарой там уже взаправду… «С дерьма давай вылезать, Олега! Все это хрень! Давай что-нибудь делать». Шевчук — та же самая болезнь. Почему они снюхались с ним здесь? Саня же идейный тоже. У него же в голове черт знает что. Ему эти хиты написать ерунда была. Для него это вообще не главное было. Хотя эти хиты по всей России знают. «Эй, помогите! мне очень трудно одному…» — гений написал! Сейчас я думаю, что Башлачев гений. Слова, послушай слова:


Дождь все дороги заливает,
Небо как будто решето.
Мой островок остался с краю
И не плывет сюда никто.
Где вы, друзья?
Что стало с вами
В мире, затихшем как во сне?
Только прощальными гудками
Ваш телефон ответил мне.
Эй, помогите!
Мне очень трудно одному.
Эй, вы поймите то,
Что и сам я не пойму.


Это гений. Не в смысле: поэт-гений, а он гений по сути. Он время опережал. Он придумал, сказал мне: «Олега, давай сделаем алфавит». С такой интонацией придумать алфавит мог только Башлачев. Игра интонации. Он чувствовал вот это все — слово, слог, интонации — это же очень важно для поэта. И сейчас уже Башлачева вспомнили. Хотя, в принципе, его не видели, не знали, никто его не воспринимал. Парадокс заключается в том, что жизнь расставляет все на свои места во времени. Я теперь понимаю, почему Саша сгорел-то. В общем — то он тоже не человек мегаполиса. Он добрый нормальный человек, который думал, можно сказать, сидя у себя там, на Энгельса 61 .Он видел больше и знал больше, он был очень умным талантливым человеком. Он видел, он знал все. Он эту жизнь, которой сейчас мы живем, он ее знал, он ее чувствовал уже. Я сейчас пою эти песни и они, будто написаны вот-вот, только что. А уже 20 лет прошло. Вот на чем, я считаю, надо заострить внимание. Потому что мы не можем сами себя оценить. Для людей Башлачев — это ностальгия, в первую очередь. Потому что это был «Рок-сентябрь», и без Башлачева его нет. И может быть без «Рок — сентября» Башлачева нет, потому что он впитал в себя это все, потому что для него, это период был такой стартовый, площадка такая — Дом Культуры».


В 1984 году Башлачев уволился из редакции газеты «Коммунист», и в том же году поехал на питерский рок-фестиваль, а позже, находясь в гостях у своего друга Леонида Парфёнова, познакомился с музыкальным критиком и журналистом Артемием Троицким. Башлачев спел несколько песен, одна из которых была «Время Колокольчиков», и Троицкий предложил Башлачеву переехать в столицу. Через несколько недель Александр воспользовался советом, приехал в Москву, где Троицкий каждый вечер водил его к кому-нибудь в гости, непременно давая возможность Башлачеву исполнять свои песни.


Чутье на подвело Троицкого. Песни Башлачева слушатели приняли с восторгом, он играл квартирники и в Москве, и в Ленинграде, и в Сибири, и в средней Азии, написав много песен в этих поездках. Пик его творчества пришелся на 1985 год, в течение которого были написаны песни «Ванюша», «Посошок», «Егоркина Былина», «На Жизнь Поэтов», «Абсолютный Вахтер» и «Случай в Сибири». Сам Башлачев говорил, что песни его просто «осеняли», а смысл некоторых строчек он разгадывал спустя месяцы. Все эти произведения в исполнении Башлачева производили на слушателей неизгладимое впечатление. Так, например, былина «Ванюша» приводила слушателей в ступор, показывая вывернутую наизнанку русскую душу со всеми ее противоречиями, рваными краями, уродством и красотой. Башлачев забывал обо всем, когда пел «Ванюшу», а слушатели, очнувшись с последним аккордом, обычно замечали, что гитара была в брызгах крови, так как Башлачев разбивал себе пальцы, добиваясь того, чтобы у слушателей стояли слезы в глазах, и было ощущение исповеди в сердце.

Именно благодаря записям с этих концертов песни Башлачева стали известны широкому кругу слушателей. Сам Башлачев сделал лишь одну студийную запись альбома «Вечный пост» в 1986 году на даче у Александра Липницкого на Николиной горе, но уничтожил впоследствии оригинал из-за того, что был недоволен результатом. Однако у Липницкого сохранилась копия этой записи, и позже она была издана на кассетах и компактдисках.


