Спор поколений вместе или врозь тургенев отцы и дети. «Спор поколений: вместе и врозь

Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе.

Спор поколений: вместе и врозь

Тема. Конфликт и преемственность поколений в произведениях русской литературы.

Урок №1

Цели.

1. Проверить и закрепить знания художественной литературы.

2. Развить навыки работы с текстом.

3. Раскрыть суть отношений главных героев произведений с противоборствующим другим.

4. Сделать вывод, как отражается конфликт и преемственность поколений.

Метод.

Аналитическая беседа, комментированное чтение, пересказ эпизодов, творческая работа учащихся (написание сочинений).

Ход урока.

1. Запись темы и эпиграфов:

«Чти отца своего и матерь свою,

и благо тебе будет,

и долголетен будешь на земле»

(Библейская заповедь)

«Порвалась связь времен»

(В. Шекспир)

«Сегодня российское общество

испытывает дефицит

духовных скреп»

(В.В. Путин)

2. Слово учителя о целях и задачах урока

Пословное обдумывание формулировки темы. Учитель заостряет внимание на том, что здесь действительно важно каждое слово. И ключевые здесь слова:

Конфликт – это столкновение, непримиримость, противоречие, протест.

Преемственность – продолжение, начатого предшественниками, следование их пути.

Как вы понимаете эпиграфы?

Вступительное слово учителя.

«Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп», - это слова из послания Федеральному собранию Президента В.В. Путина.

В самом деле, наше общество утратило за последние десятилетия традиционные нравственные ценности. Разобщенность «Отцов и детей», непонимание даже внутри одного поколения особенно остро ощущаются сейчас, когда утрачены прежние смыслы и цели, а новые вызывают растерянность, неопределенность.

Правда, такие споры были очевидны и в прежние время.

Предлагаю вспомнить суть споров отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Вспомните, чем ознаменовался приезд Базарова в Марьино?

Прежде всего Базаров не считает нужным в угоду элементарным правилам учтивости менять свое обычное поведение. Оказавшись в обществе людей старшего поколения, не разделяющих революционно-демократических убеждений, он проявляет нетерпимость к их мнению, становится грубым среди своих товарищей.

3. Проверка домашнего задания (опережающее домашнее задание)

В качестве опережающего домашнего задания вам надо было подумать над вопросами:

– Как Тургенев противопоставил братьям Кирсановым нигилиста Базарова?

Наделен ли Базаров рефлексией, определенным расхождением между словами (убеждениями) и делами (готовность и способностью «рассиропится»)? В каких эпизодах это обнаруживается?

Как характеризуют Базарова его циничные суждения о женщинах и глубокая, страстная любовь к Одинцовой?

Что можно сказать о грубоватых высказываниях героя о родителях и нежной любви к своим старикам?

В каких эпизодах романа обнаруживается «великое сердце» Базарова и безусловный трагизм его судьбы? Где проявляется трагедия бессмысленного отрицания того, что является прекрасным (музыки, поэзии, живописи, природы)?

4. Поведение итогов беседы

Проблема, заваленная Тургеневым в названии романа, - это проблема на все времена. Собственно, это проблема переосмысления жизненных ценностей поколения, предшествующего поколением, приходящим ему на смену. Не всякая смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой, как это произошло с Базаровым.

Важно отметить, что идейный конфликт, который возник в романе между Базаровым и «отцами» примирением разрешится не может. Мировоззренческое противостояние ведет к полному разрыву – к нарушению связи времен . (см.1 эпиграф). Фигура Базарова трагична одиночеством его. Нет у него настоящих последователей на главном его поприще (не стоит думать, что медицина – главное его поприще). Одинок он и в личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, и он с ними скучает. И в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Эта история окончательно надломила его.

Неожиданно обнаруживается, что и с народом, знанием и пониманием, которого он так похваляется, у него тоже нет подлинной близости. Простой мужик выносит ему приговор: «Известно, барин: разве он что понимает?»

Скептицизм охватывает героя. Он и сам перестает верить в необходимость, какой бы то ни было полезной деятельности. Усталость, бездействие, тоска героя ведут к трагическому тупику его жизненного пути.

5. Переход к анализу сцен из «Капитанской дочки»

Учитель

И все-таки как хорошо, когда не война, не протест против старшего поколения, а преемственность, дает понимание смысла жизни отцов утвердились в сознании детей. «Духовные скрепы» навсегда соединили Петра Гринева с родителями.

