Сведения об авторе а с грин. Творчество и личная позиция. Взгляды на религию

Грин Александр Степанович (наст. фамилия Гриневский) (1880 - 1932)

Русский писатель. Грин родился 23 августа (по старому стилю - 11 августа) 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии, в семье "вечного поселенца" - ссыльного поляка-повстанца, сосланного 16-летним юношей в Сибирь за участие в Польском восстании 1863 и служащего конторщиком на пивоваренном заводе. Мать - русская; умерла, когда Грину было 13 лет. Вскоре после рождения сына семья Гриневских переехала в Вятку. "Я не знал нормального детства, - писал Грин в своей "Автобиографической повести", - меня в минуты раздражения, за своевольство и неудачное учение, звали "свинопасом", "золоторотцем", прочили мне жизнь, полную пресмыкания у людей удачливых, преуспевающих". Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин говорил, что "Грин!" - так коротко окликали ребята Гриневского в школе, а "Грин-блин" - была одна из его детских кличек. Летом 1896, после окончания четырехклассного Вятского городского училища, Грин уехал в Одессу, захватив с собой лишь ивовую корзинку со сменой белья да акварельные краски. В Одессу он попал с шестью рублями в кармане. Худенький, узкоплечий, он закалял себя самыми варварскими средствами, учился плавать за волнорезом, где тонули и опытные пловцы. Голодный, оборванный, в поисках "вакансии" он обходил все стоящие в гавани шхуны.

В первом плавании, на транспортном судне "Платон" он впервые увидел берега Кавказа и Крыма. Матросом Грин плавал недолго, - после первого или второго рейса его обычно списывали за непокорный нрав. Позднее был лесорубом и золотоискателем на Урале. Весной 1902 юноша очутился в Пензе, в царской казарме. Из казенного описания его наружности той поры: рост - 177,4, глаза - светло-карие, волосы - светло-русые; особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса. Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах "Заслуга рядового Пантелеева" и "История одного убийства". Через четыре месяца "рядовой Александр Степанович Гриневский" бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту "на хлебе и воде". Пензенские эсеры помогают ему бежать из батальона вторично, снабдив фальшивым паспортом и переправляют в Киев. Оттуда он перебрался в Одессу, а затем в Севастополь. За пропагандистскую деятельность в Севастополе он поплатился тюрьмой и ссылкой. После освобождения из севастопольского каземата Грин уезжает в Петербург и там вскоре опять попадает в тюрьму. Грина ссылают на 4 года в г.Туринск, Тобольской губернии. После прибытия туда "этапным порядком" Грин бежит из ссылки и добирается до Вятки. Отец достает ему паспорт недавно умершего в больнице "личного почетного гражданина" А.А. Мальгинова и Грин возвращается в Петербург, чтобы спустя несколько лет, в 1910 году, опять отправиться в ссылку, на этот раз в Архангельскую губернию. Тюрьмы, ссылки, вечная нужда... Недаром говорил Грин, что его жизненный путь был усыпан не розами, а гвоздями... В Петербург возвратился в мае 1912. Влившись в петербургские литературные круги, сотрудничал во многих журналах. В 1916 в Петрограде начал писать "повесть-феерию" "Алые паруса". С конца 1916 вынужден был скрываться в Финляндии, но, узнав Февральской революции, вернулся в Петроград. В 1919, из Петрограда был призван в Красную армию, где служил связистом. В 1920 тяжелобольного Грина, заболевшего сыпным тифом, привезли в Петроград, где с помощью М.Горького ему удалось получить академический паек и комнату в "Доме искусств".

Отец рассчитывал, что из его старшего сына, в котором учителя видели завидные способности, выйдет непременно инженер или доктор, потом он соглашался уже на чиновника, на худой конец, на писаря, жил бы только "как все", бросил бы "фантазии"... Первый рассказ "Заслуга рядового Пантелеева" (агитброшюра за подписью А.С.Г. была написана в 1906) был конфискован и сожжен охранкой. Первые публикации (рассказы) были в 1906, в Петербурге.

Подпись "А.С. Грин" впервые появилась в 1908 под рассказом "Апельсины" (по другим сведениям - под рассказом "Случай" в 1907).

В 1908 вышел первый сборник "Шапка-невидимка" с подзаголовком "Рассказы о революционерах". Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин, наряду с прозой, писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни.

В 1912 году он приезжает в Петербург и приступает к созданию своего самого знаменитого произведения — повести-феерии «Алые паруса». Считается, что прообразом Ассоль, главной героини повести, стала жена Грина, которой автор и посвятил повесть о непоколебимой вере в чудо.

Закончив роман "Блистающий мир", весной 1923 года Грин едет в Крым, к морю, бродит по знакомым местам, живет в Севастополе, Балаклаве, Ялте, а в мае 1924 года поселяется в Феодосии - "городе акварельных тонов". В ноябре 1930 года, уже больной, он переезжает в Старый Крым. Умер Грин 8 июля 1932 года в Феодосии. В 1970 в Феодосии был создан литературно-мемориальный музей Александра Грина.

Среди произведений - стихотворения, поэмы, сатирические миниатюры, басни, очерки, новеллы, рассказы, повести, романы: "Случай" (1907, рассказ), "Апельсины" (1908, рассказ), "Остров Рено" (1909, рассказ), "Колония Ланфиер" (1910, рассказ), "Зимняя сказка" (1912, рассказ), "Четвертый за всех" (1912, рассказ), "Проходной двор" (1912, рассказ), "Зурбаганский стрелок" (1913, рассказ), "Капитан Дюк" (1915, рассказ), "Алые паруса" (1916, опубликована 1923, повесть-феерия), "Пешком на революцию" (1917, очерк), "Восстание", "Рождение грома", "Маятник души", "Корабли в Лиссе" (1918, опубликован 1922, рассказ), "Крысолов" (опубликован 1924, рассказ на тему послереволюционного Петрограда), "Сердце пустыни" (1923), "Блистающий мир" (1923, опубликован 1924, роман), "Фанданго" (опубликован 1927, рассказ на тему послереволюционного Петрограда), "Бегущая по волнам" (1928, роман), "Ветка омелы" (1929, рассказ), "Зеленая лампа" (1930, рассказ), "Дорога никуда" (1930, роман), "Автобиографическая повесть" (1931).