Борис Гребенщиков рассказывал: «Первое впечатление Башлачев произвел очень сильное. Столкновение с человеком, в котором от природы есть дар и который умеет им пользоваться производит впечатление, будто заглянул в печку горящую. Этот внутренний жар, захлебывающийся поток всегда действует сильно на кого бы то ни было, не может не действовать. Этот самый дар, Божий дар, есть у всех, просто один из ста тысяч доводит его до ума. Башлачев его почти доводил, хотя он так и не смог с ним, по-моему, технически до конца справиться. Все забывают, когда говорят, какой он был великий, что он так и не сумел ритмически себя окантовать - так, чтобы его можно было записать на студии, на хорошую аппаратуру. Его поток очень клокочущий, очень неровный. Он принципиально был непрофессионалом. У Липницкого, например, сидел несколько месяцев, пытался записать что-то, но так и не получилось. Вернее, что-то получилось, но не то, не совсем то... Потому что, когда он ровный, он сам себе неинтересен. Вот оттого он уникальной был фигурой, не вписывался даже в те рамки, в которых творил, он все равно из них вылезал. И слушать его я, честно говоря, много не мог...»


В марте 1985 года состоялось первое публичное выступление Башлачева в Ленинграде, во время которого он вместе с Юрием Шевчуком спел несколько песен на неофициальном концерте в зале медицинского училища. Запись этого концерта была позже издана в 1995 году фирмой Manchester Files под названием «Кочегарка». В том же 1985 году на студии Алексея Вишни в Ленинграде Башлачев записал альбом «Третья столица», а через год окончательно выбрал Ленинград местом жительства, где вступил в местный рок-клуб, участвовал в устном выпуске журнала «Рокси» и работал в известной всем поклонникам рок-музыки котельной «Камчатка». Башлачев носил на шее три колокольчика. Характерный звук, который слышится на большинстве его записей — также звук колокольчиков на браслете, надевавшемся Башлачевым, когда он исполнял свои песни под гитару.

В течение январь 1986 года были сделаны две записи песен Башлачева, впоследствии рассматриваемые издателями как студийные - запись на домашней студии А.Агеева и запись концерта в Театре на Таганке. В мае 1986 года в Череповце была написана последняя из сохранившихся песен под названием «Вишня».


В начале 1987 года Башлачёв дал несколько квартирных концертов, а в период с марта по май снялся в документальном фильме «Рок» Алексея Учителя. Но в процессе съёмок неожиданно отказался от своей роли, и из фильма были вырезаны кадры с его участием. Но позже в картину вошли некоторые кадры, снятые во время выступления Башлачёва на пятом рок-фестивале, на котором Башлачёв получил приз «Надежда». После этого Башлачев появился на фестивале в подмосковной Черноголовке, и принял участие в работе над фильмом Петра Солдатенкова «Барды проходных дворов». Однако и в этот раз Башлачев по неизвестным причинам в последний момент снова передумал сниматься. А в августе Александр написал свою последнюю песню, которая не сохранилась, как не удалась и попытка профессиональной записи песен Башлачева для выхода пластинки в ленинградском отделении фирмы «Мелодия».

Алексей Дидуров рассказывал: «Он появился у меня в коммуналке в Столешниковом за год до взрывного 1985-го Позвонил Артем Троицкий главный акушер отечественного рока «Хочу привести к тебе феноменального парня из Череповца он знает твои песни, хочет показать свои». Услышав песни Башлачева я понял, что нужно что то делать. Обзвонил с Темой всех знакомых на радио и на «телеке», все квартирные тусовки - и с организацией домашних концертов долго не задержались. С массмедиа все оказалось сложнее. Сегодня, удивляясь количеству превосходных степеней и величального пафоса в оценках башлачевского творчества, я вспоминаю белое от гнева и душевной боли Саши, но лицо и наивно округленные глаза с немым вопросом, на который я давал ответ банальный и бесполезный: «Саша, они тебя просто боятся, ведь если они позволят джинну Башлачева вырваться из бутылки, им самим придется собирать на пропитание бутылки по подъездам, поскольку ты тогда подымешь планку художественного качества на такую высоту, какую ни им самим, ни им подобным из ихней банды не взять!» Саша хрипло похохатывал - голос был перманентно сорван на бесчисленных, бесконечных выступлениях по столичным тусовкам. Метафора с собиранием бутылок срабатывала лекарственно, так как мы с Сашей частенько именно этим популярным в нашем кругу видом трудовой деятельности снискивали хлеб насущный в его заезды. Лишь потом я понял, что любое лекарство нужно менять со временем, человек к нему привыкает, и оно перестает лечить. И более всего - при попытках лечить словом мастеров оного Господи, он же сам делал со словом что хотел! Многие каскады рифмовки на строфу, многострунная звукопись, о содержании обжигающем я уже не говорю - после концертов Саши люди ощущали себя опаленными духовной лавой творения башлачевского мира. Мира нашего, но объясненного, проясненного и предъявленного нам, как слепящее до слез судящее зеркало. Тогда, когда Саша был жив, я несколько раз пересказывал ему свой разговор с Окуджавой, в конце которого Булат Шалвович сказал: «Леша, у вас будет опубликовано все, нужно только постараться до этого дожить». Саша не дожил - не хватило сил стараться, они ушли в песни».



