Виды изо в начальной школе. Презентации по изо (урок изобразительное искусство, рисование) на темы по фгос, скачать бесплатно

«Место ИЗО в системе начального образования»

учитель начальных классов

Сазонова Наталья Леонидовна

Младший школьный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Очень важно развить в ребенке способность углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям.

Этому способствует предмет «Изобразительное искусство».

Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное искусство.

В начальной школе решаются следующие задач:

Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства;

Формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;

Развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;

Овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между различными видами искусства;

Формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре.

У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы. Выполняя в полной мере задачи, стоящие между данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования – развитие личности ребенка.

Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе – целостен. И в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область «Искусство» способствует решению еще одной важной задачи, стоящей перед начальным образованием, - задачи формирования целостного восприятия ребенком окружающего мира. Для ее решения элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства.

В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры, композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп.

МЕСТО И РОЛЬ ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    Знания (о природе, обществе, технике, истории, культуре, о способах деятельности и т. д.).

    Способы деятельности (умения, навыки).

    Опыт творческой деятельности (решение творческих задач).

    Опыт эмоционально-ценностных отношений (опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений и др.).

В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном единстве, но в обратной последовательности их значимости в художественном развитии личности школьника.

Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них эстетического отношения к жизни.

Эстетическое отношение к жизни - это особое качество личности, которое необходимо для ответственного существования человека в мире. Оно выражается в следующих способностях:

    непосредственно ощущать себя неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира;

    видеть в окружающем мире своё продолжение;

    чувствовать сопричастность к другому человеку и к человеческой истории и культуре в целом;

    осознавать неутилитарную ценность всего в мире;

    осознавать свою ответственность за всё в жизни, начиная со своего ближайшего окружения.

Развитие именно этого качества создает прочную основу для нравственного, экологического, патриотического и других традиционно выделяемых видов воспитания.

Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин.

Преподавание искусства (предметов эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, литература, танец, театр и др.) должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе.

В детском саду и у шестилеток в школе художественное развитие должно начинаться с курса нерасчленённого по отдельным видам искусства. В этом возрасте искусства должны стать преобладающим средством познания окружающего мира и всех предметов.

Урок как форма преподавания отдельных видов искусства возможна во втором классе общеобразовательной школы. Завершаться преподавание искусства должно интегративным курсом, вводящим старшеклассников в мировую художественную культуру как целое.

На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности и мировоззрения, а что необходимо будущим профессионалам.

Таким образом, начальное образования по предмету «Изобразительное искусство» является частью образовательной системы «Искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие школьников.

В период начального художественного образования в процессе реализации главной цели, то есть воспитания эстетического отношения к жизни. Акцент в преподавании делается на развитии:

    эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира;

    первичных форм художественного воображения;

    способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах.

Собственно творческая практика младших школьников должна преобладать над работой по восприятию искусства, которая постепенно и неуклонно расширяется и в среднем звене становиться более значимой. Общее для всех видов искусства на уроках изобразительного искусства в начальной школе должно преобладать над специфическими особенностями отдельных его видов. В среднем звене специфические средства выразительности изобразительного искусства должны стать для школьников более ясными.

В условиях вариативного обучения по различным программам важно отметить некоторую общность поставленных задач изучения изобразительного искусства. Изобразительное искусство в школе призвано обеспечить приобщение школьников к миру пластических, формирование художественно-образного мышления, развитие творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства и др.

Таким образом, важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущение возможности в нравственно-эстетическом воспитании на начальном этапе образования уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

Еще одна важная задача образовательной области «Искусство» - гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.

Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка.

Обучение изобразительному искусству, выражающееся в организации школ, использовании определённых методов, приёмов в обучении, в теоретической разработке вопросов искусства, началось только в период цивилизации.

Высокой ступени развития достигло искусство Древнего Египта, Греции, Рима. Строительство городов, храмов, жилых зданий потребовало большого числа художников, мастеров живописи, скульптуры, архитектуры. В специальных школах стали вырабатываться принципы, правила, законы построения изображения фигуры человека, животных, растений, интерьера.

Мыслители, художники Древней Греции считали обучение рисованию необходимым не только для многих практических ремёсел, но и для общего образования и воспитания. Аристотель (384-322 гг. н. э.) указывал, что « в настоящее время обычными предметами обучения являются следующие четыре: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование».

Большое значение в разработке методов обучения рисованию имели труды великого чешского педагога эпохи средневековья Яна Амоса Коменского (1592-1670). Великий чешский педагог считал, что предмет «рисование» необходимо ввести в общеобразовательные школы и что оно помогает решить её воспитательные задачи.

О пользе рисования как общеобразовательного предмета говорил и французский философ-энциклопедист Жан Жак Руссо (1712-1778). Руссо отмечал важную роль рисования в познании и развитии чувственно-эмоционального отношения к окружающей действительности. В книге «Эмиль», или «О воспитании» Руссо писал, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребёнка, обучая его рисовать с натуры.

Искусство – это огромный мир художественных образов, с помощью которых художники выражают свои наблюдения, представления, мечты и фантазии, а также действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к изобразительному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством.

Художественное образование, понимаемое как образование посредством искусства, в единстве своих культурологических, эстетических, художественных, психолого-педагогических аспектов оказывает активное влияние на воспитание учащихся. В процессе занятий изобразительным искусством у учащихся активно развиваются фантазия, воображение, образное мышление, способность к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.п.