Русский писатель, известный произведениями романтического направления: «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир» и т.п..

Грин литературный псевдоним, настоящая фамилия – Гриневский.

Маленький Саша Гриневский «… читал запоем (кстати, первое прочтённое им слово было «море»), удил рыбу, охотился, собирал коллекции птичьих яиц и бабочек. Ему хотелось жить в бревенчатом доме в лесу: шкуры зверей на кровати, ружья и рыболовные снасти на стенах, полки книг, в кладовой - медвежьи окорока, мешки с кофе, маисом и пеммиканом. ещё, конечно, по возможности медведи, индейцы, золото и тропа через Белое Безмолвие. Зимы в Вятке были совсем клондайкские, джек-лондоновские, хотя сам Джек Лондон ещё не был великим писателем, а скитался голодным подростком по всему американскому Северу. Мачехе, кстати, пасынок не нравился. Он был слишком умный, слишком странный - и явный looser, не добытчик, который не мог ничего принести в семью. Мальчика шпыняли и наказывали постоянно: ставили в угол, лишали обеда, били. В училище тоже ставили в угол и оставляли без обеда. А тут ещё Саша написал сатиру на учителей на сюжет из «Жизни насекомых». Его исключили, и бедняжка даже собрался бежать в Америку, но дальше ближайшего леса не ушёл (точнее - загородного парка - Прим. И.Л. Викентьева). Дома был страшный скандал - с побоями, руганью. И ведь ребенка не простили, хотя он и ревел, и просил прощения у своих преподавателей. Самый невинный нонконформизм (тем паче у сына бедняка) карался косной Вяткой изгнанием. Пришлось доучиваться в тогдашнем ПТУ: четырёхклассном городском училище. Но и оттуда Александр едва не вылетел: не снёс унижения, кинул в учителя жареным рябчиком, принесённым на завтрак».

Новодворская В.И., Поэты и цари, М., «Аст», 2009 г., с. 215-216.

После Октябрьского переворота, А.С. Грин держался в стороне от «партийной линии» и был причислен советской критикой, наряду с М.А. Булгаковым и Е.И. Замятиным к «неприсоединившимся» (к большевикам).

«В книге «Воспоминания об Александре Грине» (Лениздат, 1972), по прочтении которой можно составить вполне определённое мнение о Грине - писателе и человеке, Вл. Лидин вспоминает весьма характерную для творческого и житейского поведения именно этого художника ситуацию. В начале 20-х годов в московском Доме журналиста еженедельник «Огонёк» отмечал какую-то дату. «В вестибюле, в поздний час вечера, - пишет Вл. Лидин, - когда наверху, где шёл банкет, стало уже вовсе шумно, я увидел одиноко сидящего Грина...

Александр Степанович, может быть, вам нехорошо? - спросил я, подойдя к нему. Он поднял на меня несколько тяжёлые глаза.
- Почему мне может быть нехорошо? - спросил он в свою очередь.- Мне всегда хорошо. Я ощутил, однако, в его словах некоторую горечь.
- У Грина есть свой мир, - сказал он мне наставительно, когда я подсел к нему. - Если Грину что-нибудь не нравится, он уходит в свой мир. Там хорошо, могу Вас уверить»».

Васильев В., Литературная критика Андрея Платонова – послесловие к книге: Платонов А.П., Размышления читателя: литературно-критические стать и рецензии, М., «Современник», 1980 г., с. 255-256.

«В 1924 году, спешно продав только что купленную и отремонтированную квартиру и всё, что в ней находилось, семья Гриневских уехала в Крым, в Феодосию. Причин этому было несколько: Крым им давно нравился, там была более дешёвой жизнь, но главное, Нина Грин хотела уберечь мужа от петроградского пьянства, и переезд их был не чем иным, как бегством. После переезда в Феодосию Вера Павловна и Александр Степанович заключили договор касательно его пагубной страсти: Грин не пьёт в Феодосии, но имеет право выпивать, когда едет по литературным делам в Москву или Ленинград. И Грин широко этим правом пользовался. Поэтому жена старалась ездить вместе с ним, потому что хоть как-то могла его сдержать. Но это не всегда ей удавалось. «Александр Степанович пьёт. Пьёт четвертый месяц подряд. Я задыхаюсь в пьяных днях...»

Бернацкий А.С., Тайные страсти великих, М., «Аст»; «Зебра Е», 2008 г., с. 324.

«К сожалению, советская критика этого не замечала. «Нам нужна здоровая, занимательная приключенческая литература, но творческая продукция Грина не только не восполняет этот пробел, но вызывает серьёзные опасения. Повесть «Бегущая по волнам» базируется на идеалистический теории, что в каждом человеке скрыто какое-то бессознательное, таинственное начало, не поддающееся ни объяснению, ни проверке» (Газета «Известия», 1928). «Творчество Грина чуждо нашей действительности. От неё Грин уходит в дебри приключений, в мир каких-то потусторонних теней. «Бегущая по волнам» не является исключением из этого правила. По своим настроениям и темам книга непонятна, чужда рабочему классу» (Журнал «Книга и профсоюзы», 1928). «Эпигон Гофмана , с одной стороны, Эдгара По и английских авантюрно-фантастических беллетристов - с другой» («Литературная энциклопедия, 1930).
«Его - недооценили, - писал Юрий Олеша . - Он был отнесён к символистам, между тем все, что Грин писал, было исполнено веры именно в силу, в возможности человека. И, если угодно, тот оттенок раздражения, который пронизывает его рассказы, - а этот оттенок, безусловно, наличествует в них! - имел своей причиной как раз неудовольствие его по поводу того, что люди не так волшебно сильны, какими они представлялись ему в его фантазии».

Прашкевич Г.М., Красный сфинкс. История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна, Новосибирск, Изд-во «Свиньин и сыновья», 2009 г., с. 221-222.

