Некролог майе кристалинской. Болезнь и трагедия майи кристалинской

Многие неординарные личности притягивают внимание не только во время своей

жизни, но и после ее завершения. У настоявшего таланта нет срока давности. В этой статье пойдет речь именно о таком человеке - о народной певице времен Советского Союза.

Майя Кристалинская: биография

Кто она такая и как зарождался талант? Майя Владимировна Кристалинская появилась на свет 24 февраля 1932 г. в Москве. Отец ее, Владимир Кристалинский, зарабатывал на жизнь, придумывая и создавая разного рода головоломки и шарады для печатных изданий. Но любовь к музыке и пению девочке привил подарок, сделанный её дядей (мужем сестры отца), который работал в музыкальном театре режиссером и подарил ей гармошку. Играть на этом инструменте она научилась самостоятельно.

Первые успехи Майи Кристалинской

В школе девочка училась хорошо. Она была прилежным ребенком. Школу она совмещала с занятиями в детском хоровом коллективе, который назывался «Народный

ансамбль песни и танца». Руководителем этого коллектива был Семен Осипович Дунаевский. Но застенчивость Майи мешала ей в полной мере проявлять свои способности в пении. Что не сразу позволило обнаружить в ней необычайный талант. Даже сольно она пела исключительно в семейном кругу.

На школьном выпускном вечере (июнь 1950 г.) Майя наконец решилась и спела для случайных прохожих на В ее исполнении были такие песни, как «Синий платочек», «Друзей-однополчан», а также другие произведения военных лет.

После школы Майя Кристалинская поступила и училась в на инженера- экономиста. Там она продолжала проявлять себя творчески, участвовала в В 1955 г., после окончания института, Майя уехала в Новосибирск по распределению. Там она работала на авиационном заводе имени Чкалова. Вскоре девушка вернулась обратно в Москву и ее приняли на работу в КБ (конструкторское бюро) Яковлева. Но самодеятельность Майя не оставила и посещала эстрадный ансамбль.

Расцвет деятельности

Уже в 1957 г. на Всемирном фестивале, который проводили в честь молодежи и студентов, Майя выступала с ансамблем «Первые шаги», руководителем которого был Ю. Саульский. Выступление певицы произвело впечатление на публику. Её даже называли «самородком из КБ» и стали приглашать петь на различные концерты. Хотя нашлись и те, кто был недоволен выступлением Кристалинской. В статье «музыкальные стиляги» ее сильно раскритиковали.

В музыкальных кругах Майя Кристалинская начала приобретать все большую популярность. Первые её гастроли прошли в Закавказье. Она успешно выступала в Ереване, Тбилиси, Баку. Публика принимала Кристалинскую очень восторженно. После гастролей Майе сделали предложение о выступлении с известными уже на тот момент джаз-оркестрами, руководителями которых были Эдди Рознер и После 1960 г. Кристалинская записала композицию героини Маши (стихи Г. Поженяна), которая называлась «Мы с тобой два берега…» что принесло ей еще большую известность.

Песни в исполнении Майи Кристалинской принесли ей небывалую популярность и всеобщую любовь. К ним относятся такие композиции: «Возможно», «Тишина», «Царевна-несмеяна», «В нашем городе дождь». А также очень известными были песни: «Скоро август», «Спасибо, аист», «Ах, Арбат» и многие другие. Вскоре девушка заслужила титул лучшей эстрадной певицы 1966 года. Кристалинская успешно исполняла песни и на английском языке: «Течет Волга», «Подмосковные вечера». И это еще не все! Композицию «Старый клен» она исполняла на польском языке.

Период застоя творчества

После выступления с песней «В нашем городе дождь» на «Голубом огоньке» (начало 70-х) руководство телеканала обвинило Майю в том, что она этим произведением пропагандирует печаль и грусть. Это привело к тому, что Кристалинскую практически перестали показывать на телевидении. Но причиной всему оказалось назначение председателем Гостелерадио С. Ляпина, после чего многие артисты оказались в таком же положении, как и Кристалинская. Гастрольную деятельность наша героиня не прекращала, не отчаивалась и в минуты застоя писала статьи в «Вечерней Москве», занималась переводом книги Марлен Дитрих «Размышления» на русский язык. Но, несмотря на это, в 1974 году Кристалинской был присвоен титул «Заслуженная артистка».