В последний год своей жизни Башлачев явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались неясны. Возможно, это была неадекватность восприятияокружающей действительности. Он совершал неоднократные попытки самоубийства, одна из которых произошла накануне пятого рок-фестиваля. В начале 1988 года Башлачев дал несколько концертов в Москве и запланировал новые выступления, но концерт на квартире Марины Тимашевой 29 января 1988 года оказался его последним выступлением. 17 февраля 1988 года Александр Башлачёв после возвращения в Петербург покончил с собой, выбросившись с девятого этажа квартиры на проспекте Кузнецова. Позднее в том же году родился его сын Егор.

Башлачев оставил потомкам совершенно уникальное наследие. За короткий промежуток времени он создал более шестидесяти песен, на формирование стиля которых и его поэтического языка, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия. Башлачев создал свой собственный художественный мир, влияние которого, в свою очередь, заметно во многих песнях групп «Алиса», «Кино», «Калинов мост» и многих других рок-коллективов.


В 1991 годуиздательство «Новый Геликон» выпустило собрание песен и стихов Башлачева «Посошок», а с 1989 года были изданы несколько десятков пластинок, кассет и компакт-дисков с концертными записями Башлачева, чье творчество стало одним из наиболее значительных явлений в отечественной рок-музыке. В его многослойных, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров стихах-песнях причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, откровенное скоморошество и высокая трагедия. Борис Гребенщиков рассказывал: «Мне кажется, он взял больше, чем уже мог вытащить, и надорвался. Московская интеллигенция подняла его на щит и с криком понесла. Не надо было это делать. Очень сложно чувствовать себя гением, когда ты еще совсем молодой человек. И вот ему говорят, что он гений, а он еще не успел свои ноги найти, не успел материал переварить. Если бы он больше знал, ни хрена бы он из окна не выкинулся. По-моему, его подвело то, что от него ждали очень многого. А он полгода или больше, год - сухой, ничего из него не выжать. Это страшно, я знаю по себе. Это страшно… Но мне-то, простите, за пятьдесят, я могу с этим жить, потому что знаю, что это пройдет, а он-то этого не мог знать в свои двадцать семь лет…»


Александр Башлачев похоронен в Санкт-Петербурге на Ковалевском кладбище.


Об Александре Башлачеве был снят документальный фильм «Смертельный полет».

Использованные материалы:

Материалы сайта www.bashlachev.net
Материалы сайта www .bashlachev.nm.ru
Материалы сайта www .history.rin.ru
Материалы сайта www .sashbash.ucoz.ru
Книга А. Голева и А. Мурзич «Знак кровоточия. Александр Башлачев глазами современников»

Башлачёв Александр Николаевич («СашБаш») - российский поэт и музыкант, автор и исполнитель своих песен. Ключевая фигура для поклонников русского рока, один из важнейших его представителей - поэт среди рокеров, рокер среди поэтов.

Родился в Череповце, в семье начальника теплосилового цеха Череповецкого металлургического завода Николая Сергеевича Башлачёва и преподавательницы химии филиала ленинградского Северо-Западного политехнического института Нелли Николаевны Башлачёвой. По словам Александра Башлачёва, свои первые рифмованные строки он сложил ещё в возрасте трёх лет. По воспоминаниям друзей детства, в возрасте шести лет он не просто читал «Тома Сойера», а читал его вслух своим друзьям во дворе, уже в 1971 году сочинил на мотив из фильма «Кавказская пленница» свою первую (пусть и «подражательную») песенку со словами «Мимо бегут канадцы, режут коньками лёд» .

В музыкальную школу Александр, как вспоминала его мама, идти не захотел, но когда родители купили пианино - практически самостоятельно его освоил до уровня исполнения «Лунной сонаты», которую очень любил и часто играл «для себя», никак не бравируя своим умением. Все школьные годы Башлачёв продолжал писать стихи, «Разлюли-малина» (1978) - далеко не первое его стихотворение; более ранние сохранились только фрагментами в воспоминаниях друзей детства, а сам он к этим своим поэтическим опытам никогда серьёзно не относился.