«Удивился я, когда узнал биографию Грина , узнал его неслыханно тяжкую жизнь отщепенца и неприкаянного бродяги. Было непонятно, как этот замкнутый и избитый невзгодами человек пронёс через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека и застенчивую улыбку. Недаром он написал о себе, что «всегда видел облачный пейзаж над дрянью и мусором невысоких построек». Он с полным правом мог бы сказать о себе словами французского писателя Жюля Ренара : «Моя родина - там, где проплывают самые прекрасные облака». Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству. Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить».

Паустовский К.Г., Золотая роза / Избранные произведения в 2-х томах, Том 2, М., «Художественная литература», 1977 г., с. 173.

Вообще-то Грин – это литературный псевдоним. А скрывался за ним Александр Степанович Гриневский (1880-1932) – известный русский писатель, автор философско-психологических произведений с элементами символической фантастики. Что же касается псевдонима, то писатель просто укоротил свою фамилию, чтобы она звучала на иностранный лад. В минуты откровений Гриневский говорил, что в детстве у него была кличка Грин-блин. Вот он ею и воспользовался, убрав, конечно, второе слово «блин».

Родился Александр Степанович Гриневский (Грин) 11 августа 1880 года в уездном городке Слободском, Вятской губернии. Его отец, Стефан Гриневский (поляк по происхождению), был вечным поселенцем, конторщиком пивоваренного завода. Мать, Анна Степановна, в девичестве Лепкова, родила сына на 7-м году брака. Со своим первенцем семья переехала в Вятку. Там и прошли годы детства и юности будущего маститого писателя.

Город был провинциальный, тихий, патриархальный. И на его пустырях часто можно было увидеть смуглого мальчугана в серой заплатанной блузе. Он бродил в одиночестве, находясь под впечатлением прочитанных книг. Часто представлял себя одним из книжных героев, а сверстники считали его странным. В школе одно время Грина даже звали «колдуном». А он пытался открыть «философский камень» и, начитавшись «Тайны руки», предлагал каждому предсказать его будущее по линиям на ладонях.

В своей «Автобиографической повести» Александр Степанович писал: «У меня не было нормального детства. В минуты раздражения за своеволие и плохое учение родители звали меня «золоторотцем», «свинопасом», прочили мне жизнь несчастную, полную пресмыкания у людей удачливых, преуспевающих. Мать, измученная домашней работой, часто ругала меня. А я мучился, слушая оскорбления».

Духовное спасение мальчик искал в произведениях Фенимора Купера, Майн Рида, Густава Эмара, Луи Жаколио, Виктора Гюго, Диккенса, Эдгара По. Но больше всего Грин мечтал о море. Необъятные морские просторы ассоциировались у него со свободой и независимостью. Но мечты о море посещали юношу в глухой Вятке, из которой хоть три года скачи, но до моря не доскачешь.

Отец и мать Грина

Летом 1896 года, по окончанию Вятского городского училища, молодой Грин уехал в Одессу. С собой он взял только корзинку. В ней находились сменное бельё и акварельные краски. Юноша полагал, что рисовать он будет где-нибудь в Индии на берегу Инда. Но в городе у моря быстро выяснилось, что Индия здесь так же недосягаема, как и в Вятке.

Юноша стал обходить баржи, шхуны, пароходы, стоящие в гавани. Но матросом его никуда не брали, так как Александр был молодым и неопытным. Однако молодой человек проявил упорство и добился своего. Его взяли на транспортное судно «Платон», которое совершало круговые рейсы по черноморским портам. Именно с борта «Платона» Грин впервые увидел берега Крыма и Кавказа. Потом были и другие суда, но нигде юноша долго не задерживался. После первого или второго рейса его выгоняли за непокорный нрав.

Правда, один раз новоиспечённому матросу удалось побывать в заграничном порту. Это была Александрия. Но в целом, работа матросом юноше не понравилась: она оказалась скучной и рутинной. В 1897 году несостоявшийся моряк вернулся в Вятку, а через год вновь уехал, но теперь в Баку на поиски счастья и приключений.

Поиски эти превратились в череду мытарств, смену мест и работ. Александр скитался по России и перепробовал самые разные профессии. Он работал грузчиком, матросом, банщиком, землекопом, маляром, гасильщиком нефтяных пожаров. Попав на Волгу, устроился вначале матросом на волжскую баржу, а затем переквалифицировался в лесорубы. На Урале трудился плотогоном, золотоискателем, переписчиком ролей, актёром, писцом у адвоката.

Периодически он возвращался в Вятку, а затем вновь уходил странствовать. В 1902 году, по настоянию отца, он записался солдатом в резервный пехотный батальон, который дислоцировался в Пензе. Сохранилось казённое описание наружности Грина той поры:

Рост – 177, 4.

Глаза – светло-карие.

Волосы – светло-русые.

Особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса.

Жестокие нравы казармы не понравились юноше. И через 4 месяца Александр Степанович Грин сбежал из батальона. Несколько дней он скитался в лесу, потом был пойман и подвергнут 3-недельному аресту на хлебе и воде. В это же время на строптивого солдата обратил внимание некий вольноопределяющийся. Он начал снабжать молодого человека эсеровскими брошюрами и листовками.

Будущего писателя тянуло на волю. К тому же его романтическое воображение пленила жизнь нелегала, полная тайн и опасностей. Пензенские эсеры помогли Александру бежать из батальона вторично. Его снабдили фальшивым паспортом и переправили в Киев. Оттуда новоиспечённый эсер перебрался в Одессу, а затем уехал в Севастополь.

Получив партийную кличку «Долговязый», Грин начал вести пропагандистскую работу среди матросов. Он хорошо знал быт и психологию этих людей, поэтому вскоре приобрёл популярность в матросской среде: моряки стали считать его своим. А эсеры не могли нарадоваться на своего нового единомышленника. Один из них, по фамилии Быховский, как-то послушав речь Александра перед матросами, сказал оратору: «Из тебя бы хороший писатель вышел». Гриневский отложил эту фразу в памяти и впоследствии назвал Быховского своим крёстным отцом в литературе.