Личная жизнь

В 1957 году наша героиня - Майя Кристалинская - стала замужней дамой. Ее избранником был Аркадий Арканов, в то время работник медицины, который впоследствии стал известным писателем-сатириком. Познакомились они 30 апреля в Политехническом музее на Международном фестивале, который проводился в честь молодежи и студентов. И уже 9 мая Аркадий Арканов сделал Майе предложение, на которое она ответила своим согласием. июня 1957 г. состоялось бракосочетание Арканова и Кристалинской. Родителей мужа наша героиня впервые увидела на своей свадьбе. Жили супруги на съемной квартире.

Их брак продлился около года, после чего молодожены расстались. Причиной распада семьи послужили разные взгляды на жизнь. Уже во время брака Майя Кристалинская, биография, личная жизнь которой показывают нам, что девушка была целеустремленным человеком, уволилась из конструкторского бюро, чтобы полностью посвятить себя музыке.

Болезнь

Когда Майе было 29 лет, у нее обнаружили опухоль лимфатических желез. Во время недуга в обществе постоянно появлялись слухи о кончине певицы, о её болезни раком, о самоубийстве. Но после длительного лечения Майя поправилась. О болезни напоминал лишь след на шее, который впоследствии ей пришлось тщательно скрывать косынкой.

Вторая попытка

Творческий путь певица Майя Кристалинская продолжала все так же успешно, чего нельзя сказать о личной жизни нашей героини. Любовь народа, известность и много поклонников не принесли Кристалинской семейного счастья с гражданским мужем. В 60-е годы она познакомилась с журналистом. В то время он работал в журнале «Советский союз». Из-за слабости избранника и предрасположенности к спиртным напиткам постоянно случались ссоры, что и привело к их расставанию. Через непродолжительное время Кристалинская соглашается на предложение скульптора Эдуарда Барклая и выходит за него замуж. Познакомилась пара на ужине у известного врача А. Вишневского, где Барклай весь вечер проявлял знаки внимания Майе, после чего проводил домой. И уже через несколько месяцев Кристалинская перебралась к Барклаю в его однокомнатную квартиру. Благодаря второму супругу Майя перестала выступать на сцене в брючных костюмах с косынкой на шее и сменила их на элегантные платья с высоким воротником. Детей у Кристалинской не было ни от первого, ни от второго мужа. Поэтому она всю свою дарила своей племяннице Марьяне.

Последний год жизни

Брак Кристалинской и Барклая длился 20 лет (до 19 июня 1984 г.). Ровно до тех пор, пока её супруг не умер. После этого Майя Кристалинская столкнулась с болезнями. У нее начали отказывать ноги и руки. Затем пропала речь. И ровно через год, 19 июня 1985 г. умерла и сама Кристалинская. Но до сих пор слушатель помнит прекрасное исполнение певицы. Нельзя забыть душевные переливы музыки и чистый голос нашей героини. Музыка тех лет затрагивает струны нашей души, волнует или успокаивает, заставляет даже иногда плакать. Но она никого не оставляет равнодушным.

Имя будущая певица получила в память о рано умершей сестре. Любовь к музыке маленькой Майе привил дядя, который работал режиссером музыкального театра. Он подарил маленькой племяннице гармошку, на которой девочка научилась играть.

Майя вообще была очень талантливым ребенком: ей легко давались как литература и иностранный язык, так и математика. Но пение было настоящей страстью. Она записалась в хор Центрального Дворца детей железнодорожников под руководством известного композитора Исаака Дунаевского. Но девочка была очень застенчива, поэтому среди множества голосов ее собственный терялся, а сольные партии она пела не перед публикой, только в семейном кругу, не мечтая о карьере певицы.