Напомните основные эпизоды, раскрывающие поведение героя, следование завету отца, в повести «Капитанская дочка».

Учащиеся пересказывают

Эпизод казни защитников Белогорской крепости.

В штабе Пугачева.

В Бердской слободе.

Делаем вывод

Примером стойкости, верности своим убеждениям, царю и Отечеству и, конечно, Богу, является Петр Гринев. Несмотря на сложные драматические обстоятельства, в которых он оказался, Петр Гринев не уронил чести, остался верен государыне и не опозорил чести своей семьи. Герой всегда надеялся на милость Господа и выходил из труднейших положений благодаря своим нравственным качествам. В трудные минуты жизни он руководствуется не сиюминутными интересами, а высшими принципами, которые помогают ему принять правильные решения. Как ни уговаривал его Пугачев перейти на его сторону, Гринев не изменил себе, своим убеждениям, сохранив при этом достоинство и честь.

6. Переход к сопоставительному анализу двух героев: Молчалина из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Что объединяет двух героев Павлушу Чичикова и Молчалина?

Оба получили советы своих отцов, но эти заветы несут в себе безнравственное начало. Комментарий учащихся и подтверждение текстами.

Урок №2 Урок развития речи.

Написание сочинений по теме урока №1.

Фрагменты сочинений.

Сочинение 1

Оба героя (Базаров и Павел Петрович) почувствовали неприязнь друг к другу при первой же встрече. Павел Петрович окрестил Базарова циником, плебеем, лекаришкой, волосатым, шарлатаном. Базаров же называет Кирсанова аристократишкой, идиотом. И первая же встреча за чаем привела к словестной дуэли, которая длилась вплоть до настоящего поединка.

Спорили по разные вопросам, волновавшим в то время: о нарде, его жизни, о науке, патриотизме, религии, искусстве. Здесь и далее и выявились нигилистичные взгляды Базарова. Он считает, что «порядочный химик в 20 раз полезнее поэта», что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров не признает чувств, считая, что есть только ощущения. Будучи естествоиспытателем, герой не признает никаких высших духовных ценностей.

Но начинается проверка взглядов Базарова жизнью. Постепенно после встречи с Одинцовой Базаров начинает осознавать свою беспомощность перед вечностью и могуществом природы: «…И часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожны перед вечностью, где меня не было и не будет!..» - восклицает он. Грусть и растерянность чувствуем мы в этих словах.

Да и любовь, которую он тоже отрицал, входит в его жизнь. Как оказалось, он способен на глубокое чувство. Хотя оно и осталось безответным, а ведь прежде он был так циничен в отношении к женщине.

Особую остроту, пронзительность придает конфликт Базарова с родителями. Чувства Базарова противоречивы. С одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой – в его словах сквозит презрение к «глупой жизни отцов», продиктованное его жизненной позицией, его твердыми убеждениями. Разлад этот, по-видимому, не разрешим. Базаров утверждает: «Всякий человек сам себя воспитывать должен – ну хоть как я». Но не прав он. Только благодаря примеру родителей, их воспитанию возможен был интеллектуальный рост Базарова. Трагедия его в том, что утратив возможность понимать их, принимать их такими. Как есть, прощать. Между ними велика пропасть, да и сам Базаров не хочет сблизится с ними, считая это шагом назад.

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», - гласит пятая заповедь, данная Господом Богом. Как же правильно почитать отца и мать? Это в первую очередь любить их, быть благодарными им за жизнь, которую они дали, не судить их поступки, заботиться о них до самой их смерти, слушать их во всем.

Полное забвение этой заповеди у Базарова: «да благо будет тебе, должен будешь на земле». Забыл о Боге, исключил его из своей жизни: «Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть», - говорит герой. Вот еще и почему такой трагический финал повести.

Сочинение №2

Так о чем роман? О трагедии человека, разъеденного с миром отцов. Роман о человеке, который попрал многие общечеловеческие, христианские ценности: любовь к ближнему, заповеди «не убий» (все-таки стрелялся на дуэли) и «что отца и матерь свою».