В 1903 году Александра арестовали за распространение революционных идей. Он пытался бежать, и тогда его перевели в тюрьму строго режима. Судил молодого бунтаря военно-морской суд Севастополя. Приговорили его к 10 годам ссылки в Сибирь, но уже в октябре 1905 года освободили по амнистии. Вновь арестовали в январе 1906 года в столице империи и выслали на 4 года в город Туринск Тобольской губернии.

Оттуда Александр сбежал в родную Вятку, не отбыв и половину срока. Отец встретил блудного сына сурово, но помог добыть паспорт недавно умершего в больнице «почётного гражданина» А. А. Мальгинова. С этим документом молодой человек уехал в Санкт-Петербург.

В столице империи Александр Степанович Грин влачил бедное существование, но именно в хмуром туманном городе он и начал писать. Его первые произведения – это рассказы «Слон и моська» и «Заслуга рядового Пантелеева». Данные произведения широкая публика не увидела. Они были признаны антигосударственными и уничтожены.

Лишь последующие рассказы начали печатать в «Биржевых ведомостях». В 1908 году вышел авторский сборник «Шапка-невидимка». Большая часть рассказов в нём была о революционерах. Однако Гриневский вовсе не пылал любовью к этом публике. Он порвал с эсерами, но в то же время остался критически настроенным к существующему строю.

Грин крайний слева, рядом сидит его жена Вера Павловна (Пинега, 1911 год)

Живя в Санкт-Петербурге, Александр Степанович связал себя брачными узами с Верой Павловной Абрамовой (1882-1951). Знакомы они были ещё по Севастополю, а в столице империи решили соединить свои судьбы и прожили вместе 7 лет.

Что же касается творчества, то Гриневский начинал свой литературный путь как «бытовик», как автор рассказов, темы и сюжеты которых он брал из окружающей действительности. Его переполняли жизненные впечатления, накопленные за годы странствий; они настоятельно требовали выхода и ложились на бумагу. Конечно, всё написанное были не натуральным, а трансформированным в художественную фантазию.

В 1910 году увидел свет второй сборник под названием «Рассказы». Большая их часть была написана в реалистической манере, но в некоторых произведениях уже угадывался тот Грин-сказочник, который в будущем выделился из общей плеяды писателей.

В том же 1910 году полиция выяснила, что писатель, ставящий под своими рассказами подпись Грин, есть никто иной, как беглый ссыльный Гриневский Александр Степанович. Его арестовали и сослали в Архангельскую губернию, в город Пинегу. Вера Павловна поехала вместе с мужем. Срок ссылки был сокращён до 2-х лет, и супруги быстро вернулись в столицу. Но дальнейшая их семейная жизнь не заладилась. В конце 1913 года пара развелась. Инициатором развода стала жена. Своё решение она объяснила взаимным непониманием и тягой мужа к шумным компаниям и выпивке.

Однако сам Александр Степанович Грин разводиться не хотел. Он на всю жизнь оставил в своей душе тёплые воспоминания о Вере Павловне. Её портрет писатель хранил при себе все отведённые ему судьбой годы, а саму бывшую жену называл «единственным моим другом». Вторым близким человеком был отец. Умер он в 1914 года. После этого у Гриневского не осталось близких людей, но он не отчаялся и с головой погрузился в литературу.

Она стала для него отдушиной, той спасительной корабельной палубой, стоя на которой, писатель плыл, окружённый своими литературными героями. Он работал очень продуктивно, но ограничивался рассказами, не решаясь взяться за роман или повесть. Вначале произведения Грина печатали в мелких журналах, но знакомство с А. И. Куприным изменило ситуацию. Молодого писателя начали издавать в издательстве «Прометей».

К начавшейся Первой мировой войне Александр Степанович отнёсся резко отрицательно. Он написал ряд произведений антивоенного характера, резко отрицательно отозвался об императоре Николае II. Это вызвало недовольство властей, и Гриневский вынужден был уехать из столицы. Однако сразу же после Февральской революции вернулся в неё.

Вначале он с энтузиазмом воспринял перемены в стране, но после Октябрьской революции, столкнувшись с жестокостью и беспределом, стал противником нового режима. Печатали Грина в журнале «Новый сатирикон», но в марте 1918 года журнал закрыли, признав его оппозиционным. Самого Александра Степановича арестовали и даже хотели расстрелять как контрреволюционера, но, к счастью, всё обошлось.

Гриневский душой не принял советскую власть. Он считал её хуже царской. А вот другие литераторы стали объединяться в группы, создавать свои платформы, писать лояльные письма в ЦК ВКП(б). Люди старались выжить при новой власти, заслужить её благосклонность. А наш герой отгородился от всех, занял нейтральную позицию невмешательства. Он начал вести жизнь отшельника и в это же время женился на Марии Долидзе. Их совместная жизнь продолжалась несколько месяцев, а затем гражданский брак распался.

За писателя некому было заступиться, новая власть посчитала его абсолютно бесполезным, и в 1919 году Александра Степановича Грина призвали в Красную Армию рядовым солдатом. Но в боях он не участвовал, так как заболел сыпным тифом и попал в госпиталь. Тут надо отдать должное Максиму Горькому. Он очень хорошо относился к нашему герою и поддерживал его продуктами, присылая больному писателю мёд, хлеб, сахар.

Опять же Горький похлопотал за Грина после его выздоровления, и тому выделили жильё в «Доме искусств» и дали академический паёк. Рядом жили писатели, набирающие вес при советской власти, но Александр Степанович с ними общался мало. Он жил отшельником и писал. Именно в комнате в «Доме искусств» он создал свою знаменитую феерию «Алые паруса». Если бы он больше ничего не написал, то она бы всё равно увековечила его имя. Издали «Алые паруса» в 1923 году.

Грин с женой Ниной Николаевной, 1926 год

Но ещё до «Алых парусов» в 1921 году Александр Степанович Грин женился во второй раз на Нине Николаевне Мироновой (1894-1970). Она была вдовой, работала медсестрой и прожила с писателем 11 лет до его смерти. Именно ей писатель и посвятил «Алые паруса», закончив их в ноябре 1922 года. Супруги уехали из «Дома искусств» и сняли комнату. В ней почётное место занял портер Веры Павловны, но новая жена не возражала против этого.