Окончив школу, Кристалинская поступила в Московский Авиационный институт, на специальность инженера-экономиста. Обучаясь там, девушка тоже посещала хор при институте. Потом она распределилась в Новосибирск, позже вернулась в Москву и устроилась в конструкторское бюро Яковлева, продолжая, впрочем, участвовать в художественной самодеятельности. Майя пела в эстрадном ансамбле ЦДРИ (Центрального Дома работников искусств). О карьере профессиональной исполнительницы девушка по-прежнему не помышляла.

Возможно, зритель так никогда и не узнал бы талантливую певицу, если бы не IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в конце июля – начале августа 1957 года в Москве. Выступления Кристалинской были замечены и приняты «на ура». Ее называли «самородком из КБ», наперебой приглашали петь на площадках. Тогда же она познакомилась с известным ныне сатириком Аркадием Аркановым, который тогда работал участковым врачом. Молодые люди вскоре поженились. Майя поехала на свои первые гастроли, на Кавказ.

Выступления певицы прошли с таким триумфом, что она поняла: ее путь – это музыка. Кристалинская уволилась из КБ, вскоре развелась с мужем. Теперь она принадлежала только музыке. Майя выступала с легендарными джазовыми оркестрами Эдди Рознера и Олега Лундстрема. Ее пластинки выходили миллионными тиражами и сразу же раскупались. Душевные песни в исполнении Кристалинской «А снег идет», «Ах, Арбат», «Я тебя подожду», «Мы с тобой два берега» знала вся страна. Но поистине культовой стала знаменитая «Нежность».

Майя получала, казалось, все, что было нужно для счастья: любовь и признание зрителей, доступные не каждому в то время зарубежные гастроли, титул лучшей певицы 1966 года, звание заслуженной артистки РСФСР в 1974 году. Но не все было так радужно. Хрущевская оттепель заканчивалась, и вот уже Кристалинскую после одного из «Голубых огоньков» обвинили в пропаганде грусти, которой не должны предаваться советские люди. Ее песни оказались под запретом на телевидении, даже всенародно любимая «Нежность». В личной жизни тоже все складывалось неудачно: возлюбленный мучил Майю постоянными скандалами и ревностью, был груб.

Но самое страшное – у певицы обнаружили злокачественную опухоль лимфатических узлов. Именно ее следы Кристалинская скрывала, повязывая на шею платочек, который копировали все советские девушки. А таким образом скрывала свой недуг. И боролась с болезнью, проходя бесконечные курсы химиотерапии, глотая лекарства.

Судьба подарила ей поддержку в лице известного архитектора и дизайнера Эдуарда Барклая, за которого она вышла замуж. Он относился к Майе с любовью и нежностью, старался постоянно развеселить ее, отвлечь от грустных мыслей, хотя и сам болел сахарным диабетом.

В их доме постоянно гостили друзья, супруги устраивали розыгрыши, Кристалинская пела. Но делать это с каждым днем было все труднее. Тогда муж предложил ей на русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления», что она и сделала. Летом 1984 года Эдуард Барклай умер. Майя Кристалинская пережила его ровно на год. Но ее песни продолжают жить и сегодня.

Имя певицы Майи Кристалинской - это символ советской эстрады 60-70-х годов. Ее песни звучали по радио и телевидению, их пели в дружеских компаниях и под настроение в одиночестве. На концертах Майи Кристалинской всегда были аншлаги, а ее скромный "незвездный" облик и задушевная манера исполнения делали певицу настоящей Народной артисткой не по званию, а по своей сути.


Песни и авиация

Майя Кристалинская появилась на свет в Москве 24 февраля 1932 г. Ее отец, Владимир Григорьевич, был математиком, который уделял много внимания занятиям с детьми в Доме пионеров, составлял головоломки и кроссворды для газет и журналов. Майя хорошо знала математику, изучала иностранные языки, но больше всего на свете любила пение и музыку. Дома она с удовольствием распевала услышанные со сцены оперные арии, училась играть на фортепиано и гармошке. Позднее Майя стала петь в детском хоре под руководством И. Дунаевского и с успехом выступать в школьной самодеятельности. Ее пение нравились всем, но связывать свою дальнейшую судьбу с искусством Майя не решилась и поступила в МАИ.