В 1977 году, после окончания средней школы, пытался поступить (вместе со своим земляком Леонидом Парфёновым) на журфак Ленинградского университета, с сентября работал на Череповецком металлургическом комбинате художником-оформителем, 4 апреля 1978 - уволился и вскоре поступил в Уральский университет (г. Свердловск) на факультет журналистики. В период учёбы активно участвует в работе факультетского «Театра трёх актёров», пишет для него пьесы-миниатюры, песни для постановок; в это же время он близко сошёлся с местным рок-сообществом, публиковал проблемные статьи о рок-н-ролле.

С 1979 года начал писать тексты песен для созданной его другом Сергеем Герасимовым череповецкой группы «Рок-Сентябрь», но, по воспоминаниям друзей, Александр потом будет стесняться этих своих текстов. В 1982 году в эфире Би-Би-Си в передаче Всеволода Новгородцева прозвучала Рок-Сентябрьская песня «Манекен», после чего всем выступлениям группы моментально «перекрыли кислород». В 1983 году Башлачёв неожиданно для многих начал писать стихи гораздо более высокого уровня, чем ранее, - сразу же поразившие всех, кто их слышал. В этом же году появляется первая его известная песня - «Грибоедовский вальс» и несколько других известных произведений. В 1985 году один из его друзей спросил, как он пишет свои песни. - «А я попросил, чтобы мне их дали. И мне дали...» - ответил Башлачёв.

В сентябре 1983 года Александр окончил университет и вернулся в Череповец. Год проработал корреспондентом в газете «Коммунист», писал статьи про Череповецкий завод, порой так образно используя журналистские штампы, что это больше походило на стёб. Но, тем не менее, он был в газете «на хорошем счету», и ему даже позволили в январе 1984 года открыть авторскую рубрику «Семь нот в блокнот».

В сентябре 1984 года, на квартире у своего друга Леонида Парфёнова, Башлачёв показал свои песни опальному в ту пору музыкальному критику и журналисту Артёму Троицкому, с которым незадолго до этого и познакомился. С подачи Троицкого месяцем позже Башлачёв уехал из Череповца в Москву с серией «квартирников», а затем весь следующий год колесил по стране, поражая своих почитателей всё новыми и новыми песнями. Он играет бесчисленные квартирные концерты в Москве, Ленинграде, Новосибирске и прочих городах страны, не участвуя в мероприятиях типа «рок-фестивали». В марте 1985 состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде (в шестой аудитории Ленинградского ветеринарного института Московский пр., д. 99 - этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля») когда он, вместе с Юрием Шевчуком , спел несколько песен на неофициальном концерте (запись этого концерта в 1995 была издана фирмой «Manchester Files» под названием «Кочегарка»). В апреле 1985 в Череповце Александр Башлачёв и Евгения Каменецкая зарегистрировали брак, позже они не стали его расторгать, что позволило Башлачёву сохранить ленинградскую прописку.

В 1986 году Башлачёв переехал в Ленинград, январь этого года - необычайно активный концертный месяц, в первой половине этого года сделано несколько профессионально-студийных записей его песен. Он поёт для актёров Театра на Таганке, в редакции Литературной газеты, академических институтах, его с огромным интересом слушают такие разные люди, как Вознесенский и Гребенщиков, Пугачёва и Гурченко - всех восхищает его бьющая через край энергетика, талант и самобытность... но всего этого у Башлачёва «чересчур много», его органика не вписывается «в формат» (фолк-панк в Европе ещё только-только зарождается), и он остаётся, в сущности, одинок и маловостребован в своей песенной поэзии. С марта 1986 года Башлачёв официально трудоустроен в (ставшей уже тогда легендарной) котельной «Камчатка». В мае, в Череповце, написана последняя (из сохранившихся) песня - «Вишня». В конце 1986 / начале 1987 года Башлачёв, по воспоминаниям его друзей, испытывает острый творческий кризис, «его словно подменили» - он стал очень неохотно петь; говорил, что у него нет новых стихов - именно это, видимо, его сильно угнетало и доводило до депрессии.

Весна 1987 г. - съемки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок», Башлачёв участвовал в устном выпуске журнала «Рокси», в мае вступает в Рок-клуб. Основное событие этого года - с 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз «Надежда». Фрагменты его выступления были отсняты для фильма «Рок», но в процессе съёмок Башлачёв от участия в них отказался, и из фильма были убраны все кадры с его участием. В августе написана последняя песня - «Архипелаг гуляк», но она не сохранилась. Тем же летом-осенью принял участие в работе над фильмом «Барды покидают дворы» (в прокате - «Игра с неизвестным»), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачёва для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.