Что же еще можно поставить ему в вину. Виноват, потому что тяготился родителями, был снисходителен и высокомерен в дружбе, циничен в отношении к женщине, с презрением относился к Ситникову и Кукшиной, людям пусть и убогим и недалеким, но все ж людям. А главное, исключил мысль о Боге. Так все-таки врозь, а не вместе с отцами горой. Так и не поменял от своих убеждений. Крайности во взглядах Базарова принесли на все последующие времена, ибо несли разрушительное, безнравственное начало.

Сочинение №3

Проблемы отцов и детей существуют во многих произведениях литературы. В семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми. Поэтому-то от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как будет в будущем человек относится к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что будет для него главным и святым.

«Береги честь смолоду»,- так напутствует отец своего сына Петра, отправляющегося на военную службу. И этот завет Петр Гринев выполнил до конца. В трудных обстоятельствах герой оказывается часто, но никогда не запятнал он чести не уронил достоинство. Духовные скреп, говоря современным языком, навсегда связали его с корнями. Нигде в повести Гринев не отступает от чести по малодушию, по страху. Вот в Белогорской крепости пленного Гринев, узнанного и пощаженного Пугачевым подтаскивают к атаману для лобызания руки «государя». «Целуй руку, целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».

В повести нигде Гринев сознательно не поступается своей офицерской честью. Его щадят, ему дарят подарки и помогает освободить невесту Пугачев. Сам же Гринев не помогает самозванцу ничем, кроме помощи нравственной. Более того, он заставляет Пугачева относится с определенном уважением к своим представлениям о чести и присяги.

«Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты сделал для меня. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»,- говорит Гринев Пугачеву при освобождении Маши.

Сочинение №4

В повести нигде честь не противоречит совести. За что держаться? Что не подведет? Держаться надо за совесть, за честь в глазах Бога (думаю, это имел в виду отец, наставляя сына), за Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Такой глубоко христианский, глубоко русский ответ дает Пушкин в повести «Капитанская дочка». Его герой, конечно же, с младых ногтей, знал заповедь о почитании родителей. И благо было ему, да долголетен был он на земле, ибо остался настоящим гражданином, хорошим семьянином и истинным христианином.

Сочинение №5

Отцы бывают разные. Были и такие которые в своих наставлениях, что для них самих являлось наиболее важным в жизни. Отец наказывал Павлуше Чичикову больше всего угождать учителям и наставникам, беречь и копить копейку. «Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой». Духовной пустотой и мертвечиной веет от героя. Все мысли и чувства этого человека подчинены одному желанию – любой ценой стать богатым. Ради заветной цели он идет на хитрость и обман, проявляет самые отвратительные качества: изворотливость, ловкость, лесть, мошенничество. Ничего святого нет в этом человеке, да и не могло быть, судя по наставлении, которого он явно превзошел. Подлецом называет Чичикова Гоголь.

А вот другой персонаж – Молчалин. Он полностью разделяет взгляды старшего поколения. Это очень помогает ему в жизни. Он добился и чина асессора, и стал секретарем у Фамусова, московского туза, его любит дочь богатого человека. И все это потому, что он придерживался завета отца:

Во-первых, угождать всем людям без изъятия-

хозяину, где доведется жить,

начальнику, с кем буду я служить,

слуге его, который чистит платье,

швейцару, дворнику для избегания зла,

собаке дворника, чтоб ласкова была.

Значительный успех принесли ему, кроме этого угодничества и лакейства, «умеренность и аккуратность». Но читатель не ошибается: все отвратительно в этом человеке, все упрятано, утаено. Умному Чацкому видны ничтожества и глупость Молчалина, его безгласие и низкопоклонства. В конце пьесы и Софье открылись трусость и подлость Молчалина, его расчетливость и лицемерие, его подхалимство и неискренность.

Заключительное слово учителя.

Вот так мы говорим на уроке о конфликте и преемственности поколений проблеме отцов и детей. Проблема это существовала всегда и остается актуальной в нынешнее время.

Какие ценности унаследует молодое поколение от старших? Какие «духовные скрепы соединят людей в семье, обществе? Какие базовые ценности сегодня наиболее востребованы молодежью? И что делать, что бы все-таки «вечные ценности» высшие человеческие качества- такие, как вера, честь и благородство, служение своему делу, труд в раскрытие талантов, данных человеку Богом, доброта, любовь к людям, своему Отечеству, верность ему, - были в чести у всех, кто вступает во взрослую жизнь. Ибо забвение, пренебрежение ими приводит к непониманию между людьми и поколениям, трагическим разрывам.