В институте Майя усердно осваивала специальность инженера-экономиста, а после занятий пела в студенческом хоре. Вместе с ней хор посещала будущая оперная примадонна Галина Карева , которая убеждала Майю, что ей нужно профессионально заниматься вокалом. Однако в 1955 году Майя получила диплом, и вместе с подругой поехала по распределению в Новосибирск. Приезжим москвичкам предложили рабочие должности с низкой зарплатой и место для жилья сначала в красном уголке, затем в комнате при бухгалтерии, где им всю ночь приходилось баррикадироваться от незваных гостей. Через несколько дней с остатками привезенных из дома продуктов и денег девушки вернулись в Москву, а вслед за ними пришло письмо с завода о возбуждении уго

ловного дела за самовольный уход с работы. К счастью, письмо попало в руки начальнику главка, который рецензировал дипломную работу Кристалинской, и девушки получили направление на работу в знаменитое бюро Яковлева. Режим работы закрытого предприятия был очень строгим. Однако каждый день в течение 15 минут обеденного перерыва проходили репетиции самодеятельных артистов, а по вечерам Майя занималась в эстрадном ансамбле при ЦДРИ.

Непростой путь к славе

Решающим в жизни Майи Кристалинской стал 1957 год, когда в рамках подготовки к Всемирному фестивалю молодежи и студентов Юрий Саульский создал джазовый оркестр "Первый шаг". Майю пригласили туда солисткой, и фестивальные дни стали настоящим триумфом молодых исполнителей. Но буквально в последний фестивальный день появилась разгромная статья, инициированная Д. Кабалевским и А. Цфасманом, и ансамбль был расформирован. Однако Кристалинская уже обрела известность и продолжала выступать. В 1958 году на одном из концертов Майя познакомилась с Аркадием Аркановым. Вскоре они поженились, причем родители Майи узнали об этом уже задним числом. Брак не выдержал испытания материальными трудностями и несходством характеров и распался ровно через десять месяцев (официальное расторжение состоялось в 1962 году). А Майя продолжала петь: взяв на работе максимально возможный отпуск, отправилась на гастроли с оркестром Олега Лундстрема. Ее выступления имели ошеломляю

щий успех, после каждого концерта Кристалинскую осаждала толпа желающих взять автографы. Как только закончился положенный по закону срок работы в КБ Антонова, Майя покончила с профессией инженера и стала солисткой в оркестре Эдди Рознера.

Несмотря на огромную популярность, личную жизнь певицы нельзя было назвать благополучной. Отношения Майи с известным журналистом "Огонька" омрачались его склонностью к алкоголизму и скандалам. Но певица упорно продолжала идти к успеху. В 1960 году песня "Два берега" из культового фильма "Жажда", записанная на пластинку Кристалинской, мгновенно стала всенародным хитом, а сама певица – настоящей эстрадной звездой.

Однако судьба приготовила Майе новое испытание. В 1961 году, после простуды, полученной во время гастрольной поездки, ей поставили страшный диагноз – лимфогранулематоз. Певица прошла тяжелый курс лечения и с тех пор всегда выходила на сцену с кокетливым платочком на шее, а на время отпуска ложилась в клинику. Но, несмотря на болезнь, каждая новая песня Майи буквально подхватывалась всей страной, а популярные передачи "С добрым утром" и "Голубой огонек" были немыслимы без участия Кристалинской.

Отлучение от сцены

На концертах Майя Владимировна всегда представала в нарядах, не слишком отличающихся от одежды зрительниц. Она отличалась задушевной и непринужденной манерой общения, часто читала со сцены стихи. Среди песен Майи Кристалинской, ставших шедеврам

и советской эстрады, - "А снег идет", "В нашем городе дождь", "Царевна-несмеяна", "Старый клен", "Ненаглядный мой" и множество других, которые до сих пор включают в свой репертуар известные певицы. Вершиной мастерства и символом таланта Майи Кристалинской стала легендарная "Нежность", впервые прозвучавшая в ее исполнении в 1966 году. В этом же году Кристалинская по опросам зрителей была признана Лучшей эстрадной певицей. Произошли изменения и в ее личной жизни. Союз с архитектором Эдуардом Барклаем принес в жизнь Майи любовь и заботу. Эдуард подбирал для жены элегантные концертные платья, заботился о ее лечении и отдыхе. Однако 1970 год оказался роковым для карьеры всенародной любимицы.