За короткий промежуток времени Башлачёв создал около ста песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Владимира Высоцкого и Александра Галича , песни Бориса Гребенщикова и Майка Науменко , поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачёв создал свой собственный художественный мир.

В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. В начале 1988 в настроении Башлачёва, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве (в т.ч. 29 января на квартире Марины Тимашевой - был последний концерт Башлачёва) и запланировал свои новые выступления. Однако утром 17 февраля Александр Башлачёв выпал из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, где он в то время жил, - похоже, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора. Похоронен под Питером на Ковалёвском кладбище: 3 квартал, 3 участок. А без малого через полгода, 3 августа - родился Егор, сын Александра Башлачёва.

Александр Башлачёв стал одним из наиболее значительных явлений в отечественном бард-роке. В его многослойных стихах-песнях, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров, причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество. Когда петербургский музыкальный журналист Андрей Бурлака предложил в 1987 году Александру сделать сборник его стихов - тот ответил, что единственный вариант, который его бы устроил, состоит в том, чтобы представить каждый текст в виде единого слова без пробелов и знаков препинания. Через несколько месяцев после того, как Башлачёва не стало, - Булат Окуджава и Андрей Вознесенский совместно написали о нём статью. Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение, а также включил его произведения в свою антологию «Строфы века».

Александр Башлачёв, конечно, не является фантастом как таковым, но его стихотворения «Грибоедовский вальс» и «Галактическая комедия» - чистой воды фантастика.

© (компиляция по материалам сети)

Имя: Александр Николаевич Башлачев Дата рождения: 27 мая 1960 года, Череповец, СССР Дата смерти: 17 февраля 1988 года, Ленинград, СССР

Александр Башлачев считается одним из самых ярких поэтов в отечественной рок-музыке. Он рано ушел, но оставил после себя большое количество стихов и написанных песен. К сожалению, профессиональных записей осталось немного, но тем более ценны для поклонников рок-музыки эти архивы.

Детство и юность

Александр Башлачев родился 27 мая 1960 года в Череповце. Отец СашБаша, как будут называть его позднее, Николай Башлачев, работал на местном заводе начальником участка, мама Нелли была учителем химии в школе №4 города Череповца. После окончания школы в 1967 году Башлачев попытался поступить в институт, но провалил вступительные экзамены. Взяв паузу в образовании, Александр устроился художником на металлургический комбинат города Череповца.

В следующем году Башлачев поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета в Свердловске. Во время учебы в университете он регулярно ездил домой на поезде №193, следовавшем по маршруту «Свердловск-Ленинград», который позже воспел в одной из своих песен. Ко времени учебы в университете относится и первый опыт Александра в написании песен – правда, писал Башлачев еще не для себя, а для малоизвестной группы из Череповца «Рок-Сентябрь». После окончания ВУЗа Александра распределили на работу в череповецкую газету «Коммунист», что, по его собственным воспоминаниям, крайне его угнетало.

Первые выступления, квартирники и запись альбома

В 1984 году Башлачев отправился на рок-фестиваль в Ленинград, где и приобрел себе гитару. В северной столице состоялось знакомство с будущим телеведущим Леонидом Парфеновым, на квартире у которого был сыгран первый квартирный концерт Башлачева с собственными песнями – квартирник. На нем, по счастливой случайности, присутствовал журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий, который и порекомендовал Башлачеву перебираться в крупный город и развивать карьеру рок-исполнителя.

Александр выбрал для себя Ленинград, здесь какое-то время он «перебивался» квартирниками, потом его стали приглашать на совместные выступления с такими музыкантами, как Юрий Шевчук и Констанстин Кинчев, с последним Александра связывала крепкая дружба. Как говорит Константин Кинчев, альбом группы "Алиса" "Шабаш" (1991 год) посвящен Александру Башлачеву.

Здесь, в Ленинграде, на домашней студии Алексея Вишни состоялась запись первого альбома Башлачева - «Третья столица».

После записи первого альбома музыкант активно концертировал – ездил по крупным городам. До нас дошли записи «живых» выступлений музыканта – квартирник у Агеева и концерт в Театре на Таганке.

В 1985 году Башлачев написал песню "Время колокольчиков" - один из символов, русской рок-поэзии 1980-х годов.

В апреле 1986 года музыкант записывает на профессиональной студии свой второй альбом под названием «Вечный Пост».

Последнюю дошедшую до нас песню Башлачев написал в Череповце в мае 1986 года.

Последний год жизни и смерть

В 1987 году Александр был занят на съемках фильма Алексея Учителя «Рок». Когда Башлачев умер, кадры с его похорон съемочная группа Учителя включила в окончательную версию фильма.