Художественная деятельность помогает детям понять и усвоить культуру разных времён и народов, развить свои способности, получить опыт эстетического общения.

Художественные знания, полученные детьми, умение воспринимать произведения искусства, приобретённые навыки собственной творческой деятельности – действенные средства развития интереса у ребят к искусству, потребности в художественно-творческой деятельности.

Обучение изобразительному искусству предполагает общее развитие творческих способностей, активное формирование эстетического восприятия, целенаправленное формирование приёмов реалистического изображения и навыков художественного выражения.

Художественное творчество младших школьников – это чаще всего рисование карандашами и красками, лепка, аппликация, т. е. наиболее традиционные, популярные, оптимальные для этого возраста художественные техники.

Развивать творческие способности школьников следует с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.

Введение в процесс обучения дидактических игр и упражнений позволяет вызвать у детей желание учиться искусству, участвовать в творческой деятельности, успешно её реализовывать и получать удовольствие от проделанной работы.

В первую очередь необходимо развивать следующие общие художественные способности:

    к творческому преобразованию, мышлению, логике, комбинаторике, вариативности;

    составлению оптимального плана действий;

    обучению, творческому развитию.

При обучении изобразительному искусству следует развивать и формировать все компоненты художественного творчества: интерес, произвольное внимание, наблюдательность, зрительную память, эмоциональность, фантазию, выразительность, систему «глаз – мозг – рука», графическую подготовку, художественные технологии.

Цель преподавания изобразительного искусства в начальной школе – гармоничное развитие младших школьников средствами изобразительного искусства, формирование у них устойчивого интереса к изобразительной деятельности и искусству, активной жизненной позиции.

Показателем и условием эффективности уроков изобразительного искусства является увлечённость детей работой, интерес и желание заниматься искусством. Изобразительная деятельность должна доставлять детям радость, обеспечивать активное эмоциональное отношение учащихся к занятиям.

Уроки изобразительного искусства в начальной школе способствуют развитию младших школьников, формируют систему знаний, умений, навыков в изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве.

В своей деятельности учителя изобразительного искусства руководствуются :

учебной программой для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения:

Изобразительное искусство. I–V классы. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2012;

Выяўленчае мастацтва. I-V классы. Вучэбнаяпраграма для ўстаноўагульнай сярэдняй адукацыі з беларускаймовайнавучання. – Мінск: НІА, 2012;

примерным календарно-тематическим планированием :

«Примерное календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству», I–V классы / И.Г Волкова, В.Н. Данилов // Мастацкая адукацыяі культура. – 2009, № 4, 2010, № 1.

Календарно-тематическое планирование является примерным. При необходимости учителям изобразительного искусства разрешается перераспределять количество учебных часов между темами;

санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования»,утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94. С нормативным документом можно ознакомиться на сайте www. minzdrav.by, www.rcheph.by;

нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Изобразительное искусство» при реализации образовательной программы базового образования (V класс), определенными образовательным стандартом общего среднего образования;

Правилами проведения аттестации учащихся при освоении образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования» обучение изобразительному искусству в I-IV классах учреждений общего среднего образования осуществляется на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок).

Безотметочное обучение изобразительному искусству осуществляется с целью:

Формирования у учащихся внутренней мотивации учения;

Развития креативности, самостоятельности, рефлексии;

Становления адекватной самооценки;

Формирования умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Необходимость использования безотметочного обучения обусловлена наличием существенных различий в уровне развития способностей в области изобразительного искусства и художественной подготовки учащихся.

Обучение изобразительному искусству на содержательно-оценочной основе осуществляется в опоре на принципы непрерывности и естественности контроля, критериальности, гибкости и вариативности инструментария оценки, приоритетности самооценки.

В процессе обучения изобразительному искусству широко используются развернутые оценочные суждения, отражающие степень усвоения учащимися умений и навыков в сфере изобразительного искусства, а также достигнутый ими уровень развития художественных умений и навыков. Словесно-содержательная оценка имеет комплексный характер и дается с учетом особенностей различных видов художественно-творческой деятельности.

При проведении уроков изобразительного искусства рекомендуется соблюдать последовательность этапов технологии безотметочного обучения: постановка цели, выдвижение критерия (совместно учителем и учащимися), осуществление деятельности, оценивание. При выдвижении критерия необходимо ориентироваться на уровень, который реально может быть достигнут учащимися при осуществлении художественно-творческой деятельности. В процессе оценивания необходимо гармонично сочетать внутреннюю оценку (самостоятельное оценивание учащимися собственной учебной деятельности) с внешней (оценивание процесса и результата деятельности одноклассниками и учителем).

Важным условием безотметочного обучения изобразительному искусству является обязательность и своевременность осуществления всех видов контроля. В процессе обучения используются следующие виды контроля: предварительный, поурочный и тематический. Предварительный контроль проводится в течение первой недели учебного года и дает возможность установить исходный уровень художественного развития учащихся. Поурочный контроль сопровождает процесс усвоения каждой темы урока и позволяет зафиксировать продвижение учащихся в освоении учебного материала. Тематический контроль дает возможность установить результативность усвоения темы четверти.