С. Лапин, вновь назначенный председатель Гостелерадио, в корне изменил репертуарную политику. От эфира были отстранены многие известные исполнители, в число которых попала и Майя Кристалинская . Теперь концерты Майи Кристалинской проходили в сельских клубах и домах культуры райцентров. Певица занималась журналистской деятельностью, переводила "Размышления" своей любимой актрисы Марлен Дитрих .

Несмотря на практическое отсутствие выступлений, в 1974 году Кристалинской было присвоено звание Заслуженной артистки СССР.

В 1984 году скоропостижно умер страдавший диабетом Эдуард Барклай. Майя тяжело переживала эту потерю, ее болезнь стала прогрессировать. Певица скончалась 19 июня 1985 года, пережив мужа ровно на один год.

МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ: «ОПУСТЕЛА БЕЗ ТЕБЯ ЗЕМЛЯ»

– необыкновенно приятная певица с милым, нежным и удивительным по тембру голосом. Она пела, не напрягаясь, как будто бы разговаривала с вами, и эта ее манера притягивала слушателей. Она была для них родной и знакомой. Во времена моды на искусственный мех, шпильки и мини-юбки она всегда была сдержанно-строгой. Казалось, Майю Кристалинскую обожал весь Советский Союз. А авторы песен и не предполагали, каким невероятным успехом они будут пользоваться, какая долгая и счастливая судьба их ожидает. Например, «Нежность» исполняли многие: , Гвердцители, но в памяти слушателей она остается в исполнении Майи Кристалинской .

Юная артистка Майя Кристалинская

В конце 1920-х годов в семье сочинителя головоломок и шарад, которые печатались в различных изданиях, Владимира Кристалинского родилась девочка. Ее назвали Майей. Увы, ребенок прожил всего два года. И когда 1932 года снова родилась девочка, родители ее тоже назвали Майей. Они тогда и предположить не могли, какие испытания ждут их дочь впереди.

Возможно, судьбу будущей певицы определил ее дядя, режиссер музыкального театра, который подарил маленькой Майе гармошку. Сначала девочка самостоятельно выучилась играть, а потом и запела, аккомпанируя себе, «Друзей-однополчан», «Синий платочек» и другие песни недавних военных лет.

Отец Владимир Григорьевич, кроме того, что сочинял головоломки и кроссворды, вел кружок в Доме пионеров. Туда ходила десятилетняя Валя Котелкина. Она-то и стала подружкой Майи, да еще какой – на всю жизнь! Обе любили петь. В школе выступала на вечерах, просто без подготовки, под рояль в актовом зале. Но делать это профессией и не думала.

Майя и МАИ

Училась девочка хорошо, ей давались и математика, и литература, и иностранный язык. В конце концов она оказалась в хоре Центрального Дворца детей железнодорожников, которым руководил сам . Выпускным июньским вечером 1950 года на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Ей не подпевали: не положено громко петь у Кремля, где за светящимся окошком не спит самый мудрый человек на свете. И не аплодировали, но кольцо росло, сжималось, в задних рядах вытягивали шеи, чтобы рассмотреть певицу…

И даже после этого Майя о карьере артистки даже не помышляла. Когда штудировала «Справочник для поступающих в вузы», бросилась в глаза аббревиатура МАИ (Московский авиационный институт). Может, это судьба? Майя – МАИ. И потянула за собой Валю. Котелкиной было все равно – лишь бы вместе, и девочки подали документы на факультет экономики самолетостроения. «Будем с парашютом прыгать», – пугала Майя Валю.