Летом 1987 года музыкант принимал участие в пятом фестивале Ленинградского рок-клуба, где получил приз «Надежда». Известно, что перед фестивалем Башлачев совершил попытку самоубийства. По сообщениям его гражданской жены Анастасии, у Башлачева была длительная депрессия, связанная с одиночеством – особым одиночеством творческого человека, который может находить взаимопонимание с окружающими, но только до определенной точки.

17 февраля 1988 года Александр Башлачев погиб, выпав из окна 8-го этажа квартиры, где проживал с Анастасией. По официальной версии, это было самоубийство. В августе 1988 года, уже после смерти Башлачева, Анастасия родила сына Егора.

Башлачёв Александр Николаевич (род. 27 мая 1960, Череповец – умер 17 февраля 1988, Ленинград) – российский поэт, автор песен и исполнитель. Член Ленинградского рок-клуба, признанная легенда русского рока. В музыкальной среде также известен как СашБаш. За свою недолгую жизнь Александр написал чуть более сотни стихотворений, причём свои самые известные произведения создал в течение двух лет.

Александр Башлачев – биография

Будущий поэт родился в городе Череповец в семье начальника участка теплосилового цеха Николая Алексеевич Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны. Александр не был единственным ребёнком в семье – его младшая сестра Елена родилась в 1968 году. Склонность к творчеству у мальчика обнаружилась в раннем возрасте – как говорил сам Александр на творческом вечере газеты «Рокси», своё первое стихотворение он написал когда ему было три года. На том же выступлении он прочёл одно из его четверостиший, заметив, что тогда он не знал значения всех слов, но чётко осознавал понятие рифма:

Налётчик был бывалый ас.
Он вывел самолёт из пике,
И самолёт пришёл домой,
Как будто ехал коммюнике.

Как вспоминала Нелли Николаевна, Александр довольно быстро научился читать, причём никто его этому не учил. В дошкольном возрасте он мог бегло читать «взрослые газетные» тексты и был хорошо развит. Уже в школе у Башлачёва проявилась склонность к гуманитарным предметам и особенно к литературе. Тогда же он начал проявлять интерес к музыке, самостоятельно научившись играть на пианино и отказавшись от дальнейшей учёбы в музыкальном классе, считая, что «обязаловка» убивает в людях стремление к цели и самосовершенствованию.

Среднюю школу Александр закончил в 1977 году. Мама поэта надеялась, что он поступит в технический институт или университет, однако сам Башлачёв тяготел к гуманитарным наукам. По окончании школы он отправился в Ленинград поступать на факультет журналистики и блестяще прошёл первый экзаменационный тур. Но препятствием для поступления послужило отсутствие публикаций, из-за чего Саша был вынужден вернуться в Череповец, где устроился работать художником на металлургический комбинат. В Ленинграде СашБаш знакомится со своим земляком Леонидом Парфёновым, впоследствии ставшим известным журналистом.

Параллельно работе Башлачёв поступает в школу юного журналиста, работавшую при череповецкой газете «Коммунист». Там он делает ряд публикаций, которые позже помогут ему осуществить задуманное и стать студентом, осваивающим интересующую специальность. В апреле 1978 года Александр увольняется с завода, а летом поступает на факультет журналистики в Уральский государственный университет Свердловска (Екатеринбург), который заканчивает в 1983 году. После этого он возвращается в Череповец, где становится штатным корреспондентом «Коммуниста», в котором пишет на разные темы, в том числе и о музыке. В газете он работает до 1984 года.

Александр Башлачёв – творчество

Первые литературные произведения Александр начал сочинять в школьные годы. В 1974 году вместе со своим приятелем Максимом Пермяковым Башлачёв пишет роман «Агент 0013, или Супермен в СССР», который пользовался большим успехом среди однокашников будущего рок-барда. К слову, высокую оценку получали и его программные сочинения, которые всегда попадали в число лучших.

Первые известные поэтические произведения Александр написал в старших классах. Поначалу это были юмористические зарисовки, которые зачитывались на школьных мероприятиях или в дружеской среде. Известно также, что будучи учеником девятого класса СашБаш написал политическое стихотворение, к сожалению, не сохранившееся, в котором между собой вели беседу поэт Владимир Маяковский и руководитель СССР Леонид Ильич Брежнев. В 1979 году по предложению Ирины Корниенко, учившейся в том же Уральском государственном университете, только на курс старше, Башлачёв принимает участие в сочинении романа в письмах, некоторые из которых сохранились.