Контроль осуществляется в практической, устной и письменной формах, а также в сочетании указанных форм. При этом практические формы контроля на уроках изобразительного искусства являются приоритетными.

В основу программы положен принцип систематического развития у учащихся умения воспринимать художественный образ в произведениях искусства и посильно создавать его в собственных работах как результат эстетического восприятия явлений действительности и искусства и овладения навыками самостоятельной художественной деятельности. Методы преподавания искусства в школе должны учитывать его специфику как способа мышления и освоения мира.

Программа определяет систему основных учебно-воспитательных задач:

    формирование эстетической культуры и духовного мира учащихся, умения объективно воспринимать, анализировать произведения искусств всех видов и направлений на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

    совершенствование зрительного восприятия, развитие образного мышления, пространственного представления, комбинаторики, фантазии, чувства композиции, формы, цвета, пространства;

    обучение основам изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности, овладение образным языком пластических искусств, комплексом средств художественной выразительности;

    развитие способностей и творческой активности учащихся в процессе художественно-практической деятельности.

В целях формирования культуры устной и письменной речи в процессе восприятия произведений искусства и выполнения художественных работ учитель должен создавать условия для развития связной устной речи учащихся, умений анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщать. Необходимо развивать воображение, эстетический вкус, коммуникативные навыки учащихся, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства, умение вести дискуссию, осуществлять активную и самостоятельную художественно-творческую деятельность, повышать уровень мотивации, интерес к предмету. Знакомство с шедеврами мировой и национальной художественной культуры должно способствовать формированию национальной самоиденфикации, патриотизма, уважительного отношения к культуре своего и народов мира, стремления к посильному эстетическому преобразованию окружающей действительности.

Требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в начальных классах »:

    связь с жизнью, с народными художественными традициями;

    единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности;

    учёт возрастных возможностей учащихся, оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы;

    разнообразие видов работы и применяемых художественных материалов;

    межпредметные связи, связь с другими видами художественной деятельности детей;

В начальной школе программой по изобразительному искусству определены три вида художественно-практической деятельности: изображение, украшение(декорирование) и конструирование(дизайн).

Изображение – ведущий вид художественно-практической деятельности, включающий рисование с натуры, по памяти, представлению, наброски, графику, предметную и сюжетную лепку.

Украшение (декорирование) – вид художественно-практической деятельности, предполагающий освоение основ художественных ремёсел (роспись, керамика, плетение, вышивка, вытинанка, аппликация, флористика, витраж).

Конструирование (дизайн) – деятельность по проектированию, моделированию, подразумевающая изучение основных технологий работы с бумагой, картоном, тканью, конструктором и другими материалами.

При обучении искусству детей начальных классов на занятиях важно использовать игры и упражнения. Групповая и коллективная формы работы помогают вовлечь учащихся в процесс творчества, а также активизировать их интерес. В этом возрасте детям необходимо дать возможность попробовать свои силы в разных видах художественной деятельности и почувствовать своеобразие каждого из них.

Кроме того, на вводных и итоговых занятиях необходимо проводить беседы, в процессе которых учащиеся должны познавать мир и учиться воспринимать искусство.

При планировании занятий необходимо учитывать, что виды художественной деятельности можно комбинировать: беседа – изображение, конструирование – украшение и т. д.

В процессе обучения применяются следующие основные техники и материалы: простые, цветные, акварельные карандаши, восковые, акварельные мелки, шариковая ручка, уголь, фломастеры, гуашь, акварель, аппликация, коллаж, глина, пластилин, штамп, трафарет, роспись, флористика, соломка, плетение, вышивка, природные материалы.

Предложенное примерное планирование учитель может взять за основу, а при необходимости изменить самостоятельно, составив задания по типу рекомендованных в программе. В этом случае содержание урока должно представлять собой единство разных компонентов: темы урока, вида деятельности, объекта работы, учебных задач, материала и технологии, терминов и понятий.

Необходимо чёткое определение и системы знаний, усваиваемых учащимися в каждом классе как по отдельным видам занятий (беседы об изобразительном искусстве, рисование с натуры, тематическое и декоративное рисование), так и в целом по всему курсу обучения изобразительному искусству, включая и различные формы внеклассной и внешкольной работы. При этом очень важным фактором является то, что те знания, умения и навыки, которые получает школьник на занятиях рисованием с натуры, расширяются, углубляются и закрепляются на занятиях тематическим и декоративным рисованием, в процессе бесед о произведениях изобразительного искусства.

Точно также те знания и умения, которыми овладевают школьники на уроках тематического и декоративного рисования, находят своё дальнейшее развитие на уроках рисования с натуры.

Таким образом, изобразительное искусство в общеобразовательной школе, являясь необходимым звеном в общей цепи учебных предметов, призванных воспитывать учащихся, и прежде всего, предметов «эстетического» цикла – литература, музыка, занимает важное место в формировании мировоззрения учащихся.

Однако роль изобразительного искусства в воспитании и обучении будет действительно эффективной, если современные уроки изобразительного искусства будут отвечать ряду условий, а именно:

    Комплексное решение учебно-воспитательных задач на уроках изобразительного искусства.

    Соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей изобразительному искусству.

    Использование на уроках изобразительного искусства проблемных вопросов и ситуаций.

    Широкое использование на уроках изобразительного искусства наглядности и технических средств обучения.

    Соблюдение преемственности в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников.