Материальное положение писателя резко улучшилось с началом НЭПа. В Петрограде появились частные издательства, и им нужны были талантливые авторы. Грин оказался одним из них. Был опубликован его сборник рассказов под названием «Белый огонь». В него вошёл рассказ «Корабли в Лиссе». Писатель считал его самым лучшим из всего написанного.

При НЭПе Александр Степанович приступил к написанию первого романа под названием «Блистающий мир». Увидел он свет в 1924 году. Было также написано много рассказов. Все эти произведения принесли писателю хорошие деньги. На них была приобретена квартира в Феодосии. Да и действительно, зачем жить в вечно сыром хмуром Ленинграде, когда можно наслаждаться жизнью в тёплом солнечном Крыму.

Именно в Феодосии был написан роман «Золотая цепь», изданный в 1925 году. А к концу 1926 года был закончен роман «Бегущая по волнам». Его единодушно считают самым талантливым произведением писателя. Опубликован он был в 1928 году. А последние романы «Дорога никуда» и «Джесси и Моргиана» оказались на прилавках книжных магазинов в 1929 году.

Однако НЭП закончился, а с ним закончилась и благополучная жизнь писателя. Его перестали издавать, и денежный поток иссяк. В 1930 году Гриневские продали квартиру в Феодосии и переехали в город Старый Крым, где жизнь была гораздо дешевле. Александр Степанович и Нина Николаевна начали вести полунищенское существование. Иногда даже голодали и часто болели.

У писателя начал развиваться рак желудка. Уже больным он приступил к роману «Недотрога», но так и не закончил его. Семья обратилась в Союз писателей с просьбой о пенсии, но на заседании правления было принято решение: Грин является нашим идеологическим врагом, а поэтому пенсии не заслуживает. По сути, больного человека бросили на произвол судьбы, обрекли на голодную смерть, причём сделали это цинично и равнодушно.

Александр Степанович Грин умер 8 июля 1932 года в городе Старый Крым. Перед смертью в дом был приглашён священник, и умирающий исповедовался и причастился. Похоронили выдающегося русского писателя на городском кладбище. А в 1934 году Союз писателей постановил издать сборник произведений Грина под названием «Фантастические новеллы».

Могила Александра Степановича Грина с памятником "Бегущая по волнам", созданным скульптором Т. А. Гагариной

В 1980 году на могиле писателя установили памятник. Создала его скульптор Татьяна Алексеевна Гагарина. Этот памятник отражает содержание романа «Бегущая по волнам», и в полной мере раскрывает творчество выдающегося человека.

У жены Грина Нины Николаевны после смерти мужа была очень нелёгкая судьба. Она оказалась в немецкой оккупации, была угнана в Германию на трудовые работы, отсидела 10 лет в советских лагерях на Печоре «за измену Родине». Вышла на свободу в 1955 году.

В 1960 году она открыла Музей Грина в Старом Крыму. После смерти была похоронена на одном кладбище с мужем, но в другом его конце. Через год, тайно, гроб с её телом был перенесён и захоронен рядом с останками Александра Степановича. Пара опять воссоединилась, и теперь уже навсегда.

Художником становишься,
когда самостоятельно создаёшь то,
что хочешь видеть или cлышать.

А.Моруа

Грин не любил говорить о себе. Уже став известным, на вопросы любопытных и анкеты журналов он отвечал предельно сухо и кратко. Он вообще был молчалив, сдержан, даже чопорен и терпеть не мог тех, кто лезет в душу. Только в последние годы жизни в «Автобиографической повести» он рассказал о своей трудной и совсем не романтической судьбе.
«Потому ли, что первая прочитанная мной ещё пятилетним мальчиком, книга была «Путешествие Гулливера в страну лилипутов»… или стремление в далёкие страны было врождённым, - но только я начал мечтать о жизни приключений с восьми лет» .
Если прибавить к этому, что первое слово, которое Саша Гриневский сложил из букв, сидя на коленях у отца, было слово «море», то всё остальное само собой понятно. Как все мальчики в те годы, он запоем читал романы Ф.Купера, Ж.Верна, Р.Стивенсона, Г.Эмара; любил бродить с ружьём по лесам, окружавшим город, воображая себя диким охотником. И конечно, пытался бежать в Америку.
Ему нечего было терять: за дерзкие стихи и многие шалости ученик Гриневский был исключён из реального училища. Дома тоже было невесело: бедность, вечные упрёки и побои отца.
В шестнадцать лет, окончив с грехом пополам городское училище, Александр окончательно решил стать моряком. Он надел болотные сапоги выше колен, широкополую соломенную шляпу и отправился из Вятки в Одессу. Начались его многолетние странствия и мытарства, о которых коротко можно сказать так: российская земля неласкова к мечтателям и выдумщикам.
«Я был матросом, грузчиком, актёром, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом…»
То, что так спокойно перечисляет Грин, на самом деле было настоящим адом. И вырваться из него он смог только тогда, когда понял, что истории, которые он сочинял для своих случайных спутников и для самого себя, можно записывать.
Он долго не верил, что может стать в один ряд с настоящими писателями, теми, кто так восхищал его в юности. Первый рассказ («Заслуга рядового Пантелеева», 1906) и первая книга («Шапка-невидимка», 1908) - это ещё попытка писать, «как все». Только в рассказе «Остров Рено» найдены координаты той земли, которую напрасно было бы искать на карте и которая принадлежала только ему. С тех пор, невзирая ни на какие повороты судьбы и исторические потрясения, с каждым годом всё увереннее Александр Грин созидает свой мир, закрытый для посторонних, но видимый «внутренними глазами души» .
Три самых страшных года - 1918-й, 1919-й, 1920-й - среди смерти, голода и тифа Грин обдумывал и писал «Алые паруса» - свой ответ революции. Крошечная печка-буржуйка согревала Александра Степановича, когда рождался его первый роман «Блистающий мир» (1923). Он верил, что люди когда-то летали и снова будут летать, как птицы. Грин был теперь не один. Он нашёл подругу, верную и преданную до конца, как в его книгах.
В 1924 году Грин и его жена Нина Николаевна переехали из Петрограда в Феодосию. Он всегда мечтал жить в городе у тёплого моря. Здесь прошли самые спокойные и счастливые годы его жизни, здесь были написаны романы «Золотая цепь» (1925) и «Бегущая по волнам» (1926).
Но к концу 1920-х годов издатели, до этого охотно печатавшие книги Грина, перестали брать их совсем. Денег не было, не помогли и хлопоты друзей об устройстве уже больного писателя в санаторий. Грин заболел, в сущности, от недоедания и от тоски, потому что впервые жизнь показалась ему «дорогой никуда» . Он не знал, что настоящая его слава ещё впереди.
Эпоха шла «путём своим железным» , а Грин писал «о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая» . В чертах его героев сочетались твёрдость и нежность, а имена героинь звучали, как музыка.
Как это получалось у него? А очень просто. Он знал, что «наша пригородная природа - есть мир серьёзный не менее, чем берега Ориноко…» , что человек, вмещающий в себя весь мир - чудесен. Он просто глядел пристальнее, чем другие, и поэтому мог увидеть в сибирской тайге - экваториальный лес, а на петроградской улице с тёмными домами - пагоды, окружённые пальмами.
«Всё открыто для всех» , - говорит он устами своего героя. Другой автор в другой стране примерно в это же время сказал: «Там, где наша магическая фантазия могла бы создать новый мир, она останавливается» (Г.Майринк).
Грин не останавливался. Не останавливайтесь и вы. И тогда, рано или поздно, под старость или в расцвете лет, на набережной старого города тёплой летней ночью или просто в тишине квартиры вы, может быть, услышите беззвучные слова: «Добрый вечер, друзья! Не скучно ли на тёмной дороге? Я тороплюсь, я бегу…»