Участие в «Рок-сентябре»

В 1979 году Александр Башлачёв знакомится с музыкантами череповецкой группы «Рок-сентябрь», для которой начинает писать тексты песен. Коллектив активно выступал на дискотеках и имел большой успех. В том же году группа принимает участие в смотре-конкурсе самодеятельных групп, проходившем в Вологде, где исполняет песню на стихи Башлачёва «Нет войне!», а осенью выступает на череповецком фестивале «Красная роза», где также исполняет несколько песен авторства Александра.

Благодаря участию в «Рок-сентябре» СашБаш открывает для себя мир современной русской рок-музыки. В 1980 году коллектив принимает участие в конкурсе «Золотой камертон», где также выступает Юрий Шевчук со своим « ». Вскоре музыканты начинают сотрудничать, а Юрий и Александр становятся приятелями. В 1983 году Шевчук вместе с «Рок-сентябрём» записывает альбом «Компромисс», а в свободное от записи время часто общается с Башлачёвым, обсуждая творческие вопросы, музыку и литературу.

В 1984 году группа «Рок-сентябрь» фактически прекращает своё существование. Лидер коллектива Вячеслав Кобрин знакомится с лидером таллинской группы Magnetic Band Гуннаром Грапсом, который предлагает ему стать гитаристом коллектива. Кобрин переезжает в Таллин, где и живёт по сей день. Благодаря этим переменам Башлачёв принимает решение заняться сольным творчеством.

Башлачёв – сольное творчество

Весной 1984 года СашБаш отправляется в Ленинград, где посещает рок-клубовский фестиваль. Тогда же он покупает свою первую гитару, которую осваивает самостоятельно. В том же году он сочиняет свои самые известные песни, в числе которых «Время колокольчиков», «Чёрные дыры», «Подвиг разведчика», «Осень» и многие другие. Начинается период квартирных концертов Башлачёва.

Сначала Александр пел песни для своих друзей. Он делал это охотно, а для пущего эффекта надевал на руку браслет с колокольчиками, перезвон которых можно услышать на большинстве сохранившихся записей. В сентябре 1984 году дома у Леонида Парфёнова Башлачёв играет свои песни Артемию Троицкому, который приходит в неописуемый восторг и предлагает автору срочно ехать покорять столицу. В конечном итоге СашБаш перебирается в Ленинград, где проживает у своей фиктивной супруги Евгении Каменецкой.

Пик творческого расцвета музыканта пришёлся на 1985 год. Александр даёт множество концертов, делает несколько полупрофессиональных записей. В этот же период многие выступления СашБаша фиксируются на плёнку и впоследствии будут выпущены официально на компакт-дисках. Александр знакомится с ведущими отечественными рок-музыкантами, в том числе с Константином Кинчевым, Виктором Цоем, Петром Мамоновым, Борисом Гребенщиковым, а также принимает участие в фестивалях рок-клуба, членом которого он становится в 1987 году. В отличие от других участников клуба, он был принят в него без предварительного прослушивания.

В 1986 году сделаны самые известные записи Башлачёва. В январе его песни записывает Александр Агеев на своей домашней студии. Эта фонограмма становится самой известной. В полной версии она издаётся под названием «Лихо» на двух компакт-дисках (уже после смерти автора), а её фрагменты используются для формирования различных сборников, в том числе изданных на виниле «Время Колокольчиков» и «Всё Будет Хорошо».

Весной того же года Александр Башлачёв записывает альбом «Вечный Пост». Запись проходит на студии группы «Звуки Му», располагавшейся в то время на даче Александра Липницкого на Николиной горе. Александру ассистирует звукорежиссёр Вячеслав Егоров, работавший в то время с группой «Аквариум». Но результат автора не устраивает и он уничтожает запись. Впоследствии для официальных изданий будет использоваться копия, которую СашБаш подарил Александру Липницкому.

На протяжении 1987 года Башлачёв даёт немногочисленные квартирные концерты, а также выступает на 5-ом фестивале Ленинградского рок-клуба. Это выступление снимали на видео и в 2015 году запись выпустили на DVD. Новых песен рок-бард не пишет, 1987 годом датированы лишь некоторые четверостишия. Последняя песня – «Вишня» – им была написана весной 1986 года. Александр пребывает в депрессии и в поисках выхода из неё некоторое время живёт на даче у Ирины Линник (Комаровская сестричка, в среде рок-музыкантов её также называли ведьмой), которую впоследствии пытался убить лидер группы «Ноль» .

Летом Башлачёв получает приглашение принять участие в документальном фильме Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы, или Игра с неизвестным». Александр принимает приглашение и даже записывает для этой картины в студии Ленинградского Дома Радио несколько песен. Но в последний момент, уже находясь на съёмочной площадке в Киеве, он отказывается от участия в фильме. Несколькими месяцами ранее он точно также отказался от участия в фильме Алексея Учителя «Рок».