    Соблюдение межпредметных связей уроков изобразительного искусства и литературы, математики, музыки, трудового обучения и т. д.

    Использование разнообразных приёмов и методов работы с детьми на уроках изобразительного искусства, включая элементы игры, с целью привлечения внимания, интереса детей к изобразительному творчеству, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, к процессу рисования и своему рисунку, чувства сопереживания персонажам своих композиций и рассматриваемых произведений художников.

    Соблюдение тесной связи (задач, целей, содержания, учебно-воспитательных приёмов) уроков рисования с натуры, на темы с другими уроками и внеклассными мероприятиями по изобразительному искусству.

    Постоянное совершенствование методики проведения уроков изобразительного искусства по всем основным разделам учебной программы.

    Использование в процессе обучения детей изобразительному искусству передового опыта учителей начальных классов и учителей изобразительного искусства.

В процессе обобщения передового опыта учителей по эстетическому воспитанию школьников средствами изобразительного искусства выделяются следующие аспекты, особенно влияющие на совершенствование учебно-воспитательного процесса на уроке изобразительного искусства. Это, прежде всего, применение методов и приёмов работы, направленных на привлечение эмоционально-эстетических чувств детей, на проявление у них чувства радости, восхищения от встречи с красотой в действительности и в искусстве, на привлечение интереса школьников к наблюдаемым и затем изображаемым явлениям и объектам окружающего мира. Возбуждение чувств ребёнка, его эмоциональной отзывчивости ведёт к появлению устойчивого внимания, к глубокому и всестороннему изучению явлений и объектов действительности, к осознанному усвоению законов и правил рисования, к познанию эстетического в жизни и искусстве.

Занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, их мыслительной и творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к действительности. На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, ка самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности учащиеся приобретают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный рисунок, ознакомление с лучшими произведениями изобразительного искусства служат эффективными средствами познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти и чувств, а также воспитанию нравственных и эстетических качеств ребёнка.

Литература:

- Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах», 1984.

- Костерин Н.П. «Учебное рисование», 1984.

- Кандинский, В. В. «О духовном в искусстве», 1992.

- Алехин, А. Д. «Когда начинается художник», 1993.

-Кузин В. С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе», 1998.

- Сатарова Л.А. «Изобразительное искусство в школе», 2004.

-Сокольникова Н.М. « Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе», 2005.

- Пьянкова Н.И. «Изобразительное искусство в современной школе», 2006.

- Инструктивно-методическое письмоМинистерства образования Республики Беларусь«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»в 2012/2013 учебном году», 2012.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Урок изобразительного искусства (ИЗО) в школе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современной российской школе растет роль изобразительного искусства, как одного из важнейших общеобразовательных предметов. Урок ИЗО помогает развивать у детей восприимчивость к миру прекрасного.

Урок ИЗО по ФГОС

ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Будучи наделенным системой учебно-воспитательных задач, зависящих от возрастной группы учащихся, урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

Рисунок 1. Задачи уроков изобразительного исскуства

Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.

Рисунок 2. Распределение учебных часов

Если смотреть в разрезе "по годам обучения", то уроки изобразительного искусства распределяются таким образом, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры

Доминирование рисования с натуры на уроках ИЗО обусловлено следующими факторами:

  1. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.
  2. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка, но и обучение элементам живописи.

Так как рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей, то становится очевидным что, рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок.

Изучив внимательно требования к урокам изобразительного искусства в школе, было установлено, что помимо рисования с натуры в общую школьную программу включено следующее:

  1. задания на составление узоров,
  2. оформлению альбомов,
  3. задания по декоративному оформлению помещений.

Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.

Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного искусства.

На уроке изобразительного искусства (ИЗО) в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и других народов.

Рисунок 3. Правила оформления декоративных узоров

На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки:

  1. изображение различных сюжетов из окружающей жизни,
  2. иллюстрирование литературных произведений,
  3. творческие сочинения картин на разнообразные темы,
  4. изображения на темы, придуманные самими детьми,

На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Кроме этого учащиеся узнают, какими средствами и художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих картин.

Подготовка учителя к уроку ИЗО

Является одним из важных аспектов нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

  1. Четкая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;
  2. Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;
  3. Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечениют овладения знаниями.

Подготовка учителя к уроку ИЗО – ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы. Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству преподавания изобразительного искусства.

Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана или план – конспекта урока.

В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов без которых урок не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче материала.

Рисунок 4. Типы урока

Современный урок – урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования урока. Для этого необходимо следующее:

  1. Определение темы урока.
  2. Определение дидактической цели урока на определенную тему.
  3. Определение типа урока;
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока.
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности.
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока.

Требования к уроку ИЗО

В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку ИЗО . К их числу можно отнести как использование новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке изобразительного искусства.

Рисунок 5. Дидактические принципы

На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие художественно творческих способностей учащихся, чтобы в последствии они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.

К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС второго поколения относится и наличие .

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Рисунок 6. Структура технологической карты

Одним из важнейших требований к уроку ИЗО является адекватно сформулированная цель урока. Характер цели представлен на рисунке ниже. Кроме того, формулировка цели урока должна быть четкой и лаконичной.