Перед получением паспорта в положенные 16 лет она – по матери русская, по отцу еврейка – советовалась с верной подругой, что записать в пятую графу. Та не колебалась: «По советским законам национальность определяют по отцу». Добрая и мудрая Валя, больше всех на свете любившая маму и Майю, конечно же, не предполагала, каких слез будет стоить подруге этот «выбор»! Да и как было предположить, что в 1960-х годах новый председатель Гостелерадио Сергей Лапин, «зачищая» эфир, надолго отлучит от него в угоду «дорогому Леониду Ильичу» любимую народом певицу из-за принадлежности к лицам еврейской национальности. Но это позже…

Институт они окончили в 1955 году. Вместе с синими корочками, где значилось «инженер-экономист», выдали им распределение: Новосибирский авиационный завод. Замдиректора встретил девушек неприветливо. Им даже не предложили места в общежитии. Вечерами они слушали по радио Москву и плакали. На заводе все казалось отталкивающим – грязный цех, матерящиеся женщины. И в головах девчонок созрел план побега. С остатком сухарей и десятью рублями сели в общий вагон. Новосибирский завод прислал в Москву ходатайство о привлечении к уголовной ответственности выпускников Московского авиационного института гражданку Майю Кристалинскую и Котелкину, которые самовольно оставили место работы. Но в Министерстве авиационной промышленности девочек пожалели. Начальник главка был рецензентом Майиного дипломного проекта, он-то и решил не портить девушкам биографии и пристроил их на работу в Москве – в бюро генерального конструктора Яковлева.

«Музыкальные стиляги»

Майя продолжала участвовать в самодеятельности в эстрадном ансамбле Центрального Дома работников искусств. И тут, на счастье начинающей певицы, в Москве в 1957 году прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Джаз в СССР в те годы не очень поощрялся, но щегольнуть хотелось. ЦК комсомола поручил молодому композитору, дирижеру и пианисту создать джазовый оркестр не хуже зарубежных. Саульский, наслышанный о способной девушке из конструкторского бюро, пригласил Майю в свой оркестр.

Выступления Майи Кристалинской на площадках фестиваля были замечены. Однако 8 августа, в день, когда раздавали награды фестиваля, в газете «Советская культура» появилась разгромная статья под названием «Музыкальные стиляги». Ее «герой» – Молодежный оркестр под управлением Юрия Саульского – был бит по всем статьям. И за «заигрывание со зрителем», и за «рявканье тромбонов, вой саксофонов, грохот ударных». Статья была явно заказанная, как потом выяснилось, композиторами, произведения которых оркестр не играл.

Майя Кристалинская и Арканов

Аркадий Арканов

Конечно, последовали выводы: Саульского и весь оркестр изгнали из Дома работников искусств. Музыканты стали устраиваться кто куда, а Майя… Она вышла замуж. В Политехническом музее был вечер, в котором участвовали те, кто готовил программы ко Всемирному фестивалю. Среди них – джаз Центрального Дома работников искусств и коллектив Первого мединститута, где выделялся молодой Аркадий Арканов. Будущему врачу-терапевту и известному писателю-сатирику девушка понравилась сразу. В тот же вечер пригласил ее в ресторан, потом проводил домой, назначил следующую встречу. Через пару дней они подали заявление в ЗАГС. Родителям Арканов не сказал ничего, и только когда расписались, 1 июня 1958 года, привел мать в шоковое состояние, показав свое брачное свидетельство.

Отношения молодых с родителями не складывались, а жить было негде, и у метро «Аэропорт» за 50 рублей в месяц отыскалась комнатка в коммуналке. Но и между супругами тоже, как выразился позже Арканов, «кошечка пробегала». В первую очередь не совпадали их взгляды на искусство. «Майя, у тебя нет музыкального образования, ты темна, как деревенский человек. Голос от природы, неплохой слух и способность воздействовать на слушателей – этого мало», – убеждал жену Арканов. Но та не желала внимать советам неспециалиста.

Прошло всего 10 месяцев брака, когда Аркадий Арканов вышел из дома с портфельчиком в руке. Это был день выборов, и он ехал к своим родителям – голосовать по месту прописки. «Когда ты придешь?» – спросила Майя. «Думаю, что я не приду вообще», – ответил он и сдержал слово.