Маргарита Переслегина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С.ГРИНА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 6 т. / Вступ. ст. В.Вихрова; Послесл. Вл.Россельса; Ил. С.Бродского. - М.: Правда, 1965.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 6 т. / Предисл. В.Вихрова; Худож. С.Бродский. - М.: Правда, 1980.
В первое собрание сочинений включены, в основном, лучшие рассказы и романы Грина и его «Автобиографическая повесть».
Во втором - добавился один из последних романов «Джесси и Моргиана» и множество рассказов (не всегда равноценных) из журналов начала XX века и 1920-30-х годов.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 5 т. / Вступ. ст., сост. В.Ковского. - М.: Худож. лит., 1991-1997.

В составленное на рубеже веков собрание, кроме всех известных произведений Грина, вошли также роман «Сокровище африканских гор», стихотворения и поэма «Ли».

АЛЫЕ ПАРУСА: Феерия / Худож. А.Дудин. - М.: Современник, 1986. - 47 с.: ил. - (Отрочество).
Свет и спокойная сила этой книги неподвластны словам, кроме тех, что выбраны самим Грином. Достаточно сказать, что это - история о чуде, которое два человека совершили друг для друга. А писатель - для всех нас.

АЛЫЕ ПАРУСА: Феерия / Худож. М.Бычков. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 150 с.: ил.
Книги Грина живут, и каждое новое поколение читает их по-своему. Время по-новому рисует море, героев и паруса - так, например, как увидел их художник Михаил Бычков.

АЛЫЕ ПАРУСА; БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ; РАССКАЗЫ // Грин А.С. Избранные произведения; Паустовский К.Г. Избранные произведения. - М.: Дет. лит., 1999. - С. 23-356.

АЛЫЕ ПАРУСА; БЛИСТАЮЩИЙ МИР; ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ; РАССКАЗЫ. - М.: Худож. лит., 1986. - 512 с. - (Классики и современники).
«Блистающий мир»
Мысль о том, что люди летали, как летают теперь только во сне, не давала Грину покоя много лет. Неуклюжие полёты первых авиаторов, виденные им под Петербургом, только укрепляли эту мысль. Спустя годы герой романа «Блистающий мир» полетел свободно, как птица.

«Золотая цепь»
«Тайна» и «Приключение» - вот магические слова, которые могут закружить человека, перенести его в необыкновенный дом, похожий на лабиринт, и сделать центром событий, о которых он будет вспоминать потом всю свою жизнь…

БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ: Роман; Рассказы. - М.: Худож. лит., 1988. - 287 с.: ил. - (Классики и современники).
«Бегущая по волнам»
Море знает много легенд. Грин прибавил к ним ещё одну: о девушке, скользившей по волнам, как по бальной зале, и о корабле, названном в её честь. Того, кто ступил на палубу этого корабля, ожидала особенная судьба.

ДЖЕССИ И МОРГИАНА: Роман. - М.: РОСМЭН, 2001. - 252 с. - (Смятение чувств).
Роман о двух сёстрах, одна из которых добра и красива, а другая - безобразна и жестока, вероятно, не лучшая книга А.Грина. На ней лежит тень приближающейся болезни и мрака. Но и в этой вещи есть очень интересные размышления о природе зла и психологии убийцы.

ДОРОГА НИКУДА: Роман // Грин А.С. Избранное / Ил. А.П.Мелик-Саркисяна. - М.: Правда, 1989. - С. 299-492.
Однажды на выставке Грина поразила гравюра английского художника. Она изображала дорогу, исчезающую за пустынным холмом, и называлась «Дорога никуда». Так возник замысел последнего и самого грустного романа писателя.

ИСКАТЕЛЬ ПРИКЛЮЧЕНИЙ: Рассказы. - М.: Правда, 1988. - 480 с.
О «тайных путях души» , приводящих то к счастью, то к гибели; о праве каждого быть непохожим на других; о необычайной силе человека, способного, если надо, пройти по воде или победить смерть, - обо всём этом вы прочтёте в рассказах этого сборника. А под конец, встретив солнечное утро на чердаке заброшенного дома, поймёте главную мысль Грина: «Чудеса - в нас» .

КОРАБЛИ В ЛИССЕ / [Послесл. И.Сабининой]. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351 с.
Содерж.: Алые паруса; Рассказы.