Рисунок 7. Характеристика цели урока ИЗО

От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Соблюдение определенных норм при проведении занятий по изобразительному искусству является необходимым элементом успешной педагогической деятельности в школе. Требования к уроку ИЗО особенно строги по отношению к его структуре. Согласно ФГОС, структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее:

  1. организационный момент,
  2. проверка домашнего задания,
  3. объяснение нового материала,
  4. самостоятельная работа учащихся,
  5. закрепление пройденного материала,
  6. подведение итогов.

Одним из ключевых требований к уроку ИЗО является разнообразие и регулярная смена деятельности. Другими словами, уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными. Так как возможный перечень деятельности на уроках ИЗО достаточно широк, то однообразия избежать очень легко. Так, на уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если говорить об уроках- беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

Организация урока ИЗО требует строгого внимания к времени. Его обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать все что было запланировано.

Каждый урок делится на строго регламентированные по времени этапы:

1. Организационный этап урока . Он включает в себя следующее:

  1. установление в классе должной дисциплины,
  2. регистрация отсутствующих в классном журнале,
  3. настрой на учебную работу.

Важным требованием к уроку ИЗО является высокий уровень подготовки рабочего места учителя. Все необходимые материалы должны быть принесены и установлены заранее в нужном порядке.

Кроме того, учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте.

Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить.

2. Сообщение нового материала . Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся . После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

Отдельно необходимо обратить внимание на такие аспекты, как возрастные особенности рисования учащихся. К примеру, дети младшего возраста рисуют быстро. Высокая скорость создания рисунка обусловлена тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий. В итоге, работа выполняется, основываясь на первом впечатлении и совершенно бессистемно. В таких случаях учить должен особое внимание уделить методической последовательности построения изображения. Учащиеся младших классов намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими толстыми линиями, которые нельзя стереть резинкой. Для преодоления этого, учитель должен словесно и наглядно показать и разъяснить зачем нужно рисовать тонкие, едва заметные линии.

Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся. Для повышения интереса учащихся старших классов рекомендуется использование ИКТ и иных педагогических инноваций.

4. Подведение итогов работы и завершение урока . К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

Итак, основными требованиями к уроку ИЗО является следующее:

  1. использование новейших достижений науки
  2. построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса
  3. реализация всех дидактических принципов
  4. обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов
  5. межпредметные связи
  6. связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся
  7. мотивация и активация всех сфер личности
  8. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся
  9. формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности
  10. формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
Общие требования к уроку изобразительного искусства конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Очень хорошо данные виды требований были описаны и представлены И.П. Подласым. По его мнению, к дидактическим требованиям относятся следующее:

  1. четкое определение образовательных задач каждого урока;
  2. рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  3. внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  4. рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
  5. творческих подходов к формированию структуры урока;
  6. сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
  7. обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
  8. научный расчет и мастерство проведения урока .

И.П. Подласый обозначил систему воспитательных требования к уроку, которые включают в себя:

  1. определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
  2. постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  3. воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;
  4. внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Развивающие требования к уроку отражены на рисунке 8.

Рисунок 8. Развивающие требования к уроку

Немаловажным элементом работы учителя над подготовкой урока изобразительного искусства в школе является составление план-конспекта. Структура план-конспекта регламентирована нормами ФГОС.

Структура план-конспекта ИЗО

При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено все что представлено на рисунке 9.

Рисунок 9. Структура план-конспекта урока изобразительного искусства

Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя план-конспект урока ИЗО .

1. Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. В самом начале составления план-конспекта урока, нужно указать какому виду занятий он будет посвящен:

  1. рисованию с натуры (рисунку или живописи),
  2. декоративному рисованию,
  3. тематическому рисованию,
  4. беседе об искусстве.

2. Затем определяемся с формулировкой темы урока ИЗО. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры – "Рисунок гипсовой вазы", по живописи – "Натюрморт из предметов быта", по декоративному рисованию – "Составление узора в круге", по тематическому рисованию – "Осень в лесу", по беседам об искусстве – "Виды и жанры изобразительного искусства".

3. После формулировки темы урока, необходимо написать лаконично и четко цель занятия и его задачи.

4. Следующим шагом составления план-конспекта урока ИЗО является перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы, два натурных столика и т.д. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Учителю нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

6. Каждый учитель должен предварительно составить план и систематизировать ход урока ИЗО. Содержание урока должно быть представлено в виде методической записки включающей в себя следующее:

  1. какой материал будет освещен на уроке,
  2. в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.

Литература

  1. Волявко Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/630119/
  2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014

М.: 1999. – 368 с.

В пособии в доступной форме рассказывается об основах изобразительной деятельности. Оно включает в себя как теоретические сведения о материалах и техниках, так и подробные рекомендации для выполнения заданий по рисунку, живописи, дизайну, лепке и архитектуре. Материал изложен системно, доступно и наглядно. Текст сопровождается иллюстрациями, которые повышают информативность учебного пособия, помогают извлекать информацию не только из текста, но и визуально. Книга рекомендуется также для студентов педагогических колледжей.