Ее песни обожала вся страна

Из конструкторского бюро Майя ушла, когда миновали три обязательных года. Теперь она уже чувствовала себя профессиональной певицей, ездила на гастроли сначала с оркестром Лундстрема, потом с оркестром Эдди Рознера по всему Союзу.

И вот в 1960 году на экраны страны выходит фильм «Жажда». Кристалинская записывает на пластинку песню Маши из этой картины. И на нее обрушивается мгновенная популярность. В один миг семи миллионов пластинок с песней Маши «Мы с тобой два берега» на прилавках магазинов как не бывало. Это при том, что запись чуть ли не каждый день звучала по радио. Голос певицы стал душевным камертоном народа на целое десятилетие. Она пела ставшие шлягерами «А снег идет», «Неужели это мне одной», «Текстильный городок», «Я тебя подожду», которые до сих пор не ушли из памяти слушателей.

В 1966 году по опросу телезрителей становится лучшей эстрадной певицей года, а песню «Нежность» – лирический лейтмотив фильма «Три тополя на Плющихе» – поют всей огромной, кипучей, никем непобедимой страной.

Вернешься – и опять споешь

с Эдуардом Барклайем

Внешне все выглядело отлично. На самом же деле жизнь Майи Кристалинской с середины 1960-х, с окончанием «оттепели», становилась все сложнее и труднее. Да, были гастроли за рубежом, любовь миллионов людей, пластинки, радио и телевидение. Но после песни «В нашем городе дождь» на новогоднем «Голубом огоньке» руководство телевидения обвинило певицу в пропаганде грусти, чего в нашей солнечной стране быть не должно. Не сложились ее отношения и с новым другом сердца, известным журналистом. Он был груб, ревнив, скандален. Но самое страшное – это болезнь, которая открылась у Майи: опухоль лимфатических желез. Выступления на эстраде сменялись длительным лечением в больницах. Ее муж (замуж она вышла в конце шестидесятых за архитектора Эдуарда Барклая) скрупулезно следил, чтобы она принимала все лекарства. Она выходила на сцену с неизменной косынкой вокруг шеи. Это подогревало интерес публики, о косынке ходили легенды.

Когда ей не давали петь, Кристалинская писала замечательные статьи в «Вечернюю Москву», перевела на русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления». Связалась с самой Дитрих в Париже и получила ее одобрение. Эта книга стала раритетом. Напечатали ее уже после смерти Майи. Когда Марлен Дитрих узнала о выходе книги, то откликнулась благодарственной телеграммой. Но благодарить она могла теперь только издательство.

Детей из-за болезни иметь не могла, но с мужем жили интересно и дружно. Летом 1984-го, в день, когда они должны были ехать на курорт, Барклай разбудил ее: «Мне плохо». Для нее самой опустела земля. Ушел из жизни супруг Эдуард. Тогда одна из самых любимых певиц СССР потеряла голос и перестала передвигаться. Весной 1985 года речь у нее пропала совсем, она могла только плакать. Ровно через год, в день похорон мужа, 1985 года, Майя Владимировна умерла.

Она успела многое: записала более двухсот песен и голос ее звучит за кадром в двух десятках фильмов. На могиле Майи Кристалинской есть надпись: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься – и опять споешь».

ФАКТЫ

Однажды ей и Гелене Великановой предложили концерт на двоих в Театре эстрады. Великанова согласилась с условием, что ей дадут второе отделение. У Кристалинской было первое, и она «взяла» зал, по жару аплодисментов затмив Великанову. Та не смогла простить чужого успеха и «отомстила», проголосовав на каком-то худсовете против присуждения Кристалинской звания заслуженной артистки.

«Эхом нашей юности» назвал Майю Кристалинскую поэт Роберт Рождественский.

Майя Владимировна болезненно относилась к критике. Однажды известный пианист и джазовый музыкант Александр Цфасман опубликовал гневную статью об эстраде, где в качестве примера «припечатал» Кристалинскую. Скомкав газету, Майя выбрала из множества виниловых пластинок домашней фонотеки все пластинки Цфасмана, с яростью разломала о колено и выбросила осколки в окно.