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» - самое известное произведение писателя, в котором поднимаются вопросы, сохраняющие актуальность на протяжении веков. Главный из них - отношения отцов и детей. Поэтому неслучайно, что сегодня любая школьная программа предусматривает сочинение на тему «Спор поколений».

Биографическая справка

Иван Сергеевич Тургенев - дворянин по рождению. Его детство проходило в родовом имении, где воспитанием мальчика занимались личные учителя и гувернеры. В 1827 году семья переезжает из Орла в Москву. Здесь Тургенев поступает в пансион, а затем в Московский университет, из которого через год переводится в Петербургский. Много путешествовал в молодые годы по Европе, посещал литературные кружки.

1843 год ознаменовался началом службы Тургенева в министерстве внутренних дел. Писатель знакомится с Белинским, начинает работу над первыми произведениями. Но только после смерти Николая II увидели свет крупнейшие произведения, среди которых и «Отцы и дети». Это стало самым известным во многом благодаря тому, что каждый из нас писал в школе сочинение на тему «Отцы и дети - конфликт двух поколений».

Иван Сергеевич проявлял невероятную тягу к западной литературе, из-за чего даже переехал в Баден-Баден. Здесь он участвовал в литературной и культурной жизни и познакомился с зарубежными писателями: Диккенсом, Мериме, Гюго, Теккереем и многими другими. Через некоторое время Тургенев начинает переводить произведения русских писателей на иностранные языки. Его кипучая деятельность в конце концов вознаграждается званием доктора университета в Оксфорде. Последние прошли в Париже, где он и умер в 1883 году.

Творчество Тургенева

Сочинение на тему «Спор поколений» лучше всего начинать с небольшого абзаца, где содержится краткий обзор всего творчества писателя.

Первыми заметили и оценили талант Тургенева Белинский и Гоголь. Познакомившись с будущим писателем еще в молодые годы, они сразу заметили потенциал в его работах. Белинскому же удалось еще по ранним произведениям Тургенева определить особенности творчества писателя: наблюдательность, реалистичность, легкость и изящество слога, внимание к деталям.

Тургенева нельзя было назвать революционером, но его интерес к судьбе родины, желание облегчить ее судьбу и исправить недостатки сильно проявляется в произведениях. Многие русские революционеры воспитывались как раз на этих идеях писателя.

История создания романа «Отцы и дети»

Начать писать сочинение на тему «Спор поколений» можно и с описания процесса создания произведения.

Идея написания романа возникла в 1860 году. Тургенев сразу же приступает к работе, и первые главы появляются на свет очень быстро. Однако за продуктивной деятельностью приходит застой, и возобновляется она только через год. Но в целом роман был написан очень быстро. Историю создания произведения можно завершить сообщением о последней его редакции, которую Тургенев осуществил перед публикацией в 1862 году. Позднее сам автор никогда не вносил никаких правок в свой текст.

Основной конфликт романа

Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является главным конфликтом произведения. Острая полемика старших и младших представителей общества стала сюжетообразующей и подняла ряд серьезных вопросов: неизбежность изменения ценностей, восприятие опыта предков, его осмысление и трансформация, различие в мировоззрении у представителей разных возрастов.

Кроме этого ведущего конфликта, в романе также поднята проблема социальных слоев. От происхождения героя зависят его политические взгляды и представления о мире.

Образ Базарова

Евгений Базаров - ключевой персонаж романа, он нигилист, верит только в науку и не видит смысла в красоте и бесполезном искусстве. Это сильный и уверенный в себе человек, он наделен острым умом и склонен к точным наукам. Базаров материалист, главное для него - труд, сила его личности такова, что под его влияние легко попасть. Все эфемерное, отвлеченное и не приносящее конкретной пользы в его понимании бесполезно. Евгений подчас предстает очень жестким, даже жестоким и безжалостным человеком. Он свободно критикует и оскорбляет своих оппонентов, не оглядываясь на их чувства.

Всю эту характеристику можно свободно перенести в письменную работу на тему «Спор поколений: вместе и врозь». Итоговое сочинение же должно обязательно включать анализ и его эволюции.

Изменения в мировоззрении Евгения происходят в тот момент, когда он влюбляется. После встречи с Одинцовой его прежние идеалы и теории рушатся. Базаров оказывается на распутье, он больше не может прятаться за цинизмом, теперь он осознает сложность человеческих взаимоотношений.