Формат: pdf

Размер: 30,5 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 8
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ 8
§ 1. Рисунок - вид графики 9
§ 2. Из истории рисунка 17
§ 3. Восприятие и изображение формы 22
§ 4. Свет и тень 26
§ 5. Пропорции 30
§ 6. Перспектива 34
ШКОЛА РИСУНКА 47
§1. Практические советы 48
Графические художественные материалы и техники 48
Передача фактуры предметов 54
§ 2. Методика работы над рисованием отдельных предметов и гипсов 55
Последовательность рисования куба 57
Последовательность рисования шара 58
Последовательность рисования цилиндра 58
Последовательность рисования пирамиды 59
Последовательность рисования шестигранной призмы 59
Последовательность рисования кувшина. Карандаш 60
§ 3. Методика работы над рисованием складок драпировки 61
§ 4. Методика работы над рисованием гипсового орнамента 63
§ 5. Методика работы над рисованием натюрморта 65
Последовательность рисования натюрморта из геометрических тел 67
Последовательность рисования натюрморта из бытовых предметов 69
§ 6. Методика работы над рисованием головы человека 70
Последовательность рисования головы гипсовой модели 70
Последовательность рисования головы живой модели 72
§ 7. Методика работы над рисованием фигуры человека 74
Последовательность рисования фигуры человека 77
§ 8. Методика работы над рисованием природы 78
Рисование трав, цветов и ветвей 78
Рисование деревьев 82
Рисование пейзажа 86
Последовательность рисования пейзажа 89
Рисование зверей и птиц 89
Практические задания 97
Глава II . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ 98
§ 1. Живопись - искусство цвета 98
§ 2. Из истории живописи 104
§ 3. Многообразие жанров живописи 114
Портрет 114
Натюрморт 116
Пейзаж
Анималистический жанр
Исторический жанр
Батальный жанр
Мифологический жанр
Бытовой жанр
§ 4. Восприятие и символика цвета
§ 5. Цвет и синтез искусств
§ 6. Основы цветоведения
О природе цвета 137
Основные, составные и дополнительные цвета
Основные характеристики цвета
Локальиый цвет
Цветовые контрасты
Смешение цветов
Колорит
Типы цветовых гармоний
§ 7. Композиция в живописи
Правила, приемы и средства композиции
Ритм
Выделение сюжетно-композиционного центра
ШКОЛА ЖИВОПИСИ
§ I. Практические советы
Живописные художественные материалы"и "техники работы 163
последовательность выполнения живописного произведения 166
& I. Методика работы над живописным изображением натюрморта 168
Последовательность изображения натюрморта. Гризайль 172
Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Акварель
Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Гуашь
§ 3. Методика работы над живописным изображением головы человека
Последовательность выполнения живописного этюда головы живой модели
§ 4. Методика работы над живописным" изображением фигуры человека.
Последовательность выполнения живописного этюда фигуры человека
§ 5 Методика работы над живописным изображенинм пеизажа (пленэр)
Последовательность изображения пейзажа." Акварель по-сырому 179
Последовательность изображения пейзажа. Акварель 180
Последовательность изображения пейзажа. Гуашь
Практические задания
Глава III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ 181
KW™T И дек°Ра™вн°-пРИкладное искусство в системе ценностей культуры
§ 2. Композиция в народном и декоративно-прикладном искусстве 192
§ -3. Искусство орнамента
Виды и структура орнаментов 196
Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран
и народов 199
Стилизация природных форм 204
§ 4. Народные художественные промыслы 207
Роспись по дереву 207
Хохлома 207
Городец 209
Росписи Северной Двины и Мезени 210
Керамика 213
Гжельская керамика 213
Скопинская керамика 215
Русская глиняная игрушка 216
Дымковская игрушка 216
Каргопольская игрушка 217
Филимоновская игрушка 217
Русская деревянная игрушка 218
Игрушка русского Севера 219
Нижегородская «топорщина» 220
Полхов-Майданские тарарушки 221
Сергиевопосадская игрушка 222
Богородская игрушка 223
Матрешки (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан) 225
Русские художественные лаки 226
Федоскино 227
Палех, Мстера, Холуй 228
Жостово 229
Павлопосадские платки 230
§ 5. Народный костюм 232
ШКОЛА НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 235
§ 1. Методика освоения декоративной росписи 235
Хохломская роспись 236
Городецкая роспись 240
Полхов-майданская роспись 241
Мезенская роспись 241
Жостовская роспись 242
Гжельская роспись 244
§ 2. Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек 246
Дымковская игрушка 247
Каргопольская игрушка 249
Филимоновская игрушка 249
§ 3. Методика работы над тематической декоративной композицией 250
Практические задания 254
Глава IV. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНУ 256
§ 1. Дизайн - искусство организации целостной эстетической среды 257
§ 2. Из истории дизайна 272
§ 3. Основы формообразования 278
§ 4. Цвет в дизайне 283
§ 5. Композиция в дизайне 286
ШКОЛА ДИЗАЙНА 288
§ 1. Методика работы над заданиями по графическому дизайну 288
§ 2. Методика работы над проектированием и моделированием объектов дизайна 290
Практические задания 294
Часть II МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§ 1. Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в начальной школе 295
§ 2. Методика обучения изобразительному искусству в I-IV классах 312
Методика обучения рисунку, живописи, композиции в начальной школе
Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству 324
Методика обучения дизайну в начальной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература 3S7

Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Как же научиться его понимать? Для этого необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах.
Как известно, виды искусства можно объединить в следующие группы: пластические, временные и синтетические. Пластические искусства - это пространственные искусства, произведения имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют в реальном пространстве.
К пластическим искусствам относятся: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, а также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера.
Все виды искусства осваивают мир в образной форме. Произведения пластических искусств воспринимаются зрительно, а иногда и осязательно (скульптура и декоративно-прикладное искусство). Этим они существенно отличаются от произведений временных видов искусства. Музыкальные произведения воспринимаются на слух. Для исполнения симфонии и чтения книги требуется определенное время.
Не следует относить к пластическим искусствам балет, в котором происходит слияние музыки и движения на основе пластики человеческого тела. Балет считают синтетическим видом искусства.
В пространственных искусствах пластика объемов, форм, линий имеет существенное значение, именно с этим и связано их название. Пластические искусства с XVIII в. называют прекрасными, изящными, этим подчеркивается их красота и совершенство образов.
Вместе с тем с глубокой древности пластические искусства особенно тесно связаны с материальным производством, обработкой и оформлением предметного мира, среды, окружающей человека, то есть с созданием материальной культуры. Тем самым художественная вещь воспринимается как овеществленное творчество, эстетическое освоение мира.
Искусство каждой эпохи воплощает ее ведущие философские идеи. Как род художественной деятельности пластические искусства занимают на всех ступенях истории развития человечества важное место в духовном освоении действительности, им доступен самый широкий круг тем.
Пластические искусства тяготеют к синтезу искусств, то есть к слиянию и взаимодействию архитектуры с монументальным искусством, скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством; живописи со скульптурой (в рельефах), живописи с декоративно-прикладным искусством (в керамических изделиях, вазах) и т. д.
Пластические искусства как один из художественных элементов являются составной частью многих синтетических искусств (театр, экранные искусства). Существуют попытки объединения живописи с музыкой.
В структуру образа пластических искусств (каллиграфия, плакат, карикатура) может входить материал языка (слово, буква, надпись). В искусстве книги графика объединяется с литературой. Пластические искусства могут
даже приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство). Но в основном образная структура произведения пластического искусства строится с помощью пространства, объема, формы, цвета и др.
Окружающий нас мир становится предметом изображения художника, фиксируется им в пластических образах. Основная их особенность заключается в том, что, материализуясь на плоской или иной поверхности, они дают нам художественное представление о многообразии предметов и их расположении в пространстве.
Художественность пластического изображения раскрывается в отборе тех качеств предметно-пространственного мира, которые дают возможность передать характерную выразительность и выделить эстетически ценное.
При этом можно говорить о трех различных пластических системах. Следует отметить, что в изобразительном искусстве с давних времен существовали одновременно или сменяя друг друга различные системы художественного восприятия и отображения реального мира.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я столкнулся с проблемой введения их в мир жанров и видов изобразительного искусства. Современных «компьютеризированных» детей сложно удивить, поэтому возникла острая необходимость в создании презентации, которая помогла бы увлечь, заинтересовать данной темой, предоставить доступный, для понимания визуальный ряд. В процессе объяснения учащиеся открывают для себя удивительно разнообразный мир искусства, вот почему подбор образцов и репродукций для презентации особенно важен.

У каждого педагога сформировано своё видение мира, которое он транслирует ученикам, школьники интегрируют разные представления о мире, и на их основе формируют своё видение. Но для того чтобы ученики смогли сформировать собственную систему ценностей преподавателю нужно спроектировать условия, предоставляющие возможности выбора, осмысленных поступков и решений, нравственного выбора в проблемных ситуациях. Использование презентации в практической педагогической деятельности поможет учителю наполнить социализацию школьников культурным смыслом, обеспечить трансформацию культурных ценностей, познавательную мотивацию, в изучении изобразительного искусства. Прежде чем говорить об искусстве, изначально необходимо объяснить понятие «культура».

Культура (от лат. cultura , от глагола colo , colere – возделывание, позднее – воспитание, образование, развитие, почитание)

Трактовок определения много, однако, обратить внимание стоит, что для детей младшего школьного возраста многие из них будут не понятны. Поэтому достаточно объяснить, что

«Культура» – это то, что создано руками, умом человека.

Особое место в культуре занимает искусство. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок, искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. Именно оно обладает предельно широким спектром воздействия на развитие и формирование личности в силу объединения в нем всех видов деятельности: ценностно-ориентационной, созидательной. Л.С Выготский, пишет о том, что все прикладное значение искусства, в конечном счете, сводится к его воспитательному действию.

Изобразительное искусство в начальной школе нацелено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, эмоционального оценивания, способности к познанию мира через чувства и эмоции. В соответствии с Федеральным Государственным

Образовательным Стандартом нового поколения, задачи изучении курса изобразительного искусства в контексте основных педагогических задач образовании следующие:

Восприятие интереса к изобразительному искусству – обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле – развитие нравственных чувств – уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Поэтому, необходимо, начиная с истоков детства, показывать младшему школьнику мир с любовью и ценить все проявления этой жизни.

Начнем с определения понятия.

Слайд 2-й Изобразительное искусство это один из наиболее крупных разделов искусства.

Изобразительное искусство – вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры

В своей презентации рассмотрим лишь основные виды и жанры.