НЕДОТРОГА: Первая полная публикация незавершённого романа / [Публ., предисл. и примеч. Л.Варламовой] // Крымский альбом: Ист.-краевед. и лит.-худож. альманах. - Феодосия – М.: Изд. дом «Коктебель», 1996. - С. 150-179.
Ферроль и его дочь, вынужденные покинуть город, нашли приют в стенах полуразрушенного форта на морском берегу. Форт стал их домом, а девушка даже вырастила маленький сад.
В саду распустились необыкновенные цветы, молва о красоте которых разнеслась далеко. Но лепестки цветов закрывались и начинали увядать, когда в сад входил недобрый человек.
Грин успел написать около половины своего последнего, так трудно дававшегося ему романа. Как могли бы развиваться события и судьбы героев, можно представить по уцелевшим наброскам и фрагментам книги.

НОВЕЛЛЫ / Предисл. В.Амлинского. - М.: Моск. рабочий, 1984. - 416 с.
В книге собрано лучшее из написанного А.Грином в этом жанре. «Капитан Дюк», «Крысолов», «Корабли в Лиссе», «Акварель», «Гнев отца», «Бархатная портьера» и другие новеллы давно стали классикой.

РАССКАЗЫ; АЛЫЕ ПАРУСА; БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - 560 с. - (Школа классики).

СОКРОВИЩЕ АФРИКАНСКИХ ГОР: Романы. - М.: РОСМЭН, 2001. - 511 с. - (Золотой треугольник).
«Сокровище африканских гор»
«Гент, подобно Стэнли, вёл дневник. Но в дневнике этом читатель нашёл бы весьма малое количество заметок географических, ещё меньше событий… Целые страницы были наполнены описаниями неизвестных цветов, их запаха и сравнений их с северными цветами. В другом месте говорилось о выражении глаз животных. Третье - рисовало пейзаж, подмечая неожиданные переходы красок и линий. Иногда Гент пускался в рассуждения о преимуществе быстрого прицела перед тщательным его наведением или рассказывал, как солнечный свет бродит в вершинах леса, озаряя листву» . Если бы Грину довелось совершить путешествие по Центральной Африке вместе с экспедицией американского журналиста Генри Стэнли, отыскивая следы пропавшего исследователя Д.Ливингстона, он, скорее всего, вёл бы себя так же, как созданный им герой Гент.

ФАНДАНГО: Новеллы / Вступ. ст. Е.Б.Скороспеловой. - М.: Дет. лит., 2002. - 334 с.: ил. - (Шк. б-ка).

Маргарита Переслегина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ГРИНА

Грин А.С. Автобиографическая повесть // Грин А.С. Избранное. - М.: Правда, 1987. - С. 3-142.

Амлинский Вл. В тени парусов: Перечитывая Александра Грина // Грин А.С. Новеллы. - М.: Моск. рабочий, 1984. - С. 5-22.
Андреев К. Летящий над волнами // Андреев К. Искатели приключений. - М.: Дет. лит., 1966. - С. 238-286.
Антонов С. А.Грин. «Возвращённый ад» // Антонов С. От первого лица: Рассказы о писателях, книгах и словах. - М.: Сов. писатель, 1973. - С. 90-130.
В помощь ученику и учителю: [Комментарии; Крат. летопись жизни и творчества А.С.Грина; Материалы к биографии; Критика о творчестве А.С.Грина; А.С.Грин в искусстве и др.] // Грин А.С. Рассказы; Алые паруса; Бегущая по волнам. - М.: АСТ: Олимп, 2000. - С. 369-545.
Вихров В. Рыцарь мечты // Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Правда, 1965. - Т. 1. - С. 3-36.
Воспоминания об Александре Грине / Сост., вступл., примеч. Вл.Сандлера. - Л.: Лениздат, 1972. - 607 с.: фотоил.
Галанов Б. Беру волны и корабль с алым парусом… // Галанов Б. Книжка про книжки. - М.: Дет. лит., 1985. - С. 114-122.
Грин Н. Воспоминания об Александре Грине. - Феодосия - М.: Коктебель, 2005. - 399 с.
Дмитренко С. Мечта, Несбывшееся и реальность в прозе Александра Грина // Грин А.С. Рассказы; Алые паруса; Бегущая по волнам. - М.: АСТ: Олимп, 2000. - С. 5-16.
Каверин В. Грин и его «Крысолов» // Каверин В. Счастье таланта. - М.: Современник, 1989. - С. 32-39.
Ковский В. Блистающий мир Александра Грина // Грин А.С. Собр. соч.: В 5 т. - М.: Худож. лит., 1991. - Т. 1. - С. 5-36.
Ковский В. «Настоящая внутренняя жизнь»: (Психологический романтизм Александра Грина) // Ковский В. Реалисты и романтики. - М.: Худож. лит., 1990. - С. 239-328.
Паустовский К. Александр Грин // Паустовский К. Золотая роза: Повесть. - Л.: Дет. лит., 1987. - С. 212-214.
Паустовский К. Жизнь Александра Грина // Паустовский К. Лавровый венок. - М.: Мол. гвардия, 1985. - С. 386-402.
Паустовский К. Чёрное море // Паустовский К. Лавровый венок. - М.: Мол. гвардия, 1985. - С. 18-185.
В этой повести А.С.Грин изображён под именем писателя Гарта.
Полонский В. Александр Степанович Грин (1880-1932) // Энциклопедия для детей: Т. 9: Рус. литература: Ч. 2: XX век. - М.: Аванта+, 1999. - С. 219-231.
Россельс Вл. Дореволюционная проза Грина // Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Правда, 1965. - Т. 1. - С. 445-453.
Сабинина И. Паладин мечты // Грин А.С. Корабли в Лиссе. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - С. 346-350.
Скороспелова Е. Страна Александра Грина // Грин А.С. Фанданго. - М.: Дет. лит., 2002. - С. 5-20.
Тарасенко Н. Дом Грина: Очерк-путеводитель по музею А.С.Грина в Феодосии и филиалу музея в Старом Крыму. - Симферополь: Таврия, 1979. - 95 с.: ил.
Щеглов М. Корабли Александра Грина // Щеглов М. Литературно-критические статьи. - М., 1965. - С. 223-230.