Базаров и Павел Кирсанов

Невозможно, не рассмотрев эти два образа, написать сочинение на тему «Спор поколений». Базаров и Павел Петрович - персонажи, на противоречиях которых и строится весь конфликт произведения. Базаров бунтует против того, что он называет выдумками бездеятельных аристократов: искусства, дружбы, любви, души, религии. Разумеется, его главный противник как раз один из «выдумщиков» всего этого - Павел Петрович Кирсанов.

Кирсанов считает, что дворянство призвано сохранить главные ценности человечества - духовные, поэтому закономерно, что рассуждения Евгения приводят его в гнев и возмущение. Он чужд «новомодным влияниям».

Мини-сочинение на тему «Проблема конфликта поколений» можно начать с описания знакомства Павла Петровича и Базарова и тех ссор, которые между ними тут же начинают вспыхивать. У этих героев разные представления обо всем, будь то наука, политика, нравственность, чувства. Любая тема приводит их к противостоянию.

Но в этих спорах неизменно выходит победителем Базаров. Все аргументы Кирсанова остаются бездоказательными. Павел Петрович не имеет оригинальных мыслей и убеждений, он озвучивает давно известные и уже устаревающие истины. Евгений же высказывает оригинальные идеи, которые действительно могут изменить мир и помочь людям. Базаров - человек физического и умственного труда, Павел Петрович - созерцатель и философ. Между этими героями не может быть ничего общего, они - представители диаметрально противоположных мировоззрений.

Показательным в характеристике образа Павла Петровича является эпизод, в котором описывается его заграничная жизнь. Единственное напоминание о родине, которое сохранил Кирсанов - пепельница, сделанная в виде крестьянского лаптя.

Конфликт Аркадия с отцом

Противостояние Аркадия со своим отцом не столь открытое, как конфликт Павла Кирсанова и Базарова. Поэтому сочинение на тему «Спор поколений: вместе и врозь» может включать лишь краткое упоминание об этих разногласиях.

Николай Петрович, в отличие от брата, наделен Тургеневым мудростью и возвышенной душой. Сын во многом похож на отца, что не позволяет этим двух героям окончательно отдалиться и стать непримиримыми врагами. Сам Аркадий отличается от своего кумира Евгения, он не столь убежден в нигилистических идеях и теориях. Цинизм и пренебрежение к чувствам у Кирсанова-младшего наиграны, что и приводит Николая Петровича в негодование. Однако мудрость Кирсанова велика настолько, что он не обвиняет сына и не пытается переубедить. Он ждет, и постепенно Аркадий возвращается домой, отказывается от ложных идеалов. По сути, Кирсанову-младшему нужен от жизни покой, достаток и тихая счастливая Поэтому конфликт этих двух персонажей не может быть столь же сильным, как противостояние Базарова с дядей Аркадия.

Вывод

Таким образом, сочинение на тему «Спор поколений: вместе и врозь» должно отражать основной конфликт между разночинцем-нигилистом Базаровым и аристократом-идеалистом Павлом Петровичем. Противоречие же Аркадия с отцом - лишь отражение желания Кирсанова-младшего казаться самостоятельным и независимым.

(462 слова) Конфликт поколений свойственен человеческой цивилизации, его не миновать. Однако каждый из нас может по-разному подходить к его разрешению. Можно спорить и противостоять друг другу, упираясь лбом в неизбежность столкновения. А можно и наладить диалог, пойти на компромисс, решить вопрос миром, а не поиском истины в ссоре. Я думаю, второй вариант – наиболее подходящее решение. Чтобы подтвердить это, приведу примеры из книг.

В романе И. Тургенева «Отцы и дети» показаны два пути решения проблемы взаимоотношений отцов и детей. В первом Базаров так и не пошел на компромисс с прошлым. Он до конца отстаивал свою позицию, спорил и даже дрался с оппонентом. Тем сильнее стало его разочарование, когда оказалось, что он – такой «романтик», как и Павел Петрович. Евгений не смог уладить конфликт добровольно, и его все равно вынудили к этому обстоятельства. Однако в краткие мгновения прозрения, купленные дорогой ценой, он так и не успел подарить мир и гармонию родителям, которые этого заслужили. Он умер, а они остались оплакивать сына, который так и нашел для них времени и душевной теплоты. А вот во втором решении, Аркадий и Николай Кирсановы нашли взаимопонимание, наладили совместный семейный быт и жили счастливо. Их успех – доказательство того, что два разных поколения должны быть вместе, а не врозь, иначе трагический исход (разрушение преемственности отцов и детей) неминуем.