Слайд 3 Изобразительное искусство делится на виды и на жанры. Классифицируют их по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества

скульптура
живопись
графика
фотоискусство
декоративно-прикладное искусство

Слайд 4 Жанры изобразительного искусства. Жанр (от фр. genre – род) – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения; исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения (пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр и др.) Рассмотрим лишь самые основные жанры:

Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Жанровая композиция
Декоративно-прикладная композиция

Слайд 5 Портрет – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности."На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека". Портрет можно поделить на «поджанры» Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.
Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемый по воспоминаниям или воображению мастера.
Посмертный (ретроспективный) портрет – сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
Портрет-картина – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми.
Портрет-прогулка – изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма
Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.
Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.
Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.
Религиозный портрет древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).

По характеру изображения

Парадный портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост.
Полупарадный – обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары.
Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью.
Более дробная жанровая дифференциация обусловлена тем, что в художественном творчестве сливаются познавательные, идейно-оценочные, образно-художественные элементы, а каждое произведение искусства имеет ещё и определенное функциональное назначение. Так, поскольку идейно-оценочная позиция художника- портретиста может быть не только объективной или апологетической, но и иронической или гневно-обличительной, портрет может приобрести форму шаржа или карикатуры. В зависимости от своего назначения тот же портрет может быть парадным, камерным, интимным и пр.

Слайд 6 Пейзаж – жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Существовал с древности, но утратил своё значение в Средневековье и вновь появился в эпоху Ренессанса, постепенно став одним из важнейших живописных жанров.

Слайд 7 Натюрморт – (Мёртвая природа) изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Зародился в XV-XVI веках, но как самостоятельный жанр оформился только в 17 веке в творчестве голландских и фламандских художников. С тех пор является важным жанром в живописи, в том числе и в творчестве русских художников.

Слайд 8 Жанровая композиция является частью бытового жанра в изобразительном искусстве. Бытовые сцены с древности были предметом живописи, однако как отдельный жанр жанровая живопись сложилась лишь в средневековье, получив особенно сильное развитие в эпоху социальных перемен Нового времени.

Слайд 9

Виды изобразительного искусства и их взаимодействие с жанрами. Тут стоит особо обратить внимание на взаимосвязь видов и жанров, поскольку каждый из вышеперечисленных основных жанров может быть реализован и в скульптуре, и в живописи, и в графике, и в любом другом виде изобразительного искусства.

Слайд 10

Скульптура (лат.sculptura , от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов – в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах. Основано на принципе объёмного, физически трехмерного изображения.
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором, или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Слайд 11

Живопись вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Живопись может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, преходящей мгновенности ситуации, эффект движения и т. п.; в живописи возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. Это позволяет живописи не только наглядно воплощать зримые явления реального мира, показывать широкую картину жизни людей, но и стремиться к раскрытию сущности исторических процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей

Слайд 12

Графика (греч. γραφικος – письменный, от греч. γραφω – пишу) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Слайд 13

Фотоискусство искусство создания художественной фотографии. То есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника. Это один из новых, «молодых» видов современного изобразительного искусства.

Слайд 14

Декоративно -прикладное искусство (от лат. deco – украшаю) – широкий раздел искусства , который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Слайд 15

Скульптура. Художественно-выразительные средства скульптуры – построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди)), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством; и рельеф. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае – барельеф, во втором – горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка – искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина; литейное дело, или скульптура в тесном смысле – искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Слайд 16 Главные жанры скульптуры – портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных).

Слайды 17, 18, 19, 20 В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись может быть исполнена масляными красками, темперой, акриловыми красками и акварелью.

Слайды 21, 22, 23 Графика использует в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях – два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже – фактурной) поверхностью бумаги – главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, – «воздух белого листа»). В графике может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).

Слайды 24, 25 Особое место Фотографии в художественной культуре определяется тем, что оно стало первым в истории «техническим» искусством, которое могло возникнуть лишь на основе определённых достижений в науке (физике, химии, оптике) и технике. Один из изобретателей фотографии Л. Ж. М. Дагер был художником, и первые фотографические снимки (дагеротипы) создавались в русле традиционных для живописи жанров портрета, пейзажа и натюрморта. Как и на рубеже 19–20 вв., современная художественная фотография развивается, чутко отражая многообразные направления изобразительного искусства, в том числе и многие кризисные его тенденции. Современные фотохудожники изменяя масштабы и фактуры до неузнаваемости, создают композиции в духе абстрактного искусства, или следуют более традиционным направлениям и жанрам.

Слайды 26, 27 Декоративно-прикладное искусство – собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Хотелось бы, чтобы первичное знакомство с видами искусства запомнилось и явилось сильным мотивационным стимулом для их дальнейшего развития.

Список литературы:

  1. Парнах М. Уроки изобразительного искусства. Урок 3. Лшия//Искусство в школе. – 2001. №2. – С.26.
  2. Парнах М. Уроки изобразительного искусства. Урок 6. Роза//Искусство в школе. – 2001. – МЗ. – С.57
  3. Парнах М. Уроки изобразительного искусства. Урок 10. Летящая птичка//Искусство в школе. – 2001. – №4. – С. 42.
  4. Журналы «Юный художник» 2000 – 2012 года
  5. М.К. Прете, А. Капальдо , «Творчество и выражение» (курс художественного воспитания) часть 1 – М. Советский художник, 1981.
  6. М.К. Прете, А. Капальдо , «Творчество и выражение» (курс художественного воспитания) часть 2 – М. Советский художник, 1981.
  7. Григорьева Г.Г. , Игровые приемы и обучение детей изобразительной деятельности. – М: Просвещение, 1995.