К началу 1988 года состояние депрессии Башлачёва усиливается. Он практически не играет концертов, а на немногочисленных выступлениях выглядит усталым. 29 января дома у Марины Тимашевой состоялся последний из записанных на плёнку квартирный концерт СашБаша, впоследствии изданный в седьмом томе антологии от издательства «Отделение Выход». После Александр сыграл ещё несколько квартирников, на которых исполнял и песню «Архипелаг гуляк», но, к сожалению, их записи не сохранились.

Зимой 1988 года поэт соглашается принять участие в съёмках фильма «Город» режиссёра Александра Бурцева по сценарию художников-митьков Виктора Тихомирова и Дмитрия Шагина. Сцену с участием Башлачёва должны снимать 17 февраля 1988 года. Утром участники картины собрались, оператор сделал несколько планов, посадив вместо героя похожего паренька и снял эмоции зрителей. Но вместо СашБаша на площадку пришла Марьяна Цой и сообщила о его гибели.

Смерть Александра Башлачёва

Александр Башлачёв погиб утром 17 февраля 1988 года, выбросившись из окна квартиры своей фиктивной жены Евгении Каменецкой. Как она рассказывала в фильме «Смертельный полёт», накануне поэт пребывал в расстроенных чувствах и хотел разговаривать с собравшимися, но из-за сильной усталости они не были готовы пойти ему навстречу. Утром Евгению разбудил звонок в дверь. На пороге стоял милиционер, который и сообщил о произошедшей трагедии.

Организацией похорон занималась Марьяна Цой. Похороны Башлачёва прошли 23 февраля 1988 года. Траурную церемонию снимала на плёнку группа Алексея Учителя. Позже эти страшные кадры были опубликованы в качестве бонуса на DVD-издании фильма «Рок». На гроб музыканта положили гитару. Башлачёв похоронен на Ковалёвском кладбище Санкт-Петербурга, квартал №3, участок №3. Рядом с могилой поэта стоит дерево, которое поклонники украсили колокольчиками, звон которых в ветреную погоду служит ориентиром.

6 июня 2005 года Александра Башлачёва заочно отпели по благословению митрополита Петербургского и Ладожского Владимира. Разрешение на отпевание и благословение получил основатель группы «Алиса» Святослав Задерий.

Личная жизнь Александра Башлачёва

В 1985 году Александр фиктивно женился на Евгении Каменецкой. Заключение брака было вызвано необходимостью получения Башлачёвым ленинградской прописки. По стечению обстоятельств, именно из окна Евгении СашБаш выпал утром 17 февраля.

В конце сентября же 1985 года у Александра родился сын Иван. Имя матери – Татьяна Авасьева. Младенец появился на свет неизлечимо больным и вскоре умер. Ему посвящена баллада «Ванюша». Не исключено, что именно в этот момент произошёл надлом, вызвавший у поэта депрессию, которая в конечном итоге и привела к трагической развязке.

11 мая 1986 года Башлачёва знакомится с Анастасией Рахлиной, которая становится его последней возлюбленной. Сама она считает их встречу не «знакомством», а «узнаванием». К тому времени Анастасия уже слышала Сашины песни, но попасть не его концерт ей не удавалось. Сама она описывает их встречу как случайную: Настя была в гостях у своей подруги Ольги, которой позвонил режиссёр Борис Юхананов, сообщивший, что находится поблизости вместе с приятелем и им нечего делать. Приятелем оказался СашБаш, с которым после этой встречи Настя уже не расставалась.

Осенью 1988 года, уже после смерти Александра, Анастасия родила сына Егора. Сегодня он является прямым наследником Башлачёва и обладателем прав на его произведения. 18 февраля 1998 года Настя с Егором приняли участие в программе Дмитрия Диброва «Антропология».

Документальные фильмы о Башлачёве

На сегодняшний день снято два документальных фильма об Александре. Первый называется «Смертельный полёт». Его премьера состоялась на телеканале «Россия» в 2005 году.

Годом позже свой фильм о Башлачёве снимает Александр Липницкий. Эта документальная картина входит в цикл «Еловая субмарина», а её премьера состоялась на телеканале «Ностальгия». Кроме того, об Александре была снята телепередача из цикла «Как уходили кумиры».

Книги Александра Башлачёва

К сожалению, при жизни Александра не было выпущено ни одной книги его стихов. Издания стали появляться спустя много лет после его смерти. В 2010 году впервые была издана биография поэта и музыканта, которую составил Лев Наумов. Впоследствии книга была дополнена новыми материалами и переиздана.