В книге А. Пушкина «Капитанская дочка» тоже есть два примера разрешения конфликта поколений. В семье Гриневых отец наладил общение с сыном, стал его наставником. Петр уехал в отдаленную часть (хотя ему хотелось «непыльную службу в Петербурге»), повинуясь мудрому родителю, и свято берег все его заветы. Юноша не пожалел об этом, ведь стал смелым, добропорядочным и честным мужчиной, благодаря настоящей, а не фиктивной военной службе. Там же, в глубинке, он нашел искреннюю и отважную девушку, с которой связал жизнь. Судьба молодого человека в то непростое время сложилась благополучно только потому, что опыт и воспитание отца помогли ему в трудных ситуациях принимать верные решения. А вот другой офицер, Швабрин, стал предателем и позором своей семьи, потому что разорвал связь между поколениями. Его предки служили верой и правдой, жили по православным канонам, поэтому высоко ценили добродетель. Но Алексей в Бога не верил, присягу нарушил, то есть разорвал связь с семьей, потому и стал бесчестным человеком без родины и рода, так как все это он безжалостно втоптал в грязь. Значит, данная книга учит нас тому, что нельзя молодежи и зрелым людям идти порознь, необходимо давать и перенимать позитивный опыт, уважать традиции, но при этом не отрицать надвигающиеся перемены.

Таким образом, отцы и дети могут, конечно, спорить, но должны оставаться вместе, что бы ни случилось. Вариант «врозь», судя по литературным примерам, приводит к трагическому исходу: мучительному непониманию, одиночеству, разлуке и разрыву семейных связей. А ведь каждому поколению, вне зависимости от идеологии, нужна простая человеческая поддержка близких и родных людей, поэтому все мы обязаны стремиться к обретению гармонии во взаимоотношениях.

Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»?Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы - консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети - “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы. Вспоминаю комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах «пример отца». Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий - представитель нового света - им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева“Отцы и дети” , где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю «отцов» присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова,и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П.Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:»Пилюля горька, а проглотить ее нужно!» Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми… Сочинение на тему Вечен ли конфликт отцов и детей? Все дети любят своих родителей. Хотя малыши иногда капризничают и не слушаются, все-таки для них мама - самая добрая и красивая, а папа - самый сильный и умный. Но дети подрастают, и почти в каждой семье возникает какое-то непонимание, а нередко разгорается конфликт между старшим и младшим поколением. Почему это происходит? Почему родные, близкие люди не чувствуют себя комфортно рядом друг с другом, не могут или не даже хотят находиться вместе? Это вопросы не сегодняшнего дня: проблема существует на протяжении веков и, к сожалению, не только не решена, но все более и более усугубляется. Конфликт «отцов и детей» , конечно же, не мог не попасть на страницы произведений русских писателей. В 19 в. И.С. Тургенев именно так и назвал один из своих значительных романов – «Отцы и дети». В основном писатель говорит о столкновении идей, но я бы хотела остановиться на житейской ситуации, близкой любому человеку: на взаимоотношениях Евгения Базарова и его родителей.Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, безумно любят единственного сына. Когда после долгой разлуки он приезжает к ним, они надышаться не могут на своего «Енюшеньку», не знают, чем накормить и куда посадить сыночка. Отец испытывает нескрываемую радость и гордость, когда Аркадий называет Базарова «одним из самых замечательных людей, с которыми он когда-либо встречался». А что же Базаров? Испытывает ли он такие же чувства по отношению к старикам? Он любит родителей, но резко судит, называя их жизнь ничтожной, смердящей. Такое существование вызывает в нем скуку и злость. Не прожив в семье и двух дней, Евгений собирается уезжать: ему мешают отцовское обожание и материнские хлопоты

Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»?Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы - консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети - “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

Вспоминаю комедию А. С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах “пример отца”. Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий – представитель нового света – им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю “отцов” присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова, и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н. П.Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:”Пилюля горька, а проглотить ее нужно!”

Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми… (355 слов)