На «Площади звезд» в Москве в 2002 году загорелась новая именная звезда в честь заслуженной артистки России Майи Кристалинской к 70-летию со дня рождения певицы.

Обновлено: Ноябрь 26, 2017 автором: Елена

Биография М.В. Кристалинской из сборника
"Эстрада России, ХХ век". Энциклопедия
М., "Олма-Пресс", 2004. Стр. 312.

Е.Д. Уварова

Кристалинская Майя Владимировна
(24.02.1932. Москва - 19.06.1985. Москва)

Певица. Заслуженная артистка РСФСР (1974). Окончила Московский авиационный институт, работала на заводе инженером-экономистом, участвовала в заводской самодеятельности. С молодежным эстрадным оркестром Центрального дома работников искусств выступила на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957). Недолго (1959-1960) работала солисткой в оркестре под управлением О. Лундстрема. С 1961 в Москонцерте. В 1962 стала лауреатом II Всеросского конкурса артистов эстрады. Известность принесли песни "Я тебя подожду" А. Островского (ст. Л. Ошанина), "Письмо на Усть-Илим" А. Пахмутовой (ст. С. Гребенникова и Н. Добронравова), "Мы с тобой два берега" А. Эшпая (ст. Г. Поженяна), "Опять плывут куда-то корабли" А. Колкера (ст. И. Кашежевой) и др.

Исполнение привлекало обезоруживающей простотой и искренностью. Одетая в скромный костюм, почти аскетичная в выборе выразительных средств, она никак не отвечала имиджу эстрадной звезды. Красивый, низкий, хотя и небольшой голос звучал легко, свободно. Каждую песню трактовала по-своему, как ее чувствовала, покоряя глубиной и правдивостью переживания. Примером для Кристалинской оставался М. Бернес, гастролировала с ним в Польше в 1964. В репертуаре многих певиц была "Нежность" Пахмутовой (ст. Добронравова), но, по свидетельству композитора, решила судьбу этой песни Кристалинская (1966). Ее негромкое, задушевное пение передавало верность, ожидание, мужество, нежность без сентиментальности, выспренности. Стремилась исполнять песни, по своему содержанию отвечавшие ее личной теме, так полно выразившейся в "Нежности". Становилась соавтором своих песен. В репертуаре песни "Девчонки танцуют на палубе" Пахмутовой, "Садовое кольцо" М. Таривердиева (обе на ст. Гребенникова и Добронравова). "Ненаглядный мой" Пахмутовой (ст. Р. Казаковой), "Неужели это мне одной" Г. Портнова (ст. Ю. Принцева). В ее исполнении по-новому зазвучали знаменитая "Землянка" А. Листова, "В лесу прифронтовом" М. Блантера, "Колыбельная Светланы" Т. Хренникова. В одной из последних сольных программ "В песне жизнь моя" (по названию одноименной песни Пахмутовой - Добронравова) наряду со своими признанными шедеврами исполняла русские романсы (в том числе "Все, как прежде" И. Дунаевского), читала стихи О.Берггольц, Р. Рождественского, а также "Как хороши, как свежи были розы" И. Тургенева с музыкой А. Аренского. Одна из первых начала широко использовать световые эффекты, помогавшие создать нужное настроение. Непринужденно общалась с публикой, исполняемую песню обычно объявляла сама. Записала на английском языке "Подмосковные вечера" В. Соловьева-Седого, "Течет Волга" М. Фрадкина, на польском "Старый клен" Пахмутовой, "Москвичи" Эшпая. Голос Кристалинской звучит за кадром более 20 кинофильмов ("Три тополя на Плющихе", "Тишина", "Когда песня не кончается" и др.). Перевела и подготовила к изданию книгу: Марлен Дитрих. Размышления (М., 1985).

Лит.: Пахмутова А. Нежность // Кругозор. 1976. № 1; Серебренникова Б. Майя Кристалинская // Певцы советской эстрады. М., 1977. Вып. 1; Сибирский В. Майя Кристалинская // Муз. жизнь. 1978. № 22; Драбкин А. Когда душа поет // СЭЦ. 1979. №9.