М.П.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С.ГРИНА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Алые паруса. Реж. А.Птушко. Комп. И.Морозов. СССР, 1961. В ролях: А.Вертинская, В.Лановой, И.Переверзев, С.Мартинсон, О.Анофриев, З.Фёдорова, Е.Моргунов, П.Массальский и др.
Ассоль. Телефильм. По мотивам повести «Алые паруса». Реж. Б.Степанцев. Комп. В.Бабушкин, А.Гольдштейн. СССР, 1982. В ролях: Е.Зайцева, А.Харитонов, Л.Ульфсак и др.
Бегущая по волнам. Сцен. А.Галича, С.Цанева. Реж. П.Любимов. Комп. Я.Френкель. СССР-Болгария, 1967. В ролях: С.Хашимов, М.Терехова, Р.Быков, О.Жаков и др.
Блистающий мир. Реж. Б.Мансуров. Комп. А.Луначарский. СССР, 1984. В ролях: Т.Хярм, И.Лиепа, П.Кадочников, Л.Прыгунов, А.Вокач, Г.Стриженов, Ю.Катин-Ярцев и др.
Господин оформитель. По мотивам рассказа «Серый автомобиль». Сцен. Ю.Арабова. Реж. О.Тепцов. Комп. С.Курёхин. СССР, 1988. В ролях: В.Авилов, А.Демьяненко, М.Козаков и др.
Золотая цепь. Реж. А.Муратов. Комп. И.Вигнер. СССР, 1986. В ролях: В.Сухачёв-Галкин, Б.Химичев, В.Масальскис и др.
Колония Ланфиер. Сцен. и пост. Я.Шмидта. Комп. И.Шуст. СССР-Чехословакия, 1969. В ролях: Ю.Будрайтис, З.Коцурикова, Б.Бейшеналиев, А.Файт и др.
Экранизаций произведений А.С.Грина не так уж мало, но по-настоящему удачных среди них, увы, нет…

Александр Гриневский родился в 1880 в г. Слободской близ Вятки на Урале в семье сосланного польского шляхтича. Он был старшим из 4 детей.

В детстве Саша был любознательным, с 6 лет читал. Грин был трудным подростком, даже убегал из дома.

В 10 лет мальчика отдали в реальное училище, но он плохо себя вёл и посвящал учебное время чтению. Здесь он получил прозвище Грин . Во втором классе Саша был исключён и переведён в другое учебное заведение.

Мать Грина умерла, когда ему было 15 лет, отец быстро женился вновь. Юноша не ладил с мачехой и поселился отдельно, с упоением читал, писал стихи и даже подрабатывал.

Путешествия

По окончании Вятского училища Грин решил осуществить детскую мечту и стать моряком. Он уехал в Одессу. 16-летний юноша хлебнул горя, пока не устроился матросом на корабль, но работал недолго, поругался с капитаном и вернулся домой. Через год Грин уехал в Батум. Там он испробовал множество профессий и продолжил поиск любимого дела, вернувшись к отцу.

В 22 года Грин стал солдатом, но через 6 месяцев Александр дезертировал. Бунтарский дух сочетался в его личности с гуманизмом, так что когда он стал агентом эсеров, то наотрез отказался участвовать в терактах.

С 1903 по 1905 год Грин был дважды арестован, выслан в Тобольскую губернию, но сбежал к отцу, который помог ему получить поддельный паспорт.

Грин становится писателем

Первые рассказы появляются в 1906 году. Тематика – о простых людях и революционерах. Рассказы Грин подписывал псевдонимами. Один из них – фамилия по поддельному паспорту (Мальгинов ). Псевдоним Грин появился в рассказе «Случай» в 1907 г.

В 1908 и в 1910 гг. вышли сборники рассказов писателя. Это были реалистические произведения.

С 1912 года Грин постепенно начинает писать романтические рассказы о героических людях и вымышленной стране. Писатель печатает рассказы в газетах и журналах, знакомится с писательской средой. В 1915 г. выходит сборник рассказов, имеющих антивоенную тематику.

В советской действительности Грин разочаровался ещё быстрее, чем в дореволюционной. Он был противником любого насилия, даже не сменил орфографию и календарь. В 1919 г. писатель был призван в Красную армию, но заболел тифом. Горький выхлопотал для него писательский паёк и жильё. В 1920-1922 гг. была написана феерия «Алые паруса» , напечатанная в 1923. В 1922 вышел сборник рассказов.

В 1924 г. напечатан первый роман Грина «Блистающий мир», в 1925 г. – «Золотая цепь», в 1926 г. написан, а в 1928 г. опубликован роман «Бегущая по волнам». В 1929 г. были изданы ещё два романа Грина.

«Эпоха мчится мимо»

Грин – неудобный писатель. Он отказывался писать в духе «социалистического реализма», поэтому со свёртыванием НЭПа прекращается издание 15-томника его произведений. Семья почти голодает, из Феодосии переезжает в Старый Крым. С 1930 г. запрещены переиздания книг Грина. Последний свой роман Грин не закончил.

В 1932 г. писатель умер.

Личная жизнь

Александр Грин был женат трижды. Первый раз его женой стала Вера Абрамова, которая навещала будущего писателя в 1906 г. в тюрьме в Петербурге под видом невесты. История их отношений описана в рассказе 1912 г. «Сто вёрст по реке». Жена отправилась с ним в ссылку в 1911 г. Супруги развелись в 1913 г. До конца жизни Грин всюду возил с собой её портрет.

Вторая жена Грина пробыла с ним в браке несколько месяцев в 1919 г.

Третья жена, Нина, появилась у писателя в 1921 году. Ей он посвятил своё самое знаменитое произведение – «Алые паруса».

Бегство от действительности

Главное произведение А.Грина – феерия «Алые паруса». Это сказочная повесть о том, что мечта воплощается в действительность, если это настоящая мечта. Действие происходит в вымышленном городе Каперна, таком же мрачном и злом, как Петербург начала 20-х, в котором писалась сказочная повесть. Ассоль не похожа на жителей города, она верит в миф о корабле с алыми парусами, на котором поплывёт к счастью. Капитан Грей увозит Ассоль, разыграв для возлюбленной её миф.